Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями: как правильно заниматься с малышом

Эмоции отличают человека от животного, помогают ему общаться с другими людьми, справляться со сложными ситуациями. Они определяют наше будущее и настоящее. Умение владеть собственными чувствами, выражать их при помощи различных средств − важное умение для каждого человека. Но это умение не появляется просто так.

Новорожденный ребенок имеет ограниченные возможности выражения собственного недовольства или радости: крик или молчание. Задача каждого родителя – помочь малышу научиться понимать свой внутренний мир, выражать его в доступной форме, сдерживать при необходимости. Это непростой процесс, требующий внимания и времени.

Содержание статьи

Зачем развивать эмоциональный мир

Среди множества причин для развития эмоциональной сферы можно выделить:

  • Развитие головного мозга. Расширение спектра эмоций стимулирует работу нервных окончаний, способствуя формированию новых нейронных связей. Чем ярче и многограннее эмоциональная жизнь малыша, тем быстрее происходит физическое и сенсорное развитие;
  • Регулировка действий. Осваивая окружающее пространство и познавая мир, крошка испытывает разнообразные чувства, опираясь на реакции взрослых формирует линию поведения. Испуг мамы на попытку исследовать розетку вызовет понимание опасности задуманного действия;
  • Развитие игровой деятельности. Дети учатся через игру. Эмоциональный отклик на игровые действия позволяют формировать базу для будущего обучения;
  • Социализацию. Дети, обладающие широким спектром чувств, легче проходят этап социализации, относятся к окружающим более мягко, формируют дружеские отношения;
  • Подготовку к трехлетнему кризису. Родители, занимающиеся развитием эмоциональной сферы малыша, преодолевают негативные проявления легче и быстрее;
  • Управление чувствами. Через познание внутреннего мира карапуз учится их понимать, управлять ими.

Направления эмоционального развития

Развитие эмоциональной сферы ребенка включает в себя несколько направлений деятельности:

  • Расширение спектра эмоций. При рождении малыш имеет возможность выразить любые ощущения через крик или молчание, постепенно взрослея, начиная овладевать собственной речью, мимикой, движениями; спектр проявления чувств расширяется, накапливается эмоциональный опыт. Наращивание познаний о собственных чувственных возможностях происходит в течение всей жизни человека, позволяя ему справляться со всеми возникающими вопросами.
  • Углубление осознанности переживания. Каждое чувство вызывается определенными событиями, действиями и не всегда хватает слов, чтобы описать весь испытываемый спектр. На помощь в этом вопросе приходит эмоция.
  • Освоение возможности контролировать поведения. Новорожденный не может сдерживать собственный крик от голода или другого неприятного события, ребенок дошкольного возраста уже умеет сдерживать эмоции.

Дети учатся, копируя родителей и окружающих людей. В период до 3 лет хорошо показать малышу варианты проявления внутренних ощущений.

На первом этапе кроха будет очень рад смотреть, как изменяется ваше лицо, интонация, голос.

Его будет забавлять возникшая перемена, а с течением времени он сможет проводить логические цепочки, связывающие ваше настроение и определенные события.

Видя эту связь, будет пытаться повторить за вами, не всегда вначале удачно выбирая необходимый вариант, но со временем все четче показывая свои чувства.

В зависимости от возраста крохи его эмоциональный спектр имеет разные характеристики, позволяя вести работу исходя из необходимых для определенного возраста занятий.

Эмоции и их развитие с рождения до года

Эмоции и их развитие с рождения до 1 года

Первая и основная эмоция в начале жизненного пути ребенка – крик. Сразу после появления на свет малыш оповещает мир о своем появлении, и впоследствии этот вид проявления чувств становится основным для отражения всех ощущений крохи.

Эмоции первого года жизни характеризуются неустойчивостью, кратковременностью и вместе с тем бурным проявлением. Наличие факторов, приносящих новорожденному неудобства (голод, грусть) выражаются криком. Через короткое время появляется первая улыбка, за нею смех.

Крик постепенно начинает различаться в зависимости от причины, его вызывающей. Многие мамы быстро начинают различать интонации и применять необходимые действия для нормализации эмоционального состояния.

Если мама, слыша плач ребенка, понимает причины его появления, четко реагирует, то малыш очень быстро поймет, каким образом попросить о необходимых действиях.

Эмоции ребенка до года формируются из ощущений. Чувства становятся мотивом для определенного поведения, импульсивного выражения пожеланий. Через соответствие внутренних переживаний действиям формируются будущие поступки. Одной из хитростей формирования поведения является наблюдение за реакцией, контроль собственных действий.

Хорошо, когда мама не устраивает паники в простых ситуациях, не выказывает ужас от небольших огрехов, излишне не опекает кроху. Это работает очень просто. Если малыш упал, но при этом не ушибся, верным будет не хватать его на руки и жалеть, а приобняв спокойно ему сказать, что ничего страшного не случилось.

В обратной ситуации дети, подрастая, прибегают к хитрости, требуя повышенного внимания, начинают плакать без видимой причины.

Формируя эмоциональную сферу ребенка до года, родителям стоит показывать собственным примером, какие разные реакции могут быть на схожие ситуации. При падении мама может пожалеть и даже поплакать вместе с крохой, если удар очевидно сильный. Но в другом случае может просто пожалеть и утешить.

