Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух. Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения. Это отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии. Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию.
Виды нарушений зрения
Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.
Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.
Особенности развития
На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.
У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации.
Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию).
Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность).
Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить.
Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников.
Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.
У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают. Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность.
У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.
При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии.
Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти.
Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля.
Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы.
У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.
Образование
Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом.
Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой.
Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы.
В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе.
С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию.
Основная задача спецшколы – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка.
Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребенком и обучение в специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.
Источник: https://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/razvitie-detej-s-narusheniem-zrenija.php
Дети с нарушением зрения
Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.
Виды нарушений зрения
Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).
Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.
По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:
- Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
- Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
- Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).
По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.
Особенности развития детей с нарушениями зрения
Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание.
Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы.
В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.
Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.
Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность.
При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение.
Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.
Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.
Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.
В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.
Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения
В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:
- Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже;
- Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения;
- Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (овладение пространством, движения).
Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные.
Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года.
Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.
Профилактика нарушений зрения у детей
Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.
Обычной пищи, даже при условии соблюдения принципов правильного и разнообразного питания, для здоровья глаз недостаточно. Как недостаточно и обычных поливитаминных комплексов — в них есть витамины А, В2, С, но отсутствуют другие жизненно необходимые структурам глаза элементы, в частности, ликопин, лютеин, зеаксантин.
Поэтому в дополнение к ежедневному рациону созданы особые поливитаминные комплексы, например, специально разработанный для здоровья глаз БАД к пище «ЛЮТЕИН-КОМПЛЕКС® Детский», в состав которого входят вещества, необходимые для нормального функционирования органов зрения у ребенка: лютеин, зеаксантин, ликопин, экстракт ягод черники, таурин, витамины А, С, Е и цинк. Тщательно подобранный с учетом потребностей органов зрения набор биологически-активных компонентов обеспечивает детским глазам антиоксидантную защиту и снижает риск развития глазных заболеваний у детей, что особенно важно в возрасте от 7-ми лет и старше, когда начинаются первые серьезные зрительные нагрузки в начальной школе. Комплекс выпускается в виде приятных на вкус жевательных таблеток.
Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.
Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.
- БАД. Не является лекарством
- Видео с YouTube по теме статьи:
Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6794-deti-s-narusheniem-zrenija.php
Консультация для родителей детей с нарушением зрения «как воспитывать ребёнка с нарушением зрения дома, в семье»
Консультация для родителей детей с нарушением зрения «как воспитывать ребёнка с нарушением зрения дома, в семье».
В настоящее время из года в год всё больше и больше растёт количество детей, имеющих нарушения зрения. Перед многими родителями, имеющими детей с нарушением зрения, нередко стоит вопрос: как же заниматься с ребенком дома? Чем и как ему помочь?
Родителям нужно научиться объективно оценивать возможности своего ребёнка – кстати, они не так уж малы. Большое значение для коррекции зрения детей имеет правильная организация жизни, занятий в домашних условиях.
Эмоциональное общение с мамой и папой, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка необычайно важны для ребёнка с нарушением зрения. В тоже время не стоит чрезмерно опекать ребёнка, предупреждать любое его желание.
Это может привести к тому, что ребёнок вырастет эгоцентричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окружающих.
Когда же возможности ребёнка переоцениваются, к нему предъявляются завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить — результат аналогичен предыдущему: ребёнок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.
Побольше общайтесь с ребёнком. Следите за тем, чтобы любое употребляемое вами слово было связано с конкретным предметом или явлением, обязательно объясняйте значение каждого слова. Во многих случаях нарушение зрения ограничивает возможности малыша подражать действиям взрослого, поэтому он не может самостоятельно усвоить многие навыки.
Постарайтесь выработать у своего ребёнка привычку выполнять различные действия в определённой последовательности, например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т.д. Не только сами проговаривайте все свои совместные с ребёнком действия, но постепенно учите этому и малыша.
Навыки, приобретённые путём неоднократных повторений, автоматизируются – это даёт ребёнку возможность выполнять их самостоятельно.
Чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретает ребёнок, чем больше узнаёт он о предметах и явлениях окружающего мира в дошкольном возрасте, тем легче будет ему адаптироваться к новым условиям и требованиям будущей школьной жизни.
У слабовидящих дошкольников по сравнению с нормально видящими развитие пространственной ориентировки протекает замедленнее и с значительными трудностями.
Связано это с ограничением у детей зрительной информации об окружающем, а также с неумением пользоваться при ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами.
