Отношение к здоровому образу жизни и стремление к физической активности прививается ребенку в раннем возрасте. Для формирования интереса к спортивным занятиям и укрепления здоровья были разработаны Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. ФГОС физическое развитие дошкольника определяет физическое становление с младенчества и до 7 лет и выделяет через несколько этапов.
Задачи развития в рамках ФГОС
Природа наградила малышей любознательностью и желанием активно двигаться. Детство – это начало формирования физического развития, здоровья, выносливости, работоспособности, поэтому дошкольный возраст считается самым благоприятным периодом для приобретения необходимых навыков.
Физическое развитие в ФОГС разработан для формирования у дошкольника желания заниматься спортом, вести активный образ жизни.
Основные задачи физического развития дошкольников по ФГОС:
- Выработка координации движений, гибкости, выносливости, равновесия;
- Укрепление позвоночника и мышечного корсета;
- Накопление физического опыта;
- Необходимость в движении и его совершенствовании;
- Положительное представление о закаливании и здоровье;
- Стремление к активным играм.
Программа физического развития дошкольников ФГОС направлена на оздоровление, гармоничное формирование молодого организма, профилактику негативных эмоций, установление нравственных и волевых качеств. В первую очередь необходимо расширение опыта в движениях и подготовка ребенка к школе.
Образовательная область физического развития ФГОС формирует понятия о гигиене, здоровье, закаливании, развивает глазомер, определяет приоритеты коллективного общения. В его задачи входит ознакомление дошкольников с отдельными видами спорта.
Физическое развитие ДОУ по ФГОС должно основываться на следующих принципах:
- Полноценное проживание каждого жизненного этапа дошкольного возраста;
- Построение доверительных отношений;
- Поддержание активной детской инициативы в спортивных занятиях;
- Соответствие требований к дошкольнику в зависимости от возрастной категории;
- Построении программы на общих принципах с индивидуальным подходом к каждому малышу с учетом его физических возможностей.
Примечание. Когда родители готовят дошкольника в детский сад, рекомендуется поинтересоваться, какие спортивные занятия и с какой регулярностью будут проводиться по разработанной программе.
Обучение движениям должно быть систематическим и опережать уже имеющиеся навыки для развития новых. Взрослые контролируют уровень нагрузки дошкольника и чередуют его с обязательным отдыхом, психологическим и творческим обучением.
Для выполнения поставленных целей и задач физического воспитания по ФГОС в ДОУ должны быть созданы специальные условия:
- Зал для спортивных занятий;
- Инвентарь для физической культуры (мячи, скакалки, обручи, гантели);
- Площадка для занятий на свежем воздухе;
- Игровое оборудование с турниками, качелями, горками и песочницей.
Примечание. Условия физического развития дошкольников по ФГОС должны отвечать необходимым требованиям СанПиНа.
Требования и ориентиры
В государственных стандартах прописаны требования (целевые ориентиры) к результатам по освоению программы. Их достижение зависит от физических особенностей каждого дошкольника.
Показатели физического развития дошкольников по ФГОС проводятся воспитателем ДОУ с каждым ребенком дважды в год. Это необходимо для отслеживания динамики развития ребенка и коррекции его личной программы.
Физическое развитие дошкольника в ФГОС по возрастным группам.
Возраст в годах | Достижения в развитии |
0-1 | Удержание головки, изменение положения собственного тела, перевороты со спины на животик, ползанье, развитие моторики рук, подготовка и укрепление мышц для ходьбы. |
1-2 | Развитие сенсорики, обучение ходьбе, формирование и укрепление мышц, сохранение равновесия. |
2-3 | Формирование правильной осанки, ориентация в окружающей среде с согласованными движениями тела, приобретение навыков ползанья, приседания, прыжков. |
3-4 | Обучение правильному приземлению в прыжках с высоты и в длину, метание небольших мячей, ловля предметов руками, сохранение осанки сидя и стоя, обучение катанию на салазках, лыжах, езде на велосипеде. |
4-5 | Совершенствование полученных навыков, закрепление согласованных движений при беге, ходьбе, прыжках, развитие быстроты реакции, выносливости, гибкости, обучение упражнениям при помощи спортивного инвентаря. |
5-6 | Езда на двухколесном велосипеде, самокате, подбрасывание и самостоятельная ловля мяча, выполнение упражнений со скакалкой и обручем, проявление интереса к спортивной жизни. |
6-7 | Поддерживание правильной осанки в различных позах, активная работа на гимнастической стенке, продолжение развития координации, ритмичная зарядка в коллективном строю с ориентировкой в пространстве, самостоятельная организация активных игр, интерес к физическим нагрузкам и проявление отдельных достижений в спорте. |
По завершению дошкольного образования у ребенка должны быть выработаны:
- Моторика рук;
- Выносливость;
- Подвижность;
- Контроль за движениями различных частей тела;
- Стремление к познаниям и спортивным играм;
- Владение элементарными действиями: прыжками, лазаньем, ползаньем, перепрыгиванием, перешагиванием, на месте.
- Хорошая ориентация и глазомер.
Физическое воспитание дошкольников в ФОГС позволяет развить не только спортивные навыки, но и укрепить здоровье. Главная роль в этом процессе ложиться на педагогов и воспитателей ДОУ.
Построение программы ФГОС в детских учреждениях
Каждое ДОУ должно разрабатывать рабочую программу по физическому развитию ФГОС. При ее реализации воспитатели учитывают особенности и достижения каждого дошкольника в частном порядке, а также его уровень подготовки для выполнения упражнений.
Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФОГС проводится согласно следующему расписанию:
- Утренняя разминка;
- Закаливание;
- Активные игры на улице;
- Спортивные занятия в зале;
- Гимнастика после обеденного пробуждения;
- Совместные игры, развивающие координацию;
- Проведение праздников, соревнований, спортивных игр на природе.
