4 5 месяца ребенку: как проходит физическое и психическое развитие малыша

Каждый этап жизни младенца сопровождается рядом изменений, анализ которых помогает родителям убедиться в том, что он растет без отклонений от нормы. Мамам и папам очень важно следить за развитием ребенка в 4 месяца, ведь в этот период мальчики и девочки должны уже много чего уметь, у него появляются новые физические и психоэмоциональные особенности. Узнайте, что характерно для младенцев в этом возрасте.

Как выглядит ребенок в 4 месяца

Чтобы убедиться в том, что малыш растет здоровым, нужно оценить внешний вид, физические навыки, поведение, рефлексы. Совокупность этих параметров говорит об общем уровне развития. Легче всего оценить внешние данные малыша. Для 4 месяцев характерен активный рост волос, ногтей. У некоторых крох усиливается образование слюны из-за постоянного облизывания рук и других предметов.

Малыш становится более пропорциональным, у него одинаковые по окружность голова и грудная клетка, выпрямившиеся и окрепшие руки, ноги. Глаза темнеют, становятся максимально приближены к тому цвету, который будет во взрослом возрасте. Первые волосики с головы выпадают и выкатываются, а на их месте могут вырасти новые, более крепкие, причем, даже другого оттенка.

Рост, вес

Из-за пока еще невысокой физической активности прибавка в массе тела большая, составляет 0,75 кг. Мальчики и девочки набирают вес одинаково. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см.

Окружность грудной клетки и головы становятся одинаковыми.

Чтобы убедиться в том, что развитие ребенка в 4 месяца происходит без отклонений от нормы, сравните личные данные с усредненными, приведенными в таблице ниже:

Показатель Среднее значение для 4 месяцев Мальчики 4 мес. Девочки 4 мес.
Рост, см 62,1-63,9 59,7-68 57,8-66,4
Окружность грудной клетки, см 41-41,6 38,6-44,6 38,9-43
Вес, кг 6,4-7 5,6-8,7 5-8,2
Окружность головы, см 40,6-41,6 39,2-44 38,1-43,1

Развитие ребенка на 4 месяце жизни

На этом периоде жизни меняется не только облик малыша, но и поведение. Он становится внимательнее, активнее, испытывает уже широкий спектр эмоциональных реакций, как положительных, так и отрицательных.

Появляется любознательность к собственному телу, близким людям, окружающим предметам. В период бодрствований малыш стремится к общению с родителями, активным играм.

Безусловные рефлексы новорожденных исчезают и угасают.

Поведение

У всех малышей разные характеры, но есть общие признаки того, что он развивается в соответствии с нормами. Особенности поведения крохи в 4 месяца:

  1. Оживленная реакция на материнский голос в виде смеха, лепета.
  2. Положительные эмоции на новые яркие игрушки.
  3. Чадо узнает свое имя, начинает реагировать на него.
  4. Изучение собственного тела. Дитя рассматривает руки, ощупывает лицо, тянет ножки в рот. Малышу нравится наблюдать за своим отражением в зеркале.
  5. Младенец узнает родных, которые проводят с ним время, но больше всех выделяет маму. Малыш получает удовольствие от словесного общения с ней, тактильных контактов.
  6. При посторонних людях кроха ведет себя настороженно. Одного человека он может испугаться, а к другому проявлять заинтересованность.
  7. Происходит улучшение зрения. Грудничок следит за движущимися предметами взглядом, начинает различать цвета, особенно желтый и красный.

Рефлексы

Для возраста в 4 месяца характерно исчезновение и угасание множества произвольных реакций. Какие рефлексы новорожденного становятся все мене выраженными:

  1. Безусловный рефлекс Робинсона трансформируется в целенаправленное хватание. Ребенок берет мелкие предметы, держит их в руке некоторое время.
  2. Угасает рефлекс Моро. При нем малыш вскидывает руки с раскрытыми ладошками и снова собирает их на груди, если хлопнуть по поверхности, на которой он лежит.
  3. Угасает рефлекс ползания по Бауэру. Если стимулировать реакцию (создавать у пяток лежащего на животике грудничка опору), то малыш сумеет ползти в 5 месяцев.
  4. Рефлексы Таланта и Бауэра полностью исчезают. Их наличие говорит о возможных неврологических нарушениях.

Что он должен уметь

Существует ряд физических и психоэмоциональных навыков, которыми должен обладать младенец четырехмесячного возраста.

Родителям нужно понимать, что в каждой семье развитие малыша в 4 месяца протекает по разному.

Отсутствие того или иного умения не обязательно говорит о том, что у крохи проблемы со здоровьем, поэтому маме с папой не стоит паниковать раньше времени. Узнайте, что должен делать ребенок в 4 месяца.

Физические навыки

Тело грудничка с каждым днем становится сильнее, крепче. Что умеют дети в 4 месяца:

  1. Младенец начинает самостоятельно переворачиваться с живота и обратно. Мышцы спины уже окрепли для этого. Он способен лежать в кроватке на животе, уверенно удерживать головку, рассматривать окружающую обстановку. Ненадолго грудничок умеет приподниматься на ладошках, удерживая туловище. Однако, сидеть крохе еще рано, даже при поддержке подушечками, позвоночник еще слаб для этого.
  2. В положении лежа на спине грудничок приподнимает голову и плечики.
  3. Ребенок уже увереннее управляет руками. Он способен при кормлении держатся за маму, за бутылочку. Ладошки малыша почти все время открыты. Ребенок способен складывать их вместе, хлопать, держать предметы до 30 секунд, трясти погремушки.
  4. Если младенца взять за подмышки, он упирается в поверхность пальцами и отталкивается.
  5. При плаче у чада уже должны течь слезы, потому что слезные железы уже полноценно функционируют.
  6. Гипертонус в руках уходит, в ногах пока сохраняется.
  7. Налаживается работа пищеварительной системы. К 4 месяцам у большинства деток проходят колики.
  8. Из-за активного развития слуха малыш должен поворачивать головку на звуки. В 4 месяца дети начинают отличать по голосу близких от незнакомцев. Возможно покачивание головой в такт музыке.
  9. Косоглазие и слабость глазных мышц к 4 месяцам должны полностью пройти, потому что мышцы укрепляются.

