Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Влияние семьи на формирование личности ребенка трудно переоценить. Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Было бы совсем несправедливо умалять ее значимость и нужность. Влияние семьи на развитие личности огромно.

От того, чему научат свое чадо отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, роль в обществе. Не имея необходимых навыков, человек не может рассчитывать на успешное продвижение по службе, не сможет выстроить гармоничных отношений со своей второй половинкой. Рассмотрим роль родителей в формировании личности ребенка.

Какое влияние они на него оказывают? На что следует обратить особенное внимание, воспитывая сына или дочку?

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Опыт отношений

Во всяком случае, ребенок в семье получает опыт отношений. Он не живет в изоляции, а с самого раннего детства имеет возможность наблюдать за тем, как взрослые взаимодействуют с окружающими людьми, и пытается перенимать этот опыт. Он закладывается автоматически, без каких-либо усилий.

Незаметно для себя самого маленький человек открывает для себя целый мир чувств и настроений, которые царят в обществе. Стремление подражать взрослым продиктовано естественным желанием быть похожим на них. Обычно мальчик внимательно следит за поведением собственного отца и старается его копировать. Девочка же неосознанно воспроизводит поведение матери.

Такое поведение совершенно естественно и говорит о нормальном развитии.

Конечно, взрослые тоже совершают ошибки. Порой они не замечают того, что дети усваивают и негативные уроки. Влияние семейных отношений на воспитание дошкольника особенно велико. Развитие личности невозможно без живого показательного примера. Ребенок замечает даже самые малейшие детали отношений родителей, хотя в большинстве случаев не проговаривает их вслух.

Отцу и матери необходимо быть предельно внимательными для того, чтобы не подать дурного примера. Очень часто родители допускают такие ошибки, за которые им впоследствии бывает стыдно. Опыт отношений закладывается в детстве и остается с человеком на всю жизнь. Влияние родителей на формирование семейных ценностей огромно.

Как правило, человек во взрослом возрасте неосознанно копирует поведение родителей, их манеру общения и т.д.

Саморазвитие

Формирование личности ребенка в семье – задача непростая. Порой нужно приложить немало усилий и терпения для того, чтобы достичь какого-то определенного результата. Семья как социальный институт формирования личности имеет большое значение. Только в семье человек может воспитать в себе навыки, необходимые для дальнейшей жизни.

Приобретая навыки саморазвития, ребенок развивается полноценно, не углубляясь в сильные переживания и самообвинение. Если родители занимаются духовной практикой или просто работают над собой иным способом, то у сына или дочери появляются хорошие шансы к тому, чтобы стать в жизни действительно успешным человеком.

Развитие личности всегда происходит постепенно, под влиянием множества факторов.

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Преодоление трудностей

Роль семьи в развитии личности ребенка чрезвычайно ценна. Умение преодолевать значимые препятствия очень важно для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Чем больше человек работает над собой в этом направлении, тем проще ему становится побороть сопутствующие страхи, сомнения и неуверенность.

Преодолевая трудности и препятствия, которые встречаются на пути, человек обязательно становится сильнее. Он находит в себе дополнительные ресурсы для достижения. Чтобы научиться справляться с трудностями, необходимо взрастить в себе необходимые навыки.

Кому-то становится проще заручиться поддержкой близких людей, нежели действовать самостоятельно. Однако формирование сильной личности происходит тогда, когда человеку приходится преодолевать множество препятствий.

Когда некуда отступать, человек начинает действовать более активно и продуктивно, нежели имея в запасе определенное количество времени.

Характер

Воспитание характера ребенка тоже происходит в семье. Родители сильно влияют на формирование как положительных, так и отрицательных качеств своего чада. Отец и мать подают такой пример, который может стать источником вдохновения для сына или дочери, сделаться для них своеобразным проводником на долгие годы.

Часть характера является индивидуальной у каждой личности, однако много того, что закладывает общество. Семья оказывает прямое воздействие на характер маленького человека. Влияние семьи на формирование личности ребенка нельзя игнорировать и в том случае, когда родители не смогли научить ничему хорошему свое чадо.

Такая личность все равно будет испытывать на себе негативное влияние той среды, в которой выросла, как бы она ни пыталась отрицать сей факт. Даже невольно человек начинает воспроизводить в будущем опыт своей семьи. Характер человека будет таким, каким ему позволили сформироваться. Развитие личности – процесс глубоко индивидуальный. Его невозможно спрогнозировать заранее.

Предугадать, каким будет характер взрослого человека, глядя на маленького ребенка, нельзя. Роль семейного воспитания в формировании личности невероятно существенна.

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Социальные навыки

Умение общаться невероятно важно в жизни. Без этого умения невозможно построить хоть сколько-нибудь удовлетворительные отношения и быть счастливым. Семья как социальный институт формирования личности создает условия для всестороннего развития индивида. Не будь у человека такой поддержки близких людей, он не смог бы планомерно двигаться вперед, быть уверенным в своем завтрашнем дне.

Приобретение социальных навыков тоже происходит в семье. Именно в окружении близких людей, каждый ребенок учиться общаться, строить индивидуальные отношения. Социальные навыки, полученные в семье, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Как к ребенку относились в семье, так он потом будет относиться к самому себе и того же ждать от общения с окружающими.

