Воображение — особенный психический процесс, выполняющий познавательную и терапевтическую функцию. Также это важный ресурс для формирования творческого мышления. Наиболее интенсивно протекает развитие воображения у детей дошкольного возраста, поскольку этот возрастной период благоприятен для становления данного процесса.
Детское воображение и важность его развития
Умение представлять и воображать формируется на основе деятельности. Игра, рисование, лепка на том и построены, что нужно что-то или кого-то изображать.
Воображение как психический процесс заключается в перенесении функции одного объекта на другой, в умении представить целостный образ, опираясь на ограниченное количество деталей.
Воображение дошкольника отличается от той же функции у взрослого. Это связанно с меньшим количеством рамок, которые накладываются на фантазию в дошкольном возрасте.
Особенности воображения дошкольника заключаются в том, что малышу просто отойти от действительности, чтобы объяснить непонятный факт или явление. Это тот цемент, который заполняет пока еще имеющие пробелы в знаниях и помогает лучше познать мир. Если дошкольник уже слышал, что в ракете летают космонавты, то его заинтересует и сам полет. Как проходит космический полет, дополнит его фантазия.
Воображая, дети расширяют границы собственного существования. Ребенок может стать пиратом, прекрасной принцессой, побывать на балу или перенести катастрофический шторм. Его не заботит, бывает ли так на самом деле, а увлекает процесс фантазирования. Даже выдуманные переживания обогащают нравственный и эмоциональный опыт.
С другой стороны, вымышленные образы у дошкольников довольно схематичные и стереотипные. Они наделяют воображаемых персонажей типичными чертами, позаимствованными из знакомых историй и сказок. Развитие воображения у детей нуждается в наполнении образного запаса и освоении новых способов преобразования материала и впечатлений.
Виды и функции воображения ребенка
В психологии различают познавательное и эмоциональное детское воображение.
Эмоциональное направлено на регуляцию испытываемых чувств и становление личностного Я, а познавательное способствует пониманию окружающей действительности.
Оба вида в младшем дошкольном возрасте задействуются непроизвольно. Только к 6 годам ребенок научается преднамеренно придумывать замысел, чтобы последовательно его реализовать.
Непроизвольное
Взрослые нередко поражаются свободным детским выдумкам и озадачиваются, почему ребенок не может или не хочет пофантазировать на заданную тему. Но до 5 лет причины исключительно объективные – младший дошкольник еще не умеет управлять своим воображением.
Непроизвольное воображение характеризуется тем, что замысел возникает стихийно и связан с предметами, историями или происшествиями, которые ребенка удивили и взволновали. Это может быть сказочный сюжет или герой из мультфильма, яркая игрушка или необычное событие.
Воображение как будто ведет мысли ребенка за собой, подсказывая ему идеи для создания образа. Его главная особенность в младшем дошкольном возрасте – отсутствие контроля над процессом.
Произвольное
Элементы произвольности появляются по достижении пятилетнего возраста. Произвольное воображение также называется активным. Часто спусковым механизмом выступает поставленная задача: например, выполнение действий своего героя в ролевых играх. Чтобы изобразить ковбоя, космонавта или Мальвину, фантазии приходится работать в полную силу – ведь роль необходимо отобразить как можно точнее.
Не стоит ждать, когда у дошкольника пробудится умение целенаправленно подключать воображение. Задача взрослого — стимулировать ребенка к придумыванию образов. Можно вместе вспомнить и обсудить детское произведение, обратить внимание на отдельных персонажей, рассмотреть варианты создания образа.
В рамках произвольного воображения выделяется 3 вида:
- Воссоздающее – задача заключается в представлении ребенка с последующим описанием объекта или предмета, которого он не видел. Пример: несуществующее животное, житель Марса или Луны.
- Творческое воображение – дошкольник создает новые образы на основе личного восприятия, отойдя от известных шаблонов и отодвигая границы.
- Мечты – от фантазий ребенка, что он получит на день рождения, до представлений, кем станет, когда вырастет.
Познавательная функция
Воображение выполняет две важнейшие функции. Познавательная обеспечивает устранение «белых пятен». В сознании ребенка уже сложилось некое представление об окружающем мире, но многие пробелы пока не заполнены. Способность оперировать образами «заполняет» эти пятна, помогает получить неизведанные еще впечатления.
Кроме того, воображение помогает объяснить смысл действий человека, если в силу возраста малыш не понимает, почему кто-то плачет, смеется или делает нечто непонятное.
Чем старше дошкольник, тем больше он учитывает природные закономерности в своих фантазиях. Ему важно придумывать образы, в которых наряду с фантастическими качествами присутствовали бы реальные характеристики.
Аффективная функция
Аффективная функция воображения дошкольника направлена на отстаивание и защиту собственного Я. Взаимосвязь тревожности и воображения помогает избежать травмы.
