С каждым годом маленький кроха меняется. Изменения заметны не только внешне, но и внутренне.
Детский переходный возраст не даёт родителям покоя, когда малыш совершенно не слушается. Читайте, как справляться с кризисом 3 лет у ребёнка.
Что такое кризис 3 лет у ребенка?
Вчера – нежный и послушный, сегодня – упрямый и плачущий. Разговаривать с ребёнком, у которого начался период кризиса, невозможно на любой вопрос ответ будет один – нет.
Если у вашего карапуза наблюдаются следующие признаки, у него очередной возрастной кризис:
- Малыш постоянно ноет и требует больше внимания, больше игрушек, не бывает окончательно удовлетворён.
- Пытается самостоятельно выполнять какие-то действия, при неудаче плачет, устраивает истерики, но не даёт себе помочь.
- Отказывается слушаться, принимает взрослых за равных.
Этот этап – проходящий. Помочь ребёнку могут только родители, которые найдут правильный подход к дочери или сыну.
Если вам удалось справиться с кризисом 1 года и 2 лет, то трёхлетний переходный возраст будет вам «по зубам».
Важно! Трёхлетний кризис – этап, который следует переждать как дождь.
Проявляется кризис у каждого ребёнка по-разному. Кто-то закатывает истерики в магазине, кто-то убегает, а некоторые дети упрямо не хотят подчиняться.
Основные особенности переходного возраста 3 лет:
- Диктатура. Ребёнок устойчиво пытается подчинить себе родителей. Нет другого варианта, как подчиниться. Любые другие решения малыш воспринимает с плачем.
- Обесценивание. Теперь любимая игрушка под диваном, песни не стоит петь, а любимый папа уже воспринимается как чужой дядя.
- Самостоятельность. В некоторых случаях это хорошо, в других — малыш не даёт себе помогать, а неудачи будоражат детскую психику ещё больше.
- Негативизм. Малыш будет отказываться от игр только потому, что их предложила мама, а не он сам стал инициатором.
- Настойчивость. В любой ситуации малыш настаивает на своём и не принимает никаких аргументов.
Причины возникновения и симптомы
Дошкольники проявляют характер дома, на улице, в саду. Ребёнок не просто отбился от рук, а переживает очередной возрастной кризис.
Не обязательно этот период настигнет малыша в 3 года. Данный этап может наступить раньше или позже.
Симптомы кризиса:
- Устраивает сцены в магазине, дома при родителях.
- Не может довольствоваться малым.
- Устраивает публичные истерики из-за отказа купить выбранную игрушку.
- Бросает родителей и убегает.
- Не понимает слова «нет» и «нельзя».
- Редко соглашается с предложениями родителей.
- Самое популярное слово в детском лексиконе – нет.
- Не слушает объяснений.
В такой период родителям нужно набраться сил и терпения, чтобы не сорваться на маленького человека.
Постарайтесь сдерживать свои эмоции, даже если придётся более пяти раз в день объяснять малышу, почему ему было отказано в покупке.
Совет! Крик – неудачное оружие в борьбе с кризисом.
Главная причина развития возрастного кризиса – самопознание. Малыш пытается разгадать своё «Я».
Единственный способ, который ему известен – это противоборство. Так ребёнок пытается развиваться в себе личностные качества. Помогут правильно сформироваться личности только родители.
Длительность протекания
Точного времени нет. Кризисный этап может длиться от месяца до года. Психологи рекомендуют просто пережить детский ураган, не вмешиваясь в процесс становления новой личности.
Чтобы помочь ребёнку стать на правильный путь, воспользуйтесь советами специалистов.
Совет! Своим поведением малыш проверяет вас. Чем громче вы реагируете, тем чаще будут повторяться истерики.
Когда родители не в состоянии самостоятельно справиться с ребёнком, обратитесь к детскому психологу.
Специалист подскажет, как угомонить гиперактивного малыша и не подавить задатки личности. Чтобы возрастной период быстрее закончился, помогите малышу справиться с ним.
