Развитие фантазии и воображения у детей посредством нетрадиционных техник рисования
Лавренко Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейск Краснодарский край Описание: материал может быть полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования, учителям, детям и их родителям. Назначение: использование на занятиях по рисованию, в кружковой работе, украшения интерьера, как практическая работа при знакомстве с нетрадиционными техниками рисования. Цель: Развитие фантазии и воображения у детей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачи: — расширять знания через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса детей к изобразительному творчеству. — научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании; — создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала детей. Художник хочет рисовать, Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и художник – Рисует он, где только может… Он чертит палкой по земле, Зимою пальцем на стекле, и пишет углем на заборе, и на обоях в коридоре. Художник, потому художник, Что может рисовать везде. А кто художнику мешает, Тот землю красоты лишает!
Андрей Усачев
Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое творчество, которое не придерживается классических традиций художественного изображения. Рисование в нетрадиционных техниках свободно от канонов академического рисования, оно более упрощенное и доступное для детского восприятия и поэтому восхищает, удивляет и развивает детское воображение.
В нетрадиционном рисовании используются самые различные необычные материалы. Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Картинки, выполненные любым или сразу несколькими методами, получаются необычными, интересными и сказочными.
Виды нетрадиционных техник рисования настолько разнообразны, что для каждого ребенка индивидуально можно подобрать наиболее интересный и увлекательный для него метод. Применение нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного искусства дает детям раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражения ребенка.
Нетрадиционные техники способствуют проявлению у детей фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного.
Я расскажу о нетрадиционных методах, которые применяю в своей работе и покажу детские работы, выполненные в этих техниках:
«Клей и соль».
Это ,пожалуй, самая распространенная техника нетрадиционного рисования. Дети любого возраста очень любят эти техники рисования. Вначале клеем ПВА рисуем все что угодно, без предварительного рисунка, а затем обильно посыпаем крупной солью. После полного высыхания клея соль стряхиваем, получается очень интересный, объемный рисунок. Диана П.,5лет Ангелина Т.,6 лет Светлана А.,11лет Анастасия К.,12 лет «Клей и крупа». Неплохая техника, дает хороший объем изображаемого, но крупу потом лучше покрасить по теме рисунка. Настя Т.,9 лет «Свеча и акварель». На первый взгляд, кажется ,что очень легкая и простая техника. Но попробуйте сами нарисовать что- либо свечой неотрывной линией, что бы потом получился какой -либо понятный рисунок! Детям 6 лет эта техника дается сложно, но постарше дети справляются хорошо. Ксюша Б.,7лет Лиза С.,7лет « Акварель и соль». Эта техника очень хорошо подходит для изображения каких — либо фонов. Потом картинка дорисовывается гуашью. Дети очень любят эту технику. Вначале акварельную бумагу промочить хорошо поролоном, потом делаются крупные мазки разного цвета акварелью, и сразу же насыпаем крупную соль. Через сутки, когда хорошо просохнет бумага, соль стряхиваем жесткой крупной кистью, и придумываем рисунок ,соответствующий фону. Ксюша Б., 7 лет Рита Г., 8 лет Люба В., 7 лет «Клей, мокрая бумага и акварель». Рисуем клеем ПВА любой рисунок. Затем после полного высыхания клея акварельную бумагу смочим обильно водой ,потом наносим акварельные краски на фон и и раскрашиваем свой рисунок. Валя Г.,7 лет В этой технике очень редко получаются интересные рисунки, т.к. они немного похожи на витраж с белым контуром.
«Тычкование».
Дети очень любят этот метод рисования. Я иногда использую шаблоны для выполнения этой техники.
