Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста: информация для родителей

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ Свидетельствоо создании электронного портфолио Грамота заинформатизацию образования Рецензияна любой материал бесплатно Видеоурокипо быстрому созданию эффектных презентаций
×

Психология для родителей.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ Именно вОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 3­4 ЛЕТТри года ­ очень важный этап в жизниребенка. возрасте 3­4 летформируются основы будущей личности,закладывается «фундамент» физического,умственного, нравственного развития ребенка.Для успешного формирования личности ребенкародители должны правильно руководить им. Ноотношения в этом возрасте должныскладываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинаетсяформирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно,чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у негосформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок.Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будетформироваться в положительном ключе.В возрасте 3­4 лет начинается четкое осознание ребенком, кто он и какой, он.Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мирмалыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но втоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляетнетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытаетсянастоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенкубольше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него ещенедостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте егонеправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание бытьсамостоятельным.Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоватьсяэтому.Развитие психических процессов у ребенка 3­4 летПроисходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Вниманиеостается непроизвольным. Ребенок 3­4 лет может удерживать его 10­15 минут, ноесли занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он можетуделить ему гораздо больше времени.Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенокзапоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем какположительных, так и отрицательных моментов.Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно­действенным, но кчетырем годам начинает формироваться наглядно­образное мышление. Ребенок уже

1

пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находитьотличия между предметами, делать простейшие выводы.Продолжает активно развиваться речь.Трехлетний малыш может говорить фразами ипредложениями, умеет выражать словами своижелания, мысли и чувства. В три года малышдолжен уметь называть свое имя и возраст.

Ребенок способен воспринимать короткиерассказы без картинок. Малыш интересуетсязначением различных слов, развивается словарныйзапас ребенка.К четырехлетнему возрасту великапотребность ребенка в общении со сверстниками.В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать опростых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающийпредмет предметами­заменителями, например, ложку может заменить палочкой,тарелку ­ баночкой.Игра ­ основной вид деятельности ребенка 3­4 летВедущая деятельность ­ игра. Значение игры для детей 3­4 лет чрезвычайновелико.

В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками ипредметами­заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие неболее 1­2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.В три года детям доступны гендерные роли: девочка­женщина, мальчик­мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людейпо половому признаку.

Начинают проявлять интерес к представителямпротивоположного пола.Для малышей 3­4 лет характерна высокая двигательная активность. Следуетформировать такие физические качества, как координация движений, скорость,гибкость, выносливость.Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личностии индивидуальности. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: онстремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей безпомощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может незлиться на них из­за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственнаявнутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения иинтересом к миру взрослых. Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется впостоянной готовности к деятельности.

2

Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критическиоценить результаты своего труда. Более четко может представить результат,сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки егообследования.

Его восприятие приобретает способность более полно отражатьокружающую действительность. К 4­м годам начинает формироваться наглядно­образное мышление. Другимисловами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета,перенос ситуации «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3—4 года преобладаетвоссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы,почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитиивоображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор.

Для детей этого возрастахарактерно смешение элементов из различных источников, смешение реального исказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоциональнонасыщены и реальны для него.Память дошкольника 3 ­ 4­х лет непроизвольная, характеризуется образностью.Преобладает узнавание, а не запоминание.

Хорошо запоминается только то, что былонепосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоциональноокрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком­тоодном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущемэтапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние про­должает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.В 3­4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группесверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько «Практикум для детского психолога»

3

Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь.4

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/konsultatsiya_dlya_roditelej_psihologicheskie_osobennosti_rebenka_3_4_let-175331/200061

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей «Особенности развития детей младшего дошкольного возраста»

Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 г. Няндома Архангельской области. Описание статьи: Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект консультации для родителей, которая будет полезна педагогам ДОУ. Данный материал можно использовать как тему для родительского собрания во 2 младшей группе. Проводя консультации для родителей, я стараюсь использовать как можно меньше терминов, заумных слов и предложений, предпочитаю говорить просто, приводить примеры из жизни и активно привлекать родителей к диалогу или, так называемому, живому общению. Родители полноправные участники собрания и вполне могут комментировать то, что услышали на консультации, а также вносить какие-то свои идеи, находки, делиться опытом. Собрание проходит в доброжелательной обстановке.

