Психолого педагогические особенности детей младшего школьного возраста: что нужно учитывать в работе

Дети в младшем школьном возрасте еще сохраняют многие психологические качества, присущие дошкольнику. В их поведении до сих пор прослеживается легкомыслие и наивность, однако, логика мышления меняется. Постепенно утрачивается детская непосредственность, развивается интерес к познавательной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте социальный статус ребенка меняется. И если в три года дошкольник претерпевает кризис «я сам», то в возрасте семи лет это психологический кризис социального «я», в течение которого школьник приспосабливается к новым социальным условиям. Развитие его в большой степени связано с тем, насколько успешно он приспособится, найдет свое место в этом новом для него мире.

В целом, к шести годам, дети психологически готовы к получению образования в школе. В период вступления в новый этап своего развития у ребенка уже сформированы новые качества и умения, а именно:

  • Умение контролировать поведение;
  • Стремление к коллективной деятельности;
  • Овладение речью;
  • Способность к сотрудничеству;

  • Способность обобщать.

Психолого-педагогические особенности в младшем школьном возрасте напрямую зависят от коренного изменения во всей привычной жизни ребенка. В нее начинают входить новые обязанности, меняется его отношение с людьми. На этапе начальных классов дети осуществляют деятельность, для которой требуются произвольность и обязательность.

Происходят изменения и физиологического характера, которые непосредственно влияют на психологические изменения: рост замедляется, а вес увеличивается, активно развиваются мышцы. Благодаря развитию мышцы кисти ученик обретает способность быстро писать.

Особенности психологического и педагогического характера школьников связаны с развитием нервной системы, в течение которого продолжает происходить формирование головного мозга и его полушарий. Особенности психики ребенка характеризуются изменениями процессов торможения и возбуждения.

Если у дошкольника торможение было развито слабо, то у школьников этот процесс начинает преобладать, хотя возбуждение до сих пор может проявляться достаточно сильно.

Развитие школьника младшего возраста может характеризоваться некоторой дисгармонией в плане психологии и физиологии. Это приводит к временной повышенной утомляемости, но, в то же самое время, и к большой потребности в активности. Что касается двигательных функций как таковых, то именно в младшем школьном возрасте они развиваются особенно интенсивно.

Совершенствуются пространственная ориентация, выносливость, координация движений с помощью зрения. Школьники осваивают большое количество двигательных навыков, что заметно улучшает их способность к успешной спортивной деятельности. Последующее улучшения двигательной активности ребенка могут быть достигнуты благодаря занятиям разнообразными видами спорта.

Среднестатистический ребенок в возрасте 7-10 лет должен уметь:

  • Ловить мяч точно;
  • Завязывать шнурки;
  • Застегивать пуговицы;
  • Рисовать прямые линии;
  • Работать с ножницами;
  • Обводить пунктирные линии;
  • Дорисовывать рисунки по симметрии.

Но самые большие изменения касаются, все же, психологических и педагогических особенностей. Мощный толчок к развитию получают познавательные функции и нравственность.

Бурное развитие познавательной деятельности связано, прежде всего, с новым для младшего школьника процессом обучения. Не на последнем месте в развитии стоит и расширение контактов.

Изменения в мышлении и восприятии школьника начальных классов

Восприятие детей младшего школьного возраста еще характеризуется неустойчивостью, однако, появляется особая любознательность. Ученик еще может допускать простейшие ошибки, например, путать цифры или похожие буквы, но это компенсируется живой любознательностью, благодаря которой он каждый день получает большой объем новой информации. Восприятие в возрасте 6-10 лет характеризуется малой дифференцированностью. Навыки анализа развиты еще слабо, поэтому учителя должны с помощью педагогических методов сформировать способность к наблюдательности и сосредоточенности через эмоциональную сферу. Впрочем, восприятие детей младшего школьного возраста меняется очень быстро, и уже к концу первого класса оно становится дифференцирующим и анализирующим.

Внимание, как и восприятие, еще имеет множество характеристик, которые достались школьникам с дошкольного возраста. Оно неустойчиво. Дети в возрасте 7-10 лет могут концентрировать свое внимание на вещах им неинтересных.

Однако непроизвольное внимание по-прежнему преобладает, поэтому в основе педагогических особенностей первого класса – научить формировать произвольное внимание. Если развито оно будет слабо, то все последующее школьное обучение станет невозможным.

Развитие психолого-педагогических особенностей тесно связано с выработкой внимания и воли, необходимой для того чтобы сосредоточиться. Для их формирования в учениках младшего возраста закладывается мотивация к обучению и ответственность за успешность школьной деятельности.

Особым изменениям подвергается мышление школьников, которое из образно-эмоционального перерастает в абстрактно-логическое. В самом начале школьного пути дети до сих пор мыслят образно, согласно своим ощущениям, однако, процесс обучения должен развить в них способность понимать причинно-следственные связи.