Утренняя зарядка является одним из важных пунктов ежедневного распорядка. В хорошую погоду занятия проводят на открытом воздухе. Педагог выбирает ту форму гимнастики, которая соответствует возрастным особенностям дошкольников. Это может быть бег, танцевальная аэробика под музыку, игровые состязания, упражнения со скакалкой или обручем.
В область физического развития по ФГОС в ДОУ входит закаливание, которое играет важную роль для здоровья малыша.
Для этих целей рекомендованы воздушные ванны, нахождение на природе, хождение босыми ногами по дорожкам из камушек разной фракции, траве.
Благодаря таким процедурам повышается устойчивость организма к погодным изменениям, укрепляется иммунная система. Время, проведенное на прогулке, должно быть использовано правильно. Для этого необходимо проводить совместные игры.
Спортивные занятия и совместные игры для разных возрастных категорий
Для каждого возраста педагог разрабатывает определенную программу игровых упражнений, которые постепенно развивают необходимые навыки.
Физическое развитие ранний возраст по ФГОСТ предполагает:
- Создание игровых сюжетов, где используются подражающие движения;
- Оттачивание уже приобретенных навыков;
- Обучение детей взаимодействию;
- Выработку соревновательного духа.
Для физического развития старшей группы ФГОС рекомендует вводить активные игры с разными нагрузками. Дошкольнику необходимо некоторое время для изучения и запоминания, после нескольких недель повторений переходят к разучиванию новой порции игр. Сюда входят прыжки через мяч, скакалку, бросание и метание, бег на носочках и пяточках. Кроме игровых разминок вводят командные задания и эстафеты.
Физическое развитие подготовительной группы ФГОС является финишным в дошкольном воспитании. Спортивные занятия включают в себя бег, прыжки, забрасывание предметов на расстояния, групповые упражнения с построением в пары, строй, линию, различные комплексы на брусьях (подтягивание, вис, раскачивание и прыжки).
Кроме игровых занятий включают элементы следующих видов спорта:
- Баскетбол;
- Футбол;
- Бадминтон;
- Хоккей.
В зимнее время к спортивным играм добавляют катание на салазках, скольжение по льду с приседаниями и подъемами, лыжный бег.
Физическое развитие дошкольника в рамках ФГОС позволяет ДОУ разработать собственную программу, нацеленную на единые ориентиры и стандарты.
Каждое учреждение вправе вносить свои корректировки в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Однако цели у всех едины – полноценное физическое развитие, подготовка ребенка к школе, стремление к спортивным занятиям, ориентирование в пространстве, уверенность и инициатива в коллективе.
Видео
005
Источник: https://onlymama.ru/razvitie-rebenka/obrazovanie-v-rossii/fizicheskoe-razvitie-doshkolnika-po-fgos/
Физическая культура малышей 5-6 лет
В организме пяти-шестилетнего ребенка интенсивно происходят процессы роста: повышается масса тела, укрепляется мускулатура, совершенствуются движения. Дети такого возраста, как правило, отличаются повышенной активностью, обладают устойчивой координацией, и могут выполнять несложные спортивные упражнения. Однако не следует забывать, что двигательные возможности дошколят еще достаточно ограничены. Продолжительное повторение однотипных движений, равно как и длительное сохранение фиксированной позы, способствуют быстрому утомлению малыша. При организации детских занятий физкультурой этому фактору следует уделять повышенное внимание, рассчитывая нагрузку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, и чередуя физические упражнения с периодами отдыха.
Развивающая физкультура для детей дошкольного возраста заключается в выполнении малышами различных комплексов доступных для них упражнений, предпочтительно — представленных в интересной игровой форме. Занятия желательно осуществлять ежедневно, два-три раза в день, выделяя на них достаточное количество времени.
Так, если оптимальная продолжительность одного занятия физкультурой с детьми 3-4 лет составляет всего четверть часа, то, по мере достижения малышами пятилетнего возраста, время, отведенное на упражнения, увеличивается до 20-30 минут.
Комплекс может включать в себя 6-12 упражнений, с повторением каждого от двух до шести раз, в зависимости от степени физической подготовленности того или иного ребенка.
Один из классических вариантов занятия физкультурой для детей пяти-шести лет — это комплексы упражнений на имитацию движений (птиц, животных, насекомых, и т. д.). Лучше всего дать каждому упражнению интересное и запоминающееся название, например, «Крокодильчик»», «Паучок», «Гусеничка», «Кенгуру», «Бабочка».
Комплекс упражнений следует формировать таким образом, чтобы в движениях принимали участие различные группы мышц малыша; в противном случае занятия окажутся для ребенка утомительными. Идеально, если целью занятий будет являться развитие не двух-трех, а целого спектра физических качеств — гибкости, ловкости, координации и скорости движений, силы, выносливости, и пр.
Приступая с ребенком к занятиям физкультурой, родителям важно помнить о соблюдении принципов постепенности и последовательности. Начало занятий предполагает осуществление малышом небольшого комплекса простых упражнений. По мере привыкания организма ребенка к физическим нагрузкам, количество элементов понемногу увеличивается, а движения становятся более сложными.
Каждое новое упражнение детской физкультуры требует краткого и понятного предварительного разъяснения. Затем взрослому следует наглядно продемонстрировать ребенку необходимый порядок движений, после чего можно предложить малышу попробовать выполнить действия самостоятельно.
Ноги расставлены на ширине плеч, кисти рук приложены к голове. По счету выполняем плавные наклоны головой — влево, вправо, вперед, назад.
Ноги поставлены на ширине плеч, руки разведены в стороны. Поочередно выполняем руками волнообразные движения.
Ноги широко расставлены, корпус наклонен вперед, прямые руки разведены в стороны. По счету осуществляем движения корпусом вправо и влево.
