Сколько ни готовься всей семьёй к первому классу, что-то обязательно пойдёт не по плану. Ребёнок, который отлично читал и считал, может с трудом делать это на уроках из-за того, что рядом сразу 20 одноклассников. Мы собрали самые полезные блоги про начало учёбы в школе, которые помогут избежать тонны ошибок.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
10 правил для успешной адаптации к школе
Если ваш ребёнок пошёл в первый класс, а учёба что-то не задалась, скорее всего, это адаптация. И она точно продлится всю первую четверть (а то и больше). Учитель и одноклассники, уроки, новая форма и даже пенал с карандашами, который теперь всегда с собой, усиливают стресс. Чтобы учёба пошла, надо расслабиться и привыкнуть к новой обстановке. Но как сделать это быстро, если даже дорога в туалет и до столовой всё никак не запомнится. Наталия Романова-Африкантова занимается развитием метапредметных навыков у детей и взрослых. Она рассказывает, как родители могут помочь ребёнку привыкнуть к школе.
Узнать, как привыкнуть к школе
9 способов пережить первый класс без потерь
Сын преподавателя МФТИ Татьяны Кондратьевой пошёл в этом году во второй класс. Она рассказывает, почему школа сегодня отнимает столько сил у родителей. Им приходится помогать ребёнку с уроками, готовить косоворотки, картузы и другие костюмы к выступлениям, участвовать в интернет-опросах. Татьяна делится отличными советами, как несмотря ни на что сделать первый класс лёгким для всей семьи.
Узнать, что поможет в учёбе
«Плевать на оценки, научите этому ребёнка» и ещё 15 правил мамы первоклассника
Помощь нужна не только первоклассникам, но и их мамам. Покупка канцелярии, родительские чаты сразу в нескольких мессенджерах, а ещё и собрания, цветы учителям и насильное патриотическое воспитание. Школа вдохновляет не только на учёбу. Одна из мам составила сразу 16 правил, которые помогли ей пережить первые недели сентября.
Узнать правила смелой мамы
4 способа, которые помогут читать лучше в первом классе
Нина Шевчук помогает взрослым и детям улучшить технику чтения. В своём блоге она рассказывает, как помочь ребёнку, если он слишком медленно читает или не понимает прочитанного. Играйте в три алфавита, читайте «волной» и пробуйте чтение коротких слов. Правда, работает!
Узнать, как помочь ребёнку улучшить технику чтения
6 советов, как помочь первокласснику привыкнуть к школе
Игровой педагог Женя Кац рассказала, как помочь ребёнку привыкнуть к школе. В первом классе самым сложным могут быть прописи, необходимость делать письменные уроки по вечерам, долгое сидение на одном месте и даже сосед по парте. Женя Кац рассказывает, как могут помочь родители. Например, не запрещайте ребёнку прыгать и бегать и научите просить о помощи. Сложности адаптации никак не связаны со способностями ребёнка. Первый класс — это большая нагрузка, даже если ребёнок готов к школе.
Узнать, как сделать учёбу в первом классе лёгкой
Источник: https://mel.fm/blogi-mela/3089571-first_grader
Адаптация в 1 классе
По статистике, большинство деток с восторгом ждут момента, когда они впервые переступят порог школы. А она берет и встречает целым набором требований, которые кардинально отличаются от привычных условий дома, детского сада или подготовительных занятий. Беззаботный период, когда можно было проводить время размеренно и играючи, сменяется уроками, необходимостью ежедневного умственного труда, требующего от новоиспеченного первоклашки повышенного внимания, усидчивости и правильности осанки в течение всего урока. А ведь еще нужно найти «общий язык» с учителем, многочисленными одноклассниками, научиться быть дисциплинированным, соответствуя новым правилам… Психика еще недавнего малыша напрягается, ей требуются время и помощь, чтобы перестроиться и свыкнуться с теперешними условиями. Этот период привыкания и овладения новыми навыками называется адаптация школьников.
Адаптация к школе
Адаптация 1-классников в школе – это становление социализации ребенка, его включение в систему новых отношений, привыкание к нормам и правилам учебного заведения и переход к систематическому обучению. Сколько времени она займет и насколько легко пройдет для ребенка, всецело зависит от согласованной работы родителей, учителя, психолога, школьной администрации, а также влияния ряда условий:
- личности самого первоклашки (характер, возраст, развитость социальных навыков);
- уровня учебной подготовки;
- специфики школьного учреждения;
- сложности учебного процесса и заложенной в него нагрузки, пр.
Стандартно психологи отводят на период адаптации к школе от 1 недели до полугода. Выделяют три уровня:
- Высокий. Ребенок быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, учиться идет с удовольствием, не нуждается в дополнительной мотивации. Без проблем находит общий язык с одноклассниками, не испытывает страха или стеснения перед учителем, с легкостью осваивает основной материал, справляется с более сложными задачами, выходящими за рамки программы. Он здоров, невротические реакции не наблюдаются.
- Средний. Привыкание к условиям школьной жизни растягивается до 2-3 месяцев. Школьник внимателен, усидчив, отношения с другими ребятами дружелюбные. Посещение учебного заведения не вызывает негативных эмоций, равно как и положительных. Могут наблюдаться отставание от программы, «уходы в себя», перепады настроения. Выполнять задания самостоятельно не получается, требуются постоянный контроль и стимулирование.
