Последнее обновление статьи: 14.05.2019
Первичные признаки творчества выраженно проявляются у детей, достигших трехлетнего возраста.
К этому моменту, малютка уже приобретает некоторый опыт, который и становится основой для дальнейшего формирования творческой фантазии.
Например, ребенок, научившийся орудовать ложкой, берет вместо нее другой предмет и «кормит» с его помощью остальных членов семьи. Так у него проявляется воображаемый процесс кормления.
Творческая фантазия определяется психической функцией, при помощи которой создаются различные образы в голове у малыша. Без усовершенствования фантазии крохе грозит утеря восприимчивости адаптации в группе других детей и в остальной социальной среде. Благополучие усвоения любой программы основано именно на действии воображения.
Условия развития воображения
Формирование творческого мышления происходит в промежуток от 5 до 12 лет, а после будет весьма затруднительно наверстать упущенное. Малыши, с которыми родители не занимаются целенаправленно, в дальнейшем могут утратить способность фантазировать, они теряют заинтересованность в творчестве, и не имеют возможности рационально мыслить.
Основной особенностью воображения является невозможность его самостоятельного развития, для его активации необходимо применение специальных методов и создание необходимых условий. Помимо вышеперечисленного, способность малыша фантазировать зависит от способа жизнедеятельности, педагогической подготовленности родителей, их увлечений и навыков.
Характеристика творческой фантазии
В корреляции с причинами возникновения различных образов, классификация творческого мышления определяется двумя типами:
- Непроизвольное – пассивное. Принцип данного вида проявляется в том, что возникновение образов происходит независимо от волеизъявления человека. Наиболее характерно оно проявляется у дошкольников младшего возраста. Наиболее яркими признаками являются сны малютки, его фантазии в состоянии легкой дремы, когда маленький человечек путает образ с действительностью. В бодрствующем состоянии ребенок дошкольного возраста может представлять различные образы, его мышление отличается легкостью, а критика к получаемым результатам отсутствует. По истечении определенного периода, процесс придет в норму и будет контролироваться осмысленно.
- Произвольное – активное. Данный вид основания представлений зависит от непосредственных вопросов, установленных перед ребенком. Наибольшее развитие происходит в ходе ролевой деятельности, когда малыш представляет себя доктором, полицейским, поваром. В таком случае фантазия работает на всю мощь, так как малютке необходимо правильно выстроить образ и полностью ему соответствовать. Далее умение проявлять фантазию направленно совершенствуется в творческих мероприятиях.
- Существует еще одно основание, по которому разделяют фантазию – это особенности возникающих образов. Оно бывает трех видов:
- Воссоздающее креативное мышление – кроха, в силу своего развития должен предположить в уме то, чего ранее ему не показывали;
- Творческое – образование новых представлений на принципах отображения действительности, обработанной при помощи мозговой активности малютки;
- Мечты – представления о будущем, которые определенно должны относиться к действительности, во избежание снижения активности малыша.
Особенности воображения
Развитие воображения в дошкольном возрасте психологи определяют по трем фазам совершенствования творческой фантазии:
- Лидирующая позиция творческого мышления и сказок;
- Переплетение фантазии с рациональным мышлением;
- Полная покорность творческого мышления интеллектуальной функции.
Дошкольники находятся в первичной фазе совершенствования творческой фантазии. До достижения трехлетнего возраста игровой процесс лишь закладывает основу для своевременной идеализации способности создавать образы. На момент завершения этого периода ребенок вполне способен выразить появляющиеся представления словесным способом.
На протяжении последующих двух лет малыш учится заключать расстановку действий для получения необходимого результата при выполнении поставленной задачи. В более старшем возрастном периоде ребенок воссоздает содержательные представления. Его фантазия активно совершенствуется, а деятельность основывается на творческом мышлении.
Для того чтобы в совершенстве развить воображение в любом из этих периодов, разработаны специальные способы и методики. Создаваемые малышами представления крайне слабы. Однако все протекание творческого мышления наполнено веселыми и живыми эмоциями. Крохе будет приятно послушать сказку или посмотреть мультфильм.