Ноги поставлены вплотную друг к другу, руки опущены вдоль тела. По счету поворачиваем корпус вправо и влево, одновременно разводя руки в стороны, и опуская их при возвращении в начальное положение.
Упражнение выполняется на коврике, в положении лежа на животе. Упираемся руками в пол, и медленно передвигаемся вперед, стараясь сохранить прямой корпус, и не помогая себе ногами.
Упражнение выполняется в положении лежа на спине. Руки слегка разведены в стороны, упор на предплечья. Немного приподнимаем прямые ноги над полом, и выполняем ими скрестные движения.
Ложимся на живот, ноги слегка разведены в стороны. Проводим руки вдоль корпуса, беремся за голени, прогибаем тело, и плавно покачиваемся вперед-назад.
Приседаем на корточки; ноги слегка разведены в стороны, руки опущены между ног. Опираемся на руки, и подпрыгиваем, стараясь не отрывать рук от пола.
Ложимся на спину; руки находятся в произвольном положении. Сгибаем ноги в коленях и приподнимаем их таким образом, чтобы голени располагались параллельно полу. Выполняем ногами движения, напоминающие кручение педалей на велосипеде.
Приседаем на корточки, охватываем руками затылок; спина прямая. Стараясь держать спину ровно, выполняем короткие прыжки вперед.
В комплекс по физкультуре для детей пяти-шести лет желательно также включать парные и групповые упражнения. Такие занятия не только поспособствуют физическому развитию малышей, но и содействуют полноценному привитию им понятий о дружбе, взаимопомощи, терпимости и ответственности.
Анастасия Шуляк, директор детского клуба сети фитнес-клубов «Территория Фитнеса»
Занятия физкультурой и спортом крайне важны для гармоничного развития ребенка-дошкольника. В возрасте 5-6 лет малыш уже освоил основные двигательные навыки, и вся его деятельность направлена на изучение окружающего мира.
Это возраст активности, веселых игр, ярких эмоций.
Именно в этот период у детей интенсивно развиваются координационные и другие физические навыки, поэтому родителям очень важно обеспечить своим чадам возможность каждый день учиться чему-то новому.
Если говорить о фитнесе как о части физической культуры, ребенку пяти-шестилетнего возраста рекомендуются занятия 2-3 раза в неделю по 30-40 минут, с преимущественной направленностью на повышение двигательной активности и на укрепление мышечного корсета. Особое внимание следует уделять правильному выполнению упражнений.
Выбирать необходимо не только сам вид спортивных занятий, но и педагога-тренера, — того человека, к кому ребенок будет спешить на тренировки.
Ведь в этом возрасте очень важно привить ребенку любовь к физкультуре и спорту, максимально увлечь его самим процессом занятий.
Больше хвалите и поощряйте малыша за такое стремление, отмечайте его достижения, радуйтесь вместе с ним каждому его новому успеху, — и спорт обязательно станет неотъемлемой и значимой частью его повседневного образа жизни!
Мурадова Лина Михайловна, врач-педиатр высшей категории клиники «Креде Эксперто»
Тема приобщения ребенка к физической культуре и спорту всегда была актуальной. Не утратила она актуальности и сейчас, в наш век высоких технологий, когда дошкольники могут часами просиживать за компьютером или планшетом.
А ведь дети гораздо больше, чем взрослые, испытывают необходимость в подвижных играх.
В процессе движения ребенок познает окружающий мир, у него формируются ловкость и сила, и именно в возрасте 5-6 лет закладываются основы здоровья и гармоничного физического развития.
Нужно помнить, что опорно-двигательный аппарат ребенка в этом возрасте еще окончательно не сформирован, поэтому необходимо понимать, что занятия физкультурой должны проходить под присмотром, чтобы не навредить малышу.
Такие гимнастические упражнения, как кувырки, прыжки, стойки, а также спортивные виды деятельности — лыжи, велосипед, плавание, — безусловно, усиливают компенсаторные возможности организма ребенка, повышают его сопротивляемость, оказывают благоприятное воздействие на иммунную систему, но требуют контроля со стороны взрослого. При этом важно научить ребенка правильно выполнять то или иное упражнение, учитывать интенсивность упражнений, следить за дыханием. Следует помнить, что физическая активность является одним из самых мощных средств предупреждения заболеваний и укрепления защитных сил организма. Занимайтесь физкультурой — и будьте здоровы!
Руководство участкового педиатра / под ред. Т. Г. Авдеевой.. — 2014
Формирование координационных способностей детей 4-12 лет / Никитушкин В.Г., Малиновский С.В., Разинов Ю.И., Аулова А.В. // Вестник спортивной науки. — 2012. — №2
Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания / Козырева О.В. // Автореф. диссертации доктора пед.наук. — 2002
Формирование здорового образа жизни у детей 4-5 лет в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности / Шнейдер О.С. // Автореф. диссертации канд.пед.наук. — 1999
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/fizicheskaya_kultura_malyshey_5_6_let/
Физическое развитие детей
9181 (31 за неделю) / 16.11.16 09:00 /
Весьма остро вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит в современном обществе, он очень беспокоит миллионы родителей. Занятия спортом или общеукрепляющими упражнениями в современном мире стали очень модными, многие следят за правильным питанием, тщательно пекутся о своём здоровье. И, несмотря на это, статистика неумолимо говорит, что в школу поступают абсолютно здоровыми лишь 4% детей, поскольку современные дети страдают от многих пагубных факторов. Широко распространено заблуждение, что физическое воспитание касается лишь развития физических кондиций ребёнка, но этим оно не ограничивается. Также к физическому воспитанию малыша можно причислить укрепление и сохранение его здоровья. Маленький ребёнок ещё не способен самостоятельно, без помощи взрослых заботиться о собственном здоровье. Поэтому именно взрослые, и, в первую очередь, родители обязаны позаботиться о создании для своего малыша такой благоприятной среды, которая обеспечила бы ему полноценное физическое развитие. В эту среду входят:
- безопасность жизнедеятельности;
- режим дня;
- правильное питание;
- организация двигательной активности и пр.