Для организации обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве большое место следует отвести специальным дидактическим играм и упражнениям. Родители, желающие оказать помощь своим детям могут проводить такие игры в условиях семьи.
Слабовидящий ребенок не имеет возможности использовать зрительный контроль при выполнении своих действий поэтому:
- взрослому необходимо повторять действие столько раз, сколько это необходимо для усвоения ребенком процесса выполнения действий;
- необходимо использование совместного выполнения (взрослого и ребенка) задания;
- важно обеспечить переход от полного к частичному совместному выполнению задания, предоставляя ребенку все больше самостоятельности.
Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.
Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.
Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений. Катание на велосипеде также вполне доступно детям с нарушениями зрения и весьма полезно, но под контролем взрослых.
Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки.
Эти игры требуют от детей оценки глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними.
Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры: Бильярд, Футбол, Хоккей, с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удалённости объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними, развивать глазомер
Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.
Развивайте речь своего ребенка – учите его правильно называть окружающие предметы и действия с ними, четко проговаривать слова, грамотно строить фразы, говорить спокойно, не повышая без необходимости голоса.
Обращайте внимание ребенка на интонации, выразительность речи, на то, как в речи передать свое настроение, отношение к тому, с кем общаешься, к поступкам этого человека.
Объясните ребенку, что нужно уметь дополнять свою речь соответствующей мимикой и жестами, уместными в каждом конкретном случае. Продемонстрируйте это ребенку.
Учите своего ребенка вести себя дома, в гостях, в общественных местах в соответствии с этическими нормами: не быть назойливым при общении с окружающими, внимательно, не перебивая слушать других, спрашивать разрешения взять что-либо, не принадлежащее тебе, возвращать на место те предметы, которые брал, благодарить окружающих за помощь и т.д.
Ну и, конечно, же, обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект.
Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях.
«Нужны ли для их накопления специальные занятия и специально отведенное время?» — спросите вы.
Возможно, иногда возникает такая потребность, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего», не лениться разъяснять, показать, просто обратить внимание ребенка.
Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое «молочные продукты» — кефир, творог, сметана.
На обратном пути из магазина можно закрепить знания детей о молочных продуктах в игре. Мама говорит ребенку: «Давай я буду называть продукты, а ты будешь хлопать в ладоши тогда, когда я буду называть молочные продукты».
Сегодня у вас поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого.
Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д.
Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или «Что лишнее?», или «Найди отличия».
Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.). А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты», «Кто найдет больше диких зверей».
Игры тут могут быть различные, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интересно вашему ребенку. Необходимые знания ребенок с нарушением зрения получает и в процессе активной деятельности.
Не удивляйтесь, если он стремится разобрать новую машинку, не отмахивайтесь от его желания пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания.
Здесь уместно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет», «Из чего состоит предмет?», «Назови части» и т. д.
Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их наблюдательность.
Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала.
Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие.
Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно ребенку рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, солить, мариновать.
Всем детям с нарушением зрения полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.
Общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе.
Предлагайте ребёнку делать только то, что он на данном этапе своего развития он в состоянии выполнить. Если ребёнок отказывается от выполнения ваших заданий, не стоит заставлять его.
Постепенно подводите его к выполнению действий, настраивайте.
Заинтересовывать ребёнка, активизировать его внимание и желание поможет игровая ситуация, использование любимых игрушек («Мишка тоже будет делать это», «Собачка поиграет вместе с нами» и т.д.).
Если вы хотите улучшить зрение ребёнка, то подберите ему соответствующие игры и игрушки. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится и движется; полезны любые игры с использованием мяча; целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению.
Учтите: дети должны смотреть только специальные детские передачи. Длительность непрерывного просмотра или занятий дошкольника не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения — 2,0 — 5,5 м от экрана телевизора и 40 см от монитора компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном.
Приобрести навыки поведения в повседневной жизни детям с нарушениями зрения помогут следующие рекомендации:
- Родителям необходимо постоянно поддерживать интерес ребёнка к лечению, которое весьма продолжительно.
- Дети с патологией зрения неправильно понимают слова, так как слабо соотносят их с реальными объектами, поэтому им необходима квалифицированная логопедическая помощь.
- Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т. п.
- Обучая ребёнка какому-либо действию, необходимо многократно повторять его рука в руку, вырабатывая автоматизм. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.
Таким образом, уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать.