— ватные палочки
Илья П.,6 лет Люба В.,7 лет — поролон Ева Х.,8 лет — скомканная бумага Дарья Б.,7 лет «Оттиск листьев». Этим методом я пользуюсь осенью. Дети собирают опавшие с деревьев листья разной формы и цвета, и создают свои «шедевры». Иногда делаем оттиск листьев, прокрашивая их разным цветом, а иной раз используем листья как трафарет. В некоторых работах дети пользуются многослойными трафаретами. Настя Т, 9 лет Софья И.,9 лет «Граттаж». Очень интересная и любимая детьми техника! Очень развивает детскую фантазию и воображение. Акварельную бумагу раскрашиваем цветными восковыми мелками,потом натираем стеариновой свечой, затем покрываем черной тушью или гуашью. После полного просыхания процарапываем пилочкой для ногтей какой — либо рисунок. Максим Г.,10 лет Света А.,10 лет Дарья М.,9 лет Современные техники:
«Дудлинг»
Дудлинг — процесс рисования простыми элементами. «Дудл» в переводе с английского языка обозначает «каракули». Попросту закорючки, рисунки на полях, то что мы рисуем неосмысленно, машинально. Такие рисунки могут быть как абстрактными так и иметь определенную форму и даже сюжет. Сейчас эта форма творчества завоевывает популярность по всему миру. Главный секрет популярности дудлинга – его доступность. Ведь в дудлинге нет правил. Он доступен каждому, а возможности самовыражения с его помощью не имеют границ! Люба В.,7 лет Лиза А.,9 лет «Оверлеппинг» Техника рисование, в основном в черно-белом цвете, где происходит частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Эта техника очень развивает пространственное мышление ребенка. Вначале дети по шаблонам составляют композицию из несколько предметов. А вот следующий этап рисования очень увлекателен для мышления детей. Нужно правильно сделать разделения цвета, этот процесс похож на разгадывание какой-либо пространственной задачки. Дети делают это с большим удовольствием! Алина Д., 10 лет Лиза Т.,10 лет Алина П.,11лет «Монотипия». Эту технику мы делаем с более старшими детьми, выполняем акриловыми красками на стекле и делаем оттиск на акварельной бумаге. Монотипия на первый взгляд очень простая техника. Что здесь сложного? Сделай оттиск на бумагу и все!…Но сейчас только и начинается самый трудный процесс. Увидеть на цветном фоне что-нибудь интересное, похожее на что — либо. Развитие фантазии и воображения идет полным ходом и превращается в творческий процесс создания своего эксклюзивного «шедевра». В этих работах мы пользуемся иногда техникой «кляксография» и прорисовкой. Светлана А.,12лет Алина Д.,12 лет Анастасия К.,12 лет Применение нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного искусства дает детям возможность раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражения ребенка. Нетрадиционные техники способствуют развитию фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке. Как нарисовать зимнее дерево Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу
- Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
- Конспект урока по изобразительному искусству в 5 — 6 классах
- Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
- Техника японской живописи суми-ё
- Аппликация. Портрет человека
Тамара Михайловна Лавренко # 24 июня 2019 в 19:41 +7 | |
|
Ольга Васильевна Яковлева # 6 марта 2018 в 10:31 +7 | |
|
Ольга Станиславовна Средина # 6 марта 2018 в 18:05 +7 | |
|
Елена Анатольевна Маркелова # 6 марта 2018 в 19:55 +7 | |
|
Тамара Михайловна Лавренко # 6 марта 2018 в 21:34 +7 | |
|
Ольга Ивановна Кабанова # 6 марта 2018 в 20:53 +7 | |
|
Софья Владимировна Юхнина # 8 марта 2018 в 18:39 +7 | |
|
Тамара Михайловна Лавренко # 18 марта 2018 в 12:53 +7 | |
|
Валерия Викторовна Болдушевская # 9 марта 2018 в 17:59 +7 | |
|
Надежда Ивановна Сухарева # 24 июня 2019 в 15:43 +7 | |
|
Светлана Валерьевна Бекешева # 30 июня 2019 в 16:29 +6 | |
|
Тамара Михайловна Лавренко # 3 июля 2019 в 13:29 +6 | |
|
Татьяна Васильевна Горобец # 19 июля 2019 в 12:45 +6 | |
|
Тамара Михайловна Лавренко # 31 июля 2019 в 11:02 +6 | |
|
Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/tamara-mihailovna-lavrenko/razvitie-fantazi-i-vobrazhenija-u-detei-posredstvom-netradicionyh-tehnik-risovanija.html
Первые шаги в искусстве. Как привить ребенку чувство прекрасного
Ирина Балманжи
В детстве формируется наше мировосприятие, и именно в этот период мы учимся замечать, чувствовать и ценить красоту. Вот почему так важно с самых ранних лет прививать ребенку хороший вкус. Известно, что более 80 % информации человек получает через глаза, поэтому в первую очередь необходимо познакомить малыша с изобразительным искусством. И сделать это можно не только в музее.
Существует немало книг, которые помогут вам приобщить детей к прекрасному. Одна из самых удивительных — «Звездная ночь Ван Гога».
Под обложкой вас ждет 68 коротких историй о том, как создавались известные произведения — от наскальных рисунков, древнеегипетских скульптур и изображений на греческих вазах до картин Василия Кандинского, Пабло Пикассо и Джексона Поллока, от первых творческих опытов человечества до шедевров современного искусства.
Это не сухие энциклопедические статьи, а простые лиричные рассказы, которые позволяют во всех красках представить, о чем размышляли художники, как они жили, в каких условиях работали, какой смысл закладывали в свои произведения. Как все было на самом деле? Точно не знает никто. Но каждая зарисовка в книге приглашает пофантазировать и дает возможность хотя бы немного прикоснуться к тайнам искусства. Вот небольшой отрывок из первой главы:
«…Иногда охотник встречается на узкой тропе со львом и понимает: сейчас или он убьет льва, или лев — его. Он смотрит зверю в глаза и видит то же, что чувствует сам: страх, отчаянную решимость. В один миг — перед тем как хищник взовьется в прыжке, а копье полетит ему навстречу — человек и лев равны.
Какое странное чувство! Для него, пожалуй, и слов-то не найдешь. Может быть, поэтому 40 000 лет назад, в пещере, которую теперь называют пещерой Штадель, кто-то вырезал из мамонтового бивня Человекольва.
