- Работа с одаренными детьми.
- «Творчество — это значит копать глубже, смотреть
- лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой,
- нырять в глубину, зажигать солнце, строить
- замок на песке, приветствовать будущее».
- (психолог Поль Торренс)
Актуальной и сложной проблемой в начальной школе является проблема выявления одаренности.
Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), отсутствие конкретной, единой методики по выявлению одаренности у младших школьников.
Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей и это многообразие усложняет процесс выявления одаренности.
- Психолог Александр Ильич Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости.
- В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
- Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные).
- Работа по выявлению одаренности должна быть организована с помощью инструментальной диагностики, наблюдения, изучения результатов деятельности (работ учащегося) и путем «пробы сил» в том или ином виде деятельности.
- Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами.
Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.
Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
В рамках МО начальных классов , нами отобраны методики, позволяющие выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.
В этом списке представлены несколько методик, созданных А.И.Савенковым –
1.Методика оценки общей одаренности
Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача — оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, — важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию — способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Словарный запас. Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
- Изобретательность
- Способность рассуждать и мыслить логически
- Настойчивость (целеустремленность)
- Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) — стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
- Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.
2.Следующая методика «Характеристика ученика». Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка.
Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.
Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.
3. Методика «Карта одаренности»
Эта методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
Первая и основная функция — диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.
• Вторая функция — развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
- Полученные результаты по тесту характеризуют оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
- интеллектуальная
- творческая академическая
- художественно-изобразительная
- музыкальная
- литературная
- артистическая
- техническая
- лидерская
- спортивная
- 4. Методика «Интеллектуальный портрет»
Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.
- Познавательная сфера
- 1. Оригинальность мышления
- 2. Гибкость мышления
- 3. Продуктивность
4. Способность к анализу и синтезу.
- 5. Классификация и категоризация
- 6. Высокая концентрация внимания
- 7. Память
- Сфера личностного развития
1. Увлеченность содержанием задачи.
- 2. Перфекционизм
- 3. Социальная автономность
- 4. Лидерство
- 5. Соревновательность
6. Широта интересов.
7. Юмор.
- Для оценки используется метод полярных баллов. Каждая характеристика потенциала ребенка оценивается по пятибалльной шкале:
- 5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;3 — оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
- 0 — сведений для оценки данного качества нет (не имею).
- Например: Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.
Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).
Выбираем вариант бальной оценки по характеристике….
Обработка результатов
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-rabota-s-odariennymi-diet-mi-avtorskiie-mietodiki-opriedielieniia-odariennosti-u-riebienka.html
Особенности развития одаренных детей
Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на протяжении тысячелетий. Первые из них, по-видимому, относятся еще к античности.
Так, например, древнегреческий философ Платон писал о том, что «гении, как это принято думать, суть своего рода боги или побочные дети богов, от нимф или каких-то еще существ» [7, с.81].
В сочинении «Ион» Платон также поднял вопрос о происхождении способностей: «поэты творят … не с помощью искусства, а по божественному определению» [8, с.377]. Таким образом, Платон говорил о том, что способности, в том числе, и поэтические, имеют божественное происхождение.
В XVII веке английский мыслитель Джон Локк утверждал, что ум ребенка при его появлении на свет «есть… белая бумага без всяких знаков и идей», которые приходят с опытом [4, c.154]. Эта идея нашла свое выражение в термине «tabula rasa», согласно которому ребенок подобен «чистой доске» без какой-либо божественной предрасположенности к умственной деятельности.
Предметом серьезных исследований одаренность стала только в XX веке. Довольно глубоко эта проблема была исследована в Германии в начале века. Немецкий исследователь В.
Штерн рассматривал понятие «умственной одаренности», под которой он понимал «общую способность сознательно направить свое мышление на новые требования и общую умственную способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [14, c.7].
Данное определение исходило из универсального представления о психике, как высшей форме приспособления и адаптации. В.
Штерн также пытался разграничить понятия «умственной одаренности», «гениальности» и «таланта»: «признак приспособления отличает умственную одаренность от гениальности, сущность которой — в самопроизвольном творчестве; признак всеобщности… отличает ее от таланта, характерная особенность которого состоит в ограничении умственных способностей одной областью содержания» [14, c.7].
