Индивидуальная программа развития ребенка с зпр: как перейти на новый уровень

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр: как перейти на новый уровень

Процент дошкольников и школьников, страдающих задержкой психического развития (ЗПР), растет с каждым годом. Однако данная патология не должна быть причиной отказа от воспитания ребенка и получения им образования. Современная педиатрия, психология и педагогика позволяют малышам и подросткам получить необходимые навыки, адаптироваться к социальной среде окружающему миру, максимально развить свои способности.

Особенности обучения пациентов с ЗПР

Диагноз ЗПР ставится детям в возрасте до 12-13 лет. Задержкой психического развития считают замедление скорости формирования различных психических функций (восприятие, мышление, способность запоминать, обрабатывать информацию).

Важно! По достижении подросткового возраста базовые показатели приходят в соответствие с общепринятыми нормами, при условии, что воспитание и образование детей с задержкой психического развития соответствует определенным нормам. Если же заторможенность психических реакций сохраняется в старшем возрасте, говорят об умственной отсталости, инфантилизме.

Задержка психического развития детей дошкольного возраста также определяет работу с ними.

Обучение навыкам, соответствующим возрасту, у таких ребят нужно начинать достаточно рано, что стимулирует формирование психофизических реакций и готовит дошколят к учебному процессу.

Педагог должен учитывать особенности такого малыша и приготовиться к тому, что даже простые задания вызывают у него затруднения и выполнение их требует длительного времени.

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр: как перейти на новый уровень

  • В возрасте 3-6 лет возможно диагностировать ЗПР, но в дальнейшем необходимо уточнение диагноза и дифференцирование этого отклонения от других патологических состояний.
  • Требования к педагогическому процессу:
  • Нужно учитывать, что существуют различные группы детей с задержкой психического развития. В зависимости от причин, которые вызвали данное отклонение, различают:
  • церебрально-органическую патологию;
  • соматогенную задержку;
  • психогенную задержку;
  • конституциональную патологию.

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр: как перейти на новый уровень

Тип патологии определяет работу педагога с каждой группой:

Тип патологии Индивидуальные особенности
Церебрально-органический Отличается самым неблагоприятным прогнозом, обучение их затрудняет психоэмоциональная незрелость. На фоне патологии ЦНС присутствует нарушение восприятия информации, безразличие к окружающему миру, заторможенность мыслительных реакций. Обучение в этом случае включает в себя мероприятия по устранению патологии нервной системы.
Соматогенный Определяется задержка психофизического развития. Во время обучения они испытывают страх и неуверенность, возможно нарушение развития межличностных связей. Образование этой группы организуют с учетом особенностей характера, используя различные меры поощрения, развивая уверенность и помогая в социальной адаптации. Одновременно необходимы укрепляющая терапия, ЛФК и другие мероприятия, стимулирующие физическое развитие.
Психогенный Формируется вследствие психологических травм и приводит к нарушению психических реакций. Коррекция направлена на улучшение нервно-психических функций, усвоение новых знаний и развитие интеллекта.
Конституциональный Определяет общий инфантилизм в эмоционально-волевой сфере, такие ученики невнимательны, внушаемы, им сложно сосредоточиться на конкретной задаче, уроке. Обучение при этой патологии направлено на тренировку усидчивости, внимания.

Коррекционное обучение детей с задержкой психического развития

Задача воспитания и образования ребят с ЗПР сводится к нормализации психических реакций и содействию в адаптации к миру, межличностных отношениях, освоении знаний в соответствии с возрастом.

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр: как перейти на новый уровень

Организация образовательного процесса

Согласно нормативно-правовым актам федеральной законодательной базы РФ в целях улучшения обучающего процесса созданы специализированные заведения. Это школы для детей с задержкой психического развития, интернаты и классы коррекции на базе общеобразовательных школ.

Эти специализированные заведения относят к коррекционным учреждениям VII типа. Они дают начальное и основное общее образование (1, 2 ступень). Набор учащихся в специализированные классы ведут строго по вынесению диагноза медицинской комиссией и с разрешения родителей.

В подготовительный коррекционный класс берут детей с 6 лет, в первый класс – с 7 лет. Если ученик с семи лет начал обучение в обычной школе, то его принимают во второй класс специального заведения, в случае начала обучения с шести лет – в первый класс.

