Факторы развития личности ребенка: как правильно подойти к процессу воспитания

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

Факторы развития личности ребенка: как правильно подойти к процессу воспитания

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность.

С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

Факторы развития личности ребенка: как правильно подойти к процессу воспитания

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Факторы развития личности ребенка: как правильно подойти к процессу воспитания

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Источник: https://vospitannie.ru/vzroslogo/rol-v-stanovlenii-lichnosti-2.html

Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса

Для того, чтобы грамотно организовать педагогический процесс с целью развития личности, важно понять причины и источники, определяющие развитие ребенка, а также особенности их влияния и взаимодействия. Развитие личности ребенка обусловлено действием определенных факторов и условий.

Фактор от латинского «делающий», «производящий» — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты (156, с. 1391).

Условия развития это те обстоятельства, которые создаются педагогом в целях благоприятного развития личности ребенка (новые учебные программы, новая структура урока, тип обучения и т. п.).

К числу факторов, определяющих развитие личности, многие педагоги относят наследственность, среду, воспитание (обучение) и активность самой личности.

Биологический фактор (наследственность) развития личности представляет собой сложную, многогранную систему воздействий на ребенка, обусловливающих формирование его личности. Как утверждают генетики, под контролем генотипа находятся все признаки организма – морфологические, биохимические, физиологические, психологические и т.д.

Задатки способностей — некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей

Способности – индивидуально-типологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности… Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности

Социальная среда. Среда является еще одним из важнейших факторов развития личности ребенка. Она воздействует на человека на протяжении всей его жизни. В социальных науках «среда» определяется как —«Совокупность всех условий, которые окружают человека и непосредственно или косвенно воздействуют на него

Различают среду природную и социальную, каждая из которых состоит из различных элементов и имеет различное значение для развития личности ребенка, по-разному влияет на него.

В понятии «социальная среда» выделяют: МАКРОСРЕДУ — широкое понятие общественной среды.

Это тот фон, на котором происходит развитие личности; МИКРОСРЕДУ- это самое близкое, относительно устойчивое окружение человеческой личности, которое непосредственно воздействует на личность в процессе ее практической деятельности; в микросреде происходит непосредственное взаимодействие личности с окружающим ее миром.

Можно говорить о различных видах социальной микросреды: производственно-трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая, учебно-воспитательная, воинская, «языковая» и др.

Различные виды и элементы жизненной среды не являются равноценными и оказывают неодинаковое влияние на ребенка в разные периоды его развития.

Одной из особенностей макро- и микросреды является то, что в окружающей жизни происходят постоянные изменения и новые события, возникают новые проблемы, которые требуют своего разрешения.

А потому для педагога важное значение имеют все те события общественной жизни, участником которых является личность.

Таким образом, воспитание начинается с анализа социальной ситуации развития ребенка, так как она является исходным моментом в организации воспитательного процесса.

Социальная ситуация развития личности обусловлена, с одной стороны, особенностями социального окружения, событиями жизни, с другой стороны, в ней отражается система ОТНОШЕНИЙ ребенка к явлениям внешней среды.

Это отношение, в свою очередь, обусловлено возрастными особенностями развития личности и индивидуальными особенностями ее взаимодействия с непосредственным окружением (семья, школа, класс, друзья и т.д.).

Опыт показывает, что знание положительных и негативных особенностей влияния социальной ситуации на процесс развития личности позволяет педагогу вносить определенные коррективы в образ жизни ребенка, создавать наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности, т.е. осуществлять перевод социальной ситуации развития личности в воспитательную ситуацию ее развития .

Для развития ребенка важное значение имеет: Языковая среда. Домашняя (семейная) среда. Школьная среда

  • Воспитание как фактор развития личности
  • Существует множество определений процесса воспитания как фактора развития личности, в каждом из которых отражаются разнообразные взгляды на данный процесс, в каждом из которых — свое видение и понимание значимости воспитания для процесса развития личности ребенка.
  • Воспитание как ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ процесс развития личности означает, что каждое воздействие на ребенка направлено на развитие в нем социально и личностно значимых черт и качеств.

Процесс воспитания — это прежде всего специально организованная деятельность и общение воспитателя и воспитанника в целях развития его личности. Воспитание — это помощь взрослого в развитии личности ребенка.

