Развитие речи детей дошкольного возраста: как способствовать формированию личности

Шиханцова Наталья ПавловнаБожкова Маргарита Евгеньевна

Воспитатель, МБДОУ д/с №63, БелгородВоспитатель, МБДОУ д/с №63, Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шиханцова Н.П., Божкова М.Е. Развитие речи как условие формирования личности старших дошкольников // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 31.10.2019).

Заказ № 195858

Речевая компетентность дошкольников – актуальная проблема развития и образования детей в дошкольном образовательном учреждении.

Речь – это универсальное средство отражения действительности, передачи накопленного поколениями социального и культурного опыта, познания собственного «Я», межличностного общения.

«Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании» [5, с. 23].

Речевое развитие старших дошкольников, основанное на знании норм родного литературного языка, является важным условием развития личности детей и основой успешного обучения в школе.

Правильность, чистота, богатство и выразительность речи характеризуют человека как личность, помогают точнее передавать свои мысли, устанавливать взаимоотношения с окружающими, регулировать свое поведение в обществе. 

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяли внимание многие отечественные педагоги. Различные методики развития речи и обучения языку были предложены К.Д. Ушинским, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой и другими педагогами, которые обосновали дидактические основы дошкольного воспитания. Основоположник методики развития речи детей К.Д.

Ушинский важную роль в формировании личности ребенка отводил изучению родного языка как средства познания истории,  нравственного и духовного опыта народа.

Основными средствами развития речи и обучения языку он считал фольклор, художественную литературу, окружающий мир, картины, обучение, а методами — рассматривание предметов и картин, чтение литературы, беседы, упражнения. Сущность методики развития речи детей, разработанная Е.Н.

Водовозовой, составляет идея о необходимости воспитания детей на материале сказок, загадок, поговорок, пословиц, песен, отражающих национальное своеобразие и богатство русской народной речи и воспитывающих любовь к своему языку, народу, Родине. Е.И. Тихеева полагала, что целью усвоения родного языка является развитие речи как средства общения.

По мнению педагога, средствами развития речи детей являются общение, игра, труд, художественная литература, экскурсии; методами – наблюдения, игра с природными материалами и игрушками, беседы, рассматривание картин, осмотры предметов и помещения, поручения. 

Ведущие представители отечественной школы психологии считали, что речь занимает ведущее место в развитии психики ребенка, так какнепосредственно связана с развитием познавательных психических процессов –восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Л.С.

Выготский пришел к выводу, что «отношение между мышлением и речью изменяется в процессе развития и в своем количественном и в качественном значении», следовательно, усваивая и воспроизводя звуки, слова, понятия, ребенок проходит все стадии развития речи и мышления [3, с.

746].

В современных дошкольных образовательных учреждениях развитие речи дошкольников осуществляется на основе опыта отечественных педагогов и психологов и заключается в «формировании и совершенствовании коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций» [1, с. 6].

 Речевое развитие детей строится на следующих принципах: использование различных видов деятельности (игра, труд, общение); учет возрастных и психических особенностей детей; взаимосвязь развития речи с патриотическим, нравственным, эстетическим, духовным, физическим воспитанием; использование наглядности (картины, игрушки, дидактические материалы, окружающая среда); преемственность развития речи  в семье, детском саду и школе и др.

В МБДОУ № 63 города Белгорода целенаправленное развитие речи старших дошкольников осуществляется поэтапно. 

На первом этапе с целью повышения своего профессионального уровня воспитатели изучают специальную педагогическую, психологическую и лингвистическую литературу, методики развития речи, а также передовой опыт современных педагогов. Это позволяет расширить теоретические знания и практические навыки, выбрать соответствующие методы и приемы организации деятельности по развитию речи дошкольников.

