Особенности памяти у детей с зпр: как ускорить развитие запоминания

Одной из разновидностей нарушений познавательной деятельности является задержка психического развития, которую характеризует снижение восприятия, внимания и памяти. При правильно подобранной коррекционной работе, ЗПР компенсируется в период взросления ребенка.

Особенности памяти ЗПР

У детей с диагностированной задержкой развития ЦНС отмечаются специфические особенности памяти, а именно, ограниченный объем долговременной и оперативной памяти. Как следствие – сниженная способность воспринимать, запоминать и пользоваться полученной информацией. Ребенок не полностью воспринимает информационный поток и после прослушивания не может повторить и 25%.

Восприятие графической информации

Стоит отметить, что графическая информация запоминается намного лучше, чем словесная. В процессе исследований педиатры и психологи пришли к выводу, что разные техники запоминания значительно улучшают мнемонические способности у пациентов с диагнозом ЗПР.

Статья в тему: Внимание у детей с ЗПР

Развитие памяти у детей с ЗПР

Различают 4 разновидности памяти:

  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую;
  • образную.

А вот процессов памяти существует только 3, и к ним относятся:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение.
  • В дошкольном возрасте хорошо работает зрительная память, внимание детей привлекают яркие, нестандартные предметы.
  • Произвольная память проявляется в начальных классах, что объясняется необходимостью запомнить большое количество новой информации.
  • В возрасте от 3 до 6 лет наблюдается активный период развития памяти, поэтому предельно важно подобрать максимально эффективные занятия и упражнения при работе с детьми с ЗПР.
  • Статья в тему: Эмоционально волевая сфера ребенка с ЗПР

Зрительная память у детей с ЗПР

В большинстве случаев при диагнозе ЗПР дети очень сложно воспринимают звуковую информацию, они ее не запоминают и не могут воспользоваться. В таких случаях детей учат сопоставлять звуки и изображения. Вся информация, которую ребенку необходимо запомнить, и проговаривается, и демонстрируется в виде изображения.

Хорошо работают игры с пазлами, конструктором, пластилином, красками, палочками для счетов, магнитные азбуки. При этом многие задания должны развивать мелкую моторику рук.

Произвольная память у детей с ЗПР

Произвольная память начинает срабатывать в раннем школьном возрасте, когда для того чтобы что-то запомнить, ставится определенная цель и задача: выучить, осознать. Интенсивность и скорость произвольной памяти будет напрямую зависеть от внимания, а также состояния слухового и зрительного восприятия.

Педиатры, логопеды и детские психологи настаивают на том, чтобы с раннего возраста у ребенка развивались навыки речи, концентрации внимания, восприятия информации на слух и зрительно. Все эти навыки в совокупности будут способствовать развитию всех видов памяти.

Зрительная память у дошкольников с ЗПР

У дошкольников с ЗПР память занимает доминирующую роль в развитии, так как именно в возрасте 4-6 лет ребенок активно познает окружающий мир. Рекомендуется подключать в данный период изучение загадок, песенок, считалок, небольших стихотворений. Намного проще ребенку будет запоминать информацию в виде ярких и необычных изображений и схем.

У дошкольников память непроизвольная, так как происходит запоминание без конкретной цели.

Совет: помогают развивать зрительную память периодические изменения в интерьере детской комнаты.

Диагностика памяти детей с ЗПР

В процессе диагностики памяти у детей с ЗПР проводится целый ряд тестов, который определяет процент слухового и зрительного восприятия информации, запоминания и воспроизведения в нужный момент.

Для определения уровня слуховой памяти проводится тест под названием «10 слов». В спокойной обстановке ребенку зачитывается ряд произвольных 10 слов. Если после первого прочтения у ребенка получится повторить половину слов – слуховая механика памяти находится в рамках нормы.

Для определения уровня зрительной памяти проводится тест по методике Векслера, разработанной в 1945 году.

Перед ребенком размещается 4 картинки с геометрическими фигурами, каждая из которых изучается в течение 10 секунд. Задача: по памяти восстановить на листе бумаги все изображения.

За каждую картинку предусматривается определенное количество баллов — от 3 до 14. Средние показатели и выше являются нормой.

