В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия.
Это затрагивает повседневные бытовые задачи, общение с людьми, обучение и многое другое. Без концентрации заторможены мыслительные процессы, ведь в мозг не поступает вся информация об объекте.
Также невозможна аккуратность, четкость, исполнительность.
Что такое внимание: теория и классификация
Прежде чем перейти к проблеме концентрации при ЗПР необходимо разобраться с явлением как таковым.
Внимание – это избирательное и управляемое восприятие.
Оно не только стимулирует и упрощает познание, но и оказывает огромное влияние на формирование отношения к объекту наблюдения.
Устойчивое внимание – это залог здоровой психики, что выражается в спокойствии.
Это обусловлено тем, что при возможности концентрироваться на объектах, человек ориентируется в окружающем мире, может дать оценку предметам и понимает свое место среди них.
Уникальной особенностью внимательного человека является его полная сосредоточенность, возможность воспринимать мельчайшие детали. Это происходит за счет снижения концентрации на всех прочих предметах.
Поэтому довольно легко переключаться между объектами, или же вообще не обращать внимания ни на что.
Для этого выделяются разновидности и свойства:
Разновидности | Свойства |
Произвольное – есть волевое усилие, напряжение | Концентрация |
Послепроизвольное – есть сознательный выбор, но нет напряжения | Объём |
Последовательное | Сосредоточенность |
Непроизвольное (пассивное) – устанавливается независимо от желания человека | Распределение |
сенсорно-перцептивное (внешнее) – познание окружающего мира | Переключаемость |
Конституционального происхождения | Рассеянность |
Интеллектуальное (внутреннее) – самопознание | Устойчивость |
Моторное – акцент на движения и действия |
У детей с ЗПР внимание сохраняет те же функции, но имеет некоторые особенности. Например, память гораздо меньше.
Устойчивость, то есть способность сконцентрироваться на чем-то одном продолжительное время, затрагивает только интересные вещи для малыша с ЗПР.
Практически отсутствует распределение, то есть способность заниматься одновременно несколькими вещами. У детей с замедленным развитием психики снижена скорость переключения между видами деятельности.
Особенности и нарушения концентрации у детей с ЗПР
Помимо уже названных отличий, у детей с ЗПР можно отметить главное нарушение – недостаток внимания. Оно выражается в рассеянности в деятельности и при восприятии информации.
Из-за этого даже малейший раздражитель способен сбить их с толку и заставить потерять суть происходящего.
Помимо слабой концентрации характерна избирательность. Например, ребята с ЗПР будут отдавать предпочтение играм, а не учебе.
В связи с этим, ученика бывает трудно мотивировать на учебу, а работоспособность может то резко возрасти, то снизиться.
Для разных видов деятельности нужны разные формы концентрации, которые при ЗПР страдают по-разному. Возможна как комплексная задержка, так и одного параметра. Это можно увидеть по малышу. Если ему трудно дается математика, счет, то проблемы с объёмом. Если с чтением и грамотностью – то с распределением. Если же страдают все навыки, то говорят про невнимательность в целом.
Диагностика внимания у детей с ЗПР
Обнаружить проблемы с концентрацией достаточно просто. Обычно это делается уже при обследовании на ЗПР. Диагностикой внимания занимается педиатр, психолог, логопед, дефектолог, психиатр и другие специалисты. Они исследуют общие умственные способности, эмоционально волевую сферу. На основе результатов делается заключение и даются рекомендации по коррекции и развитию.
Развитие и коррекция концентрации у детей с ЗПР
Развитие должно проходить на фоне общей реабилитации ребенка. Этим занимаются как сами родители, так и привлеченные логопеды, дефектологи, педиатры и психиатры.
При выборе учебного заведения рекомендуется обратить внимание на специализированные детские сады, школы VII вида и коррекционные классы. Коррекцию внимания при ЗПР необходимо начать как можно раньше и продолжать как можно дольше.
При обучении есть рекомендуемые методики, которых стоит придерживаться вне зависимости от преподаваемого материала:
- дозированность информации;
- наглядность;
- многократное повторение;
- смена вида деятельности.
Все это тесно связано с особенностями внимания дошкольников с ЗПР. Например, если не будет дозированности, то малыш быстро устанет и концентрация ослабнет. Без наглядности не будет понимания и интереса. Многократное повторение компенсирует недостатки внимания при ЗПР и позволяет заучить и автоматизировать материал.
Смена деятельности вместе с физической активностью позволит поддерживать ребенка в тонусе, что благоприятно скажется на его концентрации.
Чтобы поддерживать интерес ребенка, необходимо активно жестикулировать. Это поможет компенсировать проблемы с развитием речи и словесным восприятием.