Чтобы придать такую сложную форму твердому бивню — обтесать его при помощи заостренных камней, — надо было провести за работой не меньше 400 часов!..»
- А так начинается рассказ о Ван Гоге:
- «В дверь постучали. Он услышал голос санитарки:
- — Пора спать, господин Ван Гог!
— Одну минуту, — отозвался художник. — Я только допишу письмо брату.
Шаги санитарки затихли в коридоре.
В соседней палате истошно кричит и бьется головой о стену какой-то несчастный. Лечебница для душевнобольных — шумное место, а Винсенту Ван Гогу так нужен покой. Покой! Хорошо, что ему хотя бы разрешили взять с собой начатую картину. Доктора и санитарки, в общем, добры. Они даже радуются, когда он рисует. Сам Ван Гог чувствует: живопись — вот его единственное спасение…»
При такой подаче материала творчество великих мастеров прошлого становится очень близким и понятным. Каждая история сопровождается яркими репродукциями и фотографиями известных работ, которые особенно интересно разглядывать во время чтения.
Красочная, познавательная и вдохновляющая книга «Звездная ночь Ван Гога» понравится детям от 8 лет. Читая ее, ребенок влюбится в искусство, даже если раньше никогда им не увлекался!
Отличным дополнением может стать книга «Изобразительное искусство: Полная энциклопедия». Она разбита на главы: «Монументальная живопись», «Миниатюра», «Акварель», «Икона», «Портрет», «Пейзаж» и т.д. С ней ребенок научится разбираться в течениях и стилях, еще больше узнает о знаменитых художниках и их самых выдающихся творениях.
Другая похожая книга — «Детям об искусстве», в которой тридцать очень разных художников представляют свои очень разные работы. Она создана для того, чтобы ребенок задал вопрос: почему художник делает то, что он делает?
Малышам лучше начать с мини-энциклопедии «Искусство. От кроманьонца до тебя».
Каким было искусство в древнейшие времена? Как оно развивалось до наших дней? Какие события, идеи и изобретения вдохновляли художников? Чем отличаются разные стили и направления живописи? Что такое перформанс и инсталляция? Об этом и многом другом ребенок узнает из книги.
Интересные факты, простые объяснения ключевых понятий и очень детальные иллюстрации помогут сделать первый шаг в изучении мировой художественной культуры. Энциклопедия рекомендуется детям от 3 лет.
Ну а если юному художнику не терпится взять в руки кисть и нарисовать собственный шедевр, ему поможет книга «Как понять акварель». Это руководство, написанное преподавателем живописи, научит правильно работать с таким «непослушным» материалом, как акварель, находить темы для творчества, замечать красоту в обыденных вещах и видеть слоями.
Ребенок узнает о том, как важны композиция, цвет, влажность, тон, и выполнит несколько практических упражнений. Потрясающие авторские иллюстрации, которые можно рассматривать бесконечно, вдохновят на творчество любого! Книга станет отличным подспорьем для учеников художественных школ и всех, кто мечтает рисовать акварелью.
Познакомьте ребенка с искусством как можно раньше! Это не только расширит его кругозор, но, главное, научит замечать и ценить красоту, с интересом всматриваться в окружающий мир, фантазировать и задавать себе сложные вопросы.
Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2017/07/18/pervye-shagi-v-iskusstve-kak-privit-rebenku-chuvstvo-prekrasnogo/
Как формируется творческое воображение у детей
Творческое воображение – тот «движок», который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому процессу люди получили шедевры искусства, великие изобретения и открытия.
И каким бы значительным ни был результат, истоки достижений следует искать в детстве, когда начинает формироваться потенциал познавательной сферы.
Поэтому важно знать, как происходит развитие творческого воображения у дошкольников, и каким образом развивать личность в этом направлении.
Краткая характеристика процесса
Психологи настаивают на том, что творческое воображение особенное. Это активный процесс познания.
Воображение может работать даже во сне, порождая истории, одну невероятнее другой. Но в этом случае характер процесса пассивен. Воображение также может быть воссоздающим, помогая представить уже знакомый предмет, явление или событие. Названные виды к творчеству имеют малое отношение.
Творческое воображение отличается новизной и оригинальностью результата. Известные схемы и готовые описания при этом используются частично, или вовсе не применяются.
Отличительные особенности творческого воображения ребенка
Воображение дошкольника, как и все познавательные процессы в этом возрасте, чаще действует непроизвольно. Об особых замыслах и целях, характерных безграничному полету мысли, говорить еще неуместно.
Но активное фантазирование и стремление многое опробовать на собственном опыте свидетельствуют о начале развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Отчетливо проявляются признаки творчества.
- Яркость и неординарность фантазий и образов
Дети сочиняют невероятные истории, в которых придают игрушкам или обычным предметам «волшебные» свойства. Это происходит потому, что дошкольники погружены в мир сказок и мультфильмов. Они могут воображать себя героями из какой-либо сказки и проявлять творческое мышление, описывая достоинства или устрашающие черты персонажа.
