- В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особенности поведения ребенка:
- • выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки тормозных реакций и запретов, соответствующих возрасту; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
- • склонность ребенка к «космической» лжи — приукрашиванию ситуации, в которой он находится, а также к примитивным вымыслам, которые он использует как средство выхода из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, «все дурное к нему так и липнет», он имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей и взрослых;
- • инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками, громким настойчивым плачем и криком;
- • импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки даже по незначительному поводу;
- • прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты, побеги как реакции ответного протеста и др.
- В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие особенности поведения:
- • сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника;
- • неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая сочетается с эйфорическим настроением;
- • повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
- • акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
- • наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
- • отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная реакция;
- • реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних заданий назло взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;
- • выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия интереса к учебе;
- • нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;
- • дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
- Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие, оказываются:
- • инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации. неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; неспособность к волевым усилиям, слабость функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных образований подросткового возраста;
- • сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью;
- • ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам; у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
- • сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе;
- • переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и пр.);
- • неблагоприятные микросредовые условия (семейные), асоциальное поведение как основа реакции имитации либо протеста;
• неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы (К. С. Лебединская, Г. С. Абрамова).
- Или так Факторы, влияющие на развитие ребенка
- • Группа детей с нарушениями развития. Категория детей с минимальными либо парциальными нарушениями
- Условия нормального развития ребенка.
• Параметры нормального развития. Факторы развития. Условия нормального развития ребенка. 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г. М.Дульневым и А. Р.Лурия.
Факторы, детерминирующие развитие ребенка
• Биологические, социальные (условия среды) и психологические факторы, влияющие на развитие ребенка. Объективные и субъективные предпосылки и условия развития. Внешние условия физической среды и внешние социальные условия, внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки и внутриличностные причины и механизмы развития.
Биологические факторы развития ребенка
• Врожденные факторы риска нарушений развития ребенка. Наследственный фактор. Природовые и послеродовые поражения организма ребенка. Соматический фактор. Индекс повреждения головного мозга.
Социально-психологические факторы развития ребенка
Ошибки семейного воспитания
• Стили неправильного воспитания. Ошибки, которые допускают родители при взаимодействии со своими детьми. Типы неправильного воспитания детей, выделенные разными авторами (Э.Г. Эйдемиллер, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н. Исаев).
Влияние родительского отношения на развитие ребенка
• Типы материнского отношения (по С.Броди). Типы родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин).
- Влияние личностных особенностей родителей на возникновение отклонений в развитии у детей
- • Особенности личности родителей, влияющие на развитие невротических и психопатических черт у детей.
- Дисгармония семейных отношений как фактор, влияющий на возникновение нарушений развития у детей.
• Типы дисгармоничных семей, выделенные Э.Г. Эйдемиллер (собственно негармоничная семья, деструктивная семья, распадающаяся семья, распавшаяся семья, ригидная псевдосолидарная семья).
Влияние различных факторов на развитие ребенка в разные периоды жизни
Младенчество
• Комплекс оживления как эмоционально-положительная реакция ребенка на общение. Комплекс оживления — основное новообразование критического периода.
- • Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.
- • Явление «госпитализма» как результат ограничение эмоционального контакта ребенка с близким взрослым.
- • Биологические факторы в развитии ребенка первого года жизни.
Источник: https://students-library.com/library/read/97050-faktory-riska-okazyvausie-vlianie-na-psihiceskoe-razvitie-rebenka-v-raznye-vozrastnye-periody
Подросток. Трудности взросления
…
Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).
Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения. Выше, давая периодизацию подросткового развития на основе биологического подхода, где созревание и развитие являются основными понятиями, мы рассматривали некоторые их показатели.
Остановимся подробнее на этих вопросах.
Понятия созревания и развития тесно связаны с другим понятием – ростом. Обычно под этим имеют в виду биологические изменения, увеличение массы организма за счет увеличения числа и размеров клеток и внеклеточных образований. Рост организма зависит от времени суток, сезонов года и характеризуется биологической ритмичностью.
