- У каждого ребенка случаются кризисы, в период которых он отстраняется от родителей, замыкается в себе и становится слишком эмоциональным.
- Кризисы у детей по годам можно преодолеть, если прислушаться к советам психологов.
- Зная определенные правила, родитель сможет найти общий язык с ребенком и предотвратит конфликты.
Что делать, если ребенок не слушается? Советы психологов подскажут вам!
Психология и понятие
Кризисный возраст — что это такое?
Кризисом детского возраста называют переходный период между возрастными этапами.
Происходит это при завершении определенных стадий развития. Возникает это явление из-за физиологических и психологических перестроек.
Как проявиться кризис, зависит от темперамента, характера, социальных отношений ребенка. Если в одном случае его проявление сильное, малыш стал нервным, то в другом его можно практически не заметить.
Психологи говорят о том, что в такие периоды даже самые спокойные дети становятся очень нервными, раздражительными и даже агрессивными. На привычные слова и фразы они реагируют эмоционально, пытаются доказать свою правоту.
Дети младшего возраста при этом плачут, топают ножками, бросают игрушки и ложатся на пол в истерике. Чадо старшего возраста обычно спорит с родителями, провоцирует конфликт, не пытается найти компромисс.
По мнению специалистов, таких явлений не избежать. Они важны для развития ребенка, формирования его психики и социальных отношений.
Длительность кризисов обычно не превышает нескольких месяцев, но под воздействием негативных факторов, определенных обстоятельств продолжительность увеличивается.
Признаки детского кризиса и как его пережить
Для каждого возраста характерны определенные признаки кризиса. Чтобы справиться с этим непростым периодом, необходимо прислушаться к психологам.
Первого года жизни
Кризис 1 года характеризуется несколькими признаками, которые родитель должен знать. Рассмотрим таблицу:
Отличительные признаки | Нежелание подчиняться, плаксивость, резкие перепады настроения. Малыш может быть ласковым, а через пять минут начать плакать без причин. Появляется ревность: чадо требует, чтобы все внимание родителей было приковано к нему. Наблюдаются крики и плач, если мама или папа отвернулись, отвлеклись по своим делам. |
Причины кризиса в этом возрасте | Происходит активное физиологическое и интеллектуальное развитие. Малыш познает мир, перестраивается, что и сказывается на его поведении. Ему может показаться, что он стал взрослым и близким подчиняться не нужно. По этой причине дети закатывают истерики. |
Какие действия совершать нельзя | Родителям в этот период нельзя демонстрировать свою власть, кричать на ребенка, доводить его до слез. Они должны оставаться друзьями, а не врагами. В этом возрасте дети чувствительны к тону голоса близких, поэтому говорить надо строго, но не срываться на крик, иначе это негативно отразиться на психике. Стоит проявлять терпимость, не применяя телесных наказаний. |
Дети в этом возрасте становятся очень обидчивыми, сильно расстраиваются, если на них кричит мама и за что-то ругает. Нужно быть ласковее, обнимать малыша во время истерик, ведь физический контакт для него важен: он чувствует тепло матери и успокаивается.
Если ребенок стал проявлять самостоятельность, не нужно ее запрещать.
Например: он хочет сам есть ложкой, берет ее в руку, надо разрешить ему попробовать кушать самостоятельно. Это благотворно скажется на его развитии.
Кроме того, надо стать для него другом: вместе играть, смотреть мультфильмы. Совместное времяпрепровождение и внимание родителей подарит чаду чувство защищенности. Он поймет, что его любят и ценят, тогда кризис получится преодолеть легче и быстрее.
Полутора лет
Распознать этот период в данном возрасте несложно. Появляются следующие признаки:
- Необъяснимое поведение. Дети могут сначала обнять близкого человека, а затем ударить его, либо внезапно выбросить на пол любимую игрушку.
Такие действия объясняются перестройкой работы нервной системы, взрослением.
- Всегда рядом с мамой. Дети повсюду следуют за матерью, куда бы она не пошла и плачут, если вдруг мама отправилась по своим делам.
- Упрямство. Ребенок начинает проявлять упрямство и нежелание следовать мнению родителей. Например: чадо может снять надетую на него рубашку и взять в руки другую, показывая, что ему нравится другая одежда. Бывают случаи отказа кушать определенную пищу: он выплевывает еду, плачет.
- Познание мира. Малыш пытается изучить этот мир, не прибегая к помощи родителей: пытается выбраться из кроватки, убегает от мамы, делает все то, что ему запрещено. Если мама сказала не трогать определенные вещи, то он обязательно захочет к ним подойти и плачет, если эту вещь у него отобрали.
Причиной таких действий является интеллектуальное развитие ребенка. У него проявляется сильное желание познать мир, потрогать окружающие его вещи, но при этом проявляется детская капризность и стремление привлечь внимание родителей к себе, словно показывая, чему он научился, что он нашел.
В этот период нельзя проявлять негативные эмоции и кричать на детей. Стоит позволить им быть более самостоятельными.
Мама должна наблюдать со стороны за действиями малыша, но не контролировать каждый шаг. Он будет рад, если его станут воспринимать, как равного, будут с ним играть.
В два года
В два года чадо еще сильнее проявляет свою самостоятельность.
Появляются короткие слова и фразы, которые малыш использует для того, чтобы проявить независимость.
Большинство детей в этом возрасте говорят: «не хочу», «не буду», «нет», «я сам». Они пытаются сделать все самостоятельно, помочь родителям и считают, что знают все лучше взрослых.
Капризы появляются тогда, когда им что-то запрещают сделать. Тогда появляется плач, чадо стучит ножками о пол, чтобы ему позволили выполнить задуманное.
Особенно нравится ему на все вопросы старших отвечать «нет». Это становится новой игрушкой, поэтому к таким ответам нельзя относится серьезно.
Нужно только набраться терпения и не ругать ребенка, пытаясь объяснить, что это не всегда уместный ответ.
