Задержка моторного развития у детей: как внести коррективы в начавшийся процесс

Определенный процент малышей, которые появились на свет с недостаточной массой тела, страдает от такого патологического состояния, как задержка моторного развития. По-другому эти аномальные нарушения называют задержкой двигательных функций. По своей сути, такое состояние представляет особенность ребенка, при которой он не способен освоить необходимые навыки. Также задержкой моторного развития может быть сильное отставание по времени в их приобретении. Такое нарушение может указывать на различные патологии и привести к тяжелым последствиям. Допускать этого нельзя, поэтому при обнаружении первых же симптомов отклонений следует обратиться к специалистам Детской «Открытой клиники»».

Признаки задержки График развития Лечение

Как правило, родители не в состоянии определить возникновение патологии. Очень часто они пропускают ее начало, что негативно сказывается на общем состоянии малыша.

Для того, чтобы своевременно обнаружить патологию и обратиться к врачу, следует внимательно наблюдать за ребенком и его поведением. Задержка моторного развития сопровождается характерными симптомами.

Вызвать тревогу должны такие проявления, как:

  • Месячный младенец не в состоянии самостоятельно держать вертикально головку.
  • В конце второго месяца ребенок все еще не поднимает голову от кроватки.
  • Трехмесячный малыш не проявляет интереса к погремушкам и не занимается рассматриванием своих ручек.
  • В конце четвертого месяца малыш непроизвольно отводит голову назад, когда его держат в вертикальном положении. Он совершенно не пытается приподнимать тельце, и не опирается на пальчики ног, если его поддерживают в стоячем положении.
  • Малыш, которому исполнилось пять месяцев, не способен самостоятельно перевернуться на спину в положении лежа. Редко интересуется игрушками.
  • В конце шестого месяца малыш, у которого задержка моторного развития, не хватает предметы лежа на животике. Также он не стремится перебирать ножками.
  • Семимесячный малыш с нарушениями моторного развития не может самостоятельно сидеть. Он даже не пытается это делать.

При восьми месяцах наблюдаются невозможность самостоятельного стояния и держания маленьких предметов в руках. Такой ребенок не держит равновесия и не ползает. В дальнейшем симптоматика усугубляется. Ребенок в возрасте до года не в состоянии пить самостоятельно из чашечки, сидеть, стоять, двигаться даже при поддержке.

Согласно утверждениям детских врачей, младенец в один месяц имеет повышенный тонус сгибательных мышц. На его фоне действия сильно ограничены. В это время активны лишь мышцы, отвечающие за жизненно важные функции.

После второго месяца совершенно здоровый ребенок способен самостоятельно приподнимать ненадолго голову.

Также для малыша, у которого не наблюдается задержка темпов моторного развития, характерны такие действия, как:

  • Активное и оживленное движение ручками и ножками — в 3 месяца. Ребенок хватает подвешенные игрушки и изучает их.
  • Попытка изменить свое положение — в 4 месяца. В этот период ребенок поднимается и переворачивается на живот или бок со спинки.
  • Стремление к ходьбе при поддержке — в 5 месяцев. Также в этот период малыш старается самостоятельно опираться на ручки в положении лежа.
  • Полугодовалый ребенок начинает активно ползать. Он старается добраться до приглянувшейся ему игрушки. Это улучшает осанку и кровообращение.

После того, как малышу, у которого нет проблем с моторикой, исполнилось шесть месяцев он начинает часто играть с игрушками. При этом, он старается стоять при поддержке родителей и быстро ползает. Самостоятельно сидеть начинает ребенок в 8 месяцев. Раньше его принуждать к этому не рекомендуется.

Также в восемь месяцев малыш может без посторонней помощи укладываться и вставать. Если у девятимесячного ребенка не наблюдается задержка темпов моторного развития, то он начинает залезать на предметы и преодолевать небольшие препятствия.

В год малыш должен самостоятельно ходить и носить небольшие предметы обеими руками.

При обнаружении симптомов аномального отставания в развития ребенка его следует показать квалифицированному специалисту. Оценить состояние малыша сможет педиатр и невропатолог.

При подозрениях на патологический процесс в организме ребенка врач назначит определенные исследования. Их снимки детально визуализируют состояние головного мозга малыша.

После проведения исследований специалист с высокой точностью сможет сказать, обнаружена ли у ребенка задержка темпов моторного развития или нет. Также он назовет ее причины, если таковая имеется.

После того, как поставлен диагноз, врач назначит лечение задержки моторного развития. При комплексном подходе отличных результатов можно добиться очень быстро. Чаще всего назначается:

  • Медикаментозная терапия, в которую входят сосудистые препараты и витаминные комплексы. В тяжелых случаях назначаются ноотропные препараты. Предполагаются 1-2 курса использования.
  • Лечебный массаж. Он улучшает состояние мышц и нервных окончаний, нормализует ток лимфы, крови, стимулирует обмен веществ, повышает иммунитет. Достаточно одного или двух курсов.
  • Сеансы ЛФК. Один или два курса. Повышает тонус мышц, устраняет зажимы и блоки. В одном курсе насчитывается примерно 10-15 процедур.
  • Физиотерапия. В нее могут входит иглорефлексотерапия, электрофорез, магнитная и лазерная терапия. Достаточно 1-2 курсов. Каждый из них предполагает 7-10 занятий. 