Ознакомьтесь с советами родителям в таблице:
Совет | Описание |
Вы — зеркало | Не реагируйте на истерику ребёнка истерикой. Не срывайтесь и держите свой гнев в руках. Малыш повторяет все действия за родителями. Чем спокойнее вы отреагируете, тем быстрее успокоится малыш |
Показывайте свою любовь | Меньше ругайте ребёнка за мелкие проступки. Хвалите за самостоятельно сваренный суп из пластилина и воды, даже если весь стол придётся мыть. В таком возрасте малыш часто путает наказание с чувством, что вы больше не любите его |
Не занижайте самооценку | Скажите малышу, что нужно сделать по-другому, чтобы получилось. Каждый правильный жест сопровождайте хвалебным отзывом. Не бросайтесь словами «растяпа», лучше говорите « в следующий раз получится» |
Не сравнивайте своего ребёнка с чужими детьми | В этом возрасте у детей нет чувства соперничества, которые можно подстегнуть. Для примера используйте прошлые достижения малыша |
Дайте возможность проявить себя | Позволяйте малышу сделать что-нибудь самостоятельно, дайте сделать выбор, выбрать штаны в детский сад или блюдо на ужин. Маленькие решения придают уверенность новой растущей личности |
Играйте | Придумывайте новые игры, в которым ребёнок сможет узнать о нормах поведения, этикете и вежливости |
Иногда уступайте | Не потакайте капризам, но при решении мелких ссор позволяйте ребёнку самому принять решение. Если карапуз отказывается есть суп, разрешите ему кушать сразу картошку с котлетой, пропустите дневной сон или дайте малышу поиграть со старыми мамиными платьями |
Относитесь к малышу как к взрослому | Покажите, что взрослые ведут себя по-другому. Расскажите о том, о чём малыш ещё не знает. Любой любознательный вопрос удостаивайте ответом |
Справляйтесь с детским кризисом всей семьёй. Пусть на помощь придут бабушки, дедушки и папа. Уделяйте ребёнку достаточно внимания. Иногда все капризы и сцены – это знак нехватки родительской любви.
Источник: https://trand-store.ru/deti/krizis-3-let-u-rebenka-prichiny-simptomy.html
Педагогическая статья. «Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Педагогическая статья. «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту.
Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка.
Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.
Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.
Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний.
Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями.
Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей.
Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.
Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.
Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.
Основные задачи развития малышей:
- освоение навыков личной гигиены;
- воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим;
- развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям;
- обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности;
- развитие способности к сопереживанию.
Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Поэтому следует родителям объяснить своему ребенку о важности взаимоотношений воспитателя и ребенка.
Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить.
Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью.
Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций.
Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания. Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми.
Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей.
Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность.
Панова Марина Владимировна
Соавтор: Борисова Светлана Ивановна.
Воспитатели ГБОУ Школа № 618 г. Москва, г. Зеленоград.
Источник: http://doshkolnik.ru/pedagogika/13598.html
Официальный сайт — Возрастные особенности психофизического развития детей (от 3 до 4 лет)
|
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным.
Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями.
Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая.
Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.
К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка ещё ситуативно.
Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 334 с.
Источник: http://ds61.krsl.gov.spb.ru/index/vozrastnye_osobennosti_psikhofizicheskogo_razvitija_detej_ot_3_do_4_let/0-86
Ребёнок 3-4 лет
Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому.
Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок.
Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых.
Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно.
Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.
Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.
Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет
Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.
Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.
Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.
Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.
К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.
Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.
Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет
Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.
В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.
Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ГОДА:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»-Обращается к воспитателю по имени и отчеству.-Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).-Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.-Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх.-Может общаться спокойно, без крика-Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последова-тельности; умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.-Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).-Называет членов своей семьи, их имена.-Соблюдает простейшие навыки поведения во время еды, умывания (Акку-ратно моет лицо, руки, шею; насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место, пользуется расчёской и носовым платком; умеет пра-вильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошит хлебом, пережёвывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает с полным ртом.)-Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодоле-вать небольшие трудности.-Проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.-Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
-Знаком с правилами поведения в природе (не рвать, без надобности расте-ния, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.) ; знаком в пер-вичными представлениями о безопасном поведении на дорогах ( переходить дорогу, держась за руку взрослого); знаком с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).
Образовательная область «Познавательное развитие»-Умеет различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».-Умеет видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»-понимает вопрос «сколько»-сравнивает группы предметов, используя приёмы наложения и приложения-сравнивает два предмета, разные по величине (длине, высоте)-узнаёт знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)-различает 4 цвета основного спектра (синий, красный, жёлтый, зелёный), знает чёрный и белый.-понимает слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
-ориентируется в частях суток: день -ночь, утро — вечер.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности-Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окру-жающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
-умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; знает что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и др.), другие созданы природой (камень, шишки).
