Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие, специально для вас — от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Софья Тимофеева, педагог, генеральный директор детского эко-клуба «Умничка», автор пособий
Анастасия Шевченко, логопед, педагог, методист, автор пособий
Светлана Игнатова, педагог-методист
«Разложи по чемоданам»
Приготовьте: катушку с нитками, пуговицу, ножницы, кусочек ткани, 4 предмета детской посуды и 2 коробки.Скажите ребёнку: «Повар и портной столкнулись на вокзале, их вещи рассыпались и перемешались. Помоги разложить их вещи по чемоданам».
Когда дошкольник поймет принцип этой игры, предлагайте ему уже по 10 предметов, которые можно разделить на группы (съедобное— несъедобное, круглое — квадратное) и 2 коробочки. Дайте ему возможность самому находить признак и делить предметы на группы.
«Озорной ветерок»
Приготовьте:4 предмета, один из которых лишний (например, кукольная чашка, ложка, сковородка, книжка).Скажите ребёнку:«Жил-был на свете озорной ветерок. Он очень любил всё путать и устраивать беспорядок.
Залетит в гости к художнику и кинет на стол, где лежат кисточки и краски, кухонный половник.
А художник только пожимает плечами: „Откуда он тут взялся, он же лишний!“ А сейчас озорной ветерок прилетел к тебе в гости и хочет поиграть: он будет приносить на стол один лишний предмет, а тебе нужно определить какой».
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый, изображая ветерок, кладет перед малышом 4 приготовленных вещи. «Какой лишний предмет принес ветерок? Почему ты так думаешь?»
«Подружи предметы»
Приготовьте:пары предметов, имеющие общий признак (карандаш и деревянный кубик, кольца от пирамидки, яблоко и груша).Скажите ребенку: «Ты заметил, что обычно дружат люди, у которых есть что-то общее — например, они любят одинаковые книжки, игрушки, мультики. Подружиться могут не только люди, но и предметы. А для этого нужно найти между ними что-то общее. Давай попробуем?» Положите перед малышом карандаш и кубик, спросите, что между ними общего (оба сделаны из дерева). Затем предложите подружить новую пару (кисточка и краски), затем новую. Теперь поменяйтесь ролями — пусть ребёнок подберет вам два предмета, а вы скажете, что между ними общего.
«Бусы для мамы»
Приготовьте: верёвочку и бусины.Скажите ребёнку: «Многие девочки любят украшать себя бусами. Давай сделаем бусы для мамы (сестрёнки, подружки). Я начну узор, а ты продолжай». Взрослый нанизывает первые 3−4 бусинки, задавая определенную последовательность, затем просит ребёнка продолжить начатый узор. Если тому трудно определить заданную последовательность, опишите её: «Вот посмотри, сначала идет большая белая бусина, затем — маленькая красная, потом — снова большая белая. Значит, какую нужно надеть дальше?»
«Что за чем»
Приготовьте: карточки с рисунками, по которым можно проследить временную последовательность событий (яйцо, цыплёнок в скорлупке, подросший цыплёнок, курица).
Скажите ребёнку:«Разложи карточки по порядку, чтобы было понятно, что было вначале, а что — потом». Затем можно попросить его закрыть глаза и в это время переставить 2 картинки местами.
Пусть попробует найти ошибку.
«Кто и что?»
Приготовьте: несложные логические задачки, подходящие ребенку по возрасту. Можно сделать к ним простые рисунки.Скажите ребёнку: «Паша старше Димы, а Дима старше Пети. Кто из детей младше всех?» или «Маша, Лена и Оля пошли в магазин и купили мяч, апельсин и хлеб. Кто из девочек что купил, если известно, что Маша купила не съедобное, а Лена — не круглое?» Если малышу трудно воспринимать только на слух, он сам может сделать рисунок к задачке.
Логические задачки бывают разной сложности. Если ребенку ещё нет 5 лет, начинайте с самых простых:
- «Покажи мне некруглый предмет»,
- «Посмотри на ленточки и скажи, какая из них не желтая? А какая — не широкая?»,
- «Было три карандаша: красный, синий и зеленый. Какой из карандашей самый короткий, если это не синий и не зеленый?»
«Угадай и придумай»
Приготовьте: забавные загадки, в которых четко выделены признаки предмета.Скажите ребёнку: «Серовато, зубовато, по полю рыщет, ягнят ищет».
Кто это? В основе таких загадок лежит выделение существенных признаков предмета.
Например, в загадке про замок выделен его функциональный признак: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает», а в загадке про волка — его внешние черты и повадки: Полезно как отгадывать, так и придумывать свои собственные загадки.
«Подбери предмет»
Приготовьте: мячСкажите ребёнку: «Я назову признаки, а ты подбери к ним предмет» «Большой красный… — шар», «Белое легкое… — платье», «Быстрый звонкий… — ручей». Мяч можно как кидать друг другу, так и перекатывать, сидя на полу.
