К дошкольному возрасту у ребенка формируется определенный кругозор и появляется база навыков.
Он уже может адекватно оценивать свои действия и окружающих людей, также может дать самооценку своей внешности, характеру и поведению.
Все умения для жизнедеятельности у него уже развиты, родителю остается подкорректировать их перед вступлением в новую жизнь. Чтобы не навредить ему, требуется учитывать психологические навыки детей 5-6 лет.
Потребность в общении
Основная потребность ребенка в этом возрасте – это общение со сверстниками и взрослыми людьми. Делает он это с помощью речи и специальных жестов. Категорически не рекомендуется его игнорировать, так как это может негативно отразиться на его дальнейшем развитии. Выделяют такую возрастную психологическую особенность для детей 5-6 лет, как «почемучка». Ребенка начинает интересовать все вокруг, он задает родителям самые разнообразные вопросы и желает получить максимально подробный ответ на них. Многие мамы и папы ввиду своей занятости ругают ребенка и просят не спрашивать всякие глупости. Стоит учесть, что именно на этом этапе у него развивается воображение, память, внимание, мышление и восприятие. Своим неверным действием можно нарушить этот естественный процесс.
Развитие логических способностей
Родители ребенка, который достиг дошкольного возраста, начали замечать, что его общение заметно изменилось. Он стал уже не просто однотипно отвечать на поставленные вопросы, а начинает размышлять и фантазировать. Это говорит о том, что он достиг той самой стадии, когда активно развивается логическое мышление. Первое, что нужно сделать, – направить возрастную психологическую особенность детей 5 лет в нужное русло. Сделать это можно в игровой форме:
- Отлично развивает логическое мышление конструктор. Лучше всего, если в его комплект будут входить различные гаечки, ключи и другие соединительные элементы. Сначала малышу необходимо импровизировать, собирать самостоятельные детали. Затем можно усложнить задачу, предложив ему собрать определенную часть, изображенную на рисунке.
- Необходимо дать ему две одинаковые картинки и попросить найти между ними несколько отличий. Вероятнее всего, что сначала эта задача покажется для него затруднительной. Постепенно эти навыки начнут улучшаться.
- Существует множество книг с задачами для этого возраста. Среди детей пользуются популярностью задания, где нужно найти лишний предмет.
Выполняя упражнения с ребенком, родители должны набраться терпения. Помогать им крайне не рекомендуется. Пусть на занятия придется потратить множество времени, главное, чтобы он научился добиваться поставленной цели сам и прекратил ожидать подсказок от старших товарищей.
Занятия на формирование памяти
Уже через 2 года ребенку будет пора идти в первый класс. А это значит, что заботливому родителю уже сейчас пора задуматься о психологических особенностях развития детей 5 лет. В этот период можно активно начинать тренировать его память.
Если это сделать заблаговременно, то будущему школьнику заметно легче будет усваивать материал, входящий в образовательную программу. Уже в 4,5 года можно попробовать провести несложную для него игру. В ряд требуется расставить несколько предметов и попросить ребенка отвернуться на несколько секунд. За это время нужно убрать один из них.
Основная задача ребенка – понять, чего не хватает. Постепенно задание можно усложнять, увеличив этот ряд.
Педагоги рекомендуют приучать детей с самого раннего возраста учить стихи и пересказывать литературные произведения. Причем объем текста должен постоянно расти, а его смысловая нагрузка — усложняться.
Ребенок в обществе
Кто такой ребенок? Это индивид, который постоянно находится в контакте с другими личностями. Психологические особенности развития детей 5-6 лет должны заметно отличаться от тех, которые были ранее. Они должны уметь общаться между собой, самостоятельно решать различные опросы и совместно выполнять какие-либо задачи.
К сожалению, в настоящее время многие молодые мамы отказываются водить ребенка в детский сад. Связано это с высоким риском приобретения инфекционных заболеваний.
Соответственно, индивид привыкает к плотному общению с матерью и не воспринимает других людей. В таких случаях рекомендуется записать его на занятия, где бы он мог находиться без родителей.
В противном случае поход в школу станет для него большим стрессом.
Стоит просить ребенка сделать покупку самостоятельно, попросить помощи у постороннего взрослого или занять очередь в поликлинике. Все эти приемы позволяют формировать уверенность в себе.
Грамотное развитие мышления
Очень важной составляющей, определяющей психологические особенности детей 5 лет, является мышление. Помочь добиться успеха в этой области помогут несложные задачки:
- Наверняка каждому ребенку мама рассказывает сказки. Необязательно делать это полностью. Требуется озвучить определенный отрывок и попросить его продолжить. Основная его задача – придумать последовательность событий.
