Вы осознаете, что ваш ребенок растет при этом, не только увеличивает массу тела, но и увеличиваются двигательные навыки, развивается способность общения и собственное восприятие окружения. В данном возрастном периоде начинает меняться волос, как по цвету, так и по густоте. Итак, полноценное развитие ребенка четвертого месяца жизни.
Развитие ребенка на 4-ом месяце жизни.
В течении последних нескольких недель, у вашего малыша как бы начали скатываться первое волосики, с которыми он родился и взамен вырастает новые. Данный процесс будет продолжаться 1-2 месяца. Кроме того, цвет глаз так же меняется. Если у ребенка при рождении были голубые глаза, то именно сейчас они могут начать темнеть и через некоторое время станут карими.
Только, если голубой цвет останется до 6 месяцев, то, скорее всего, уже потом цвет не поменяется. Чаще всего, малыши у смуглых темно карих родителей имеют светло коричневый цвет глаз. Однако когда деткам исполняется 4 месяца, их цвет глаз начинает темнеть, как у родителей.
Физическое развитие. Естественно ребенок растет и продолжает набирать в весе. Возможно, вы можете следить за приростом массы тела еженедельно. Так он должен составлять 140-170 г.
В течение четвертого месяца жизни масса в среднем составит 600-750 г. Однако, не стоит забывать, что прирост массы для каждого ребенка индивидуален.
Если он немного не добирает или перебирает, но при этом чувствует себя комфортно, то не стоит переживать. Длина тела становится больше на 2-2,5 см.
Постепенно тело, в связи с ростом и развитием мышц, приобретает крепкий и здоровый вид.
Двигательная активность. На данный период развития малыш становится еще активнее. Лежа на животе, он способен уверенно поднимать, поворачивать и удерживать головку. Вплоть до того, что лежа на спине, может подтягивать подбородок у груди. Он учится переворачиваться со спинки на живот.
Когда лежит на животе, пытается опираться на предплечья и дотягиваться рукой до яркой и мелодичной игрушки, которая и побуждает его к движениям. С большим интересом начинает изучать свои руки, следит за ними взглядом и может разжимать пальчики.
Развивается координация движения рук. Кроха может крепко держать игрушку и водить ее рукой, однако может и резко мимо воли выпустить ее. Как и раньше, все, что в руках “дегустируется” на вкус. Ноги так же не отстают в активности. Если поставить стопами на ровную поверхность при этом, держа за подмышки, то он как бы начинает приплясывать, сгибая и разгибая коленки.
Таким образом, уже начинается проявляться рефлекторная ходьба. Любимым упражнением становится быстрое перебирание ног – упражнение “велосипед”. В целом, колени еще достаточно согнутые, находятся в состоянии спокойствия, но иногда ребенок их разгибает. Ваш малыш любил купаться, но сейчас он просто в восторге от ванных процедур.
В этом возрасте у ребенка проявляется рефлекторная ходьба.
Иногда, дети проявляют желание поплавать на животике. Причем, он делает довольно решительно и упорно, как бы добиваясь поставленной цели. Помогите ему, увидите, сколько радости он получить от этого. В этот период, некоторые родители пытаются усаживать ребенка, но это ни в коем случае делать не нужно. Позвоночник малыша еще достаточно слаб и может не выдержать такой нагрузки.
В целом, не рекомендуется даже в дальнейшем высаживать деток и подпирать под спинку подушку, как было раньше. Прислушивайтесь к своей крохе, когда его организм будет готов, то он сам начнет потихоньку сидеть. Сейчас часто встречаемым явлением бывает искривление позвоночника у маленьких деток (от 4 лет).
Причина заключается в том, что в раннем возрасте у них была сильная нагрузка на позвоночник (раннее сидение, ходьба), а физиологически не были готовы. Это была простая прихоть родителей, быстрее научить ребенка.
В результате, в дальнейшем, они за это поплатились здоровьем малыша. Не делайте таких ошибок.
Если, конечно малыш самостоятельно пытается сесть, то только с вашей помощью, при этом головку он держит сам в вертикальном положении.
Если вы уже и решились на этот шаг, то в не коем случае нельзя, что бы долгое время ребенок сидел. Лучше всего, примените этот элемент как гимнастическое упражнение: подтяните за ручки и посадите его, а потом медленно опустите.
Довольно часто при движениях рук и ног можно услышать как бы небольшой хруст в суставах. Однако не стоит переживать. В течение одного иди двух последующих месяцев мышцы рук, ног и туловища окрепнут, и это явление исчезнет. Причина хруста заключается в недостаточной зрелости функций суставного аппарата.
Занимаясь эмоциональным развитием крохи, не забывайте и о физическом развитии, которое так же важно для здоровья. Старайтесь ежедневно стимулировать тело, так же как и ум. В этом возрасте необходимо заниматься гимнастикой и делать массаж. Лучше всего в комплексе. Можно попробовать следующие упражнения, которые необходимы для развития четырех месячного ребенка: – поворот.
Упражнение нужно выполнять из положения на спине. Своей правой рукой придержи ножки малыша за голени, а левой обхвати его левую кисть (получится, что твой указательный палец будет находиться в его кулачке). Аккуратно и медленно направь таз крохи влево. После чего он самостоятельно повернет верхнюю часть туловища и голову в эту сторону.
Вытяните его ручку немного вперед и увидите, что он сам перевернется на живот. С помощью игрушки он останется в этом положении. Поворот в правую сторону выполняется аналогично, только поменяйте руки.
В 4 месяца ребенка осторожно приподнимают за ручки, чтобы головка оторвалась от подушки.
Приподнимание. Исходное положение – лежа на спине. Возьмите его за ручки таким образом, что бы ваши указательные и большие пальцы были в кулачках, остальными обхватите его запястья. Осторожно и медленно потяните его за руки, что бы приподнялись плечи и голова. Только не сажайте, выполнив упражнение, положите обратно. Рекомендуется повторить 2-3 раза.