В каждом отдельном случае используется строго индивидуальный подход, при этом учитывается тяжесть и характер течения заболевания. Также при лечении задержки моторного развития необходимо участие логопеда. Иногда требуется вмешательство детского психиатра. При возникновении подозрений на слуховые патологии проводится консультация у отоларинголога.

Источник: https://zdorovyj-rebjonok.ru/articles/zaderzhka-motornogo-razvitiya/

Диагноз зпр: лечение и профилактика задержки психомоторного развития

Задержка психомоторного развития у детей является довольно распространенной проблемой в современном обществе. ЗРР – это, прежде всего, синдром, возникающий на фоне врожденного или приобретенного заболевания нервной системы. Данное патологическое состояние характеризуется недоразвитием психических и моторных функций, неспособностью ребенка в полной мере координировать свои движения. Теряется способностью к обучению и нарушается речь вплоть до полного ее отсутствия. Патологию можно заметить уже на первых годах жизни. Но, к сожалению, все чаще фигурируют случаи о более позднем обнаружении  ЗПРР, что негативно сказывается на психомоторном развитии ребенка. До года малыш должен освоить ползание, элементарный захват и перекладывание предметов с места на место, держать головку, учиться ходить. Со стороны речевого аппарата ребенок первого года жизни издает гуление, говорит односложные слова в виде «ма-ма», «па-па». Если ему что-то нравится или, наоборот, вызывает отвращение, малыш всем видом это показывает, его слова имеют яркую эмоциональную окраску. Не зря говорят, что дети не могут врать и говорят то, что думают. Ведь, действительно, по одному лишь его лицу можно понять, что испытывает малыш в данную минуту.

Диагноз ЗПР – не приговор. Молодые родители зачастую пугаются, когда видят ЗПР в карточке своего ребенка. Но кропотливая работа над малышом и адекватная медицинская помощь помогут ребенку восстановить речевую и двигательную активность и стать полноценным членом общества.

Причины

Этиология ЗПР включает в себя целый ряд причин, способных ее вызвать:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Хронический стресс;
  • Патология беременности;
  • Минимальная дисфункция головного мозга (преходящее нарушение функций нервной системы, которое хорошо поддается лечению, прогноз благоприятный);
  • Обменные нарушения;
  • Аномалии кровеносных сосудов;
  • Церебральные нарушения;
  • Интоксикация;
  • Перенесенные вирусные или бактериальные заболевания;
  • Органические поражения.

Последние встречаются гораздо реже, однако необходимо провести комплексное обследование, чтобы найти истинную причину заболевания.

ЗПР – это пограничное расстройство психомоторной сферы, то есть является чем-то средним между нормой и патологией. При благоприятной обстановке в семье, регулярной работе с ребенком, уменьшением воздействия на малыша раздражающих факторов и выполнение всех врачебных рекомендаций, ЗПР способна исчезнуть самостоятельно без применения медикаментозных средств.

Стоит отметить тот факт, что нарушение психомоторного развития ребенка, как и при минимальной дисфункции головного мозга, носит преходящий характер. При своевременной и грамотной терапии клиническая картина сглаживается и позволяет малышу жить нормальной жизнью, ничем не отличаясь от своих сверстников.

Особенности заболевания

  • Патология эмоционально-волевой сферы. У детей с ЗПР отмечается эмоциональная нестабильность, трудности в общении с другими людьми, неспособность сконцентрироваться на чем-то одном – мысли «рассеиваются» и не дают заниматься только одним делом. Взятие на себя большого количества дел и их невыполнение из-за нервного перенапряжения – частый симптом при ЗПР;
  • Патология внимания. Ребенок не способен концентрировать свое внимание, часто отвлекается. Двигательная и речевая активность либо понижены, либо патологически повышены, что заставляет задуматься о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью;
  • Патология восприятия. Ребенку сложно узнавать уже ранее видимые предметы из-за недостаточных знаний об окружающем мире, он испытывает затруднение при просмотре схем или других изображений;
  • Нарушение памяти. Сопровождается низкой скоростью запоминания и невозможностью точного воспроизведения только что услышанных предложений;
  • Патология речевого развития. Иногда данный симптом выражен незначительно, однако в некоторых случаях ребенок может полностью перестать говорить;
  • Маленький словарный запас, что связано с недостаточными знаниями об окружающем мире, а не с грубой патологией интеллектуальной сферы;
  • Проблемы с нахождением «общего» среди двух предметов. Например, такие дети могут легко владеть поверхностными знаниями и назвать сразу несколько схожих черт, однако их ровесники находят общего в два раза больше.
  • Снижение познавательной функции. Данный симптом указывает на пассивность ребенка, его нежелание узнавать что-то новое.

Клиническая картина

Признаки патологии психического развития проявляются довольно рано:

  • Достигнув второго месяца жизни, малыш никак не реагирует на свою маму, не узнает ее и не проявляет к ней интереса;
  • Отсутствия «гуления» на третьем месяце жизни;
  • После полугода ребенок не может разграничить чужого и близкого человека между собой;
  • Малыш не может играть игрушками самостоятельно на 8-9 месяце своей жизни;
  • К году ребенок не может строить элементарные слова: «мама», «папа», «баба» и т.д.