Развитие и социализация личности в семье накладывает серьезный отпечаток на человека. Как его воспитывают отец и мать, так он и живет в дальнейшем. Даже если индивид на словах отрицает влияние родителей на свою жизнь, он в большей степени ему подвержен.

Как бы человек ни хотел отгородиться от своей семьи, у него не получится это сделать. Большинство людей попросту не замечают, как копируют привычки родных по крови людей, как воспроизводят похожие ситуации, формируют идентичные события. Многим людям свойственно, так или иначе, жаловаться на жизнь.

Но не каждый находит в себе силы заниматься самосовершенствованием.

Работа над собой

Совершенствованию своих навыков каждый человек тоже обучается в семье. Невозможно себе представить индивида, который бы не впитывал в себя модель поведения обоих родителей. Влияние семьи на формирование личности ребенка, по сути, огромно. Именно из своего ближайшего окружения люди выносят умение общаться, доверять друг другу, выстраивать личные отношения.

Работа над собой является неотъемлемым этапом в построении прочных и доверительных отношений. Обычно родители обучают этому своих детей, сознательно или нет передавая им эти навыки.

Функции семьи довольно многочисленны. Формирование привязанности, доверия происходит на подсознательном уровне.

Человек порой даже не задумывается об этом, просто живет по наитию, подчиняясь руководству внутренней силы.

На развитие личности ребенка влияет не сколько то, как к нему относятся окружающие, столько то, чему его научили собственные родители. Именно рядом с близкими людьми большинство и проходит свои индивидуальные кармические уроки.

Если бы каждый человек действительно работал над собой, то мир во многом стал бы более добрым и прекрасным. Чем больше личность открыта для общения с окружающими, тем более счастливой она себя ощущает.

Роль семьи в формировании духовно нравственной личности чрезвычайно высока.

Неполная семья

К сожалению, в настоящее время далеко не все семьи могут похвастаться тем, что в воспитании ребенка принимают участие оба родителя.

Нередко возникает ситуация, когда чадо воспитывает одна мать, а отец даже не присутствует в поле зрения сына или дочери.

Даже в том случае, если папа иногда встречается со своим отпрыском, но не живет в одной квартире, можно говорить о неполной семье. Такая ситуация не может не удручать и не печалить.

Другое дело, что в наше время множество людей не считают эту ситуацию проблемой. Очень часто дети растут, окруженные вниманием матери и бабушки, не испытав на себе, что такое забота отца.

Каково влияние неполной семьи на развитие ребенка? Ученые спорят по этому вопросу, мнения их расходятся.

В большинстве случаев доминирует представление о том, что отсутствие второго родителя негативно сказывается на психике ребенка, влияет на личностное развитие, препятствует формированию доверительного отношения к миру. И с этим трудно не согласиться!

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Неполная семья в любом случае оставляет на личности мощный отпечаток неполноценности. Не обязательно, что в человеке разовьется какая-то негативная черта. Только он всегда будет чувствовать некоторую потерянность, неуверенность в себе, отчасти отвергнутость и подавленность.

Ребенок ведь не понимает, почему его семья отличается от других, чем он провинился, нередко чувствует, что он как будто хуже остальных. Такой личности обязательно нужна поддержка.

Конечно, в наше время никто не удивляется неполным семьям, однако они по-прежнему представляют собой в некотором смысле печальное зрелище. И очень сложно бывает объяснить ребенку, особенно подростку, почему он живет только с мамой.

В любом случае происходит какое-то воздействие на психику, на умение воспринимать окружающую действительность. Роль семьи в формировании личности ребенка поистине огромна.

Честность и порядочность

Эти две составляющие неразрывно связаны друг с другом. Приобретение этих черт характера, без сомнения, происходит в семье.

Человек просто не смог бы выработать их в себе самостоятельно, или испытывая на себе негативные проявления. Отношения в родительской семье всегда становятся эталоном для подражания.

Даже если все происходит не так, как хотелось бы, ребенок воспринимает их как нормальные, идеальные для него.

Семья как фактор формирования личности ребенка, несомненно, оказывает сильное воздействие на индивида. Можно даже сказать, что она является определяющим фактором, которому подчиняются все остальные.

Чем более порядочными и искренними являются отношения в родительской семье, тем проще ребенку в дальнейшем будет построить собственную семью.

Почему так происходит? Просто человек с детства учится доверять, строить отношения на благородных чувствах, заботиться о близких людях.

Честность и порядочность – это составляющие, необходимые для развития счастливой личности.

Когда ребенок растет в благополучной семье, он начинает с маленького возраста воспринимать радость и счастье как неотъемлемые атрибуты нормальной жизни.

Он не считает их исключением или чем-то таким, за что надо бороться всеми силами. В семье он получает навык успешного преодоления всевозможных трудностей. Это удачный опыт, который стоит пожелать каждому.

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Уверенность в себе

Оказывается, даже такие личностные особенности закладываются в семье! Многие люди спорят об этом, но в итоге соглашаются с тем, что без поддержки самых близких людей вряд ли можно добиться в жизни чего-то по-настоящему существенного.