Ознакомление с предметным окружением-знает предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
-имеет представления о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина).
Ознакомление с социальным миром-знаком с театром через мини-спектакли, игры-драматизации по произведениям детской литературы.
-сформирован интерес к малой родине и первичные представления о ней
Ознакомление с миром природы-сформированы представления о растениях и животных (домашние животные и их детёныши, дикие животные)-Имеет представления о птицах, прилетающих на участок, о насекомых-умеет отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды-знаком с некоторыми растениями данной местности (одуванчик, мать-и-мачеха и др.)-знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.)-знаком с характерными особенностями следующими друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей
-имеет представления о свойствах воды, песка, снега.
Образовательная область «речевое развитие»-общается со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.)-различает и называет существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая).-понимает обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.; -согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употребляет существительные с предлогами (в, на, под, за, около)-с помощью взрослого, используя фигурки, куклы, инсценирует отрывки из знакомых сказок-умеет читать наизусть потешки и небольшие стихотворения, рассказывать о содержании иллюстраций -называет произведение, прослушав отрывок из него-умеет говорить «спасибо», здороваться, прощаться
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»
Рисование. -Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
-Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
Лепка.
-Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.-Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
Аппликация. -Создает изображения предметов из готовых фигур.-Украшает заготовки из бумаги разной формы.
-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собст-венному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Конструктивно-модельная деятельность. -Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. -Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
-Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
Музыкальная деятельность-Слушает музыкальное произведение до конца. -Узнает знакомые песни.-Различает звуки по высоте (в пределах октавы). -Замечает изменения в звучании (тихо — громко). -Поет, не отставая и не опережая других.
-Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).-Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, ба-рабан и др.).
Образовательная область «Физическое развитие»
-сформированы представления о ценности здоровья; сформировано желание вестиздоровый образ жизни-приучен к опрятности и в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни-Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.-Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.-Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.-Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места
-Может катать мяч в заданном направлении , бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой.
Источник: http://ds158morf.ru/poleznaya-informaciya/pokazateli-razvitiya/rebyonok-3-4-let/
Возрастные особенности детей 3-4 года
Возрастные особенности детей 3-4 года
Физическое развитие
3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д.
К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п.
– всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
- Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
- 3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
- Социально-личностное развитие
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению ивзаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить.
Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства — радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»).
Фундаментальная характеристика ребенка трех лет — самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)».
Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры — цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый.
К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий.
Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
Познавательно-речевое развитие
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении.
Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой».
Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер.
По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом.
Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательной для него деятельностью в течение 5 минут.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур.
Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений.
Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон).
Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
Источник: https://sch41.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_strukturnoe_podrazdelenie_2/obrazovanie/gruppy_dou/vozrastnye_osobennosti_detej_3-4_goda/
Развитие трехлетнего ребенка
Каждый предыдущий год жизни вашего малыша радовал вас новыми открытиями. Для возраста трех лет свойственны большие изменения в характере человечка. Вы заметите, как ваш карапуз начнет показывать свое «Я», будет отстаивать свои интересы и проявлять самостоятельность. От вас сейчас будет зависеть то, как маленький человек перенесет становление своей личности.
Физическое развитие детей трех лет
Основными морфологическими параметрами, учитываемыми при оценке физического развития детей, являются рост и масса тела ребенка.
Рост
Это наиболее стабильный показатель физического развития детей раннего возраста. За третий год жизни детки вырастают на 6 см. К четырем годам рост ребенка удваивается, по сравнению с длинной тела при рождении, и достигает 100 см.
Вес
Этот показатель более лабильный, чем рост. В период от года до десяти лет детки прибавляют в массе по два килограмма в год. Так, если годовалый ребенок весит 10-10,5 кг, то его вес к четырем годам должен быть в пределах 16 кг.
информацияВес детей может меняться в зависимости от типа конституции, эндокринных и соматических особенностей, а также сильно зависит от режима дня и питания.
Особенности развития детей трех-четырех лет
В данном возрасте происходит активное совершенствование навыков ребенка и показателей психического развития.
Речь
Уровень развития речи ребенка трех лет достигает больших высот. Он умеет словами выражать свои чувства и желания, рассказать о своих эмоциях. Для этого он использует не отдельные слова, а может уже говорить, хоть и простыми, но правильно оформленными фразами.