В 1912 году В.Штерном был рассчитан показатель, отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом: он назвал этот показатель коэффициентом интеллектуальности (IQ). Коэффициент интеллектуальности отражал опережение или запаздывание в интеллектуальном развитии детей и предполагал измерение интеллекта по интенсивности и темпам интеллектуального развития ребенка.
В отечественной психологии в советский период проблема одаренности после постановления ЦК ВКП (б) 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпроса» разрабатывалась как психология способностей [5, c.16]. Большой вклад в исследование этой проблемы внес Б. М. Теплов.
В его работах было дано определение способностей, под которыми он понимал «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого…, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности» [12, c.32]. Одаренностью Б. М.
Теплов называл «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении… деятельности» [12, c.34].
В 1990-е годы в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» в России была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая должна была вобрать в себя все лучшие достижения отечественной и зарубежной педагогики и психологии.
Определение понятия «одаренность», представленное в концепции, будет взято за основу в данной работе.
Согласно этому определению, «одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [10, c.5].
Следовательно, одаренным можно назвать того ребенка, который выделяется среди других яркими достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в каком-либо виде деятельности.
Как отмечают исследователи (например, И. Ю. Кулагина), одаренные дети, несмотря на свою неповторимость, имеют ряд общих черт [2, c.173]. К ним, прежде всего, относится ярко выраженная познавательная потребность, побуждающая ребенка к активному поиску новых впечатлений, информации.
Она появляется с рождения и первоначально выражается в слежении за предметами. Эта потребность не насыщаема: чем больше ребенок знает, тем больше хочет узнавать. Кроме того, познавательная потребность у одаренного ребенка, чаще всего, преобладает над потребностями в играх, прогулках, сне.
Это обстоятельство отличает его от детей средних способностей, у которых познавательная потребность не превалирует над другими.
Другая черта одаренных детей — это сверхчувствительность к проблемам. Ее выражением является способность ребенка схватить существо вопроса, увидеть проблему там, где другие не видят сложностей.
Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Для большинства же учащихся младшего и среднего звена, как отмечает российский исследователь Н. С.
Лейтес, характерна «установка … на запоминание материала, а не на его обдумывание» [3, c.42].
Кроме того, для всех одаренных детей присущи быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памяти, сформированностью навыков логического мышления. Такие дети способны устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим.
Одаренные дети не только быстро и точно выполняют задания учителя. Им свойственна установка на творческое выполнение заданий: поиск новых решений, нахождение новых идей. У них развито творческое мышление, что часто можно увидеть в рисунке ученика или в его сочинении.
- Особенности психосоциального развития одаренных детей выражены:
- в стремлении к самоактуализации (реализации своих личностных возможностей);
- в эгоцентризме (непонимании того, почему простую вещь, которая понятна им, не могут постигнуть окружающие люди);
- в лидерстве;
- в сильно развитом чувстве справедливости;
- в эмоциональной нетерпеливости;
- в хорошем чувстве юмора;
- в стремлении к социальной автономности (свободе от общепринятых ограничений).
Среди физических характеристик одаренных детей большинство исследователей отмечают высокий энергетический уровень, который позволяет часами заниматься любимым делом) [13, c.225].
Выделенные общие особенности одаренных детей можно объединить в «трехкольцевую модель одаренности», предложенную Дж. Рензулли. Она включает в себя 3 компонента: усиленную мотивацию (от французского motif — «побудительная причина»), интеллект выше среднего уровня, «творческость» [9, c.84].
При этом под усиленной мотивацией понимается потребность в умственных усилиях, неустанная тяга к занятиям. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, то есть ищут ответ на вопрос «зачем это нужно ребенку».
В ходе специальных исследований было доказано: для одаренного ребенка характерно доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.
) [11, c.23].
Другой компонент данной модели — интеллект — в широком смысле включает в себя всю познавательную деятельность человека, а в более узком смысле представляет собой «наиболее обобщенное понятие, характеризующее сферу умственных способностей» [9, c.69]. Интеллект позволяет раскрывать закономерные связи и отношения в окружающем мире, познавать свои умственные процессы и влиять на них (посредством рефлексии, саморегуляции), предвидеть наступающие изменения.