Причинами такого поведения становятся первые проявления черт индивидуальности. Чадо постепенно начинает осознавать самого себя, формируются определенные предпочтения, закладывается модель поведения.
Психологи рекомендуют находить общий язык с детьми, пытаться вести себя по-дружески. Запреты должны разъяснятся, произносится спокойно, поскольку строгость воспримется, как приказ.
3 года
В три года ребенок становится еще самостоятельнее: пытается доказать взрослым, что является равным им, многое умеет делать сам.
Основными признаками кризиса трех лет являются:
- Негативизм. Дети перестают слушаться родителей, отказывают на каждую просьбу: не хотят идти домой, хотя на прогулке уже устали, отказываются от еды, хотя давно проголодались. Им просто не хочется соглашаться в чем-либо с родными.
- Строптивость. Он перестает слушать кого-либо, делает вид, что обращаются не к нему, может убежать на прогулке, внезапно устроить беспорядок в комнате, разбросав игрушки.
- Деспотизм. Малыш идет на все, чтобы все в семье слушались только его: может забрать игрушки сестры, стукнуть кого-то из родителей, если они не дают осуществить желаемое. Ему кажется, что он главный и все должны ему подчиняться.
- Своеволие. Трехлетние дети делают все, чтобы походить на взрослых: пытаются включить электрические приборы сами, переходят дорогу, не держа маму за руку. В самый неожиданный момент они могут убежать, а на прогулке стараются не замечать присутствия взрослых.
В этот период важно объяснить, что нельзя делать, какие действия категорически запрещены. Говорить надо строго и предупреждать о наказаниях.
6 лет
- Кризис этого возраста кардинально отличается от того, что было в прошлом.
- Чадо уже не закатывает истерики, не станет плакать в общественном месте и стучать ножками.
- Перестройка организма проявляется по-другому:
- Резкое изменение поведения. Оно кардинально меняется: вместо рассказов всех секретов появляется скрытность, вместо послушания возникает грубость.
- Формирование страхов. Именно в этом возрасте начинают появляться страхи. Кто-то признается, что боится насекомых, а кто-то темноты.
- Нет интереса к игре. То, что нравилось раньше, теперь не вызывает интереса. Любимая кукла или машина могут лежать на полках шкафа, чадо к ним так и не подойдет.
Дети начинают грубить взрослым, становятся невыносимыми в общении.
Но даже в этом случае грубить и кричать не надо, следует наказывать их, говорить максимально серьезно и строго, чтобы они понимали, что за проступки нужно отвечать.
В 7
- Появляется, когда ребенок понимает, что скоро отправится в школу и у него появятся новые обязанности, друзья, нужно будет принимать многие решения самостоятельно.
- Он понимает, что взрослеет, но к новым обязанностям еще не привык.
- Взрослость граничит с ребячеством, что сказывается на поведении негативно: ребенок может капризничать, становится неусидчивым, передразнивает взрослых.
- Возможны вспышки гнева, раздражительность, рассеянность, что сказывается на успеваемости в школе плохо: ребенок получается низкие отметки, боится сказать о них родителям, становится скрытным.
В 8
В этот период ребенок теряет наивность и доверчивость. Он становится взрослее, появляются действия и фразы, которые свойственны для взрослого человека.
Ему кажется, что он может ошибиться в важных делах, теряется самовлюбленность и самоуверенность, может появиться недовольство собственным обликом. Малыш может отказаться надевать ту или иную одежду, дольше собирается в школу, подолгу выбирает, что надеть.
- Может появиться критика к себе, окружающим и даже учителям.
- Это выражается недовольством общения, частыми конфликтами.
- Неадекватное поведение со вспышками гнева и склонностью к дракам нарастает.
Очень важно близким сразу решать такие проблемы, больше говорить с чадом и объяснять ему, что он будет наказан. Хорошее поведение, наоборот, должно поощряться.
Мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным, нельзя ущемлять его права, свободу и контролировать каждый шаг.
Важно быть рядом, но как наставник или друг, а не враг или деспот. За проступки его не ругают, а строго с ним разговаривают, давая понять, что именно сделано неправильно, как себя вести правильно.
- Нельзя навязывать свое мнение, особенно если идет вопрос выбора одежды, игрушки.
- Следует с ним максимально часто советоваться, чтобы он смог выразить свое мнение.
- Необходимо установить контакт с чадом, стать друзьями, чтобы он мог доверять близким людям.
У детей случаются кризисы, которые проявляются в каждом возрасте по-разному. Изучив их признаки, прислушавшись к советам психологов, преодолеть эти периоды станет значительно легче.
Кризисы детского возраста. Советы психолога:
Источник: https://psyholic.ru/deti/krizis-3-let.html
Кризисы возрастного развития
Развитие ребенка не происходит плавно, оно идет скачкообразно. В это время меняется его восприятие мира, формируются навыки, способности и возможности.
Родители не всегда вовремя перестраиваются, а продолжают воспринимать ребенка на вчерашнем уровне, не понимая, что желания малыша меняются относительно его взросления. Это и есть кризисы возрастного развития детей, во время которых их поведение резко меняется, они становятся неуправляемыми, капризными, упрямыми, чем усложняют общение.
К великой радости взрослых, это все временно. Родителям всего лишь нужно вовремя поменять свое отношение к ребенку, дать больше самостоятельности.
Кризис первого года жизни
На первом году жизни детям не терпится стать самостоятельными. В возрасте от одного года до полутора, малыши уже могут стоять на ногах, перемещаться с опорой. За очень короткий промежуток времени они легко перебираются из одной комнаты в другую. Дети любят открывать дверцы шкафчиков. Им все интересно, идет освоение окружающего пространства.
В этот период нельзя оставлять малышей без присмотра. Любой предмет может представлять угрозу для жизни: горячие напитки на краю стола, таблетки, электрические розетки, мелкие предметы и т.п. Родители стараются ограничить маленьких детей, но детям это не по вкусу.