В этом возрасте кроха все свои и ваши действия сопровождает вопросами: «Зачем?», «Почему?», «Как?», «Где?», «Когда?» и многими другими. Глядя на картинку, он правильно отвечает на вопросы, связанные с ее сюжетом. Правильно называет известных ему животных, растения, предметы быта.
Карапуз без заминки на размышление правильно говорит свое имя, в ответ на вопрос «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию и возраст. Теперь маленький человечек уже не говорит о себе в третьем лице, а называет себя «Я». Проявляет особый интерес к разговорам взрослых. Говорит спасибо, в уместных ситуациях, а также знает, что нужно здороваться и прощаться.
Бытовые навыки
Карапуз умеет самостоятельно одеваться, но, пока еще, с небольшой помощью. Он отлично застегнет пуговицы и сложит свою одежду. Раздевается без посторонней помощи. Кроха самостоятельно моет ручки, умывается, чистит зубы. Умеет пользоваться носовым платком.
Развитие ребенка 3 лет достигает определенных высот, сейчас у вас появился настоящий помощник. Он с удовольствием помогает маме накрывать на стол, выполняя ее просьбы. За столом ведет себя хорошо, не мешая другим. Правильно держит ложку и аккуратно с нее ест.
Интеллектуальное развитие
информацияК трем годам ребенок знает четыре основных цвета и правильно узнает их и некоторые оттенки этих цветов.
Умеет различать размеры – выберет большой и маленький предмет. Также, маленький исследователь уже научился определять фактуру, различая твердое или мягкое. Знает некоторые геометрические фигуры и может их выбрать и показать. Также, для вашего малыша не составит труда последовательно собрать матрешек или пирамидку, глядя на образец, или, даже, самостоятельно.
Юный мыслитель умеет анализировать то, что он видит, поэтому с легкостью может дополнить рисунок недостающими элементами. Например: дорисовать листик цветочку или ушко котику. Маленький художник может не только изобразить что-либо, по просьбе взрослого, но и рисовать что-то задуманное ним самим. При этом он четко объясняет, что изобразил.
На четвертом году жизни появляются элементы ролевой игры. Играя, дети исполняют свою роль, могут проявлять инициативу, придумывая игру и распределяя роли. В играх подражают друг другу.
Эмоциональное развитие
Юный человечек сейчас очень любознателен, порой любопытен. Он постоянно нуждается в поощрении и похвале. А когда что-то хорошо получается — испытывает удовлетворение. Гордится своими успехами и достижениями своих родителей. Так кроха будет ходить, рассказывая всем знакомым, какой у него сильный папа и какая добрая мама.
Карапуз можете уже быть более сдержанным. Он уже не станет кричать в общественном месте и не вырвет ручку, переходя дорогу. Но, в то же время, малыш может быть и очень капризен, если он будет не согласен с вашими запретами. Если кроха видит, что его желания не понимают, он может капризничать и настойчиво продолжать требовать своего.
важноКроха с переживанием относится к тому, что его ругают. Если ему объяснить что он сделал не так, у него появится чувство стыда. Но, когда малыш считает, что наказан, не справедливо — может долго обижаться на вас.
Также ребенок, наблюдая со стороны, оценивает поступки других деток. При этом он скажет, что нельзя драться, ломать, забирать игрушки.
В возрасте трех лет детки начинают понимать шутки и реагировать на них смехом. Они проявляют различные эмоции, в зависимости от ситуаций: сочувствуют, если кто-то упал или помогают, если кому-то нужна их помощь.
Режим дня детей трех лет
На четвертом году жизни режим дня мало чем отличается от режима двухлетнего карапуза. Ночной сон, как и прежде, должен продолжаться не меньше одиннадцати часов. Также все еще присутствует один дневной сон, длительностью 1,5-2 часа.
В этом возрасте вы можете столкнуться с капризами крохи, во время подготовки к дневному сну. Это связано с тем, что он очень увлечен происходящим и не желает отрываться от своей увлекательной игры.
Но, все-таки, вы должны настоять на соблюдении правильного режима дня, потому как, регулярное недосыпание еще вредно для растущего организма малыша.
Советы родителям по развитию детей 3-4 лет
Давайте крохе возможность развивать фантазию. Поддерживайте и поощряйте его стремления к игре. Пусть он использует для игры не только игрушки, но и старые, уже не нужные вещи, предметы быта. Ведь именно в игре, дети моделируют взрослую жизнь и получают необходимые бытовые и социальные навыки. Они стремятся к самостоятельности, познают человеческие отношения и разные виды деятельности.
