Уход за младенцем – тяжёлая задача, требующая немало знаний и усилий. Особенно тяжело приходится молодым мамам, ведь они впервые сталкиваются с заботой о ребёнке, и не осознают, как понять новорождённого. Со временем родители приобретут уверенность в своих действиях. Чтобы начать лучше понимать поведение грудничка, ознакомьтесь с нашей статьёй.
Связь между мамой и ребёнком
Каждая женщина понимает состояние своего крохи на бессознательном уровне, поскольку в период беременности мама ощущает толчки и шевеления малыша, даже может прощупать его тельце. Вся информация о внутриутробной жизни сохраняется.
Но теперь вы можете держать кроху на руках, и распознавать его желания и эмоции по звукам и мимике. Ребёнок начинает демонстрировать навыки коммуникации уже в 1.5 месяца – он улыбается, смотрит в глаза. С этого момента устанавливается диалог между мамой и малышом, и наступает полное взаимопонимание.
Почему малыш плачет?
У младенцев плач является единственной возможностью передачи информации родителям. Для того, чтобы кроха вырос психологически здоровой личностью, необходимо всегда реагировать на плач ребёнка.
Слёзы младенца всегда сигнализируют о какой-то потребности либо боли. Чем скорее мама придёт к крохе, тем быстрее выявит и предупредит возможные проблемы со здоровьем.
Как понять, что беспокоит новорождённого
К основным факторам, провоцирующим слёзы ребёнка относят:
- голод;
- жажду;
- страх;
- боль;
- дискомфорт;
- перегрев;
- усталость;
- отсутствие мамы.
Рассмотрим причины плача подробнее.
Потребность в телесном контакте
Младенцы – беззащитные создания, которые боятся оставаться одни, они нуждаются в постоянном присутствии мамы. Это даёт им чувство защищённости и стабильности.
Они часто плачут, желая, чтобы их взяли на руки. Таким образом дети чувствуют материнское тепло, которое дарит им положительные эмоции.
Первое, что нужно делать с новорождённым, когда он плачет, – взять на руки. Если малыш сразу успокоился, значит ему не хватало телесной связи с мамой.
Вы должны чаще обращаться к малышу, смотреть на него, улыбаться. Подобные действия способствуют совершенствованию слуха, зрения и речевых умений.
Дети также требуют присутствия мамы, когда чего-то пугаются: громких криков, стуков, чужого человека. При этом они громко и продолжительно плачут. В эти моменты нужно обнять ребёнка, дать почувствовать себя защищённым.
Физиологические потребности
Ребёнок постоянно плачет, когда голоден. Детей первого года жизни нужно кормить по требованию – когда они плачут. Со временем вы наладите чёткий режим кормления, и будете знать, когда малыш захочет есть.
Некоторые мамы не знают, как понять, что новорождённый наелся, и кормят его чаще и больше. Делать этого не стоит, так как можно нарушить процессы пищеварения, вызвав ряд проблем. Если ребёнок наелся, он выплюнет грудь либо бутылочку, отвернётся от неё.
Чтобы понять, что ребёнок не наедается, также не нужно иметь много опыта. Грудничок голоден, если тянет руки в рот. Кроха начинает плакать и капризничать уже через пол часа после кормления, дайте ему молока, и он успокоится.
Чтобы не допускать подобных ситуаций, увеличьте объём молока для разового кормления. Также следите за прибавкой в весе: за неделю малыш должен набирать около 120 граммов.
Не забывайте про воду. Младенец может хотеть пить и сильно плакать, ведь он не способен объяснить это маме. Регулярно поите ребёнка кипячёной водой.
Малыши до полугода нуждаются в комфортном и продолжительном сне. Поэтому детские капризы могут свидетельствовать о желании отдохнуть.
Не все дети засыпают самостоятельно, мамам приходится носить их на руках и укачивать. Выберите подходящий ритуал отхождения ко сну уже сейчас, ребёнок запомнит его, и начнёт быстрее засыпать.
Также следите за состоянием подгузника. Ребёнок не сможет полноценно поспать в мокром наполненном памперсе.
Сильный плач также может свидетельствовать о том, что кроха замёрз. Потрогайте его ручки и ножки, если они прохладные, оденьте ребёнку что-нибудь тёплое.
Но не нужно кутать малыша, так как перегрев способен спровоцировать развитие заболевания либо появление сыпи. Во всём нужна мера.
Болезненные состояния
Большинство деток первых трёх месяцев жизни испытывают кишечные колики. Это объясняется недоразвитостью ферментативной системы, что ведёт к скоплению газов в кишечнике.
Понять, что у новорождённого колики, можно по сильному плачу, увеличенным параметрам живота, малыш прижимает ножки к животу, сжимает кулачки.
Чтобы облегчить состояние крохи, нужно:
- массировать животик лёгкими движениями;
- укладывать малыша на животик для лучшего отхождения газов;
- поить травяным чаем;
- давать средства, уменьшающие газообразование и стимулирующие перистальтику;
- применять газоотводную трубку.
Если мама кормит грудью, то необходимо тщательно подбирать продукты питания для себя, чтобы не ухудшить состояние крохи.