- Отличной игрой, способствующей формированию возрастных психологических особенностей детей 6 лет, являются пазлы. Можно самостоятельно разрезать картинку на несколько отдельных частей и попросить ребенка восстановить её.
- Рекомендуется вместе смотреть с ребенком мультики и размышлять на различные темы, например, почему герой в определенной ситуации поступил именно таким образом.
Способность правильно размышлять также пригодится для обучения в школе, детям будет легче справляться с поставленными задачами.
Особенности воспитания мальчика
Возрастные психологические особенности детей 5 лет различны для юных представителей мужского и женского пола. Когда-то мальчик с любовью и нежностью относился к своей матери, словно не имея возможности прожить без нее ни секунды.
В этом же возрасте он начинает тянуться к отцу. Для него становится интересным все, что он делает: ремонтирует детали, чинит розетки или водит автомобиль.
Главе семейства важно в этот момент не отвернуться от него, показав положительный пример.
Именно в этот период необходимо сформировать в мальчике уважительные черты характера. Следует научить их трепетно относиться к девочкам, подавать им руку при спуске со ступенек, уступать место старшим в общественном транспорте.
Родителям необходимо обратить внимание на общение между собой. Все конфликты лучше отложить на то время, когда дети будут спать. Старшие товарищи станут для будущего мужчины примером, опираясь на него, он аналогично станет выстраивать свои отношения.
Аналитический склад ума
Медицинские специалисты и педагоги, которые длительное время занимались изучением возрастных психологических особенностей детей 5-6 лет, утверждают, что им просто необходимо развитие аналитического склада ума. Это позволяет сформировать мышление, логику и память. В этом возрасте дошкольник должен уметь делать следующее:
- Считать до десяти в прямом и обратном направлении.
- Выполнять несложные математические примеры.
- Знать все геометрические фигуры.
Помимо этого ребенок должен превосходно ориентироваться в окружающем мире. Он должен без труда уметь отвечать на вопрос о том, какое время суток, года и текущий день недели. Для приобретения этих навыков вовсе не обязательно посещать какие-либо курсы, можно сделать и в домашних условиях, используя подручные предметы.
Особенности воспитания девочек
Молодая мама девочки должна придать значение психологическим особенностям ребенка 6 лет. В этом возрасте ей важно понимать, что она, в отличие от мальчиков, должна быть воспитанной, нежной и аккуратной. Сначала следует привить ей любовь к чистоте: необходимо, чтобы вещи всегда были сложены на полочке, уголок убран, а игрушки положены в коробку после каждого использования.
Девочка – это будущая хозяйка и верная помощница для своих родителей. Требуется приглашать её совместно делать уборку, готовить и накрывать на стол. Все эти, казалось бы, сложные задания очень быстро войдут в привычку и станут неотъемлемой частью образа жизни.
Каждая дочка мечтает быть похожей на свою маму, следует стать для неё хорошим примером.
Физические способности
Маленькие дети всегда выглядят мило, у них пухленькие щечки, милые глазки и непосредственная улыбка. К 5 годам жизни черты лица становятся более грубыми, тело крепнет и приобретает совершенно иную форму.
У дошкольников становится лучше координация, появляется резкость и ловкость.
Основные психологические особенности детей 5-6 лет позволяют им быстро принимать решение в спорной ситуации, уметь хитрить и решать сложные задачи.
Все это говорит о том, что людям такой возрастной категории доступны сложные игры: волейбол, футбол, баскетбол и другие. Родитель может отдать свое чадо абсолютно в любую секцию.
Девочкам рекомендовано посещать танцы или гимнастику, так как эти занятия делают фигуру красивой и женственной.
Мальчиков стоит отдать в бокс, легкую атлетику и в силовую борьбу, подобные занятия научат их постоять за себя.
При выборе спортивной секции стоит учитывать психологические особенности детей 5-6 лет. Лучше чтобы они имели любительский характер. Профессиональные занятия могут вызвать у подрастающего ребенка большой стресс и навсегда отобьют желание продолжать их посещение.
Советы родителям
Психологические особенности развития детей 5 лет – это очень тонкая грань отношения между родителями и ребятами. Нарушив её, можно заметно навредить душевному состоянию подрастающей личности. Чтобы этого не допустить, нужно соответствовать следующим правилам:
- Именно в этом возрасте должно быть сформировано доверие между двумя поколениями. Необходимо, чтобы ребенок не стеснялся рассказать о своей проблеме, а родитель сумел его выслушать и дать дельный совет. В противном случае эта нить может оборваться, а восстановить её в дальнейшем будет практически невозможно.
- Дошкольник может задавать вопросы из самых различных областей. Нужно научиться правильно реагировать на них и давать адекватный ответ. Любые насмешки приведут к тому, что малыш замкнется в себе.
