Один из самых необходимых навыков, которые кроха должен приобрести в свои первые 2 года жизни – это научиться правильно, разговаривать и передавать мысли на словах. От этого зависит, сумеет ли он найти общий язык с окружающими.
Вы не знаете, как заставить или научить ребенка говорить без особых трудностей? Тогда вам следует прочитать данную статью.
Как научить ребенка разговаривать
Каждому родителю хочется, чтобы их чадо как можно скорее начало говорить. Но все дети разные, и сам процесс говорения у них начинается по-разному. Поэтому они задумываются о том, как научить ребенка говорить и помочь ему справиться со сложностями выговаривания звуков и слогов.
Стадии
Чтобы правильно подготовить малыша к взрослой жизни и научить его выражать словесно свои мысли необходимо многое узнать.
Процесс освоения речевых знаков проходит в несколько стадий:
- Первые звуки кроха начинает издавать в возрасте 2-3 месяцев, может даже различать голоса. Остальное для него – как приятная мелодия.
- В 7-9 месяцев малыш старается произнести короткие слова, состоящих из слогов – «па-па», «ма-ма», «дай-дай», подключаются эмоции.
- В годовалом возрасте у маленького говоруна появляется осмысленная речь, его словарный запас составляет несколько несложных слов.
- После года пополняется словарный запас до 50-70 слов.
- В 2 года малыш пользуется более развернутыми фразами, использует 120-300 слов.
- На третьем году жизни происходит увеличение словарного запаса (до 800 слов). Здесь необходимо помочь развить артикуляцию (в этот период он склонен сложные звуки заменять на простые «шарик- саик»).
Как научить ребенка разговаривать, какие существуют эффективные упражнения и методики для развития речи карапуза? Многие и другие вопросы очень интересуют родителей, поэтому к этой теме необходимо подойти серьезно и с ответственностью.
Вам может быть интересно: Что такое моббинг и как с ним бороться
Методики
Родителям важно знать, как научить ребенка разговаривать, используя эффективные методики для того, чтобы процесс обучения был интересным и не утомлял карапуза.
Для того, чтобы развивать логическое мышление и воображение, нужно использовать игры для всестороннего развития. Усвоение новых знаний происходит лучше всего во время игр, с применением фигур разной геометрической формы, головоломок, оригами.
Развить интеллектуальные способности поможет мелкая моторика рук с использованием гимнастики пальцев. Применяя эту систему развития, у чада формируется связь – мышление с действием.
Как научить ребенка говорить в 2 года
Разговорная речь активно развивается у детей, начиная с двухлетнего возраста. Родители часто задаются вопросом, как научить ребенка говорить?
Существует несколько методик, как научить ребенка разговаривать в 2 года:
- Говорить с чадом много и везде.
- Знакомить ребенка с окружающими звуками.
- Давать малышу играть с мелкими предметами: бобами, фасолью, бусинами, песком.
- Чтение сказок, рассказов, стихов, совместное пение песен.
- Побуждать ребенка назвать предмет, который он просит и мычит, но не называет.
- Поощрять общение крохи с другими детьми.
Мелкие детали очень важны, даже если вам кажется это не так. Книги, яркие картинки и громкие звуки, а также многое другое формируют художественные вкусы. Если малыш научится выражать эмоции в творчестве, то словесно для него не будет проблемой.
Логопедические упражнения для развития речи
Как научить ребенка говорить в 2 года – этот вопрос тщательно изучается медиками. Если малышу почти 3 года, а он все еще молчит, или, наоборот, говорит много, но ничего не понятно, необходимо помочь ему справиться со сложностями звукопроизношения.
Логопедические упражнения помогут понять, как быстро научить ребенка разговаривать.
В возрасте 2-4 лет детям сложно удерживать внимание на учебной деятельности, поэтому обучение нужно проводить в игровой форме. Особое внимание отводится подготовительным упражнениям и артикуляционной гимнастике.
Подготовительные упражнения
Мамы молчунов ищут дельные советы, как научить ребенка разговаривать.
Перед тем, как приступить к постановке определенного звука, необходимо подготовить и нормализовать:
- Мышечный тонус.
- Моторику артикуляционного аппарата.
- Речевой выдох, выработку плавного и длительного выдоха.
- Мелкую моторику рук.
Даже такие детали детского организма сильно влияют на произношение и на высказывание первых слогов и слов. Если вы сами не можете помочь малышу, обратитесь за помощью к логопеду.
Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики заключается в выработке полноценных движений, определенных положений, а также развитии мышц органов артикуляционного аппарата.
Чтобы поставить правильное произношение звуков, нужно придерживаться правил проведения упражнений:
- Ежедневные занятия.
- Лучше выполнять перед зеркалом.
- Не выполнять больше 3-4 упражнений за один раз.
- Ребенок последовательно повторяет за взрослым.
Эти простые советы помогут заботливым папе и маме узнать, как научить ребенка говорить в домашних условиях.
Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения
Многих родителей интересует вопрос, как научить ребенка говорить букву «р». Для успешного развития и усвоения техники постановки, необходимо следовать следующим правилам:
- Постепенность.
- Заинтересованность ребенка.
- Регулярность занятий.
Выполняя их, вы добьетесь кардинальных изменений, и ваш малыш начнет делать первые шаги в произношении. Но этого не достаточно, так как данная буква очень непроста и выговорить ее, не так-то и просто.