Максимальное количество школьников в одной группе — не больше 12 человек. Это объясняется необходимостью личностного подхода к образованию детей с ЗПР. Обучение на базе обычных школ в специальных классах происходит с использованием тех же учебников, что и у других детей. Материал, изложенный в них, сокращают и упрощают для повышения качества восприятия.

Продолжительность концентрации на теме занятий у детей с задержкой психического развития обычно не больше 20 минут – это максимальный отрезок времени, в течение которого они способны усваивать новую информацию, затем наступает утомляемость.

Для качественного восприятия педагогу в процессе урока рекомендовано использовать наглядные примеры, аналогии, дидактические материалы, важно заинтересовать учащихся.

Необходимо обращать отдельное внимание на каждого ученика, выясняя трудности, которые он испытывает, концентрируясь на теме занятия, помогать ему справиться с возникшей проблемой.

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр: как перейти на новый уровень

В чем заключается специализированное обучение

Особенностью коррекционно-развивающего обучения является его многопрофильность и многозадачность. Помимо общеобразовательной программы, врачи и педагоги проводят индивидуальные занятия, цель которых — выявить причины отставания в развитии, провести коррекцию и отследить динамику процесса.

Личная работа с каждым школьником помогает в понимании материала и повышает качество обучения. В процессе повторения и обобщения пройденной на уроке темы, родителям и педагогам нужно помнить, что ученики с особенностями не в состоянии освоить всю тему полностью.

Результативнее разбивать материал на отдельные подтемы и проверять, насколько полно и качественно усвоен материал. Обязательно хвалить, поощрять ученика, проявлять терпение и заинтересованность.

Такая помощь детям с задержкой психического развития повышает их самооценку, усиливает веру в собственные возможности.

Особенностью работы с подобными учениками служат специальные методы, основанные на неоднократном повторении и тренировке памяти, мышления. Коррекционные упражнения проводят на совместно-индивидуальных уроках, с учетом категории детей с задержкой психического развития.

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр: как перейти на новый уровень

В зависимости от нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы, интеллекта или межличностного восприятия педагоги занимаются тренировкой интеллекта, внимания, речи, корректируют имеющиеся нарушения.

Количество часов, выделенных на проведение индивидуально-групповых занятий, не превышает 3 часа в неделю для начальной группы, 1 час для старшей группы. Не рекомендуется приглашать на такой урок более трех человек одновременно, ученики должны иметь похожие недостатки и пробелы в плане образования.

В процессе основных и вспомогательных уроков отмечают поведение детей с задержкой психического развития. Некоторым ученикам свойственно преобладание процессов торможения – они отличаются замедленной реакцией на происходящее, пассивностью. Другие наоборот — излишней возбудимостью, неусидчивостью, невозможностью сосредоточиться на определенном действии. Все это учитывают во время обучения.

Образовательный процесс организуют в соответствии с особенностями психологии детей с задержкой психического развития. Необходимо комплексное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние, а также ликвидация недостатков в знаниях школьника.

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр: как перейти на новый уровень

Коррекционное образование при диагнозе ЗПР имеет несколько направлений:

  • диагностическое;
  • консультативное;
  • лечебно-профилактическое;
  • развивающее;
  • корректирующее;
  • социально-трудовое.

Важно! Во время обучения рекомендован регулярный контроль динамики психофизического состояния ученика, проверка качества обучения и готовности к общешкольной программе. По каждому ученику проводится отдельный педсовет, не реже одного раза в четвертной период, где решается вопрос о продолжении обучения в коррекционном заведении.

Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития основывается на оценке уровня полученных знаний, формировании соответствующих возрасту психологических реакций, нормализации психоэмоционального состояния ученика. В случае успешной коррекции отставания дети прекращают обучение в специализированном классе и переходят на программу общеобразовательной школы в обычном классе со сверстниками.