На втором этапе в процессе организации игры, общения, трудовой деятельности проводится наблюдение за речью детей с целью выявления типичных речевых ошибок, определения уровня владения речью как средством общения. Наблюдение позволило выявить ряд характерных особенностей речи воспитанников подготовительной группы:

  • фонетические ошибки, т.е. произносительные, связанные с неправильным произношением звуков, звукосочетаний, неверной постановкой ударения: «выжи» («лыжи»), «мокоцикл» («мотоцикл»), «карендарь» (календарь»), «каклета» («котлета»), «звОнит» («звонИт»), «приливка» («прививка») и др.;
  • морфологические ошибки, т.е. неправильное образование форм слов: «ездиют» (ездят»), «бегит» («бежит»), «ихний» («их»), «табуретка» («табурет»), «много карандашов» («карандашей») и др.;
  • лексические ошибки, т.е. употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования: «старинный человек» («старый»), «пришли с магазина» («из магазина»), «ходили к тети Люды» («к тете Люде») и др.;
  • синтаксические ошибки, т.е. неправильное построение словосочетаний и предложений: «мне что ты говоришь?» («что ты мне говоришь?»);
  • использование диалектной лексики, употребляемой в определенной местности: «шо» («что»), «хде» («где»), «бурак» (свёкла») и др.;
  • употребление жаргонизмов — слов и выражений, которые служат средством общения различных социальных групп (чаще всего — молодежной): «реально» («действительно»), «супер» («очень хорошо») и др.;
  • — использование просторечных слов: «притулиться» (сесть рядом») и др.

На третьем этапе осуществляется выбор методики развития речи, составляется перспективный план и план-конспект конкретного мероприятия. Работа осуществляется в следующих формах: индивидуальная и групповая работа с детьми и работа с родителями.

Используя основные единицы языка (звуки, слово, словоформа, словосочетание, предложение, текст), педагоги решают задачи речевого развития дошкольников: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматической стороны речи и развитие связной речи. Средствами развития речи детей являются художественная литература, окружающий мир, деятельность, упражнения и др. [2, с. 9-10].

Воспитание звуковой культуры речи заключается в том, что педагог формирует правильное произношение всех звуков родного языка, развивает навыки выразительной речи (дикцию, тембр, интонацию, темп).

При этом учитывается состояние здоровья ребенка, индивидуальные особенности, условия воспитания в семье.

Например, в подготовительной группе проводится работа над четким произношением всех звуков в различных сочетаниях с использованием упражнений для развития речевого аппарата «Построить забор», «Качели», «Сделать трубочку» и т.д.

С целью развития навыков дифференциации сходных по звучанию звуков используется игра «Выбери лишнее слово» («зайчонок», «лисёнок», «бельчонок», «волчонок»). Некоторые дети испытывают трудности в четком воспроизведении фонем [Ш],[Ж],[Л],[Р], поэтому с целью постановки данных согласных в дошкольном образовательном учреждении занятия с детьми проводит логопед-психолог.

Важное место в развитии речи детей занимает словарная работа, которая решает такие задачи, как обогащение словаря новыми словами, закрепление и уточнение словаря, активизация словаря, устранение из речи нелитературных слов.

С этой целью используются методы прослушивания и анализа литературных произведений, наблюдение за окружающим миром, описание картины. Например, педагог предлагает детям прослушать отрывки из стихотворений русских поэтов (М.Ю. Лермонотова «Родина», И.А.

Бунина «Листопад), выделить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры), подобрать к словам синонимы и антонимы, назвать неизвестные слова («нива», «чета берёз»), разъясняет их лексическое значение.

Проведя анализ художественного произведения, педагог предлагает детям составить рассказ об осени, используя языковые средства, усвоенные из литературного материала.

Важную роль в развитии речи и личности в целом играет формирование навыков связной речи (монологической, диалогической).

Достижению хороших результатов способствует ознакомление дошкольников с произведениями изобразительного искусства, зрительные образы которых воспринимаются детьми эмоционально.

«Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события» [4, с. 85] 

С этой целью практикуется методика развития речи по описанию картины. В подготовительной группе дети принимают участие в игре «Вернисаж».

 Актуализируя речевую активность детей, педагог предлагает детям ответить на вопросы (что вы видите на картине? какое время года изобразил художник? какие признаки осени вам известны? о чем хотел рассказать нам художник? какое настроение передает художник? и др.).

 Из числа детей выбираются экскурсоводы, которые должны представить зрителям картины русских художников с осенними пейзажами (А. Саврасов «Живопись. Осень», И. Левитан «Золотая осень. Слободка», И. Шишкин «Золотая осень»).