Для определения состояния образной памяти ребенку предлагается лист бумаги, на котором в ячейках таблицы размещены 12 простых образов. В течение 30 секунд ребенок изучает картинки и их положение, а потом пытается схематически изобразить все по памяти. Нормой считается повтор 8 и больше изображений, из которых как минимум 6 будут стоять на своем месте.

Статья в тему: Критерии оценивания детей с ЗПР

Упражнения для развития памяти у детей с ЗПР

«Квадрат»

Цель: развивать кратковременную память.

Ход упражнения: подготовьте пять карточек размером 20×20 см, разделенных на квадраты 5×5 см, один из которых заштрихован (на разных карточках заштрихованы разные квадраты). Каждая карточка демонстрируется ученику в течение 10 с. После завершения показа ученик отмечает на листах, эквивалентных продемонстрированным, места заштрихованных квадратов.

«Пара»

Цель: развивать кратковременную вербально-зрительную память.

Ход упражнения: сложите 10 пар слов (2 — 3 серии). Одно слово из пары является известным детям, а другое — нет. Дайте задание выучить пары. Далее называйте первое слово, а ребенок должен воспроизвести второе

«Ряд — 1»

Цель: развивать кратковременную вербально-слуховую память.

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей темы (месяца, семестра). Составьте первые 3 ряда по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово за 1-2 с. Дайте задание письменно воспроизвести их за 20-40 с. Проведите эти же действия со вторым и третьим рядом с двухминутным перерывом между ними.

«Ряд — 2»

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей теме (месяца, семестра). Составьте из них два ряда (с различным размещением одних и тех же слов) по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово в 1-2с . Через несколько секунд зачитайте второй ряд и попросите воспроизвести в первоначальном порядке.

«Срок»

Ход упражнения: запишите на одинаковых карточках 7 терминов (формул, определений и т.д.) следующей темы по одному на карточке. Разложите их, дайте ученику задание запомнить, в каком порядке они расположены. Через 10 с. перемешайте  карточки и попросите ученика воспроизвести порядок размещения.

«Кто больше»?

Ход упражнения: попросите учеников открыть учебник на странице, где находится словарь. Предложите один раз прочитать определенное определение и закрыть учебник. Устройте конкурс на самый длинный дословно воспроизведенный отрывок определения, который запомнил ученик.

Тесты для тренировки памяти

«Купи в магазине»

Для игры понадобится 10 — 15 игрушек или предметов, ученики хорошо знают. Желательно, чтобы они были небольшого размера. Разложите заранее все предметы «на прилавке магазина», но так, чтобы их не было видно, когда вы даете задания.

После того как ученик «вернулся из магазина», он называет, что принес. Игру можно проводить с несколькими учениками одновременно (например, в группах по 4 — 5 человек), но при этом следует увеличивать количество предметов в «магазине».

Развитие памяти у детей с ЗПР: отзывы

Отзывы взяты с сайтов: http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/,https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/460056965/,https://deti.mail.ru/forum/klubnyj_blok/klub_roditelej_osobyh_detej/detki_s_zpr_zprr_zpmr/

