Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

  • Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не ползает, некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.
  • Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.
  • Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.

Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.

Виды норм развития ребенка

Ребенок развивается согласно норме, если:

  • уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
  • его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
  • он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.

Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем.

То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей.

Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.

Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.

Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.

Отклонения в развитии ребенка

Отклонениями развития принято считать психомоторные нарушения, возникающие при неблагоприятном влиянии различных факторов на юный мозг. Существует четыре основных вида отклонений у детей:

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

  1. Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, зрения и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
  2. Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, задержкой психического и умственного развития.
  3. Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
  4. Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение (чрезмерный гнев, страхи, гиперактивность, слабоволие) от проявлений характера.

Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.

Причины отставания в развитии

Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

  • Во-первых, это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в недостатке воспитания или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
  • Во-вторых, к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
  • В-третьих, не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.

К каким специалистам обращаться?

В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.

Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

  1. Неонатолог – врач, который занимается контролем раннего развития ребенка.
  2. Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
  3. Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
  4. Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
  5. Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
  6. Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.

Распространенные методы лечения задержки развития:

  • Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
  • Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
  • Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!

Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:

  1. Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
  2. Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
  3. Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.

При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему

Источник: https://momjournal.ru/zdorove-rebenka/detskie-bolezni/rebenok-otstaet-v-razvitii-chto-delat.html

Отставание в развитии: как помочь ребёнку?

Чтобы вовремя отреагировать на сигналы, при помощи которых малыш расскажет о своём состоянии, маме нужно знать, к чему стоит присмотреться, и быть внимательной к своему малышу.

После рождения малыш постепенно познает окружающий мир и овладевает навыками: учится сидеть, ходить, говорить и многими другими. Все эти процессы контролирует центральная нервная система: головной и спинной мозг. 

  • К сожалению, под воздействием неблагоприятных факторов клетки центральной нервной системы могут повреждаться:
  • * Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период беременности или родов.
  • * Гидроцефалия — накопление жидкости в головном мозге.
  • * Травма спинного и/или головного мозга во время родов.
  • * Нарушение тонуса сосудов, питающих головной мозг.
  • * Черепно-мозговые травмы.
  • * Перенесенные инфекционные заболевания — например, менингит (воспаление оболочек головного и спинного мозга).

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

В чём опасность и когда бить тревогу?

Допустимы небольшие отклонения в развитии ребёнка от общепринятых норм. Однако в некоторых ситуациях не обойтись без поддержки специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии.

Нарушение речевого развития

Для каждого из нас речь имеет огромное значение: на протяжении всей жизни мы отдаем и получаем информацию, овладеваем новыми навыками и знаниями.

Что же происходит при задержке или расстройстве становления речи? Ребёнок трудно поддается обучению и воспитанию, у него нарушается формирование интеллекта и общее развитие.

  1. Критический период — возраст до шести лет.
  2. Интересный и доказанный факт
  3. «Дети джунглей», возвращённые в общество, с трудом осваивают язык и контактируют с окружающими, не достигают нормального умственного развития.

Когда имеются поводы для беспокойства:

  • — В возрасте от двух до четырех месяцев малютка не гулит.
  • — С шести и до одиннадцати месяцев жизни малыш не выговаривает слоги.
  • — В годовалом возрасте кроха произносит менее трёх простых слов — например, «мама», «баба», «дай».
  • — В 2-2,5 года ребёнок не выговаривает осмысленные простые фразы: «мама ушла», «мишка бух» и другие.

— В три года малыш понимает обращённую к нему речь, но не разговаривает. Общаясь с окружающими, говорит на «своём языке», мычит или использует жесты.

Складывается впечатление, что он «не хочет» говорить.

  1. — Ребёнок не разговаривает и не понимает, обращённую к нему речь.
  2. — Развитие речи останавливается на определённом этапе — например, у трёхлетнего крохи словарный запас соответствует годовалому возрасту.
  3. — Малыш в четыре-пять лет говорит не отчётливо, картавит, шепелявит или гнусавит.
  4. — Дошкольник или школьник во время чтения переставляет местами слова, попускает или добавляет буквы/слоги.
  5. — Нарушена письменная речь: ребёнок пишет мимо строк, добавляет, пропускает, переставляет местами или не дописывает слоги/буквы.
  6. — Изменения в письменной речи возникают после черепно-мозговой травмы.
  7. — Ребёнок медленно или быстро говорит, заикается, заменяет или искажает произношение звуков (наиболее часто смягчает).