В самом деле, невозможно себе представить преуспевающего человека без крепкой и дружной семьи. Если у него этого нет, значит, и нажитое благополучие в какой-то момент может серьезно пошатнуться.

Чем более уверенным человек себя ощущает среди ближайших родственников и второй половинки, тем больше у него шансов реализовать заложенный потенциал.

Уверенность в себе является неотъемлемым компонентом счастливой и самодостаточной жизни. Однако большинство людей никак не могут похвастаться непоколебимой уверенностью в себе.

Кто-то сомневается по поводу своих талантов и возможностей, другие не находят достаточных оснований для того, чтобы просто начать действовать. Иногда слишком много времени проходит в сомнениях и тревоге.

Читайте также:  Развитие ребенка в год и 4 месяца: как заниматься с малышом в этом возрасте

Если бы каждый человек мог осознать свою непреходящую ценность, мир изменился бы. Так влияет воспитание на формирование личности.

Личные убеждения

Они тоже формируются в семье. Сложно себе представить человека, который не ориентируется на мнение своего ближайшего окружения. Когда индивид живет под одной крышей со своими родственниками, то в какой-то степени делается зависимым от их мнения. Человек эмоционально подвержен влиянию извне.

Личные убеждения не возникают ниоткуда, они формируются в семейной обстановке. Как правило, родители передают свои личные воззрения детям. Вот почему во многих случаях дети склонны опираться на мнение родителей: они ищут в них опору и поддержку. Их взгляд на жизнь становится личным убеждением.

Моральные ценности

Это такие категории, которые в глазах общественности приобретают большое значение. Моральные установки порой оказывают значительное влияние на людей. Люди в самых трудных жизненных ситуациях размышляют над тем, как им следует поступить, повинуясь голосу совести. Во многих случаях им удается выйти на правильный ответ внутри своей души, отыскать золотую середину.

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Как правило, жизнь заставляет принимать неоднозначные и непростые решения, которые управляют человеком. Не всегда взвешенные решения идут от сердца, но зато руководствуются голосом совести. В некоторых случаях человек вынужден поступиться собственными интересами ради счастья и благополучия близких людей.

Моральные ценности воспитываются в семье. То, как родители относились к понятиям долга, ответственности, нравственности, несомненно, сказывается на детях. Если ребенок рос в любви, заботе, его учили терпеливо относиться к окружающим, то в дальнейшей жизни он сам будет основываться на этих же понятиях.

Моральные ценности порой слишком сильны, чтобы их победить одним лишь умом.

Духовное становление

Немаловажную роль играет то обстоятельство, являются ли родители ребенка приверженцами какой-либо религии. Религиозное воспитание накладывает серьезный отпечаток на психику человека, в корне меняет всю его жизнь. Чем больше времени родители уделяют духовным занятиям, тем сильнее это укореняется в сознании ребенка.

Придет время, и он уже будет считать такой образ жизни неотъемлемым элементом своего индивидуального существования. Духовное становление, конечно, складывается не только из религии. Имеет большое значение вопрос образования, нравственно-этические категории, собственные индивидуальные качества характера.

Духовное становление невозможно без хорошего наставника. В его роли могут выступать родные родители – мать или отец, а иногда оба сразу. Человек, который посвятил себя самосовершенствованию, непременно захочет поделиться своими сакральными знаниями с детьми. В этом нет ничего удивительного.

Ребенку только останется принять эти знания как священный дар и грамотно ими распорядиться.

Таким образом, влияние семьи на формирование личности ребенка огромно. Маленький человек полностью впитывает в себя ценности того окружения, в котором находится большую часть времени. Моральные установки и мнения здесь имеют большое значение. Чем больше внимания уделяется чаду, тем более счастливым и самодостаточным он вырастет.

Похожие записи

Источник: http://apatii.net/otnosheniya/roditeli-i-deti/vliyanie-semi-na-formirovanie-lichnosti-rebenka

Как и когда происходит формирование характера у детей

Часто мы слышим фразы «у ребенка скверный характер» или «в кого же он такой?». Многие не понимают, что становление личности происходит еще с первых лет жизни. И влияют на это не только гены, но и окружение.

Формирование характера у детей – очень тонкий процесс. Если не уделять дочке или сыну должного внимания, можно «прошляпить» момент. Важные качества нужно прививать с самого детства.

Иначе во взрослой жизни изменить личность практически невозможно.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов.

Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится.

Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Представьте ситуацию: отец всегда мечтал о сильном и мужественном сыне. Но с рождения он был плаксивым и чувствительным. Папа винил его в слабости, указывал на недостатки и пытался перевоспитать. Что выйдет из такого ребенка? Еще более неуверенный в себе человек, который не принимает себя таким, какой он есть.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Что может формироваться с возрастом

Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет.

Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию.

Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.

Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:

  • доброта или эгоистичность;
  • коммуникабельность или замкнутость;
  • отзывчивость или безразличие.

Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.

Затем показывают себя и другие качества:

  • трудолюбие или лень;
  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или малодушие;
  • аккуратность или расхлябанность.

В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих. Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект.

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.