- Низкий. Первоклассник не испытывает радости от посещения школы. Тяжело просыпается утром, постоянно находит причины, чтобы пропустить занятия. У него наблюдаются невротические состояния: страхи, потеря аппетита, расстройства сна, вялость, или наоборот, чрезмерная возбудимость. Школьный материал для него сложен, ребенок усваивает его отдельными фрагментами. Нарушает дисциплину, не общается с одноклассниками (даже не знает их имен), не видит в учителе авторитета.
Трудности
1 класс сопряжен для детей с ростом психоэмоциональной нагрузки, т. к. уже первые школьные дни вынуждают мобилизоваться, изменить привычное поведение соответственно новой обстановке. На особенности адаптации первоклассников влияют:
- личность учителя и коллектив одноклассников;
- новый режим дня и непривычные обязанности;
- необходимость ограничивать двигательную активность, заменяя ее повышенным вниманием и сосредоточенностью.
Ориентируясь на эти факторы, психологи выделяют базовые проблемы учебной мотивации, дисциплины, адаптации:
- Хроническая неуспеваемость. Обусловлена низкой работоспособностью, недостаточностью формирования учебных навыков и умений. Впрочем, далеко не редкость случаи, когда неуспеваемость провоцируется родительским отношением к учебе и школе в целом. С одной стороны – это страх, что сыну или дочери будет сложно, некомфортно, чадо будет мерзнуть/голодать/простужаться/болеть. С другой – повышенные требования к ребенку, ожидания только высоких отметок, постоянных учительских похвал, существенных школьных достижений.
- Отказ/нежелание что-либо делать, отлынивание от учебной деятельности. Школьник находится на уроке, а одновременно с тем – «витает в облаках». Вопросы учителя не слышит или делает вид, что не слышит, задания не выполняет.
- Негативистская демонстративность. Педагог постоянно жалуется на отвратительное поведение ребенка и несоблюдение им дисциплины. Парадоксально, что выбранные взрослыми формы наказания воспринимаются маленьким нарушителем порядка как поощрения.
- Вербализм. Это специфический тип развития личности, когда речевая деятельность находится на высоком уровне, а вот логическое и образное мышление отстают. Первоклассник кажется крайне смышленым, он бойко разговаривает и отчетливо отвечает на вопросы, у него завышенная самооценка, но на практике ребенок не может решить большую часть задач и творческих заданий.
- Проявления лени. Возникают в силу разных причин, например, особенности темперамента, низкий уровень учебной мотивации, малый процент познавательных мотивов, стремление избежать неудач и т. д. В любом случае лень снижает интерес к школьной жизни и замедляет процесс получения знаний.
Когда первоклассник демонстрирует устойчивое нежелание ходить в школу, причины трудностей в адаптации могут крыться в следующем:
- завышенные требования родителей и/или педагога;
- открытая демонстрация неудовлетворенности учебными успехами со стороны взрослых;
- непонимание школьного материала;
- систематические неудачи;
- отсутствие признания ребенка «своим» классом;
- внутренние причины (страх перед неудачей, зажатость, отсутствие мотивации и пр.);
- большой объем внеурочной деятельности (секции, кружки, домашние обязанности), из-за которой ученик сильно устает или попросту не успевает уделить должное внимание учебе.
Этапы
С 1 сентября и до момента фиксации положительной динамики адаптация детей в 1 классе проходит три взаимосвязанных периода (при благоприятном течении событий):
- «Физиологическая буря». Этап стрессового состояния, который имеет место задолго до сентября, еще когда будущий школьник начинает посещать подготовительные занятия. Длится до 3 недель. Школьные привычки и рефлексы едва зарождаются.
- Непосредственно начало полноценной учебы. Ребенок становится спокойнее, постепенно свыкается с новой социальной ролью, адекватно воспринимает поставленные перед ним задачи и обязанности. Начинает приспосабливаться к условиям новой социальной среды. Длительность – 2-3 недели.
- Фаза устойчивого приспособления детского организма, когда ученик уже четко понимает, что от него требуется, он меньше напрягается, мобилизует свои умения и возможности. Энергозатраты становятся пропорциональными поставленной перед ним задаче.
Программа адаптации
Перед каждым учителем начальных классов стоит важная задача – приложить все усилия, чтобы адаптация в 1 классе прошла быстро, без показательных детских истерик.
Изначально ребят знакомят друг с другом, со школой и ее территорией, создают в классе благоприятную, доброжелательную атмосферу. Для этого проводятся всевозможные спортивные, внеклассные и прочие профилактические мероприятия.
Используются современные, востребованные педагогические и психологические методики.
Во втором периоде внимание педагога должно быть сконцентрировано на воспитании детей: выработке режима дня, освоении и закреплении школьных правил, закладке понимания критериев оценки школьной деятельности.
Учитель оказывает всяческую психологическую поддержку первоклассникам и их родителям, старается выявить индивидуальные особенности и способности у каждого из ребят, учесть эту информацию при построении учебного процесса.
Одновременно с тем педагог ведет карту наблюдений за школьной жизнью первоклашек в адаптационный период и фиксирует основные изменения и трудности отдельных учеников. Далее с ними будет проводиться коррекционно-психологическая работа для устранения проблем учебного процесса.