Нарушение двигательного развития

  • — Повышается либо понижается тонус мышц.
  • — Ограничивается объём и снижается сила движений.
  • При таких изменениях малыш может позже удерживать голову, переворачиваться, самостоятельно сидеть или ходить.

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Нарушение психического развития

Ребёнок плохо запоминает информацию, рассеян, заторможен или излишне активен, разговаривает не связанно, эмоционально неустойчив, имеет небольшой словарный запас. 

Аутизм или аутистическое поведение

Расстройства возникают до трёхлетнего возраста:

* Нарушено речевое развитие: изменена интонация и ритм речи, во время разговора ребёнок использует жесты и/или меняет выражение лица. 

* Затруднено общение с окружающими: малыш предпочитает одиночество или расторможен.

* Изменено поведение: ребёнок погружен в свой мир, у него ограничены интересы (выбирает одну игрушку или передачу) либо повторяются действия (раскачивает двери, пересыпает песок). Вмешательство в привычную жизнь может вызвать у малыша приступ агрессии или отчаяния.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста: занимаемся с ребенком правильно

Если вы заметили у своего ребёнка тревожные симптомы, своевременно обращайтесь за помощью к специалистам. Чем раньше начинается лечение этих состояний, тем выше шансы на успех!

Микротоковая рефлексотерапия — одна из существующих методик для комплексного решения проблем

Это воздействие сверхмалыми электрическими импульсами (они сродни естественным микротокам, на которых между собой «разговаривают» зоны головного мозга при нормальной работе) на речевые зоны головного мозга. Используется для восстановительного лечения детей с задержками развития и поражениями центральной нервной системы. 

Микротоковая рефлексотерапия: ожидаемые результаты лечения

Оказывает положительное влияние на течение многих процессов. 

При задержке или нарушении речевого развития:

  • Улучшается понимание обращённой речи.
  • Расширяется словарный запас, появляются фразы и/или сложные предложения.

При перинатальном поражении центральной нервной системы и детском церебральном параличе:

  • Улучшается речевое развитие.
  • Понижается тонус мышц и в дальнейшем не возвращается.
  • Повышается двигательная активность.
  • Лучше осваиваются двигательные навыки: способность самостоятельно переворачиваться, сидеть, ходить и другие.

При повышенном внутричерепном давлении:

  • Уменьшаются или устраняются головные боли.
  • Улучшается память, сон и концентрация внимания.
  • Истерические проявления становятся менее выраженными либо вовсе исчезают.
  • Дошкольники и школьники легче усваивают программу обучения. 

При проявлениях аутизма:

  • Улучшается развитие речи и расширяется словарный запас.
  • Уменьшаются проявления агрессии, расторможенности или погруженности в свой мир. 
  • Ребенок лучше идет на контакт с окружающими, постепенно приобретает бытовые, игровые и гигиенические навыки.

Методика хорошо сочетается с лекарственными препаратами, логопедическим массажем, артикуляционной гимнастикой, тейпированием артикуляционной мускулатуры, занятиями с дефектологом или логопедом, линейным массажем с элементами лечебной физкультуры.

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Где можно получить помощь?

Микротоковая рефлексотерапия — достижение российских специалистов. Технология разработана сотрудниками самарского терапевтического комплекса «Реацентр». 

  1. В «Реацентре» используется комплексный подход к ведению детей с задержками развития.
  2. Цели: воздействовать и на причину заболевания, и на её последствия.
  3. Перед началом лечения выполняется тестирование на программно-аппаратном комплексе «МЭКС» и подбирается индивидуальная программа лечения для каждого маленького пациента.
  4. Ребёнком занимаются врачи разных специальностей и педагоги: неврологи, педиатры, рефлексотерапевты, логопеды, дефектологи и психологи.

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малышаУслуга доступна в Екатеринбурге

Для получения первичной бесплатной консультации и проведения комплексного лечения обращайтесь в «Реацентр» в Екатеринбурге:

г. Екатеринбург, ул. Баумана, 28Б, т. (343) 300-12-50

Бесплатный звонок по России: 8-800-2222-602

Веб-ресурс: www.reacenter.ru

Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистами.

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/development/9043.html

Проект "Дети": Как понять, что ребенок 1-3 лет отстает в развитии

В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ «Дети» Kaktus.media рассказывает о правильном развитии детей. На прошлой неделе мы затронули очень важную тему – отставание в развитии детей до года.