Кроме того, опыт ребенка недостаточен для понимания явлений окружающего мира, и он сам придумывает им объяснения.
- Активное использование известных образов в новых условиях
Развивая способности к творчеству, ребенок все реже повторяется и чаще практикует создание новых образов, помещает выдуманных героев в разные ситуации.
Например, старший дошкольник способен сочинить несколько историй о сказочном герое.
Образ героя является результатом работы творческого воображения, и многочисленные сюжеты с его участием появляются благодаря росту содержательности творчества ребенка.
Воображаемый сюжет воплощается в рисунке
О творческом воображении говорит и то, что представление чего-либо ребенком часто выходит за привычные границы. Так, выполняя задание нарисовать дождь в сказочной стране, дети представляют его звездопадом, конфетным или цветочным дождем.
Когда дошкольник восприимчив к развитию творческого воображения
В психологии условно выделяют этапы развития творческого воображения дошкольников.
Начальная ступень проявляется, когда дети, уже зная настоящее назначение предмета, применяют его в новом качестве. Появляется замещение, но на роль «заместителя» назначается только чем-то похожий объект (формой, цветом…). Например, имитируя измерение температуры, дошкольник возьмет палочку в качестве градусника; а протягивая сверстнику оранжевый мячик, станет говорить об апельсине.
В этот возрастной период полезно показывать ребенку, как можно находить новое применение обычным материалам. К примеру, можно продемонстрировать ему разные способы рисования — кистью, карандашом, угольком, мелком и т.д. В этом возрасте важно расширять кругозор малыша, чтобы у него формировался запас знаний, на который он и будет опираться в своем творчестве.
От реальности к фантазийным образам
На следующем этапе, в 4-5 лет, происходит совершенствование ранее усвоенных навыков. Фантазирование все еще основывается на представлении о реальном предмете, а новые образы появляются непреднамеренно. Поэтому даже 5-летний ребенок редко откликнется на предложение сочинить сказку. Он еще не в состоянии выполнить подобное задание по заявке взрослого.
Младшие дошкольники могут выполнить определенные действия, а потом рассказать, что происходит в их игре или занятии. Это означает, что замысел формируется после действия. В подобных ситуациях также имеет место творческое воображение, но его уровень только начальный.
Дети 6-7 лет уже могут проявлять самостоятельную творческую активность. Они способны выбирать цель, формулировать творческий замысел и стремиться к воплощению задуманного. Воображение детей в старшем дошкольном возрасте отличается способностью включить любой мелкий элемент в общую композицию и представить предполагаемый результат до того, как он появится.
На этом этапе увлекает сам процесс фантазирования. Родители нередко замечают, что их сын или дочь придумывает «на ходу». Особенно ярко это умение проявляется в сочинении историй старшими дошкольниками. Значительный рывок происходит благодаря общему развитию познавательной сферы ребенка и обогащению речи.
Направления развития творческого воображения у дошкольников
Развитие творческих способностей требует стимулирования и системного подхода. Для того чтобы воображение дошкольника отличалось оригинальностью и смелостью идей, необходимо расширять приемы и тот запас понятий, которые ребенок смог бы использовать в фантазировании.
Необходимо помогать детям накапливать впечатления и пробуждать у них интерес к искусству. Важно:
- не ограничивать спонтанность творческого выражения
- направлять в поиске творческих решений
- приветствовать самостоятельность ребенка
- показывать ему новые доступные материалы для творчества.
Остановимся на тех видах деятельности, которые наиболее эффективно стимулируют развитие воображения на данном возрастном этапе.
Изобразительная деятельность
Рисование становится полем для творческого самовыражения ребенка раньше, чем другие виды деятельности.
Уже в раннем дошкольном возрасте дети рисуют кружочки и другие простейшие фигуры, вкладывая в эти изображения свой смысл. С каждым годом увеличивается наполняемость детского рисунка деталями.
Дошкольник научается выделять детали целостного изображения, или, наоборот, на основе заданного элемента создавать многоплановый образ.
Задание типа «Дорисуй фигуру», «Нарисуй на основе фигуры 5-8 разных рисунков» и пр. стимулирует к поиску новых образов.
Старший дошкольник способен формировать творческий замысел и представлять окончательный художественный образ, который будет воплощен на листе, холсте или… асфальте. Не стоит ограничивать его узкими рамками или конкретным заданием. Можно попросить сначала придумать название своего рисунка.
Дидактическая игра как средство развития творческого потенциала
Использование дидактических материалов предоставляет широкие возможности развития воображения дошкольника. Фантазию и творчество можно развивать, предлагая детям различные картинки (небылицы, части образа) или вовлекая детей в игры с предметами, или предлагая словесные формы заданий (придумай, как…; заверши историю).
Дидактические игры ценны тем, что они подталкивают детей к фантазированию и формируют произвольность творческого процесса. Игра создает условия, в которых ребенок сможет посмотреть по-новому на привычный предмет. Задания побуждают его подумать там, чем он сам недостаточно заинтересовался.