Они не хотят сидеть на одном месте, ведь вокруг столько привлекательных вещей и совершенно не интересно сидеть на руках у взрослых. В этом возрасте ребенок познает свойства и назначение окружающих предметов.
Вмешательство родителей в этот процесс создает у малышей протест – он и называется кризисом первого года жизни.
Дети пробуют разные тактики для достижения своих целей. Это и крик со слезами, отказ выполнить просьбу взрослого и различные проказы.
Что же делать взрослым?
Нужно поменять свою позицию и вместо посредника стать источником информации для малышей. В этом возрасте у детей возникает потребность в освоении навыков речи, поэтому в ваших силах — открыть ребенку мир языковых знаков. Дать ему возможность действовать самостоятельно, комментируя и немного корректируя их действия.
Кормление можно превратить в интересную познавательную для малыша игру, дать ему вторую ложку в руку – пробуждайте в нем самостоятельность, комментируя при этом его действия. Так же следует поступать и с проблемой гигиены. Сделайте горшок любимой игрушкой. Действуйте вместе с ним, а не вместо него. Не пропустите шанс и станьте для малыша авторитетом и ласковым помощником.
Кризис трех лет
Это название условное и зависит наступление кризиса трех лет от самого малыша, от его темперамента, нервной системы и желания самоутвердиться. У кого он наступает в 2,5, у кого в 3, а у кого и в 4 года. В этом возрасте дети протестуют против диктатуры родителей.
Малыши научились отделять свои желания от потребностей. За свою, пока короткую жизнь, они уже поняли, что взрослые иногда неправильно понимают их прихоти и не всегда хотят их осуществлять. Таким образом, дети принимают решение, без помощи родителей, все сделать самостоятельно.
Это проявляется в желании выбегать на проезжую часть, отказом от еды. Видя, что взрослые спешат, дети начинаю носиться по квартире, поэтому их невозможно одеть.
Многие родители силой пытаются заставить ребенка подчиниться. Тогда малыши становятся в позицию « кто кого?». Начинаются истерики, непослушание, действие во вред.
Главная особенность возраста: появление у ребенка самосознания. Именно поэтому второе название кризиса трех лет – кризис самости. Ключевые слова: « Я хочу сам…, я буду сам…»
Что же остается делать бедным родителям?
Опять меняем позицию, истерики и бунт нужно направить по другому пути. Предложите крохе самому одеть куклу, а тем временем одевайте его. Попросите собрать ваш рюкзак, в то время когда собираете его вещи, посоревноваться с ним на скорость. Словом, попробуйте создавать игровые ситуации. Дети в игре становятся менее упрямыми, учатся управлять своими эмоциями.
Играя со своими малышами, взрослые становятся образцом для подражания, дети учатся строить отношения, у них появляется целеустремленность.
Не опекайте слишком вашего ребенка, не убивайте в нем желание к самостоятельности.
Уважайте его стремления, и тогда он не превратится в разбалованного упрямца. Поощряйте его желание — непрерывно развиваться.
Кризис шести-семи лет
Рано или поздно приходит время, когда дети свою потребность в освоении мира уже не могут удовлетворить с помощью игрушек, игр, игровых ролей и персонажей. В период кризиса шести — семи лет они хотят быть равными взрослым, ведь те «все знают, все могут, все умеют», им все позволено, они свободны во времени и передвижении.
В своём стремлении стать взрослыми дети опираются на свой, как им кажется, богатый опыт. Но знаний и опыта в реальности не хватает. Отсюда ситуация «хочу и не могу». Возникают различные формы недовольства, протеста.
Например: дети ревнуют родителей друг к другу, полагая что, оставаясь наедине, те обмениваются важной информацией и скрывают это от них. Или начинают отрицать то, что раньше приносило им удовольствие, рвать любимые книги, ломать игрушки. Иногда дело заканчивается непреднамеренным вандализмом. Родители воспринимают это как порчу хороших вещей.
Порой дети, в творческом порыве, хотят усовершенствовать свои старые игрушки, но довести начатое дело до видимого результата им не удается. Итог – груда металлолома, разорванные книжки и т.п. Они отказываются выполнять требования родителей, перестают убирать за собой, самостоятельно одеваться, обуваться. Это вызывает лишь упреки со стороны взрослых.
Чем раньше начинается этот кризис, тем более болезненно он проходит. Чем ближе к школе, тем он менее заметен для окружающих.
Что посоветовать в этом случае родителям?
Ребенку нужно создать условия, где он будет приобретать всевозможные теоретические знания: азбука, письмо, счет. Читайте вместе книги, рисуйте картины, приобщайте к взрослым занятиям.
Для ребенка 6-7 лет игра уже не так значима, теперь ее вытесняет жажда познания, ребенок становится готов к обучению. А авторитетом для него будет тот, кто вместе с ним войдет в мир знания. Это может быть не только родитель, но и учитель, воспитатель, друг.
Это очень сложный период не только для родителей, но и для самих детей. Бывает, он начинается рано, в 11-13 лет и провляется в капризах, нетерпимости к власти со стороны взрослых. Дети в этот период не хотят слушать советов, требований, нотаций и даже просьб. Они реагируют на все очень резко.
Частые проявления кризиса подросткового (переходного) возраста:
- резкие перепады настроения,
- бурный протест против норм и правил,
- желание поступать наоборот,
- замкнутость, лживость, скрытость,
- игнорирование семейных традиций.
Симптомы могут проявляться сильнее или слабее и в разном сочетании.
Родители недоумевают: что происходит с их замечательным послушным ребенком. Любые попытки уговорить, пообщаться, объяснить любимому чаду заканчиваются провалом и вызывают лишь более сильный протест.
