Психика человека начинает развиваться с первых месяцев жизни и формирование продолжается всю жизнь. Изменения происходят под влиянием целого ряда факторов – обстоятельств, который носят постоянный характер, так или иначе касаются человека и вызывают устойчивые изменения в его психике.
Факторы психического развития ребенка
Психологи до сих пор спорят о том, какие факторы больше всего влияют на ребенка, на формирование его характера, взглядов.
Одни уверены, что младенец развивается только под действием его собственных врожденных качеств, то есть ученые настаивают на влиянии биологических факторов психического развития, в частности, наследственности и генетической предрасположенности.
От них зависят физические особенности, умственные способности, которые, в свою очередь, и влияют на характер, оценку других людей и окружающего мира.
Другие утверждают, что главный фактор, который формирует характер и взгляд на мир, — это социальный опыт. Если влияние социального окружения сильно, то внутренние, унаследованные от предков черты, роли не играют.
Отношение к формированию личности соматических заболеваний
Есть и третья группа психологов, которые уверены, что и социальные обстоятельства, и наследственность, не единственное, что влияет на формирование личности. Есть и соматические факторы психического развития. Что это, узнаем подробнее.
На формирование психики влияют так называемые «телесные» особенности, то есть связанные с болезнями, явлениями, связанными с телом. Уже в первые месяцы у ребенка могут быть выявлены признаки невропатии – нарушений, которые появились, пока плод был в утробе матери или вскоре после рождения.
Они негативно влияют на формирующуюся психику, снижают ее активность, замедляют темп развития.
Важно! Соматические заболевания оказывают скорее не прямое, а косвенное влияние. Под их влиянием ухудшается адаптация к социальной среде, личность начинает сильно зависеть от мнения окружающи[ и др.
Одним словом, влияние социальных факторов осуществляется не в нужном русле.
Кратко перечислим признаки невропатии (они впервые были определены А. А Захаровым):
- Эмоциональная устойчивость.
- Вегетативная дистония.
- Нарушения сна.
- Склонность к аллергии.
- Общая соматическая ослабленность.
- Психомоторные нарушения.
Можно ли их определить сразу после рождения ребенка? Можно. На них часто указывают закатывания во время плача, частые срыгивания, колебания температуры тела, путаница в дневном и ночном сне.
О социальных предпосылках развития личности
К социальным факторам психического развития относят среду, общение, обучение, воспитание и деятельность. Кратко их охарактеризуем:
- Среда – эта та действительность, в которой человек живет и развивается. Это условия жизни, среда в школе и на работе, ближнее и дальнее окружение.
- Общение – это форма активности человека, которая направлена на установление контакта с окружающими людьми. Оно обеспечивает взаимодействие между людьми, без которого, в свою очередь, невозможно формирование личности.
- Воспитание – это процесс социализации личности, который носит целенаправленный характер и сознательно контролируется.
- Деятельность – это активность личности, которая направлена на изменение самого себя и действительности вокруг себя.
Эти факторы в разные периоды жизни оказывают разную степень влияния. Так, воспитание происходит в детском саду, школе, под воздействием СМИ, при общении с другими людьми.
Как генетическая программа и наследственность влияют на психическое развитие
От родителей к ребенку переходят физические качества, расовые признаки, тип телосложения, группа крови, предрасположенность к каким-либо заболеваниям (например, к сахарному диабету, гемофилии и др.).
Также каждый ребенок отличается индивидуальными и специальными задатками – особенностями анатомии и физиологии, которые являются предпосылками развития его способностей. К первым относятся свойства ЦНС, особенности строения коры головного мозга, внутренних органов.
Ко вторым – математические, спортивные, музыкальные и др. задатки.
Перечисленные природные особенности достаточно сильно влияют на психическое развитие, но их влияние косвенное. Так, ни один человек не предрасположен с рождения к смелости либо трусости.
Только при правильно организованном воспитании вырабатываются качества, к которым есть предрасположенность. Это с одной стороны. С другой — особенности, заложенные природой, могут быть «преимуществом» в формировании личности.
Так, те, у кого есть специальные математические задатки, при равных условиях обучения будут показывать успехи по сравнению с теми, у которых их нет.