Логику развивают все игры с мячом, которые направлены на анализ признаков предмета: «Съедобное — несъедобное», «Большой — маленький». В игре «Продолжи предложение» ребенок подбирает признак к предмету: «Чай горячий, а снег… — холодный», «Перышко легкое, а штанга… — тяжелая».
«Помоги Неумейке»
Приготовьте: игрушечного зайца, а также 2−3 пары предметов, которые можно сравнить (мяч и апельсин).Скажите ребёнку: «Сегодня с нами поиграет Неумейка. Его так прозвали потому, что он почти ничего не умеет. Например, он неправильно сравнивает вещи.
Попробуем ему помочь?» Приготовьте мяч и апельсин и попросите зайца их сравнить.
Скажите за Неумейку: «Мяч красный, а апельсин — сладкий!» Спросите ребёнка, есть литут ошибка и в чём она? Как сравнить предметы правильно? (Ошибка в том, что зайка сравнивает предметы по разным признакам, а надо — по одному).
«Цветочки»
Приготовьте: картонный квадрат 20×20 см, разлинованный на 9 равных квадратов (по 3 в каждом ряду) и 4 картонных цветка (красный, синий, желтый, зеленый).Скажите ребёнку: «Картонный лист — это полянка. У полянки есть 4 угла, покажи их. 4 стороны — покажи их. Еще есть три ряда: верхний, средний и нижний. А также три столбика: левый, средний и правый.»
Суть игры в том, чтобы ребёнок раскладывал цветочки на полянке, выполняя заданные взрослым условия: 1. Положить на полянку 4 цветка так, чтобы все они находились по углам, а красный цветок был не в верхнем и не в правом углу. 2. Разместить цветочки на полянке так, чтобы они были не в углах, а синий цветок находился напротив желтого.
3. Положить красный, синий и жёлтый цветы так, чтобы красный оказался между синим и жёлтым, а жёлтый цветок был не внизу.
Софья Тимофеева, Светлана Игнатова, Анастасия Шевченко. «Как научить ребёнка мыслить логически: для детей 4−6 лет»
Издательство «Эксмо»
Очень яркая книжка, в которой много картинок, головоломок, лабиринтов, загадок: ребёнку наверняка тут же захочется перерешать их все.
А если получится не сразу? Помогать ему или предложить попробовать снова через какое-то время? Здесь есть советы и подсказки родителям: на что обратить внимание, какие вопросы задать, как научить решать разные задачи.
В основе книги — авторская методика развития логического мышления у малышей.
- 10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок
- 5 игр для развития памяти
- 7 игр-загадок для всей семьи
- Oksana Kuzmina, Sergei tuzov, Silvia Fiodorova, ImageFlow, Syda Productions, Evgeniya Yantseva/Shutterstock
Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/13430
Полезные игры и задания для развитие логического мышления у дошкольников
- Развить у дошкольника логическое мышление — это значит вооружить необходимыми знаниями для успешного овладения школьной программой.
- А также, научить принимать рациональные взвешенные решения в сложной жизненной ситуации.
- Логическое мышление — процесс усвоения и преобразования новой информации.
Мышление дошкольников 4-5 лет
У дошкольников 4-5 лет проявляется наглядно-образное мышление. Это новый качественный уровень усвоения и воспроизведения информации, который дает больше возможностей для изучения окружающего мира.
Малыш пятилетнего возраста способен мыслить, представляя не предмет, а образ. Именно поэтому ребенок находит и узнает на картинке один и тот же предмет с разными внешними характеристиками: цвет, размер, форма.
ИНФОРМАЦИЯ! С этого момента дошкольнику пятилетнего возраста доступна новая логическая операция — сравнение. Теперь ребенок сравнивает не только похожие предметы: два медвежонка, два домика, но и разнотипные: дом высокий, цветок низкий.
Особенности мыслительных операций у детей 6-7 лет
Шестилетний возраст — это период, когда ребенок способен устанавливать простейшие причинно-следственные связи с опорой на наглядность, делать несложные умозаключения.
Однако, черты незрелости мышления еще сохраняются.
ВАЖНО! У ребенка 6-7 лет навыки анализа развиты на низком уровне, поэтому очевидная информация, вытекающая из уже известных фактов, становится для малыша недоступной. Ребенок к этому возрасту умеет обобщать, но делает это по несущественным признакам.
Фундаментом развития логики в возрасте 6-7 лет становятся новые знания, которые получают дети на занятиях в детском саду, школе, при выполнении домашних заданий, самостоятельном чтении. Расширяется круг понятий, интересов малыша — развивается логика.
Для того, чтобы маленький непоседа освоил важные процессы систематизации и обобщения, анализа и синтеза, научился находить нестандартные решения из трудных ситуаций, необходимо развивать логику.