Сегодня поговорим об отставании в развитии детей 1-3 лет.

Разобраться в том, как определить, отстает ли в развитии ребенок и что с этим делать, нам помогли детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова, консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова.

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Напомним, при поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано «Руководство по развитию детей от рождения до трех лет», которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.

Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в «Дневнике развития детей от рождения до 7 лет». Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование «Дневника развития ребенка» для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских педагогических чтениях.

ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на «Дневник развития детей от рождения до 7 лет», которые можно оставить в х.

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Ранее детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова рассказала Kaktus.media, что с самого рождения у ребенка должно быть медицинское и других специалистов, по возможности, сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики и другие специалисты были оснащены стандартами развития ребенка. Родители же должны обращаться к специалистам.

Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.

Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку.

При хорошей адекватной терапии дети «выстреливают» в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза.

К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз «аутизм» в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.

Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то в первую очередь ребенка с серьезной умственной отсталостью необходимо научить базовым вещам: гигиене (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно научить всему, что не сделает его обузой для тех, с кем он живет.

Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку, чтобы он морально не напрягал. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.

Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?

При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).

Ребенок 1-2 года

Физическое развитие

  • Имеет плохой аппетит.
  • НЕ ходит самостоятельно в 18 мес.
  • НЕ может сохранять равновесие, когда он сидит, стоит или ходит.
  • НЕ удерживает предметы, которые ранее удерживал.
  • НЕ следит за движущимися предметами.

СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • НЕ отвечает на свое имя.
  • НЕ реагирует на других, не смотрит им в глаза.
  • У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.

Умственное (когнитивное) развитие

  • НЕ знает и не использует функций общедоступных предметов (чашки, телефона и т.п.) к 24 месяцам.

Речевое развитие

  • НЕ произносит названия знакомых предметов к 18 месяцам (даже по-своему, не точно).
  • НЕ слышит и не понимает обращенную к нему речь.

Ребенок 2-3 лет

Физическое развитие

  • НЕ играет в подвижные игры.
  • Неуверенно двигается, часто падает.
  • НЕ может брать и удерживать маленькие предметы.
  • Плохой аппетит.

СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • НЕ отвечает на свое имя.
  • НЕ общается с детьми и взрослыми.
  • Ребенок сосет большой палец руки.
  • У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.
  • НЕ различает проявление эмоций близкими людьми, не выражает разнообразных эмоций сам.

Умственное (когнитивное) развитие

  • Отсутствует интерес к играм с игрушками и предметами-заместителями.
  • НЕ реагирует на других.
  • НЕ понимает и не объясняет простые причинно-следственные связи.
  • НЕ задаёт вопросов об окружающем мире.

Речевое развитие

  • НЕ способен говорить фразы из нескольких слов.
  • НЕ способен понимать обращенную к нему речь.
  • НЕ отвечает на простые вопросы.
  • НЕ выражает словами свои потребности и желания.

Рекомендации для родителей по развитию детей от 1 года до 3 лет

Эмоции:

  • Давайте ребенку возможность самостоятельно что-либо делать и радуйтесь за него, если у него это получается. Это разовьет в нем уверенность в себе.
  • Он может рассердиться и ему может стать досадно, если не получит то, что захотел. Расскажите ему о его чувствах.
  • Он научится правилам быстрее, если их будет немного и они будут четкими и постоянными.
  • Он хочет делать все по-своему, упрямится. Иногда он ведет себя как младенец, иногда как повзрослевший. Отнеситесь с пониманием к этой фазе в развитии: возьмите его на руки, когда он хочет быть как младенец, и давайте ему больше независимости, когда ведет себя как взрослый. Этим самым вы окажете ему незаменимую услугу.
  • Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша
  • Общение:
  • Этот возраст важен для постановки речи и понимания значения слов. Стимулируйте обучение, наблюдая за его действиями и сопровождая это речью. Используйте каждую возможность, чтобы поговорить с ребенком (например, во время кормления, купания или занимаясь своими делами рядом с ним).
  • Задавайте простые вопросы и отвечайте на вопросы ребенка и поддерживайте разговор. Поощряйте малыша повторять слова. Слушайте слова ребенка, обращайте внимание на его жесты, это будет стимулом для ребенка вести разговор с вами. Игры на подражание, книги, песни, стихи, рассказы, игры с чередованием ролей внесут разнообразие в развитие ребенка.
  1. Движение:
  • Он начинает чаще и более умело пользоваться ведущей рукой. Давайте возможность пользоваться той рукой, которую «выбрал» мозг. Он может практиковаться, когда самостоятельно кушает, одевается, рисует, выводит каракули, играет с водой, играет с предметами, которые он может собирать или складывать, класть или вытаскивать из емкости.
  • Выходите на улицу, где он может бегать, прыгать, карабкаться. Это укрепит его физически.

© Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии

Источник: https://kaktus.media/doc/342673_proekt_deti:_kak_poniat_chto_rebenok_1_3_let_otstaet_v_razvitii.html

Как вовремя заподозрить и выявить у детей симптомы умственной отсталости?

Когнитивные функции головного мозга – это то, что позволяет человеку успешно учиться, работать и жить в современном мире. К сожалению, симптомы умственной отсталости у детей, которые все чаще диагностируются в первый год жизни, могут поставить под удар нормальное существование человека.

Инвалидность, связанная с недостаточным психическо-эмоциональным или интеллектуальным развитием ребенка, всегда протекает тяжело как для него самого, так и для окружающих его родных или близких.

Знание того, как определить отставание в развитии ребенка и его умственную неполноценность, поможет любому родителю вовремя обратиться за помощью к врачам и начать непростой пусть реабилитации и адаптации.

Читайте также:  Особенности работы с одаренными детьми: методы определения способностей у ребенка

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Виды умственной отсталости

Под умственной отсталостью принято понимать состояние, при котором страдают все когнитивные функции, а также имеет место психическая неполноценность, которая не позволяет полноценно адаптироваться ребенку в социальном плане по сравнению со своими сверстниками.

Легкая умственная отсталость у детей до 1 года часто не выявляется, поскольку родителям сложно еще оценить навыки речи и степень развития памяти, мышления и т.д. В таком возрасте врачи определяют базовые признаки психического и эмоционального развития ребенка, его реакцию и ее разнообразие на окружающие предметы и людей.

Также важно отметить, что недостаточное умственное развитие часто наблюдается при ряде врожденных наследственных синдромов.

Учитывая тот факт, что определение степени умственной отсталости у детей очень необходимо как с диагностической, так и с прогностической целью, во всем мире принята унифицированная шкала оценки интеллекта (IQ), которая позволяет баллами выявить и выразить степень патологии у пациента. Полученные результаты необходимо трактовать следующим образом:

  1. Менее 20 баллов – очень тяжелое умственное отставание в развитии.
  2. От 20 до 34 баллов – тяжелая степень.
  3. От 35 до 49 баллов – умеренная степень умственного отставания.
  4. От 50 до 69 баллов – можно говорить о легкой степени умственного недоразвития.

Дополнительно также определяется поведение ребенка и сопутствующие варианты психических расстройств. Именно от этого часто зависят возможности адекватной социальной адаптации или, наоборот, показания к специализированному лечению и уходу.

Ранее существующая шкала оценки интеллекта, которая предполагала использование таких термины как олигофрения, дебильность и имбецильность (в зависимости от уровня IQ), на самом деле не отражает всю полноту вариантов умственной отсталости у детей. Она лишь частично отображает лишь частные варианты сочетания психических нарушений на фоне сниженного интеллекта.

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Фактически можно выделить врожденные и приобретенные формы интеллектуального нарушения в развитии ребенка.

Врожденные варианты возникают по причине наследственных синдромов и различных генетических мутаций в клетках эмбриона или как следствие поступления в организм матери токсинов (алкоголя, наркотических средств, ядов и т.д).

Приобретенное слабоумие возникает как результат травм черепа или перенесенных инфекций ЦНС (менингитов, энцефалитов). Также умственная отсталость может развиваться вследствие тяжелой гемолитической болезни новорожденных при резус-конфликте или других формах иммунологических конфликтов организма матери и плода.

Признаки умственной отсталости у детей до 1 года

Дети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов.

Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и т.д.

Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года следующие:

  • Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и др.).
  • Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций и т.д.
  • Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
  • Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
  • Судорожные припадки.
  • Отсутствие попыток ползать и садиться.
  • Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
  • Явления самоповреждения.