Подросток стремится к самоутверждению. Он думает, что его никто не понимает. Он либо замыкается в себе, либо старается навязать свою точку зрения. Ребенок иногда, в стремлении доказать свою правоту, доходит до тиранства. В желании манипулировать он морально истязает близких ему людей, тут и истерики со слезами, упреки с бурными сценами и показное раскаяние, агрессивная грубость.
Как поступать родителям в этот сложный период?
Будьте уверены, ваш ребенок в подростковом (переходном) возрасте не понимает и не может объяснить, что им движет. Он не меньше вашего страдает.
Не только вы его не можете понять, но и ему понять себя сложно, но еще сложнее понять вас. В обществе себе подобных он находит понимание и душевный покой. Их тянет друг к другу. В компаниях они избавляются от чувства одиночества.
Через грубость и показную браваду, распущенность подростки утверждаются в новом для себя образе.
Постарайтесь воспринимать ребенка таким, какой он есть, и оставить за ним право быть самим собой, таким, каким он хочется быть.
Не нужно фокусировать внимание подростка на его негативных чертах характера, чтобы не вызывать волну протеста. Не переделывайте его под себя. Уважайте его как личность. В конце концов, это породит уважение к вам.
Дайте понять, что на вас можно положиться в трудную минуту, и без каких-либо нотаций . Подростку не нужен ваш суд, ему важно, что вы его понимаете. Не приводите в пример себя.
Вы были другими, бесполезно желать, чтобы дети стали копией вас.
Когда подростки вступают на взрослый путь, они создают множество проблем себе и окружающим людям. Порой родителям невероятно сложно отказаться от старой, но привычной формы общения. Вот только сделать это необходимо. Оставив все по-старому, можно на долгое время испортить отношения с ребенком и затянуть кризис подросткового возраста.
Кризис затянувшегося детства
Обычно этот кризис проявляется в возрасте 16-18 лет. Он трудно протекает в тех семьях, где очень гладко прошел подростковый период. Многие родители даже не догадываются, что их дети находятся в растерянности – называемой кризисом затянувшегося детства.
Это очень сложный этап для человека. Он еще не верит в свои силы, но и не обращается за помощью к взрослым, думая, что и они ничем ему не помогут. Нарушается контакт с родителями. Ребенок становится замкнутым, скрытым. У него происходят резкие колебания настроения. Взрослые не могут понять, что происходит с их любимым и некогда веселым сыном или дочерью.
Проявления кризиса:
- попытки спрятаться от действительности,
- жалобы на близких,
- недовольство окружающим миром, который не соответствует представлениям и ожиданиям подростка,
- поиск защиты у незнакомых людей.
В этот период подростку очень сложно взять ответственность за свою жизнь. Перед ним выбор будущей профессии, учебы, жизненного пути. Он находится на распутье. Появляется повышенная тревожность, страхи и понимание, что теперь только от него зависит будущее.
Некоторые стараются об этом не думать, бегут от реальности — в компании сверстников, на дискотеки, в копмьютерные игры, наушники и телефоны. Другая часть молодежи проводит досуг за книжками, учебой – это тоже своего рода побег от действительности.
Настоящее пугает их.
Взрослые в первом случае недовольны поведением своих детей. Некоторые ругают, говоря: « и что из тебя получится », некоторые оправдывают их поведение, говоря, что молодость для этого и существует, пусть нагуляются вволю.
Во втором примере, родители гордятся детьми, всячески их поощряя, не догадываясь, чем вызвана такая тяга к знаниям. Это происходит от недостаточной моральной зрелости.
Есть еще одна категория подростков: те, кто постоянно размышляют о смысле. Иногда эти раздумья приводят к намерению лишить себя жизни. Если вы стали свидетелем подобных эмоциональных состояний у ребенка, не пугайтесь, сказанное им не всегда осуществляется на деле. Но должно вас насторожить, так как ясно показывает о неблагополучии, царящем в душе у подростка.
Все перечисленные категории лишь свидетельствуют о страхе перед дальнейшей жизнью, и боязни принять ответственность за свои поступки.
Кризис затанувшегося детства – это нравственное становление личности. И то, как он проходит, зависит от того, насколько правильным было поведение родителей на предыдущих этапах развития. Для того, чтобы кризис не затянулся, нужно готовить детей к взрослой жизни заранее. Что-либо предпринимать, когда ребенку уже 16-18 лет невозможно, слишком поздно.
Если раньше в задачи родителей входила забота, воспитание, обучение, подготовка ребенка к физиологической перестройке детского организма, то в этом периоде главной задачей становится подготовить подростка к взрослой жизни. Ведь именно повзросшевшие дети станут нашей опорой.
Это труд не из легких, но без разумной помощи со стороны взрослых ребенку невозможно стать полноценной личностью, способной отдавать отчет в своих действиях, любить и ненавидеть, уметь сопереживать и заботиться.
Подведем итоги
Помочь своим детям – задача взрослых. Не стоит пугаться, обнаружив у ребенка несколько признаков наступления кризиса.
Попробуйте правильно выработать линию поведения. Будьте гибкими и одновременно проявляйте твердость характера, чтобы ребенок знал, что может на вас положиться.
Откройтесь новому и любите своих детей, давайте им больше самостоятельности и будьте готовы придти на помощь при необходимости.
Слушайте и слышьте своих детей. И главное: все делайте своевременно.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Источник: https://uchitel76.ru/krizisy-vozrastnogo-razvitiya-detej/
Кризисные периоды детского возраста
Вероятно, многие родители замечали, что у ребенка наступают периоды, когда он начинает вести себя не так как обычно.
В зависимости от возраста ребенок становиться либо капризным, непослушным, а дети постарше начинают бурно реагировать на любое замечание со стороны родителей, иногда грубят и ведут себя вызывающе.
Обычно это связано с возрастными кризисами ребенка, которых у него несколько. Что же такое кризисные периоды детского возраста, когда и как они проявляются?