В обязанности экскурсовода входит придумать название выбранной картины, рассказать о ее содержании, цветовом решении, оценить картину и высказать суждение о ней. Экскурсовод может задавать вопросы о картине зрителям или отвечать на вопросы зрителей. Умение задавать вопросы и отвечать на них является показателем уровня развития связной и выразительной речи.

Развитие речи дошкольников не сводится лишь к формированию лингвистических навыков и умений. Большое внимание педагоги уделяют воспитанию культуры общения, которая проявляется во взаимодействии детей между собой и со взрослыми и заключается в умении вежливо обратиться к собеседнику, выслушать его, ответить на вопрос, высказать просьбу.

На четвертом этапе педагог обобщает и анализирует речевое развитие дошкольников, намечает пути повышения эффективности данной деятельности. 

Таким образом, развитие речи старших дошкольников представляет собой системную и целенаправленную работу, способствующую развитию личности детей. эффективность данной деятельности может быть повышена при использовании разнообразных средств и методов.

Литература:

  1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2017. 202 с.
  2. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособ. Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2014. 93 с. 
  3. Выгодский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  4. Ушакова О.С. Развитие речи и творчество дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2015. 176 с.
  5. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. М.: Академия, 2013. 448 с.

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/1376-razvitie-rechi-kak-uslovie-formirovaniya-lichnosti-starshih-doshkolnikov/

Речевое развитие дошкольников

  • Сообщение.
  • Тема: «Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути их решения.»
  • Заберите у меня все, чем я обладаю,
  •                                                                                     но оставьте мне мою речь,
  •                                                                                     и скоро я обрету все, что имел.
  •                                                                                                                      Дэниэл Убстер.

Начать свое выступление хотелось бы с мудрых слов «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

         Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

         Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

         Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

         Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.          Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно.

Читайте также:  Факторы развития личности ребенка: как правильно подойти к процессу воспитания

В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

  1.          Причины низкого уровня развития речи:
  2.          Половина детей  дошкольного возраста,  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
  3.          По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:          — связные высказывания детей  короткие;
  4.          — отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  5.          — состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;          — уровень информативности высказывания очень низкий.

         Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме.

В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

         При проведении занятия педагог видит себя и приемы,  но не видит ребенка, т.е.  на занятии, иногда,  говорит один педагог.

  •          Недостаточная подготовка к занятию.
  •          При  рассматривании картины,  проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
  •          Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Именно педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
  • — Речь педагога должна быть чёткой, ясной,  полной, грамматически правильной;
  • — В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
  •          Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться как с рождения, так и до его появления на свет, в пренатальный период.
  •          «Педагогический пробег»
  •          Уважаемы коллеги, для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита,  педагогу необходим багаж знаний по формированию связной речи.
  •          Проводится экспресс — опрос «Развитие речи»:
  1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая).
  2. Разговор двоих или нескольких человек на тему, связанную с какой либо ситуацией (диалог).
  3. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос). 4. Назовите виды пересказа : подробный (близко к тексту), по частям (фрагменты), с изменением лица (Я пошёл… Автор пошёл..), по аналогии (творческий, с изменением героя или события), инсценирование  (разыгрывание с помощью игрушек или настольный театр).
  4. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (со средней группы).
  5. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств качеств, действий? (описание).
  6. Назовите основные методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста (наглядные, словесные, практические или игровые).
  7. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог).

         Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

         Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования, умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. 

         Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи — диалогической и монологической.

При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. 

         Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. 

         Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. 

         Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения. 

         Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и т. д.

А также  в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

 Именно поэтому определение направлений педагогического воздействия и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

         Успешное решение этих задач возможно только при комплексном подходе к их рассмотрению, а также при создании необходимых условий для речевого развития детей, при тесном сотрудничестве всех участников воспитательно – образовательного  процесса.

         «Давайте обсудим»:

         Ребенку не интересно занятие по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

— Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.

  1. — Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
  2. — Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
  3. — Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
  4. — Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
  5. — Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.
  6. — Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
  7. — Использование  ИКТ технологии на занятиях.
  8.          Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 2 – 4 лет.
  1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.).
  2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
  3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т.п.).
  4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
  5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
  6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
  7. Старайтесь вносить в жизнь детей что-то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

         Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.