Если вас что-то настораживает в поведении ребенка, не стоит акцентировать на этом его внимание. Лучше проявить терпение, и незаметно для крохи, корректировать его действия.
Источник: http://deti.baby-calendar.ru/kalendar-razvitiya/do-4-let/
Развитие и воспитание детей от 3 до 7 лет
Содержание воспитания и обучения детей 3—7-летнего возраста, как и в предшествующие годы, определяется основной целью и строится с учетом возрастных особенностей.
Воспитание детей от 3 до 7 лет
Конкретная программа воспитательно-образовательной работы с детьми всех возрастов разрабатывается на основе исследований и обобщения передового опыта педагогов, медицинских работников.
Согласно ныне действующей Программе воспитания в детском саду дошкольный период детства определяется с 2 лет (первая младшая группа).
Однако 3-й год жизни ребенка, особенно первая его половина, во многом отличается чертами, свойственными детям раннего возраста.
Фактически этот возраст можно назвать переходным, поэтому воспитание детей в этом возрасте — довольно сложная задача.
Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста — это воспитание физическое, умственное, нравственное и трудовое, эстетическое.
На ступени дошкольного детства осуществляется также подготовка ребенка к школе. Особое внимание решению этой задачи уделяется на 7-м году его жизни.
Детский сад (ясли-сад) вместе с родителями должны обеспечить всестороннее гармоническое воспитание и хорошую подготовку ребенка к обучению в современной школе.
Если дошкольник не посещает детское учреждение, заботу и ответственность за решение названных выше задач целиком берет на себя семья, в которой он живет и воспитывается.
В настоящее время большинство родителей хорошо осознают преимущества сочетания общественного и семейного воспитания для полноценного развития и подготовки детей к школе.
Развитие детей от 3 до 7 лет
Особенности развития детей от 3 до 7 лет. В течение 4 лет, т. е. за собственно дошкольные годы, ребенок проходит большой и качественный путь развития.
Это развитие бывает тем успешнее, чем больше внимания, ответственности в работе проявляют воспитательницы и медицинская сестра, детский врач, чем теснее связь и содружество в работе педагогов и медиков.
Так, например, весьма важно, чтобы медицинская сестра и воспитательница строго следили за выполнением правил гигиены при организации фронтальных занятий с детьми — со всей группой (проветривание, освещение, поза ребенка, смена деятельности в период занятия и др.), во время проведения подвижных игр, особенно в помещении.
Медицинская сестра во многом может помочь педагогу при решении задачи индивидуального подхода к детям.
За период с 3 до 7 лет развивается и укрепляется весь организм ребенка, происходит дальнейшее развитие и совершенствование всех движений. В течение 4-го года жизни дети прибывают в массе 1,3 кг, рост их увеличивается на 6,5—7 см.
К 4-м годам средняя масса ребенка составляет 15,5—16 кг, рост 100 см. К 7 годам масса ребенка равняется примерно 21—22 кг, а рост 116—117 см. Конечно, здесь нет таких бурных прибавлений в росте и массе, как это имело место в первые 2—3 года жизни, но они тоже значительны (особенно в период от 6 до 7 лет).
Приобретения же в развитии координации движений весьма велики: в области равновесия, ловкости, точности движений кисти и пальцев рук и др.
Все это дает ребенку старшего дошкольного возраста возможность выполнять относительно сложную физическую работу или производить точные движения в играх, во время рисования, в частности, когда воспитатель дает ему задания, важные для подготовки руки к письму.
Дети могут уже участвовать в играх большой подвижности, требующих точности движений; в различных формах труда (хозяйственно-бытовой, в природе, с деревом и др.); они довольно хорошо переносят прогулки на дальнее расстояние.
Продолжается интенсивное развитие структуры и функции головного мозга, постепенно возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения.
К 7 годам заметно повышается работоспособность нервной системы.
Значительны успехи в овладении ребенком речью] Дети 4-го года, как правило, широко пользуются разговорной формой речи, в их словарный запас входят почти все части речи. Однако общение с окружающими еще относительно ограничено по содержанию вследствие малого опыта детей.
К 5—7 годам речь детей уже богата по словарному запасу, характеризуется связностью изложения, правильным произношением всех звуков и т. д. (известно, что если к 5, к 5 ½ годам ребенок не овладеет чистым произношением всех звуков, следует проводить специальную работу-по его исправлению).