Симптомы нарушения моторного развития:

  • Неспособность ребенка держать головку к трем месяцам;
  • К полугоду ребенок не умеет переворачиваться с живота на спину, не может сидеть;
  • До года малыш не умеет стоять, плохо ходит.

Чем раньше родители выявили нарушения в психомоторном развитии, тем больше вероятность успешного лечения малыша.

По достижению 5-летнего возраста терапия ребенка затрудняется и может не дать нужных результатов, а вот в первые два года жизни лечение таких детей проводится довольно успешно.

Однако, помимо симптоматики, стоит учитывать и индивидуальные особенности, и возможную вариацию вышеперечисленных симптомов. Только после посещения врача-невролога и проведения ряда диагностических процедур может быть поставлен диагноз «ЗПР».

Диагностика

Врач-невролог собирает тщательный анамнез, узнает о вредных привычках матери, возможной патологии беременности и перенесенных вирусных заболеваниях. Затем идет неврологический осмотр, включающий в себя проверку рефлексов, исключение патологии опорно-двигательного аппарата и выявление психоэмоционального неблагополучия.

Для исключения органических дефектов и опухолевого поражения назначают МРТ головного мозга. Патологическую нервную импульсацию исключают путем проведения ЭЭГ, нейросонограммы. Возможно проведения РЭГ и рентгена черепа.

Исключив грубую сопутствующую патологию, врач-невролог оценивает психомоторное развитие ребенка, сопоставляя его с клинической картиной, указанной в статье  выше.

Лечение задержки развития

Лечение ЗПР направлено на терапию основного заболевания. При легком течении ЗПР в альтернативу медикаментозной терапии предлагается массаж, ЛФК, развивающие игры.

В дальнейшем допустимо применение витаминных комплексов. При более тяжелых случаях и запущенной ЗПР рекомендуются ноотропы, нормотимики.

Обязательна консультация психолога и логопеда, если есть сильные дефекты речевого развития.

В составе комплексного лечения хороший эффект дает иппотерапия. Иппотерапия – это выполнение рекомендаций врача верхом на лошади. Нельзя не заметить отличный эффект от применения этого метода у школьников и дошкольников:

  • Метод позволяет малышу лучше концентрироваться на нужных вещах, учит проявлять ответственность;
  • Способствует постановке целей и задач, ребенок знает, чего хочет и пытается этого добиться;
  • Улучшает настроение, память, мышление и помогает в должной мере развить у малыша познавательную функцию;
  • Иппотерапия позволяет грамотно планировать свое время, восстанавливает психоэмоциональный фон и развивает у ребенка желание быть в социуме;
  • Оказывает хорошее влияние на кровоснабжение и развитие опорно-двигательного аппарата, является хорошей профилактической мерой для предотвращения формирования сколиоза.
Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам беременности: о каких особенностях следует знать

Буря эмоций от езды на лошади заставляет ребенка делиться своими ощущениями со сверстниками  и взрослыми, что нормализует социальные контакты и способствует активации познавательных процессов.

Профилактика

Для предотвращения ЗПР беременной женщине должна быть проведена беседа о негативном влиянии на плод вредных привычек, о важности отдыха и избегании стресса, своевременном лечении сопутствующих заболеваний.

Диагноз ЗПР чаще всего фигурирует в детской карте ребенка 5-6 лет и ставится методом исключения, так как существует много других неврологических патологий со схожей клинической картиной.

Диагностирование данного заболевания затруднено еще и потому, что врач способен только субъективно сравнить между собой международные нормы и полученные результаты от пришедшего на прием пациента. Как известно, нормы могут варьировать, поэтому вполне может быть такая ситуация, что патологии в данном случае, как таковой и нет.

Однако здесь стоит отметить тот факт, что развивающие игры с ребенком, массаж и другие лечебные процедуры никак не окажут на здорового ребенка негативного влияния,  а даже наоборот. Поэтому при подозрении на ЗПР рекомендуется показать своего ребенка врачу. Всегда проще провести профилактические меры, чем лечить поздно выявленное заболевания.

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-sindromy/lechenie-zaderzhki-psihomotornogo-razvitiya-zpr.html

Задержка моторного развития у малышей

Появление малыша на свет – это праздник, за которым неизменно следуют ежедневные заботы и хлопоты, потребность в обучении, чтобы ухаживать за крохой, волнение за его здоровье. Родители в семье вынуждены изменить свой привычный уклад жизни, каждый день и час наблюдая за ребенком. Самый напряженный — первый год жизни чада, когда все внимание мамы устремлено на то, научился ли он чему-то за один день, неделю, месяц.

Особенности моторного развития 

Когда малыши еще совсем крошки, родители хотят, чтобы они скорее подросли, начали сидеть, ползать, бегать. Порой это становится настоящим соревнованием с ребенком, который проживает по соседству.

Однако моторные навыки у малышей по большей части зависят от подготовки организма, отделов головного мозга, отвечающих за равновесие и осанку.