Потягивание. Данное упражнение из комплекса динамической гимнастики. Вложив в ладонь малыша свои большие пальцы, возьми его за кисти рук. Когда почувствуете, что он сжал их, начните подтягивать, при этом параллельно придерживая тыльную сторону его ладоней своими указательными пальцами.
Лучше всего, когда малыш находится лицом к тебе, но возможен и вариант – повернут спиной.
Постепенно осваивайте 6 простых движений: частичный перенос тела с одной руки на другую, покачивание из стороны в сторону, вперед-назад, вверх-вниз, небольшие повороты вокруг вертикальной оси, разведение рук в стороны. Данные упражнения основаны на безусловных рефлексах. Особое внимание уделите обучению малыша переворотам со спины на живот. И конечно не забывайте о массаже.
Кроме того, не нужно оставлять надолго малыша в неподвижном состоянии. Потому что, если он постоянно лежит в кроватке или коляске, то полностью лишен возможности совершенствовать свои двигательные навыки. Это в будущем может привести к болезненности и вялости. Обязательным условием для занятий должен быть интерес малыша.
Постарайтесь проводить их весело и увлекательно. Пусть он сам устанавливает темп. Начинайте заниматься тогда, когда он готов. В ином случае, принуждение может вызвать негативную реакцию или он может надолго потерять интерес. В целом ребенок умеет лежа на животе поднимать голову на 90 градусов и громко смеяться.
Так же, в вертикальном положении твердо держать голову, переворачиваться в одну сторону или держать погремушку кончиками пальцев.
Сон. Становится более глубоким и беспрерывным, длительностью 10-11 часов. Количество неожиданного пробуждения значительно уменьшилось. Дневной сон состоит из трех периодов: один с утра и несколько после обеда. В какое время укладывать ребенка спать?
Вы должны самостоятельно ориентироваться по его индивидуальным биоритмам. Обратив внимание на появившиеся признаки усталости, уложите его в кроватку. Эти признаки у каждого так же индивидуальны, но часто встречаемые: отказ от игры, капризность, зевание, протирание глаз.
Однако встречаются детки, которые при усталости наоборот становятся активнее или начинают интенсивно сосать свой большой палец, при этом ритмично крутить головой. В данной ситуации все зависит от, того на сколько вы умеете “расшифровывать” своего малыша. Естественно, хорошо, когда в вашей семье существует несколько ритуалов для быстрого засыпания.
Если вы заметили, что ребенок устал, то положите его в кроватку.
Например: колыбельная, покачивания, погладить, например, спинку или малыш укладывается у вашей груди. В целом, к этому возрасту уже вырисовывается распорядок дня. Поэтому вы уже можете планировать свою домашнюю работу.
Речь и общение. Ребенок в этом возрасте реагирует на шум. Проявляет интерес, как до слабых, так и до звонких за интенсивностью звуков. Однако в данный период большой интерес проявляют к музыке. Примите к сведению, когда будете пытаться успокоить раздраженного ребенка. Кроме того, максимум удовольствия малыш получает от личных звуков.
Он постоянно повторяет их комбинацию, как бы пытаясь запомнить. К сведению, большинство этих слогов в дальнейшем будут легко выговариваться как составные настоящих слов. Новой способностью является и то, что малыш может громко смеяться, если вы, например, пощекочите его. Данная реакция – сигнал социального развития.
Если вы заметили смену настроения, попробуйте найти причину. Почему ребенок стал сонливым, апатичным или наоборот, раздраженным? Ответ находиться в ограничении малыша в объеме восприятия. Это легко исправить. Во время прогулки получайте удовольствие от того, как кроха отреагировал на живой цветок, иголку елки, фрукты, листочки, птичек и многое другое.
Таким образом, вы первый раз знакомите ближе ребенка с миром и в ответ обязательно получите улыбку. Улыбка, как и в прошлом месяце, остается основным проявлениям удовольствия и счастья. Она выражает чувство любви ко всем, кто за ним ухаживает. Разговаривайте больше с ребенком, хвалите за любые, даже мелкие достижения, помогите ему успешно пройти путь развития.
Зрение. Ребенок достаточно хорошо видит предметы, которые находятся на расстоянии 20-30 см. Движения глаз координированы. Если на таком расстоянии водить яркие предметы красного, оранжевого, желтого, ясно-голубого цветов, ребенок следит за ними во всех направлениях: снизу, вверх, вправо, влево. При этом глаза не должны косить.
К концу четвертого месяца малыш начинает наслаждаться разноцветным светом.
Первый зуб. К концу четвертого месяца у некоторых прорезываются молочные зубы. Хотя на сегодняшнее время у большинства деток первые зубы появляются в шестимесячном возрасте. Первыми, чаще всего, прорезываются два нижних центральных резца.
В 8 месяцев начинают вылизать два верхних резца. Затем на протяжении 9-10 месяцев прорежутся боковые резцы – сначала верхние, затем нижние. Таким образом, программа появления зубов первого года жизни будет выполнена. Однако необходимо помнить, что прорезывание зубов так же индивидуально для каждого ребенка.
Верхние резцы начинают прорезаться уже в 8 месяцев.
У кого-то сначала могут вылезти боковые резцы, а потом передние. В целом, количество зубов, которые в норме должны быть, вычисляют по следующей формуле: “месячный возраст минус шесть”.
Так, в 7 месяцев должен быть 1 зуб, в 8 – два. Зубки могут прорезаться позже у недоношенных, ослабленных деток или которые часто и сильно болели впервые месяцы. Кроме того, позднее появление зубов может быть записано в генах – особенность передается малышу от одного из родителей. У некоторых наоборот получается ускоренное прорезывание.
