Социальное развитие детей дошкольного возраста: как решить вопросы воспитания

Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, определяющихся, в свою очередь, едиными условиями жизни, морально-нравственными нормами и культурными традициями.

Социализация ребенка начинается с первых дней его жизни и реализуется через общение с родителями. Мамино прикосновение, слово, её улыбка учат малыша доверять окружающему миру, усваивать элементарные правила поведения.

В дальнейшем в этот процесс вовлекаются другие члены семьи, посторонние взрослые и сверстники.

К году ребенок овладевает такими необходимыми социальными умениями, как: устанавливать зрительный контакт, открыто выражать эмоции, просить чужую игрушку, делиться своей, здороваться, прощаться и другое.

Дети получают основы общения в детском саду

Роль детского сада в социальном развитии дошкольника

К двум годам в жизни ребенка наступает новый этап, обусловленный важным событием – он начинает ходить в детский сад.

Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ) – один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс социального развития ребенка проходил в большей степени ситуационно и стихийно, то в стенах ДОУ он становится целенаправленным и планомерным.

Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.

Социальное развитие — определение

Реализуется через задачи:

  1. Дать ребенку необходимые знания: познакомить с допустимыми правилами поведения в дошкольном учреждении и группе;
  2. Научить ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
  3. Помочь ребенку самоопределиться в рамках данного социума;
  4. Помочь ребенку приобрести положительный опыт взаимодействия в саду с детьми и взрослыми

Поставленные задачи выполняются следующим образом:

  1. Создаются благоприятные условия для вовлечения дошкольника в социальное взаимодействие;
  2. Применяются специальные методы и приемы работы:
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • беседа, разъяснение;
  • приучение, тренировка;
  • индивидуальная коррекционная работа;
  • создание воспитывающих ситуаций;
  • эмоциональное воздействие, поощрение.

Совместные занятия родителей и детей помогают социализации

Основные направления и виды работы по социальному развитию в дошкольном учреждении

Детский сад дает возможность для социализации ребенка как в процессе его повседневного общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками, так и в рамках специально организованных занятий посредством специфических методов, форм и видов работ:

  • Вовлечение в социально полезную деятельность (трудотерапия).
  • Слушание музыкальных произведений (музыкотерапия).
  • Рисование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин (арт-терапия).
  • Чтение педагогической литературы (сказки, детские стихи, рассказы).
  • Сюжетно-ролевые игры.

Утренник в саду — один из видов арт-терапии

Арт-терапия – эффективный метод формирования у дошкольника мировоззрения, социального самоопределения, адекватной самооценки.

  Используется, в первую очередь, на диагностическом этапе: по детскому рисунку можно определить психологический климат в семье, асоциальные и антисоциальные тенденции.

Например, изображение преступника или полицейского является признаком отклонения в социальном развитии ребенка.

На дальнейшем этапе посредством изобразительной деятельности дошкольник избавляется от скрытых негативных факторов, повышает самооценку, разрешает внутриличностные и межличностные конфликты.

Работа педагога заключается в следующем:

  • Создание доверительной и психологически комфортной обстановки для проведения занятия.
  • Анализ детских работ (все исправления вносятся только на словах и в корректной  форме).
  • Постановка перед ребенком посильных для выполнения задач, оказание необходимой помощи.
  • Организация выставок детских работ в саду.

К данным занятиям для повышения их эффективности можно привлекать родителей.

Основные понятия социального развития

Совместная арт-терапия поможет наладить межличностные отношения и решить имеющиеся или назревающие проблемы в семье.

Сказкотерапия в социальном развитии – метод психологического воздействия на ребенка посредством чтения и анализа сказок. Уникальность и эффективность данного метода обусловлены яркими запоминающимися персонажами, наглядными примерами моделей поведения героев.

В сказке прослеживается тесная связь социального и морально-нравственного: четкое разграничение добра и зла, что хорошо и что плохо, как можно поступать и как нельзя.

Сказкотерапия — любимые занятия детей

Примерный список сказок для дошкольного чтения: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Кукушка», «Айога», «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого), «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «Двенадцать месяцев» (в обработке С.Маршака), «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен.

  • Сюжетно-ролевая игра – один из основных и наиболее значимых инструментов осуществления социального развития дошкольников.
  • По сути своей – это моделирование общественных взаимоотношений, в которых есть участники, совершающие конкретные совместные действия в рамках установленных правил для достижения определенных целей.
  • Этот уникальный вид деятельности дает возможность ребенку получить положительный опыт социального взаимодействия в двух плоскостях: между участниками игры и между её персонажами.

Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

Играя, дошкольник:

  • Овладевает нормами социального поведения и навыками общения.
  • Учится выходить из той или иной жизненной ситуации (смоделированной в игровой форме).
  • Реализует свою потребность в самоопределении в рамках детского общества.
  • Повышает уровень самооценки.

Систематическая сюжетно-ролевая игровая деятельность в ДОУ – залог успешной социализации ребенка в школе и в дальнейшей взрослой жизни.

Примерная тематика игр: «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Идем в гости», «Дочки-матери», «В парикмахерской», «В магазине» и другое.

Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в реализации социального развития ребенка

Для повышения эффективности процесса социального развития дошкольника необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия.

Совместная работа родителей и детей — хороший метод социального воспитания

В рамках данного взаимодействия предусмотрено следующее:

  • Совместная помощь ребенку, в период адаптации к дошкольному учреждению: соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной психологической обстановки в семье.
  • Индивидуальная работа с родителями ребенка, имеющего сложности в успешном овладении нормами общественного поведения.
  • В трудных педагогических случаях – привлечение к данной работе психолога.
  • Оформление стендов с полезной информацией: рекомендованный список детской и педагогической литературы, тематика сюжетно-ролевых игр и совместной творческой деятельности в семье.
  • Привлечение родителей к участию в досуговых мероприятиях: викторины, игры, эстафеты, утренники.
  • Организация получения активной обратной связи.

Умение жить в обществе – одно из важнейших составляющих полноценной, гармонично развитой личности.

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность осуществлять как естественный, так и специально организованный процесс социального развития своих воспитанников.

Посредством занятий, с использованием педагогических методов и видов работ у ребенка формируется модель положительного и продуктивного взаимодействия с другими членами общества, сформировавшегося в условиях детского сада.

Успешное овладение данной моделью в дошкольном возрасте — залог будущей интересной, яркой и счастливой жизни ребенка.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/sotsialnoe-razvitie-i-adaptatsiya-doshkolnikov-v-detskom-sadu.html

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Наверняка многие взрослые знают, что основы личности закладываются в раннем детстве. Дошкольный возраст — период формирования социального развития и поведения, важный этап социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения.

Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами.

Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания.

Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание — основа социального развития. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве малыши усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления и применения этих предметов.

Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым малыш себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия.

Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.  

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда.

Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи.

В этой игре малыши наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений.

Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят малыши, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье каждого из них. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье.

Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями.

Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье.

Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям.

Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.

Читайте также:  Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: эффективные методы и упражнения

  Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу.

Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Социальное развитие в детском саду

Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития, охватывающие деятельность в детском дошкольном учреждении.

Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учится сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.

Если кроха посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Малыш доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей.

«А воспитательница сказала, что так делать нельзя!», — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для детишек.

Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать.

То есть поведение воспитателя служит для воспитанника образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Социальное развитие в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания.

Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У него таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве.

Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/sotsialnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Cоциальное развитие ребенка

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

Социальное развитие ребенка начинается еще в младенчестве и продолжается на протяжении всего периода взросления, да что там говорить, пожалуй, и всей жизни.

Первые эмоциональные контакты с окружающим миром малыш старается установить еще в возрасте нескольких недель от роду.

Позднее он учится взаимодействовать со взрослыми, доверять им, управлять своим телом и разумом, строить речь и облекать ее в слова.

Чтобы социальное развитие ребенка было плавным и гармоничным, необходимо уделять маленькому любопытному созданию максимум внимания — демонстрировать ему предметы, разговаривать с ним, читать книги вслух.

Под социальным развитием ребенка в общем смысле принято понимать процесс, при котором происходит усвоение традиций культуры и общества, в котором ребенок растет, формирование ценностей.

И семья как главная и основная его ячейка становится своеобразным проводником, который из поколения в поколение несет опыт и знания, накопленные ранее.

Именно для того, чтобы восприятие окружающего мира ребенком впоследствии не стало искаженным, родители малыша должны создать в доме правильную психологическую атмосферу — атмосферу доверия и взаимного уважения. Это и есть первичное социальное воспитание детей.

Ведущую роль в процессе социального становления личности играет общение. С его помощью не только происходит взаимодействие между членами одной семьи, но и появляются дружеские связи между сверстниками.

Общение также лежит в основе социальной иерархии, что, например, ярко просматривается в пределах детского сада — отношения «ребенок – воспитатель».

Первые эмоции малыша, которые он проявляет еще в колыбели: мимика, движения, звуки — все это относят к попыткам общения со взрослыми.

Начиная с шестимесячного возраста, взаимодействие детей с родителями носит ситуативно-деловой характер. Главным признаком такого общения является практическое взаимодействие.

Малышу требует не просто родительская ласка и любовь окружающих, а помощь и совет. Чаще всего это выражается в желании ребенка действовать совместно со взрослыми.

