Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста: рекомендации для родителей

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

Специалисты утверждают, что недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте.  Именно поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста: рекомендации для родителейДети от рождения музыкальны — важно развивать эти способности

Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.

Виды музыкальных способностей

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста: рекомендации для родителейЧто входит в понятие «музыкальные способности»

Отдельным видом одаренности специалисты называют музыкальную память. Это способность к воспроизведению мелодии в памяти. Она непосредственно связана с музыкальным воображением и формирует способность к написанию собственных произведений.

Музыкальная деятельность дошкольников и ее виды

Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности.

Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни.

С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.

В детских дошкольных учреждениях сравнительно недавно стали разрабатывать программы музыкального воспитания. Эти программы призваны помочь ребенку достичь целостности и гармонии, а также стать талантливой и креативной личностью в будущем.

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста: рекомендации для родителейПервые музыкальные игрушки

Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:

  • Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
  • К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма и игру на различных детских инструментах. Все эти действия позволяют ребенку развивать интерес к музыке и умение исполнить мелодию либо спеть песню с аккомпанементом или без него.
  • Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.

Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.

Средства развития музыкальных способностей

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста: рекомендации для родителейМузыкально-дидактическая игра на понятие ритма и ладов

Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.

Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

  • Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.
  • Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.
  • Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.
  • Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста: рекомендации для родителейИгровое обучение музыке

Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:

  1. Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.
  2. Занятия, повышающие чувство ритма.
  3. Игровые тренировки музыкальной памяти.

Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.

Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

Способы развития ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста: рекомендации для родителейЛадовое чувство — статистика у дошкольников

Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).

Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста: рекомендации для родителейЧто такое ладовое чувство

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.

Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволить добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.

Упражнения для тренировки слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста: рекомендации для родителейСлуховые представления — статистика

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
  • Определение направления звука и местонахождения его источника.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/formirovanie-muzykalnyh-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-i-ih-razvitie.html

Рекомендация для родителей «Как выявить и развить музыкальные способности ребенка дошкольного возраста»

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста: рекомендации для родителей«Как выявить и развить музыкальные способности ребенка дошкольного возраста».

(Рекомендация для родителей).

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспитания.

Поэтому музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности объединяются в понятие «музыкальность».

А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности».

Каковы же основные признаки музыкальности?

Первый признак – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.

д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный, характер запева и энергичный, подвижный – припева).

Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих детей, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Все современные родители стараются, как можно раньше начинать развивающие занятия для своих малышей, тем самым удовлетворяя большую познавательную потребность ребенка. Исследования ученых разных стран подтвердили то, что во время музыкальных, занятий у ребенка в работе задействованы оба полушария головного мозга, что способствует интенсивнейшему интеллектуальному развитию.

В современной педагогике существует несколько подходов для развития музыкальности детей различного возраста. Перечисленные ниже упражнения просты и не требуют специальной музыкальной подготовки, они направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, ассоциативного мышления.

Упражнение №1 – ЧИТАЕМ СКАЗКИ: читайте очень выразительно, подражая голосом сказочным персонажам, позволяйте ребенку повторять за взрослыми какие-то звуки или слова или интонацию.

Упражнение №2– ЧИТАЕМ СТИХИ: опять же читайте очень выразительно коротенькие стихи в 2 — 4 – 8 строчек, чтобы ребенок смог без труда повторить их; когда ребенок хорошо знает это стихотворение, попробуйте рассказать его, отстукивая ритм ладошками, кулачками, ногами равномерно распределенными по стихотворной строчке ударами; знакомое стихотворение расскажите с совершенно разной интонацией, как бы от имени разных чтецов или разных действующих лиц. Важно, чтобы при этом главный смысл предложения менялся на противоположный.

Источник: http://doshkolnik.ru/musika/10925-roditeli-muzika.html

Детский сад №74

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста: рекомендации для родителей

Часто у родителей возникает такой вопрос: нужно ли  слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня — это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

Читайте также:  Витамины для глаз для детей: как избежать ухудшения зрения ребенка

Какой должна быть детская музыка?

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей — на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни — все это просто немыслимо без музыки.

Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку.

И тут возникает справедливый вопрос — какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

Начните с создания в доме фонотеки. Вначале приобретите записи музыкальных сказок: «Теремок», «Лиса, заяц и петух», музыкальные сказки Г. Гладкова, Сергея и Елены Железновой и др.

Следующий этап – пополнение семейной фонотеки произведениями русской, зарубежной классики, образцами народного творчества.

Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы «Русского радио».

У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков — все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще — она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни.

Есть некоторые правила. В частности, детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии — пусть даже зачастую они самые красивые.

Возможно, когда эти малыши вырастут, они (как и их родители) будут предпочитать именно минор и трагическую экспрессию.

Но маленькие меломаны, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы!

По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир. Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор — Вольфганг Амадей Моцарт.

Музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта.

Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям, — Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» будут иметь даже больший успех, чем пьесы из «Детского альбома» и «Времен года».

Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством- они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений («Времена года»), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира («Детский альбом»), либо… просто потанцевать.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите.

После прослушивания заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

Теперь, при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений (это может быть как инструментальная, так и вокальная музыка) предложите ребенку нарисовать музыку.

Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки: какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному музыкальному произведению.

Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр вместе с ребенком выборочных сюжетов музыкальных

мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

Одним из видов слушания музыки дома является также пение взрослых детям. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Повторение является хорошим стимулом для развития памяти. Пойте для детей и вместе с детьми. Такое пение не только расширяет слуховые представления детей, но и развивает певческий голос.

Существует так называемый метод активного слушания музыки – здесь детям предлагается импровизировать танцевальные движения в процессе прослушивания музыки, а также выполнять какие – либо игровые действия в соответствии со звучащей музыкой. Например, если музыка задорная, веселая – можно поскакать или перебрасываться мячом, если музыка лиричная, спокойная – дайте ребенку ленту или цветок в руки и вы увидите, что характер его движений изменится.

Сочините вместе с ребенком музыкальную сказку – балет. Сначала придумайте сюжет, затем подберите музыкальные иллюстрации к сказке, которые характеризовали бы персонажей. Вы читаете либретто к вашей сказке – балету, а ребенок под музыку импровизирует в разных музыкальных образах.

Уважаемые родители! Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее.

Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного.

Главное, не спешите заставлять детей слушать современную «взрослую» музыку, хотя изолировать от нее совсем не нужно. Дети должны слушать разную музыку. И еще одно пожелание – не надо слушать ОЧЕНЬ ГРОМКУЮ музыку.

От громкости звучания качество восприятия музыки не улучшается, а наоборот портится. Приучайте своих детей слушать не громкую, тихую музыку, и пусть они с самого раннего возраста окунутся в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!

Список использованной литературы:

  • О.П. Радынова, А.И. Катинене «Музыкальное воспитание дошкольников»
  • Н.А. Метлов «Музыка – детям»
  • О.П. Радынова «Слушаем музыку»
  • О.П. Радынова «Музыкальные шедевры»
  • И.С. Ильина «В помощь воспитателям и детям – Адаптация ребёнка к детскому саду»

Источник: http://primdou74.ru/muzykalnyj-rukovoditel-nikolaenko-elena-leonidovna/194-rekomendatsii-dlya-roditelej-po-slushaniyu-muzyki-detmi-v-domashnikh-usloviyakh

Консультация на тему: Рекомендации для родителей "Развитие музыкального слуха дошкольников" | Социальная сеть работников образования

  • Развитие музыкального слуха
  • дошкольников
  • (рекомендации родителям)
  • — Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.

— Устраняйте всё, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотическая речь и т.д.).

— Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.

— Учите детей ориентироваться в ритме.

— Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.

Предлагаем Вам стихи-песенки, которые помогут развивать у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно и просто весело проговаривать. Они сами зададут правильный ритм.

  1. Дождик                                        Зайчик
  2. Кап-кап, тук-тук, —                                Ушки длинны,
  3. Дождик по                                         Куцый хвост,

                дорожке!                                Небольшой у зайки рост.

Выбежали дети,                                В огороде побывал,

Ловят капли эти,                                Длинноногий,

Выставив ладошки.                        Скок да скок!                