Творческое воображение в конструировании
Работа с конструктором помогает дошкольникам понять, как создаются новые образы, как скомбинировать детали иным, необычным способом.
Конструирование особенно полезно тем, что дети проверяют свои идеи немедленно: как только промелькнули в воображении некие очертания, тут же пытаются смастерить представленный образ.
Конструирование подразумевает использование не только определенного набора деталей. Образы можно вылепить из пластилина или глины.
Лепка стимулирует развитие творческого воображения, позволяя экспериментировать с формой, размерами. Конечно, ребенок не сразу справится со сложным заданием, например, вылепить сказочное животное.
Здесь важна роль взрослого, который будет подбирать задания, доступные для дошкольника, постепенно усложняя их.
Воздействие музыки на воображение
Особым условием для развития творческого воображения является музыка, поскольку при умелом использовании совершенствует и обогащает слуховое восприятие дошкольника. Сначала с подачи взрослого дети в звучании нот пытаются уловить, то капли дождя, то звук шагов, то шелест листвы.
При систематических занятиях у дошкольника постепенно формируется навык прислушиваться к наполняющим пространство звукам. Музыка как средство активизации творческого воображения дошкольников дает дополнительный материал, который будет окрашивать фантазии детей, и будет способствовать более яркому их выражению.
Итак, несмотря на то, что творческое воображение характерно для дошкольного возраста, необходимо стимулировать его развитие. Поддерживая интерес детей к творчеству и организуя специальные занятия, взрослые помогают дошкольнику развивать наряду с воображением и другие познавательные процессы — мышление, память, внимание, восприятие.
Источник: https://alldoshkol.ru/process/tvorcheskoe-voobrazhenie-detej
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
Кириченко К. В. Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 54-58. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2767/ (дата обращения: 31.10.2019).
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования.
Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы.
Также представлен и проиллюстрирован ряд занятий с использованием данных техник из программы, которая была апробирована на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления».
Ключевые слова: воображение, дошкольный возраст, нестандартные техники рисования, изобразительная деятельность
На сегодняшний день в условиях современного быстроразвивающегося общества, в котором человеку необходимы мыслить творчески и гибко, актуальным становится вопрос — воспитание такого человека.
Для решения этой задачи важным условием становится гармоничное сочетание учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п. Тема разнообразных техник рисования выбрана не случайно, и все чаще педагоги говорят об их применением именно в дошкольных учреждениях, в свою очередь педагоги дошкольных учреждений включают не использующиеся ранее техники рисования в изобразительную деятельность, не ограничиваясь лишь красками, цветными карандашами и белым листом формата А4.
Затрудняет развитие воображения ребенка несформированность умений и навыков в графике, передача изображения тонкими линиями. Не у всех детей получается справиться с задачей, которая стоит перед ними, поэтому часто у ребенка появляется отрицательное отношение к изобразительной деятельности и пропадает интерес к процессу рисования.
Если вспомнить про возрастные особенности дошкольников, то можно сказать, что ведущей потребностью является познавательная и творческая активность, игра, поэтому техники с использованием непривычных для ребенка материалов, являются для него не только увлекательным занятием, но и своеобразной игрой, в которой ребенок увидит результат, которым он сможет быть доволен. [1, 3].
С помощью разнообразных техник рисования и материалов, воспитатель дошкольного учреждения сможет развивать заинтересованность у дошкольников к изобразительному искусству и доказать, что с помощью простых, на первый взгляд, материалов и техник, можно создавать настоящее волшебство.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. В. Рождественская [1, 2, 3].
Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, Е. И. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Е. И. Игнатьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Крутецкий и другие.
Они полагали, что воображение влияет на усвоение новых знаний и выступает в роли творческого преобразования знаний, которые уже усвоил ребенок и способствуют его саморазвитию. Воображение является одной из необходимых способностей человека, и оно нуждается в особом внимании. Интенсивное развитие воображение проходит в возрасте от 5 до 15 лет.
Если не позаботиться о развитии воображения именно в этот период, то в последующем активность этой функции пойдет на спад. Параллельно с уменьшением уровня воображения у ребенка пропадает интерес к искусству, к изобразительной деятельности, обедняется личность.
Занятия по изобразительному искусству, которые будут опираться на дополнительные, в условиях дошкольных учреждений, техники рисования, могут организовать изобразительную деятельность так, чтобы у детей происходило развитие воображения. [2, c. 34].
Исследование проводилось на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления». Методы исследования: констатирующий и формирующий эксперимент.
В исследовании принимали участие 16 детей старшей группы, 8 детей экспериментальной группы, 8 детей — контрольной.
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Для этого была использована методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Полученные результаты показали, что в экспериментальной группе присутствуют работы в основном 3 подгруппы (оригинальные изображения в одном случае) и 4 подгруппы (нет оригинальных изображений).
Оригинальных изображений выполнено мало (2 рисунка). В контрольной группе детей также мало оригинальных изображений (3 рисунка). Далее с детьми экспериментальной группы проводили формирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческого воображения в процессе изобразительной деятельности.