Этот процесс не происходит сам по себе, к нему следует подойти основательно.
ВАЖНО! Родителям, которые серьезно задумались о развитии логического мышления малыша, необходимо познакомиться с методикой обучения, а затем подобрать упражнения и игры по теме.
Развивать мышление лучше поэтапно: специальные занятия для малышей были бы скучны и неинтересны. Элементы развивающей игры необходимо включать в обычную беседу. Если ответы ребенка не односложные, учится высказывать свое мнение, значит, игра принята, нужно пользоваться моментом.
СПРАВКА! Педагоги рекомендуют использовать в непринужденной обстановке игры с ненавязчивым присутствием взрослого. Ребенку чаще остальных необходимо задавать вопрос ПОЧЕМУ, давать право высказаться.
Используя в играх геометрический материал и конструктор, малыш изучает форму, цвет, учится сравнивать, находить отличия (это проще), а потом и общие признаки предметов. Создавая объемные композиции из строительных модулей, учатся обобщать.
Игры и задания
- Высшая стадия детского мышления формируется на основе образного восприятия.
- Это сложный, длительный процесс, который нельзя пускать на самотек.
- Необходимо начать работу над развитием логики уже в раннем детстве.
Для 4-5 лет
В этом возрасте малыш умеет:
- находить сходство и различия между предметами;
- конструировать по образцу;
- соединять разрезанную на части картинку (не более 5 деталей);
- удерживать учебную задачу на несколько минут;
- называть группу предметов общим словом;
- определять пару для предмета;
- находить ошибки в иллюстрациях, объяснять;
- подбирать несложные слова — антонимы.
Игры для этого возраста используются следующие:
- Дидактические. Сюда относятся все настольные игры на печатной основе с заданиями: найди лишний предмет, назови одним словом, покажи 10 отличий, раскрась только животных и др.
- Развивающие. Игры построены по принципу усложнения. Как только малыш справляется с начальным этапом, задания усложняются.
- Речевые. Пользуясь фантазией и воображением, ребенок выполняет задания на развитие логики: продолжи рассказ, помоги героям сказки принять правильное решение, начни сказку, чтобы иллюстрация стала продолжением и др.
- Графические. Пользуются особым успехом у детей, ребята выступают соавторами заданий: угадай и дорисуй предмет, пройди лабиринт вместе с известным героем, оживи картинку с помощью цветного карандаша и др.
ИНФОРМАЦИЯ! Материала для домашних занятий с малышом огромное количество. Придумывайте задания, комбинируйте, усложняйте. Умение мыслить логически ребенку пригодится уже в школе.
Для 5-7 лет
- В этот возрастной период происходит осознание основных свойств особенностей объекта, умение в дальнейшем применять знания на практике.
- Познание окружающего мира происходит путем словесных рассказов.
- Внешняя активность ребенка все больше заменяется на деятельность внутренних мыслительных операций.
СПРАВКА! Детям в 6 лет уже не сложно делать умозаключения, находить связь между понятиями, причинами и следствием. У малышей наблюдается гибкость мышления, подвижность.
Попробуйте предложить ребенку поиграть в игру, это будет не только увлекательно, но и полезно.
- Игра «Волшебники». Ребенку предлагают на основе простой фигуры (например, прямоугольник) создать более сложный (дом, аквариум, грузовая машина).
- Игра «Логические концовки». Дошкольнику предлагается закончить предложения разного содержания. Например, если Маша выше Пети, то… (Петя ниже Маши).
- Игра «Орнамент». Геометрические фигуры разного цвета и размера собраны в узор. Ребенку необходимо собрать такой же по образцу, придумать свой, пользуясь пространственными понятиями.
- Игра «Полезно — вредно». В ходе игры рассмотреть знакомые ребенку объекты или явления и дать возможность назвать положительные стороны и отрицательные, основываясь на свой жизненный опыт.
- Игра «Что я задумала?». Один из играющих загадывает предмет, второй задает вопросы, пытаясь угадать загаданное. На вопросы отвечают односложно: ДА или НЕТ.
ВАЖНО! В этот период часто используются математические и графические задания. Решение задач с подвохом, математические ребусы, задания на развитие пространственного восприятия полезны и в то же время интересны ребенку.
Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/logicheskoe-myshlenie.html
Как развить мышление, сообразительность и логику у ребенка: советы для родителей
Одну из самых важных ролей в становлении сознания ребенка играет развитие мышления. Уже в дошкольном возрасте закладываются основы формирования индивидуального восприятия жизни, включающие в себя познавательные процессы, развитие логики и особенности личности.
Очень важно не упустить этот период и уделить ему максимум внимания, чтобы помочь ему в гармоничном развитии как мышления, так и личности в целом.
Как мыслит ребенок
Как всем известно, мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие мозга отвечает за логику и аналитическое мышление, а правое – за творческие процессы.
