Развитие речи у детей дошкольного возраста сегодня достаточно актуальная проблема в связи с целым рядом причин:
- В раннем
возрасте у детей происходит активное развитие психических функций, и речевая активность позволяет дошкольнику усваивать правила и нормы родного для него языка.
- Уже в этом возрасте благодаря речевым навыкам ребенок получает определенный общественный опыт под руководством взрослых.
- Заболевания и нарушения в развитии могут помешать нормальному процессу развития речи.
- Число детей с нарушениями речи увеличивается в связи с недостаточным вниманием взрослых к процессу формирования их навыков.
- Взрослые все
меньше обеспечивают детям «живое» общение.
- Речевая и познавательная культура в современном общества перешли на более низкий уровень.
Именно поэтому очень важно начинать работать с детьми, подбирая эффективные методы для развития речи, с раннего возраста, чтобы, способствуя развитию дошкольника, не допустить проявления нарушений разного характера и своевременно уменьшить вероятность отставания в формировании речевой функции.
Что говорят исследования?
Многочисленные исследования в области развития речи в дошкольном возрасте показали, что наибольшей активности в процессе овладения родным языком можно добиться, если вовлечь детей в не менее активную речевую деятельность.
Важно понимать
, что в первые годы жизни дети сталкиваются с основной проблемой — необходимостью понимать то, о чем говорят взрослые как с ребенком, так и между собой.
Кроме того, именно в этот период закладывается словарный запас малыша, с каждым новым годом пополняемый новыми словами.
Принимая это во внимание, необходимо подбирать такие методы, которые позволят стимулировать развитие речевой активности у детей дошкольного возраста.
Принято выделять несколько основных групп методов, актуальных в дошкольном возрасте:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Работать с детьми можно как в группах, например в детских садах или школах раннего развития, так и в домашних условиях, уделяя занятиям время в повседневной жизни.
Необходимо
- сосредоточиться на том, чтобы стимулировать у ребенка активную речь, применяя к нему наиболее действенные методы и приемы.
- Например, наглядные методы основаны на наблюдении за живыми людьми, животными, явлениями природы во время путешествий, прогулок и экскурсий и предполагают описание всего, что попадается на пути и с чем приходится сталкиваться дома.
- Практические методы подразумевают использование для стимуляции речи специальных упражнений и игр.
- Словесные методы построены на введении в жизнь дошкольника стихов, сказок и потешек с их чтением, пересказом и даже заучиванием.
С чего начинать?
Как только кроха появится на свет, с ним нужно сразу начинать говорить, чтобы речь была с ним постоянно. Отличный метод работы с совсем маленькими детьми — это применение малых форм фольклора, а также игровых песен, игр, потешек и приговорок, которые малышам особенно нравятся и приносят массу удовольствия.
Все действия
малыша с первых дней жизни нужно сопровождать словами, тогда он привыкнет к речи, начнет вслушиваться в звуки, определять ритм, а со временем поймет и смысл слов, фраз, предложений. Это могут быть самые простые и знакомые всем с детства потешки и приговорки типа «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Петушок-петушок» и пр.
Важная роль всех этих песенок-потешек также заключается и в том, что они способствуют развитию тактильных навыков крохи (обычно сопровождаются прикосновениями), развивают его эмоциональную сферу. В раннем возрасте дети как никогда нуждаются в ласке, и такое народное творчество полностью удовлетворяет их потребности в физическом контакте с родителями.
Сказкотерапия для развития речи дошкольников
Изучая методы позитивного воздействия на развитие речи детей дошкольного возраста, нельзя не упомянуть такой приятный и интересный, а главное эффективный прием, как сказкотерапия.
Методика подразумевает собой игру с ребенком, в процессе которой ему будет предложено сочинить сказку по собственному сценарию.
Работать по этой методике смогут дети дошкольного возраста, которые уже достаточно уверенно овладели речью.
Сказкотерапия — э
то определенный алгоритм действий, позволяющих достичь поставленной воспитательной цели, в данном случае — стимулирования развития речи. Начинать работать с детьми можно с сочинения самых простых и коротких сказок, с одним или двумя героями.
Со временем, когда ребенок освоится, можно предложить ему придумать сказку на определенную тему, с несколькими героями и даже несколькими вариантами развития событий. Работа по этой методике позволяет не только усилить развитие речи у детей дошкольного возраста, но и способствует развитию фантазии, воображения и логического мышления.
Развитие мелкой моторики для стимуляции речи
Рассматривая эффективные
методы работы с детьми дошкольного возраста над развитием речи, также можно упомянуть и развитие мелкой моторики рук. Специальные упражнения и игры, «завязанные» на движениях пальцев и кистей, будут способствовать стимуляции процесса развития речи, более того, ускорят развитие двигательного центра мозга ребенка, который отвечает за моторику рук.