Важно: на становление личности влияют «ярлыки». Если ребенка постоянно ругают за плохие оценки и называют бездарным двоечником – он таким и будет. Он просто перестанет сопротивляться и решит, что это и есть его личность.

После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.

Игра как начало становления

Первые годы жизни мы лучше познаем окружающий мир через игры. Многие детские занятия кажутся бессмысленными и странными. Например, сложить кубики башенкой или побегать вокруг дерева туда-сюда.

Но именно такие игры и учат жизни. Для него все в новинку и каждый шаг – целое приключение. Не забывайте, что в каждом возрасте — свои игры. Ребенку в 7 уже будет не интересно то, во что играют трехлетки.

До 4-5 лет дети предпочитают играть одни. У кого-то это проходит быстрее, у кого-то — дольше. В это время малыши не могут участвовать в совместной игре. Даже игрушки они предпочитают свои, а не чужие. Но это не значит, что малютка вырастет эгоистом. Такое поведение вполне нормально и связано с развитием психики.

Когда заканчивается стадия «одиночки» – малыши привлекают к забавам посторонних. В это время родители могут активно влиять на его характер. Например, всеми любимые «дочки-матери» были придуманы не просто так. Игра учит девочек заботе и прививает любовь к маленьким.

После 5 лет детки постоянно играют со сверстниками в садике или во дворе. Но бывает и так, что малыш скромничает и стесняется присоединиться к компании. Не пытайтесь самостоятельно найти ему друзей и вовлечь в групповые забавы. Это лишь негативно повлияет на характер. Доверьтесь ребенку и наберитесь терпения.

Источник: https://mamaipapa.org/psihologiyaj/formirovanie-haraktera-u-detey.html

Личностное саморазвитие: 5 факторов формирования характера

Что такое личностное саморазвитие и в чем его важность? Таким вопросом не одно столетие задаются ученые и рядовые обыватели. Для многих остается загадкой, как формируется характер человека и как он влияет на повседневную жизнь.

Индивиду необходимо развиваться не только в детском и юношеском возрасте, но и после момента взросления. Каждый может самостоятельно менять отношение к людям, формировать определенные привычки, корректировать личностные качества.

Для этого достаточно понимать природу формирования характера и то, что на него влияет.

Как развивается и формируется характер

Проблемы формирования и развития характера человека вызывали интерес философов эпохи Античности и ученых из Средневековья. Эта тема остается актуальной сегодня для современных психоаналитиков и психологов. Каждый раз они пытаются найти ответ на вопрос, что такое личностное саморазвитие, от каких факторов оно зависит, что влияет в большей степени на развитие характера человека.

Для понимания того, что оказывает влияние на личностное саморазвитие, необходимо выяснить, что формирует и развивает характер. Процесс саморазвития личностных качеств связан напрямую с определенными изменениями в качественном и количественном соотношении.

Такой процесс сложный по структуре. В самом человеке происходят различные изменения, в том числе в его поведении, личности, деятельности. Меняется интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера.

Иногда такие изменения приносят прогрессивный характер, иногда регрессируют.

Развитие характера человека сопряжено с процессом возникновения изменений. Некоторые из них носят необратимые свойства, а некоторые закономерны и направлены. Важно, чтобы такое развитие приводило к качественному, структурному и количественному преобразованию.

Читайте также:  Как научить ребенка говорить букву р: начинаем занятия смалышом вовремя

Характер — это основа личности. На нем выстраивается стержень, он определенным образом реагирует на различные сферы жизни. Саморазвитие личности и факторы формирования характера рассматриваются с научной точки зрения десятилетиями.

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Открытие того, что такое индивидуальные особенности человека, принадлежит Юлиусу Банзену. Он рассматривал характер как определенный набор черт личности.  Далее подключились в своих исследованиях Фрейд, Юнг и Адлер.

Они считали, что характер человека формировался как отдельный процесс. Он находился вне сознания, на индивидуальность оказывали влияние половые и иные побуждения. Вопрос формирования характера находится в компетенции антропологов.

В качестве объекта они рассматривают характер личности.

Развитие характера: основные этапы

Формирование человеческого характера начинается с первого дня его жизни. Со временем он изменяется. В младенчестве и раннем возрасте индивид подражает поведению и поступкам взрослых. Будучи в дошкольном и младшем возрасте на личность оказывает влияние наследственность и воспитание ребенка. При достижении подросткового возраста человек занимается самовоспитанием.

Целенаправленно и сознательно характер человека может меняться и совершенствоваться в самостоятельной форме

В первую очередь он корректируется из-за социального поведения личности, на него влияет общественная деятельность и межличностное взаимодействие. Не важно, на каком жизненном этапе находится человек, важно то, как он воспринимает ситуацию.

Основные этапы развития характера человека впервые выделил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Он насчитал 5 этапов, на протяжении которых формируется личность. По учению Фрейда оральный этап относится к возрастному периоду 0 до 1 года.

В этом отрезке времени формируются такие черты как манипулятивность, инфантильная, зависть и зависимость. Далее во время анального периода, который длится с 1 до 3 года, в основу личности закладываются такие черты как бережливость, упрямство, аккуратность, жестокость и педантичность.