В плане ФГОС-программы (федеральные государственные образовательные стандарты) предусматривается индивидуальный подход к каждому первокласснику (следует быть предельно внимательным к его мыслям, чувствам, помочь ребенку найти свое место в коллективе) со стороны не только классного руководителя, но и всего педсовета. Основные задачи, которые ставятся перед учителем:
- сформировать у каждого воспитанника адекватную самооценку и уверенность в своих силах;
- обучить коммуникационным навыкам и самоанализу;
- правильно мотивировать к получению знаний, заложить в сознании важность учебы;
- научить уважительно относиться к школьному окружению, их чувствам и желаниям;
- помочь найти свое место в учебном процессе.
Школьная социализация детей в 1 классе делится на 3 равнозначные составляющие: психологическую, физиологическую и социальную адаптации. Далее о каждой из них.
Психологическая
Состоит из таких параметров, как учебная мотивация, степень сформированности психологических процессов, преобладающее настроение ученика, его умение адекватно оценивать свою деятельность.
Проще говоря, ребенок ходит в школу с радостью, учеба не кажется ему трудной, он подружился с одноклассниками, увлеченно рассказывает домочадцам о том, как прошел школьный день.
Важную роль играет мотивационная адаптация, ведь часто все сложности из-за того, что дети в целом не понимают, для чего вообще им нужна школа.
Физиологическая
По сути, это уровень адаптации первоклассника нагрузке, оценивается он по таким критериям: степень работоспособности, ежедневное самочувствие, показатели аппетита и сна, частота возникновения ОРЗ и прочих простудных заболеваний, обострение хронических патологий.
Социальная
Социальная адаптация первоклассников к школе проходит благоприятно при условии: формирования адекватного поведения, налаженного контакта с учителем и классом, овладения навыками учебной деятельности. Для реализации этих задач педагог и психолог проводят регулярные занятия с первоклассниками, способствующие приобретению коммуникативных навыков.
Советы родителям
Часто социальные педагоги проводят занятия с родителями будущих первоклассников, на которых подробно рассматривают процесс адаптации детей к школе, играют в специальные игры, изучают психологические упражнения, позволяющие ускорить процесс. Если подобные мероприятия посетить не довелось, возьмите на вооружение ряд общих рекомендаций, которые помогут вашему чаду легче справиться с адаптационным периодом:
- Не совмещайте начало школьной жизни с обилием дополнительных внеурочных занятий и всевозможных секций.
- Серьезно подойдите к режиму дня своего школьника.
- Не расширяйте список его домашних обязанностей, мотивируя это новым статусом «школьника».
- Не требуйте завышенных результатов, при недостижении которых в малыше генерируется чувство вины.
Как помочь ребенку
В период адаптации активно поддерживайте обратную связь с учителем и родителями тех деток, с которыми ваш ученик подружился. Не бойтесь обсуждать моменты, которые тревожат вас в поведении сына или дочери. Кроме того:
- Будьте в курсе, комфортно ли ребенку в классе, нет ли сложностей в общении с другими ребятами, не нужна ли ему помощь в налаживании отношений с ними.
- Помогайте с уроками, учите, как их правильно выполнять, но не делайте это вместо него. Научите сосредотачиваться и удерживать внимание.
- Хвалите, поддерживайте, подчеркивайте его успехи, да и в целом – больше времени проводите вместе.
- Объясняйте, что каждый может ошибаться, ребенок должен понимать, что ошибка – это повод все исправить, и не терял веру в свои силы.
- Следите за своей речью – то, что вы говорите своему школьнику, должно мотивировать на исправление поведения и дальнейшее развитие, а не обижать или унижать. Например, вместо того, чтобы отрезать «не ври мне!», скажите мягче – «мне неприятно, что ты меня обманываешь».
Действуйте в подобном позитивном ключе и вам удастся не только совместными усилиями незаметно преодолеть адаптационный период, но и поддержать детскую индивидуальность, поспособствовать ее дальнейшему развитию.
Доктор Комаровский — детский врач, телеведущий. Подготовка ребенка к школе
Заключение
Проблемы адаптации детей в 1 классе – злободневная тема для всей образовательной системы.
Ребенок любого возраста, приходя первый раз в школу, очень волнуется и ждет поддержки от взрослых – как родителей, так и учителя.
Не оставляйте его чаяния без должного внимания, ведь именно от течения адаптационного периода во многом зависит, каким будет социальный статус вашего новоиспеченного первоклассника в ближайшие несколько лет.
Источник: https://prodetskiysad.ru/adaptaciya/pervoklassnikov-k-shkole
Взрослые проблемы маленьких учеников: как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
1 сентября ваш ребенок — нарядный, серьезный и взволнованный — торжественно отправляется в первый класс.
Пройдет несколько месяцев, вы понемногу привыкните к новым ролям: он к роли ученика, вы — родителей школьника.
И окажется, что вас поджидали не только трудности с учебным процессом, но и некоторые психологические проблемы… Как адаптировать ребенка к школе? Как помочь первокласснику освоиться в новый условиях?
Психологическая помощь первоклашкам — дело, в котором родители обязаны играть наиглавнейшие роли…
Как быстро все меняется..
Обычно все дети отправляются в школу с радостью и с желанием учиться. Но проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Многие милые и смышленые детишки со временем превращаются в злостных неуспевающих. Почему это происходит?
Не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Принято считать, что адаптационный, а иначе говоря, проблемный период заканчивается уже через месяц-другой. Но на практике все совсем не так. Бывает, что ребенок и через год чувствует себя в школе неуютно.