  1. Развивать произносительную сторону речи:

— подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;

— вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

  1. Развивать и совершенствовать словарь:

— знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;

— учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.

  1. Развивать грамматические навыки устной речи:

— упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);

  • — упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании родительного падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»);
  • — учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;
  • — обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.
  1. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:
  1. — создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);
  2. — учить  пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);
  3. — демонстрировать детям культуру ведения диалога;
  4. — готовить к обучению связной монологической речи;
  5. — посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.
  1. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
  2. Создавать условия, способствующие активизации речи:

— рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;

— создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.

Источник: https://bakalec-chehdetsad1.edumsko.ru/articles/post/1219763

Современные направления развития речи, как важнейшая задача развития личности ребенка

Цель семинара: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Задачи:

  • Активизировать внимание педагогов на проблему развития речи дошкольников.
  • Формировать у педагогов умение развивать речь дошкольников применяя игровые технологии.
  • Способствовать желанию педагогов обмениваться опытом работы, повышать профессиональную компетентность.
  • Методы и приемы:  практическая деятельность педагогов.
  • Материалы и оборудование: Экран, проектор, ноутбук, счетные палочки, конфеты для награждения.
  • Ход мероприятия.
  • Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать  вас на нашей встречи по теме «Современные направления развития речи, как важнейшая задача развития личности ребенка»
  • «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений.   Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

  Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.  Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.  Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

  Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

(Слайд 2)

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь некоторые. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно.

 В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение.

 С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.  (Слайд 3)

  1. Основные направления работы по развитию речи детей:
  2. — Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);
  3. — Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову;
  4. — Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);
  5. — Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);
  6. — Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).( Слайд 4)
Читайте также:  Малышу 8 месяцев: как организовать уход и обеспечить развитие ребенка

Слайд 5: Большая роль в дошкольном образовательном учреждении отводится предметно- развивающей среде.

 Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.

  • Вопрос к участникам: Какие технологии по развитию речи детей вы используете в своей работе?  (Ответы )
  • Слайд 6:Перечень технологий (Обсуждение)
  • Предлагается рассмотреть некоторые технологии подробнее
  • Первая технология, можно даже сказать инновационная технология -Лэпбук.
  • Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).

Это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Это заключительный этап исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.

Самая главная ценность «Лэпбука» — он позволяет ребёнку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов. Он позволяет услышать голос ребёнка, понять что он хочет.( Слайд 7)

Следующая технология речевого развития Логоритмика.  (Слайд 8)

Логоритмика – это соединение движений и речи  и музыки. Она развивает не только речевые навыки, но и моторику, координацию, дыхание, а так же нормализует  физическое и психоэмоциональное  состояние ребенка. Все упражнения строятся на подражании; взрослый показывает  — малыш повторяет.

Слайд 9: Мнемотехника

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.

 Мнемотехника для дошкольниковкак раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Слайд 10: Для начала детей знакомят с мнемоквадратами — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.

Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Слайд 11.

Слайд 12:Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Слайд 13.

Слайд 14:Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Интеллектуальная карта может быть составлена с использованием различных графических средств (рисунков, фотографий, символов, шрифтов, слов). 

Слайд 15. На большом листе в центре располагается, как правило, главная мысль (изображение), а по кругу то, что к этой мысли можно соотнести. Такие карты легко поддаются расширению и модернизации.

Создание интеллект-карт процесс совместного творчества ребенка и взрослого. По картам легко запомнить лексику, формировать и обогащать словарь ребенка, придумывать предложения и рассказы и тем самым обобщать и закреплять тему недели.

Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться.

— Ну, а теперь апробируем некоторые технологии.

 Деление на команды

Мы с вами рассмотрели  небольшую часть речевых технологий, а сейчас мы  апробируем  использование речевых технологий на практике. И для начала я Вам предлагаю разделиться на две команды.

Команда синих и команда красных! Давайте поприветствуем наши команды!

Сегодня наши команды будут соревноваться между собой, за каждый правильный ответ команда будет получать счетную палочку. В завершении  мы подсчитает количество счетных палочек у каждой команды и огласим победителей!