Целенаправленность действий со стороны воспитателя предполагает наметить тот образ, который может (должен) быть сформирован в личности ребенка. Не пытаться переделать тот тип психики ребенка, который присущ ему от рождения, наоборот, разумными воспитательными воздействиями помочь развитию его индивидуальности.

Воспитательная деятельность может быть организована по-разному. Скорее всего, создание любой педагогической системы обусловлено тем, как осуществить на практике привлекательный для ее авторов идеал человека. И успешность педагогической деятельности школы оценивается тем, какой личностью становится ребенок.

  1. Воспитание как СОЗНАТЕЛЬНАЯ деятельность взрослого предполагает осмысление необходимости и целесообразности воспитательных воздействий на ребенка.
  2. Воспитание как ПЛАНОМЕРНЫЙ процесс развития личности — определение последовательности действий по формированию умений, качеств и характеристик личности в целом.
  3. Воспитание — это процесс ЕСТЕСТВЕННОГО развития ребенка, предполагает отсутствие преднамеренности и искусственности воспитательного воздействия педагога.
  4. Активность личности

Термином «активность личности» обозначаются те психические процессы, которые обусловливают ее деятельность, позволяют оценивать степень включенности ребенка в различные виды деятельности, ее результативность.

Активность личности характеризуется как проявление ее самостоятельного начала.

Уровень активности обусловлен индивидуально-типологическими характеристиками человека — характер, темперамент, направленность, интересы и потребности, Термин «активность личности» отражает способность ребенка к саморазвитию.

Размышления педагога об активности личности позволяют ставить вопрос о некоторой автономности процесса развития ребенка, его относительной независимости от процесса воспитания.

Самовоспитание — тот уровень сформированности характеристик, проявляющихся в самопознании, самосознании, самореализации и самоутверждении, — должно стать ведущим фактором развития (саморазвития) личности на последующих этапах ее жизнедеятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b60940.html

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности

Чулюк В. В. Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 83-86. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8407/ (дата обращения: 31.10.2019).

«Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества» [1, с. 37].

Мы полностью согласны с мнением автора, так как именно воспитание вырабатывает определенные качества личности человека и создает положительное или отрицательное отношение к обучению. Обучение и воспитание формируют у человека знания, умения и навыки. Человек узнает много нового и интересного об окружающем мире.

Этим занимается педагогика — наука о воспитании и обучении человека. Если вспомнить историю, то можно заметить, что в глубокой древности не существовало разделения труда. Все люди, независимо от возраста, участвовали в процессе добывания пищи. Они охотились, занимались собирательством.

Дети наблюдали за взрослыми, приобщались к труду, благодаря чему у них вырабатывались различные умения и навыки. Позже, у людей возникла потребность в передаче накопленного старшим поколением опыта, в формировании духовных ценностей, нравственности, правил поведения, мировоззрения подрастающего поколения.

Благодаря этому появились воспитатели — старейшины рода, обладающие огромным жизненным опытом, отвечающие за воспитание своих подопечных. Так воспитание стало неотъемлемой сферой деятельности людей.

Позднее люди поняли, что необходимо не только передавать подрастающему поколению накопленный социальный опыт, но и вырабатывать в них научное мировоззрение. Так возникло обучение — деятельность, главной функцией которого является создание научной картины мира. Само единство воспитания и обучения необходимо для того, чтобы сформировать у детей мировоззрение, нравственные нормы, моральные качества и необходимый социальный опыт.

Читайте также:  Занятие по развитию речи в средней группе детского сада: рекомендации и советы

Впервые, с появлением воспитания люди задумываются о нравственности, духовных ценностях. Взрослые начинают вырабатывать у ребенка такие качества как вежливость, дисциплинированность, трудолюбие. Старшее поколение, в процессе воспитания, развивает в младшем поколении основные качества характера, необходимые для достижения жизненных целей ребенка и обеспечивает его дальнейшее развитие.

Рассматриваемая проблема очень актуальна в наше время, ведь основной этап обучения ребенка начинается со школы, и он кардинально меняет привычный образ жизни ребенка.

Школьное обучение — это очень сложная деятельность, требующая своевременное усвоение изученного материала, трудолюбия, терпения и организованности во времени.

Когда ребенок начинает обучаться в школе, на его пути возникает множество трудностей: меняется социальное окружение, происходит освоение нового вида деятельности, изменяется темп жизни. В этот период дети младшего школьного возраста сталкиваются с проблемами адаптации.