Наши дети требуют большей заботы, большего внимания, большего терпения, большей любви!
Всегда помните о том, что развивать своего ребенка должны именно Вы, родители! Не случайно в Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами своих детей и они, родители, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания.
ЖЕЛАЮ ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Источник: http://doshkolnik.ru/zrenie/18059.html
Помощь специалистов родителям детей с нарушениями зрения
Помочь родителям создать в семье условия, способствующие правильному развитию ребенка, могут офтальмолог, дошкольный педагог-дефектолог, специальный психолог, тифлопедагог, воспитатель и другие специалисты.
Прежде всего, им следует постараться проанализировать поведение членов семьи и выявить, какого типа позицию они занимают по отношению к своему ребенку и его дефекту, и если она неадекватна, попробовать изменить ее.
Педагог должен дать семье рекомендации, как проводить коррекционную работу с ребенком. Стимуляцию психического развития ребенка, имеющего патологию зрения, следует начинать с первых месяцев жизни малыша. Для этого родителям требуется наладить эмоциональный контакт с ребенком и всячески его поддерживать.
Необходимо обогащать опыт ребенка тактильными и кинестиче- скими ощущениями, менять положение тела младенца, проводить пассивно-активные упражнения с ножками, ручками, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям и сопровождая эти упражнения речью, пением, музыкой.
Такого малыша следует чаще брать на руки и разговаривать с ним. Таким образом он постепенно будет узнавать окружающих по голосу, шагам, по прикосновениям к нему. Недостатки психического развития, связанные со слепотой, могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов.
Поэтому нужно тренировать у малыша слух и кожное восприятие в процессе ежедневного ухода за ним, обогащая его жизненный опыт. Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт.
Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясняя их назначение.
Важно научить ребенка различать голоса, шаги, прикосновения близких для него людей, развивать у него эмоциональную привязанность. Особое значение имеет развитие моторики, ручных игровых действий со звучащими игрушками, используя специальные приемы воспитания слепых детей раннего возраста.
Прежде всего, родителям необходимо набраться терпения и не спешить.
Не следует стараться научить ребенка всему сразу, лучше двигаться маленькими шажками, поднимаясь по маленьким ступенькам.
При обучении следует опираться на сохранные органы чувств, остаточное зрение, включать речь. Объяснять все детально и научить ребенка сопровождать свои действия речью.
Начиная обучать действию, можно использовать следующие приемы:
- • руки ребенка лежат в руках мамы, производящих пассивные действия;
- • мама берет руки ребенка в свои и производит вместе с ним совместные действия;
- • ребенок сам производит действия, мама помогает при затруднении.
При обучении ребенка приемам пассивных и совместных действий лучше находиться позади ребенка на одном с ним уровне.
Помощь должна быть дозированной. Нельзя лишать ребенка инициативы и возможности получать радость от сознания, что он сделал что-то сам.
Обучение слепых детей несовместимо с постоянной спешкой, раздражением. И ребенок, и взрослый должны быть в хорошем настроении. Занятия должны быть интересными, увлекательными.
Следует как можно чаще поощрять ребенка словесно и тактильно. Это поможет ему обрести уверенность в себе.
Не следует часто менять обстановку, особенно в комнате ребенка, пока у него не выработались двигательные стереотипы ориентировки в данном помещении. Это поможет ему преодолеть боязнь пространства.
Нужно помочь ребенку налаживать контакты с окружающими, стараясь преодолеть крайности его поведения: повышенную стеснительность либо назойливость. При обучении и воспитании ребенка необходимо максимально использовать и развивать его остаточное зрение. Ребенка следует учить различать голоса близких, повторять ритмы и мелодии, стимулируя таким образом его психическую активность.
Особо важное значение при воспитании слепого ребенка имеет развитие активного осязания. Малыша следует учить ощупывать различные предметы, одновременно называя их и говоря об их назначении. Учить его совместно со взрослым пользоваться различными предметами, комментируя действия ребенка.
Известно, что выраженные дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, что определяет недостаточную произвольную моторную активность ребенка и общую медлительность.
На этом фоне у детей нередко возникают стереотипные движения в виде похлопываний, потряхиваний рук, малая психическая активность, медлительность, повышенная истощаемость, особенно выраженная у детей с органическим поражением центральной нервной системы. Такие дети больше других нуждаются в наблюдении психоневролога.
У слепых детей уже в первые годы жизни воспитывают восприятие частей собственного тела, формируют начальные пространственные представления.