Когда говорят о росте человека – в нашем случае подростка – имеют в виду физические изменения, т. е. длину и массу тела. Это показатели физического развития человека. Обычно физический рост имеет цикличность, определяется наследственностью, зависит от внешнесредовых факторов и определяется многими веками эволюции.
Например, авария на Чернобыльской АЭС, по данным исследований, задела южные районы Тульской области. Школьники–подростки стали медленнее расти, у них отмечена недостаточная масса тела по сравнению со своими сверстниками из других регионов России (Екимова, 2002). Физический рост завершается у мужчин в18–20 лет, ауженщин – в 16–18.
Особенно бурно рост тела проходит с 12 до 15 лет. Девочки–подростки ниже своих сверстников–мальчиков на 8–11 см.
Не случайно бурные изменения во внешнем облике и в физиологии ребенка ученые предпочитают описывать в выражениях «гормональная буря», «скачок роста», «эндокринный шторм» и т. п.
Созревание – постепенное раскрытие физических, физиологических, конституциональных признаков, заложенных еще до рождения человека как биологического существа. Оно начинается во внутриутробном развитии и заканчивается с наступлением биологической зрелости.
Созреванию подвержены различные структуры организма: происходят изменения в больших полушариях мозга (он покрывается миелиновой оболочкой), в легких и сердце (увеличиваются объем легких и масса сердца).
Вместе с тем на этот процесс влияет не только наследственная программа, но и питание, режим, внешние условия и пр.
Рост и созревание – неразрывные процессы – становятся основой для развития. Развитие – это процесс изменения психических функций в частности и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.
К примеру, подростки бурно начинают расти, у них увеличивается окружность грудной клетки. Но масса тела увеличивается медленнее, хотя пропорции тела сохраняются. Поэтому подросток выглядит неуклюже: длинные руки, большие ступни, сутулый, с нарушенной осанкой. Вследствие развития лицевой части черепа изменяется лицо, но выделяется нос.
У мальчиков выдается кадык, и голова по сравнению с телом кажется маленькой. С точки зрения подростка, это не вполне привлекательные черты, но они влияют на его поведение и самооценку: в новой обстановке он чувствует себя неуверенно, а потому застенчив.
Конечно, подросток начинает сравнивать себя с другими и страдает от несоответствия идеалу.
Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности (о них будет сказано ниже).
Примерно полвека назад был впервые отмечен сдвиг в физиологическом развитии и половом созревании подростка – акселерация (ускорение).
Если в прежние времена деятельность гипофиза, передняя доля которого вырабатывает гормоны, отвечающие за рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции (щитовидной, половых, надпочечников), активизировалась в 11–13 и 1315 лет у девочек и мальчиков соответственно, то сейчас это происходит на три года раньше: в 8–10 лет у девочек и 10–12 – у мальчиков. Однако имеет место и противоположный процесс – ретардация,т. е. замедление физиологического развития примерно на 2–3 года.
Все физиологические изменения в организме подростка стали предметом обсуждения ученых различной теоретической ориентации. С точки зрения социологизаторского подхода можно сформировать любую черту личности, если только создать необходимые условия для ее появления.
Те, кто придерживаются другого подхода – биологизаторского, полагают, что в личности детерминантой всего является только биологическое, врожденное. Второе утверждение присуще психоанализу. Но и первое и второе мнение не совсем верны. Тем не менее игнорировать значение бессознательного, т. е.
врожденного, в формировании личности ребенка и подростка, на чем настаивали представители биологизаторского подхода, не целесообразно. Обратимся к некоторым исследованиям.
Основатель психоанализа З. Фрейд все изменения в личности подростка объяснял биологическими законами, которые, с его точки зрения, и создают кризисы, приводят к непослушанию. Поэтому трудности взросления обойти невозможно.