Могут родиться уже с одним резцом. Врачи считают, что о порядке прорезывания зубок можно судить о состоянии здоровья. Если вдруг какие-то проблемы, то лучше проконсультируйтесь со стоматологом. Проявлением прорезывания может быть раздраженность, капризность, не спокойствие, повышение температуры до 38-39 градусов Цельсия (может и до 40), расстройство стула и даже ринит.
Какие именно признаки возникнут, зависит от количества вырастающих зубов, развитости и зрелости периферической и центральной нервной системы, типу телосложения, состоянию реактивности организма. Однако практически у всех деток при появлении зубок возникает усиленное образование слюны.
Она стекает по подбородку и шеи, собирается в складках, раздражая нежную кожу. Поэтому слюну необходимо промокать стерильной салфеткой. Кроме того, внимательно следить, что бы ребенок в этот период не занес себе инфекцию через грязные предметы. При прорезывании десна сильно воспаляются и краснеют. Ребенок раздражительно может потирать этот участок, всем, что находится в руках.
Поэтому, рекомендуется приобрести силиконовое кольцо или игрушку, наполненную водой. Кольцо, перед тем как давать малышу, лежит в холодильник, так как холод успокаивает десна и способен снять чувство боли и зуда. Кроме того, в аптеках продаются препараты, которые содержат анестезин. Он обладает обезболивающей функцией, что так же успокаивает десна.
Стоит так же обратить внимание на то, что беспокойство, причиняемое появлением зуба, а так же недосыпание и недоедание, снижают иммунитет. Что бы ваш малыш не заболел простудой или не подхватил кишечную инфекцию, старайтесь минимально контактировать с посторонними, не находиться в местах большого скопления людей и следить за гигиеной.
В этот период так же не стоит давать новую еду (если на искусственном кормлении), не делать прививок. В целом не менять привычный режим. Помните, ему сейчас и так очень тяжело и некомфортно.
Постарайтесь максимально уделить внимание и облегчить ему процесс развития. Возможно, малыш не будет слазить с ваших рук, потерпите несколько дней.
Сейчас он максимально нуждается в ваших ласках и защите.
Дренаж необходимо создать во время болезни малыша.
Если же все-таки малыш заболел простудной болезнью, то создайте ему так называемый дренаж – лечение положением. Помимо препаратов, который назначит ваш педиатр, проводите зарядку от простуды, следующие рекомендации:
- что бы стало легче дышать, положите под матрас небольшую подушку. Тогда головка немного приподнимется, а диафрагма опуститься;
- как можно чаще переворачивайте малыша или берите на ручки, держа вертикально у груди – профилактика бронхита и воспаления легких;
- чаще выкладывайте на животик (2-4 раза), тогда ребенок сможет легче откашлять слизь, которая забивает бронхи;
- в положении лежа на животе, делайте малышу массаж: поглаживать и растирать спинку ( разминая и нежно похлопывая ее пальцами). Однако не забывайте, что во время температуры массаж и гимнастику делать категорически запрещается;
- посадите ребенка себе на левую руку, а правой ритмично надавливайте на спинку – от шеи к пояснице (если еще не держит голову, то прислоните ее к своему плечу);
- положите малыша на спинку и своими руками возьмите за бока, ритмично надавливайте 2-4 раза;
- возьмите за его голени и сгибайте то поочередно, то вместе ножки, прижимая к животику – 4-6 раз;
- положите ребенка на бочок и нежно надавливайте на грудную клетку спереди, сзади и сбоку около 4 раз. Не забывайте, постоянно консультироваться с педиатром о всех процедурах с малышом.
К концу этого месяца ребенок достиг…
Интеллектуальные:
- по длительности увеличивается активный период между временем сна;
- развита кратковременная память 5-7 секунд;
- смеется и «общается» чаще в присутствии людей, нежели наедине;
- нравиться создавать новые звуки и имитировать знакомые.
Социальные:
- смеется, когда к нему обращаются и требовательно кричит, если игра закончилась;
- проявляет интерес к личному отображению в зеркале и улыбается ему;
- издает звуки, что бы привлечь чье-то внимание;
- смеется, если щекочут;
- любит во время еды играться;
- с удовольствием слушает музыку.
Сенсорно-моторные:
- может с помощью большого и указательного пальцев удерживать маленькие предметы;
- тянет все предметы к себе и дегустирует;
- обращает внимание на место, с которого только что упал исследуемый объект;
- проявляет интерес к запахам и может их различать;
- умеет переворачиваться самостоятельно;
- длительное время может в поднятом положении удерживать головка;
- фокусирует взгляд на разных расстояниях.
Источник: http://VseoLady.ru/polnocennoe-razvitie-rebenka-chetvertogo-mesyaca-zhizni.html
Развитие ребенка в 4 месяца жизни: что должен уметь
Рассмотрим развитие ребенка в 4 месяца жизни. Какие нормы физического, эмоционального и интеллектуального развития у ребенка в 4 месяца жизни?
Физическое развитие ребенка в 4 месяца жизни
Также четвертый месяц – это период большого прогресса в развитии моторики: в вертикальном положении младенец хорошо держит головку, а лежа на животике, поднимает и удерживает ее.
Малыш может в этом положении удержаться на одних руках, одновременно поджав ножки и опираясь на животик. Он может также перевернуться с бока на спину и со спины на бок.
Ножки малыша становятся более сильными. Он уже умеет их выпрямлять, пробует ими отталкиваться. Растет сила плеч: ребенок широко разводит руки и размахивает ими, словно крыльями. Может тянуться рукой к предмету, ребенку все чаще удается его схватить, и он смотрит на предмет с любопытством, манипулирует им, трясет и, наконец, засовывает в рот.
Ребенок хватает все руками без использования большого пальца, который, как правило, остается в центре ладони. Малыш не может держать два предмета одновременно – когда его заинтересует другая игрушка, он перестает удерживать первую, и она падает, а руки тянутся к новой вещи.