Мелкие и сложные движения пальцами подключают к работе участки мозга. Чем больше будет таких движений, тем больше участков будет задействовано в работе.
С дошкольниками в зависимости от возраста можно играть в разные пальчиковые игры, например, с совсем маленькими это может быть игра в ладушки или «Сороку-ворону», а с детьми постарше лучше позаниматься конструктором, лепкой из теста или глины, сложить мозаику.
Кстати,
продуктивная деятельность, а именно к ней можно отнести творческие занятия лепкой, аппликацией и рисованием, действительно играет важную роль в процессе работы над развитием речи детей дошкольного возраста. Во время занятий дети получают возможность узнать, что такое:
Кроме того, в процессе игры у малышей формируются образы и понятия, на новый уровень переходит и речь.
Методика развития речи «пескотерапия»
Выбирая методы для работы с детьми дошкольного возраста над развитием речи, не стоит обходить вниманием и такой интересный вариант, как пескотерапия. Речь идет об увлекательных занятииях с детьми с использованием песка (на сегодняшний момент — кинетического, с которым можно играть даже дома).
Такого рода терапия детям особенно близка и понятна, ведь с самых первых лет свой жизни они проводят много времени в песочнице, где учатся говорить первые слова, ищут способы наладить контакты со сверстниками.
Именно поэтому так важно, чтобы у дошкольника была возможность играть с песком, как дома, так и на улице. Во время таких игр малыш чувствует себя свободно, не ощущает опасности и, что важно, развивает мелкую моторику рук, избавляясь от мышечной напряженности. Методы с использованием песка считаются наиболее эффективными для развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Методика Зайцева: как работает?
Итак, заканчивая анализировать и сравнивать методы, подходящие для работы над процессом развития речи у детей дошкольного возраста, остановимся на еще одной методике — Зайцева.
Суть ее сводится к тому, чтобы показать дошкольнику, что базовая и наименьшая составляющая речи — это слог. Детям показывают кубики со слогами, помогая составлять разные цепочки.
Заниматься таким образом можно как в группе детского сада, так и в домашних условиях.
Со старшими
дошкольниками также можно работать над прививанием навыков чтения, используя кубики Зайцева и его методику. Занятия обязательно должны проходить в игровой форме.
Особенность кубиков — вмонтированные в них предметы, издающие разные звуки: деревяшки, бусины, колокольчики.
Кубики со звонкими слогами звучат звонко за счет колокольчиков, тогда как кубиков с глухими слогами почти не слышно из-за такого же глухого внутри них звука деревяшек.
Такое необычное устройство кубиков помогает дошкольникам научиться отличать звонкие слоги от глухих, группировать их и складывать между собой, проговаривая и пропевая.
В заключение отметим, что активизация речи у детей дошкольного возраста может быть осуществлена в разных вариантах деятельности. Важно правильно подобрать методы работы с детьми, учитывая их возраст и индивидуальные особенности. Результатом правильной работы станет богатая, раскрепощенная и грамотная речь ребенка.
Источник
Источник: https://snovenie.ru/metody-razvitiia-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-kak-zanimatsia-s-ydovolstviem.html
Этапы и особенности развития речи дошкольников
В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.
Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте
Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.
В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.
Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.
Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.
Задачи речевого развития
Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности.
Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи.
К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:
- Знать и использовать много слов
- Понятно и связно говорить
- Используя речь, получать различную познавательную информацию
- Общаться со сверстниками и взрослыми
Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.
Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников
Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.
Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.
Становление речи ребенка от 3 до 4 лет
С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.
Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.
Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.
Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.
Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет
Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.
Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…
Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.
К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.
Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.
Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет
Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.
Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.
Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.
6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.
Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.
Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет
Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.
Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста
Возраст | Словарный запас | Уровень развития речи |
3-4 года | до 1900 слов | Речь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой. Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот). Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие. |
4-5,5 лет | 2000-2500 слов | Расширяет использование прилагательных. Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.
|
5,5-7 лет | до 4000 слов | Речь связная и развернутая. Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом. Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов. Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов. Звукопроизношение должно быть правильным. |
Активность родителей в развитии речи ребенка
Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.
Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:
В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.
Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.
Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.
Развитие речи детей в разных видах деятельности
Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.
Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.
Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.
Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.
Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.
Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.
С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.
Формирование речевых навыков дошкольников в общении
Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.
Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.
Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь.
Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.
Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять. Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п.
Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.
Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.
Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.
Источник: https://alldoshkol.ru/razvitie_rechi/osobennosti-razvitiya-rechi-doshkolnikov
Развитие речи детей дошкольного возраста
Развитие связной речи у дошкольников – один из наиболее значимых аспектов дошкольного образования и воспитания. По тому, как хорошо ребёнок владеет речевыми инструментами (строит фразы и предложения, правильно подбирает и употребляет словоформы), педагоги составляют мнение об общем уровне его речевого развития.