Во время следующего периода, что приходится на возраст от 3 до 5 лет, формируется неуверенность в себе, застенчивость и замкнутость, робость и молчаливость. Во время генитального периода с 11 до 12 лет и до конца жизни и происходит социализация или социальная дезадаптация.

Здесь же проявляется эффективность или пассивность в деятельности.

В сфере психологии часто характер разделяется на возрастные периоды. Каждый из них имеет ведущие факторы и условия, при котором происходит формирование определенных черт. Становление личности у человека начинается с первых лет его жизни.

В таком возрасте ребенок посредством эмоций общается со своими родителями, развиваются его психические процессы. Он стремится познать мир, проявляет эмоциональные свойства. Нужно малышу оказывать не столько заботы, сколько показываеть любовь и ласку.

Личностное саморазвитие начинается именно с этого жизненного этапа.

Характер в разные периоды жизни

Факторы формирования характера присутствуют в раннем и дошкольном возрасте. В этот момент ребенок активно изучает то, каким образом ведут себя взрослые люди, и старается подражать их модели.

Формирование характера происходит не столько благодаря особенностям детей от рождения, сколько прямому обучению с эмоциональным подкреплением. Важно доносить информацию в игровой форме, при этом хвалить, одобрять и поддерживать человека. На развитие характера влияет социальная среда.

К ней относится семья, образовательное учреждение, контакты взрослого и ребенка, взаимодействия ребенка с другими одногодками.

Самые первые черты закладываются именно в возрасте до школы. Важно проявлять доверие, доброту и открытость в общении с детьми.

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Здесь происходит формирование следующих черт характера

  • доброты и эгоистичности;
  • трудолюбия и лени;
  • аккуратности и неряшливости;
  • отзывчивости и безразличия;
  • общительности и замкнутости.

Далее следует этап младшего школьного возраста. Продолжается формирование черт характера. Некоторые из них, что были ранее приобретены, могут поддаваться корректировке.

Важно то, как подросток оценивает собственные поступки, а также то, каким образом к ним относятся взрослые. Так формируется самооценка будущего индивидуума. Закрепление уже сформированных черт или их разрушение будет зависеть от процесса и условий обучения ребенка.

При достижении подросткового возраста появляется моральное и нравственное развитие ребенка. Такой фактор влияет на развитие и формирование характера. В этот же период развиваются волевые черты человека. В юношеском периоде закладываются моральные и нравственные основы будущей личности.

На характер оказывают влияние следующие факторы

  1. Отношение человека к себе и другим людям.
  2. Уверенность в своих силах и уровень самооценки.
  3. Информация из СМИ и Интернета.

Процесс саморазвития личностных качеств идет на протяжении всей жизни человека. После совершеннолетия начинается индивидуальное саморазвитие. Важно осознавать свои приобретенные черты характера и их корректировать.

Саморазвитие человека

На каждом из жизненных этапов человек способен совершенствоваться. Он может менять свой характер благодаря информационному полю. Личностное саморазвитие происходит следующим путем:

  1. Посредством мнений и суждений других людей.
  2. Благодаря личному примеру от значимых людей и их поступков.
  3. По результату прочитанных книг.
  4. Развитие культуры и идеологии в обществе и государстве.

Формирование черт характера человека во взрослой жизни не заканчивается. На новом этапе все становится более осмысленным. Рациональное черты закрепляются, если человеку нужно достигнуть успеха в карьере и семье, то он развивает в себе такие качества как выдержка, ответственность упорство, целеустремленность и настойчивость.

Что влияет на формирование человека

Саморазвитие личности — это  длительный процесс. Он происходит большую часть жизни. Некоторые особенности личности имеются от рождения, часть передается посредством генетики.

С каждым годом у человека появляются новые черты и качества. Они формируются через влияние социальной среды и где он развивается и растет.

В формировании человеческого характера играет роль устройство государства и социума, в котором он находится.

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

У каждого процесс формирования личности индивидуален, но существуют общепринятые нормы

  1. Никто не может назвать, в каком именно в возрасте начинается формирование человека. Одни психологи считают, что такой процесс начинается с рождения ребенка, другие предполагают, что характер формируется с двухлетнего возраста. Малыш становится особенно восприимчивым к окружающей среде в возрасте с 2 до 10 лет.

    Для него важно, какого мнения о нем взрослые, какую модель для поведения они предлагают. Важную роль в формировании человека имеют физиологические механизмы. Темперамент влияет на личность.

  2. Вовлеченность ребенка в групповые занятия и игры участвует в формировании его характера в дошкольном возрасте.

    Ребенок должен иметь опыт взаимодействия с другими детьми, тогда развиваются такие черты как аккуратность, уверенность в себе и коммуникабельность. Обратите внимание, не всегда совместные занятия с другими детьми и взрослыми могут принести пользу ребенку. В некоторых случаях разрушаются задатки определенных черт характера в детском и юношеском возрасте.

  3. В период обучения в школе, который приходится на возраст от 7 до 16 лет, происходит формирование эмоциональной составляющей будущей личности. Развиваются определенные черты характера, формируется самооценка у подростка. Он обращает внимание на то, каким образом к нему относятся преподаватели и сверстники, что говорят в средствах массовой информации.

