Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: как сохранить психологический комфорт

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: как сохранить психологический комфорт

  • Психологический комфорт группы (из опыта работы)
  • Подготовили:
  • педагог-психолог

Черкашина А.М.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: как сохранить психологический комфорт

Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем. » width=»640″>

Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей.

Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы.

Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: как сохранить психологический комфорт

  • Ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов:
  • — утреннее расставание с родителями;
  • — большое количество детей в группе;
  • — жёстко регламентированный и насыщенный распорядок дня (много занятий и мероприятий, мало свободного времени для спонтанного взаимодействия со сверстниками);
  • — необходимость постоянно подчиняться требованиям и указаниям воспитателя;
  • — низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков (в силу возраста и малого жизненного опыта).

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: как сохранить психологический комфорт

Задача психологического комфорта группы

Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка и развития его личности

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: как сохранить психологический комфорт

Большую помощь в этом нам оказывают:

Предметно-развивающая среда

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: как сохранить психологический комфорт

Стиль общения

  • Стиль общения воспитатель-ребенок
  • Стиль общения ребенок-ребенок
  • Стиль общения воспитатель-воспитатель-помощник
  • Стиль общения воспитатель-родитель
  • Стиль общения воспитатель – ребенок — родитель

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: как сохранить психологический комфорт

Зона психологической разгрузки

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: как сохранить психологический комфорт

Зона психологической разгрузки применяется для достижения релаксации и отдыха. Одной из главных задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности.

Это наши — уголки уединения  Здесь можно в тишине побыть.  Исчезнут все твои волнения,  О грусти и тревоге можно позабыть.  

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: как сохранить психологический комфорт

Фотоальбомы с семейными фотографиями

Альбом здесь можно полистать,  И мамочку свою в нём отыскать.  На неё я посмотрю  Свой секрет ей расскажу. 

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: как сохранить психологический комфорт

  1. Материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме – помогает справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию
  2. Мишень,
  3. Подушки для битья
  4. Пластиковые стаканчики
  5. Боксерская груша

«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей.

«Агрессивный коврик» даёт детям представление о том,  какие они колючие, когда злятся.

Нужно потопать по коврику и злость пройдет.

«Стаканчики для крика» Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.

мишень

«Листочек – порви меня»

Боксерская груша

Материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях , приемах саморегуляции – это умение детей вести себя в различных ситуациях целесообразно им, умение отдыхать

Мешочки настроений» Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Фонтанчики – негромкое журчание и плеск воды помогает снять стресс и настраивает на позитив

Игры с песком, водой, крупами

Песок — волшебная страна, 

Нас к себе зовёт она.  Можно строить и чудить,  Можно много сотворить:  Мы в песочек тут играем,  Свои ручки расслабляем. 

  • Эмоционально-развивающие игры , направленные на обучение детей бесконфликтному общению, материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям
  • Настольно-дидактические игры
  • Домик с
  • эмоциями
  • Коробка примирения,
  • игра «Что хорошо, а что плохо»
  • Игра «Твист»
  • Лица с
  • эмоциями

Уголок приветствия

Вот такой экран нас каждое утро встречает. Здесь мы, в течения дня, свое настроение меняем.

  1. Материал направлен на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей – дать возможность детям почувствовать себя уверенно, почувствовать себя успешным
  2. «Почётный стул»  стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.
  3. Линейка роста
  4. Медали

Сонные игрушки

Разные виды театров

  • Психомышечная гимнастика
  • Игра «Солдат и тряпичная кукла»
  • Этюд «Снеговик»
  • Мышечная релаксация»

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада «Я в своей группе детского сада».

Результаты анкетирования «Стиль педагогического общения»

Источник: https://multiurok.ru/files/psikhologhichieskii-komfort-ghruppy-iz-opyta-rabot.html

Образовательный портал

Рейтинг:  5 / 5

Колышкина Гульназ Василовна

Дошкольный возраст — время активного вхождения ребенка в социум, время установления разнообразных его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, время пробуждения гуманных чувств. Вот почему в этом возрасте так важно уделять этому особое внимание.