Характеристика эмоционального развития от года до 2 лет

Формирование эмоциональной сферы ребенка после 12 месяцев начинает изменяться.

Малыш осваивает хождение и начинает активно играть с разнообразными предметами. Направление развития чувственности крохи переходит из среды ощущений в предметную деятельность.

Наличие тех или иных эмоций начинает проявляться в результате успешной или провальной деятельности. Часто негативные чувства направлены непосредственно на предмет, вызвавший недовольство.

Появляется стремление изменить ситуацию через давление на взрослых, применяя уже изученные варианты эмоционального поведения.

Среди наиболее часто встречаемых проявлений негативного направления у детей с года до 2 присутствуют:

  • Гнев;
  • Злость;
  • Огорчение;
  • Неудовольствие.

Видя эти проявления, родители должны понять, какой именно предмет или действие не получается у крохи, и объяснить или показать, как правильно поступить. Объяснения должны быть спокойными и ласковыми.

Уже в этом возрасте стоит рассказать малышу, что все когда-то этого не умели, но постепенно, прилагая усилия, все получится.

В награду за родительское терпение и помощь, дети проявляют большой спектр положительных эмоций:

  • Улыбку;
  • Радостные возгласы;
  • Смех.

Эмоциональное развитие ребенка в этом периоде происходит по пути последовательной социализации. Чувства чаще применяются как возможность показать свою самостоятельность, привлечь внимание, подчеркнуть успех. Ближе к двум годам малыши начинают эмоционально воспринимать не только действия, но и сюжеты сказок, задумки в организованных играх.

Эмоциональное развитие от 2 до 3 лет

Эмоциональное развитие от 2 до 3 лет: от действия к сопереживанию

Ребенок третьего года жизни уже активно осваивает родную речь. Переживания медленно переходят от реакции на действие к сюжету игры.

Малыш часто сам создает вымышленный мир, развивая первоначальную задумку по знакомым шаблонам. Если кроха видит, как мама стирает или готовит, то герои его игр будут использовать это действие.

Отличительной чертой такой игры будет полное копирование эмоций взрослого.

К этому периоду желательно полностью контролировать свои чувства, не допускать негативных реакций на ситуацию. Не стоит, ударив молотком по пальцу, употреблять ругательные выражения. Их эмоциональная окраска заинтересует карапуза, уже спустя пару секунд вы услышите четкое повторение ваших слов и действий.

В период от 2 до 3 лет появляются эстетические реакции. Малыш начинает воспринимать характер музыки, красоту природы и одежды. Четко улавливается попытка разграничить мир на красивое и не очень.

Эти эмоции появляются на базе младенческого опыта изучения окружающего мира.

Постепенно удивление от новых предметов преобразуется в любознательность, появляются первые вопросы, связанные с сутью вещей и событий, а не внешней характеристикой.

Общие положительные проявления чувств дополняются новыми негативными эмоциями:

  • Зависть;
  • Ревность;
  • Жадность;
  • Соперничество.

Проявлению негативных эмоций способствует появляющийся интерес к сверстникам. Отсутствие опыта социального общения, попытка сконцентрировать внимание на себе, непонимание возможных вариантов коммуникации приводят к формированию неправильных эмоциональных реакций. Задача родителей на этом этапе:

  • Показывать, как нужно общаться с другими детьми;
  • Научить играть в команде;
  • Объяснить, почему проявляемые реакции не желательны.

Этап эмоционального развития ребенка от 2 до 3 лет – переломный момент, заканчивающийся кризисом. До достижения малышом 3 лет необходимо максимально помочь ему освоить основные эмоции, научить выражать их при помощи творчества, слов.

Общие рекомендации по раннему эмоциональному развитию до 3 лет

Для гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка до 3 лет родители должны учитывать некоторые особенности подхода к этой работе.

Последовательность

Все ваши действия и эмоции должны быть постоянны и логичны. Не стоит по-разному реагировать на одинаковую ситуацию или проявление негативных чувств. Хорошо, если на семейном совете будет выстроена общая линия поведения для основных ситуаций. Чтобы малыш мог четко понимать, как нужно реагировать на те или иные события, все члены семьи должны быть едины в проявляемых эмоциях.

Сдержанность

Для минимизации негативных эмоций хорошо контролировать собственные чувства. Проблемы, загруженность, усталость — не причина срываться на ребенке. Ваше умение сдерживать свои порывы станут для карапуза лучшим примером контроля.

Творчество

Знакомьте своего кроху с разными сторонами жизни и творчества. Гуляйте, рисуйте, танцуйте. Наполните жизнь красками и удивлением.

Через открытие нового малыш познает не только окружающее пространство, но и собственный внутренний мир. Предлагайте в момент гнева нарисовать его чувства, слепить из пластилина причину расстройства.

Пусть он попробует перенести внутренний негатив на физические объекты, посмотреть на них со стороны.

Беседа как инструмент коррекции

Развивая умение малыша проявлять свои чувства, старайтесь корректировать нежелательные проявления при помощи разговора. Пытайтесь найти причину негативной реакции. У детей до 3 лет она чаще всего кроется в незнании как поступить.

Подскажите выход, расскажите, что не стоит кричать и злится, а нужно просто сказать. Объясняя ребенку важность сохранения спокойствия, внимательно следите за собственными эмоциями.