    Ближе к достижению совершеннолетия личность обладает определенным набором внутренних качеств. Они с большой долей вероятности останутся не измененными всю жизнь. Корректировать черты характера может только сам человек, в этом ему помогает саморазвитие личности. Человек может развить в себя как положительные, так и отрицательные стороны.

    В первом случае личность поможет своему развитию в плане семьи и карьеры. Во втором случае он нанесет вред психическому и физическому здоровью. К примеру, в качестве негативного опыта станут употребление алкоголя, наркотических веществ, агрессия по отношению к семье и окружающему миру.

  4. В возрасте 25-30 лет в характере больше нет таких черт как максимализм и капризность.

    Появляется рациональное звено, индивидуальность отвечает за свои действия, человек рассудителен в делах.

  5. В 30-летнем возрасте в большинстве случаев происходит изменение характера. На человека могут повлиять только пережитый стресс и психическое заболевание.

    В 50 лет человек начинает жить здесь и сейчас, он больше не мечтает и не фантазирует о возможности развития в своей жизни. С возрастом человек больше погружается в воспоминания.

Основное влияние на личность оказывает его семья и социальная среда. При взрослении индивид становится более зависим от самой себя, своего внутреннего мира.

Биологические факторы

Личностное саморазвитие зависит от внутренних факторов. Генетические особенности передаются от родителей с рождения. Черты, приобретенные посредством наследства, формируют базу личности.

Восприятие окружающего мира и оценка других людей зависит от наследственных качеств индивида, его способностей и физических особенностей.

С точки зрения биологической наследственности не существует одинаковых людей.

Родители к детям передают определенные качества, они заложены в генетической программе.

По наследству от родителей человеку передается анатомо-физиологическая структура, различные физические данные и физиологические особенности, а также устройство нервной системы.

Дополнительно в генетике заложены аномалии в развитии организма, предрасположенность к определенным заболеваниям, что имеют наследственный характер.

К примеру, люди с врожденной «заячьей губой» будут чувствовать себя другими в обществе. В период дошкольного развития у них могут развиваться комплексы и внутренние страхи.

В этот момент человеку важно оказать поддержку, показать возможности равного взаимодействия с другими, не стоит проявлять насилие по отношению к такому ребенку или взрослому человеку.

Интеграция в общество и социальная адаптация помогут ему в жизни.

Социальные факторы

Личностное саморазвитие зависит от социума. Важно то, в какой среде находится человек. Индивид развивается в зависимости  от страны, в которой он родился, школы, где учился, семьи, в которой вырос. Важную роль играет общественный строй и система производственных отношений. На человека влияют социальные процессы, материальные условия жизни.

У личности есть дальнее и ближнее окружение, которое оказывает на него непосредственное влияние. На первых этапах жизни человек не может влиять на свое благосостояние, по достижению совершеннолетия он в силах менять материальную сторону жизни. При создании благоприятных условий личность может достигнуть наиболее высокого уровня развития.

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Самореализация женщины в мужском мире также оказывает влияние на формирование личности.

К примеру, после неудачного опыта общение с противоположным полом в подростковом возрасте, уже в сознательные периоды жизни у женщин могут возникнуть определенные комплексы.

Человек должен справиться с устоявшимися представлениями о взаимоотношении с другими людьми и устройстве общества в целом своими силами или силами специалистов.

Как психология влияет на развитие характера

Формирование характера человека, как и личностное саморазвитие происходит на протяжении жизненного пути человека. На него воздействует различные условия. Важно то, как воспитывался индивид, по какому принципу была построена работа и взаимодействие с социумом и каким образом формировалась жизненная позиция.

Долгое время было принято считать, что на характер влияют исключительно генетические особенности человека. Джон Локк стал первооткрывателем в концепции воспитания личности.

Именно этому периоду жизни ученый уделял наибольшее внимание. В своих трудах Дж. Локк считал, что в первую очередь на характер человека влияют его мотивы.

В особенности развития характера личности закладывает основу психофизическая природа и внешние условия.

На протяжении последнего столетия миф о том, что генетические особенности относятся к основе характера, был развеян. На формирование личности влияют внешние условия и процесс воспитания человека.

Источник: https://salid.ru/stati/lichnostnoe-samorazvitie-5-faktorov-formirovaniya-haraktera

Формирование характера: что влияет на этот процесс?

Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Характер

13.04.2018

6.2 тыс.

4.2 тыс.

8 мин.

Характер человека наиболее полно отображает его личностные качества.

Он начинает формироваться еще в раннем детском возрасте, и со временем появляются доминантные черты, которые могут замещаться или корректироваться под влиянием различных факторов на протяжении всей жизни.

В отличие от врожденных особенностей психики, на характер можно повлиять и изменить его в любую сторону. За то, каким он является, отвечает сам человек.

Характером называют совокупность индивидуальных наиболее заметных черт психики личности. Проявляются они в ежедневном поведении, реакциях на вешние и внутренние раздражители. Формируется он в раннем детском возрасте на основании врожденных, генетически передаваемых от родителей психических особенностей, называемых темпераментом.

Какие 12 секретных слов — которые могут быстро влюбить мужчину?