Вся приходящая информация закладывается в голове и образует фундамент для совершенствования воображения.
Игры, как инструменты развития
Игры с самого раннего периода жизнедеятельности помогают приучить малютку к исполнению простых манипуляций самостоятельно. Таким образом можно научить чадо чистить зубы, мыть руки, складывать игрушки, это весело и полезно.
Есть малыши, которые от момента рождения наделены способностью фантазировать, однако некоторым это удается с большим трудом. Обе категории детей непременно нуждаются в поддержке мамы и папы для того, и создания определенных условия для совершенствования воображения.
Воображение и творческое мышление тесно взаимосвязаны, так как одно не существует без другого.
Детское воображение – это далеко не бесполезное действие, и без него во взрослой жизни невозможно достигнуть определенных высот. Когда кроха фантазирует, его мозговая активность активно развивается.
Именно поэтому при ежедневных прогулках следует уделять внимание различным фантазиям. Ребенка непременно нужно хвалить за выдумки, и ни в коем случае не ругать, идеальным вариантом станет процесс совместного фантазирования.
Для того, чтобы с раннего возрастного периода малютка развивал творческие способности, возможно применение таких методов:
- Рисование – ребенок воплощает собственные представления при помощи бумаги, красок или карандашей;
- Поделки из пластилина, картона, бумаги, природных элементов способствуют совершенствованию креативного мышления;
- Игры со сказками (родитель придумывает начало и ждет продолжения от малыша);
- Можно порекомендовать малютке изобразить несуществующее животное, дать ему имя, а затем описать;
- Для формирования фантазии следует показывать ребенку картинки, а он должен суметь их описать.
Вся игровая практика в младшем возрасте оптимально воспринимается при участии картинок. Возможно предоставление готового изображения, а можно предложить ребенку дорисовать что – то на собственное усмотрение. Чем старше возрастом становится кроха, тем труднее должны становиться задания.
Можно использовать геометрические фигуры или бесформенные кляксы. Внедрять их в картинку затруднительно, поэтому использование воображение будет очень интенсивным.
Применение таких методик, как лепка или аппликация не только развивает воображение, но и обеспечивает работу мелкой моторики рук. Ребенку непременно понравится такое увлекательное занятие.
Однако следует учитывать, что все манипуляции должны производится самостоятельно, без наличия шаблонов и образцов. Карточки с нарисованными контурами также являются мощным инструментом для совершенствования мышления у ребенка.
На картинке изображается только контур какого – либо предмета, элемента обихода или животного, а ребенок должен угадать, кто или что это на самом деле.
Определяют три типа дидактической деятельности ребенка:
- Словесный – малыши рассуждают, а при выполнении различных заданий происходит обмен мнениями;
- Настольно – печатный – разнообразные карточки или поля для игровых действий с определенными правилами;
- Игрушки и предметы – ребята используют в играх детскую посуду, кукол, машинки и прочие элементы.
Игровые действия такого плана отражают представления ребенка об окружающем его мире.
В ходе игровой деятельности малютка получает информацию о человеческих взаимоотношениях, природных явлениях, видах труда, различных событиях и прочем.
Для становления воображения в дошкольном учреждении и дома должен быть созданы соответствующие условия и иметься достаточный игровой набор, однако игрушек не должно быть слишком много, во избежание рассеивания внимания.
Основным условием в играх любых видов является соответствие возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития ребенка. Он должен понимать предназначение той или иной игрушки, она должна вызывать у него интерес.
Слишком простыми играми малютка попросту не заинтересуется, и у него пропадет мотивация для воображения. Игры должны напрягать способности крохи, способствовать его развитию в целом, формировать навыки самоорганизации.
Предметные и ролевые игры помогают сформировать навык моделирования ситуации, что является крайне важным аспектом.
Процесс изобразительной деятельности является для ребенка полноценным трудом.
Во время таких занятий развивается мышечная активность, подключаются зрительные организаторы, проявляются наиболее яркие психические особенности, а также развивается мелкая моторика и творческое мышление.