Никакие слова не научат лучше, чем пример, на который можно сослаться.

Игра

Появление новых ощущений желательно проиграть вместе с крохой, показав, как она выглядит со стороны, подсказав в каких ситуациях ее использовать. Любую негативную эмоцию легко объяснить на игрушках. Пусть машинка или кукла станут жадными, грубыми или ревнивыми. Видя наглядно как выглядит ощущение, варианты отношения к нему, малыш сможет понять, почему его нужно контролировать.

Актерское мастерство

Одним из способов развития эмоциональной сферы является тренировка лицевых мышц перед зеркалом. Вместе с крохой попробуйте изобразить гнев, боль, радость и другие эмоции. Пусть малыш посмотрит, как они выглядят. Спросите, какая из них ему нравится, а какая нет.

Читайте также:  Ребенок 4 недели: развитие крохи и ежедневный уход за ним

Эмоциональное развитие ребенка – важный этап становление личности, влияющий не только на его социальные способности, но и на физическое и психическое развитие.

Каждый человек развивает свою чувственность на протяжении всей жизни, учится справляться с негативными проявлениями.

Чтобы ваш сегодняшний карапуз в будущем умел противостоять критике, внутренним позывам, социальной несправедливости, начните работу по совершенству его внутреннего эмоционального мира уже сегодня.

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/ranee/emocionalnoe/

Как привлечь к занятиям детей с ОВЗ

16 апреля 2019 г.

Одним из интересных и полезных вариантов проведения свободного времени для детей является игра. Она помогает адаптироваться и познавать окружающий мир, осваивать новые умения и тренировать коммуникативные способности.

В игре потенциал ребёнка развивается, направляется в нужное русло, появляется интерес к учебно-развивающим занятиям. Малыши с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) развивают моторику рук, учатся правильно корректировать движения, быстрее адаптируются в окружающем пространстве.

Они направляют внимание на взаимодействие с ровесниками, родителями и специалистами, учатся добиваться результатов.

Творческие занятия для детей с ОВЗ

Создавая игровое пространство для малышей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо помнить, что они склонны к повышенной скованности и застенчивости. Им трудно общаться со сверстниками и выражать мысли, эмоции.

У них часто не развита невербальная коммуникация. Игровые занятия действуют на центры в головном мозге, которые стимулируют проявление ряда навыков. Помимо этого, у ребёнка часто формируется увлечение, вызванное искренним интересом.

При регулярных упражнениях малыши добиваются весомых результатов.

Чтобы интерес ребёнка не угасал, стоит использовать специальные игрушки:

  • многофункциональные центры. Это игрушки, на которых расположено много кнопок, шариков или пластинок. Во время занятий они реагируют на действия, издавая вибрацию, звук или меняя свет. Упражнения с таким центром способствуют развитию слуховых и тактильных умений, правильному формированию причинно-следственных связей, помогают выучить разные цвета, формы;
  • игрушки для слабовидящих и детей со слабым слухом. Приспособления помогают изучать предметы на ощупь. На них есть кнопки, которые производят вибрации и воспроизводят различные музыкальные мотивы;
  • сенсорно-тактильные наборы. Это комплекты, содержимое которых зависит от цели занятия. В наборы входят мячи для массажа, шарики с подсветкой, звуками и другие необычные приспособления для игры;
  • наборы для формирования визуально-сенсорного восприятия. В эту категорию входят пазлы, предметы, воспроизводящие световые и звуковые эффекты. Это могут быть калейдоскопы, инструменты, специально предназначенные для детей с ОВЗ.

Музыкальные игрушки, разные комплекты, развивающие наборы находят широкое применение в учебных заведениях (школы, детские сады), адаптированных для ребят с отклонениями в здоровье.

Товары для инвалидов и средства реабилитации, представленные по ссылке https://fmf.com.ua/ru/zasoby-reabilitatsiyi, покупают также при занятиях дома. Комплексное взаимодействие родителей, педагогов и профильных специалистов с ребёнком позволяет не только вовлечь его в игру, но и подготовить к учёбе.

Какие занятия для детей с ОВЗ самые эффективные

Коррекционная деятельность – это взаимодействие с ребёнком, которое помогает справиться с личностными комплексами и трудностями. Она используется для развития социальных навыков и индивидуальных способностей. Помимо психологической пользы, это ещё и приятное времяпрепровождение.

Основой коррекционной деятельности для детей являются игры. Они развивают логику, тренируют воображение и память. Для них это самый лучший способ познания и обучения.

С помощью игр удаётся отработать коммуникативные навыки, научиться контролировать себя и своё поведение.

Малышам с ОВЗ избавиться от эмоциональных блоков можно только через стабильное психологическое состояние и отсутствие психосоматических нарушений.

Когда занятия проходят дома, их нужно разнообразить. Ведь, чем интереснее и увлекательнее деятельность, тем быстрее улучшается психоэмоциональное состояние малыша. Безусловно, лучшие результаты достигаются, когда вместе взаимодействуют не только родители и ребёнок, но и подключаются преподаватели и узкопрофильные специалисты.