В чем секрет этих слов? Жми кнопку и смотри видео до конца.

В психологии выделяют 4 типа темперамента:

Тип темперамента Основные проявления
Сангвинический
  • скорость мышления и действий;
  • общительность и открытость;
  • эмоциональность (но возникающие эмоции неглубоки);
  • жизнерадостность и оптимизм
Холерический
  • возбудимость;
  • очень быстрые движения и действия;
  • неуравновешенность;
  • быстрый интерес к чему-то, который так же быстро угасает;
  • резкие перепады настроения
Флегматический
  • медлительность;
  • способность концентрироваться;
  • терпеливость, усидчвость;
  • стремление всегда все доводить до конца;
  • медленное, но продолжительное запоминание
Меланхолический
  • медлительность;
  • быстрая утомляемость;
  • эмоции, которые возникают медленно, но отличаются глубиной;
  • низкая способность адаптироваться к новой обстановке

Специалисты утверждают, что «чистых» типов темперамента не существует и каждая личность имеет черты нескольких с одним доминантным. В процессе формирования характера наиболее проявляемый тип темперамента способен сменяться другим, менее выраженным ранее.

Существует много теорий касательно этапов становления характера, но все психологи сходятся во мнении, что он начинает формироваться с рождения — ребенок наблюдает за поступками окружающих его взрослых и перенимает эти манеры поведения.

Черты характера, которые формируются первыми:

  • доброта и способность к сочувствию или эгоизм;
  • интерес к окружающим или безразличие;
  • открытость и желание общаться или замкнутость в себе;
  • аккуратность или неряшливость;
  • трудолюбие или лень.

Пик становления выпадает на возрастной период от 2 до 9 лет — тогда человек, помимо подражания взрослым, начинает проявлять свою индивидуальность. Черты, которые появляются в этом возрасте:

  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или склонность бросать незаконченные дела;
  • трудолюбие или лень.

Дополняются и корректируются они на протяжении всей жизни, особенно в такой важный этап психологического развития, как переходной возраст.

Факторы, способствующие формированию характера, тесно связаны с влиянием на человека окружающих:

Какие 12 секретных слов — которые могут быстро влюбить мужчину?

В чем секрет этих слов? Жми кнопку и смотри видео до конца.

Возрастной период Факторы и условия формирования Особенности возрастной психологии
0-3 года
  • любовь и внимание родителей;
  • отношение взрослых к ребенку;
  • отношение взрослых друг к другу;
  • оценка действий ребенка
Все дети испытывают жизненно важную потребность в защите и любви своего взрослого — как правило, мамы. Если они получают достаточно ее внимания и любви, к шести месяцам формируется очень важная категория — доверие к окружающему миру. Именно оно является обязательным условием дальнейшего формирования личности и нормального возрастного развития психики.
Если ребенок:

  • не уверен в том, что любим и его всегда защитят;
  • получает мало внимания, потому что родители заняты собой и своими отношениями;
  • постоянно находится в тревожном состоянии из-за криков, скандалов и расстройств матери,

то с большой вероятностью он будет замкнутым, не уверенным в себе и постоянно ищущим поддержки в старшем возрасте

3-6 лет
  • социальное окружение — кем воспитывается ребенок, ходит ли он в сад или другие учреждения, в которых есть детский коллектив;
  • оценивание ребенка взрослыми;
  • обучение в социальных институтах
Согласно возрастной психологии, одним из самых важных периодов развития личности является кризис 3 лет, негативизма или сепарации. В это время дети начинают осознавать, что они — отдельные от мамы существа. Они пытаются все делать самостоятельно, протестуют против всего и часто устраивают истерики.
От того, как будут вести себя люди из ближайшего окружения, будет зависеть формирование черт характера:

  • если капризы и истерики ребенка подавлять, он будет меньше доверять своим родителям и окружающим, его самооценка станет ниже и он будет склонен проявлять агрессию к тем, кто его слабее: младшим детям, животным;
  • если терпеливо переживать вспышки кризиса 3 лет, уверять ребенка, что он любим и мама с папой его понимают и поддерживают, то этот этап быстро и успешно преодолеют все члены семьи, а ребенок будет расти уверенной себе личностью, способной к сопереживанию и поддержке окружающих;
  • если говорить малышу, что «ты мне такой не нужен», «капризного не люблю» и подобное, то у него сформируется стойкое представление, что он заслуживает любви лишь тогда, когда «хороший», это чревато синдромом отличника и чрезмерным перфекционизмом.

С 3 лет, когда ребенок начинает идентифицировать себя как отдельную личность, ему становится необходим социум — общество других детей. Если он этого лишен, то не обучается взаимодействовать с другими людьми: отстаивать свои права, проявлять симпатию, делиться, заводить дружбу. В результате, развивается инфантилизм, неуверенность в себе, трусливость.
Если ребенок попал в социальную группу, особое внимание следует уделить тому, как с ним общается педагог: негативные высказывания в сторону его особенностей и достижений сказываются на самооценке.