Самой неприятной причиной плача ребёнка являются различные болезни. Молодые мамы иногда не могут определить, что младенец заболел. Поэтому при любых подозрениях на патологию обращайтесь к педиатру.
Несмотря на то, что дети до 6 месяцев редко болеют, так как «снабжены» материнской иммунной защитой, риск заразиться всё же существует. При посещении общественных мест, наличии старшего брата либо сестры, частых визитах гостей ребёнок может заболеть.
К основным признакам недомогания у грудничка относят повышение температуры тела (выше 37,5 градуса), ринит, кашель, слезотечение. Помимо простуды, высокая температура и насморк у ребёнка могут указывать на прорезывание зубов.
У некоторых детей первый зуб начинает прорезываться уже в 4 месяца. Состояние также может сопровождаться диареей, рвотой. У каждого малыша этот процесс протекает индивидуально.
Действия мамы
Первое, что должна сделать мама при плаче ребёнка, – взять его на руки. Таким образом устраняется самая частая причина капризов – желание телесного контакта с мамой.
Если малыш продолжает плакать, возможно он просит поесть, попить либо хочет поспать. Если кроха не унимается, смените ему подгузник, проверьте наличие опрелостей.
Постоянно плачущий малыш вынуждает маму испытывать стресс и напряжение. Женщина не знает, что делать, и впадает в отчаяние.
Следует быть готовыми к непредсказуемому поведению маленького человечка, ведь:
- ребёнок может не прекратить капризничать, даже если для этого вы сделаете всё возможное;
- некоторые малыши постоянно плачут на протяжении первого года жизни;
- плач может так же внезапно закончиться, как и начаться независимо от предпринимаемых вами действий;
- обычно дети начинают плакать без причины в конце дня.
Успокаивая своё чадо, важно быть уравновешенным самому. Дети чувствуют состояние взрослого человека, и могут капризничать в ответ на раздражённость и нервозность родителей.
Если малыш не унимается, вызовите педиатра на дом. Подобная реакция крохи может свидетельствовать о развитии заболевания. Чем раньше выявить источник плача, тем скорее настанет облегчение.
Психологи советуют петь новорождённым песни, колыбельные, включать классическую музыку. Успокаивающие мелодии способствуют расслаблению, снятию тревожности. Установлено, что ежедневное прослушивание классических произведений улучшает физиологическое и психологическое развитие детей.
Некоторые мамы, боясь избаловать своё чадо, не подходят к нему, если он плачет. Такое поведение неприемлемо, ведь новорождённые беспомощны.
Иногда плач может указывать на серьёзную проблему – малыш упал, срыгнул, запутался в одеяле. Вы должны полностью контролировать ситуацию, следя за состоянием младенца. А к воспитательным моментам нужно прибегать немного позже.
Заключение
Если вы хотите осознать, как понять младенца, просто чаще берите его на руки, дарите ему своё тепло.
Вскоре вы научитесь понимать все желания своего малыша, ведь вы – его самые близкие люди. Помните, что груднички не плачут просто так, капризы всегда указывают на какую-то потребность.
Источник: https://its-kids.ru/kak-ponyat-novorozhdyonnogo.html
Что чувствует новорожденный
Для малыша очень важны прикосновения мамы.
Перед появлением на свет малыш долгое время находился в теплом убежище, где ему было спокойно под равномерный стук маминого сердца. На протяжении нескольких месяцев ничего в его окружении все было стабильно.
Сразу после рождения он оказывается в совершенно иных условиях: резко меняется температура окружающей среды с 37 градусов до комнатной температуры, ребенок начинает чувствовать вес собственного тела, слышать резкие звуки, видеть свет, самостоятельно дышать. Новорожденному приходится нелегко принять эти изменения, и он засыпает на несколько часов, адаптируясь во сне к новым условиям. После рождения ребенку жизненно необходим телесный контакт с мамой, только она сможет придать ему уверенности в том, что все хорошо и что новый мир безопасен. Мама успокаивает своим запахом, привычным сердечным ритмом, звуком голоса и теплом.
Теперь поговорим о том, что чувствует новорожденный, как органы чувств реагируют на воздействия и как они развиваются в первый месяц
Зрение новорожденных
В первое время после рождения ребенок способен видеть на расстоянии 20-30 сантиметров. Природа ограничила круг обзора для того, чтобы малыш не испытывал стресса, и видел только самое необходимое для выживания – лицо мамы.
Первые дни ребенок не может фиксировать взгляд и быстро переводит глаза с одного места на другое.
К концу первого месяца малыш уже начинает различать цвета и учится фокусировать зрение, на втором месяце малыш уже видит на расстоянии до 50 см и задерживать взгляд на 20-25 секунд.
Слух
Сразу после рождения малыш способен различать звуки, особенно громкие и резкие – он поворачивает на эти звуки головку. Но полностью слуховой аппарат разовьется только к году.
Лучше всего ребенок воспринимает и выделяет звук голоса матери. Новорожденным и даже малышам постарше больше нравятся высокие звуки, чем басы. Лучшие звуки – это голоса его родных и близких.