Для развития коммуникативных умений и психоэмоциональной адаптации детям-инвалидам рекомендовано посещать следующие занятия:

  • индивидуальные уроки со специалистом. На занятиях ребёнок изучает и играет с различными развивающими устройствами. Благодаря адаптированным игрушкам, которые содержат разные сенсорно-тактильные элементы, дошкольники с недостатками слуха и зрения увлекательно проводят время и получают новые знания;
  • групповые занятия. Они проводятся в специализированных кабинетах под контролем специалиста. Дети с отклонениями здоровья играют с мягкими игрушками, светящимися шариками, разными по величине мячиками и другими предметами. Максимально эффективными являются многофункциональные детские центры. Они позволяют играть 2–4 деткам одновременно;
  • ЛФК и реабилитация. Активные игры благоприятны для детей с ОВЗ. Они улучшают координацию и физические способности, расширяют спектр движений и их амплитуду, укрепляют уверенность в своих навыках и умениях.

Главное, чтобы развивающие и восстанавливающие занятия проходили регулярно, под контролем специалиста и были подобраны индивидуально.

Любые игры и развивающие занятия могут проводиться только в специально оборудованных комнатах. При выборе учреждения обязательно поинтересуйтесь наличием документов, разрешающих проведение коррекционно-развивающих работ.

Ведь заниматься с такими детьми должны специалисты по инклюзивному образованию.

Источник: http://healthinfo.ua/articles/novosti_zdorovia/47578

8 принципов занятий с особыми детьми

ФОТО Getty Images 

Обычные дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Они живо откликаются на все новое, пробуют, рискуют, у них есть внутренние стимулы, которые помогают им двигаться вперед. Ребенку же с нарушениями развития – независимо от его диагноза – необходима дополнительная стимуляция, помощь со стороны взрослых, чтобы осваивать новые навыки и исследовать мир. Для того чтобы эта помощь была действительно эффективной, родителям стоит учесть несколько важных принципов взаимодействия с таким ребенком. О них рассказывает Сара Ньюмен, которая сама вырастила сына с нарушениями развития и написала одно из лучших практических руководств в этой области – «Игры и занятия с особым ребенком»1.

Задавая ребенку вопрос, все родители ждут некоторое время ответа. Они делают это бессознательно. Исследования показали, что «время ожидания» у большинства из них примерно одинаково. Однако ребенку с особыми нуждами требуется для ответа больше времени, поэтому родителям следует ждать дольше, чем подсказывает инстинкт.

Ребенку с особыми нуждами для ответа или реакции требуется больше времени, поэтому будьте терпеливыми

Дети с церебральным параличом испытывают затруднения в управлении лицевыми мышцами: чтобы ответить улыбкой на улыбку, им требуется время. Когда, играя с ребенком, вы ожидаете от него словесного ответа, улыбки или иной реакции, подождите столько, сколько подсказывает вам интуиция, а затем сосчитайте про себя до десяти. Не торопите ребенка. Будьте терпеливыми.

Чтобы добиться от ребенка понимания и отклика, возможно, вам придется повторять то или иное слово или действие снова, снова и снова. Вы можете чувствовать, что пытаетесь прошибить головой стену, но рано или поздно настойчивость принесет свои плоды.

Одно из тяжелейших испытаний для родителей связано с недостатком отзывчивости, который часто проявляют дети с особыми нуждами. Чрезвычайно тяжело постоянно отдавать ребенку свою любовь, время, внимание и заботу и ничего не получать взамен.

Все, что вам остается, – не сдаваться и продолжать любить своего ребенка. Рано или поздно вы получите свою награду, пусть и скромную. Чтобы привлечь внимание ребенка, когда вы собираетесь с ним играть или заниматься, прежде всего сделайте что-то неординарное, не похожее на то, к чему он привык.

Попробуйте сделать свое лицо «интересным», нескучным для ребенка. Вы можете, например:

  • Широко и часто улыбаться.
  • Строить рожицы – морщить нос, поднимать брови.
  • Издавать забавные звуки.
  • Надеть на себя что-то необычное: экстравагантную шляпу, необычные очки (очень большие, цветные, фигурные), большие яркие серьги, «клоунский» нос, маску.
  • Раскрасить лицо.

Еще вы можете легонько подуть ему в щеку. Или даже просто сидеть очень тихо и неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше внимания, чем бурная активность. Никогда не заставляйте ребенка силой смотреть на вас, как бы трудно и долго он ни шел на контакт.

Большинство детей с особыми нуждами легче познают новое, если взрослые стараются задействовать все их органы чувств. Особенно важно это для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен мультисенсорный подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков.

Запомните фразу: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того чтобы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, включите и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, покажите ему фрукты, дайте их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать.

Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке.

Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова

Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто показать или рассказать ребенку, что вы делаете, он должен сам попробовать выполнить то же действие (можете использовать метод «рука в руке» – взять руки ребенка в свои и помочь ему).

Даже взрослые нередко сталкиваются с этим явлением: слушая объяснение, мы, кажется, все понимаем, а через пять минут все сказанное улетучивается из памяти.

Гораздо лучше запоминается то, что мы видели, или пробовали сделать сами, или записывали, – словом, когда усвоение сопровождается действиями, помогающими закрепить новые сведения в памяти.