Но для этого необходимо создать благоприятные условия, ведущее из которых — эмоциональный комфорт ребенка. Важно понимать, что его эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку и эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, формирует самоконтроль, ориентирует на успех в достижении целей.

Именно по этому эмоциональное благополучие можно считать наиболееемким понятием для определения успешности развития ребенка.

Как известно, большую часть своего времени дети дошкольного возраста заняты игрой.

Игра, таким образом, выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.

однако ребенок лучше усваивает тот материал, который соответствует его настроению, т. е. положительных эмоций ребенка и его настроения зависит успешность обучения, следовательно, наличие комфортного эмоционального фона во время игры просто необходимо.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. (Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003. С. 104).

Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.

Чтобы решить её, необходимо опираться на более полное, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, на исследования ученых в этой области, а не только на представления взрослых о том, что, как им кажется, хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно.

Кроме того, очень многое зависит и от складывающихся профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых — руководителя дошкольного учреждения, воспитателей, специалистов, родителей, — от их отношения к происходящему в данном учреждении, к самим себе, друг другу, к ребенку.

Причины сниженного эмоционального настроения детей могут крыться как в семейных условиях воспитания, так и в условиях эмоционального климата ДОУ.

Очень часто педагоги недооценивают значение эмоциональных переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей, делая основной упор на образовательные и учебные моменты во взаимодействии с ребенком.

Иначе говоря, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.

поэтому так важно уделять особое внимание развитию адекватных способов общения с эмоциональным миром ребенка, обучению коммуникативным приемам, направленным на создание доверительной атмосферы во время общения как с взрослыми, так и с детьми, атмосферы, способствующей раскрытию творческих способностей ребенка и всей его индивидуальности. 

Итак, создание психологически комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, без понимания ими роли эмоций для развития природного потенциала ребенка, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционально — комфортного взаимодействия, как между самими взрослыми, так и между взрослыми и детьми. Результатом положительно — направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость и готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Но как детям получить такой положительно — направленный эмоциональный опыт? Необходимо создать для них определенные игровые ситуации, помогающие пробудить их конкретные эмоциональные переживания и поступки, а затем помочь детям сделать нужные выводы.

Такие игровые ситуации лучше планировать 1 — 2 раза в неделю.

Примеры игровых ситуаций:

  1. Наши добрые дела (Ситуации, направленые на проявления заботы, внимания и сочувствия к людям).                                                                                                                   Напишем письмо больному другу.                                                                                                                                                                                                                                                   Мы готовимся встретить друга после болезни.                                                                                                                                                                                                                             Сделаем выставку рисунков для наших родителей.                                                                                                                                                                                                                    Порадуем нашу няню, поздравим её с днем рождения.
  2. Мы самые старшие в детском саду (Учим проявлять заботу о младших, проявлять чувство самоуважения, основанное на ощущении растущей самостоятельности) Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье.                                                                                                                                                                                       Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками.                                                                                                                                                                                               Подготовим для малышей кукольный театр.                                                                                                                                                                                                                                 Научим малышей водить хороводы.                                                                                                                                                                                                                                               Смастерим для малышей сказочный домик.  
  3. Наша забота нужна всем                                                                                                                                                                                                                                                                    Мы украшаем детский сад, группу к празднику.                                                                                                                                                                                                                             Мы ремонтируем книги.                                                                                                                                                                                                                                                                       Мы выращиваем зеленый лук и петрушку.                                                                                                                                                                                                                                     Мы готовимся к ярмарке.
  4. Хорошо заниматься любимым делом в группе детей (в вечернее время)  (Ситуации, помогающие объединить детей общими интересами, помочь приобрести опыт дружеского взаимодействия со сверстниками, создать уголки в развивающей среде групп).                                                                                                         Мастерская умелых рук.                                                                                                                                                                                                                                                                       Избушка рукодельниц.                                                                                                                                                                                                                                                                         Домик затейников.                                                                                                                                                                                                                                                                                 Пещера фантазий.                                                                                                                                                                                                                                                                               Совет эрудитов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Все это — длительный период сотрудничества, дружеского общения.
  5. Ситуации гуманистического выбора (Неподготовленные беседы нравственно — этического содержания. Они рассматривают ситуации, требующие ответа на вопросы: как быть, что делать? Такие беседы проводить в утренние часы).                                                                                                                                                                       Затруднительные игровые ситуации создает сам воспитатель, чтобы пробудить у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность, эмоциональную отзывчивость, готовность активно искать решение. Подобные эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого оределенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний (Эмоциональное развитие дошкольника / под. ред. А.С. Кошелевой. М., 2007.).                                                                                                                                                                                                                   Пример:                                                                                                                                                                                                                                                                                                   1. На шкафчиках отклеились картинки.                                                                                                                                                                                                                                           2. Не все краски выставлены к рисованию.                                                                                                                                                                                                                                   3. Не хватает пластилина для лепки.                                                                                                                                                                                                                                               4. На полу разлитая вода.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
Читайте также:  Особенности работы с одаренными детьми: методы определения способностей у ребенка

