Психологические особенности детей с дцп: о чем нужно знать родителям

Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе.

  У детей особенности психического развития детей с дцпс ДЦП часты капризы, истеричное поведение. Дело в том, что они привыкли общаться только со взрослыми. Родители, медсестры, врачи, нянечки, учителя – конечно, все они жалеют малыша, хотят помочь ему. С точки зрения психического развития это не самое лучшее, что взрослый может сделать для больного ребенка.

Из-за ограниченной дееспособности таких детей часто ограничивают в уровне ответственности. Появляется ощущение, что из-за болезни весь мир им должен.  Так ребенок учится манипулировать взрослыми, требуя получить желаемое. Часто у малышей с этим диагнозом отмечается нежелание терпеть, ждать. Они не думают о том, что другим людям может быть тяжело выполнять их прихоти.

Конечно, здесь есть вина и болезни, и неправильного воспитания. Часто, если дееспособность снижена частично, малыша вполне можно научить самого за собой ухаживать, нести ответственность за свои поступки. Это позитивно сказывается на общем уровне развития.  Существует несколько правил, которые помогут родителям.

  Родители особенности психического развития детей с дцпчаще всего понятия не имеют о том, что значит диагноз ДЦП с психологической точки зрения. Они общаются с ребенком чересчур заботливо, подавляя в нем любые проявления самостоятельности. Или же бывают с ним резки, агрессивны. Тут необходимо выработать стратегию поведения, которая будет правильной в вашем случае.

Каждый ребенок уникален, так что особенности его личности нужно учитывать не меньше, чем особенности заболевания.  — Не акцентируйте его и общее внимание на проблеме. Постоянно давать понять «ты ущербный» – значить перекрыть ему возможность нормального психического развития. Обычно при сохраненном интеллекте дети очень быстро понимают, что отличаются от других.

  — Нужно знать особенности психического развития детей с дцп границы возможного. Ребенок с ДЦП сильно отличается от здорового. Здоровому малышу вы можете сказать: «Напрягись, собери волю в кулак, сделай это», а тут другая история. Нужно точно понимать, что малыш может, а что не может, к чему можно стремиться, а о чем придется забыть.

Зная возможности, вы можете регулировать его и ваше поведение. Не требуйте большего – это лишь подтвердит его отличие от других.  — Проявлять агрессию нельзя. Как и со здоровым ребенком, никакой агрессии тут быть не должно. У самих детей и подростков с ДЦП часты приступы агрессии – это их естественный защитный механизм.

Нужно минимизировать приступы агрессивного поведения, но и самим не допускать подобного.  — Учиться можно и нужно. Психика не сможет развиваться, если не будет нормального процесса обучения. Особенно если есть способности и возможности учиться. 

— Социальная жизнь. Общаться, играть, дружить с другими детьми очень нужно, даже если у них тоже ДЦП. Ограничения в социальных контактах очень негативно сказываются на психическом развитии. 

Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе.

  У детей особенности психического развития детей с дцпс ДЦП часты капризы, истеричное поведение. Дело в том, что они привыкли общаться только со взрослыми. Родители, медсестры, врачи, нянечки, учителя – конечно, все они жалеют малыша, хотят помочь ему. С точки зрения психического развития это не самое лучшее, что взрослый может сделать для больного ребенка.

Из-за ограниченной дееспособности таких детей часто ограничивают в уровне ответственности. Появляется ощущение, что из-за болезни весь мир им должен.  Так ребенок учится манипулировать взрослыми, требуя получить желаемое. Часто у малышей с этим диагнозом отмечается нежелание терпеть, ждать. Они не думают о том, что другим людям может быть тяжело выполнять их прихоти.

Конечно, здесь есть вина и болезни, и неправильного воспитания. Часто, если дееспособность снижена частично, малыша вполне можно научить самого за собой ухаживать, нести ответственность за свои поступки. Это позитивно сказывается на общем уровне развития.  Существует несколько правил, которые помогут родителям.

  Родители особенности психического развития детей с дцпчаще всего понятия не имеют о том, что значит диагноз ДЦП с психологической точки зрения. Они общаются с ребенком чересчур заботливо, подавляя в нем любые проявления самостоятельности. Или же бывают с ним резки, агрессивны. Тут необходимо выработать стратегию поведения, которая будет правильной в вашем случае.

Каждый ребенок уникален, так что особенности его личности нужно учитывать не меньше, чем особенности заболевания.  — Не акцентируйте его и общее внимание на проблеме. Постоянно давать понять «ты ущербный» – значить перекрыть ему возможность нормального психического развития. Обычно при сохраненном интеллекте дети очень быстро понимают, что отличаются от других.

  — Нужно знать особенности психического развития детей с дцп границы возможного. Ребенок с ДЦП сильно отличается от здорового. Здоровому малышу вы можете сказать: «Напрягись, собери волю в кулак, сделай это», а тут другая история. Нужно точно понимать, что малыш может, а что не может, к чему можно стремиться, а о чем придется забыть.

Зная возможности, вы можете регулировать его и ваше поведение. Не требуйте большего – это лишь подтвердит его отличие от других.  — Проявлять агрессию нельзя. Как и со здоровым ребенком, никакой агрессии тут быть не должно. У самих детей и подростков с ДЦП часты приступы агрессии – это их естественный защитный механизм.

Нужно минимизировать приступы агрессивного поведения, но и самим не допускать подобного.  — Учиться можно и нужно. Психика не сможет развиваться, если не будет нормального процесса обучения. Особенно если есть способности и возможности учиться. 

— Социальная жизнь. Общаться, играть, дружить с другими детьми очень нужно, даже если у них тоже ДЦП. Ограничения в социальных контактах очень негативно сказываются на психическом развитии. 

Источник: https://adelipnz.ru/publikatsii/613-psikhologicheskie-osobennosti-rebenka-s-dtsp

Психологическая поддержка родителей детей с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны).

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.

Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием.

С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается.

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения.

Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов: Э. С. Калижнюк, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, Е. И.

Кириченко и др.

Очень важна при психокоррекции детей с церебральным параличом работа с родителями. Дети и родители испытывают стресс, который влияет на все стороны их жизни. Вопросы психологического благополучия родителей продолжают оставаться серьезной проблемой, которая ухудшает жизнь семьи и заботу о детях.