Эмоциональная зацикленность на определенных переживаниях неосознанно подталкивает ребенка к моделированию значимой для него ситуации одним из известных ему способов:
1.Многократно проигрывается воздействие или ситуация, негативно сказавшиеся на психике. Многочисленные повторения помогают отстраниться от самого события и превратиться из участника в наблюдателя.
2.При необходимости самоутвердиться ребенок создает ситуации, в которых он чувствует себя героем. Он ставит себя на место многочисленных супергероев и спасает миры, ощущая ловкость, смелость и могущество. Частые повторения ситуаций с победами и успехами помогают дошкольнику повысить самооценку.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
В отличие от других познавательных процессов, воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.
Как воображают дети 3-4 лет
Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.
На первых порах важно, чтобы предмет «якорь» имел сходство с вымышленным объектом. Но замысел игры малышей неустойчив. Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы.
В этом возрасте замысел чаще проявляется после действия. Например, малыш может хаотично чертить на листе бумаги или складывать кубики, увлекшись непосредственно процессом. И только заданный родителями вопрос побуждает его назвать то, что он нарисовал или построил.
Характеристики воображения пятилеток
К 5 годам фантазии возникают не только спонтанно. Работа воображения уже может строиться пошагово: появился замысел – тут же дошкольник его реализует, следующий шаг часто выполняется на основе предыдущего.
Кастрюля, оставленная на плите, побуждает начать играть в повара, мамин светлый халат превращает малыша в доктора, а весы – отличный повод сделать в комнате магазин.
Ребенок среднего дошкольного возраста использует в игре репродуктивное воображение: стремится воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть на самом деле.
Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас. Но, подчас, запечатленного момента мало: воображение подсказывает, что было «до» и «после». Для этого нужны новые герои, которые вводятся в повествование для создания целостной истории о нарисованных персонажах.
Подобное достраивание обычно возникает, если ребенка взволновало изображение. Его фантазия стремится унять это волнение путем создания полноценной сказки, где есть добрые персонажи, а могут быть и антагонисты.
Особенности воображения у старших дошкольников
6-7 лет – период активного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Достаточно любой внешней опоры, то есть, слова, фильма, картинки, вида на улице, чтобы фантазия заработала. Формируется замысел, который может удерживать внимание несколько дней.
Дошкольник способен самостоятельно придумать игру, поместив место действия в любую реальность или время. Он сам и его друзья наделяются ролями, но отличие от взрослого театра заключается в том, что в процессе игры сюжет и действия постоянно меняются под влиянием новых решений.
Изначально общая идея обрастает деталями, а любой внешний фактор – стимул для появления побочных линий в сюжете и возникновения новых героев. Придуманный мир – отличная площадка для игр, и старшие дошкольники могут погружаться в него, постепенно добавляя содержательности, дорисовывая необходимые детали и черты выдуманной природе и местному населению.
Именно в этот период появляются довольно устойчивые мечты, закладывается база для развития творческого мышления, способности мыслить нестандартно.
Этапы и приемы развития воображения ребенка
Несмотря на то, что воображение развивается у ребенка непроизвольно, ускорить этот процесс можно и необходимо. Для этого важно эмоционального окрашенное общение со взрослыми, различные методики, которые систематически применяются воспитателями и родителями.
Наблюдение за окружающим миром и его явлениями
Окружающий мир дает огромную пищу для воображения. Наблюдая природу, сначала необходимо использовать метод сравнения. На что похож листик? А снежинка? Облако? Что напоминает вот то далекое дерево?
Если начинать подобные занятия в раннем возрасте, то сначала требуется помощь взрослых. В дальнейшем ребенок сам начинает видеть в привычных природных объектах новые явления и даже придумывать короткие истории об облаке или уплывающем по ручью листке.
Слушание сказок и рассказов
Рассказы и сказки – основная методика для развития детского воображения. Сама по себе выдуманная история становится базой, толчком для фантазии:
- В них рассказывается о древних временах и старинных культурных обычаях;
- Слушая сюжет, ребенок непроизвольно расширяет личный опыт;
- При обыгрывании волшебной истории раскрываются возможности для активизации памяти, развития речи и творческого мышления;
- Дети ставят себя на место персонажей и придумывают новые пути решения для преодоления сложностей.
Развитие воображения при помощи историй и сказок происходит путем слушания истории, пересказов, обсуждений и театральных постановок.
Детские развивающие игры
Игры, используемые для развития данной функции, делятся на 3 вида:
- с использованием предметов
- с применением картинок и иллюстраций
- словесные
Первый тип помогает детям играть и взаимодействовать с помощью кукол, машинок, наборов предметов. Каждая игра предполагает наличие игрового замысла и постоянного развития сюжета, причем последнее достигается путем детской фантазии. «А давай лучше так…»
Использование карточек с картинками побуждает придумывать истории на основании конкретной сцены.
Словесные игры предполагают целенаправленные воздействия педагога, побуждающего детей общаться, рассуждать, обмениваться мыслями и мнениями на заданную тему.