Итак, существует четыре основных проблемы, с которыми сталкивается ребенок в период адаптации.
Трудности в общении
Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников. Имейте в виду, что в детском коллективе очень жесткие правила.
В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения — выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Детсадовский ребенок в более выгодном положении — он уже знает свое место в коллективе.
А ребенок, который воспитывался с родителями, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно.
Советы родителям:
- Как можно больше общения вне школы!
- Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше — нескольких.
- Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же достижения — вчера и сегодня.
- Не настраивайте ребенка на отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование.
- Ни в коем случае не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось.
Трудности восприятия и концентрации
Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание.
Если родители не научили ребенка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьезно относились к его детским вопросам, то здесь проблем не избежать. Сегодня большинство детей изголодалось по человеческому общению.
Родители все чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных ребятишек — телевизору. А это никому не идет на пользу.
Советы родителям:
- Каждый вечер разговаривайте с ребенком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал.
- Если случилось так, что ребенок не хочет идти в школу, — немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, вместе вы легче найдете причину.
- Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем — так вы быстрее найдете именно то, что нужно.
- Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.
Трудности организационного характера
Первоклассник должен уметь обслужить себя, например переодеться. Важно научить его организовывать свою «работу», навести порядок на столе. Школьные принадлежности лучше выбирать вместе. А то бывает, что родители купят рюкзак самый модный и дорогой, а ребенок его и открыть не может.
Помнится, был у нас такой о-очень красивый пенал, который даже я с трудом открывала. Конечно, это может показаться мелочью для родителей, но не для ребенка. Первые дни в школе он и так находится в сильнейшем нервном возбуждении, так что каждая такая «мелочь» может запросто вывести его из себя.
Советы родителям:
- Помогите ребенку организовать распорядок занятий и отдыха вне школы.
- Всегда просите его переодеваться после школы — это помогает ребенку переключиться, отдохнуть.
- Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам».
- Делайте уроки не более одного часа!
- Не пугайтесь, если ваш ребенок среди бела дня вдруг захочет отдохнуть — дневной сон пойдет ему только на пользу.
Трудности, связанные с недостаточным физическим здоровьем
Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т. д. — создают трудности в процессе учебы.
Советы родителям:
- Попробуйте вместе с детьми танцевать и «писать» элементы букв руками в воздухе; неплохо писать на больших листах. Ребенок учится свободно держать руку, а это очень полезно для прописей.
- Одна из самых распространенных ошибок — заставлять ребенка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Зачем нужна лишняя нагрузка?
- Если вы видите, что ребенок начал выводить каракули, лучше остановиться на время и отдохнуть. Письмо не должно быть для него наказанием.
- При любых намеках на проблемы обращайтесь к специалистам-медикам.
Кроме того, существует еще несколько крайне важных аспектов, правильное родительское отношение к которым поможет вашим первоклассникам быстро адаптироваться к школе. Среди них:
Авторитет учителя
В детском саду у малыша было две воспитательницы, две няни, музработник и т. д. В школе все по-другому — «учительница первая моя!». И самое главное для малыша-первоклассника — установить контакт с преподавателем. Ведь личность первой учительницы задает тон всей дальнейшей его школьной жизни, отношению к учебе.
Если контакт налаживается, у ребенка может появиться даже некоторая зависимость ребенка от личности учителя.
В ответ на все ваши замечания он запросто может заявить: «А вот нам в школе Ирина Петровна говорит, что это не так пишется (произносится, наклеивается и т. п.)…
» Имейте мудрость не обижаться — это пройдет, как проходит любой период «культа личности» в детской жизни. Вспомните: сначала для него «всем и вся» была мама, затем папа, потом дедушка или любимый дядя, теперь вот первая учительница.
Особенно волнуются по поводу «новой любви» нежно любящие мамы первоклассников. Психологи в этом случае советуют не мучиться бессмысленной ревностью, а попробовать сформировать у ребенка объективный взгляд. Но не перегните палку — здоровый скепсис не должен превратиться в нездоровый цинизм!
И разумеется, ни в коем случае нельзя высмеивать или игнорировать озвученные ребенком рекомендации и оценки учителя.
Недопустимы варианты: «Да что она понимает в аквариумных рыбках, твоя Марина Владимировна!» или «Вам велели покрасить это в золотой цвет? Вот пусть сама и красит — это же будет просто уродство какое-то, а не поделка».
Если ваш ребенок достаточно развит, можно предложить ему подумать над рекомендациями, а не выполнять их слепо; порассуждать, чего от него хотели в том или ином случае, какова была цель именно такого распоряжения и задания.
Зайчика — с собой?
Куколка в рюкзаке, медвежонок в кармане и т. п. — очень распространенные вещи для первоклассников. И девочки, и мальчики часто берут с собой в школу игрушки. Мамы обычно недоумевают: как реагировать? Психологи отвечают однозначно: спокойно.
Игрушка, взятая в школу из дома, — «помощник» в адаптации ребенка к новым условиям. Получается, что ребенок как бы приносит с собой часть своего дома, семьи, привычной дружелюбной обстановки.
С медведем в кармане он чувствует себя более защищенным, сильным, смелым.
Самая неправильная родительская реакция — запрещать, подсмеиваться, стыдить: «Ну вот, ты уже такой большой, а все еще с зайчиками возишься!» Скорее всего ребенок все равно будет продолжать носить с собой в рюкзаке игрушки, но только тайно от вас. А осадок в детской душе останется, доверие к маме будет несколько утеряно, авторитет самую малость, но пошатнется.
