Развитие ребенка в 4 года: физические и эмоциональные показатели и нормы

Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.

Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.

Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С.

, «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность.

Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).

Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы».

Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы.

Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.

Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.

Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.

Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.

Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.

Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.

Развитие речи занимает значимое место среди особенностей умственного развития детей 4 лет. Словарный запас уже включает примерно 1500 слов. Главная особенность речи – «переделка» и сокращение услышанных слов.

Это те придуманные слова, которые вызывают смех и умиление, например, «копатка» вместо «лопатка», «сипед» вместо «велосипед». Исправляйте неверные варианты произношения слов и чётко повторяйте верные.

Для улучшения разговорных навыков и повышения лексикона вместе произносите скороговорки, читайте книжки, много разговаривайте.

В 4 года приходит осознание пола: мальчики интересуются машинками и пистолетиками, а девочки ‒ куклами и украшениями. Не ругайте ребёнка, если он интересуется играми и игрушками, предназначенными для детей другого пола. Раскройте для него прелесть игрушки, которая рассчитана на ребят его пола.

Познавательные занятия и интеллектуальные игры помогут раскрыть таланты и развить способности. Чтобы понять, насколько уровень интеллектуального развития ребенка соответствует норме, ознакомьтесь с перечнем умений детей возрастом 4‒5 лет.

Ребенок умеет:

  • считать от 1 до 10, писать известные цифры, соотносить количество предметов с нужной цифрой, сравнивать количество предметов, распознавать геометрические фигуры.
  • в течение 5 минут выполнять задание, не отвлекаясь, собирать конструктор по образцу, делить простые слова (одушевленные и неодушевленные) на группы, находить сходства и различия между двумя похожими предметами.
  • строить фразы из 6-8 слов, находить предмет по внешнему описанию, поддерживать беседу с ровесником или взрослым;
  • обращаться с вилкой и ложкой, застегивать пуговицы молнии, завязывать шнурки;
  • заштриховывать фигуры, не выходя за контур, различать левую и правую руку.

Возрастные особенности детей 3 лет

Ребенок знает:

  • ФИО, возраст и место проживания;
  • какие существуют профессии (до 5-10), и что каждая из них представляет; овощи и фрукты, как они выглядят; животные, насекомые, птицы, рыбы;
  • сколько сезонов в году и чем они характеризуются.

Основные показатели здорового развития – вес и рост. Показатели веса и роста варьируются в зависимости от пола и конституции.

Типы детского телосложения четырехлетнего ребёнка:

  • маленький – вес: 11,5-14,9 кг; рост: 96,1-101,2 см;
  • средний – вес: 15,4-18,6 кг; рост: 106,1-102,6 см;
  • большой – вес: 15,5-19,6 кг; рост: 106,2-114,1 см.

Незначительные отклонения от нормы не должны вызывать беспокойства. Но несоответствие строения показателям свидетельствует о нарушениях развития, на которые должен обратить внимание педиатр.

Физическая особенность детей 4 лет ‒ высокая подвижность. Маленьким дошкольникам нравится проверять возможности тела. Поэтому можно отдать непоседу в детскую спортивную секцию, где его будут учить координации движений.

Также не забывайте про подвижные игры дома или на свежем воздухе. Если  желаете с ранних лет приучить ребёнка к спортивному образу жизни, то ежедневно проводите совместную зарядку.

Она должна включать простые упражнения на разные группы мышц и не превышать 15 минут.

Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук.

Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы.

Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломатсерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

Нет точных рекомендаций, как воспитывать детей. Каждый ребёнок индивидуален. Но есть общие принципы воспитания четырехлетних ребят:

  • Культурный досуг. Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам. Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания. Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача. Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища. Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим. Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры. Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей. Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений. Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.

Наказание детей – виды и правила

Не только физическое здоровье влияет на рост и развитие ребёнка в 4 года. Определяющая роль отводится родителям и педагогам. Если воспитатели будут придерживаться неверных методов воспитания, то ребёнок вырастет закрытым, агрессивным, необразованным. Поэтому важно стать хорошим воспитателем и найти того, кто поможет развить в навыки и таланты.

Вопрос «стоит ли отдавать ребёнка в дошкольное образовательное учреждение» зависит от материальных обстоятельств семьи и/или уровня развития. Психолог Олеся Гаранина считает, что «кому-то дополнительные занятия действительно нужны, кому-то – только рекомендуются для небольшой корректировки той или иной сферы развития».

Бывают безвыходные ситуации, когда обращение в ДОУ неизбежно, например, когда родителям не с кем оставить ребёнка или когда они на работе. Но если есть выбор, то взвесьте все «за» и «против». Обратите внимание на особенности развития малютки.