Источник звука ребенок учится определять только к началу второго месяца.
Обоняние
Ребенок способен различать запахи, и он безошибочно узнает мать именно по тому, как пахнет ее кожа и материнское молоко. К 2-3 месяцам ребенок уже сформирует отношение к запахами, и будет показывать, что какие-то запахи ему приятны, а какие-то – нет.
Осязание
Так как слух и зрение после рождения еще не до конца сформированы, то полную картину мира малыш формирует благодаря осязанию. Тактильная чувствительность помогает ориентироваться, испытывать новые ощущения, обогащать свой опыт. Для ребенка очень важны прикосновения мамы, поэтому надо как можно чаще гладить и трогать его.
Благодаря тактильному восприятию ребенок может чувствовать температуру (тепло и холод) и боль. После рождения осязание сильнее всего развито на губах и языке, и только позднее он начинает исследовать мир пальчиками. Все мы знаем, как любят малыши что-нибудь взять в рот, в том числе одежду или пеленку.
Одежда и пеленки новорожденного должны быть мягкими и натуральными, чтобы не вызывать дискомфорта при соприкосновении.
Вкус
Ребенок очень хорошо чувствует вкус при помощи вкусовых рецепторов, он различает сладкое и соленое, воспринимает изменение вкуса материнского молока. Отмечено, что если мама во время беременности ела пищу с ярким вкусом, например, с чесноком, то эту же пищу можно есть и при грудном вскармливании – малышу будет нравиться привычный вкус.
Особенности чувств малышей после рождения в первый месяц
Малыши хорошо слышат и чувствуют прикосновения.
Малыши быстро адаптируются, но в первое время ваш ребенок чувствует примерно так:
- видит свет и тень, расплывчатые очертания предметов на расстоянии 20-30 см,
- слышит, но не осознает значения звуков. реагирует на громкий резкий звук,
- воспринимает мамин голос как успокаивающий,
- развитое обоняние, отличает запах мамы,
- отличает вкус сладкого, соленого, горького,
- тактильные ощущения развиты неравномерно, не любит холодное и твердое, нравится теплое и мягкое,
- плохая терморегуляция, ребенок чувствителен к перегреву,
- мышцы недоразвиты и плохо управляемы,
Самое главное, что все органы чувств у новорожденного настроены таким образом. чтобы он мог обеспечить себе быстрое развитие и рост.
Малыш вполне способен сообщить миру о том, что ему нравится, а что – нет, он отличает полезное воздействие от плохого и сообщает об это взрослым громким криком.
Органы чувств настроены так, чтобы воспринимать и анализировать только необходимую информацию, а все лишнее отсекается, давая пространство для развития.
Комфортные пеленки и одежду со швами наружу для самых маленьких можно приобрести в нашем магазине на www.bagli.ru.
Источник: https://bagli.ru/chto-chuvstvuet-novorozhdennyi/
Развитие ребенка: 1 месяц: комплекс оживления
Младенец становится все больше похож на детей с обложки глянцевых журналов. Исчезают послеродовая отечность, кожа расправляется, проходят большинство транзиторных состояний кожи новорожденного (токсическая эритема, младенческие акне, милии, физиологическая желтуха).
Наталья КалининаРебенок лысеет ;)))Вот расскажите мне пожалуйста почему грудничок лысеет? Серьезно.
Дочка родилась достаточно волосатая. Я обрадовалась ТК у папы ее просто шапка из волос.
Думала хотя бы вторая взяла волосы мужа- первая дочка родилась лысая практически и сейчас волосы тонкие ТК блондинка .
Вторая как я сказала достаточно волосатая ( особенно в сравнении с первой дочкой). И чем больше росла тем меньше становится волос. Сейчас ей через неделю будет 5 месяцев.
И она почти лысая я понимаю что они вытираются на затылке. С этого началось, потом по кругу головы( она крутит ей именно по кругу) но сейчас и на макушке головы практически ничего, так уж никак нельзя вытереть волосы.
Фото прилагаю
46
К одному месяцу ребенок сам формирует своеобразный режим. У него уже достаточно четко выделены периоды бодрствования, еды и сна. Малыш активен около 40-60 минут, после чего достаточно быстро утомляется и засыпает.
Дети в этом возрасте не различают еще день и ночь. Они еще не выработали свои циркадные ритмы. Помните, что желудок ребенка слишком мал и быстро переваривает грудное молоко или смесь. Именно поэтому малыш может просыпаться ночью каждые 2-3 часа.
Если вам посчастливилось, и ребенок спит более трех часов подряд ночью, то не нужно его будить для кормления (если для этого нет никаких медицинских показаний). Если малыш ночью просыпается и не хочет снова засыпать после кормления, то можно с ним поиграть, но при этом не включать свет. Так он со временем привыкнет различать ночь-день.
Кроме того, у ребенка, как и у взрослого, есть две фазы сна. И у месячных детей преобладает фаза поверхностного сна над глубоким, поэтому они могут легко просыпаться.