Таким образом, можно отвлечь учащегося от внешних раздражителей, которые непременно отвлекут ребенка с ЗПР от занятия.
Упражнения для развития внимания
Существует большое количество методов развития. При применении игр на практике допустимо менять условие и подстраивать под способности ребенка. Некоторые делаются индивидуально, другие предназначены для группы детей.
Упражнение №1
Группе детей доступным способом (карточки, картинки, монитор) показывают набор слов или картинок. В соревновании побеждает тот, кто сможет больше записать (запомнить). Также можно присуждать победу за грамотность.
Обязательное награждение за успехи.
Упражнение №2
Ребенку предлагается набор картинок, которые необходимо запомнить. Требуется назвать как можно больше предметов, желательно в правильной последовательности.
Упражнение №3
Засекается 1 минута и за это время ребенку предлагается назвать как можно большое число предметов вокруг себя.
Можно усложнить и называть предметы, например, только желтого цвета, или те, которые начинаются с буквы «О».
Помимо этого, полезно давать решать загадки, лабиринты, квесты.
Например, устроить игру, в которой ребенок должен искать записки-подсказки, а в конце его ожидает приз.
Концентрацию развивают и обычные школьные упражнения. Математика, чтение, диктанты, заучивание стихов. Чтобы ребенок не потерял интерес, рекомендуется превращать интеллектуальные упражнения в игры на развитие внимания. Для этого заранее продумывается история (путешествие, перевоплощение в мага) по ходу которой ребенок будет выполнять задания.
Статья в тему: Коррекционная программа для детей с ЗПР
Как заниматься дома
Можно работать над развитием внимания у детей с ЗПР не только со специалистами, но и дома с родителями. Акцент делается на регулярном повторении однотипных заданий, требующих повышенной концентрации.
Хорошее упражнение с текстом, в котором ребенок должен вычеркнуть указанную букву (например, все буквы «П»).
Варьировать сложность можно с помощью размера шрифта, длины текста или времени работы. Начинать можно с 1 мин, постепенно увеличивая на 30 секунд и доходя до общей продолжительности занятия в 10-15 минут.
Используется и рисование. Например, перерисовывание простых объектов, раскраски или штриховка геометрических фигур.
Можно предложить найти различия в картинках, для этого даже есть специальные приложения на компьютере или мобильных телефонах. Мнения по поводу того, можно ли использовать компьютер для развития или игр для детей с ЗПР расходятся.
Доводы «За» | Доводы «Против» |
Широкий выбор игр | Нет общения с людьми |
Возможность присоединиться к специальным курсам и интерактивным играм, которые развивают когнитивные способности | Сидячий и малоподвижный вариант занятий |
Компьютер или телефон привлечет внимание ребенка благодаря красочности и подвижности элементов | Ребенок не развивает мелкую моторику рук |
Возможно привыкание и последующий отказ от занятий «вживую» |
Вывод
Внимание – важнейший компонент жизнедеятельности человека, который влияет на успех всех действий.
У детей с ЗПР есть свои особенности, которые необходимо учитывать. Общие показатели довольно слабые, а вот невнимание преобладает. Таких детей легко отвлечь от занятия даже пустяком. Поэтому так важно проводить дополнительные занятия.
Рекомендуется обратиться к специалистам, которые помогут составить список упражнений, которые подходят конкретному ребенку с его особенностями.
Источник: https://autizmy-net.ru/kak-razvivat-vnimanie-u-detey-s-zpr/
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Определение 1
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вследствие медленного созревания головного мозга, вызванного воздействием на него ряда неблагоприятных факторов.
Причины ЗПР:
- Тяжелые желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте (у новорожденных и детей до года).
- Различные внутриутробные патологии.
- Многоплодные беременности (чаще при близнецовой беременности).
- Родовые патологии (асфиксия, родовые травмы и т.д.).
- Недоношенность.
- Хромосомные и эндокринные нарушения.
Психические особенности детей с ЗПР:
- Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР отстают в росте, имеют малую массу тела, наблюдается нарушение координации движений, поздно начинают ходить, гиперактивны.
- Инфантильные психические особенности. Инфантилизм – замедленное созревание мозговых систем. В результате чего у детей наблюдается замедление в развитии эмоционально-волевой сфере.
- Особенности познавательных процессов. Ограниченный объем и затруднение восприятия и памяти, медленный прием и переработка поступающей информации, отставание развития речи и ее последующая бедность и примитивность.
- Особенности обучения в школе. Стойкая неуспеваемость, отставание от общей программы, отсутствие мотивации к обучению, низкий самоконтроль, преобладание игровой деятельности над учебной. В процессе посещения школы у детей складывается не только негативное отношение к учебе, но и постепенно формируется чувство собственной неполноценности.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Сущность и функции внимания
Определение 2
Внимание – это специфическая направленность человеческой психики на определенный объект или деятельность.