Цель консультации: Повышение психолого — педагогической компетентности родителей.

Ход консультации: Психолог (педагог): Уважаемые родители! Я рада вновь приветствовать Вас на родительском собрании, сегодня мы поговорим об особенностях развития детей 3-4 лет. Сначала я коротко напомню Вам основные моменты в развитии детей данного возраста.

1. Игра – это основа детского познания и опыта, а также ведущий вид деятельности ребенка

В игре дети познают мир, учатся на своем собственном опыте через пробы и ошибки, через повторение и подражание. Занятия с детьми 3-4 лет включают в себя игру, активные исследования и движения, ребенок развивается физически, творчески, интеллектуально.

2. Самостоятельность «Я сам»

Психическое развитие детей на четвертом году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, то есть дети стремятся к самостоятельности. Уважаемые мамы и папы, дайте своим малышам возможность максимально развивать эту способность. Пока Ваше чадо будет занято проявлением самостоятельности, а именно помощью по хозяйству: мытьем посуды, полов, мелким «ремонтом» папиными инструментами «нужных» вещей, приготовлением пищи, Вы сможете слегка отдохнуть, потому что ребенок не будет надоедать бесконечными просьбами, капризами и потягиваниями за халат. Детям в этом возрасте очень нравится стряпать пирожки, мыть овощи, готовить фруктовые салаты; ремонтировать с папой машину; принимать собственные решения; одним словом, чувствовать себя нужным. Даже если он что-то делает не так и Вам очень хочется вмешаться и переделать, удержитесь от этого порыва, приходите на помощь тогда, когда ребенку это нужно, или спросите «Ну как, получается? Помощь нужна? », если «Нет», дайте ему возможность продолжить, а затем — похвалите его и обязательно поощрите. 3. 3-4 года – это кризисный возраст Возраст эмоций, как положительных, так и отрицательных. Главное, помнить о том, что кризис неизбежен, он должен быть, потому что ребенок, как и в любом другом кризисном возрасте, переходит на новую ступень развития, он перестраивается, чуть по-другому воспринимает окружающий мир — это нормально, так должно быть, нужно просто быть морально готовыми к этому. Проявляйте больше положительных эмоций, чаще улыбайтесь, уделяйте больше внимания вашим детям и тогда отрицательных эмоций будет гораздо меньше. Помните, какой эмоциональный посыл Вы дали ребенку – такой он к Вам и вернется.

  • 4. Взрослый – образец поведения, промежуточное звено между ребенком и окружающим миром
  • 1. Данные антропометрии
  • Усиленный обмен веществ
  • 2. Костная система
  • 3. Сердце, легкие
  • 4. Нервная система
Читайте также:  Как научить ребенка читать быстро и правильно: эффективные способы занятий с детьми