«Нужно оценить степень психологической зрелости дошкольника – учитывается темперамент, зрелость нервной системы, способность утомляться и восстанавливаться.

Педагог дошкольного образования (им может быть и воспитатель детского сада) должен объективно оценить уровень развития ребенка в соответствии с показателями нормы, принятой в том или ином возрасте» ‒ говорит О. Гаранина. Если причин для беспокойства нет, то можно определить малыша в ДОУ.

«Закон об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 г., расценивает дошкольное образование как первый уровень общего образования. В отличие от общего образования, дошкольное остается необязательным, но существенным. «Дошкольное образование, помимо присмотра и ухода за ребенком, включает в различные методики обучения, раннего развития, курсы для детей».

Существуют ситуации, когда поступление ребёнка в ДОУ необходимо. Дошкольные образовательные учреждения следует посещать четырехлетнему ребенку в тех случаях, когда:

  • невозможно оставить ребенка под присмотром опытного человека;
  • он застенчив и малообщителен со сверстниками и посторонними людьми – требуется активная социализация;
  • нет возможности дать всестороннее воспитание и образование в домашних условиях;
  • малыш несамостоятелен, недисциплинирован – в ДОУ обучат самообслуживанию и самоорганизации;
  • он испытывает страх или злость при расставании с вами. Подобное поведение детей вызвано несамостоятельностью или психологической привязанностью к родителю.

Отдавать в дошкольное образовательное учреждение необязательно, если ребенок:

  • освоил на дому базовую программу, необходимую для поступления в начальную школу – это типичная ситуация в семьях с родителями-педагогами;
  • имеет проблемы с дееспособностью – установлена инвалидность или есть заболевание, не позволяющее посещать ДОУ;
  • испытывает недостаток родительского внимания – например, если вы мало видитесь ‒ это нужно менять.

Интересны результаты опроса, проведенного в 2013 года британскими социологами. Суть состояла в подсчете количества вопросов, которые дети 2-10 лет задавали родителям в течение одного дня. Усреднённый показатель суммированных ответов 1000 опрошенных матерей составил 288 вопросов.

Самыми любознательными оказались девочки четырехлетнего возраста. Они ежедневно спрашивают о чём-то своих мамочек 390 раз. Факт напоминает не только о том, что на мамах лежит большой груз в виде маленького «почемучки»: любознательность детей надо поощрять и оставаться терпимыми к их любопытности.

Будьте с ребёнком одной командой, и тогда родительские обязанности принесут вам только радость.

Источник: https://PolzaVred.ru/vozrastnye-osobennosti-detej-v-4-goda.html

Развитие ребенка в 4 года: от 4 до 5 лет

11 голос, средняя оценка: 3,45 из 5

Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды. Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому. Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.

Особенности развития ребенка в 4 года

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким.

У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы.

Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом.

Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения.

Читайте также:  Развитие 10 месячного ребенка: как стимулировать интересы малыша

Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков.

Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички.

Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

Дети самостоятельно чистят зубы

В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы.

Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки.

Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки.

Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали.

Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам.

Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим.

Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Ребенок знает уже приличное количество слов

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже.

Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой.

Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания.

Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф.

Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный.

Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности.

Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой.

Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.

Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением.

Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца.

Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними.

Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить.

А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

Режим и питание ребенка

В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу.

Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы.

Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

  • Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
  • Рыбка, желательно морская
  • Крупы любые – 60-70 грамм
  • Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
  • Творожок – 50 г, молочко – 500 г
  • Овощи разные – 220-260 грамм
  • Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
  • Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.

На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот.

На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира.

Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа.

Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.

Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.

Обучение языку и логическому мышлению

В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать.

Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда.

Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.

Видео и фотоВсе видео и фото

Необходимы ребенку занятия на развитие логики. Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Пускай ребенок выбирает из них изображения с одинаковыми свойствами, исключает лишние. Развивают логику и различные лабиринты, из которых нужно найти выход.

Они могут быть нарисованы на бумаге или сделаны из объемных материалов. Осваивайте с малышом счет, он уже способен оперировать цифрами в пределах десяти. Для изучения арифметики можно использовать картинки в специальном учебнике, палочки для счета или обычные карандаши.

Быстро воспринимается детьми к четырем годам азбука. Дошкольники, родители которых практикуют раннее развитие, уже умеют читать. Если вы еще не учили с малышом буквы, самое время начать. Обязательно купите тетрадь, в которой малыш будет учиться писать. Многие детки мечтают стать взрослыми, и пойти в школу.