В начальных классах у ребенка начинает усиленно развиваться интеллект. В данном случае очень важно психолого-педагогическое воспитание, которое может дать школьнику учитель. Именно от педагогических особенностей и организации учебного процесса зависит то, в какой степени разовьется интеллект школьников.

Согласно исследованиям, меняя методику и организацию педагогической деятельности, меняется и характеристика мышления школьников.

Развитие мышления во время обучения в начальных классах тесно связано с развитием речи. Словарный запас ребенка способен увеличиться до семи тысяч слов. Но самым важным навыком является изложение своих мыслей в устной и письменной форме согласно накопленному словарному запасу. Качество контекстной речи достоверно показывает уровень развития ученика.

Преимущество в развитии детей младшего школьного возраста достается именно мышлению словесно-логическому. Для его совершенствования в начальных классах требуются наглядные примеры.

В течение образовательной деятельности у учеников выявляются различия, благодаря которым психологи разделяют школьников на три группы: теоретики, практики и художники.

Первые отлично справляются с решением задач посредством речи, вторым для успешной деятельности нужны практические действия и наглядность, третьи характеризуются хорошим образным мышлением. В целом, в той или иной степени все дети владеют качествами всех трех групп с преобладанием какой-либо одной.

Помимо речи познавательная деятельность ребенка зависит от развития памяти, и в данном случае можно говорить о больших естественных возможностях запоминания, которые дети получают благодаря пластичности мозга и его бурному развитию. В этом возрасте происходит легкое дословное запоминание, но память, по-прежнему, характеризуется образным характером.

Отличие особенностей памяти в возрасте школьном от дошкольного – это целенаправленное запоминание не интересного, но необходимого для получения знаний материала. На развитии произвольной памяти основан успех учебной деятельности в последующие школьные годы. Педагогическая цель – развить различные виды памяти, такие как кратковременная, долгосрочная и оперативная, и способы запоминания.

Что касается воображения, то в начальных классах оно до сих пор должно иметь опору на предмет конкретный, однако, с течением времени точкой опоры становится именно слово, открывающее простор для фантазии.

На развитие психологии школьников влияет как, непосредственно, учебный процесс и его качество, так и отношения с педагогами, одноклассниками, коллективом. В период начальной школы ребенок вырабатывает навыки поведения в социуме, ответственность за свои поступки, взаимопомощь и коллективизм.

Именно в возрасте 6-10 лет особенно интенсивно начинают развиваться нравственные качества, большую роль в становлении которых играет учитель. Психолого-педагогические особенности школьников таковы, что их психика обладает большой внушаемостью и податливостью, склонностью к доверию взрослым и подражанию им.

Учитель приобретает в глазах учеников особенно большой авторитет, что дает ему право прививать те или иные нравственные качества и модели поведения.

Изменение самооценки и ее последующее развитие

Кроме развития памяти, внимания, восприятия и речи для успешной учебной деятельности важна мотивация, однако, у школьников младших классов ее еще не достаточно. Она отстает от интеллекта.

Воля еще только формируется, поэтому мотивы осознаются детьми не до конца. Сформировать мотивацию помогает высокая самооценка, однако, с переходом из семьи в школу она претерпевает серьезные изменения.

Это связано с тем, что сформированная до того оценка собственных сил редко совпадает с реальной оценкой возможностей.

Психология школьника такова, что самооценка находится в сильной зависимости от школьной успеваемости. Согласно ей формируется мотивационная сфера. Период становления ребенка как школьника связан с тяжелыми переживаниями и дезадаптацией. Оценки, полученные в школе, влияют на самоопределение ученика.

В соответствии с ними дети причисляют себя и своих одноклассников к категории отличников, двоечников, троечников и хорошистов. Такое разделение ведет к наделению себя и сверстников присущими каждой категории качествами. Дети не разделяют оценки за успеваемость от оценки собственной и своих способностей.

Так, у отличников она завышена, а у детей, которые справляются со школьной программой неудовлетворительно, самооценка начинает стремительно снижаться.

Хотя в самом начале школьного пути ребята не согласны быть в категории отстающих, стремясь удержать высокую самооценку, постепенно потребность вырваться из числа двоечников и троечников становится слабее.

Количество детей, которые занижают свои способности, к четвертому классу многократно возрастает.

Однако школьная успеваемость и общение с учителем и сверстниками – не единственные факторы развития самооценки. Большую роль продолжает играть семья, стиль воспитания и семейные ценности.

Особенности эмоциональной сферы школьника в психолого-педагогическом развитии

Когда у ребенка меняется свое самосознание, происходит полная переоценка ценностей. Значимые ранее вещи начинают терять смысл, появляются новые побудительные мотивы. На первый план выступает все, что связано с деятельностью в школе и познанием. Конечно, ребенок школьного возраста продолжает получать удовольствие от игры, но теперь она не столь важна и не так интересна.