Эффективные логопедические упражнения на звук «р» , которые принесут желаемый результат:
- Вначале звук «р» нужно выговаривать отдельно (порычать).
- Тренировка правильной постановки звука «р» слогах и простых словах.
- Автоматизация произношения с помощью скороговорок, стихов и в бытовой речи.
Чтобы такая простая методика помогла, ее следует выполнять ежедневно, но если малыш отказывается, то заставлять не нужно.
Как научить ребенка говорить букву Ш
Как научить ребенка говорить букву «Ш» без помощи специалистов, мы сейчас обсудим. Перед тем, как приступить к постановке буквы «Ш», нужно сделать артикуляционную гимнастику. Применяется разминка для губ (трубочка, улыбка) и языка («язычок-чашечка», цоканье).
Логопеды советуют сначала выработать произношение отдельного звука. Следует попросить малыша произносить «тс-с-с», спрятав язык за зубами.
Когда изолированный звук «Ш» закреплен, можно подбирать несложные слова з буквой «Ш», скороговорки, потешки, стишки.
Как научить ребенка говорить букву Л
О том, как научить ребенка говорить букву «Л», нужно знать заранее, чтобы предотвратить переход неправильной речи в привычку. Ведь исправлять всегда труднее, чем учить.
Для того чтобы поставить правильную артикуляцию звука «Л», нужно:
- Показать сжатые зубки, растягивая губы в улыбку (так будет легче произнести твердый звук).
- Кончик языка может давить на верхние зубки или на альвеолы.
- Следить за тем, чтобы язычок не был прилегал к боковым зубам, тем самым он дает проход воздуху.
Чтобы поставить правильное произношение этого звука, необходимо многократно тренировать его в слогах: ЛО-ЛЫ-ЛА-ЛУ ИЛИ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ.
Игры и Скороговорки для развития речи
Развитие речи детей в игре дает родителям дополнительную эмоциональную связь, формирует доверительные и дружеские отношения. А самая веселая игра – совместное разучивание скороговорок.
Игра для язычка поможет малышу усвоить произношения сложных для него звучаний. Маме нужно вместе с ним произносить выделенные звуки.
- Коровка пасется на лугу – «Му-му-му»
- Жучок жужжит – «Ж-ж-ж»
- Ветер дует – «Ф-ф-ф»
- Кузнечик стрекочет – «Т-р-р-р», «Т-ц-с-с».
- Игра «Добавь слово» состоит в том, чтобы к словосочетанию каждый раз добавлять одно слово, при этом повторять получившуюся фразу полностью.
- Скороговорки развивают речь малыша с помощью повторения и перестановки, определенных одних и тех же звуков и слогов будут отличным дополнением к детским занятиям.
- На дворе трава, на траве дрова.
- Испугались медвежонка
- Еж с ежихой и ежонком.
- У четырех черепашек четыре черепашонка.
- Два щенка, щека к щеке,
- Щиплют щетку в уголке.
- Целый день лежит тюлень,
- И лежать ему не лень.
Когда начинать учить ребенка разговаривать (Возраст)
Родителям важно помнить, что силой ничего не добиться, если ваш кроха не хочет что-то выговаривать, заставлять не надо. Всему свое время, но присматривать все же лишним не будет.
Процесс развития речи можно разбить на 4 этапа:
- От рождения до 6 месяцев (важно говорить с малышом, который лепечет в ответ).
- От полугода до 1 года (воспроизведение малышом коротких сказок).
- От 1 года до 1,5 года (называть все окружающие предметы).
- От 1,5 года до 3 лет (постановка правильного произношения).
Наибольшее внимание следует уделить на последнем этапе. Если пустить развитие на самотек, проблем с речью в будущем не избежать. Необходимо следовать всем вышеуказанным методикам, и вашему чаду будет проще освоить и развить свой речевой аппарат и способность им управлять.
Маленькие дети не всегда понимают, что от них хотят родители, и иногда следует подождать, пока он сам созреет и заговорит легко и без запинки. Поверьте, такой день настанет, и тогда вы будете убегать от надоедливых вопросов и рассказов.
И еще — не будь жадиной и поделись в социальных сетях! Это лучшая благодарность для нас…
Источник: https://33devici.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-uprazhneniya-i-metodiki.html
Развитие речи у детей 2-3 лет: нормы, особенности развития, как научить ребенка разговаривать в 2 года
Практически все родители задумываются над тем, как научить ребенка говорить в 2 года.
В этом возрасте детей начинают очень активно готовить к посещению детского садика, а некоторые малыши уже не первый день являются его постоянными посетителями.
Это одна из наиболее весомых причин, почему мамы и папы столь обеспокоены развитием речевой деятельности у ребенка, ведь очень важно, чтобы маленький человечек смог объяснить, чего он хочет, в чем нуждается, что его беспокоит.
Многие родители беспокоятся о развитии речи ребенка 2-3 лет. В этом возрасте ребенок готовится ко взрослой жизни – выходу в детский сад. Важно понять развивается ли ребенок нормально или есть причины для беспокойства.
Среднестатистические нормы
В норме речь ребенка в 2 года не очень богатая и разнообразная.
Словарный запас ребенка 2 лет составляет 200-300 слов. К этому возрасту малыш должен понимать обращенную к нему речь взрослых и уметь составлять простые предложения из 2-3 слов.
Вполне нормальным явлением является то, что дети в 2 года еще не всегда используют полноценные предложения. Они могут выговаривать некоторые слова в неправильных склонениях, иногда путать род.