И даже если все они работают, ребенок не сможет сидеть или двигаться в то время, как структура мышц не изменится достаточным образом для удержания веса тела и выполнения требуемой для передвижения работы.

Кроха начнет сидеть, хватать игрушки, ползать и ходить только тогда, когда его мозг и тело достигнет необходимого развития. А это запрограммировано на уровне генетики, а также зависит от здоровья мамы и папы до зачатия, семейной предрасположенности к различным заболеваниям, хронических заболеваний мамы до беременности, острых инфекционных болезней во время вынашивания, употребления алкоголя и курения.

Начнет ли малыш ходить в 8 месяцев и 5 дней или в 10 месяцев и 7 дней, будет зависеть от программы моторного развития, унаследованной им. Если сидеть он начнет рано, это говорит о том, что он рано приобретет и прочие навыки.

Но нет доказательств того, что дети, которые начали рано ходить, с большей вероятностью будут спортсменами или танцорами, чем малыши, научившиеся ходить поздно, как и того, что дети, рано научившиеся ползать и ходить, преуспеют в школе, в отличие от тех, у кого эти навыки проявятся позже.

Закономерности моторного развития

На первом месяце жизни у крохи еще сохраняется присущий периоду развития внутри утробы повышенный тонус сгибательных мышц, поэтому его движения ограниченны. Действуют лишь мышцы, которые обслуживают важнейшие жизненные функции. Мышцы начинают быстро развиваться с первого месяца, но это происходит постепенно. Первыми становятся функционально зрелыми мышцы шеи. В начале второго месяца жизни малыш приподнимает на короткое время головку, лежа на животе. Чтобы укрепить мышцы в это время, нужно выкладывать ребенка на живот несколько раз в день, на ровную твердую поверхность, постепенно увеличивая продолжительность выкладывания.

После мышц шеи развиваются мышцы конечностей и туловища, поэтому младенцу понадобится свободная одежда, не сковывающая движений. Если дети лишены возможности активно двигаться, они будут развиваться хуже, с трудом вырабатывая координацию движения.

В 2 месяца кроха будет несколько минут держать голову, поворачивая ее в стороны. К 3-м месяцам у детей появляется комплекс оживления – хаотичные, активные движения ручками и ножками в ответ на обращение мамы.

Так ребенок будет пытаться захватить игрушку, поэтому ее нужно подвешивать так, чтобы карапуз смог дотянуться до нее рукой.

При выкладывании на живот на этом этапе малыш приподнимает голову и верх туловища, делая упор на предплечья. 4-ый месяц — кроха может поднимать головку из положения на спине, приподниматься,  пытается сменить положение тела, поворачиваясь со спины на бок.

С пятого месяца ребенок приподнимает туловище, лежа на животике и опираясь на ладони, поворачивается со спины на животик, переступает ногами с поддержкой за туловище, берет игрушки.

6-й месяц дарит крохе свободу действий: он начинает ползать, чтобы достать игрушку, что способствует быстрому развитию мышц спины, влияет на осанку, улучшается кровообращение. Поэтому родители должны поощрять эти полезные действия и помогать малышу ползать.

Со 2-го полугодия у карапуза повышается целесообразность и точность моторики. К 7 месяцам он перекладывает игрушки из руки в руку, стучит игрушкой о разные предметы, хорошо ползает, может стоять при поддержке. Умением отлично сидеть дети овладевают к 8–ми месяцам.

Поэтому стимулировать их раньше не уместно, а к тому же это и вредно, поскольку неокрепшие мышцы плохо держат позвоночник, и он искривляется. Только самостоятельные попытки крохи сесть или встать, поддерживаясь за кроватку, говорят о необходимой крепости мышц. К 8 месяцам ребенок сможет лечь, при необходимости встать, ухватившись за кроватку, дать ручку.

На девятом месяце малыш умеет хорошо стоять с опорой, переступать при поддержке за ручки, залезать на предметы, становится ловким, поворачивает корпус во время игры. Что касается ходунков, ими лучше не пользоваться, так как когда малыш устает передвигаться или сидеть в них, он не способен опуститься, лечь или поползти.

При ходьбе в ходунках кроха наклоняется вперед, что вредно для позвоночника и освоения вертикального положения. 10-й месяц – карапуз нагибается, при игре становится на колени, придерживаясь рукой, переходит от предмета к предмету, открывает и закрывает коробочки, вкладывает предмет в предмет.

В 11 месяцев малыш долго стоит и ходит при поддержке за руку, начинает забираться по ступенькам наверх, пытается сползти на животике с дивана. Он играет пирамидкой, коробочками, рвет и комкает бумагу. В годик малыш может прочно стоять на ногах, ходить, взбираться на ступеньки, несет двумя руками предметы. Он любит заполнять ящики, бросать игрушки, тянуть их за собой.

Свобода перемещения такого малыша опасна, он может контактировать с горячими и колющими предметами, что приводит к травмам, ожогам, попаданию мелких предметов в нос, рот, дыхательные пути. Годовалого ребенка не стоит выпускать из поля зрения, ведь его двигательные возможности могут привести к несчастному случаю.

Приведенный график  развития малыша только указывает на порядок, в котором должны развиваться моторные навыки.