- У ребенка в этом возрасте появляются свои мечты, цели, планы на будущее. Категорически не рекомендуется говорить, что у него это не получится. Психологически особенности детей 5-6 лет не приемлют любую критику, напротив, нужно внушать уверенность в собственных силах.
Многие родители стремятся раньше положенного времени отдать своего ребенка в школу, а педагоги любезно помогают им разрешить этот вопрос. Готов ли ребенок в этом возрасте к школе? Ответ на этот вопрос могут дать только близкие ему люди, оценив степень усидчивости.
Заключение
Изучая вопрос о психологических особенностях детей 5-6 лет, следует помнить, что каждый ребенок – это индивидуальная личность, и развивается она абсолютно иным способом. Если соседский сын отлично знает английский язык, это вовсе не говорит о том, что в срочном порядке нужно искать соответствующего педагога. Возможно, есть другие сферы, в которых превосходит именно ваш ребенок.
Источник: https://www.syl.ru/article/346250/osnovnyie-psihologicheskie-osobennosti-detey—let
Психология детей в 5 — 6 лет: возрастные особенности воспитания
Психология детей в 5 и 6 лет раскрывает изменения, которые в этот период претерпевает психика малыша.
Дошкольник приобретает новые необходимые навыки, которые помогают ему перейти на новую ступень социального взаимодействия — начать обучение в школе. Навыки и умения, освоенные в период с 5 до 6 лет, являются базовыми.
От их правильного формирования зависит самоопределение ребенка, как самостоятельной личности, успешное построение взаимоотношений с другими детьми и взрослыми.
Познавательные процессы
В возрасте 5 лет ребенок уже имеет определенный набор сенсорных шаблонов: звуков, запахов, вариантов форм. Анализируя предмет, он использует уже полученный опыт, чтобы оценивать отдельные свойства: высоту, ширину, цвет. Он замечает детали, может сравнивать предметы между собой.
Психические процессы в этом возрасте очень активны. Дети совершенствуют свою речь, используя ее не только для передачи информации, но и для обработки данных, поступающих от других людей.
Дошкольник стремиться общаться со взрослыми, превращаясь в «почемучку». Ему важно получать аргументированные ответы, сопоставлять информацию, полученную от разных людей.
Это помогает малышу изучать окружающий мир, углублять и обогащать свои знания. Родителям важно поддержать активность дошкольника:
- отвечать на вопросы терпеливо;
- выслушивать его мнение;
- принимать позицию ребенка;
- поощрять любознательность;
- не высмеивать, даже если мнение малыша ошибочно.
В дошкольном возрасте активно формируется еще один важный процесс, влияющий на дальнейшее развитие ребенка — воображение.
Он использует его для более качественного усвоения информации в процессе учебной деятельности или качественной рефлексии. С помощью воображения он фантазирует, получая положительные эмоции.
Фантазии в этом возрасте еще не отделены полностью от реальности, поэтому для ребенка воображаемые друзья становятся так же важны, как и реальные.
Общение
В дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет для детей такое же значение, как и общение с более старшими детьми и семьей. К 5 годам у них появляются первые устойчивые дружеские контакты.
Дети учатся воспринимать желания друг друга, различают настроение и эмоции.
Каждый ребенок в глазах своих товарищей приобретает индивидуальные черты и запоминается благодаря одной яркой особенности (Вова любит играть с машинками, любимое блюдо Маши — торт).
Осознавая себя, как часть детского коллектива, малыш формирует свою самооценку. На нее влияет и количество друзей, и качество самого общения.
В зависимости от типа характера, малыш стремиться быть лидером в группе или занимает позицию ведомого. Но для каждого ребенка необходимо, чтобы его замечали и принимали.
На основе его положения в коллективе закладывается будущий уровень притязаний, активная или пассивная позиция.
Чтобы помочь малышу сформировать правильную самооценку, родителям и другим значимым взрослым нужно чаще хвалить его, отмечая даже незначительные успехи. Чем выше будет уверенность дошкольника, тем проще ему будет справляться с постоянно возрастающими требованиями и в дальнейшем осваивать школьную программу.
Игровая деятельность
Игра для дошкольника в возрасте 5–6 лет приобретает особое значение. Она становится сложнее, продуманнее, приобретает сюжет. Дети учатся играть не по отдельности, а вместе, вписывая в один сценарий несколько ролей. Сюжетно-ролевая игра выполняет роль социального тренинга, учит управлять своими эмоциями, искать компромисс, учитывать желания товарищей по игре.
Сюжеты игр отражают окружающую ребенка действительность. Дети, посещающие детский сад, имеют достаточный набор игрушек для моделирования основных социальных ситуаций.