Обучают детей показывать и называть части собственного тела, понимать и выполнять задания, требующие понимания расположения предметов в пространстве, а также местонахождение игрушек по отношению к себе.
В специально организованных играх ребенка просят встать впереди или сзади стола, положить предмет на стол и т. д.
Особенно полезны озвученные игрушки, а также игрушки с хорошо воспринимаемой на ощупь фактурой. Дети с дефектами зрения нуждаются в специальных занятиях по умственному и речевому развитию, по воспитанию движений и ощущений пальцев рук.
Раннее развитие речи ребенка с дефектами зрения помогает ему в формировании его интеллектуальных возможностей. Но при этом необходимо предупреждать многословие, лишенное смысла, «попугайную» речь, когда малыш повторяет высказывания взрослого, не понимая их значения.
Следует иметь в виду, что развитие игровой деятельности у ребенка с нарушениями зрения способствует формированию произвольности и регуляции психической деятельности.
Многие дети с дефектами зрения очень чувствительны к музыке, следует использовать эту их особенность в процессе обучения и воспитания. Для поднятия общего эмоционального тонуса ребенка, для развития его речи можно петь с ним песенки, разучивать стихотворения, сказки, но обязательно при этом объяснять их смысл. Следует избегать механического заучивания.
Некоторые дети с дефектами зрения боязливы, малоконтактны. Поэтому необходимо обогащать чувственный и практический опыт ребенка, постепенно вводить его в круг здоровых сверстников.
Уже в дошкольном возрасте готовят ребенка к обучению грамоте путем развития чувствительности пальцев рук. Слепых детей обучают грамоте с помощью специального точечного шрифта системы педагога Луи Брайля.
При этом образы букв и слов формируются на основе тактильного восприятия выпуклых точек. Каждая буква алфавита изображается различной комбинацией шести выпуклых точек.
В настоящее время в процессе обучения слепых и слабовидящих детей все шире используются современные достижения бионики и электроники.
Необходимо учить ребенка ориентироваться в своей квартире и передвигаться, ощупывая руками различные предметы, а также вдоль стены, спускаться и подниматься по лестнице.
Существуют различные технические средства, обеспечивающие ориентировку слепых в пространстве. Специалисты-тифлопедагоги подберут необходимые приспособления для ребенка.
- Развитие ориентировки в пространстве и свободного передвижения является основой для ознакомления детей с окружающим миром, расширения их кругозора и самостоятельности.
- При воспитании слепого ребенка очень важно научить его использовать слух, осязание рук и ног, а также остаточное зрение для восприятия окружающего мира и развития познавательной деятельности.
- Развитие моторики, физическое воспитание слепого ребенка имеет большое значение для формирования его личности и, прежде всего, таких качеств, как смелость, решимость, уверенность в себе, умение преодолевать трудности.
Ранний возраст и дошкольный возраст являются наиболее результативными для стимуляции зрительной функции при дефектах зрения. Остаточные зрительные функции необходимо постоянно использовать, несмотря на тяжесть дефекта зрения. Важное значение в коррекционной работе с ребенком с нарушением зрения имеет специальная логопедическая работа.
Она проводится поэтапно с учетом уровня сформированности речи. При проведении логопедической работы следует избегать в речи ребенка вербализма и эхо- лалии. Логопед отвечает за специальный подбор дидактического материала соответствующей величины, объема и окраски, использование рельефных картинок и специальных наборов игрушек для тактильного опознания.
Родителей слепого ребенка специалисты научат:
- • постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (показывать, рассказывать об их внешнем виде, свойствах, назначении);
- • предоставить ребенку возможность для обследования предметов, разных по назначению, фактуре и т. д.;
- • привлекать его к выполнению домашних дел — для обогащения сюжетной и творческой игры и трудового воспитания ребенка;
- • заинтересовать ребенка игрой в хватание, дерганье, отталкивание подвешенных погремушек, доставляющих ребенку удовольствие от новых осязательных и слуховых впечатлений. Показать ребенку, как найти игрушку, передвигая руку ребенка по поверхности стола и называя игрушки.
С 2 лет можно знакомить с сюжетными игрушками. Малыша надо познакомить с куклой. Эта модель человека поможет более четко представить соотношение частей тела человека. Можно научить ребенка обхватывать мяч, поднимать над головой надувной мяч, бросать его. В мяч можно насыпать немного крупы, чтобы ребенок по звуку мог узнать, когда он коснется пола.