  •                         Г. Бойко                        Мы за ним –
  •                                                         Он наутёк!
  •                                                                         Г. Бойко
  • Развитие чувства ритма
  1. Спойте песню вместе с ребёнком; постарайтесь, чтобы он запомнил текст.
  2. Попросите ребёнка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.
  3. Исполните песню по ролям:
  • сначала поёт голосок, а ладошки отдыхают;
  • голосок «спрятался», а ладошки хлопают ритм песни;
  1. Попросите малыша «спеть» песенку ладошками.

О музыкальных способностях

детей

  1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше.
  2. Не расстраивайтесь, если пение, движения ребёнка далеки от совершенства: системное количественное наполнение показателей обязательно перейдёт в качественный рост.
  3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных – значит, задачей взрослого является устранение нежелательного «тормоза».
  4. Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребёнку в понимании прослушиваемой музыки (её содержания, характера). Дайте ребёнку «путеводную нить» к сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своём жизненном опыте – в памяти – те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.
  5. Не говорите, что у вас «немузыкальный ребёнок», если вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребёнка развивать.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/02/11/rekomendatsii-dlya-roditeley-razvitie-muzykalnogo

Рекомендации для родителей "Разщвиваем музыкальный слух детей"

Консультация для родителей

Как развивать музыкальный слух у детей?

Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмично топать? Мир звуков окружает ребенка с момента рождения. Нам нужно помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к дружбе с музыкой.

Может быть, мы зря об этом говорим? Учить музыке своих детей хотят почти все. Но сколько потом разочарований! Намаявшись с ребенком, родители делают вывод: «Не способный к музыке». И на том дело заканчивается. У ребенка же надолго остается отношение к музыке как к чему-то трудному, недоступному.

Для того чтобы ребенок тянулся к музыке, нужно как можно раньше помогать ему, слушать разные звуки. Какая мама не использовала крышки от обычных кастрюлек, чтобы занять своего малыша? Он гремит ими вволю, испытывая настоящую радость. А ведь такая игра имеет непосредственные отношения к развитию слуха ребенка.

Что же такое музыкальный слух? Музыкальный слух – это способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков — высоту, громкость, тембр, а также способность ощущать функциональные связи между звуками в музыкальных произведениях.

Обычно малыш очень рано что-то мурлычет, напевает. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов; привлекает человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам, к музыке. Давайте помогать им в этом.

Покупая малышам игрушки, родители заботятся о яркости цвета, выразительности формы. Но, как правило, мало заботятся о том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или предметами. А между тем, многие дети, подрастая, прямо-таки ищут эти звучащие предметы.

Читайте также:  Особенности развития детей 3 4 лет: как меняются физические показатели и поведение ребенка

Сначала бросают на пол погремушки, крышки от маминых кастрюлек. Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому стакану – третий.

Вам легче будет руководить музыкальным развитием малыша, если вы будете общаться со звуками вместе с ребенком.

Чтобы познакомить ребенка с высокими и низкими звуками можно использовать свой голос (спеть или прочитать отрывок стихотворения высоким голосом, потом – низким), разные по звучанию колокольчики, детские музыкальные инструменты (металлофон, дудочка).

Длительность звука можно изучать с помощи карандаша или ручки. Пусть Ваш ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда звучание ноты прекратится, перестанет рисовать. Такая игра развивает слуховое внимание и дает представление о существовании долгих и коротких нот, что является началом развития чувства ритма.

Я хочу привести несколько примеров музыкальных игр, в которые можно играть с ребенком.

Игра на развитие музыкального слуха «Угадай что звучит»

Для этой игры Вам понадобится несколько предметов быта, которые есть в каждом доме. Пусть это будут, например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка.

Возьмите карандаш (держите его за самый кончик, чтобы не заглушать звук) и постучите по каждому предмету по очереди. Затем попросите малыша отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету.

Когда малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали.

Сначала малыш будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов.

В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно с 3,5 лет. Когда Ваш ребенок становится старше, игру можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.