То есть, ничего страшного, если мальчик скажет: “я поела” – дело в том, что ребенок в первую очередь наследует речь взрослых, и, если он чаще всего контактирует с матерью, он может говорить о себе в женском роде. Со временем малыш осознает разницу, и будет употреблять неправильные словоформы реже.
Бывает и так, что в первые годы ребенок говорит очень мало, только называет предметы, которые его интересуют. Если что-либо вызывает беспокойство, проконсультируйтесь с психологом.
Может оказаться, что интеллектуальное развитие малыша в норме, но у него нет потребности говорить много, ведь и без этого он получает все необходимое и может на вполне удовлетворительном для него уровне контактировать с окружающими.
Правила развития речи
Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:
- Общаться с ребенком начинайте с самого рождения. Желательно говорить со своим чадом еще в период внутриутробного развития.
- Не забывайте поддерживать зрительный контакт. Это важно для нормального психологического, эмоционального, интеллектуального развития, и, соответственно, нормального развития речи.
- Частые повторения только на пользу. Чтобы ребенок точно осознал, как называется тот или иной предмет, в раннем возрасте повторять нужно не десятки раз, а сотни или тысячи. Рассматривая вместе картинки, книжки повторяйте малышу то, что изображено на них. Гуляя на прогулке проговаривайте все, что видите, медленно, четко и понятно произнося слова.
- Ярко артикулируйте. Пусть ребенок видит, как движутся ваши губы и язык, как изменяется мимика во время разговора. Так он поймет, что нужно сделать, чтобы получились нужные звуки.
- Обязательно поощряйте любые попытки малыша говорить с самого раннего детства. Сначала он будет говорить неправильно, но ваша похвала и позитивное подкрепление поможет ему лучше развиваться.
- Не забывайте о том, что учить ребенка разговаривать необходимо чем раньше, тем лучше, обязательно прикладывать к этому усилия регулярно. Выделите 10-15 минут ежедневно для занятий по развитию речи. Это время посвятите артикуляционной гимнастике, развивающим играм или упражнениям. Лучше, если это буту утренние часы, когда малышу легко будет удерживать свое внимание на занятии.
- Уделите внимание чтению сказок. Старайтесь каждый вечер читать сказки малышу. Чтение сказок пополнит словарный запас малыша и будет способствовать формированию активной речи. Во время чтения сказок не забывайте об интонациях и акцентах – эмоциональная окраска речи усилит интерес ребенка. Повторное чтение одних и тех же сказок имеет много преимуществ – они позволяют ребенку улавливать разные нюансы, развивать понимание сложных предложений.
Чтение книг способствует развитию речи ребенка 2-3 лет
Что влияет на развитие речи у двухлетки
На то, как будет развиваться речь у детей в 2-3-летнем возрасте, в первую очередь влияют индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Темперамент, характер, потребности малыша – это факторы, которые в первую очередь влияют на то, когда малыш начнет разговаривать и насколько богатой будет его речь.
Здоровый, полноценно развитый ребенок-молчун даже с очень высоким интеллектом может и в три года лишь изредка выдавливать из себя слово-другое, в то время, как разговорчивый открытый ребенок с года начинает щебетать, когда еще не может четко выговорить ни одного длинного слова.
Кроме индивидуального фактора особое значение имеет среда, в которой малыш растет. Совсем не совпадением является то, что ребенок, с которым часто разговаривают, начинает общаться раньше, проявляет больше интереса к контактам со сверстниками.
Естественно, затруднения в развитии речи могут быть связаны с неврологическими проблемами, повреждением мозга, психологическими травмами, дефектами речевого аппарата.
Факторы правильного обучения речи
Если ребенок в 2 года не говорит важно пройти обследования: проверить слух, получить консультацию отоларинголога и детского невролога.
Задумываясь о том, как научить вашего ребенка разговаривать в 2 года, нужно обязательно определить, есть ли какие-либо проблемы, и в чем для вашего ребенка заключаются основные трудности.
Большие проблемы с речью могут быть в том случае, если имеет место невралгическая патология, проблемы со слухом, неправильный прикус. В этом возрасте ребенок может не выговаривать некоторые звуки, но беспокоиться не стоит. Артикуляционный аппарат пока еще не полностью сформирован и не достаточно натренирован.
Речь вашего ребенка в 2 года будет в норме, если его развитием будете заниматься в первую очередь вы сами.
Обращение к логопеду – чужому для ребенка человеку, в некоторых случаях может дать обратный эффект – замедлить процесс.
Тем более, что в таком возрасте еще рано определять, есть ли у ребенка речевые проблемы. К примеру, склонность к речевым нарушениям более точно проявляет себя только с 4 лет.
Упражнения и игры для речевого развития
Регулярные занятия: артикуляционная гимнастика, игры и упражнения помогут научить ребенка говорить.
Лучше всего развитие речи, интеллекта для детей 2-3 лет проходит в том случае, если обучающие занятия проходят в игровой форме. На пользу также пойдут стишки, песни, игры, развивающие общую и мелкую моторику.
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Малыш сжимает и разжимает пальцы обеих рук в кулаки.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
- Эта долька – для бобра
- По очереди загибаем пальцы, начиная с большого.
- А для волка – кожура.
Сжимаем пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас – беда; - Разбегайтесь – Кто куда!