А самый важный взрослый – это родитель. Взрослые руководят и вдохновляют учение, познание мира, обеспечивая ребенку безопасное окружение, которое будет поддерживать его эмоционально. Отношениям с людьми придается особое значение. Это существенный вклад в опыт ребенка. Главной фигурой для детей четвертого года жизни продолжает оставаться взрослый, ибо дети практически во всем еще зависят от него. И помните, что дети — это маленькое отражение родителей, посмотрите на ребенка и поймете, что нужно изменить в себе. Дальше, если нет вопросов по 1 части консультации мы переходим ко 2 части: физическому развитию детей. Возраст 3-4 года – это период первого округления. Рост ребенка составляет примерно 95-100 см, вес примерно 15 кг. Что же в этот период мы можем наблюдать?! То есть все процессы в организме проходят довольно быстро, ребенок очень быстро растет, его организм должен очень быстро перестраиваться, следовательно, первое, что ему нужно – это регулярное питание и высококалорийная пища. Здесь лучше ориентироваться на режим питания детского сада и по частоте и по времени и по содержанию. Уважаемые мамы и папы, обращайте внимание на меню, оно составляется диет сестрой, которая учитывает все потребности растущего организма. Второе обязательное условие: детям необходимо достаточное количество кислорода. Каким образом наши дети его могут получить? через прогулки на свежем воздухе и частое проветривание помещения. Замедлено окостенение кистей рук, берцовых костей, костей позвоночного столба. На данный момент преобладает хрящевое строение. Дети достаточно гибкие, они могут и пальцы ног до рта дотянуть. Что в этом возрасте рекомендовано? Должна преобладать общая двигательная активность, то есть ребенок должен много двигаться, бегать, прыгать, резвиться, кричать – высвобождать энергию (организм растет, обмен веществ ускоренный, значит и энергии много) – этот выброс энергии необходим для нормального самочувствия. Если ребенка день, второй, третий одергивать и говорить «не бегай, не скачи, сядь, посиди», то на четвертый день он Вам устроит «мамаево побоище», а Вы с удивлением будете задавать себе и ему вопросы «Взбесился что ли?». На самом деле все просто: произошло накопление нерастраченной энергии, а значит рано или поздно «прорвет». Далее, будет очень полезно для ребенка, если Вы займетесь развитием его крупной и мелкой моторики. Ребенку нужно производить как можно больше движений и манипуляций руками, пальцами. Пусть он играет в мяч, ловит рыбок удочкой, достает из коробки игрушки щипцами для белья, играет в детские конструкторы, заворачивает и разворачивает игрушки в бумагу, играет в снежки, работает с пластилином и тестом, рисует, словом все, на что хватит его и Вашей фантазии. Также в этом возрасте очень важно сохранять правильную позу ребенка. Обратите внимание на осанку, когда ребенок сидит (рисует, лепит, ест), его спина должна быть слегка прижата к спинке стула. Посмотрите, как ребенок спит. Спать он должен тоже более менее прямо, не важно на спине или боку. Частота сердечных сокращений снижается до 100 – 130 уд/мин., дыхание поверхностное, неровное, частое. Здесь нужно обратить внимание на гигиену прогулок, гимнастику, водные процедуры. Вода хорошо снимает напряжение, успокаивает. Детям очень нравятся игры – «переливалки» из одной емкости в другую, проверять, что в ванне с водой тонет, а что нет, создавать пену губкой и многое другое. Быстрое образование нервных волокон – проводящих путей нервной системы, строение и количество нервных клеток характерно как для взрослого человека. Рекомендовано всестороннее и систематическое развитие познавательной деятельности. В этот период ребенок требует особого внимания к сфере познания, к своим вопросам, он интересуется абсолютно всем и старается вытянуть из Вас как можно больше информации. Не зря этот возраст называют возрастом почемучки. За этот год Вы сможете вложить в ребенка без особых усилий самый большой объем информации. В последующие годы его мозг будет вмещать в себя гораздо меньше. Это особенность ребенка 3-4 лет. Уважаемые мамы и папы, скажите, пожалуйста, есть ли у Вас ко мне вопросы по теме консультации? Дальше родители могут задавать вопросы и предлагать темы следующих консультаций.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание, я очень надеюсь на то, что этот материал будет полезен в Вашей работе. Хочу немного настроить начинающих педагогов: родители могут задавать уточняющие вопросы по любому пункту выступления, поэтому нужно быть чуточку больше осведомленным во всех этих вопросах, чем написано в конспекте. Удачи, успехов и взаимопонимания в работе с родителями.

Памятки для родителей Советы родителям пятиклассников Консультации для родителей младшей группы на тему: Адаптация детей в ДОУ Развитие речи и мелкая моторика рук