Игра в учителя и ученика может им понравится, и они охотнее будут осваивать материал.

Творческое развитие ребенка

Не забывайте про занятия творческие. Они необходимо для гармонического психологического развития ребенка. Купите ему разные развивашки и разукрашки, постарайтесь, чтобы малыш занимался изобразительной деятельностью самостоятельно.

Разложите перед ним карточки, пускай рисует на них, что хочет. Разрисовывать тоже не обязательно теми цветами, которые есть на образце, лучше, когда ребенок проявляет фантазию.

Двигательные навыки совершенствует лепка, дети в 4 года уже могут делать из пластилина довольно сложные предметы, птиц, животных, машинки, людей, целые композиции. Кроме того, малыш должен уметь держать в руках ножницы, вырезать по контурам картинки, делать аппликации.

Творческие занятия должны включать танцы, разучивание песенок. Гимнастику тоже следует делать под музыку, так ребенку будет интересней и веселее.

К четырем годам уровень развития у разных детей отличается. Одни проявляют больше творческих способностей, другим лучше дается математика. Кто-то прекрасно говорит, рассказывает стихи, а кому-то больше по душе занятия спортом. Потому для воспитания детей так важно учитывать их индивидуальные особенности.

Если развитие и поведение ребенка не выходит за пределы нормы, родителям не о чем беспокоиться. План развития у вашего малыша должен быть своим, сравнивать его с другими детьми не стоит. Ни в коем случае нельзя перегружать детей занятиями, устраивать им бесконечные тесты и проверки, насильно вырабатывать усидчивость.

Если перестараться, ребенку можно отбить интерес к учебе навсегда.

Источник: https://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-4-god.html

Норма развития ребенка 4 лет

Главная   /   Календарь развития ребенка   /   От 3 до 7 лет   /   Норма развития ребенка 4 лет

  • До 1 года
  • От 1 до 3 лет
  • От 3 до 7 лет
  • От 7 лет и старше

Дети в 4 года кажутся одновременно сильно повзрослевшими, особенно, в сравнение с предыдущими годами жизни, и все еще совсем маленькими.

Читайте также:  Нервно психическое развитие детей 2 3 лет: показатели развития интеллекта ребенка

Ребенок к 4м годам уже имеет какой-то багаж собственного жизненного опыта, его психика и физические возможности развиты для того, чтобы малыш умел сам управлять своим телом и чувствами. Он каждый день узнает что-то новое и постоянно чему-то учится.

Физиология ребенка 4 лет

Пик физической активности остался позади, и теперь желание двигаться постепенно снижается, уступая место усидчивости и сосредоточенности. Малыша даже иногда требуется побуждать встать и подвигаться.

Дети в этом возрасте больше любят кропотливо чем-то заниматься, чем бегать или лазать, поэтому для повышения заинтересованности, необходимо регулярно гулять.

Свежий воздух и дружный коллектив дворовых друзей способствуют росту двигательной активности.

С 4 лет принимают практически в любую детскую спортивную секцию, так что, если раньше ребенок посещал только творческие занятия, настало время привести его в спорт. Регулярные физические упражнения способствуют вырабатыванию полезных привычек и бережного отношения к своему телу.

Ребенок научится дисциплине, а его энергия найдет выход в нужном направлении. К сожалению, современная жизнь вовсе не способствует развитию гармоничной личности, любящей спорт.

Множество электронных устройств, доступных ребенка с малых лет, заменяют ему не только полноценное общение, интеллектуальные игры, но и физическую активность. Поэтому крайне важно сформировать у малыша потребность заниматься спортом с ранних лет.

В будущем ребенок обязательно поблагодарит дальновидных родителей, которые отдали его в спортивную секцию, когда ему будет не знакомы многие проблемы со здоровьем, уроки физкультуры будут в радость, а внешний вид на высоте.

Нормы развития ребенка по данным ВОЗ

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Рост, см 94,9 99,1 103,3 107,5 111,7
Вес, кг 12,7 14,4 16,3 18,6 21,2
Окружность головы, см 47,3 48,7 50,2 51,7 53,1
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Рост, см 94,1 98,4 102,7 107,0 111,3
Вес, кг 12,3 14,0 16,1 18,5 21,5
Окружность головы, см 46,5 47,9 49,3 50,8 52,2

Психология четырехлетнего ребенка

Спектр эмоций, которые испытывает ребенок 4х лет, значительно шире, чем у двух или трехлетнего. Разум, который управляет теперь всеми действиями и мыслями малыша, способен подсказать ему, в каких случаях это обида, в каких злость или раздражение.