К сожалению, получить полную картину нарушения когнитивных функций у ребенка с признаками в замедлении развития, в том числе и умственного, сложно ввиду возраста и несформировавшейся речи и другим коммуникативным возможностям.

Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:

  1. Осмотр неонатолога или педиатра, установление признаков наследственных синдромов или общего отставания в развитии.
  2. Консультация детского невролога. Оценка функционального состояния ЦНС, проведение МРТ головного мозга для выявления органической патологии.
  3. Генетические анализы и оценка кариотипа для подтверждения диагноза наследственных синдромов у новорожденного.
  4. Консультация детского инфекциониста в случае подозрения инфекционной причины интеллектуального отставания.
  5. Консультация гематолога при тяжелом течении гемолитической болезни.

Далее такие дети наблюдаются врачом-педиатром по диспансерному плану (т.е.

с определенной регулярностью) с целью оценить степень умственной отсталости, своевременно решить вопрос о присвоении группы инвалидности и назначении специализированного лечения (при необходимости).

К сожалению, в таком возрасте довольно сложно определить точный прогноз относительно степени тяжести умственной недостаточности, которая сформируется у ребенка в будущем.

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 года

У маленьких пациентов, которые обследуются уже в возрасте старше 1 года, установление точной причины и степени когнитивных нарушений гораздо проще.

Также в дошкольном периоде выявляются нетяжелые формы умственной отсталости, которые заключаются в неспособности к синтезу и анализу полученной информации, ассоциативному и логическому мышлению.

Таким образом, признаками умственной недостаточности у детей являются:

  • Нарушение речевого развития и способности к коммуникации со взрослыми и сверстниками. Довольно бедный словарный запас. Зачастую такие дети с трудом обучаются письму и чтению.
  • Несдержанное, порой агрессивное поведение, возникающее спонтанно или как неадекватная реакция на окружающий мир.
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в дошкольный период указывает на их способность с трудом овладевать новой информацией, выявляются нарушения самообслуживания. Почти в 50% случаев имеют место признаки нарушения психики, требующие консультации соответствующих специалистов.
  • Характеристика тестов для оценки интеллектуального уровня, способности к логическому и ассоциативному мышлению выявляют наличие различной степени умственной недостаточности.
  • Агрессивность к себе или окружающим, несвязанная с явными причинами.

Карта обследования таких детей должна учитывать необходимость не только установления предположительной причины отставания в умственном развитии, но и давать объективную оценку степени прогрессирования патологии.

Если установлено, что симптомы отставания в развитии наблюдались еще с момента рождения, врач подробно изучает, как протекала беременность у матери, ход родов и имевшие место заболевания первого года жизни.

Обычно наиболее распространенные наследственные синдромы в этом возрасте имеют явную клиническую картину, и даже нет необходимости проводить ребенку анализ кариотипа (строения и количества хромосом в ядрах клеток).

  Синдром Аспергера у детей — легкая форма аутизма?

Иногда явления умственной неполноценности наряду с другими патологиями могут быть признаками редких генетических болезней, которые требуют сложной, часто дорогостоящей диагностики для постановки точного диагноза.

Также врачу важно установить, не сопровождались ли респираторные инфекции осложнениями со стороны центрального отдела нервной системы (менингит, энцефалит и т.д.). Для этого применяют следующие методики диагностики, помогающие в установлении причины интеллектуального дефицита:

  1. Изучение истории болезни ребенка, установление наличие тяжелых травм или инфекций.
  2. МРТ или КТ головного мозга.
  3. Иммунологические анализы для выявления антител к возбудителям венерических заболеваний, могущих передаться от матери, менингококковой инфекции и т.д.
  4. Проведение ЭЭГ для оценки волновой активности коры головного мозга.
  5. Консультация детского невролога.

Рекомендации родителям детей с психическим дефицитом

К сожалению, развитие умственной отсталости, как и других форм отставания в развитии ребенка, всегда является большой проблемой как эмоциональной, так и социальной для родителей.

     Большинство новорожденных с явными признаками наследственных синдромов или аномалиями развития оставляются матерями в родильных домах и воспитываются дальше в интернатных учреждениях.

Легкие степени умственной недостаточности выявляются чаще всего в дошкольном периоде, поэтому очень большое число родителей может столкнуться с ними, и при этом надо знать, как правильно действовать.

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Не существует однозначного ответа на вопрос, как лечить умственное недоразвитие.