В числе педагогических и психологических особенностей детей школьного возраста лежит упрямство. Так, ребенок будет упрямо придерживаться то или иной модели поведения столько времени, пока не пожелает изменить ее сам. Именно поэтому в самом начале школьного возраста важно вырабатывать самостоятельность.

Если же затрагивать психолого-педагогическую особенность эмоциональной сферы, то в данном случае можно выделить несколько аспектов ее развития.

Дети в младшем школьном возрасте обладают большой отзывчивостью и эмоционально реагируют на происходящие вокруг них события. У них присутствует непосредственность, благодаря которой они могут искренне выражать свои переживания.

При этом, у них ярко проявляется эмоциональная неустойчивость: смена настроений, кратковременные периоды аффектов.

Причем, на психологическое и эмоциональное состояние во многом начинает влиять успеваемость в школе и общение с одноклассниками.

В период обучения в младших классах дети еще не могут грамотно воспринимать и анализировать ни свои, ни чужие эмоции, поэтому, зачастую поведение сверстников психологически воспринимается неправильно. Чувство эмпатии пока еще не развито, а поведение ребенка начинает отражаться на его психологическом состоянии, поэтому именно на внешние проявления нужно обращать пристальное внимание.

В школьный период ребенок начинает дифференцировать свою внешнюю жизнь от внутренней, и на это влияют изменения модели его поведения. Появляется так называемая смысловая основа поступка, которая является звеном между деланием действия и, собственно, действием. Выражается это в адекватной оценке необходимости и результата действия.

Однако помимо интеллектуальной составляющей смысловая основа поступка характеризуется и эмоциональной, ведь в ней заложен индивидуальный смысл конкретных действий. А значит, ребенок анализирует поступок через призму своих желаний, отношений с окружающими людьми, а также изменений в них.

Смысловая ориентировка – это важная психологическая особенность развития школьника, которая постепенно исключает детскую непосредственность из его поведения. Благодаря этому младший школьник учится думать прежде, чем что-либо совершить, также это связано с потребностью скрыть свои переживания, чтобы окружающие не узнали о его колебаниях.

Иными словами можно сказать, что внешнее поведение становится различным от внутреннего мира ребенка. Появляется двойственность, хотя открытость и искренность пока являются важными психологическими чертами его поведения.

Изменения в психике ребенка, начало школьной деятельности, оценка собственных сил приводят к кризису семилетнего возраста, который можно охарактеризовать как обобщение переживаний.

Череда успехов или неуспехов, которые повторяются изо дня в день, часто формируют комплексы неполноценности или, наоборот, исключительности.

С течением времени комплексы могут пропадать или изменяться, однако, часто они, наоборот, становятся частью личности, его психологией, и оказывают серьезное влияние на личности, взаимоотношениях ребенка с внешним миром далее.

В возрасте семи лет у школьника появляется логика чувств, которая развивается именно благодаря обобщению всех переживаний, между которыми устанавливается определенная связь.

Резюмируя все вышесказанное, психолого-педагогическое развитие младшего школьника отличается бурными переменами в восприятии и поведении. Главной задачей в этом возрасте продолжает оставаться познавание мира, однако, способы познания меняются. На первый план выступает произвольное внимание и интеллект, логическое мышление и способность обобщать.

Важно заметить, что в период начальной школы формируется отношение к окружающему миру и модели поведения, закладываются психология школьника и нравственные качества, многие из которых не будут подвергаться изменениям на протяжении всей жизни.

Источник: http://deti.center/Shkolnyiy_vozrast/psihologo_pedagogicheskie_osobennosti_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta.html

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/ (дата обращения: 31.10.2019).

Читайте также:  Физическое развитие детей дошкольного возраста: необходимые упражнения для каждого ребенка

Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения[4, 74].

Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками:

  • выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
  • по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
  • спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей [5, 27].

Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений.

В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью.

Хотелось бы отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:

  • младенцы – непосредственно эмоциональное общение;
  • раннее детство – манипулятивная деятельность;
  • дошкольники – игровая деятельность;
  • младшие школьники – учебная деятельность;
  • подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;
  • старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность [1, 328].

Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка.

С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие — между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития.

Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б.

Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций [5, 48].

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.

Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению.

Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения.

Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний.

Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений.

А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд.

Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах [9, 151].

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны [4, 70].

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью [6, 152].

Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника.

Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.

Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемойдеятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации.

Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.) [8, 200].

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольноевнимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения.Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения.

Младшие школьники склоннык механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [3, 518].

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.

Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности.

Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается [4,82].

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности.

Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения.

На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Аналитико-синтетическаядеятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов [9, 198].

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.

Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями.

Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам.

Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [7, 288].

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство.

Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа.

Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.

Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.

В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [2, 14].

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений.

За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива.

Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Литература:

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328с.

  2. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.

  3. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518с.

  4. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86с.

  5. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 27,48с.

  6. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. – 152с.

  7. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – 288с.

  8. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200с.

  9. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 2007. –151, 198с.

    Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/

    Психолого-педагогические особенности младшего школьника

    Психолого-педагогические  особенности детей младшего школьного  возраста.

    Многие психологи (Г.С. Абрамова, Р.С. Немов, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин) определяют следующие хронологические границы возрастного периода: от 6-7 лет до 10-11 лет.

    В этом возрасте у детей происходит перестройка всех психических и  познавательных процессов, это связано, прежде всего, с поступлением ребенка  в школу. Развитие психи младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения.

    Организация учебной деятельности обеспечивает ребенку овладение обобщенными способами деятельности, несет в себе большие возможности для развития самооценки.

    Психологи сходятся во мнении, что в младшем школьном возрасте далее закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов, необходимость которых так важна для новой деятельности ребенка – учебной.

    Возрастные психологические особенности младшего школьника, по мнению  Г.С. Тарасова, включают в себя:

    — моторную активность;

    — сенсорно-перцептивную активность (способность и потребность в новых сенсорных впечатлениях, их сохранения и воспроизведения);

    -интеллектуально-волевую активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективизация и воспроизведение ситуаций, выделение себя из «поля деятельности» и т.д.);

    • — мотивацию и эмоционально-выразительную активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их выявлению, символизации, замещению);
    • — способность к включению всех  этих форм психической активности  в реальную деятельность, поведение,  общение (включая учение и игру) для их эффективного построения, регулирования;
    • В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (мышление, интеллект, память, внимание, эмоции, воображение, восприятие  и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.
    Читайте также:  Развитие ребенка в 8 месяцев: какие игры понравятся малышам в этом возрасте

    Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Ребёнок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения.

    Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения.

    В рамках учебной деятельности младший школьник усваивает основы теоретического сознания и мышления людей.

    В процессе такого усвоения у младшего школьника возникают главные психологические новообразования –  произвольность, содержательная рефлексия, анализ и планирование, которые определяют существенно-качественные изменения, как познавательных процессов, так и всей его личности (В.В. Давыдов).

    Теоретическое мышление позволяет  ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и  связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения.

    К концу четвёртого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый качественный уровень – они умеют понимать причинно-следственные связи.

    И всё-таки образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

    1. В целом, комплексное развитие интеллекта, как основы познавательного интереса, у младших школьников идет в нескольких направлениях:
    2. — усвоение и активное использование  речи, как средства мышления;
    3. — соединение и взаимообогащающее друг друга влияние всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического);
    4. -выделение и независимое развитие  в интеллектуальном процессе  двух фаз (подготовительной и интеллектуальной).

    Р.С. Немов подчеркивает, что в умственном развитии детей данного возраста происходит значительный прогресс.

    Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Память ребенка имеет преимущественно  наглядно-образный характер. Безошибочно  запоминается интересный, конкретный, яркий материал.

    Однако младшие школьники  не могу пока распорядиться своей  памятью и подчинить ее задачам  обучения.

    Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля, при  разучивании навыков самопроверки знания, рациональной организации учебного труда.

    Выготский подчеркивает, что у младших  школьников активно развивается  механическая память на связанные логические единицы информации.

    Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная  деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить  работать на себя свою память.

    Именно заучивание и воспроизведение учебного материала  позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения  в результате погружения в учебную  деятельность и воочию увидеть, что «учить себя» – значит изменить самого себя в знаниях и в обретении способности к произвольным действиям.

    Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной  школы подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается  вместе с другими функциями, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной  деятельности.

    Что касается переключаемости, то она  в этом возрасте даже выше, чем в  среднем у взрослых. Это связано  с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной  системе ребёнка.

    Однако и здесь  внимание ребёнка сохраняет ещё  некоторые признаки «детскости».

    Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребёнка.

    С приходом в школу изменяется эмоциональная  сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется  характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации.

    Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего.

    С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.

    Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная.

    Большинство первоклассников эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребёнка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если ребёнок испытывает радость.

    В данном возрасте продолжает развиваться  и воображение. Ребёнок уже может  создавать разнообразнейшие ситуации. В условиях учебной деятельности к воображению предъявляют специальные  требования, которые побуждают его  к произвольным действиям.

    Учитель  на уроке предлагает детям представить  ситуацию, в которой происходят некие  преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают  развитие воображения, но они нуждаются  в подкреплении специальными орудиями – иначе ребёнок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения.

    Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок.

    Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства.

    Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Учащимся интересна окружающая жизнь, которую они наблюдают с любопытством, пытаясь увидеть в ней что-то новое и необычное, неизведанное ими.

    Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. К четвёртому классу восприятие усложняется и углубляется, становится более организованным.