К сожалению, не все родители настолько внимательны, чтобы не пропустить такую перемену в сознании ребенка. Поэтому часто первый визит к психологу случается именно в 4 года. Жалобы в таких случаях стандартны: родители стали замечать частые пессимистические мысли и речи малыша, ребенок бывает грустным без причины или отказывается идти на контакт.

Как правило, первопричиной всех этих отклонения является тот самый родительский недосмотр, когда они пропустили взросление психики своего ребенка. Малыш 4х лет очень внимательно слышит все, что ему говорят. Более того, он уже способен осознать, с какой интонацией произносятся слова, выделяет родительскую ложь и раздражение.

Поэтому в этот период стоит быть очень внимательным к тому, что и каким тоном произносится в адрес ребенка.

Равнодушие ранит детей больше всего. Родители же, зачастую, рады, что теперь малыш может сам подолгу заниматься собой, играть, рисовать или лепить Это время мама может отдать другому делу. Вскоре такое положение вещей становится нормой, и совместные занятия сходят на нет.

Вот и причина психологического дискомфорта, и слова: «меня никто не любит», которые произносит грустный ребенок. Важно по-прежнему находит время и силы заниматься с ребенком чем-то вместе. Именно «вместе», а не «рядом». Тогда малыш будет чувствовать себя нужным и полезным.

Еще одним проявлением равнодушия можно считать скупость на похвалу. Почему-то считается, что нельзя слишком часто хвалить детей, иначе они зазнаются. Но ребенок 4х лет отчаянно ищет одобрение мамы и папы. Это то, что ему жизненно необходимо. Поэтому, ели малыш принес первую картину из детского сада, нужно непременно восхититься и найти ей видное место в квартире.

Даже, когда ребенок потерпел неудачу, но к делу подходил с усердием, все равно нужно похвалить. Заметить именно те усилия, которые были затрачены, а сам результат отнести просто к опыту. А вот, когда малыш отлынивает от работы или делает все «спустя рукава» нужно непременно его пожурить. Заметить его недобросовестный труд, а не кричать и угрожать.

И уж тем более, не переходить на личности.

Навыки и умения ребенка в 4 года

Проводить параллели по количеству приобретенных за год умений теперь не слишком корректно. Четырехлетний ребенок – зеркало своих родителей. Он умеет именно то, чему они его научили, не больше и не меньше.

Стоит обратить внимание на группу в детском саду или на малышей, играющих на площадке, чтобы понять, какие умения и навыки развивались в каждом конкретном ребенке. Кто-то любит заводить знакомства, играть вместе и все время рассказывает истории. А кто-то сторонится общества и предпочитает спокойно заниматься сам собой.

Один ребенок ловко преодолевает все снаряды на площадке, а другой боится подняться по ступеням на горку.

К 4м годам дети уже достаточно внимательны и усидчивы, чтобы посещать представления и спектакли. Детский или кукольный театр, цирк или представление теней.

Новогодние елки, концерты или мультфильмы – очень понравятся малышу. Он получит множество новых впечатлений, которые обязательно нужно обсудить после представления.

К тому же, таким образом ребенку прививаются правила поведения в обществе, и воспитывается нравственные ценности.

Как организовать жизнь ребенка в 4 года

Изменения во внешнем виде малыша часто пугают родителей. Они замечают, что ребенок стал заметно стройнее и выше. И, вроде бы, прекратил набирать вес. Не нужно паниковать, все эти изменения вполне нормальны и являются возрастными.

Тем более, не стоит насильно кормить ребенка больше, чем ему требуется есть, желая, чтобы он набрал немного вес. Лучше отдать малыша в спортивную секцию, чтобы его тело укреплялось, а мышечная масса развивалась.

К тому же, дети, регулярно занимающиеся спортом, не страдают пониженным аппетитом.

Развитие мелкой и крупной моторики ребенка в 4 года

Если возможности отдать ребенка в спортивную секцию нет, нужно непременно заниматься гимнастикой дома и на улице. Можно играть с мячом; бегать наперегонки, прыгать на дальность или делать «ласточку». Упражнения на равновесия так же важны для развития крупной моторики ребенка, как и соревнования на скорость и меткость.

Для развития мелкой моторики по-прежнему подходят лепка и рисование. Малыш в 4 года способен срисовать предмет с натуры или изобразить человека. Вылепить объемное изображение при помощи пошаговых инструкций из книги, тоже вполне по силу четырехлетнему ребенку.

