Развитие гибкости у детей дошкольного возраста: как заниматься с ребенком

Содержание статьи: По статистике, с каждым годом количество здоровых детей дошкольного и школьного возраста уменьшается. Многие из них страдают от заболеваний опорно-двигательной системы. Это связано с тем, что многие малыши от 4 – 5 лет предпочитают телевизор и компьютер подвижным играм на свежем воздухе. Именно из-за пассивного образа жизни появляются проблемы с осанкой, различные болезни позвоночника и суставов. Чтобы избежать подобных проблем, нужно приучать ребенка к активному образу жизни с раннего детства. Можно начать с простой зарядки и постепенно перейти к более сложным гимнастическим упражнениям. Развитие гибкости – это один из наиболее эффективных методов оздоровления организма, который способствует нормальному физическому развитию.

Зачем развивать гибкость у детей

Упражнения для развития гибкости у детей принесут много пользы: • Суставы и связки становятся более прочными.
• Укрепляются мышечные волокна.
• Мышцы становятся более упругими.
• Улучшается осанка, походка.
• Минимизируется риск травм. Если ребенок имеет гибкое тело, то его двигательные возможности повышаются, что позволяет достигнуть успехов в будущем. Именно от гибкости зависит сила, скорость, координация детей. Большинство дошкольников от природы гибкие. Однако это не означает, что с ними не нужно заниматься, ведь при отсутствии практики со временем способности начнут исчезать, а уровень физической подготовки снизится. Гибкие дети более активные, ловкие. При этом они меньше травмируются, так как их связки более прочные, мышцы эластичные, они быстрее восстанавливаются после физических нагрузок. Во время занятий пластичный ребенок демонстрирует недюжинную выносливость, чего не скажешь о его пассивных сверстниках. Малыши, которые регулярно тренируются, имеют красивую осанку и походку. Это связано с тем, что их опорно-двигательный аппарат укрепленный, а мускулатура сильная. По этой причине они не страдают таких распространенных заболеваний, как сколиоз, остеохондроз и т. д.

Повышенная гибкость у девочек

Наверное, многие родители замечали, что девочки более гибкие, чем мальчики. Это обусловлено тем, что их мышечная ткань содержит больше эластина и коллагена, а все благодаря гормональному фону. Однако следует помнить, что гибкость ребенка зависит от его генетики. Например, если мама с легкостью садилась в поперечный шпагат, то и ребенок, скорее всего, унаследует эту особенность. Наследственная пластичность зависит от общего состояния организма и некоторых внешних факторов (например, утром она может снижаться). Гибкость можно получить, если регулярно работать над собой. Но для того, чтобы растяжка была эффективной, нужно провести разминку, чтобы температура мышц повысилась.

Оптимальный возраст для развития гибкости

Начинать заниматься с ребенком можно с 2 до 3 лет. Именно в таком возрасте им проще выполнять упражнения на растяжку. Если с малышом регулярно тренироваться, то он сохранит свои качества до школьного возраста. Сенситивный период развития гибкости у детей – от 5 до 7 лет. Именно в этот временной промежуток их организм более чувствительный к физической деятельности. Однако в таком возрасте не стоит выполнять сложные гимнастические упражнения, так как костно-мышечная система малыша в этот период находится на стадии формирования и суставы очень подвижные. Чтобы сохранить природную гибкость, достаточно выполнять элементарные упражнения. Существуют следующие методики развития гибкости у детей 5 – 7 лет: • Аэробика для самых маленьких.
• Ритмика.
• Активные игры на улице. Ближе к школьным годам рекомендуется заняться стретчингом (система упражнения на растяжку связок и мышц). Это необходимо, если родители не хотят, чтобы снизилась пластичность ребенка. При желании малыш может заняться детской йогой. Она отличается от взрослой тем, что занятия лишены философского аспекта, то есть дети просто изучают основные асаны и осваивают технику дыхания. Эта методика эффективно развивает гибкость тела, подвижность суставов. После регулярных занятий улучшается осанка, координация, нормализуется работа сердечно-сосудистой системы.

Правила безопасности при упражнениях на растяжку

Чтобы занятия принесли только пользу, нужно соблюдать следующие правила: • Дети могут выполнить практически любые упражнения, однако начинать следует с простых, постепенно повышая их сложность. • Начинайте с упражнений, которые укрепляют мышцы и связки. Без предварительной подготовки повышается вероятность растяжения связок, повреждения суставов и других травм, тогда ребенок долго не сможет заниматься. • Во время тренировок учитывайте индивидуальные особенности строения его тела. • Следуйте основным принципам растягивания: доступность, регулярность, планомерность. В противном случае тренировки негативно скажутся на технике и могут привести к травмированию. • Если ребенок не понимает, как правильно выполнять упражнение, то нужно использовать визуальные образы. • Следите, чтобы ребенок постепенно увеличивал амплитуду движений по мере исчезновения болезненных ощущений. • Важно заниматься регулярно, как минимум по 10 минут каждый день. Кроме того, следует приучить малыша всегда начинать занятия с разминки. Важно разогреть мышцы перед выполнением основных упражнений, чтобы избежать травм. Соблюдая эти правила, ваш ребенок добьется отличных результатов и сохранит их надолго.