Формирование качеств личности происходит на протяжении всего обучения в школе, так как школа выполняет не только познавательную, но и воспитательную функцию. Именно в этот период времени важно помочь ученику выработать такие качества как трудолюбие, организованность, терпение и целеустремленность. Здесь на помощь приходит педагог.

Для создания у ребят необходимых нам качеств необходимо правильное функционирование системы школа — семья — ребенок. Именно от этих трех составляющих зависит формирование необходимых нам качеств личности и дальнейшая судьба ребенка.

Школьное обучение кардинально меняет привычный образ жизни ребенка, он сталкивается с множеством возникших проблем: изменяется социальное окружение ребенка, темп жизни, осваивается новый вид деятельности [2, с. 135]. Именно в этот период очень важно помочь ученику адаптироваться.

В данной ситуации ребенку поможет педагог. От того какой у ребенка будет педагог и какие у него с ним сложатся взаимоотношения зависит формирование качеств личности, ведь каждый педагог использует свой стиль педагогического общения.

Это особые приемы воспитания, с помощью которых учитель влияет на ученика. Здесь педагогическое общение выступает как определенный фактор развития качеств личности.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [3, с.217].

Учителю не стоит зацикливаться лишь на учебе, необходимо также формировать такие же качества личности как доброжелательность, воля, самоконтроль, выдержка, так как они будут очень сильно помогать ребенку в учебном процессе и достигать своих целей.

Деятельность педагога должна быть направлена на создание у детей уверенности в себе и в своих собственных силах, целях и планах. Это принесет свои плоды в будущем. У детей будут развиваться творческие, учебные и личностные способности.

Очень важно сформировать уверенность в себе у ребенка на начальном этапе обучения, иначе у ребенка может возникнуть комплекс неполноценности. Последствием этого может стать нежелание учиться, отсутствие инициативы и бездействие.

Демократический стиль общения является наиболее эффективным и самым благоприятным в учебном процессе.

В данном случае демократический педагог сможет расположить ребенка к себе, он интересуется точкой зрения ребенка, что позволит воспитать в нем уверенность в своих силах, самодостаточность и коммуникабельность.

Главной целью такого общения не запугать, а расположить детей к себе, установить с ними контакт и взаимосвязь. Ребенок с демократическим педагогом помимо уверенности в своих силах приобретает творческий подход к делу, тягу к знаниям и познанию окружающего мира.

Авторитарный стиль основывается на полном послушании ученика учителю. Авторитарный педагог всегда запугивает, угрожает, требует. Такой педагог вырабатывает подобное качества личности как неумение постоять за себя. Ученики не будут обладать уверенностью в своих силах, имея такого педагога.

Авторитарного педагога не интересует эмоциональное состояние детей и их интерес к изучаемому материалу. Самый большой минус такого общения заключается в том, что постоянное ощущение стресса и усталости у ребенка может привести к нарушению его здоровья и формирование комплекса неполноценности.

Но, несмотря на все вышеперечисленное, авторитарный педагог развивает в детях выносливость, мотивацию к обучению, что позволяет в некоторой степени ускорять учебный процесс.

Либеральный стиль характеризует минимальным вовлечением педагога в учебный процесс. Либеральный педагог представляет собой безынициативного, безответственного и нерешительного человека.

Такой педагог не следит за выполнением своих поручений, возлагает слишком много обязанностей на ребенка. Оценка зависит от того, какое настроение у педагога в данный момент времени.

Такой педагог подает плохой пример подрастающему поколению, но воспитывает в детях самостоятельность и активность [4, с. 189].

Правильные отношения между детьми и взрослыми влияют на развитие ребенка. Когда у ребенка портится общение с взрослыми, это выливается в различные поступки ребенка. Для обеспечения наиболее эффективных отношений с ребенком необходимо больше обращать внимания на позитивные поступки:

—        взрослый, который стремится поддержать ребенка, прежде всего сам верит в его силы и возможности (нужно помочь ребенку преодолевать трудности);

—        завышенные требования родителей сделают успех недостижимым, ребенок замкнется в себе, у него начнет формироваться низкая самооценка;

  • —        слушая ребенка, дайте понять ему, что его мнение очень важно;
  • —        не стоит кричать, когда ребенок не понимает что-либо и не может выполнить домашнее задание, так как это плохо отражается на его нервной системе;
  • —        не стоит ставить ребенку условия, так как это отражается на психике ребенка, он начинает переживать и нервничать;
  • —        никогда не вымещай на ребенке свои обиды (он не виноват, что у взрослых плохо сложился день);
  • —        никогда не унижай ребенка (обида сохраняется на долгие годы и это может испортить отношения в будущем);
  • —        любить ребенка нужно любым, он, как и взрослые имеет право на индивидуальность.