Научить ребенка элементарным предметным действиям. В дальнейшем ребенка обучают использованию предметов-заместителей.
Навыкам самообслуживания и личной гигиены ребенок не может научиться по подражанию. В случае отсутствия зрения надо направленно и терпеливо учить этому ребенка. Необходимо, чтобы все предметы обихода и личные вещи малыша, игрушки лежали на определенном месте.
Важно, чтобы мать была внимательна к поведению ребенка и знала способы выражения им неудовольствия. При приучении к горшку надо четко отслеживать время высаживания, не оставлять ребенка на горшке одного и не заставлять его сидеть на нем долго. Ко 2-му году слепой ребенок в состоянии овладеть навыками туалета.
Для полноценного развития ребенка с глубоким нарушением зрения необходимо вести постоянную целенаправленную работу по ознакомлению его с окружающим миром.
Нужно, чтобы родители рассказывали ребенку о том, что находится и происходит вокруг него. Следует наводить ребенка на вопросы, рассказывать ему о форме, цвете и назначении предметов. Ознакомление с предметом происходит через осязание, которому придается направленный характер.
Чтобы ребенок мог обнаружить предмет, следует направить его руку в сторону предмета до касания с ним. Можно взять руку ребенка в свою и помочь ему «рассматривать», чувствовать вещи.
Необходимо, чтобы ребенок мог знакомиться с размерами, формой, весом, основными особенностями поверхности (твердый, гладкий, мягкий, шероховатый), дать почувствовать температуру.
Так как ребенок с глубоким нарушением зрения не имеет постоянного осязательного контакта с предметом, которым пользовался раньше, последний как бы перестает для него существовать при прекращении контакта. При помощи соответствующих упражнений надо дать понять ребенку, что это не так.
К двум годам рекомендуется знакомить ребенка с обстановкой квартиры, дома. Следует подвести малыша к каждому предмету и дать возможность внимательно его «осмотреть». Взрослый показывает, как открываются дверцы шкафа, показывает вешалку, полки, выдвижные ящики, вещи, которые там хранятся. И так поочередно каждую комнату, кухню.
Заранее нужно готовить ребенка к новым для него ситуациям и ощущениям. Например, малыш может испугаться, прикоснувшись к холодному, горячему, липкому, это может повлечь за собой утрату естественного любопытства. Можно использовать такое упражнение: налить в одну банку горячую воду, а в другую холодную воду и дать ребенку дотронуться до каждой.
Затем он сам должен найти банку с холодной водой и горячей.
При отсутствии зрения у ребенка трудно формируются представления о величине предметов. Для малыша исходным при сравнении величины будет собственное тело. Сравнивая свою руку с рукой малыша, мама может сказать: «Моя рука большая, а твоя маленькая». Ребенок, проводя своей рукой по маминой, почувствует разницу.
Можно показать ему стул и детский стульчик, большую кровать и маленькую. Не надо забывать и о тренировке обоняния. Следует знакомить ребенка с сильно пахнущими предметами. Проходя мимо булочной, аптеки, парикмахерской, нужно поговорить о них с ребенком. Это поможет ему в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
Основными направлениями в работе педагогов детского сада с семьей детей с глазной патологией являются:
- • изучение особенностей семейного воспитания ребенка;
- • разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи ребенку;
- • просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях развития детей со зрительной патологией и методах коррекционно-развивающей работы с ними;
- • разработка на дифференцированной основе системы взаимодействия с семьями воспитанников с целью коррекции детско- родительских отношений.
Работники специализированных садов должны помогать родителям детей с патологией зрения понять особенности возрастного и личностного развития их детей, влияние дефекта зрения на общее психофизическое развитие, овладеть конкретными методами помощи своему ребенку.
Необходимо обеспечивать такие семьи специальной литературой по проблемам воспитания детей с сенсорной недостаточностью.
Работа должна проводиться совместно с врачом-офтальмологом, под наблюдением которого находится ребенок. Родители должны следить и выполнять все рекомендации, особенно по зрительной нагрузке, которую назначил врач.
Совместные занятия родителей и их детей помогают сформировать в дальнейшем у малышей важные личностные качества: уверенность, настойчивость, выдержку, терпение, целеустремленность.