- Резко разжимаем пальцы, сжатые в кулаки.
- Развитие мелкой моторики малыша:
- Создайте «сухие бассейны» для малыша из разных круп: риса, гречки, гороха, пшена. Для этого насыпьте крупы в пластиковые контейнеры.
- Зашейте крупы в тканевые мешочки, используйте их для игры с малышом.
- Используйте колючие резиновые мячики, щетки для волос для стимуляции ладошек малыша.
На развитие речи у ребенка в 2 года положительно влияет такая игра, как подражание голосам животных. Это занятие хорошо стимулирует тренировку артикуляции, к тому же является отличным развлечением, интересным и веселым для самого малыша.
Молока налили мало!
Замяукал котик: «Мяу!»
«Гав-гав-гав!» — собака лает
И чужих в дом не пускает.
«Где теленок? Не пойму? —
Замычит корова: «Му-у-у».
Цыпленок запищал: «Пи-пи!
Где же братики мои?»
Утка крякает: «Кря-кря!
Много деток у меня».
На заборе, наверху,
Петух поет: «Ку-ка-ре-ку!»
Квохчет курица: «Ко-ко!
Кормить цыпляток нелегко!»
Козочка кричит: «Ме-ме!
Дайте свежей травки мне».
Ржет «И-го-го!
Ехать очень далеко».
Дятел сел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук! Тук-тук!»
квакает: «Ква-ква!
Здесь очень вкусная трава».
Сидит кукушка на суку.
Она кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»
Общие правила обучения детей
Благоприятная атмосфера в семье, эмоциональный контакт с родителями – важный фактор речевого развития детей 2-3 лет.
На то, какой будет речь конкретного ребенка в 2,5 года, влияет и ваше отношение. Все должно проходить в спокойной и гармоничной атмосфере, которая в первую очередь наполнена любовью. Уже в первые дни жизни, во время практики первого эмоционального общение матери с ребенком закладывается фундамент для дальнейшего развития малыша.
Задумываясь над тем, как учить ребенка правильно, в первую очередь ориентируйтесь не на общие нормы, а на него, как личность. Скорее всего общение ребёнка с другими будет таким же, как ваше общение с ним. Иногда вас будут удивлять “взрослые” привычки ребенка, но стоит понимать, что именно вы, осознанно или неосознанно, поспособствовали их формированию.
Подбирать и применять упражнения для развития речи у детей нужно не только тогда, когда уже обнаружились проблемы – этим нужно заняться заранее. Тем более, занятия в игровой форме сделают досуг малыша более наполненным, захватывающим. Профессионалы разрабатывают специальные речевые игры с учетом интересов и возможностей ребенка, что всегда ведет к лучшим результатам.
Позднее развитие речи детей не должно вас беспокоить, если такое явление свойственно для их типа характера.
Не нужно ориентироваться на то, когда заговорил сын соседки или дочка коллеги, ведь ваш маленький человечек отличается от каждого живого существа.
Возможно, для вашего ребенка будет нормальным произнести первое слово только после года, а начинать общаться полноценными предложениями с трех лет.
Как учить ребенка говорить
Чтобы научить ребенка говорить в 2 года, старайтесь уделять малышу больше внимания: общайтесь с ним, играйте, делайте простые упражнения.
Чтобы стать настоящим профи и помочь своему чаду, вам не обязательно иметь многолетний опыт общения с малышами. Просто используйте игры на развитие речи у ребенка 2 лет. Регулярно общайтесь с малышом и будьте очень внимательны к нему. Стоит уделить внимание и тому, что советуют хорошие педиатры, к примеру, Комаровский.
Доктор Комаровский считает, что нельзя сравнивать детей и мерят всех к одинаковым нормам. Достаточно обеспечить малышу нормальную среду для развития: ограничить пользование гаджетами и наладить общение между детьми и их родителями.
Если мы учим малыша, но при этом не знаем правил о том, как развивать речь ребенка, не стоит беспокоиться. Даже если вы уделите внимание советам экспертов позже, вы сможете улучшить развитие деток, в каком бы то ни было возрасте. Но чем раньше вы начнете заниматься ребенком, тем лучшими будут результаты.
Веселыми помощниками для вас и малыша станут игрушки для развития речи:
- игрушки с прорезями типа копилок;
- мозаики
- игрушки со стержнями, на которые нужно надевать предметы
- пирамидки
- шнуровки
Если вы хотите применять для деток какие-либо препараты, обязательно консультируйтесь с врачом. Даже витамины и минералы запрещено принимать бесконтрольно.
Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет могут проводить профессиональные логопеды, но только в случае, если у малышей соответствующий эмоциональный настрой. Только положительное настроение способствует хорошему усвоению знаний и положительному результату обучения.
Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-rechi-u-detej-2-3-let
Развитие речи у ребенка в 2 года
К двум годам своей жизни малыши уже начинают понимать большую часть того, что им говорят взрослые. Они знают как что называется, знают значения прилагательных, знают как обозначаются различные действия.
Вместе с этим возрастает любознательность ребенка, а родители все время стремятся защитить своего малыша. Поэтому часто можно услышать предостерегающие возгласы родных: «Не лезь!», «Не трогай!» и т.д.
Вместо этого лучше убрать все опасные предметы и дать ребенку свободу в изучении пространства, которая положительно влияет на развитие речи.