Творческие занятия
У дошкольников основные творческие проявления выражаются в рисовании или конструировании. Если сначала изображения на бумаге копируют рисунок взрослого, то постепенно на листе воспроизводится все, что подсказывает фантазия: новые миры, истории из реальности, различные персонажи.
Рисование помогает развивать фантазию и креативность, расширять границы воображения.
Конструирование также позволяет дошкольнику почувствовать себя создателем. Освоив создание моделей по схеме, он способен сформировать замысел невиданного транспорта или замка и воплотить его в жизнь с помощью имеющихся деталей или вылепленных из пластилина.
Влияние сказки на развитие воображения дошкольника
Сказка – основной инструмент для развития воображения. Тысячи воображаемых волшебных историй запускают умственные процессы, которые позволяют создавать новые образы и расширять границы имеющейся реальности. Сказку можно сравнить с инструкцией в красочной упаковке. Слушая и пересказывая, дети получают готовые примеры, а также новые идеи и средства для фантазирования.
Развитие образного мышления и фантазии
Для развития образного мышления и фантазии одного прослушивания сказки недостаточно.
- Хотя дети с особенно развитием воображением автоматически начинают развивать историю.
- Эффективный метод – игры с заданием: «А что было бы, если…»
- В подобных упражнениях дети на основе уже имеющегося сюжета учатся придумывать новые развития событий и целые серии историй, отличающихся своеобразием, хотя изначально колобок просто убежал от бабушки и был съеден хитрой лисой.
Становление аффективного воображения ребенка
Аффективная функция воображения направлена на необходимость защититься от травмирующих фактов реальности. В этом случае сказка выполняет важные функции:
- Возможность погрузиться в историю, отвлекаясь от реальных событий и ставя себя на место главного и успешного героя;
- Волшебная история со сходным сюжетом позволяет превратиться в наблюдателя и перенять некоторые способы поведения и проявления эмоций. Например, история Золушки может помочь справиться со схожей ситуацией в семье.
- Возможность пережить в безопасных условиях чувство страха или чувство вины, слушая и обсуждая сказочный сюжет.
Поучительный смысл увлекательных сказочных историй – действующий пример для подражания. Исследователи уже доказали, что, если рассказать детям два различных примера – успешный и неудачный, — то практически каждый ребенок предпочтет пользоваться успешным. Этот факт еще больше усиливает ценность сказки в развитии дошкольника.
Используя различные приемы для развития воображения у дошкольников, воспитатели и родители способствует гармоничному развитию личности и упрощают процесс нынешней и последующей адаптации в социуме.
Источник: https://alldoshkol.ru/process/razvitie-voobrazheniya-doshkolnika
Статья «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Петрухина Т.А.
ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Тула, Россия
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE: A THEORETICAL ASPECT
Petrukhina T. A.
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Tula, Russia
Актуальность проблемы развития воображения детей состоит в том, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом.
Воображение- это особое свойство человеческой психики, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Именно эта способность нуждается в особом попечении в плане развития. Предположительно воображение интенсивно развивается в детском возрасте.
если в этот период не заниматься развитием воображения, в последующем наступает активное снижение этой функции.
Воображение — способность сознания создавать образы представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения -фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой
зрения является определение воображения как процесса (А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, В.Г, Казаков и Л.Л.Кондратьева и др). Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте (М.В.Гамезо и И.А. Домашенко).
отечественной психологии наряду с остальными психическими функциями воображение выступает в качестве отражения окружающей действительности, являясь социальным по своей природе. Л.С. Выготский считает, что воображение связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. Первая форма заключается в том,
что любой образ воображения строится из элементов действительности и прошлого опыта человека. Второй формой является связь между продуктом воображения и явлением действительности. Третья форма характеризует связь
эмоциями. четвертая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, обретя материальное воплощение,
начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Основная линия развития воображения заключается в постепенном его
подчинении сознательным намерениям, реализации определенных замыслов, что становится возможным в младшем школьном возрасте в связи с формированием этих психологических новообразований. Произвольность воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения.
Итак, воображение является формой психического отражения мира, особой формой психики, которая может быть только у человека. Это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно непрерывно связано с
человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.
Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.
Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое.
Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого. Оно позволяет дошкольнику познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.
Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет
ракете, тропические растения. То есть, воображение значительно расширяет границы его познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать»
- событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Это «участие»
- обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познавать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.
- Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
- Этапы развития воображения у детей дошкольного возраста.
До 3 — х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3- 4 лет не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними.
Сам предмет — заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы — атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Например, увидел белый халат, — стал играть в больницу, увидел весы, — стал «продавцом».
Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, камешки и прочее). Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста.
Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы без наглядной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает.
4 — 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем, включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым.
Мечты ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.
Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается
бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.
- 6 — 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью
специфичностью. Появляются элементы творчества. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.
О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.
Младшие дошкольники играют 10 — 15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется.
Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями. В 4 — 5 лет игра длится
40-50 минут, а в 5 — 6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней.