- Направленность внимания может быть как на внутренние процессы человека, так и на происходящее (предметы) окружающего мира.
- Особенность внимания заключается в том, что оно не имеет явного содержания, а находится внутри всех процессов.
- Сущность внимания состоит в его направленности на объекты и действия, получение информации, ее переработку и последующее сохранение в сознании личности.
- Формы внимания:
- сенсорная форма (перцептивное внимание);
- интеллектуальная форма (мыслительное внимание);
- моторная форма (двигательное внимание).
Виды внимания:
- Активное (произвольное) внимание. Внимание направляется на предмет или действие целенаправленно, для того чтобы запомнить, изучить, сохранить и т.д. свойства предмета или происходящего действия.
- Пассивное (непроизвольное) внимание. Внимание возникает непроизвольно, вследствие вызванного интереса со стороны предмета или действия.
- Послепроизвольное внимание. Стадия внимания, когда происходит возврат к непроизвольному вниманию.
Функции внимания:
- Контроль над психическими и физиологическими процессами (активация или торможения, в зависимости от потребности).
- Основная функция внимания – отбор, систематизация, анализ и последующее сохранение в сознании необходимой информации.
- Сохранение, удержание, воспроизведение образов предметов.
- Возможность длительного сосредоточения и активности на нужном объекте.
- Контроль и регуляция протекания деятельности личности.
Внимание связано со многими качествами личности человека и во многом зависят от них (наблюдательность, способность выделять частное из общего и т.п.).
Характеристика особенностей внимания у детей с ЗПР
Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
- Неустойчивость. В связи с чем, у ребенка наблюдается снижение производительности, возникают трудности при выполнении различного рода заданий. Так же возможны колебания внимания, то есть в течение нескольких минут отмечается активная работоспособность, которая затем снижается, и ребенок «выпадает» из процесса (начинает заниматься посторонними делами, отвлекается и т.д.). Тем самым ребенок отдыхает от продуктивной деятельности. После отдыха он вновь может к ней вернуться с прежним интересом.
- Низкая концентрация внимания. Ребенку с ЗПР сложно сосредоточиться на длительном выполнении работы, либо на объекте деятельности. Отмечается быстрое утомление и постепенное снижение интереса к процессу работы.
- Снижение объема внимания. Ребенок с ЗПР не способен удержать одновременно весь объем информации, который ему необходим для осуществления игровой или учебной деятельности. В связи с чем, можно отметить затруднение восприятия всей ситуации в целом.
- Снижение избирательности внимания. Детям с ЗПР сложно сформулировать цель деятельности (задания), а также составить план для ее достижения. Ребенку трудно продумать условия реализации, так как он не может полноценно сосредоточиться на основном и отделить его от побочных деталей процесса.
- Снижение распределения внимания. Ребенок в ЗПР не может выполнять одновременно несколько заданий или действий. Особенная трудность возникает в том случае, если все задания требуют от ребенка сознательного контроля (стадия освоения).
- «Прилипание внимания». Трудности в переключении внимания с одного способа выполнения задания на другой (отсутствие гибкости реагирования).
- Повышенная отвлекаемость. Ребенку с ЗПР сложно сосредоточится на длительном выполнении одной деятельности. В процессе работы отмечается постепенное снижение темпа работы, отвлекаемость, совершение большого числа ошибок, что в итоге негативно сказывается на результате работы.
Замечание 1
Таким образом, у детей с ЗПР ярко выражены следующие недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленное переключение, малый объём. К особенностям внимания этих дошкольников также можно отнести слабость произвольного внимания, которая проявляется в частой смене объектов внимания и в невозможности длительного сосредоточения на каком-то одном объекте.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/osobennosti_vnimaniya_u_detey_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya/
Задержка развития и речи (ЗПР) у детей
Содержание
Особенности внимания у детей с ЗПР
Недостаточная концентрация внимания
Различные формы задержки развития часто сопровождаются проблемами с произвольным вниманием у детей. Обычно родители замечают, что ребенку трудно концентрироваться на одном предмете во время игр и выполнении домашних заданий.
Ограниченный объем внимания
Задержка психологического и речевого развития у детей проявляется в том, что ребенок не может усвоить достаточное количество информации. Из-за ограниченного объема внимания восприятие вещей или понятий становится фрагментарным, и ребенок может испытывать затруднения во время учебных занятий и игр.
Легкая отвлекаемость
Малыши, страдающие различными формами ЗПР, легко реагируют на внешние раздражители. Внимание быстро рассеивается, поэтому им трудно сосредоточиться на одном предмете. Они часто отвлекаются на уроке, могут легко забыть о начатой игре.