К двум годам происходит более активное развитие речи. Дети начинают активно говорить и способны одним словом обозначать группу предметов. Поэтому родители должны активизировать развитие речи крохи, обозначая все свои действия словами. Иногда дети могут называть предметы «своими» словами. Например, если малыш видит какой-либо предмет и не может выговорить или вспомнить его название, то он говорит так, как ему удобно: медведь – эйбедь, килька – кликли и пр. Но как бы смешно не звучали такие словечки, не повторяйте их за малышом и не употребляйте в своей речи сюсюканье.
Занятия с малышом
Чтобы речь крохи развивалась, нужно проводить с ним занятия. Для этого можно воспользоваться специальными обучающими пособиями, которые направлены на развитие речи у малышей второго года жизни. Но большинство занятий можно провести без специальной подготовки в игровой форме.
- Положите перед малышом несколько игрушек. Пусть он возьмет одну и назовет ее.
- Дома, на прогулке или во время домашних дел постоянно проводите такие занятия – просите кроху о помощи, подать что-то, убрать, поднять, выбросить, показать и т.д.
- Играйте с ребенком на одном уровне. Лежите с ним на ковре или на кровати. Таким образом вы наладите контакт со своим чадом и сможете более тесно общаться.
- Показывайте крохе игрушку, которую он любит в два года больше всего. Пусть малыш покажет, как может танцевать его «любимчик», как он спит или ходит. При этом не забывайте просить малыша все время звать питомца по имени и озвучивать его действия.
- В два года малыши уже могут различать интонацию. То есть они понимают, что медведь рычит грубо, а мышка пищит тоненько. Поэтому занятия с ребенком можно разнообразить рассказами о животных. Теперь крохе можно рассказывать не только о том, как «говорит» то или иное животное, но и о его среде обитания, о том, чем питается и как живет.
- Сыграйте с ребенком в «горячо-холодно». Эта игра также направлена на развитие речи. Дети в два года уже могут понимать значения многих слов, поэтому поиски предметов по комнате в таком стиле помогут не только весело провести время, но и научат малыша понимать и повторять определения.
Развитие речи: учимся всегда и везде
Для развития ребенка можно и даже нужно использовать любую возможность. На прогулке имеется множество интересных для изучения предметов. Ребенка в два года интересует многое, особенно движущиеся предметы. Поэтому малышу нужно все объяснять, что крутятся колеса у машины, что она едет, а у нее шумит мотор. Или, например, качаются ветки на дереве – это их ветер раскачивает, и так далее.
Дома, даже во время бытовых занятий, продолжайте обучение. Вот стол – за ним едят, вот раковина – тут умываются, вот кровать – в ней спят, вот ведро – в нем моют пол и пр. Кроме этого, стоит делать домашние дела так, будто вы учите ребенка этому.
Например, протираете пыль и говорить, как это делается. Некоторым малышам в два года будет интересно не только наблюдать, но и помогать. Дайте ребенку тряпочку, и пусть он сам прокомментирует свои действия. А во время приема пищи предлагайте ребенку рассказывать, что он ест.
Такие занятия позволят расширить словарный запас и научат трудолюбию.
Новые слова можно изучать и во время одевания и раздевания. Этот процесс вообще является широким полем для деятельности.
Теперь малышу можно рассказывать не только о том, что нарисовано или вышито на кофточке, или о том, что нужно застигнуть пуговки или завязать шнурки.
Сейчас ребенка можно провоцировать на действия, подавая ему штаны, вывернутые на изнанку, и спрашивать, что с ними не так и как это исправить. Пусть малыш не сразу поймет, дайте ему время подумать и обязательно просите его озвучивать свои действия.
Развитие речи: полезные занятия
Сегодня в продаже существует множество обучающих пособий. В их число входят и карточки на нашем сайте, которые отлично подходят для обучения ребенка второго года жизни. Занятия должны проходить в игровой форме. Сначала покажите ребенку карточку и озвучьте, что на ней изображено. Теперь пусть кроха повторит, что вы сказали. Далее предлагайте ему отыскать ту картинку, о которой вы говорите – кошку, девочку, мячик и т.д. С помощью такого рода занятия можно не только ввести в словарный запас малыша множество новых слов, но и обучить его различать цвета, формы и состояние предметов.
С самого раннего детства родители читают своим малышам разные книжки и даже не подразумевают, что в этот момент и начинается развитие речи у крохи. Поэтому вам важно продолжать занятия и действовать в том же направлении. Читайте выразительно, не торопясь. Пусть кроха сам выбирает книжки для прочтения.
Некоторые дети в 2 года предпочитают вместо сказок слушать забавные потешки и скороговорки. В этом случае вам следует быть крайне внимательным, ведь скороговорки порой произносить и понимать сложно даже взрослым.
Поэтому постарайтесь вникнуть в читаемый текст и с достоинством выговорить и объяснить малышу суть скороговорки.
В качестве развивающего занятия необходимо взять на вооружение гимнастику для языка и губ. Это не только очень полезно для развития речи, но и очень увлекательно для ребенка.
- Пусть ребенок покажет, как гудит паровоз – ускоряется, тормозит.
- Теперь пусть покажет, как квакает лягушка и воет волк.
- Намажьте губы малыша вареньем или медом, пусть он их облизывает (вкусно и полезно).
- Дайте крохе облизывать ложки.
- Пусть высовывает язык и строит рожицы перед зеркалом.
- Теперь нужно показать, как скачет лошадка – цок-цок.