Упражнения для дошкольников

Для развития гибкости у детей дошкольного возраста используются различные подвижные игры: • Наклоны. Поставьте игрушку на пол, попросите малыша повернуться к ней спиной и расставить ноги на ширину плеч. Потом ребенок плавно наклоняется вниз и берет игрушку. Потом он поднимает ее, прогибается назад в спине и передает ее одному из родителей, а они опять ставят ее на место. • Потягушки. Кроха поворачивается боком к дивану, стулу или другой мебели. Правую руку он отводит в сторону и кладет на возвышенность. Потом он ритмично наклоняется вниз, стараясь дотянутся руками до пола. Потом он поворачивается в мебели другим боком и повторяет упражнение для другой ноги. • Мельница. Ребенок соединяет ноги, а руки расставляет в стороны. Потом он начинает двигать руками, имитируя мельницу. Сначала выполняются маленькие круги, а потом большие. • Лотос. Малыш садиться на коврик, вытягивает ноги вперед, затем берет одну из них и кладет на бедро другой ноги, также он поступает со второй конечностью. Руками он опирается на пол, расставляет плечи и фиксируется в такой позиции на 3 – 5 секунд. • Мостик. Кроха ложиться на спину, сгибает колени, заводит руки за плечи. С поддержкой родителей он пытается подняться на мостик, а потом опускает на пол. Упражнение повторяют 6 раз. Это упражнение часто используют для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста. При регулярных занятиях они смогут выполнять это упражнение без помощи родителей. • Кукла. Ребенок стоит, расставляет ноги на ширине плеч, а потом начинает нагибаться, опуская туловище, при этом руки расслаблены и висят. Затем он выпрямляется и немного прогибается в спине назад. • Ребенок садится на пол, кладет на область бедер гимнастическую палку, прокачивает его до носков, потом заводит его за ноги и двигает в обратном направлении. Потом палку достают и повторяют упражнение. Во время занятий в качестве средств для развития гибкости у детей применяют различные упражнения: активные, пассивные, статические. Активные движения с полной амплитудой (махи руками, ногами, наклоны, вращательные движения туловищем) можно выполнять с предметами (гимнастическая палка, обруч, мяч и т. д.) или без них. Пассивные движения на гибкость включают: упражнения с поддержкой партнера, эспандера или амортизатора, с использованием собственной силы (например, притягивание туловища к ногам). Статические упражнения выполняются с помощью партнера, собственного веса или силы, они требуют фиксации в положении с предельной амплитудой на протяжении нескольких секунд. Потом ребенок расслабляется и опять повторяет действие.

Развитие гибкости у школьников

Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста проводится с помощью следующих упражнений: • Ребенок становится на колени, заводит руки за спину, скрещивает кисти в замок на уровне таза. Потом согнутые в кистях руки плавно отводятся назад. • Школьник стоит, затем наклоняет голову так, будто хочет что-нибудь достать с помощью подбородка. Правой рукой он обхватывает голову так, чтобы пальцы могли достать до кончика левого уха. Затем он наклоняет голову вправо, помогая себе рукой. Потом упражнение следует повторить для другой стороны головы и руки зеркально. • Ребенок вытягивает левую руку вперед и вправо в одной плоскости с плечом. Правую руку он сгибает и ставит так, чтобы сделать упор для левого локтя. Затем левая рука сгибается и кладется на правое плечо. Важно убедиться, что левая рука находиться на одном уровне с плечом. • Школьник выпрямляет левую руку, вытягивает ее вперед ладонью внутрь. Затем он опускает ее перед собой на уровне плеча. Правая рука используется в качестве упора, слегка надавливая на левый локоть. Потом упражнение нужно повторить для другой руки. • Ребенок разводит руки на уровне плеч по сторонам, сгибает их в локтях под углом 90°, направив предплечья вперед, а ладони вниз. Плечи нужно повернуть так, чтобы предплечья располагались параллельно туловищу, но при этом локти не должны выходить из плоскости плеч. Ребенок должен максимально развернуть плечи. • Школьник встает на колени, опирается руками на пол, разворачивает кисти внутрь. Потом нужно начать отклоняться назад, пока не почувствуется легкое напряжение в предплечьях и бицепсах. • Ребенок лежит на спине, ноги вытянутые, потом он поднимает левую конечность, обхватывает ее левой рукой под коленом, а правой чуть выше. Затем он плавно притягивает ногу к голове. Физические упражнения повышают настроение, мышечный тонус, развивают и поддерживают гибкость, укрепляют иммунитет. Как видите, развитие гибкости у детей – это занятие ответственное, требующее усердия, правильного подхода. При выборе комплекса упражнений для гибкости и растяжки нужно учитывать возраст и личные предпочтения юного гимнаста. Важно заинтересовать малыша, для этого можно использовать различные спортивные снаряды, музыку. При регулярном выполнении вышеописанных упражнений с постепенным увеличением амплитуды ребенок сохранит и даже улучшит природную гибкость. Детям школьного возраста можно выполнять более сложные и эффективные упражнения для увеличения гибкости, направленные на улучшение состояния определенных групп мышц с целью улучшения спортивных результатов в будущем.

Последние материалы раздела:

30 школа в Санкт-Петербурге

В этой статье мы рассказываем, как поступить в 30-ю школу Санкт-Петербурга — одну из лучших школ города и страны.

Мастихин: что это, как научить рисовать ребенка

С помощью мастихина можно создать рельефные фигуры, яркие образы, но они будут выглядеть обобщенно, без выделения деталей. Благодаря этому композиции становятся более динамичными и…

Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра

У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая…

Источник: https://birth-info.ru/1105/parenting-Razvitie-gibkosti-u-detey/

Как развить гибкость у детей?

  • Гибкость — врожденное качество, которое у каждого человека различается. Одни дети способны сесть на шпагат без особых усилий и болевых ощущений, другим приходится много работать над растяжкой для того, чтобы добиться хоть малейших изменений.

    Проявление гибкости зависит от анатомического строения суставов, эластичности мышц и связок, тонуса мышц, возраста, общего функционального состояния организма, внешних условий.

    А уровень гибкости определяется способностью человека выполнять движения с определенной амплитудой.

    Безусловно, тем, кто обладает гибкостью с рождения, очень повезло. Хорошая эластичность мышц и связок снижает риск получения травм при занятиях спортом. Она позволяет легче осваивать различные упражнения, не только гимнастические, но и самые простые, такие как, например, быстрый бег, наклоны в разные стороны, прыжки ноги врозь.

    Читайте также:  Ребенок в 4 месяца: развитие и особенности ухода за мальчиком

    Большое значение для развития гибкости имеет возраст. С научной точки зрения самый благоприятный период для результативной растяжки начинается с 7 лет, когда увеличивается подвижность крупных звеньев тела.