Источник: https://psihologia.biz/articles/faktoryi-psihicheskogo-razvitiya.html
Факторы влияющие на развитие личности
Усовершенствование себя происходит благодаря многим жизненным моментам и обстоятельствам, но каждый способен на них в какой-то мере повлиять.
Зная основные факторы влияющие на развитие личности легко построить свой путь к самосовершенствованию.
Также многие факторы и предпосылки развития личности важны при уходе за ребёнком, если вы хотите вырастить из него достойную особу и многогранную развитую личность.
Личностное становление – процесс довольно долгий и не всегда зависящий напрямую от самого человека. Существуют различные факторы, определяющие развитие личности. Их необходимо знать для дальнейшего индивидуального роста и собственного развития, ведь опираясь на них, можно помочь любой персоне стать намного лучше.
Основные факторы влияющие на развитие личности
Само слово “фактор” несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает “движущий”, “производящий”. То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, узнаём, что же им движет и почему.
Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.
К факторам развития личности относятся:
- Внутренние;
- Внешние;
- Биологические;
- Социальные.
Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни.
Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.
1. Внутренние моменты
К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума.
То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании.
Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.
2. Внешние обстоятельства
Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.
3. Общественное воспитание
К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.
4. Наследственность и генетика
И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект.
К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений.
На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.
К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.
Важные моменты в зарождении личностных качеств
Как же повлиять на успешное становление человека в жизни, опираясь на факторы и предпосылки развития личности? Очень просто! Попытаться сделать максимально комфортным его нахождение в обществе и предоставить ему помощь в самореализации.
Улучшаем воздействие со стороны
Если брать во внимание внешние причины, то стоит постараться окружить особу должным вниманием и заботой, постараться дать ей правильное воспитание и обеспечить адекватное окружение, на поведение которого можно ровняться.
Здесь основное развитие закладывается ещё в детские годы, и во многом зависит от трудов родителей, родственников и преподавателей. Из-за ошибок в духовном обучении детей, часто рушится их счастливое будущее или зарождаются комплексы, которые мешают им реализоваться в обществе.
Что же касается более зрелого возраста, то тут уже для самосовершенствования потребуется куда больше сил и отваги, ведь придётся в корне пересмотреть некоторые свои действия и понять, правильны ли они, или же требуют некоторых корректировок.
Жёсткая самодисциплина
Если же брать внутренние индивидуальные причины, то здесь мало чем получиться оказать влияние на индивида. Ведь здесь значимую роль играет самовоспитание, дисциплина и внутренний контроль самого человека. В данном случае вся ответственность за перестройку своих мыслей и действий, да и всего восприятия мира в целом ложится именно на его плечи.
Вплотную занимаясь воспитанием ребёнка с самого его рождения, можно помочь обрести ему некоторые внутренние “двигатели” в познании мира и повысить его активность восприятия. Делается это через развивающие игры, приучение его к труду и помощи взрослым.
Любая генетическая особенность – ваша неповторимая изюминка
Что же касается биологических факторов развития и формирования личности, то здесь стоит учитывать генетические особенности и предпосылки индивида. Если быть точнее, то стоит заранее позаботиться о том, чтобы некоторые наследственные заболевания не обострились или в принципе не дали о себе знать.
Здесь понадобиться профилактика и более тщательная забота о здоровье и психическом состоянии. Если же смотреть с позитивной точки зрения, то положительные генетические предрасположенности лучше всего наоборот развивать. Со временем эти способности смогут преобразоваться в талант и помочь в самореализации человека.
Роль общественного мнения в зарождении личности
Важную роль в зарождении индивидуальности играет социальная среда. Каждый из нас живёт в обществе, поэтому необходимо научиться взаимодействовать с ним.
Чтобы реализоваться и здесь потребуются вырабатываемые навыки коммуникации. Их легко можно достичь с помощью частого прямого общения с окружающими людьми.
В детском возрасте это может быть общением с родителями, впоследствии с учителями и друзьями.
Этот фактор развития личности человека также можно улучшить и во взрослом возрасте. Например, пересмотреть свой круг общения, методом наблюдения понять, как он на вас влияет и несёт ли в себе то развитие, к которому вы стремитесь.
Социальный фактор состоит из влияния общества на человека. Это может быть политическая ситуация в стране, где обитает индивид, или же его религиозные предпочтения, влияние средств массовой информации и общественных норм и порядков.