У каждого ребенка наступают периоды, когда он начинает вести себя не так как обычно
Необходимо знать, что кризисные периоды, в отличие от стабильных, длятся недолго, иногда несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств, случается, длятся в течение года или даже двух лет. В эти краткие, но бурные стадии происходят значительные сдвиги в развитии ребенка, которые резко меняют многие черты его характера. Иногда кризисные периоды принимают просто катастрофический характер.
Обычно кризис начинается и завершается незаметно, границы его размыты и неотчетливы, однако в середине периода наступает обострение.
Ребенок часто выходит из-под контроля родителей, воспитателей, учителей, и меры педагогического воздействия, которые раньше помогали, перестают действовать.
У ребенка проявляются аффективные вспышки, капризы, возникают более или менее острые конфликты с близкими, у школьников во время кризисного периода падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, возникают переживания, внутренние конфликты.
Количество кризисных периодов
Существует несколько возрастных периодов кризиса развития ребенка. Периоды кризиса и стабильности у ребенка чередуются, и возрастная периодизация выглядит следующим образом:
- кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год),
- кризис 1 года – раннее детство (1-3 года),
- кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет),
- кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет),
- кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет),
- кризис 17 лет.
Характеристика кризисных периодов – кризис новорожденного
Кризис новорожденного
Признаком кризиса новорожденности (0-2 месяца) является потеря в весе в первые дни после рождения.
Затем у ребенка возникают индивидуальные новоприобретенные навыки психической жизни, и это проявляется в форме комплекса оживления, который включает в себя такие реакции: общее моторное возбуждение при приближении взрослого; использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; обильные вокализации во время общения с матерью; реакция улыбки.
Этот комплекс служит границей критического периода новорожденности, сроки его появления – это основные критерии нормальности психического развития ребенка. У тех детей, матери которых много общаются со своими детьми, комплекс оживления развивается раньше.
Кризис одного года
Кризис одного года у детей характерен освоением речи. Ребенок в возрасте около года еще не достаточно развит физически, а речевые навыки пока еще не достаточно сформированы, чтобы ребенок мог управлять своим поведением.
Кризис одного года характеризуется общим регрессом деятельности малыша, как бы незначительным обратным развитием, которое проявляется в эмоциональной аффективности.
Эмоции ребенка еще примитивные, но при этом наблюдаются некоторые нарушения: нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование); нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода); эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис трех лет
В этот период у ребенка идет бурное психическое развитие, однако он достаточно остро реагируют на неудачи. Кризис трех лет относится к числу острых, так как на пике кризиса ребенок становиться неуправляемым, часто впадает в ярость. Поведение ребенка плохо поддается коррекции.
Этот период очень сложный как для взрослых, так и для самого ребенка.
Симптомы кризиса трех лет: негативизм – реакция не на содержание сказанного взрослыми, а на то, что оно идет от взрослых; стремление сделать наоборот даже вопреки собственному желанию; упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал; строптивость безлична и просто направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет; своеволие – ребенок стремится к самостоятельности; протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими; симптом обесценивания – ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; деспотизм – ребенок пытается заставить родителей делать все, что требует.
Если кризис трех лет протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности.
Кризис семи лет
Главный симптом кризиса семи лет – потеря непосредственности. Этот кризис проходит на волне обучения ребенка саморегуляции. Покладистый ребенок начинает предъявлять претензии к взрослым, проявляя это в своем поведении.
С одной стороны, в поведении появляется демонстративная наивность, которая часто раздражает взрослых, так как воспринимается окружающими как неискренность; с другой — поведение ребенка кажется излишне взрослым, так как он предъявляет к окружающим требования соблюдать нормы.
Поскольку у ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, период кризиса семи лет характеризуется утрированными формами поведения.
Кризис подросткового возраста
Кризис подросткового возраста
Этот кризисный период в основном происходит на почве социального развития. Он характеризуется падением успеваемости в школе, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности.
Подростковый кризис относится к числу острых.
На этом этапе развитие ребенка идет быстрыми темпами, много изменений наблюдается в плане формирования личности, поэтому главной особенностью подростка является личностная нестабильность.
Еще одним из доминирующих симптомов является негативизм, который проявляется во враждебности, склонности к ссорам, нарушениям дисциплины.
В то же время подросток испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
Поведение подростка во время кризиса не всегда носит негативный характер, и примерно у 20 % подростков негативных проявлений не наблюдается.
Кризис юношеского возраста
Кризис юношеского возраста
Кризис юношеского возраста, который проявляется в 17 лет, отличается тем, что в это время у детей происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения.
У молодых людей в этот период наблюдается философская интоксикация сознания, это повергает их в сомнения, раздумья, которые мешают установлению активной деятельной позиции.
Читать также: Особенности развития подросткового периода
Источник: https://udoktora.net/krizisnyie-periodyi-detskogo-vozrasta-77204/
Возрастные кризисы у детей, кризисы возрастного развития детей
То есть некоторое время нет никаких изменений, а потом внезапно, в один момент, ребенок меняется на глазах и демонстрирует новые умения, прибавку в росте или весе — происходит скачок психического или физического развития.
При этом скачки физического развития более многочисленны по сравнению со скачками психического развития.
Распознать скачок психического развития у ребенка раннего возраста не очень сложно — в этот период ребенок становиться плаксивым, у него часто меняется настроение, он «липнет» к маме, в общем, ведет себя не так, как обычно. Такие сложные периоды в поведении длятся порой одну-две недели или немного дольше.
Перед очередным скачком развития у ребенка происходит маленький регресс — он на некоторое время как будто забывает, что он уже знает и умеет больше, и начинает вести себя так, как будто предыдущего скачка в развитии не было. Например, может не садиться сам на горшок или не есть самостоятельно, хотя раньше он умел это делать.
Подобный регресс — явление временное и естественное, не стоит его пугаться.