Проблема в том, что в большинстве случаев причины, которые привели к такому состоянию у ребенка, либо необратимы, либо заложены в самом генотипе организма, что не позволяет современной медицине влиять на это. Поэтому основные медицинские рекомендации родителям детей с умственной отсталостью выглядят следующим образом:

  • Вовремя обратитесь за медицинской помощью и диагностируйте причину и степень прогрессирования умственной неполноценности.
  • Регулярно проводите обучающие и развивающие занятия с таким ребенком. Коррекция поведенческих отклонений может быть проведена со специальным детским психологом.
  • Старайтесь не изолировать таких детей от сверстников и взрослых, несмотря на все неприятности и опасения.
  • Социальная адаптация детей с умственной отсталостью должна стать основой обучения и воспитания. Лишь достижение самостоятельности в быту, основ речи и письма, а также овладение простыми профессиями позволит во взрослой жизни быть полноценным членом общества и не требовать посторонней помощи.
  • Не завышайте планку результатов для таких детей. Часто особенности характера и повышенное чувство собственной неполноценности и переживание неудач сводят на нет все достигнутые результаты. С другой стороны, не нужно потакать лени ребенка или останавливаться на достигнутом якобы приемлемом результате. Это часто проявляется при обучении общению – родители понимают желания ребенка по звукам или извращенным словам, однако для социальной адаптации и коммуникации с другими людьми этого недостаточно.

Как вовремя заподозрить и выявить у детей симптомы умственной отсталости? обновлено: Март 13, 2017 автором: admin

Источник: http://ZdorovyeDetei.ru/psixika/kak-vovremya-zapodozrit-i-vyyavit-u-detej-simptomy-umstvennoj-otstalosti.html

Отставание в развитии ребенка — причины и признаки

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Сегодня мы поговорим об отставании в развитии ребенка, его признаки и причины рассмотрим в статье.

Формирование и развитие ребенка — уникальный и удивительный процесс. Единого стандарта, по которому должны формироваться дети, не существует в принципе. Так или иначе, но некоторые родители нередко бьют тревогу, если ребенок отстает от сверстников: начинает позже говорить, ходить, читать и так далее.

Но есть определенные признаки, по которым можно подтвердить или опровергнуть наличие отставания в развитии ребенка как в умственном, так и в физическом плане. Ведь зная эти признаки и другую информацию, родители могут заблаговременно предотвратить нарушение в общем развитии своего чада.

Причины появления отставания в развитии ребенка

Любая проблема имеет свои причины, корни. Почему ребенок начал отставать в развитии? Ответ на этот вопрос может лежать в одной из следующих наиболее часто встречающихся причин:

  • Одна из основных причин отставания в развитии кроется в неправильном общем педагогическом подходе к развитию ребенка. Часто это называют педагогической запущенностью.
Читайте также:  Умственное развитие детей дошкольного возраста: эффективные средства для работы мышления

Нередко родители забывают научить малыша элементарным базовым навыкам, из-за чего во взрослой жизни у него могут быть проблемы со сверстниками.

Отсутствие умения анализировать информацию, например, может выработаться из-за неправильного отношения родителей и воспитателей к поведению малыша.

Например, если ребенок начал рано читать, родители пытаются приобщить его к общению чуть ли не насильно и ограждают от уединения, к которому стремится чадо, что является в корне неверным подходом.

У каждого ребенка свой тип темперамента, свой темп усвоения информации и попытки навязывать ему, а не мягко предлагать, что-то свое часто выходят боком, ребенок замыкается, еще больше уходит от общения и попыток высказывания своих мыслей и чувств.

  • Еще один тип отставания – психический.

При этом мозг ребенка функционирует нормально, но при этом даже в более старшем возрасте, чем у других, может наблюдаться некоторая инфантильность. Все это сочетается с малой работоспособностью и повышенной утомляемостью.

И потом в процессе жизни зачастую развиваются неврозы, аффективные состояния, тяжелые депрессии, а то и психозы. Исправить ситуацию поможет грамотный психиатр и систематическая работа.

  • Еще одна причина отставания в развитии кроется в биологическом факторе, например, если мать перенесла тяжелые роды или болезни во время беременности, которые отразились на здоровье нервной системы ребенка.