Психоэмоциональное развитие

Очень важно оценить не только физические навыки ребенка в 4 месяца, но и психические. Кроха становится эмоционально развитие, для спокойствия ему необходимо общаться со взрослыми много времени.

Малыш среди всех людей наибольшую привязанность ощущает к маме, выделяет ее среди остальных, перенимает настроение. Ребенок уже способен расстроиться, если ей грустно, или улыбается в ответ на ее хорошее настроение.

Во время игр малыш может смеяться, испытывает радость.

Какие изменения в психологическом состоянии характерны для 4 месяцев:

  1. Начинается установление элементарных причинно-следственных связей. К примеру, увидев грудь мамы, малыш понимает, что сейчас будет кушать.
  2. Появление таких эмоций, как любопытство, обида, радость, страх.
  3. Развивается память. Малыш способен различать предметы, увиденные им ранее.
  4. Маму и себя малыш пока воспринимает, как одно целое.

Речевые навыки

Ребенок гулит большое количество времени. Он способен произносить звуки «о», «а», «м», «п», «б» очень четко. Некоторые детки в 4 месяца уже даже делают первые попытки составлять слоги, но это происходит очень редко.

Если ваш малыш еще этого не умеет, не волнуйтесь, отклонением это не считается. В 4 месяца ребенок должен активно общаться с родителями: реагировать на интонацию, пытаться «отвечать».

Развитие речи у мальчиков иногда протекает медленнее, чем у девочек.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Утро малыша непременно должно начинаться с гигиенических процедур. Следует умыть лицо, протереть глазки, при необходимости почистить нос и уши. В возрасте 4 месяцев ребенку следует часто подстригать ноготки, потому что они растут очень быстро. Гуляйте с малышом дважды в сутки. Длительность пребывания на свежем воздухе определяйте самостоятельно, ориентируясь на погоду.

Ориентировочный распорядок дня и режим питания четырехмесячного малыша представлен в таблице ниже:

Время Процедуры
7:00 Подъем, первое кормление, гигиена.
8:30 Дневной сон.
10:30 Подъем, второе кормление, бодрствование.
12:00 Прогулка, второй дневной сон на свежем воздухе.
14:00 Возвращение домой, пробуждение, третье кормление.
14:30 Бодрствование, развивающие игры и упражнения.
16:00 Прогулка, третий дневной сон на свежем воздухе.
17:30 Возвращение домой, подъем, четвертое кормление.
18:00 Бодрствование.
20:00 Купание, пятое кормление, вечерний ритуал и последующее укладывание на ночь.
00:30 Ночное кормление и немедленное продолжение сна.

Питание и сон

Правила кормления определяются способом: естественным или искусственным. Особенности правильного питания ребенка в 4 месяца:

  1. Малыш на естественном вскармливании пьет пока только грудное молоко, но реже прикладывается к груди. Как правило, кушает он, пока засыпает, потом во сне и сразу после пробуждения. Режим кормления уже четко отработанный.
  2. С искусственниками дело обстоит по другому. Определенный объем детской смеси нужно давать приблизительно через каждые 3,5 часа. Выходит 6 искусственных вскармливаний в сутки. Как правило, за день расходуется 0,9-1 л детского питания, а за один прием – 150-170 мл.
  3. Ребенку на искусственной смеси можно вводить в 4 месяца первый прикорм пищей. Подойдет сок, немного жидкого пюре. Детям на грудном вскармливании прикорм вводят в рацион не раньше полугода, как рекомендуют современные специалисты.

В сутки малыш бодрствует более двух часов кряду. Спит же он в сумме до 15 часов, из них 10 приходятся на ночь. Дневных снов три. Укладывать дитя на ночь рекомендуется между 19 и 21 часами. Чтобы ребенок хорошо засыпал, разработайте определенный вечерний ритуал, к примеру, купание, поглаживание, колыбельная. Не пропускайте ни одного элемента и повторяйте все каждый день.

Как развить ребенка в 4 месяца

Родители обязательно должны прилагать усилия для того, чтобы малыш рос нормально. Уделяйте ребенку внимание, играйте с ним, делайте упражнения и массажи.

Помните, что очень важна эмоциональная связь с мамой и папой и от того, будет ли она крепкой, в определенной степени будет зависеть уровень развития чада.

Обязательно проводите с ним побольше времени и старайтесь разговаривать обо всем: домашних делах, игрушках, предметах быта.

Игры

Если вы будете развлекать маленького ребенка, то принесете организму крошки существенную пользу. Как развивать малыша в 4 месяца в игровой форме:

  1. Подвесьте над малышом яркие украшения на такой высоте, чтоб он хватался за них ручками. Желательно, чтобы они издавали звуки и имели разную фактуру.
  2. Поочередно давайте ребенку потрогать погремушку, мягкую игрушку, куклу, резиновую пищалку, другие яркие предметы. Главное, чтобы отличались их размер и форма. Можете положить игрушку в кроватку, если она безопасная. Это полезно для развития тактильного восприятия.
  3. Играйте в «прятки» и «ку-ку», «сороку-ворону».
  4. Пускайте перед ребенком мыльные пузыри, пусть следит за тем, как они летают.

Физические упражнения

Не только игры, но и зарядка способствует тому, чтобы развитие ребенка в 4 месяца протекало нормально. Какими упражнениями нужно заниматься с крохой:

  1. Берите грудничка за ручки, медленно поднимайте их вверх и опускайте вниз вдоль тела, потом плавно скрещивайте на груди и разводите в стороны.
  2. Дважды в день укладывайте ребенка на спину. Берите за ручки и делайте круговые движения.
  3. Поворачивайте малыша с одного бока на другой. Затем положите на живот. Сгибайте и распрямляйте ножки.

Частые проблемы

Каждые родители должны четко понимать, что абсолютно все дети разные. Есть малыши с ранним или наоборот запоздалым развитием, не все вписываются в общепринятые нормы. Однако, есть ряд признаков, наличие которых в 4 месяца говорит о том, что ребенка нужно показать педиатру:

  1. Малыш не стремится брать игрушки и другие предметы или не может удержать их в руке некоторое время. Это говорит о проблемах развития мелкой моторики и двигательных навыков.
  2. Не может научиться переворачиваться на живот.
  3. Отклоняет голову назад при подтягивании за обе руки.
  4. Не реагирует на общение с людьми, скуп на эмоции.
  5. Лежа на животе не приподнимается, не опирается на ручки.
  6. В вертикальном положении не упирается в поверхность ногами.