Любопытно, что некоторые из представителей фрейдизма доказывали: бурление страстей служит признаком нормальности подростка, а отсутствие такого бурления становится признаком задержки психического развития. Например, А. Фрейд считала, что само по себе аномально быть нормальным в подростковый период. Очень многие реакции в подростке фрейдизм объяснял инстинктами.
Например, агрессивность понималась как проявление инстинкта донатос (смерти и разрушения), если подросток не находил достойного сексуального замещения.
За рубежом и в нашей стране в последнее десятилетие стала популярной идея о том, что агрессивность подростка влияет на его социальное развитие и имеет последствия во взрослой жизни.
В Швеции были проведены исследования школьников–подростков в возрасте 10–15 лет. Мальчики с ранней агрессивностью и непоседливостью (гиперактивностью) совершали больше правонарушений и антиобщественных действий при переходе в юность – следующий жизненный период.
Кроме того, раннее непослушание оказалось связанным с другими проблемами уже взрослых людей.
Выяснилось, что существует прямая зависимость между ранним непослушанием и неуживчивостью (или другими взрослыми проблемами, такими как алкоголизм, суицидальные намерения и иные психиатрические диагнозы).
Другой подход, также традиционный, перепады настроения и непредсказуемость поведения подростка объясняет иначе. Представители культурной антропологии М. Мид и Р. Бенедикт доказали, что в культурах, где подростки рано принимают на себя обязанности взрослых, не происходит кризисов, нет и непредсказуемости в их поведении.
К примеру, китайские подростки из Гонконга имеют меньше конфликтов с родителями, чем их сверстники из западных культур. Ученые объясняют это особенностями культурных традиций и хорошей адаптацией. У подростков, которые плохо приспосабливаются к меняющимся условиям, «буря и натиск» проявляются и на следующем этапе.
Кроме того, Мид показала, что наличие кризисов и конфликтов не является неизбежным. Существует гармонический, бесконфликтный переход от детства к взрослости. Изучив подростков Самоа, она описала условия жизни и воспитание девочек.
Наступление половой зрелости не является для них важным фактом, поскольку племя решает, стоит ли готовить их к брачной церемонии.
С точки зрения Р. Бенедикт, есть два типа перехода от детства к взрослости: 1) между детскими обязанностями и способами поведения взрослых существует разрыв; 2) нормы и требования к детям и взрослым схожи.
Представляет интерес портрет современного нормального подростка, составленный американскими психологами Р. Герригом и Ф. Зимбардо. Они просили подростков выразить согласие с предложенными утверждениями.
На первом месте оказалось утверждение «При нормальных обстоятельствах я чувствую себя спокойно». C ним согласились 91 % подростков. Довольны жизнью и обычно владеют собой – по 90 %.
Чувствуют себя сильными и здоровыми 86 % подростков, счастливы 85 %, способны радоваться любой шутке, когда плохое настроение, 83 %.
Немецкий психолог и философ Э. Шпрангер рассматривал подростка в культурном аспекте. Он стремился доказать, что переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в деятельности «Я».
Подросток в этой связи движется к объективному духу истинности, полезности, самовыражению, общественной деятельности, власти как к ценностям и смыслу жизни. Подросток «врастает» в культуру тремя способами. Первый – резкий, бурный, кризисный. Это своего рода второе рождение подростка, когда он понимает свое «Я». Второй – плавный, постепенный, бескризисный.
Подросток приобщается к культуре и взрослой жизни без потрясений. В третьем случае он начинает воспитывать себя сам, так как обладает высокой сознательностью.
Исследования других ученых, например М. Мид, показали, что биологические факторы у всех подростков в разных культурах остаются неизменными, а изменениям подвержены прежде всего интересы и направленность личности.
Было установлено, что подростки в культурах Запада и Востока значительно различаются психологически Б.
Заззо, изучая подростков–буржуа и подростков–рабочих, обнаружила существенную разницу между ними: вторые взрослели иначе, их беспокоило и тревожило совсем не то, что их сверстников из обеспеченных семей. Это беспокойство было обусловлено разным социальным положением подростков.