Команды готовы думать, рассуждать, много  — много говорить! Тогда начинаем!

Слайд 16:   Задание  Разминка:       “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”.

(Это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ).

Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у…  (ежат).

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3.Через горы и леса в край родной летит… (птица).

4.Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки).

5.Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).

6.Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).

7.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух

8.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что… кит? корова

9.В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два…? петуха

10.Нарушая утром тишь, Распевает в роще…? Соловей

  1. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).

12.Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса.

13.Куда идет цыпленок, переходя дорогу?  Ответ: на другую сторону дороги.

14.Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?    Когда дверь открыта.

Слайд 17: Задание:   “Родственные (однокоренные) слова”. Вам нужно подобрать однокоренные слова к слову ЛЕС. Побеждает та команда, которая последняя назовет слово.

Молодцы! А теперь подберите однокоренные слова к слову  СНЕГ.

  1. Слайд 18:Задание: «Почему так называется?” (Этимология) Объяснить, почему так называются растения:
  2. Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа. 
  3. Шиповник – веточки покрыты острыми шипами. 

Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой. 

Смородина – “смрад” — запах, листья и ягоды сильно пахнут.

Слайд 19 : Следующее задание! Каждое слово заменить противоположным и получить название сказок. Пёс без шапки ( Кот в сапогах). Красные усы (Синяя борода). Красивый цыпленок  ( Гадкий утенок). Серебряная курочка 

( Золотой петушок), Черная туфелька ( Красная шапочка).

Слайд 20: Задание: Переведите пословицы на русский язык

Вы молодцы! Уверенно отвечали на вопросы разминки!

  • И сейчас мы с вами переходим к основной части наших соревнований!
  • И начнем мы с известной всем  вам  ТРИЗ технологии!
  • Триз уникальная технология развития связанной речи! ( Слайд 21)
  • Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.

Девиз ТРИЗ технологии  «Творчество во всём!» ( Слайд 22).

Одним из направлений ТРИЗ технологии является составление собственных загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения  за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой  или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями.

Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одарённого ребёнка на конкретную  загадку очень быстро запоминается другими детьми.

Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект. Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества.

  К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к.

в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Модель составления загадки

  1. Придумать, о чем будет загадка,
  2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),
  3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.( Слайд 23)
Какой? Что бывает таким?
Светло — зеленый          травка
Овальный          кабачок
гудящий пчела

( Слайд 24) Пылесос

Молодцы!  Команда …. получает за правильную отгадку счетную палочку! А теперь задание командам! Составить собственную загадку.

 ( Слайд 25) Наградить счетной палочкой.

А сейчас, я вам предлагаю поиграть в игру Да нет — ка! Вы задаете наводящие вопросы, на которые я буду отвечать  да или нет. Та команда, которая первая угадает, что находится в коробочке побеждает.

В моей коробочке находится предмет, который необходим нам с вами в нашей работе, дома мы тоже не можем обойтись без данного предмета. И детей учим пользоваться этим предметом. ( Слайд 26)

Молодцы! ( Награждаю команду угадавшую загаданный предмет).

Мы с детства слышим: «Все познается в сравнении». Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо использование одного из самых действенных методов познания окружающей  действительности из группы методов активизации мышления –Синектика.

Это так называемый метод аналогий:

Один из видов аналогий-личностная аналогия (эмпатия).

Я Вам предлагаю выполнить следующее задание.! ( Слайд 27).

Представьте самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. А в качестве какого явления или предмета вы себя представите,  тихонько прочитав задание, а команда соперников должна  по вашему образу, исполнению отгадать о каком предмете или явлении идет речь.

Слайд 28:ИКТ-технологии

Слайд 29:Применение ИКТ усиливает:

  • положительную мотивацию обучения;
  • активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • способствует повышению качества образования.

Слайд 30:Направления ИКТ:

  1. Использование ресурсов Интернет
  2. Использование готовых обучающих программ
  3. Создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно.
  1. Слайд 31: Физминутка ИКТ
  2. Слайд 32:Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
  3. Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
  4. Слайд 33: Схема синквейна
  5. Слайд 34: Примеры синквейна
  6. Слайд 35: Предлагается участникам попробовать сочинить синквейн на тему «Осень»
  7. Слайды 36-37: Образец синквейна «Осень» (радостный и грустный)

Слайд 38: Подсчет баллов. Задание для каждого участника: Придумать синквейн о нашем семинаре.