    Воспринимая изучаемые объекты, учащиеся, используют свои аналитические умения, дифференцируют их.

    Исходя из выше сказанного, можно  сделать следующий вывод. Учебная  деятельность требует развития высших психических функций – произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения.

    Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребёнок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Всё это способствует уровню интеллектуального развития и позволяет решать разнообразные учебные и жизненные задачи.

    Психологические особенности интересов  детей (податливость, внушаемость, доверчивость) представляют собой большие возможности  педагогического воздействия для  целенаправленного развития у них  познавательного интереса к учебе.

    Источник: https://multiurok.ru/files/psikhologho-piedaghoghichieskiie-osobiennosti-mlad.html

    Психолого-педагогические особенности современных детей младшего школьного возраста

    • 7
    • Куанышева Русалина Хадыровна
    • Учитель начальных классов
    • МБОУ «Алтынжарская СОШ им. Курмангазы»
    • Психологопедагогическиеособенности современных детей младшегошкольноговозраста
    • В связи с поступлением в школу развитие ребенка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением.

    Каждый из четырех видов деятельности учащихся в начальной школе — это овладение учебными действиями, контроль и саморегуляция. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.

    Во внеклассной работе важно увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к совершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы это творчество было искренним, идущим из глубины души.

    С поступлением ребенка в школу в результате обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Эта перестройка заключается в том, что эти процессы начинают приобретать качества, которые свойственны взрослым людям.

    Познавательные процессы должны стать произвольными, продуктивными и устойчивыми.

    Педагог должен построить обучение так, чтобы дети могли и хотели длительное время сохранять повышенное внимание, усидчивость, способность воспринимать и хорошо запоминать учебный материал, предлагаемый учителем.

    1. Психологами доказано, что младшие школьники в состоянии усваивать сложный материал, но для того, чтобы это произошло необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия:
    2.  Учебный материал должен быть ребенку интересен и понятен;
    3.  Ребенок должен быть мотивирован к его изучению;
    4.  Ребенок должен владеть умениями по его изучению.

    «Огромное значение в работе педагога начальной школы имеет процесс обучения учащихся процессу саморегуляции. Только на основе саморегуляции можно формировать интеллектуальное развитие учащихся, желание умственной работы.».

    Не менее значимым для интеллектуального и личностного развития учащихся является расширение временных рамок и содержания общения, учащихся с окружающим людьми и, в первую очередь, с взрослыми. Взрослые люди, педагог и родители являются источниками различных знаний, образцом для подражания.

    В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности, младшим школьникам необходимы различные формы коллективной работы.

    Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут во внеклассной работе, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, умение делать выводы и обобщения.

    Рассмотрим некоторые особенности психологии младших школьников.

    Обучение в школе — сильнейший стимул развития внимания.

    Внимание — одно из основных условий успешной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребенка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание на эмоциональные моменты в общении.

    Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво и ограничено по объему. В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объем, возникает привычка быть внимательным. На основе этой привычки у ребят вырабатывается внимательность как свойство личности.

    Одним из наиболее важных новообразований является развитие произвольности внимания — особого качества психических процессов. Произвольность деятельности ребенка проявляется в умении ставить перед собой цели и задачи и прилагать усилия к достижению этих целей.

    Основное направление развития внимания — становление произвольных форм внимания.

    Вначале, когда произвольное внимание еще не устойчивое и требует от ребенка значительных усилий, необходимо помогать детям в их развитии, как можно больше привлекать к работе и развивать познавательный интерес учащихся.

    Важно время от времени менять формы деятельности, перемежать типы учебной работы, требующей произвольного внимания с такими видами её, которые опираются на произвольное внимание.

    Непроизвольное внимание учащихся связано непосредственным интересом к материалу урока, когда ученик слушает интересный рассказ, читает занимательную книгу, у него возникает сосредоточенное устойчивое внимание — ему для этого не надо ставить перед собой специальную цель и заставлять себя усилием воли быть внимательным. Формируя произвольность деятельности, важно учить детей управлять не только внешним поведением, но и внутренними процессами: вниманием, памятью, мышлением.

    «Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Возможности памяти младших школьников в развитии этого вида деятельности, вызывающей познавательный интерес, очень велики.

    Если ученику не ставится специальной цели запомнить, а данный материал интересен, он его запомнит, то это работает непроизвольная память. Произвольная память требует от ребенка волевых усилий, особенно, если материал не интересен.

    Память постепенно становится все более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью.

    Процессы памяти все более и более приобретают характер произвольных процессов, постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память, хотя в младшем школьном возрасте наглядно-образная память еще продолжает сохранять большое значение, что способствует более высокому уровню развития познавательного интереса».

    В младшем школьном возрасте особенно активно развивается вербально-логическая память, эмоциональная и моторная память. Однако особое внимание следует обратить на развитие словесно-логической памяти.