Социальная изоляция и распад семей по-прежнему остаются очень частыми следствиями появления заболевания у ребенка.

  Хорошие отношения специалистов с родителями, возможно, являются самым существенным элементом помощи семье, и важно, чтобы работающие с семьями обладали пониманием, временем и умением, необходимыми для работы в партнёрстве с ними.

Из опыта работы, мы видим, что родители хотели бы, чтобы их принимали как партнеров в заботе об их детях, они хотят чувствовать уважение и сохранять достоинство.  Мы не в состоянии избавить их от той боли, которую они постоянно испытывают, мы не можем сделать так, чтобы заболевание исчезло, но можем признать, что перед семьей стоят определенные задачи.

Мы можем уважать семью, зная, с какими трудностями она сталкивается сейчас и ещё столкнётся в будущем. Можем выразить им своё уважение, и это, вполне вероятно, повысит их самооценку, и они начнут чуть лучше справляться со своими трудностями. Простое присутствие рядом с людьми, когда им плохо и трудно, дает силы для такого уважения.

Психолог в первую очередь, воздействует на родителей, а те уже смогут помочь детям.

Важно построить хорошие отношения с родителями и обеспечить общей поддержкой, что даст возможность их собственным ресурсам и творческой активности мобилизоваться для решения, сформировать у родителей положительные установки на активную помощь ребенку и найти адекватный стиль семейного воспитания детей с ДЦП.

В центре открыта психологическая группа «Свободное общение» для родителей детей с ДЦП. Группа работает и ждёт новых участников. 

Что даёт участие в группе поддержки: 

  • возможность говорить о своей боли и не стыдиться этого, ведь неправильных переживаний не бывает; 
  • вы сможете поделиться тем, с чем пока не получается справиться и что не удаётся принять; 
  • место и время, чтобы делиться тем, с чем и как Вы справляетесь и узнать, как справляются другие; 
  • быть услышанным, принятым, понятым другими людьми, переживающими подобное; 
  • получать обратную связь от ведущей и участников группы;
  • психологическую помощь и поддержку от специалиста.

Встречи группы проходят 2 раза в неделю. Продолжительность встречи — 2 часа. 

Также приглашаем родителей на индивидуальные психологические консультации  

Источник: https://sakuramed.ru/obshie-stati/psihologicheskoe_soprovozhdenie_roditelei_detei_c_dcp

Советы родителям детей с ДЦП

Советы родителям  детей с ДЦП.

(Из книги «Разумом специалиста, сердцем матери» Сергеевой В.М.)

Наиболее важным звеном в лечебно-коррекционных мероприятиях с ребенком, больным церебральным па­раличом, является семья. Привлечение родителей к участию в лечебно-восстановительной работе крайне необходимо. Мать обычно первой чувствует, что в со­стоянии и развитии ребенка что-то неблагополучно.

Заботливая мать внимательно присматривается, как ре­бенок берет грудь, активно ли он сосет, не подтекает ли грудное молоко из угла рта, глотает ли ребенок свободно или поперхивается, нет ли вытекания молока из носа. О возможном поражении центральной нервной системы может настораживать тремор (дрожание) подбородка, верхних и нижних конечностей.

Все эти признаки сви­детельствуют о наличии перинатальной церебральной патологии и подлежат немедленной коррекции.

Еще на ранних этапах развития мать может заметить, что ребенок не сосредотачивает взора на ее лице или яркой игрушке и не прослеживает за объектом, не поворачивает голову в сторону звука или не прислуши­вается к нему.

Здоровый ребенок рано (в соответствии с возрастной нормой) издает звуки на доречевых этапах развития — гукает, гулит, недифференцированно лепе­чет. Голосовые реакции у него с трехмесячного возраста уже становятся средством коммуникативного общения.

Определенными интонациями в голосе ребенок как бы подает сигналы матери, которая начинает понимать, какой у него дискомфорт. С возраста 3-4-х мес. ребенок дифференцирует интонацию взрослого — радуется при одобрении, плачет при порицании.

Здоровый ребенок любит звукоподражать сам себе (аутоэхолалия), что свидетельствует о начале становления фонематического слуха. У ребенка же с возможными исходами заболевания в церебральный паралич аутоэхолалии могут отсутствовать, быть недостаточно активными, обедненными по звуковому составу и появиться с задержкой (после 6-7 мес).

В то же время к 8-9 мес. у здорового ребенка должны угаснуть аутоэхолалии, вслед за чем развиваются физиологические эхолалии (звуковые слоговые комплексы подражания речи окружающих).

Длительная задержка аутоэхолалии, как бы некий язык «тарабарщины» в сочетании с низкой познавательной активностью бывает обычно у детей с задержкой психического развития.

Ребенок при этом не вступает в общение с окружающими с использованием жестовых команд, не дифференцирует или недостаточно оценивает функциональное назначение игрушек, а также, за пределами возрастного срока, не понимает ситуативную речь, не выполняет речевые инструкции, не реагирует на свое имя.

Все это должно вызывать у матери тревогу и она должна понимать, что ее ребенок нуждается в проведении своевременных квалифицированных и настойчивых логопедо-психологических коррекций.

При позднем вмешательстве в коррекцию задержек двигательного и психического развития ребенка на доречевом уровне, постепенно сформируется более сложная патология, с которой уже будет трудно справиться после достижения ребенком годовалого возраста.

Читайте также:  Икота у новорожденных после кормления: что делать маме в такой ситуации

Родители должны быть очень внимательны к развитию не только двигательной функции, но и ряда других функциональных систем (прежде всего психической функции и речи) и первыми бить тревогу при задержках как двигательного, так и психического развития своего ребенка.

Нельзя успокаиваться до тех пор, пока ребенок по развитию не догонит свой календарный возраст. Любовь к ребенку родители должны понимать не просто как созерцательную, а как созидательную, требующую усердного, даже каторжного труда.

 Из 24 часов суток большая часть времени должна быть посвящена работе с ребенком — прежде всего, выполнению всех режимных предписаний по индивидуальной программе с учетом имеющихся двигательных нарушений и задержек познавательной активности.

 Четкая, спокойная атмосфера семейного уклада сохраняет жизненные силы ребенка, тем более с неврологическими наруше­ниями.