Постепенно ребенок привыкает к рисованию и на смену простых подражающих движений карандашом приходят вполне отчетливые фигуры и изображения. Со временем у ребенка начинает проявляться образ завершенной работы в процессе ее исполнения.
Изображение представлений на бумаге формирует очень важные качества: произвольность, креативность, широту и устойчивость. Опытные психологи на основе рисунков могут определить, беспокоит ли что-то ребенка, узнать о его мыслях и фантазиях.
Следует обратить внимание на тот аспект, какими цветовыми вариациями в наибольшей степени манипулируют дети. Если преобладают темные цвета, возможно малыш чем-то встревожен. Наблюдать нужно на протяжении нескольких занятий, так как однократный выбор темных вариаций может означать исключительно перепады в настроении.
Примеры игровых заданий для дошкольников
- Изготовьте самостоятельно различные игровые карточки, на которые вы можете наклеить или нарисовать любые, даже самые невероятные картинки. Раздайте их группе детей и пусть каждый, по очереди придумает какую-нибудь удивительную историю, навеянную ему изображением на картинке.
- Весьма занимательная игра для вечернего времяпрепровождения, это разглядывание светящихся окон в доме, напротив. Предложите малышу описать на что похож узор из горящих окон и придумайте вместе с ним удивительную историю об этом. В подобную игру можно играть и в светлое время суток, рассматривая и фантазируя на тему бегущих облаков.
- Предложить ребенку капнуть на лист бумаги краску, чтобы получилась клякса. Затем предложите ему пофантазировать на что она похожа. Пускай он проявит творческое мышление и представит, что можно дорисовать этой кляксе, чтобы получился тот или иной предмет.
- Включить для детей любое произведение классической музыки и пока она звучит попросить закрыть глаза и представить картинку, соответствующую этому творению.
- Всем известно, что ребятишки любят использовать различные предметы не по назначению. Допустим малыш приносит вам мяч, а вы предлагаете ему вообразить, что это арбуз. Делаете вид, что разрезаете на дольки, после чего угощаете им кроху.
Влияние сказок на ранее развитие воображения
Сказки несут в себе огромный потенциал для воспитания, они являются одними из наиболее эффективных методик развития воображения. Сказка является полноценной основой, как несущей в себе воображение, так и развивающей его у детей. Необходимо как можно чаще читать их ребенку, ведь волшебство, интересные персонажи и добрые дела, это так интересно, а главное учит совершать хорошие поступки! Такие произведения не только расширяют познания крохи, но и помогают отличить добро от зла. В процессе чтения необходимо разъяснять малышу некоторые моменты доступным ему языком, после чего выдерживать паузу для того чтобы он осмыслил услышанное и сделал определенные выводы. Сказки в плане совершенствования мышления это:
- Многолетний опыт поколений и культурные особенности народа;
- При восприятии сюжета сказки, малыши активируют собственный жизненный опыт;
- Прекрасная база для формирования взглядов на окружающий мир;
- Учебный материал: у малютки развивается понятие толерантности и познание процессов;
- В процессе чтения открывается безграничный простор для креативности, становления речи и памяти.
Конструкторская деятельность тоже достаточно широко применяется для совершенствования детского креативного мышления. Создавая в голове образ моделирования, ребенок чувствует собственную значимость, в данном случае он – созидатель. Кроха проявляет признаки радости при удачной постройке и огорчается если что-то не выходит. Практика подобного рода учит малютку доводить начатое дело до конца.
Роль родителей и педагогов в развитии воображения
В абсолютно разных направлениях ребенку крайне необходимо чувствовать поддержку со стороны. В роли поддержки обязаны выступать родители, педагоги и психологи. Ответственность за становление крохи в раннем возрастном периоде полностью ложится на плечи родителей и специалистов, не является исключением и формирование воображения.
С самого рождения родители – это наиболее значимые люди для ребенка. Когда малыш входит в дошкольный период, им необходимо направить его энергию и инициативу в правильное русло. Помощниками могут стать профессиональные методики, созданные лично с учетом особенностей крохи или же советов специалистов.