- Давайте ребенку различные дудочки, крутящиеся от ветра вертушки и мыльные пузыри. Складывание губ для того, чтобы дунуть, является прекрасным гимнастическим упражнением.
- Научите ребенка шипеть, как змея, рычать, как тигр, гудеть, как машинка.
Все эти упражнения помогают не только развить речь, но и исправить некоторые ее дефекты даже у малышей, которые начали уже посещать школу.
Это должен знать каждый
Большинство родителей, глядя на своего ребенка, начинают искать в нем «недостатки» развития. Все это делается из-за того, что у одной подруги малыш заговорил раньше и лучше, а у другой в два года уже разговаривает как взрослый со всеми речевыми оборотами.
После найденных «недостатков» ребенка начинают подгонять под уровень Пети, Наташи или Кати. Но такие ускоренные меры приводят к обратному результату, малыш перестает нормально воспринимать информацию и у него в 2 года появляются первые комплексы.
Вместо этого стоит терпеливо отнестись к процессу обучения своего крохи, поддерживать его во всем и действовать только с лаской и заботой.
(1 голос, оценка: 3.00 из 5)
Источник: https://razvitierebenka.info/ot-2-do-3/razvitie-rechi-u-rebenka-v-2-goda.html
Что должен уметь ребёнок в 2,5 года
Физическое развитие ребёнка
Опорно-двигательный аппарат малыша становится всё крепче, происходит дальнейшее нарастание мышечной массы. В первую очередь развиваются мышцы ножек, а также плечи и предплечья. Мышцы кистей рук только начинают свой интенсивный рост, поэтому не всегда мелкая работа карапузу по силам.
На что ещё способен 2,5 летний ребёнок? Итак, ваш малыш:
- Уверенно перешагивает через небольшие препятствия и умело их обходит.
- Довольно быстро бегает.
- Может удерживать равновесие, поднимаясь на носочки, умеет ходить на цыпочках.
- Приседает, подпрыгивает, причём умеет прыгать не просто вверх, но и с продвижением вперёд.
- Поднимается и спускается по лестнице без помощи взрослых.
- Несколько секунд может постоять на одной ноге.
- Умеет играть с мячом: бросает его двумя руками от груди, снизу, из-за головы. Ловит мяч двумя руками, отбивает ногой или рукой.
Малыш становится активным, ему начинают нравиться соревнования («А ну, кто первый добежит до дерева?»), скорость («Тебя теперь и не догнать»!), ловкость («Забрось мячик в коробку!») В этом возрасте малышу вполне по силам освоить трёхколёсный велосипед.
Познавательное развитие малыша
В 2,5 года ребёнок начинает всерьёз увлекаться играми. Он любит подражать родителям и другим взрослым, например врачу. Вместе с тем, в его играх уже чувствуется различие по гендерному принципу: мальчик подражает папе, а девочка маме.
Кроме того, в 2,5 года карапуз уже умеет:
- Ориентироваться в четырёх цветах и как минимум два из них называть. Может подобрать предметы разные по форме, но одинаковые по цвету, например, красный помидор и красный кубик.
- Различает 4–5 геометрических форм. Играя с сортёром, уверенно прикладывает пирамидку к треугольному отверстию, кубик — к квадратному, шар — к круглому.
- После показа взрослого собирает пирамидку, надевая колечки по убывающей, вкладывает друг в друга матрёшек, тарелочки, формочки и т. д.
- Самостоятельно строит башни из кубиков, при помощи взрослых складывает гараж для машин, мост или пирамиду.
- Осваивает игру с другим ребёнком, пытается ему подражать.
- В игре использует предметы-заместители, например, возит по полу кубик, как машинку.
- Играет с крупным конструктором.
- Держит карандаш, рисует линии: прямую, закруглённую, дорисовывает за взрослым (например, лучи у солнышка, ветки у дерева).
- Лепит из пластилина, может объяснить, что он вылепил.
Бытовые навыки ребёнка в 2,5 года
В быту карапуз становится более самостоятельным, приобретая новые навыки:
- Умеет сам пить из чашки и кушать ложкой.
- Может надеть простые вещи и обувь с несложными застёжками.
- Расстёгивает и застёгивает несколько пуговиц.
- Умывается, моет руки, вытирается полотенцем, причёсывается. Пытается чистить сам зубы, но лучше пока эту процедуру делать вместе со взрослыми.
- Просится на горшок, причём самостоятельно снимает и надевает штанишки.
Развитие речи малыша
В речевом развитии ребёнка наметились заметные сдвиги, поскольку он:
- Говорит о себе «Я», всё чаще вы слышите: «Я сам!»
- Может называть себя именем любимого персонажа сказки или мультика.
- Полностью или упрощённо называет своё имя. Знает и называет имена близких людей.
- Разговаривает с другими детьми во время игр.
- Понимает рассказы взрослых, может даже принять участие в общей беседе.
- В речи употребляет практически все части речи, разговаривает, используя предложения, состоящие из 3–4 слов.
- Умеет описать простую картинку, ответить на наводящие вопросы.
- Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды, продуктов.
- Внимательно слушает сказку и повторяет за взрослым знакомые слова.
Эмоциональное развитие ребёнка в 2,5 года
Это возраст, когда у карапуза начинают активно проявляться разнообразные эмоции: он радуется или злится, восторгается или обижается, жалеет, тоскует, боится и даже умеет испытывать гордость, если его хвалят за какие-то достижения.