Что делает нас собой?
Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?
Человек сам строит свой путь
Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.
О чём свидетельствует психологическая зрелость?
Когда субъект ставит себя как полноценную личность, то это заметно по его поведению. Например, это ярко проявляется в способности совершать выбор, самостоятельно исполнять поручения и выполнять работу.
Источник: https://salid.ru/stati/faktory-vliyayushchie-na-razvitie-lichnosti
Факторы, влияющие на развитие личности ребенка
Развитие ребёнка процесс сложный и ответственный, который имеет значение для всей последующей жизни человека.
Этот процесс протекает под влиянием возрастных закономерностей, индивидуальных особенностей, а также условий общественной жизни в стране проживания.
Факторы, связанные с окружающей средой влияют на ребенка не напрямую, а через изменение жизни родителей и других взрослых людей, которые входят в круг его общения.
Само по себе изменение окружающего мира может остаться для ребенка незамеченным, если только оно не отразиться на его отношениях с близкими ему людьми.
Например, из-за изменения экономической ситуации родители, испытывая тревогу из-за угрозы потери работы, и могут по этой причине срываться на ребенке или они вынуждены искать дополнительный источник дохода, вследствие чего время их общения с ребенком значительно уменьшается.
Семья родителей служит преградой между ребенком и происходящими в обществе событиями, которая защищает его от прямого воздействия окружающей среды. Когда родители успешно адаптируются к изменяющимся жизненным условиям, тогда влияние этих условий на ребенка сводится к минимуму.
Поэтому для того, чтобы ребенок не испытывал стресса от соприкосновения с негативным воздействиям общественной жизни следует не прятать его от этих процессов, а прикладывать усилия для того, чтобы самим более успешно адаптироваться к данным условиям, тогда и детям будет комфортно рядом с родителями.
Счастливые дети вырастают у счастливых родителей. Хороший родитель не тот, кто всю свою жизнь посвящает своим детям и заботе о них, а тот, кто сумел комфортно обустроить свою жизнь, а ребенок органично в нее вписался.
Факторы, влияющие на развитие личности ребенка, могут быть нормативными, к которым относятся возрастные (связанные с особенностями развития в определенные периоды) и исторические (то, что влияет на большинство и связано с культурной, исторической или экономической ситуацией в стране), а также ненормативными (связанные с личной жизненной историей конкретной личности).
Особенности развития в определенные периоды наибольшее влияние оказывают в дошкольном и раннем школьном возрасте, в подростковом и юношеском возрасте их влияние снижается, и на первый план выходят общественные процессы. Чем старше становится человек, тем большее влияние оказывает на него личная жизненная история.
Процесс развития у ребенка высших психических функций зависит не столько от биологического созревания, сколько от присвоения им накопленного человечеством жизненного опыта.
Речь, сознание, мышление, волевая регуляция своего поведения – это то, что делает человека – человеком и выделяет его из мира животных.
Имеющаяся в каждом из нас генетическая программа является базой для формирования подобных функций, но сам процесс развития данных функций напрямую зависит от взаимодействия ребенка с миром взрослых.
Результат развития складывается из двух составляющих: наследственных факторов и влияния среды обитания. Отсутствие одного из данных факторов приводит к отсутствию результата развития. У детей, лишенных возможности общения со взрослыми, сознание, речь и мышление не развиваются.
У ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье или в плохо организованном детском доме до четырех – пяти лет формируется почти неисправимый дефект развития.
Несмотря на отсутствие нарушений в работе мозга такие люди не в состоянии общаться с другими людьми и вынуждены всю свою жизнь проводить в социальных домах для умственно отсталых.
В процессе своего развития ребенок усваивает накопленный человечеством опыт и знания сначала через своих родителей/воспитателей (в первые годы жизни), к которым впоследствии добавляются сверстники, учителя и другие люди. Эффективность развития ребенка тем выше, чем шире его круг общения.
Нарушения в развитии ребенка могут быть связаны с имеющимися у него с момента рождения физиологическими отклонениями, затрудняющими развитие различных психологических качеств, снижающими познавательные возможности и приводящими к нарушению поведения. А могут стать следствием нарушения взаимодействия ребенка с обществом.
Нарушение взаимодействия ребенка с обществом проявляется в отсутствии либо недостаточности полноценного общения с другими людьми, либо в уровне конфликтности данного общения, которое вызывает у ребенка слишком сильные переживания и способствует повышенному стрессу.
Эти нарушения поддаются коррекции, если для их изменения не пропущен период повышенной восприимчивости к воздействиям, позволяющим развивать определенную функцию психики.
Так, если ребенок по причине недостаточного общения со взрослыми не освоил беглую речь до пяти лет, то он, скорее всего, на всю жизнь останется косноязычным.
Чтобы помочь ребенку в его развитии, общайтесь с ним, делитесь ценными знаниями и опытом, постарайтесь сделайте более успешной свою жизнь и передайте это умение своим детям.
Елена Бархатова
Поделиться ссылкой:
Источник: http://psihologanalitik.ru/vospitanie/faktory-vliyayushhie-na-razvitie-lichnosti-rebenka
37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека. Факторы влияющие на психическое развитие личности
- ГлавнаяРазвитиеФакторы влияющие на психическое развитие личности
Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность.
Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.
Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.
СРЕДА
Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В.
Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?»» {Штерн В., 1915, с. 20).
Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.
В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной.
При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом.
Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.
Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.
Фенотип — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.
Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.
АКТИВНОСТЬ
Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя.
Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой.
Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем… она является самой главной и определяющей…»
На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно.
Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию… пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455).
Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности.
Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.
agespsyh.ru
37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека
- 37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека
- Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность.
- Законы психического развития молодого человека потому и сложны, что само психическое развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многогранны и многообразны факторы, влияющие на это развитие.
Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для развития человека.
Необходим определенный уровень биологической организации, человеческие мозг, нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Природные особенности человека становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития.
Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность.
Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.
Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека.
Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе они не определяют никаких психических свойств. Ни один ребенок не является природно «расположенным» к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Лишь в одном случае это будет труднее сделать, чем в другом.
Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень и высоту достижений человека в какой-либо области.
Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности.
Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей будет, при всех прочих равных условиях, развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.
Были названы факторы и условия психического развития личности.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
psy.wikireading.ru
Факторы развития ребенка, влияющие на его личность
Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов.
Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств.
Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.
Выделяют следующие факторы развития ребенка:
- Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
- Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
- Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
- Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
- Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.
Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.
Биологические факторы развития ребенка
Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития.
В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу.
В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр.
Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.
Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.
Факторы психического развития ребенка
К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития.
Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни.
Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.
Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность.
Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику.
Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.
Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:
- нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
- полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
- наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
- сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.
Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.
Социальные факторы развития
Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей.
Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления.
Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.
По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.
Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.
Источник: https://madamvong.ru/razvitie/faktory-vliyayucshie-na-psihicheskoe-razvitie-lichnosti.html
Факторы Психического Развития Ребенка
Биологический фактор психического развития ребенка это его наследственность, те способности, особенности нервной системы, которые он получает от родителей. Это также и общие для каждого человека физические признаки, строение речедвигательного аппарата, особенности строения головного мозга. Ребенок наследует биологическую потребность в тепле и пище, а также свойства нервной системы, определяющие высшую нервную деятельность и являющиеся фундаментом темперамента. Эти наследуемые особенности еще принято называть задатками, которые будут развиваться по мере взросления ребенка.
Некоторое влияние на развитие психики ребенка будет иметь и природная среда, окружающая малыша. Это вода и воздух, солнце и земное притяжение, а также особенности климата, растительности и электромагнитное поле. Но природа не определяет психическое развитие ребенка, а лишь косвенно влияет на него через социальную среду.
Гораздо сильнее на психическое развитие ребенка влияет социальный фактор. Ведь в раннем возрасте, между ребенком и родителями существует тесная психологическая привязанность, малыш нуждается в любви, уважении и признании.
Но при этом ребенок еще не способен ориентироваться в межличностном общении, понимать конфликты между родителями, а значит, не может выразить свое отношение к происходящему.
И если родители хотят, чтобы их малыш вырос психологически здоровым человеком, и умел адаптироваться в этом мире, родители просто обязаны строить отношения с ребенком в доброжелательной и радостной атмосфере.
Ведь иногда малыш может чувствовать свою вину в конфликтах взрослых, чувствовать, что не оправдывает тех надежд, которые возлагали на него родители, и из-за этого часто может травмироваться его психика.
Социальная среда больше других влияет на психическое развитие ребенка, и важна не менее чем врожденные факторы, потому как формирование у ребенка системы норм и ценностей, а также самооценки ребенка, происходит внутри общества. Во многом этому способствует познавательное развитие детей, включающее в себя несколько этапов, от врожденных двигательных рефлексов, к стадии развития речи и к стадии развития мышления ребенка.
Факторы психического развития ребенка складываются из четырех основных условий, таких как нормальная работа головного мозга ребенка, без чего у ребенка обязательно будут наблюдаться отклонения в развитии. Вторым обязательным условием станет нормальное физическое развитие ребенка, а также полноценное развитие его нервных процессов.
Сохранность органов чувств, обеспечивающих связь малыша с окружающим миром, являются третьим важным условием. А четвертым, не менее важным условием психического развития ребенка является его полноценное развитие, последовательность и систематичность его обучения, как в детском саду, школе, так и в семье.
Лишь при выполнении всех условий ребенок будет развиваться полноценно в психологическом плане и вырастет здоровым и развитым человеком.
Информация на нашем сайте носит познавательный и просветительный характер. Однако данная информация ни в коей мере не является пособием по самолечению. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник: https://www.ja-zdorov.ru/blog/faktory-psixicheskogo-razvitiya-rebenka/
Факторы, влияющие на развитие личности — Шпаргалка по дошкольной педагогике
Формирование личности — сложный, многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы — биологические и социальные факторы развития.
Биологические факторы
Развитие человека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действием фактора наследственности. Наследственность — это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах.
Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности. Механизм наследственности легче прослеживается в передаче физических особенностей человека и относительно простых психических свойств.
В формировании сложных психических свойств (качеств ума, характера, взглядов, мотивов деятельности и т. п.) ведущая роль принадлежит условиям жизни и воспитания.
Большинство зарубежных ученых (М. Монтессори, Э. Фромм, К. Лоренц и др.) убеждены, что не только интеллектуальные, но и моральные качества передаются по наследству.
Отечественные ученые долгие годы придерживались противоположной точки зрения: признавали только биологическое наследование, а все остальные категории — мораль, интеллект — считали приобретаемыми в процессе социализации. Однако академики Н.М.Амосов, П.К.
Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости.
Социальные факторы
На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда.Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле — это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа.
Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации. В самом общем виде формирование личности ребенка можно определить как процесс социализации, т. е. усвоения индивидом социального опыта.
Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда — это непосредственное предметное окружение. С момента рождения ребенка его окружает множество предметов. Предметы помогают ему познавать социальный мир и развиваться
В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности.
Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения. Среда ближайшего окружения, или микросреда, есть выражение социальной среды. В то же время она относительно автономна.
Микросреда — это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т. д.
Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон.
Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя.
Всякое стремление взрослых оградить от социальной среды (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов познания и др.), чревато задержкой в социальном развитии.
Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не может.
Отношения со средой, в которые вступает ребенок, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется.
Вот почему воспитание – третий фактор, влияющий на становление личности, выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие.
Воспитание в отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер.
Второй особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие.
Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия.
И наконец, воспитание предполагает систему влияний на личность — единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.
Воспитание проектирует личность, преднамеренно и планомерно поднимает ее на новую ступень, движет ее в заданном направлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления.
Наследственность, среда, воспитание — эти факторы при всей их значимости и необходимости все же не обеспечивают полноценного развития ребенка, т.к все они предполагают воздействия, не зависящие от самого ребенка: он никак не влияет на то, что будет заложено в его генах, не может изменить среду, не определяет цели и задачи собственного воспитания.
Но человек обладает удивительной особенностью — активностью. Активность проявляется в движениях (двигательная активность). Именно движения обеспечивают жизнь, заставляют функционировать организм, укрепляют и оздоравливают его. Активность проявляется в познании мира.
Человека ничему нельзя научить до тех пор, пока он сам не станет учиться. Познавательная активность изначально также носит жизнеобеспечивающий характер, поскольку способствует ориентации ребенка в новом для него мире. Эмоциональная активность — важная грань активности личности.
Многое ребенок в течение очень длительного периода постигает на уровне эмоций, а не сознания. Он откликается на воздействия, эмоциональной активностью дает знать окружающим о своем состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать способами действия с предметами.
Таким образом, активность как свойство живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития.
У человека активность облекается в социальные формы — разные виды деятельности: игру, труд, учение.
Каждый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей: игра — на удовлетворение потребности проявить активность в той сфере, в которой невозможно реальное действие; труд- на удовлетворение потребности в получении реального результата, в самоутверждении, учение — на удовлетворение потребности в познании и т.д. Активность является стимулом к деятельности.
Рассмотренные факторы, обеспечивают развитие ребенка как человеческого существа.
Но весь этот «механизм» приводит в действие взрослый человек.Первая функция — взрослый — носитель ценностей. Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка — взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. Взрослый человек является проводником, посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.
Источник: https://students-library.com/library/read/53738-faktory-vliausie-na-razvitie-licnosti
Факторы, влияющие на развитие ребенка (стр. 1 из 4)
Введение
Стремительно меняется жизнь вокруг нас, неизменно одно – люди продолжают любить, рожать и воспитывать детей. Рождение человека было и будет всегда чудом, самым удивительным и прекрасным событием в жизни каждой семьи.
Актуальность выбранной темы вытекает из фактора нестабильности: экономической, политической, ценностной. К сожалению, сегодня негативное влияние нестабильной ситуации в основном лишь декларируется, т.е.
обсуждается в средствах массовой информации, но практически отсутствует серьезное научное изучение механизма этого влияния, а главное – его последствий.
Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных психотравмирующих условий необходимо выделить быстроту изменений социальной ситуации развития человека.
Помимо факторов, негативно влияющих на детское развитие, некоторые исследователи обсуждают кризисность современного детства. Как пишет И.Д. Фрумин, сегодняшние дети отличаются от детей, о которых писали Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. Изменились формы внешней активности ребенка, сказывается и кризис, испытываемый современной семьей.
И, конечно, детство становится другим, благодаря повсеместному внедрению раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов и, как убедительно доказывают физиологи, является фактором риска нарушения здоровья детей.
В целом для современных условий характерно широко масштабная социальная депривация, т.е. лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей.
И безусловно, социальная депривация приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному. Поэтому можно утверждать, что в современных условиях здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов.
Соответственно целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Факторы риска нарушения психологического здоровья: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.
Здоровье будущего ребенка целиком и полностью зависит от здоровья родителей, поэтому очень важно планирование беременности, проведение обследования обоих родителей желательно до зачатия младенца.
Часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью. Как мать будет воспитывать своего ребенка, какими стереотипными установками пользоваться, когда и в какое учреждение отдаст своего малыша – от этих компонентов зависит будущая жизнь ребенка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.
1.
Планирование ребенка, как предупреждающий фактор благополучного развития личности
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства.
Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.
В психологической литературе много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития человека.
В 1971–74 гг. в Праге подвергалась исследованию группа из 220 детей, родившихся в 1961–63 гг. на основании достоверно нежелательных случаев беременности. Попарно с ними соотносилась группа контрольных детей.
Критерием при этом были возраст и пол ребенка, далее, дети посещали тот же самый класс. Возраст матерей и отцов приблизительно был схож, причем эти родители занимали сходное социально-экономическое положение.
Хотя статистическая значимость сравнительно невыразительна, однако различия все же существуют и свидетельствуют о фактах вполне определенным образом.
Что касается биологического вступления в жизнь (беременность, роды, масса тела при родах), то нежеланные дети не отличаются от положительно или хотя бы нейтрально принимаемых детей.
У этих детей был, однако, существенно более короткий период кормления грудью, они чаще становились объектом врачебной помощи и отличались тенденцией к менее гармоничному физическому развитию (т.е. к несоответствующей полноте).
Матери усматривали у своих «нежеланных» детей в дошкольном возрасте и в период обследования менее благоприятные личностные свойства.
Также учителя, сравнивая их с контрольными одноклассниками, давали менее благоприятную оценку, а сами одноклассники (при социометрическом обследовании) значительно чаще отвергали их как друзей, оценивая их поведение в коллективе в качестве менее приемлемого.
Что касается уровня умственного развития, то между группами не отмечалось никаких различий. Что касается школьной успеваемости и способности приспосабливаться к фрустрационным ситуациям, то «нежеланные» дети явно отставали от контрольных детей.
Различия между детьми, выявлялись у мальчиков более четко, чем у девочек – по заболеваемости, школьной успеваемости, оценке личных свойств матерями, учителями и одноклассниками.
Независимые наблюдатели также считали, что у «нежеланных» мальчиков интеллект ниже, чем у девочек.
Выяснилось также, что простая сумма неблагоприятных признаков в развитии личности «нежеланных» детей весьма значимо превышает сумму подобных признаков у детей контрольной группы.
Это значит, что «нежеланных» детей характеризует не несколько выраженных отклонений, а десятки мелких признаков плохого адаптирования, которые затем сдвигают данную группу как целое в социально невыгодном направлении.
Клиническую картину таких отклонений можно назвать, скорее всего, картиной психической «супердепривацией», которая при благоприятных условиях, в последующем развитии не должна обязательно проявляться отрицательным образом. Несомненно при неблагоприятных условиях она может принести пострадавшему индивиду в будущем серьезные жизненные осложнения.
Предупреждение нежелательной беременности отличается, следовательно, далеко идущим как психологическим, так и общественным значением.
Обследования в педопсихиатрических и педагогическо-психологических консультациях показали, что дети, родившиеся после нежелательной беременности, значительно чаще входят в контакт с данной службой и что их проблемы там принимаются в качестве более серьезных.
Различия в школьной успеваемости – при условии одинакового интеллектуального развития – с переходом в высшие классы школы становятся более выраженными скорее не в пользу «нежеланных» детей.
Значительно чаще эти дети оцениваются своими матерями и учителями как менее добросовестные, однако более импульсивные, как менее послушные, а также хуже приспосабливающиеся в детском коллективе.
Сами «нежеланные» дети в тестах семейных связей усматривают существенно менее положительной заинтересованности со стороны своих матерей чем контрольные дети. Они отмечают также значительно меньше директивности и больше несистематичности.
В то время как в контрольных семьях отмечается значительно высокая корреляция воспитывающего поведения матери и отца в отношении ребенка, в семьях с «нежеланным» ребенком данная корреляция весьма низка. Последнее означает, что в таких семьях дети воспринимают поведение своих родителей чаще как отмечающееся несогласиями или противоречиями.
Подобно результатам первоначального обследования многие установленные данные свидетельствуют о том, что ситуация нежеланных мальчиков более затруднительна, чем ситуация девочек.
Например, нежеланные мальчики чаще предполагают, что с течением времени отношение к ним их матерей начинает, скорее, ухудшаться. Менее часто они воспринимают мать как наиболее значительное лицо своего детства.
В отличие от данных, устанавливаемых у контрольных детей, они считают, что их характер больше похож на отцовский, чем на материнский. Брак своих родителей они чаще расценивают как несчастливый.
Хотя с течением времени в большинстве случаев наступает, по-видимому, далеко идущее компенсирование, которое занимает первоначально совершенно отрицательные позиции к существованию данного ребенка, однако сам факт, что различия все-таки имеются, причем со временем они скорее возрастают, свидетельствуют о том, что «нежелательность беременности» безусловно не представляет фактора, которым можно было бы в жизни ребенка пренебречь. Картина психической субдепривации, как она была показана выше, остается и далее сохранной.
Возникает вопрос: будут ли отмеченные отклонения в развитии личности нежеланных детей отражаться на сексуальном поведении, отношениях партнеров и, наконец, также на родительских позициях.
Можно обсуждать гипотезу, что данная субдепривация также будет отличаться тенденцией передавать свои неблагоприятные последствия дальнейшему поколению, как это, кстати, можно отметить и в случае других психо-патологических единиц.
В отечественной психологии в последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией (Баженова О.В., Баз Л.Л., Брутман В.И.), психофизиологией (Батуев А.С., Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В.), психологией материнства (Радионова М.С., Филиппова Г.Г.), психотерапевтическими (Коваленко Н.П., Скобло Г.В., Шмурак Ю.И.
) и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.
Выделено более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающие историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка.
Источник: https://mirznanii.com/a/176257/faktory-vliyayushchie-na-razvitie-rebenka