Чтобы лучше понимать, как именно происходит развитие речи в дошкольном возрасте, и как лучше развить речь у маленького ребёнка, необходимо иметь общее представление об основных этапах её формирования.
Этапы формирования речи ребёнка дошеольника
3-4 года
Для этого периода характерен невысокий уровень развития связной речи. Малыш отвечает на поставленные вопросы односложно: «да» или «нет», оперирует узким набором признаков в описании предметов или явлений, например, может обозначить, отвечая на вопрос, цвет или форму предмета.
В этом возрасте у детей ещё нет возможности самостоятельно пересказать сюжет любимого мультфильма или рассказа, описать предложенную картинку, им гораздо проще составить небольшой рассказик, если родители будут задавать наводящие вопросы. Длина такого рассказа не будет составлять более 3-4-х предложений.
4-5 лет
Ребёнок может пересказать небольшой рассказ или сказку, пробует рассуждать и анализировать. Это период активного «почемуканья», а чтобы донести до взрослого суть беспокоящего его вопроса, малыши обычно старается сформулировать интересующий их вопрос яснее.
Именно поэтому у наиболее любознательных детей навыки связной речи развиваются быстрее и эффективнее. Этот период также интересен началом активного использования диалогов. Дошкольник не только отвечает, но и спрашивает, учится поддерживать беседу, задаёт актуальные вопросы, анализирует полученные ответы.
5-6 лет
Рассказывая о чем-либо, дошкольники пробуют составлять сложные предложения, употребляют эпитеты и фразеологические обороты. Важно следить за тем, правильно ли ребёнок подбирает нужные словоформы, ставит ударения, употребляет новые слова.
Методика описания картинок на занятиях по развитию речи в этом возрасте уже не может быть основной. Необходимо предлагать другие упражнения, стимулирующие использование в речи логических операций (анализа, обобщения), а также творческие задания, например – самостоятельно закончить прочитанный не до конца рассказ, сочинить, используя личный опыт, собственную историю.
6-7 лет
Дошкольник становится полноправным участником речевого процесса. Он переходит от использования в речи описательных конструкций к рассуждению и анализу, следит за культурой речи, активно применяет эти навыки в процессе повседневного общения.
Развиваем речь дошкольника. Как?
Что включает в себя методика, помогающая родителям и педагогам способствовать своевременному развитию связной речи у детей:
Методика постановки правильного речевого дыхания
Методика по тренировке этих навыков предполагает определённый комплекс упражнений, а также контроль над общим уровнем развития лингвистического аппарата дошкольника. Желательно также проводить своевременные консультации по речевому развитию детей у профильных специалистов – дефектолога и логопеда.
Упражнения по развитию речи
Развиваем слуховую дифференциацию
Методика по тренировке слуховой дифференциации предполагает умение ребёнка на слух определять те или иные звуки в длинном потоке речи.
Назови слова
- Предложите ребёнку назвать слова, начинающиеся с определённой буквы – А, Б, П, Т, О, М.
- Теперь пусть дошкольник назовёт слова, заканчивающиеся на другие буквы, например: С, Т, Ж, В, К.
- Продолжайте опыты со словами: загадайте буквы, например, О, Е, У, Л, В и попросите назвать те слова, в которых эти буквы находятся посередине.
Тренируем реакцию и анализируем состав слова
Хлопушка
Придумай слово
В этом задании ребёнок должен придумать новое слово. Оно должно начинаться на ту букву, на которую заканчивается предложенное взрослым слово.
Например: СОВА–АРБУЗ; КРУГ–ГВОЗДЬ, ДОМ–МЕДВЕДЬ и т.д.
Занимаемся словообразованием
- Объясните ребёнку, как образуются слова, обозначающие качества предметов и указывающие на материал их изготовления.
- Например:
- Стекло – стеклянный;
- Дерево – деревянный;
- Предложите ребёнку поэкспериментировать самостоятельно, образовав слова-определения от таких материалов:
- Пух, вода, песок, бумага, свет, дрова.
Занятия с картинками
Любая методика по развитию речи предполагает обязательное использование наглядно-дидактического материала. Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку процедур и процессов (подъём, умывание, уборка, одевание) будут отличным подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий.
Попросите детей описать то, что они видят на этих картинках. Малыш помладше, скорее всего, будет отвечать односложно, используя только глаголы. Ребёнок постарше будет строить более сложные конструкции, вводя в употребление такие части речи, как наречия и прилагательные. Это поможет им описать увиденное на картинке более подробно.