Мальчики и девочки в соответствии со своими предпочтениями могут выбирать любые роли: учитель, пожарный, водитель автомобиля, повар, продавец и многие другие.
Также дети часто воспроизводят сюжеты сказок и мультфильмов, с которыми знакомятся в детском саду и дома.
Играя дети уже не просто механически выполняют набор действий. Они меняют свое поведение, подстраиваясь под выбранную роль. Сюжет игры помогает им выразить свои эмоции, развить воображение.
Во время игры дети часто не только используют предметы по назначению, но и могут замещать ими недостающими. Например, карандаш может стать волшебной палочкой, кубики — заменить недостающий по рецепту продукт.
Так дошкольник учится с помощью воображаемой ситуации прорабатывать реальные варианты взаимоотношений.
Основные функции игры в дошкольном возрасте:
- Развитие вербального общения. Общаясь со сверстниками в процессе игры, дошкольники нарабатывают необходимый словарный запас.
- Развитие творческих способностей. Игры стимулируют фантазию.
- Преодоление эгоцентризма. Ребенок избавляется от упрямого желания настаивать на своем видении, если понимает, что другие дети не согласны с ним и готовы исключить из общей игры.
- Развитие произвольности. Потребность координировать действия с действиями других детей развивает волевые процессы.
Чтобы получить от игровой деятельности максимум пользы, взрослым следует только слегка направлять детей, предлагая возможные варианты, но не вмешиваясь в сам процесс игры.
Особенности других видов деятельности
Характерными чертами психологии ребенка в 5-6 лет являются стимулирующие виды деятельности, сопровождающие игру:
- Изобразительная деятельность. Рисование — одно из любимых занятий детей обоих полов. В младшем дошкольном возрасте рисунок примитивен и изображает простые графические шаблоны. Постепенно сюжет рисунка становится сложнее, появляется индивидуальность. Рисуя, малыш отображает свое восприятие мира, поэтому анализ рисунка — один из основных методов психодиагностики детей дошкольного возраста.
- Учебная деятельность. Ребенок обучается в течение всего дошкольного периода, но непосредственно перед поступлением в школу учеба приобретает статус обязанности. Занятия в детском саду готовят малыша к строгому распорядку дня, помогают вырабатывать ответственность, стремление получить похвалу за правильно выполненное задание.
Как и в случае с ведущей деятельностью, дошкольник нуждается в стимуляции и одобрении результатов своего изобразительного и учебного труда. Для него важно получить похвалу своей деятельности, чтобы осознавать себя принятым.
Формирование самостоятельности
В дошкольном возрасте у малыша еще нет необходимого жизненного опыта, который позволяет принимать по-настоящему самостоятельные решения. Но он уже нуждается в частичной свободе и независимости.
Важно, чтобы оба родителя придерживались одного мнения и не заставляли малыша постоянно метаться между двух позиций, когда мама разрешает, а папа запрещает.
Это только путает его и лишает любого желания проявлять инициативу.
Освоение самостоятельности начинается с обучения навыкам самообслуживания. Дошкольник должен уметь без посторонней помощи одеваться, мыть и вытирать руки, пользоваться столовыми приборами.
Важно научить его ориентироваться в пространстве, знать свой адрес и телефоны родителей, но не быть доверчивым.
Дошкольник должен усвоить, что взрослые не всегда руководствуются благими намерениями, и нужно уметь правильно вести себя в опасной ситуации.
Самооценка дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок постепенно перестает ориентироваться на мнение родителей о нем и больше внимания уделяет сверстникам. Для него важно признание в детском коллективе, чувство причастности.
Чтобы создать благоприятные условия для развития нормальной самооценки, нужно хвалить и поощрять ребенка, стимулировать к новым достижениям. Получая поддержку родителей, малыш обретает уверенность в себе, перестает бояться ошибок. Он активно пробует новые виды деятельности, легко знакомится с новыми людьми и стремится быть в центре внимания.
Неуверенный в себе малыш становится обидчивым, проявляет беспричинную агрессию. Он постоянно сравнивает себя с другими детьми и даже когда объективно не уступает им, все равно считает себя хуже.
Для исправления низкой самооценки нужны внимание и поддержка со стороны всех членов семьи. Ребенку важно чувствовать себя нужным и любимым.
Чем больше родительского внимания получает малыш в дошкольном возрасте, тем проще ему будет адаптироваться к новому детскому коллективу.
Авторитет взрослого
В дошкольном возрасте взрослый остается для малыша непререкаемый авторитетом. Малыш верит всему, что говорят ему взрослые. Разговоры с родителями и воспитателями — его главный источник информации об окружающем мире. Когда его словарный запас становится достаточным для понимания речи взрослых, он стремиться участвовать в общей беседе и обижается, если его исключают.