Развивая воображение ребенка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.
Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте.
Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные, используя такие приемы воображения, как антропоморфизация, агглютинация, гиперболизации и другие.
Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся более разнообразными, богатыми, эмоциональными,
пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.
Итак, выделим основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:·воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;·оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов;·воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Таким образом, воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности: игра, конструирование, рисование, лепка и др.
Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый. Педагог создает условия для проявления воображения детей.
В процессе организации и руководства деятельностью детей он обогащает представления дошкольников, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, используя специальные упражнения, стимулирующие детское воображение и т.д.
Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razvitie_voobrazheniya_u_detej_starshego_doshkolnogo_181006.html
Вырастай-ка
Давайте представим на минуточку, что, если бы человечество не обладало воображением, то, общество могло лишиться многих научных открытий, художественных произведений, малыши не играли бы в разнообразные игры и забавы, не услышали бы интересных сказок и множество историй.
Воображение помогает детям мыслить нестандартно, из непростой ситуации находить выход. С развитым воображением проще переносятся разные жизненные проблемы, конфликты с ровесниками, взрослыми, лучше осваиваются учебные программы.
Родители, воспитывая детей дошкольников, должны понимать, что такое воображение и этапы его развития.
Что такое воображение?
Итак, воображение — это незаурядное, уникальное умение человеческого сознания представлять и создавать в мыслях то, чего нет и из того, что имеется в памяти. Проще говоря, это способность мозга создавать мысленные образы основываясь на предыдущем опыте.
Воображение может быть:
- Воссоздающее – т.е. образы воссоздаются, возникают на основе прочитанных книг или услышанных историй. Иначе говоря, ребёнок воображает и представляет то, о чём ему читали или что он услышал.
- Творческое – т.е. образы возникают в воображении без опоры на прочитанное, услышанное, увиденное. Иначе говоря, ребёнок самостоятельно создаёт истории и образы с помощью своего мышления. Именно этот вид воображения нуждается в дальнейшем развитии.
- Неуправляемое, его ещё называют «буйным воображением», «безудержная фантазия». Это когда ребёнок создаёт истории, не связанные какой-либо последовательностью и логикой. Иначе говоря, ребёнок с таким видом воображения постоянно что-то фантазирует и говорит, что именно так оно и было.
У детей дошкольников данная способность нуждается в особой заботе, так как этот возраст является чувствительным для формирования воображения. И цель родителей – различными методами совершенствовать активность этой функции.
Для того, чтобы воображение развивалось, необходимо накопление собственного опыта малыша и увеличение его кругозора об окружающей реальности.
Данный опыт приобретается посредством как личных наблюдений детей, так и через общение со взрослыми (родителями, педагогами), передающих ребёнку собственный багаж — запас знаний об окружающих вокруг предметах и явлениях, собственный творческий опыт.
Зачатки воображения проявляются в преддошкольном возрасте, примерно к 2 — 2,5 годам.
Фундаментом для развития воображения у ребёнка является правильно организованная игровая среда дома и, по возможности, смена обстановки — посещение игровых площадок, путешествие по парку, поездки в гости на общественном транспорте и т.д.
Уместно добавить, что в этом возрастном периоде наступает стремительное развитие речи, что даёт вспомогательный стимул в формировании воображения. Приблизительно до трёхлетнего возраста воображение малыша будет сводиться к знакомым ему ситуациям.
К трём годам основной и значимой деятельностью у детей является игра. Именно в игре первоначально закладывается и совершенствуется воображение. Играя, ребёнок учится «замещению» одних предметов другими и применяет их в других ролях.
Иначе говоря, ребёнок, играя с одной игрушкой, может воображать на её месте другую игрушку (например, малыш, который научился пользоваться ложкой, в игровой ситуации вместо ложки берёт палочку или иной предмет и «кормит» ею маму, папу, и все остальные игрушки).
Таким образом, происходит воображаемое «кормление». Для малышей данного возраста очень важно, чтобы предмет-заместитель был наглядно схож с тем предметом, который замещается. Данное замещение и является зарождением воображения.
Происходит это по мере того, как ребёнок начинает осваивать значение действий «понарошку», «не по-настоящему».
Примерно к 4 годам потребность в визуальных опорах у ребёнка пропадает.
Теперь воображение способно ссылаться на объекты, непохожие на «замещаемые», и происходит так называемый «переход» к игровому действию с объектом, который на самом деле отсутствует.
Данному объекту ребёнок даёт иное новое значение, и в уме воображает воздействия с ним. Вымышленная ситуация целиком происходит во внутреннем плане малыша.
Например, ребёнок, играя с любой коробочкой из под «чая», может вообразить, что эта – кастрюля или шкатулка, космический корабль. Любая палочка способна трансформироваться в шпагу-саблю, а обычный лоскут материи в мантию для мушкетера и т.д. Воображение, складывающееся в игре, плавно перетекает и на другую деятельность ребёнка.