Привычка носить игрушки в школу, как правило, сама собой пропадает к концу первого учебного года.
Но если ваш ребенок, уже будучи школьником со стажем, все равно продолжает усаживать в портфель кроликов и зайчиков — стоит задуматься.
Это симптом дискомфорта, испытываемого им в коллективе, назревания проблем во взаимоотношениях с одноклассниками. Обязательно поговорите об этом с учительницей или со школьным психологом.
Трудотерапия
Современные дети очень устают в школе — сейчас нагрузка гораздо серьезнее, чем даже пять-семь лет назад.
Поэтому большинство мам стараются сделать все возможное, чтобы дома ее ребенок полноценно отдыхал, и сами отстраняют детей даже от элементарных домашних обязанностей: помыть за собой тарелку с чашкой, вытереть пыль в комнате, вынести мусор, почистить ботинки.
Конечно, все это быстрее и качественнее может сделать и сама мама, и бабушка, и домработница.
Но ведь домашние обязанности необходимы прежде всего для самого ребенка — для развития его личности! Те же уборка и мытье посуды за собой дисциплинируют, учат ценить домашний труд (иначе как же можно ценить то, с чем ты незнаком), готовят девочку, да и мальчика к будущей самостоятельной взрослой жизни. Кстати, сейчас многие школы снова вводят «дежурства по классу», которые несколько лет назад отменяли как «советский пережиток», а сейчас реабилитировали под названием «трудотерапия».
Иными словами, совет родителям простой: не «отбирайте» у ребенка его нехитрые домашние обязанности только лишь потому, что он теперь первоклашка, который сильно устает в школе. Наоборот, необременительные и посильные домашние хлопоты помогут ему держаться в тонусе…
Школьные годы чудесные
Ну и самое главное. Дорогие родители, имейте в виду: первый учебный год самый трудный для школьника. Для ребенка началась новая жизнь — во всех смыслах этого слова, — и возврата к старому, «детскому» периоду уже не будет. И вам, родителям, следовало бы в этот год как никогда внимательно, но ненавязчиво следить за всеми сферами жизни ребенка.
Не бойтесь перехвалить своего ученика! Каждый малейший успех вашего малыша сопровождайте бурной радостью, самое малозначительное (с вашей точки зрения) мероприятие, связанное со школой, превращайте в общесемейный праздник. Поддерживайте в своем первоклашке позитивный настрой, связанный со школьной жизнью.
Договоритесь с бабушками-дедушками и прочими родственниками о том, чтобы они почаще и искренне интересовались успехами ребенка в школе: для первоклассника очень важны и радость мамы, и одобрение отца, и ласковое слово бабушки. Разрешайте ребенку приводить домой одноклассников и играть с ними, устраивайте детские праздники, принимайте участие в школьных мероприятиях и экскурсиях.
И тогда для вашего ребенка школьные годы действительно будут чудесными!
Источник: http://www.woman.ru/kids/deti-ot-6-do-12/article/43770/
Как помочь ребенку адаптироваться в школе
Занятия по 30-40 минут, новый коллектив, новые требования. Облегчаем ребенку жизнь
Период адаптации первоклассника в школе — важный этап, который способен повлиять на всю оставшуюся жизнь ребенка: будет ли он мотивирован учиться и работать, будет ли иметь внутренние ресурсы на это, будет ли уметь «ставить» себя в коллективе и станет ли целеустремленным человеком. Попробуем разобраться, какие проблемы могут возникнуть в процессе адаптации и какие действия должны совершать родители, чтобы помогать, а не вредить на пути к «свободной» жизни и любимой работе маленького человека.
В наше время изменения происходят ежедневно, если не чаще. В таких условиях самые успешные люди — те, кто умеет постоянно адаптироваться к новым обстоятельствам и продолжает развиваться в них. Детям нового поколения это под силу намного больше, чем людям поколения X (35-55 лет) и Y (36–24 года).
Процесс эволюции учел изменения в ритме жизни и снабдил поколение Z (рожденные после 1995 года) склонностью к быстрой приспособляемости и «схватыванию» материала на лету. Не говоря уже о том, что в детском возрасте скорость обучаемости в принципе очень высока.
Поэтому у всех детей исходные данные подходят для того, чтобы адаптироваться к школе.
В статье «Что делать, если ваш ребенок боится идти в первый класс» мы разобрали проблемы, которые могли возникнуть после прохождения малышом этапов раннего детства и дошкольного возраста. Поэтому здесь останавливаться на них не будем. Перейдем к разбору трудностей, с которыми могут столкнуться первоклассники в процессе адаптации.
Усложнение системы правилами
«Безусловно, каждому ученику нужно определенное время, чтобы эмоционально созреть, ко многому адаптироваться. Это и новые требования к нему как к ученику, и множество одноклассников с разными характерами, и новые педагоги.
Все дети разные, и у каждого могут возникнуть свои трудности: кому-то тяжело привыкнуть к новому режиму дня, выдержать урок в 30 минут (для 1 класса занятия вначале сокращенные), ужиться с соседом по парте», — рассказывает Дана Сухарева, педагог и собственница детского лингвистического центра.