Малыш с удовольствием повторяет случайно открытые им действия – например, пускает пузыри из слюны, корчит рожицы. Часто вы можете слышать веселый громкий смех. Расширяется диапазон звуков – от высоких до низких тонов, малыш воркует, чмокает, криком напоминает о своем присутствии.
Четырехмесячный ребенок может фиксировать свое положение, и, когда вы держите его на руках вертикально, вам теперь не нужно дополнительно поддерживать головку малыша.
У ребенка уже зафиксировано время кормления. Он требует еды примерно каждые три-четыре часа, но может продержаться немного дольше. Ночью малыш спит до семи часов без перерыва, днем он спит три раза, как правило, в определенное время.
Рост и вес в 4 месяца
Четырехмесячный малыш все больше начинает набирать вес. В 4 месяца новорожденный, как правило, удваивает вес, который имел при рождении.
У детей в 4 месяца продолжается усиленное прибавление веса. В среднем, прибавка может доходить до 750 г. Мальчики обычно весят 6-6,7 кг, а девочки 5 — 5,6 кг. Рост 61-62 см.
Советы для родителей:
- Часто кладите малыша на животик, можете положить перед ним игрушку. Благодаря этому он познает мир с новой точки зрения.
- Вешайте перед ребенком красочные предметы, пусть он тренирует прикосновения и захваты.
- Зовите малыша по имени из разных мест в комнате, а затем ждите его реакции.
Он будет тренировать свои органы слуха и зрения в поисках источника звука.
- Играйте в „велосипед”. Двигайте ножками ребенка, имитируя езду на трехколесном велосипеде, декламируйте в это время ритмичный стишок или пойте: это развивает хорошую моторную координацию, которая необходима в дальнейшем при обучении ходьбе.
- Во время купания кладите в воду плавающие игрушки, перемещайте их и слегка брызгайте на них водой.
Эмоциональное развитие ребенка в 4 месяца жизни
Четырехмесячный ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. В парке внимание могут привлечь разноцветные листья, на улице – громкие автомобили, а в саду цветы. Дети в этом возрасте часто гуляют в коляске. Мышцы ребенка, однако, еще не готовы к сидячему положению.
Чтобы улучшить видимость для маленького пассажира, рекомендуется подложить небольшую подушку ему под спину. Благодаря ей малыш не будет лежать горизонтально. Вы можете также положить ребенка на животик, спиной к направлению движения.
Подняв голову, он будет рассматривать то, что его заинтересовало, а когда устанет, просто заснет.
Ребенок отлично распознает своих и чужих. Он способен различать знакомый голос или лицо, а на незнакомые лица часто реагирует нежеланием контактировать и даже страхом.
В доме, в окружении близких, он часто улыбается, чувствует себя безопасно и уверенно, а когда доволен, громко смеется. Когда расширяется круг „друзей” ребенка, он начинает проявлять свое отношение к различным людям.
Свои предпочтения он может выражать через слезы, капризы или радостно обнимая тех, к кому он привязан.
Ребенок особенно любит, когда вы поете и танцуете с ним на руках. Он также любит подурачиться. Папа, который корчит рожицы, или брат, выглядывающий из-за занавески, могут его так развеселить, что он пищит от восторга. Мама, повторяющая его лепет, тоже очень забавляет его. Говорите с ребенком много и часто, это самый верный слушатель. Он будет с восторгом слушать все, что вы ему говорите. Это уникальное свойство.
Советы для родителей:
- Старайтесь не оставлять ребенка одного в те промежутки времени, когда он не спит; в этом возрасте дети очень общительны, они не любят оставаться одни, обожают общество других детей; можно пригласить даже более старшего ребенка, чтобы поиграть.
- Всегда реагируйте на плач младенца. Ребенок должен чувствовать, что вы о нем заботитесь. Плач в этот период – единственный способ общения малыша с миром.
Интеллектуальное развитие ребенка в 4 месяца жизни
Четырехмесячный ребенок поворачивает голову, чтоб посмотреть на того человека, который его зовет. Он также реагирует на взрослых голосом или отвечает улыбкой на улыбку.
В этот период новорожденный очень активно издает разные звуки.
Он воркует и улыбается, когда к нему обращаются.
А уже под конец четвертого месяца из его уст можно услышать новые звуки (согласные, например, в сочетаниях „ба-ба”, „га-га”, „на-на”), он добавляет их в свой репертуар, любит слушать то, что его радует.
Ребенок учится играть. Он трогает, ощупывает, хватает и смотрит на подвешенные над кроваткой игрушки. Берет их неуверенно и не обеими руками, а вещь, которую ему дали, он тянет в рот и трясет ее. Малыш часто играет с вашими руками. Хорошим подарком для ребенка в данный период будут стойки с подвешенными игрушками или, например, развивающий коврик с дугой. Младенец будет трогать ручками подвесные игрушки и пытаться их поймать.
Ваш малыш может смотреть вверх, вниз, в стороны, с увеличением зрительной активности возрастает интерес к окружающему миру.
Примерно в 4 месяца у малышей появляются первые признаки осознания того, что вещи существуют сами по себе, независимо от их присутствия в поле зрения.
И ребенок начинает искать такие „скрытые” сокровища. Помогут ему в этом базовые знания о расстоянии и ощущение размера предметов.
Советы для родителей:
- Позвольте малышу познавать новые запахи, подносите к его лицу различные предметы (лимон, банан), произносите их названия и наблюдайте за реакцией.
- Запишите звуки, которые издает новорожденный, и включайте иногда запись, наблюдая за тем, с каким вниманием он будет прислушиваться к своему голосу.
- Позвольте малышу играть перед зеркалом и наблюдать за своим отражением, пусть он корчит рожицы.
- Произносите простые фразы и ждите „ответ”.
- Носите малыша на руках, пойте ему песни, ведь это один из самых лучших способов развития ребенка.
Четвертый месяц жизни ребенка – что вас может беспокоить?