Задачи физического воспитания детей
Физическое воспитание дошкольников призвано решать три группы задач:
- оздоровительные;
- образовательные;
- воспитательные.
К оздоровительным задачам относятся:
- сбережение и укрепления детского здоровья;
- закаливание детского организма;
- профилактика плоскостопия;
- формирование правильной осанки;
- развитие у ребёнка достаточных двигательных навыков.
В образовательные задачи входят:
- ознакомление малыша с устройством организма человека;
- обучение базовым физическим навыкам (хождению, лазанию, бегу, прыжкам и пр.);
- обучение подвижным играм;
- научить малыша самому дозировать физическую нагрузку на свой организм.
К воспитательным задачам относится:
- воспитание смелости;
- воспитание честности;
- привитие культурно-гигиенических навыков.
Нужно воспитывать у малыша физические качества: ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость. Все эти задачи решаются с помощью различных средств и форм физического воспитания. Все они вполне доступны и легко могут быть реализованы в домашней обстановке.
Средства физического воспитания дошкольников
- Особые социально-гигиенические условия, включающие самые простые понятия: кухню, ванную комнату, личное пространство малыша, его спортивные игрушки и пр.
- Правильное питание.
- Контакты с природой, в которые можно включить подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе, катание на велосипеде, коньках, лыжах, санках, организацию прогулок и семейных походов.
- Разумный режим дня.
- Организация двигательной активности для малыша. Нужно стремиться к тому, чтобы малыш не сидел весь день дома за телевизором или компьютером, а вместо этого как можно больше двигался, благодаря чему бы мог полнее удовлетворять свои требования в двигательной активности. При отсутствии позитивной двигательной активности она всё равно проявится в чём-то другом – в той же гиперактивности или постоянных шалостях.
- Закаливание организма ребёнка.
Формы физического воспитания детей в дошкольном возрасте
- Для утренней гимнастики не нужно много времени – в день достаточно уделить ей 5 минут. Вместо традиционной формы гимнастики можно придумать что-то своё, например, поиграть с малышом в активную игру, потанцевать под задорную музыку, выполнить набор интересных упражнений, проводимых в игровой форме. Важно обеспечить малышу хорошее настроение и нацелить его на активную деятельность на протяжении остального дня.
- Подвижными играми можно заниматься как на улице, так и дома.
- Обязательные прогулки на свежем воздухе.
- Дни здоровья, которые многие ошибочно считают событиями, присущими только образовательным учреждениям, можно и нужно проводить также и дома. Для этого практически ничего не нужно. Но ещё лучше всё-таки заранее подготовиться – подобрать подвижные игры и конкурсы, пригласить друзей малыша с их родителями. Гораздо проще организовать зимнее катание с горки или интересную велосипедную прогулку, заканчивающуюся весёлым пикником на природе. Здесь есть много возможностей для проявления фантазии, были бы возможности!
Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
Дошкольный возраст считается очень плодотворным в плане укрепления здоровья детей и приобретения ими полезных навыков. Большинство привычек у детей постарше уже сформировались и под действием окружения способны лишь видоизменяться.
Физическое развитие детей по ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту) является такой программой, которая ставит главной целью привитие подрастающему поколению чувства необходимости занятий физическими упражнениями и укрепления выносливости своего организма.
Основные пункты, предлагаемые этой программой, нацелены на реализацию следующих целей:
1 Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект …
- получение и развитие качеств и навыков, важных для формирования опорно-двигательного аппарата (силы, скорости, выносливости, гибкости и координации);
- качественное улучшение физических навыков детей и совершенствование основных движений при правильно подобранной нагрузке;
- воспитание тяги к регулярным физическим упражнениям и постепенному совершенствованию отдельных навыков.
При реализации всех этих пунктов ФГОС во внимание принимаются особенности каждого малыша и его возрастная категория. Их полезно применять в разнообразных детских занятиях: играх, взаимодействиях, познании окружающего мира.
Важнейшие компоненты нормального физического развития согласно ФГОС
Когда родители отправляют в детский сад своего ребёнка, им полезно поинтересоваться, какие там есть основные виды занятий, и как регулярно они проводятся. Чтобы лучше понять, что в ФГОС подразумевается относительно физической культуры, нужно ознакомиться с рекомендуемыми в качестве обязательных занятиями. При разработке упражнений нужно обязательно учитывать особенности детского физического развития в разные периоды. Утренние упражнения являются первым важным пунктом ежедневных занятий. Дошкольника нужно приучать к самодисциплине, чтобы он был готов делать упражнения без напоминаний. Занятия лучше всего проводить на открытом воздухе, но если погода не способствует занятиям, то их вполне можно перенести в дом. Нужно выбрать тот или иной вид утренней гимнастики, согласовав его с особенностями и желаниями малыша, среди них:
- утренний бег;
- игровые упражнения (инсценировка маленькой сказки);
- упражнения под любимую музыку, тренирующие чувство ритма;
- импровизированная дорожка с препятствиями;
- упражнения с обручем или скакалкой.
Малыша нельзя перегружать, а разные виды гимнастики следует чередовать, занимаясь ими около 10 минут и не больше. Ещё одним важным пунктом, предусматриваемым ФГОС, является физкультурная разминка, снимающая у детей психическое напряжение.
Нервная система дошкольников сформирована ещё не полностью, поэтому она не допускает слишком долгой умственной деятельности. Поэтому если задания не разделять краткими физическими разминками, то детишки будут терять к ним интерес, быстро уставать и терять сосредоточенность.