Используйте:

  1. Игрушки, на которые интересно смотреть (ярко раскрашенные, игрушки с мигающими лампочками, мыльные пузыри, разные фонарики и необычные светильники).
  2. Физические движения. Качайте ребенка на коленях, щекочите, обнимайте, катайте по кровати, кружите вокруг себя, подбрасывайте и ловите, прыгайте вверх-вниз с ребенком на руках.
  3. Звуки. Играйте на музыкальных инструментах и пойте любимые песни; играйте с ребенком на ксилофоне, используйте «звучащие» игрушки; берите ребенка на концерты, слушайте с ним уличных музыкантов.
  4. Запахи. Попробуйте сделать «ароматные коробочки». Возьмите несколько маленьких коробочек, например из-под драже «Тик-так», наполните их пахучими веществами (специями, кофе, чаем, измельченными апельсиновыми корками) и давайте ребенку понюхать. Используйте масла для ароматерапии.
  5. Осязание. Давайте ребенку ощупывать предметы, изготовленные из материалов, вызывающих различные тактильные ощущения: гладких (шелк и бархат), грубых, колючих (щетка для волос), холодных, теплых, твердых (камень), мягких (мех) и т.п.

Дети любят четкий режим дня и постоянство окружающей обстановки, потому что хотят понимать, что происходит вокруг них, и уметь предсказывать события: это дает им чувство уверенности и безопасности.

Читайте также:  Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

Если ваш ребенок страдает нарушениями восприятия или недостатком коммуникационных навыков, ему может быть трудно понять, что происходит вокруг.

Тем более важно организовать его жизнь по принципу четкой повторяемости и постоянства.

Создайте для него четкое расписание и правила поведения

Избегайте резких перемен в обстановке: например, если у ребенка нарушено зрение, не меняйте и не переставляйте мебель в квартире. Будьте последовательны и постоянны в своих реакциях на поведение ребенка (особенно дурное).

Создайте для него расписание (ребенок должен вставать, ложиться, обедать и т.п. в одно и то же время) и четкие правила поведения (например, «есть и пить можно только сидя за столом»).

Однако расписание не должно мешать жить, поэтому некоторые вариации в нем допустимы и даже необходимы, чтобы предотвратить нездоровую фиксацию на расписании, свойственную некоторым детям.

Слова «ребенок свободно владеет таким-то навыком» означают, что он способен выполнять требуемое действие не только со своими игрушками, но и с незнакомыми предметами, не только дома с родителями, но и в незнакомой обстановке и перед посторонними людьми.

В частности, врачи и психологи всегда проверяют успехи ребенка именно таким образом. Если родители сообщают, что ребенок научился подбирать предметы по цвету, он должен продемонстрировать свое умение не только с тем набором предметов, на которых тренировался дома, но и с незнакомыми вещами.

Чаще давайте ему возможность проверить себя: предлагайте незнакомые предметы для игры, побуждайте играть в разной обстановке.

Родители часто фиксируются на каком-либо одном умении и развивают его так старательно, словно от него зависит жизнь ребенка. Это может произойти оттого, что окружающие постоянно спрашивают: «А он уже сидит?», «Ну как, он уже пошел?» и т.п.

, или может быть связано с собственными представлениями родителей о том, что для ребенка наиболее важно. Так или иначе, подобное «застревание» вредно.

Ребенок – целостная личность, его навыки развиваются сложным путем, во взаимодействии друг с другом, и трудно изолировать какое-то одно умение от всех остальных.

Ребенок должен чувствовать, что его занятие – важное дело, которое необходимо закончить

Например, чтобы положить предмет в коробку, ребенок должен овладеть и физическими навыками – умением брать и отпускать предмет, и интеллектуальным навыком – способностью сопоставить размеры коробки и предмета.

Изучение одного навыка может оказать благоприятное воздействие на освоение других, даже если связь между ними не очевидна.

Развитие навыков общения помогает ребенку лучше понимать чувства и реакции людей и, таким образом, влияет на поведение.

Если вы просите ребенка выполнить какое-то задание, а он не хочет или не может этого сделать, сделайте это за него, сказав, например: «Хорошо, тогда мама сделает».

Ребенок должен чувствовать, что его занятие – важное дело, которое необходимо закончить.

Если вы просто пожимаете плечами и переходите к чему-то другому, у ребенка возникает впечатление, что его успех по-настоящему никому не нужен.

Подробнее об играх и занятиях, которые помогают развить когнитивные, физические, речевые, социальные навыки ребенка с особенностями развития, читайте в книге Сары Ньюмен1.

1 С. Ньюмен (S. Newman) «Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей». Книга выдержала уже 9 изданий. Последнее, в 2015 году, подготовлено при содействии Благотворительного фонда поддержки детей с особенностями развития «Я есть!».

Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/8-printsipov-zanyatiy-s-osobyimi-detmi/

Игры и упражнения для детей страдающих ДЦП

Игры и упражнения для детей страдающих ДЦП

ДЦП — детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.

  • Именно по этим причинам  у маленьких пациентов с таким диагнозом замедлено развитие речи, имеются проблемы со слухом, зрением и моторикой.
  • Заключение о том, страдает  малыш подобным заболеванием или нет, врачи делают по достижении детьми однолетнего возраста, исследуя сопутствующие, наследственные  заболевания,пристально наблюдая за тем, как пациенты ведут себя в повседневной жизни.
  •  Как правило, большинство родителей не воспринимают страшный диагноз как приговор, а, напротив, оказывают всяческую поддержку своему чаду в борьбе с недугом.
  • Детям с диагнозомДЦПнепросто научиться сидеть, тяжело стоять и также сложно освоить процесс ходьбы, поскольку они не имеют чётких представлений, как нужно двигаться правильно.