Беспокойство и капризы. Причин такого поведения может быть несколько. Четырехмесячный ребенок уже имеет, безусловно, большую потребность в движении – возможно, он устал от того, что долго находился в одном положении.
Если причина в этом, старайтесь разнообразить позиции ребенка. Другой возможной причиной может являться прорезывание зубов – тогда младенец беспокоится, у него текут слюни, он постоянно засовывает свои ручки в рот.
Если это так, уточните, как нужно действовать, когда у малыша режутся зубки.
Параметры ребенка. Четырехмесячный ребенок может иметь много складок, но вы можете не беспокоиться, что он слишком толстый. Подойдите к делу спокойно и следите за весом своего ребенка.
Шумы в сердце. Чаще всего шумы являются результатом нарушения линейного кровотока в период роста, а не врожденного порока сердца. Их называют „невинными» или „функциональными». Врач должен выслушивать их во время обычного исследования. Если это действительно шумы невинные, нет смысла беспокоиться по этому поводу.
Развитие ребенка в 4 месяца жизни — видео
Источник: http://badiga.ru/deti/razvitie-rebenka-v-4-mesyaca-zhizni/
4 месяц жизни ребенка: рывок в развитии
le>
На протяжении 4 месяца жизни быстрыми темпами совершенствуются движения крохи, его восприятие окружающего. Общение со взрослыми становится более содержательным.
Постепенно ослабевает гипертонус мышц рук и ног – движения становятся более свободными и целенаправленными. Малыш, который в первые месяцы жизни мог страдать от колик, становится более спокойным, реже капризничает. Это и создает предпосылки для «рывка» в развитии ребенка.
Маленький непоседа
К 4 месяцам кроха осваивает много новых движений. С каждым днем они становятся все более разнообразными.
Одним из важнейших двигательных навыков, которыми малыш овладевает в этот период, является умение переворачиваться со спины на живот и обратно.
Кроха проделывает этот «трюк» в несколько этапов: сначала он, вытягиваясь в струнку, переворачивается со спины на бок, затем на живот и обратно – с живота на спину. Помогите ребенку стать более ловким с помощью следующих упражнений.
Упражнение «Кручусь – верчусь». Положив малыша спинкой на ровную поверхность, покажите ему любую яркую игрушку, перемещая вправо или влево, чтобы ребенок потянулся за ней. Вот он уже и на боку. Проведите игрушку над головой, вновь заинтересовав кроху. Пусть он постарается перевернуться на животик.
Если самостоятельно не получается, помогите ему, слегка подтолкнув в нужном направлении. Вот ребенок перевернулся на живот. Пусть наградой за приложенные усилия станет игрушка, за которой он так усердно тянулся. Дайте крохе рассмотреть и потрогать ее.
Таким же образом побуждаем малыша переворачиваться обратно – с живота на спину.
Упражнение «Качели». Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Повторите движения несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность крохе по?новому увидеть окружающий мир.
Следующее упражнение поможет укрепить мышцы ног, подготовить кроху к ходьбе.
Упражнение «Потанцуем?». Держите ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или пола (но не ставьте его на ножки!). Малыш при этом будет совершать пружинящие движения ногами, как бы пританцовывая. Можно напевать веселую пестушку: «Попляши-попляши, наши ножки хороши! Вот как! Вот как! И вот эдак и вот так!»
В этом возрасте ребенок уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе. Он опирается на предплечья, пытаясь дотянуться одной рукой до игрушки. Лежа на спине, кроха может поднимать голову и подтягивать подбородок к груди.
Упражнение «Дотянись и возьми». Следует учить ребенка брать предмет из разных положений: на спине, на боку, на животе.
Причем не стремитесь дать малышу игрушку или другой заинтересовавший его предмет по первому требованию – пусть кроха постарается дотянуться до него самостоятельно.
Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы рук, спины и живота: создается основа для овладения навыками ползания.
Двигательные упражнения удобно выполнять на полу, постелив теплый коврик или одеяло. Тогда мама будет спокойна: как бы малыш ни вертелся – он не упадет и не ударится.
К четырем месяцам у младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов.
Сначала, пытаясь схватить и удержать игрушку в ручках, малыш совершает много лишних движений: пробует схватить ее одной и двумя руками, открывает рот, промахивается.
Вскоре движения становятся более ловкими и точными. Кроха не только захватывает игрушку, но и пробует ощупать ее.
Отработку навыков захватывания и удерживания предметов можно осуществлять таким образом.
Упражнение «Две игрушки». Данное занятие, как и предыдущие, требует неоднократного повторения. Предложите ребенку две удобные для захвата игрушки. Это могут быть погремушки на стержне или кольце-держателе, два шарика и т.?д. Вначале вложите малышу в каждую руку по игрушке.
Когда малыш освоит навык удержания предметов, можно в шутливой форме отнимать их у крохи и давать вновь. Через некоторое время, выполняя это упражнение, добивайтесь того, чтобы кроха самостоятельно дотягивался и брал игрушки.
Гирлянды из игрушек можно подвешивать уже не над грудью ребенка, а на расстоянии его вытянутой руки – пусть тянется к предметам и захватывает их, прилагая мышечное усилие.
К концу четвертого месяца кроха не только хорошо удерживает игрушку в ручках, но и пробует ее на ощупь. Овладение ощупывающими действиями руки – важное достижение этого периода. Одновременно с развитием тактильной чувствительности совершенствуется мелкая моторика, осваиваются первые способы манипулирования предметами.
Упражнение «Сожми – разожми». Покажите малышу резиновую игрушку, удобную для захвата рукой (не слишком тугую, имеющую округлую форму и небольшой размер, подходящий для маленьких ручек).
Ребенок берет игрушку в ручку и сжимает ее. Резиновая игрушка издает звук и этим привлекает внимание малыша, он пытается снова сжать ее.
Если кроха не может догадаться сжать игрушку самостоятельно, помогите ему, взяв ручку ребенка в свою.
