Методы и приемы развития творчества у детей: как сделать занятия интересными

Добрый день, дорогие родители. Сегодня мы опишем способы развития творчества у детей – иногда бывает полезно не только для художников. Ведь это единственный в своем роде взгляд на окружающий нас мир, умение ставить важные вопросы, открыть для себя новые возможности во всех сферах жизни.

Творчество может быть полезным также, когда мы занимаемся бизнесом, спортом, новыми технологиями, или научной работой, в абсолютно любой области.

Кроме того, люди, которые с детства развивали свой творческий потенциал, могут похвастаться высоким эмоциональным интеллектом, способностью отличного разрешения проблем, великолепными возможностями самовыражения.

Методы и приемы развития творчества у детей: как сделать занятия интересными

Поэтому, несомненно, стоит развивать эту черту у наших дочек и сыновей. Это, к счастью, не является сложной задачей. Как это сделать? Вот несколько советов.

1. Ставка на простоту

Детки в наши дни имеют в своем распоряжении десятки сложных, многофункциональных игрушек. Между тем пришло время обратиться к помощи простейших игрушек (или предметов быта) и воображения.

Простая палка может ведь служить мечом, саблей или волшебной палочкой. Коробка для игрушек может превратиться в автобус, корабль или домик (и принести дошкольнику больше радости, чем игрушка, которая была не упакована).

Одеяло, разложенное на стульях, прекрасно подойдет как палатка, домик или таинственный замок.

Методы и приемы развития творчества у детей: как сделать занятия интересными2. Дайте ребенку немного свободного времени

  • Есть много дополнительных занятий, которые могут помочь развитию ребенка и дать ему много радости.
  • Однако смена одного занятия на другое, с перерывом на выполнение домашних заданий – это уже может быть слишком много.
  • Поэтому стоит проследить за тем, чтобы дочка или сыночек имели немного времени, свободного от каких-либо обязанностей.
  • Благодаря этому ваш ребенок сможет побыть наедине со своими мыслями, конечно, в это время ему может прийти в голову какая-то интересная идея.

3. Игра – это не пустая трата времени

С точки зрения взрослого может показаться, что проводить время без определенных конкретных целей, может быть пустой тратой времени. Это утверждение далеко от истины. Игра – это то время, когда карапуз лучше всего развивает свой творческий потенциал.

Также помните, думая про способы развития творчества у детей – это процесс, а не одноразовые вымысел чего-то: придумывание длинной истории, создание собственного изобретения, нахождение совершенно новой игры с расширенным набором правил.

Благодаря таким занятиям развивается творческое мышление, уверенность в себе, а также обнаруживаются таланты и сильные стороны.

4. Не прикладывайте слишком больших усилий к достижениям вашего ребенка

Стоит интересоваться тем, как малыш что-то делал, а не только результатом его действий. Доставило ли выполнение этого задания ему удовольствие? Что ему понравилось больше всего? Чем теперь хочет заняться?

Благодаря такому подходу к занятиям дошкольника, можно определить, что он любит, какие задачи приносят ему радость, и научит не опускать руки при возможных неудачах.

5. Предоставьте ребенку как можно больше разнообразного опыта

И это вовсе не должно означать, что надо путешествовать на другой конец мира, посещать дорогостоящие дополнительные занятия или покупать дорогие игрушки.

Это может быть общий поход на интересную прогулку, рассказ об интересных уголках мира, таких как Сахара или Северный полюс. Поразмышляйте вместе о том, какой была бы жизнь в таком месте? Чем больше интересных тем коснетесь в разговорах с ребенком, тем лучше.

Методы и приемы развития творчества у детей: как сделать занятия интересными6. Не мешайте!

Детки лучше развивают свой творческий потенциал тогда, когда они могут делать что-то по-своему. Именно поэтому чрезмерное вмешательство родителей в игры ребенка не приветствуется – с ним гораздо труднее дать волю фантазии.

Если ваш сын или дочка занят рисованием чего-то, что трудно каким-либо образом назвать, играет в то, чего вы не понимаете или использует игрушки не в соответствии с замыслом производителя – не трогайте, не учите («ведь солнце не фиолетовое»), просто дайте малышу возможность фантазировать.