Видео

Источник: https://mosmama.ru/2355-razvitie-rebenka-v-4-mesyaca.html

1 месяц ребенку – особенности физического и психического развития

Появление нового члена семьи всегда сопровождается, как приятными моментами, так и приносит массу хлопот для заботливых родителей. Особо острыми являются вопросы, касающиеся навыков, умений и прочих особенностей развития ребенка в 1 месяц. Рассмотрим подробнее.

Читайте также:  Общее недоразвитие речи: общая характеристика уровней онр

Что умеет новорожденный 1 месяца жизни

Зрение

Характерной особенностью развития ребенка 1 месяца является близорукость. Но это не мешает ребенку рассмотреть лицо мамы, близких людей, на расстоянии до 30-35 см от уровня глаз.

Нормальной реакцией может быть и скашивание глаз, так малютка фокусирует свое зрение, но если такой симптом остается до 3, 4 и старше месяцев – покажите его окулисту. На 4 неделе жизни младенец умеет различать контрастные картинки.

Для развития зрения можно подвесить над кроваткой игрушки, и яркие предметы.

Слух

В вопросе развития слуха – в самом начале жизни он развит слабо, хотя резкий и интенсивный звук он будет слышать отчетливо. Особенно положительно малыш воспринимает высокочастотные звуки, но в любом случае привычка разговаривать ласковым голосом, благотворно скажется на развитии ребенка. В случае отсутствия реакции на громкие звуки и хлопки – обратитесь к врачу-неонатологу.

Особенности психического развития

В первый месяц развития у новорожденного сохраняются все врожденные инстинкты – это сосательный, хватательный и поисковый. Если прикоснуться соской к его маленьким губкам, то они сложатся бантиком.

При резком хлопке – раскинет в стороны руки, ноги и сведет их обратно, а лежа на животе – будет совершать, как бы плавательные типы движений.

Если взять малыша на руки – он покажет движения, имитирующие вертикальную ходьбу.

Новорожденный 3-й недели развития умеет копировать мимику родных, а на 4-й неделе – пытается имитировать речь, издавая фыркающие как бы пищащие звуки. Для развития речи и моторики рук нужно чаще разговаривать с малышом, дополняя мимикой и жестикуляцией. Иногда можно слушать приятную музыку. Это поможет развить слух и зрение, улучшит концентрацию и общее самочувствие ребенка.

Сон малыша

Новорожденный 1 месяца бодрствует в сутки не более часа, но чем старше он становиться – тем больше становиться этот промежуток времени. Как отмечают педиатры – в первую неделю жизни период бодрствования не превышает 20-25 минут, а число дневных снов – 4-8 раз, с продолжительностью от 15 минут и до 3 часов.

Кормление: материнское молоко и смеси

На первом месяце жизни самое лучшее питание для ребенка – это материнское грудное молоко, именно его состав покрывает все потребности организма во всех питательных элементах.

При невозможности вскармливать малыша грудью – грудное молоко можно сменить на молочную смесь.

При этом, врачи допускают и возможность использования смешанной схемы  кормления, когда при нехватке грудного молока, ребенка подкармливают искусственными смесями.

Как же часто прикладывать новорожденного к груди? Специалисты по ГВ советуют давать грудь как можно чаще, это позволит стимулировать лактацию и развивать тактильные ощущения ребенка. Лучше придерживаются позиции свободного режима кормления, так сказать по требованию.

Правильный уход за грудничком

Важным элементом ухода за новорожденным является купание и соблюдение правил гигиены. Купать младенца нужно раз в день, саму процедуру лучше проводить вечером, перед ночным кормлением и сном. Чаще умывайте (особенно в жаркий период года), протирайте глазки и стригите ногти – все достаточно просто и легко.

Важно! Не забывайте регулярно менять памперсы, и после каждой смены подмывать малыша, вытирая насухо – кожа должна быть чистой и сухой.

В теплый период года – показаны воздушные ванны, когда малыша можно раздеть и положить на пеленальный столик (кроватку) – это дать возможность полежать без одежки. Регулярно делать влажную уборку, проветривать комнаты, когда ребенка нет в помещении, и обязательно перед контактом с новорожденным мойте руки – нормы личной гигиены никто не отменял.

В вопросе купания – это не просто гигиеническая процедура, это еще и благотворное влияние на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Ежедневное купание улучшает развитие мышц, вестибулярного аппарата, чувства равновесия и улучшение работы всех внутренних органов и систем за счет стимуляции кровотока и стабилизации давления.

Как же правильно купать новорожденного в первый месяц жизни? Чтобы ребенок не испугался, сначала помочите пятки и ручки. Начинайте водные процедуры с 15-минутного пребывания в теплой воде, постепенно увеличивая период купания до 35-40 минут.

В вопросе температурного режима – начинать первое купание с температуры воды в 36-38 градусов, постепенно увеличивая каждые 4 дня ее уровень на 1 градус.

А вот практиковать закаливание педиатры советуют не ранее чем на 5-6 месяце жизни, предварительно проконсультировавшись с педиатром.

Массаж и гимнастические упражнения

Легкие и плавные массирующие движения рук по телу благотворно скажутся на физическом развитии и эмоционального состояния ребенка. Начинать сеанс массажа можно с 5 дня после появления на свет – главное первое время исключить область пуповины, пока последняя не затянется и не заживет.

На 1-м месяце жизни сеансы массажа не должны превышать более 5-10 минут, постепенно увеличивая их до 20 минут.

В вопросе практики физических упражнений – такие занятия необходимы ребенку и не меньше, нежели кормление и сон.

Комплекс упражнений для ребенка может разработать индивидуально врач – но чаще всего это могут быть сгибания и разгибания ножек и ручек в суставах, сведение и разведение их в стороны.

Медицинские наблюдения

Развитие ребенка в 1 месяц является ответственной миссией для каждого из родителей. В соответствии с программой медицинского наблюдения, новорожденного показывают педиатру. Врач измерит рост и вес, прослушает сердцебиение, осмотрит горлышко и прощупает живот.