 Учитывая данные особенности, специалисты разработали целый ряд упражнений, направленных на развитие двигательных навыков, которые можно выполнять и в домашних условиях. Однако лучше, если занятия будут проходить под контролем медицинских работников .

Для того, чтобы организовать такие игры и упражнения  совсем не потребуется никаких специальных приспособлений. Вы можете проводить их сами или наблюдать за занятиями, проводимыми специалистами.

Доказано, что детистаршего возраста лучше запоминают игры, которые проводятся в группах по несколько человек, однако в отдельных случаях требуются индивидуальные занятия.

Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание. Для того, чтобы подобрать правильный комплекс  достаточно консультации у врача.

  1. Комплекс упражнений для разминки
  2. Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:
  3. — малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;
  4. — необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;
  5. — под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.
  6. После этого можно проводить игры,которые сделают пальцы больного ДЦП ребёнка более подвижными:
  7. — попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;
  8. — указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;
  9. — особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

— указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

Игры и упражнения для детей, страдающих ДЦП.

Игра «Зайка серый умывается» (3-7 лет).

Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

«Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.

Вот он вымыл ротик, ушки.

Ах, какой же он послушный!

Не забудет он о лапках —

Их протрет чистейшей тряпкой.

И давай потом скакать —

«Нужно в гости ведь бежать!»

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем. Игра может быть окончена после того, как в роли этого животного побывает хотя бы 5-6 детишек.

Игра «Прокати мяч с горки» (2-5 лет).

Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игры по развитию вестибулярного аппарата.

«Пройди, не задев ворота» (5-14 лет).

Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.

 Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.

«Повернись — не ошибись»(7-14 лет).

Дети становятся в ряд в шаге друг от друга и поворачиваются лицом к руководителю. Потом они закрывают глазки и делают то, что говорит инструктор. А он отдает команды повернуться налево или направо, покружиться на месте, сделать шаг назад или вперед. Те участники этой подвижной игры, которые выполнили все упражнения правильно, считаются победителями.

Упражнения для укрепления мышц (миалгия)

«Запрещенное движение» (6-14 лет).

Дети принимают положение стоя или сидя, кладут руки на колени. По команде инструктора они начинают повторять за ним различные упражнения, направленные на разминку рук, туловища и ног.

При этом, выполняются все движения, кроме одного «запрещенного» — оно оговаривается заранее. Или вместо него участники делают какое-то другое упражнение (тоже определяется еще до начала игры). К примеру, вместо поднятия рук вверх, можно хлопать в ладоши.

Примечательно, что такого рода малоподвижные игры развивают внимательность и быстроту реакции.

«Передал — садись» (7-14 лет).

Игроков разделяют на две команды, в каждой из которых должно быть по 5-6 детей. Они становятся в шеренги лицом друг к другу. Группы выбирают капитанов, которые отходят на расстояние пяти шагов от своих команд. Их место очерчивается мелом, а в руки предводителям групп выдаются мячи.

Капитаны обеих команд бросают их первым представителям своих шеренг и те, когда поймают мячи, кидают их обратно, а сами уходят и садятся на лавку.

Так происходит до тех пор, пока какая-то группа не выиграет (в таком случае все члены одной команды должны оказаться на лавочке скорее, чем их соперники).

Все эти подвижные игры не только помогают бороться с выше указанными заболеваниями, но и дают возможность детям сдружиться, повышают настроение. Особенно хорошо влияют на ребят развлечения, которые пробуждают дух соревнования. Подвижные игры лучше всего проводить на открытом воздухе – это станет отличным и здоровым времяпрепровождением для больных или ослабленных детей.

Кинезиологические игры при поражении  суставов (полиартриты)

«Чья лошадка быстрее?» (4-9 лет).

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 5 лет: как проявляются способности у детей

«Кулак и ладонь» (6-14 лет).

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа.

Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него.

Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

Подвижные игры при поражении суставов.

«Вернись на место»(7-14 лет).

Все дети садятся на скамью (можно присесть на стулья). Инструктор очерчивает на полу или на асфальте круг. Первый участник этой подвижной игры встает в него, и с повязкой на глазах делает четыре шажка.

Потом он поворачивается налево, опять делает четыре шажка и разворачивает корпус направо дважды. Проходит еще четыре шажка, разворачивает направо, идет еще четыре шажка, и таким образом он должен оказаться в круге, из которого выходил.

Если он будет за его чертой, тогда можно повторить упражнение. Выигрывают те дети, которые не преступят ее.

«Снежинки» (3-12 лет).

Для начала этой игры половину детей определяют в группу снежинок, а другую половину относят к разряду ветров. Сам инструктор получает гордое звание «мороз». Когда он произносит фразу «дует-дует сильный ветер», то ребята, которые исполняют его роль, бегут к снежинкам, уже успевшим разбежаться по площадке.

Детки, пребывающие в образе ледяных пушинок, становятся на носочки и поднимают ручки высоко вверх. Они расслабляют пальчики и начинают ходить на носочках, а потом и медленно бегать, кружиться. Тем временем, подвижная игра продолжается, инструктор-мороз охватывает себя руками и говорит: «Вот мороз пришел».