Вот и подошла к концу наша игра! А теперь давайте посчитает счетные палочки у каждой команды и определим победителей!

Слайд 39: Награждение победителей и участников.

Спасибо Вам огромное за активное участие! Мы надеемся, что в своей работе  с детьми вы будете уделять большое внимание  развитию речи детей . Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, рассуждать, сопоставлять, тем лучше подготовим их к школе!

презентация к семинару 

Источник: https://ananeva-ds48kar.educhel.ru/articles/post/1426044

«Речь как средство общения»

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности.

Речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:

1. Социальное – совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

2. Семантическое развитие (обозначающая, знаковая) – речь становится основой качественного преобразования психических процессов и способствует развитию мышления.

  • 3. Проходит два этапа, закономерно сменяющих друг друга:
  • — Пассивное владение словом, когда ребенок понимает речь, но еще не умеет говорить;
  • — Активное использование речи.
  • 4. Формы речевой деятельности:
  • — ситуативная речь;
  • — контекстная, связная;
  • — объяснительная.
  • По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, проявление словотворчества.
Читайте также:  Занятие по развитию речи в средней группе детского сада: рекомендации и советы

При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения.

Подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте.

При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Игра стимулирует общение между детьми, следовательно, и речи. Общение со сверстниками существенно отличается у детей от общения с взрослыми.

При контакте со сверстниками ребенок проявляет почти в десять раз больше экспрессивно – мимических проявлений и ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, где он проявляет более сдержанный характер.

Следующая отличительная особенность состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.

В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого ребенка. Поэтому беседы между сверстниками не получается, дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же с взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.

Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации, то есть он управляем и направляем им.

В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой.

Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером.

Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Ребенок старается связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания.

Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольников связной, полной, понятной.

  1. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении с взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними.
  2. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослым, так и со сверстниками.
  3. Краткая характеристика видов речи
  4. В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи.

Внешняя речь – основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной развернутостью и насыщенностью.

Внутренняя речь – основное средство мышления. Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки информации. Характеризуется фрагментарностью, отрывочностью и ситуативностью.

Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.

Диалогическая – это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая.

Диалог – это процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера периоды говорения и слушания чередуются.

Диалогическая речь свернута во времени, многое в ней лишь подразумевается благодаря знанию ситуации собеседниками.

Диалог представляет значительные трудности для детей и обычно бывает очень кратким. Но эта форма речевого общения имеет большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.

Монологическая – это относительно развернутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника. Обычно монолог обслуживает процесс одностороннего обмена информацией. Человек выражает в монологе экспрессию, использует мимические и жестовые средства, которые подчеркивают выразительность речевой информации.

Содержание монолога отвечает требованиям последовательности, доказательности и лаконичности изложения, грамматически правильному построению предложений.

Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге. Поэтому обучение дошкольников монологу должно иметь под собой твердую почву.

Самое главное условие в таком обучении – способствовать развитию желания говорить, а для этого ребенок не должен чувствовать себя скованно, быть зажатым, бояться собственных ошибок. Ему надо дать возможность высказываться.

Постоянные поправки речи остаются или совсем незамеченными, или надоедают ребенку – он может совсем замкнуться, лишь бы не ошибиться. Лучший способ помочь ребенку — повторить правильно в форме подведения итога всего сказанного им, чаще хвалить, особенно за реальные достижения.

Эгоцентрическая речь – это уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребенка.

Это – мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросное – ответной форме, это разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению. Функция эгоцентрической речи родственна функции внутренней речи.

Это «речь для себя», в отличие от социализированной речи «для других», когда ребенок разговаривает с партнером.

В психологическом развитии ребенка эгоцентрическая речь – явление временное, но необходимое, так как является важнейшей предпосылкой становления планирующей функции мышления.

Несмотря на свое раннее появление, в возрасте 2 – 3 лет, эгоцентрическая речь не исчезает полностью и навсегда. Становясь внутренней, она довольно часто встречается и у взрослых, особенно в такие периоды, когда человек сталкивается с особо трудной задачей, ситуацией.