6-9 лет До 6 лет у детей сохраняются те черты характера, которые поощрялись взрослыми и за которые его высоко оценивали.
Ребенка в возрасте до 9 лет нельзя критиковать и ругать за то, к чему он прилагал усилия, старался и действовал с добрыми намерениями.
Наказывать детей можно с того момента, когда они осознают причину наказания, по такой схеме:

  1. 1. Совместно с ним составить правила, обосновать их и удостовериться, что он с ними согласен.
  2. 2. Сказать, что будет, если он их нарушит, его одобрение такой санкции обязательно.
  3. 3. Когда ребенок нарушает правило, напомнить ему о договоре и наказать.

Если ребенок не понимает, за что его наказывают или ругают, у него формируется злость, агрессия и лживость от страха говорить правду

9-15 лет
  • самооценка, которая сформировалась ранее;
  • средства массовой информации, интернет;
  • оценки школьников из окружения;
  • оценки посторонних людей;
  • личный пример взрослых, которым доверяет ребенок;
  • книги;
  • культурный и социальный уровень семьи
Большое значение в формировании характера играет процесс обучения. Когда удается заинтересовать и увлечь его, появляются такие черты характера, как ответственность, усидчивость. Постоянное поощрение его успехов и помощь в преодолении неудач развивают уверенность в себе, желание доводить дело до конца, устойчивость к критике. Переходной возраст психологами трактуется как трудный, потому что это этап перехода личности с детства к взрослой жизни. В это время человека важно поддерживать, понимать и дать ему необходимое внимание. Критиковать нужно конструктивно и аргументированно, но с учетом знаний и опыта подростка. Взрослым необходимо контролировать источники информации, которыми пользуется ребенок от 11 до 15 лет: социальные сети, книги, фильмы и сайты. Но контроль этот нужен не для запретов, а подробного разъяснения всего, что подросток может не понимать или понимать неправильно. Чтобы привить любовь к учебе и трудолюбию, нужно собственным примером показать, почему это важно. Бесполезно требовать от ребенка, чтобы он стал интеллектуалом и интеллигентом, если родители ведут аморальный образ жизни, не читают книг и не развиваются сами
С 15 лет Кроме всех факторов, влияющих на формирование характера в ранние периоды, добавляются события из жизни и то, как они сказываются на эмоциональной сфере человека После подросткового возраста у человека формируется мировоззрение и основные жизненные ценности. К 20 годам он условно определяется со своей деятельностью. От того, нравится ли она ему, приносит ли радость и удовлетворение, ценится ли она, зависит появление таких черт характера, как:

  • зависть — если он чувствует себя хуже и менее успешнее других, то будет им завидовать;
  • злость — ее провоцирует необходимость делать что-то против собственной воли;
  • целеустремленность — если ему все нравится, то человек будет достигать своих целей, преодолевая многие преграды;
  • пассивность — возникает вследствие рутинной работы и неудачно сложившихся отношений в коллективе.

Первый опыт отношений тоже отображается на характере — чем успешнее он, тем открытие и дружелюбнее человек. Если он был неудачным, но девушка или парень получили поддержку, то с большой вероятностью эти события пройдут без негативного влияния на личность.
Сильные эмоциональные потрясения влияют на характер, чаще после них человек становится более замкнутым. Чтобы этого избежать, нужно прилагать незаурядные усилия и, при необходимости, прибегать к помощи специалистов

Психологи утверждают, что в любом возрасте на формировании характера человека сказываются эмоции, которые он переживает — чем они позитивнее и ярче, тем больше положительных качеств будет иметь человек. Страх, обида, злость, зависть и ненависть способствуют развитию негативных черт: недоброжелательность, сквернословие, агрессивность, вспыльчивость и другие.

На формирование характера в любой возрастной период влияют:

  • идеология в обществе;
  • условия жизни: материальное положение, социальный статус, спокойная обстановка;
  • образ жизни — люди, злоупотребляющие алкоголем и наркозависимые разрушают психотропными веществами свою нервную систему, что чревато такими чертами, как вспыльчивость, безответственность, склонность к агрессии. Сторонники здорового образа жизни отличаются дисциплинированностью, ответственностью, пунктуальностью.

Характер — понятие динамическое и поддающееся коррекции, в отличие от темперамента. Взрослый человек способен развивать в себе те или иные качества с помощью:

  • самоанализа и самокритики — искренней оценки себя и своих действий;
  • самодисциплины — когда с помощью правильной мотивации удается заставить себя делать что-то, заставляющее выходить из зоны комфорта для достижения больших целей;
  • самообразования — развития в себе стремления постоянно узнавать что-то новое;
  • общения с разными людьми — оно значительно повышает самооценку и позволяет раскрыть новые качества.

Черты характера связаны с мышлением и ценностями человека. Чем шире его кругозор и чем больше способностей смотреть на ситуацию под разными углами зрения, тем пластичнее характер.

Какие 12 секретных слов — которые могут быстро влюбить мужчину?

В чем секрет этих слов? Жми кнопку и смотри видео до конца.

Есть всего несколько секретных слов, услышав которые мужчина начнет влюбляться. Открой секрет, который знают лишь единицы женщин. Нажми на кнопку и посмотри видео до конца.

Источник: https://doctorfeel.net/human-psychology/haracter/formirovanie-haraktera.html

Ссылка на основную публикацию