Татьяна Михайловна Попова # 19 апреля 2014 в 21:23 +1
Вы молодец!Очень трудоемкая работа!Я бы еще к этому тексту добавила презентацию, лучше для восприятия будет.
Ирина Владимировна Корелова # 19 апреля 2014 в 21:34 +1
Татьяна Михайловна, спасибо за комментарий. Для родителей у меня есть и раздаточный материал и наглядность, здесь только конспект.
Людмила Алексеевна Иманова # 19 апреля 2014 в 21:33 +3
Ирина Владимировна, ваша статья многого стоит!Обязательно нужно проводить такие консультации с родителями. Дети — это маленькое отражение родителей, посмотрите на ребенка и поймете, что нужно изменить в себе.Взрослые руководят и вдохновляют учение, познание мира, обеспечивая ребенку безопасное окружение, которое будет поддерживать его эмоционально. Отношениям с людьми придается особое значение.Дети видят, как родители общаются с другими людьми и впитывают, как губки. Это существенный вклад в опыт ребенка. Главной фигурой для детей четвертого года жизни продолжает оставаться взрослый, ибо дети практически во всем еще зависят от него.Большая часть информации у ребёнка накапливается именно в семье.Поэтому детский садик, школа…это хорошо, но главное СЕМЬЯ, многое, если не всё идёт с семьи. Спасибо ВАМ, Ирина Владимировна за актуальную консультацию.
Ирина Владимировна Корелова # 19 апреля 2014 в 21:40 +1
Людмила Алексеевна, очень рада Вашему вниманию и таким подробным м. Конечно презентация хорошо, но, Вы правы, нет возможности вставить. Желаю успехов в работе.
Ирина Владимировна Корелова # 19 апреля 2014 в 22:13 +1
Спасибо.
Галина Александровна Иванченко # 19 апреля 2014 в 22:01 +2
Ирина Владимировна, благодарю Вас за интересную и полезную статью. Очень важно родителям сообщать о том, как их малыш развивается, на что необходимо обратить внимание при общении с малышом, в какие игры с ним лучше поиграть. Спасибо за Ваш труд. Обязательно использую этот материал в своей работе с родителями.
Наталья Михайловна # 19 апреля 2014 в 22:39 +3
Ирина Владимировна, спасибо за консультацию. Текст продуман, последователен и полезен своей информацией для родителей. Родителям просто необходимо знать о психическом и физическом развитии детей. На каждом возрастном этапе развития есть свои особенности, о которых надо рассказывать. Просвещение относится к профилактическим мерприятиям, позволяющим предупредить те или иные затруднения в вопросах воспитания и обучения детей. Данная консультация позволяет сориентировать родителей на изменения в развитии детей 3-4 лет. Особенно важна первая часть консультации, которая раскрывает ситуацию развития, обращает внимание на развитие важных качеств этого возраста, а так же кризис возраста. Зная особенности возраста, родители своевременно могут перестроить свои взаимоотношения с ребенком. Что особенно важно для этого возраста. Потому как ребенок уже находится на другом возрастном этапе развития. Ждем консультации для других возрастов. Успехов!
Читайте также:  5 6 месяцев: развитие ребенка и уход за ним без ошибок
Ирина Владимировна Корелова # 20 апреля 2014 в 08:21 +3
Спасибо, Наталья Михайловна, Ваши комментарии всегда такие содержательные, по ним можно подводить итог работы, это говорит о Вашем высоком профессионализме. С удовольствием принимаю Ваше предложение о продолжении цикла консультаций для других возрастов. Удачи!
Виктория Александровна Рыбак # 20 апреля 2014 в 10:35 +2
Ирина Владимировна, спасибо за консультацию. Очень интересно было прочитать, очень полезная информация. Желаю успехов в работе.
Али Алиевич # 20 апреля 2014 в 20:06 +4
Очень нужная и полезная работа. И вот почему… Идеи Марии Монтессори, замечательной учительницы, психолога, физика, врача о том, что, оказывается, ребенок в разные периоды своей жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности, неизвестны многим-многим родителям. Есть «чувствительные» периоды развития речи (до 6лет), восприятия порядка (до 3 лет), движения и действия (до 4 -5 лет), развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Как говорят в народе: «Предупрежден — значит вооружен».
Ольга Анатольевна Щавелева # 21 апреля 2014 в 13:52 +1
Ирина Владимировна, спасибо за готовую консультацию. Очень ёмко и доступно всё излагаете. Вы молодец — затронули все аспекты развития ребёнка, но на мой взгляд самое главное, что вы обращаете внимание родителей на их роль в воспитании детей. Ведь если не мама и папа, то кто подаст пример своим чадам.
Наталья Алексеевна Петрова # 29 апреля 2014 в 20:15 +1
Очень полезная информация и для родителей и для некоторых педагогов. Все подробно описано про этот возраст. Спасибо за готовую консультацию. Молодец.
Наталья Николаевна Болотина # 30 апреля 2014 в 21:57 +1
Ирина Владимировна, спасибо за консультацию. Очень трудоемкая работа. Данная консультация позволяет сориентировать родителей на изменения в развитии детей.
Сидорова Зоя Григорьевна # 29 июня 2014 в 08:57 +2
Работа с родителями — важный и трудоёмкий процесс. Подобрать нужные слова, важные сведения — основное для педагога и родителей. Порой трудно найти общий язык с нынешними родителями, но они чувствуют опытного педагога и доверяют ему. Материал консультации говорит о том, что Вы деятельный небезразличный человек, к Вашим словам родители прислушиваются. Успехов во всём!