7. Поддержите интересы ребенка

Когда вы заметите, что ваш малыш особенно увлекается динозаврами, астрономией или чем-либо другим, – можно только наслаждаться. Стоит предложить сыну или дочке почитать из области интересующей его темы.

Поговорить с ним об этом – если это необходимо, после предварительного пополнения собственных знаний по предмету. Покажите несмышленышу, что наука – это захватывающий процесс, а не досадная обязанность.

8. Помогите ребенку выработать привычку читать для удовольствия

Возможность погружения в интересную книгу – бесценно в эпоху поверхностных сведений, атакующих нас со всех сторон. Интересная книга может сильно повлиять на развитие творчества ребенка. А выработать привычку проводить за книгой свободное время – бесценно.

9. Сделай так, чтобы окружение ребенка способствовало творческому мышлению

Соберите семейное совещание, во время которого вы обсудите совместные планы на выходные. Сосредоточьтесь на анализе каждой идеи, вместо того, чтобы заранее отклонить самые странные.

Даже если вы их не понимаете, и неизвестно куда они приведут – отпустите фантазии на волю.

А во время ежедневных бесед позвольте вашему дошкольнику или школьнику иметь мнение, отличающееся от вашего. Если в каком-то вопросе чадо не прав, попросите, чтобы он обосновал свое мнение. Никогда не говорите ему, что он слишком мал, чтобы иметь собственное мнение.

Вот основные способы развития творчества у детей в домашних условиях. Все достаточно просто!

Почитайте про творческие способности ребенка.

Источник: https://sosed-domosed.ru/sposoby-razvitiya-tvorchestva-u-detej/

Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение.

В психологической литературе воображение рассматривается как высший познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека.

На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев и др.).

Воображение активно формируется средствами специфически «детских» видов деятельности — игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. В целом ряде исследований и методических разработок (Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Т.

 С. Комарова, Т. Н. Доронова, Г. Г. Григорьева, О. М. Дьяченко и др.) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала изодеятельности на разных этапах дошкольного детства. Исследователи подчеркивают, что рисование, лепка, аппликация позволяют успешно развивать творческое воображение дошкольников.

На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.

В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и др.). Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Н. Б. Халезова подчеркивает: «Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик — кольцом, браслетом, баранкой и т. д». [4,с.22].

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета.

Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности.

Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

Все виды изодеятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения.

В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов и т. д. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

В. В.

 Зеньковский в этой связи писал: «Из одного и того же материал (воск, глина) дитя лепит разнообразные фигуры, которые стоят тем выше нарисованных фигур, что они не имеют плоскостного характера, а представляют настоящие воспроизведения реальных вещей и существ.

Трудно даже рассказать, какой чрезвычайный подъем творческих замыслов вызывает в душе ребенка возможность лепить разные фигуры! В душе ребенка зреет сознание своей творческой силы, перед ним раскрывается бесконечная перспектива творчества…» [2,с.193].

В ходе творческой деятельности маленький скульптор добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

  • Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются:
  • —                   практические методы (упражнения и экспериментирование);
  • —                   наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);

—                   словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);

—                   игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).

Читайте также:  Оценка нервно психического развития детей: как протестировать ребенка дома

Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Применение игровых методов и приемов на занятиях лепкой способствует развитию воображения детей, созданию ими выразительных образов (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.).

Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества. Т. С.

 Комарова пишет: «Благодаря связи с игрой изодеятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность» [3,с.61].

Г. Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности [1,с.33]. В руководстве лепкой используются следующие игровые методы и приемы:

—                   обыгрывание предметов, игрушек;

  1. —                   обыгрывание готового изображения;
  2. —                   обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;
  3. —                   обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);
  4. —                   обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);

—                   обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.;

—                   игровые приемы с элементами ролевого поведения;

—                   использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи, задавая вопросы: «Как помочь Лунтику оказаться на луне≤», «Что может оказаться внутри волшебного сундучка≤» и др.

Другой игровой прием — обыгрывание изображения.

Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением.

С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его.

Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию лепки. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка.

Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни.

Например, если была вылеплена машина, то она может «ездить», птица — «летать», «клевать», рыбка — «плавать» и т. д.

Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой».