Для этого детям был предложен тест креативности Торренса, состоящий из 3 субтестов «Нарисуйте картинку», «Завершение фигуры», «Повторяющиеся линии». Результаты рассматривалась по трем факторам: «беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию», «разработанность».
Результаты, полученные в ходе исследования выявили следующие уровни креативности: 3 человека — несколько выше нормы, 3 человека — выше нормы, 2 человека — отлично.
Таким образом, можно утверждать, что обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию творческого воображения [3, с. 45].
Заинтересовать ребенка можно с помощью отдельных приемов. Поначалу результат достигается как бы случайно, а затем действие повторяется сознательно и берется на вооружение (так и рождается тот или иной технический прием); нередко он оказывается настолько удачным, что позволяет побороть апатию и направить развитие того или иного ребенка в нужном направлении [4, с. 18].
Именно в дошкольном возрасте важно научить ребенка разнообразным техникам изобразительной деятельности. Они помогают ребенку создавать задуманное, что-то новое, оригинальное, необычное, даже если технические навыки ребенка несовершенны [4, с. 15].
В настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, используемых в работе с детьми.
При разработке программы, направленной на развитие воображение, нами были использованы некоторые из них: рисование акварелью и пастелью, рисование гуашью в соединении с тушью, монотипия, пуантелизм.
фотокопия (рисунок парафиновой свечкой) с акварелью, кляксография, техника набрызга (аэрография), рисование на бархатной бумаге пастелью; живопись с насыщением орнамента, расчесывание краски, рисование мятой бумагой [4, с. 24].
Итак, ряд занятий был посвящен технике рисования оттиском: оттиск ладошкой (рис 1), оттиск нестандартным материалом в изобразительном искусстве — поролоном (рис 2, рис 3).
Рис. 1. «Веселый зоопарк», Маша Б., 5 лет
При использовании поролона воспитанники выявляли для себя наиболее удобное использование этого материала: смешивали цвет на палитре и окунали кусочек поролона, смешивали цвет и наносили его на поролон, наносили несколько цветов, интуитивно пытаясь создать цветовую растяжку.
Рис. 2. «Осень золотая», Даша Л., 5 лет
Рис. 3. «Волшебница осень», Даша С., 5 лет
Каждая выполненная работа была индивидуальна: отличалась, не только исполнением и применение изученной техники, но и носила свой характер, настроение, цветовое решение. Ребенок уже не использовал отрытые цвета, пользовался палитрой, кистями разных номеров, самостоятельно рассуждал над своей работой.
Выбор бумаги, тонированной или нет, формата и расположения листа оставался за ребенком, поскольку так же отражал его замысел и играл роль в развитии воображения. Часто ребенок брал тонированную бумагу, но оставлял ее фон как вспомогательный элемент.
Одно из заданий было посвящено изучению технике рисования акварелью и пастелью. Тема занятия: мой пушистый кот. На этом занятии также прошло знакомство с творчеством художников-иллюстраторов Е. И. Чарушиным и В. А.
Чижиковым, для того чтобы показать детям возможности использования акварели в создании художественного образа и такое средство выразительности как линия.
Дети фантазировали каким будет их кот, какую кличку они ему дадут, и какую историю они хотят рассказать зрителю о своих питомцах, т. е. выдвигали свою идею создания композиции (рис. 4, рис.5.).
Рис 4. «Синий кот Вася», Даша Л., 5 лет
Рис. 5. «Кот, который ловит рыбу», Катя А., 5 лет
Мы показали часть заданий из программы, которая была апробирована на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления». Все задания в программе направлены на развитие воображения в дошкольном возрасте.
Таким образом, воображение — это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.
Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Чем сильнее удается возбудить и развить в ребенке такую потребность, тем большую помощь оказывают технические приемы и соответствующие материалы.
В существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст — сенситивный период для развития этого процесса, нестандартные техники рисования могут являться благоприятной почвой для развития воображения в дошкольном возрасте.
Литература:
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96с.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Академия, 1999. 272 с.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1–2. М.: «Издательство Скрипторий 2003″, 2007. 80с.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб.: Каро, 2014. 96с.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная группа, разнообразная техника рисования.
изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная группа…
изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная группа, разнообразная техника…
Влияние техник рисования на развитие воображения… Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр.
Рассмотреть творческое воображение детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Изучить влияние изобразительного искусства на развитие творческого воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная группа…
ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.
Развитие воображения в изобразительной деятельности детей…
ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения…
творческое воображение, изобразительная деятельность, старший дошкольный возраст, балл, ребенок, творческое воображение детей, высокий уровень, детское воображение, оригинальная форма, реальный автомобиль.
изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная группа…
Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2767/
Развитие воображения у детей дошкольного возраста: приемы активизации мышления и фантазии
Современных родителей, как правило, интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка и степень его интеллектуальной готовности к обучению. Да, во многом это продиктовано современными реалиями, поэтому уделять внимание подготовке к школе, несомненно, важно.