В случае подозрения на врожденные патологии, проводят обследование при помощи УЗИ – процедура безболезненна и безопасна. Такой подход позволит на ранней стадии обнаружить заболевание и принять соответствующие меры. Кроме того, проводится биохимический и лабораторный анализ крови, исследование мочи и кала.

По плану проходит осмотр у хирурга и невропатолога, как и ортопеда. Если состояние здоровья удовлетворительно – делается вакцина от гепатита «В». Далее проводят последующую вакцинацию от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка – выдерживая интервал в 30 дней.

Возможные проблемы и способы их решения

В ходе воспитания месячного малыша мамы и папы сталкиваются с рядом возникающих проблем:

  1. Постоянный плач. Причины разные – это и ощущение дискомфорта от скованности движений одеждой, когда давить может и сам шов, а ткань быть ненатуральной и провоцировать аллергию. Соответственно всю одежду для новорожденного желательно выбирать из натуральных, простых тканей и одевать ее швом наружу. Желание пить или же есть – просто покормите его, дайте ему поить и ребенок сразу же успокоиться. Еще одной причиной детского плача может быть естественное опорожнение желудка или мочевого пузыря – просто переоденьте ребенка в чистое, сухое белье.
  2. Опрелости – еще одна проблема. Несформированный иммунитет провоцирует появление опрелостей, а при отсутствии должного ухода – перейти в гнойнички, представляя более серьезную проблему. Для недопущения такой проблемы – стоит контролировать состояние ребенка, подмывать его и менять подгузники, не допуская нахождения его долгое время в мокрых пеленках.
  3. Колики и вздутие брюшины. Сделайте легкий массаж, когда нежные движения руки будут гладить его по животику по часовой стрелке. Помимо этого, чтоб побороть излишние газики – чаще переворачивайте его на живот на несколько минут 3-5 раз в сутки. Помогут и чаи, отвары семян укропа и ромашки.
  4. Дисплазия или же недоразвитость тазобедренного сустава – частая патология. Избежать ее можно, пеленая на специальном столике, применяя метод широкого пеленания. Давайте ему полежать на столике, оставляя его в позе лягушки – это положение для него естественно.

На что обратить особое внимание?

  1. Тяжелое дыхание открытым ртом, заложенный нос и беспокоит насморк – осмотрите носик и дыхательные пути, почистите их, а если симптомы не проходят – покажите его врачу.

  2. Гнойничковые высыпания по телу, наполненные желтой жидкостью, понос у ребенка с вкраплениями гноя или же крови – это указывает на возможный воспалительный процесс, протекающий в организме.

  3. Если не затягивается пуповина (остается влажной), потеря аппетита, апатия, потеря в весе и причины для таких изменений родители не видят – обязательно покажите новорожденного дежурному педиатру.

В 1-й месяц после появления на свет малыш несколько теряет в весе, и такое явление не может беспокоить родителей. Известный врач Комаровский считает этот физиологический процесс внутри организма, нормальным явлением. По мере взросления, новорожденный будет только прибавлять в килограммах и полноценно развиваться.

Загрузка…

Источник: https://razvitie-baby.ru/razvitie/1-mesyac/

Что умеет ребенок в 4,5 и 6 месяцев

Мы стали еще старше:) Благодаря новым возможностям нашего тела, мы готовы к ежедневным увлекательным исследованиям окружающего мира и новым элементам в наших занятиях по массажу и гимнастике Ирины Красиковой.

«Что умеет ребенок в 3-4 месяца» и «Комплекс упражнений для детского массажа в 3-4 месяца».

Что умеет ребенок в 4,5 и 6 месяцев.

Малыш становится все более активным, он живо интересуется окружающим миром. Утоляйте его все возрастающее любопытство, беря на прогулки по квартире, пусть ребенок наблюдает за жизнью взрослых, общается с ними.

В то же время у ребенка должна быть возможность для самостоятельных занятий с игрушками, которые развешиваются перед ним на 55 расстоянии вытянутой руки или вкладываются в ручку. Но лучшими игрушками для 4-6-месячного малыша становятся собственные руки и ноги. Он может подолгу рассматривать их и тянуть ко рту.

Что касается движений, то к возрасту 4-5 месяцев у ребенка повышенный тонус мышц-сгибателей конечностей исчезает, и размахивание руками и ногами носит свободный и целенаправленный характер.

У детей, задерживающихся на стадии гипертонуса сгибателей, движения развиваются неполноценно. Такая задержка после 5 месяцев может быть следствием нарушений развития нервной системы, гипотрофии или других заболеваний, а также неправильного ухода.

Нормальное развитие не является чем-то самопроизвольным, совершающимся без влияния целого комплекса сознательно созданных внешних условий. Поэтому глубоко ошибочно мнение, что ребенок хорошо развивается сам по себе, без активного вмешательства взрослых

Даже самый полноценный новорожденный, лишенный ежедневной ванны, правильного массажа и полноценной гимнастики, а также постоянного индивидуального ласкового общения со взрослым, будет отставать в своем физическом и психическом развитии от сверстников

В возрасте 4-5 месяцев ребенок умеет самостоятельно поворачивается со спины на живот; лежа на животе, поднимается на выпрямленных руках.

Взятый под мышки, малыш стоит прямо, не подгибая ног.

И, наконец, пытается сесть, держась за что-нибудь руками. Не торопитесь сажать ребенка, обкладывая его со всех сторон подушками. Позвоночник его еще очень подвижен, и раннее сажание приводит в дальнейшем к нарушениям осанки. Если же ребенок находится в положении полусидя в специальном детском креслице или в рюкзаке, обеспечьте ему твердую опору под спину.

 Самое лучшее, что родители могут сделать для ребенка — это стимулировать его желание ползать. Какое-то время в течение первых месяцев жизни новорожденный учится использовать движения рук и ног, чтобы двигать себя вперед, елозя животом по полу…

Сначала малыш может двигаться самым беспорядочным образом, переставляя руки и ноги как попало. Потом он может начать вытягивать обе руки вперед, одновременно отталкиваясь ногами. Потом, опираясь всем весом на руки, он может как бы «грести» ногами. Такой вид движения называется гомологическим.