Видео

004

Источник: https://onlymama.ru/narusheniya-intellekta/zpr/obuchenie-detej-s-zpr/

Научно–методическая разработка «Индивидуальная программа коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с задержкой психического развития"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 200
 

Научно – методическая разработка по теме:
«Индивидуальная программа коррекционно-развивающего сопровождения ребенка
с задержкой психического развития

в дошкольном учреждении»

Учитель – дефектолог:
Карнаущенко Анжелика Юрьевна
I квалификационная категория г. Хабаровск
2014 г.
Индивидуальная программа коррекционно-развивающего сопровождения ребенка
с задержкой психического развития

в дошкольном учреждении

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство.
Разработка индивидуального коррекционно-развивающего маршрута позволяет осуществлять индивидуальный подход в коррекционно-образовательном процессе.
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальном коррекционно-развивающем сопровождении.
Индивидуальное сопровождение включает в себя систему, взаимосвязанных по целям, времени задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в развитии воспитанника, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие способностей ребенка. Структура индивидуальной программы сопровождения для конкретного ребёнка включает в себя:
диагностику;
индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
график динамики развития ребёнка по разделам программы;
характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.
Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики. Все этапы диагностики, отражаются в «Диагностической карте ребёнка» (Приложение 1).
Структура этой карты включает в себя следующее:
общие сведения о ребёнке;
сведения о родителях, условия воспитания в семье;
заключения специалистов о состоянии здоровья ребенка, наличие инвалидности;
психолого-педагогическое обследование, которое включает:
— внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица),
— состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность),
— средства общения,
— использование мимики и жестов,
— исследование движений и действий (состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, готовность руки к овладению письмом).
— изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире,
— состояние психофизических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)
— особенности речевой деятельности (фонематические восприятие, состояние лексики, грамматический строй и связная речь).
— особенности математических представлений.
Изучение каждого процесса происходит с помощью различных диагностических методик. Анализ полученной информации позволяет разработать индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут (Приложение 2).
Цели работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:
-повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
-социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.
-коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
-направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени (весь период воспитания и обучения в группе). Динамика коррекционно-развивающего процесса отражается в графике (сводном листе обследования) динамики (Приложение 3). График динамики развития заполняется по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, состояние психических процессов.
Такой график позволяет наглядно показать результативность коррекционно-развивающей работы, проанализировать проблемы (Что удалось? Что не получилось? Почему?), выбрать дальнейшие шаги деятельности.
В процесс сопровождения активно вовлекаются родители, так как именно они в первую очередь должны быть осведомлены о проблеме ребенка. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды:
— положительная динамика: высокий уровень;
— относительно – положительная динамика: средний уровень;
— незначительная или отрицательная динамика: низкий уровень;
Динамика развития зависит от выраженности нарушения. Таким образом, в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР развивается мыслительная деятельность, что способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.

Читайте также:  Развитие ребенка в семь месяцев жизни: особенности питания и ухода за малышом

В результате работы у детей повышается уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшается память, внимание; активизировался пассивный и активный словарь. Дети становятся общительными и организованными, что свидетельствует о правильно организованной коррекционно-развивающей деятельности.

 

Весь текст материала находится в приложенном файле

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр: как перейти на новый уровень Индивидуальная программа развития ребенка с зпр: как перейти на новый уровень Индивидуальная программа развития ребенка с зпр: как перейти на новый уровень

Источник: http://ya-uchitel.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/planirovanie/nauchno_metodicheskaja_razrabotka_po_teme_individualnaja_programma_korrekcionno_razvivajushhego_soprovozhdenija_rebenka_s_zaderzhkoj_psikhicheskog/147-1-0-10296

Индивидуальная коррекционная программа воспитания, обучения и развития детей на I полугодие с ЗПР 5 -6 лет

Главная / По задаче / Управление доу Скачать

39.98 КБ, 571653.docx Губанова Елена Ивановна, 30 Мар 2015

Одной из приоритетных задач нашего ДОУ является оказание комплексной, коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами развития познавательных процессов разной степени выраженности.

Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР мы определили индивидуальной программой для каждого ребенка. Этой программой пользуются все специалисты, занимающимися с этими детьми. Программу составляем творческой группой 2 раза в год.