    • Но несложные общеразвивающие упражнения на гибкость врачи назначают с младенчества в качестве ЛФК.
    • Например:
    • — катание на спине на фитболе, тянувшись руками назад;
    • — висение на прямых руках, держась за руки врача/родителя;
    • — лежа на спине прогиб назад с упором на прямые руки.
    • Эти упражнения разминают позвоночник, развивают эластичность мышц спины, укрепляют мышцы рук и суставные связки.

    1. По мере взросления упражнения усложняются, к допустимым относятся:
    2. 1)Наклоны в положении сидя, ноги вместе/ноги врозь – 10 раз. После выполнения наклонов зафиксировать складку на 10 секунд;
    3. 2) Наклоны вперед в положении стоя, ноги вместе/ноги врозь – 10 раз. После выполнения наклонов зафиксировать складку на 10 секунд;
    4. 3)Самостоятельная растяжка правой и левой ноги: сидя на полу, вытянуть две ноги вперед, одну поднять вверх, взять двумя руками за лодыжку и потянуть прямую ногу к носу 10 секунд. Затем повторить другой ногой;

    • 3) Бабочка – 10 раз. После выполнения наклонов зафиксировать складку на 10 секунд;
    • 4) «Колечко» — зафиксировать положение на 5 секунд 3 раза;
    • 5) «Корзинка» — зафиксировать положение на 5 секунд 3 раза;
    • 6) Перекаты на спине вперед-назад на специальном гимнастическом модуле с помощью тренера (в условиях гимнастического зала);
    • 7)Переворот назад на специальном гимнастическом модуле с помощью тренера (в условиях гимнастического зала)

    Эти задания не доставляют дискомфорта и улучшают эластичность связок. Их можно выполнять даже в домашних условиях под контролем родителей.

    С 4 лет в тренировку можно дополнительно к предыдущему комплексу вводить шпагаты (по 20 секунд на каждую ногу), мостик (5 раз). А количество повторений старых упражнений увеличивать на 5-10 раз, но ребенок по-прежнему должен их выполнять самостоятельно. Тренер только корректирует правильность выполнения заданий.

    Главное в этом возрасте не заставлять ребенка делать растяжку через силу, а также применять игровые методы.

    В младшем детском возрасте нельзя выполнять сильную растяжку, которая вызывает болевые ощущения, поскольку суставной аппарат еще не полностью сформирован. Кроме того, ощущение боли может сильно напугать ребенка, и он больше никогда не захочет посещать тренировки.

    С 5-6 лет комплекс упражнений остается прежним, увеличивается количество повторений еще на 5-10 раз, и тренер понемногу начинает растягивать детей, но все равно преобладает самостоятельная растяжка. Для хорошего результата шпагат нужно стараться тянуть не менее 30 секунд на каждую ногу с постепенным увеличением до одной минуты и более.

    С 7 лет и далее наступает основной период для растяжки. В этом возрасте можно начинать использовать все методики тренировки: динамические и статические упражнения, с отягощением, с помощью тренера, у опоры, гимнастические элементы на развитие гибкости.

    1. Например:
    2. 1)Растяжка складок ноги вместе/врозь, шпагатов самостоятельно и с помощью тренера – 2-3 минуты;
    3. 2) «Кольцо», «корзинка», мостик – 5 раз с фиксированием положения на 5 секунд;

    3)Изучение переворотов вперед/назад на полу;

    4)Махи ногами у опоры вперед/ в сторону/назад – по 10 раз на каждую ногу.

    Самое главное правило эффективной растяжки – регулярность и продолжительность. Чем чаще ребенок будет тянуться с постепенным увеличением длительности тренировки, тем быстрее появится результат. В детстве, пока связки еще мягкие, растянуть шпагат гораздо легче, чем в старшем возрасте, когда их эластичность ухудшается.

    Но хорошую гибкость так же сложно сохранить, как отличную спортивную форму. Для этого нужно постоянно тренироваться. Месяц перерыва уже считается большим. Но, когда растяжка входит в привычку, без нее уже невозможно жить, в мышцах и суставах появляется большой дискомфорт.

    Тренировки на растяжку имеют очень благотворное влияние на здоровье детей и взрослых. Хорошая гибкость позволяет человеку быть подвижным и ловким. Совокупность упражнений на растяжку и силу формирует правильную осанку, улучшает циркуляцию крови во всем организме.

    Но добиваться сверх гибкости, как у спортсменок при профессиональном занятии художественной гимнастикой, тоже вредно для здоровья.

    Такая растяжка очень травматичная и болезненная, она вызывает надрывы и разрывы связок, деформацию суставных сумок, выпадение суставов. Все эти проблемы наиболее явно начинают проявляться ближе к 40 годам.

    Поэтому тренировка на развитие гибкости должна быть разумной с самого детства.

    Взрослых людей стретчинг избавляет от болей в спине, суставах, помогает избежать отложения солей, а также быстро снимает стресс, позволяет расслабиться физически и эмоционально.

    Растяжка является важнейшим элементом тренировки детей и взрослых. Упражнения на гибкость необходимо выполнять в начале занятий в качестве хорошей разминки, а также в конце для расслабления мышц после силовой нагрузки.

    Источник: https://www.EuropeGym.ru/articles/26.html

    Развитие гибкости у детей дошкольного и школьного возраста

    Некоторые родители уверены, что развивать у детей гибкость нет никакого смысла, так как она от природы нормально развита. При этом нельзя забывать о том, что в отличие от прочих двигательных умений гибкость со временем утрачивается. Это не очень хорошо, так как от пластичности костных тканей зависит очень многое, в том числе здоровье позвоночника.

    Гибкий позвоночник у детей позволит меньше уставать в школе и иметь красивую осанку

    Зачем развивать гибкость у детей?