Но при этом многие из нас забывают о такой важной сфере человеческого развития, как воображение. А между тем оно необходимо не только для общего развития малыша, но и для пресловутой подготовки к учебе. Поэтому развитие воображения у детей дошкольного возраста крайне важно.
Что это такое?
Воображение – психический процесс, присущий только человеку. Это способность нашего мозга создавать в сознании определенные – существующие или несуществующие реально – образы, картины.
Ученые до последнего времени затруднялись ответить, какие именно отделы нашего мозга отвечают за развитие воображения. Сегодня существуют данные исследований о том, что «центр воображения» состоит из 12 независимых элементов, находящихся в разных отделах нашего мозга.
Именно это делает воображение одной из самых сложных функций психической деятельности.
В процессе создания воображаемых образов задействованы отделы, отвечающие за мышление, память, речь, восприятие, эмоции… Оно основано на генерировании образов с помощью фантазии и мышления, закрепления, а затем воспроизведения их посредством памяти, эмоций, речи. Все эти сферы в процессе фантазирования тесно взаимосвязаны.
Так, доказано, что дети, имеющие проблемы с развитием речи (задержку, глухоту) имеют и достаточно скудное воображение. Речь дает человеку (ребенку — в том числе) возможность осмыслить и выразить впечатления о воображаемом, ранее не виденном, словесно.
Активное фантазирование неразрывно связано с бурными эмоциями. Особенно важно это для развития ребенка дошкольного возраста, основным способом познания которого является игра.
Во-первых, игровая деятельность фактически основана на работе воображения (в нем генерируются ситуации, характеры персонажей, способы действий, результаты игры – возможные или нереальные). Во-вторых, в игре для ребенка не будет никакого смысла, если она не даст ему ярких эмоций.
Творческое мышление, служащее основой для раскрытия творческих способностей, также основано на ярких эмоциональных моментах. Ведь именно впечатления и эмоции в первую очередь находят свое воплощение в тех или иных образах. Очередной замысел всегда отражает внутреннее состояние творца.
Соответственно, чем богаче эмоциональная палитра ребенка, тем активнее развивается его воображение. При этом воображение помогает развивать культуру чувств.
Фантазирование активно задействует память. Она не только позволяет сохранить в сознании результат творческой мысли, но и способна вызывать ассоциации с ним из предыдущего опыта – даже противоположные, но связанные с воображаемым образом. Ведь любой творческий процесс основан, прежде всего, на переработке уже имеющихся знаний или представлений, которые хранит наша память.
Неотъемлемой составляющей любого психического процесса человека является внимание. Без него невозможно не только фантазировать, но и, к примеру, пересказывать или вообще обучаться чему-либо. В своих фантазиях ребенок также концентрирует внимание на осмысляемом объекте.
Создание мысленных образов невозможно без логического осмысления их вида, функций, способов достижения поставленной цели.
Это важно как для конструирования техники, научной деятельности, так и для искусства. Даже обычная трудовая деятельность невозможна без воображения: всегда необходимо представлять конечный результат труда.
То есть по сути воображение – одна из основ развития человеческой цивилизации.
В чем польза от воображения?
Творческий потенциал заложен у детей с рождения, но требует постоянного развития путем решения разнообразных творческих задач. Основные условия для такого развития – возрастные: делать это нужно с 4 и примерно до 10 лет. После этого, если воображению внимание не уделялось, оно переходит в пассивную фазу.
Почему так важно уделять внимание развитию творческого воображения уже в раннем детстве? Что оно дает?
- Способствует развитию речи, чувств ребенка.
- Являясь непременным спутником всех игр, позволяет в доступной форме обучать детей, развивать их интеллект.
- Помогает развивать мышление, давая возможность пользоваться мысленными образами при решении поставленных задач.
- Стабилизирует психоэмоциональное состояние, давая выход эмоциям в продуктах творчества.
- Учит выполнять действия мысленно, только посредством образов.
- Позволяет программировать свою деятельность.
- Позволяет лучше управлять эмоциями, вниманием, памятью.
- Способствует планированию будущего посредством постановки целей и осмысления путей достижения мечты.
- Помогает ребенку раскрыть свои таланты и самореализоваться.
Постарайтесь предоставить ребенку как можно большее разнообразие творческих занятий. Это поможет выявить и раскрыть его природные склонности, а значит, сделать его более успешным человеком.
Из детей с богатым воображением вырастают люди, способные находить эффективные решения самых сложных проблем, они намного легче могут справиться с непредвиденными ситуациями. Так что такая нелогичная и непрактичная на первый взгляд функция нашего мозга обретает вполне логичную практическую значимость для будущего наших детей.
Воображение дошкольника в динамике
Итак, сама по себе способность к генерированию образов и к творческой деятельности не совершенствуется. Для ее развития в детском возрасте необходимо постоянно создавать условия, то есть вовлекать ребенка в ситуации, когда ему надо что-то представить себе: предмет, персонаж, ситуацию, действие.
Развивать творческую фантазию родители могут, зная особенности развития воображения в дошкольном возрасте.