Необходимо заниматься с малышом, развивать в нем творческий потенциал и не ждать, что развитие чудесным образом произойдет само по себе. На ежедневной основе следует проводить различные занятия, заниматься игровой деятельностью, как можно чаще разговаривать с дошкольником, и объяснять ему разнообразные процессы и явления.
Игровая активность с раннего возраста занимает крайне важную роль в формировании интеллекта малютки.
В дошкольных учреждениях педагоги и психологи проводят исследование среди детей и на основе обретенных результатов определяют способы коррекционной или образовательной работы.
В дошкольном возрастном периоде большая часть функций психики находится на первой ступени формирования, поэтому методики специалиста в основном преследуют профилактические цели.
Для положительной адаптации, педагоги и воспитатели составляют референции для предупреждения эмоциональной перегрузки крохи.
Совершенствование детского воображения является неотъемлемой частью общего развития детей. Креативность, создание новых идей на сегодняшний день определяются наиболее актуальными способностями умной личности.
Ранее при найме сотрудников на работу наиболее ценными кадрами были те, кто обладал профессиональными познаниями и навыками. В настоящее время более оптимальны такие качества, как одаренность и творческая фантазия.
Люди с креативным складом мышления сейчас востребованы в различных сферах деятельности. Такие личности производят рекламу, придумывают новейшие технологии, осуществляют крупные проекты и укореняют в бизнесе новейшие замыслы.
Современная жизнь ставит перед человеком множество трудноразрешимых задач. Одаренные личности с нестандартным подходом к различным вопросам смогут найти решение любой проблемы.
Именно поэтому стоит создавать все условия для развития в детях творческого воображения.
Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej/metodika-razvitiya-voobrazheniya-u-doshkolyat.html
Этапы развития воображения
Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.
В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе.
Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.
Существуют следующие этапы развития воображения: Первый этап ( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке.Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок. Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.
По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками.
Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм.
Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения.
Складывается новый способ действия с предметами заместителями — полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.
Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.
Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого.
Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности.
Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты.
Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.
Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.
Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем.
Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира .
Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.
Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.
Четвёртый этап ( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.
Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью.
У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества.
В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.
Пятый этап ( от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей.
Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность.
«Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена( случаи детской лжи и пр.
) Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения.
Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.
« В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально — мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное».
Шестой этап ( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее.
На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять.
Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.
Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.
Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни , а не реальных творческих продуктов.
Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.
Таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Источник: http://edetkam.ru/201111131637/stati/psixologiya-rebenka/2011-11-13-18-24-56.html
Как развивать воображение у ребенка
Главная » Ребенок от 1 до 3 » Поведение и привычки » Привычки » Как развивать воображение у ребенка
При рождении мозг ребенка состоит примерно из 100 миллиардов клеток. Это впечатляет, но не менее удивительно то, что происходит с его мозгом сейчас, когда он подрос. Каждая клетка посылает и принимает электрические импульсы, называемые сигналами, которые (с помощью химических веществ, например, серотонина) создают соединения.
Повторение обращает эти соединения в сети, благодаря которым ребенок может думать и учиться. К трем годам его мозг содержит 1000 триллионов действующих соединений, что в два раза больше, чем у взрослого человека!
В этом возрасте мозг ребенка плотнее, чем он будет впоследствии.
Это связано с тем, что именно сейчас происходит формирование основных процессов, которые будут происходить всю оставшуюся жизнь. Неоднократно используемые связи становятся постоянными, а те, которые используются редко или не используются вообще, не сохраняются. Поэтому специалисты уделяют особое внимание первым трем годам жизни ребенка.
Все, что вы с малышом делаете — читаете, поете, играете, прыгаете, ходите или едите, — все это влияет на формирование его мозга. Знакомя ребенка с новыми звуками, картинками и ощущениями, вы знакомите его с огромным прекрасным миром. Используйте свое воображение, чтобы стимулировать воображение ребенка.