Подобные разминки входят в программу детских садов, но их полезно использовать и дома. Если взрослый подмечает, что малыш устал, не может слушать внимательно, то ему можно предложить простые движения под песенку (приседания, хлопки в ладоши, повороты) или небольшой танец.
Между продолжительными занятиями требуется сделать мини-разминку, в которой чередуются короткие (не более 7 минут) нетяжелые физические задания и трёхминутный отдых в виде дыхательных упражнений. Дети уверенно повторяют знакомые упражнения, которые укрепляют их физические кондиции.
Активные прогулки с малышом в соответствии с программой ФГОС
Проведённое на свежем воздухе время должно быть потрачено правильно, а чтобы оно прошло максимально эффективно, нужно принимать к сведению физическое развитие ребёнка. Он во время прогулки может в полной мере выплеснуть избыток энергии. Стоит разработать комплекс упражнений, учитывая особенности ребёнка, и во время прогулок постепенно вводить их. Сюда относится:
6 Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста
Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они яв …
- создание сюжетных игр, где ребёнок использует основные движения;
- совершенствование уже освоенных навыков и на их основе изучение новых движений;
- обучение детей соревнованиям и играм на выносливость, скорость, ловкость;
- вовлечение их в коллективные игры, где дети учатся проявлять себя и взаимодействовать.
Для физического развития детей постарше необходимо внедрять подвижные игры, имеющие разные нагрузки. Детям потребуется некоторое время, чтобы изучить новое развлечение, поэтому на протяжении двух-трёх недель нужно повторять пару игр, после чего уже можно переходить к разучиванию новой пары игр. Время изучения развлечений можно укорачивать или удлинять в зависимости от их сложности. Если дети теряют к игре интерес, то её нужно оживить введением нового правила. Приоритетными должны быть игры, в которых для соревнования используются простые предметы (мяч, кубики, скакалки). Учитывая особенности психики дошкольников, следует избегать заданий, где присутствует продолжительное выполнение однообразных действий. Хотя детские мышцы невероятно эластичны, но при монотонных упражнениях они быстро утомляются. Поэтому следует основывать игры на весёлой сказке или забавной истории, которая бы привлекала детское внимание.
Дошкольники нередко противятся выполнению стандартных упражнений. Но именно такие занятия, без элементов игры, нужно также им предлагать для воспитания силы воли. Чтобы вызвать у детей интерес к развитию основных движений, нужно объяснить им плюсы и важность таких умений.
Любой здоровый человек должен уметь бегать, поэтому регулярные пробежки нужны и малышу, а чтобы он совершенствовался в беге, можно менять маршруты, устраивать соревнования на выносливость или скорость. При чередовании бега с ходьбой ребёнок научится отдыхать и контролировать дыхание. Не стоит удлинять дистанцию свыше 350 м. Бег трусцой также полезен, но для того чтобы ему научиться, детям требуется время. Для детей постарше можно подготовить трассу с препятствиями, где они смогут улучшить координацию. Не следует ставить слишком много преград, поскольку каждая неудача убивает часть интереса к заданию. При создании дорожки можно проявить фантазию, например, кое-где натянуть ленточки или поставить фигурки, которые требуется обежать по определённой траектории.
Очень полезны занятия в лесу или на другой пересечённой местности, но при этом нельзя забывать про отдых.
Также полезны для физического развития всевозможные прыжки, но при этом их частоту и высоту взрослые должны строго контролировать. Детям старшего возраста по силам выполнить:
- прыжок в длину;
- прыжки с предметами (в мешке, со скакалкой, с зажатым между коленями мячом);
- упражнения, где нужно прыгать то на двух ногах, то попеременно на каждой ноге, одновременно меняя при этом и положение рук.
Если ребёнок играет на спортивной площадке, то ему можно предложить упражнения из популярного вида спорта, показав, как они выполняются. Нужно стараться чередовать виды спорта, чтобы у ребёнка закреплялись разные навыки. На выбор видов спорта влияет и время года (летом ролики, зимой коньки). После дневного отдыха очень важны для детей некоторые упражнения, позволяющие избежать плоскостопия или искривления позвоночника. Такие упражнения нужно выполнять около 20 минут. Начать нужно с простых движений (подъём в постели рук и ног в разном положении), а затем можно перейти к ходьбе по дорожкам с массажной поверхностью.
Естественно, что детям нужно время и для свободных игр и взаимодействий друг с другом, такие эпизоды продолжительностью 10-15 минут должны повторяться несколько раз в день. Если вокруг ребёнка будут разнообразные спортивные снаряды, то он с радостью будет проводить с ними свободное время.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Непрерывным и очень интересным процессом является познавательное развитие дошкольников. Крошка начинает знакомиться с миром с первых мгновений после р …
Чем можно улучшить выносливость детского организма?
В конце учебного дня с помощью массажных движений у ребёнка можно снять напряжение и улучшить циркуляцию крови. Он может даже делать самомассаж и поэкспериментировать над собственной кожей. Но более эффективный массаж могут сделать всё же родители. Делая массаж маленьким детям, его можно сопровождать забавной историей или песенкой.
Движения необходимо делать в направлении кровотока, от периферии к центру. Детям любого возраста нравится гимнастика для глаз, которой они охотно занимаются. Ребёнка нужно попросить следить за предметом или останавливаться на нём взглядом. Пусть он вращает глазными яблоками, словно рисуя взглядом воображаемые цифры.
С помощью такого массажа глаза отдыхают и предотвращаются нарушения зрения.
Для будущей выносливости детям важно совершенствовать свои дыхательные способности. В процессе выполнения упражнений ребёнку нужно учиться контролировать своё дыхание. Родители могут придумать рассказ, в процессе которого ребёнок должен то выдыхать со звуком, то задерживать дыхание. Поскольку эти упражнения неплохо расслабляют, то их полезно сочетать с массажем.