Игры ребенка в 4 года

В этом возрасте в фаворе сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Дети увлеченно играют «в магазин», «больницу» или «семью». Последний вариант популярен во все времена. Мальчики и девочки в этой игре задействованы одинаково. Можно с интересом наблюдать за тем, как малыши распределят домашние обязанности между «мужем», «женой» и «детьми» на площадке, и узнать о себе много нового.

В качестве подарка ребенку 4 лет отлично подойдут набор кухонных принадлежностей, игрушечная касса и деньги или инструменты врача.

Чему учится четырехлетний ребенок

Если раньше малыш не интересовался буквами и цифрами, в 4 года можно попробовать еще раз.

Необходимо помнить, что дети в этом возрасте очень легко все запоминают, однако, процесс обучения пойдет значительно проще, если он примет форму игры. Чтобы ребенку было не скучно, а интересно.

Буквы и цифры можно лепить из цветного теста, рисовать пальчиковыми красками, выкладывать из веточек на улице.

Для развития памяти ребенка можно учить стихи. Однако нужно объяснять малышу смысл написанного, иначе качественного осознанного запоминания не происходит. Машинальное заучивание быстро «выветривается» из памяти человека.

Поведение ребенка 4 лет

Полноценное общение со сверстниками способствует формированию определенного детского мир, в который нет входа взрослым. В этом возрасте у ребенка могут появиться первые секреты от родителей. Однако не нужно переживать по этому поводу, скорее всего это лишь следствие чрезмерного увлечения игрой, а не задуманная заранее диверсия.

Дети 4х лет активно интересуются всем подряд. Родителям придется выделять изрядное количество времени на беседы с малышом. Ребенка интересует абсолютно все, но чаще всего он озабочен собой и своим будущим. Что будет, когда он вырастет? Кем он станет? Необходимо поощрять фантазию и любознательность ребенка, подробно рассказывая ему все, что он захочет узнать.

Речь ребенка в 4 года

Словарный запас ребенка к этому возрасту включает почти все словоформы, необходимые для нормального общения в быту.

Произношение тоже скорректировано временем и тренировками, поэтому речь ребенка понимают даже незнакомые с ним люди.

Если малыш по-прежнему испытывает трудности в произношении слов, нужно обратиться к логопеду. Правильная корректировка обычно быстро исправляет дефекты речи.

С этих пор родителям нужно внимательно следить за чистотой собственной речи, т.к. ребенок очень любит повторять новые, непонятные ему слова.

Так, один малыш на площадке скажет «архипелаг», а другой произнесет ругательство. Как правило, смысл забавных слов не понятен ребенку, поэтому сразу ругать и восхищаться не нужно.

Значение нового, хорошего слова нужно подробно объяснить. А нецензурное выражение лучше просто не заметить.

Советы родителям по воспитанию ребенка 4 лет

Родители, считающие, что в возрасте 4 лет процесс их участия в воспитании подошел к концу, в корне не правы. На спад пошла физическая активность ребенка, чтобы уступить место все возрастающей интеллектуальной любознательности. Малыш учится все так же быстро, поэтому не стоит упускать момент, чтобы заинтересовать его чтением или математикой.

Никто не говорит о сложных упражнениях, достаточно просто ставить буквы в слоги; а слоги в слова. На элементарных примерах с игрушками научится складывать и отнимать. Самое время плотно заняться речью ребенка. Следить, чтобы он произносил слова правильно, не коверкая. Делать упражнения, направленные на то, чтобы освоить сложные шипящие звуки и букву «р».

Для таких достижений с возрастом понадобится помощь специалиста.

4 года — это пик возраста «почемучки». Ребенку не просто интересно один раз «почему», теперь, после получения ответа на первый вопрос, он еще сто тысяч раз спросит «почему».

Родителям приходится вспоминать забытые истины, а иногда узнавать что-то новое вместе с малышом. Заодно нужно объяснить ребенку, что мама и папа знают далеко не все.

А нужную информацию они черпают из книг или интернета.

Основная задача родителей в воспитании четырехлетнего ребенка

Все, что нужно ребенку в этом возрасте – это внимание. Нужно поощрять его любознательность, обучать социальным навыкам и правилам хорошего тона. Привычка здороваться при встрече и благодарить за подарки формируется как раз с этого возраста. Ровно как и уважение к возрасту или особенностям других людей.

Многие дети возраста 4х лет любят выступать перед аудиторией, с песней или стихами. Если малыш не боится сцены и с удовольствием участвует в спектаклях – это очень хорошо, такие стремления нужно поддерживать. Если же ребенок стеснительный, то настаивать не нужно. Возможно, желание выступать придет позже.