Важнейшим методом лечения детей с перинатальной церебральной патологией являются лечебная физкультура и массаж.

Иллюзорные представления о том, что новомодные лекарства, особенно импортные, излечат ребенка от такого тяжелого недуга, как церебральный паралич, не должны успокаивать родителей и способствовать бездействию.

 Мать должна знать и понимать, что ни одно лекарство в мире не даст ребенку представления о движении.

Она также должна понимать, что для достижения положительного результата в коррекции двигательных нарушений необходимо соблюдать правильную технологию лечебного воздействия: ортопе­дические укладки — массаж — лечебная физкультура — ортопедические укладки.

Для достижения положи­тельного результата необходимо добиваться систематичности, частоты воздействия стимуляции и доста­точной ее продолжительности (общая длительность процедуры не менее часа). Многократность повторе­ния одних и тех же воздействий важна для их стойкого закрепления. 

В течение дня необходимо повторять процедуры в полном объеме не менее 2-х раз. Дополнительно проводить отдельные приемы на расслабление мышц, работу с дистальными отделами конечностей (массаж кистей рук и стоп, тренировка мелкой моторики кистей рук, пальцевого осязания, тактильных ощущений при манипуляции с игрушкой, предметами разной фактуры, формы, величины).

Совершенно очевидно, что бессмысленным оказывается проведение лечебной физкультуры 2-3 раза в неделю, что практикуется во многих амбулаторных центрах для лечения детей с церебральным параличом.

Массаж необходимо проводить курсами по 15-20 процедур с 2-недельным перерывом в I полугодии, 3-недельным — во II полугодии первого года жизни и с 3-4-недельными перерывами — на втором году жизни и далее.

Лечебная же физкультура и ортопедический режим проводятся постоянно вплоть до выздоровле­ния ребенка.

По мере того, как ребенок начинает понимать речевые инструкции, в коррекционную работу включаются артикуляционные упражнения по слову с подкреплением образцом, а затем только по слову.

Главное, что должны знать родители — мозг ребенка развивается в динамике.

Несмотря на то, что развитие мозга у ребенка с мозговым повреждением может быть задержано или приостановлено, последовательные, целенаправленные, интенсивные стимуляции могут ускорить его развитие и больной ребенок достигнет такого уровня компенсации, что догонит по развитию здорового ребенка своего возраста.

  • Родители должны помнить, что ребенок с церебральным параличом не имеет опыта нормальной моторики и что самостоятельно он этого опыта не приобретет.
  • Задержка созревания коры головного мозга, подкорковых ядер, где расположены основные высшие двигательные центры, приводит к тому, что у ребенка с перинатальной церебральной патологией в случаях исходов заболевания в ДЦП не будет угнетена активность примитивных тонических рефлексов или даже будет нарастать. Родители должны знать влияние на состояние мышечного тонуса основных из них (ЛТР
  • — лабиринтного тонического рефлекса, СШТР — симметричного шейно-тонического рефлекса, АШТР —
    асимметричного шейно-тонического рефлекса), а также владеть методикой их коррекции.

Оптимизм восстановительной работы у детей с перинатальной церебральной патологией обусловлен тем, что незрелость мозга ребенка делает его «пластичным».

Ранним вмешательством в нормализацию рефлекторной деятельности можно предупредить формирование патологического характера движений или разрушить его и воспитать правильные движения.

Но для этого надо целенаправленно и систематически трудиться и главное — на ранних сроках заболевания.

И всегда не только целесообразно, но и обязательно начинать восстановительную работу с гашения тонических рефлексов, ибо они своей активностью нивелируют любые попытки коррекции двигательного развития ребенка.

Восстановительная работа с больным детским церебральным параличом длительно однообразна, утомительна и трудна не только для матери, но и для ребенка. Положительный эффект лечения не сразу виден. Он возможен при максимальном душевном комфорте как матери, так и ребенка.

Это должно стать во всех проявлениях образом жизни.

Безрадостная ситуация в семье приведет к негативной реакции ребенка на процедуры, снизит мотивацию к выполнению любых задач (физических упражнений, логопедо-психологических коррекций), так как ребенок младшего возраста как бы слит с ситуацией.

В то время, как поощрения, радость от преодоления препятствий в достижении поставленной цели и задач, терапия с помощью игр, способствуют овладению необходимой функцией на фоне укрепления эмоционально-волевой сферы с преобладанием положительного эмоционального фона.

            С первых дней жизни ребенок должен видеть любящее лицо матери. Первая улыбка на лице ребенка свидетельствует о его желании общения с ней. Надо сохранить и расширить это желание к общению.

Оценивая мотивацию к выполнению заданий, следует заметить и разумно преодолеть часто проявля­ющееся негативное отношение детей к выполнению физических или артикуляционных упражнений, чему могут способствовать медленно наступающая положительная динамика и неудачи в выполнении заданий.

Поэтому так необходимы одобрение, похвала, создание положительного эмоционального фона, игровой ситуации. «Игра представляет собой сумму способностей: восприятие, плюс память, плюс мышление и воображение. Все эти способности не только проявляются, но и совершенствуются в процессе игры.

Игра ведущий вид деятельности ребенка, в ней он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.» (Бойко В.В., 1984).

Чудес не бывает. Погоня за новомодными методами лечения, которые якобы дают быстрые результаты излечения, иллюзорна и порочна, прежде всего, потому, что ведет к потере драгоценного времени.

 Родители должны четко понимать, что детский церебральный паралич очень сложное и тяжелое заболева­ние головного мозга, когда страдают различные функциональные системы (движение, речь, психика и др.). Это должно стать определяющим в оценке объема любой предлагаемой помощи.

 Необходим только комплексный подход в коррекциях всех пострадавших звеньев функциональных систем. Необходимо единовременное восстановление движений, психики и речи.

Представленные выше данные свидетельствуют о том, что у детей с перинатальной церебральной патологией недостаточно проводить активную терапию в ранний период новорожденности. Необходимо продолжать лечение и после выписки из отделения патологии новорожденных.

Только в семье ребенок может закрепить и развить дальше те навыки, которых добились в процессе коррекционной работы с ним методист ЛФК, массажист, логопед-дефектолог, психолог-педагог.