Например, при выполнении коллективной композиции — макета «Крестьянское подворье» этот игровой прием может быть направлен на «оживление» создаваемых образов, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения.

Так дети, прокладывают дорожки, «сажают» деревья, изготавливают загон для домашних животных, лепят самих животных и птиц.

Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем лепить…»), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль скульптора, продавца, пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т. д.

Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого.

Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.

На занятиях лепкой также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, «Чудесные превращения», «На что это похоже≤», «Загадки и отгадки», «Морские камушки» и др.

Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:

—          «Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.

—          «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил≤

—          «Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные.

И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка.

Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

—          «Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему.

—          «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д»..

—          «Добрый и злой». Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.

Таким образом, занятия лепкой не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Однако творческое воображение развивается, прежде всего, тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества — именно такие условия должны предоставляться в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. И только в тех случаях, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте.

Поэтому, руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала дошкольника.

Литература:

                  1.                        Григорьева Г. Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. //Дошк. воспит. — 1989. –№ 2.

                  2.                        Зеньковский В. В. Психология детства.- Екатеринбург, 1995.

                  3.                        Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.

                  4.                        Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие лепкой, прием, образ, игра, окружающая действительность, творческое воображение дошкольников, творческое воображение, изобразительная деятельность, дошкольное детство.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4134/

Сайт МОБУ СОШ № 3 г. Нефтекамск — Приемы развития творчества у детей

Таблица 1.

Данные детей по показателям креативности в России и США (Гатанов Ю. О пользе старого дивана, или как развивать креативность. /Газ. «Школ. психолог”, 1999, №4 январь, с. 8-9)

Страна Возраст Беглость Гибкость Оригинальность
Россия 6 — 8 лет 51,4 26,4 25,0
США 7 лет 34,1 16,4 12,9
Россия 11 — 12 лет 47,7 21,8 21,8
США 12 лет 71,0 32,3 41,9
Россия 15 — 17 лет 36,3 20,7 25,8
США 16 лет 82,0 37,6 56,1

В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический.

В школе мало программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. В американской же школе, как частной, так и государственной, последние пять лет широко распространяются такие программы.

Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных.

Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке, и др.).

В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса.

Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.

Как же родители и педагоги могут развивать креативность (творческость) ребенка?

  1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
  2. не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
  3. уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой” или «неправильной” — не подавлять ее своим «правильным” отношением и мнением;
  4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
  5. безоценочность в отношении к детскому творчеству то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
  6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так”, и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
  7. творить и играть иногда вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;
  8. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
  9. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
  10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
  11. поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;
  12. для внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения творческих способностей детей использовать психологические «творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства Мира.
Читайте также:  Сколько должен спать ребенок в 1 месяц: особенности ухода за новорожденным

Источник: http://soch3-neft.ucoz.ru/index/priemy_razvitija_tvorchestva_u_detej/0-82

Методы и приемы обучения рисованию. — Шпаргалка по Методике развития детского изобразительного творчества

Изображение предметов

Для освоения изображения важно, чтобы дети умели выделять основную форму предмета и его части. Поэтому при обучении рисованию воспитатель использует различные приемы информационно-рецептивного метода: наблюдение, обследование, показ способов изображения, объяснение и др.

Предпочтение отдает наблюдению за предметами, выделению их формы с целью ее последующей передачи. Детей учат не просто смотреть на предмет, а обследовать его различные свойства. Сначала воспитатель сам обследует предмет, привлекая детей к ответам на отдельные вопросы, а затем все больше предоставляет им самостоятельность.

По-прежнему важный момент в обучении рисованию — обследование. Воспитатель перед рисованием показывает прием очерчивания пальцем контура предмета, затем его выполняют дети, издали глядя на предмет. Движения такого рода дети повторяют по нескольку раз, чтобы рука освоила их. Повторяют этот прием до тех пор, пока дети сами не будут прибегать к нему.

Таким образом, воспитатель одновременно использует приемы: зрительное восприятие, движения руки и словесное пояснение, прежде всего называние действия.

Например, дети перед рисованием тележка обследуют ее форму. Воспитатель очерчивает пальцем контур предмета, выделяя вначале верхний и нижний края кузова тележки (горизонтальные линии слева направо), затем обозначая боковые линии (вертикальные сверху вниз).