Письменная речь – способ запоминания и воспроизведения информации. Это речь для собеседника, являющаяся разновидностью монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь, но в то же время более произвольна.

Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи с собеседником: он не может переспросить нас, и мы не можем по его поведению судить о том, правильно ли он нас понял.

Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего текст, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживания читателя в текст.

Письменная речь требует от человека высокой степени абстрагирования – это абстракция двойного уровня.

1-й уровень абстрагирования – описываю окружающее, называю словом, отвлекаюсь от своих чувств, эмоций; употребляю слово в речи, отвлеченной (абстрактно) от предмета. При этом со мной остается слово.

2-й уровень абстрагирования – отвлекаюсь от чувственной природы слова, наделяю его знаком (знак тоже обладает чувственной природой). Записываю.

Именно по причине двойного абстрагирования не только дети, но и взрослые с трудом овладевают письменной речью. Ребенку особенно сложно оторваться от чувственной природы звучащего слова, поэтому он пишет, произнося его вслух. С одной стороны, это как бы мешает развитию техники письма.

Но с другой стороны, если прервать эту связь, то ребенок не сможет подняться на вторую ступень абстрагирования. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку необходимо обеспечить возможность прочного освоения первого уровня абстракции. Но делать это надо постепенно, не форсируя процесс обучения.

Нужно стараться, по возможности, сделать обучение непроизвольным, игровым, не нарушающим общего развития ребенка.

Овладение правильной речью

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающим. Потому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

В речевой функции, носящей системный характер, различают проявления, включающие в себя взаимодействия различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику и грамматический строй.

Для развития произносительной стороны речи (произношение звуков, составляющих слова, интонация, слоговая структура слов, ритм и мелодика речи, фонемное образование) необходима полноценная деятельность слухового и речевого анализаторов.

Восприятие звуков речи становится доступным ребенку не сразу. Звуковые раздражения, поступающие в кору головного мозга, постепенно уточняются и дифференцируются. При этом особенно важна четкость артикуляции тех звуков, которые воспринимаются ребенком.

Тесное взаимодействие процессов восприятия и воспроизведения звуков способствует быстрейшему становлению речи ребенка. Важно в это время не только формирование правильного произношения звуков, но и усвоение слов различной слоговой структуры.

Сопоставляя свое произношение с речью окружающих, ребенок, хотя и в элементарной форме, усваивает операции сравнения; анализа и синтеза.

  • Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребенка предметным восприятием.
  • При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.
  • Активное общение с окружающими способствует формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи.

Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен.

При нормальном речевом развитии ребенок в возрасте 5-6 лет, полноценно общаясь с окружающими, достаточно прочно осваивает фонемы родного языка, не смешивает слова, отличающиеся одним звуком, которые близки по звучанию, но разные по смыслу.

Дошкольник, самостоятельно овладевший правильным произношением, после небольшого обучения может сознательно улавливать в звучащем слове отдельные звуки, выделять гласные и согласные из слога и слова, дифференцировать согласные по принципу мягкости и твердости, глухости и звонкости.

Среди самых разнообразных методов и приемов работы по развитию речи детей дошкольного возраста важное место занимает работа с картинками. Картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам педагогу и родителям легко провести с детьми живую, непринужденную беседу, во время которой активизируется лексика.

Благодатный материал для развития речи детей дают картинка к сказкам. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве; о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.

  1. Развивать кругозор детей, учить их навыкам общения друг с другом и с окружающими людьми, формировать их эстетические и нравственные чувства, помогать им — овладевать приемами грамотного построения фраз и учить их почувствовать красоту родного языка надо с самого раннего возраста.
  2. Эта непростая и ответственная работа должна проводиться с учетом детской психологии, с пониманием того, что лучше всего даже самые сложные понятия ребенок усваивает в игре.
  3. Использованная литература:
  1. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. Москва, 2010.
  2. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1997.
  3. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Читаем сказки с логопедом. С-Петербург, 2007
  4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998.
  5. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. М., 2009.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/6516-rech-kak-sredstvo-obshcheniya.html

Ссылка на основную публикацию