Воспитатель описывает определенную ситуацию и ставит перед детьми проблему «как быть?». Дети ищут решение. Таким образом, дети оказываются перед реальным выбором линии поведения: откликнуться на просьбу и помочь или остаться равнодушным, отдать поделку малышу или оставить себе.

Создавая такие игровые ситуации, воспитатель должен содержанием предстоящего дела увлечь детей эмоционально, должен показать им, что результат приносит не только реальную пользу, но и радость окружающим.

Именно в условиях игры дети лучше запоминают, как им следует вести себя в тех или иных ситуациях, приобретают необходимый эмоциональный и поведенческий опыт. 

Итак, в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения развитие эмоциональной сферы наиболее эффективно происходит в условиях организации интересной для детей игровой деятельности.

Разнообразные события, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, обогащают эмоциональный мир дошкольников, делают понятным язык эмоций и чувств, открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающими людьми.

Развитие же эмоциональной сферы — залог эмоционального благополучия и комфорта, оказывающих влияние на все сферы психического развития ребенка. 

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/76-psychological/8772-sozdanie-blagopriyatnykh-uslovij-dlya-emotsionalnogo-komforta-rebenka-i-ego-razvitiya.html

План. 1. Информационная часть. Проблема психологического здоровья на современном этапе. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения. — презентация

1

2 План. 1. Информационная часть. Проблема психологического здоровья на современном этапе. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе. 2. Практическая часть.

Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов и детей.

Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду». 3.Обсуждение, подведение итогов.

3

4 Зависимость здоровья человека от различных факторов

5 ФИЗИЧЕСКОЕ — ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ; — БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ; — ДВИГАТЕЛЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; — ОТДЫХ; — РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ; — ВАЛЕОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНОЕ — ОБЩЕНИЕ; — ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ; — САМООЦЕНКА И ОЦЕНКА ОКРУЖАЮЩИХ; — ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии: что делать и какие меры помогут родителям и малышу

Духовное -ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРИРОДОЙ И ОБЩЕСТВОМ; -МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; — РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ ДАННЫХ ; — МИР ИСКУССТВА; — ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Психическое — ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; — ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; — ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ, ИГРЕ, УЧЕБЕ, РАБОТЕ; — КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ; — ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ; — ВАЛЕОЛОГИЯ, МОИ ЧУВСТВА И МЫСЛИ. З ДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

6 Психологическое здоровье Окружающая среда Внутренний мир ОБЩЕСТВОСМИЭКОЛОГИЯДОУСЕМЬЯ АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА (сознание, поведение, самостоятельность ) ГЕНЕТИКА, ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА БОЛЕЗНИ, ПАТОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

7 Психологическое здоровье -неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека: творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

Такой человек берет ответственность на себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии. Ключевым словом для его описания является «гармония», или «баланс». Гармония между эмоциональным и интеллектуальным, телесным и психическим.

Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие.

8 Основные показатели психологического здоровья: Психологическое здоровье Высокий уровень коммуникативных навыков Положительная мотивация к социальной деятельности Отсутствие нарушений в поведении Быстрая адаптация к условиям ДОУ

9 Уровни психологического здоровья: 1) Креативный (высокий) — дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.