Дети, повторяя эти движения, должны почувствовать, как под углом пересекаются горизонтальные и вертикальные линии, как рука останавливается и резко очерчивает контур предмета под углом.

При повторных изображениях без применения натуры воспитатель напоминает не только предмет, его форму, но и способы воспроизведения такого рода формы, применяемые при этом движения.

Методы обучения изображению разнообразны и применяются с учетом конкретной задачи. При обучении детей средней группы основная задачаразвивать способность самостоятельно находить способы изображения предметов в рисовании, лепке и аппликации, применяя получаемые знания и умения.

Для уточнения представления о свойствах тех предметов и явлений, которые дети не могут наблюдать в окружающей жизни, но с которыми знакомятся по рассказам и из книг, можно рассматривать картинки. Так, перед рисованием сказочной птички можно рассмотреть нарядную дымковскую игрушку или картинки с ее изображением.

В отдельных случаях, чтобы наглядно пояснить способ изображения, дается дидактический образец, т. е. изображение, где ясно выступают те черты, на которые надо в данном случае обратить внимание детей, и где убрано все лишнее. Образец выполнен нейтральным цветом без раскрашивания; цвета дети будут применять самостоятельно.

В процессе объяснения воспитанники называют части, определяют их относительную величину, расположение. Не допуская копирования образца, педагог поощряет дополнение изображения некоторыми деталями.

Декоративное рисование

Воспитатель помнит, что освоение элементов узора — мазков, точек, полос, колец — вместе с тем и освоение какого-либо технического навыка.

Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность поупражняться. Повторение мазков, точек, полос в узоре равномерно.

При показе воспитатель подчеркивает ритмичность движений, приговаривая: «Еще, еще, так, так».

В тех случаях, когда узор создается по образцу, прежде всего воспитатель дает возможность увидеть его в целом, затем выделяет элементы, называет их. Сухой кисточкой указывает на образце повторные мазки, точки, изображая их движением, уточняет последовательность выполнения.

Показ способов создания узора (после такого объяснения на образце) потребуется только на первых порах и тогда, когда дети осваивают новый технический прием, например нанесение мазков прижиманием кисти плашмя.

Если они осваивают только расположение узора, имеется в виду, что элементы знакомы, показ излишен.

Когда какое-либо построение узора воспитатель дает впервые, дети повторяют образец без изменений. Но на следующем занятии они могут изменять цвета или дополнять узор новыми элементами. В этих случаях в образце намечается лишь схема построения узора. Последующие занятия педагог проводит без образцов.

Сюжетное рисование

Четырехлетние дети благодаря освоенным навыкам и умениям получают возможность изображать задуманное или предложенное воспитателем какое-либо интересное для себя событие. Каждое содержание выражается по-разному.

Поэтому педагог применяет такие методы обучения, которые должны исключить однообразие способов выражения. Например, не может быть единственным и обязательным во всех случаях способ расположения изображения на узкой полосе.

Так, если дети изображают машины, которые едут по дороге, то композиция на полосе помогает созданию рисунка, придает ему четкость и выразительность.

В другом случае, когда они изображают цыплят, бегающих по зеленой травке, то могут располагать их по всему листу.

Слово в сюжетном рисовании играет ведущую роль, так как главное внимание воспитатель направляет на развитие у детей воображения, замысла, на поиск самостоятельных средств.

Правда, рисунки детей 4—5 лет, выражающие связное содержание, более примитивны, нежели изображения отдельных предметов, выполненные на основе наблюдения.

Но это не должно смущать воспитателя: дети используют не только те изобразительные средства, чему их научили, но и то, что сами придумали.

Технические навыки

Первоначальное освоение всякого технического навыка требует наглядного показа способа действия. Это делает прежде всего сам воспитатель, затем предлагает повторить показ кому-нибудь из детей.

Показ способа действия воспитатель обязательно сопровождает пояснением. В средней группе, как и в младших, прежде всего называет те движения и действия, которые показывает.

Более сложное действие, включающее несколько простых, расчленяется на эти простые, и каждое показывается и называется.

Например, показывая приемы рисования треугольной формы (при изображении крыши домика), воспитатель говорит: «Сначала ставлю карандаш вот так (обозначает точку, из которой пойдут две наклонные линии).