Закаливание
Есть родители, которые избегают закаливания, являющегося обязательным компонентом физического здоровья ребёнка и развития у него полезных качеств. Подобные занятия, безусловно, присутствуют в программах, соответствующих ФГОС.
С их помощью крепнет выносливость детского организма, он лучше адаптируется к резкому изменению погодных условий. Закаливание нужно проводить последовательно, повышая нагрузку на организм постепенно.
Виды процедур и режимы нужно подбирать индивидуально, не забывая о важности регулярности таких процедур. Варианты закаливания:
- Если ребёнок здоров, то прогулки должен осуществлять в любую погоду.
- Руки и лицо мыть прохладной водой, обязательно полоскать горло перед сном водой с комнатной температурой.
- Не вытираться после душа, а позволить коже обсохнуть естественным образом.
- Летом совершать босоногие прогулки.
Сон и здоровое питание оказывают огромное влияние на физическое развитие ребёнка и укрепляют его иммунитет. Поэтому родителям стоит подумать над правильным рационом, после чего уже можно переходить к закаливанию.
Источник: https://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/fizicheskoe-razvitie-detey/
Физическое развитие ребенка по месяцам. Упражнения для физического развития ребенка
Научно доказано, что каждый ребенок в физическом развитии проходит определенные стадии, но все дети развиваются своими темпами, и усваивают тот или иной навык в свое время. Тем не менее, окружение значительно влияет на скорость развития ребенка. Чтобы ускорить его темпы, необходимо предоставить ребенку много свободного пространства для движения, а также обеспечить разнообразные игры и занятия. Кроме того, родителям следует знать, каким должно быть физическое развитие ребенка по месяцам.
Физическое развитие ребенка от рождения до 3 месяцев
В этот период рефлекторные движения сменяются осознанными. Пока эти навыки еще не сформировались окончательно, конечности малыша могут дрожать, а движения будут судорожны и неуверенны.
Крайне важно в этом возрасте почаще выкладывать ребенка на живот, однако, никогда не оставляйте его в таком положении спать, потому что этим вы увеличите риск синдрома внезапной детской смерти. Положение лежа на животе – отличный способ развить и укрепить мышцы спины, рук и шеи.
Чтобы малышу не было скучно, разнообразьте это упражнение, положив перед ним яркую игрушку так, чтобы ребенок ее видел, но не мог дотянуться. Также можете положить ребенка животиком себе на живот, чтобы он мог рассматривать ваше лицо и слушать голос.
Физическое развитие ребенка 4 – 7 месяцев
Когда малышу исполнится 4 месяца, самой важной станет способность дотянуться до предмета и взять его в руку. Чтобы ребенку было интересно практиковать это умение, повесьте перед ним несколько ярких игрушек так, чтобы он мог дотронуться до них, но не взять их в руку.
Однако никогда не оставляете ребенка одного во время такой игры. Также Вы можете сами держать игрушки на разном расстоянии от ребенка. Размер и форма предметов должны быть разнообразными, так, чтобы некоторые малыш мог взять одной рукой, а некоторые – только двумя.
Вначале ребенку будет легко захватить предмет рукой, но сложно отпустить, однако он постепенно научится и этому. Примерно в 5 или 6 месяцев ребенок уже сможет сидеть, вначале с небольшой поддержкой, а потом и самостоятельно.
Сразу после того, как он научится сидеть, ему будет интересно само это занятие, а затем он начнет сидя заниматься и другими делами, например, тянуться за игрушками.
Чтобы помочь развитию умения удерживать равновесие, кладите игрушки на разном расстоянии от него, и не только впереди, но и по бокам, чтобы ребенок наклонялся и в разные стороны. Когда же он будет проделывать это достаточно ловко, усложните задачу: покажите ему, как класть один предмет в другой, например, бросать мяч в корзинку.
Физическое развитие ребенка 8 – 10 месяцев
Примерно в возрасте 8 месяцев большинство детей начинают ползать. У каждого ребенка своя манера ползания, но главное, что он начинает передвигаться самостоятельно. Почти всегда малыш приходит в восторг от этого своего нового умения, и начинает его практиковать постоянно.
Чтобы помочь ему в этом, вы можете организовать для ребенка настоящую полосу препятствий, на которой можно будет не только ползать, но и обползать предметы, забираться на них и под них. Для этого вам понадобятся самые обычные вещи, вроде диванных подушек, табуретов и столов.
Чтобы развивать еще и мелкую моторику, позаботьтесь о том, чтобы на пути малыша встречались предметы с разной на ощупь поверхностью. Постарайтесь также, чтобы один из участков поверхности позволял малышу ползти вверх.
Примерно в 9 или 10 месяцев (хотя это может произойти и позже, ведь дети развиваются различными темпами) ребенок будет пытаться передвигаться по комнате, держась за мебель и шагая. Убедитесь, что мебель достаточно устойчива и безопасна, чтобы малыш смог за нее держаться. Помогите ребенку научиться аккуратно садиться самостоятельно из положения стоя, например, взявшись за палку, которую вы держите в руках.
Физическое развитие ребенка 11 – 15 месяцев
Малыш уже активно передвигается без посторонней помощи, и, чем он любопытнее, тем быстрее перемещается. Чтобы не ограничивать исследования ребенка, постарайтесь максимально обезопасить пространство вокруг него.
Также постарайтесь, чтобы ребенок смог ходить по самым разным поверхностям – гальке, коврам, керамической плитке, дереву, а также вверх и вниз по лестнице, но обязательно под вашим контролем.
Чтобы развлечь ребенка, положите на пол липкую ленту вверх липким слоем, или кусок пупырчатой пленки, чтобы он смог пройтись и по ним.