Игры незрячего ребенка требуют постоянного участия взрослого и способствуют их общению и приобретению опыта коммуникативной деятельности.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте будет положено начало тому познанию мира, которое, продолжаясь и в школьном возрасте, поможет незрячему ребенку стать полноценным членом общества, активным участником многообразной жизни вокруг него. И главная роль в этом процессе принадлежит родителям.
Источник: https://studref.com/581548/pedagogika/pomosch_spetsialistov_roditelyam_detey_narusheniyami_zreniya
Как помочь детям с нарушением зрения
Родившись, малыш попадает в яркий мир красок, звуков, запахов, движений и тактильных впечатлений. Все эти ощущения становятся базой его развития. Слух является базовым для развития речи, а зрительная информация, совместно с другими, — основой мышления.
Основную информацию об окружающем мире дети получают до трех лет, и более 90 % этой информации — с помощью зрения. Вот почему важно поговорить сегодня о зрительном анализаторе, конкретно о его периферическом отделе — глазе и о нарушениях зрения, связанных с ним.
Чаще всего встречаются такие формы зрительной недостаточности, как амблиопия и косоглазие, близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), близорукий и дальнозоркий астигматизм, нистагм. У преобладающего большинства детей эти нарушения — врожденные.
Даже небольшое снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвета окружающих предметов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый, сняв очки, все равно отличит по очертаниям один предмет от другого — у него есть опыт и знания.
У маленького ребенка практически нет зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их. Вот почему малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним находится, предметом или это просто цветовое пятно. Только многократно воспринимая предметы, малыш начинает их выделять.
Характерной особенностью при нарушении зрения являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей. Ребенок, получающий нечеткую зрительную информацию об окружающем мире, не уверен в своих движениях, снижается его двигательная активность, нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, возможны нарушения осанки.
Могут быть ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие действительности, окружающих. Следовательно, такие дети с раннего возраста нуждаются в дополнительных занятиях по развитию зрительного восприятия.
Среди детей с синдромом Дауна многие имеют то или иное нарушение зрения. И родители должны очень внимательно отнестись к этому. Если окулист уже поставил свой диагноз, вы и педагог знаете, что нужно предпринять для предотвращения вторичных нарушений. Но бывает и так, что педагог давно обратил внимание родителей на возможное нарушение зрения и предложил им сходить к врачу, а визит все откладывается. Следовательно, откладывается и коррекционная работа.
Если малышу, особенно с миопией или косоглазием, выписаны очки, то их обязательно нужно носить. Возможно, вам придется потратить много сил и терпения, но дело того стоит.
Несколько советов, как можно приучить ребенка носить очки:
° Очки должны быть удобными и соответствовать конфигурации и размерам лица. Очки не должны давить на виски и переносицу, иначе у ребенка может появиться головная боль. ° Чтобы очки хорошо держались — заушники должны быть закругленными. ° Прикрепите к заушникам резиночку, тогда ребенок не сможет сбросить очки на пол.
° Начните заранее носить очки сами. Мама, папа, бабушка в очках — это так интересно. ° Надевайте игрушечные очки на любимого мишку, куклу и т. п. Детям с миопией и косоглазием пользоваться очками следует преимущественно на улице и на занятиях при рассматривании удаленных предметов.
На время чтения, письма, рисования и игр с мелкими предметами на столе очки можно снимать.
При миопии: желательно, чтобы игрушки были крупного размера, спокойных тонов, используйте желтые и зеленые цвета. Учтите, что ребенок с близорукостью быстро устает, зрительная нагрузка должна быть щадящей. Все зависит от возраста. В дошкольном возрасте это может быть 10-15 минут интенсивной зрительной нагрузки, например, нанизывание бисера или чтение мелкого текста.
При гиперметропии: игрушки должны быть ярко-желтого, оранжевого цвета (если у малыша нет повышенного внутричерепного давления), рисунки нужно держать подальше от глаз. Расстояние зависит от остроты зрения и может быть рекомендовано окулистом.
При сходящемся косоглазии: нужно следить, чтобы во время занятия ребенок не склонялся над столом. Предлагайте ребенку книги и картинки на подставке. Рисовать лучше на мольберте или на стене.
При расходящемся косоглазии: детям нужно рассматривать книги, картинки на столе. Рисовать также лучше на столе.