    Одним из познавательных интересов является восприятие.

    Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

    Развитие наблюдательности у школьников связано с их общим развитием, совершенствованием их мыслительной деятельности.

    При правильном руководстве учителем у детей развивается умение подмечать существенные детали, улучшается взаимосвязь анализа и синтеза в самом процессе восприятия.

    Школьников все больше и больше начинает интересовать в восприятии существо самого предмета, сложность его внешней формы, внутреннего строения и содержания, принцип его действия.

    Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитии его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятии, которые составляют чувственную основу мышления.

    Очень важно развивать творческое воображение детей, т.е. умение представить то, что в действительности существует в иной форме, чем в образе. Творческое воображение характеризуется новизной, оригинальностью, самостоятельностью в создании образов, способствующих более высокому развитию познавательных интересов.

    Эмоции детей непосредственно связаны с развитием познавательных интересов. Ребенок может переживать, огорчаться, радоваться, смеяться. Важную роль играют как положительные, так и отрицательные эмоции.

    Ученику важно научиться управлять своими эмоциями в тех или иных ситуациях. Индивидуальные различия, в проявлении эмоций завися и от волевых качеств человека.

    Волевой человек всегда стремиться овладеть

    своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественное значение.

    Подвижность, черта характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий.

    Ребенок, испытывая естественную потребность движений, в действительности не умеет длительное время сохранять одну и туже позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность.

    Учитель старается дать детям организованно подвигаться: встать, поднять руку, пошевелить пальцами; дает новое задание; ставит перед ними новую задачу.

    Эмоциональность, свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возмутимости, потребности вслух высказываться о своих переживаниях, поделиться впечатлениями; интересе внешне яркому, броскому.

    Задача педагогов состоит не только в том, чтобы подчинять эти психологические особенности тем задачам, которые дети вместе с учителем решают на уроке, но и тем, которые решаются во внеклассной работе.

    Читайте также:  Развитие ребенка раннего возраста: формирование личности на данном этапе

    Нравственный мир ребенка сложен, изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребенка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям и это необходимо учитывать в развитии познавательного интереса.

    «Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Дети отличаются друг от друга большей или меньшей подвижностью, усидчивостью, работоспособностью.

    Они по-разному включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают объясняемый материал, у них свой индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти и воображения.

    Каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность со своим внутренним миром; в каждом ребенке своеобразно сочетаются индивидуальные и возрастные особенности».

    Поэтому целенаправленное обучение и воспитание невозможно без знания, как тех, так и других. Каждый возраст имеет свои проблемы и трудности и требует специфического подхода.

    Наблюдая за поведение детей, за тем как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на воздействие, как переживают радости и горести, обращаем внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, эмоциональности, развитии познавательных интересов, т.е. различие их темпераментов.

    «Учащиеся, имеющие сангвинический темперамент, живые, любознательные, подвижные, охотно включаются в интересные виды деятельности. У таких учащихся можно быстрее сформировать и развивать познавательные интересы».

    Дети с флегматическим темпераментом медлительны, спокойны, неповторимы, в познавательной деятельности они активны, но быстро теряют интерес к одному делу. Познавательные интересы у этой группы учащихся формируются постепенно, медленно.

    Ребенок с меланхолическим темпераментом быстро утомляется. Его трудно заинтересовать.

    Учащиеся холерического темперамента отличаются быстротой, энергией. У таких детей наиболее высоко формируется познавательный интерес, их легко включить в познавательную деятельность.

    Значение темперамента необходимо учитывать во внеклассной работе. В процессе внеклассной работы важно находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности, формирования познавательных интересов. Знания темпераментов помогают изучить характер ребенка. Важно и то, как ребенок сам себя оценивает.

    Большое значение для учащихся имеют ситуации, связанные с акцентами на учебных и внеклассных достижениях учащихся. Игры, марафоны, конкурсы должны стать основой для развития общения учащихся, формирования у них познавательных интересов».

    Итак, познавательные интересы в целом развиваются в сторону их произвольности, в сторону развития осмысленности восприятия, памяти, мышления, воображения.

    Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/prochee/psikhologho-piedaghoghichieskiie-osobiennosti-sovriemiennykh-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta

    Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

    В процессе овладения иностранным языком наиболее благоприятным периодом является младший школьный возраст. Имитационные способности, пластичность природного механизма усвоения языка, пытливость и природная любознательность, отсутствие так называемого «языкового барьера» оказывают эффективное воздействие на процесс обучения иностранному языку.

    Аспекты развития и воспитания, которые связанны с формированием у школьников желания овладеть иностранным языком и положительный настрой к дальнейшему его изучению в средней школе являются приоритетными в начальной школе. Обучение на начальном этапе, изучение простейших коммуникативно-познавательных задач в чтении, письме и устной речи является важной целью курса.