Это дает малышу возможность нормально развиваться и активно познавать мир: видя, как взрослые обращаются с предметами, он наблюдает за ними и перенимает навыки.

С трех до пяти лет характер общения меняется, и оно приобретает внеситуативно-познавательную форму. На этом этапе социального развития ребенка малыши обычно получают статус «почемучек» — задают много различных вопросов, в основном, о том, что видят или что почерпнули из разговоров с другими людьми.

Главным средством общения становится речь, которая позволяет обсуждать те явления и предметы, которые в данный момент находятся далеко от ребенка, но о которых ему так хочется поскорее узнать.

То есть малыш имеет возможность расширить ситуативные границы, и если раньше пространство было сильно ограничено, скажем, пределами его комнаты, то теперь полет его фантазии полностью вырывается на свободу.

Основным стремлением ребенка такого возраста становится желание получать знания об окружающем мире в огромных количествах. Малыш продолжает советоваться со взрослыми и многое узнает от них, однако и собственный путь познания с этих пор для него открыт.

Следующий этап социального развития ребенка — это переход к личностной форме общения. Она характерна для детей в возрасте шести–семи лет. В это время вопросы малышей приобретают конкретную направленность — они все чаще спрашивают о человеке и его предназначении.

На данном этапе взрослый является в глазах ребенка всемогущим, то есть примером для подражания. Очень важно прочувствовать этот момент и оказать малышу необходимую помощь и поддержку, особенно если он в чем-то сомневается или переживает по какой-либо причине.

В этом возрасте у ребенка начинает формироваться свой собственный стиль поведения, правда, пока по аналогии с образом действий находящегося рядом взрослого. Поэтому очень важно, кто находится с малышом в данный момент, — он чрезвычайно подвержен влиянию и гибок, как пластилин.

В возрасте шести–семи лет ему жизненно необходимо общение с ровесниками: так социальное развитие ребенка протекает более гармонично и ровно. Социализация малышей должна проходить наиболее безболезненно, и подходящую атмосферу для этого процесса должен создать взрослый — учитель или воспитатель.

Так каждый в коллективе будет чувствовать себя частью единого целого и одновременно сможет сохранить свою индивидуальность.

Проще всего дети адаптируются к социальной среде во время игр. Стоит обратить внимание на характер манипуляций, производимых детьми: чаще всего это действия, копирующие поведение взрослых.

Малыш создает воображаемую ситуацию, примеряя на себя жизненные роли родителей, учителей, врачей, тем самым неосознанно подготавливая себя ко входу в большой мир.

Игра полезна еще и тем, что в процессе ребенок учится находить выход из различных ситуаций, в том числе и тех, в основе которых лежит противоречие, конфликт. Конечно, игровая деятельность не единственный фактор, который способствует социальному воспитанию детей.

Очень важны занятия и упражнения, позволяющие развивать кругозор, обязательны знакомство с литературой и музыкой и, конечно же, доверительные беседы с родителями и педагогами, в ходе которых у малышей появляется возможность обсудить поступки и мысли.

Социальное воспитание детей

Проблемы социального воспитания детей год от года становятся все актуальнее.

Помимо стандартных государственных организаций, предназначенных для этой цели (школ, детских садов), существуют еще и так называемые «кружки по интересам», в основном частные и оплачиваемые отдельно (музыкальные школы, изо- и танцевальные студии и т. п).

Кроме того, в последнее время появилось большое количество дошкольных развивающих центров, где за умеренную плату педагоги обещают научить ребенка адаптироваться к окружающему миру, существовать в коллективе, разбудить его скрытые таланты и возможности, решить многие из проблем социального воспитания.

Социальное воспитание детей любого возраста должно обязательно включать в себя несколько составляющих. Во-первых, это интеллектуальная работа — обучение в школе, а также участие во внеклассных проектах, направленных на развитие эрудиции и накопление знаний, положительного опыта.

Во-вторых, практическая деятельность — творчество, спорт, туризм и тому подобные занятия, способные развить ребенка физически и подготовить к различным жизненным ситуациям, которые могут неожиданно произойти с каждым из нас.

В третьих, это эстетическое развитие: воспитывая в детях чувство прекрасного, прививая им любовь к музыке, театру, живописи, мы учим их творить, импровизировать, стремиться к созданию чего-то нового, эмоционально совершенного.

Отдельно стоит сказать о социальном воспитании детей, которое должно проводиться в период, когда учебный процесс приостановлен, — на каникулах. Обязательными пунктами для детей любого возраста являются:

  • – профессионально-творческая активность;
  • – спортивно-оздоровительная деятельность;
  • – досуг (складывается из отдыха, развлечений, праздников, творчества и самостоятельного развития).