Желудочно-кишечный тракт малыша уже адаптировался к новому типу питания. Даже если у него еще есть младенческие колики, то вы уже поняли, что это состояние самопроходящее, и его нужно пережить. За первый месяц дети в среднем прибавляют в весе 600-1000 г. Кто-то может прибавить больше, а кто-то – меньше, но важно понимать, что прибавка веса должна быть обязательно.
При грудном вскармливании до сих пор сохраняется кормление по требованию, но младенец уже учится сам формировать собственный режим.
Помните, что ребенок может заглатывать воздух во время кормления. Если он уснул на груди, то нет никакой необходимости его будить и носить столбиком. Малыш отрыгнет воздух, когда проснется.
Если ребенок получает смесь, то его нужно кормить на руках под углом примерно 450, чтобы он мог выпустить воздух во время кормления. В этом случае тоже не нужно держать детей столбиком после кормления, лучше, если они будут находиться некоторое время на руках под углом в 450.
♦ Появляется гуление. Он учится издавать звуки, отличные от плача.
♦ Умеет фиксировать взгляд на ярких контрастных предметах, а лучше всего – на вашем лице.
♦ Умеет выделять маму из всех других взрослых.
♦ Держит голову несколько секунд в положении на животе.
♦ Активно двигает руками и ногами. К концу месяца начинает уходить физиологический гипертонус.
Младенец уже учится улыбаться в ответ на вашу улыбку или просто тогда, когда вы склоняетесь над ним. Он пытается копировать вашу мимику, и иногда у него это даже получается. Чем чаще вы будете улыбаться, тем больше улыбок получите в ответ.
Самостоятельные осознанные движения ребенка только начинают формироваться. Лежа на животе, он уже умеет удерживать несколько секунд голову, но потом снова утыкается в кровать. Если его держать вертикально, то он так же неплохо уже умеет держать голову.
Активное движение во время бодрствования способствует более быстрому развитию младенца. Поэтому в период бодрствования ребенка не нужно его ни в коем случае пеленать. Выкладывание на живот на достаточно жесткую поверхность способствует развитию моторных способностей детей.
Ребенок уже умеет удерживать внимание на ярких предметах и игрушках. Может недолго следить за двигающимся предметами. Время игры в этом возрасте составляет порядка 2-3 минут.
Вы можете перемещать яркую игрушку недалеко от глаз ребенка, так, чтобы он удерживал ее в поле зрения. Можно просто корчить рожицы и наблюдать за его реакцией. Иногда можно подносить ребенка к зеркалу и наблюдать как тот реагирует на свое отражение.
Все дети – эмпаты. И чем младше ребенок, чем сильнее его связь с мамой, тем четче он улавливает все ее эмоции. Старайтесь как можно чаще улыбаться малышу, дарите ему своё позитивное настроение, и он ответит вам тем же.
Источник: https://deti.mail.ru/calendar/childgrowth/1_mesyac/
Что понимает младенец?
До тех пор, пока ребенок не вступает в вербальный контакт или хотя бы способен выполнять наши словесные инструкции или определенно реагировать на наши слова, нам трудно судить о том, какие выражения он понимает. Большинство родителей полагает, что младенец еще не понимает их совсем. Так ли это?
Когда моей дочери было месяцев семь или восемь, нам с женой показалось, что у нее искривлены ножки. Это вызвало у нас сильное волнение, и мы неоднократно присаживались у ее кроватки, приподнимали одеяльце, внимательно осматривали ножки и каждый раз произносили фразы, в которых было это сочетание слов: «ножки кривые».
В конце концов мы пригласили детского ортопеда. Он осмотрел девочку и сказал нам с полной уверенностью, что наши страхи не имеют никаких оснований, что это у нас кривые мозги (так и сказал!), а у дочки с ножками все в порядке. Мы сразу успокоились и забыли об этом. Вспомнили только через год с лишним, когда девочка начала говорить.
Она приходила к маме или ко мне с каждой новой подаренной куклой и с неизменным требованием: «Выпрямите ножки!» Сначала мы делали вид, что действительно их выпрямляем, прямо у нее на глазах, и на короткое время девочка успокаивалась. Но ведь изменить форму ножек у пластмассовых кукол невозможно, и через короткий промежуток времени она подходила с той же просьбой.
Мы не могли понять, откуда это берется, и спрашивали у друзей, не было ли таких же требований у их детей. Никто не помнил ничего подобного.
И тогда мы вдруг вспомнили наше беспокойство по поводу ее кривых ножек и разговоры об этом над колыбелью. Тогда мы были уверены, что девочка не может понять, о чем мы говорим.
Теперь мы догадались, что между нашими разговорами и нынешними требованиями дочки есть прямая связь.
У ребенка в первые месяцы жизни уже есть способность к восприятию достаточно сложных понятий
Но вот что было удивительно. Когда мы с женой делились впечатлениями о «кривых ножках», мы ни разу не говорили, что их надо выпрямить. Это было вне наших возможностей, мы только думали, с кем можно посоветоваться, что делать.