В наши дни существуют разнообразные методики определения уровня интеллектуального развития. Одной из них является тест американского психолога Дэвида Векслера. Обследовав 1,7 тысяч людей, он пришел к выводу о том, что 8,9 % из них имеют высокий интеллект (IQ > 119), 16,1 % обладают хорошей нормой (IQ = 110–119), 50 % имеют средний уровень (IQ = 90–109) [11, c.14–15].
Последний компонент модели Дж. Рензулли — «творческость» или креативность. К этому понятию обращались многие ученые. Так, например, Л. С. Выготский считал, что основу творчества составляет «умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые состояния» [1, c.7]. Н. С.
Лейтес выделил креативность в качестве одной из важнейших характеристик одаренности [3, c.290]. Другой исследователь — А. М.
Матюшкин — считал, что «творческий потенциал» лежит «в основе одаренности и раскрывается в любой…деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем» [6, c.30].
- При оценке креативности, как правило, учитываются четыре критерия:
- продуктивность (беглость) — способность к продуцированию максимально большего числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных;
- гибкость — способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса;
- оригинальность — способность выдвигать новые, неожиданные идеи;
- разработанность — способность детально, творчески разрабатывать существующие идеи.
Таким образом, одаренность представляет собой сложное и многомерное явление. Рассмотренные выше ее характеристики позволяют понять, какие черты присущи одаренным детям и что может быть у них общего. Однако, часто, эти дети все же сильно отличаются друг от друга, так как имеют разные виды одаренности.
Литература:
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — с. 7.
- Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности.- М.: ТЦ «Сфера», 1999.- с. 173.
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- с. 42.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Сочинения в 3 томах. т.1. / Ред.:И. С. Нарский, А. С. Субботин.- М.: Мысль, 1985.- с.154.
- Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности.- М.: Академический Проект; Трикста, 2004.- с.10.
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности.// Вопросы психологии.- 1989.- № 6.- с. 30.
- Платон. Апология Сократа // Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. / Общая редакция А. Ф. Лосева и др.- М.: Издательство «Мысль», 1999.- с. 81.
- Платон. Ион // Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. / Общая редакция А. Ф. Лосева и др.- М.: Издательство «Мысль», 1999.- с. 377.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса.- М. Издательский центр «Академия», 1996. — с. 84.
- Рабочая концепция одаренности.- М.: ИЧП «Издательство Магистр»,-1998.- с. 5.
- Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — с. 23.
- Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под редакцией И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.- М.: Издательство Московского университета, 1981.- с. 32.
- Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. — М. Соборъ. — 1997. — с. 225.
- Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Перевод с немецкого А. П. Болтуновой; под редакцией В. А. Лукова.-СПб.: Союз, 1997.- с.7.
Источник: https://moluch.ru/archive/102/23017/
Статья "Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми"
-
Муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 20 г. Тайшета -
Работа с одаренными
детьми -
Формы и методы
работы с одарёнными детьми - Богданова Наталья Васильевна
- учитель
начальных классов - II
квалификационная категория - Богданова
Наталья Васильевна - учитель
начальных классов - МОУ СОШ
№ 20 - II
квалификационная категория -
Работа с одаренными
детьми -
Формы и методы
работы с одарёнными детьми
Младший школьный возраст — период
впитывания, накопления и усвоения
знаний, а значит важнейшей проблемой
нашего общества является сохранение и
развитие одарённости. Перед учителями
начальных классов стоит основная задача
– способствовать развитию каждой
личности. Поэтому важно установить
уровень способностей и их разнообразие
у наших детей, но не менее важно уметь
правильно осуществлять их развитие. У
одарённых детей чётко проявляется
потребность в исследовательской и
поисковой активности – это одно из
условий, которое позволяет учащимся
погрузиться в творческий процесс
обучения и воспитывает в нём жажду
знаний, стремление к открытиям, активному
умственному труду самопознанию.