Сжимая и разжимая ладошки, кроха тренирует мышцы пальчиков, развивает осязание, укрепляет кисти рук.
В этом возрасте умение пользоваться руками становится все более совершенным. Малыш осваивает новый способ взаимодействия с предметом: хватает ручкой и, разжав пальчики, роняет предмет. К концу четвертого месяца ребенок может усвоить другой способ – брать игрушки, которые предлагает взрослый, а затем с силой их выбрасывать. Таким образом малыш познает новые способы действий с предметами.
Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ней начинают звенеть, качаться или вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.
Развиваем восприятие
Важнейшее место в психическом развитии малыша этого возраста занимает развитие осязания, зрительного и тактильного восприятия, слуховых ощущений.
Овладение ощупывающими действиями рукой помогает крохе познавать мир через тактильные ощущения. Малыш начинает сопоставлять кожные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.
Упражнение «Такие разные игрушки». Для занятия понадобится 4–5 игрушек, выполненных из разных материалов: дерева, ткани (разной фактуры), пластика, металла, резины и т.?д. Каждый предмет должен быть небольшого размера, удобным для обхвата рукой и осязания.
Предлагайте малышу по очереди каждую игрушку: пусть он дотянется до нее, схватит ручкой и начнет ощупывать. Когда интерес к игрушке у ребенка ослабнет, предложите ему следующую игрушку и т.?д.
Осязание разных по фактуре поверхностей развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
Затем можно предложить крохе предметы, разнообразные по форме, весу (тяжелый – легкий), величине (больше – меньше). Во-первых, вы обогатите развивающую среду малыша, а во-вторых, дадите ему новые тактильные ощущения, способствующие развитию осязания и мелкой моторики.
Информации из внешнего мира хватает малышу для получения зрительных впечатлений: кроха рассматривает все, что попадает в его поле зрения. Особенно внимательно он присматривается к новым предметам и тем объектам, которые обеспечивают сочетание зрительных и слуховых ощущений.
На этом этапе активно развивается слуховое восприятие. Малыш умеет различать звуки, интонации, голоса мамы и других близких, прислушивается к ним. Детские песенки, классическая музыка, мамино пение также способствуют развитию слухового восприятия. Музыка может использоваться как фон для других занятий, а может стать средством самостоятельных упражнений.
Упражнение «Мир звуков». Можно познакомить кроху с новыми для него звуками, например звуками простых музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, колокольчик). Следите только, чтобы звуки были не слишком громкими, чтобы не напугать ребенка. Познакомьте малыша с новым предметом по примерной схеме: показ – действие – объяснение.
То есть сначала дайте крохе возможность рассмотреть предмет, потрогать его, ощупать. Затем приведите инструмент в действие: пусть малыш прослушает новые звуки. А потом объясните ему, что это за предмет. Повторив последовательность действий еще раз, вы закрепляете полученное знание о новом звуке и предмете, который этот звук производит.
Постепенно ребенок обретает способность соотносить образ предмета, его название со звучанием.
Четырехмесячный малыш любит разглядывать свое тело – ручки, ножки. Он сводит руки вместе и подолгу может рассматривать их. Можно уже на этом этапе начинать изучение тела.
Упражнение «Чей это носик?». Возьмите ручку ребенка в свою и дотроньтесь до носа крохи со словами: «Чей это носик? Это носик (имя малыша)». Затем до своего носа: «А это мамин носик».
Также покажите крохе его ручки, ножки – можно погладить их, пощекотать.
Такая тактильная стимуляция в сочетании со словесными ми помогает ребенку соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения, обеспечивая целостное восприятие.
Четырехмесячный малыш начинает проявлять любопытство. Он поворачивает голову в сторону источника звука, разворачивает корпус или вытягивает шею, чтобы получше рассмотреть предмет. В поле его внимания могут одновременно находиться до 3 игрушек.
Для развития зрительного восприятия предлагайте крохе яркие игрушки контрастных цветов – теперь ребенок сосредоточенно рассматривает любой предмет, попавший к нему в руки. Играйте с крохой, показывая ему разнообразные предметы: бусы, часы, ложки. Совершайте прогулки по квартире, обращая внимание малыша на предметы, находящиеся в комнатах.
Предоставьте ребенку возможность как следует рассмотреть заинтересовавший его предмет, помогите дотянуться до него, дотронуться ручкой.
Можно выкладывать ребенка животиком на яркий разноцветный коврик – пусть он рассматривает рисунки и трогает их пальчиками, предлагать для просмотра детские книжки из разнообразных материалов и с четкими картинками.
В этом месяце появляется первый интерес к зеркалу.
Упражнение «Гляделки». Подойдите с малышом на руках к большому зеркалу. Привлеките внимание к его и своему отражению: покажите ушки, носик, ручки, указывая на ребенка и на его зеркальное отражение. Состройте отражению смешную рожицу, высуньте язык – кроха замирает, внимательно рассматривая выражение маминого лица в зеркале, может тянуться к нему.
Учимся понимать друг друга
Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1179/4-mesyac-zhizni-rebenka-ryvok-v-razvitii
4-й месяц жизни: особенности развития малыша
Первые три месяца жизни малыша – время активного освоения окружающего мира. Новорожденный практически все время проводит в кроватке, а его самочувствие нередко омрачается болями в животе и коликами. В 4 месяца малыш уже может похвастаться более-менее стабильной пищеварительной системой. Ребенок становится активным и подвижным. В какой именно степени проявляется активность, зависит от индивидуальных особенностей развития новорожденного.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛЫША НА ЧЕТВЕРТОМ МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ
Темпы взросления малыша на четвертом месяце становятся более медленными. В среднем прибавка в весе составляет около 700-800 г. Рост ребенка увеличивается на 2-3 см. Окружность головы становится больше на 10-20 мм.
Интересный факт: на четвертом месяце жизни голова ребенка уже не кажется такой большой по сравнению с телом. Малыш выглядит более пропорциональным.