Так двигаются лягушки. Новорожденный может двигаться и так: вытягивая вперед одновременно правые руку и ногу, он при этом также одновременно отталкивается левыми рукой и ногой. Потом все происходит наоборот. Такое движение называется гомолатеральным.

Читайте также:  Развитие крупной моторики у детей раннего возраста: простые упражнения для малышей

У здорового ребенка оба этих вида движения быстро уступают место третьему, которое называется перекрестным.

При этом самом развитом виде движения новорожденный движется, толкая себя вперед правой рукой и левой ногой, и одновременно подтягивая левую руку и правую ногу, чтобы перенести на них точку опоры, готовясь к следующему акту движения.

Чтобы малышу было интересно ползать, разместите его любимые игрушки на некотором расстоянии так, чтобы ребенок хорошо их видел, но не мог достать. Постепенно увеличивайте дистанцию до желанной цели, учитывая успехи вашего ребенка в ползании. Когда ребенок доберется до игрушки, похвалите его и дайте возможность насладиться добычей.

Еще больше нравится детям ползти вслед за мамой. У новорожденного два главных желания: находиться рядом с вами и пользоваться новоприобретенным способом перемещения для того, чтобы изучить окружающий мир.

Ребенок, который еще не умеет ходить и не способен поддерживать свое тело в вертикальном положении, живет в горизонтальном мире. Перейдите ненадолго на его уровень, уровень пола. Проведите какое-то время вместе на полу, играя и выполняя некоторые упражнения. Конечно, окружающая обстановка должна быть безопасной, а пол — чистым, теплым и ровным.

Что касается ползания по полу, то последний и самый важный момент состоит в том, что отношение ребенка к этому занятию будет прямым отражением вашего собственного отношения. Если вы относитесь к полу, как к странному и враждебному месту для новорожденного, то он и сам будет относиться к этому месту, как к чему-то странному и враждебному.

Более того, если ваш новорожденный поймет, что в то время как он находится на полу, ни папы, ни мамы поблизости нет, то пол будет ассоциироваться для него с одиночеством и изоляцией. Вы являетесь всем для своего ребенка — теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации.

Если ваш новорожденный находится на полу, то и вы должны находиться там же.

Ежедневный массаж и гимнастика длятся все дольше (до 30 минут). Важно, чтобы ребенок сохранял бодрое и радостное настроение в течение всего занятия и с удовольствием выполнял новые, все более сложные по координации движения. Поэтому желательно сопровождать упражнения, такие как скрещивание рук на груди, бокс, сгибание и разгибание ног, четким и ритмичным счетом. Можно заниматься под негромкую, ритмичную музыку.

Сформулируем цель занятий с детьми 4-6 месяцев:

  • — окончательно нормализовать тонус мышц ног,
  • — воспитать опорную реакцию стоп,
  • — научить ребенка удерживать предметы,
  • — развивать ритмичность движений.

Для этого используем:

  1. — ласковое общение с ребенком во время занятий, ритмичный счет,
  2. — активные упражнения, основанные на врожденных рефлексах и стремлении малыша сесть,
  3. — пассивные упражнения,
  4. — игрушки, соответствующие возрасту,
  5. — плавание,
  6. — массаж всего тела, включающий более интенсивные приемы.

Массаж детей этого возраста становится еще более продолжительным и сложным. Помимо поглаживания и растирания, вводится новый прием: разминание.

  • В детской практике используются самые нежные варианты разминания: валяние, продольное разминание.
  • Валяние выполняется прямыми ладонями обращенных друг к другу рук (мышцы помещаются между ними), продольное разминание делается одной рукой, другая в это время удерживает конечность ребенка.
  • Движения должны быть мягкими, ритмичными, в среднем темпе (напоминают движения рук при замесе теста).
  • Избегайте резких рывков и защипывания кожи между пальцами.

Для укрепления мышц применяются стимулирующие приемы: поколачивание и пощипывание, которые надо делать быстро, ритмично и легко. Не забывайте, что массаж любой части тела начинается и заканчивается общим поглаживанием. Поглаживание также выполняется между другими приемами.

  1. Вот мы и рассмотрели, что умеет ребенок в 4,5,6 месяцев
  2. Растите на здоровье!
  3. Мыслями и опытом делитесь в х:)
  4. Подготовила материалы: Акопджанян Алена (Мама Алена:)).

Источник: Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет.

(Visited 1 587 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Источник: https://happy-people.org.ua/sample-post/chto-umeet-rebenok-v-4-5-i-6-mesyatsev/

Развитие ребенка в 4 месяца: особенности у мальчиков и девочек

11 голос, средняя оценка: 3,82 из 5

Развитие ребенка в 4 месяца жизни направлено, прежде всего, на совершенствование эмоций. Он чувствует себя намного лучше физически, проблемы периода адаптации, колики отошли на задний план. Теперь малыш увлеченно познает самого себя, учится контактировать с папой и мамой, старается активно познавать мир. Задача родителей – помочь ему в этом непростом деле. Развитие мальчиков и девочек в таком раннем возрасте не слишком отличается, чему не следует удивляться. Различия между полами проявляются разве что в показателях роста и массы, и то не всегда.

Особенности развития ребенка в 4 месяца

Физическое развитие малыша

В 4 месяца особой разницы между физическим развитием детей обоих полов нет. Разве что мальчик может быть чуть крупнее и быстрее поправляться чем девочка. В среднем грудничок набирает за этот месяц 600 грамм, весит 6,2-6,8 кг., почти в два раза больше, чем новорожденный.

Растет малыш по-прежнему очень интенсивно, он вытягивается приблизительно на 2 см. Средний рост четырехмесячных детей 62-65 см. Показатели физического развития детей могут быть разными, чему не следует удивляться. Ведь каждый малыш развивается по своему собственному плану, почему ваш должен быть обязательно похож на других.

Многое зависит от генетики, в каких условиях живет грудничок, какой у него рацион.

Четвертый месяц жизни характеризуется появлением новых физических навыков у малыша. Он уже переворачивается с живота на спинку и обратно. У одних детей это получается сделать уже в начале месяца, у других – в конце. Мальчики иногда переворачиваются быстрее, чем девочки, но далеко не всегда.