Следовательно, уже в раннем возрасте необходимо проводить специальные, целенаправленные превен­тивные коррекции возможных в дошкольном и школьном возрасте нарушений письма, чтения, констру­ирования.

К этим дефектам, как известно, ведут недостаточная сформированность зрительного восприятия формы, величины и недоразвитие пространственных представлений. Недостаточная сформированность фонематического слуха ведет как к дефектности экспрессивной речи, так и к дисграфии, аграмматизмам в письменных работах.

«Специалист по развитию ребенка» в любом возрасте может определить предпо­сылки возможных нарушений функций и наметить план проведения их коррекции.

Родителям необходимо четко знать:

1.   Все ведущие функции головного мозга (движение, речь и психика) у ребенка развиваются последовательно и каждому возрасту соответствуют их определенные качественные выражения.

2.  Необходимо единовременно восстанавливать нарушения всех анализаторов, обеспечивающих становление функциональных систем.

Ребенок должен получать не только массаж или какие-либо отдельные, популярные на данный момент процедуры, а обязательно должно проводиться с первых дней жизни также восстановление зрительного и слухового восприятия, фонематического слуха, речедвигательного анализатора, функции кисти и т.

д. Только при таких условиях можно считать, что ребенок получает комплексные восстановительно-коррекционные мероприятия в соответствии с имеющейся патологией.

Совершенно очевидно, что без комплексного своевременного лечения функции не восстановить.

К сожалению многие родители пребывают в заблуждении, ждут положительных результатов, не прилагая усилий к восстановлению функций, а возлагая большие надежды на отдельное лекарство, модную процедуру.

Особенно, если все это дорого стоит. Психология родителей, к сожалению, такова, что они остаются при уверенности — чем дороже стоит процедура, тем она эффективнее.

3.  Ребенка к обучению по программе массовой школы надо готовить с раннего возраста. Следовательно, лечебная педагогика должна «помолодеть» и начинаться с грудного возраста.

Социальную адаптацию детей с ДЦП надо готовить с момента рождения и никогда не смотреть на ребенка как на бесперспективного инвалида.

Источник: http://nadezhdavlz.ucoz.ru/load/rod/123/sovety_roditeljam_detej_s_dcp/2-1-0-3

Психологические особенности ребенка с ДЦП

Психологические особенности ребенка с ДЦП. О чем должны знать родители. Особенности личности. Как помочь ребенку.

В идеале умение гармонично сосуществовать с окружающим миром, должно прививаться каждому ребенку, вне зависимости от тонкостей его физиологии.

В контексте таких особенностей развития, как ДЦП, очень многое зависит от индивидуальных психологических характеристик малыша, которые обуславливаются сложностью и степенью выраженности заболевания.

Но главное значение в том, как ребенок будет воспринимать самого себя и относиться к своей уникальности, несет ближайшее окружение.

Психология ДЦП: почему родители могут быть виноваты больше, чем физиология

Факт того, что основные психологические особенности ребенка с ДЦП обусловлены степенью поражения головного мозга не вызывает сомнений. Однако при одном и том же диагнозе выражаться эти тонкости поведения могут по-разному: одни ребята легко возбудимы, суетливы и раздражительны, другие же – с точностью до наоборот: чрезмерно боязливы и застенчивы, абсолютно бесконтактны.

Дети этой категории становятся такими в большинстве случаев из-за внешних, не внутренних, факторов, а именно при чрезмерной жалости, опеке и внимании со стороны окружающих. Подобное отношение блокирует личностный рост и развитие.

Эмоционально-волевая сфера малыша остается незрелой, он не может принимать самостоятельные решения, постоянно чувствует себя незащищенным (парадокс: это при регулярной-то родительской заботе!), не умеет критиковать себя и эгоцентрично требует опеки.

Впоследствии, все вышеперечисленные факторы в тандеме с ограниченностью пространства могут привести к сведению на ноль контактов с окружающими, повышенной ранимости, а, следовательно, полной потере коммуникативных особенностей, неуверенности в себе и эффекту «улитки», спрятавшейся в «домике».

Стоит ли говорить, что замкнутость, мнительность и тревожность с годами превратятся в хроническую депрессию, от которой трудно избавиться, ввиду сформированной сверхценности собственных страхов? Опасно и отвержение ребенка социумом: вследствие этого возникает раздражительность, застреваемость в себе, ригидность, склонность к стойким аффектам. Весь психологический фон приобретает спектры агрессивности.

ДЦП-личность: особенности, которые нужно знать

Ввиду основного заболевания, особенно при мозжечковой форме, подобные дети, чаще всего, не имеют умственных отклонений.

Зато ощутимо страдает их эмоциональная сфера, которая остается недостаточно сформированной.

Этот факт и определяет поведение ребенка в разных жизненных ситуациях – неспособность к содействию в коллективе, соотношению своих желаний и потребностей с требованиями и интересами других.

Эмоции таких детей незрелы, не дифференцированы, апатичны и вялы. Личность ребенка с ДЦП как бы задерживается в стадии «детскости», которая имеет свои возрастные особенности и в будущем может превратиться даже в преимущество – разумеется, при грамотной помощи родителей.

Ребенок в таком состоянии искренне интересуется игровой деятельностью, легко внушаем.

Но при этом абсолютно не умеет прилагать волевые усилия над своим «я», что влечет эмоциональный всплеск, излишнюю суетливость в движениях, ненужную активность, а, значит, повышенную утомляемость.

В большинстве случаев развитие личности происходит по типу психологического инфантилизма, который как раз и выражается в недоразвитии волевой деятельности.

Главное для ребенка – эмоция удовольствия, жизнь в этой минуте, настоящем миге, здесь и сейчас, что затрудняет межличностное общение, которое сводит попытки поиска своего места в мире к минимуму.

Запущенные состояния подобного рода могут привести к озлобленности и обидчивости на весь мир, протестам и агрессивности.

Следует отметить, что особо важное место в контексте достижения успеха в разных жизненных сферах занимает самооценка, которая у детей ДЦП как бы упрощена и формируется с большими сложностями.

Читайте также:  Упражнения для развития гибкости у детей: боремся с малоподвижным образом жизни

Дети со спастической диплегией, как правило, интроверты – ранимые, робкие, излишне подверженные различного рода страхам.