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vladimirovna-korelova/konsultacija-dlja-roditelei-osobenosti-razvitija-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Консультация для родителей Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей: «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста»

Наверно, многие родители задаются вопросом, ребёнок в возрасте от 2 до 3 лет – какой он? Конечно, мы можем думать, что ребёнок он такой же, как мы, только маленький. И с одной стороны это правда.

В том смысле, что маленький человечек достоин внимания и уважения своих прав и желаний в не меньшей степени, чем любой взрослый.

С другой стороны, чтобы мы имели возможность действовать, исходя из насущных потребностей ребёнка, мы должны понимать, что происходит у него внутри, как устроена его психика. А устроена то она пока несколько иначе, чем у взрослого.

Вот, например, у ребенка в этом возрасте абсолютно иное восприятие времени. Если говорить точнее – восприятия времени у ребёнка пока что просто нет. Для него существует только настоящее. Важно только то, что происходит прямо здесь и сейчас.

Ребёнок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Все ваши попытки апеллировать к ближайшему будущему пока что просто не воспринимаются.

Он не способен огорчиться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему ещё не скоро подарят.

В этой связи вспомним наших малышей в их первые дни в детском саду. Когда расставание с мамой – трагедия. И, что самое главное, утешения вроде: «Я скоро вернусь» или «Мама скоро придет» — не могут успокоить малыша.

Он здесь и сейчас остро переживает боль разлуки, а будущего для него не существует пока (не в прямом смысле, конечно, но в его восприятии реальности). А как только мама уходит – ребёнок скоро успокаивается.

Расставание ушло в прошлое, оно не вспоминается, острота переживания спадает.

В возрасте 2 лет ребёнок, конечно, уже не так зависим от мамы, как это было, скажем, в год. До возраста одного года существование ребенка отдельно от матери биологически, скажем так, мало возможно. Мать является для него источником питания, тепла, заботы.

И малыш в это время ощущает себя с матерью одним единым целым, не представляет себя от неё отдельно. Сила этой привязанности в 2 года ослабевает, но всё равно остаётся достаточной.

Ребёнок сейчас очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в их поддержке, участии, участии. Они для него – гарантия безопасности. Он ждёт от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решению любой стоящей перед ним задачи.

Сверстники пока ещё не представляют для особого интереса, дети в этом возрасте играют «рядом, но не вместе».

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/rabota-s-roditeljami/244624-konsultacija-dlja-roditelej-psihologicheskie-

"Психологические особенности дошкольного возраста (от 4- 5 лет)"

  • Психологические особенности
  • дошкольного возраста (от 4- 5 лет)
  • Ведущая потребность – познавательная активность.
  • Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
  • Ведущая функция – наглядно-образное мышление.
  •  Особенности возраста:
  • речь начинает выполнять контролирующую функцию;
  • усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре);
  • повышенная познавательная активность;
  • продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником;
  • интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка;
  • усложнение сюжетно-ролевой игры;
  • появление осознанности собственных действий.
  1. Новообразования:
  2. — контролирующая функция речи;
  3. — появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре;
  4. — появление элементов произвольности;
  5. — появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
  6. Рекомендации для взрослых:
  7. — создавать условия для развития творческого воображения;
  8. — продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил;
  9. — создавать условия для проявления познавательной активности;
  10. — способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости;
  11. — создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
  12. Психологические особенности детей 4-5 лет

    У детей в этом возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности.