На определенном этапе социальное воспитание детей родителями и педагогами перестает играть определяющую роль, и ему на смену приходит самовоспитание. Ребенок перестает воспринимать навязываемую другими информацию и открывает для себя возможность выбора — жанра музыки, стиля одежды и так далее.

  1. Однако до того, как это произойдет, проблемы социального воспитания должны быть доверены исключительно высококвалифицированным педагогам, способным привить ребенку знания в рамках существующей системы, а также помочь в решении вопросов, касающихся социологии, психологии, физиологии и других наук, центральное место в метрике ценностей которых занимает человек.
  2. Специалист по социальному воспитанию детей — это, прежде всего, человек, который способен понять и выслушать другого, дать подсказку, если она необходима, привить детям такие качества как общественную активность и творческую самостоятельность.
  3. Многие проблемы социального воспитания требуют деликатных способов решения, и грамотный педагог понимает это, постепенно, шаг за шагом распутывая клубок конфликтов и вовлекая своих подопечных в круговорот культурно-деятельностного развития.

Источник: http://www.vashevse.ru/spravochnik/vospitanie-i-razvitie/3124-socialnoe-vospitanie-detei

К вопросу о социализации детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания

  • TO THE QUESTION OF SOCIALIZATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF ECONOMIC EDUCATION
  • Oksana Vasilenko
  • graduate student of 1 year of training “Education and pedagogical sciences”
  • of North Caucasian Federal University,
  • Russia, Stavropol
  • АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вопрос об успешной социализации детей дошкольного возраста в процессе экономического воспитания. Детально представлен обзор видов деятельности, через которые может осуществляться процесс формирования элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста, дано психолого-педагогическое обоснование эффективности такого воздействия на социальное развитие личности ребенка.

Читайте также:  Особенности развития детей с нарушением слуха: как организовать жизнь без ограничений

ABSTRACT

In article the question of successful socialization of children of preschool age in the course of economic education is considered.

The review of kinds of activity through which process of formation of elementary economic representations at children of preschool age can be carried out is in details submitted, psychology and pedagogical justification of efficiency of such impact on social development of the identity of the child is given.

Ключевые слова: дошкольник; социализация; социально-коммуникативное развитие; экономическое воспитание.

Keywords: preschool child; socialization; social and communicative development; economic education.

Введение федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования повлекло множество качественно новых изменений. Одной из ключевых задач стандарта является позитивная социализация детей дошкольного возраста.

Современное общество как никогда испытывает потребность в самостоятельных, коммуникативных, социально-успешных личностях, с ярко выраженными индивидуальными качествами.

Формирование таких личностных качеств начинается именно в дошкольном возрасте, когда ребенок делает первые шаги в процессе социализации и установления взаимосвязи с ведущими сферами окружающего мира.

В этот период постепенно отступает полная зависимость от взрослого, и ребенок становится активным, самостоятельным, полноценным субъектом социальной жизни. Именно здесь начинается процесс социализации, становления связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, образуя высшее единство личности.

Дошкольное учреждение является для ребенка одним из самых важных социальных институтов, выступая внешним фактором формирования его социальной компетентности.

Посещение детского сада требует от ребенка овладения целым спектром социальных умений: умения проявлять гибкость и приспосабливаться к новым социальным условиям, проявления личностной активности, умения отстаивать свою позицию.

Однако далеко не всегда огромный социальный ресурс детей полностью реализуется, что приводит к дальнейшим проблемам, возникающим на пути дошкольника, а затем уже и школьника в вопросах социальных отношений. Дети оказываются неготовыми к конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками, решению проблемных ситуаций, умению анализировать и планировать свою деятельность.

Проблема социального развития и формирования успешной социальной позиции поднималась многими выдающимися педагогами и психологами (Л.С. Выготский, А.Л. Кононко, Г.М. Андреева, В.С. Дудик, Б.П. Шемякин, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Л.И.

 Божович), являясь важным показателем адаптации ребенка к жизни в современном обществе. Понятие «социализация» представляет собой процесс усвоения ребенком определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения.

В широком смысле социализация – это некоторое приобретение, результатом чего является включение социального в структуру личности [3]. В процессе социализации определяется тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, соприкасаясь с окружающей действительностью.

Именно в дошкольном возрасте социальное окружение играет наиболее значительную роль, являясь, по сути, фундаментом в период становления характера и при выработке определенных норм поведения.

Современный образовательный процесс невозможно представить без поиска новых, более эффективных форм, средств и методов повышения уровня социальной культуры у дошкольников. Одним из решений этого вопроса является экономическое воспитание детей дошкольного возраста.