Исследования М. Кле также показали, что процессы развития обусловлены обществом и связаны с развитием тела, мышления, с социальной жизнью и самосознанием. Ученый отождествлял развитие подростка с развитием юноши и полагал, что это последовательное изменение тела, мышления и его самосознания.
Таким образом, социальные обстоятельства определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей взросления и особенности перехода от детства к взрослости.
То есть в личности подростка чисто природное наполняется социальным и психологическим содержанием, а чем становится та или иная природная особенность, зависит от выполняемой деятельности (например, высокий рост может побудить заняться баскетболом).
Итак, главное в подростке одни ученые видели в биологических, естественных особенностях, другие – в социальных условиях его жизни. Между тем независимо друг от друга они не проявляются. На это обращала внимание Л. И. Божович, полагавшая, что биологическая особенность на каждом этапе выступает с приобретаемой социальной в единстве и по–новому.
Что лежит в основе периодизации подросткового возраста и какие особенности подростка непременно следует отметить? Мы будем опираться на критерии, разработанные отечественными психологами.
Психология bookap
Выдающийся отечественный психолог Л. С.
Выготский выделил основные новобразования подростков, выявил социальную ситуацию развития, где происходит формирование личности в ведущей деятельности, каковой является учение, сделал акцент на отношениях взрослых и подростков, занимающих в мире взрослых определенное место. На последнее положение следует обратить особое внимание, потому что путь к взрослому состоянию лежит через обретение определенных прав и выполнение конкретных взрослых обязанностей.
Обратимся к особенностям развития всех систем организма подростка.
Источник: https://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/gl3.shtm
Основные периоды и этапы в процессе взросления человека
В этой части сайта проведена попытка выявления определенных периодов и этапов в процессе взросления человека на основе хроматической модели интеллекта. Однако эту периодизацию ни в коей мере нельзя абсолютизировать и/или понимать буквально для какого-либо возраста или этапа взросления.
Все это является лишь рабочей схемой, созданной лишь для возможности систематизации опытных данных и экспериментального заполнения имеющихся лакун. Еще в конце 60-х годов прошлого века Б.
Ананьев оговаривал необходимость сочетать более дробный поперечный возрастной срез с более дифференцированным продольным срезом развития.
Именно такое сочетание может дать возможность уловить «пики» (оптимумы) каждой из фаз, ее нижние и верхние границы, дискретные состояния переходов от одной фазы к другой.
Для оценки такой возможности далее будут сопоставлены и максимумы кривых с цветом каждого из компонентов интеллекта, а также с цветом, характеризующим тип темперамента. Это связано и с тем, что существует слишком много достаточно противоречивых критериев соответствия даже между биологическим и психологическим возрастом, не говоря уже о паспортном и/или социальном и/или культурном соответствии определенному возрасту.
Так, например, возраст тела (фактически — паспортный) слишком очевиден, чтобы его можно было не замечать. В отличие от этого, возраст души не имеет объективных внешних критериев и опирается сугубо на субъективную самооценку.
Среднегрупповые оценки паспортного (тело) и самооценки субъективного (душа) возрастов совпадают в возрасте 25 лет — webpolyglot.ru. В дальнейшем субъективный возраст “души” отстает от паспортного в среднем на 5 лет за каждое последующее десятилетие жизни.
Тем не менее к настоящему времени в психологии известны многие теории и схемы развития. Так, согласно теории Зигмунда Фрейда, личность проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий.
Например, первые стадии ребенок проходит задолго до наступления пубертата, извлекая наслаждение из различных эрогенных зон своего тела. Если на какой-либо из этих стадий ребенок испытывает преувеличенное чувство удовлетворения (или фрустрацию), то может произойти фиксация на потребностях этой стадии.
В теории Эрика Эриксона основной акцент сделан на психосоциальных конфликтах, хотя его периодизация формально и основана на периодизации Фрейда.
Так, этот исследователь полагал, что развитие личности основано на результатах разрешения конфликтов между социальными и сексуальными детерминантами поведения.