Губанова Елена Ивановна

Похожие материалы

Тип Название материала Автор Опубликован
документ Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития. Малышева Анжелика Леонидовна 31 Мар 2015
документ Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет «Цветные ладошки» Семенова Татьяна Викторовна 30 Мар 2015
документ Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3 – 5 лет «Волшебные краски» Щеглова Ольга Васильевна 19 Янв 2016
документ Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (9-12 мес) Чумакова Елена Ивановна 30 Мар 2015
документ Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением шовгеня юлия владимировна 31 Мар 2015
презентация Индивидуальная программа обучения и развития ребенка Васильева Галина Валентиновна 21 Мар 2015
документ Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии Макарова Наталья Викторовна 31 Мар 2015
разное Игры и упражнения для развития моторики и психомоторики детей с зпр Зинько Ирина Юрьевна 20 Мар 2015
документ Внедрение коррекционно-развивающих технологий, оптимизация тифлопедагогических условий для качественного обучения, воспитания, развития и социализации детей с глубокими нарушениями зрения на примере прошлого учебного года в ГБОУ школе-интернате № 3 Королёва Ирина Алексеевна 1 Мая 2015
документ Использование инновационных программ Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». И.А.Лыкова Козырицкая Виктория Валентиновна 13 Апр 2015
документ Рабочая программа студии изобразительного творчества «Вдохновение» (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве&raq Дьяченко Елена Александровна 31 Мар 2015
документ Примерная индивидуальная программа развития и воспитания на ребенка от 0 до 3 месяцев. Антоненко Мария Федоровна 30 Мар 2015
документ «Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада» Радуга Блохина Ольга Алексеевна 5 Апр 2015
документ Доклад на тему «Основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате 8 вида» Благова Марина Александровна 4 Апр 2015
документ «Особенности развития и воспитания детей-сирот дошкольного возраста с синдромом материнской депривации» Попова Ольга Евгеньевна 5 Апр 2015
разное Индивидуальная программа обучения ребёнка, имеющего сложные и множественные нарушения развития Бевзюк Елена Борисовна 30 Мар 2015
документ Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. Горовая Надежда Владимировна 30 Мар 2015
презентация Показатели психического развития здоровых детей и детей с ЗПР в возрасте 4 лет Свиридова Екатерина Алексеевна 8 Дек 2015
документ Игра как средство воспитания и развития дошкольников с ЗПР Потаранова Людмила Александровна 9 Апр 2015
документ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта. Галишникова Елена Ивановна 31 Мар 2015
документ Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта Дацкевич Татьяна Николаевна 7 Апр 2016
документ Индивидуальная программа на полугодие ОНР-III ур.р.р. Стародубцева Елена Валерьевна 11 Апр 2016
документ Индивидуальная программа на полугодие Стародубцева Елена Валерьевна 11 Апр 2016
документ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ в диагностической группе (ЗПР) для детей 5 – 7 лет Евтенко Наталья Валентиновна 31 Мар 2015
разное Индивидуально — коррекционная программа развития и воспитания учащегося Шемякова Наталья Викторовна 24 Мая 2015
презентация Презентация «Совершенствование методов обучения и воспитания на основе использования современных технологий и техник в школе для детей с ТНР.» Миличкина Анна Викторовна 4 Окт 2015
документ Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования и развития процесса словообразования учащихся с ЗПР. Ефимова Татьяна Валерьевна 4 Апр 2015
Конспект открытого НОД по восприятию художественной литературы и фольклора «По следам знакомых сказок» для детей с ЗПР 4-5 лет Хен Наталья Владимировна 17 Мая 2018
документ Статья на тему: «Сенсорное воспитание детей с ЗПР. Задачи,формы и методы сенсорного воспитания». Ионычева Елена Владимировна 31 Мар 2015
документ Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС) Рыбалкина Елена Вячеславовна 20 Мар 2015
документ Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС) Рыбалкина Елена Вячеславовна 20 Мар 2015
документ Статья на тему «Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания» Бордавкова Виктория Викторовна 31 Мар 2015
презентация, документ Обеспечение дифференциации, индивидуализации воспитания и обучения как условие построения траектории индивидуального развития старшего дошкольника с общим недоразвитием речи Кознова Ольга Семёновна 21 Мар 2015
документ Статья «Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни.» Кривицкая Татьяна Евгеньевна 20 Ноя 2015
документ Коррекционная работа по развитию связной речи у детей с недостатками слуха и ЗПР на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСУР Золотарева Татьяна Сергеевна 1 Апр 2015
документ Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г. Якшина Татьяна Викторовна 20 Мар 2015
презентация, документ Проект на тему:»Технология развития устной и письменной коммуникации у учащихся с ЗПР на уроках русского языка и литературы в условиях интегрированного обучения» Семенюк Наталья Валериевна 29 Июл 2015
разное Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении Щербакова Елена Игоревна 31 Мар 2015
разное Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении Щербакова Елена Игоревна 31 Мар 2015
разное Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении Щербакова Елена Игоревна 31 Мар 2015
Читайте также:  Ребенок в 6 недель: развитие первых недель жизни