Детский возраст в психологии развития принято делить на определенные периоды. Эту периодизацию необходимо знать, чтобы понимать закономерности развития и возрастные потребности, общие для всех детей.
Древнегреческий мыслитель Аристотель делил детский возраст на три периода, каждый по семь лет, считая, что эта периодизация соответствует природе человека. Эта периодизация во многом актуальна и в наше время. До семи лет ребенок очень привязан к родителям и видит мир их глазами.
В этом возрасте семья и все, что в ней происходит, оказывает на ребенка самое большое влияние и имеет для него самое большое значение. С семи лет на первое место для ребенка выходят отношения с окружающим миром, с друзьями и знакомыми, хотя и от родителей он все еще очень зависит.
А с 14 лет до 21 года ребенок окончательно становится взрослым и готовым к самостоятельной жизни.
В современной психологии и педагогике используются разные варианты периодизации детского возраста, которые незначительно отличаются друг от друга, но есть и общепринятая периодизация, которую я привожу ниже.
Стабильные возрастные периоды чередуются с кризисными возрастными периодами, и, собственно, благодаря кризису (переломному моменту в жизни ребенка) происходит переход в другой возраст. За все время своего развития человек переживает много возрастных кризисов.
У ребенка раннего возраста различают три кризисных периода: кризис новорожденное, кризис первого года жизни и кризис трех лет. Границы кризиса первого года колеблются в пределах нескольких месяцев, кризиса трех и семи лет — в пределах одного года, а кризиса переходного возраста — в пределах нескольких лет.
Например, если у одного ребенка кризис трех лет начался в 2 года и 10 месяцев, то у другого он может начаться в 3 года и 3 месяца — и то, и другое в пределах нормы.
Скачки в развитии внешне похожи на возрастные кризисы, но все же это не они. Скачки являют собой своеобразные количественные изменения способностей ребенка — ребенок просто лучше начинает делать то, к чему уже имеет способность.
Тогда как возрастные кризисы приносят с собой качественные изменения.
В этот период в организме ребенка происходят морфофункциональные перестройки: сознание и мышление ребенка трансформируются, становятся более похожими на сознание и мышление взрослого человека.
Каждый возрастной кризис приносит с собой психические новообразования (способности, которых у ребенка раньше не было, например, прямохождение, владение речью, самоосознание, логическое мышление и т.п.), смену ведущей деятельности ребенка и изменение его статуса в семье и обществе. Девочки обычно немного опережают мальчиков в развитии.
Каждый кризис имеет свои особенности, свои цели и функции. Пока ребенок растет, каждый возрастной кризис — это всегда время перемен в лучшую сторону, ведь после кризиса ребенок становится умнее, сильнее, самостоятельнее, обретает новые способности и возможности.
Поведение ребенка во время очередного возрастного кризиса сильно зависит от его темперамента, характера и других особенностей, а больше всего — от отношений с родителями, но для всех детей происходящие перемены — сложные и пугающие: меняется весь привычный мир.
После того как ребенок более-менее адаптируется в новых условиях существования и в своем новом доме, он с интересом и удовольствием начнет исследовать окружающий мир, если будет чувствовать себя комфортно и безопасно.
Новорожденный ребенок хорошо видит, правда, только на расстоянии до 20 см, хорошо слышит, хотя и реагирует на звук с опозданием в 5—7 секунд, — этого вначале вполне достаточно для маленького исследователя. Мой сын в три недели научил меня носить его по всей квартире, чтобы он ее рассматривал.
До этого мы большую часть времени проводили в нашей комнате, он ее изучил и начал двигаться дальше. Однажды, когда я вернулась с ним из кухни, он стал плакать. Когда я снова вышла с ним из комнаты, он стал с интересом рассматривать стены коридора. Так я поняла, чего он хочет: новых впечатлений.
Поскольку сам он ходить еше не мог, то нашел способ показать мне, что я должна ему в этом помогать.
Когда ребенок начинает самостоятельно ходить (а в среднем это происходит в возрасте около года), у него происходит кризис, который называют кризисом первого года жизни. Этот кризис мировоззренческий — у ребенка полностью меняется восприятие мира.
Он вдруг начинает осознавать, что он способен двигаться сам, без помощи взрослого, может самостоятельно что-то менять в окружающем мире по своему желанию. А главное — ребенок начинает осознавать, что мама отдельный человек, хотя он все еще считает ее своей частью и начинает протестовать, когда теряет ее из виду (боится, что она исчезнет навсегда).
Все происходящее сначала очень пугает ребенка, он не знает, как ему с этими новыми способностями справляться и как их использовать.
До года ребенок пребывает в состоянии только «здесь и сейчас». Для него в этом возрасте всегда есть лишь настоящая минута, ни прошлое, ни будущее его не волнует. Желаний у ребенка появляется больше. Если раньше его можно было легко отвлечь от желаемого, но невозможного для него, переключить, то после года он может согласиться на альтернативу, но уже не забудет, чего хотел.
Он начинает активнее добиваться того, чего хотел, но не получил, хотя общаться с помощью слов по-прежнему не умеет. Если ребенок чего-то хочет, а родители не понимают, чего именно, это расстраивает его еще сильнее. Он начинает злиться, плакать, так как ни воли, ни контроля над своими желаниями и поведением у ребенка еще нет.
Кризис первого года может продолжаться несколько недель или даже месяцев.
Желательно, чтобы у ребенка было много свободы и мало ограничений. Пусть делает все, что хочет, если это безопасно и не принесет больших финансовых потерь для семьи. Также очень важно много разговаривать с ребенком, чтобы у него развивались речь, навыки общения, воображение, да и просто чтобы он чувствовал, что им интересуются, что он нужен и любим.
Не важно, что родители говорят ребенку, — важно как, каким тоном. Слова ребенок понимает мало, хотя к году у него уже имеется определенный пассивный запас слов, но интонацию он чувствует очень хорошо.