При гемипаретической форме заболевания наблюдается обратная картина: беспричинная эйфория, демонстративность, эмоциональная лабильность.

Как помочь ребенку

Безусловно, в данном случае родители обязаны протянуть руку помощи своему впечатлительному ребенку, но не только в прямом, физическом смысле.

А, в первую очередь, постараться раскрыть весь тот природный потенциал, который был заложен в личности первоначально, и максимально приспособить маленького и такого мнительного, легко ранимого, человечка к сложной и, порой, очень жестокой жизни. Ближайшее окружение малыша должны придерживаться следующих принципов:

  1. Центром внимания должен стать ребенок, а не его болезнь: забудьте о беспокойстве по малейшей мелочи, которое только усугубит тревожность чада, развивайте его самостоятельность и активность, не пытаясь все сделать за отпрыска, мотивируя это его слабостью. Будьте счастливым родителем, верьте в него – только тогда вы получите счастливого, мужественного ребенка.
  2. Запомните: если дети с особенностями развития не похожи на других, это еще не значит, что они в чем-то хуже. Формируйте адекватную самооценку своего чада: уважайте и одобряйте, хвалите за конкретные успехи и развивайте чувство достоинства.
  3. Трудитесь вместе постоянно и последовательно, без перерывов, осечек и поблажек в угоду лени. Ставьте каждый день маленькую новую цель, которая через время превратиться в одну большую.
  4. Компенсируйте физические недостатки чем-то другим, заполняйте «пустоты» положительными эмоциями, умственными способностями и нравственными качествами.
  5. Не идите на поводу собственной беспомощности: уступая жалости, вы забираете у ребенка шанс научиться чему-то новому.
  6. Примите ребенка таким, какой он есть. Как бы странно это ни звучало, в основе большинства психологических проблем детей с ДЦП лежит именно отрицание родителями ограниченных возможностей своих отпрысков, как осознанное, так и бессознательное. Не нужно представлять ребенка тем, кем он в принципе быть не может. Да, мотивация должна присутствовать, но с позиции ожидания максимума там, где это возможно.

Подводя итоги, хочу сказать, что не смотря на знание родителями специфики психологии своего ребенка, в сложных случаях стоит обращаться за квалифицированной помощью специалистов психологов. Родители, как бы умны и внимательны они не были, не могут воспринимать своего ребенка объективно и до конца адекватно. Это и понятно — инстинкты мешают.

А я желаю вам вырастить своих детей самостоятельными, с высокой самооценкой и достоинством!

Источник: https://dcpmama.ru/psixologicheskie-osobennosti-rebenka-s-dcp.html

ДЦП: учиться жить в новых условиях | Милосердие.ru

Однажды в шотландском городе Глазго решили поменять освещение и установили на улицах фонари с голубым светом. Удивительно, но в результате в городе резко снизилось количество преступлений и суицидов. Оказалось, что такая подсветка благоприятно влияет на психологическое состояние человека.

Психологическая помощь родителям детей с ДЦП чаще всего заключается в том, чтобы дать возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон. О том, как это происходит, рассказала психолог, системный терапевт, директор АНО Центр развития и социализации детей и взрослых с нарушениями развития «Пространство общения» Анастасия Рязанова.

Всем ли нужен психолог?

Мы можем посмотреть на жизнь семьи, в которой есть ребенок с церебральным параличом, через призму адаптации: жили-жили, потом появился ребенок – и к самому этому факту нужно приспособиться, организовать жизнь по-новому.

Кроме того, сразу или через какое-то время родители замечают: что-то идет не так, у ребенка есть проблемы.

Тут могут возникать разные чувства: сегодня все хорошо и кажется, что все еще наладится, завтра – жизнь ужасна, все пропало… Человеку тяжело, тяжело, а потом происходит переход на новый уровень, когда стихает эмоциональный накал, приходит понимание, что можно делать, появляются новые радости.

Еще один достаточно трудный период – это предшкольное время и 1 класс, когда нужно понять, пойдет ребенок в массовую школу или нет.

Родитель как бы должен сейчас предъявить его обществу, в систему, где его будут оценивать другие люди.

Это сложное время для всех родителей, но в случае детей с ДЦП это такой водораздел, когда решается, какими будут дальнейшие их возможности и насколько «особыми» будут условия жизни.

И следующий этап, наверное, по степени тяжести соотносимый с моментом постановки диагноза, это период перехода во взрослость.

Адаптироваться к тому, что у вас ребенок с нарушениями, и адаптироваться к тому, что теперь эти нарушения у взрослого, это разные вещи.

Потому что у него борода, потому что у него характер, потому что надо решать вопрос о том, как он будет жить, как обеспечивать ему возможность передвижения, спать ли с ним в одной комнате, будет ли у него своя отдельная жизнь и свои отношения.

После каждого острого периода при благоприятных условиях семья может восстановить те элементы жизни, которые были для нее важны и ценны до него.

Родителю нужно справиться с теми чувствами, которые у него возникают в связи с тем, что есть история, которая писалась одним образом, были одни планы, а теперь многое оказалось по-другому, теперь придется планы пересмотреть.

Но в целом, любой человек, сколько живет, столько и адаптируется. Это нормально. По мере жизни он научается справляться с все большим числом разных сложностей.

Конечно, психолог для преодоления этих тяжелых моментов нужен не всем – в целом, люди довольно неплохо сами справляются со своими трудностями в течение жизни, но в каких-то ситуациях может понадобиться помощь. Часть семей самостоятельно, без участия специалиста переорганизуют жизнь по-новому, привлекают дополнительные ресурсы, находят подходящие для себя стратегии поведения в сложившихся обстоятельствах.

Очевидно, что, если вы родитель ребенка с особенностями развития, то ваш уровень адаптации и состояние очень сильно зависит от того, что с ним происходит.

Есть исследования, которые показывают, что если ребенку найдена адекватная медицинская, социальная и образовательная помощь, то семья довольно быстро способна вернуться к тому стилю жизни, который у нее был до этого.

Люди с церебральным параличом – очень широкая категория.