Наиболее наглядно воображение проявляет себя, когда дети рисуют, лепят, конструируют, придумывают сказки и разные истории.
Конечно, вымышленные сказки не отличаются особой оригинальностью и представляют из себя всего лишь разновидность знакомых сказок ребёнку, да и истории достаточно просты, но получение в результате деятельности собственного воображения чего-то нового позволяет ребенку увидеть мир с другой стороны.
У младших дошкольников воображение ещё не контролируемое, оно запускается внезапно, а у старших дошкольников процесс становится контролируемым, т.е. зарождается произвольное воображение.
Когда воображение становится произвольным, ребёнок постепенно приступает к планированию своей деятельности. Так, старшие дошкольники, сначала придумывают то, что они хотят нарисовать, построить и только потом приступают к работе, подбирая для этого необходимые материалы.
А трёхлетние малыши, которые не умеют планировать свою деятельность, приступая к рисованию, лепке или конструированию, не могут толком объяснить, что именно собираются нарисовать или слепить, и только потом, по мере действий, выявляется образ рисунка или поделки.
Часто бывает так, что в ходе самого процесса конечная цель может легко измениться.
Ближе к 5 — 6 годам дети накапливают некоторый запас житейского опыта, и этот опыт позволяет активно развиваться творческому воображению.
Ребенок уже не ждет подсказок от взрослого, он может сам придумывать игры, и тут же в уме наполняет ее вымышленными героями, и определяет роли персонажей среди ровесников.
Игра может длиться довольно долгое время, при этом замысел игры сохраняется и насыщается все наиболее новыми, интересными деталями.
Иногда дошкольники погружаются в мир фантазий. Объектом фантазии становится то, что очень встревожило, захватило ребёнка, (волнующая история, просмотренный мультик или фильм, долгожданная игрушка и т.д.).
Дети создают собственные, придуманные миры, в которых появляются «воображаемые друзья», «несуществующие герои», с которыми можно поиграть, когда одиноко. Они помогают преодолеть детские страхи, в этом выдуманном мире все так, как хочет малыш.
Безусловно, пристальное внимание вызывает тот факт, что некоторые дошкольники пытаются заменить настоящий мир вымышленным и предпочитают удовлетворять собственные потребности в нём, «уходя» от решения настоящих трудностей. Причина таких фантазий может таиться в личных проблемах, которые есть у дошкольника.
Возникновение таких фантазий у ребёнка — это возможность для взрослых поразмыслить о том, что потребности ребёнка может быть удовлетворяются не полностью.
Подводя итоги, можно отметить, что развитие воображения у детей имеет весьма существенное значение. Когда ребёнок фантазирует, мечтает, он не просто играет, он овладевает познанием окружающего мира, обретает необходимые знания, становится более общительным и уверенным в себе.
Для развития воображения используются некоторые приемы:
1. Все виды творческих занятий (рисование, лепка, конструирование и т.д.). Для этого предложите придумать и нарисовать несуществующий вид транспорта или необычный дом и дополнить рисунок дополнительными деталями из пластилина, которых не хватает в рисунке.
2. Сказки являются великолепным средством для развития фантазии малыша. Можно прочитать сказку до определённого эпизода, а затем предложить ребёнку придумать её окончание. Попробуйте для ребёнка сочинить сказку и нарисовать иллюстрацию к ней.
3. Дидактические игры должны для детей быть интересными. Примеры игр: Ребёнок должен ассоциировать себя с любым живым существом и объяснить, почему именно выбранное животное или птица заинтересовало его.
— Нарисуйте ребенку то, что не существует, например, несуществующее животное, растение. Пусть малыш придумает ему имя и расскажет о нем историю.
— Предложите ребёнку сочинить «волшебную историю» о трёх предметах, которые не связаны между собой, например: половник, мяч, стол.
— Предложите ребёнку дорисовать геометрические фигуры, например: круг, квадрат, треугольник. После того, как малыш дорисует, можно его спросить, что у него получилось. На листе бумаге капните краской кляксу и предложите ребёнку придумать образ кляксы.
4. Больше читайте книг ребёнку. Фантазируйте вместе с ним, предлагая подумать, что бы он сделал, если бы он попал в заколдованный лес или на необитаемый остров. Каких животных он мог бы там встретить, какие фрукты и овощи там могли расти.
5. Игры с песком помогают развитию творческого воображения и заключаются в самостоятельном создании новых образов.
Статью подготовила психолог Силина Н.В. (ОАНО ОЦ «Лучик»)
Источник: https://luchik.ru/articles/grow-up/razvitie_voobrazheniya_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/
Как развить воображение у детей дошкольного возраста
Воображение – это весомый фактор в творческом развитии ребенка. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста важно еще и потому, что следующим этапом обучения является школа, в которой пригодятся творческие навыки. Но это не значит, что воображение ребенка нуждается в развитии только непосредственно перед школой.