- В учебном процессе
развитие одарённого ребёнка следует
рассматривать как развитие его внутреннего
деятельностного потенциала, способности
быть автором, творцом активным созидателем
своей жизни, уметь ставить цель, искать
способы её достижения, быть способным
к свободному выбору и ответственности
за него, максимально использовать свои
способности. - Вот почему методы и формы
работы учителя должны способствовать
решению обозначенной задачи. Для этой
категории детей предпочтительны методы
работы: - -исследовательский;
- -частично-поисковый;
- -проблемный;
- -проективный;
- Формы работы:
- — классно-урочная (работа в парах, в
малых группах), разноуровневые задания,
творческие задания; - — консультирование по возникшей проблеме;
- — дискуссия;
- — игры.
- Очень важны:
- -предметные олимпиады;
- -интеллектуальные марафоны;
- -различные конкурсы и викторины;
- -словесные игры и забавы;
- -проекты по различной тематике;
- -ролевые игры;
- -индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают
возможность одарённым учащимся выбрать
подходящие формы и виды творческой
деятельности. Выявление одаренных детей
проводится уже в начальной школе на
основе наблюдений, изучения психологических
особенностей, речи, памяти, логического
мышления и общения с родителями. Учитель
уделяет внимание особенностям развития
ребенка в познавательной сфере.
-
Как правило, у одаренных детей
проявляются: - -высокая продуктивность мышления;
- -легкость ассоциирования;
- -способность к прогнозированию;
- -высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный
подход, каждый учитель работает над
развитием этих качеств. На мой взгляд,
для успешного развития способностей
одаренных детей условием является
подготовка педагогических кадров.
Учитель должен быть:
- -непременно талантливым, способным к
экспериментальной и творческой
деятельности; - -профессионально грамотным;
- -интеллигентным, нравственным и
эрудированным; - -владеть современными педагогическими
технологиями; - -психологом, воспитателем и умелым
организатором учебно-воспитательного
процесса; - -иметь позитивную Я – концепцию, быть
целеустремленным, настойчивым,
эмоционально стабильным. - При работе с одаренными
детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е.
обновлять и расширять содержание
образования;
- -стимулировать познавательные
способности учащихся; - -работать дифференцированно, осуществлять
индивидуальный подход и консультировать
учащихся; - -принимать взвешенные психолого-педагогические
решения; - -анализировать свою учебно-воспитательную
деятельность и всего класса; - -отбирать и готовить материалы для
коллективных творческих дел.
Успеху этого процесса
способствуют характерные особенности
детей этого возраста: доверчивое
подчинение авторитету, повышенная
восприимчивость, впечатлительность,
наивно-игровое отношение ко многому из
того, с чем они сталкиваются.
У младших
школьников каждая из перечисленных
способностей выражена, главным образом,
своей положительной стороной, и в этом
заключается неповторимое своеобразие
данного возраста. Некоторые из особенностей
младших школьников в последующие годы
« сходят на нет», другие во многом
изменяют свое значение.
Сложно оценить
действительное значение проявляемых
в детстве признаков способностей и тем
более предусмотреть их дальнейшее
развитие. Нередко обнаруживается, что
яркие проявления способностей ребенка,
достаточные для начальных успехов в
некоторых занятиях, вовсе не открывают
пути к действительным, социально значимым
достижениям в будущем.
Но ранние признаки
способностей у детей родителям и
педагогам не следует оставлять без
внимания, ведь они могут указывать на
предпосылки подлинного таланта. Так
скажем есть дети – вундеркинды.
Вундеркинды — дети, у
которых возрастное явление (желание
узнавать, впитывать, запоминать)
сказывается на подъеме интеллекта и
выступает как фактор одаренности.
Но
только у части детей, опережающих по
интеллектуальному развитию своей
возраст, одержимость умственными
занятиями с возрастом не исчезнет и
станет устойчивой особенностью.
У других
же детей неустанная потребность прилагать
умственные усилия в дальнейшем снизится.
Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий
сверстников по уровню интеллекта, не
будет встречать трудностей в учебе и в
жизни — напротив, таких детей ожидают
немалые сложности и дома, и в школе.