Полезные статьи о детях

Источник: http://MirMamy.ru/calendar/age/4_goda/

Что должен уметь ребенок в 4 года. Физическое и эмоциональное развития ребенка в 4 года (в норме)

Кажется, совсем недавно счастливые родители принесли домой маленький теплый сверток, и наперебой старались уловить первую улыбку на безмятежном младенческом личике. И вот — уже четыре года, и карапуз решительно отталкивает мамины руки, гордо провозглашая: — «Я сам!»

И действительно, он уже многое умеет и с наслаждением осваивает непознанные до сих пор действия. Вот только приоритеты слегка сместились — крайне подвижный совсем недавно, сейчас он отдает предпочтение занятиям, требующим внимания и усидчивости. Хорошо ли это, и что должен уметь ребенок в 4 года — попробуем разобраться вместе.

Физическое развитие ребенка в 4 года

  • Стремительно осваивая окружающий мир, карапуз совершенствует свои навыки и возможности. Он уже без труда совершает недоступные еще совсем недавно действия:
  • — спускается и поднимается по лестнице, чередуя в правильном порядке ножки;
  • — уморительно расхаживает на цыпочках, не теряя равновесия;
  • — твердо стоит на одной ножке в течение 10-15 секунд;
  • — перепрыгивает через доступные препятствия;
  • — кувыркается и спрыгивает с небольшого возвышения;
  • — с уверенностью крутит педали своего трехколесного велосипеда;
  • — играя с друзьями в мяч, с легкостью управляет им двумя ногами, бросает и удачно ловит.
Читайте также:  Методика развития речи детей дошкольного возраста: интересный способ занятий для ребенка

Сейчас самое подходящее время записать малыша в спортивную секцию — регулярные занятия помогут сбросить излишнюю энергию, будут дисциплинировать и воспитывать характер. С ребенком лучше обсудить данную тему, выбрать доступный и привлекательный для него вид спорта. Если же такой возможности нет, желательно создать ему условия для занятий физкультурой дома — оборудовать спортивную стенку, приобрести гимнастические снаряды для ребячьих занятий.

В четырехлетнем возрасте крайне важно приучить ребенка к утренней зарядке, что позволит сохранить правильную осанку и развить двигательную моторику. Простые упражнения — приседания, наклоны, прыжки — доставляют немало удовольствия малышу и обеспечивают ему заряд энергии на весь день.

Язык и общение — что должен уметь ребенок в 4 года

Разговаривать с четырехлетним малышом — сплошное удовольствие. Он уже выговаривает все буквы и с удовольствием повторяет незнакомые слова. Правда, не всегда понимая их смысл.

Внимание! Дорогие папы и мамы, если не хотите краснеть перед друзьями или случайными попутчиками, исключите из лексикона нецензурные слова!

Словарный запас подрастающего малыша неуклонно и стремительно растет. Если ребенку уделяют достаточно внимания, разговаривают с ним, читают интересные книжки и рассказывают сказки, умственное развитие ребенка в 4 года значительно активизируется. Достигнув этого возраста, малыш уже многое может:

  1. — логично и без затруднения отвечает на простые вопросы;
  2. — выражает эмоции и чувства;
  3. — сочиняет песенки, которые с энтузиазмом исполняет;
  4. — использует в своей речи более длинные и сложные предложения;
  5. — знает несколько цветов и три основные формы предметов;
  6. — проявляет интерес к буквам и их написанию;
  7. — определяется во временных промежутках, понимает, что такое утро и вечер, завтра и сегодня, зима и лето;

— выполняет данные мамой распоряжения в порядке очередности. Например, убрать игрушки, почистить зубки и лечь в постель.

Кроме этого, ребенок в 4 года должен уметь самостоятельно справляться с процессом одевания-раздевания, аккуратно кушать и пить, пользоваться салфеткой и носовым платком, чистить зубы и полоскать рот после принятия пищи.

В 4 года малыш в состоянии запомнить свои имя и фамилию, адрес, имена родителей. Занятия математикой и знакомство с азбукой принесут значительные успехи, в этом возрасте любознательный малыш схватывает новые знания буквально на лету.

Не стоит опасаться, что это слишком рано, просто понаблюдайте, с каким упоением ребенок выводит буковки или пытается посчитать мишек.

Как сделать развитие ребенка в 4 года наиболее успешным

Посещающий дошкольное учреждение ребенок получает всесторонние навыки — как физические, так и речевые, эмоциональные, социальные. Однако этого категорически недостаточно.

Родители должны как можно ближе контактировать с воспитателями, чтобы внести свою лепту, гораздо более значительную, в развитие ребенка.