  • Игра на развитие музыкального слуха
  • «Музыкальные стаканы»
  • Для игры вам понадобятся 2 стакана (или 2 бокала, 2 бутылки) и металлическая ложка.

Наберите в один стакан немного воды и постучите по нему ложкой, держа ложку за самый край. Попросите Вашего ребенка с помощью воды и другого стакана «сделать» такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустой стакан, стучит по нему ложкой и добивается нужного звука.

Если использовать 3 и больше стаканов с водой, можно сочинять мелодии. Наберите в стаканы разное количество воды и выстроите их по высоте звучания (от более низкого к более высокому). Ударяя ложкой по стаканам, попробуйте сочинить мелодию сначала Вы, потом предложите поиграть ребенку.

Очень важно для развития музыкального слуха научить ребенка слушать звуки природы. Гуляя с детьми, прислушивайтесь, как где-то скрипнуло дерево, как шумит ветер, как шелестят листья под ногами, как по-разному поют птицы. Пусть постучит палкой так, как стучал по стволу дерева дятел. Обратите внимание на то, что у короткой палки звук не такой, как у длинной.

Такая работа с ребенком не пройдет даром. В будущем не каждый станет музыкантом, но музыкально образованным может быть каждый.

Источник: https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditeley-razschvivaem-muzikalniy-sluh-detey-2722738.html

     Часто люди говорят об отсутствии у себя музыкального слуха расхожей фразой: «Мне медведь на ухо наступил». Скажем сразу, что музыкальный слух есть у всех, другое дело, насколько он развит.

При этом абсолютный музыкальный слух может быть врожденным или приобретенным в результате длительных занятий в музыкальных образовательных учреждениях.

Единственное, в чем сходятся все музыкальные педагоги – это чем раньше вы начнете развивать музыкальный слух, тем больших результатов можете достичь, поскольку при неправильном обращении последний может ухудшаться с возрастом.

     Как же развивать музыкальный слух у детей? Сразу решим: все желающие учиться музыке могут начать это делать беспрепятственно! Не все станут музыкантами, потому что, кроме слуха, музыканту необходим еще соответствующий темперамент и склад ума, но вырастить ребенка музыкального, и даже музыкально-танцевального под силу любому родителю.

       Чем раньше начать развитие слуха у ребенка, тем лучше. В идеале, надо заниматься этим еще до его рождения. Причем, если раннее чтение, плавание, и прочие развивающие занятия вызывают много споров, и полезны только условно, то правильно организованные занятия музыкой полезны безусловно. Ведь в принципе, это всего лишь игра, ни к чему не обязывающая, и очень веселая.

     Секрет заключается именно в правильности организации занятий. Если вы — не поклонник музыки, тем более, классической музыки, то и ваш ребенок слушать и любить ее не будет.

   Во время беременности самое главное — пение самой мамы. Вибрации, которые рождаются в теле при пении, передаются через кость и жидкость организма, и ребенок имеет возможность слушать и слышать самый лучший в мире голос — голос мамы. Кстати, работа диафрагмы в процессе пения — вот первые уроки ритмики для малыша.

       Правильное пение и связанное с ним правильно организованное дыхание полезны не только малышу, но и будущей маме.

     Слушайте музыку. Разную! Чем больше, тем лучше. Пойте сами. Громко и тихо, весело и грустно, главное — с душой! Пойте как умеете, главное, чтобы это нравилось вам и малышу.

       Так же очень хорошо обеспечить ребенка музыкальными инструментами (кастрюли — не в счет!). Пусть это будут какие-нибудь дудки, игрушечная гитара, синтезатор. Главное, чтоб инструмент давал возможность играть и самому ребенку, а не просто сам играл музыку. Крепитесь! Какофония — важный этап на пути становления любого музыканта! 

           Те, кто занимается изучением языков, знают, что для правильного произношения очень важен музыкальный слух. Да-да, именно музыкальный.          

           Понимание того, где находится ударение, какой слог растянуть, какой сжать, как именно произносятся те или иные звуки чужой речи — это все задачи музыкального слуха.