Включите музыку, чтобы малыш учился двигаться в такт, и предложите ему какой-нибудь музыкальный инструмент, чтобы самому себе аккомпанировать, например, крышки от кастрюль или самодельные маракасы – пластиковые бутылочки с плотно закрученной крышкой, наполненные фасолью.
Надеемся, что представленное выше физическое развитие ребенка по месяцам поможет вам определить, правильно ли развивается ребенок и как помочь его развитию в том или ином возрасте. Контролируя физическое развитие ребенка по месяцам, вы сможете вовремя заметить возможные отклонения и скорректировать развитие малыша.
Источник: https://rastut-goda.ru/newborn/6283-fizicheskoe-razvitie-rebenka-po-mesjatsam-uprazhnenija-dlja-fizicheskogo-razvitija-rebenka.html
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундаментальные умения и навыки, развиваются нравственные качества личности и формируется характер. От того, что получит ребенок на данном этапе своего развития, во многом зависит его будущее.
Основой полноценного и всестороннего развития ребенка в дошкольный период является физическое воспитание
Определение 1
Физическое воспитание ребенка – это целенаправленный педагогический процесс, целью которого является формирование и развитие двигательных навыков ребенка и его психофизических качеств.
Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическое воспитание является фундаментом общего развития ребенка дошкольного возраста. Правильно организованный процесс физического воспитания закладывает основу здоровья и долголетия ребенка.
Замечание 1
Основная цель физического воспитания – это воспитание здорового, физически развитого и совершенного ребенка.
Главная задача, которая стоит перед физическим воспитанием – оздоровление ребенка.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Оздоровительные задачи физического воспитания направлены на:
- Закаливание — повышение сопротивляемости организма ребенка влияниям внешней среды. Использовать методы закаливания (воздушные ванны, контрастный душ и т.д.) необходимо с учетом возраста ребенка, избегая, их агрессивного применения.
- Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. В дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание на формирование стопы и голени у ребенка (предупреждение плоскостопия), осуществлять профилактику сутулости, сколиоза и т.д. Учить ребенка упражнениям, способствующим избежать перечисленных проблем.
- Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активные физические упражнения способствуют укреплению дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшению обмена веществ и пищеварения, профилактика застойных явлений и т.д.
- Развитие двигательных способностей. Направлено на комплексное и гармоничное развитие двигательных способностей, путем использования разнообразных двигательных упражнений и их комплекса.
Направление образовательных задач:
- Формировать основные двигательные навыки и умения, совместно с общим физическим развитием ребенка.
- Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой.
Воспитательные задачи:
- Воспитание морально-волевых качеств (честность, решительность, смелость, настойчивость и т.п.).
- Содействовать умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей.
Несмотря на то, что перечисленные задачи являются самостоятельными, однако они взаимосвязаны между собой, и решение их должно осуществляться комплексно.
Основные средства физического воспитания детей дошкольного возраста
Для достижения поставленной цели и решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются следующие средства и факторы.
Гигиенические факторы.
Личная гигиена. Необходимо прививать ребенку с рождения навыки личной гигиены, приучать его чистить зубы, мыть руки, следить за внешним видом и т.д.
Распорядок дня. Невозможно полноценное физическое воспитание без соблюдения распорядка дня. Рационально составленный режим дня и его последующее соблюдение способствуют формированию организованности и дисциплинированности.
Правильное питание. Большое значение в указанном факторе имеет правильное и полноценное питание. От правильности питания зависит общее состояние организма ребенка (энергообмен, функционирование внутренних органов и т.д.).
Сон. Правильно организованный сон способствует восстановлению нервной системы и обеспечивает работоспособность организма.
Окружающая обстановка. Помещение, где занимается ребенок (детская комната, группа в детском саду, школьный класс и т.п.) должны иметь достаточное освещение, правильно и по возрасту подобранную мебель. Все это способствует предупреждению различного рода заболеваний (заболевание глаз, нарушение осанки и т.д.).
Естественные силы природы.
Правильное использование естественных сил природы (солнце, вода, воздух) повышают работоспособность организма ребенка и его общие функциональные возможности.
Использование факторов природы эффективнее в сочетании с физическими упражнениями. Это могут быть занятия физической культурой на улице, экскурсии, закаливания и т.д. Комплексное использование факторов природы и физических упражнений способствует повышению обмену веществ, выработке приспособительных и защитных функций организма.
- Физические упражнения.
- Физические упражнения – это специально выработанные двигательные действия, направленные на достижение цели и задач физического воспитания дошкольников.
- Физические упражнения используются не только для физического развития, но и применяются как эффективное средство профилактики и коррекции психофизического состояния ребенка.
- Использование физических упражнений в воспитании детей дошкольного возраста должно осуществляться с соблюдением индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Довольно часто физические упражнения принято подменять на трудовые действия. Однако это не допустимо, так как решение педагогических задач физического воспитания возможно только при рациональном и обоснованном использовании специально разработанных упражнений.
Замечание 2
Таким образом, физическое воспитание имеет большое значение для полноценного развития ребенка. Перед физическим воспитанием детей дошкольного возраста стоит ряд задач, решение которых возможно при использовании комплекса специальных средств.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/fizicheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta/
Гимнастика для детей дошкольного возраста с комплексами упражнений
Гимнастика для детей имеет огромное значение, особенно для гармоничного физического развития и роста ребенка.
Чем раньше приобщать детей к спорту и физкультуре, тем больше гарантии, что молодое поколение вырастет крепким и здоровым.
Современный ребенок все больше время проводит, находясь у телевизора или за компьютером, поэтому занятия физкультурой ему жизненно необходимы.
Неоспоримая польза гимнастики.