Теория Эриксона является эпигенетической, то есть в ней каждый последующий период взросления основывается на предыдущем.
Исследования показывают, что мальчики, в среднем, рождаются более крупными, чем девочки. Жизненно важная процедура питания грудного ребенка обеспечивается рефлексом «поиска груди».
По-видимому эмпатия полностью принадлежит к сфере бессознания, ибо дети до 1-го года необычайно восприимчивы к эмоциональным сигналам родителей.
Косвенно это подтверждают и данные, согласно которым при выполнении простых задач практически ни один из 12-месячных младенцев не помогал другим детям. К ведущему виду деятельности младенца относится непосредственно-эмоциональное общение.
Сущность теории Я-концепции заключается в стремлении людей выбрать такой образ поведения и/или стиль жизни, который отвечает сложившимся у них представлениям о себе. Утверждение себя в этом образе позволяет индивиду оптимально добиваться самоактуализации. Самой важной частью Я-концепции является поло-ролевая идентичность, которая может постоянно видоизменяться в процессе взросления.
Раннее детство
При анализе психического развития имеет место, с одной стороны, своеобразный дуализм, с другой, параллелизм двух основных линий — развития мотивационно-потребностной сферы и развития интеллектуальных (познавательных) процессов.
Без преодоления этого дуализма и параллелизма нельзя понять психическое развитие ребенка как единый процесс.
При разумном поощрении активности и наличии возможностей у ребенка формируется потребность в инициативных действиях как психосоциальный результат этой стадии взросления.
В конце первого учебного года утомляемость у мальчиков в 8-10 раз больше, чем у девочек. При этом мальчики успешнее работают в одиночку, а девочки — в смешанной группе. Уже здесь наблюдается своеобразная автономность и более высокий уровень притязаний мальчиков по сравнению с девочками.
Детство
Период в развитии ребенка 7-9 лет характеризуется приучением к оптимальной организации своего времени, к приложению максимума усилий для решения каких-либо задач, к появлению и даже фиксации приоритета работы над игрой.
В отличие от детских групп 6-9 лет (объединявших сверстников по общности игр или просто по соседству), после достижения 10-12 лет начинают формироваться референтные группы по интересам.
Интерес может быть связан прежде всего с функциями право- и подсознания у девочек, но с учетом мальчишеских групп возможно участие и доминанты самосознания.
Здесь уже со стороны сверстников оказывается давление по конформному соответствию группе; важным становится разделение по половому признаку — почти всегда организуются однополые группы.
Юность
Дети от 12 до 18 лет проходит стадию «отрочества и юности». При внутренней устойчивости и преемственности, а также при наличии четко определенных половых моделей для подражания и положительной обратной связи психосоциальным результатом этой стадии можно считать приобретение идентичности, то есть Я-концепции.
Подростковый возраст — это тот хаотичный период, когда происходит процесс освобождения детей от полной опеки родителей и осуществляется поиск собственной индивидуальности. В этот период приятели начинают играть в се более важную роль, и даже становятся «значимыми другими» в процессе освобождения от родителей.
Именно в этот период начинается «Я-концептуальная» интеграция того смысла, который общество приписывает сексуальным действиям.
К 18 годам средний юноша физически сильнее средней девушки примерно в 2 раза. Взрослый мужчина более мускулист, а на теле средней женщины образуется более толстая жировая прослойка.
Развитие взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов — обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия.
Главной же проблемой этого возраста является постоянное достижение идентичности, которая обеспечивает чувство непрерывности опыта взрослой жизни.
В связи с поисками идентичности людям приходится определять и переопределять себя, свою Я-концепцию, свои приоритеты и свое место в социо-культурном мире. У молодых людей возникает чувство близости как психосоциальный результат этой стадии взросления лишь при наличии душевной теплоты, понимания и доверия со стороны окружающих.
Источник: http://www.webpolyglot.ru/relatedinfo/03-color/l-know