Положительные Отрицательные
Чем больше будете проявлять заботы, любви, внимания своему ребенку, тем результаты занятий будут эффективнее – это проверено уже не раз. Все занятия проводятся на полном позитиве, никакого раздражения со стороны родителей не должно быть, и если уж что-то и не получается, поддержите своего кроху, не убивайте мотивацию. (Алина) Плохо, что основная часть работы все-таки перекладывается на родителей, точнее на мам. В нашем городе, например, нет ни единого центра, где бы могли оказать профессиональную помощь в коррекции поведенческих особенностей детей. (Лиля)
Мы свой первый стих выучили во втором классе, до этого было очень трудно даже с просьбами, доченька просто забывала, что ее просили буквально через минуту. Да, иногда просто руки опускались и хотелось все оставить как есть, но смотря на ее старания понимаешь, нет, все обязательно получится. Родители берите себя в руки и тренируйте своим деткам память, все реально, даже если случай очень тяжелый. (Ира) Сколько бы не тренировали память, наверное, не каждый случай подлежит коррекции, так как сколько бы мы не старались, даже счет до 10 освоить не можем, зато, как зовут всех родственников мы знаем (странный парадокс). И что главное, курсы коррекции проходим у специалистов.
Нам никак не поддавались падежи (обо всех в третьем лице), сказку помнила, что нравится, а вот героев назвать не могла, запоминались только небольшие фрагменты: как делают животные, цвета, цифры не более.
Мы начинали с тренировки кратковременной образной памяти, потом переходили на долговременную, слуховую и т.д. На каждый вид памяти мы тратили как минимум 3 месяца, прорабатывали каждое занятие и все в игровой форме, так как сидеть на одном месте и рисовать или рассматривать рисунки – это не для нас.
Даже на кухне со мной готовила и проговаривала ингредиенты отдельных блюд. Вот в этом году идем в школу и верю, что образовательный процесс нам будет теперь даваться легче. (Виталина)
Хорошо память развивается, если правильно организовать пространство в детской. Я часто развешивала плакаты, каждый день читала стихотворные сказки Корнея Чуковского (через год сын сам мне их рассказывал), пока был в садике, меняла в комнате что-то местами или убирала, а потом спрашивала, что изменилось – это вошло в привычку и внимание тренировалось активнее, так как он реально старался запомнить. У каждого свои методы. Ищите идеальный для вас, удачи. (Мира)
Нам уже 20 лет, с памятью все сложно, он помнит хорошо только ту информацию, которую освоил до 6 лет, все остальное просто вылетает из головы. Вот не знаю как, но нам получилось в дошкольный период заложить информацию в долговременную память. Так что девочки, тренируйте память своих деток до 6 лет активнее. (Мария Ивановна)
Читайте также:  Развитие моторики ребенка: важные упражнения в обучении малыша

Вывод

Развитие памяти у дошкольников при ЗПР – это комплекс упражнений, направленных на развитие способностей воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию.

Упражнения подбираются в индивидуальном порядке и направлены на развитие зрительной, слуховой, произвольной/непроизвольной, кратковременной и долговременной памяти.

Развитие памяти – это одно из основных направлений коррекционных работ у детей с ЗПР.

Видео — развитие зрительной памяти ребенка

Источник: https://autizmy-net.ru/osobennosti-pamyati-u-detey-s-zpr/

Задержка развития и речи (ЗПР) у детей

Содержание

Особенности внимания у детей с ЗПР

Недостаточная концентрация внимания

Различные формы задержки развития часто сопровождаются проблемами с произвольным вниманием у детей. Обычно родители замечают, что ребенку трудно концентрироваться на одном предмете во время игр и выполнении домашних заданий.

Ограниченный объем внимания

Задержка психологического и речевого развития у детей проявляется в том, что ребенок не может усвоить достаточное количество информации. Из-за ограниченного объема внимания восприятие вещей или понятий становится фрагментарным, и ребенок может испытывать затруднения во время учебных занятий и игр.

Легкая отвлекаемость

Малыши, страдающие различными формами ЗПР, легко реагируют на внешние раздражители. Внимание быстро рассеивается, поэтому им трудно сосредоточиться на одном предмете. Они часто отвлекаются на уроке, могут легко забыть о начатой игре.

У детей с задержкой развития речи наблюдаются недостатки звукопроизношения и ограниченность словарного запаса

Особенности памяти у детей с ЗПР

У ребенка с задержкой развития центральной нервной системы ограничен объем оперативной и долговременной памяти, поэтому снижена прочность усвоения любой информации. Он запоминает ее неточно, быстро забывает только что пройденный материал.

При этом значительно лучше запоминается наглядный материал (рисунки, схемы и т.п.), чем вербальный, т.е. речевой.

Психологами и педиатрами было установлено, что обучение различным техникам запоминания позволяет значительно улучшить мнемонические способности детей с ЗПР.

Особенности мышления у детей с ЗПР

Мышление ребенка с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет находится на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем.

Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д.

Все эти навыки у детей с задержкой развития сформированы значительно хуже, чем у сверстников.

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР

Сложности с объяснением своих эмоций

Малыши, страдающие ЗПР, не в состоянии вовремя дать понятный сигнал о дискомфорте, усталости или нежелании выполнять домашнее поручение или учебное задание.

Это может быть связано с тем, что у ребенка не сформировался навык распознавания своих ощущений.

Сложности с объяснением эмоций могут быть последствиями негативного опыта общения со взрослыми или нехваткой словарного запаса и неумением ясно выражать свои мысли.

Незрелость эмоционально-волевой сферы

ЗПР у ребенка часто характеризуется тем, что он не может себя заставить выполнить задание, для него сделать волевое усилие — очень сложная задача.