Но если ваш кроха по своему моторному развитию и поведению отличается от остальных деток, это вовсе не значит, что он отстает в развитии. У него могут быть свои индивидуальные периоды развития.

Но если к конкретному возрасту у него не сформировались соответствующие моторные навыки и функции, речь идет о задержке развития моторики этого ребенка.

Признаки задержки развития моторики

Для определения нарушения в моторном развитии ребенка, нужно знать эти признаки  нарушений моторики, которые появляются еще до формирования умения сидеть, ходить, ползать, играть с игрушками. Обратите внимание педиатра, если:

  •  в конце первого месяца малыш не удерживает на мгновение головку вертикально;
  •  в конце второго месяца не отрывает головку на 5 см от поверхности и не держит ее, продолжает производить несимметричные движения конечностями;
  •  в конце третьего месяца ребенок не удерживает головку вертикально в течение полминуты, а лежа на животике – в течение минуты, не смотрит на свои руки, не тянется к игрушке, которую вы держите перед ним;
  •  в конце четвертого месяца голова у крохи отклоняется назад, если вы поднимаете его из положения лежа, он не приподнимает туловище, лежа на животике, опираясь на предплечья, в положении вертикально при поддержке под мышками не опирается на пальцы ног;
  • в конце пятого месяца малыш неуверенно держит голову, особенно, если вы поднимаете его из положения лежа, плохо поворачивается с животика на спину, неуверенно протягивает ручку к игрушке;
  •  в конце шестого месяца не дотягивается к игрушке, лежа на животе, не захватывает ее, при поддержке под мышками не перебирает ножками;
  •  в конце седьмого месяца карапуз при поддержке за руку мамы не пытается сесть;
  •  в конце восьмого месяца не отползает назад, не стоит при поддержке, не удерживает пуговицу между пальцами;
  •  в конце девятого месяца плохо держит равновесие при сидении, не поворачивается  вокруг оси и не ползает вперед, не сдергивает шапочку, самостоятельно не пьет из чашки;
    в конце 11-го — кроха не ползает, не сидит с вытянутыми ножками, не пытается стоять и двигаться, держась за опору;
  •  в конце 12-го — не может сделать пару шажков, держась за руки мамы, не  удерживает одной рукой две небольшие игрушки или не подает игрушки взрослому.

Источник: https://www.psyportal.net/4591/zaderzhka-motornogo-razvitiya-u-malyishey/

Лечение задержки речевого развития

Нужно понимать, что грамотная речь и лексические закономерности осваиваются малышом в возрасте 2-3 лет, и заканчивается этот процесс уже к 7 годам. Если же в 6-летнем возрасте ребенок вообще не разговаривает, не подражает людям или животным, вероятность того, что он когда-нибудь заговорит, составляет всего 0,2%! Если этого не произойдет до 8 лет, то он уже не сможет говорить никогда!

Признаки нарушения и задержки речевого развития для лечения

Родителям стоит обратить внимание и начать лечение задержки речевого развития, если:

  • В 4 месяца ребенок не проявляет эмоциональных реакций по отношению к происходящему. Не улыбается родителям, не реагирует на их жесты, не оживляется при виде или обращении к нему мамы.
  • В 8-9 месяцев ребенок не «лепечет», не издает повторяющихся звуков (па-па-та, ба-ба-ба и др.), а в год создает впечатление редкой тихони, издающей мало звуков.
  • В 1,5-годовалый ребенок имеет проблемы с жеванием или сосанием. Например, давится кусочком яблока, не умея его разжевать.
  • В 1,5 года малыш не произносит простых слов, типа «мама», «няня», «дай», не понимает своего имени, названий обычных предметов. Если ребенок не в состоянии выполнить простые просьбы, не понимает, что от него хотят, например, «сядь», «дай руку», «иди сюда».
  • В 2 года ребенок не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.
  • В 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»)
  • В 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов.
  • В 3 года «тарахтит» — говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.
  • В 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра – это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.
  • Когда ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повыш енно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубок.
Читайте также:  Развитие речи ребенка в 2 2 года: чему нужно научить кроху

Разновидности задержки психомоторного развития и их лечение

  • Неспецифическая (доброкачественная) задержка психомоторного развития.
  • Специфическая задержка психомоторного развития.

Неспецифическая (доброкачественная) задержка психомоторного развития. Не связана с повреждением мозга. Легко поддается коррекции. С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения:

  • тотальная (равномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется равномерное отставание в развитие всех функций
  • парциальная (неравномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется отставание лишь одной или нескольких функций при сохранности остальных.

Признаки в период новорожденности: 

  • Отсутствие четкого рефлекса на время (кормления, сна).
  • Отсутствие реакции голода и насыщения.
  • Отсутствие или слабая выраженность ротового внимания.
  • Быстро истощающиеся, плохо выраженные безусловные рефлексы, возникающие после латентного периода или при многократном раздражающем воздействии.
  • В положении лежа на животе не приподнимает голову.

При этом двигательная активность достаточно выражена, преобладает флексорный гипертонус мышц,рефлексы симметричны .