- Примерно до 4 лет оно носит непроизвольный характер, то есть образы возникают независимо от желания малыша. Наиболее ярко это можно проследить, когда малыши начинают путать сны с реальностью, считая, что приснившееся им произошло на самом деле, не понимая, что это лишь генерированный их подсознанием образ.
- В старшем дошкольном возрасте (4–6 лет) воображение постепенно становится произвольным. Ребенок в состоянии двигаться от замысла к его реализации. Наиболее заметно это в ролевых играх, когда малышу нужно представить себя конкретным персонажем, а затем соответствовать ему. Для этого ребенку важно освоить приемы и средства, необходимые для создания образов. Он пользуется окружающими предметами, воплощая замыслы в реальность. Постепенно фантазирование становится особой деятельностью, малыш представляет самые немыслимые ситуации и персонажей.
- К 6–8 годам необходимость в наглядной опоре в виде предметов внешнего мира отпадает, ребенок уже в состоянии воображать мысленно. А это означает переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, которое необходимо для начала обучения в общеобразовательной школе.
Играем с младшим дошкольником
Для развития фантазии, воображения и творческих способностей в младшем дошкольном возрасте можно проводить множество увлекательных игр и занятий. Вот некоторые примеры:
- Продолжение сказки. В семье, где есть традиция читать ребенку сказку перед сном, можно поиграть так: прочитав какую-то часть, нужно прерваться «на самом интересном месте», предложив малышу додумать, что будет дальше. Кстати, такие упражнения полезны для развития не только фантазии, но и речи.
- Что на что похоже? Гуляя на улице, полезно играть с малышом в аналогии. Например, окно похоже на кубик, яблоко на дереве – на мячик, и т. д.
- Кто это? Можно обсуждать прохожих: как зовут эту тетю? Где она работает? Какие у нее дети, чем они увлекаются?..
- Навеяно искусством. Дошкольнику дают послушать классическую мелодию или показывают картину известного художника. Пусть учится чувствовать их, рассказывать о том, какие ассоциации, чувства произведения искусства у него вызвали.
- Ролевые игры. Играя в магазин, больницу, парикмахерскую, столовую, пожарную часть, дошкольник прекрасно развивает воображение, ведь ему приходится все время придумывать новые сюжеты, характеры персонажей.
- Юный поэт. Полезно научить малыша рифмовать слова. Младшие дошкольники обожают создавать новые слова, поэтому в их поэтических шедеврах рифмы могут оказаться самыми неожиданными. Тем интереснее и веселее!
- Дизайнер-инженер. Пусть ребенок чаще играет с конструктором, кубиками или мозаикой. Создавая рисунки, строя башни, дворцы, мосты, он стремится воплотить тот или иной образ. Это отличные тренажеры для воображения.
Игры для старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен планировать творческий процесс, представляя себе конечный результат, то есть творить на основе своего замысла.
Поэтому приемов активизации фантазии можно найти больше.
Так, особую развивающую ценность сейчас представляют рисование, лепка, аппликация (виды творчества, позволяющие создавать статичные визуальные образы), а также актерское творчество, генерирующее образы динамические.
Сейчас можно предложить дошкольнику, например, такие полезные занятия:
- Юный изобретатель. Изобретать можно какой-то прибор – несуществующий, но полезный в быту. Более простой вариант – придумать необычное применение привычным вещам (кастрюле, шляпе, швабре). Вариант посложнее – придумать прибор и сконструировать с помощью подручных средств, а затем рассказать – что это и для чего.
- Сказка-антоним. Ребенку предлагается любая известная ему сказка. Его задача – рассказать ее таким образом, чтобы все встало с ног на голову: колобок съел лису, заяц гонится за волком и т. д.
- Сказка-синтез. Дошкольнику предлагаются два персонажа из разных сказок. Например, Золушка и Колобок. Пусть малыш сочинит сказочную историю с участием обоих этих героев.
- Волшебный рисунок. Пусть дошкольник изобразит что-либо, не существующее в реальности: фею, выдуманное животное, новый сказочный вид транспорта и т. д.
- Если бы да кабы. Малышу предлагается развить вымышленную ситуацию: что произошло бы, если бы он стал королем, люди научились понимать язык птиц, вдруг пошел мармеладный дождь… Ситуации должны быть как можно разнообразнее, а обыгрывать их можно «между делом» – по пути в магазин, или из детского сада, или на прогулке.
- Юный актер. Для этой игры понадобится домашний кукольный театр. С ребенком проигрывают знакомые ему сказки, предложив ему роль одного из персонажей. В процессе сценарий видоизменяется, появляются новые герои, новые приключения. Импровизировать придется всем участникам спектакля.
Итак, развивать воображение ребенка в дошкольном возрасте необходимо. Этот навык будет помогать ему в течение всей его дальнейшей жизни. А игровые занятия, как можно увидеть, зачастую не требуют особой подготовки или реквизита. Проявив собственную фантазию, родители могут придумать и новые полезные игры, которые можно проводить «по пути».
Текст
Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvitie-voobrazheniya-doshkolnikov