Такие дети не требуют психологической помощи; 2) Адаптивный ( средний) — дети, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность; 3) Дезадаптивный (низкий) – дети, чей стиль поведения характеризуется стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, или наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Эти дети требуют индивидуальной психологической помощи.

10 Главная задача ДОУ. Создание таких условий, которые гарантируют формирование и сохранение здоровья детей: — создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния; — обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

11 Условия, составляющие психологическое здоровье детей: Психологический комфорт Психологический климат

12 Психологический комфорт комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. В этом состоянии отмечается отсутствие напряжения психических и физиологических функций организма.

13 Психологический комфорт создают: Игры и упражнения (этюды). Музыкальные произведения. Произведения живописи. Театр и театральная деятельность Чтение художественной литературы. Общение с природой.

Физические упражнения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика А главное взрослый – образец для ребенка: чуткий, добрый, приветливый, веселый, находящий время для общения с каждым ребенком, оптимист.

14 Почему важно сохранять психологическое здоровье детей? Последствия психологического дискомфорта для ребенка: — появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; — переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма); -проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты — позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

15 Психологический климат- комплекс внутренних условий, которые обеспечивают в процессе развития и жизнедеятельности группы, коллектива положительную (отрицательную) перспективу как для группы в целом, так и для каждого члена группы. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

16 Климат (или атмосфера) в группе детского сада определяется: отношениями между воспитателем и детьми; отношениями между самими детьми.

17 Стили педагогического общения Авторитарный Либеральный (попустительский) Демократический

18 Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка.

Создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей и воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком.

Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

19 Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. «Я в своей группе детского сада». Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада

20 Анализ «Атмосфера в моей группе». Проанализируйте групповую ситуацию с использованием следующей схемы: Обстановка в группе. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.

) Почему я так думаю? Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные? Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные? Взаимоотношения между воспитателем и ребенком. С кем из детей у меня хороший контакт? Чем это объясняется? С кем из детей у меня не такие хорошие отношения? Чем это можно объяснить? Взаимоотношения между детьми.

Между какими детьми существуют хорошие отношения? Чем это вызвано? Какие дети часто ссорятся между собой? Почему это происходит? Каких детей часто обижают? Почему это происходит?

21 Тест на эмоциональное отношение. Материал: лист бумаги, цветные карандаши. ( Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку). Вопросы можно подобрать самим. Детей сажают по одному за стол.

Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.

Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.

22 Обозначение цветов Красный — возбужденное, восторженное отношение. Оранжевый — радостное, приятное. Желтый — теплое, доброжелательное. Зеленый — спокойное. Синий — грустное, неудовлетворительное. Фиолетовый, коричневый — тревожное. Черный — печаль, уныние.

23 Список литературы: Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников.- Ростов н/ Д: Феникс,2007 Ветрова Уроки психологического здоровья.- М,: ТЦ Сфера, 2011

24 Презентация подготовлена педагогом-психологом Семеновой С.В.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/938036/

Статья «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» в научном журнале

УДК 159.9.072

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Гильманова Ольга Леонидовна,
  • старший преподаватель кафедры управления в образовании ГАОУ ДПО СО НТФ «институт развития образования», г. Нижний Тагил
  • Миназова Лилия Илшатовна, старший преподаватель кафедры физико-математического образования ГАОУ ДПО СО НТФ «институт развития образования», г. Нижний Тагил
O. Gilmanova , senior lecturer, Department of management education, GAOU DPO CO NTF «Institute for Educational Development», Nizhny Tagil L. Minazova, senior lecturer, Department of Physics and Mathematics Education, GAOU DPO CO NTF «Institute for Educational Development», Nizhny Tagil
В статье рассматриваются проблемы эмоционального развития ребенка дошкольного возраста как важнейшего педагогического условия развития его личности. This article discusses the emotional development of the preschool child as the most important pedagogical conditions for the development of child’s personality.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональное развитие, личностно-ориентированная модель общения,  эмоционально-волевая готовность. Key words: emotions, emotional development, personality-oriented model of communication, emotional and volitional readiness.

Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, которые являются мощным регулятором поведения и деятельности ребенка.

В современном технологически развитом обществе, с его постоянно возрастающими нагрузками на организм (увеличивающийся информационный поток, конкуренция, ответственность) человеку все тяжелее регулировать свое состояние, что неизбежно отражается на эмоциональной сфере, приводит к ее нарушению.

Изменения, происходящие в обществе, отражаются и на дошкольниках. Как и к взрослому, к ребенку-дошкольнику предъявляются повышенные требования, что приводит к постоянному возрастанию частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок.

В связи с этим особую значимость приобретает проблема эффективного управления ребенком своими эмоциями посредством разных видов деятельности уже на этапе дошкольного возраста.

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается — ее необходимо формировать.

Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и мобильных гаджетах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует агрессивность в их поведении.

Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание.

Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Развитию эмоциональной сферы, обучению эффективным способам регуляции собственного поведения уделяется незаслуженно мало внимания. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых видов деятельности.

Эмоции оказывают влияние на личностное развитие ребенка, определяя индивидуально-типологические особенности, характер, поведение, воздействуют на его деятельность, обусловливая ее ход и результат. В тоже время сами эмоции обусловлены ходом и результатом деятельности (С.Л. Рубинштейн). 

Именно поэтому основным принципом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится  «поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, что этот период есть период подготовки к следующему периоду». Самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Стандарт направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» [1].

  1. Для решения поставленных задач в Стандарте перечисляются «условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
  2. 1)                      обеспечение эмоционального благополучия через:
  3. —                        непосредственное общение с каждым ребенком;
  4. —                        уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  5. 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
  6. —                        эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением».
Читайте также:  Развитие ребенка на 37 неделе беременности: как протекает подготовка к родам

  Эмоции (от лат.emoveo – потрясаю, волную) психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.

Эмоции обогащают человека, делают его восприимчивым к окружающему.

Эмоциональное развитие дошкольников начинается в первую очередь в семье и зависит от того, как выстроено общение между членами семьи, между родителями и ребенком. Как показывает анализ детско-родительских отношений у детей, сделанный на основе диагностической методики «Кинетический рисунок семьи» Р.Берн, С.

Кауфман: благоприятная семейная ситуация у 56,4% дошкольников; тревожность проявляют 31% воспитанников; у 23% детей наблюдается конфликтная семейная ситуация; чувство неполноценности в семье испытывают 9,5% дошкольников; 8,7% показывают враждебность в семейной ситуации. Данные методики настораживают педагогов и родителей.

Отсюда у детей чувство тревоги, страха, неуверенности в себе, низкая самооценка, неумение общаться со сверстниками.

В этом случае большую роль играет работа педагога-психолога в детском саду: проведение тренингов, семейные консультации, работа родительских клубов, проведение различных методик и выстраивание на их основе «Индивидуальных маршрутов эмоционального развития» [4].

На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей.

При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе.

Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих. 

  • Эмоциональное развитие дошкольников в детском саду и семье  происходит через разнообразные формы работы и виды детской деятельности:
  • — общение ребенка со взрослым, посредствам игровой деятельности, например игра в конструктор, сюжетно-ролевая игра, что соответствует внеситуативно-личностной форме общения;
  • — чтение книги ребенку (внеситуативно — познавательная форма общения);
  • — разговор об отношениях ребенка с друзьями (внеситуативно-личностная форма общения).

Методика Е.О. Смирновой «Форма общения ребенка со взрослым» позволяет выявить ведущую форму общения ребенка со взрослым и определить: общий интерес, раскованность, эмоциональный комфорт, в какой именно деятельности ребенка со взрослым проявляются эти качества, что позволяет выявить интересы и наклонности ребенка.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.

Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [3].

Основой эмоционального развития ребенка является восприятие им художественной литературы.

Во время чтения произведений можно заметить, как дети проявляют эмоции в движениях: застывают в одной позе, проявляют двигательное беспокойство; копируют действие персонажей; желают отключиться от сильного переживания (отворачиваются, прячутся, закрывают лицо руками).