Но стоит учитывать и то, что многое зависит и от характера самого ребенка и его самовоспитания, ведь оно является важным компонентом самосовершенствования личности.

Необходимо наличие внутренней установки и правильной оценки своего поведения.

Если он сам будет стремиться к получению хорошего образования, будет слушаться родных и учителей, то из него вырастет хороший, умный, воспитанный и образованный человек.

На основании всего изложенного можно сделать вывод, что формирование качеств личности ребенка зависит от системы школа — семья — ребенок. От того как к ребенку относятся в школе и дома зависит формирование личности.

Задача педагога и семьи состоит в том, чтобы обеспечить благоприятные условия для взаимодействия ученика с учителем и другими обучающимися и главную роль в этом играют внутрисемейные отношения, педагогическое общение и самовоспитания ребенка.

Осознавая, какое сильное влияние оказывает образование, необходимо формировать положительное отношение к нему.

Литература:

1.                  Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — Москва: Просвещение, 2008. — 398 с.

2.                  Сластенин В. А., И.Ф Исаев, Е. Н. Шиянов. Педагогика. — Москва: Эксмо, 2008. — 478 с.

3.                  Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. // Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Эксмо, 2004. — 459 с.

4.                  Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебный процесс, педагогическое общение, авторитарный педагог, подрастающее поколение, педагог, привычный образ жизни ребенка, качество личности, демократический педагог, школьное обучение.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8407/

Глава 2. РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными сила­ми. Однако главное в человеке – это его личность. Педагогика изучает и выявляет закономерности наи­более эффективного развития личности ребенка в спе­циально организованных условиях.

Личность есть неповторимая комбинация взятых в единстве антропологических и социально-психологи­ческих характеристик человека.

Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные, эмоци­ональные и волевые процессы, потребности и направ­ленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях и поступках.

Если целью педагогики является, согласно класси­ческой формуле К.Д. Ушинского, воспитание человека во всех отношениях, то для этого необходимо изучить человека во всех отношениях. Чтобы правильно воспи­тывать, нужно знать, как развивается ребенок, как формируется его личность.

Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти вза­имосвязаны, дополняют друг друга.

Под развитием личности понимается качествен­ное изменение ее свойств, переход от одного каче­ственного состояния к другому. Можно сказать, что развитие – это реализация внутренних присущих задатков, свойств человека.

Выше говорилось о том, что воспитание есть про­цесс целенаправленного формирования личности.

В свою очередь формирование личности– это про­цесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овла­дение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками.

В ходе формирования личности происходит воздействие совокупности фак­торов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Как видим, хотя воспитание и занимается формированием личности, но формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса.

Воспитание не может уст­ранить или отменить действие многих факторов ста­новления личности, которые вообще не зависят от людей. Тогда возникает вопрос: может ли воспитатель воздействовать на процесс формирования личности?

Ответ может быть двояким. Либо надо отыскать такие средства воспитания, которые могли бы быть в руках воспитателя и которые были бы способны пре­одолевать действие других факторов, не зависящих от воспитателя.

Либо надо отыскать такие средства, с по­мощью которых воспитатель мог бы воздействовать на факторы формирования личности, овладеть законами, по которым действуют эти факторы, и таким образом направлять их действие в желательном направлении.

Первый путь по существу не подтверждается практикой. Многие теоретики долго и упорно искали такие средства, которые могли бы отменить действие законов формирования человека.

Читайте также:  Ребенок в 4 месяца: развитие и питание малыша с пользой

Остается второй и единственный путь – познать законы действия ре­шающих факторов формирования человеческой лич­ности, научиться управлять теми из них, которые за­висят от воли и сознания человека, и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей, дей­ствуют стихийно.

Под факторами понимаются те противоречия, кото­рые становятся движущей силой развития человека.

Примером может служить противоречие между пове­дением, которое свойственно ребенку, и теми нормами морали общества, которыми он должен овладеть.