В период от 1 до 3 месяцев жизни 

  • Незначительное увеличение времени активного бодрствования ребенка.
  • Незначительная выраженность или отсутствие положительных эмоциональных реакций. Кратковременная реакция сосредоточения с быстрым ее истощением.
  • В период от 3 до 6 месяцев жизни
  • Запаздывание становления цепных симметричных рефлексов (отсутствие поворотов со спины на живот и опоры на руки в положении на животе)
  • В период от 6 до 9 месяцев жизни  
  • Отсутствие выраженной активности при общении с незначительным количеством жестов и игровых реакций.
  • Однообразный лепет без выраженной эмоциональной окраски.
  • Отсутствие захвата предметов 2-мя пальцами.
  • Отсутствие реакции на словестные команды.
  • Самостоятельно не садится, не делает попыток встать, плохо ползает.

В период от 9 до 12 месяцев жизни

  • Отсутствие общения при помощи лепетных слов.
  • Отсутствие интонационной окраски лепета.
  • Стоит с поддержкой, не ходит.
  • Начинает действовать по подражанию.

В каждый возрастной период возможно выпадение не всех, а отдельных элементов психомоторного развития в каждый возрастной период (ребенок что-то делает, а что-то не делает). При благоприятных условиях внешней среды отставание ликвидируется в течение 1-2 возрастных периодов без назначения лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития. Нарушение становления двигательных, психических и речевых функций, связанная с повреждением мозговых структур, проявляющаяся патологическими синдромами и не компенсирующаяся самостоятельно.

Специфическая задержка психомоторного развития требует лечения и возникает в результате : 

  • Нарушения эмбриогенеза с формированием пороков развития ЦНС.
  • Воздействие гипоксически- ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Наследственные болезни.

Вначале специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций, сопровождающаяся диспропорциональностью соматического развития.

Степени задержки психомоторного развития

  1. 1 степень (легкая).
  2.  Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал с тенденцией к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста ребенка.

  3. Ребенок догоняет своих сверстников в формировании двигательных, психических и речевых функций на первом году жизни при своевременном назначении и проведении правильного лечения 
  • Генерализованная задержка психического, моторного и речевого развития.
  • Преобладание нарушений двигательных функций.
  • Качественные особенности выражены не резко, что не создает препятствий к формированию функций.
  • Хорошо поддается коррекции при раннем начале лечения.

2 степень (средней тяжести).

Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал при отсутствии тенденции к постепенному сокращению временного дефицита, который сохраняется на протяжении всего первого года жизни. Иногда отмечается нарастание временного дефицита по мере усложнения формирующихся функций.

Двигательные, психические и речевые функции формируются у ребенка с некоторым постоянным запаздыванием по отношению к психомоторному развитию сверстников даже при своевременном назначении и проведении правильного лечения.

 Качественные изменения приобретаемых навыков с нарушением ведущего звена приобретаемых функций.

  • Усиление выраженности временного дефицита по мере роста ребенка.
  • Положительная динамика в формирования возрастных навыков при проведении своевременного лечения.

3 степень (тяжелая).

Запаздывание психомоторного развития ребенка более чем на 1-2 возрастных интервала с развитием стойкого временного дефицита с тенденцией к усилению по мере роста ребенка. Стойкие нарушения двигательных, психических и речевых функций без выраженной тенденции к их развитию.

  • Отсутствие формирования основных возрастных навыков (в т.ч. отсутствие формирования речи и двигательных функций) в динамике.
  • При наличии у ребенка прогрессирующих обменных или инфекционных заболеваниях возможна утрата и ранее приобретенных навыков.

При установлении диагноза ЗПРР лечение должно быть комплексным совместно специалистами невропатологом, , остеопатом, дефектологом, логопедом, психологом. Особая роль принадлежит остеопату.

Остеопат может определить зону возможной причины и, владея множественными безопасными техниками, комфортно воздействовать на нее.

Из практики привлечение остеопата в лечение детишек с этими нарушениями эффективно влияет на прогноз.

Уважаемые родители и родственники , при малейшем подозрении на нарушение психоречевого развития, бегите к специалисту, чтобы выиграть время и быть уверенным в здоровье своих детей!.

Источник: https://nachev-medical.od.ua/zaderjka-psihomotornogo-razvitiya

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития проявляется у детей первых лет жизни. Малыш учится держать голову, ползать, сидеть и делать первые шажки. Одни детки развиваются быстрее и в восьмимесячном возрасте могут ходить, держась за опору. Другие — лишь уверенно ползают и еще не становятся на ножки.

Ребенок начинает двигаться самостоятельно при хорошо сформированном двигательном аппарате. Когда у малыша укрепятся ножки — он пойдет самостоятельно, когда укрепится позвоночник – оно уверенно сядет. Все зависит от генетики и здоровья родителей.

Причины задержки моторного развития

Когда ребеночек начнет сидеть, ползать и ходить — зависит от унаследованной им генетической программы. Главными причинами, вызывающими отклонения в развитии детей, считаются:

  • нарушения развития младенца еще в утробе матери из-за неправильного формирования коры головного мозга;
  • инфекционные болезни, перенесенные будущей мамой при беременности;
  • травмы, полученные в процессе родов;
  • злоупотребление будущей мамой алкоголем, сигаретами и наркотическими веществами;
  • воздействие электромагнитных излучений;
  • вредные условия трудовой деятельности мамы.