Пиком эмоционального развития становится, когда у дошкольника появляется необходимость начать общаться друг с другом, поделиться впечатлениями после прочитанного. В сказки он вживается как в реально происходящее.

Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.

В детских садах, начиная с раннего возраста, используются картинки с изображением эмоций, прикрепленные на шкафчиках в раздевальной комнате, когда дети могут «выставить» свое настроение, тем самым с раннего детства знакомясь с эмоциями человека и с тем как можно ими управлять, знакомясь с эмоциональными состояниями людей.

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти — семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей).

При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6 процентов)

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. И они, конечно, тоже теснейшим образом связаны с эмоциями. Исходный пункт этих мотивов — возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения.

Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх.

Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств.

Важной особенностью эмоционального развития является также тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений [2].

К шестому году, как правило, дети могут нормально взаимодействовать с окружающими по правилам, нормам. Определенный уровень уже пройденной социализации позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми.

ВЫВОДЫ

Одним из показателей готовности дошкольников к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность, педагоги-психологи выделяют лишь 48% дошкольников, которые полностью готовы по этому показателю к школе, 52% готовы частично.

Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта является: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Мы педагоги должны стремится к этим «ожиданиям».

Для этого необходимо применять различные современные  педагогические технологии для эмоционального развития дошкольников. Создавать образовательную среду, направленную на эмоциональное благополучие детей.

Соблюдать психолого-педагогические условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленные на формирование и поддержку положительной самооценки дошкольников, поддержку положительного и доброжелательного отношения детей друг к другу.

«Все мы вышли из детства» — сказал однажды Антуан де Сент-Экзюпери. Более гениальной фразы трудно придумать. Но, почему же тогда нам, взрослым, так трудно понять ребёнка, понять его чувства, осознать его реальные возможности? Вопрос остаётся открытым…

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-7 ле/Н.Ю.Куражаева.- СПб.:Речь, 2014
  3. Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста /Трясорукова Т.П. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 60, (2) с. (от 4 лет).
  4. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., первушина И.М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- 7-е изд.- М.: Генезис, 2014.- 176 с. (от 3 лет).

Источник: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/95/

Пути и средства создания психоэмоционального комфорта для детей в дошкольном учреждении

С.Ф.Пучинская

Детский сад – особое место в жизни большинства из нас. «Сад» – место «сияния», взращивания, ухода. Место, где из крошечного зерна вырастает сильное, прекрасное растение, приносящее полезные плоды, или прекрасный цветок, радующий глаз.

Программа дошкольного воспитания «Пралеска» ориентирована на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и воспитанию гуманной, активной и добропорядочной личности. Это – позиция гуманистической педагогики и психологии. Её основной тезис – стремление человека к самовыражению, самоактуализации.

На способность к самовыражению оказывает влияние психологическое здоровье человека. А сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами.

А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу.

Понимая это, наш педагогический коллектив нацеливает все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из направлений является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада.

Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами. Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду.

Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности и готов помочь развитию ребёнка. В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые — родители, педагоги.

Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада стараются каждый день дарить тепло своей души ребятам.

Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели стараются увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе.

Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости. Первая ступенька, на которую ступает большинство детей, – ступенька яслей. При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период . Ребёнка окружают новые люди, обстановка, меняются приёмы воспитания.

В этот период очень важно создать условия, способствующие укреплению резервных возможностей организма. Необходима тесная связь с родителями, которую мы осуществляем через:

  1. организацию адаптационной группы;
  2. создание комфортных условий организации режимных моментов;
  3. осуществление дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
  4. осуществление учёта индивидуальных особенностей;
  5. присутствие близких ребёнку людей в группе.

Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия, необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДУ.

Созданная у нас предметно-развивающая, ландшафтная среда стимулирует творческое воображение дошкольников, вызывает эмоциональный отклик, создаёт психологический комфорт для каждого из них. Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников и детей.