В этом же возрасте ребенок начинает осознанно врать родителям. Главная причина обмана — страх наказания. Поскольку у детей еще нет тех рычагов влияния, которые есть у взрослых, их единственным оружием становится манипуляция.
Когда дошкольник врет маме или папе, он понимает, что совершает плохой поступок, но продолжает бояться взрослых, как авторитетных фигур в своей жизни. Ругать малыша за вранье не следует, но важно дать понять, что это родителям неприятно, когда их обманывают.
Так дети будут уверены, что их потребности ценят и понимают, воспринимают как равных личностей.
Кризис 6 лет
Некоторые родители полагают, что чем раньше ребенок пойдет в школу, тем проще ему будет адаптироваться к ее требованиям. Это не так. У дошкольника еще не сформированы навыки, которые позволят ему успешно усвоить школьную программу. В идеале, малыша нужно отправлять в школу после того, как ему исполнится 6 лет, чтобы начало обучения совпало с очередным возрастным кризисом.
Возрастная детская психология 6–7 лет выделяет «кризис первоклассника» — переломный момент, связанный с изменением у ребенка понимания мироустройства и своего места в нем. Основные признаки кризиса:
- Появление собственной точки зрения. Малыш уже обладает достаточным багажом знаний, чтобы иметь свои предпочтения и отстаивать их. Это второй важный период отстаивания своей самостоятельности, который нужно разумно поощрять.
- Подражание взрослым. Осознав себя как личность, ребенок выбирает ролевую модель — как правило, ей становится родитель. Малыш подражает манере речи, копирует жесты и стремиться повторять действия.
- Утрата непосредственности. В дошкольном возрасте дети усваивают правила поведения в обществе. Они понимают, что одни их действия вызывают одобрение, а другие — резко негативную реакцию со стороны взрослых.
- Стремление к независимости. Дошкольникам важно осознать свою автономность. Поступив в школу, они должны будут значительную часть дня проводить вдали от родителей и выполнять требования учителя — чужого, но очень важного человека. Необходимо, чтобы у ребенка выработалась первичная самостоятельность, которая позволит ему перенести стресс и не нуждаться в постоянной помощи родителей.
- Осознание уязвимости. В 5 лет у детей появляется первичное понимание о смерти и болезнях. Малыш осознает, что однажды родители и он сам перестанут существовать, но еще не может осмыслить этот процесс. Непонимание усиливает страх перед неизвестностью, поэтому дети становятся капризными, специально провоцируют родителей, чтобы убедится в том, что они никуда не уйдут.
Кризис 6 лет протекает сложно и может затянуться на 1–1,5 года. Родителям нужно проявить особую чуткость и терпение, чтобы не усугублять положение малыша. Иногда позволять ему вредничать, но четко задавать границы допустимо.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/psihika-v-5-6-let.html
Консультация (старшая группа) на тему: Психологические особенности детей 5-6 лет. | Социальная сеть работников образования
Консультация для родителей
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ
Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением.
Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.
Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Примерно до пяти лет в образе «Я» ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать.
Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях своего «Я». Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы.
Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей.
Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть роли, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление «Я» идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации.
Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».
Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько.
До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам.
Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений.
Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение.
На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками.
Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими.
Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.
Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей.
Во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений.
Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.
К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, понимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящему занятию.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность.
Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Восприятие детей в 5 – 6 лет
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей.
Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.
Внимание детей в 5 – 6 лет
Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 — 6 объектов, к концу года 6 — 7.
Память детей в 5 – 6 лет
В возрасте 5 — 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 — 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 — 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.
Мышление детей в 5 – 6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).
Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.
Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету.
Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение.
Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
- Воображение детей в 5 – 6 лет
- Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко
- воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных, и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным, в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.
- Речь детей в 5 – 6 лет
- Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
- могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/09/21/psihologicheskie-osobennosti-detey-5-6-let
Возрастные особенности становления личности у детей 5- 6 лет
Исследования показывают, что период дошкольного детства является периодом первоначального складывания личности. А.Н.
Леонтьев период после 3 лет прямо называет периодом «фактического складывания личности, когда начинают устанавливаться новые связи и отношения между отдельными процессами деятельности» (А.Н.Леонтьев, 1983, с.
13). Исходя из этого, мы решили искать основы мировоззрения именно в возрасте 5-6 лет.
Имеющиеся педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что в 5-6 лет получают развитие личностные механизмы поведения. А.Н.Леонтьев считает, что в этом возрасте складывается «соподчинение, или иерархия мотивов» (А.Н.
Леонтьев, 1983).