Основные плюсы занятий гимнастикой:
— Происходит закаливание организма. Укрепляется иммунитет и выносливость. Рекомендуется проводить занятия на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
— Вырабатывается навык правильно дышать. Во время ритмичных движений совершенствуется общая техника дыхания, увеличивается глубина вдоха.
— Развивается координация движений, умение «чувствовать» свое тело в пространстве. Движения ребенка становятся более «гармоничными».
— Укрепляются все органы молодого организма. Особенно полезна гимнастика для детей для развития опорно-двигательного аппарата. При физических занятиях вырабатывается правильная осанка.
Натренированные мышцы брюшного пресса обеспечивают правильное функционирование органов пищеварения. Активизируются обменные процессы, способствующие очищению организма от токсинов.
Ускоряется поток крови, улучшается работа нервной системы.
— Получение новых познавательных навыков. При занятиях гимнастикой ребенок узнает и запоминает геометрические фигуры (хождение по кругу, квадрату), определяет стороны (поворачивается по команде направо, налево), учится маршировать под музыку, вырабатывается необходимый ритм движений.
Виды гимнастики для детей.
- Основная гимнастика. В основе этого вида – общеразвивающие, строевые и основные движения. Может использоваться гимнастический и спортивный инвентарь – мячи, скакалки, обручи. Подбор упражнений и дозировка проводится индивидуально.
- Художественная гимнастика. Этот вид более спортивной направленности и имеет отличительную особенность – обязательные элементы танца под музыку. Занятия носят эмоциональную «окраску», способствуют эстетическому воспитанию, развитию гармонии, красоты и грациозности движений. Широко используются упражнения с предметами: ленты, флажки, мяч, обруч.
- Гигиеническая гимнастика. Физические упражнения сочетаются с закаливающими водными и воздушными процедурами, массажем. Эта гимнастика для детей полезна для укрепления здоровья и иммунитета.
- Акробатическая гимнастика. Включает некоторые элементы акробатики, которые ребенок выполняет при помощи взрослых. Упражнения на растяжку и кувырки требуют особого осторожного подхода.
- Прикладная гимнастика. К ней относится лечебная гимнастика или физкультура, способствующие восстановлению здоровья при помощи специального комплекса упражнения. Исправляется осанка, улучшается состояние нервной системы, нормализуется общее поведение и настроение ребенка.
- Ритмическая гимнастика. В принципе – это основная гимнастика, проводимая под музыкальное сопровождение. Способствует развитию у детей чувства ритма, мышечной свободы, выразительности движений.
Упражнения для детей младшего дошкольного возраста (до пяти лет).
В этом возрасте малыши только знакомятся с азами гимнастики для детей с помощью элементов игры. Следующие упражнения повторяйте с ребенком пять-шесть раз. Чтобы не было усталости — периодически делайте перерывы.
«Часики»
Ребенок стоит прямо, опустив руки и расставив немного ноги. Затем начинает двигать руками попеременно, одной вперед, другой назад, и наоборот, произнося «Тик-так».
«Дотянись вверх»
Малыш стоит, ноги на ширине плеч. При входе поднимает руки вверх, при медленном выходе – опускает, произнося «У-уух».
«Дровосек»
Исходное положение – ноги поставить врозь, руки поднять и соединить вместе. Наклоняясь вперед при выходе, заводить соединенные руки между ног. Подниматься при вдохе, руки вверх в обратное положение.
«Волна»
Ребенок ложится на пол, руки лежат по швам, ноги вытянуты вместе. Одновременно делая вдох, малыш поднимает руки вверх над головой, опускает за голову на пол. Делая выдох, двигает ими в обратном направлении и медленно говорит «Вни-иии- из».
«Шарик»
Малыш ложится спиной на коврик, сложив руки на животе, и представляет, что внутри у него надутый воздушный шарик. Ребенок, медленно вдыхая воздух через нос, надувает «воздушный» животик, затем дыхание необходимо задержать на 1-3 секунды. При медленном выдыхании через рот – животик сдувается. Чтобы малышу было интереснее, можно положить на живот маленькую подушечку или мягкую игрушку.
Упражнения для детей старшего дошкольного возраста (пять-семь лет).
Основная задача гимнастики для детей этого возраста – подготовка к школьным физическим занятиям. Дети могут выполнять задания самостоятельно, постепенно усложняя: применяется гимнастическая палка, однородные предметы (например — два флажка).
«Ворона»
Ребенок стоит, расставив ноги на ширину плеч. Руки опущены. При вдохе разводит их широко в стороны, при выходе опускает, произнося, растягивая «Каррр».
«Поезд»
Ребенок стоит прямо, руки опущены. Затем, выполняя сгибание рук в локтях, делает ими круговые движения, как поезд. Можно одновременно присоединить медленный бег на месте.
«Повороты направо, налево»
Ноги на ширине плеч, палка держится двумя руками за спиной. Туловище в среднем темпе поворачивать направо, затем налево. Дыхание ровное.
«Шаги через палку»
Ребенок стоит, наклоняясь вперед. Палка держится впереди в опущенных вниз руках. Нужно перешагивать в медленном темпе через палку вперед и назад.
«Лодочка»
Ребенок ложится на живот, руки расположены впереди него на полу вытянутыми. Поднимая плечи и руки, нужно тянутся вверх. Упражнение способствует формированию правильной осанки.
Занятия гимнастикой для детей уникальны тем, что ими можно заниматься не только в специально оборудованном зале, но и на прогулке, на спортивной площадке.
Важно просто соответственно подбирать упражнения.
Если ваш ребенок увлекся спортом, ему нравятся занятия гимнастикой, то лучшим полезным подарком для него будет приобретение готового спортивного уголка или детского спортивного комплекса.
Источник: https://vihra.ru/gimnastika-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-kompleksami-uprazhnenij/