Ни в коем случае нельзя оставлять в этом возрасте ребенка одного на большой кровати, чтобы он не перевернулся, и не упал. Лежа на животе карапуз уверенно держит голову, иногда закидывает ее назад, приподнимется не только на локтях, но и на ладошках. Если взять его за ручки и подтянуть, малыш может сесть. Надолго сажать его не стоит, мышцы спины у крохи еще не окрепли.

Когда ребенка берут под мышки, он встает на носочки и пробует отталкиваться.

Гипертонус на руках к четырем месяцам почти исчез, на ножках еще сохраняется. Ладошки малыша уже не зажаты в кулачки, а почти всегда открыты. Он может хлопать, уверенно засовывать пальчик в рот. Детям в этом возрасте уже получается самостоятельно хватать игрушки удерживать в течение тридцати секунд.

Большинство умеет играть с подвеской, они ударяют по игрушке ручкой и внимательно смотрят, пока игрушки не остановятся. Это один из первых навыков активного познания мира. Лежа на спине ребенок может достаточно высоко поднять ножки. В положении на животе малыш пытается ползти. Правда у половины получается двигаться не вперед, а назад.

Когда вы берете малыша на ручки, он старается активно «помогать», сильно напрягает и старательно подтягивает свое тело, иногда аж потеет от напряжения.

Итак, подобьем итог, какие физические навыки свойственны четырехмесячным детям. Вот чему они уже научились:

  • Большинство умеют переворачиваться со спины на живот и наоборот
  • В положении на животе опираются на ладошки и поднимают туловище, уверенно держат головку
  • Садятся, если их подтянуть за ручки
  • Отталкиваются ножками от поверхности, когда их держат в вертикальном положении
  • Умеют хватать игрушки и удерживать их пол минуты
  • Играют с подвесками
  • Высоко поднимают ножки, лежа на спине
  • Пытаются ползать на четвереньках, если лежат на животике
  • Активно помогают маме, когда та берет их на ручки

Зрение, слух и речь четырехмесячного ребенка

К четырем месяцам жизни у детей завершается формирование органа зрения. Они четко видят не только предметы, которые находятся на расстоянии 30-40 сантиметров от них, но и те, что расположены на отдалении в 3,5 метра. Правда фокусировать взгляд на дальних ракурсах детям еще не получается.

Четырехмесячный ребенок учится различать цвета, больше всего его интересуют яркий контрастные игрушки и картинки. Малыш поворачивает голову и умеет переводить взгляд на 180 градусов, особенно хорошо это получается в вертикальном положении. Кроха уверено следит глазами за разными предметами, провожает их взглядом.

Взяв в руку игрушку, ребенок сначала оценивает ее взглядом, лишь потом тянет в рот. Он также различает лица мамы, папы бабушки и реагирует на появление близких улыбкой. Начинают интересовать малыша движущиеся объекты, чего не было раньше.

Он с удовольствием следить за электрическими паровозиками, машинами, домашними животными, старшими братиками и сестричками.

Слух у ребенка сравним с взрослым

Слух у ребенка 4 месяцев также совершенствуется, становится почти таким же, как у взрослых. Он уже умеет определять источник шума и поворачивает туда голову.

Правда перед этим на несколько секунд задумывается, мозг анализирует полученную информацию. Малыш начинает различать голоса мамы и папы.

Четырехмесячным детям очень нравится слушать самих себя, они экспериментируют со звуками, гулят то тише, то громче, издают громкие крики.

Иногда ребенок несколько секунд мычит, потом лепечет, агукает и опять замолкает. Все это развивающая игра, не следует пугаться. Очень интересно груднички реагируют на музыку. Веселая мелодия у них вызывает возбуждение, а спокойная наоборот, успокаивает. В этом возрасте дети начинают разделяться на визуалов и аудиалов.

Первые лучше воспринимают зрительные образы, вторые — слуховые. Существует стереотип, что девочки воспринимают мир ушами, а мальчики глазами. На самом деле это не так, тип восприятия абсолютно не зависит от пола.

Чему ребенок будет отдавать предпочтение, звукам или образам, зависит исключительно от его индивидуальных особенностей.

Развитие слуха у ребенка в 4 месяца жизни идет параллельно с развитием речи. Дети могут не только агукать и произносить простые открытые гласные «а», «о», а начинают соединять их с согласными. Прежде всего они учатся произносить звуки «м», «п», «б».

Иногда у них получается сказать слово «мама», «папа» или «баба», но чаще получаются слоги «бо», «ма», «хе», «ый». В детском лепете уже начинают просматриваться особенности языка, на котором разговаривают родители. Ребенок начинает активно общаться с родителями.

Он с радостью «отвечает» маме, реагирует на ее интонации, хоть слов еще не понимает. Если общение внезапно прекратить, малыш заходится плачем. Чужих людей он пока не боится, увидев нового человека проявляет к нему интерес и пытается «заговорить».

Речевое развитие мальчика может быть более медленным, чем девочки. Хотя на четвертый месяц это еще не так заметно.

Подведем основные достижения малыша в возрасте четырех месяцев, которые связаны с развитием слуха и зрения. Вот чему успели научиться детки:

  • Видеть предметы на расстоянии 3,5 метров
  • Хорошо различать яркие и контрастные цвета
  • Следить за движущимися объектами
  • Менять угол зрения на 180 градусов
  • Определять источник шума и поворачивать туда голову
  • Различать голоса родителей, их интонации
  • Правильно реагировать на разные типы музыки
  • Произносить более сложные звукосочетания
  • Детям нравится общаться со взрослыми, они сами проявляют инициативу.

Умственное и эмоциональное развитие малыша

Развитие у ребенка 4 месяцев эмоций и умственных способностей идет очень бурно. Он учится устанавливать связи между зрительными, слуховыми образами и последующими событиями. Например, многим детям становится понятно, что вид маминой груди означает еду.

Читайте также:  Развитие ребенка на 8 неделе беременности: как формируется плод на данном этапе

Они быстро успокаиваются, увидев сосок, даже до того, как возьмут его в рот. Эмоции ребенка становятся намного богаче, он умеет не только улыбаться, но и заливисто смеяться, чему несказанно радуются родители.