    Многие дети достаточно гибкие, но не все. Гибкость можно развить у ребенка в домашних условиях с помощью простых упражнений. При хорошем развитии эта способность помогает легче овладевать прочими навыками. К примеру, на уроках физкультуры дети прыгают через козла, лазают по канатам и кувыркаются.

    Хорошая пластичность уменьшает риск получения травм в быту, таких как вывихи и растяжения. Нормально тянущиеся мышцы меньше напрягаются и легче восстанавливаются после тяжелых физических нагрузок.

    Гибкому ребенку при выполнении разных упражнений приходится затрачивать меньше энергии, поэтому он не так быстро устают, как его сверстники, а перед родителями не стоит проблема, как лечить сколиоз у детей и другие заболевания позвоночника.

    Важно выделить то, что все дети, регулярно выполняющие упражнения на гибкость и растяжку, имеют красивую походку и правильную осанку. Объяснить это можно крепким опорно-двигательным аппаратом и окрепшими спинными мышцами.

    Врожденнная гибкость у детей с возрастом утрачивается, если ее не развивать

    Развивать гибкость следует с ранних лет. Наверняка вы обращали внимание на то, как взрослые люди сгибают ноги в коленях, наклоняясь за упавшей вещью. Что касается маленьких деток, они легко засовывают пальцы ножек себе в рот. Связано это с хорошей растяжкой мышц и подвижностью суставов. Детям легче выполнять упражнения на растяжку, становиться на шпагат или мостик.

    Почему девочки более гибкие?

    Повышенная гибкость девочек объясняется особенностями их гормонального фона: в мышцах больше эластина и коллагена. При этом и мальчики, и девочки настолько пластичны, насколько им позволяет их генетика и наследственность.

    Таким образом, если мама легко садится на шпагат, ее малыш тоже не испытает никаких проблем при этом. Кроме наследственности гибкость может зависеть от состояния организма и внешних факторов (к примеру, утром она снижается).

    Лучшей растяжке способствует повышение температуры тела, поэтому перед повышением гибкости девочкам и мальчикам следует тщательно разогреваться.

    В каком возрасте начинать тренировки на гибкость?

    До возраста 6-7 лет целенаправленно тренировать гибкость у ребенка нет необходимости, так как опорно-двигательный аппарат в это время только начинает формироваться и суставы слишком подвижны. Чтобы сохранить врожденную гибкость у детей 5-6 лет, достаточно ограничиться элементарными упражнениями и занятиями:

    • аэробика для самых маленьких;
    • ритмика;
    • подвижные дворовые игры.

    Ближе к школьным годам мышцы и связки укрепляются, но природная гибкость остается, поэтому чтобы не допустить снижения пластичности необходимо заняться стрейчингом.

    Существует также специальная детская йога, упражнения которой отличаются от обычных тем, что занятия лишены философского аспекта: дети изучают лишь ключевые асаны и технику дыхания.

    Йога эффективно развивает пластичность тела и подвижность суставов, улучшает осанку и координацию, благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы.

    Безопасно ли тренировать гибкость у детей?

    Дети могут выполнять почти любые упражнения на растягивание, но подходить к ним следует осторожно, не торопя события.

    Ускоренное развитие гибкости у детей при помощи физических нагрузок без дополнительного укрепления мышц и связок может привести к микротравмам в виде растяжения связок, повреждения суставов и пр.

    При развитии гибкости у детей дошкольного возраста важно учитывать индивидуальные особенности строения тела.

    Стретчинг иногда вызывает неприятные ощущения у детей при выполнении упражнений, что может негативно сказываться на технике и даже привести к травме. Чтобы этого избежать, нужно следовать основным принципам растягивания: доступность, регулярность, планомерность.

    Чтобы ребенок разобрался, как правильно выполняется то или иное упражнение, нужно использовать визуальные образы: они помогают правильно выполнять определенные движения. Амплитуду следует увеличивать постепенно, по мере пропадания боли . систематичность крайне важна (в идеале – каждый день хотя бы по 10 минут) и позволяет добиваться отличных результатов, закрепляя их надолго.

    Видео

    Упражнения на гибкость для самых маленьких

    Существуют разные активные игры для развития гибкости детей дошкольного возраста. Рассмотрим несколько возможных вариантов:

    Наклоны. Для упражнения нужна игрушка, к которой ребенку нужно встать спиной. Ноги расставляются на ширину плеч, после чего малыш начинает плавно наклоняться вниз и берет игрушку. Затем он поднимает ее вверх, прогибается назад в спине и передает игрушку маме, стоящей позади. Мама вновь ставит ее на пол за спину своего чада.

    Потягушки. Ребенок становится возле дивана, кресла или стула правым боком к нему. Правую ногу отводит в сторону, кладя ее на возвышенность. После этого он выполняет пружинистые наклоны вниз, стремясь достать до пола пальцами. После этого необходимо развернуться и сделать то же самое для другой ноги.

    Мельница. Ноги смыкаются вместе, а руки расставляются в стороны. Ребенок начинает очерчивать кистями рук маленькие круги, а потом большие.

    Маленький йог. Сначала ребенок усаживается на коврик и вытягивает вперед ноги, после чего берет одну из них руками и кладет на бедро, а потом вторую (получается поза лотоса). Руками следует опереться в пол, расставить плечи и задержаться в этом положении на несколько секунд.

    Мостик. Необходимо лечь на спину, согнуть ноги в коленях и завести руки за плечи. С помощью мамы или папы ребенок старается подняться на мостик, а затем плавно опускается на пол (необходимо повторить упражнение шесть раз).

    Кукла. Ребенок в положении стоя расставляет ноги на ширину плеч и начинает нагибаться, опуская корпус тела (руки расслаблены и висят). После этого ребенок выпрямляется и прогибается в спине слегка назад.

    Скалочка. Выполнение упражнения требует использования гимнастической палки. Ребенку следует сесть на пол, уложить на бедра спортивный снаряд и прокатить его до носков, завести под ноги и катить в обратном направлении. Затем палку достают из-под ног и повторяют все сначала.