Несколько слов о цветовом зрении. Первые два месяца ребенок предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры в черно-белом варианте. По данным профессора Е.И. Ковалевского «первая более или менее отчетливая реакция на красные, желтые и зеленые цвета появляются у ребенка к первому полугодию его жизни». Помните, что если новорожденный постоянно находится в помещении с плохой освещенностью, то развитие цветоощущения задерживается. Для правильного развития цветового зрения необходимо позаботиться о хорошей освещенности и с раннего возраста привлекать внимание детей к ярким игрушкам, вешая их на расстоянии 30-50 см от глаз и меняя их цвета. (Близко подвешенные игрушки могут способствовать развитию косоглазия.) После трех месяцев игрушки должны висеть так, чтобы малыш мог дотянуться до них, так зрительный образ игрушки пополнится тактильной информацией.
Е.И. Ковалевский утверждает, что «детские гирлянды должны иметь в центре желтые, оранжевые, красные и зеленые шары, а шары с примесью синего, синие, белые, темные необходимо помещать по краям».
Что нужно помнить:
° Играя с ребенком, соотносите свою позу и расстояние со зрительными возможностями ребенка ° При нарушении зрения игрушки должны быть более яркими за счет увеличения контрастности и подбора цветов в зависимости от нарушения зрения. ° Не забывайте, что человек — лучшая и самая любимая игрушка ребенка.
Не оставляйте малыша надолго одного, поместите ребенка так, чтобы он мог видеть и слышать вас. ° Перекладывайте ребенка в кроватке так, чтобы он, разглядывая комнату, должен был поворачивать голову то вправо, то влево. ° Если ребенок не заинтересовался игрушкой, поместите ее перед своим лицом.
Через некоторое время перестаньте говорить с малышом, смотреть ему в глаза и улыбаться, тогда он постепенно сосредоточится на игрушке. ° При игре в «ку-ку» используйте ткань, которая резко контрастирует с вашим лицом, волосами. Ребенок должен понимать, что ваше лицо укрыто. Если это нужно — говорите с ребенком.
° Параллельно с работой над зрительным восприятием надо работать над слуховым и тактильным восприятием.
Ребенку с нарушенным зрением подходят обычные игрушки, соответствующие возрасту. Их можно подобрать и использовать, опираясь на рекомендации врача, педагога и советы, помещенные выше.
Несколько приемов, стимулирующих зрение ребенка:
· Ухаживая за ребенком, постарайтесь привлекать его внимание к своему лицу, поговорите с ним, улыбнитесь. Убедившись, что малыш смотрит на вас, медленно покачайте головой из стороны в сторону, чтобы он мог прослеживать ваши движения.
· Наденьте на бутылочку черно-белый чехол, можно использовать полосатый носок. При кормлении кладите ребенка то на правую, то на левую руку, сохраняя тем самым естественную схему кормления, что стимулирует поворот головы ребенка в правую и левую сторону.
· При кормлении можно надевать яркую косыночку, привлекая внимание малыша к лицу матери. · Если члены семьи будут носить яркую, хорошо различаемую одежду, ребенок сможет прослеживать их передвижение по комнате.
· Нарисованное на картонной тарелке лицо — один из самых привлекательных для младенца предметов. Можно прикрепить его к кроватке, периодически меняя его место расположения.
Благодаря зрительной стимуляции вы развиваете не только зрение ребенка, но и его внимание, память, предметный и социальный опыт, что, безусловно, полезно.
Источник: https://materinstvo.ru/art/4998
Воспитание в семье ребенка с нарушениями зрения
«Воспитание в семье ребенка с нарушениями зрения”
Родители переживают сильное потрясение, когда узнают, что у ребёнка патология зрения. Нередко они начинают обвинять себя в заболевании ребёнка, не знают, что предпринять. Испробовав все возможности, и, потеряв надежду на излечение ребёнка, родители отчаиваются.
Но, как это не трудно, необходимо примириться с ситуацией, найти в себе силы для выхода из стрессового состояния, преодоления отрицательных эмоций и оказания помощи своему ребёнку.
Он нуждается в поддержке и направляющем воздействии своих родителей в гораздо большей степени, чем нормально развивающийся ребёнок.
Между тем, родители не могут оказать своему ребёнку необходимую ему психологическую и педагогическую помощь, т.к. не знакомы с особенностями развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения.
Как правило, родители действуют интуитивно, и весьма неудачно, в воспитании ребёнка. Чаще ограничиваются уходом за ним, не уделяя внимания развитию ребёнка.
В результате к моменту поступления в школу оказывается, что ребёнок не готов к этому ни психологически, ни физически.
Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учётом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая сеть специальных дошкольных учреждений, групп позволяет осуществить этот процесс.