У детей с задержкой развития речи наблюдаются недостатки звукопроизношения и ограниченность словарного запаса
Особенности памяти у детей с ЗПР
У ребенка с задержкой развития центральной нервной системы ограничен объем оперативной и долговременной памяти, поэтому снижена прочность усвоения любой информации. Он запоминает ее неточно, быстро забывает только что пройденный материал.
При этом значительно лучше запоминается наглядный материал (рисунки, схемы и т.п.), чем вербальный, т.е. речевой.
Психологами и педиатрами было установлено, что обучение различным техникам запоминания позволяет значительно улучшить мнемонические способности детей с ЗПР.
Особенности мышления у детей с ЗПР
Мышление ребенка с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет находится на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем.
Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д.
Все эти навыки у детей с задержкой развития сформированы значительно хуже, чем у сверстников.
Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР
Сложности с объяснением своих эмоций
Малыши, страдающие ЗПР, не в состоянии вовремя дать понятный сигнал о дискомфорте, усталости или нежелании выполнять домашнее поручение или учебное задание.
Это может быть связано с тем, что у ребенка не сформировался навык распознавания своих ощущений.
Сложности с объяснением эмоций могут быть последствиями негативного опыта общения со взрослыми или нехваткой словарного запаса и неумением ясно выражать свои мысли.
Незрелость эмоционально-волевой сферы
ЗПР у ребенка часто характеризуется тем, что он не может себя заставить выполнить задание, для него сделать волевое усилие — очень сложная задача.
Проблемы эмоционально-волевой сферы негативно сказываются на формировании коммуникативных навыков.
Если у ребенка не развиты «социальные» эмоции, ему будет сложно построить близкие отношения с другими малышами и взрослыми, усвоить морально-этические нормы поведения.
Особенности речи у детей с задержкой психического развития
Задержка развития речи у детей проявляется в недостатках звукопроизношения и ограниченности словарного запаса. Малыши редко употребляют в разговоре прилагательные, наречия, глаголы.
Ребенку сложно выразить свою мысль в развернутом речевом сообщении, несмотря на то что ему понятно смысловое содержание рассказа или картинки, и на наводящие вопросы педагога он отвечает правильно. Связная речь с трудом дается ребенку с задержкой развития.
Ему сложно сделать пересказ по тексту, описать картину или наглядную ситуацию.
Профилактика задержки психического развития
Создание благоприятных условий при беременности
В первую очередь будущие родители должны создать максимально благоприятные условия для протекания беременности и родов, чтобы избежать факторов риска задержки психического развития у малыша. К ним относятся поздний возраст или избыточный вес матери, инфекционные и хронические заболевания, а также физические и эмоциональные нагрузки во время беременности.
Своевременное посещение невропатолога
Внимание к здоровью ребенка – это лучшая профилактика задержки развития. На втором месяце жизни даже полностью здорового малыша необходимо показать невропатологу. Специалист проверит зрение и слух, наличие различных рефлексов, которые должны быть сформированы в младенчестве, отметит особенности реакции на близких и незнакомых взрослых и объективно оценит развитие ребенка.
Внимание к развитию малыша
Зная показатели нормы для того или иного возраста, Вы самостоятельно сможете оценить психомоторное развитие ребенка. Обратиться к врачу необходимо, если малыш в возрасте 1 года мало лепечет, к 1,5 годам не понимает простых слов, к 2 годам не пытается повторять слова, в 3 года – не говорит совсем или не может строить простые предложения из 3 и более слов.
Поддержание телесно-эмоционального контакта с ребенком
В первые месяцы жизни малыш обладает очень развитой чувствительностью к прикосновениям. Тактильный контакт с людьми и предметами позволяет ему ориентироваться в окружающем мире и чувствовать себя в нем уверенно.
Поэтому малышу очень важны проявления внимания со стороны взрослых: его нужно как можно чаще брать на руки, гладить по всему телу.
Прикосновение родительских рук позволит ребенку сформировать адекватное представление о пространстве вокруг себя.
Тенотен Детский поможет гармоничному развитию нервной системы у детей с ЗПР.
Источник: https://tenoten-deti.ru/articles/zaderzhka-razvitiya-i-rechi/
Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития
Одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований в настоящее время является изучение внимания у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Именно внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития у детей младшего школьного возраста при поступлении в школу, и особенно у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Учеными отмечается, что внимание влияет на повышение эффективности многих познавательных процессов: восприятие, память, мышление. Поэтому от того, насколько внимательны обучающиеся с ЗПР, будет завесить их успешность в освоении ими начальной школьной образовательной программы.
Внимание как психическое явление, исследуется многими учеными, прежде всего, В.В. Богословским, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.А. Люблинской, К.К. Платоновым и др.