Развитие воображения у младших школьников также важно, поскольку от него зависит способность малыша усваивать материал и подходить к решению проблем нетрадиционным, оригинальным способом. Воображение дошкольника развивается с помощью игр, упражнений и занятий.
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
Особенности формирования воображения в детском возрасте состоят в том, что оно не развивается само по себе. Для активизации мозговой активности детей ДОУ нужны специальные приемы. Кроме того, развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста зависит от образа жизни малыша, его увлечений, навыков, подхода родителей к воспитанию.
Творческие навыки в детском возрасте создают фантазии, новые образы в сознании человека, которые отличаются от уже привычных, выработанных обществом. Благодаря развитию этого фактора человек становится личностью, способной проявлять индивидуальность.
А Развитие воображения у дошкольников похоже на работу над образным мышлением. Отличие в том, что специфика этих процессов разная. Вы не спрогнозируете, что влечет за собой развитое воображение. Результат непредсказуем, но отрицательным его назвать нельзя.
Б Методики, которые применяются в ДОУ, проводятся опытными педагогами, которые доброжелательно настроены к детям, имеют большой опыт работы и умеют мотивировать ребят, чтобы упражнения, приемы и игры дали ощутимый результат.
В Фантазии – лучшее средство для развития воображения. Разрешайте малышу фантазировать во время, игры, прогулки, общения или уборки, фантазируйте вместе с ним. Поощряйте дошкольника за новые фантазии, но учитывайте индивидуальные особенности. Если он придумывает вещи, которые вам не нравятся, это не значит, что его воображение не развивается.
Для активизации творческих способностей используйте такие приемы:
- При рисовании активизируется творческое развитие, малыш придумывает фантазии и воплощает их на бумаге;
- Поделки из бумаги, пластилина, полиэтилена или природных материалов тоже включают фантазии у детей;
- Игры со сказками дадут результат, если вы заинтересуете детей, чтобы они фантазировали, продолжая начало сказки, которую вы расскажете;
- Упражнения в ДОУ выбирайте интересные для детей. Один из вариантов игры: предложите ребятам ассоциировать себя с животным. Пусть они объяснят, почему это животное их заинтересовало;
- Развивайте фантазии детей с помощью такой игры: предложите малышам нарисовать несуществующее животное или растение. Пусть они придумают ему имя, расскажут о нем;
- Никакая методика развития детского воображения не обходится без картинок. Время от времени просите детей составлять рассказы по картинкам, используя только свои фантазии.
Игры и приемы в ДОУ проводите регулярно. На каждом занятии заинтересовывайте ребят, придумывайте новые игры, изучайте специальные методики, которые учитывают особенности раннего возраста.
Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста
В период младшего школьного возраста у ребят игры отходят на второй план. На первый выходит учеба, познавательные процессы. В этом возрасте у детей происходит интенсивное развитие мозговой деятельности, отвечающей за особенности воображения.
Чтобы определить уровень развития воображения, воспользуйтесь знаниями опытных педагогов. В младшей школе педагоги проводят диагностику творческих способностей. Не закрывайте на это глаза.
Если у малыша выявлен низкий уровень их развития, у вас есть время, чтобы это исправить. Игры для младших школьников отличаются от упражнений для дошкольников.
Чтобы развивать детское воображение в младшей школе, используйте такие методы:
- Предлагайте детям придумывать рассказы. Не используйте при этом никаких картинок, дайте ребятам полную свободу выбора персонажей, места событий и развития сюжета;
- Не ограничивайте детей в темах при рисовании. Пусть они самостоятельно придумывают темы для рисунка и сюжетную линию;
- Никакая методика развития не обойдется без чтения книг. Причем просмотром телевизора этот процесс заменить нельзя. Даже познавательная передача устанавливает однообразный взгляд на тематику трансляции. Книга же заставляет додумывать некоторые вещи самостоятельно;
- Просите детей высказывать свое мнение о разных вопросах, описывать свои эмоции после очередного дня в школе или после просмотра любимого мультфильма;
- Игры с использованием ассоциаций не развивают воображение напрямую, зато отлично активизируют творческие процессы мозга.
Чтобы не возникало сомнений о необходимости развития воображения, рассмотрим виды и функции этого фактора в жизни ребенка.
Виды и функции
Особенности воображения малыша состоят в том, что изначально оно имеет две функции:
- Познавательная. Это воссоздание собственной реальности, дополнение картины для целостности, окрашивание мира яркими красками и получение незабываемых впечатлений.
- Аффективная. Это защита собственной личности. Малыш создает воображаемые ситуации, в которых он учится себя ставить в коллективе, защищать свое мнение и работать над собой.
В комплексе эти функции делают человека личностью, учат тому, что живя в обществе, не стоит забывать о своих особенностях. Функции и виды воображения тесно связаны. Если функции обеспечивают гармоничное существование человека в социуме, то виды возникают в связи с особенностями развития детей.