Каким же образом разговор о кривых ножках трансформировался у дочки в требование их выпрямить, и не у нее, а у кукол, у которых они действительно не были прямыми? Неужели в семь-восемь месяцев ребенок уже так хорошо понимает смысл разговора взрослых, что способен не только запомнить его на год с лишним, но и перенести с обсуждения своих ножек на чьи-то еще?
Это означает, что у ребенка в первые месяцы жизни уже есть способность к восприятию достаточно сложных понятий («кривые ножки, требующие выпрямления»).
Но куда исчезает такая способность к пониманию, когда ребенок немного подрастает, – ведь в возрасте полутора лет и позже детей приходится специально обучать определенным простым понятиям, они не приходят сами? А судя по нашему опыту, они должны были бы их усвоить еще в первые полгода.
Младенец в семь месяцев еще не может овладеть таким понятием, как кривые ножки, да еще вместе с уверенностью, что их надо выпрямить. С чем же мы столкнулись?
Дочка в ее семь месяцев уже была знакома со звуком слова «ножки». Родители часто называют ребенку разные части его тела и указывают ему на них, так что между звучанием слова и зрительным впечатлением от собственных ножек и ручек возникают ассоциации, и когда он слышит термин, он может представить обозначенную им часть своего тела.
У детей с первых месяцев жизни начинает развиваться правое полушарие мозга, обеспечивающее восприятие звуковых и зрительных сигналов из внешнего мира, особенно тех, которые имеют к ним отношение.
Недаром младенец часто успокаивается, когда просто видит или слышит маму.
Зачатки восприятия слов возникают в правом полушарии очень рано, именно первые зачатки, отдельные повторяющиеся звуки, связанные с эмоциональными переживаниями.
Но в наших разговорах с женой к привычному слову «ножки» звучало слово «кривые», понять которое девочка тогда вряд ли могла.
Однако произносилось это словосочетание в контексте нашего волнения, нашей тревоги за дочь, а эмоциональное состояние других людей, особенно близких, ребенок начинает воспринимать очень рано.
Это тоже функция правого полушария. Поэтому младенец может начать плакать только потому, что мать чем-то расстроена.
Ассоциация некоторых звукосочетаний с эмоциональным состоянием родителей может оставить прочный след в памяти
Мне как-то рассказали, что младенец трех-четырех месяцев горько плакал, когда бабушка ставила на нем эксперимент: нежным голоском говорила ему всякие неприятные, оскорбительные слова.
Если он не слышал этих же слов раньше, произнесенных совсем другим, злобным тоном (а можно ли это гарантировать при такой бабушке?) и не запомнил сочетание этих звуков с эмоциональными интонациями, то объяснением плача может быть только улавливание ребенком неестественных интонаций голоса и реакция на эту неестественность.
Думаю, что именно благодаря эмоциональному контексту дочка так прочно запомнила сочетание звучания уже знакомого слова «ножки» с непонятным словом «кривые». Это еще не было осознанием самого понятия «кривые ножки», а только его фиксацией в памяти в связи с сопровождающим его волнением родителей.
Когда после полутора лет у нее начала развиваться речь и понятие ножек уже стало относиться к любым ножкам, не только к собственным, и она стала понимать, что такое «кривые» предметы и что прямое противоположно кривому, у девочки могло проявиться интуитивное ощущение необходимости «выпрямления», ибо кривые ножки ассоциировались с чем-то неприятным, с переживанием родителей.
Она не могла успокоиться, пока действительно кривые ножки кукол не выпрямлены. Или пока не сформируется новый уровень представлений, что у кукол они и должны быть такими и это никого не тревожит.
Показательно, что ассоциация некоторых звукосочетаний с эмоциональным состоянием родителей может оставить прочный след в памяти. Родителям надо это помнить, когда при младенце они обсуждают волнующие их проблемы.
Источник: http://www.psychologies.ru/story/chto-ponimaet-mladenets/
Что видит и чувствует новорожденный ребенок?
Ребенок родился, и родителям порой кажется, что пройдет много времени, пока они начнут понимать, что кроха чувствует и чего хочет. А ведь маме с папой хочется с самого первого дня дать крохе как можно больше, и в то же время не сойти с ума от его плача и капризов по непонятным причинам. Для этого нужно знать, что чувствует новорожденный. Об этом сегодня и поговорим.
Ребенок родился: любовь и забота родителей
Ребенок появляется на этот свет абсолютно беззащитным. Ни один новорожденный не сможет расти и развиваться без помощи взрослого человека.
Это доказывают случаи детей-маугли, попавших в дикую природу.
Некоторые малыши, прожившие первые годы своей жизни в обществе диких зверей, а потом оказавшиеся среди людей, так и не смогли научиться говорить, ходить на двух ногах и как-то общаться с окружающими.
Все системы и органы только что родившегося малыша еще не достигли совершенства, им еще предстоит долгий путь развития. Поэтому новорожденный ребенок, как никто другой, нуждается в любви и заботе близких людей. Об особенностях развития малыша далее в статье.
Развитие мозга у новорожденного ребенка
Человеческий мозг растет очень быстро. Если вес его у новорожденного составляет примерно 350—430 г, то к году мозг ребенка вырастает до килограмма. Для сравнения — мозг взрослого человека весит 1000—2000 г.