Симптомы задержки моторного развития

Чтобы точно определить наличие отклонений в моторике малыша, необходимо знать определенные симптомы и признаки. Каждая мама должна принимать неотложные меры, если:

  • по окончании I месяца ребеночек все еще не держит сам головку в течение 30-ти секунд, а по окончании II месяца — не поднимает головку на 5 см от горизонтальной опоры;
  • к концу III месяца младенец не тянется к игрушкам, не наблюдает за своими ручками и не держит вертикально голову на протяжении минуты;
  • к концу IV месяца младенец откидывает голову назад и, лежа на животе, не поднимает туловище;
  • к концу V месяца ребеночек все еще неуверенно держит свою голову и не переворачивается с живота на спину;
  • к концу VI и VII месяцев не дотягивается до игрушек, с помощью мамы не может сесть;
  • к концу VIII месяца не отползает в обратном направлении;
  • к концу IX и X месяцев ребеночек неуверенно сидит, не ползает, не стоит у опоры.

Мамам необходимо бить тревогу, если к концу XII месяца малыш не может совершить несколько шагов, в два годика не говорит и 10-ти слов, в три года ребенок часто падает, плохо говорит и не проявляет интереса к играм.

Диагностика задержки моторного развития

Врачи стараются обнаружить болезнь на ранних сроках. Поэтому при появлении на свет младенца у него берут кровь для определения генетических заболеваний: гипотиреоза, галактоземии, муковисцидоза, адреногенитального синдрома и фенилкетонурии.

У младенца оценивается степень гипоксии по шкале Апгар. Потом наблюдение за малышом производит педиатр. Кроме того, регулярный осмотр малыша (в 1, 3, 6 и 12 месяцев) осуществляет детский невролог.

Детям проводят УЗИ мозга с целью выявления возможных поражений.

Лечение задержки моторного развития

Большинство симптомов болезни исчезает самостоятельно после достижения детьми определенного возраста. При серьезных отклонениях ребеночку назначаются массажи, витаминные и сосудистые препараты. В особо тяжелых ситуациях применяются ноотропы, рефлекторные стимуляции.

Профилактика задержки моторного развития

Для предупреждения регрессии заболевания врачи назначают детям курсы лечебной зарядки, массажи и водные процедуры. Назначается физиотерапия и электрофорез. Доктор индивидуально подбирает лучшие методы профилактики, чтобы исключить появление нарушений психомоторного характера в развитии детей.

Источник: https://www.nebolit.ru/disease/zaderzhka_motornogo_razvitiya/

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития или ЗМР – это особенность физического развития малыша, при которой он не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. Симптомы синдрома ЗМР проявляются уже в первые месяцы жизни младенца, поэтому заботливые родители должны предельно внимательно следить за физическим состоянием своего малыша.

Причины ЗМР

Развитие моторных навыков напрямую зависит от работы отделов мозга, отвечающих за правильную осанку и координацию движений.

Малыш начинает самостоятельно двигаться тогда, когда его опорно-двигательный аппарат сформировался, за что отвечает наследственная генетическая программа.

Однако всегда есть риск – что-то может пойти не так во время беременности, родов, в первые дни/недели/месяцы жизни крохи.

Основными причинами синдрома ЗМР специалисты называют:

  • Патологии формирования коры мозга еще в материнской утробе
  • Инфекционные заболевания, которые перенесла будущая мама при беременности
  • Сложный акушерский анамнез – травмы при родах, гипоксия, асфиксия
  • Злоупотребление родителями наркотическими средствами и алкоголем
  • Воздействие радиации и электромагнитных излучений на плод

О причинах отставания в моторном развитии можно говорить очень много и долго. Нужно понимать, что в этом вопросе многое зависит от унаследованного алгоритма моторного развития. Малыш может пойти в 7 месяцев, но это не значит, что он станет лучшим атлетом, чем тот, кто пошел в 11,5 месяцев.

Главная задача родителей – здраво смотреть на развитие своего ребенка и при наличии малейших симптомов ЗМР не тешить себя иллюзиями и не откладывать поход к специалисту. Очень часто задержка психомоторного развития переходит в гораздо более страшный диагноз – ДЦП. Поэтому здесь надежды на «авось пронесет» быть не должно.

Когда бить тревогу?

  • К концу первого месяца жизни ребенок не может самостоятельно удерживать головку в течение 20-30 секунд.
  • В двухмесячном возрасте он не в состоянии поднять голову на пару минут из положения лежа на животике.
  • К трем месяцам малыш не держит погремушку, когда ее вкладывают ему в руку, не смотрит на свои ручки, не сцепляет их вместе.
  • В четыре месяца младенец не может сменить положение тела, перевернуться на бок со спины.
  • 5 месяцев – держит головку неуверенно, не может перевернуться с животика на спинку.
  • 6 месяцев – ребенок сам не берет игрушки, не перекладывает предметы с одной руки в другую, не перебирает ножками, если поддерживать его под мышками.
  • 7 месяцев – не совершает попыток сесть, удерживаясь за мамины руки.
  • К концу 8 месяца он не способен подползать к интересующему предмету, не может сидеть самостоятельно и стоять с поддержкой.
  • К концу 9 месяца жизни ребенок все еще сидит неуверенно, не может стоять опираясь на мебель/стену, не ползает, не способен сам пить из кружки.
  • В год малыш не делает хотя бы несколько шагов вдоль кроватки или дивана, не садится на корточки, держась за мебель.
  • В два года – не говорит слов, в три года – плохо говорит, часто падает при ходьбе и не интересуется играми.
Читайте также:  Особенности детей с нарушением зрения: как помочь своему ребенку