Но если бы были распространены современные и научно обоснованные модели медицинской и реабилитационной помощи, был бы построен социальный маршрут «ранняя помощь – школа – место занятости», просматривалась дальнейшая перспектива и было понятно, как будет жить человек, когда достигнет взрослости, и если его уровень функциональных ограничений не позволяет жить самостоятельно, то его ждет достойный вариант, а не психоневрологический интернат, – если бы все это работало, то, конечно, психологических проблем у родителей было бы значительно меньше.

Не «помочь любой ценой», а найти опоры

Альтернатива – или ты живешь автономно, умный, здоровый, красивый, или ты живешь в интернате – всегда будет провоцировать огромное напряжение у родителей и бешеные попытки решить ситуацию кардинально.

Родители детей с церебральным параличом чаще всего вынуждены становиться кейс-менеджерами для собственного ребенка, то есть самостоятельно разрабатывать маршрут реабилитации, лечения, обучения и так далее.

При этом совершенно непонятно, на что опираться в своем выборе.

У них часто нет достаточных знаний, зато есть много методов, которые очень агрессивно продвигают себя на рынке, но эффективность и безопасность которых не имеет обоснований.

Нередко родители становятся жертвами распространенного мнения: эффективно то, что интенсивно, а значит — связано с болью, поэтому надо потерпеть.

Сначала мама стискивает зубы, у нее вырабатываются гормоны, связанные со стрессом, ей очень плохо, но через некоторое время организм начинает адаптироваться, постепенно она научается игнорировать чувства, которые возникают, когда нужно держать своего плачущего ребенка, и отворачиваться, когда ему больно.

Я говорю это без какого-то обвинения в адрес родителей, потому что понятно, что они хотят сделать что-то такое, что существенно изменит жизненную перспективу ребенка.

Родители рассуждают так: «Пусть лучше он меня ненавидит, но сможет жить сам…» Но результат в итоге все равно выходит другой.

А о том ужасе, через который приходилось пройти, и невозможно было отказаться, сегодня можно послушать в видеоблогах взрослых людей с церебральным параличом.

Чтобы избежать такой ситуации, необходимо грамотное раннее вмешательство специалистов, при котором реабилитация идет в спокойном режиме, по месту жительства, и помимо прочего поддерживается развитие привязанности и взаимодействия между родителями и детьми. Такого рода помощи пока очень мало, но, тем не менее, часть родителей, опираясь на эту или иную поддержку, постепенно начинает смотреть в будущее другими глазами, учится ориентироваться в рынке реабилитационных и образовательных услуг.

Некоторые родители могут найти внутри себя точку опоры, в частности благодаря какой-то любознательности, повышению своего уровня информированности и осмыслению полученной информации, и в конкретной ситуации могут понять, если специалист неправ, что он выражает всего лишь отдельное мнение, а не стопроцентную истину, и набраться сил ему ответить. Родители разные, некоторые сами просвещают специалистов и транслируют, что у них и их ребенка есть права, и с ними так обращаться нельзя, если получают в свой адрес неуважение.

Это очень сложно. Поэтому многие люди ищут профессионалов и сообщества родителей, каких-то союзников, которые бы разделяли их ценности. Таким образом создавая для себя жизненные опоры.

Обычно это не происходит очень быстро, но годам к 4-5, иногда к 8-9, становится понятно, как устроена жизнь с твоим ребенком и на что можно опираться, когда ты делаешь выбор.

 «А чего хочу я?»

Если вы долго заботитесь о любимом, драгоценном ребенке, очень много ваших усилий направлено на это и вы погружены в его проблемы, то организм перестраивается с ваших на его потребности.

Как краткосрочная стратегия это работает: когда близкому плохо, мы можем не есть, не спать какое-то время, не думать о работе и встречах с друзьями, пока все не наладится.

Но в случае с ДЦП, если ребенок все время нуждается в заботе, такой образ жизни превращается в привычку.

Может быть, в каких-то аспектах жизнь становится менее напряженной, но в ней нет места вопросам: «а что я сейчас хочу? может, я хочу просто пойти погулять?» Выбор между пойти погулять и позаниматься чем-то нужным для ребенка давно уже сделан в пользу позаниматься, потому что это «когда-то в перспективе сделает меня и ребенка более свободными».

Обязательно нужен какой-то кусок своей жизни! Я не встречала людей, которые могли бы продолжать долго существовать в таком режиме. Если все устроено так, начинается перерасход ресурсов.

Это может вылиться в то, что организм начнет реагировать на уровне серьезных проблем со здоровьем, панических атак, тяжелых нарушений сна. Самостоятельно в таком состоянии очень сложно пойти и обратиться за психологической помощью.

Обычно люди обращаются к медикам, а те, использовав весь свой арсенал, могут сказать: «знаете, на вас это не сильно работает, надо бы походить к психологу…»

У меня был такой потрясающий случай.

Мы в течение двух лет дважды в месяц встречались с родителями тех детей, которые ходят к нам в центр, но работали не по жесткому плану, а обсуждали то, что было для каждого актуально в этот момент, и я всегда начинала встречу с вопроса: «А что сейчас было бы для вас полезно, что бы вы хотели, о чем бы вам интересно было поговорить?» И вот как-то, уже далеко не на первом занятии группы, одна из участниц на меня посмотрела, как будто бы она только что проснулась, и сказала: «Я хочу тебе сейчас задать вопрос, только ты не обижайся. Тебе действительно интересно? Ты серьезно сейчас меня спрашиваешь?» То есть она вдруг задалась вопросом: я правда хочу с ней поговорить, или я это делаю из утилитарных соображений, потому что ее ребенок ходит к нам, я с ним работаю, и с ней я веду эти беседы, потому что ребенку будет от этого лучше? Я сказала: «Да, я действительно хочу знать, что тебе интересно как человеку». После этого, мне кажется, эти вопросы стали чаще звучать в ней самой и у нее стали появляться ее собственные жизненные задачи.

Проблема еще и в том, что у части людей вообще, может быть, никогда не было такого опыта, когда их мнение было важно.

Читайте также:  Витамины алфавит для детей: комплекс для максимального усвоения полезных веществ

Обсуждать и проговаривать 

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/zachem-roditelyam-detej-s-dtsp-psiholog-k-o-s/

Психологические особенности детей младшего школьного возраста с ДЦП

Психологические особенности детей с ДЦП проявляются достаточно рано из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то ребенок будет хорошо идти на контакт.