Люди, у которых более развито левое полушарие отличаются последовательностью и абстрактностью мышления, а в случае более развитого правого полушария – склонностью к фантазиям и мечтам.
Среди людей с развитым правым полушарием достаточно много поэтов, художников, музыкантов, писателей и прочих творческих личностей.
Известны также случаи, когда у человека практически равномерно развиты оба полушария мозга, хотя такое встречается не часто. Чаще всего такие люди становятся либо гениями, либо весьма одаренными личностями.
Психологи настоятельно рекомендуют прикладывать силы именно к разноплановому развитию ребенка, поскольку предрасположенность нельзя выяснить сразу, она проявляется в ходе занятий спустя какое-то время. Родителям стоит внимательнее присматриваться к тому, что дается ребенку легче и вызывает в нем больший отклик, это поможет определиться с дальнейшими методиками его развития.
Важно
Не думайте, что достаточно будет выбрать пару развивающих кружков для вашего чада. Многие специалисты советуют по максимуму загрузить ребенка разнообразными занятиями, чтобы он в дальнейшем смог выбрать наиболее ему интересные.
Типы детского мышления
Процесс мышления представляет собой довольно-таки сложную структуру и подразделяется на четыре основных типа:
- Наглядно-действенное. Именно к людям с таким типом мышления чаще всего применяют эпитет «золотые руки». Этот тип характерен для всех детей, без исключения. Любой ребенок любит разбирать и собирать заново игрушки, исследовать и пробовать что-то новое, ими движет цель познания неизведанного.
- Образное. Данный тип мышления начинает формироваться уже в дошкольном возрасте, примерно в 5-6 лет. Дети показывают свою заинтересованность в рисовании, сборе конструктора, для них привычно играть, представляя в уме различные фигуры и образы. В этот период большую роль на ребенка оказывает именно преподаватель детского сада, на котором, в первую очередь, и лежит ответственность за развитие образного мышления. В детском саду ребенка учат придумывать различные образы, описывать их, запоминать и пересказывать различные истории, проигрывать различные жизненные ситуации.
- Логическое. При поступлении ребенка в школу начинается период развития логического мышления. Его учат мыслить в аналитическом направлении, искать главное в подаваемом для изучения материале, делать выводы. К сожалению, большинство современных школ подходят к развитию логики однобоко и шаблонно, без творческого подхода. Конечно, у редкого учителя есть возможность подходить к этому вопросу креативно в силу особой загруженности и плотности программы. В итоге ребенок сталкивается с необходимостью совершать ежедневно одни и те же задания, которые если и различаются, то в мелочах. Суть подхода остается неизменной – механическое следование определенным алгоритмам. Все это не способствует гармоничному развитию ребенка, так что в этом случае помочь ребенку способны только родители, которые поддержат его в поиске нестандартных решений классических заданий.
- Творческое. Многие задаются вопросом, как можно развить творческое мышление у ребенка. Ответ прост – общение. Именно общение с окружающими людьми поможет ему в формировании собственных точек зрения на тот или иной вопрос. Чтение и обсуждение книг, просмотр познавательной передачи – все это будет полезно в ходе обычной беседы. Не стоит отмахиваться от ребенка в его стремлении узнать что-то новое и обсудить это с вами. Именно беседа помогает ребенку развивать коммуникабельность и формировать собственное мнение.
Как развить мышление и сообразительность у ребенка
Необходимость развития мышления у ребенка не означает, что вам придется отбросить все свои дела и круглосуточно «носиться» с ребенком по различным кружкам и секциям. Большим подспорьем окажется ваше совместное времяпрепровождение дома, буквально пара-тройка часов в день, выделенных на разные занятия с вашим чадом.
Психологи утверждают, что весьма грамотно развить мышление можно с помощью нижеприведенных методов.
Устные игры
Самым простым и доступным способом развить у ребенка логическое мышление можно считать игры со словами. Они помогут не только расширить словарный запас, но и заметно расширить детский кругозор. Обратите внимание на игры, направленные на определение аналогии, распределение предметов и явлений по группам, поиск логических связей.
К примеру, вы можете попробовать следующие варианты устных игр:
- Ассоциации. В этой игре принято выбирать предмет и называть на него похожие. Спросите у ребенка, почему он его выбрал, в чем именно проявляется схожесть предметов.
- Сказки с продолжением. Вспомните о любимых сказках своего ребенка и попробуйте вместе с ним придумать им интересное продолжение или иную концовку.
- «Да» или «нет». Загадайте предмет и предложите ребенку угадать его с помощью наводящих вопросов, ответ на которые подразумевает варианты «да» или «нет».
- «Верю – не верю». Придумайте любую фразу, например, «солнце утром красное» или «хлеб – это выпечка». Ребенок должен сказать, верное ли это высказывание или нет. Подталкивайте его к рассуждениям, помогающим прийти к правильному выводу.