Конечно, перед отправлением ребенка в школу хорошо бы заранее подготовить его к изменению режима. Например, начать заниматься дома за партой и постепенно наращивать время до необходимых 30 минут. Убедиться, что ребенок знает, как он может расслабиться и отдохнуть.
Для этого устраивайте переменки между домашними занятиями по 5-10 минут и «приучайте» малыша к тому, что в это время он может потанцевать, попрыгать, съесть яблоко. Но не играть в компьютер и не смотреть мультики. Также полезно вводить правила, которые начинают дисциплинировать маленького человека.
«По моим наблюдениям за детьми, проблема адаптации возникает у большинства первоклассников. Основная причина — недостаток мотивации к учебе, у кого-то — неполное понимание того, что значит учиться. У многих первоклассников присутствует инфантилизм в бытовом плане, начиная от дороги в школу и заканчивая завязыванием шнурков перед уроком физкультуры», — делится Д. Сухарева.
Примерно в возрасте 6-8 лет детские психологи советует позволять детям брать на себя какие-то несложные обязанности по дому. Например, поливать цветы или мыть посуду.
Это важно для того, чтобы ребенок мог почувствовать себя взрослым и самостоятельным и видел, что вы ему доверяете.
При таком воспитании проблемы инфантилизма можно избежать: «Ты идешь в школу, это новый этап, поэтому на тебе теперь лежит бОльшая ответственность: нужно постараться не потерять сменку и самому завязать шнурки. Как думаешь, справишься?».
Очень важно объяснить, что в школе будут действовать некоторые правила, которые важно уважать. Так, например, О.М. Седова (учитель МБОУ «Прогимназия «Эврика») предлагает собственные правила, с которыми она знакомит родителей на собрании, и советует объяснить их ребенку еще до школы:
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого и не выпрашивай ничего у одноклассников. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Не расстраивайся и не плачь из-за отметок. Никогда не спорь по поводу отметок с учителем и не обижайся на него. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Говори чаще: «Давай дружить», «Давай играть», «Давай вместе пойдем домой».
- Всегда помни: ты не лучше всех, но и не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
На пути к правильной мотивации
«Готовить ребенка к успехам в будущем — не значит набивать его знаниями.
Важнее знаний умение с ними обращаться: ставить цели, формулировать задачи и решать их, исправлять ошибки, не бояться неизвестности, получать удовольствие от того, что делаешь, не страшиться неудач и только через ежедневное общение можно передать ребенку практическую смекалку, умение общаться и делать тот или иной выбор. Ребенок, так или иначе, совершая решительный шаг, будет руководствоваться тем, как в подобной ситуации поступили (или поступили бы) его родители»
Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук
Очевидно, перед тем, как отправить ребенка в школу, вам нужно объяснить ему, что его ждет, что ему нужно делать и какой результат он может получить.
Множество школьных предметов существует для того, чтобы попробовать себя в разных областях, посмотреть, к чему больше есть предрасположенность, найти свои таланты. Ребенок не должен быть мастером во всем (он, конечно, может, но не обязан).
Его цель — понять, что больше нравится, научиться ставить цели и доводить дело до конца, понимать, что результат достигается работой, развить навык самодисциплины и т.д.
Специалисты в области обучения не советует излишне хвалить и, тем более, ругать детей за отметки (дети не должны быть супергероями во всем, помните?). Нужно проявлять интерес к тому, что узнал ребенок на уроке, добиваться, чтобы малыш подробно рассказывал, что ему понравилось, что он заметил и почему обратил на это внимание.
Поддержите беседу, расскажите новый интересный факт из этой сферы. Это поможет вам вызвать увеличение интереса к данному предмету, то есть сместить приоритет с оценки на развитие. Также это расслабит ребенка и поможет ему понять, что вы его не оцениваете, вы просто любите его и интересуетесь его жизнью.
Так это снимет некоторые зажимы и барьеры относительно школы.
Цели для малыша тоже лучше ставить ясно. Не бросайтесь пространными формулировками вроде «Тебе нужно хорошо учиться, чтобы стать успешным человеком». Ребенок этого не понимает. Ему нужны очень конкретные и небольшие по срокам цели.
Например, «тебе нужно пересказать это стихотворение, чтобы потом хорошо написать проверочную работу». Тогда у малыша будет складываться правильный ассоциативный ряд «Подготовка — хороший результат».
Также лучше избегать попыток мотивировать детей к учебе с помощью денег: «Если закончишь эту четверть хорошо, я куплю тебе новый телефон».
Это приводит к краткосрочному результату, а в долгосрочной перспективе вы показываете, как вами можно манипулировать: «Я поступлю в университет, но ты мне купишь квартиру», — большие детки, большие бедки. А вы как хотели? Человек должен понимать, что совершает действия для себя. Его результат — для него, а не для вас.
Когда ребенок идет в школу, его режим резко меняется: раньше он мог целыми днями бегать и играть, а теперь полдня занимает «сидячая работа» (еще и домашние задания, если они есть). Проследите, чтобы малыш гулял дважды в день (минимум по 30 минут).
Например, 15 минут перед школой и 45 — перед выполнением домашних заданий, еще лучше если отдых на свежем воздухе занимает больше часа. Также важно, чтобы ребенок хорошо высыпался: в таком возрасте нужно спать не менее 12 часов.
Если с утра ваши дети встают вялые и недовольные, значит, нужно выключать с вечера телевизор и идти на прогулку перед сном. Если ребенок привык спать днем, устраивайте ему сон-час после школы.