К четвертому месяцу жизни легкие новорожденного вырастают примерно в 2 раза по сравнению с тем, что было на момент рождения.
Четырехмесячный ребенок имеет достаточно развитую поджелудочную железу, что позволяет ему готовиться к прикорму.
Также в 4 месяца малыш уже понимает, каков ход суток, он уже не будет путать день и ночь, и в дневное время суток будет играть, в то время как сон будет проходить по ночам.
Еще одна физиологическая особенность малыша в это время – укрепление тазобедренных суставов. Это готовит его ноги к последующей ходьбе. В 4 месяца видны первые признаки того, что скоро появятся зубки. Иногда болевые ощущения начинаются уже в этот период. Однако прорезывание первых зубов обычно происходит в 6 месяцев.
На четвертом месяце жизни малышу необходимо сделать все прививки. Перед этим родители должны выполнить профилактические действия, которые позволят увеличить успешность прохождения процедуры. Если у ребенка повышается температура или появляются сыпи на коже, то в таком случае следует обратиться к врачу.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА НА 4 МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ
Четвертый месяц ознаменован активным развитием как физических, так и двигательных реакций организма малыша.
Ребенок способен выполнять следующие движения:
- Малыш может переворачиваться на бок, отталкиваться от находящихся поблизости предметов и ложиться на спину или на живот. Чтобы натренировать перевороты, можно располагать поблизости от ребенка яркие игрушки, стимулирующие его интерес. Все движения и действия ребенка лучше выполнять в манеже, чтобы минимизировать риски. Зачастую ребенок на 4 месяце пробует ползать, но обычно он только пятится в обратном направлении.
- Лежа на животе, ребенок может поднимать туловище и голову под прямым углом, крутить головой на весу, глядеть по сторонам. Малыш уже чувствует собственное тело, изучает обстановку вокруг себя.
- В 4 месяца ребенок может тянуть руки взрослым, чтобы принять сидячее положение. Переводя малыша в сидячее положение на пару секунд, вы тем сам помогаете укрепить его позвоночник и мышцы живота. Однако давать ребенку сидеть долгое время в таком возрасте нельзя.
- У ребенка просыпается активная хватательная функция. Малыш старается схватить все, что видит. Он учится пользоваться руками, ногами, пальцами, развивает и оттачивает тактильные ощущения. Малыш раскидывает игрушки, бьет по ним руками, пробует их на вкус.
Также ребенок в 4 месяца начинает проявлять интерес к своему телу. Он изучает себя, касается своего лица, своих волос, ног. Многие дети в этом возрасте начинают хлопать в ладоши.
Многие дети в 4 месяца уже активно пытаются ползать и переворачиваться. Однако это происходит не всегда, а потому не нужно пугаться – все строго индивидуально.
Если малыш отказывается совершать активные движения, пытайтесь тренировать его, помогая ему делать первые шаги в новом мире.
ПСИХИКА И ЭМОЦИИ НА 4 МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
В 4 месяца ребенок увеличивает активность своего диалога с взрослыми. У него появляется потребность в том, чтобы постоянно поддерживать устойчивый контакт.
Малыш уже может 2-3 часа подряд не спать, и в этот период он может своими силами развлечь себя. Ему не потребуются услуги нянечек, бабушек и т.д. Ребенок должен постоянно пребывать на руках у родителей.
Внимание к малышу поможет развить его как полноценного человека.
В 4 месяца зрение ребенка уже практически сформировано. Он видит мир так же, как и взрослый. Малыш способен различать тех, кто ему близок: отца, мать, разных сиделок, бабушек и т.д. В 4 месяца новорожденный понимает, кто свой, а кто чужой.
Потому малыш не захочет находиться на руках у малознакомого человека. Ребенок уже может фокусировать свой взгляд на близлежащих предметах, он понимает их цветовой окрас, форму и т.д.
На прогулке ребенок с интересом разглядывает окружающий мир, следит за перемещающимися предметами.
Важно! Для развития ребенка ему можно приобрести специальный развивающий коврик с зеркалом и игрушками.
Слух у малыша развивается еще в утробе, и на 4 месяце он уже слышит все так, как взрослые. Он понимает, откуда идет звук, может отличать голос родного человека от постороннего, реагирует положительно на музыку.
Также малыш старательно издает разные звуки, словно изучая их. Он может копировать интересующие его звуки – к примеру, кашель или храп.
Новорожденный начинает произносить некоторые буквы, которые до этого он не использовал – к примеру, «б», «м» и т.д.
В 4 месяца ребенок уже способен улыбаться и смеяться не на рефлекторном уровне, а вполне осознанно. Он может громко хохотать, если сделать ему массаж, слегка подкинуть его, поиграть с ним.
КАК ПРАВИЛЬНО КОРМИТЬ МАЛЫША В 4 МЕСЯЦА
Чтобы начинать приучать ребенка к прикорму, 4 месяца является минимально допустимым сроком. Однако специалисты расходятся во мнении: кто-то утверждает, что начинать прикорм следует только с 6 месяцев.
Врачи полагают, что оптимальное питание для малыша в 4 месяца – это материнское молоко или смеси, которые выступают его заменой. Вводить прикорм в 4 месяца можно лишь после обстоятельных консультаций с педиатром. В любом случае, даже если вы решили вводить прикорм на этом этапе, соблюдайте следующие правила и рекомендации:
- Самое безопасное питание для малыша – это пюре из кабачков или брокколи. Прикорм можно начать с половины чайной ложки пюре каждый день. Порцию можно понемногу увеличивать, доводя до 100 г ежедневно.
- Некоторые педиатры склоняются к тому, чтобы начинать прикорм малыша с детского кефира. Кефир привычен для желудка малыша, а потому его можно понемногу вводить в детский рацион — не более половины чайной ложки. Постепенно объем кефира можно довести до 100 г в сутки.