В психолого-педагогической литературе существуют различные интерпретации рассматриваемого понятия. П.А. Рудик считает, что устойчивость внимания определяется в основном преобладанием выработанных в процессе практики динамических стереотипов. Именно они позволяют выполнять легко и непринужденно определенные действия [1].
По мнению Н.Ф. Добрынина, внимание, как особый вид психической деятельности, выражается в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности.
По мнению другого ученого, С.Л. Рубинштейна, внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
П.Я. Гальперин в своих исследованиях особое внимание обращает на тот факт, что внимание представляет собой идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля [2]. По мнению этого ученого, рассматриваемый психический феномен является основной функцией контроля.
Среди ученых нет единого мнения относительно определения понятия «внимание». С одной стороны, это понятие ученые рассматривают как самостоятельное психическое явление, с другой – считают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно является частью любого другого психического процесса.
Внимание не имеет конечного продукта и не является самостоятельной формой психической деятельности. Вниманием называется такое состояние психической концентрации, которое позволяет сосредотачиваться на каком-либо объекте. Внимание является важным познавательным психическим процессом, без которого невозможна любая деятельность человека и оно является самостоятельным психическим процессом.
К основным свойствам внимания относятся — устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания [3; 4, 5, 6].
Возрастными особенностями внимания у младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Младшим школьникам довольно трудно сосредотачивать свое внимание на однообразной и неинтересной деятельности. Однако, младшие школьники в некоторой степени могут уже самостоятельно планировать свою деятельность [7].
Младшие школьники с ЗПР характеризуются слабым интеллектуальным развитием, ограниченностью представлений, неумением контролировать свои действия, отсутствием интереса к учению.
Наряду с этим, для таких обучающихся характерна непроизвольность внимания, слабая его концентрация и сосредоточенность, неустойчивость.
Такие школьники с ЗПР более импульсивны и рассеяны, часто отвлекаются на уроках, чем младшие школьники с нормой в развитии [8].
Отметим, что ЗПР называется замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами.
Данный феномен характеризуется не только замедленным темпом психического развития, но и нарушениями в познавательной сфере, незрелостью эмоционально-волевой сферы, а также психофизиологической и личностной незрелостью, негрубыми нарушениями в развитии интеллекта [9, 10].
Недоразвитие внимания у младших школьников отмечается при всех типах ЗПР.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме, мы можем отметить следующие особенности развития внимания у младших школьников с ЗПР:
- сниженная концентрация внимания;
- неустойчивость внимания;
- недостаточный объем внимания;
- сниженное распределение и переключение внимания.
- Рассмотрим эти свойства внимания.
Концентрацией внимания называется способность удерживать внимание на определенном объекте определенное количество времени. Концентрация внимания является основным показателем выраженности степени и интенсивности внимания.
Поскольку концентрация внимания определяется степенью углубленности человека в определенную деятельность, то наибольшая концентрация внимания проявляется при увлеченности человеком интересным занятием, в котором в наибольшей степени реализуются его возможности и способности. По мнению ученых, концентрация внимания имеет динамический характер, вследствие чего она то повышается, то понижается в зависимости от характера деятельности и от отношения к ней.
Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. У обучающихся с ЗПР внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
Неустойчивость внимания у младших школьников с ЗПР ведёт к снижению уровня продуктивности. Это в свою очередь, обуславливает трудности при выполнении заданий, которые требуют постоянного контроля.
Значительные трудности при фиксации внимания у таких школьников возникают в основном при письме.
Так, при выполнении определенных заданий по письму у младших школьников с ЗПР наблюдаются орфографические ошибки, слитное написание отдельных слов, нарушение грамматических правил.
Возможность концентрироваться одновременно на нескольких внешних объектах называется объемом внимания. Объем внимания измеряется количеством объектов, которые должны восприниматься одновременно. Объем внимания зависит от определенной деятельности человека, его опыта и психического развития и увеличивается.
У младших школьников с соматогенным и психогенным типом ЗПР объем внимания значительно снижен по сравнению с младшими школьниками без патологии в развитии.
Способность выбирать место концентрации внимания называется переключением внимания. Переключение внимания проявляется в переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Оно может быть завершенным и незавершенным.
При завершенном переключении внимание полностью фиксируется на новом объекте или деятельности. При незавершенном переключении оно еще направлено на предыдущую деятельность.
Данное свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека, уравновешенности и подвижности нервных процессов, от типа высшей нервной деятельности, от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Например, чем больший интерес вызывает определенная деятельность для младшего школьника, тем легче он переключается на неё.
У младших школьников с ЗПР с сильной и подвижной нервной системой наблюдается устойчивое и легко распределяемое и переключаемое внимание. У младших школьников с ЗПР с инертной и слабой нервной системой отмечается в основном неустойчивое внимание.