    Развитие у детей в возрасте 7-10 лет происходит равномерно и спокойно. В течение этого процесса происходит функциональное совершенствование коры головного мозга и развитие ее аналитико-синтетическиой функции.

    Учебная деятельность в младшем школьном возрасте становится ведущей, именно она обуславливает развитие всех психических функций ребенка: внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия; проявляется интерес к игре. А.Н. Леонтьев считал, что решение поставленных целей обучения достигается скорее, если различные виды деятельности пересекаются между собой.

    Включение контекста познавательной, учебной и игровой деятельности в процесс обучения, позволяет обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов, которые в единстве с широкими социальными мотивами будут оказывать влияние на формирование положительного отношения учеников младшего школьного возраста к предмету и на достижение целей начального языкового образования.

    Как показывает практика, младшие школьники проявляют большой интерес к людям другой культуры, эти впечатления из детства сохраняются в течение длительного времени, а также способствуют развитию внутренней мотивации для обучения иностранного языка [Абрамова 1999: 35].

    Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Это касается в первую очередь общеучебных умений, способов и навыков деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешное обучение в основной школе.

    И перед учителями стоит непростая задача – добиться от детей качественного результата деятельности, для выполнения которой необходимо, прежде всего, знать психологические особенности младших школьников, что мотивирует их к обучению, способствует достижению поставленной цели.

    Анализ и практика психолого-педагогических исследований, примененных к младшему школьному возрасту, показали, что можно выделить следующие основные характеристики данного возраста, которые нужно учитывать, обучая детей иностранному языку.

    В процессе школьного образования все сферы развития ребенка качественно меняются и перестраиваются. Эта перестройка начинается с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Согласно положениям Л. С.

    Выготского о системном характере развития высших психических функций, доминирующей функцией в младше школьном возрасте становится мышление, и это влияет на другие интеллектуальные функции, которые интеллектуализируются, реализуются и становятся произвольными.

    Основным направлением развития мышления является переход от конкретно-образного мышления к словесно-логическому.

    В отличие от ребенка дошкольного возраста, при решении задачи опирающегося на чувственно воспринимаемые свойства вещей или на усвоенные в процессе общения со взрослыми «житейские понятия», школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных понятий.

    Интеллектуальная рефлексия (способность понимать содержание своих действий и их основы) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников.

    В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы – внимание, восприятие, память, воображение, основная характеристика которых – произвольность.

    На первом плане – формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация особых действий контроля.

    В психологии процессом интериоризации называют формирование структур психики человека, благодаря приобретенному жизненному опыту.

    У детей 7-11 лет довольно широки умственные возможности. Они обладают развитой способностью рассуждать, они могут делать умозаключения и выводы, не прибегая к практическим действиям, анализировать объекты и явления, что указывает на развитие словесно-логического мышления.

    Школьники могут дать обоснованные доказательства.

    Эта способность учащихся должна использоваться в обучении иностранному языку и разрабатываться с помощью упражнений, чтобы доказать суждения учителя и учеников, имитировать проблемные ситуации, абстрактные схемы для их наполнения конкретным содержанием [Гальскова 2004: 46].

    Высокие требования к вниманию предъявляются с первых дней школьного образования, особенно с точки зрения его управляемости и произвольности. По указанию учителя ребенок должен направлять и удерживать внимание на предметах, которые не обладают необычности или привлекательностью. Дети в этом возрасте могут сосредоточиться, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание.

    Сконцентрировать и удержать свое внимание для ребенка представляется возможным благодаря высокой мотивации и волевым усилиям. Итак, при восприятии материала младшие школьники, как правило, обращают внимание на его эмоциональную окраску и яркую презентацию.

    Тем не менее, при этом их внимание отличается неустойчивостью: ученики могут сосредоточить свое внимание только на несколько минут, но необходимо приучать школьников быть внимательными и в отношении того, что для них не является интересным. Если этого не сделать, у детей развивается привычка быть внимательными только к внешне привлекательному, они не развивают волевые качества личности.

    При обучении младших школьников важно поставить их в условия, требуя волевых усилий сосредоточиться, чтобы они могли быть настойчивыми, ставить цели и добиваться их.

    • Управление вниманием младших учеников заключается в следующем:
    • использование материалов, которые интересны в плане содержания;
    • в состоянии каждого ученика понимать / осознавать значение (мотивы и цели) выполнения задач и упражнений;
    • в обеспечении знаний о том, как выполнять упражнения;
    • в создании обстановки, которая располагает к непринужденному общению и сосредоточенному труду.

    Деятельностью наблюдения становится восприятие, которое характеризуется непроизвольностью.

    Наблюдение — это первое, что проводится под руководством учителя, который знакомит учеников с правилами восприятия, ставит задачу обследования предметов или явлений, обучает способам регистрации результатов наблюдений. Восприятие становится синтезирующей и установившейся связью, преднамеренным, целенаправленным наблюдением объекта.