Несмотря на то, что он получил новый социальный статус, он все еще маленький, и ему точно также нужны ваши забота и поддержка. А также возможность побыть маленьким: не выгоняйте его, если он хочет посидеть у вас на коленках или побаловаться, играя.
Конечно, помимо всего прочего, вам необходимо познакомиться с учителем и выстраивать с ним хорошие отношения (всегда идет перенос отношения с родителя на ребенка).
Держите связь, интересуйтесь поведением и успехами своего малыша, попросите приглядеть за ним, если сильно волнуетесь. Поверьте, все проходят через этот этап, и никто еще не умер. И вы тоже.
Если никакие разговоры с ребенком не помогают исправить положение, никогда не лишнее, как всегда советует автор, обратиться к детскому психологу. А вам — к взрослому. Удачи!
Источник: https://activityedu.ru/Blogs/psy/kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya-v-shkole-/
Дети в первом классе: адаптация первоклассников
Статьи » Первый раз в первый класс
Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузка на детскую психику. То беззаботное дошкольное время, когда можно было с утра до вечера только играть, сменяется ежедневной работой — учебными занятиями, которые требуют от первоклассника напряженного умственного труда, активизации внимания, усидчивости и правильной рабочей позы в течение всего урока.
Ребенок, впервые придя в школу, встречает новый детский коллектив, знакомится с новыми взрослыми людьми. Ему нужно установить контакты с одноклассниками и учителями, научиться выполнять новые обязанности, новые требования дисциплины. Не все дети одинаково легко справляются с этим.
Как отмечают психологи, многим первоклассникам, особенно шестилеткам, трудно дается социальная адаптация, потому что в ребенке не сформировалась еще личность, способная принять строгий школьный режим и школьные обязанности. Год, который отделяет шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен с точки зрения психического развития.
Те социальные нормы и требования, к которым готов ребенок семи лет, очень часто ребенок шести лет просто не в состоянии принять.
В этот период как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для его здоровья научиться выполнять новые правила и требования педагога, как плавно перейти от игровой деятельности, которая была основной у дошкольника, к новой сложной учебной.
Как показывает практика, труднее всего адаптируются к новым условиям гиперактивные дети. Им необычайно сложно сидеть за партой и концентрировать свое внимание на учебном процессе. Такие дети могут вскакивать во время урока, громко говорить, вставать и ходить по классу. Часто гиперактивные дети не чувствуют дистанцию между собой и учителем. Есть и другая категория детей, которые не шумят, не выкрикивают с места, никому не мешают, но им также трудно высидеть весь урок. Через 15 минут у них пропадает интерес к занятию, они смотрят в окно, отвлекаются на что-то постороннее. У таких детей быстро наступает утомление, нервная система легко истощается. В идеале учитель должен предложить такому ребенку индивидуальный график занятий. Но часто бывает, что учитель в силу своей занятости и спешке на уроке не замечает «отстающих». В таких случаях оправдано вмешательство родителей, которые лучше знают свое чадо, и в частной беседе могут подсказать выход из сложившейся ситуации.
Некоторые первоклашки, уходя из дома в школу, берут с собой игрушки. Не стоит запрещать этого делать. Родителям надо только объяснить, что играть можно лишь на переменах. Дети не случайно берут с собой игрушки. Рядом с любимой куклой или машинкой ребенок чувствует себя защищенным.
Игрушка — это частичка любимого и безопасного дома. Особенно важно чувство защищенности для робких и застенчивых детей. Им трудно сблизиться с одноклассниками, включиться в совместные игры.
Позже они, конечно, вольются в коллектив и будут чувствовать себя комфортно среди одноклассников, а пока, на первых порах, пусть будет рядом с ними любимая игрушка.
Первые недели учебы, а иногда и месяцы, организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и ритму жизни. Поэтому у первоклассников могут появляться жалобы на усталость, общее недомогание, возникать плаксивость, раздражительность. Нередко нарушается сон, снижается аппетит. У детей в начальных классах могут возникнуть трудности психологического характера: страх перед учителем, отрицательное отношение к учебе, недооценка своих способностей и возможностей. Этот период адаптации ребенка к школе называют иногда «школьным стрессом». Кроме того, что ребенок в 7 лет идет в школу и испытывает огромный стресс, связанный с адаптацией к новым условиям, в этом же возрасте отмечается очередной возрастной кризис. Как известно, пока ребенок растет, он проходит через три наиболее важных кризисных изменения: первый отмечается в возрасте 3-4 лет, второй 7-8 лет и третий в подростковый период 13-16 лет. В это время отмечаются существенные изменения в организме ребенка: быстрый рост, изменения в работе нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. В период возрастного кризиса у ребенка могут отмечаться перепады настроения, раздражительность, ранимость, повышенная утомляемость, происходят изменения в характере. Родителям нужно более внимательно относиться к детям в этот переломный для них момент. Важно замечать все изменения в детском поведении, пытаться понять, чем они обусловлены, помочь направить ребенка в нужное русло.
Виды адаптации первоклассников
Адаптация ребенка к школе — процесс многоплановый. Его составляющими являются социально-психологическая и физиологическая адаптации.Эти составляющие связаны между собой.
Успешное обучение, хорошее самочувствие, умение взаимодействовать с одноклассниками и учителями, выполнять школьные требования, — все это возможно при формировании физиологической и социально-психологической адаптации.