Под распределением внимания понимают способность держать в центре внимания определенное число объектов одновременно. Распределение внимания является способностью поддерживать достаточный уровень сосредоточенности такое количество времени, какое целесообразно для определенной деятельности.
Именно распределение внимания предоставляет возможность младшему школьнику с ЗПР совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В связи с этим следует отметить, что распределение внимания во многом зависит от практического опыта младшего школьника, его приобретенных знаний, умений и практических навыков, от его адаптации к школе [11].
- Мы провели исследование, целью которого явилось изучение свойств внимания у младших школьников с ЗПР.
- Предметом нашего исследования являются свойства внимания у младших школьников с ЗПР.
- Исследование по изучению уровня внимания у младших школьников с ЗПР проводилось на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 115» города Челябинска.
- Для исследования были выбраны обучающиеся второго класса с ЗПР в количестве 13 человек.
- Для исследования уровня развития свойств внимания у младших школьников с ЗПР нами были использованы следующие методики:
1. «Найди и вычеркни».
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера).
Результаты констатирующего эксперимента по методике «Найди и вычеркни» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Испытуемый | N | n | S (продуктивность/устойчивость) | Баллы S |
Д. А. | 74 | 6 | 0,7 и 0,1 | 6 |
К. А. | 50 | 22 | 0 и 0 | 0 |
Ч. Я. | 53 | 0 | 0,9 и 0,2 | 7 |
Б.П. | 63 | 0 | 2,1 и 0,4 | 10 |
И.К. | 53 | 1 | 1,6 и 0,3 | 10 |
П.Н. | 49 | 0 | 0,8 и 0,1 | 6 |
А.Е. | 61 | 2 | 1,8 и 0,3 | 10 |
Е. А. | 43 | 1 | 1,34 и 0,2 | 10 |
Р.Г. | 59 | 24 | 0 и 0 | 0 |
К. А | 55 | 2 | 0,73 и 0,15 | 6 |
Г. А | 54 | 1 | 0,8 и 0,16 | 6 |
М.О | 76 | 18 | 0 и 0 | 0 |
А.О. | 66 | 6 | 1,64 и 0,33 | 10 |
Результаты констатирующего эксперимента по методике изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера) приведены в таблице 2.
Таблица 2
Испытуемый | Время выполнения | Процентное соотношение | Кол-во ошибок | Устойчивость внимания |
А.Е. | 5 минут | 100,00% | 0 | Высокий уровень |
Д.А. | 5 минут | 67,00% | 0 | Средний уровень |
Е.А. | 5 минут | 100,00% | 62 | Очень низкий уровень |
К.А. | 5 минут | 33,00% | 2 | Очень низкий уровень |
И.К. | 5 минут | 100,00% | 7 | Низкий уровень |
Г.Л. | 5 минут | 76,00% | 0 | Средний уровень |
К.А. | 5 минут | 60,00% | 3 | Низкий уровень |
Ч.Я. | 5 минут | 86,00% | 0 | Средний уровень |
М.И. | 4,30 минут | 100,00% | 3 | Средний уровень |
Р.Г. | 4,30 минут | 100,00% | 1 | Высокий уровень |
А.О. | 5 минут | 77,00% | 0 | Средний уровень |
Б.П. | 5 минут | 81,00% | 0 | Средний уровень |
П. Н. | 5 минут | 58,00% | 0 | Средний уровень |
Сравнительные результаты изучения свойств внимания у младших школьников с ЗПР представлены на рисунке 1.
Как видно из рисунка 1, большая часть испытуемых младших школьников с ЗПР имеет достаточный уровень развития внимания. Так, у 53,8% испытуемых преобладает средний уровень развития внимания и 15,4% – высокий уровень.
У 15,4% испытуемых младших школьников с ЗПР наблюдается низкий уровень развития внимания. Так, 15,4% испытуемых младших школьников с задержкой психического развития имеет низкий уровень развития внимания и 15,4% – очень низкий уровень.
- Считаем, что низкий уровень развития внимания является недостаточным для младших школьников с ЗПР и может отрицательно повлиять на развитие познавательных и психических процессов, на овладение ими учебными навыками и формирование их учебной деятельности.
- Поэтому перспективой нашего дальнейшего исследования будет теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогической коррекции низкого уровня внимания у младших школьников с ЗПР.
- Полученные результаты проведенного исследования по изучению свойств внимания у младших школьников с ЗПР позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Внимание является важным психическим процессом, от которого зависит успешность осуществления любого вида деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
2. Основными направлениями в работе педагога-психолога по психолого-педагогической коррекции низкого уровня внимания у младших школьников с ЗПР могут быть следующие: развитие концентрации и устойчивости внимания, увеличение объема внимания, развитие способности у младших школьников к распределению и переключению внимания.