Одним из средств разрешения этого противоречия становятся определенные методы воздействия на сознание, чувства и волю ребенка. Воспитание становится фактором формирования планируемых качеств личности.

Движущими силами формирования личности яв­ляются противоречия, проявляющиеся в биологичес­ких и социальных закономерностях развития челове­ка. Поэтому в педагогике выделяются две группы факторов развития и формирования ребенка: биологи­ческие и социальные.

^ Биологические, природные факторывлияют на физический облик ребенка – его телосложение, кон­струкцию мозга, способность ощущений, эмоций.

Среди биологических факторов определяющим яв­ляется наследственность. Благодаря наследственности человек сохраняется как природное существо.

Она пре­допределяет индивидуальные физические и некоторые психические качества, передаваемые детям родителя­ми: цвет волос, внешний облик, свойства нервной сис­темы и др. Существуют наследственные заболевания и дефекты.

Наследование признаков изучает специальная наука – генетика.

Наследственность как фактор формирования свойств личности находится в существенной зависи­мости от социальных условий жизни человека. Носи­тели наследственности – молекулы ДНК, гены – тон­ко реагируют на вредные воздействия.

Например, алкоголь, курение родителей расстраивают генную структуру, что вызывает физические и психические на­рушения в развитии ребенка.

Причем алкоголь, даже в малых дозах, отрицательно воздействует на механизм наследственности в течение многих лет.

Неблагополучная обстановка в семье или на рабо­те, приводящая к нервным расстройствам и потрясе­ниям, также оказывает вредное влияние на потомство.

Гены человека могут реализовать закодированную в них биологическую программу развития только в том случае, если человек здоров морально и физически. Аппарат наследственности не особая изолированная анатомическая субстанция, а элемент единой системы человеческого организма. Каков организм в комплек­се его биологических и социальных свойств, такова и наследственность.

К биологическим факторам формирования челове­ка относится также период внутриутробного развития ребенка и первые месяцы после рождения.Развитие плода в период беременности во многом определяется физическим и моральным состоянием родителей, вни­манием и заботой их друг о друге.

В первые месяцы после рождения ребенка особенно ярко проявляется действие врожденного фактора. Один ребенок весел, подвижен, активно реагирует на раздражители, другой постоянно плачет, капризнича­ет, пассивен. Одной из причин того или иного поведе­ния ребенка может быть характер внутриутробного развития.

К биологическим факторам можно отнести также заботу о здоровье. Если ребенка приучить заниматься утренней гимнастикой, закаляться, следить за своим питанием, соблюдать режим дня, он будет физически развит, его анатомо-физиологическая система будет нормально функционировать, развиваться и укреплять­ся, он с удовольствием и радостью будет играть, зани­маться.

В группе биологических факторов следует выде­лить наследственные и врожденные индивидуальные свойства нервной системы, особенности функционирования органов чувств, речевого аппарата. Структур­но-функциональные свойства высшей нервной дея­тельности и ее системы, определяющие особенности отражательной деятельности мозга, индивидуальны. Этим объясняются различия в задатках, способностях.

^ Социальные факторы.Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды. Окру­жающая среда способствует развитию и формирова­нию ребенка наиболее эффективно, если она хорошо построена и в ней господствуют гуманные отношения, созданы условия социальной защиты ребенка.

В понятие «среда» входит сложная система внеш­них обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам от­носятся как естественные, так и общественные усло­вия его жизни.

Во взаимодействии личности и среды надо учиты­вать два решающих момента: 1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью; 2) актив­ность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Далее, не все, что окружает ребенка, является дей­ствительной средой его развития. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуаль­ная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения.

Среда ближайшего окружения, или микросреда, – это часть социальной среды, состоящая из таких эле­ментов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т.д. В окружающей ребенка среде есть явле­ния положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные.

Личность формируется, не только усваивая влияния окружающей среды, но и сопротивля­ясь им.

В связи с этим возникает нужная социально-педагогическая проблема: воспитывая у ребенка готовность к правильному разрешению внутренних конфликтов, со­противляемость внешним отрицательным воздействиям, необходимо регулировать и корригировать поддающие­ся контролю влияния среды.

Условия развития оказывают или не оказывают вли­яния на формирование личности в зависимости от того, в каком отношении к ним стоит сам ребенок, как склады­ваются его личные отношения в этих условиях.