Визуальные игры
Большинство детей намного лучше воспринимают визуальную информацию, чем на слух. Именно поэтому больший интерес у них вызывают игры с карточками и различными образами. Задания, для которых требуются бумага и ручка прекрасно стимулируют как логическое, так и образное мышление.
Среди множества вариантов визуальных игр, можно:
- предложить ребенку игру на сравнение и распределение предметов по размеру, форме, цвету и прочим признакам;
- решать головоломки с применением спичек, для этого нужно убрать спичку из фигуры таким образом, чтобы образовать новую;
- придумать историю, опираясь на картинки;
- разгадывать ребусы и головоломки на бумаге.
Настольные игры
Родителям предлагается огромный выбор различных настольных игр: красочные наборы с яркими рисунками, карточками, шашки, домино, шахматы. Каждый может найти игру на свой вкус, вне зависимости от его пола и возраста. С помощью таких игр ребенок учится не только нестандартной мыслить и искать самые неожиданные решения, но и красиво побеждать или с достоинством принимать свое поражение.
Помимо всего прочего, игровые фишки и картинки можно использовать и для обучения:
- Предложите ребенку угадать предмет на ощупь и по форме, пусть закроет глаза и доверится только своим ощущениям.
- Сгруппируйте фигурки или картинки по алгоритму. Например, можно составлять из них комбинации, отталкиваясь от различных последовательностей: цвет, форма, размер.
- С помощью домино прекрасно можно изучать счет, сложение и вычитание.
Конструирование
Любого ребенка с легкостью можно назвать творцом и строителем. Игры с конструктором не только пользуются огромной популярностью у детей, но и являются настоящей находкой для гармоничного развития ребенка.
С его помощью можно развить двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление вашего чада.
Стройте вместе с ним различные фигуры, опираясь на предлагаемую схему, создавайте собственные объекты, таким образом вы развиваете в ребенке пространственное и структурно – логическое мышление.
Важно
Для самых маленьких идеальным вариантом будут яркие цветные кубики или наборы конструкторов, состоящие из крупных деталей.
Загадки и головоломки
С помощью небольших логических задачек и загадок отлично тренируется неординарное мышление и логика. Причем, занимаясь вместе с ребенком, вы много полезного почерпнете и для себя.
Самый понятный для всех вид головоломок – устный, который передается из уст в уста на протяжении не одного поколения. Например, крестьянину нужно пересечь реку, имея при себе волка, козу и капусту. У него есть лодка, которая вмещает в себя только одну любую пару из перечисленного. Помогите крестьянину пересечь реку таким образом, чтобы и животные, и капуста уцелели.
При желании можно приобрести специализированные издания с головоломками и задачками на сообразительность. Также можно уделить время и головоломкам, имеющим форму геометрических фигур: кубик Рубика, Танграм, Пентамино.
Важно
Мышление – важный познавательный процесс, необходимый для всестороннего развития личности, который участвует во всех сферах жизни и востребован в любом виде деятельности.
Источник: https://blizosti.net/5-sposobov-razvit-myshlenie-rebenka/
Как развивать у детей логическое мышление через игру
Несколько игровых приемов, с помощью которых можно не только развивать логическое мышление ребенка, но и само общение с ним превратить в осмысленное и развивающее.
Любая проблема или сложная ситуация требует включения логики, дополнительных размышлений, построения цепочек рассуждений, которые не только имеют смысл, но и приводят к решению. Без развития логического мышления невозможно успешное обучение.
Конечно, очень многое зависит от природных данных человека, но даже если ребенок и не демонстрирует, на ваш взгляд, умения сравнивать, обобщать, анализировать, прослеживать причинно-следственные связи и делать умозаключения, эти умения можно и нужно развивать с самого раннего детства.
О том, как это можно делать через игру, расскажем в нашей статье.
Дошкольники узнают новое и строят свое восприятие и понимание окружающего мира, собирая информацию по кусочкам. Их понимание мира и окружающей действительности основывается на том, что они видят и слышат, а не на логике. Дети приходят этап нелогичных мыслительных процессы, опираясь на полученный опыт, прежде чем начинают логически осмысливать свой мир.
Мы не будем обсуждать преимущества головоломок и логических игр, позволяющих в дальнейшем развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение и память, мы просто приведем несколько игровых приемов, с помощью которых можно не только развивать логическое мышление ребенка, но и само общение с ним превратить в осмысленное и развивающее.
Интерактивное чтение
Это вид совместного чтения, во время которого взрослый читает вслух, делая паузы и обсуждая прочитанное с ребенком. При этом необходимо мотивировать ребенка рассуждать, задавая вопросы, как мог бы развиваться сюжет, как поступил бы он сам, оказавшись на месте героя повествования. Такой вид чтения прививает навыки анализа, способствует развитию усидчивости и внимательности.