Задержка в развитии проявляется в образе психического инфантилизма, при котором страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Чем сильнее у ребенка проявляется детский церебральный паралич, тем сложнее ему адаптироваться психически и физически среди своих ровесников.

На развитие личности оказывает большое влияние социальная сфера, а преимущественно отношение родителей к ребенку и его недугу.

От уровня просвещенности семьи в вопросах общения с детьми с ДЦП зависит будет ли ребенок развиваться интеллектуально и физически или же затормозится на определенном уровне развития.

Так же большое значение оказывают так называемые биологические факторы, к которым относятся:

  • · степень тяжести заболевания;
  • · степень структурных изменений мозга;
  • · ограниченность дееспособности.
  • Детям с ДЦП предоставляется достаточно возможностей для развития (реабилитационные центры, центры досуга), но не каждая семья может себе это позволить.

Из-за сильных ограничений опорно-двигательного аппарата дети с детским церебральным параличом малоподвижны и поэтому способствуют поддержанию их относительно нормального состояния сбалансированное питание, массажи, занятия со специалистами. Это помогает сохранить психическую деятельность и поддерживать ее развитие.

Дети с менее выраженными дефектами вполне могут социализироваться. Если их движения не сильно нарушены, сохранен интеллект, присутствует предметная деятельность и они могут играть, то такие дети направляются для обучения в обычные школы и ведут вполне обычный образ жизни.

Процесс социализации детей с детским церебральным параличом усложняется тем, что общество не всегда готово принять их. Большинство родителей запрещают своим детям общаться с детьми, страдающими ДЦП из-за необоснованного страха. Из-за этого такие дети чувствует себя изгоями и их общение ограничивается родителями, врачами, медсестрами, социальными работниками, другими детьми-инвалидами.

Так как ребенок с ДЦП с ранних лет ограничен в общении, то у него не складываются привычные для нас понятия о морали и правилах поведения в обществе. В связи с этим его поведение может носить невротический характер:

  1. · постоянная тревожность;
  2. · агрессия;
  3. · необоснованные страхи, кошмары.

Большую часть времени ребенок с ДЦП проводит в замкнутом пространстве, что усугубляет проблему невротического поведения и ограничивает его возможности в познавании мира, так как он не выходит за пределы собственной комнаты.

В свою очередь это может привести к опасному состоянию – психической деривации, которое из-за особенностей психики ребенка с ДЦП будет развиваться стремительнее, чем у здорового ребенка.

Психическая деривация может привести к серьезному отставанию психического развития, деградации.

Такие состояния имеют особую опасность для детей с сильными ограничениями опорно-двигательного аппарата, так как те не могут позволить себе полноценное общение, не смотря на то, что интеллект может быть сохранен на достаточном уровне.

Таким детям нужно уделять особое внимание, заниматься с ними и в случае, если ребенок не может самостоятельно посещать школу или другое какое-либо учебное заведение, необходимо обеспечить обучение на дому, что позволит ребенку развиваться и получить образование.

Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача, который оценивает физическое состояние и психическое развитие ребенка и делает заключение, может ли он обучаться в школе. Затем необходимо определиться с типом школы.

Если состояние ребенка позволяет ему учиться в обычной школе, то ему предоставляется данная возможность.

Такие ученики вряд ли будут лучше всех, но закончить школу вполне могут и если им это удастся, то в дальнейшем можно пройти профессиональное обучение, а затем найти работу.

Если врач делает заключение, что тяжесть физического состояния или состояние психики не могут позволить ребенку посещать обычную школу, то родителям предлагают выбрать специальное учебное заведение. Крайне редко, при тяжелой форме повреждения нервной системы, детей с ДЦП признают необучаемыми.

Основными параметрами для оценки возможностей обучения являются личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей.

Личностные качества могут быть на достаточно высоком уровне и зависят от степени поражения мозга. Сохранность мозговой активности позволяет ребенку с ДЦП воспринимать весь спектр эмоций.

Обычно такие дети не теряют связи с реальностью, являются очень доброжелательными и сострадающими, но нередко у них проявляется психический инфантилизм. Он проявляется в личностных изменениях и связан с неравномерным развитием различных участков мозга.

Дети с ДЦП страдающие инфантилизмом в своих действиях стремятся к получению удовольствия, они не умеют различать свои и чужие потребности, у них полностью отсутствует чувство сопереживания.

Так как у детей с детским церебральным параличом очевиден недостаток общения в социуме, у них проявляется отсутствие предметной деятельности, они имеют смазанные представления о мире вокруг, своей роли, положении в нем.

Игровая деятельность имеет большое значение в формировании личности и психики детей с ДЦП. Ребенку необходимо все разъяснять до мельчайших подробностей даже в обращении с простыми игрушками, если правильно вовлекать ребенка в игру, оказывать ему поддержу, то это поможет овладеть ему множеством полезных навыков.

В 30-50% случаев заболеваний интеллект у детей, страдающих ДЦП, снижен. Что зависит, как уже говорилось ранее, от ответственности родителей.

Если они будут заниматься с детьми, развивать их, то ребенок будет расти интеллектуально и чувствовать себя более полноценным.

Но если оставить ребенка с сохраненным интеллектом без развивающих занятий, то уровень его умственных способностей начнет падать.

Дети с тяжелой формой ДЦП не понимают назначения игрового процесса и не способны поддерживать какое-либо общение. Это происходит из-за сильного повреждения центральной нервной системы. Детей с таким состоянием обучают элементарным правилам самостоятельного ухода насколько это возможно.

Важную роль в определении готовности ребенка с ДЦП к обучению играет его волевая готовность, которая подразумевает под собой, что ребенок 6-8 лет понимает важность и значимость учебного процесса, что он способен контролировать свои действия. Если же волевая готовность присутствует не в полной мере или отсутствует вовсе, то обучение в обычной школе невозможно.

Наиболее важная часть волевой готовности — наличие мотивации. Мотивации могут быть разнообразными, например: узнать что-то новое, освоить профессию, приобрести новые навыки. Психологические особенности малышей школьного возраста с ДЦП таковы, что для них не всегда ясна роль обучения, что является причиной отсутствия мотива.