Виды воображения:
- Непроизвольное. Оно часто встречается во сне малыша. Непроизвольное воображение возникает само по себе и не контролируется детьми. Этот вид нужно оттачивать, чтобы малыш мог сознательно контролировать образы, возникающие у него в подсознании.
- Произвольное. Оно включается, когда перед ребенком поставлена четкая задача. Его и развивают, играя в игры и выполняя игровые упражнения.
Виды и функции воображения отвечают на вопрос, зачем его развивать и для чего специалисты разрабатывают методики по включению творческих способностей. Но взрослые играют решающую роль в развитии детского творчества, поэтому изучайте литературу, которая ответит на ваши вопросы и поможет в работе с детьми.
Дьяченко о воображении ребенка
О.М. Дьяченко – автор книги «Развитие воображения дошкольника». Дьяченко посвятила ее проблемным сторонам в работе над детским воображением.
В книге Дьяченко описала особенности творческого развития детей, которые связаны с возрастом, подробно осветила динамику развития человека.
Также Дьяченко описала игры и упражнения для работы с дошкольниками, которые при регулярном использовании помогут устранить проблемы с творческим развитием.
Дьяченко разработала методику, которая активизирует творческие способности малышей. Она пришлась по вкусу как родителям, так и преподавателям в дошкольных заведениях.
Развитие воображения у умственно отсталых ребят с ЗПР
Для умственно отсталых ребят характерно недостаточное развитие воображения и творческих способностей в целом. Это происходит из-за того, что у ребят с ЗПР потребность в развитии и получении новых знаний гораздо менее выражена, чем у их сверстников. Поэтому у умственно отсталых детей формируются искаженные, а иногда вовсе не правильные, представления об окружающем мире.
Детям с ЗПР нужно уделять больше внимания на занятиях, чем их сверстникам, чтобы вызвать у ребят интерес к обучению. Для умственно отсталых детей характерно:
- Нарушение правильного построения образа;
- Потерянность в ситуациях, когда нужно быстро создать модель поведения;
- Создание образов неосознанно, на уровне интуиции.
Детям с ЗПР уделяйте особое внимание. Для развития воображения умственно отсталых детей используйте такие методики:
- Сочиняйте вместе сказки и небольшие истории, обсуждайте с ребенком, как бы он поступил в заданной вами ситуации;
- Придумывайте вместе несуществующую машину, животное, растение. Рисуйте эти объекты, воплощая фантазии на бумаге;
- Просите дошкольника изображать животных или машины;
- Просите малыша закончить рисунок, который был ранее вами начат;
- Просите малыша складывать из геометрических фигур целые картинки.
При обучении умственно отсталых детей нельзя делать ставку на групповые занятия. Малыш с ЗПР должен получать гораздо больше внимания, чем здоровые дети, поэтому занимайтесь с каждым из них индивидуально, уделяя ребенку все внимание.
Таким образом, развитие воображения в детском возрасте – важный процесс, который многие недооценивают. Он необходим для дальнейшей успешной социализации человека и достижения задуманных целей.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Источник: https://yourspeech.ru/child/kid/razvitie-voobrazheniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Лазаренко Т. В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 825-828. — URL https://moluch.ru/archive/132/37022/ (дата обращения: 31.10.2019).
В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного развития.
Ключевые слова: творческое воображение, старшие дошкольники, возрастные психологические особенности развития, психолого-педагогические условия
В современном обществе, претерпевающем серьезные изменения во всех его сферах, требуется самостоятельная творческая личность, обладающая системными знаниями и способная применять эти знания в практической деятельности.
Решение глобальных проблем современности и разработка высоких информационных технологий возможны при наличии определенных творческих способностей и стиля мышления, выводящего человека на осознание новых связей между объектами и обеспечивающего создание нового в духовной или материальной сфере.
Формирование творческой личности — одна из важнейших педагогических задач на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
В дошкольном возрасте эту задачу возможно решить через развитие у детей творческого воображения.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для обеспечения успешности развития воображения детей необходимо создать в условиях детского сада художественно‐эстетическую психологически комфортную образовательную среду, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями [4].
Процесс воображения является предметом многих психолого-педагогических исследований в отечественной и зарубежной науке.Ученые рассматривали психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей и отмечали как различные виды детской деятельности влияют на развитие творческого потенциала ребенка. Психология искусства представлена работами А. Н.
Леонтьева, А.Я Пономарева, С. Л. Рубинштейна; исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю. К. Бабанским, Н. Ф. Талызиной, М. М. Поташником, В. А. Сластениным, В. А. Черкасовым; проблема развития детского воображения нашла отражение также в исследованиях отечественных психологов и педагогов, таких как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М.
Дьяченко.
В работе «Воображение и его развитие в детском возрасте» Л. С.
Выготский говорил о творческой деятельности как о «деятельности, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувств, живущим обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». [1, c.120].
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующее определение «творческое воображение» — это воображение, в ходе которого, человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Наиболее активно процесс воображения происходит в дошкольном возрасте и оказывает влияние на психическое развитие детей.