Социально-психологическая адаптация
Когда ребенок впервые идет в школу, у него появляется новая социальная роль — роль ученика. Изменение социального статуса влечет за собой изменение самосознания первоклассника, у ребенка происходит переоценка ценностей. То, что было значимым в дошкольном возрасте, становится второстепенным, а более ценным становится то, что имеет отношение к учебе. Не все дети одинаково быстро принимают и вживаются в новый статус школьника. Некоторым требуется определенный период времени, чтобы осознать свою новую роль. Помочь плавно подняться на ступень выше (от дошкольника к школьнику) могут учитель и родители ребенка.В первом классе ребенок вливается в абсолютно новую для него среду, его окружают новые лица. Чтобы облегчить социально-психологическую-адаптацию первоклассников, им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, со школой и ее правилами.
По тому, как быстро первоклассники проходят социально-психологическую адаптацию, их можно условно поделить на 3 группы.
Источник: https://detisochi.ru/articles/627
Доклад "Как помочь ребенку при адаптации в школе в 1 классе"
- Как помочь ребенку при адаптации
- в школе в 1 классе
- Подготовила
Чуванько Т.В.
Проблема адаптации первоклассников к школе
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются.
Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем.
При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых — учителя и родителей.
Что же является наиболее сложным для первоклассников? Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.
Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока учитель спросит) стали привычными.
Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение.
Часто учителю достается роль внешнего контролера, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям.
В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением внешнего контроля и с удовольствием нарушает их, как только внешний контроль ослабевает.
Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг c другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто и через полгода учебы дети не знают имен большей части одноклассников. Все это замедляет процесс адаптации, так как прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде не знакомых условиях, незнакомой обстановке.
- Конечно, и учитель, и воспитатель заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
- Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками.
- Задачи адаптационных занятий:
- — Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
- — Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
- — Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- — Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
- — Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
- — Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
- — Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
Я.Корчак писал: «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок смеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью?…Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребёнок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и всё это любовно. Он прав».
Как помочь ребенку при адаптации?
Помочь детям в адаптации к школе могут сказки. Поэтому чтение и просмотр сказок, в этот период, желательно проводить ежедневно. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам.
Первоклассникам легче осознавать свои поступки, переживать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др.
позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление, учат прощать и любить.
- Сказки для школьной адаптации:
- — Создание «Лесной школы»:
- «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе»,»Школьные правила»
- — Сказки об отношении учеников к вещам :»Собирание портфеля», «Госпожа Аккуратность», «Жадность»
- — Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям:»Домашнее задание», «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка».
— Сказки о здоровье и о том, как стать большим :»Режим. Телевизор», «Бабушкин помощник», «Больной друг».
- — Сказки о школьных конфликтах :
- «Ябеда», «Шапка-невидимка (демонстративное поведение)», «Спорщик», «Обида», «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна (межполовые конфликты)».
- Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи обязательно помогают.
Родительская любовь и забота — это главное, как бы банально это ни звучало. Ребенок как никогда нуждается в них. Семейные неурядицы — враг успешной адаптации ребенка к школе и, наоборот, комфортная психологическая обстановка дома поможет легче привыкнуть к новой обстановке.
Отнеситесь с пониманием к тому, что в период адаптации к школе дети часто начинают вести себя «как маленькие»: просятся на руки, капризничают. В этот период ребенок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что мама и папа всегда рядом.
Придерживайтесь четкого режима — подъем в 7.00, отход ко сну не позже чем в 21.30. Некоторые дети, которые и в детском саду любили днем поспать, могут сохранять и часовой дневной «тихий час».
Не забудьте про сбалансированное питание: обязательно горячий завтрак, фрукты, овощи в течение дня. В состоянии стресса (а первые месяцы учебы будут настоящим стрессом для вчерашнего детсадовца) организм в большей степени подвержен инфекции, поэтому правильное питание снизит риск простудных заболеваний.
Если у родителей будущего первоклассника есть опасения, что ребенок будет часто болеть, лучше заранее проконсультироваться с педиатром или с аллергологом-иммунологом, который поможет квалифицированным врачебным советом. Все лекарства для укрепления здоровья ребенка с хроническим заболеванием необходимо начинать принимать с первого учебного дня.
Не нужно спешить записывать его в кружки и секции. Это может привести к повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительности и проблемам со здоровьем. Также лучше постараться избежать «продленки», хотя бы в течение первого полугодия.
Родителям нужно поддерживать в семье положительное отношение к учебе. Ни в коем случае нельзя постоянно вести разговоры о том, как сложно учиться в школе, — у ребенка может появиться страх, боязнь неудачи. При этом важно быть честными и не перегнуть палку, рассказывая, как легко и прекрасно учиться в школе.
Помогайте первое время ребенку собирать портфель. Это не значит, что вы должны сделать всё за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. Удобно также повесить расписание на стену, чтобы оно было вечером перед глазами.
Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Это не страшно, надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. С любимым мишкой ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками, так что пока пусть будет рядом любимая игрушка.
Родители могут помочь ребенку при адаптации:
- В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
- Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
- Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
- Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
- Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
- Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
Надо помнить, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.
Признаки успешной адаптации к школе
- Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.)..
- Второй признак — насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность и не сравнивать с другими детьми.
4
Источник: https://multiurok.ru/files/doklad-kak-pomoch-riebienku-pri-adaptatsii-v-shkol.html