Растет число вопросов, содержание которых свидетельствует о существенных сдвигах, происшедших в мышлении ребенка: «почему», «зачем», «откуда». При этом дети интересуются не только ближайшими, но и более отдаленными причинами явлений из области природы, общественной жизни, а не только быта.
На 4-м году жизни совершенствуются ощущения и восприятия детей. Восприятия становятся более точными, дифференцированными. На занятиях дети могут овладеть умением сопоставлять предметы, например, по длине, высоте, ширине; у них формируются представления о некоторых основных цветах, формах. Это оказывается весьма ценным для развития, поскольку дает ребенку возможность сопоставлять со свойствами воспринимаемых предметов. В среднем дошкольном возрасте восприятия становятся более целенаправленными и дети могут выделять в изображении или предмете существенные детали, указанные взрослыми, что ведет к более точному, верному их восприятию.
Память детей развивается следующим образом: от непреднамеренного запоминания к, преднамеренному, произвольному. Желая, например, что-нибудь выучить, ребенок 6 лет может уже использовать разные приемы: группирует материал по смыслу, многократно повторяет то, что надо запомнить, и т. д. Внимание ребенка также развивается от непроизвольного к произвольному.
Для мышления детей 4-го года жизни становится характерным процесс обобщения: они не только ориентируются на внешнее сходство предметов, но и объединяют их по назначению (одежда, посуда). Дети 5-го года выделяют при обобщении и материал, из которого они сделаны, качество предмета. Например, дети 5 лет относят к одной группе автомобиль, сани, велосипед, поезд на том основании, что на всем этом ездят люди.
Для дошкольников специфично наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это значит, что дети, особенно 3—5 лет, мыслят в первую очередь по поводу того, что они видят или видели и с чем непосредственно действуют. На базе этой конкретности возникают первые обобщения, т. е. начала высшей формы мышления — мышления понятиями. Однако на 7-м году могут быть сформированы и зачатки теоретического мышления, если, опираясь на конкретные представления, учить ребенка обобщать знания о предметах и доступных явлениях.
На 4-м году качественно изменяются отношения ребенка с окружающими, в характере и содержании деятельности возрастает стремление действовать самому, выполнять без помощи то, что делают окружающие его люди. Ребенок на 4-м году уже способен совершить довольно сложные действия, соблюдая в них известную последовательность (например, при выполнении режима, посильной для него работы). У младших дошкольников (в значительной мере и у старших) ярко выражается эмоциональная восприимчивость к поведению взрослых; оно прямым образом влияет на поведение ребенка. И хотя с каждым новым годом жизни дошкольника крепнет его сознание, понимание того, что хорошо и что плохо, область чувств и отношений оказывается более сильной.
Ребенку могут быть, например, хорошо знакомы нормы и правила поведения, однако отрицательный пример взрослых, тем более если он повторяется, может оказать решающее отрицательное воздействие. На более старших возрастных ступенях взаимоотношения со взрослыми и сверстниками усложняются: дети во многом не только хотят быть самостоятельными, но и могут осуществить это свое желание, поскольку приобрели необходимые навыки и умения, новые знания, расширяется их опыт; они уже могут быть достаточно справедливыми в оценках и самооценках и т. д. Вместе с тем повышается возможность участия ребенка в совместной деятельности со взрослыми в детском учреждении, в семье, а также в коллективной деятельности со сверстниками, содержательное общение (взаимопомощь в играх и занятиях). Если воспитание детей осуществляется правильно, то у них начинает формироваться потребность в деятельности и содружестве, в содержательном общении. Переход в подготовительную группу ставит ребенка в особое положение, он сознает себя на пороге новой школьной жизни. Это способствует развитию у детей на занятиях и вне занятий привычки к самоорганизации, самоконтролю и взаимоконтролю при выполнении учебных и трудовых заданий воспитателя, в коллективных играх и т. п., привычки не бояться затруднений и стремление их преодолевать. В детском коллективе складывается общественное мнение о поступках и поведении сверстников, о качестве выполненной работы, об отношении товарища к взрослым и детских взаимоотношениях. Таким образом, в процессе воспитания и обучения постепенно формируются нравственные чувства и привычки поведения, нравственно-волевые качества.