Установ­лено, например, что, если ребенок пользуется уважени­ем среди товарищей, если ему доверяют ответственные поручения, это содействует развитию у него увереннос­ти в себе, активности, общительности, и наоборот.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/37280.html

Факторы, которые влияют на воспитание детей

Дети, как и цветы, требуют ухода и создания вокруг них самой благоприятной обстановки для полноценного развития. На воспитание ребенка влияют различные факторы, так как на него воздействует весь окружающий мир.

Задачей родителей является воспитать готового к разным ситуациям человека, ведь оградить от неудач, зла, предательства, вредных привычек не всегда получается, а вот научить понимать ребенка, что есть хорошо, а что – плохо, возможно.

Как уже было сказано выше, главным фактором влияния на воспитание ребенка является именно семья. Большую часть своего детства ребенок проводит в окружении близких людей, личный пример которых является основой формирования необходимых каждому человеку качеств.

Если в семье царят доверие и доброта, то ребенок будут стараться подражать этому поведению и за пределами домашнего мира.

Атмосферу, царящую в семье, малыш чувствует еще в утробе матери, поэтому так важно уметь сглаживать конфликты, учить ребенка добру и справедливости с самого рождения.

Генетические особенности характера ребенка проявляются достаточно часто и являются одним из факторов влияния на воспитание ребенка. Как говорится, «от осинки не родятся апельсинки», и очень часто характер родителя передается и ребенку.

Неудивительно, если ваш ребенок гиперактивный, если в детстве вы сами не могли усидеть не месте. Корректировать характер ребенка можно, но не стоит ломать его хрупкий мир, привнося методом наказа важные жизненные ценности.

Только обсуждение поступков и личный пример способны показать ребенку важность умения контролировать себя, сдерживать свои негативные эмоции и порывы.

Окружающий мир – сверстники, родственники, знакомые, отношение человечества к природе также играют немаловажную роль в воспитании. Даже в образцовой семье может вырасти хулиган.

Не стоит паниковать и, тем более, наказывать ребенка за его первые шаги на пути к злому поступку. Важно объяснить, почему это действие не стоит совершать и каковы возможные последствия.

Оградить от окружающего мира невозможно, да и не нужно, а вот помочь ребенку выбрать правильный путь грамотные родители всегда могут.

Пребывание ребенка в дошкольных и школьных заведениях – важный этап его жизни, поэтому и детский сад, и школа являются одними из основных факторов влияния на воспитание детей.

Именно в социальных группах сверстников, взрослых – воспитателей и учителей, формируется ряд необходимых для жизни навыков – организованность, умение работать в команде, усидчивость, толерантность. Общение родителей и представителей детского сада и школы – залог успеха в воспитании ребенка.

Важно знать о том, что происходит в школе и детском саду, чтобы определить причину того или иного поведения.

В наше время огромную роль в воспитании ребенка играют средства массовой информации.

Знания, полученные детьми из просмотра телепередач и страниц в интернете, зачастую пагубно влияют на воспитание ребенка.

Контролировать этот процесс очень сложно, но родители в силах привить своему чаду интерес к положительным примерам из жизни, тогда дети будут стараться искать ту информацию, которая будут полезной.

Факторов, влияющих на воспитание ребенка, множество. Родителям важно уметь контролировать их, ведь именно семья играет самую важную роль в воспитании.

Источник: https://myunikum.ru/vospitanie/faktory-vliyaniya-na-vospitanie-detej/

Процесс воспитания и формирование личности ребенка

Более широким понятием, чем воспитание, является понятие формирование личности. Формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности (Л.И. Божович).

Важно подчеркнуть, что на формирование личности человека влияют разные факторы, взаимосвязанные и взаимообусловленные:

  1. общественное бытие и сознание, утвердившееся в стране; 
  2. специфические особенности производства, быта, культуры и природы населенного пункта и географического региона в целом, в котором живет и развивается человек;
  3. семья, в которой он родился и воспитывается;
  4. среда неформального общения: соседи, друзья, знакомые и т.д.
  5. общественное воспитание в разных внешкольных учреждениях (спортшколы, кружки и т.п.);
  6. школа, в которой учится и воспитывается ученик.

Отметим, что указанные факторы оказывают на ребенка свое влияние не прямо и непосредственно, а лишь преломляясь через внутренние условия самой личности школьника (психические особенности, мировоззрение, внутренние потребности и интересы, ценностные ориентации).