Полученные знания и навыки следует продолжать и закреплять дома, выражая одобрение успехам карапуза.

В случае домашнего воспитания роль мам и пап еще более важна. Родители должны четко представлять, что должен уметь ребенок в 4 года, и стараться соответствовать признанным критериям. Для этого необходимо знакомиться с методической литературой, подбирать малышу соответствующие возрасту книжки и раскраски, самостоятельно разрабатывать комплекс утренней гимнастики.

Но самое главное — не делать приоритетом в воспитании малыша грозные приказания и постоянные поучения, следует лишь подталкивать несмышленыша в нужном направлении, мягко предлагая помощь и хваля за успехи.

Спокойные доброжелательные отношения, ласковое поощрение и одобрительная поддержка дадут великолепные результаты, и вы удивитесь, какими стремительными и результативными темпами идет развитие ребенка в 4 года.

Отношения с окружающими — что должен уметь ребенок в 4 года

Вряд ли найдутся такие родители, которым не доставляют удовольствие веселые игры и тесное общение со своим чадом.

Однако в четыре года ребенку этого уже недостаточно, ему нужно иметь друзей, чтобы чувствовать себя равным среди равных.

Милые детские секреты, игры по своим детским, совершенно уникальным, сценариям, первые конфликты и примирения — все это совершенно необходимые этапы становления в обществе.

Изменяются отношения и с окружающими малыша взрослыми — ребенку очень нравится чувствовать себя большим и самостоятельным. Покачать коляску с младшим братом, помочь маме донести тяжелую сумку (держась за ее ручку, малыш свято верит в свою неоценимую помощь, и мамина благодарность будет совсем не лишней), отнести на кухню пустую чашку из-под выпитого гостьей чая.

  • Ребенок в 4 года должен уметь:
  • — здороваться и выражать благодарность за подарок;
  • — уметь управлять своими эмоциями;
  • — выражать сочувствие и поддержку;
  • — не только задавать вопросы, но и уметь отвечать на поставленные ему;
  • — делиться игрушками;
  • — подчиняться принятым правилам в детском саду и дома.

В этом возрасте дети склонны подражать, повторять понравившиеся действия, поэтому родителям стоит внимательно следить за своими действиями. Особенно это касается обращения с опасными предметами.

Поводы для беспокойства — на что следует обратить внимание

Активный и достаточно развитый ребенок в 4 года должен уметь довольно многое, и часто внимательные мамочки мучаются вопросом — а достаточно ли развит малыш, не отстает ли он в развитии по сравнению со сверстниками? Развеять или подтвердить сомнения помогут признаки, на появление которых следует обратить внимание. Считается, что четырехлетний карапуз отстает в развитии, если он:

  1. — отказывается от игр со сверстниками;
  2. — не желает общения с другими людьми;
  3. — не в силах расстаться с родителями и остаться в садике или с няней;
  4. — не умеет самостоятельно кушать, умываться, мыть руки, чистить зубы, одеваться и обуваться;
  5. — никак не может запомнить свои фамилию и имя;
  6. — провести линию карандашом или построить башню из десятка кубиков — непосильная задача для малыша;
  7. — категорически отказывается выполнять действия, которые год назад не вызывали протеста и затруднений.

Если большинство перечисленных признаков применимо к вашему малышу, не считайте это пустяком, обратитесь к доктору. Он проверит обоснованность возникших опасений и, если потребуется, назначит соответствующее лечение.

Развитие каждого малыша — индивидуальный и уникальный процесс, нельзя ожидать совершенно одинаковых успехов и достижений ото всех детей в определенном возрасте. Однако существуют критерии, по которым опытный специалист квалифицированно определит, правильно ли развивается малыш и не нуждается ли в помощи и поддержке.

Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/what-skills-should-a-child-of-4-years-physical-and-emotional-development-of-the-child-in-4-years-normally/

Показатели развития ребенка 4 лет

Физическое развитие

Внешние проявления физического развития – рост и вес. В таблице приведены показатели для нормально развитых детей четырехлетнего возраста.

Тип телосложения Рост (см) Вес (кг)
Большой 106,3 – 114,2 15,6 – 19,7
Средний 102,6 – 106,2 15,3 – 18,5
Маленький 96,2 – 101,2 11,5 – 15,0
  • К четырем годам у ребенка выросли все 20 молочных зубов, а в пять лет начинается прорезывание первых постоянных коренных зубов.
  • К этому возрасту ребенок должен уметь ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление и темп бега; перешагивать через предметы; ползать на четвереньках, лазать по шведской стенке произвольным способом; энергично отталкиваться в прыжках на обеих ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см; катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м; бросать мяч обеими руками от груди, из-за головы, вниз об пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
  • Развитие речи
  • Главное направление на пятом году жизни – освоение связной монологической речи, начинается взрыв словотворчества.