А главное для него то, что на него обращают внимание, — если внимания ему «мало», то он начинает его требовать, например, даже лицо мамино к себе поворачивает, словно говорит: посмотри, мама, на меня еще раз.
В этот период ребенок часто подходит к маме только для того, чтобы убедиться, что она всегда готова его принять и обратить на него внимание. Бывает, что маме сложно это сделать, так как она занята, но у нее нет другого выхода, кроме как отвлечься на минутку, уделить внимание ребенку и предложить ему принять участие в ее деле.
Если мама варит суп — ей лучше дать ребенку мыть рядом картошку, если убирает — дать тряпку, если читает — дать потрогать книжку. Маме это не сложно, а для ребенка очень важно. Еще ребенок может ныть от банальной скуки, и тогда общее дело маму тоже выручит.
Совместная деятельность поможет маме и ребенку легко пережить кризис одного года и лучше понять друг друга, сблизит их.
Еще раз напомню, что этот период сложен не только для родителей, которые заново учатся понимать ребенка, но и для самого ребенка, который не очень понимает, что с ним происходит. В это время ребенок нуждается в повышенном внимании и в постоянных проявлениях любви и заботы.
Если у ребенка бывают истерики — его нужно успокаивать. Можно взять его на руки, обнять, покачать, сказать что-то ласково-успокаивающе, а лучше просто обнять и помолчать, поскольку в таком состоянии ребенку сложно пытаться еще и слушать, что говорят родители.
Главное в такие моменты — сохранять спокойствие и душевное равновесие.
Чем спокойнее родители, тем легче им успокоить ребенка, так он очень чуток к их настроению и способен копировать его. Очень важно понять, что кризисы развития и даже детские истерики — это нормальные возрастные явления и со временем сами пройдут. А вообще нужно радоваться — ребенок растет!
Далее на очереди кризис трех лет — кризис межличностных отношений. Этот кризис может произойти в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Если родители до этого времени не знали, что такое детские истерики, скорее всего у них появится возможность это узнать.
Дети вообще крайне эмоциональные существа, так как эмоции — центральная психическая функция ребенка до пятилетнего возраста.
Именно эмоции оказывают главенствующее влияние на мышление и поведение детей, несмотря на то что у каждого ребенка свой темперамент и они внешне кажутся очень разными.
До двух лет (иногда дольше) дети даже не умеют самостоятельно управлять эмоциями — для этого им нужна помощь родителей (обнять, успокоить)100. Способность управлять своими действиями и сознательно регулировать свое поведение (воля) у ребенка формируется в период 2,5—3,5 года, а полностью — до шести лет.
Во время кризиса трех лет с ребенком происходят глобальные изменения, а чем сильнее изменения — тем ярче кризис. В это время ребенок начинает осознавать свое Я и понимать, что он отдельный человек, а не часть мамы. Это для него большое открытие.
Ребенок начинает проверять себя, пытаться понять, на что он способен и на что он лично может повлиять, пытается определить предел своих возможностей, нарушая все запреты и правила.
В это время поведение ребенка можно слегка корректировать, направлять, но нельзя пытаться его кардинально менять, чтобы не навредить развитию личности — у него в этот период и зарождается эта самая личность и формируется воля.
Нельзя в сомнительных воспитательных целях их ломать, если вы хотите воспитать сильного человека. У ребенка нет другой возможности в формировании себя, кроме отрицания, и он говорит «нет».
Периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет.
В это время ребенок любит подчеркивать свою самостоятельность, отказываться от помощи, все чаще говорит «я сам», а также начинает требовать, чтобы все было так, как он хочет.
Ему очень важно отстоять свою точку зрения, поэтому, если это никому не вредит и не мешает, нужно давать ему такую возможность — возможность быть правым и принимать маленькие с высоты родителей, но очень большие с точки зрения ребенка решения.
В тот период, когда ребенок на любой вопрос отвечает «нет», не стоит всегда задавать вопросы и спрашивать его мнения. Иногда нужно сделать то, что нужно, без вопрошания и препирания: одеть ребенка, убрать какую-то вещь, вымыть и т.п.
Есть действительно необходимые для выполнения дела, когда ждать согласия ребенка нет возможности. Пример: если бы я быстренько не умывала ребенка, он бы несколько месяцев ходил неумытым.
Было время, когда ему жутко не нравилось это делать, и, чтобы не растягивать во времени ожидание нежеланного для него действия, я не упрашивала его умываться, а просто быстро умывала.
Когда все делается быстро, ребенок не успевает понять, что происходит, и начать протестовать. Главное, чтобы мама или папа были уверены в правильности и необходимости того, что они делают в данный момент.
Это общее правила ребенку всегда важно чувствовать уверенность родителей в себе, в своих действиях, это для него даже важнее, чем выразить протест при кризисе трех лет.
Любую неуверенность родителей дети сразу чувствуют и тоже начинают чувствовать себя неуверенно, тревожно.
Детей нужно уважать, так же как и взрослых, но это не значит, что ребенок должен делать только то, что он хочет. Выстраивая с ребенком отношения, нужно всегда учитывать его возраст и зрелость.
Например, когда я говорю, что не всегда нужно объяснять, прежде чем сделать что-то, то в этом родительском поведении нет неуважения к ребенку, в нем есть уважение к его возрасту, возрастным возможностям и особенностям (понимание возрастных возможностей).
Действия родителей всегда должны быть действиями взрослых людей, но ожидать такого же поведения от детей не стоит.
В период возрастных кризисов (первого года, трех лет) дети часто становятся плаксивыми. Каждый кризисный период нужно просто переждать, эмоционально поддержать ребенка, но не давить на него и не запрещать ему выражать свои эмоции — он еще не умеет ими управлять.
После того как кризис трех лет пройдет, начнется новый, долгий и стабильный период развития.
Ребенок станет вести себя более разумно, сдержанно, у него появятся новые интересы и возможности, с ним всегда можно будет договориться о чем угодно, и отношения с родителями выйдут на новый уровень.