Теперь провожу линию в одну сторону, затем — в другую так, чтобы они были одинаковой длины. А теперь внизу их соединяю вот так (рисует горизонтальную линию).

Получилась треугольная крыша, как у скворечника (теремка, избушки, домика куклы, собачки и т. д.)».

Показ и объяснение воспитатель может повторить, обратив внимание детей на последовательность действий, а такие слова, как вначале, потом, затем, после этого, помогают им запомнить все действия в определенном порядке.

Целесообразно для повторного показа приглашать к мольберту детей. Этот прием не только воспитывает у них инициативу и самостоятельность, но и учит ориентироваться в новых условиях (рисовать на наклонной плоскости; хорошо, уверенно действовать карандашом, кистью).

На занятии, когда осваиваются технические навыки, уточняется форма каждого предмета, подчеркивается различие. Скажем, рисуя красками фрукты — апельсин, лимон, дети сперва рассматривают образцы (до занятия можно их даже подержать в руках, потрогать).

В дальнейшем воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности. Педагог только поправляет, дополняет пропущенное, следит за правильной последовательностью действий. Навык можно считать освоенным, если дети самостоятельно без напоминания применяют его и действуют при этом свободно.

Воспитатель умело использует различные приемы, методы обучения и помнит, что опора на имеющийся опыт ребенка, его индивидуальные особенности способствует развитию творчества.

Рассматривание рисунков

Четырехлетние дети проявляют все больший интерес к рисункам сверстников. Важно вызывать у них положительную эмоциональную реакцию на полученные результаты, учить радоваться общим успехам, поддерживать интерес к работам товарищей и желание самостоятельно их рассматривать и оценивать.

Дети могут рассказать о своей работе, объяснить, почему им понравилась работа товарища.

Кроме общегруппового рассматривания рисунков после занятия, воспитатель в свободное время заводит с детьми разговор около стендов с работами, спрашивает, кому что нравится, высказывает свое мнение и поясняет, почему ему нравится тот или иной узор, изображение, развивая у детей умение, оценивать рисунки но эстетическим достоинствам.

Источник: https://students-library.com/library/read/53932-metody-i-priemy-obucenia-risovaniu

Развитие творческих способностей у детей (стр. 1 из 4)

  • Министерство образования Российской Федерации
  • Самарский социально-педагогический колледж
  • Курсовая работа
  • по педагогике
  • Тема: Развитие творческих способностей у детей
  • Работа выполнена
  • студенткой 5Е группы
  • Руководитель:
Читайте также:  Витамин в6 для детей: как избежать дефицита полезного вещества в организме ребенка

Нестерова О.М.

  1. Самара 2003
  2. Оглавление
  3. I. Теоретическая часть
  4. 1. Введение
  5. 2. Значение периода детства для развития
  6. творческих способностей
  7. 3. Развитие интереса к творчеству
  8. 4. Виды творческой деятельности
  9. 5. Методы развития творческих способностей у детей
  10. II. Практическая часть
  11. 6. Заключение
  12. 7. Приложение
  13. 8. Список литературы
  14. Введение
  15. Воли не удастся никогда создать
  16. мудрецов, если будете убивать
  17. в детях шалунов.

Ж.-Ж. Руссо

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!».

Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все.

Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

  • «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
  • Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
  • Кому нужны творческие способности?
  • Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….

  1. Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей у детей. Цель данного исследования:
  2. 1) Изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога дополнительного образования.
  3. 2) Выявить эффективные приемы развития творческих способностей в условиях учреждения дополнительного образования.
  4. 3) Использовать специальные приемы для развития творческих способностей детей.
  5. В ходе работы, мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

2. Изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе.

3. Выявить особенности творчества детей в условиях кружка «Умелые руки».

Значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи.

Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки.

И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.

Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово!

Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно.

А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей.

Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.

Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!

Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.

  • Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.
  • Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.
  • Развитие интереса к творчеству

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

  1. Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.
  2. Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, — его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.
  3. Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.

Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

  • Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:
  • 1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;
  • 2. Функция формирования творческих способностей;

3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.

Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.

2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

3. Необходимость включение педагога в игру.

4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.

5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть.

Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.

Источник: https://mirznanii.com/a/173526/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-u-detey

Ссылка на основную публикацию