Современный ребенок к 4 – 4,5 годам при правильном развитии овладевает родным языком, говорит связно, правильно излагает сказки, знает и читает наизусть небольшие стихи. Он произносит почти все звуки (до 5 лет допускается искажение только звука «р»), воспроизводит многосложные слова. Словарный запас составляет от 4 – 4,5 тыс. слов.

При раннем типе развития дети инициативны в общении со взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают знакомые сказки, сочиняют небольшие истории по набору игрушек, картинкам, придумывают слова и рифмы.

Менее активные дети не проявляют инициативы в общении со взрослыми, но откликаются на его предложения, играют со звуками и слова по побуждению педагога в игровых проблемных ситуациях.

Ребенок делит на слоги двух- и трехсложные слова: сани, малина (взрослый говорит не слог, а часть слова), определяет первый и последний звуки в словах; может произвольно регулировать силу голоса, темп и ритм речи, дыхание, использовать разнообразные интонации.

Понимает термины «слово», «звук», «буква» при выполнении упражнений. В этом возрасте ребенок уже согласует слова в роде, числе и падеже, употребляет предложения с однородными членами.

Если ребенок плохо для своего возраста владеет речью, обязательно обратитесь к логопеду.

Ознакомление с окружающим миром

Ребенок знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества своих родителей, дедушек и бабушек, няни, воспитателей. Знает названия 2-3 деревьев и цветов, отличительные особенности внешнего вида нескольких животных (домашних и диких), называет детенышей домашних животных.

Различает и называет окружающие его предметы, знает их назначение, существенные детали и части, их величину, цвет и форму. Понимает обобщающие слова: игрушки, одежда, мебель, обувь, транспорт, посуда. Называет времена года и состояние погоды.

К четырем годам ребенок внимательно слушает не мене 10 минут литературные тексты, пересказывает содержание художественных произведений по наводящим вопросам, знает много стихов. Воспринимает иллюстрации к книгам, предметы народно-прикладного творчества, с удовольствием рассматривает картины, скульптуры.

Изобразительная деятельность

Ребенок знает и называет цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, розовый). Правильно работает с карандашом и кистью, подбирает цвет, соответствующий предмету, изображает простейшие предметы и явления, использует прямые, круглые, наклонные, длинные, короткие и пересекающиеся линии, закрашивает предметы в пределах контура.

Лепит из глины или пластилина предметы, состоящие из 1-3 частей одинаковой или разной формы, используя приемы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краев формы кончиками пальцев. В аппликации умеет пользоваться клеем, наклеивать готовые формы.

  1. Конструирование
  2. Ребенок называет основные детали строительного материала (конструктора), располагает пластины, кирпичики, кубики вертикально и горизонтально, изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими, различает части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).
  3. Музыкальное воспитание

Ребенок знает и называет некоторые музыкальные инструменты: барабан, фортепиано, гитара, металлофон, скрипка. Умеет слушать небольшие музыкальные произведения от начала до конца, узнавать на слух знакомые мелодии и песни, подпевать. Различает звуки по высоте (в пределах октавы), замечает изменения в звучании (тихо – громко), поет под музыку и без музыки, танцует.

Элементарные математические представления

Ребенок знает понятия «много» и «один», сравнивает группы предметов, используя приемы наложения и приложения; выражает словами каких предметов больше (меньше), каких поровну.

Сравнивает два предмета разные по величине (длине, высоте), выражает словами какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже). Узнает, называет и соотносит предметы круглой, квадратной и треугольной формы.

Понимает слова: верх, низ, слева, справа, направо. Знает порядковый счет до десяти и цифры до 5.

Эмоциональное развитие и культура поведения

Ребенок здоровается и прощается, умеет благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь, внимание, пользуется словами «спасибо», «пожалуйста», бережно относится к игрушкам, книгам и вещам; убирает их на место. Соблюдает элементарные правила поведения в туалете, ванной комнате, за столом, на улице, в гостях. Умеет вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.

Ребенок ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе, замечает изменения настроения окружающих, близких, проявляет сочувствие и внимание.

Он способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу». Переживания эмпатийного характера и эмоциональная экспрессия (выражение печали, радости) становятся регуляторами поведения и общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Источник: https://nattik.ru/kalendar-razvitiya/pokazateli-razvitija-rebenka-4-let.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]