В 2,5 года уже формируются некоторые черты характера, что сказывается на его поведении. Малыш в этом возрасте:
- Начинает чувствовать красоту: цветок, картинка, красивый ребёнок вызывают у крохи восхищение.
- Проявляет интерес к животным, жалеет их.
- Способен понять печаль или огорчение другого человека, в доступных его пониманию ситуациях сопереживает близким.
- Уже чувствует, кто в семье имеет сильный, а кто слабый характер. Первым подчиняется, вторых не слушается.
- Испытывает заметное удовольствие, слушая знакомую мелодию или песню. Пытается воспроизводить под музыку знакомые движения.
- Радуется весёлым играм со взрослыми и детьми, испытывает восторг, когда танцует.
- Незнакомого человека встречает настороженно, но, видя его дружелюбность, легко вступает в контакт.
- Сохраняет чувство привязанности к самым близким людям. Огорчается, когда мама или папа уходят, но уже не плачет и быстро успокаивается.
- Способен вспомнить свои прошлые эмоции, например, отдых в парке — весело, посещение врача — страшно, болезнь — больно и плохо.
Игры и занятия
Малышу нравятся сюжетно-ролевые игры. Теперь в них персонажи уже выполняют по нескольку действий. Например, кукла просыпается, одевается, кушает, идёт гулять.
Или — машина выезжает из гаража, нагружает грузы, развозит их, возвращается в гараж. Не всегда ещё малыш может сам придумать сюжет для своей игры.
В этом случае взрослые должны прийти на помощь, предложив крохе сыграть в больницу, прогулку в парке, поход в гости и т. п.
В какие ещё развивающие игры можно поиграть с малышом в 2,5 года? Мы предлагаем вам несколько занятий, для вырабатывания различных навыков.
Игры с мячом
Малышу очень нравится играть с мячом, в особенности если его хвалят за каждое удачное движение. Игры с мячиком способствуют развитию ловкости, быстроты реакции, координации движений, глазомера.
Предложите малышу выполнить следующие упражнения:
- Подбросить мячик вертикально вверх и поймать его двумя руками.
- Со всей силы ударить мячом об землю, чтобы он подскочил как можно выше.
- Прокатить мяч между двумя камнями или кубиками. Сначала толкать его двумя руками, потом только правой, затем левой, а после — ногой.
Что пропало?
Игра на память. Разложите на столе не более пяти предметов. Пусть малыш их рассмотрит, поиграет с ними. Незаметно для крохи спрячьте что-нибудь. Спросите: «Что пропало со стола?» Пусть малыш попытается вспомнить.
Сложи правильно
Нарисуйте по две одинаковых картинки с самыми простыми предметами. Одну из картинок в каждой паре разрежьте на две–три части. Малыш должен смотреть на образец и сложить картинку правильно. Если у него хорошо получается, попробуйте играть без образца. Эта игра способствует логическому мышлению крохи.
Игры на развитие мелкой моторики
Очень важный навык, который необходимо вырабатывать у малыша. Предложите ему следующие занятия:
- рисование пальчиками по крупе;
- забивание гвоздиков с большими шляпками в пенопласт;
- лепка из пластилина шариков и колбасок;
- раскрашивание простых картинок.
Чему ещё нужно учить кроху в 2,5 года?
Чтобы развитие малыша соответствовало его возрасту, родителям важно каждую свободную минуту посвящать его воспитанию. Сделайте основной упор на следующих навыках:
- Аккуратность: убрать за собой игрушки, повесить одежду.
- Выполнение сложных заданий: малыш должен запомнить и последовательно выполнить два и более действий.
- Самостоятельность: малыш должен уметь играть один не менее получаса.
- Уметь делать выбор из двух или более вариантов: пить сок или компот, надевать синюю шапку или красную и т. п.
Мы желаем вам, уважаемые родители, чтобы ваш карапуз рос здоровым и весёлым и каждый день не уставал радовать вас новыми успехами и достижениями.
Всего вам наилучшего! До свидания!
Понравился материал?
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:
Источник: http://nii-evrika.ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-25-goda/
Речь ребенка в 2 года
В первый год жизни речь ребенка обычно включает около10 слов. Однако, это не полные слова, а лишь звукоподражание. Ав-ав (пес), му-у (корова), та-та(изображение чтения), ба (удар или падение) словами даже и не кажутся.
По звукобуквенному составу они мало чем отличаются от бессмысленного лепета, который был слышен все второе полугодие. Одно принципиальное отличие все таки есть. Теперь эти слова появляются не спонтанно, а вполне осмысленно. Они соотносятся с ситуацией.
«Ба», — говорит ребенок, упав на попку, «ба», — сквозь слезы, больно ударившись головой, «ба»,- бросая мяч об пол. Малыш, можно сказать, проводит классификацию событий и явлений, и крупные группы называет одним словом.
Например, ам-ам – не только пищевые продукты, но и посуда, сам процесс употребления пищи и его приготовления, ааа!- все что опасно и может причинить боль: горячее, острое.
Упражнения для развития речи ребенка:
Речь ребенка пока еще скудна, но его активный словарный запас включает в себя слова, которые для него очень важны.
Как правило, это обозначение родственников (папа, мама, баба, слово деда труднее для произношения и появляется чуть позже), обозначение важнейших желаний (ням –ням, а-а), сигнал об опасности (а!) и названия наиболее интересных ребенку игрушек и животных.