Интерактивным чтением можно заниматься с детьми от 3 лет, выбирая по мере взросления подходящие по возрасту книги и усложняя вопросы.
Фантазийное чтение
Совместное чтение любимой книги ребенка с придумыванием для нее новой концовки. Пофантазируйте вместе о том, что могло бы произойти, если бы Красная Шапочка пришла к Бабушке быстрее Серого Волка или Гарри Поттер угодил на факультет «Слизерин». Выход за рамки привычного сценария лежит в основе развития многих видов мышления, логического в том числе.
Фантазийное чтение подойдет для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра «Найди 10 отличий / найди сходство»
Все мы помним любопытные задания из детских развивающих книг и журналов, выполняя которые нужно найти 10 различий, кажущихся на первый взгляд одинаковыми.
Такие задания сами по себе развивают как внимательность к деталям, так и логическое мышление.
А чтобы развивать у ребенка еще и способности к сериации и синтезу, попросите его группировать отличия по цвету, принадлежности к изображенным персонажам и прочим признакам.
Игра подходит детям от 3 лет.
Игра в детектива
Для этой игры подойдут комиксы или графические романы, иллюстрированные детские книги и журналы. Предложите ребенку описать ситуацию, изображенную на картинках к тексту.
Чем больше на них деталей и персонажей, тем более развернутым должен быть рассказ.
Для усложнения задания можно предложить ребенку изучить сначала первые, а потом последние иллюстрации истории, и придумать, что могло произойти между изображенными сюжетами.
Игра подходит для детей от 5 лет.
Головоломки и пазлы
Игры с заданиями, где необходимо найти зеркальное изображение предмета, собрать цельную картинку из фрагментов (мозаики, пазлы), пройти запутанный лабиринт, водя по бумаге карандашом, или дорисовать недостающую деталь, помогают развивать визуально-логическое мышление, то есть способность решать задачу, оперируя образами. Благодаря играм этого типа ребенок совершенствует умение находить аналогию между реальным и изображенным объектом, тренирует память.
Игра подходит для детей от 3 лет.
Игры-стратегии («Монополия», «Вулкан» и др.)
Настольные игры-стратегии не только развивают логическое мышление, но и помогают наладить общение между детьми и взрослыми, снять эмоциональное напряжение и просто комфортно и с пользой провести семейный досуг.
Еще большую пользу принесет создание сценариев и правил собственных игр-стратегий. Придумывая сценарий игры, размышляя, какой должен быть реквизит, объясняя другим участникам правила, ребенок развивает одновременно все основные приемы логического мышления.
А кроме этого, растет его самооценка.
Игра подходит для детей младшего и среднего школьного возраста.
Загадки и головоломки
Возьмите за правило регулярно задавать детям загадки, над которыми придется поразмыслить – они развивают не только логическое мышление, но и речь. Сложность головоломок может постепенно возрастать. Для примера приведем загадку. Проверьте себя.
- Какие часы чаще показывают правильное время − те, которые не работают, или те, которые отстают на одну минуту?
- Ответ: сломанные часы показывают правильное время дважды в день, а отстающие – всего один раз в два года.
- Льюис Кэрролл
Игра подходит для детей и взрослых любого возраста.
Источник: https://xn—-dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/kak-razvivat-u-detej-logicheskoe-myshlenie-cherez-igru/
Материал (старшая группа) по теме: Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольника | Социальная сеть работников образования
- «Думайте и додумывайтесь»
- Д.Карнеги
- Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:
- «Найди лишнее слово».
Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
- Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
- · Старый, дряхлый, маленький, ветхий
- · Храбрый, злой, смелый, отважный
- · Яблоко, слива, огурец, груша
- · Молоко, творог, сметана, хлеб
- · Час, минута, лето, секунда
- · Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
- · Платье, свитер, шапка, рубашка
- · Книга, телевизор, радио, магнитофон
- · Мыло, метла, зубная паста, шампунь
- · Береза, дуб, сосна, земляника
- Игра «4-лишний»
- -развитие обобщения
- Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;
- Сосиски – печенье – тарелка – сыр;
- Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;
- Кепка – шапка – шляпа – тапочки;
- Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;
- Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;
- Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;
- Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;
- Синичка – индюк –гусь –петух;
- Пенал – тетрадь – карандаш – юла;
- Сом – щука – жук – окунь;
- Куртка – полотенце – платье – костюм.
- «Найди лишнюю картинку».
- Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.
Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.
- -Упражнения на развитие гибкости ума.
- «Назови слова…»
- Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
- · Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
- · Назови, слова, обозначающие домашних животных
- · Назови, слова, обозначающие диких животных
- · Назови, слова, обозначающие наземный транспорт
- · Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт
- · Назови, слова, обозначающие водный транспорт
- · Назови, слова, обозначающие овощи
- · Назови, слова, обозначающие фрукты
- · Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)
- Упражнение «Назови, одним словом».
- — Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
- Процедура:
- 1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:
- а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…
- б) Стол, диван, кресло, стул -…
- в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…
- г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…
- д) Январь, март, май, август -…
- 2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:
- а) Ботинки, туфли – это…
- б) Прятки, жмурки – это…
- в) Зима, осень — это…
- г) Пальто, куртка – это…
- д) Иванов, Петров, Сидоров – это…
- Игра «Как это можно использовать?»
- Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.
- Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
- Ребенок называет такие варианты:
- · Рисовать
- · Писать
- · Использовать, как палочку,
- · Указка
· Градусник для куклы и т.д.
- Игра «Говори правильно»
- Выучите с ребенком стихотворение.
- Скажу я слово «ВЫСОКО»
- А ты ответишь — …(НИЗКО)
- Скажу я слово «ДАЛЕКО»
- А ты ответишь — …(БЛИЗКО)
- Скажу тебе я слово «ТРУС»
- Ответишь ты — …(ХРАБРЕЦ)
- Теперь «НАЧАЛО», я скажу,
- Ну, отвечай — … (КОНЕЦ)
- Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:
- · Веселый – грустный
- · Быстрый – медленный
- · Красивый – безобразный
- · Пустой – полный
- · Худой – толстый
- · Умный – глупый
- · Тяжелый – легкий
- · Твердый – мягкий
- · Шершавый – гладкий
- Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:
- Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)
- Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)
- Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)
- Упражнение на развитие словесно-логического мышления:
- «Определи понятия»
- Ребенку предлагаются следующие наборы слов:
- · Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
- · Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой
- · Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус
Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».
Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»
- Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.
- -Упражнения на развитие мыслительной операции:
- «Сравнение предметов»
- Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
- 1. муха и бабочка
- 2. дом и избушка
- 3. стол и стулья
- 4. книга и тетрадь
- 5. вода и молоко
- 6. топор и молоток
- 7. город и деревня
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
- Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
- Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:
- «Закончи слово»
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», — так вы начинаете игру.
Предлагаются слоги:
· по… | · до… |
· на… | · че… |
· за… | · пры… |
· ми… | · ку… |
· му… | · зо… |
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.
Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/10/27/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-logicheskogo
Комплекс игр и упражнений для развития мышления
Упражнение № 1.
Цель: развитие словесно-логического мышления
Ход: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.
Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8 Марта.
Щетка___________ . Иголка______________ . Лопата_______________.
Лейка___________ . Грабли______________ . Нож_________________.
Лифт__________ . Холодильник________. Гвоздь________________.
Миксер_________ . Ракетка_____________. Тачка_________________.
Банка___________ . Мясорубка___________. Весло_________________.
- Упражнение № 2.
- Цель: развитие словесно-логического мышления.
- Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
Цвет: цыпленок, лимон, василёк. Огурец, морковь, трава . Халат врача, помидор, снег
- Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка
- Величина: бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка
- Материал: банка, кастрюля, рюмка. Альбом, тетрадь, ручка
- Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое
Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.
- Упражнение № 3.
- Цель: развитие словесно-логического мышления.
- Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-… (дом)
песня-глухой, картина-… (слепой)
паровоз-вагон, конь-…(телега)
бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)
песня-певец, самолет-…(летчик)
карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)
птица-воздух, рыба-…(вода)
машина-дорога, воздух-…(самолет)
корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)
яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)
ложка-каша, вилка-…(мясо).
- Упражнение №4 «Подбери слово»
- Цель: развитие словесно-логического мышления.
- Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
коньки- зима, лодка-…(лето)
собака-шерсть, щука-…(чешуя)
пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)
ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)
чай-сахар, суп-…(соль)
дерево-сук, рука-…(палец)
дождь-зонтик, мороз-…(шуба)
пчела-мед, корова-.. .(молоко)
школа-обучение, больница-.. .(лечение)
нож-сталь, стол-…(дерево)
хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)
пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)
коса-трава, бритва-…(волосы, борода)
нога-сапог, рука-.. .(перчатка)
вода-жажда, пища-…(голод)
электричество -провода, пар-…(трубы)
лимон — кислый, сахар-…(сладкий)
камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)
машина-дорога, корабль-… (море)
птица-клюв, слои-…(хобот)
Упражнение №5 «Назови одним словом»
Цель: развитие операции обобщения, классификации, развитие внимания.
Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.
- Кисель — кефир — сок — чай (напитки) Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка Муравейник — нора — логово — берлога Самолёт — корабль — лодка — мотоцикл Глина — шерсть — дерево — пластмасса Двойка — тройка — пятёрка — единица Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха Салат — каша — борщ — запеканка Топор — лопата — пила — отвёртка Серьги — браслет — цепочка — кулон Храбрость — доброта — трудолюбие — честность Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло Клюв — перья — крылья — коготки Есть — спать — учиться — гулять
- Упражнение № 6.