Мышление

    В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

    Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

     В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:

  • — складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей
  • — складывает из кубиков целостную картинку
  • — собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок
  • — конструирует из лего по образцу
  • — собирает по схеме узор мелкой мозаикой
Читайте также:  Периоды развития ребенка: как внешние факторы влияют на взросление

Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.

Память

    Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная.

В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.

Внимание

     Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Игры

   Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 — 5 лет дети называют роль до начала игры.

Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.

Взаимоотношения

    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Воображение

   Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте.       Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует

Движения

      Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Творчество

    Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным.

Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

     Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

     Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Речь

       В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

       Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

      Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю «почемучками».

Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения — познавательный.    Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.      Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов. Появляются сложные предложения.

К пяти годам все звуки кроме Л,Р.

Ребенок способен пересказать сказку, прочитать стихотворение.

внимание + память +мышление + речь = Умный ребенок.

Если ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?

Причины речевых нарушений:

  • Патология беременности
  • Родовая травма
  • Заболевания в первые годы жизни
  • Анестезия
  • Анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата
  • Наследственные факторы
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия

Основания для беспокойства:

  • Грубые грамматические ошибки
  • Грубые дефекты звукопроизношения

Как развивать речь малыша?

  • Следите за своей речью: говорите выразительно и внятно;
  • Ограничьте влияние телевизора и компьютера;
  • Ежедневно читайте ребенку книги;
  • Побуждайте к пересказу прочитанного;
  • Поощряйте речевую активность ребенка, стремление задавать вопросы;
  • Играйте с ребенком;
  • Не подражайте неправильному произношению ребенка;
  • Создайте комфортный психологический климат.

    В этом возрасте можно играть с ребенком во всякого рода словесные игры. «Скажи наоборот», «Мама потерялась», «Доскажи словечко» и другие. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать.

Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком, пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг.

Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с шутками, с юмором, ребенок с удовольствием будет заниматься.

Ваша речь – образец для подражания!!!

Источник: https://sad33zhlobin.schools.by/pages/psihologicheskie-osobennosti-doshkolnogo-vozrasta-ot-4-5-let

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) — презентация

1 Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

2 Качественно новые черты: Формирование личности ребенка; Формирование деятельности ребенка

3 Ведущий вид деятельности — игра Начинают формироваться игры с правилами Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.

Ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, Ребенок охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки.

В игре, продуктивных видах деятельности происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

4 Восприятие и воображение Ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Восприятие отражает окружающую действительность. Усваивает сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. предметов.

Преобладает воссоздающее воображение; Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребёнка, его кругозор. Характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного.

Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

5 Мышление Преобладающая форма мышления – наглядно-образное.

Ребенок способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

6 Память и внимание Память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание.

Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Внимание ребенок не способен длительное время удерживать на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

7 Эмоции Резкие перепады настроения; Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта; Оказывают влияние взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; Эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

8 Речь Высокая речевая активность Значительно увеличивается запас слов Словарь содержит все части речи Появляются элементарные виды суждений об окружающем

9 Поведение и общение Поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, с ориентацией на оценку родителей и других взрослых.

Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами.

Могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.

10 Задачи развития и воспитания: 1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены. 2.

Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности. 3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению. 4. Обогащение опыта самопознания дошкольников. 5.

Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

  • 11 Кризис 3 х лет
  • 12 Признаки кризиса 3х лет: Негативизм Упрямство Строптивость Своеволие Протест-бунт Симптом обесценивания Деспотизм
  • 13 Как поддержать ребенка? Позвольте малышу быть самостоятельным Расширьте права и обязанности ребенка Придерживайтесь одной линии воспитания в семье Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку Используйте игру и приемы отвлечения для сглаживания кризисных вспышек Любите ребенка Следите за своим поведением и словами в присутствии ребенка

Источник: http://www.myshared.ru/slide/330198

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]