    Развитие гибкости у школьников

    Ниже описанные упражнения предназначены для развития гибкости у детей младшего школьного возраста, но подходят также подросткам. Они помогают существенно развить гибкость и снизить риск травматизма на тренировках:

    1. Встав на колени, ребенок должен завести руки за спину и скрестить кисти в замок на уровне таза. После этого согнутые в кистях руки плавно отводятся назад.
    2. В стоячем положении голову нужно наклонить вперед, будто пытаешься что-то достать подбородком. Правой рукой голова обхватывается сверху так, чтобы пальцами можно было достать дотронуться до кончика левого уха. После этого голову наклоняют вправо (для подстраховки следует помогать себе рукой). Далее упражнение нужно повторить зеркально.
    3. Ребенку следует вытянуть левую руку вперед и вправо в одной плоскости с плечом. Правую руку следует согнуть и поставить так, чтобы создать упор для левого локтя. Далее левая рука сгибается и кладется на правое плечо. Удостоверьтесь в том, что левая находится с плечом на одном уровне.
    4. Ребенок должен выпрямить левую руку и вытянуть ее вперед ладонью внутрь. Опустите ее перед собой до уровня плеча. Правую руку следует использовать в качестве упора, слегка надавливая на левый локоть. Далее упражнение следует повторить, сменив руки.
    5. Нужно развести руки на уровне плеч по сторонам и согнуть их под прямым углом в локтях, направив предплечья вперед, а ладони вниз. Плечи следует повернуть так, чтобы предплечья расположились параллельно относительно туловища, но следите за тем, чтобы локти не выходили из плоскости плеч. Разворачивать плечи следует настолько, как только удастся.
    6. Ребенок должен встать на колени и опереться руками в пол, развернув кисти внутрь. После этого необходимо начать отклоняться назад до ощущения легкого напряжения в предплечьях и бицепсах.
    7. Правая рука заводится за спину через верх, чтобы ладонь располагалась чуть ниже середины воротниковой зоны, а локоть выше правого уха. Левую руку ребенок при этом должен завести над головой так, чтобы обратная сторна кисти уперлась в локоть правой руки. Левой рукой следует давить на локоть до возникновения напряжения в правом трицепсе.
    8. Лежа на спине следует вытянуть ногти. Левая поднимается вверх и ее нужно обхватить левой рукой ниже колена, а правой чуть выше. Далее ребенок должен начать плавно притягивать ногу к голове.
    9. В лежачем положении ребенку нужно подтянуть колени к груди и обхватить их двумя руками, а затем следует начать осторожно притягивать их к плечам. Голову можно приподнимать, стараясь прикоснуться к груди подбородком. Далее ребенок должен плавно перекатиться вперед и назад несколько раз.
    10. Необходимо лечь на пол, как перед выполнением отжиманий, и медленно отжаться от пола, прогибая туловище и не отрывая ног и таз от основания.
    Читайте также:  Какую коляску выбрать для новорожденного: гуляем на улице летом

    Комплекс упражнений на гибкость и растяжку для детей следует подбирать исходя из индивидуальных предпочтений ребенка. Важно, чтобы занятия нравились ребенку и были интересны. Можно внести в тренировки элемент игры, добавив такие спортивные снаряды, как обруч, гимнастический мяч, палочку и т.д. (см. рисунок выше).

    Как видите, методика развития гибкости у детей младшего дошкольного и школьного возраста – занятие не самое трудное, но требующее усердия и правильного подхода.

    Источник: https://www.SportObzor.ru/fitnes/kak-razvit-gibkost-u-rebenka.html

    Использование игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни

    

    • В статье представлены результаты изучения влияния использования игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад.
    • Ключевые слова: гибкость, игровой стретчинг, дошкольное образовательное учреждение, дети дошкольного возраста 6–7 лет
    • Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения
    • Торквато Тассо

    В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физического воспитания детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью. Как правило, это различные направления гимнастики — ритмическая гимнастика, аэробика, дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы, фитбол-гимнастика, специально подобранные комплексы физических упражнений для профилактики нарушения осанки и свода стопы, гимнастика для профилактики нарушения зрения, упражнения с использованием самомассажа и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение жизненного тонуса и функциональных возможностей ребёнка дошкольного возраста.

    С каждым годом растёт количество часто болеющих детей, а также страдающих сердечно-сосудистых заболеваниями, ожирением, нарушением осанки и других заболеваний опорно-двигательного аппарата, координации движений.

    Все движения выполняются благодаря подвижности в позвоночнике и суставах организма ребенка.

    Отсутствие или недостаточность этой подвижности снижает уровень силы, негативно влияет на скоростные и координационные способности, зачастую является причиной повреждения мышц и связок.

    Для воспитания двигательных качеств и физического состояния детей, гибкость имеет особое значение, так как целенаправленное влияние на ее уровень ограничено возрастными рамками.

    Гибкость представляет собой способность человека выполнять движения с большой амплитудой.

    Гибкость предоставляет свободу движений, их легкость, раскрепощенность, непринужденность, умение как концентрировать силы собственного тела, так умение его расслаблять.

    Люди, которые не обладают гибкостью в достаточной степени, имеют низкую способность мышц к координации в процессе выполнения движения. Негибкие дети расходуют гораздо больший объем энергии, и быстрее утомляются [2, с. 150–151].

    Начинать развивать гибкость у ребенка лучше всего с 6–7 лет. К этому возрасту мышечно-связочный аппарат уже окрепнет, а его растяжимость останется по-прежнему высокой.

    Как правило, подвижность крупных суставов планомерно увеличивается до 13–14 лет, а к 16–17 годам стабилизируется.

    Поэтому, чтобы сохранить природную гибкость ребенка, специальные занятия нужно начинать уже в старшем дошкольном возрасте, в противном случае пластичность тела неизбежно будет снижаться.

    В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека, а, следовательно, совершенствования всех основных движений и физических качеств, одним из которых и является гибкость.