Экономические представления определяют успешность социализации и будущей учебной деятельности. Формирование происходит на фоне резко возросшей роли экономической стороны жизни человека в различных сферах жизни – семейной, политической, культурной [4].

Экономика является частью повседневной жизни в социуме: расширяя экономические представления, мы обогащаем внутренний мир ребенка «условными» социальными ситуациями.

Тем самым мы помогаем ребенку адаптироваться к новым реальным отношениям в семье и обществе, ориентироваться в жизни, творчески самостоятельно действовать, а значит, строить свою жизнь более разумно, организованно и интересно.

Преимущество экономического воспитания в вопросах успешной социализации дошкольников заключается в том, что его компоненты мобильны и легко интегрируются с другими видами деятельности. В процессе экономического воспитания происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм и правил взаимодействия.

Современный дошкольник живет в мире рыночных отношений, информационных технологий, инновационных процессов, происходящих в обществе, поэтому успех его социализации зависит в том числе и от элементарной экономической грамотности.

Экономическое воспитание, воздействуя на процесс позитивной социализации и формирования социальной компетентности у детей, должно опираться на возрастные потребности и активные механизмы развития дошкольника. Элементарные экономические представления окружают ребенка повсюду.

Ежедневно сталкиваясь с такими понятиями, как «твое», «мое», «общее», «бюджет», «профессия», дошкольник познает цену труда родителей, их социальную принадлежность, осваивает ценностные ориентиры.

Благодаря экономической деятельности дошкольник примеряет на себя различные социальные роли, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, взаимодействовать с окружающими людьми.

Кроме того, у дошкольников формируются базовые социально-значимые качества личности: самостоятельность, трудолюбие, инициативность, целеустремленность, которые в свою очередь формируют новую социокультурную позицию дошкольника. Экономическое воспитание в данном контексте определяется как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств и навыков социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками [2].

Направления деятельности дошкольников, нацеленные на формирование основ экономической грамотности, могут быть самыми различными.

Основными из них являются проектная деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, трудовая деятельность, продуктивно-творческая деятельность, опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность.

Такая «занятость» помогает детям решать реальные жизненные ситуации и мотивирует применять полученные экономические знания в реальных социальных отношениях.

Определяющую роль в успешной социализации имеет игровая деятельность, наиболее характерная для детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры с экономическим содержанием («Супермаркет», «Строительная фирма», «Завод игрушек», «Аптека», «Банк») развивают воображение и воссоздают логику реальных отношений и событий.

В таких играх дети познают мир целостно, в его социальном единстве, при этом удовлетворяется потребность в общении, примерке на себя роли взрослого, закладываются предпосылки будущей учебной деятельности.

Экономические представления позволяют расширить кругозор детей, создать простор для проявления его индивидуальности и социальной активности. Такие игры, как «Мир профессий», «Путешествие», «Мой дом», развивают интерес ребенка к собственной культуре, профессиям, человеческим взаимоотношениям, основанным на доверии, честности, ответственности.

Дети с увлечением играю в такие игры, постигая смысл взаимоотношений в социальной группе. Экономическое воспитание создает практическую среду для социализации, обогащая ее предметное пространство.

Опыт, полученный детьми в сюжетно-ролевых играх с экономическим содержанием, проблемно-поисковых ситуациях, беседах, продуктивно-творческой деятельности, направленной на воспитание бережливости и деловитости, определяется в успешном использовании его на практике, в реальных социально-значимых ситуациях.

Анализ игровой деятельности и социально-коммуникативных умений дошкольников говорит о том, что реализация задачи повышения социальной культуры невозможна при установившихся стереотипах и шаблонах игр. Выбор и создание игровых ситуаций строится с учетом интересов детей и субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми.

Часто в таких играх воспитатель берет на себя роль менеджера, который распределяет заказы между фирмами, устанавливает конкурсы на замещение должностей, занимая позицию играющего партнера, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.

В результате такого сопоставления в игре собственного облика и поведения, и облика и поведения взрослого, образ которого он воспроизводит, у ребенка развивается осознание внешних и внутренних особенностей другого человека. Роль педагога в формировании социальной культуры ребенка трудно переоценить.

Во время экономической деятельности взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует у них некоторые «эталоны» взаимодействия, с которыми они затем будут «сверять» свое поведение и поведение своих сверстников.

Следует отметить эффективность использования экономических сказок как мощного механизма формирования социальной культуры дошкольников. Сказки могут составлять часть театрализованной проектной деятельности, готового варианта истории вопроса либо форму для составления собственных представлений об экономике.