Например, скажите ему: «Смотри, я тигр в джунглях!» или: «Давай представим, что мы отправляемся в кругосветное путешествие!».
Используйте наглядные примеры
Дети по своей природе склонны придумывать, однако они не всегда знают, с чего начать.
Чтение книг о далеких, загадочных странах и людях способствует развитию фантазии у ребенка. Книжные картинки пополняют его запас слов и образов.
(Ведь как можно представить, что ты черепаха, если никогда ее не видел?). Выбирайте книги с большими и четкими картинками. Сейчас, когда ребенок еще не умеет читать, вам необязательно запоминать в точности все содержание сказки, поэтому вы можете вносить свои изменения или дополнения.
В этом возрасте для ребенка главное — расширять свои познания.
- Показывайте малышу различные картинки, от жуков до птеродактилей, имитируйте звуки, издаваемые животными и машинами.
- Изменяйте свой голос, когда читаете от лица разных персонажей.
- Обсуждайте с ребенком, что происходит или могло бы произойти с тем или иным героем.
- Постарайтесь ограничить просмотры видео и телевизора, так как это препятствует развитию собственного воображения ребенка.
Слушать придуманные вами истории полезно для ребенка. Благодаря этим историям ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. Делая малыша главным героем рассказов, вы укрепляете его чувство собственной значимости.
Вскоре ребенок сам начнет рассказывать вам свои истории, хотя сначала, вероятно, он будет повторять то, что услышал от вас. Переживать из-за этого не стоит, так как это часть процесса обучения.
Со временем он поразит вас своей изобретательностью.
Запаситесь реквизитом
В игре может пригодиться абсолютно все: из полотенца получится отличный тюрбан, пластмассовые бусинки превратятся в драгоценные камни, коврик для ванны станет ковром-самолетом, а многочисленные мягкие игрушки послужат тропическим лесом, больницей для животных или фермой.
Как правило, простые вещи оказываются самым подходящим реквизитом для игры.
Поскольку основные действия разворачиваются в голове ребенка, вовсе не обязательно запасаться костюмами героев сказок или мультиков. Например, костюм Бэтмена для ребенка останется просто костюмом. А вот при помощи шляпы и полотенца можно создать много разных образов.
Если вы будете показывать ребенку различные места, события и людей, в дальнейшем он сможет использовать их в своем воображении.
Можно взять специальную коробку или корзину, чтобы складывать туда принадлежности для игры. Ребенку будет особенно интересно, если каждый день там будет появляться что-нибудь новое. Самые популярные в ваших играх предметы можно иметь в двух экземплярах — чтобы можно было пригласить друзей поучаствовать в игре.
Поощряйте детские игры с вымышленными персонажами
Ребенок черпает новые знания, изображая события как настоящей, повседневной, так и вымышленной реальности. Когда ребенок придумывает сценарий игры и героев («Я — папа, а ты — мой ребенок, и ты заболел»), у него формируются навыки общения и развивается речь.
Разыгрывая различные ситуации, ребенок научится выражать эмоции, ведь персонажи бывают веселыми, грустными или испуганными. Изображая супергероя, лошадь или волшебника, ребенок не только почувствует себя сильным и могущественным, но и поймет, что может быть кем угодно.
Кроме того, в таких играх ребенок развивает самодисциплину: ведь он сам или с помощью друзей придумывает определенные правила и соблюдает их (обычно детские правила в играх настолько замысловатые, что вызывают удивление у взрослых). Малыш также лучше понимает причинно-следственные связи, когда воображает, как лягушка или собака поведет себя в той или иной ситуации.
Возможно, самое главное заключается в том, что, создавая вымышленные ситуации и проигрывая их до логического конца, ребенок учится творчески мыслить и решать различные проблемы. Согласно проведенным исследованиям, у детей с богатым воображением по мере взросления не только продолжает развиваться фантазия, из них вырастают люди, умеющие эффективно решать разные проблемы.
Тестирование таких детей в старшем возрасте показывает, что у «выдумщика» всегда найдутся идеи, как справиться с непредвиденными обстоятельствами и как выйти из сложной ситуации (например, что делать, если ребенок забыл дома учебник, который нужен ему в этот день в школе).