    Автором, который непосредственно разработал одну из методик игрового стретчинга является Назарова А. Г. По её мнению, игровой стретчинг — это медленные движения, которые воздействуют на мышцы и суставы по всей глубине, проводимые с детьми в игровой форме [3, с. 3].

    Занятия, построенные по методике стретчинг, включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы. Занятия стретчингом — это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение [1, с. 26].

    1. Перед данным исследованием были поставлены следующие задачи:
    2. − подобрать и апробировать систему работы с использованием игрового стретчинга, направленную на развитие гибкости детей старшего дошкольного возраста;
    3. − выявить эффективность использования игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни.
    4. Для решения поставленных задач использовались методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование педагогов дошкольного образовательного учреждения, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

    Эксперимент проводился в ГБДОУ детский сад № 69 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. В нем приняло участие группа детей в возрасте 6–7 лет.

    Для определения уровня развития гибкости у детей седьмого года жизни было проведено педагогическое тестирование, для исследования из всего многообразия тестов были отобраны информативные и наиболее доступные, не требующие дополнительного оборудования — тесты:

    Диагностика № 1.

    Тест № 1. Подвижность плечевого сустава. ИП: ноги в свободной позиции (на ширине плеч), увести руки за спину и сцепить в замок, выпрямить в локтях и, не наклоняя корпус вперед, начать поднимать вверх.

    • − низкий уровень: руки не выпрямлены в локтях и практически не поднимаются вверх;
    • − средний уровень: руки выпрямлены в локтях и поднимаются на 45 градусов от спины;
    • − высокий уровень: руки выпрямлены в локтях и поднимаются на 90 и больше градусов.

    Тест № 2. Подвижность тазобедренного сустава, эластичность мышц спины. ИП: позиция — сидя на полу, ноги сведены вместе. Действие — наклониться вперед и достать руками до пальцев ног.

    1. − низкий уровень: ноги не выпрямлены полностью в коленях, спина согнута, корпус не касается ног, а руки не достают до пальцев ног;
    2. − средний уровень: ноги выпрямлены в коленях, спина согнута, корпус не касается ног, но руки с трудом дотягиваются до пальцев ног;
    3. − высокий уровень: ноги выпрямлены полностью в коленях, спина прямая, корпус касается ног, а руки достают до пальцев ног.

    Тест № 3. Эластичность мышц ног. Упражнение: продольный и поперечный шпагаты.

    • − низкий уровень: ноги с трудом разведены чуть больше, чем 2 позиция;
    • − средний уровень: ноги разведены широко, но бедра не касаются пола;
    • − высокий уровень: ноги разведены в единую линию, бедра касаются пола.
    • Условные обозначения: В — высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень.
    • Итоговый уровень определяется по результатам всех трех заданий: Высокий — если три «В», Низкий — если три «Н», два «Н» и одна «С» Средний — все остальные варианты

    Диагностика 2 — наклон вперед из седа с вытянутыми руками вперед (замеряется кол-во см) (по Ляху В.И). Тест позволяет оценить гибкость, подвижность суставов позвоночника и тазобедренного сустава.

    Процедура тестирования: на полу проводятся две прямые перпендикулярные пересекающиеся линии. Ребенок садиться (без обуви) со стороны, так, чтобы его пятки находились рядом с линией АБ, но не касались ее. Расстояние между пятками 20–30 см. Ступни стоят вертикально.

    Руки вперед ладонями вниз. Педагог прижимает колени ребенка к полу, не позволяет сгибать ноги во время наклонов. Выполняется три медленных предварительных наклона (ладони скользят по размеченной линии). Четвертый наклон — зачетный, выполняется за 5 секунд.

    Результат зачитывается по кончикам пальчиков рук, он может быть с результатом + и — точность до 1 см.

    1. Педагогический эксперимент длился в течении трех месяцев и состоял из трех этапов:
    2. Констатирующего — на этом этапе была проведена первичная диагностика и мониторинг уровня развития гибкости у детей седьмого года жизни.
    3. Формирующего — проведение занятий с применением упражнений с использованием игрового стретчинга.

    Контрольного — на этом этапе была осуществлена повторная диагностика и мониторинг уровня развития гибкости у детей седьмого года жизни. Подведение итогов.

    Результаты проведенного исследования по выявлению уровня развития гибкости показали, что у большинства детей низкий и средний уровень развития гибкости. В соответствии с этим, нами был подобран и апробирован комплекс занятий по развитию гибкости с использованием игрового стретчинга (комплексы занятий заимствованы у Назаровой А. Г.).

    • Занятия проводились во второй половине дня в физкультурном зале, дети занимались на ковриках, одежда облегченная, без обуви (в носках), продолжительность занятий 30 минут (из этого времени подготовительная часть-5 минут, основная часть -15–20 минут, заключительная часть — 5 минут, два раза в неделю в течении трех месяцев.
    • Структура занятий, состояла из трех частей:
    • 1) Первая часть (вводная) занятия является подготовительной, целью которой является разогрев тела и общая разминка;
    • 2) Вторая часть (основная) включает в себя комплекс упражнений на развитие гибкости;
    • 3) Третья часть (заключительная) представляет собой подвижные, малоподвижные, музыкально — ритмические игры.
    • На контрольном этапе эксперимента, с целью получения информации о результатах исследования были проведены повторные диагностики уровня развития гибкости.
    • Для определения эффективности использования игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни мы составили гистограмму, в которой провели сравнительный анализ исходных и конечных результатов диагностики.
    Читайте также:  Развитие ребенка 8 9 месяцев: как родителям принять активное участие в процессе

    Рис. 1.

    Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента выявил положительные изменения, произошедшие в уровне развития гибкости старших дошкольников.

    Также мы провели контрольное тестирование уровня развития гибкости в тесте на подвижность суставов позвоночника и тазобедренного сустава. По результатам первичного и контрольного тестирования, мы решили определить достоверность различий по t-критерию Стьюдента (для зависимых выборок), т. е. выявить достоверность подобранной системы занятий игровым стретчингом в развитии гибкости.