В них принимаются дети от 2 до 7 лет. Работают здесь учителя-дефектологи, психологи, воспитатели, владеющие методиками воспитания детей с патологией зрения.
Немаловажно и то, что дети находятся под постоянным наблюдением и контролем врача-офтальмолога, проходят курс назначенного им лечения.
Необходимость пребывания ребёнка с нарушенным зрением в специальном дошкольном учреждении, группе с раннего возраста обусловлена тем, что зрительная депривация тормозит его психофизическое развитие, вносит значительное своеобразие в познавательную деятельность, поведение и общение.
Экспериментальные наблюдения и педагогическая практика показали, что дети данной категории, воспитывающиеся в названных дошкольных учреждениях, группах, значительно лучше подготовлены к обучению в школе, чем те, кто воспитывался в условиях семьи.
Так, в первом случае, у детей есть необходимые навыки в самообслуживании, в различных видах игровой и учебной деятельности, у них сформирована связная речь.
Дети умеют рационально пользоваться своим нарушенным зрением, владеют также приёмами познания окружающего мира с помощью сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния и т. д.). И, что особенно важно, дети имеют опыт общения со своими сверстниками и взрослыми.
Сформированные у детей умения и навыки позволяют им успешно адаптироваться к новым условиям, положительно сказываются на их дальнейшей учебной деятельности.
Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребёнка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей.
Подчас, стесняясь того, что ребёнок их не такой, как другие дети, родители никуда не ходят с ним, тем самым лишая его общения со сверстниками, а также возможности получения информации об окружающем мире.
Как правило, это тормозит развитие личности ребёнка, приводит к искажению его представлений об окружающем.
Между тем родители ребёнка с патологией зрения должны стать активными участниками игр своего ребёнка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать их поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребёнок с нарушением зрения общается с наиболее старшими нормально видящими детьми.
Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребёнка, понимание его
реальных возможностей. Следует предлагать ребёнку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребёнок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого.
В случаях отказа ребёнка от предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребёнка, постепенно подвести к этому. Что бы заинтересовать ребёнка, необходимо создать игровую ситуацию. Для этого рекомендуется использовать хорошо знакомые детям игрушки (мишку, куклу, зайчика).
Например: “Мишка будет с нами играть”, “Мишка тоже будет делать с нами”, “Кукла будет смотреть, как мы делаем”, “Зайчик поиграет вместе с нами” и т.д. использование родителями в обучении ребёнка его любимых игрушек создаёт положительный эмоциональный настрой, активизирует действия ребёнка.
Для ребёнка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищённым.
В тоже время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребёнка. Это приводит к тому, что ребёнок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.
Необходимо формировать у ребёнка с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности, начиная с самых элементарных: пользоваться туалетом, умываться, принимать пищу, играть.
Родители должны понять, что в отличие от нормально видящих сверстников, ребёнок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых.
Ребёнок с низкой остротой зрения, в силу искажённого зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности видеть всё чётко, в полном объёме, со всеми деталями.
Поэтому, чтобы научить маленького ребёнка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям необходимо сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др.
анализаторов), показать ребёнку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия с ней можно производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребёнок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.
Некоторые рекомендации по воспитанию и обучению маленького ребёнка с нарушением зрения:
- Больше разговаривайте со своим ребёнком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать ребёнку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребёнку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен.
- Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращённые к ребёнку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной, как правило, детям с нарушением зрения. Учите своего ребёнка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
- Воспитывайте у своего ребёнка привычку выполнять различные действия в определённой последовательности.
- Всё, что вы делаете вместе с ребёнком, проговаривайте.
- Не только сами проговаривайте все свои и совместные с ребёнком действия, но и учите этому ребёнка.
- Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (т.е. на ощупь).
- Обследование всех предметов проводите с ребёнком от основных частей к деталям.
- Обращайте внимание ребёнка на различные признаки и качества предметов.
- Учите ориентироваться на собственном теле. Ребёнок должен знать названия частей своего тела и их расположение.
- Упражняйте в различении предметов по форме, цвету, величине.
- Научите ребёнка ориентироваться в микропространстве.
- Родители должны знать, что низкое зрение делает маленького ребёнка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребёнка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребёнку успешно выполнить то, что вы от него требуете.
Источник: https://sad27gomel.schools.by/pages/vospitanie-v-seme-rebenka-s-narushenijami-zrenija