А детишки приседают от таких слов, и обнимая свои коленки ручками, подтверждают «Ах, как холодно!», и опускают в знак согласия головы себе на грудь. После этого мороз опять заводит разговор: «А вот и ветерок легкий подул», и снежинки в ответ медленно произносят «фу-у-у-у».

Потом они встают, опять поднимают ручки, становятся на носочки и аккуратно начинают бегать, имитируя плавные движения снежинок. Вот так данная подвижная игра и заканчивается, но после окончания она начинается снова.

При этом снежинки превращаются в ветер, а он, в свою очередь, берет на себя их роль.

Все игры и упражнения проводятся под наблюдением родителей или медицинских работников. В случае, если ребёнку трудно стоять, бегать нужно его поддержать, помочь сделать движение.

  • Не оставляйте малыша в беде, нужно помочь  ему встать на ноги, необходимо сделать его счастливым и здоровым.
  • Комплекс упражнений для страдающих бронхиальной астмой
  • Воспитание детей с ДЦП.

Источник: https://detichaik.ru/osobye-deti/igry-i-uprazhneniya-dlya-detej-stradayushhix-dcp.html

Специфика психоэмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика
психоэмоционального развития детей с
ОВЗ.

«Если
ребёнок очарованный красотой полей,
мерцанием звёзд, бесконечной песнью
кузнечиков и запахом полевых цветов,
слагает песню, значит, он находится на
вершине гармонии тела и духа. Забота о
здоровье ребёнка- это прежде всего
забота о гармонической полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой
гармонии является радость творчества»

В.А.
Сухомлинский.

Сообщение:

Процесс
формирования здоровья детей – это
многотрудный процесс, состоящий из
огромного количества деталей и звеньев.
В нём перекликаются медицинские,
психолого-педагогические и социально-бытовые
аспекты.

Только при координации усилий
во всех вышеперечисленных аспектах,
организации всей последовательной
цепочки оздоровительных мероприятий,
с учётом специфики каждого периода
детского онтогенеза, и только опираясь
на мотивацию здорового поведения
ребёнка, можно достигнуть успеха в этой
работе.

Успешность
социализации личности определяется
когнитивными способностями, достаточным
уровнем эмоционально-волевых процессов
и коммуникативных навыков.

Социально-коммуникативный
компонент компетентности старших
дошкольников по результатам 2012-2013
учебного года показывает незначительную
динамику, что говорит о трудностях
коммуникации и социализации наших
воспитанников.

Психика
ребенка дошкольного возраста
характеризуется повышенной ранимостью
и легкой истощаемостью. Многие воздействия
окружающего мира могут оказаться для
него сверхсильными и явиться причиной
нервных реакций и даже нервных расстройств.

Особенно
заметно психика ранима у детей физически
ослабленных от рождения, у малышей
возбудимых, легко истощаемых и часто
болеющих, что и характеризует наших
воспитанников.

Их психическое
здоровье уже изначально нарушено,
стартовые возможности снижены,
эмоционально-волевая сфера не достаточно
сформирована, поэтому говорить об
укреплении и сохранении здоровья будет
немножко неправильным. Мы должны
компенсировать потерянные и недостающие
возможности психического здоровья
детей, а потом уже сохранять и укреплять,
то, что удалось восполнить.

Своевременное
прерывание нарушений эмоционального
состояния детей и создание условий для
нормального функционирования их нервной
системы являются важным факторами их
психического здоровья. Но следует
учитывать специфику психоэмоционального
развития детей с ОВЗ категорий ОНР, ЗПР,
УО и сейчас мы с вами вместе выделим
характеристики особенностей ЭВС наших
детей.

Интерактив-общение
с педагогами (модераторы выбраны заранее,
все участники поделены на группы):
определить особенности развития ЭВС
ребёнка разных категорий по диагнозу,
правильно распределив показатели
несформированности ЭВС (работают в
подгруппах по диагнозам).

Дети ОНР: Особенности эмоционально-волевой сферы:

  1. Повышенная тревожность ведёт к замкнутости, робости, нерешительности, неуверенности, тревогам, страхам, несерьёзности, многословию, заторможенности, скованности. Болезненная реакция на замечания и на повышенный тон.

Ребёнок постоянно застревает на чем-либо, избегает ответственности, боится выражать своё мнение и тем более его отстаивать.

  1. Специфика взаимодействия (нарушения) с окружающими

коммуникативные нарушения (ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение ориентироваться в ней, неумение поддерживать беседу); недостаточная сформированность социальных взаимоотношений (неумение соотносить свои устремления с интересами других людей; неумение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; неумение с уважением относиться к ценностям других людей; неумение получать информацию в общении; неумение выслушать другого, и прийти к общему решению; неумение отстаивать свою точку зрения в общении).