    1. Для определения достоверности разницы средних в случае зависимых выборок применяется следующая формула:
    2. где Мd — средняя арифметическая разностей показателей, измеренных до и после, σd — среднее квадратическое отклонение разностей показателей, n — число исследуемых.

    Среднее значение признака до эксперимента составляет 5.267±0.696

    Источник: https://moluch.ru/archive/147/41383/

    Гибкость ребенка

    Зачем развивать гибкость ребенка

    Счастливчикам гибкость и хорошую подвижность в суставах дарит природа, но эти качества можно развить и физическими упражнениями. Вот только зачем это делать?

    Для хорошей координации. Подумайте о том, что через некоторое время вашему чаду придется делать кувырки и лазать по канату на уроках физкультуры, а потом — танцевать вальс на выпускном вечере. Если гибкость ребенка развита на должном уровне, он будет легче овладевать другими двигательными навыками (бег, прыжки, лазание, танцевальные па и т. п.).

    Для профилактики травматизма. Бытовые травмы, такие как вывихи и растяжения, часто являются результатом недостаточной гибкости ребенка.

    Растяжка оберегает мышцы от чрезмерного напряжения — снижает риск повреждений и помогает организму быстрее восстановиться после физических нагрузок.

    Негибкий ребенок к тому же тратит гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление.

    Для правильной осанки и красивой походки. Многие упражнения, направленные на развитие гибкости ребенка, одновременно тренируют и мышцы спины, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, формированию осанки и профилактике плоскостопия.

    Почему дети такие гибкие

    Многие взрослые не в состоянии наклониться и поднять упавшую вещь, слегка не согнув ноги в коленях.

    Поэтому «гуттаперчевость» малыша умиляет: как легко он может засунуть большой палец своей ножки в рот! Эта особенность детского организма связана с высокой растяжимостью мышечных волокон и хорошей подвижностью суставов. Благодаря этому карапузу проще выполнять различные упражнения «на растяжку».

    «Гуттаперчевые» дети

    Иногда гибкость малышей явно выше нормы: они запросто могут заложить ногу за голову или практически разогнуть пальчики на руках в обратную сторону.

    Повышенная мобильность («разболтанность») детских суставов, которая может проявляться в том числе и в частых вывихах, — это повод насторожиться! Грань, отделяющая хорошую природную гибкость от патологической, очень тонка.

    В одних случаях чрезмерная подвижность суставов и растяжимость связок — это специфическая особенность организма, а в других — патология, в результате которой происходит нарушение состояния коллагеновых волокон (они становятся очень уязвимыми, резко падает скорость их восстановления). Не пренебрегайте плановым посещением специалистов (педиатра, хирурга-ортопеда, невролога) — они помогут определить норму детской гибкости и не допустить развития заболевания.

    Почему девочки гибче мальчиков

    Причина кроется в гормональном фоне, а именно — в большем количестве коллагена и эластина в мышечных волокнах.
    Но и девочки, и мальчики будут «гнуться» настолько хорошо, насколько им это позволит генетика. В значительной степени гибкость ребенка обусловлена наследственными факторами.

    Так что, если мама с легкостью садилась на шпагат, скорее всего, и у ребенка не возникнет с этим особых сложностей. Помимо наследственности, гибкость зависит от состояния организма в конкретный момент и даже от внешних условий: например, в утренние часы она обычно снижена (хотя тренировки по ее развитию лучше проводить именно в это время).

    Способствует растяжке повышение температуры тела, поэтому перед любой стрейч-тренировкой необходимо хорошенько «разогреться».

    Когда нужно начинать «тянуться» детям

    В раннем возрасте (от года до трех лет), когда опорно-связочный аппарат ребенка только формируется, подвижность в его суставах достаточно велика и не требует специальной «тренировки» физическими упражнениями.

    А вот обычная ОФП не повредит: детская аэробика, ритмика и самая простая хореография, подвижные игры во дворе — все это будет способствовать развитию гибкости. Такие укрепляющие занятия можно практиковать уже с полуторагодовалого возраста.

    Целенаправленно начинать развивать гибкость у ребенка лучше всего с 6-7 лет.

    К этому возрасту мышечно-связочный аппарат уже окрепнет, а его растяжимость останется по-прежнему высокой.
    Самых лучших результатов в развитии гибкости можно добиться в возрасте от 6 до 9 лет. Поэтому, если вы хотите сохранить природную гибкость ребенка, специальные занятия нужно начинать в младшем школьном возрасте, в противном случае пластичность тела неизбежно будет снижаться.

    Развитие гибкости у детей

    На сегодняшний день есть много методик и детских программ, направленных на развитие гибкости. Самые популярные из них — стрейч и йога. Сравнивать детскую йогу с обычной не стоит: она не затрагивает философского аспекта направления и более динамична.

    На занятиях дети в игровой форме знакомятся с основными асанами (путем их сравнения с позами животных), учатся правильно «входить» в них и «выходить». Обязательно уделяется внимание дыхательной гимнастике, но и она — облегченная, носит профилактический характер.

    Детская йога способствует развитию гибкости тела и подвижности суставов, улучшению координации и осанки.

    Программа стрейч (stretch) для детей — это упражнения, которые также развивают подвижность в суставах и улучшают растяжку основных мышечных групп и связок. Выполняются они с постепенным увеличением амплитуды движений, но в отличие от «взрослого» варианта — без длительного фиксирования в конечном положении.

    Занятия «на растяжку» (средняя продолжительность 30-45 минут) проходят в спокойном темпе под приятную музыку, однако требуют от ребенка довольно высокой степени концентрации. Начинать посещать их детские специалисты по фитнесу рекомендуют не ранее чем с 6 лет!

    Насколько это безопасно

    Спешим успокоить: детям можно выполнять практически все упражнения на растягивание. Главное – подходить к ним очень аккуратно и не злоупотреблять.