     Наверняка ваш ребенок от избытка эмоций любит покричать. Не поплакать и покапризничать, а именно покричать. Это когда он выбегает на улицу с криком «ААААААААААААА!!!». Дайте ему возможность покричать, но иногда можно попросить его не кричать, а спеть. Энергия, направленная в нужное русло — вот то, что нам нужно.

     Не шпыняйте его, когда он вопит дома или во дворе, наслаждаясь собственным голосом: ведь очень многие люди не поют именно потому, что их забили в детстве.

Найдите в вашем районе арку в многоэтажном доме, и периодически ее посещайте, научив ребенка громко там кричать и слушать, что получится (устройте конкурс, кто кого перекричит, но в разумных пределах, конечно!).

Возмущенным жильцам объясняйте, что растите Лучано Паваротти, и именно в этой арке потом будет висеть позолоченная табличка «Здесь учился и работал гений».  

   На любом музыкальном инструменте, имеющем ноты (кастрюли не подойдут), покажите ребенку, где живет медведь, где волк, где лиса, а где птичка-синичка. Медведь — самые низкие ноты, синичка — самые высокие. Пусть малыш потом сам слушает и сочиняет сказки про зверей на музыкальном инструменте. Это научит ребенка различать низкие и высокие звуки.

Источник: http://srcmart.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/muzykalnyj-rukovoditel/24-metodicheskaya-kopilka/muzykalnyj-rukovoditel/44-rekomendatsii-po-razvitiyu-muzykalnogo-slukha-u-detej

Как развивать музыкальный слух у ребенка

Как развивать музыкальный слух у ребенка?

         Многие взрослые не заинтересованно  относятся к перспективе обучения своих детей пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребенка музыкального слуха. Действительно, музыкальный слух — центральное ядро всей системы музыкальных способностей.

          Но, во-первых, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей; во-вторых, уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного; и, наконец , музыкальный слух, как и любая другая способность, поддается тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать.

         По утверждению многих ученых, музыкальных педагогов «решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике», то есть пению!  Пение является важнейшей основой для развития «музыкально-слуховых представлений», которые обусловливает развитие всех музыкальных способностей (Т.Л.Беркман).

         Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – неправильное голосообразование. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха.

Отсюда вывод: если ребенок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные занятия   — и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу!

         Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией!

         Для развития звуковысотного слуха  рекомендую следующие игровые упржнения:

  • «Гудок» – умение сливаться с голосом взрослого на длинной ноте.
  • «Дразнилка» — повторение звуков с голоса взрослого или инструмента на разные слоги в тонах доступного диапазона, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или полтона вверх и вниз и т.д.
  • «Плач» и «Шмель»- пение на гласную «у» следующей последовательности звуков: до, до диез, ре , до (повторить 3 раза).
  • «Капельки»- пение на слог «кап» одной ноты, повторяя ее много раз (как капли дождя). Нота должна быть удобной  ребенку по высоте. Затем необходимо на тон или полтона опускаться и подниматься. Подпевать взрослому, затем петь самостоятельно попевки в интервале – полтона, тон, полтора тона, два тона.
  • «Запевай песню»- запоминание мелодии в пределах от примы до чистой кварты. Например, на одной ноте спеть скороговорку: «От топота копыт пыль по полу летит».
  • «Разговор на языке животных и птиц»- воспроизведение пения петуха, кудахтанья курицы, кукования кукушки, кряканья утки, писка мыши и др.
  • «Я- оркестр»- подражание музыкальным инструментам: дудочке, барабану, балалайке и т.д.

Два последних упражнения помимо звуковысотного слуха развивают тембровых слух, который очень необходим вокалисту. 

Источник: https://sad30molod.schools.by/pages/kak-razvivat-muzykalnyj-sluh-u-rebenka

Консультация для родителей "Как развивать музыкальный слух у детей"

Как развивать музыкальный слух у детей.

Потенциально музыкальный слух есть у всех, только у некоторых он оказался убитым в детстве из-за отсутствия правильного музыкального воспитания. Как избежать этой ошибки? Как развивать музыкальный слух ребенка?