    Развитие памяти происходит в двух направлениях — осмысленности и произвольности. В процессе учебной деятельности развиваются все типы памяти: оперативная, кратковременная и долговременная. Если память опирается на методы логической обработки материала, то она приобретает осмысленный характер.

    Ребенок учится активно работать с запоминаемым материалом. Ребенка учат приемам запоминания. Среди них: активная мыслительная обработка материала (выделение в тексте смысловых кусков, составление плана, классификация и т. д.), преднамеренное заучивание, повторное чтение как способ мыслительной обработки материала.

    Таким образом, активно формируется произвольное запоминание.

    Следует отметить, что память у детей школьного возраста достаточно развита. Тем не менее, быстро и легко они запоминают тот материал, который отвечает их интересам и вызывает эмоциональный отклик.

    Учитывая эту возрастную особенность, рекомендуется организовать тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала и ознакомление детей с речевыми средствами общения в таких ситуациях, которые создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой и связаны с интересами детей.

    Необходимо развивать у детей способность сознательно управлять памятью, то есть особенно обращать их внимание на предмет запоминания. Одним из методов осмысленного запоминания является смысловая группировка материала, например: группировка слов по тематической принадлежности, в соответствии с правилами чтения, в грамматических структурах по формообразованию, употреблению и значению.

    Воображение в своем развитии проходит через два этапа: (репродуктивный) и творческий (продуктивный). Воображение основано на конкретных объектах. Дети в этом возрасте склонны фантазировать.

    Слушая сказки, ребенок невольно развивает репродуктивное воображение, он воспроизводит образы и ситуации под влиянием речи рассказчика. В творческом воображении воспроизводятся и реконструируются ситуации и изображения, которые не имеют места в реальности.

    Одним из проявлений творческого воображения является персонификация, то есть наделение предметов, животных, отвлечённых понятий человеческими свойствами и качествами.

    Преобладание эмоций над рассудком характерно для детей младшего школьного возраста. Это период господства воображения.

    Психологи называют его возрастом сказок, где ребёнок «может представить окружающую жизнь независимо от себя, от своей жизни, поэтому возможно мысленное участие ребёнка в описываемых событиях.

    Этим способностям духовной жизни ребёнка в возрасте сказок больше всего отвечает фантазия, она так бурно развивается в описываемый период детства» [Кириллова 1971: 55].

    Воображение всегда входит в деятельность и зависит от неё. Многие авторы показывают, как при организации определённых условий и при введении этих условий в действие, воображение детей качественно изменяется: оно становится более активным, произвольным, более богатым, реалистическим.

    Разделяя точку зрения Г.Д. Кирилловой, мы рассматриваем «воображение ребёнка как необходимый компонент основных видов деятельности, состоящий из образов восприятия и памяти и создания на этой основе относительно новых (для ребёнка) образов и их систем, стимулирующих, регулирующих деятельность ребёнка [Кириллова 1971: 70].

    Формирование мотивов обучения является одним из основных направлений формирования личности.

    Исследуя мотивы, побуждающие младших школьников учиться, психологи обнаружили, что наиболее распространенными из них являются широкие социальные, познавательные учебные мотивы (интерес к занятиям, стремление научиться чему-то новому), а также игровые мотивы. Полное развитие образовательной деятельности связано с действием первых двух мотивов, но они формируются у школьников, когда игровой мотив удовлетворен.

    Развитие памяти, внимания, мышления тесно связано с развитием их иноязычных способностей, в их числе способности запоминать лексические единицы. Иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками. С точки зрения А.А. Леонтьева за этим понятием стоит:

    1) комплекс особенностей типа высшей нервной деятельности и другие индивидуальные особенности, определяющие психологические процессы (общий тип нервной системы, темперамент, характер);

    2) индивидуальные развития в протекании процессов памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения и т.п.;

    3) различие в личностных особенностях, которые связанны с процессом общения (толерантность, раскованность и др.) [Берман 1977:58].

    Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что обучение детей младшего школьного возраста является наиболее важным этапом обучения, поскольку в этом возрасте происходит интенсивное развитие ребенка, ведущим видом деятельности ребенка является обучение: завершающим этапом младшего школьного возраста является навык умения учиться и вера в себя и в свои силы.

    Позитивные приобретения этого возраста являются необходимым основанием, в ходе которого выстраивается последующие развитие обучающегося как активного субъекта деятельности и познаний.

    Создание оптимальных условий для раскрытия и реализации детских возможностей с учетом индивидуальности каждого ребенка является основной задачей учителей, которые осуществляют работу с детьми младшего школьного возраста.

    Источник: https://vuzru.ru/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-2/

    Ссылка на основную публикацию
    Для любых предложений по сайту: [email protected]