Воображение играет в жизни ребенка главную роль. Работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и планы их реализации.
В первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, т. е. там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов в воображаемых ситуациях.
Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте.
Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.
В старшем дошкольном возрасте воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.
Воображение, как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения — воссоздающего или творческого.
Согласно периодизации психического развития, предложенной Л. С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Воображение возникает как самостоятельная психическая функция в начале дошкольного периода развития. По мере взросления ребенок овладевает различными видами воображения и учатся произвольно им пользоваться. [1, c.114].
Процесс воображения включает навык сопоставления, выявление важных свойств объекта, мысленное достраивание объекта, воплощение слов в художественный образ, преобразование объекта различными приемами.
В таком контексте развитие воображения является основой для совершенствования творческих способностей ребенка, в том числе важнейшей характеристикой и условием развития детей дошкольного возраста.
В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не является частью процесса создания новых, социально значимых общественных продуктов труда, но активно участвует в развитии операций воображения, в создании предпосылок для «взрослого» творчества в будущем.
Как показывает практика, дети с развитым воображением сохраняют творческий подход к решению любых задач, у них больше шансов занять лидирующие позиции в социуме. Старший дошкольный возраст сензитивен для развития воображения.
Дети в процессе воображения осваивают алгоритм преодоления стереотипов, установленных рамок реального: чем сильнее развита их фантазия, тем смелее их мечты, тем интереснее задумки и результаты деятельности.
Творческое воображение старших дошкольников отличается подвижностью образов, вариативностью решения заданной темы, индивидуально-оригинальным подходом. И всегда творчество детей сопровождается положительными эмоциями, благодаря чему «обладает большой притягательной силой» для дошкольников.
Для развития воображения большие возможности имеет изобразительное искусство. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии творческого воображения детей. Процесс рисования помогает лучше понять ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы ребенка. Процесс развития воображения должен осуществляться с учетом следующих принципов построения занятий: идти от простого к сложному; обеспечить дозированный дефицит информации; осуществить интеграцию образовательных областей; применить комплексно‐тематический подход; использовать соотношение известного и неизвестного на оптимальном уровне.
Анализ практических работ и диссертационных исследований позволил выделить ряд условий, способствующих эффективному развитию творческого воображения детей:
‒ проведение оперативной диагностики для получение первичной информации об индивидуальном развитии личности каждого ребёнка, их жизненном опыте. Воспитатель, обладающий готовностью к проектированию психологически безопасной образовательной среды способен диагностировать количественные и качественные изменения в когнитивном и личностном развитии ребенка. [2, c.30];
‒ работа с детьми должна выступать в форме целостной системы и предполагать педагогическую поддержку увлеченности детей, их потребности в самоутверждении;
‒ творческая переработка прошлого опыта ребенка, который рождает новые фантазии. Чем обширнее знания и опыт ребенка, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения;
‒ полноценное эмоциональное общение детей со взрослыми. Эмоция собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения;
‒ использование игровых методов на занятиях по развитию творческого воображения, так как в игре дети раскрепощаются, чувствуют родную стихию, и это способствует полету фантазии, обучение приемам фантазирования;
‒ использование нетрадиционных методов работы с детьми: кляксография, монотипия, рисование нитями, рисование углем и др. Данные техники способствуют развитию творческого воображения, притягивают своей непредсказуемостью и индивидуальностью результата, доступностью, увлекательностью.
Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками позволяют использовать многообразие способов и средств рисования, способствуют проявлению индивидуальности ребенка, вызывают положительные эмоции, прививают любовь к изобразительному искусству, а также непринужденно развивают мелкую моторику рук.
‒ создание комфортной и психологически безопасной среды. Ребенок должен стать соучастником творческой деятельности, при этом необходимо поддерживать его неповторимую индивидуальность, личностную активность, ориентировать на успех.
Необходимо обеспечить условия, способствующие свободной самореализации каждого ребёнка в разных видах деятельности, развитию его самооценки.
При этом характер взаимодействия с детьми и организация общения должна осуществляться в форме диалога и иметь доверительный характер [3, c.26].
В заключении хотелось бы отметить, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Таким образом, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей, оказывать ему помощь в индивидуальном и творческом росте, обеспечивать атмосферу психологического комфорта.
Литература:
- Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии 1972. № 2. С. 114–123.
- Ежкова Н. С., Трухина Н. М. Проблема развития творческого воображения дошкольников // сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Современная психология: методология, парадигмы, теории»: 25 марта 2016 г. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. — 71 c.
- Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе: учеб. пособие / И. Л. Федотенко, А. В. Сергеева, Т. В. Губарева, Д. В. Малий; Под ред. И. Л. Федотенко. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. — 132 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета — Федеральный выпуск № 6241 (265). Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 12.12.2016г.).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, процесс воображения, развитие воображения, творческая деятельность, старший дошкольный возраст, воображение, развитие, творческое воображение детей.
Источник: https://moluch.ru/archive/132/37022/