Нередко встречаются мутации на генном уровне (к примеру, синдром Дауна, когда в генном аппарате всего на 1 хромосому больше, вместо 46 — 47), которые также могут стать причиной отставания ребенка от остальных.

  • Нередко причинами отставания в развитии становятся социальные факторы.

Например, предательство друзей в раннем детстве может стать причиной необщительности ребенка, из-за чего тормозится процесс развития речевых навыков.

Также родителям стоит знать, что слишком жесткий контроль за жизнью чада, а то и настоящая агрессия, насилие, психотравма может также спровоцировать появление признаков отставания от сверстников.

Если поставили диагноз ЗПР (задержку психического развития) — читаем по ссылке.

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Деления развития ребенка по типам: какие бывают

Современные медицина и психология разделяют отставание в развитии детей на несколько основных категорий:

  • Первый тип проявляется психическим инфантилизмом, его можно увидеть в психологической агрессии ребенка, проявлениях повышенной зависимости от взрослых, неумении самостоятельно принять элементарные решения, сильных колебания настроения.

Трудность определения наличия такой патологии кроется в том, что поведение при таком виде отставания очень схоже с банальной плаксивостью, капризностью, избалованностью ребенка. И выявить отставание можно только путем сравнительного анализа поведения ребенка со сверстниками примерно одинакового возраста.

  • Соматические причины кроются, в, например, слабом здоровье ребенка.

Такие дети часто подвержены заболеваниям разного рода, из-за чего их уровень социальной активности гораздо ниже, нежели у сверстников. Многоболеющих детей родители опекают, ограждают от всех неприятностей мира, но и тем самым, подчас, не дают самостоятельно развиваться и совершенствоваться.

  • При неврогенных причинах задержки в развитии чада наблюдается гиперопека или отсутствие таковой со стороны родителей, при этом мысли в голове чада могут кипеть, а вот выразить их грамотно он не может.

Например, такая ситуация может сложиться, когда родители сами говорили за детей в определенных ситуациях. Также играют свою роль психотравмы детства, элементы насилия со стороны близких.

  • А вот органические причины встречаются чаще других и проявляются в случае физических травм, при которых задевается мозг малыша и его нервная система. При этом остальные его функции функционируют совершенно адекватно.

Здесь очень трудно что-то изменить, плохо поддается какой-либо терапии.

Дети с отставанием в развитии: как адекватно оценивать достижения малыша

Признаки отставания ребенка на разных стадиях развития

Психологи уверены, что выявить и заблаговременно устранить возможные причины отставания в развитии можно еще с первых минут рождения ребенка. Но вот после 4 лет, возраста, считающегося переломным у многих детских врачей, эти признаки будут более очевидны и, если их упустить из виду, можно загубить общее развитие ребенка:

  • Обычно при нормальном развитии дети в возрасте 2 месяца могут концентрировать внимание на чем-либо. Отсутствие такого навыка должно насторожить родителей.
  • Отсутствие реакции на звуки или присутствие таковой в более резкой форме.
  • Отсутствие умения фокусировать взгляд на чем-либо может быть связано как с нарушением зрения, так и с отставанием в общем развитии.
  • Отсутствие умения улыбаться и «гулить» в возрасте 3 месяцев.
  • Когда дети подрастают, они обычно умеют отличать и запоминать звуки и даже некоторые слова. Отсутствие такового умения должно насторожить родителей.
  • В раннем школьном или дошкольном возрасте дети с отставанием в развитии могут плохо обучаться счету, чтению, редко схватывают основы правописания, неусидчивы и невнимательны, плохо говорят, у них наблюдается дисграфия (нарушения письма) и дислексия (расстройство речи).

Для развития речи у дошкольников есть артикуляционная гимнастика для детей 2 — 7 лет — об упражнениях читаем по ссылке.

  • При отставании в развитии в дошкольный период у ребенка наблюдаются речевые нарушения. Также позднее умение говорить может свидетельствовать о речевом отставании.

Безусловно, наличие пары признаков из списка еще не повод ставить окончательный диагноз. Для его уточнения лучше всего обратиться к детскому психологу, поскольку логопеды, которые также иногда ставят диагнозы, могут быть не всегда точными в своих наблюдениях.

  • Иногда придется обращаться к психиатру (например, в случае с детским аутизмом).
  • *****
  • Исправить ситуацию при наличии отставания в развитии детей можно только систематическими занятиями с необходимыми специалистами, поскольку в зрелом возрасте исправить такую ситуацию крайне трудно.