У детей с ДЦП наблюдаются психоорганические расстройства, которые проявляются стертостью, нечеткостью личностных реакций, органической их окрашенностью.

Поэтому переживания собственного дефекта не всегда полностью осознаются в этом возрасте, они могут сочетаться с недостаточной критической самооценкой в целом. Младший школьник проявляет слабые волевые усилия для преодоления дефекта и завоевания равного или лидирующего положения в семье, школе.

Большое значение здесь имеют, помимо неблагоприятных условий воспитания, астения, апатические расстройства, адинамия, снижение уровня познавательной деятельности.

По результатам исследования детей младшего школьного возраста , больных ДЦП, которое проводили И. И. Мамайчук и Г. В. Пятакова в ЛНИДОИ им. Турнера в 1985-1988 гг., выявили такие особенности личности, как неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, легкая возбудимость, недостаточно адекватная самооценка.

Л. И. Баквин отмечал у младших школьников с ДЦП независимо от формы нарушения эгоцентризм, себялюбие, требовательность; он связывает это с тем, что развитие этих детей происходит в узком кругу, и они оторваны от общественной жизни.

С другой стороны, из-за непосильных требований родителей или, наоборот, из-за чрезмерного сужения опеки дети не уверены, несамостоятельны, испытывают постоянное чувство тревоги, собственной неполноценности.

У них могут возникать реактивная депрессия, тревога, апатия, негативные характерологические реакции и сдвиги в поведении.

Таким образом, дети младшего школьного возраста с детским церебральным параличом имеют немало психологических особенностей, изучение которых необходимо для улучшения качества жизни таких детей. Выше указанная информация позволяет оценить важность наличия полноценных пространственных представление для детей с ДЦП.

Источник: https://cyberpedia.su/6xb41d.html

Преодолеем вместе

  1. Усаживайте ребенка на занятиях и в повседневной жизни в соответствии с тяжестью заболевания с учетом рекомендаций невролога, инструктора по ЛФК.
  2. Следите за осанкой во время занятия, длительность которого должно быть не более 20 минут.
  3. Необходимо чередование положения ребенка за столом.

    Рекомендуется подбор щадящих положений (на животе, спине, сидя по-турецки).

  4. Особое внимание уделяйте развитию двигательных навыков, которые больше всего необходимы в жизни, и прежде всего – обеспечивающие ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность и самообслуживание.

  5. При затруднительном движении рук, выраженных нарушениях мелкой моторики кисти и пальцев, отрабатываются вначале отдельные действия: захватывание и удержание, перекладывание предметов из руки в руку и др., которые необходимы для конкретно отрабатываемого на данном этапе бытового действия.

    Обучение в этом случае осуществляется пассивно-активным методом, это взрослый как бы сам проделывает действия рукой ребенка: вкладывает предмет в руку ребенка, способствует его удержанию, направляет движение руки, развивая тем самым ощущение от движения, мышечный контроль.

  6. Подход к формированию навыков личной гигиены, самообслуживания должен быть максимально индивидуализирован в зависимости от двигательных возможностей Вашего ребенка.

    Обучение тому или иному навыку осуществлять на основе освоенного ребенком двигательного умения, полученного в результате лечения по восстановлению нарушенного движения, вовлекая в практическую деятельность, постепенно развивать до автоматизированного навыка.

  7. Если Ваш ребенок не говорит, то Вы должны знать жесты или другие знаки ребенка.

    Если нет системы знаков, то Вы должны разработать ее для ребенка. Очень хорошо подходит для детей с нарушениями ОДА метод PECS.

Основными методами по развитию речи ребенка являются действия с натуральными предметами и их изображениями, наблюдения на прогулках и экскурсиях, просмотр кинофильмов и диафильмов, беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, составление тематических альбомов, лото и т.д. Используйте фольклорный материал, богатый своей ритмичностью и музыкальностью, повторами (потешки, припевы, пословицы, хороводные песенки).

Ребенка нужно учить не реагировать на критические замечания по поводу его речи со стороны окружающих, особенно незнакомых людей. Вам следует показать, как можно вести себя в подобных ситуациях не реагировать на замечания и советовать ребенку продолжать спокойно заниматься своим делом.

При повышенном слюнотечении постоянно контролируйте положение рта ребенка и напоминайте ему о необходимости держать рот закрытым вне еды и разговора. Обучайте жеванию и глотанию во время еды с закрытым ртом.

  1. Прежде чем учить ребенка рисовать, лепить уточните у врача особенности двигательной функции рук. Например, аппликация доступна ребенку, имеющему низкий уровень графических (рисование) возможностей вследствие поражения рук, поэтому использование трафарета будет способствовать развитию правильного движения, и это позволит расширить графические возможности ребенка с пораженными руками.

При отработке движений одной руки важно следить за тем, чтобы не появлялось оральных синкинезий (содружественных движений в лицевой мускулатуре) и содружественных движений в другой руке, чтобы все движения осуществлялись под контролем зрения.

Если ребенок не может удержать кисть и карандаш, то рисунок он выполняет пальцем, обмакивая его в краску. Очень полезно для рук занятия лепкой.

Бережно относитесь к детским работам, сохраняйте их, чтобы Ваш ребенок мог видеть положительные результаты своего обучения и лечения.

Для снижения гиперкинезов (насильственные, непроизвольные, т.е. независимые от ребенка движения) необходимо воспользоваться такими приемами, как крепкое сжатие кисти руки ребенка (в отдельных случаях требуется на руку ребенка надеть браслеты — утяжелители).

  1. Учитывайте быструю утомляемость ребенка, поэтому обучайте его на доступном материале, чтобы он мог увидеть результат своей деятельности. В ходе занятий, игр, различных упражнений необходимо применять различные формы поощрения ребенка.

Постепенно развивайте у ребенка правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям.

В зависимости от Вашей реакции и поведения ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Отношение родителей и членов семьи к ребенку должно быть позитивным, доброжелательным, но не жалостливым.

Источник: Сайт для родителей особых детей Челябинской области. (http://ovz.ipk74.ru)

Источник: https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/rekomendacii-po-vospitaniyu-rebenka-s-dcp-v-usloviyax-semi/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]