Таким образом, в процессе жизни идет формирование личности человека, требования общества связаны с непрерывным процессом социализации, воспитание же выступает как некоторый механизм управления данными процессами, но не является определяющим в развитии личности конкретного человека. Мы никогда не может с точностью предсказать итог нашего воспитания.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 года 2 месяца: что нужно знать родителям

Процесс формирования личности связан с действием стихийных механизмов. Эти механизмы человек не всегда осознает и, следовательно, ими не управляет.

Они действуют наиболее активно в детстве, хотя и в подростковом возрасте продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами «самопостроения».

Стихийные механизмы формирования личности действуют в русле общего, генерального процесса опредмечивания потребности в общении, отмечается Ю.Б. Гиппенрейтер (1996, с.297). Этой потребности последнее время придается все большее значение.

Именно взрослым, воспитывающим детей необходимо учитывать действие этих механизмов.

Первый механизм — сдвиг мотива на цель. В первые годы жизни воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения. У ребенка существует потребность быть с матерью, играть с ней, искать у нее защиты, но у него нет никаких непосредственных побуждений быть аккуратным, вежливым, сдерживать себя и т.п.

Однако мать ласково и настойчиво этого требует и эти требования для ребенка освещены личностным смыслом. Первоначально он выполняет требования, чтобы испытывать радость — общение с матерью. Но со временем его правильные действия сами по себе доставляют ему радость.

Таким образом, ребенок сначала выполнял правильное действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Затем это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом). Важно подчеркнуть, что этот механизм работает только в том случае, если цель длительно и стойко насыщалась положительными эмоциями.

Если же общение со взрослым безрадостно, то механизм не работает, новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.

По мере взросления ребенка расширяется круг его социальных контактов. И социальные мотивы признания, принятия, утверждения порождают новые мотивы, связанные с приобретением навыков, знаний, мастерства, а затем и идеальных мотивов — стремление к Истине, Справедливости, Красоте и т.п.

Второй стихийный механизм формирования личности — механизм идентификации. Прежде всего, дети начинают подражать своим родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежда, занятиях.

Одновременно они усваивают и внутренние черты родителей — их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования.

Характерной особенностью этого процесса является то, что он происходит независимо от сознания ребенка и также не контролируется в полной мере родителями.

Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939) в «Лекциях о воспитании детей» писал:

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. …А если вы дома грубы или хвастливы….

вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо…» (А.С.Макаренко,1977, с.12).

На более поздних возрастных стадиях расширяется круг лиц, из которых выбирается объект идентификации. Это может быть сверстник, знакомый взрослый, учитель, литературный или кино герой.

Третий механизм — принятие и освоение социальных ролей. Занимая определенную позицию среди окружающих его людей, человек должен выполнять социальную роль, т.е. осуществлять те действия, которых от него ожидают окружающие. В своей жизни человек задействован в разных ролях.

Освоение все новых социальных ролей влияет на формирование личности: появляются новые мотивы, видоизменяются системы взглядов, ценностей, отношений.

Именно в семье у ребенка могут появиться такие социально-психологические роли, как «помощник», «равноправный участник беседы», «интересный человек» и т.д.

Взрослый человек, анализируя роль различных воздействующих на ребенка факторов, осмысливая действие стихийных механизмов формирования личности, может более оптимально создавать условия развития для ребенка, сознательно выстраивать наиболее подходящую систему отношений.

Источник: https://psyera.ru/process-vospitaniya-i-formirovanie-lichnosti-rebenka_8106.htm

Формирование личности ребенка в условиях целостного образовательного процесса

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и формы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль в этом призван сыграть целостный образовательный процесс в детском образовательном учреждении.

В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль воспитания, ориентированного на формирование основ гражданского мировоззрения человека.

Очень важно прививать ребёнку с первых часов культуру поведения и обучения, воспитать человека, который благожелательно относится к чужим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения.

Развитие личности воспитанника может быть результативным при соблюдении ряда педагогических условий, в том числе центральной роли воспитателя: от его жизненной позиции, отношения к детям, манеры поведения, ориентации в нравственных вопросах в огромной степени будет зависеть, воспримут ли или не воспримут воспитанники первые детсадовские азы этики.

Очень важно с момента прихода ребёнка в образовательное учреждение, с его первых шагов привить ему культуру поведения и обучения, сформировать первичные знания об окружающем мире, людях и стране, в которой они живут.

Учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении предполагает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка. В соответствии с этим строится наша взаимосвязь с группой детей.

Прежде всего, это открытая беседа, где каждый ребёнок может поделиться своими знаниями, рассказать о своих неудачах. Для маленьких детей, в силу возрастных особенностей, очень важна положительная оценка их деятельности. Учитывая это, я всегда стараюсь похвалить детей за хороший ответ, дополнение, качественно сделанную поделку. Если что-то не получается, выражаю надежду на то, что хорошо выполнить задание удастся в следующий раз, отмечаею прилежание. Наиболее удачными формами работы считаются литературно-музыкальные утренники, позволяющие детям реализовать их коммуникативно-речевые и творческие возможности.
 

Основу нашей педагогической работы по воспитанию личностных качеств ребёнка составляет социально-воспитательная технология коллективного дела.

Эту технологию нельзя назвать новой, но она позволяет решать важнейшие вопросы формирования детского коллектива и личности ребёнка, поэтому она считается значимой.

Также в своей работе я использую игровые технологии, а при проведении непосредственно образовательной деятельности – образовательную технологию.

Деятельность педагога станет результативнее, если ее содержание будет реализовано через игру. Так, например, работа по правовому воспитанию благодаря игровой форме подачи материала помогает переключить внимание детей на хорошо известных и любимых сказочных персонажей и литературных героев. Приведу примеры такой игры.

Разминка. «Взаимодействие». Дети в парах лепят Конька-Горбунка, на котором полетят в страну права. Разделение труда в паре: каждый лепит свою деталь. Собирают вместе и делают вывод: «Как трудно делать общее дело!». На занятии о равенстве прав от рождения(по ст. 1,2. Декларации), о праве на жизнь и свободу использую героев сказок Ш.Перро «Красная Шапочка», А.Толстого «Приключения Буратино». Занятия в «Школе этикета» также проводятся в игровой форме, с использованием потешек, прибауток, героев произведений К.И. Чуковского, А.Л. Барто, В. Осеевой и т.д.

Огромное значение в формировании личности воспитанников играет приобщение к здоровому образу жизни, чёткое соблюдение режима дня, закаливание, ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий (совместно с преподавателем по физической культуре), «Весёлые старты», витаминотерапия с выращиванием с детьми лука на окне («Грядка здоровья»).

 
Цикл занятий по разделу «Социальный мир» позволяет дать детям знания о нравственных отношениях к окружающему миру (рукотворному миру и природе), к другим людям (воспитателю, сверстнику, родственникам, соседям, людям других национальностей), к себе.

Я стараюсь планировать занятия исходя из наблюдений и изучения, производимых с помощью анкет, бесед с родителями и детьми. Если удаётся подобрать удачную форму проведения занятий, то уровень познавательного интереса детей в целом всегда бывает высок.

Но есть дети, которые проявляют пониженную мотивацию к обучению, часто у них не выработан навык сознательной дисциплины, они не могут самостоятельно организовать свою деятельность.

Таких детей постоянно держу в поле своего внимания, стараюсь подружиться с ними, с их родителями, мы решаем все проблемные вопросы не нотациями, а дружескими беседами, выявляя причины каждого отдельного негативного эпизода из жизни ребёнка и стараясь найти пути его преодоления.

 

Динамику уровня воспитанности детей и динамику уровня социальной компетенции можно проследить за четыре года пребывания детей в группе на основании диагностики.

Для положительных результатов очень важно, чтобы дети в группе были дружны между собой, были дружелюбно настроены к педагогам. Воспитатель, в свою очередь, должен уделять много внимания проблемам функционирования детского коллектива, следить, чтобы в группе не появлялись изолированные дети, изгои.

Очень важно взаимодействие с родителями детей своей группы (при уходе детей домой есть возможность кратко обсудить истекший день, дать педагогические рекомендации), в том числе в ходе организационно-педагогических мероприятий в группе (родительские собрания, консультации, заседания родительского комитета).

Таким образом, для развития личности воспитанника в условиях целостного образовательного пространства важно учитывать каждый из вышеизложенных факторов.

Только наше единение, общность требований и подходов положительно влияют на становление личности ребёнка, формирование у детей социально-адекватного поведения, т.е.

поведения, отвечающего понятиям чести, достоинства, справедливости, патриотизма.

Источник: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3370

Ссылка на основную публикацию