Все названные психические процессы: ощущения и восприятия, мышление, память, внимание и чувства и др.— активно развиваются и формируются не сами по себе, а в процессе деятельности: игровой и трудовой, учебной, художественной (рисования и лепки, ритмики, танцев, пения), руководимой педагогом.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является детская игра. Ведущей она считается не потому, что основное время дня дети посвящают игре, а потому, что игра воздействует на развитие всех психических процессов и является средством всестороннего развития и воспитания. Огромная ценность игры состоит в том, что в ней, как нигде, ребенок может проявить свою самостоятельность; выбрать игру и игрушку, товарищей по игре, определить место игры, ее начало, завершение и т. д. Эта возможность появляется в известной мере у детей 3-го, 4-го года жизни.
С общим развитием ребенка и с развитием его игровой деятельности самостоятельность возрастает; вместе с тем возрастает и роль педагога в руководстве игрой. В педагогике выделено три вида игр: сюжетно-ролевые, дидактические (обучающие) и подвижные. Кроме общих, каждый вид игр имеет свои специфические задачи воспитания и соответственно воздействует на развитие ребенка. На 4-м году заметное развитие приобретает сюжетно-ролевая игра. Еще в конце 3-го года жизни дети начинали брать на себя определенные роли, но передавали их весьма схематично. Ребенок 3—4 лет более полно и развернуто отражает действия и поведение хорошо знакомых ему людей и, главное, в игре и в связи с ней может довольно длительно выполнять целенаправленные действия, которые в обычной жизни ему еще мало доступны. Например, он последовательно, не отвлекаясь, выполняет действия мамы, ухаживающей за ребенком, доставляющей ему удовольствия; долго, сосредоточенно чинит машину, затем едет в ней, изображая шофера. На 5-м году сюжет игры особенно не усложняется, зато расширяются игровые объединения (раньше дети играли большей частью вдвоем, втроем).
Игры ребят старшей и подготовительной к школе групп отличаются довольно сложным сюжетом, в нем обычно отражаются взаимоотношения людей, различные события общественной жизни: в них переплетаются представления, полученные на основе непосредственных наблюдений и опосредованные (после чтения книг, бесед и т. п.).
В играх детей всех возрастов ярко отражаются чувства и отношения детей к окружающему миру. На 6-м и 7-м году повышается роль и значение игр с правилами. Дети сами могут уже организовывать знакомые игры, следят за точным выполнением правил участниками. Эти игры очень важны для физического и волевого развития.
Трудовая деятельность развивается в течение дошкольного детства от самых элементарных вплоть до сравнительно сложных видов и форм. Младшие дошкольники включаются в основном в работу по самообслуживанию, выполняют несложные поручения взрослых, их весьма интересует процесс труда и лишь постепенно, под влиянием воспитания, становится значимым его результат. При этом особую привлекательность имеют для них игровые мотивы. Воспитатель использует эти мотивы для достижения детьми результатов в труде.
Например, дети протирают влажной тряпочкой строительный материал, предвкушая последующую после работы игру: постройка домиков, мостов, прокатывание через мосты машин. Дошкольники 5—7 лет способны выполнять не только различные поручения взрослых, но и посильные трудовые обязанности. Систематическое выполнение их вырабатывает начала ответственности, дисциплинирует. Характерно, что старшие дошкольники (6—7-летние дети), посещающие детский сад, могут договариваться о последовательности действий, о распределении обязанностей между собой в предстоящем деле (или ролей в игре). В процессе игры, труда они научаются согласовывать свои действия и считаться друг с другом, оказывать взаимную помощь.
У дошкольников развиваются не только игровая, трудовая деятельности, но и предпосылки учебной. Отдельные ее элементы проявляются на занятиях, организованных взрослыми, согласно программе с детьми младшего возраста, с целью их умственного воспитания (или физического, эстетического).
Однако более отчетливо умение заниматься появляется у детей на 6-м году жизни: ребенок приобретает способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания, определяющие не только общее направление деятельности, но и способ действия (как вести пересказ короткого художественного произведения, конструировать постройку, решать математическую задачку и т. п.). Овладение начальными формами учебной деятельности и участие в коллективных играх и труде приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности ребенка; развивается организованность, дисциплинированность. Все это важно для общего развития ребенка, для подготовки его к учению в современной школе и жизни в классном коллективе.
Поделиться статьей
Источник: https://mamainfo.com.ua/ot-trex-do-semi/razvitie-i-vospitanie-detej-ot-3-do-7-let