В эти игры можно играть всей семьёй, больше удовольствия они доставят детям, достигшим 5-6 лет.
Отправляемся путешествовать
Затем ведущий предлагает детям помочь ему собрать багаж, который понадобится в поездке. Необходимо уточнить задание: на какую именно букву предметы багажа должны называться. Например, взрослый предлагает назвать необходимые для похода вещи, начинающиеся на букву «К» (котелок, карта, каремат). Когда предметы, начинающиеся на предложенную букву, будут исчерпаны, можно предложить другую букву и продолжить игру. Прекрасная игра для любознательных и наблюдательных детей!
Строим мосты
Эта методика замечательно тренирует способность ребёнка подбирать нужные слова, определять лексическое значение слов, развивает смекалку.
Для такой игры понадобятся карточки детского лото или самостоятельно изготовленные картинки, изображающие предметы, с которыми дети часто сталкиваются в повседневной жизни. Задание заключается в том, чтобы дошкольник нашёл связь между двумя предложенными картинками и объяснил, что позволило ему объединить эти понятия.
Демонстрируем малышу картинку, на которой нарисована тарелка (кастрюля, супница) и другую, где изображены овощи, фрукты.
Ребёнок должен «построить» мостик между этими двумя картинками, объяснив, как они могут быть связаны: в кастрюле может готовиться суп из овощей либо вариться компот из фруктов.
Выполняя это задание, дети должны проиллюстрировать свои соображения словами, стараясь полно раскрыть взаимосвязь между предметами.
Скороговорки
Эта замечательная и эффективная методика поможет научиться выговаривать трудные звуки, преодолеть образование «каши» во рту и просто весело провести время, остаётся заучивание скороговорок.
Скороговорки могут быть самыми разнообразными, но для того, чтобы ребёнок получал удовольствие от этих занятий, лучше подкреплять занятия по их заучиванию яркими и красочными картинками, иллюстрирующими ту или иную скороговорку.
В этом отношении отличным пособием можно назвать книгу «Попробуй, повтори. Русские скороговорки», проиллюстрированные детским художником А. Аземшей. Огромные и яркие иллюстрации этого издания сделают занятия детей по заучиванию скороговорок весёлыми и долгожданными.
Развитие речи и общение
Родители подрастающих дошкольников должны понимать, что никакая современная методика по развитию речи, не заменит пользы от живого человеческого общения. Ведь именно повседневное общение в домашней обстановке, в стенах дошкольного учебного заведения или развивающих кружков является залогом своевременного формирования речевых навыков.
У ребёнка, проводящего много времени перед телевизором или экраном компьютера, рано или поздно возникают проблемы, связанные с пополнением словарного запаса, умением чётко и ясно излагать собственные мысли, анализировать и рассуждать.
Необходимо помнить, что любая методика старается активно использовать природное детское любопытство, прекрасно стимулирующее тягу у детей к познанию. Именно поэтому познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из составляющих элементов детского развития.
- В процессе общения с детьми, родители не только обогащают их познавательную сферу, но и помогают им упорядочить знания об окружающем мире, создают особые условия для продуктивного роста личности растущего человека.
- Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена - Задержка речевого развития и методы ее решения:
Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/rechevoe-razvitie/razvitie-rechi-detej.html
Методы и приемы развития речи детей в дошкольных учреждениях
- У короткого ума — длинный язык.Аристофан
- ИБ — информационный блок
- Текст № 1.
Методика использует методы, разработанные в дидактике. (См.: Радина Е. И. Приемы обучения//Вопросы обучения в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. – М., 1955; Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1980.)
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).
Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы.
Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.
Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.
Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Изложенная выше характеристика методов развития речи не вполне учитывает сущность самой речевой деятельности обучающихся.
В школьной методике идут поиски путей активизации методов работы по развитию речи учащихся с учетом природы речи.
Анализ способов речевого развития в детском саду с этих позиций также позволит осмыслить роль и место каждого метода в формировании языковой способности детей.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов.
В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи.
К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е.
все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения.
В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи.
К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Соотношение их колеблется.
Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей.
Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.
Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.
Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.
Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение.
Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные.
Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку.
Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными.
Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Структурно — логическая схема 1. Методы и приёмы развития речи (Стерликова В.В.).
В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.
Структурно — логическая схема 2. Методы развития речи детей.
В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Почему необходима характеристика методов развития речи с точки зрения характера речевой деятельности детей?
- Почему нужны продуктивные методы?
- Литература:
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия»
- «Помощь по сайту» — нажмите на изображение стрелочки — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу ( модуль 3).
- Для того чтобы с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.
Источник: https://nsportal.ru/user/664283/page/metody-i-priemy-razvitiya-rechi-detey-v-doshkolnyh-uchrezhdeniyah