А свой дом хочется украсить, сделать уютным и тёплым, непохожим на другие. И поэтому сотрудники детского сада стремятся привнести в интерьер элементы домашней обстановки, также внести новые веяния оформления (барные стойки, торшеры, холодильники и т.д.).

При оформлении помещений в детском саду создаётся цветовой комфорт: «охлаждение» солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков (например, музыкальный зал), использование палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.

Создаётся визуальный психологический комфорт:

  1. лоскутные картины;
  2. пейзажи, эпизоды сказок из обоев (в раздевалках);
  3. элементы фитодизайна (в фойе);
  4. украшение интерьера продуктами детской деятельности – галерея рисунков, аппликации.

Открывая ворота нашего детского сада, всех встречает тёплое, солнечное приглашение «Шчыра запрашаем». Справа уютно расположились герои сказки «Три поросёнка». У центрального входа «Паровозик из Ромашково» символизирует радостное путешествие в сказочную страну «Детский сад». Экологический уголок приобщает к природе, способствует наполнению жизненной, природной энергией.

С весны до поздней осени радуют глаз цветы на оригинальных цветниках, ухоженные газоны. Многообразие кустов и кустарников, деревьев создаёт неповторимый колорит. Вместе с детьми создаём эту неповторимую красоту, ухаживаем и бережно относимся к ней, каждый год стремимся её приумножить.

Когда мы попадаем в группы детского сада, заметна неповторимость стиля каждой групповой, спальной комнаты, раздевалки. В этом году планируется тематическое оформление групп ( например: «Космическая»). При оформлении стараемся учитывать индивидуальные особенности детей (более «спокойные» тона там, где есть гиперактивные дети), также эмоциональные состояния.

Любому человеку свойственно в некоторые моменты своей жизни испытывать определённые психологические состояния. Поэтому у нас в группах созданы уголки уединения. Это место для фантазий: отлежался, отсиделся, поиграл в спокойную игру, успокоился – можно выходить и снова включаться в общую суету.

Способствуют успокоению, расслаблению использование двухстороннего ковра для релаксации в кабинете психолога – «Тихое озеро», «На лесной полянке», а также световые игрушки «Лампа-магма», «Колесо обозрения». Педагоги формируют у детей умение определять эмоциональное состояние своё и других людей.

Для этого используются такие пособия: — коврик эмоций в кабинете психолога; — экраны настроения, которые помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей. Все они разные по стилю, оформлению и содержанию.

В спальнях детский сон охраняют игрушки-ангелочки. Воспитатель говорит слова: «Пусть сладко всем вам спится, хорошее приснится, пусть ваши ангелочки вас хранят!» Или прочитает любимую сказку перед сном. Всё это способствует успокоению и быстрому засыпанию.

Для создания психологического комфорта у нас в детском саду используются такие формы работы:

  1. физкультурные и оздоровительные мероприятия;
  2. музыкально-спортивные досуги;
  3. музыкальные праздники, народные.

Родители и педагоги детского сада – единомышленники, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями. Основное направление моей деятельности как психолога – создание оптимальных условий для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка. В рамках этого направления я осуществляю следующую деятельность:

  1. оптимизирую процесс адаптации через наглядную профилактику и психологическое просвещение;
  2. провожу коррекционно-развивающие занятия, тренинги общения;
  3. использую методы релаксации, APT- терапии;
  4. осуществляю диагностическую работу, направленную на изучение комфортности пребывания в детском саду.

Оценка комфортности среды в ДУ проводится совместно с администрацией.

Используются следующие методики: наблюдения за свободной деятельностью детей, беседы со старшими дошкольниками с целью определения доступности среды группы для воспитанников, анализ режима дня, учебной нагрузки, предметно-развивающей среды. Существуют у нас, конечно, и проблемы. Наиболее острые из них –материальное обеспечение и переполненность групп.

Из вышесказанного можно сделать вывод: необходимо осуществлять комплексный подход к обеспечению здоровьесберегающего образовательного процесса, создавать условия для максимальной комфортности пребывания детей в детском саду, создавать развивающую среду с учётом красоты и пользы, обеспечивая психологический комфорт.

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/66

Ссылка на основную публикацию