Важно, чтобы родители правильно относились
к особенностям своего ребенка.
Часто чрезмерное увлечение умственной
деятельностью, неестественное для
ребенка начальной школы, вызывает у
родителей тревогу и озабоченность, и в
таком случае важно не обрушить на голову
ребенка все свои сомнения и страхи.
В
других семьях одаренность ребенка как
дар, который сулит большое будущее.
Ребенком восхищаются, гордятся им,
развивая в нем тщеславие и высокое
самомнение. Одаренные дети нередко
особенно чувствительны к ожиданиям
окружающих, их одобрениям и критике.
И
восхищение, и неприязнь обязательно
отразятся в детском сознании. В семье
детям с признаками одаренности труднее,
чем
обычным, независимо от того, восхищаются
ли ими без меры или считают странными.
Взрослые могут ошибаться в своих оценках,
когда встречают у ребенка то, чего они
не ожидали.
Но одаренные дети, дети с
ранним расцветом интеллекта встречают
трудности, непонимание не только дома,
но и в школе, где всех учат одинаково, и
учение начинается, зачастую, с того, что
ему уже не интересно. Именно им, наиболее
любознательным, часто становится скучно
в классе после первых же уроков.
Уже
умеющие читать и считать, им приходится
пребывать в безделье, пока другие
осваивают азбуку и начальные арифметические
действия. Конечно, очень многое зависит
от того, как ведется преподавание, но
как бы педагог не старался относиться
к ученикам индивидуально, имея дело с
целым классом, он лишен возможности
ориентироваться на сильных учеников.
Способные ученики нуждаются в нагрузке,
которая была бы под стать их умственным
силам, а программа средней школы может
предложить совсем немного.
Часть детей
с ранним подъемом способностей, в
конечном счете, приспосабливается к
общим требованиям, но это происходит
ценой потери своей самостоятельности,
любознательности и творческих порывов,
и их реальные возможности остаются
невостребованными.
Одна из главных черт
одаренных детей, которая сильно мешает
его дисциплинированной учебе в школе,
— упорное нежелание делать то, что ему
неинтересно. Такие дети стремятся
заниматься сами, их задевает и обижает,
если взрослые пытаются руководить их
занятиями.
Одним из мнений современных
педагогов является то, что для обучения
детей с высокими способностями должны
существовать специализированные классы
или школы.
Лучше такому ребенку находится
в среде похожих детей и учится по
программам, соответствующим его уровню
интеллекта. Кроме того, одаренные дети
имеют возможность раньше окончить школу
и поступить в институт.
Это дает им
преимущество — они раньше могут сделать
карьеру и достичь творческих успехов
на выбранном поприще.
Другое – одаренные дети
не должны являться «исключением». Из
таких детей ( в том или ином направлении)
должно состоять подростающее поколение,
а это значит, что эти дети должны наполнять
все образовательные учреждения. Если
же, последнее отсутствует, значит
проблема появилась раньше, чем мы успели
это заметить.
Возможно ли восстановить
процесс падения современной молодежи,
вылечить его? Или может на данном этапе
важнее оберегать настоящее, вдруг глядя
на высокий интеллект и уровень развития,
кто нибудь обратит внимание и восстановится
сам?! Ведь одаренные дети есть, и всегда
будут.
Литература
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и
в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б.
Пути к творчеству. — М., 1981.
Волков И.П. Много ли в школе талантов. —
М., 1989.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.
— М., 1991.
Лейтес Н.С. Умственные способности и
возраст. — М., 1971.
Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской
и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
Матюшкин A . M . Загадки одаренности.
М.,1992 .
Источник: http://pedsovet.su/load/138-1-0-8323
Особенности работы с одаренными детьми
Проблема «детской одаренности» является актуальной в современных условиях. Современное состояние системы образование характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка.
- Это объясняется:
- — во-первых, значимостью способностей для развития личности,
- — во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни.
“Произнося словосочетания “одаренные дети”, мы постоянно подчеркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает сверх меры, не скупясь, а кого-то “обходит стороной”.
Итак, “одаренным” принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар и перед нами он предстает как сложный итог взаимодействия средовых и генотипических факторов.
Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
И подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант.” (А. Савенков)
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивает и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
- Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
- — высоко развитая любознательность, пытливость;
- — способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
- — высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
- — раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
- — развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
- — способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
- — раннее развитие сенсорных способностей;
- — оригинальность суждений, высокая обучаемость;
- — стремление к самостоятельности.
- В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить следующие.
- — определение склонности ребенка
- — организация индивидуальной работы с ребенком по усвоению знаний и развитию логического мышления
- — использование средств занимательной математики
- — организация дополнительного образования
В отечественной науке имеется ряд теоретических подходов к развитию и обучению одаренных детей дошкольного возраста.
Основой одного из подходов к организации образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками является концепция развития способностей, разработанная Л.А.Венгером и его сотрудниками.
Данный подход был реализован в программе «Одаренный ребенок» (Программа «Одаренный ребенок»…, 1995).
Образовательная работа по программе «Одаренный ребенок» предполагает использование специальных методов с точки зрения форм работы, способов преподнесения тех или иных содержаний.
Прежде всего, специального внимания требует анализ взаимосвязи развития интеллектуальных и эмоционально-личностных особенностей умственно одаренных детей.
Если в интеллектуальной сфере одаренные дети значительно опережают свой возраст, то в сфере эмоционально-личностной они очень часто остаются на уровне развития, присущем возрасту. При этом окружающие взрослые, ориентируясь на видимые интеллектуальные достижения ребенка, нередко начинают предъявлять ему явно завышенные требования.
Ребенку читают или позволяют читать книги, содержание которых он не может эмоционально пережить и прочувствовать. Взрослые не поощряют детские игры, считая, что ребенок уже перерос возраст игры и должен посвящать свою жизнь занятиям и наукам.
В такой ситуации ребенок не имеет возможности для обыгрывания, проживания содержаний, усвоенных им интеллектуально.Это может приводить, с одной стороны, к формальному усвоению знаний, с другой – недоразвитию эмоциональной сферы как таковой.
Ребенок перестает быть субъектом своей деятельности.
- Поэтому одной из основных задач организации образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками является создание ситуаций, имеющих для ребенка личностный смысл, предполагающих определенное единство эмоционально-личностной и познавательной сфер.
- Содержание образования одаренных детей имеет ряд отличий от содержания образования их сверстников.
- В педагогической науке и практике выделено два основных подхода к решению данной проблемы:
- — изменение количественных характеристик содержания образования, объема учебного материала и тем обучения;
- — изменение качественных характеристик содержания образования: характер подачи – алгоритмизированный, эвристический.
Для детей, имеющих склонность к математике, программа их возрастной группы оказывается слишком легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно.
Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий.
Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально-дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одаренности.
- Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
- Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования.
- Методы и средства обучения
Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютер. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения.
Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.
С этой целью используются средства занимательной математики. Они содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.
- В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:
- — занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
- — задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
- — группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
- — наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
В настоящее время большое внимание в системе дошкольного образования уделяется дополнительному образованию. Эту деятельность можно рассматривать как одно из средств развития одаренных детей.
Окружающая предметная среда для одаренных детей должна быть представлена рядом специфических особенностей: усложненность и большое разнообразие игр; наличие книг для чтения, в том числе познавательного характера; обеспечение материалами для экспериментирования, дающего возможность практического применения знаний и их самостоятельного приобретения; создание условий для реализации приобретенных знаний, способов деятельности, проживания эмоциональных состояний в играх и детских деятельностях. Это обеспечит дальнейшее развитие способностей детей, создаст условия для сбалансированного когнитивного и эмоционально-личностного развития.
Одним из условий влияния окружающей среды на развитие ребенка является участие находящегося рядом взрослого. Он может стимулировать познавательную деятельность детей, поддерживая имеющийся у них интерес, обеспечивая их материалами для экспериментирования, играми, игрушками, отвечая на многочисленные вопросы или предлагая новые сферы деятельности.
Источник: https://students-library.com/library/read/53103-osobennosti-raboty-s-odarennymi-detmi