Если в дома живет кошка, малыш быстро научится обозначать ее каким-то словом. Мальчики учатся говорить про машину каким то сочетанием звуков гораздо раньше, чем девочки. Так выглядит речь ребенка примерно в год.
На втором году жизни ребенка, происходит революционное изменение в жизни малыша. Он обретает свободу передвижения, и количество впечатлений возрастает в несколько раз. Развитие речи у детей тоже ускоряется. Теперь этот процесс у здорового ребенка зависит от двух процессов.
- Во-первых, это увеличение пассивного словарного запаса.
- Во- вторых, развитие мелкой моторики рук.
- Пассивный словарный запас это те слова, которые малыш понимает, но пока не говорит.
Работа по увеличению пассивного словарного запаса.
• Совместное чтение книг и рассматривание картинок. В быту не употребляется столько слов, сколько можно произнести, разглядывая картинки. Детские книжки – хороший материал для таких занятий, но картинки в них достаточно однообразные. Манера рисовать, стиль не меняется от иллюстрации к иллюстрации.
Поэтому внимание малыша быстро притупляется. К тому же в детских книгах редко встречаются темы, актуальные для ребенка: семья, быт, предметы быта и прочее. Такие картинки стоит брать в журналах, рекламных брошюрах и каталогах. Там все предметы сфотографированы с максимальным качеством. Каждую картинку надо подробно обсудить.
Например, если сфотографирована чашка с блюдцем, то можно не только назвать эти предметы, но и употребить глаголы 6налить, стоит, пить, брать. А так же прилагательные, описывающие эти вещи.
• Во время повседневного общения, как можно больше употреблять потешек и песенок, подходящих к случаю.
Например: «Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем…»
«Ушки мыли? — Мыли!
Глазки мыли?- Мыли!
Носик мыли?- Мыли!
И теперь мы чистые, заиньки пушистые».
Когда звучит мелодия стиха, речь ребенка развивается быстрее.
• Можно стимулировать малыша к подражанию. В книгах можно найти много пальчиковых игр, которые делают стишки и потешки еще увлекательней. Известная присказка про Сороку-воровку первое, что приходит в голову, но на самом деле их много.
Мелкая моторика рук (ручная умелость) напрямую связана с развитием речи у ребенка. Центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь взаимосвязаны. Какие же упражнения можно предложить такому маленькому ребенку?
• Брать маленькие предметы. Не стоит пугаться. Под контролем старшего вполне можно собрать рассыпанный горох на блюдечко. У детишек в этом возрасте появляется просто непреодолимое желание брать в руки всякую мелочь.
• Просунуть в щель монетку или пуговицу. Тут секрет в том, что щель может стоять под удобным углом к крохе, а может так, что каждую пуговицу надо будет поворачивать.
Упражнение развивает не только умелость рук, но и сообразительность. Каждую упавшую пуговичку или монетку лучше сопровождать восхищенным «Бух!». Тогда малыш поймет, что трудится не зря.
• Нанизывать крупные бусины еще труднее! В этом деле нужна согласованная работа обеих рук. Начать можно с палочки от китайской еды.
На палочку нанизывать проще, чем на шнурок. А именно он является конечной целью. Заниматься бусинами можно практически на протяжении всего дошкольного возраста, так сейчас самое время начать .
• Пластилин – прекрасное средство для развития мелкой моторики и следовательно развития речи у детей.
Сейчас в магазинах огромный выбор этого материала. Есть даже масса для лепки специально для детей с года. Это окрашенное пищевым красителем соленое тесто очень противного вкуса. Пихать его в рот очень быстро пропадает желание. Лепить, пожалуй, пока не выйдет, а вот отщипывать кусочки уже получится.
Можно использовать и другие способы развития мелкой моторики. В магазинах продается много игрушек, в аннотациях к которым стоит развитие мелкой моторики, развитие речи у детей и вообще гениальность с первого применения. Можно использовать и их. Лучше всего, пожалуй, сортеры. Это такие кубы с разнофигурными прорезями.
Развивают не только мелкую моторику, но и сообразительность.
Но, как правило, купленные игрушки совершенно не оправдывают денег на них потраченных. Интерес к ним быстро угасает.
Ну, а что же делать, если время идет, а речь ребенка не обогащается новыми словами? Каковы нормы развития речи ребенка в 2 года?
• Активный словарный запас несколько сотен слов.
• Может пользоваться предложениями из нескольких слов.
• Понимает почти все, обращенные к нему, слова.
• Любит слушать книги.
• Узнает предметы на иллюстрациях и может назвать их.
• Склоняет существительные.
Это, конечно, идиллическая картина развития речи в 2 года и что можно предпринять, если она не достигнута?
Стоит проконсультироваться с неврологом и логопедом.
Невролог определит причину отставания в общем, поможет наладить кровообращение головного мозга. Сделать это необходимо сейчас.
Ведь, если говорить ваш малыш со временем научится, то проблемы кровоснабжения головного мозга никуда не уйдут. Возникнут проблемы позже, возможно, в школе.
Логопед осмотрит и выявит проблемы на местном уровне. Бывает спазм мышц речевого аппарата. Иногда в этом случае простой массаж решает проблему за несколько дней. Мышцы расслабляются, управлять языком и губами становится легче и речь ребенка в 2 года нормализуется.
Источник: http://vihra.ru/rech-rebenka-v-2-goda/