Источник: https://pedportal.net/po-zadache/upravlenie-dou/individualnaya-korrekcionnaya-programma-vospitaniya-obucheniya-i-razvitiya-detey-na-i-polugodie-s-zpr-5-6-let-463744

Правовой навигатор — Дети с задержкой психического развития (программы 7.1., 7.2.)

Требования к специальным условиям получения начального общего образования установлены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598):

вариант программы 7.1.

вариант программы 7.2.

В структуру адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ включаются обязательные коррекционно-развивающие курсы, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами с 1 сентября 2016 года (распространяются на отношения, возникающие с 1 сентября 2016 года, т.е. действуют для первоклассников 2016 года и последующих лет). Обязательные коррекционные курсы, предусмотренные стандартами, могут быть дополнены образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК и с учетом ИПРА.

Обязательные коррекционные курсы являются составной частью адаптированной образовательной программы и являются для обучающегося бесплатными.

Обязательные коррекционно-развивающие курсы для обучающихся с задержкой психического развития.

Из СанПиНов к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26):

  • «Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.
  • Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, состоящей из учебного плана общеобразовательной организации, включающего обязательную часть и часть, формируемую участниками отношений, а также из часов, необходимых для проведения реабилитационно-коррекционных мероприятий, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.
  • Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.»

За создание специальных условий для получения образования плата в государственных и муниципальных образовательных организациях не взимается, это для семьи бесплатно.

Коррекционные занятия являются составной частью образовательных программ при обучении ребенка с ОВЗ и плата за них также взиматься не может.

Если школа требует для предоставления коррекционных услуг, включенных в образовательную программу, заключить договор о платных услугах, обращайтесь в орган образования для разрешения ситуации.

Источник: http://navigator.osoboedetstvo.ru/explanation/276.html

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа)

Барсукова О. В.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа) [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар.

науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 134-136. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13617/ (дата обращения: 31.10.2019).



Основная цель — планирование, организация и проведение работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, которые испытывают трудности при освоении программного материала; профилактика вторичных проявлений, вызванных основным нарушением; помощь семье в создании благоприятных условий для развития ребенка.

Основные направления деятельности:

  1. психолого-педагогическая диагностика (дефектологическое обследование);
  2. Коррекционно-развивающая деятельность;
  3. Мониторинг уровня развития ребенка, педагогическое наблюдение.
  4. Консультирование субъектов образовательного процесса.

Задачи программы:

а). Образовательные: формировать способы ориентировки в новых видах деятельности; формировать продуктивные виды деятельности; формировать коммуникативные компетенции; систематизировать и расширять имеющиеся представления об окружающей действительности.

б). коррекционно-развивающие: развивать сенсомоторную сферу ребенка; развивать познавательную активность ребенка; развитие психических функций ребенка в процессе совместной и самостоятельной деятельности; развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

в). воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности.

  • Объем рабочей программы: программа рассчитана на один год обучения.
  • Продолжительность 1 занятия: 30 мин (2 раза в неделю); 7–8 занятий в месяц.
  • Форма реализации: индивидуальная и (или) подгрупповая.
  1. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
  1. Диагностика. Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование.
  2. Индивидуальные (или подгрупповые) занятия.

Формирование умения действовать по 2–3 ступенчатой инструкции; формирование умения действовать по алгоритму, плану; развитие познавательной активности; развитие мыслительных операций (классификации и обобщения, анализа и синтеза, сравнения, делать простые выводы, элементарные умозаключения); развитие ориентировки в пространстве и времени; формирование элементарный математических представлений; развитие мелкой моторики и графических навыков; систематизация и расширение имеющихся представлений об окружающем; развитие эмоционально-волевой сферы; закрепление пройденного материала; индивидуальная психолого-педагогическая поддержка во время образовательной деятельности; коррекционно-педагогическая деятельность во время режимных моментов.