Проблемы эмоционально-волевой сферы негативно сказываются на формировании коммуникативных навыков.

Если у ребенка не развиты «социальные» эмоции, ему будет сложно построить близкие отношения с другими малышами и взрослыми, усвоить морально-этические нормы поведения.

Особенности речи у детей с задержкой психического развития

Задержка развития речи у детей проявляется в недостатках звукопроизношения и ограниченности словарного запаса. Малыши редко употребляют в разговоре прилагательные, наречия, глаголы.

Ребенку сложно выразить свою мысль в развернутом речевом сообщении, несмотря на то что ему понятно смысловое содержание рассказа или картинки, и на наводящие вопросы педагога он отвечает правильно. Связная речь с трудом дается ребенку с задержкой развития.

Ему сложно сделать пересказ по тексту, описать картину или наглядную ситуацию.

Профилактика задержки психического развития

Создание благоприятных условий при беременности

В первую очередь будущие родители должны создать максимально благоприятные условия для протекания беременности и родов, чтобы избежать факторов риска задержки психического развития у малыша. К ним относятся поздний возраст или избыточный вес матери, инфекционные и хронические заболевания, а также физические и эмоциональные нагрузки во время беременности.

Своевременное посещение невропатолога

Внимание к здоровью ребенка – это лучшая профилактика задержки развития. На втором месяце жизни даже полностью здорового малыша необходимо показать невропатологу. Специалист проверит зрение и слух, наличие различных рефлексов, которые должны быть сформированы в младенчестве, отметит особенности реакции на близких и незнакомых взрослых и объективно оценит развитие ребенка.

Внимание к развитию малыша

Зная показатели нормы для того или иного возраста, Вы самостоятельно сможете оценить психомоторное развитие ребенка. Обратиться к врачу необходимо, если малыш в возрасте 1 года мало лепечет, к 1,5 годам не понимает простых слов, к 2 годам не пытается повторять слова, в 3 года – не говорит совсем или не может строить простые предложения из 3 и более слов.

Поддержание телесно-эмоционального контакта с ребенком

В первые месяцы жизни малыш обладает очень развитой чувствительностью к прикосновениям. Тактильный контакт с людьми и предметами позволяет ему ориентироваться в окружающем мире и чувствовать себя в нем уверенно.

Поэтому малышу очень важны проявления внимания со стороны взрослых: его нужно как можно чаще брать на руки, гладить по всему телу.

Прикосновение родительских рук позволит ребенку сформировать адекватное представление о пространстве вокруг себя.

Тенотен Детский поможет гармоничному развитию нервной системы у детей с ЗПР.

Источник: https://tenoten-deti.ru/articles/zaderzhka-razvitiya-i-rechi/

Особенности развития памяти у детей с ЗПР

  • Министерство 
    образования и науки Российской Федерации
  • Государственное образовательное учреждение
  • Высшего профессионального образования
  • “Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы” 

  1. КУРСОВАЯ 
    РАБОТА
  2. Тема: « 
    Особенности развития памяти у детей 
    с ЗПР».
  3. ИЛЬЯСОВА 
    ЛИЛИЯ РУЗЕЛЕВНА   
      
    Научный руководитель: Дильмухаметова

Уфа 2010 

     Введение……………………………………………………………3

     Глава 1 .Теоретические основы изучения развития памяти детей с ЗПР………………………………………………………………………4

    1. характеристика памяти……………………………………4
    2. психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР..13
    3. особенности развития памяти у детей с ЗПР…………..16

     вывод по 1 главе…………………………………………………20

     глава 2 экспериментальное исследование развития памяти у детей с ЗПР………………………………………………………………..21

     2.1 организация и методы  исследования…………………….24

     2.2 анализ результатов исследования………………………….26

     Вывод по 2 главе…………………………………………………28

     Заключение……………………………………………………….29

     Список 
использованной литературы…………………………….31

     Приложения. 
      
      
 

   Введение.

    Актуальность 
проблемы исследования.

    Дети 
с задержкой психического развития — одна из самых из наиболее многочисленных групп детей с отклоняющимся развитием. Несмотря на то, что дети с задержкой психического развития относятся к категории школьников с пограничной формой дизонтогенеза, процесс их обучения и воспитания имеет ряд трудностей.

Наиболее часто задержка психического развития  обнаруживается перед поступлением в школу или в процессе образования в школе, когда сенситивный период коррекционно-развивающего образования обучения уже упущен.

Учитель начальных классов, ориентирующийся в структуре  дефекта детей с задержкой психического развития, особенностях их обучения, способности прогнозировать и предупреждать трудности их обучения и воспитания, являющихся более подготовленных к работе с этими детьми и к организации педагогической деятельности.

Выше сказанное диктует необходимость изучения учителем специфических  особенностей учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, что позволяет говорить об актуальности нашего исследования и сформулировать следующую тему исследования.

  •     Цель 
    исследования: изучить память младших 
    школьников с задержкой психического развития.
  •     Объект 
    исследования: процесс памяти детей 
    с задержкой психического развития.
  •     Предмет: психологические особенности памяти детей с ЗПР.
  •     Гипотеза 
    исследования: предположительно, задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития памяти  детей.
  •     Задачи 
    исследования.
  •     1)Изучить 
    научно – методологическую литературу 
    по проблеме исследования.
  •     2)Подобрать 
    и провести методы и методики 
    исследования памяти у детей 
    с ЗПР.
  •      3)Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.
  •     4)Обобщить 
    полученные данные и сформулировать 
    выводы.
  •     Методы 
    исследования:
  •     1)Эмпирические 
    методы (диагностические методики).
  •     2)Методы 
    качественного и количественного 
    анализа.
  •     Курсовая 
    работа состоит их двух глав, введения, списка литературы и приложения, объем – страниц.  
  •     ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ:  
Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до 1 года: что нужно знать молодой маме

     
Г. Эббингауз стоял на позициях 
ассоцианизма, память он понимал, 
как образование ассоциаций, а 
в рамки этой теории не вписывались 
многочисленные факты и проявления, например, болезненной памяти. Работа А.

Бергсона «Материя и память» стала первой реакцией на ассоцианистический подход, а описанная автором «память духа» представилась как крупная научная проблема. П.

Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека, считая, что память могла возникнуть только в человеческом обществе. Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н.

Леонтьев и др. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили такие как П.И. Зинченко, А.А. Смирнов.

    1.1 характеристика памяти

    Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

      Память – основа психической 
деятельности. Без нее невозможно 
понять основы формирования поведения, 
мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Память включает ряд процессов: запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями.

Они формируются в деятельности и определяются ею.

      Многообразные процессы памяти 
могут приобретать различные 
формы: уже исходный процесс 
первичного закрепления материала 
может совершаться в форме 
непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания.

Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении.

Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому; здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний. То, что воспроизводится, может всплывать, непроизвольно вспоминаясь; оно может активно припоминаться.

      Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.

      Общим для всех этих многообразных 
психических процессов, которые 
обычно объединяются термином 
память, является то, что они отражают 
или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом.

Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков.

Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть (С.Л. Рубинштейн).

      Запоминание, припоминание, воспроизведение, 
узнавание – это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т.д.).

      Самосохранение – это не пассивное 
хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение – это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т. д.).

Сохранение в памяти включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д., что отчасти совершается во всем многообразии процессов, в которых оно проявляется. Все эти процессы памяти в свою очередь являются сторонами, моментами более конкретной деятельности, связанной с познанием мира и изменением его.

      Запоминание является собственно 
более или менее сознательной 
фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний,. добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем.

      Сложная деятельность запоминания, 
включающая организованный процесс 
заучивания, припоминания, воспроизведения 
и т.д. на основе первичной 
элементарной мнемической функции, 
является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.

  1.     Виды 
    памяти.
  2.     По 
    критерию времени сохранения информации в голове человека выделяют следующие 
    виды памяти:
  3.     * мгновенная (сенсорная);
  4.     * кратковременная;
  5.     * оперативная;
  6.     * долговременная;
  7.     * генетическая;

    Мгновенной 
или сенсорной называют самую 
короткую по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек с помощью органов 
чувств воспринимает соответствующую 
информацию.

Как только механизм восприятия прекратился, информация, хранящаяся в этой памяти, тут же бесследно исчезает.

Управлять этой памятью сознательно или как-то контролировать связанные с ней процессы человек не в состоянии.

    Кратковременная (рабочая) память – это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением.  Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание.

    Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30с. Она является одним из наиболее важных, постоянно загруженных видов памяти человека.  Через нее обязательно проходит вся информация, воспринимаемая человеком с помощью органов чувств.

За то время, пока эта информация хранится в кратковременной памяти, человек успевает решить для себя несколько важных задач. Во-первых, он может воспользоваться этой информацией непосредственно для удовлетворения своих актуальных потребностей.

Во-вторых, он может принять решение о том, нужна ли ему эта информация в течение времени, превышающего 25-30 секунд. Если это так, то за указанное время человек успевает перевести соответствующую информацию в оперативную память.

В-третьих, этого времени достаточно, чтобы принять решение, может ли данная информация понадобиться в будущем. Если она может оказаться необходимой, то ее нужно будет перевести в долговременную память. Кратковременная память человека имеет определенную количественную характеристику – объем кратковременной памяти.

Он определяется как максимальное число единиц информации, которое человек в состоянии сохранить в кратковременной памяти. Средний объем кратковременной памяти взрослого человека равен величине 7±2 единицы (букв, слов или цифр).

           Оперативная память – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности.

Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы – единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц служит чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов .

Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему.

Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения .

Источник: http://stud24.ru/psychology/osobennosti-razvitiya-pamyati-u-detej/194079-566079-page1.html

Изучение особенности зрительной памяти у детей с задержкой психического развития 5-6 лет

Таким образом, можно прийти к выводу, что в 
дошкольном возрасте ребенок приобретает 
значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, в первую очередь представления и первичные понятия; дети приобретают навыки, умения. Все в большем количестве и на длительное время сохраняются следы мыслей, пережитых чувств. Ранние детские представления имеют характерные особенности: бессистемность, слитность, неподвижность и клочкообразность.

Важно отметить то, что в дошкольном возрасте, память начинает занимать существенное место 
в развитии личности ребенка, т. е. именно в этом возрасте память включается в единый процесс формирования личности.

Память ребенка начинает складываться еще в период младенчества. Развитие памяти продолжается в период раннего и дошкольного детства 
и к концу дошкольного возраста достигает определенного уровня своего развития.

1. 3. Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития – понятие, сложившееся 
в отечественной психологии в 60х 
годах 20 в на основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые будучи диагностированными как в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперёд и обнаруживали большие потенциальные возможности.

Первой фундаментальной 
публикацией о таких детях 
была монография  А.Штрауса и Л.Летинен 
« Психопатология и обучение ребёнка 
с повреждением мозга». Вышедшая в 
США в 1947г, где описываются особенности таких детей.

По данным наблюдений. Дошкольники с ЗПР обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны.

Так, в экспериментах 
И.А. Коробейникова (1980) на запоминание 10 слов средний показатель непосредственной кратковременной памяти у детей с ЗПР был несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей, и выше, чем у умственно отсталых дошкольников, но различия ни в одну, ни в другую сторону не достигали значительных величин.

Читайте также:  Особенности развития детей раннего возраста: информация для родителей

В исследовании, проводившемся 
в психологической лаборатории 
института коррекционной педагогики, рассматривалась образная словесная 
память детей в условиях непреднамеренного 
запоминания.

Перед детьми на специальном 
планшете выкладывались последовательно 12 карточек с изображениями разных предметов.

Ребёнок должен был назвать каждый предмет сразу же после того, как очередная картинка была положена. Задача запоминания не ставилась. Затем все картинки убирались.

Затем они снова предъявлялись по одной, а обследуемый должен был указать место на планшете, где раньше находилась данная картинка.

Таким образом, были получены данные, характеризующие зрительную память детей. Среднее количество воспроизведений места расположения картинки дошкольниками с задержкой психического развития (9,3) хотя и было меньшим, но довольно близким к соответствующему показателю нормально развивающихся (10,5) и значительно отличалось от показателя умственно отсталых детей (6,9).

Детальный количественный и качественный анализ показывает, что образная память детей с ЗПР менее точна, чем у нормально развивающихся дошкольников. Хотя примерно у 60% детей описываемой группы средние результаты совпадали с показателями дошкольников без отклонений в развитии, показатели остальных были заметно ниже.

Среди последних часто наблюдались неточные указания места картинки – рядом с истинным её положением или по диагонали от него. Разброс показателей в группе детей с ЗПР был значительно более широким, чем в группе нормально развивающихся.

Следовательно, среди старших дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются значительные различия по уровню развития элементарной образной памяти, каковой является память на месторасположение предметов.

Следующим этапом этого 
эксперимента было выявление особенностей  запоминания слов-названий изображённых предметов. Результаты воспроизведения словесных обозначений были более низкими, чем показатели образной памяти у всех трёх сравниваемых групп: у нормально развивающихся детей – 8,7 слова; у детей с ЗПР – 8,5; у умственно отсталых – 5,9.

таким образом, прежде всего обнаруживается меньшая эффективность словесного запоминания по сравнению с наглядной памятью, а также то, что показатели этого вида памяти у детей с ЗПР и нормально развивающихся практически совпадают.

Как и у нормально развивающихся детей, но значительно чаще, у детей с задержкой психического развития наблюдаются привнесения: они называют слова, обозначающие предметы, отсутствовавшие на картинках, но ближе к представленным по родовому признаку или по ситуации.

Трудности в запоминании словесного материала отмечаются многими исследователями, изучавшими воспроизведение дошкольниками прослушанных ими фраз или коротких рассказов. Эти воспроизведения оказывались достаточно несовершенными неполными.

Таким образом, можно 
видеть, что несмотря на некоторое 
отставание в развитии памяти детей 
рассматриваемой категории, в её проявлениях наблюдается та же закономерность, которая прослеживается у детей 
без отклонений в развитии: преобладание ( более высокие показатели) наглядно-образной памяти по сравнению со словесной.

Непроизвольная 
память.

Наиболее онтогенетически 
ранняя форма запечатления поступающей 
информации – непроизвольная память. Она является практически единственной формой памяти на протяжении раннего и дошкольного возраста и не теряет своего значения в более старшем возрасте.

У детей с ЗПР отмечаются определённые недостатки в развитии данной формы памяти. В частности, ввиду сниженной познавательной активности страдает непроизвольное запечатление информации (Т.В. Егорова).

В одной из методик младшим школьникам с задержкой психического развития предлагалось раскладывать картинки на группы в соответствии с начальной буквой названия изображённых на них предметов.

Было обнаружено что дети с ЗПР не только хуже запоминали предметы и тратили большее время на задание, но, главное, у них не наблюдалось заинтересованности в получении как можно более высоких результатов при припоминании. Дети  не пытались использовать специальные приёмы и даже подменяли одну задачу другой – начинали придумывать новые слова на соответствующую букву.

Установлено, что на продуктивность непроизвольного запоминания детей 
влияет характер материала и выполняемой с ним деятельности (Н.Г. Поддубная). Так, наглядно предъявляемый материал запоминается лучше, чем вербальный, при этом возможность манипулировать им создаёт более благоприятные условия для запоминания.

Произвольная 
память.

Начиная со старшего дошкольного 
возраста данная форма памяти, основанная на опосредовании процессов запечатления целью, логическими приёмами, всё больше начинает занимать ведущее место в структуре оптимального психического развития ребёнка как основа систематического обучения.

Применительно к детям 
с ЗПР остаётся в силе та же закономерность: ими лучше запоминается наглядный (неречевой) материал. По продуктивности произвольного запоминания дети с ЗПР занимают промежуточное положение между нормально развивающимися сверстниками и умственно отсталыми.

При этом расхождение 
между уровнем невербальной памяти и вербальной у данной категории детей значительно выше, чем у нормально развивающихся детей.

Произвольное запоминание 
предполагает сознательные усилия по поиску «узелков на память», т.е. специальных 
способов запоминания предъявляемой 
информации. Детям с задержкой психического развития свойственно отсутствие активного поиска рациональных приёмов запоминания и воспроизведения. без помощи взрослого им трудно удерживаться в рамках требуемой задачи, следовать инструкции.

Мнестическая деятельность у детей с ЗПР характеризуется не только сниженной активностью в поиске по приобретению различных мнемотехник, но и неумением применять потенциально имеющиеся у них приёмы, например, группировка материала по каким-либо признакам в качестве эффективного приёма для запоминания (Н.Г. Лутонян).

После специального обучения детей эффективному использованию 
группировки материала по ситуативным 
признакам и по родовой принадлежности показатели детей с ЗПР улучшились даже по сравнению с нормально 
развивающимися учащимися. Таким образом, в качестве одного из путей повышения эффективности коррекционной работы  и обучения при ЗПР является обучение их различным способам организации мнемической деятельности (В.Л. Подобед).