- Цель: развитие операции классификации, обобщения.
Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.
- Стол, стул, диван Творог, сыр, масло Врач, повар, лётчиц Сок, кефир, компот Шишка, жёлудь, орех Корабль, лодка, яхта Паровоз, электричка, трамвай Книга, альбом, блокнот Торшер, бра, настольная лампа Сосиски, колбаса, котлета Земляника, клюква, малина Сыроежка, лисичка, подберёзовик Сосна, берёза, липа Жасмин, шиповник, сирень
- Дождь, ветер, иней
- Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»
- Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
- Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.
Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы).
Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи.
Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:
Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным…)?
- Что бывает высоким (низким)?
- Что бывает зелёным (красным, синим)?
- Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
- Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
- Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?
- Что бывает тяжёлым (лёгким)?
- Что бывает глубоким (мелким)?
- Что бывает колючим (острым, хрупким)?
- Упражнение №8.
- Цель: развитие воображения, мышления.
- Задание: рассказать, во что превратится
- Стул без спинки______________
- Чашки без ручки ______________
- Мороженое без холодильника ____
- Всадник без лошади ____________
- Дерево без веток ______________
- Стол без ножек________________
- Ливан без спинки _____________
- Самолёт без крыльев___________
- Книга без страниц _____________
- Подушка без перьев ___________
- Спички без серы ______________
- Снеговик без холода___________
- Телевизор без электричества____
- Карандаш без грифеля _________
- Кофта без рукавов_____________
- Кепка без козырька ___________
- Окно без стекол_______________
- Сад без деревьев ______________
- Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»
- Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.
Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».
Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.
- Упражнение №10 «Закончи предложение»
- Цель: развитие мышления.
- Ход упражнения:
- Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.
Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) Маша уколола спицей палец, так как неумела (стирать, вязать, шить) Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
Упражнение № 11.
Цель: развитие мышления, внимания.
Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.
- Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
- Помнить Храбрость
- Тупой (нож) Высокий
- Знаменитый Мелкий
- Подниматься Молчать
- Встречать Открывать
- Ругаться Широкий
- Мягкий Легко
- Темно Грязно
- Толстый Гладкий
- Полный (стакан) Добрый
- Искать Ругать
- Старый (диван) Шершавый
- Грубый (разговор) Весёлый
- Быстро Длинный
- Молодой
- Упражнение № 12.
- Цель: развитие операции анализа, синтеза, внимания, речи.
- Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений
- У Кати кукол больше, чем игрушек
- Трехэтажный дом ниже одноэтажного
- Ручеёк шире реки
- Самолёт движется медленнее машины
- В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира
- Лапа моложе сына, но старше дедушки
- Черепаха ползает быстрее змеи
- Тигр слабее кошки
- Петя собрал поганок больше, чем грибов
- У зайца ушей больше, чем у медведя
- Стол квадратнее окна
- Стул деревяннее тумбочки
- Упражнение №13.
- Цель: развитие операции анализа, синтеза.
- Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаключение,
Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит ____________________. Все конфеты сладкие.
Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________ Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________. Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________. Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол.
Значит ___________.
Игра «Главное и второстепенное»
Цель: развитие операций анализа.
Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его.
Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да».
Отгадывающий говорит, что это цыпленок.
- «Подбери слово»
- Цель: развитие операций мышления.
- Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-… (дом)
песня-глухой, картина-… (слепой)
паровоз-вагон, конь-…(телега)
бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)
песня-певец, самолет-…(летчик)
карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)
птица-воздух, рыба-…(вода)
машина-дорога, воздух-…(самолет)
корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)
яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)
ложка-каша, вилка-…(мясо).
- «Подбери слово» -2.
- Цель: развитие операций анализа.
- Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
коньки- зима, лодка-…(лето)
собака-шерсть, щука-…(чешуя)
пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)
ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)
чай-сахар, суп-…(соль)
дерево-сук, рука-…(палец)
дождь-зонтик, мороз-…(шуба)
пчела-мед, корова-.. .(молоко)
школа-обучение, больница-.. .(лечение)
нож-сталь, стол-…(дерево)
хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)
пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)
коса-трава, бритва-…(волосы, борода)
нога-сапог, рука-.. .(перчатка)
вода-жажда, пища-…(голод)
электричество -провода, пар-…(трубы)
лимон — кислый, сахар-…(сладкий)
камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)
машина-дорога, корабль-… (море)
птица-клюв, слои-…(хобот)
- Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
- Запиши обобщающее слово:
- — окунь, карась-…
- — трава, дерево-…
- — крот, мышка-…
- — пчела, жук-…
- — чашка, тарелка-…
- — ботинки, туфли-…
Что здесь лишнее? Почему?
таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;лиса, заяц, медведь, пчела;машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.
Источник: https://bakulina-lytmdou14.edumsko.ru/articles/post/836033