Бурно проявляет радость при появлении мамы или папы, так же бурно реагирует на их внезапное исчезновение. Возбуждается при виде любимой игрушки, домашнего животного, звуках веселой песенки. Часто визжит и рычит от удовольствия, активно машет ручками и ножками.

С помощью погремушки или колокольчика можно легко отвлечь малыша, добиться, чтобы он перестал плакать.

Потребности ребенка на четвертый месяц становятся более разнообразными, чем раньше. Он сигнализирует не только о том, что хочет пить и есть, писать и какать. Сейчас он капризничает, так как ему скучно, малыш проявляет любопытство при виде новых игрушек, интересуется новыми незнакомыми звуками.

Кроха начинает реагировать на свое имя, по-разному воспринимает голоса мамы и папы. В 4 месяца детям нравятся активные игры. Они радуются, если их подбрасывают, кружат, занимаются гимнастикой. Еще больше малышам нравится общаться со взрослыми, даже не совсем знакомыми. В этом возрасте они еще плохо различают своих и чужих, страх перед незнакомцами придет чуть позже.

Источник: https://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-4-mesyaca.html

Как всесторонне развивать детей до года

Уже с первого месяца жизни малютка должен слышать речь взрослых – так начинается речевое развитие ребенка до года.

Чем больше песенок, стихов и потешек будет в запасе у мамы, тем богаче окажется первый словарный запас малыша.

Можете инсценировать некоторые любимые потешки крохи, приспособив для этого несколько игрушек. Такая театральная игра для малыша – настоящее чудо, когда игрушки оживают вместе с вашими словами.

Используйте все возможности для обогащения словарного запаса ребенка. Дома вы или на прогулке – постоянно рассказывайте, что малютка видит перед собой, а также комментируйте свои действия.

Называйте слова громко, четко, не быстро, делая паузы между ними. Лучше обходиться односложными предложениями, чтобы кроха схватывал основную суть.

Но только после многократного повторения информация будет откладываться в маленькой головке.

Отличным пособием для развития речи ребенка до года являются карточки Домана – серия картинок, объединенных по темам.

Их можно купить или распечатать из интернета. Это пособие представляет собой несколько групп картинок, доступных для детского восприятия (например, овощи, фрукты, транспорт, игрушки, цвета и т.д.). Под каждой картинкой находится ее название печатными буквами разных цветов (синие – согласные, красные – гласные). Показывайте крохе серию из 8-10 картинок в течение 4-5 дней, произнося их названия (лучше всего их показывать по 5-7 секунд 3-5 раз в день). Затем – меняете тематику и продолжаете в том же духе. Через 2-3 месяца – новый круг повтора. Регулярно занимаясь с ребенком при помощи этих карточек, вы значительно обогащаете его словарный запас, хоть и проявится это немного позже. Психологи рекомендуют заниматься с малюткой уже с трех месяцев.

Не забывайте развивать артикуляционный аппарат крохи. Подберите несколько игровых упражнений и в занимательной форме предлагайте малышу произносить некоторые звуки.

Хорошим упражнением для развития артикуляции ребенка являются его «кривляния» с мамой.

Суть таких занятий проста: сажаете кроху перед собой и начинаете кривляться, произнося смешные звуки. Ребенок наблюдает за вашим выражением лица, обращая внимание на движения рта и звуки, которые вы издаете. Через несколько «занятий» малыш будет пытаться повторять за вами. Как показывает практика, дети после таких упражнений начинают разговаривать раньше своих сверстников, к тому же их речь отличается правильностью и четкостью.

Источник: http://EvriKak.ru/info/kak-vsestoronne-razvivat-detey-do-goda/

Младенец в 4-5 месяцев

Вашему малышу пошел четвертый месяц. Его физическое развитие по-прежнему идет высокими темпами. Обычно к 4-5 месяцам масса тела ребенка удваивается, он прибавляет в росте примерно 3-5 см в месяц. С 4-5 мес. младенец активно поднимает голову, лежа на спине.

Если малыша потянуть за ручки и помочь ему сесть, он уже поднимает и удерживает голову, не давая ей упасть назад. После 4 мес. ребенок начинает осваивать повороты со спины на живот. После 3 мес. у младенца все активнее развиваются произвольные движения рук.

Он отводит их в стороны, поднимает до уровня глаз и выше, складывает вместе, ощупывает пеленку, одежду, перебирает ее пальчиками. К 4 месяцам младенец протягивает ручку к игрушке, пытается ее захватить.

Возраст 4-5 месяцев – это расцвет эмоционального общения ребенка с окружающими взрослыми. При благоприятных условиях общения малыш активен, жизнерадостен, требователен, доброжелателен к окружающим людям, проявляет любознательность по отношению к предметам.

Он бурно радуется при виде взрослого: его личико озаряет яркая улыбка, часто переходящая в смех, он интенсивно двигает ручками и ножками, выгибает животик, произносит разнообразные звуки — протяжно гулит, громко вскрикивает.

Так же радостно младенец реагирует на игрушки, с интересом рассматривает новые предметы, окружающую обстановку.

Однако, психическое развитие младенца, испытывающего дефицит общения, отклоняется от нормы. Если ребенку уделяют мало внимания, не носят на руках, не ласкают, не разговаривают с ним, малыш равнодушен к людям, молчалив, безучастен к окружающему. В таких условиях у младенцев тормозится развитие познавательной активности, надолго задерживается появление речи.

Психологи доказали, что эмоциональное общение со взрослым в первом полугодии жизни ребенка оказывает мощный развивающий эффект. В процессе общения младенец испытывает положительные эмоции, что приводит к повышению общего тонуса организма: ребенок становится веселее, энергичнее, его физическое развитие идет высокими темпами. На этом фоне интенсифицируется развитие всех психических процессов.

Общение со взрослым играет большую роль в развитие эмоциональной сферы ребенка. Общение требует от младенца умения распознавать эмоциональные проявления взрослого и совершенствования собственных экспрессий, с помощью которых он выражает свое отношение ко взрослым, свои желания и состояния.