Дети ЗПР: Особенности эмоционально-волевой сферы:

  1. Поведенческие реакции (нарушения)
  • Инфантилизм, эйфоричность, негативизм, упрямство, манерничанье, фамильярность со взрослыми, протестные реакции, импульсивность, вспыльчивость, преобладание игровых мотивов;
  • Ребёнок на резкий запрет отвечает отчаянным непослушанием, постоянно противоречит взрослому и настаивает на своём, часто обижается и кричит.
  • Повышенная тревожность и чувствительность к различного рода препятствиям, их высказывания часто фрагментарны и не упорядочены.
  • Быстрая утомляемость и неспособность длительному психическому напряжению, крикливость, капризность, чрезмерная подвижность и впечатлительность, синдромы гиперактивности или гипоактивности, аутистический синдром, астенический синдром, склонность к депрессии, страхи.
  1. Неустойчивость эмоционально-волевой сферы:
  1. Нестабильность чувств, резкие перепады настроений, эмоциональная напряжённость, непредсказуемость поведения ребёнка, болезненная реакция на замечания и на повышенный тон взрослого.
  2. Низкий эмоциональный интеллект (не слышит себя и других, не контролирует всплески своих эмоций, не умеет спокойно принимать решения в новой нестандартной ситуации)
  3. Нескооординированность эмоциональных процессов.
Дети УО: Особенности эмоционально-волевой сферы:

  1. Слабость собственных намерений и побуждений
  • Низкий уровень способности соблюдать правила поведения в группе, ребёнок не может заставить себя вести правильно.
  • Неготовность преодолевать трудности, повышенная тревожность и чувствительность к различного рода препятствиям.
  • Снижение волевой активности в любом виде произвольной деятельности, вследствие функциональной незрелости лобных долей головного мозга;
  1. Повышенная истощаемость нервных процессов

Низкая работоспособность, длительность активного внимания ограничена, отказ от деятельности, негативное отношение ко взрослым, эмоциональные вспышки, «выключение» из пед. процесса (выпадает, уходит в себя).

  1. Эмоциональные реакции неадекватны источнику, сниженная способность к эмоциональному заражению и подражанию.

Недостаточная дифференцированность эмоциональных проявлений, косность и однообразие; нестабильность чувств и бедность оттенков; значительная ограниченность диапазона переживаний; крайний характер проявления радости, огорчения и веселья.

  1. Упражнение
    «Дети моей группы» (описание поведенческих
    и эмоциональных проявлений)
  2. Упражнение
    «Закончи предложение»
  3. Группе
    педагогов предлагается закончить
    следующие предложения:

  4. Я хочу…

  5. Я смогу…

  6. У меня получится…
  7. Для формирования
    у детей умений минимизировать свои
    негативные проявления (агрессию,
    обидчивость), управлять желаниями и
    поступками необходимо обеспечить
    условия для преобладания положительных
    эмоций в ежедневном распорядке дня:

1. Обеспечить
рациональную организацию режимных
моментов, соблюдение гигиенических
требований к образовательной нагрузке
(к продолжительности НОД, расписанию
образовательной деятельности, чередованию
разных по характеру видов деятельности
и видов нагрузки в течение недели,
оптимальному двигательному режиму).

2. Создать
благоприятную среду для каждого
воспитанника в системах отношений
«ребёнок-ребёнок» и «ребёнок-взрослый»,
а именно:

  • учитывать и принимать индивидуальные особенности детей;
  • использовать в группе минимум запретов;
  • применять оптимальное количество требований;
  • соблюдать чёткость, единство и постоянство требований;
  • обеспечить смену видов детской деятельности.

Нашим
детям крайне необходим надежный заслон
от психотравмирующих воздействий
окружающей среды и поэтому целенаправленная,
систематическая работа по формированию
у детей поведенческой и эмоционально-волевой
сфер способствует выработке у данной
категории дошкольников социально
приемлемых стилей поведения и реагирования,
и, в конечном итоге, повышает успешность
их полноценной социализации.

Упражнение
«Выбор игры»
(из предложенных вариантов
игр педагогам нужно выбрать ту, которую
можно использовать с целью снятия ПЭН).

Педагог-психолог:
Варламова Л.Н.

Приложение
1

Особенности
эмоционально-волевой сферы детей с ОНР

ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Особенности
эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Особенности
эмоционально-волевой сферы детей с УО

СЛАБОСТЬ СОБСТВЕННЫХ НАМЕРЕНИЙ И ПОБУЖДЕНИЙ ПОВЫШЕННАЯ ИСТОЩАЕМОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

ОНР

1.

  • нерешительность, замкнутость, скованность
  • тревоги и страхи
  • болезненная реакция на замечания и на повышенный тон

2.

  • коммуникативные нарушения
  • недостаточная сформированность социальных
  • взаимоотношений
  • ЗПР
  • 1.
  • негативизм и упрямство
  • протестные реакции
  • импульсивность и вспыльчивость
  • чрезмерная подвижность и впечатлительность

2.

  • резкие перепады настроений
  • эмоциональная напряжённость
  • низкий эмоциональный интеллект
  • быстрая утомляемость и неспособность
  1. к длительному
    психическому напряжению
  2. УО
  3. 1.
  • низкий уровень способности соблюдать правила

поведения в
группе

  • неготовность преодолевать трудности
  • снижение волевой активности в любом виде

произвольной
деятельности

  • значительная ограниченность диапазона переживаний

2.

  • низкая работоспособность
  • длительность активного внимания ограничена
  • негативное отношение ко взрослым
  • эмоциональные вспышки

Приложение
2

Упражнение 1 Частыми поведенческими и эмоциональными проявлениями детей моей группы является…
Упражнение 2 Закончите предложение

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/252153/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]