  • Механическая 
    память.
  • Механическая память зависит от ряда факторов как биологического, так и психологического характера: от выраженности психоорганического синдрома, от организации и объёма предъявляемого материала, наличия у ребёнка соответствующей заинтересованности в деятельности.
  • Общие недостатки механической памяти у детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти:
  • — заметное по сравнению 
    с нормой снижение результативности первых попыток запоминания;
  • — несколько большее 
    количество попыток, необходимых 
    для заучивания материала (медленное 
    нарастание продуктивности запоминания);
  • — сниженный объём запоминания;
  • — повышенная тормозимость 
    следов побочными воздействиями;
  • — нарушение порядка 
    воспроизводимых словесных и 
    цифровых рядов;
  • — несколько более низкий (на 2-3 года) уровень продуктивности 
    памяти;
  • — медленный прирост результативности памяти по объёму и качеству на протяжении школьного возраста.  Так, в 10-летнем возрасте их показатели больше приближаются к показателям умственно отсталых детей, чем нормально развивающихся;

— сниженная помехоустойчивость (оценивается по продуктивности воспроизведения). при использовании в качестве помех знакомых и незнакомых слов выяснилось, что умственно отсталые дети, так же.

Как и большая часть детей с ЗПР, снижали продуктивность запоминания при использовании в качестве помехи знакомых слов. Нормально развивающиеся сверстники отвлекались на незнакомые слова и вследствие этого теряли продуктивность.

По мере усложнения мнемических задач дети с ЗПР приближались к своим умственно отсталым сверстникам.

Таким образом, отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психологического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные её виды при сохранности других.

  1. При целенаправленной коррекционной работе, в частности по формированию специальных приёмов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР.
  2. Глава II. Изучение особенностей зрительной памяти детей с задержкой
  3. психического 
    развития 5-6 лет.
    1. Цели, задачи, методики эксперимента.

Цель экспериментальной работы – определить уровень развития зрительной памяти 5-6 лет с нормальным развитием и детей с задержкой психического развития.

Задачи:

    1. Определить уровень развития зрительной памяти у детей 5-6 лет с нормальным развитием.
    2. Определить уровень развития зрительной памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
    3. Провести сравнительный анализ уровня развития зрительной памяти у детей с нормальным развитием и детей с ЗПР.

Методики исследования зрительной памяти (А.А. Смирнов):

  • !) «Запомни и назови 
    картинки»         2)»Запомни 
    и сравни»
  • Характеристика методик.
  • «Запомни и назови картинки».
  • Цель: исследование зрительной памяти детей 5-6 лет.

Необходимый материал: лист с изображением нескольких предметов, разделённый на 2 части. В левой 
части изображено несколько предметов, в правой – часть из них убирается 
о добавляются новые.

Ход выполнения задания: экспериментатор закрывает правый рисунок листом бумаги. Ребёнку предлагается посмотреть на рисунок слева и запомнить то, что на нём  изображено. После этого закрывает рисунок слева, открывает рисунок справа и просит назвать те предметы, которые он видел на рисунке слева. Можно повторить упражнение.

Анализ результатов: из 7 рисунков с левой стороны на правой стороне изображено 5. Коэффициент 
памяти рассчитывается по формуле С=(В/А)*100%, где А – общее количество рисунков, В – количество запомнившихся 
рисунков, С – коэффициент памяти. Данные заносятся в таблицу:

  1. Оценка результатов:
  2. 75-100% — высокий уровень
  3. 50-75% — средний уровень
  4. 30-50% — низкий уровень
  5. Ниже 30% — очень низкий уровень
  6. «Запомни и сравни»
  7. Цель: исследование зрительной памяти.
  8. Необходимый материал: 2 рисунка, отличающихся друг от друга некоторыми деталями: отсутствие каких-либо деталей, перестановка местами предметов.

Ход выполнения задания: ребёнку предлагается посмотреть на рисунок и постараться как можно точнее его запомнить. Затем ему показывают второй рисунок и просят назвать, что изменилось.

Источник: http://freepapers.ru/18/izuchenie-osobennosti-zritelnoj-pamyati-u/293178.2027604.list4.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]