Метод проектов также широко используется в формировании основ экономической грамотности у дошкольников. Проектная деятельность дошкольников способствует развитию самостоятельности мышления, помогает сформировать активную социальную позицию, поддерживая творческую инициативу детей. Проектное обучение осуществляется через освоение окружающего мира [1].

В рамках реализации авторской программы «Дошкольник в мире экономики» были воплощены проекты по направлению «Личность и экономика» и «Окружающий мир и экономика».

Создание рекламных лепбуков, творческая мастерская «Экономных идей», «Сохраним планету чистой», «Вторая жизнь вещей», ателье «Зима-Лето», фотопроект «Любимый город» и многие другие были с восторгом поддержаны детьми и родителями воспитанников.

Такая деятельность позволила активно включать родителей в жизнь детей в детском саду, расширяя границы их общения, объединяя в себе возможности индивидуализации и социализации обучения, которые подчеркиваются в ФГОС ДО. С интересом можно было наблюдать, как каждый ребенок одновременно участвует в совместной деятельности и при этом реализует свои собственные идеи, приобщаясь к обществу и общественным знаниям.

Экономическое воспитание должно создать надежную основу для успешной социализации детей дошкольного возраста. В дошкольном учреждении экономическое воздействие становится мощным фактором, условием и средством воздействия на формирование социальной компетентности детей.

Обучение в игре, в процессе поисковой и исследовательской деятельности, обучение через сказку и проектную экономическую деятельность дарит детям возможность самостоятельно открывать истину.

В этом аспекте экономическое воспитание является не способом подготовки дошкольника к будущей успешной жизни, а системной ситуацией успеха его настоящего детства и взросления.

Список литературы:

  1. Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 4. – С. 66–72.
  2. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 200 с.
  4. Писарева М.П. Мировая экономика. Конспект лекций / М.П. Писарева. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // tc-sfera.ru (дата обращения: 17.04. 2016 г.).
  6. Широкова Г.А. Школа общения для дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 287 с.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagogschool/ii/51965

Социальное воспитание дошкольников

Содержание.

  1. Актуальность выбранной темы.
  2. Формирование особенностей социального развития средних дошкольников.
  3. Знакомство с авторскими программами по социальному воспитанию дошкольника.
  4. Средства социального воспитания.
  1. Актуальность  выбранной темы.

     Дошкольный возраст-это период 
первоначального становления личности. К пяти годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его социального развития. Социальное развитие – процесс двухсторонний.

С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей, взрослых, родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Поэтому, реализуя определенное содержание, используя различные методы социального воздействия, воспитатель должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников.

      Ядро социальности составляет 
нормы поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями. Развитие должно строиться так, чтобы моральные требования становились ориентиром поведения детей, их взаимоотношений.

В социальном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами социальности, которые выработаны в процессе современной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь, дополняясь.

Формирующиеся в дошкольном возрасте социальные представления оказывают решающее влияние на всю детскую деятельность и на весь комплекс взаимоотношений между детьми и взрослыми. Личность каждого ребенка, забота о её моральном развитии – сегодняшнем и перспективном – требуют повседневного внимания воспитателей.

Социальное развитие ребенка – дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьей.

Необходимо так строить работу коллектива детского сада с родителями его воспитанников, чтобы повышать педагогическую культуру всех групп семей, уделяя особое внимание тем кто испытывает затруднение в воспитании детей, стремиться охватить всех отцов и матерей (а по возможности и других взрослых членов семьи) педагогическим «всеобучем».

Читайте также:  Витамины алфавит для детей: комплекс для максимального усвоения полезных веществ

    Высокие результаты в социальном 
развитии детей возможны лишь 
при наличии морально ценных 
взаимоотношений между взрослыми, 
взрослыми и детьми, при взаимной 
заботе воспитателей и родителей 
о поддержании авторитета взрослых 
в глазах детей.

 Очень важна 
организация содержательной жизни 
дошкольников дома и в детском 
саду, наполненная разнообразной 
деятельностью.

 Практика показывает также, что эффективность социального воспитания повышается, когда родители знают основные требования «Программы воспитания в детском саду», внимательно прислушиваются к советам воспитателей, а последние изучают лучший опыт семейного воспитания, условия жизни в семье.

     Социальное развитие в детском 
саду осуществляется комплексно, но каждая детская деятельность 
отличается специфическими особенностями, 
которые создают возможность 
для наиболее успешной реализации 
той или иной задачи.

Методы социального воспитания оказываются наиболее эффективными, способствуют формированию у дошкольников единства между словом и делом, когда воспитатель предусматривает одновременное воздействие на чувства и волю дошкольника, организацию положительных форм поведения, с расчётом на осознание ребёнком исходных социальных норм.