Читайте также:  Развитие ребенка в 3 года: как пережить первый кризис

 Буквально с первого месяца его жизни можно повесить в комнате набор валдайских колокольчиков. В течении дня можно несколько раз в день давать ребенку послушать тот или иной звук. Ударьте по колокольчику, послушайте звук, через 3-5 секунд ударьте еще раз (от 5 до 10 раз), звук должен быть тихим и продолжительным. Через час или два таким образом ударяйте другой колокольчик.

 Материнская колыбельная для такого возраста должна состоять из 2-3 нот, пойте тихо, медленно, в три месяца многие малыши уже пробуют петь, стараясь повторить материнские звуки.

 В 9 месяцев почти все дети поют, могут тянуть одну ноту, потом другую. Голос – самый совершенный инструмент, еще не научившись ходить, маленький человек хочет обладать этим сокровищем. Очень важно не загромождать в этом возрасте детские уши детской музыкой. Многие взрослые считают, что маленькие дети хорошо слушают только незатейливые песенки или танцевальную музыку. Это серьезная ошибка. Дети гораздо богаче внутренне, чем нам кажется, особенно в искусстве, и тем более в музыке. Маленький двухлетний человечек охотно двигается под звуки тихой старинной музыки. Она должна быть именно тихая и не очень быстрая. Стремительный поток музыки может оглушить своим напором нежные уши, а динамизм содержания может быть непосильным для детской души. Регулярные прослушивания старинной музыки окажут положительное воздействие не только на детей, но и на родителей. В наш бурный век такие спокойные минуты совершенно необходимы.

 Большие богатства таит в себе и народная музыка. Как хорошо, когда отец или мать могут спеть ребенку старинную народную мелодию. Ее лучше петь безо всякого аккомпанемента. Сопровождение на баяне, гитаре или фортепиано своим примитивом может убить первоначальную глубокую красоту песни.

В народной одноголосной мелодии – опыт веков, опыт слуховой, эстетический, нравственный («Во поле береза стояла»). Постепенно надо подключить все больше и больше народных песен. Пусть они будут совсем маленькие, но их должно быть много.

Дети самозабвенно отдаются стихии старинных народных песен.

 Приобщая ребенка к музыке, необходимо учитывать его возрастные особенности. Например, 2 – летние дети могут охватить очень простой мотив с текстом не более 3-4 слов. Кто-то запоет сразу, кто-то после многочисленных повторов. Уверяю вас, что вы будете просто счастливы, когда двухлетний человечек начнет вам тихо подпевать. Не ограничивайтесь музыкой собственной национальности. Лучше уподобьтесь мудрому путешественнику, который обходит земли неизвестных народов. Лет с 6-7 дети обычно улавливают различия народной музыки разных стран и народов. Ребенок без особых усилий воспримет и лезгинку, и «Щедрик» с «Дудариком» с Украины, и наигрыш татарской гармошки, и русскую плясовую, и литовскую колыбельную, и широкий напев Башкирии, и рожковые наигрыши Смоленска и Владимира, и прекрасные песни Беларуси и многие другие. Но не перегружайте ребенка слуховой информацией. Чем меньше ребенок, тем меньше песен он сможет охватить. Примерно раз в две недели можно показывать ребенку новую песню или наигрыш. Так как дети очень любят двигаться, то под наигрыш хорошо немного поплясать. Когда будете смотреть телевизор, то обращайте внимание детей на народные танцы, запоминайте некоторые движения и покажите их ребенку. Слушая записи с народным танцем, попробуйте сделать эти фигуры вместе с ребенком. Разумеется, движения должны быть простыми, а музыка не должна быть громкой. Иначе у ребенка может испортиться слух. Разные наигрыши – разные танцевальные движения. Каждая новая песня – новое состояние души, но не ограничивайтесь только лишь пением или танцами под музыку, можно и сценки маленькие разыграть. Не забудьте, что для ребенка это не игра в жизнь, а собственно жизнь.

 Спойте что-нибудь про хлеб и дайте малышу принести хлеб на красивом полотенце к столу. Для него это будет яркое впечатление. Как родители, вы сами можете сделать важные выводы, если хлеб станет для ребенка святым, то он уже никогда не бросит его на пол.