  1. Мониторинг. Педагогическое наблюдение.Итоговая диагностика. Психолого-педагогическое (дефектологическое) обследование.
  2. Консультирование субъектов образовательного процесса.
  1. Календарно-тематический учебный план программы
Месяц Занятие № Наименование разделов/тем занятий Кол-во занятий Форма контроля
Декабрь 1 Первичная диагностика познавательного развития детей 1 Анализ протоколов
Декабрь 2, 3 Уточнение представлений ребенка о себе, своей семье, цветовые предпочтения 2 наблюдение
Декабрь 4, 5 Уточнение представлений ребенка о временах года, частях суток 2 наблюдение
Декабрь 6 Уточнение представлений ребенка о животных, птицах 1 наблюдение
Декабрь 7, 8 Уточнение представлений ребенка о растениях, фруктах, овощах 2 наблюдение
Январь 9, 10 Уточнение представлений ребенка о предметном мире, погоде 2
Январь 11 Дифференциация по форме 2 наблюдение
Январь 12, 13 Сравнение по форме (сериации, классификация, анализ, синтез) 2 наблюдение
Январь 14 Развитие воображения «В мире форм» 1 наблюдение
Февраль 15, 16 Совмещение признаков «цвет» и «форма» 2 наблюдение
Февраль 17, 18 Классификация предметов признакам 2 наблюдение
Февраль 19, 20 Сравнение по размеру 2 наблюдение
Февраль 21 Сравнение по размеру в игровой и творческой деятельности 1 наблюдение
Март 22, 23 Развитие мышления, уточнение представлений о последовательности 2 наблюдение
Март 24, 25 Развитие пространственно-временных представлений в связной речи 2 наблюдение
Март 26, 27 Развитие временных представлений 2 наблюдение
Март 28, 29 Развитие мышления, понимание знаковых символов 2 наблюдение
Апрель 30, 31 Развитие связной речи, расширение предикативного словаря 2 наблюдение
Апрель 32, 33 Развитие познавательной деятельности и безопасность жизнедеятельности 2 наблюдение
Апрель 34, 35 Систематизация и обобщение представлений о временах года 2 наблюдение
Апрель 36, 37 Развитие речи, словообразование, родственные слова 2 наблюдение
Май 38, 39 Развитие речи, рассказ-описание предмета 2 наблюдение
Май 40, 41 Развитие пространственных представлений в речи. Понимание предлогов 2 наблюдение
Май 42, 43 Уточнение представлений ребенка о себе, своей семье и домашнем адресе 2 наблюдение
Май 44 Развитие мышления. Противоположности 1 наблюдение
Май 45 Первичная диагностика познавательного развития детей 1 Анализ протоколов
Июнь 46, 47 Развитие мышления. Аналогии 2 наблюдение
Июнь 48, 49 Развитие временных представлений, систематизация личного опыта 2 наблюдение
Июнь 50, 51 Систематизация личного опыта 2 наблюдение
Июнь 52 Итоговая диагностика 1 наблюдение
Июнь 53, 54 Обобщение пройденного в творческом проекте «Здравствуй, лето» 2 наблюдение
  1. ‒ развитие познавательного интереса;
  2. ‒ формирование представлений о свойствах предметов;
  3. ‒ развитие речи;
  4. ‒ формирование элементарный математических представлений;
  5. ‒ развитие графо-моторных навыков;
  6. ‒ Психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению.
  1. Требования кусловиям реализации программы
Читайте также:  Игра как средство развития ребенка: как стимулировать раннее развитие дошкольников

Условия для реализации программы: кабинет с зонированием пространства; электронная почта для рассылки рекомендаций и коррекционно-развивающих материалов родителям.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13617/

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа для учащегося 2 класса с диагнозом: ЗПР, ОНР 3 уровня

Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Шемонаихинский район, с. Усть-ТаловкаКГУ «Общеобразовательная средняя школа-гимназия им. И.М.Астафьева»

Педагог-психологГилёва Елена Алексеевна

Введение.

В настоящее время наблюдается рост числа учащихся с ограниченными возможностями.

Согласно  «Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы» : в 2005году – 124 тысячи, 2010 год – свыше 149 тысяч учащихся с ограниченными возможностями.

Тем актуальнее ставится вопрос о психолого-педагогическом сопровождении учащихся с особыми познавательными потребностями в общеобразовательных учреждениях.

  • В «Методических рекомендациях психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями» [6], «психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки ребёнку и представляет собой целостную, системно-организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями». Основными задачами, которого являются:
  • «1) Организация ранней коррекции нарушений развития детей;
  • 2) помощь (содействие) ребёнку е его семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • 3) психологическое обеспечение образовательных и воспитательных программ;
  • 4)  развитие психолого-педагогической компетенции (психологической культуры) педагогов, воспитанников,  родителей;
  • 5)мониторинг результативности коррекционно-развивающей, воспитательной работы и обучения ребёнка (психолого-педагогический мониторинг)».
  • Там же выделены основные направления психолого-педагогического сопровождения ребёнка:
  • «1) комплексное изучение особенностей психофизического развития ребёнка, выявление потребностей в конкретных коррекционных психолого-педагогических мероприятиях;
  • 2) разработка и реализация конкретной коррекционно-развивающей программы, адекватной возможностям и потребностям ребёнка;
  • 3) проведение индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно- развивающей работы;
  • 4) консультативная и просветительская деятельность;
  • 5) научно-методическая деятельность;
  • 6) осуществление психолого-педагогического мониторинга».
  • Таким образом, в данном проекте образовательной программы были включены специалисты разных сфер деятельности школы: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, классный руководитель, учителя предметники, родители учащихся.
  • Пояснительная записка

Дети с ЗПР составляют неоднородную группу из–за разнородности причин и степени выраженности отставания в их развитии. Клинические и психологические исследования, проведенные Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской [1,2] и др.

позволили выделить четыре типа задержки психического развития у детей: конституционального, психогенного, соматогенного развития у детей: конституционального, психогенного, соматогенного, церебрально – органического происхождения.

Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения, низкая работоспособность.   

Программа разработана для детей с задержкой психического развития церебрально – органического генеза  и общего недоразвития речи 3 уровня .  Как отмечают многие исследователи [3](А.РЛурия, Г.И. Жаренкова, Л.А.

Венгер и другие) у учащегося отмечается явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания, снижении памяти. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена.

Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям – олигофренам. И характеризуется отсутствием умения поставить задачу, проанализировать её, спланировать пути решения. Что приводит к многочисленным ошибкам.

Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально – волевой сферы.

В данном случае у ребёнка общее недоразвития речи 3 уровеня, согласно периодизации Р.Е.Левиной. Характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Звукопроизношение недифференцированное, в активном словаре преобладают существительные и глаголы, затруднены способы словообразования. В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения. Отмечаются аграмматизмы в речи.

Соответственно данные речевые нарушения проявляются в трудностях на письме, чтении и усвоении учебного материала [6].

 Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР. При работе с ребенком учитывается высокая утомляемость и низкая работоспособность, недостаточная сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.

  Программа психологического сопровождения детей с задержкой психического развития и речевого нарушения представляет собой комплекс специальных психологических и логопедических занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса.

Формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания, развитие творческих способностей, а тог же  и коррекцию лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, развитие связной речи .

  1. Так же в образовательную программу включены компоненты социальной реабилитации направленной на обеспечения максимальной социализации учащегося, раскрытия его потенциала для дальнейшего обучения, включение его в совместную деятельность с детьми.
  2. Ведется работа классным руководителем, который осуществляет процесс воспитания. 
  3. Данная программа предполагает оказание консультативно – просветительской помощи родителям учащегося для их включения в процесс  реабилитации и адаптации.
  4. Цель программы:
  5. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки учащегося с ограниченными возможностями в развитии и его родителям.  
  6. Задачи программы:
  7. определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ОВ, выявления его резервных возможностей;
  8. — организация и проведения коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  9. — коррекция и развития высших психических функции, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
  10. — развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
  11. — воспитание морально – нравственных форм поведения, патриотизма
  12. — консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционной работы с учащимся с ОВ.
  13. Предполагаемый результат: успешная адаптация  и социализация учащегося в классе, преодоления трудностей в обучении, психолого-педагогическая и логопедическая коррекция.
  14. Риски:
  15. недостаточная организация взаимодействие с семьей ребенка с ОВ, нежелание родителей участвовать в коррекцоно – развивающим процессе
  16. — нарушение сроков реализации программы вследствие болезни учащегося.

Сроки реализации программы: исходя из особенностей развития ребенка, мы посчитали целесообразным планировать коррекционную деятельность в рамках одного полугодия.  Также возможны внесение необходимых корректив в дальнейшее планирование  программы,  по результатам  диагностики (в конце 1 четверти).  

Индивидуальная программа развития

Ответственные; задачи Формы Средства реализации Сроки
Компоненты реабилитационного воздействия
Первичная диагностика Психолого – педагогическое обследование; Наблюдение,
анкетирование  родителей, беседы с педагогами
1-15 сентябрь
Обеспечить психологическое и логопедическое и дефектологического сопровождение детей с ОВЗ 1.Составление расписания индивидуальных  занятий.
2.Проведение коррекционно-развивающих  занятий.
3.Отслеживание динамики развития ребенка 
Сентябрь — декабрь
Ответственный: педагог – дефектолог

  •      Сенсорное и сенсомоторное развития.
  •      Формирования пространственно – временных представлений.
  •      познавательное развитие (восприятие, мышление, внимание, память, воображения).
  •      Нормализация ведущей деятельности возраста
  •      Формирования представлении о предметах и явлениях.
  •      Формирования умении и навыков, необходимых для усвоения программного материала.
  •      Консультации и просвещение родителей

Ответственный педагог – психолог

  •      Развитие коммуникативных способностей. Коммуникативных компетенции.
  •      Коррекция эмоционально – волевой сферы
  •      Развитие творческого потенциала
  •      Консультирование и просвещение родителей 

Ответственный логопед

  •      Устранение дефектов звукопроизношения
  •      Формирования фонематических процессов
  •      Уточнение и расширение лексического запаса
  •      Формирования грамматического строя речи
  •      Формирования полноценной связной речи
  •      Развитие коммуникативных навыков
  •      Развитие мелкой моторики рук
  •      Консультация и просвещение родителей  
  • Индивидуальные и групповые занятия.
  • Арттерапия.
  • Экскурсия в парк: «Наступила осень».
  • Консультирование родителей.
  • Родительское собрание «школьные трудности»
  • Тренинг конструктивного взаимодействия.
  • Индивидуальные и групповые занятия
  • Совместное с детьми родительское собрание «Я и мой ребенок»
  • Консультация для родителей «Мой особенный ребенок»
  • Индивидуальные и групповые занятия
  • Индивидуальные консультации
Компьютерные тренажёры Основные процедуры:

  •         Игры
  •         Задания
  •         Упражнения
  •         раскраски.
  •         Кукольный театр
  •         Пазлы
  •         Игры с прищепками.
  •         Презентации компьютерные.
  1. Совместная деятельность.
  2. Методика «мандалы»
  3. Арттерапия
  4. Пескотерапия
  5. Поделки из соленого тест
  6. Компьютерные презентации
  7. Настольные игры: пазлы,
  8. мозаики
  9. Пальчиковый театр
  10. Шнуровки 
  • Сентябрь – декабрь
  • Сентябрь – Декабрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Сентябь – Декабрь
  •      Духовно – нравственное воспитание
  •      Увожение к окружающим
  •      Состродание
  •      Патриотизм. Любовь к Родине
  •      Консультация и просвещение родителей
  1. Праздничный концерт «Здравствуй, осень»
  2. Классный час: «День пожилых людей»;
  3. «День Независимости РК»
  4. Спортивный праздник «Моя семья»
  5. Консультации для родителей «Как выбрать кружок ребенку». Родительское собрание «Дети и родители»; «Как понять своего ребенка»
Исполнение песен, танцев. Участие в поздравлении пожилых людей учителей вышедших на пенсию. Компьютерные презентации.
Участие в семейном соревновании
  • Сентябрь
  • октябрь
  • 1-5
  • декабрь
  • 16  
  • Декабрь
  • 20-22
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь

Литература

1.        Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007г. № 319-III с изменениями и дополнениями от 24 октября 2011 г.

Источник: https://worldofteacher.com/4677-individualnaya-korrekcionno-razvivayuschaya-programma-dlya-uchaschegosya-2-klassa-s-diagnozom-zpr-onr-3-urovnya.html

Ссылка на основную публикацию