Можете себе представить, какие сложные процессы происходят в голове малыша? Происходит формирование нейронных связей, причем в первую очередь тех, которые отвечают за речь, а также физическое и эмоциональное развитие.
Логическое мышление подключится немного позже.
Для интенсивно растущего и развивающегося мозга ребенка тряска может быть вредной. Поэтому на первом году жизни старайтесь выбирать коляску с хорошей амортизацией, не подкидывайте малыша и держитесь подальше от батутов.
Зрение малыша
В первые месяцы жизни ребенок видит на расстоянии примерно 20—30 см. Дальнее зрение у него сформируется ближе к пяти месяцам. Кстати, новорожденные ребенок не просто хорошо видит на близком расстоянии, он уже в состоянии распознавать лица и различать эмоции. Более того, малыш умеет копировать мимику взрослого человека. Поэтому в семье, в которой родители постоянно ссорятся, кроха может часто хмуриться и капризничать.
Проведя ряд исследований, ученые установили, что в начале своей жизни ребенок может различать только несколько цветов, а вся гамма красок окружающего мира будет ему доступна немного позже.
Самым маленьким интересны контрастные сочетания с четкими контурами. Поэтому яркие игрушки над кроваткой с большей вероятностью привлекут внимание крохи, чем милые зайчики и котики в пастельных тонах. А вот ослепительных и мигающих источников света в детской комнате лучше избегать. Это может спровоцировать повышенную нагрузку на глаза ребенка.
Специалисты рекомендуют чаще наклоняться к малышу, разговаривать с ним. Наблюдая за лицом мамы, ребенок учится выражать эмоции — улыбаться, хмуриться, удивляться.
Кстати, речевое развитие малыша начинается еще до того, как он произнесет свое первое слово. Чем больше мама разговаривает с еще не родившимся ребенком, тем богаче становится его словарный запас. Известно, что дети, с которым много общаются, начинают говорить раньше.
Развитие слуха
Известно, что еще в животе у мамы малыш умеет различать и даже запоминать некоторые звуки. Ученые изучили плач младенцев из разных стран и пришли к выводу, что после рождения дети плакали с теми же модуляциями, которые присущи их родному языку.
Если мама любит музыку и часто слушала ее, будучи беременной, то и после родов знакомые мелодии наверняка будут привлекать внимание малыша. Понравятся крохе и частые игры с мамой под потешки и детские песенки.
А раскапризничавшегося ребенка иногда можно успокоить, включив ему знакомую мелодию или напевая любимую песенку. И вообще, общаться с ребенком можно как можно чаще, даже если он пока еще не умеет разговаривать.
Кожа ребенка
Некоторые родители, нахваливая бархатистую кожу новорожденного ребенка, постоянно мажут ее детскими кремами и маслами. Тем не менее, уходовую детскую косметику следует использовать по показаниям.
Терморегуляция малыша тоже еще не такая, как у взрослого человека. У него еще недостаточно жировой ткани для внутреннего обогрева, да и система потоотделения далека от совершенства. Поэтому температура младенца в начале его жизни может колебаться от 36, 6 до 37,5 градусов.
В комнате, в которой находится ребенок, должен быть свежий и в меру влажный воздух. Если родителей беспокоит, не замерз ли малыш, нужно потрогать спинку ниже шеи. Теплая кожа — это нормально, горячая и влажная — ребенок перегрелся, холодная — переохладился.
Вкус и обоняние
Еще в животе у мамы малыш начинает различать вкусное и невкусное. Именно таким образом кроха знакомится с рационом матери. А после рождения дети уже с первых дней чувствуют вкусы и запахи.
Малыш запоминает запах мамы, поэтому специалисты не советуют молодым мамочкам злоупотреблять духами, дезодорантами и прочими ароматизированными веществами. Это может вызвать у ребенка беспокойство. О чем он незамедлительно сообщит плачем.
Процесс самопознания
Процесс самопознания ребенка продолжительный и очень интересный. Сначала малыш «обнаруживает» у себя пальчики и ладошки, потом ноги и так далее. Давайте возможность крохе изучать свое тело, это положительным образом отразится на его развитии. А еще старайтесь не использовать без особой необходимости варежки-«царапки». Маленькие пальчики, изучая все доступные поверхности — свое тело, мамино лицо, кроватку, игрушки, помогают осознать возможности собственного тела и определить границы. Некоторые мамы боятся того, что малыш поцарапает себя. Действительно, это иногда случается, но царапины заживают, а ребенок, получив печальный урок, становится более осторожным. Не забывайте вовремя стричь ногти и давайте больше свободы рукам. Может быть, завернутого в пеленки малыша легче уложить спать, но бодрствующему ребенку пеленание ни к чему.