Многие мамы маленьких детей начинают волноваться, что ребенок в возрасте одного—двух лет не отпускает их от себя ни на шаг. Но повода для беспокойства нет — это нормальное поведение до тех пор, пока ребенок не осознает собственное Я (иногда до 3-3,5 лет).
Привязанность к главному взрослому формируется с шести до девяти месяцев. До полугода ребенок знакомится со всем кругом своих близких, и по достижении этого возраста он привязывается в разной степени ко всем людям, с которыми познакомился раньше и с которыми сохраняется контакт.
В это же время у ребенка появляется боязнь незнакомцев. Бояться незнакомцев (не хотеть с ними здороваться, общаться, прятаться за мамину юбку) — естественно для ребенка дошкольного возраста.
Так было задумано природой для того, что обезопасить ребенка от влияния чужих, часто недружелюбно настроенных людей. Не стоит с этим бороться — это нормальное явление.
На развитие ребенка влияет все, что окружает его в первые годы жизни: кто и каким образом за ним ухаживает, как и чем его кормят, как он воспринимает ситуацию в семье, каковы семейные правила и бытовые условия.
В первый год жизни ведущей деятельностью ребенка является эмоционально-непосредственное общение со взрослыми, в первую очередь с мамой. В этот период закладывается отношение ребенка к себе и к миру.
Будет ли ребенок любить себя, зависит от того, чувствовал ли он любовь родителей к себе в этом возрасте, хватало ли ему заботы мамы. От года до трех лет ведущей является предметно-манипулятивная деятельность. И только с четырех лет ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра.
У некоторых детей первая ролевая игра появляется в возрасте одного года, но это кратковременное явление. Поэтому родителям не следует волноваться по поводу того, что ребенок в 2—3 года не играет или плохо играет с другими детьми или игрушками. Это нормально.
Развитие ребенка и его личное понимание мироустройства отображаются в его творчестве, поэтому родителям не стоит вмешиваться в творческий процесс и учить ребенка рисовать (лепить, строить) так, как, по мнению взрослых, было бы правильно или красиво.
Когда ребенок 2—3 лет строит, лепит, рисует — он выражает себя и отображает свое понимание мира, пытается упорядочить свои знания о мире103. Внешнее вмешательство в этот процесс излишне.
В возрасте 2,5—3 лет рисование становится главной знаковой системой, через которую ребенок моделирует устройство мира. Между третьим и четвертым годами жизни рисование — это огромная интеллектуальная и духовная работа для ребенка, а не просто развлечение.
Стоит давать ребенку возможность творить свободно. Свобода в творчестве — это лучшее, что родители могут сделать в этот период для развития ребенка.
Источник: https://sweli.ru/deti/ot-1-do-3/razvitie-i-vospitanie-rebenka-ot-1-do-3-let/vozrastnye-krizisy-u-detey-krizisy-vozrastnogo-razvitiya-detey.html
Кризисы дошкольного возраста. Их проявления
Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте (1-3)
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.
Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.
Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может — он не в состоянии принять решение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками, тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Сознание «Я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком.
Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок.
Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается, или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка .
Когнитивное развитие ребенка в период дошкольного детства
Когнитивное, то есть умственное развитие — это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как память, восприятие, воображение, решение задач, логика и формирование понятий. Дошкольный возраст является периодом оптимальным для когнитивного развития.
Семья является основой для целостного и гармоничного развития детей, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка и его развитие.
Проведенное исследование показало отсутствие различий в развитии когнитивной сферы у дошкольников из полных и неполных семей. Это может быть объяснено тем, что на когнитивное развитие в большей степени оказывает влияние не полнота семьи, а стили общения и воспитания.
Также дополнительные занятия формируют у ребенка чувство ответственности и самостоятельности, если направление выбрано верно и ребенок делает первые успехи. Взрослые должны наблюдать за поведением и предпочтениями ребенка, чтобы определить его таланты и способности.
Необходимо записывать, фотографировать, снимать на видео успехи ребенка, но и не оставлять без внимания обычные занятия и привычки — это поможет сопоставить факты и сделать выводы о развитии его (ребенка) основных способностей.
Понятие когнитивная психология появилось в 60-х годах XX века как раздел психологии, изучающий познавательные процессы человеческой психики.
Познавательные психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Возраст от 3 до 5 лет относится согласно теории Ж. Пиаже к дооперационной стадии, на которой дети усваивают речь, могут одним словом объединить предметы по существенным и несущественным признакам, поэтому их рассуждения кажутся нелогичными.
Кризисы дошкольного возраста. Их проявления
Кризис — это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию. Л.С. Выгодский выделил следующие возрастные кризисы детей:
- -кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
- -кризис одного года — отделяет младенчество от раннего детства;
- -кризис трёх лет — переход к дошкольному возрасту;
- -кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.
- Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко выражает.
Кризис трех лет. Особенность этого кризиса — ещё более, по сравнению с предыдущими годами, возросшая самостоятельность. Теперь малыш не просто изучает мир, он хочет взаимодействовать с ним. И хочет взаимодействовать самостоятельно, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности.
Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». Л.С.
Выгодский описал следующие семь симптомов кризиса трех лет:
1. Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требования старших. 2. Упрямство. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается.
3. Строптивость. Протест ребенка направлен против образа жизни Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и т.д 4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.
5. Бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
6. Обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца. Может менять отношения к своим игрушкам, замахиваться на них, отказываться играть с ними.
7. Стремление к деспотическому подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы со слезами и криками
Кризис семи лет. Кризис семи лет основывается на переходе с одной ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде.
Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенок начинает безо всяких причин кривляться, манерничать, капризничать. В его поведение появляется что-то нелепое и искусственное. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой.
Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.
Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. В этот период происходят важные изменения в психики ребенка — утрата детской непосредственности (Л.С.Выгодский).
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s52362t5.html