Процесс формирования мотивационной системы характеризуется объединением, интеграцией рядоположенных, стихийно формирующихся побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию единой, целостной мотивационной системы личности.
Исследуя соподчинения мотивов у детей дошкольного возраста, К.М.Гуревич показал, что соподчинение мотивов возникает на основе «идеальной» мотивации. Делая скучное задание, ребенок помнит об обещанном вознаграждении. Это говорит о том, что подчинение своего действия более отдаленному мотиву предполагает наличие и удержание «идеальной» мотивации поведения ребенка.
Л И. Божович отмечает, что простое подчинение поведения принятому намерению складывается окончательно лишь к концу дошкольного возраста и является начальным этапом формирования произвольного поведения (Л.И. Божович, 1968). Исследованию этой проблемы так же посвящены работы А.В.Запорожца, Н.И.Непомнящей, Я.З. Неверович и др.
А.Н.Леонтьев особое значение придавал цепочке, связывающей отдельные целенаправленные действия так, что одни выступают в подчинении у других. На этом фоне выделяется смысл жизнедеятельности человека, который характеризует его личность.
Итак, мы видим, что именно в возрасте 5-6 лет действия ребенка начинают выражать его общее отношение к миру.
Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. (Краткий психологический словарь, 1985).
Установлено, что «дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного усвоения примера взрослых (норм и правил поведения, которые являются обобщением отношений людей) и формирования механизмов личностного поведения, т.е. механизмов подчинения своего отношения к вещам и другим людям, идеально данным образцам, усвоенным от взрослых «. (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин,1965)
Особую логику развития в дошкольном возрасте имеет общение ребенка и взрослого.
М И Лисина установила, что при нормальном развитии на протяжении дошкольного детства происходит смена трёх форм общения ребенка и взрослого, для каждой из которых характерно специфическое содержание.
Именно с пяти лет у детей возникает внеситуативно — личностное общение. Этот тип общения отличается тем, что ребенок ждет от взрослого сопереживания и понимания в его детском отношении к миру.
На предыдущем этапе развития общения ребенок стремится к внеситуативно — познавательному общению, которое обслуживает деятельность по ознакомлению с физическим миром.
В возрасте 5- 6 лет ребенок ждет от взрослого понимания и сопереживания, ребенок соотносит свою позицию в мире с мнением взрослого. С 5 лет ребенка начинает больше интересовать «мир людей» (Е.О.Смирнова,1977).
Во внеситуативно — личностном общении интенсивно происходит уяснение ребенком связи между внешним и внутренним миром, что является стержнем мировоззрения (М.И.Лисина, 1974).
Внеситуативно — личностная форма общения становится ведущей. Исследования Е.О.
Смирновой (1977) показали, что в этот период ребенок дошкольного возраста начинает проявлять основной интерес к людям и много рассказывает о себе, своих родственниках, друзьях, а так же расспрашивают взрослых об их жизни, делах на работе, в семье.
Ребенок проявляет особое внимание к социальному окружению, к “миру людей”. Дошкольник ждет от взрослых взаимопонимания и сопереживания, и это становится главным для внеситуативно — личностного общения.
Исследование общения ребенка со взрослыми и сверстниками приводят к проблемам самосознания и отношения ребенка к миру (Е.О.Смирновой, 1977).
В социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста кроме взрослых, участвующих в жизни детей, в сознании ребенка появляется идеальный взрослый. Идеальный взрослый не только существует в сознании ребенка, но и становится мотивом его действий.
Невозможность действовать как взрослый в реальном плане, невозможность реализовать желание в самостоятельном социальном поведении обуславливает появление деятельности в плане воображения. Так появляется сюжетно-ролевая игра, где ребенок берет не себя роль взрослого и вступает во взаимодействие с другими “идеальными взрослыми”.
Таким образом, ролевая игра становится ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и воспроизводит те стороны действительности, которые недоступны ребенку в обыденной жизни. Поэтому в этот период происходит интенсивное усвоение человеческих отношений, усвоение правил поведения, социальных норм, которые существуют во взрослой жизни (Д.Б.
Эльконин, 1995).
Так же в социальной ситуации развития дошкольника появляются новые социальные контакты — это его отношения со сверстниками. Как отмечает Смирнова Е.О., общение ребенка — дошкольника со сверстниками имеет некоторые особенности, которые существенно отличают его от общения со взрослым.
Это большое разнообразие коммуникативных действий. Е.О. Смирнова пишет об этом так: “В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми.
Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д.
Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочно не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т.п.” (Е.О.Смирнова, 1997, с.345).
Следующее отличие заключается в эмоциональной насыщенности.
Исследования показывают, что в среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым (Е.О.Смирнова, 1997).
Сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.
Еще одна особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало.
Нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Так же отличительной особенностью при общении сверстников является преобладание инициативных действий над ответами. Для дошкольника важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.
Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.
В перечисленных особенностях отражается специфика детского общения на протяжении всего дошкольного возраста. Однако, содержание общения детей существенно изменяется от 3 к 6-7 годам (М.И.Лисина, 1997). Развитие личности ребенка дошкольного возраста характеризуется целым рядом последовательно возникающих новообразований.
Получает развитие наглядно-образное мышление. Наиболее интенсивно развивается воображение, основой развития которого выступает игровая деятельность (Д.Б.Эльконин, 1995).
Имеющиеся педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что у ребенка 5-6 лет возрастает произвольность в поведении (В.А.Горбачева, А.В.Запорожец, З.В.Мануйленко, Я.З.Неверович и др.).
Усвоение правила поднимает ребенка на новую, более высокую степень развития его сознания, в результате чего возможно становление произвольного поведения, умения управлять своим поведением. Известно, что усвоение правил поведения успешнее всего совершается в процессе игровой деятельности.
Дошкольный возраст рассматривается педагогами и психологами как важный этап становления морального облика ребенка и развитие его нравственных качеств. Как показали исследования (Е.Ю.Демурова.,1951; Я.З.Неверович, 1965), реальное поведение детей нередко расходится с их нравственными представлениями о нормах и правилах поведения, не отвечает предъявляемым к ним требованиям.
К шести годам у детей формируется самооценка. Ребенок оценивает качество своих умений, проявляет моральные свойства, связанные с подчинением или неподчинением правилам поведения. Дошкольник так же открывает для себя и осмысливает свои собственные переживания.
Осознание своего поведения и начало личного самосознания является одним из главных новообразований дошкольного возраста.
В этом возрасте дети предпринимают первые попытки установления иерархии понятий. Ребенок стремится решить для себя новые интеллектуальные задачи по систематизации предметов, отнесение их к определенным категориям, выделение их общности и различия. Д.Б.
Эльконин определяет это следующим образом: “Детская мысль в этот период направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности (дифференциация живого и неживого, природных явлений и общественных, прошлого и современности, добра и зла и т.д.).
Именно на основе такой дифференциации возникают начальные общие представления о природных и общественных явлениях, дающие первый контур того, что условно может быть названо мировоззрением (в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об единичных фактах, а к знанию об их связи)” (Д.Б.Эльконин, 1995, с.137).
В нашей работе исследуются предпосылки мировоззрения у детей 5-6 лет. Выбор этого возрастного отрезка неслучаен. Качественное своеобразие этого возрастного периода отмечается в самых разных теориях детского развития. Так, например, согласно Ж.
Пиаже, начиная с 5 лет, ребенок переходит к интуитивному мышлению, которое опирается на более дифференцированные представления о мире. Ребенок пытается понять ни много ни мало, как происхождение и устройство мира, взаимосвязи в природе, тайную суть вещей (Ж.Пиаже, 1997). По данным Дж.
Брунера в этом возрасте изменяется способ презентации прошлого опыта — ребенок переходит к попыткам символических представлений, у него хорошо развиты наглядные представления (Дж.Брунер, 1994).
Начиная с 5 лет, у детей появляется способность организовывать свою деятельность по внешней программе.
Речь активно включается в регуляцию поведения, поэтому мировоззренческие представления начинают играть важную роль в отношениях со взрослыми и сверстниками (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия).
Возраст 5-6 лет является сенситивным для развития произвольности. Развитие произвольности приводит к тому, что в поведении ребенка начинают преобладать мотивы рассудочного характера.
Именно в возрасте 5-6 лет происходит интенсивная дифференциация эмоций. Согласно данным Л.А. Венгера, к 5 годам ребенок начинает выражать свое отношение к действительности с помощью выразительной деятельности — в рисунках, постройках, выразительных позах и движениях, причем это выражение носит более осознанный и творческий характер, чем ранее (Л.А. Венгер, 1985).
Согласно данным, полученным Л.Ф. Обуховой, Н.Н.
Кандаковой «в возрасте около 5 лет происходит переход детей на качественно новый уровень развития психики» и далее « с 5 лет происходит перестройка интегрально — дифференциальных механизмов развития: на смену преобладающим процессам дифференциации, которые наблюдались на предшествующих возрастах, приходят столь же интенсивные интеграционные процессы (при этом процессы дифференциации не исчезают совсем, а лишь на какое- то время теряют свое ведущее значение)» (Л.Ф. Обухова, Н.Н. Кандакова, 2001, с.34).
Зиновьева М.В.
Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5618
Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет
Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет. Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет
Первые шаги человека в социуме
Чтобы обобщить, можно сказать, что психологические особенности ребенка 5-6 лет заключаются в его становлении в социуме. В этот период все дети выходят из привычного для себя круга.
Детей 5-6-летнего возраста трудно обмануть. Они чувствуют фальшь и неискренность.
И если самые близкие будут хитрить и создавать двусмысленные ситуации, ребенок может растеряться и не воссоздать тот идеал, к которому хотелось бы стремиться.
Как мальчики реагируют на свое взросление
Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет также проявляются в сугубо мужских и женских чертах характера ребенка. Это может вылиться в первую влюбленность или в стремление показать себя настоящим мужчиной или хозяйкой. Ребенка стоит поощрять и поддерживать в таких начинаниях.
И если сын раньше больше тяготел к матери, был с ней не разлей вода, то теперь ему становится интереснее с отцом. Папа обязан поощрять такое стремление своего ребенка. Не обязательно проводить с ним все время и неотступно следовать друг за другом. Достаточно будет выделить некоторое время для ежедневного разговора и создать определенный ритуал, занятие, доступное только мужчинам.
Это сформирует стержень и характер, поможет развитию мужественности и ответственности будущего главы семейства, отца.
Однако это не значит, что мама в воспитании и жизни сына стала не важна. Особенности психологического развития 5-6 лет требуют максимального внимания. Малышу важно понимать, что ему есть с кем поговорить и обсудить свои проблемы. Он должен получать ответы на все свои вопросы, ведь это именно тот благодатный возраст, когда ребенок впитывает в себя знания и умения словно губка.
Особенности развития девочек в 5-6 лет
У девочек в этот период жизни закладываются полезные привычки, хозяйственность, аккуратность и нежность. Их необходимо научить следить за собой, своей одеждой, игрушками. Девочки в таком возрасте более усидчивы и скрупулезны, чем мальчики. Они раньше учатся читать и писать благодаря этим особенностям.
Каждая дочь старается быть похожей на маму и во всем ей помогать. Она следует за ней на кухню, в ванную, на прогулку, слушает беседы с подругами. Очень важно не отстранять ее от общения, не приостанавливать и не ограничивать, ведь таковы особенности психического развития.
Детей 5-6 лет очень просто замкнуть в себе, испугать. Они уже осознают, что время, отведенное на игры, скоро закончится, близится пора учебы. Такое будущее не все способны принять с легкостью, ведь оно абсолютно новое, и стоит тщательно подбирать слова и методы воспитания.
Друзья и общение
Этот возраст предполагает возможность самостоятельной игры, во время которой ребенок моделирует разные жизненные ситуации, составляет диалоги для игрушек, которые играют отведенную им роль. При помощи таких занятий можно увидеть, как малыш осознает себя, свою семью в мире, есть ли у него страхи и сомнения. Игра отображает возрастные психологические особенности детей 5-6 лет.
Общение со сверстниками немного видоизменилось. Дети начинают понимать, что их «хочу» не всегда сопоставимо с жизненными реалиями.
Игра помогает регулировать взаимоотношения, ведь дети еще достаточно малы, подсознательно нуждаются в опеке и контроле, и проявляют эти черты в коллективных занятиях. Кроме того, появляются предпочтения и избирательность в компании.
Ребенок еще не совсем разбирается в людях, но может делать выбор, основывая его на своих понятиях о добре и зле.
Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет отображаются в принятии норм поведения, выполнении правил. Раньше родители диктовали свои условия, придерживались их сами, и ребенок привык к ним. Именно сейчас он начинает проецировать их на игру на детской площадке, в игровой комнате.
Советы родителям шестилеток
В связи с расширением круга интересов ребенка его могут интересовать разные вопросы, иногда довольно глобальные (относительно жизни, смерти, разницы между мальчиками и девочками). Очень важно, чтобы родители помогли преодолеть возможные страхи и беседовали с малышом. Упустив нить общения сейчас, очень трудно будет ее нащупать в старшем возрасте.
Кроме того, ребенок начинает оттачивать способы влияния на взрослых, он уже может поддавать критике слова и действия родных и близких людей, менять систему ценностей и авторитетов.
У малыша начинается этап наблюдения и создания планов на будущее, и как бы рано это все ни происходило, чтобы не спугнуть ребенка в его стремлениях, нельзя насмехаться или язвить, проявлять сарказм.
Психологические особенности детей 5-6 лет не позволяют им принять это как шутку. Скорее, это станет поводом для комплексов и неуверенности в себе, в вере в родителей и в их поддержку в любой ситуации.
Источник: https://infourok.ru/vozrastnie-psihologicheskie-osobennosti-detey-let-2147303.html