Источник: https://japsix.ru/otstavanie-v-razvitii-rebenka-prichiny-i-priznaki/

Инфантилизм, как отставание в развитии

Инфантилизм – отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующих предшествующим возрастным этапам.

В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых детей как следствие разнообразных факторов: охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания (асфиксии) при родах, тяжелых заболеваний впервые месяцы жизни, нарушения обмена веществ и др. У таких детей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма. Это отклонение в большинстве случаев обратимо и впоследствии успешно компенсируется, особенно если тому способствуют соответствующие медицинские мероприятия, правильное питание, уход и т.п.

Особую проблему составляет так называемый психический инфантилизм – незрелость ребенка, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение ребенка не соответствует возрастным требованиям к нему. Нередко в основе этого лежит задержка развития лобных долей головного мозга, вызванная уже упомянутыми неблагоприятными факторами.

При этом, однако, не наступает общей задержки умственного развития. Дети в обычные сроки, а порой с опережением овладевают речью, чтением, счетом, неплохо рисуют и демонстрируют нормальную активность. Но бросается в глаза их неприспособленность к реальности, наивность, несоответствие поведения их возрасту.

Такие; дети ведут себя необдуманно; это не означает, что они не способны обдумать свои поступки, – они, скорее, над ними просто не задумываются. У них задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «надо» и «нельзя», созревание способности верно оценивать ситуацию.

Не освоив умения ориентироваться в многообразных и меняющихся условиях, ребенок не способен подстраивать к ним свои действия. Ему неведома дистанция в общении со взрослыми, он бывает развязным и бесцеремонным.

Воспринимая это как милую детскую непосредственность, родители невольно закрепляют такой стиль общения и бывают со временем неприятно поражены, когда окружающие ожидают и требуют от их ребенка соблюдения известных приличий.

Родители подчас не замечают, что ребенок уже вырос из поры младенческой наивности, а сами они просто занянчили его и искусственно затянули данный период. Естественно, что инфантильные дети несамостоятельны. Они привыкли: все, что требует усилий, делается за них. В среде сверстников они оказываются изгоями, что порой приводит к тяжелым психическим травмам.

Все это относится к детям, отстающим в развитии вследствие задержки в формировании лобных долей мозга. Дополнительным неблагоприятным фактором часто становится неправильная позиция родителей. Однако нередки случаи, когда этот фактор является решающим и единственным. Т.е. в инфантилизме ребенка, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Любуясь на неуклюжего малыша, умиляясь его непосредственности, они неосознанно желают задержать его в таком состоянии и, бывает, преуспевают в этом. Развитие лобных долей искусственно задерживается, и в конце концов можно сказать, что ребенка сделали незрелым.

Если ребенок избалован и изнежен, то не исключено, что к школьному возрасту он окажется столь инфантилен, как если бы ему повредили мозг.

Ребенок, чей психический инфантилизм врожден или приобретен в первые месяцы жизни, нуждается в квалифицированной помощи специалиста-психоневролога. Индивидуально подобранное лечение должно способствовать дозреванию высших психических функций.

Немалая роль в этом принадлежит и родителям. Если ребенок здоров, но инфантилен по их вине, то роль правильного воспитания становится решающей. Главное – довести до сознания ребенка основные жизненные понятия: «надо», «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо».

Ребенок должен с первых шагов приучаться самостоятельно решать посильные для него практические задачи. У него необходимо терпеливо и настойчиво формировать полезные навыки и умения.

Общение со сверстниками для инфантильного ребенка затруднительно, в этом ему необходимо помочь, сглаживая возникающие противоречия и побуждая к сотрудничеству.

Большую пользу может принести специально организованная игра. Например, устроив игру в «детский сад», отец берет на себя роль непослушного ребенка, наглядно демонстрируя сыну изъяны его поведения. Можно и просто организовать обычную детскую игру, как бы репетируя игру со сверстниками.

Если прилагаемых усилий окажется недостаточно, целесообразно дать ребенку возможность лишний год «дозреть» перед поступлением в школу. Этот вариант имеет свои недостатки, но он все же предпочтительнее неподготовленного начала школьного обучения, чреватого в будущем гораздо более серьезными проблемами.

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

Источник: https://Psylist.net/pedagog/00018.htm

Ссылка на основную публикацию