Источник: https://edadom.su/zdorovie-rebenka/chto-vidit-i-chuvstvuet-novorozhdennyj-rebenok/
Что понимают младенцы: вам новорожденный язык не показывал?:)
Вы когда-нибудь слышали, как мама говорит о своем только что родившемся ребенке: «У меня такое чувство, что он все понимает!»? Думаете, это эндорфины и прочие гормональные радости сказываются? А вот и нет! Оказываются, младенцы могут отличать лица людей от физиономий животных, запоминать предметы и их изображения, распознавать эмоции и даже флиртовать!
20 лет назад психологи придумали совершенно потрясающий способ продемонстрировать возможности новорожденного ребенка. Способ очень простой: берем недавно появившегося на свет младенца и показываем ему пару каких-либо объектов – изображений, игрушек, видеофильмов. Отмечаем, на каком объекте младенец дольше задерживает взгляд.
К примеру, малышу можно показать фотографию человека и фотографию шахматной доски. Наблюдатель, который не видит фотографии, фиксирует движения глаз ребенка на видеопленку. Потом пленка расшифровывается и экспериментатор определяет, на какой объект ребенок смотрел дольше. Вы уже, наверное, знаете ответ – на фотографию человека ????
Вот что удалось выяснить с помощью описанной техники:
- Новорожденные предпочитают смотреть на человеческие лица и слушать человеческие голоса.
- Они запоминают объекты, которые видели несколько раз, и перестают ими интересоваться (речь идет, конечно, не о маме).
- Дети распознают эмоции. К примеру, если ребенку показать серию «счастливых лиц», то через некоторое время на очередную довольную физиономию ребенок даже смотреть не будет. А вот на «несчастном» лице он надолго задержит взгляд.
- Младенцы соотносят выражение человеческого лица и звучание речи. Покажем ребенку два видеофильма без звука, в одном из которых человек смеется, а в другом плачет. Если включить саундтрек одного из фильмов, то ребенок посмотрит на изображение, соответствующее звуку.
- Новорожденные знают, как двигаются люди. Представьте человека, к локтям и коленкам которого прикреплены фонарики. Когда он идет в абсолютной темноте, то видно только, как двигаются пятна света. Проделайте тот же фокус с животным и снимите его движения на пленку. Потом покажите видеофильмы младенцу. Смотреть он будет на тот, где записаны движения человека.
Последние два факта, на мой взгляд, просто поразительны! Вот каким образом 2-дневные дети (были и такие испытуемые) могут отличать движения человека от движения собаки, хмурое лицо от веселого, да еще и понимать, что смех должен принадлежать счастливому персонажу, а не несчастному?
А теперь, внимание! Самое невероятное! Оказывается, младенцы могут не только распознавать эмоции, но еще и их имитировать. Один американский ученый однажды показал язык своему 3-недельному сыну. И что вы думаете? — тот высунул язык ему в ответ. Психолог удивился и еще раз язык показал. Сын проделал то же самое.
Мерещится — решил ученый. Записал он общение с сыном на видеокамеру и попросил сослуживца посмотреть фильм. А тот подтвердил — младенец высовывает язык не просто так, а реагирует на папу. Дальше — больше.
В течение десятилетия психологи показывали язык новорожденным, разговаривали с ними, корчили гримасы, улыбались и хмурились. И пришли к выводу, что младенцы способны реагировать на взрослых.
Они как будто флиртуют с ними.
Пожалуй, я с последним фактом спорить не буду. Я как раз из тех мам, которые утверждают, что их чадо «все понимает». Но про язык высунутый мне с трудом верится ???? А вам случайно младенец никогда язык не показывал?
Посмотрите выступление Элисон Гопник, которая рассказывает много интересного о «мыслителях в памперсах».
А что вы наблюдали у своих детишек? Что они понимали? ????
Источник: http://wiseparents.ru/chto-ponimayut-mladency/
Признаки и симптомы болезней у новорожденного
Обычно, новорожденный не скажет родителям о том, что он себя плохо чувствует. Как правило, признаки болезней подают сигналы языком тела или поведением. Некоторые из них очевидны – кашель или насморк. Но некоторые заболевания всё-таки сложно обнаружить. К счастью, в таком случае начинает действовать материнский инстинкт.
Как узнать признак недуга
Недавно провели опрос матерей с новорождёнными до 12 месяцев — когда и как впервые они распознали, что карапуз чувствуют себя плохо? И какие меры приняли для разрешения проблемы?
«Сколько было ребенку, когда он впервые заболел?»
Большинство мам будут проходить через трудности, связанные с заболеваниями новорожденных.
И это вполне нормально, так как иммунная система развивается и укрепляется в первые месяцы жизни, отбиваясь от незначительных заболеваний, и это является неотъемлемой частью развития. Опрос отразил это, так как большинство деток болели до 5 месяцев.
Многие были действительно очень маленькими, когда впервые почувствовали себя плохо. Каждому пятому было около одного месяца, а ещё 20 процентам было всего два месяца.
«Как вы узнали, что ваш ребёнок чувствовал себя нездоровым?»
Маленькие детки часто заболевают простудой. Как только подцепят инфекцию, мамы скоро учатся распознавать простуды. Симптомы и признаки, по которым могут определить простуду:
- — раздражительность и возбуждённое состояние;
- — затрудняющее дыхание и насморк;
- — температура;
- — кашель;
- — покрасневшие глаза;
- — боль в горле;
- — потеря аппетита.