Если ваш ребенок по поведению и моторному развитию отличается от сверстников, это еще не повод впадать в панику. Но это тревожный звоночек. У каждого малыша собственные физиологические особенности и генетика. Однако если к определенному возрасту у него не сформировалась моторика и двигательные навыки, тогда стоит незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью и начать реабилитационную программу как можно раньше и в комплексе.

Диагностика ЗМР

Чем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями.

Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде.

Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму.

Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога.

Лечение ЗМР

Программа лечения должна быть комплексной и основываться на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Системный, строго индивидуальный подход – центральная ось любого комплекса реабилитационных мер.

Поэтому в терапевтическом процессе активное участие принимает сплоченная команда узкоспециализированных врачей – невролог, педиатр, реабилитолог, ортопед, психолог.

Часто к процессу лечения подключаются логопеды и дефектологи, поскольку ЗМР накладывает свой отпечаток на речевое развитие детей.

В нашем Центре работают специалисты с опытом работы не только в России, но и в странах Европы, США. В профессиональном арсенале врачей – современные методики, доказавшие свою эффективность, богатейший практический опыт и желание поделиться своими знаниями с родителями больных деток.

Мы воспринимаем родителей как самых главных наших помощников, стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Комплексный системный подход к лечению – это гарантия стабильного результата и положительной динамики в реабилитации деток с ЗМР любой степени сложности.

Мы стремимся не просто помочь малышу научится переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава. Все эти патологии тормозят нормальное развитие моторики.

Программа лечения ЗМР включает:

  • Терапия по методу Войта
  • Методика Бобат
  • Методика
  • JKA-метод
  • Занятия на виброплатформе Галилео
  • Микро-мануальная терапия
  • Краниосакральная терапия

Для закрепления результата и предотвращения регрессии мы также рекомендуем занятия ЛФК, которые проходят в нашем Центре в игровой интересной форме. Позитивный настрой маленьких пациентов способствует более быстрому и глубокому усвоению новых движений, а упражнения выполняются без физических и эмоциональных пыток.

Для нас очень важно, чтобы малыши чувствовали себя комфортно на занятиях и верили в успех реабилитации вместе с нами.

Источник: https://galileofit.ru/nashi-napravleniya/zaderzhka-motornogo-razvitiya

Обучение детей раннего возраста с психомоторной задержкой развития (ЗПР)

Диагноз ЗПР или Задержка Психомоторного Развития довольно часто встречается в медицинских картах детей раннего возраста. Также можно встретить и другое употребление этого термина: ЗПРР (задержка психоречевого развития), задержка умственного развития, временная задержка умственного (психического) развития.

Причины

Причиной отставания в развитии психомоторных функций могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.

Одним из предрасполагающих факторов может быть генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы.

Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения.

У детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что затрудняет образование сложных нейронных связей между областями и участками мозга.

Понятие задержка психического развития является понятием психолого-педагогическим и характеризуется рядом признаков отставания развития психики в целом или ее отдельных функций, таких как моторика, сенсорные функции, речь, эмоционально-волевая сфера. Важно помнить, что задержка темпа развития психических функций имеет обратимый характер!

Можно сказать, что ЗПР занимает промежуточную нишу между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет грубых отклонений в психомоторном развитии, как у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения или нарушениями в опорно-двигательной системе.

Необходимо отметить, что у детей задержка в развитии может проявляться по-разному и отличаться по степени проявления. Однако можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с синдромом задержки психомоторного развития эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
  2. Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
  3. Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.
  4. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
  5. У детей ЗПР нередко возникают проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи. У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.

    Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях. Развитие речи ребенка с ЗПР — одно из основных направлений деятельности центра Логопед Профи.

  6. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. Дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

    Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности.

    Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с замедленной речью дети).

    Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

  7. Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию.

Профилактика

Диагноз задержки психомоторной задержкой развития появляется в медицинской карте ребенка чаще всего в 4-5 лет.

А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.

Проблема в том, что диагностирование задержки психомоторного развития ребенка на ранних стадиях представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

Таким образом, на первое место выходит ранняя профилактика синдрома задержки психомоторного развития у детей.

Рекомендации по этому поводу будут состоять в следующем: в первую очередь это создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно, — пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни с ведением дневника развития ребенка. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным назначить лечение, то не стоит пренебрегать его рекомендациями.

Можно воспользоваться услугами онлайн-консультации специалистов центра Логопед Профи, которые смогут дать квалифицированные рекомендации по профилактике отклонений в развитии психомоторного и социального развития ребенка. Работа психолога с детьми ЗПР заключается в тестировании по шкале KIDR-СDI и составлении дальнейшего плана лечения.

Записаться на приём

Печать

Источник: https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]