3. Психолого-педагогическая коррекция низкого уровня внимания у младших школьников с ЗПР должна опираться на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся и тип ЗПР.
Источник: https://e-koncept.ru/2016/56985.htm
Особенности внимания детей с задержкой психического развития
Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.
При задержке психического развития недостаточный уровень внимания – одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности.
Так, Э.Я. Пекелис, стоящая у истоков экспериментальной работы с детьми с ЗПР (1968), указывает на недостаточность активного внимания этой категории детей.
Г.И. Жаренкова (1984) видит особенность внимания этих детей в низком уровне самоконтроля.
Т.В. Егорова (1969) указывает на нестабильность внимания и выделяет такие нарушения внимания, как: неустойчивость, повышенную отвлекаемость, неумение произвольно сосредоточиться на воспринимаемых объектах, заметное снижение работоспособности, снижение познавательной активности.
Т.В. Князева (1991) указывает, что главной трудностью в обучении этой категории детей является отставание в развитии различных психических свойств и ставит неустойчивость внимания на первое место среди других свойств.
В.И. Лубовский (1981) видит нарушения внимания ученика с ЗПР в его общей неорганизованности и специфике поведения.
Л.И. Переслени (1972, 1981) проводила эксперимент, направленный на изучение процессов распределения и концентрации внимания. Анализ результатов показал, что у школьников с ЗПР неустойчивое, рассеянное внимание, сниженная работоспособность.
Г.М. Понарядова (1979) в своей экспериментальной работе изучала возрастную динамику организованности внимания у учащихся с 1-го по 4-й класс включительно. Анализ результатов показал, что все дети имеют дефект организованности внимания в том или ином направлении, но у каждого ребенка на эти общие возрастные особенности накладываются свои, конкретные, индивидуальные особенности.
Несомненный интерес представляет работа Л.Ф. Чупрова (1988). Целью автора было изучение свойств произвольного внимания у младших школьников с ЗПР и его связи с другими познавательными процессами (памятью, восприятием, мышлением). Л.Ф.
Чупров проводит большую по объему методик диагностическую работу с детьми, имеющими ЗПР, и приходит к выводу, что у них, по сравнению с нормальными детьми, наибольшие отличия в переключаемости, распределяемости и избирательности внимания. При этом анализ характеристик учащихся с ЗПР, проведенный Л.Ф.
Чупровым, показал, что недостатки внимания отмечаются учителями у данной категории учащихся в 92% случаев. В целом Л.Ф. Чупров отмечает, что ребенок с ЗПР рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала.
Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды и т.п.
Все исследователи отмечают, что внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются.
Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели.
Привлечь внимание детей младшего школьного возраста можно только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно.
Например, В.В. Лебединский (1985) указывает, что внимание детей с ЗПР почти никогда не бывает нормальным: или оно быстро ослабевает, или оно настолько отвлекаемо, что невозможна никакая концентрация.
Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина (1994) говорят о том, что произвольное целенаправленное внимание у детей с ЗПР всегда более или менее нарушено: оно трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается.
Г.Ф. Кумарина (2001) отмечает, что дефекты внимания детей с ЗПР обнаруживаются сравнительно быстро при выполнении ими любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем мал, все формы произвольного внимания, как правило, недоразвиты.
Л.Н.
Блинова (2002) указывает, что при ЗПР у ребенка очень часто отмечается невнимательность, которая проявляется в: неумении сосредоточиться на деталях; неспособности удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь; беспомощности в доведении задания до конца; отрицательном, а чаще равнодушном, отношении к заданиям, требующим напряжения, забывчивости (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения); потери предметов, необходимых для выполнения задания.
Л.Н.
Блинова отмечает, что внимание детей с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребёнок с трудом переключается с одного задания на другое.
Интересные данные об особенностях внимания в учебной деятельности находим в работе Г. И. Жаренковой (1972), которая указывает на своеобразие снижения устойчивости внимания у детей в ходе урока. Причем неустойчивость внимания у разных детей проявляется по-разному; наблюдается большой индивидуальный разброс показателей, характеризующих их деятельность.
В частности, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других – максимальная концентрация внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих – наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без видимых причин.
Однако, и внешние обстоятельства, например, сложность задания, большой объем работы, выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, снижают энергетику внимания. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения.
Например, после диктанта ученик на другом уроке не может написать знакомое слово, вместо этого получается нечитаемый набор букв (по данным Н.П. Локаловой, 2001).
Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывают у одних раздражение, у других категорический отказ от работы, особенно, если требуется усвоить новый учебный материал. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.