     Очень сильно на социальное 
развитие ребёнка влияют познавательные 
занятия (о самом себе, о взрослых, об окружающем мире). Через познавательные 
занятия у ребёнка появляются, развиваются представления о 
чём либо, расширяется кругозор, появляются новые знания.

Познавательные 
занятия по социальному развитию, тоже оказываются наиболее эффективными, способствуют формированию у дошкольников социальных представлений: о себе, отношение к самому себе; о родных, отношение к ним; отношение к другим людям, к представителям иных национальностей; о школе, желание учиться в ней; о своей Родине, отношения к ней; о труде окружающих людей, отношение к нему; о ближайшем окружении и о мире (городах и странах), отношения к явлениям общественной жизни; ценностные ориентации, также формируется умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения, умение ставить близкую и отдалённую цели. Развивается у детей интерес к обсуждаемым вопросам, наличие положительных эмоций, формируются представления о дружбе, о честности.

      Познавательные занятия по социальному 
развитию вносят большой вклад 
в социальное воспитание дошкольников, также они сильно влияют на формирование личности в целом.   
      
      
    

  1. Формирование  особенностей социального развития средних дошкольников.

     Для реализации задач социального 
воспитания дошкольников воспитатель 
должен хорошо знать и учитывать 
в своей работе особенности 
социального развития дошкольников.

    Средний дошкольный возраст, от четырёх до шести лет,- важный период в социальном развитии детей. На данном возрастном этапе у детей активно формируются представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослых, благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи.

Те моральные чувства, представления и навки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего социального развития. Четвёртый год жизни ребёнка является переходным в развитии.

Это ещё маленький ребёнок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени в которой требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

У ребят третьего и четвёртого года жизни велика потребность в ласке и внимании взрослого. Дети ещё во многом зависят от взрослого. К четырём годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности.

Это позволяет воспитателям предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакты с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.

Включая детей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Так у детей четвёртого года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарность, вежливо обращаться с просьбой к старшим и т.д.

В средней группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги и т.д. Детям среднего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям.

У детей среднего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, и общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений. В средней группе происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения.

В период с четырёх до пяти лет дети активно владеют речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. У детей средней группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых.

Дети усваивают, что все люди работают, помогают друг другу. У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, всё рассказывать родным и т.д. Таким образом, уже в младшей группе у детей начинают формироваться элементарные представления в явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Взрослый является для детей тем человеком, который всё знает, на все вопросы ответит, даст необходимую информацию. У средних дошкольников положительное отношение к труду, появляется в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интерес к труду окружающих.

     При благоприятных условиях общественного 
и семейного воспитания у ребёнка 
пяти лет ярко проявляется 
чувство привязанности к сверстникам, 
воспитателю, детскому саду. Дети 
приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны переживать их.

Дети могут судить поведение сверстников — их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу — и высказывать одобрение хорошего поведения товарища. К концу года средние дошкольники уже воспринимают правила как норму поведения. У детей накапливается опыт коллективной жизни, устойчивые коллективные связи.

Это проявляется в совместных играх, в труде и в общих радостях. У детей пяти лет начинают развиваться организаторские умения, которые закрепляются в старшей группе. Дети-организаторы умеют выбрать тему игры, привлечь товарища, сообща распределить роли и обязанности с учётом возможностей и интересов каждого.

Организаторские умения развиваются в непрерывной связи с формированием таких качеств личности, как смелость и настойчивость, ответственность, активность, самостоятельность и целеустремлённость. Но есть среди средних дошкольников дети малоактивные, не уверенные в себе, а также слишком решительные, энергичные, часто несдержанные.

У детей этого возраста начинают формироваться гуманистические тенденции в поведении, симпатия к себе подобным. Дети начинают сочувствовать и помогать друг другу, могут выражать чувства словами.

     Ключ к социальному развитию 
старшего дошкольника – его 
взаимоотношения со сверстниками. Многие виды деятельности детей на первый взгляд не имеют прямого отношения к социальности. На занятиях физкультуры бегают; на занятиях труда приобретают практические навыки.

Но именно включение в многогранную трудовую, игровую и другие виды деятельности – необходимое условие социального воспитания. Будем помнить при этом, что сам результат деятельности ещё ни о чём не говорит.

Вот ребята успешно выступили на утреннике, зададимся вопросами: во имя чего они делали это, какие отношения возникли между ними в ходе работы? В зависимости от того, как можно будет ответить на эти вопросы, результат работы приобретёт совершенно разный социальный смысл.

Так, мотивом деятельности может быть желание сделать окружающую жизнь интереснее или желание самому получить какое-то поощрение. Понятно, что только в первом случае ребёнок будет действовать, как общественник.