Характерно, что, начиная 3- х месяцев, дети обнаруживают высокую чувствительность к разнообразным оттенкам положительных эмоций взрослого, в то время как отрицательные эмоции дифференцируются ими менее тонко. На выражение упрека, сердитое лицо младенцы реагируют также радостно, как и на улыбки и похвалы взрослого, выделяя из отрицательных обращений компонент внимания.

В то же время безразличие взрослого воспринимается детьми отрицательно, вызывая тревогу, недовольство.

В рамках положительного отношения появляется разница между отношением к родным, знакомым и незнакомым людям. Ребенок 4-5 месяцев в одной и той же ситуации ведет себя по разному.

Близким взрослым — маме, папе или бабушке малыш сразу начинает улыбаться, гулить, всячески привлекать внимание, побуждать к общению.

Знакомой тете малыш, возможно, улыбнется, но не сразу, а на незнакомого человека будет долго смотреть и лишь после многократных «приглашений» наконец улыбнется.

В процессе общения активно происходит предречевое развитие ребенка. От рождения наделенные избирательной чувствительностью к звукам человеческой речи, младенцы нуждаются в постоянном слышании речи взрослого.

Они предпочитают особую речь, так называемый «бэби-ток», с которой обычно взрослые обращаются к маленькому ребенку. Это нежные высоко интонированные звуки, с отчетливыми акцентами, обязательно с выраженной адресованностью к малышу.

Безадресная речь, не включенная в общение (например, магнитофонная запись или речь по радио), не только не способствует предречевому развитию, но и притупляет чувствительность к ней ребенка.

Эмоциональное общение влияет и на развитие познавательной активности ребенка в отношении предметного мира.

В процессе общения со взрослым развиваются зрительные действия (фиксация, слежение, рассматривание), слух, движения рук, которые также необходимы и для познания предметов.

Для малыша особенно привлекательны те предметы, которые ему показывает взрослый, на них как бы остается «печать общения». Такие игрушки младенец сразу узнает, дольше их помнит и предпочитает всем прочим.

В процессе общения ребенок осваивает сферу человеческих взаимоотношений. Эпизоды общения не проходят бесследно, они откладываются в опыт ребенка в виде установок, ожиданий определенного отношения и действий со стороны взрослого, в общении рождается привязанность малыша к тем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность во внимании и доброжелательности.

Первые признаки появления привязанности обнаруживаются в 3,5 — 4 мес. Они проявляется в том, что младенец стремится разделить с близким взрослым свои впечатления. Понаблюдайте за своим малышом, когда он рассматривает игрушку, а вы находитесь рядом с ним.

Радуясь игрушке, он не просто выражает положительные эмоции, но с помощью взгляда адресует их находящейся рядом маме. Ребенок усиленно старается привлечь вас к этому занятию, смотрит то на вас, то на игрушку, стремясь удержать обоих а поле зрения, и особенно радуется, если вы вместе с ним разглядываете игрушку и улыбаетесь ей.

В отношении постороннего взрослого таких проявлений обычно не наблюдается. Так в процессе эмоционального общения закладывается способность к сопереживанию.

Привязанность ребенка в первом полугодии носит название «аффективно-личностных связей». Они представляют собой первое наиболее важное образование в психике ребенка и во многом определяют успешность его дальнейшего развития.

Воспринимая в процессе общения положительное эмоциональное отношение к себе окружающих взрослых, младенец чувствует себя любимым, значимым для окружающих.

Благодаря быстрой и чуткой реакции матери на свои воздействия, он переживает себя как активное существо, источник преобразований в окружающем мире, ощущает себя субъектом, а не пассивным объектом воздействий окружающих.

Таким образом, уже в первые месяцы жизни у ребенка закладывается основа самосознания и личности.

Наши рекомендации родителям:

Как способствовать развитию положительного самоощущения у младенца

  • Практикуйте бережное, доброжелательное отношение к малышу. Тем самым Вы укрепите его положительное самоощущение, чувство своего «Я». А это, в свою очередь, позволит ребенку проявить большую личностную активность, инициативу, интерес в освоении окружающего мира.
  • Подчеркивайте значимость, ценность малыша: называйте его по имени, используйте ласковые слова, говорите приветливым голосом, обращайтесь с ним нежно, ласково, чаще хвалите.

Что нужно делать, чтобы установить с ребенком отношения привязанности

  • Сопереживайте малышу в его радостях и печалях. Всегда оказывайте малышу эмоциональную поддержку, если он расстроен, быстро реагируйте на негативные эмоции малыша, устраняйте их причину.
  • Обогащайте малыша радостными впечатлениями, которые можете разделить вместе с ним. Показывайте новые предметы, радуйтесь вместе игрушкам, затевайте веселые игры и т.п. Стремитесь разделить свои положительные переживания и впечатления с ребенком. Поддерживайте положительные эмоции ребенка, возникающие по поводу игрушек, разделите радость малыша: пытайтесь встретиться с ним взглядом, обменяться улыбками, смейтесь вместе с ним.

Как способствовать развитию познавательной активности младенца

  • В периоды бодрствования подвешивайте в кроватку игрушки, музыкальные модули, ставьте большие игрушки рядом с ребенком. Меняйте подвешенные в кроватке игрушки по мере угасания интереса малыша к ним.
  • Играйте с ребенком, показывая ему разнообразные игрушки (куклы, мягкие игрушки, погремушки) и привлекательные предметы (зеркальце, бусы, часы и т.п.). Прикасайтесь игрушкой к ручке ребенка, вкладывайте ее в ладонь, помогите удержать.
  • Носите малыша по квартире, привлекайте его внимание к предметам интерьера; чутко реагируйте на интерес ребенка к чему-либо: предоставьте малышу возможность как следует рассмотреть заинтересовавший предмет, помогите дотянуться до него, потрогайте ручкой ребенка.
  • Показывая ребенку игрушку, демонстрируйте все ее возможности, поворачивайте разными сторонами, потряхивайте, покачивайте.
  • Обязательно разговаривайте с малышом, показывая игрушку: привлекайте к ней его внимание «Посмотри, Катенька, какая погремушечка!», рассказывайте о ее свойствах: «Слышишь, как пищит мышка: пи-пи-пи!», спрашивайте: «Тебе нравится эта куколка?»

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36535.php

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]