Не ругайте ребенка за творческий беспорядок
Развитие воображения — задача не из простых. Чтобы поиграть в «Теремок», нужно соорудить в комнате домик. Если хочется побыть ведьмой или волшебником, придется вооружиться метлой или обмотаться с ног до головы какой-нибудь тканью.
Полезно постоянно обновлять запасы инвентаря для игр: обрежьте у рубашки длинные рукава — получится халат, картонки или доски послужат столом, а большие листы упаковочной бумаги, прикрепленные, например, к стенам, можно раскрасить вместо самих стен.
Не омрачайте ни ребенку, ни себе веселье постоянными запретами (нельзя драться «мечом», нельзя кидать снежки в голову и лицо, нельзя есть приготовленные в игровой форме причудливые блюда).
Психологи сходятся во мнении, что если у ребенка есть воображаемые друзья, не стоит беспокоиться, по крайней мере до тех пор, пока малыш не начнет перекладывать на них вину за свои проступки.
По возможности не прерывайте полет фантазии ребенка. Если обеденный стол временно служит ледяным домом, не спешите просить ребенка завершить игру, ведь это отличный повод устроить пикник на полу в гостиной.
Поощряйте оригинальность ребенка
Если ребенок просит разрешить ему пойти третий раз подряд в детский сад в обмундировании космонавта или одеть волшебные крылья, вы можете оказаться в затруднительном положении.
Взрослые привыкли к определенным нормам поведения и знают, что тапочки с заячьими ушками и старый спортивный костюм хороши для дома, но не для похода в магазин. И нам бывает сложно понять, почему такие вещи не очевидны для ребенка.
Однако перед тем, как что-то запретить малышу («Сними сейчас же свои волшебные крылья!»), подумайте о том, что ему еще не известно о правилах поведения в обществе. Не волнуйтесь, все это не значит, что ребенок живет в мире фантазий, просто он еще не закончил играть.
Будучи взрослыми, мы беспокоимся о том, как бы успеть сделать максимальное количество дел в минимальные сроки. Нас беспокоит мнение окружающих, поскольку нам знакомо чувство смущения. Все это необходимо, так как помогает нам преуспеть в общении и на работе.
Однако не всегда стоит применять эти принципы в том, что связано с творческой стороной жизни. Вы можете и не осознавать до конца, что многим вещам придаете слишком большое значение. У детей все по-другому, они не волнуются, что не успеют сделать вовремя все дела или что выглядят глупо в глазах окружающих. Какие они счастливые!
Слушайте и цените
Приключения Алисы родились в воображении Льюиса Кэрролла, однако если бы он не записал свои мысли, мы бы так и не узнали о существовании страны чудес и Зазеркалья. Важная часть развития воображения — умение делиться своими идеями.
Лучший способ помочь ребенку сделать следующий шаг — это научить его слушать.
Конечно, вербальные навыки у него еще не слишком развиты, но это дело времени и практики. Попробуйте сделать вот что — как-нибудь, например, во время поездки на машине начните рассказывать историю: «Жил-был на свете пес. У него была хозяйка — маленькая девочка. Они любили вместе гулять в парке.
Однажды…» Затем предложите ребенку продолжить рассказ. Если он не сможет придумать целую сюжетную линию, он все равно будет помогать вам — предложите ему придумать имена для собаки и девочки.
Когда ребенок что-нибудь рисует, попросите его рассказать о своем рисунке.
Вместо того, чтобы сказать «Какой красивый дом ты нарисовал!» скажите: «Какие красивые цвета ты использовал в своем рисунке!».
Позвольте ребенку изображать того, кого он хочет, а событиям игры разворачиваться в соответствии с его желаниями. Так он научится применять на практике все то новое, что он узнает каждый день.
Возможно, это будет происходить шумно и сумбурно, но почему бы не дать ребенку воплотить свою задумку — ведь это может оказаться настоящим театральным или литературным шедевром.