По данным Г.А. Карповой и Т.П. Артемьевой (1995), в основном эти дети отличаются крайней неустойчивостью внимания, легкой отвлекаемостью, слабой распределенностью и концентрацией, они быстро утомляются на уроках, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин.
Снижение уровня концентрации наблюдается при утомлении детей.
Шум автомашины за окном, пролетающая птица – любые посторонние стимулы привлекают к себе внимание детей, и они перестают воспринимать учебный материал, перестают выполнять задания, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы, а работы пестрят множеством ошибок и исправлений.
Об этом же говорит и Л.Н. Блинова (2002). Она отмечает, что для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования.
Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек, упавший предмет — все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание педагога.
Педагогу, психологу требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.
Отвлекающее от данной деятельности влияние разных посторонних факторов было изучено в сравнительном плане Л.И. Переслени (1981).
В ее исследовании дети, нормально развивающиеся и с задержкой психического развития, должны были реагировать нажатием кнопки на тактильно-вибрационные стимулы, подававшиеся с разными интервалами на предплечье.
Одновременно на наушники, надетые детьми, подавались непрерывно действующие посторонние раздражители: либо белый шум, либо музыка (детские песенки), либо сказка в исполнении профессионального чтеца.
Оказалось, что шум не влияет на деятельность детей, музыка замедляет ответные реакции детей с задержкой развития, а речевая помеха (чтение сказки) вызывает увеличение времени реакции и у нормально развивающихся детей (на 7%), и у детей с задержкой в развитии (на 17%).
Появляются также пропуски ответных реакций и ошибочные реакции: у нормально развивающихся детей в среднем 2 пропуска, у детей с задержкой психического развития – 6 пропусков и ошибочные реакции психического развития вплоть до окончания начального этапа обучения. Л.И.
Переслени был сделан вывод о том, что рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребенка. В целом сравнительное экспериментальное исследование влияния посторонних воздействий (шума, речевых помех и др.) на деятельность детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.
Итак, в специальных психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
– неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы.
Ребенок продуктивно работает в течение 5-15 минут, а затем в течение какого-то времени, хотя бы 3-7 минут, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В момент «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами.
После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности;
– сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;
– снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
– сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;
– сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;
– «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
– повышенная отвлекаемость.
Анализ данных специальной литературы показал, что отдельно проблемой исследования и коррекции нарушений внимания у детей с ЗПР практически не занимались. Однако, во всех исследованиях, так или иначе связанных с проблемами нарушения когнитивных функций при ЗПР, можно найти указания на отклонении в функционировании внимания.
При этом нарушения внимания зависят от общей структуры дефекта при ЗПР, от степени выраженности церебрастенических симптомов и от конкретных индивидуальных проявлений нарушенного внимания у каждого ребенка, что определяется своеобразием формирования его личности.
Однако, есть общие, характерные для всех детей с ЗПР нарушения внимания, проявляющиеся в неустойчивости (колебаниях) внимания, сниженной концентрации и распределении внимания, малом его объеме, а также повышенной отвлекаемости. В дополнении к нарушенному вниманию дети с ЗПР отличаются сниженной умственной работоспособностью.
Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности.
А указания на частую встречаемость нарушений внимания у младших школьников с ЗПР требуют организации специального экспериментального исследования, позволяющего выявить специфические особенности различных свойств внимания и его общий уровень сформированности.
Список литературы:
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: НЦ ЭНАС, 2002. — 134с. 2. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. — М., 1994. — 256с. 3. Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью. — М., 1969. — 150с. 4. Жаренкова Г. И. Специфика учебной деятельности / Дети с ЗПР. — М.: Педагогика, 1984. — С.135-151. 5. Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие. Екатеринбург, 1995. — 154с. 6. Князева Т.Н. Из опыта работы по организации процесса усвоения знаний детьми в классах выравнивания. // Дети с задержкой психического развития: Проблемы и практические решения. — Н. Новгород, 1991. — С.41-44. 7. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф. Кумариной — М.: Академия, 2001. — 314с. 8. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 168с. 9. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. — М.: Ось-89, 2001. — 96с. 10. Лубовский В.И., Переслени Л.И. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. — М.: Просвещение, 1981. — 119с. 11. Пекелис Э.Я. Клинико-педагогическая характеристика ребенка с задержкой развития. // Специальная школа. 1968. Вып.2. — С.72-76. 12. Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1972. №4. — С.3-9. 13. Переслени Л.И., Шохин П.В. Особенности внимания и восприятия. / Обучение детей с задержкой психического развития. — М.: Просвещение. — 1981. — С.10-14. 14. Понарядова Г.М. Динамика организованности внимания у детей с задержкой психического развития и учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. 1979. №4. — С.16-21.
15. Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — М.: АПН СССР, 1988. — 27с.
Источник: https://superinf.ru/view_article.php?id=83