    Форсированное развитие гибкости у детей без одновременного укрепления мышечно-связочного аппарата с помощью физических нагрузок чревато микротравмами (растяжениями связок, «разболтанностью» суставов и даже их необратимыми изменениями).

    Разумеется, упражнения на растягивание должны учитывать и индивидуальные особенности ребенка!

    Как бы вы ни мечтали, чтобы ваш маленький акробат поразил всех на детской площадке, выполнив сальто назад, в его лексиконе не должно быть слов «боюсь» и «больно».

    Да, растяжка может вызывать у детей неприятные ощущения, которые, в свою очередь, отрицательно сказываются на технике выполнения упражнений и могут привести к травме.

    Поэтому при занятиях соблюдайте основные принципы растягивания: доступность, постепенность, регулярность.

    Чтобы упражнение было понятным для ребенка, используйте визуальные образы: они помогут правильно выполнить его, так как создают четкие «рамки» движений.

    Например, держим руки, разведенные в стороны, и говорим: «как крылья у самолета». Амплитуду движений необходимо увеличивать понемногу, по мере исчезновения болевых ощущений.

    Систематичность занятий (лучше 10 минут, но каждый день) позволит добиться хороших результатов и закрепить их.

    Хорошая гибкость передается по наследству. Вот почему в цирковом и балетном искусстве так много династий.

    Эти упражнения вы можете выполнять с ребенком в домашних условиях (фитнес-комплекс рассчитан на детей 3-5 лет). Перед тем как приступить к занятиям, немного «разогрейте» мышцы — сделайте короткую разминку (быстрая ходьба или бег на месте, несколько приседаний). Упражнения выполняйте медленно, без резких движений, стараясь в крайних точках фиксировать позицию на несколько секунд.

    Потягивание
    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Сделайте глубокий вдох-выдох, приподнимая руки вверх на вдохе и опуская — на выдохе. Выполните 2-3 раза, с каждым повторением стараясь все больше вытянуться вверх.

    Наклон вперед
    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Сделайте вдох, потянувшись руками вверх, на выдохе — выполните наклон вперед, потянувшись ладонями к полу (ноги при этом старайтесь держать прямыми, колени не сгибать). Повторите 4-6 раз с задержкой внизу на 3-5 секунд.

    Наклоны в стороны
    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч.
    Поднимите вверх одну руку и выполните наклон в сторону, максимально вытягиваясь вслед за рукой (без пружинистых движений).

    Выполните 4-6 раз в каждую сторону.

    «Выкрут»
    Для выполнения этого упражнения можно использовать полотенце. Держась за полотенце, поднимите руки вверх и выполните вращательное движение (выкрут назад) в плечевом суставе. Очень важно, чтобы руки все время оставались прямыми — для этого необходимо правильно подобрать ширину хвата. Выполните 10-12 раз.

    «Бабочка»
    Исходное положение — сидя, ноги согнуты в коленях, стопы соединены вместе и подтянуты к себе.

    Медленно «раскройте» колени, стараясь опустить их на пол. Далее в этом положении вытянитесь за руками вперед, стараясь коснуться животом пола.

    Источник: http://forsmallbaby.ru/gibkost-rebenka/

    Развитие гибкости у детей дошкольного возраста

    • Конец формы
    • РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
    • Развитие гибкости у ребят дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию. Упражнения для развития гибкости помогут:
    • укрепить суставы и связки;
    • укрепить мышечные волокна;
    • сделать мышцы более эластичными;
    • предупредить травмы.

    Также гибкое тело позволит ребенку повысить собственные двигательные возможности, улучшить результаты в спорте в будущем.

    От того, насколько высоким будет являться уровень гибкости, зависят показатели силы, быстроты и координации детей.

    Дети дошкольного возраста очень часто гибкие от природы, по крайней мере большая их часть. Тем не менее, это не означает, что развивать гибкость у них не нужно. Со временем, если не внедрить в жизнь дошкольника занятия,  направленные на развитие гибкости, его природные способности поблекнут и уровень физической подготовки заметно снизится.

    Гибкие и пластичные дети не только более активные и ловкие. При всей своей подвижности они на порядок меньше травмируются за счет эластичности мышц и их способности к быстрому восстановлению. Выполняя физические упражнения, ребенок с нормально развитой гибкостью потратит в разы меньше энергии, чем сверстники, а значит, меньше устанет.

    Дополнительно стоит отметить, что дети, активно работающие над упражнениями, развивающими гибкость, отличаются легкой эффектной походкой и практически идеальной осанкой, которой удается достичь за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.

    Развивать гибкость у детей дошкольного возраста нужно начинать с раннего детства. В 2-3 года малышам гораздо проще выполнять упражнения на растяжку, чем в более старшем возрасте. Если заниматься с крохой с рождения, к моменту поступления в школу он не утратит природной гибкости, заложенной в нем на генетическом уровне.

    1. Главные факторы, оказывающие влияние на развитие гибкости:
    2. анатомическое строение суставов;
    3. форма и площадь суставов;
    4. строение связок и сухожилий;
    5. особенности задействованных мышц;
    6. состояние отвечающих за тонус мышц нервных центров;
    7. пол и возраст;
    8. наследственность;
    9. температура мышц;
    10. время дня;
    11. тип предыдущей деятельности и пр.

    Особое значение имеет ритм выполнения упражнений. Ритмичность позволяет поддерживать возбудимость мышц на определенном уровне, что положительным образом будет сказываться на их эластичности. Несоблюдение ритма приведет к снижению эластичности мышц.

    Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста выполняли упражнения по развитию гибкости в хорошем настроении.  Позитивные эмоции будут способствовать активизации деятельности вегетативных органов.

    Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/fizicheskoe-vospitanie/336257-razvitie-gibkosti-u-detej-doshkolnogo-vozrast

  • Ссылка на основную публикацию
    Для любых предложений по сайту: [email protected]