 Слушая различные песни из большого хлебного цикла, ребенок может участвовать в маленьком драматургическом действии, которое может быть и музыкальным. Старинные песни про хлеб – это шедевры. Много красивых песен есть про животных и птиц, их тоже можно разыграть. Практика показывает, что в подобных песнях-играх должны участвовать несколько детей и взрослых.

Но имейте ввиду, что ребенок не терпит грубого вторжения в свой мир, детская душа очень тонка и ранима, поэтому нелепо навязывать малышам музыкальное образование. Если ребенок уж очень задумчив в какой-либо день – не надо веселить его музыкой, а если же слишком весел – вряд ли получится усмирить его грустными песнями.

Лучше подстроиться под него и тактично провести небольшое музыкальное действие.

 Занимаясь с малышами, широко используйте изобретательный и двигательный ряд. Если ребенок постоянно требует от вас музыки, песен, танцев, то он наверняка делает успехи в своем развитии. Тогда попробуйте сделать следующее: соберите небольшую группу таких детей или разного уровня развития и дайте им послушать старинную музыкальную пьесу. Это может быть Моцарт или Гайдн. Дети охотно слушают такую музыку, причем им очень нравится делать под нее плавные движения. Вот вы собрали несколько детей. Пусть они встанут в кружок. Дайте им послушать, например, медленную часть из «Маленькой ночной серенады» Моцарта и пусть они под эту чудесную и чистую музыку плавно двигаются по кругу. Почти все дети будут слушать музыку и двигаться. Редко кто из них не поддастся общему настроению. Впечатления у детей от таких занятий очень глубокие и их нужно сохранить в детской душе. Ребенок охотно об этом вспоминает, пытается что-то повторить, но истинную творческую радость получает только тогда, когда он делает это вместе с другими детьми. Этот феномен детства заслуживает глубокого изучения. И, конечно, музыка на первых порах не должна быть трагичной. Такую музыку можно слушать только в школьном возрасте, и то после определенной музыкально-тематической подготовки.

 Такая работа с ребенком не пройдет даром. Вы увидите, что ваш ребенок музыкально развит. В будущем не каждый может стать музыкантом, но музыкально образованным должен быть каждый.

Источник: https://nfmadou6.edumsko.ru/banners-list/banner-3238/post/211228

Консультация для родителей. Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста

Для развития музыкального творчества, ритмического слуха, музыкальной памяти, интереса к самостоятельной игре на музыкальных инструментах желательно приобрести для ребёнка детские музыкальные инструменты.

Это могут быть детские синтезаторы, маракасы, металлофоны, ксилофоны, детское пианино, маленькие баяны или гармони, любые детские музыкальные инструменты, выбор которых сегодня широк и доступен.

Чтобы показать ребёнку все возможности их музыкальных инструментов, нужно самим родителям научиться воспроизводить простейшие мелодии на том же синтезаторе или металлофоне, что для взрослого человека не составляет особого труда, но добавит уважения со стороны ребёнка. Особое внимание нужно уделять соблюдению ритмического рисунка в любой мелодии.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму.

Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно.

Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что  либо  они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Восприятие ритма, а следовательно, и музыки – это активный процесс. Иначе говоря, всякое полноценное восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом. Оно всегда – процесс слухо –  двигательный.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка – эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально- ритмические движения, музыкальные игры.

Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Это  предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.

Кроме этого, музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств.

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение.

Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

На первых порах придётся обучать детей игре на их музыкальных инструментах, как говориться – с рук, с прямого показа.

На последующих днях нужно будет стимулировать малышей к самостоятельному сочинению своих собственных мелодий в различных ритмах, чтобы ребёнок мог почувствовать себя творцом, будущим композитором.

Простейший приём, это когда взрослый предлагает ребёнку прочитать любое четверостишие на память, а затем пропеть это на свой собственный мотив. Следующим шагом будет подбор этой мелодии на слух с помощью музыкального инструмента.

Источник: http://mostovskoydetsad.45vargashi.ru/specialisty/muzykalnyj-rukovoditel/konsultaciya-dlya-roditelej-razvitie-ritmicheskogo-sluxa-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию