Если Вы хотите, чтобы ребенок вырос успешным и счастливым, его обязательно нужно развивать творчески. И для этой цели разработаны специальные методы, которые стоит взять на вооружение.
Особенно это касается дошкольников. С четырех лет у них развивается логическое мышление, они переходят рубеж того возраста, когда все было неосознанным. И именно сейчас ум вашего ребенка – хорошая почва, в которую пора сажать семена успеха.
Методы и приемы творческого развития ребенка
Метод аналогий и альтернатив
Цель этого приема – развитие творческого вариативного мышления у ребенка.
Вы даете ребенку задание, в ответ на которое он должен:
— придумать все возможные альтернативы ее решения. То есть, разработать множество возможных идей, которые могут быть реализованы как решения.
Например, как добраться до замка принцессы, который стоит на горе? Пешком, прилететь на шаре, прорыть тоннель.
— придумать решения по аналогии. То есть, если вы с такой задачей еще не сталкивались, то можно рассмотреть схожие задачи из опыта, и применить решения, которые к этим задачам применялись.
Например, как построить большой песочный замок? Мы помним, что домики из лего строятся постепенно из отдельных деталек. Значит, замок из песка мы можем построить тоже постепенно, а вместо деталек у нас будут горсти песка в ладошках.
Что дает метод:
- Развивает способность мыслить масштабно
- Начальный опыт по выстраиванию логических связей
- Нестандартность мышления
- Развитие памяти и причинно-следственных связей
- Гибкость ума
3-5 вариантов решений ребенок придумает сразу, и еще 3-5 после обсуждения с вами.
Как быстро будет результат? Если вы будете заниматься регулярно, то буквально через 2-3 занятия уже заметите, что ребенок «вошел во вкус» и у него уже действительно хорошо получается.
Как и когда заниматься? Желательно, чтобы у вас был график. Но если нет времени совсем, то занятия вполне реально проводить, например, за завтраком или по дороге в садик.
Из личного опыта: прием очень помогает ребенку в дальнейшем. Решать задачи в школе ему будет в разы проще. Как правило, такие дети учатся на «отлично».
Метод образно-понятийного мышления
Этот прием развития связан непосредственно с творческим мышлением дошкольника.
Как работать: сначала вы рассказываете ребенку о свойствах, форме, назначении предмета. Даете тактильный контакт. Потом через время спрашиваете, какой это предмет.
Пример: показываем лимон. Он кислый, желтый, ароматный, прохладный, продолговатый, с пупырышками с двух сторон. Нужен для лимонада, добавляется в чай, помогает при простуде. Растет на дереве.
Что дает метод:
- Развитие ассоциативной памяти
- Вырабатывается системное мышление
- Глубокое запоминание на подсознательном уровне
- Вырабатывается цельность мысли, единство запоминаемого образа
- Развивается воображение
Как быстро будет результат? Мгновенно.
Как и когда заниматься. Зависит от наличия нужного предмета. Для начала «изучите» все, что есть у вас дома. ????
Из личного опыта: прием очень увлекательный. Вам самим скучно не будет точно.
Какие еще есть технологии для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Метод угадывания
Ставится задача, с которой ребенок раньше не сталкивался.
Опыта нет, как и возможности пробовать и выстраивать оптимальное решение. Ситуация неопределенности.
Что дает?
- Включаются глубинные механизмы психики
- Развивается природная интуиция
- Вырабатывается стрессоустойчивость
Например, рисунок с тремя дорогами. Одна темная, с летучими мышами. Вторая зеленая, но с едва заметным болотом и красивыми хищными цветами. Третья – обычная, с птичками. Ребенку нужно выбрать по заданию: дорогу, которая ведет к колдунье, дорогу в царство Водяного или безопасную дорогу домой.
Как быстро будет результат? Зависит от психики ребенка и вашей способности найти к нему подход.
Как и когда заниматься? Как только появляется дело, с которым ваш малыш еще не сталкивался.
Метод заметок
Прием довольно прост. Вы носите с собой блокнот и ручку. И все интересные мысли вашего ребенка записываете.
- При этом он знает, что вы записываете именно его идеи и высказывания, что это нужно.
- Если ребенок уже умеет писать сам – просто помогите ему, чтобы он это делал регулярно.
- Что дает:
- Превращение импульсивного потока мыслей в четкий поток образов
- Вырабатывается привычка структурировать свои мысли и деятельность
- Создается четкая логическая связь между сознанием, генерирующим идеи, и его физической реализацией
- Происходит резкий скачок качества и количества творческих мыслей
Как быстро будет результат? Через 5-7 регулярных занятий.
Из личного опыта: ребенок довольно быстро привыкает, глубже понимает суть вещей и в дальнейшем сам способен давать оценку своим идеям. Но этот метод скорее подойдет детям чуть постарше.
Метод мозгового штурма
Самый «модный» современный прием творческого развития ребенка. Прием хорош тем, что допускает полную свободу мысли. Работает на основе полного запрещения критики. Идеи выражаются свободно, любые, самые фантастические и нелогичные.
Что дает?
- Высокую умственную активность
- Активизацию творческого мышления, ассоциативной памяти, логики и фантазии
Как быстро будет результат? Мгновенно.
Как и когда заниматься? Лучше делать регулярно в группах. Обычно на мозговой штурм выделяется немного времени. Если работа в группе – по две минуты на одно выступление.
Когда процесс пошел, – через короткое время происходит «взрыв» — своеобразный пик, когда идеи у участников появляются быстро и в большом количестве.
Из личного опыта: дети обычно испытывают восторг от свободного полета своих идей и потом еще долго переживают повышенные эмоции.
Итак, мы с вами рассмотрели основные методы развития творческого мышления детей. Каждый из приемов – особенный. И каждый помогает развиваться вашим дошколятам.
Главное:
-
- заниматься регулярно
- чередовать виды занятий
- получать удовольствие
Это очень важно регулярно подбрасывать в топку детской фантазии новые игры и упражнения.
Получите в Подарок — книжку «Развиваем мышление. Игры с детьми 5-7 лет»
Полезные статьи по теме:
Творческие дети. Как и когда начинать уроки творческого развития детей?
- ТОП-10 способов развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
- Сочиняем сказку сами. 5 простых шагов для мамы с папой
- Развиваем словесно – логическое мышление. Готовимся к школе
Источник: http://creative-skills.ru/5-sovremennyh-metodov-dlya-bystrogo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnika/
Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста — задача родителей и педагогов. Творчество не может остаться незамеченным: оно несет в себе особую энергетику, которая заставляет взглянуть на мир по-новому. Творческие профессии всегда востребованы.
Целеустремленные актеры, певцы, художники находят место под солнцем и с радостью реализуют свой потенциал. Творческие способности дошкольников заслуживают особого внимания: возможно, ребенок всерьез задумывается над тем, чтобы посвятить жизнь креативному ремеслу.
Но родители чаще акцентируют внимание на развитии мышления и памяти у своего чада, это правильно, но развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста тоже необходимо.
Почему нужно развивать фантазию и творческие способности?
Творческие способности детей-дошкольников должны проявляться в полной мере. Ребенку не обязательно становиться актером, художником или певцом: фантазия и креативность пригодятся для решения жизненных задач.
Творческая активность в первую очередь позволяет самовыражаться. Если у малыша уже есть любимое хобби, то это очень хорошо. Каждый ребенок индивидуален, и творческое развитие дошкольников происходит по-разному.
Одни дети охотно берутся за новые начинания, другие капризничают и отказываются от игр, которые предлагают родители. Логика малыша может быть интересной и даже нестандартной: здесь все зависит от природных особенностей.
Выявление творческих способностей очень важно: они также помогают в развитии памяти и мышления. Роль творческих игр для дошкольников нельзя переоценить. Они направлены на то, чтобы ребенок смог лучше усваивать школьную программу.
Дети с развитым воображением проще воспринимают окружающий мир, главное — не подавлять их инициативу.
Что подразумевает понятие творческие способности?
Если у ребенка развиты такие способности, он с интересом познает окружающий мир. Развитию творчества у дошкольников способствует нестандартный взгляд на обыденные вещи.
Родители должны прививать тягу к новым знаниям, можно использовать игры. Ребенок, в котором есть задатки творческой личности, стремится удивить окружающих.
Если у малыша развито воображение, ему легче применять знания на практике.
Креативные способности можно развивать с 3-х лет, в дальнейшем нужно совершенствовать приобретенные знания. Родители часто подавляют творческий потенциал, смеясь над его выдумками.
Если кроха выдвигает какую-то на первый взгляд странную идею, мама тот час пресекает ее, а это влияет на самооценку. Необходимо поддерживать ребенка в его начинаниях.
Родителям стоит осознать, что фантазия является специфической особенностью, и без нее не возможно в полной мере развивать мышление.
Малыш должен фантазировать: не следует мешать ему! Если он искренне верит в добрую фею или волшебника, нужно согласиться с таким убеждением и сказать, что фея и волшебник действительно существуют. Ребенок может воображать картинки и озвучивать их, в этом нет ничего страшного.
Все особенности развития творчества проявляются в возрасте 3-4 лет. Родители могут слышать разные небылицы от своего чада, здесь нужно выбрать правильную тактику поведения. Если фантазии крохи связаны с добрыми персонажами, следует хвалить его.
Не разрушайте воображаемый мир ребенка, если в нем присутствуют добрые персонажи, и вы видите, что малыш комфортно себя чувствует.
Развитию творческой активности дошкольников должны способствовать именно родители. Маме и папе нужно изменить свой образ мышления, возможно, поверить в чудо. Если у родителей развиты креативные способности, им будет проще привить малышу креативное мышление. Если малыш — прирожденная творческая личность, он будет по-другому смотреть на обыденные вещи.
Например, если показать 5-летнему ребенку картинку с чайником, он может сказать, что это кит. В данном случае можно судить о творческом мышлении. Родителям стоит задуматься над проявлением такого таланта.
Малыш в возрасте 5 лет не желает воспринимать общепринятые понимания вещей, скорее всего, он будет воображать что-то новое, интересное. Если родители будут вести себя скованно, им не получится развить творческие способности у ребенка.
Взрослым нужно играть с детьми: во время игры должна проявляться творческая активность.
Как развить творческое мышление?
Время от времени нужно нарушать общепринятые правила и становиться ребенку другом, а не родителем. Для взрослого это будет приятной психотерапией, с помощью которой удастся избавиться от стресса.
Творческие способности детей дошкольного возраста развиваются стихами, сказками, лепкой, рисунком, различными познавательными играми. Можно рассказывать по 1-2 рассказа в день, придумывать новые растения, животные. Ребенку будут интересны загадки, причем родители могут сами их придумывать.
Если малыш не посещает садик, мама и папа должны проводить обучающие занятия дома.
Когда мама идет по улице с ребенком, она может указывать на интересные предметы, растения, дорожные знаки. Формированию словесного творчества дошкольников способствуют интересные рассказы, сказки. Важно пояснять малышу действие главных героев сказки, задавать ему интересные вопросы.
Творческие игры для дошкольников поднимают настроение, в то же время настраивают на получение важных знаний. Малышу можно преподносить игрушки, которые по мнению родителей будут самыми полезными. Любому ребенку понравятся мозаика, красочный конструктор. Если купить железную дорогу, у малыша может появиться интерес к разным городам и странам.
Можно подарить ребенку глобус и постепенно изучать название стран, это поспособствует интеллектуальному развитию.
Техники развития творческих способностей у малышей
Первый метод имеет название «Превращения». Потребуется нарисовать на бумаге несколько кругов, расположенных в ряд.
Малыш должен посмотреть на эти фигуры и проявить свою фантазию — дорисовать недостающие предметы. Возможно, он увидит в кругах гусеницу, снеговика или очки.
Далее можно усложнить задачу и нарисовать комбинацию из разных геометрических фигур. Проявив творческое воображение, ребенок создаст композицию.
Развитию творческих способностей детей помогают загадки, но вместе с ними можно применять на практике схожие методики. Следует взять какой-нибудь предмет и положить в шкатулку. Малыш посредством подсказок должен угадать, что находится в шкатулке. Можно говорить, какого цвета данный предмет, каков он по размеру и т. д.
Развитию логики и речетворчества способствуют другие методики. Родители могут назвать определенный предмет, а малыш должен сказать, что в нем хорошего и плохого. Например ветер, он освежает в летнюю пору, а зимой бывает очень холодным.
Играйте в слова: задайте прилагательное и попросите ребенка подобрать противоположное по смыслу. Нужно говорить слова и давать задание подбирать синонимы — слова, схожие по смыслу. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста может проходить параллельно с развитием логики.
Фантазия развивается посредством решения необычных задач. Ребенок может придумать, как можно по-новому использовать привычные предметы. Или пусть малыш представит, что было бы, если бы кошка стала говорить как человек.
Развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста способствует рисование. Дети любят проявлять фантазию с помощью красочных предметов.
Не нужно отказывать ребенку в таком удовольствии: следует купить бумагу, карандаши, краски. Сначала кроха может рисовать геометрические фигуры, затем — цветы, дома, животных.
Важно обратить внимание на способности к рисованию, возможно, малыш желает стать художником.
Значение лепки трудно переоценить. Для воплощения творческих задумок у ребенка должен быть пластилин. Лепка развивает моторику пальцев и пробуждает творческий потенциал. Малыш может слепить мультипликационного героя, мини-скульптуру домашнего любимца, в общем все, что душа пожелает! Стоит похвалить кроху за его старания и в качестве презента преподнести пирожное.
Чтение, музыка и аппликация
Необходимо читать рассказы, приучать малыша к стихам, интересным литературным произведениям. Желательно читать не менее 30 минут в день, так вы приучите малыша к чтению. Классические детские произведения развивают не только память и интеллект, но и духовные качества. Книга дает возможность вообразить конкретную ситуацию, поразмышлять над поведением героев.
Музыка влияет на развитие творческих способностей. Малыш может приучаться к позитивным детским песням, причем они могут исполняться на иностранном языке. Музыка способствует развитию образного мышления. Родители должны петь вместе с малышом, можно водить его на концерты. Некоторые дети изъявляют желание участвовать в творческих кружках.
Развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствует аппликация. Можно научить ребенка создавать на бумаге композиции, например объемные цветы. Важно следить за тем, чтобы кроха не поранился ножницами.
Если у ребенка нет настроения, не стоит навязывать ему то или иное занятие. У малыша должно возникнуть желание проявить творческий потенциал. Важно помнить о том, что детей привлекает все яркое, красивое.
Не скупитесь на игрушках и канцтоварах. Нужно поддерживать инициативы малыша и не проявлять строгость в его творческих порывах.
Стоит помнить о том, что обучение в игровой форме проходит интересно и увлекательно.
О словотворчестве
Словотворчество ребенка отражает индивидуальное восприятие привычных вещей. Дети тонко чувствуют мир, обращая внимание на мельчайшие детали. Словотворчество крохи во многом зависит от того, в какой среде он вырастает и какие слова слышит чаще всего.
Казалось бы, еще пару месяцев назад маленький человечек не мог говорить, а сейчас он во всю придумывает слова и активно выражает мысли. Ребенок имеет особое языковое чутье. В основном он воспроизводит те слова, которые слышит от родителей.
Новые слова малыша напоминают те, которые он уже усвоил. Кроха на уровне интуиции приписывает словам окончания и приставки. Произнося новые слова, он полноценно выражает свои мысли. Родители должны развивать языковое чутье ребенка и направлять это чутье в нужное русло.
В дальнейшем малыш научится правильно выговаривать слова.
Особенность речевого творчества малыша заключается в том, что он подбирает окончания и приставки, уже существующие в языке. Родители не должны смеяться над словами, которые произносит их чадо.
Ребенок может неправильно воспроизводить звуки или выговаривать слова в виде одного только первого слова. Нельзя критиковать, в противном случае можно внушить ему комплексы.
Если родители неправильно поведут себя, кроха замкнется и не станет воспроизводить слова, созданные на основе его опыта и воображения.
Некоторые дети изъявляют желание выступить на публике, предоставьте им возможность самовыражаться! Но если ребенок застенчив, не стоит заставлять его публично рассказывать стихи, петь песни.
Можно отдать малыша на специализированные занятия, где проводится обучение творческому рассказыванию. Если малыш 3-5 лет неправильно произносит слова, в этом нет ничего страшного.
Данное явление указывает на то, что он постепенно развивается, анализирует в уме особенности родного языка.
Словотворчество ребенка должно умилять родителей, а не расстраивать. Когда малыш достигает возраста 5 лет, он успевает усвоить много слов и речевых оборотов. Если кроха формирует в уме определенное слово, значит, его логика и мышление работают хорошо.
- Малыш часто урезает услышанные фразы: вместо «помоги» можно услышать «моги». Это связано с тем, что мозг лучше усваивает короткие слова.
- Ребенок может прибавить к слову окончание и вместо «львёнок», сказать «лёвик». Все потому, что малыш еще не знает правила, в соответствии с которыми слово «лев» преобразуется. И тем не менее малыш подбирает суффикс «ик», который существует в русском языке, например «котик».
- Ребенок может называть животных по названию звуков, которые они воспроизводят. Собака может быть «афа», по ее лаю «аф».
Важно помнить, что словотворчество ребенка — естественный процесс. Создавая новые слова, он стремится донести до родителей важную информацию.
Источник: https://doshkolnik.net/stati/razvitie-tvorchestva-u-detej.html
Развитие творческих способностей у детей раннего возраста
Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок с врожденными способностями к музыке научится играть на арфе. Просто так научится, сам по себе. Так не бывает. Чем больше родители вложат в воспитание и развитие своего малыша, тем больших результатов удастся добиться в будущем.
Развитие творческих способностей детей — задача нелегкая, требующая огромного количества времени и усилий. Но когда вы воочию увидите плоды своего труда (а именно результаты продуктивной деятельности ребенка), вашей родительской гордости не будет предела. Творческое развитие детей — ежедневный труд их родителей.
Что такое способности с точки зрения психологии
Способности — это определенные качества, умения и навыки, которые отличают одного человека от другого. Фактически это индивидуальность человека. Дискуссионным остается вопрос о наследовании некоторых творческих способностей.
Неоспоримо лишь то, что определенные физиологические особенности человеческого мозга обусловливают их наличие или отсутствие. Изначально в ребенке заложены некие антропометрические данные, которые будут способствовать дальнейшему развитию творческого потенциала.
У баскетболистов это рост, у пианистов — длинные и тонкие пальцы, у атлетов — специфическое телосложение, которое принято называть атлетическим. Психоэмоциональные качества тоже имеют важное значение. Это и темперамент, и особенности памяти, внимание и многое другое.
Совокупность таких врожденных данных — это задатки. То, что дано изначально, от природы.
Для формирования творческих способностей детей необходимы некоторые факторы:
- наличие задатков;
- общее эстетическое воспитание;
- здоровое соперничество;
- возможность развиваться в том виде деятельности, к которому есть интерес.
От того, как часто ваш ребенок будет пользоваться своими способностями, напрямую зависит, каких ему удастся достичь успехов. Одни дети не без помощи и общего руководства родителей развивают свой творческий потенциал, другие могут так никогда и не узнать об их наличии. Таким образом, гениальность — это «способности + годы тренировок».
Творческие способности: что нужно для легкого старта
В первую очередь творчество — это определенный образ мышления и познавательная деятельность. У творческого человека совершенно другой взгляд на обыденные вещи. К выполнению элементарных задач такой человек относится со всей серьезностью и находит собственное, творческое решение.
Для творчества нужны предпосылки, должна быть определенная цель.
Если дать ребенку лист бумаги и краски, а после попросить его нарисовать небо, то даже если он никогда до этого не рисовал, творческое начало малыша заставит его выполнить необходимые действия.
Не факт, что рисовать малыш будет кисточкой! В ход могут пойти самые неожиданные предметы. Это не должно вас беспокоить. Так малыш «креативит», проявляет индивидуальность и дает выход творческому потенциалу.
Важную роль играет процесс эстетического воспитания детей, а также культурная среда, в которой воспитывается ребенок. Если ребенка с самых первых дней его жизни будут окружать красивые вещи, приятная музыка, яркие картины, то рано или поздно это вызовет у него живой интерес. Задача родителей — подтолкнуть ребенка к развитию врожденного потенциала.
Развитие творчества у детей в раннем возрасте
Некоторые родители имеют не совсем верное понимание того, что нужно ребенку для счастья. Малыш сыт, сух, одет и кажется довольным. Часто мы забываем о том, что ребенок — прежде всего личность и индивидуальность, которой требуется пища духовная. Будет ли ребенок разговаривать, если вы с ним не говорите? Скорее всего, нет. Так обстоит дело и с творческими способностями.
Методологические основы творческого развития детей в изобразительной деятельности
Наиболее подходящим возрастом для начала занятий является тот возраст, когда малыш уже интенсивно ползает или даже пытается ходить, но еще не разговаривает. В этот период дети активно познают мир, основной вид деятельности малыша — игра, а цель игры — продуктивная деятельность.
Придумайте совместные игры, которые помогут развить различные способности ребенка, ведь под продуктивной деятельностью принято понимать совместный труд детей и их родителей, в результате которого получается определенный продукт. Главное — заинтересовать чадо, а не принуждать его.
Только в этом случае ребенок будет заниматься творчеством с удовольствием и достигнет определенных результатов.
Нужно построить занятия так, чтобы задачи становились с каждым днем все более трудными. Если определенный вид деятельности более не привлекает ребенка, то его нужно на время оставить, а позднее преподнести с новыми элементами.
Наибольшие успехи наблюдаются у детей в изобразительной деятельности. Для начала постарайтесь обеспечить доступность материалов для творчества. В самом раннем возрасте, когда держать в ручках кисточку или карандаш еще тяжело, можно научиться рисовать пальцами.
Материалы для таких творческих работ лучше выбирать натуральные, в торговых сетях они представлены в широчайшем ассортименте. Подойдут медовые акварельные краски.
Когда вы увидите, с каким восторгом ваш ребенок рисует свои первые шедевры, вашей радости не будет границ.
Немного позже можно перейти к продуктивной деятельности другого плана. Развитию творческих способностей детей способствует лепка из пластилина или глины.
Это занятие позволяет малышу не только развивать творческий потенциал, но и делать своеобразный самомассаж ручек, что способствует развитию мелкой моторики, а это, в свою очередь, очень важно в развитии речи. Более того, ребенок получает понятия о форме, цветах, размерах.
Превратите лепку в увлекательную игру, сопровождайте ее рассказом. Можно предложить ребенку слепить героев сказки, создать на доске для лепки целые сюжетные картинки.
При этом нужно проговаривать все действия: «давай возьмем желтый пластилин и слепим круглого колобка», «давай слепим большую корзинку», «давай сделаем птичку, которая летит». В этих трех нехитрых фразах море полезной информации для ребенка. Это понятие и о цвете, и о форме, и о пространственном положении предметов.
Развитие творческих способностей в процессе конструирования
В раннем возрасте дети могут быть вовлечены в процесс строительства. У детей младшего возраста такая деятельность может выражаться в работе с деталями конструктора. Как уже было сказано, вся деятельность должна быть построена по принципу от простого к сложному.
Первый конструктор ребенка — различные пирамидки. Они могут быть разными по форме и материалу, из которого изготовлены. Предложите малышу следующую игру: возьмите две различные по форме и фактуре пирамидки, разберите их на части и предложите малышу собрать.
При этом проговаривайте: «возьми большой синий кружочек» или «маленький красный квадратик».
В увлекательную игру можно превратить такой обыденный процесс, как купание ребенка. Для этого можно изготовить самостоятельно мягкий конструктор. Вам понадобится несколько разноцветных хозяйственных салфеток, которые используют хозяйки на кухне.
Нарежьте из этих салфеток различные по форме и размеру фигурки: треугольнички, квадратики, ромбики и т.д. Если такие детали намочить, они прекрасно лепятся на кафель в ванной комнате.
Можно создавать целые картины, а увлекает такое творческое занятие не только детишек, но и их пап.
Когда малыш станет немного старше (2-3 года), можно приобретать тематические конструкторы. Такие конструкторы позволяют создать не только отдельные фигуры, но и функциональные конструкции. Такая работа позволяет создавать те или иные композиции осознанно, со смыслом.
По дороге будут ездить машины, через мост — ходить люди и животные. Есть конструкторы для строительства пожарной станции, поста ГАИ, замка, города и т.д. Это большой простор для фантазии ребенка.
Попробуйте спросить малыша, что такое он построил, и, к вашему большому удивлению, вы услышите целый увлекательный рассказ.
Дети 4-5 лет очень любят складывать пазлы. Такое занятие развивает логическое и образное мышление, а значит, тоже имеет значение в развитии врожденных способностей. Альтернативой этому виду детского творчества, может стать аппликация.
Роль эстетического воспитания в формировании творческих способностей
Некоторые ученые рекомендуют начинать эстетическое воспитание детей еще в утробе матери.
Если беременная женщина окружает себя красивыми вещами, слушает качественную музыку, рассматривает предметы искусства и изобразительной деятельности, занимается рукоделием и регулярно общается с малышом, то все эмоции, которые она испытывает при этом, передаются маленькому человечку.
С самого момента рождения постарайтесь окружить ребенка красивыми вещами и создайте ему условия максимального комфорта. Раннее соприкосновение с прекрасным — основа развития эстетического вкуса и творческого потенциала.
Многие родители возлагают большие надежды на развитие детей в стенах учреждений образования различных уровней и форм собственности. Сегодня есть масса различных творческих мастерских для детей, которые предоставляют услуги по педагогической и психологической помощи родителям. Однако стоит четко осознавать, что роль семьи в воспитании ребенка имеет определяющее значение.
Только эмоциональный контакт с родителями способен воспитать гармонично развитую личность. Никакая, даже самая лучшая школа вам в этом не поможет, лишь ваш ежедневный труд позволит вашему малышу стать полноценной личностью и творческим человеком. Любите своих детей и уделяйте как можно больше внимания совместному досугу.
Только вместе вы сможете достичь желаемых результатов.
Источник: http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej.html
Влияние творчества на развитие ребенка
Влияние творчества на развитие ребенка особенно велико в раннем возрасте. Дошкольный возраст является самым подходящим для развития детей. Начиная с 3-х лет ребенок активно познает мир, проявляет творческие способности, контактирует с миром и у него начинают формироваться личностные особенности и черты характера.
В дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность в самовыражении, которая связана с бурной фантазией и воображением малыша. Какой еще способ, как не творчество, является лучшим для этого. Благодаря творчеству ребенок развивает свои способности и таланты, а также ищет себе занятие, которое будет ему по душе, что в дальнейшем сможет позволить заниматься любимым делом.
Ниже мы приведем небольшой список преимуществ занятий творчеством в дошкольном возрасте, которые позволят определить, чем же они так полезны:
- Пожалуй, самое главное, что дает творчество малышу – это развитие его креативности, в дальнейшем это помогает развить способность мыслить нестандартно, смотреть на вещи под другим углом и находить выход из сложной ситуации.
- Расширяет кругозор. При помощи творчества для ребенка проходит знакомство с окружающим миром: он рисует то, что видит при этом, проявляя фантазию, тем самым расширяет свой кругозор, узнавая новые вещи, знакомясь с новыми людьми и пробуя что-то новое.
- Творческие занятия еще развивают у ребенка дисциплинированность, он учится доводить начатое до конца, быть усидчивым и сосредоточенным. Это связано с тем, что ребенок, если увлечен – он может долгое время проводить за любимым занятием, например, собирать паззл.
- В зависимости от типа занятий у ребенка могут развиваться чувство ритма (музыка) или организм в целом (физические занятия).
- Если ваш малыш увлеченно решает самые разнообразные логические задачки и ребусы, любит всевозможные интеллектуальные игры на время, то это еще способствует развитию скорости принятия решений.
Какие игры и творческие задания можно использовать для всестороннего развития малыша? На самом деле любые, главное их чередовать – физические с умственными, задания, которые требуют концентрации и усидчивости, с подвижными играми.
Это нужно для того, чтобы ребенок не заскучал, и ему не надоело играть в одну и ту же игру.
А так можно использовать самые разные игры: паззлы, конструкторы, всевозможные техники рисования, можно использовать кинетический песок для игр, так как он развивает мелкую моторику ребенка.
Командные игры и виды спорта развивают общительность, умение работать в команде и ответственность.
Искусство в раннем возрасте так же оказывает большое влияние на развитие малыша – ребенок развивает фантазию, воображение, креативное мышление. Посредством творческой деятельности ребенок учится самовыражаться.
Главное – это разговаривать с малышом, показывать, рассказывать, пытаться понять чего он хочет и чем интересуется, что ему нравится делать, а что нет.
Поняв фантазии ребенка, вы сможете направить его энергию в нужное русло.
Расскажи о футболе для дошкольников друзьям!
Источник: https://footbik.ua/article/vliyanie-tvorchestva-na-razvitie-rebenka/
Креативные игры: развитие креативности и фантазии у детей
Развитие способностей ребенка – интеллектуальных, физических, творческих – это залог его успешности в дальнейшей жизни.
Полученные в раннем возрасте навыки, знания, умения облегчают процесс школьного обучения, повышают самооценку, помогают развить детские способности и таланты. Детские психологи и педагоги рекомендуют особое внимание уделить развитию креативности у детей.
Специалисты утверждают: сформированное в раннем детстве креативное мышление существенно облегчает процесс решения самых разных жизненных задач.
Что такое креативность?
Говоря о креативности, обычно подразумевают способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач. Считается, что изначально креативность присуща абсолютно всем.
Это мнение не лишено оснований: все родители замечали, что дети, которые еще не знакомы с традиционными способами использования предметов, нередко находят им очень оригинальное применение.
К сожалению, обучаясь решать задачи «правильным», стандартным способом, ребенок утрачивает креативные способности.
При грамотном подходе сохранить и развить креативность можно в любом возрасте. Существуют методики, которые даже взрослых заставляют стать более креативными и учат действовать нестандартно. Но, безусловно, лучший результат дают занятия, начатые в раннем возрасте.
Развитие фантазии и воображения
Современные родители оказываются перед сложным выбором кружков, секций и дошкольных заведений, которые обещают воспитать из ребенка творческую, неординарную личность.
Но необходимо понимать: наиболее эффективными являются занятия с родителями.
Создав в доме атмосферу, благоприятную для творчества и выделив время для общения с сыном или дочкой, родители могут сделать для их развития значительно больше, чем даже самый опытный преподаватель!
Развитие креативности начинается с формирования воображения и фантазии. Воображением называют способность представить определенный объект и удерживать его образ в своем сознании. Выделяют несколько стадий проявления воображения:
- сновидения – неконтролируемое воссоздание образов, которыми человек не способен управлять;
- мечты – контролируемое воспроизведение в сознании картин, которые вызывают приятные эмоции;
- воссоздающее воображение, которое позволяет нам представить образы героев прочитанных книг, описанные кем-либо картины и т.д.;
- творческое воображение, которое позволяет придумать абсолютно новые образы и разработать идеи, ранее не существовавшие.
Ребенок с легкостью может воссоздать в сознании сказочный мир, он искренне сопереживает выдуманным героям, легко воспринимает искажения реальности. Взрослому сделать это сложнее из-за накопленного опыта и запаса готовых образов и решений.
Развитие воображения у детей дошкольного возраста происходит исключительно во время игры. Лучшим периодом для этого считается период 5-7 лет, когда происходит активное формирование воображения.
Дошкольники с удовольствием фантазируют и используют реальные предметы в качестве замены воображаемым.
Обычная ветка у них мгновенно становится пистолетом, кресло – салоном автомобиля, а карандаш – волшебной палочкой.
Такие игры не принято называть «развивающими», однако они отлично развивают воображение и фантазию. Впоследствии эти качества проявляются в творчестве, а потом и в других сферах детской жизни. Интересно, что чем старше становится ребенок, тем легче он манипулирует придуманными образами.
С возрастом у детей формируется способность управлять собственной фантазией. Сначала она проявляется спонтанно, дети почти не умеют фантазировать по собственной воле. Дошкольники, а тем более, школьники уже могут регулировать поток фантазии, создавая образы по своему желанию.
Заметить развитие этой способности можно, наблюдая за тем, как ребенок проявляет себя в творчестве. Приступая к рисованию или лепке, дети на ходу придумывают образы персонажей и добавляют им новые детали.
А ребенок старшего возраста обычно планирует, что именно он хочет нарисовать или слепить, он может заранее вообразить законченный образ будущей поделки и подготовить только те материалы, которые необходимы ему для реализации задуманной идеи.
Игры для развития креативности
Стимулировать воображение можно при помощи самых разных игр:
- конструкторы отлично подходят для развития пространственного мышления;
- занятия творчеством способствуют формированию эстетического вкуса, учат видеть конечную цель работы и воплощать придуманные образы в рисунках или поделках;
- головоломки помогают улучшить логические способности, развивают умение находить нестандартные решения различных задач;
- ролевые игры тренируют социальные навыки, учат моделировать различные ситуации, создавать цельные образы, удерживать их в сознании на протяжении длительного времени и манипулировать ими по своему желанию;
- словесные игры подходят для детей в возрасте от 6 лет, они помогают развить вариативность и скорость мышления.
Но любая игра будет эффективной только в том случае, если заниматься ей вместе с ребенком, вносить в нее элементы развивающего обучения, стимулировать воображение.
Например, если ребенок увлекся строительством домика из конструктора или кубиков, ему стоит задать вопросы: кто будет здесь жить, кто будет приходить в гости к хозяину домика. Если ребенок включится в процесс фантазирования, с ним можно придумать сказку, разыграть любую ситуацию, создать образы различных персонажей.
Иногда можно провести для детей тест на креативность, предложив им самостоятельно придумать историю, разобраться с логической задачкой или сделать поделку. Но ни в коем случае не говорите им, что вы их тестируете! Они должны воспринимать такое задание как игру, не нервничая, не пытаясь соответствовать вашим ожиданиям.
Развивая воображение и фантазию ребенка, стоит придерживаться следующих правил:
- откажитесь от желания критиковать процесс и результаты детского труда – ваша задача заключается не в том, чтобы научить его создавать шедевры, действуя по шаблону, а в том, чтобы развить его фантазию;
- не делайте всю работу за ребенка, предоставьте ему возможность действовать самому;
- не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не нравится, дайте ему свободу выбора, постарайтесь увлечь его, но не требуйте строить или рисовать, если у него нет соответствующего настроения;
- старайтесь находить занятия, которые не вызовут скуку – если ему будет интересно, от игры он получит не только удовольствие, но и максимальную пользу;
- поощряйте у ребенка самостоятельность и любопытство, позволяйте ему задавать вопросы, искать ответы на них.
Но самое главное – прислушивайтесь к своему ребенку! Выбирайте те методы развития воображения, которые будут соответствовать его темпераменту, его интересам и настроению.
Даже если вы не сумеете заинтересовать его играми, направленными на совершенствование креативных способностей, не отчаивайтесь! Фантазируйте вместе с ребенком, и вы обязательно найдете способ научить его мыслить нестандартно.
Источник: https://fruktoviysad.ru/articles/dosug/razvitiie-krieativnosti-u-dietiei/
8 упражнений для развития творческих способностей
Модное слово нынче – креативность, а если проще – творческие способности, в которых заложено множество качеств и умений. И нестандартность мышления, и творческая смелость, и чувство юмора, и талантливая лёгкость.
Ах, какой вкусный коктейль! Интересно, креативность – это врождённый талант или его можно как-то развить творческие способности у детей дошкольного и школьного возраста? Думается, что можно! Именно этим мы сейчас и займёмся.
Несколько упражнений для развития творческих способностей
«Архитектор»
Представим себе, что нам, архитекторам, дано задание – создать проект дома. На листочке пишем несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: молоко, мышь, зеркало, шар.
Возможно, дверь в наш замок будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» – подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только подробно нарисовать нашу фантазию.
Безумие? Конечно! На то и расчёт: отпустить себя – чем свободнее, тем лучше!
«Две картинки»
Впрочем, картинок может быть и три, и четыре и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. Можно поиграть в такие игры для малышей: на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол.
Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить.
Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе. И так далее.
«Кляксы и пятна»
Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?
«10 слов»
Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся на буквы «К», «А» и «М».
«Названия»
Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.
«Что из этого можно придумать?»
Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.
«Как выйти из ситуации?»
Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.
«Сделай мне фотоаппарат»
Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка и клубок ниток – продолжать можно ещё долго.
Творческого самочувствия всем, и пусть ваша креативность проявляется во всех сферах жизни!
Юлия Белка
Источник: https://klub-drug.ru/doshkolniki/razvitie-tvorcheskih-sposobnosteiy-detey-mladshego-vozrasta-shkolnikov.html
Методика творческого развития | Азбука воспитания
Приучать ребёнка к прекрасному, развивать фантазию и художественный вкус необходимо как можно раньше. Андрей Маниченко предложил идею новой методики творческого развития: целенаправленно формировать цветовосприятие ребенка с помощью цветных карточек и творчески развивать малышей с помощью специальных занятий.
Развитие цветовосприятия
В конце XVII века Исаак Ньютон, использовав спектральную последовательность, расположил цвета по кругу, сконструировав таким образом первую научно обоснованную систему из семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.
Все остальные цвета, окружающие нас в жизни, являются производными основных цветов, их дополнительными оттенками. Полученные оттенки имеют ассоциативные названия, т.е. названия, которые вызывают у нас ассоциации с тем или иным предметом или явлением. Например: оранжевый можно назвать морковным, т.к. он похож на цвет моркови.
Васильковый напоминает цветущие васильки, оливковый – цвет спелых оливок, шоколадный – цвет шоколада и т.д.
Для первоначального знакомства с цветом выбрано 100 оттенков. У каждой карточки есть свой уникальный оттенок, своё оригинальное название на оборотной стороне: небесный, медовый, чайная роза, сомо, божоле, маренго… Там же размещены удивительные факты о происхождении цвета, раскрывается его значение. Ребёнок выучит не только новые цвета, но и расширит словарный запас.
Если Вашему ребенку три-четыре месяца, занятия можно проводить примерно так: возьмите две-три карточки из основных цветов и покажите малышу. При этом Вы сообщаете ребёнку: «Радость моя, это – красный цвет». Держите карточку до тех пор, пока глаза малыша не остановятся на ней.
Это может произойти или сразу, или через несколько секунд. Как только взгляд ребенка остановился на карточке, Вы её убираете. Ту же самую операцию Вы проводите с другим цветом. С этими карточками можно работать на протяжении трёх-четырёх дней, показывая их в течение дня три-четыре раза.
Такая форма работы с цветами развивает не только мозг ребенка, но и его зрительные и слуховые анализаторы. Ведь Вы произносите название цвета красиво и чётко. Стараться говорить как можно громче не стоит – наоборот, произносите название карточек каждый раз с новой интонацией.
Это позволит малышу понять интонационное богатство устной речи и послужит способом привлечения его внимания.
Малышам постарше (шесть месяцев и более) можно показывать за одно занятие четыре-пять карточек с цветами.
Вы быстро показываете цвета, называя их при этом, два-три раза в день на протяжении трёх-четырёх дней.
Когда ребенок научится распознавать основные цвета, находить их на фоне других цветов, показывать очень мелкие предметы этих цветов, переходите к следующему этапу. Познакомьте малыша с оттенками основных цветов.
Малышам в возрасте одного года и старше можно давать интересную информацию о цветах, расположенную на обороте карточек.
Сначала можно описать цвет: объяснить ребёнку, к какой цветовой группе относится данный оттенок, с цветом какого предмета его можно ассоциировать.
Например, можно сказать, что жёлтый цвет – это цвет яичного желтка, цвет солнышка, а шоколадный – это коричневый, цвета шоколада.
На следующих занятиях можно познакомить ребёнка с интересным фактом, который связан с данным цветом или оттенком. Например, можно рассказать, что название цвета «фрезовый» произошло от французского слова «фрайс» – «земляника». Фрезовый – это цвет протёртой с сахаром земляники.
Информация на обороте карточек поможет расширить знания малыша по географии, истории, музыке, биологии, минералогии. Малыш узнает, из каких языков к нам пришли названия отдельных цветов и оттенков, что они обозначают.
Не забывайте постоянно закреплять цветовосприятие малыша. Например, гуляя с ребенком на улице, Вы обращаете его внимание на окружающие предметы, называя их цвет. Разнообразить Ваши занятия, игры, прогулки с малышом помогут стихи, которые Вы можете сочинить сами или воспользоваться подборкой стихов из методического пособия.
При знакомстве малыша с оттенками основных цветов можно работать с пятью-десятью карточками два-три раза в день на протяжении двух-четырёх дней. По истечении этого времени смените старые карточки на новые и продолжите занятия по прежней схеме. Наборы карточек с цветами Вы формируете, исходя из Ваших цветовых пристрастий и интереса ребёнка к группам цветов.
Формы показа карточек с цветами могут быть разными.
Вы можете перекладывать карточки на уровне глаз ребенка на расстоянии 30-40 сантиметров от него. Вы можете прикрепить ряд цветных карточек (5-10 штук) на стеклянную дверь на уровне роста ребенка.
С одной стороны двери малыш будет видеть цвет, с другой – его название. Каждый раз проходя мимо такого весёлого стекла, ребенок без труда запомнит и сам цвет, и слово, его обозначающее.
Карточки на стекле можно менять каждые три-пять дней.
Вы можете выложить из карточек с цветами радугу, чтобы малыш знал в ней порядок цветов. То же можно сделать с оборотной стороной, т.е. со словами.
На одном из занятий Вы можете разложить группы цветов от светлого до тёмного. Затем цвета можно выложить в обратном порядке: от тёмного до светлого. То же самое можно проделать с оборотной стороной карточек, т.е. со словами.
Можно расположить карточки с цветами (5-10 штук) на стене. Через день произведите замену нескольких старых цветов на новые. Лучше на начальном этапе добавлять совершенно другой цвет.
Позже можно работать с оттенками одного и того же цвета, постепенно заменяя две-три старые карточки на новые. При этом у малыша будет развиваться наблюдательность. По такой же схеме можно проводить занятия со словами, т.
е. с оборотной стороной карточек.
Малышей старше полутора лет можно знакомить с оттенками цветов с помощью сказки. Предлагаем десять «Цветных сказок», главная героиня которых – Капелька – путешествует по сказочным цветным мирам.
Приготовьте карточку василькового цвета, спрячьте в ладонях карточку-Капельку и загадочным голосом произнесите: «Малыш, смотри, кого я нашла. Это же Капелька. Ты знаешь, откуда она к нам пришла? Из сказки». Сохраняя сказочную атмосферу, расскажите первую сказку про Капельку.
На словах «мгновенно стала василькового цвета» наложите карточку-Капельку на карточку василькового цвета, и Вы увидите, как Капелька из прозрачной станет васильковой. По окончании сказки можете прогуляться с малышом по дому и накладывать карточку-Капельку на окружающие предметы.
А какого ещё цвета может стать волшебная Капелька? Вот она стала цвета дивана, а теперь цвета телевизора, а потом цвета спящей кошки!
Аналогичным образом можно работать с другими сказками. Заранее приготовьте карточки с цветами, которые встречаются в данной сказке. Эти цвета выделены в тексте жирным шрифтом. Называя новый цвет, накладывайте карточку-Капельку на нужную цветную карточку.
В процессе занятий Вы с ребенком создаете свои собственные, воображаемые или ассоциативные цвета, например: цвет весёлого настроения, цвет дождя, цвет смеха, волшебный цвет… Для этого можно воспользоваться белыми карточками. Вы с ребёнком сможете их раскрасить и подписать — так появятся особенные цвета, созданные воображением и настроением Вашего малыша.
Помните, что никто не знает Вашего ребёнка лучше Вас. Поэтому приведённая выше дозировка количества карточек и дней для занятий – не обязательная, а приблизительная. Чем больше творчества и выдумки Вы будете вносить в занятия с малышом, тем интереснее и продуктивнее они будут.
Чтобы Ваши занятия-игры с ребёнком по развитию его цветовосприятия были и продуктивными, и интересными, обратите внимание на наши советы.
1. Не забывайте называть цвета предметов, которые окружают малыша в жизни.
2. Начните знакомство с цветами путём показа предметов одного, определённого цвета. Предметы пёстрой, рябой окраски можно называть позже, когда уже хорошо усвоены чистые, основные цвета.
3. Создавайте свой «цветной» словарик. Пусть в нём появятся «папин цвет», «цвет маминого настроения», «чайный цвет» и многие другие. Помните, что в природе тысячи оттенков, каждому из которых Вы можете дать имя.
Изотворчество
К полугоду Ваш малыш уже приобрёл определённый жизненный и интеллектуальный опыт.
Пришла пора и для творчества! К 6-7 месяцам кроха уже сидит за общим столом и почти участвует в разговоре, путешествует по квартире, пробует делать первые шаги, он знает, как работают дверцы шкафов, где живут гремящие кастрюли – всего и не перечислить! Почему бы Вам не заняться с ним рисованием? Чем раньше Вы дадите ребёнку краски, тем лучше.
Начните с того, что рисуйте при малыше сами. Показывайте малышу краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Рисование пальчиками подготовит вашего малыша к «настоящему» рисованию, познакомит его с цветом, формой, поспособствует развитию мелкой моторики.
Малыш с помощью 70 специальных игровых заданий научится работать красками, карандашами и мелками, лепить из пластилина, работать с цветной и белой бумагой. Изучение основных художественных принципов позволит развить творческий потенциал ребёнка. Предложенные игры-занятия не обязательно проводить в описанной последовательности.
Занимайтесь столько, сколько захочется, и так, как захочется: можно одно занятие проводить несколько дней подряд, можно в один день провести сразу несколько занятий. Для этого, прежде всего, прочитайте методическое пособие от начала до конца, выберите понравившиеся занятия, соответствующие возрасту Вашего ребёнка и его умениям.
Вы можете составить индивидуальную программу занятий для Вашего малыша.
Источник: сайт «Умничка»
Источник: https://azbyka.ru/deti/metodika-tvorcheskogo-razvitiya