В любой деятельности могут возникать разные социальные отношения: солидарности, взаимопомощи, требовательности, совместное переживание успехов и неудач или, напротив, отношения связанные с проявлением эгоизма, честолюбия, тщеславия, зависти. Поэтому-то и надо внимательно присматриваться к взаимоотношениям детей и направлять их. И ещё надо внимательно приглядываться к ребёнку: родителям не стоит доверяться ощущению, что уж они-то знают своего малыша хорошо; не следует им полагать, что он такой же, какими были они, по их воспитаниям, они сами всего тридцать лет назад.

    Печать, радио, кино и телевидение 
– средства массовой информации 
и пропаганды активно воздействуют 
на современного ребёнка и 
способствуют ускорению духовного 
развития детей. Однако когда 
этой информации много и она 
недостаточно педагогически направляется, то усвоение её очень затруднено.

Ребёнок с трудом самостоятельно 
осмысливает полученную обильную 
информацию, с трудом может определить и выразить своё отношение к фактам, событиям и явлениям, о которых узнаёт.

Для среднего дошкольника друг – предпочитаемый товарищ, использование поощрения и порицания при оценке социальных поступков требует большой осторожности и такта. Поощрение морального поступка служит закреплению лучшего в поведении ребёнка.

Но с другой стороны, частое поощрение именно социальных поступков может воспитывать в детях тщеславие, зависть и т.п. В этом отношении прямая и частая похвала детей, которые сделали «доброе дело», подсчёт этих «дел» в соревновании никак не оправданы педагогически.

Оценивая таким образом поступки детей, взрослые приучают их находить удовольствие не в самом действии, направленном на заботу людей, а в гласном признании, похвале, награде. Надо постоянно иметь в виду, что ребёнок развивается как цельная личность, учитывать взаимовлияние отдельных, казалось бы, не связанных между собой её сторон.

      И в дошкольной практике, и в семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе постоянно оцениваются с социальной стороны. Но отношение разных детей к социальным нормам и требованиям зависят от многих особенностей внутреннего обмена ребёнка. Взрослый осуждает ребёнка за то, что тот нанёс товарищу обиду.

Один ребёнок переживает стыд за свой поступок, он понимает, что был не справедлив, сделав больно другому, не смог сдержать себя. Другой же боится наказания, ему не стыдно за своё поведение, его переживания  связаны, главным образом, с чувством страха: вдруг его накажут. А третий и вовсе считает, что его осуждают не справедливо, он обижен за себя.

Выходит, что взрослые, в общем, старались воздействовать на детей одинаково, а каждый ребёнок воспринял это воздействие по-своему, вложил в ситуацию свой собственный смысл.

Поэтому только в том случае, когда понимание ситуации у взрослого и ребёнка одинаковое, до ребёнка дойдёт, за что его осуждают и чего от него хотят, если взрослый вкладывает в ситуацию одно значение, а ребёнок понимает её по-другому, то взрослый своей цели не достигнет.

Научить ребёнка правильному свободному выбору, выбору поступков – важная предпосылка выработки мотивов поведения. Итак, выделение мотива поступка, разъяснение ребёнку его сущности и правильности в различных типичных ситуациях должны составлять специальную задачу взрослых. Маленькому дошкольнику пока легче ещё осознать поступки и их мотивы у других людей, чем свои собственные.

Усвоение детьми социальных знаний – дело сложное; оно требует социальной активности от самого ребёнка, а от воспитателей – известного педагогического такта тонности. Надо сказать, что представления детей о социальности богаче и правильнее, чем их поведение.

Личный опыт нравственного поведения детей ещё ограничен, не очень богат ситуациями, где дети сами должны решать социальные вопросы своих взаимоотношений в коллективе. Но такое опережающее развитие социальных представлений имеет смысл: запас знаний «впрок», «на все случаи жизни» необходим ребёнку.

Он должен быть подготовлен к тем жизненным ситуациям, с которыми он встретится, но которые ему в настоящее время не знакомы. Большой запас социальных представлений позволяет ребёнку иметь ориентир для выбора способа поведения в новых для него ситуациях.

Разрыв сознания и поведения часто проявляется в том, что ребенок знает, как надо поступить, но не поступает в соответствии со своими знаниями. Этот разрыв обычно рассматривается как недостаток развития личности и даже как показатель безнравственности человека – человек знает как поступить, но не хочет, не желает поступить правильно. Однако по отношению к среднему дошкольнику, надо поостеречься от таких суждений, упомянутый разрыв выступает здесь как возрастная особенность ребёнка, который ещё только учится ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций, учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Это определённый этап социального развития.    
     

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/socialnoe-vospitanie-doshkolnikov/12937-32757-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]