Также это всё подкрепится опытом. Никто не знает лучше детей, чем их мамы, поэтому большинство опрошенных определили раздражительность первым признаком того, что их новорожденный болен.
Третья часть опрошенных заметили у малышей — «не в духе». Меньше трети были встревоженными насморком. Приблизительно каждая пятая мама заметила кашель, температуру и плохой сон у новорожденного.
Потеря аппетита затронула 16 процентов младенцев, в то время, как примерно у одного из десяти была сыпь, рвота, диарея или постоянное подёргивание ушек.
Дополнительные признаки плохого самочувствия, перечисленные опрошенными мамами:
- — отсутствие энергии;
- — постоянная сонливость;
- — одышка;
- — красные пятна;
- — малыш постоянно цепляется к вам;
- — чихание;
- — заложенность носа;
- — поведение очень тихое, чем обычно;
- — слабость или вялость.
Хорошей новостью является то, что мамы довольно хорошие эксперты, когда дело доходит до ухода за новорожденным. Если подозреваете жар, большинство — почти 90 процентов — уверены, что можете правильно измерить температуру.
Остальные будут искать дополнительные рекомендации. В идеале, детский педиатр должен показать, как правильно измерять температуру. И некоторые мамы не доверяли термометрам. На самом деле, лучший способ измерить — аккуратно держите цифровой термометр подмышкой новорожденного.
«Что вы делаете, когда поняли, что новорожденный заболел?»
Одна из десяти мам, отправились прямо к врачу. Остальные были уверены, что смогут справиться с простудой в домашних условиях. Когда дело доходит до лечения незначительных симптомов и признаков. Мамы очень рады, что у них в детской аптечке есть все необходимое для оказания первой помощи. К ним относятся:
- — детский термометр;
- — обезболивающая жидкость, содержащая парацетамол или ибупрофен;
- — каламиновый лосьон от солнечных ожогов и высыпаний;
- — антисептический крем для порезов и царапин;
- — липучие пластыри различных размеров и форм;
- — антигистаминный крем для успокоения укусов насекомых;
- — руководство по первой помощи.
Также должны хорошо осведомленными о гигиене. Если один из членов семьи заболевает, надо обязательно принять меры о распространении инфекции. Отличным способом это сделать, является дисциплинированное мытье рук.
Также матери рады дать новорожденному лекарства для облегчения симптомов. Большинство предпочитают использовать легкие медикаменты, чем сильные, которые действуют быстрее.
«Что вас больше всего беспокоит в здоровье новорожденного?»
Пока в состоянии справиться со случайным насморком и незначительным расстройством желудка, это не значит, что не волнуетесь в серьезных ситуациях.
Кажется, эти беспокойства приходят тогда, когда становитесь матерью, и все это часть бдительности о здоровье детей. Одна мама призналась, что «все» беспокоит ее! Когда дело доходит до серьезных заболеваний у новорожденного, которые вряд ли возникнуть, ваши инстинкты защитить детей не подавляются.
Большим страхом является то, что у новорожденного появиться болезнь, которую невозможно заметить — менингит или синдром внезапной детской смерти (СВДС).
Мамы также переживают, не зная, в какой момент обратиться к врачу или когда дело дойдет до операции. И только несколько волнуются, что врач отправит их домой, когда действительно новорожденный болен.
Но в целом, должны быть уверенными в себе. Более 80 процентов знают, что делать, если новорожденный задыхается, а треть мам готовы на все и может предоставить первую помощь. Но знайте — дети находятся в надежных ваших руках!
Источник: http://enkid.ru/detskie-bolezni/priznaki-i-simptomy-boleznej-u-novorozhdennogo
Как научиться понимать новорожденного?
Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.
Знакомые запахи
Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху.
Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко.
Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.
Воображаемые образы
Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык — плач. Поставьте себя на место новорожденного: «Я плачу — и меня берут на руки. Я продолжаю плакать — меня кормят.
Я снова плачу, когда остаюсь один, — и меня снова берут на руки». После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами.
Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.
Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: «Он голоден? Но я его только что кормила.
Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!» Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.
Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь «сигнал — ответ»), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга — ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.
Стиль сближения, включающий общение по типу «сигнал — ответ», воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ — картинка: «Взять на руки и поиграть» и соответствующий сигнал вам.
Взаимное совершенствование
Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери — к детскому.
Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним («Не хотим, чтобы он вил из нас веревки»). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым.
Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена «карточками-пустышками». Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно.
Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.
Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: «С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ.
Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?» Я ободрил ее: «Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка.
Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.
Основные поведенческие состояния ребенка
Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.
Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.
Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.
Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.
Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.
Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.
Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного
С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: «Мой малыш действительно меня любит». Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: «Ой, это всего лишь выходит воздух».
После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).
Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности.
Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения — когда прекращаются колики, удовлетворения — после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: «Мне хорошо».
Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.
Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, — и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, — все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.
Дата публикации 12.09.2008 Автор статьи: У. и М. Серз
Источник: https://materinstvo.ru/art/1986