- Каши без глютена (рисовая, гречневая) – их можно вводить в рацион питания новорожденного уже после пюре. Поначалу можно остановиться на небольших порциях. Каши вводят раньше овощей только тем малышам, которые очень плохо набирают вес.
- Фруктовые пюре вводятся в рацион питания малыша гораздо позже, уже после всех каш и овощей. Обычно для питания ребенка выбирают такие фрукты, которые имеют низкую аллергенность. К примеру, хорошо подойдут абрикосы, яблоки, груши. Фруктовый сок лучше оставить на период после года, поскольку за счет своей кислотности он может разрушать стенки желудка малыша.
Вводя прикорм, обязательно следите за аллергическими реакциями организма малыша. Стул у малыша в 4 месяца должен быть максимум 2-3 раза в сутки. Более высокая частота свидетельствует о том, что следует обратиться к педиатру.
- Позаботьтесь о развитии малыша на 4 месяце!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ad109985f4967f833aa2769/5b09108ca936f417b8ce4d9b
Развитие ребёнка на 4 месяце: распорядок дня, поведение
Физическое развитие 4-х месячного ребёнка связано с возрастающей двигательной активностью. Психологическое развитие характеризуется эмоциональным взрослением.
Четвёртый месяц жизни малыша ознаменован активным психологическим и эмоциональным развитием. Это время завершения адаптации к окружающему миру, погружения в него, принятия единства мира и самого себя.
Кроха уже осознанно реагирует на происходящее и с удовольствием познаёт мир. Развитие ребёнка на 4 месяце жизни имеет свои особенности. Это связано с эмоциональным взрослением. Теперь малыш имеет определённые привычки и правила.
У него есть режим дня и собственные увлечения.
Физическое развитие ребёнка в 4 месяца
Стремительное физическое развитие сопровождается возрастанием двигательной активности. Вес пока сохраняет свою большую месячную прибавку. Это скоро изменится, ведь увеличение движения способствует большому расходу энергии. Показателями в пределах нормы считается прибавка в этот период около 750 грамм.
Средний вес четырёхмесячного крохи колеблется от 6 до 8 кг, рост от 60 до 63 см. Показатели могут несущественно отличаться в зависимости от начальных параметров.Поведение ребёнка в 4 месяца связано с угасанием рефлексов новорожденного. Малыш осваивает осознанный хватательный рефлекс. Безусловный хватательный рефлекс Робинсона отступает.
Теперь кроха целенаправленно хватает предмет, который видит перед собой.
Рефлексы, которых не должно быть по окончании этого периода:
- Рефлекс Бауэра или рефлекс ползания. Заключается в том, что младенец, лёжа на животе, пытается ползти, если ногам сделать опору.
- Рефлекс Моро. При резком хлопке ребёнок быстро вскидывает ручки, при этом ладошки рук полностью раскрыты. После складывает руки на груди.
- Рефлекс Таланта состоит в том, что при проведении вдоль позвоночника малыша, он выгибает спинку.
- Рефлекс Переза проверяется только специалистом. Для его обнаружения проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника. Движение осуществляется сверху вниз. Эти действия сопровождаются выгибанием спины и детским плачем.
Обнаружение перечисленных рефлексов после четырёхмесячного периода требует незамедлительной консультации невропатолога.
Как ведёт себя ребёнок в 4 месяца? Малыш уже много освоил. Приобретённые навыки он постоянно совершенствует.Основные умения 4-х месячного крохи:
- Переворот с живота на бок, с живота на спину.
- Удержание головы, лежа на животе и опираясь на руки.
- Способность сесть и удержать голову, когда ребёнка тянут за ручки.
- Ищет опору пальцами и отталкивается от поверхности, если его удерживать подмышками.
- Способность недолго удерживать предметы в руке. Вложенной погремушкой малыш движет, чтобы вызвать звук.
- Раскрытие ладошек и владение ими. Теперь кроха складывает руки вместе, может засунуть палец в рот, держать грудь мамы во время кормления. Тонуса рук уже не наблюдается. Присутствие тонуса ног ещё возможно.
Это время показательно активным формированием навыков общения. Происходит это с помощью жестов и звуков.Основные этапы психологического развития:
- Осознанный комплекс оживления на внимание к нему. Выражается улыбкой, активным лепетом, движениями рук и ног.
- Малыш уже знает своё имя.
- Может установить элементарную связь причина — следствие. Ребёнок понимает, чтобы послышался звук, погремушку нужно потрясти.
- Интерес к своему телу подвигает кроху на постоянное его изучение.
- Способность испытывать разнообразные чувства: страх, боль, радость, обиду, удовольствие, любопытство.
- Способность идентифицировать маму, папу и близких людей, которые часто с ним общаются. К посторонним относится настороженно.
- В зрении отмечается восприимчивость к основным цветам. Теперь помимо чёрного и белого цветов, малыш различает красный и жёлтый, чуть позже – зелёный и синий.
- Совершенствуется слух. Малыш различает голоса родных, поворачивает голову на звук. Любит слушать негромкую ритмичную музыку. Это время требует активного общения с крохой. Постоянное комментирование происходящего, разговоры с малышом, чтение, использование карточек Домана ускорит речь ребёнка.
Распорядок дня ребёнка в 4 месяца обязателен. На сон малышу требуется около 15 часов в стуки. Десять их них приходится на ночь, остальное время – это дневной сон. Обычно в этом возрасте оптимальным считается 3 сна в дневное время. Укладывать малыша на ночной сон лучше в промежутке между 20.00 и 21.00 часами.
Кормление насчитывает 6 – 7 приёмов пищи в сутки с интервалом в 3,5 часа.Новорождённый ребёнок 4 месяца жизни интересен, развитие этого периода многогранно и ощущаемо не только физически, но и психологически.
Источник: https://DetStrana.ru/article/malysh-0-1/razvitie/razvitie-rebyonka-na-4-mesyatse/