Если вы будете внимательно слушать ребенка, вам удастся следить за ходом его мыслей и, кто знает, может быть, так вы оживите свое собственное воображение и тогда объедините свои силы на пути к творческим успехам.
Источник: https://babyvcentre.ru/rebenok-ot-1-do-3/povedenie-i-privychki/privychki/kak-razvivat-voobrazhenie-u-rebenka.html
Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки
Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение.
В психологической литературе воображение рассматривается как высший познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека.
На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев и др.).
Воображение активно формируется средствами специфически «детских» видов деятельности — игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. В целом ряде исследований и методических разработок (Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Т.
С. Комарова, Т. Н. Доронова, Г. Г. Григорьева, О. М. Дьяченко и др.) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала изодеятельности на разных этапах дошкольного детства. Исследователи подчеркивают, что рисование, лепка, аппликация позволяют успешно развивать творческое воображение дошкольников.
На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и др.). Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Н. Б. Халезова подчеркивает: «Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик — кольцом, браслетом, баранкой и т. д». [4,с.22].
В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета.
Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности.
Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.
Все виды изодеятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения.
В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов и т. д. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.
В. В.
Зеньковский в этой связи писал: «Из одного и того же материал (воск, глина) дитя лепит разнообразные фигуры, которые стоят тем выше нарисованных фигур, что они не имеют плоскостного характера, а представляют настоящие воспроизведения реальных вещей и существ.
Трудно даже рассказать, какой чрезвычайный подъем творческих замыслов вызывает в душе ребенка возможность лепить разные фигуры! В душе ребенка зреет сознание своей творческой силы, перед ним раскрывается бесконечная перспектива творчества…» [2,с.193].
В ходе творческой деятельности маленький скульптор добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.
- Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются:
- — практические методы (упражнения и экспериментирование);
- — наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);
— словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);
— игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).
Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.
Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Применение игровых методов и приемов на занятиях лепкой способствует развитию воображения детей, созданию ими выразительных образов (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.).
Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества. Т. С.
Комарова пишет: «Благодаря связи с игрой изодеятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность» [3,с.61].
Г. Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности [1,с.33]. В руководстве лепкой используются следующие игровые методы и приемы:
— обыгрывание предметов, игрушек;
- — обыгрывание готового изображения;
- — обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;
- — обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);
- — обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);
— обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.;
— игровые приемы с элементами ролевого поведения;
— использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.
Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи, задавая вопросы: «Как помочь Лунтику оказаться на луне≤», «Что может оказаться внутри волшебного сундучка≤» и др.
Другой игровой прием — обыгрывание изображения.
Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением.
С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его.
Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию лепки. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка.
Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни.
Например, если была вылеплена машина, то она может «ездить», птица — «летать», «клевать», рыбка — «плавать» и т. д.
Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой».
Например, при выполнении коллективной композиции — макета «Крестьянское подворье» этот игровой прием может быть направлен на «оживление» создаваемых образов, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения.
Так дети, прокладывают дорожки, «сажают» деревья, изготавливают загон для домашних животных, лепят самих животных и птиц.
Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем лепить…»), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.
На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль скульптора, продавца, пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т. д.
Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого.
Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.
На занятиях лепкой также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, «Чудесные превращения», «На что это похоже≤», «Загадки и отгадки», «Морские камушки» и др.
Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:
— «Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.
— «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил≤
— «Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные.
И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка.
Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
— «Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему.
— «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д»..
— «Добрый и злой». Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.
Таким образом, занятия лепкой не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.
Однако творческое воображение развивается, прежде всего, тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества — именно такие условия должны предоставляться в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. И только в тех случаях, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте.
Поэтому, руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала дошкольника.
Литература:
1. Григорьева Г. Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. //Дошк. воспит. — 1989. –№ 2.
2. Зеньковский В. В. Психология детства.- Екатеринбург, 1995.
3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.
4. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие лепкой, прием, образ, игра, окружающая действительность, творческое воображение дошкольников, творческое воображение, изобразительная деятельность, дошкольное детство.
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4134/