Как научить ребенка считать: играючи изучаем математику

Как научить ребенка считать? Интересный вопрос. Что считать, для чего? Понятное дело – чтобы ребенку в школе было проще с математикой. Но разве счет в математике – цель, а не средство? Математика учит не счету, а мышлению: это логика, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Принимать решения, в конце концов. Значит, надо подойти к вопросу с другого конца: чему учить, с какого года и как?

Интуиции у детей навалом, мыслят образами, фантазии хоть отбавляй, предметы изучают на практике – потрогав, пощупав, повертев, попробовав на вкус, поломав: а что там внутри? Малыши вообще люди конкретные, все воспринимают буквально, для них цифры и числа – такая же абстракция, как для нормального плотника «Субъектно-объектные отношения в процессе эволюции бревна от чурки до табуретки».

Следовательно, учить считать с пеленок много и быстро – пустое занятие. Будет малыш бойко, скороговоркой перечислять цифры, а от простенькой логической задачки войдет в ступор. В итоге родителей ждут расстройство, нервы и комплекс неполноценности. Вместе с тем можно будет сказать «прощай» любви к математике.

Интерес к вычислению может быть только тогда, когда ребенок понимает количественные величины, обладает простейшими логическими и аналитическими навыками. Откуда у детей логика? От осознания себя, других людей, предметов во времени и пространстве.

Первые логические навыки

Отличие и сравнение величин:

  • больше – меньше;
  • длиннее – короче;
  • выше – ниже;
  • шире – уже;
  • тяжелее – легче.

Определение положений:

  • снизу – сверху;
  • слева – справа;
  • впереди – позади;
  • над – под;
  • внутри – снаружи;
  • посередине – с краю.

Понятия расстояний: далеко – близко. Различия простейших форм: круглый катится, не круглый не катится.

Распределение последовательности действий во времени:

  • до – после;
  • сначала – затем.

Первые 3 года жизни ребёнок учится сравнивать предметы, измерять длину, группировать по форме, цвету, объему (зеленые – налево, красные – направо, большие в коробку, маленькие в шкатулочку). Вот вам и аналитика. Попутно малыш осваивает простейшие множества: одна игрушка – много игрушек.

Волшебная единица и круглый ноль

В 4 года ребенок уже с удовольствием пересчитывает предметы. Сначала до трех, потом до пяти… Постепенно малыш привыкает к понятию количества, раскладывая предметы по кучкам, перекладывая из одной кучки в другую, измеряя, предположим, длину папиного шарфа пупсиком или машинкой.

В процессе подсчетов надо показать малышу, что любое множество состоит из одного. Если убрать один, будет меньше на один, а если добавить один, потом еще один? Как только он осознает, что пять – это пять раз по одному, можно показать ему подсчет в обратном порядке. В этом же возрасте малыш осваивает треугольник и четырехугольник.

В 5 лет ребёнок вовсю пересчитывает все подряд, единиц прибавляется больше и больше. Можно уже пробовать показывать цифры – на кубиках, лото, домино, в детских настольных играх.  Попутно тренировать память на цифры в образном представлении. Лучше всего на фигурах – шариках, точках на кубике от игры.


Сначала малыш всякий раз будет пересчитывать точечки на игровом кубике, а потом научится без подсчета показывать сторону кубика с нужным количеством точек. Как только счет дойдет до 9, нужно будет помочь осознать, что такое ноль.

Было в лотке восемь доминошек, высыпали – что осталось?

Пусто! Образ нолика дети запоминают быстро: круглый, катится, обруч, кольцо. А если худенькую единицу поставить рядом с пухлым ноликом, будет 10.

Десять — это сколько? А если 10 конфет разложить на два одинаковых кулька, сколько будет в каждом? Закрепляются понятия «поровну» и «пополам».

Детские сложности

Обучение ребенка всегда происходит циклично и сопровождается неожиданными большими скачками вперед. Шажок вперед, полшажка назад, затем вдруг три ступеньки вверх. Связанно это с психологией детского восприятия:

  • пять предметов, широко разбросанных по столу, – это больше, чем те же пять предметов, собранных в тесную группу;
  • расправленный ремешок ему кажется длиннее, чем тот же ремешок, сложенный пополам;
  • сидя в автобусе, ребенок думает, что это дорога едет мимо него.

Одни малыши привыкают быстро, другие путаются до 5 лет. Это нормально, пугаться не стоит, но возвращаться к усвоению новых понятий и их закреплению нужно будет снова и снова.

Шаг за шагом ребенок знакомится с порядковыми числами (первый, четвертый, десятый), познает простейшие математические вычисления, учиться решать более сложные логические задачи:

  • подарить – это отнять или прибавить?
  • чем отличаются две картинки?
  • мяч, скакалка, кегли, чашка – что лишнее?

Раз за разом язык математики вытесняет в сознании малыша бытовой:

  • убрать, отнять, спрятать – вычесть;
  • положить рядом, добавить – сложить;
  • разбить на группы – поделить.

В 6 лет ребенок готов к манипулированию десятками, к классификации геометрических фигур: круг, овал, равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник.
Можно давать ему выполнять более сложные последовательные вычисления, учить искать простые варианты, чтобы решить задачу быстро. Но вот как-то это не по-детски…

Давай играть?!

Обучение – профессия, удел воспитателей, педагогов. Призвание, если хотите. Забота родителей – помогать или хотя бы не мешать. Как помогать? Конечно, играя.

Игра – естественное состояние ребенка, в игре он познает мир, даже не догадываясь, что его чему-то учат. Причем учиться так намного интереснее, чем корпеть над книжками.

На самом деле, родители «учат» детей основам логики и счета, когда малышу еще нет года: ладушки, прибаутки, считалочки, пальчиковые игры. Продолжается родительское обучение на протяжении всех лет до школы.

Совместное рисование, лепка, чтение книг, их обсуждение. Настольные, развивающие, подвижные игры способствуют развитию речи, моторики, навыкам счета, логическому мышлению. Все процессы взаимосвязаны.

Чем гармоничнее их развитие, тем успешнее ребенок шагнет в математику.

Говорить о методике прививания вычислительных навыков, пожалуй, будет слишком самоуверенно: не каждый доктор наук может научить своего ребенка аналитике, не каждый музыкант берется преподавать своему малышу основы сольфеджио. Психология, видите ли.

Конечно, если мама не работает и готова изучить любую методику, с усердием применяет ее в домашнем обучении, честь ей и хвала! Важно грамотно эти занятия выстраивать: ребенок 3-4 лет не может удерживать внимание на одном предмете долго. 10 минут раза три в день – этого хватит с избытком.

А что делать работающим родителям? Не спать ночами, изучая методические пособия и готовя дидактические материалы?  Пожалуй, при таком режиме в скором времени придется самим решать задачу: сколько денег отложить на лечение, чтобы хватило на питание…

Веселая математика

Подсчитывать, сравнивать, анализировать можно что угодно и где угодно:

  • Забытая гитара пылится на стене? Прекрасно!
    Вот одна струна — «дзын-н-нь», а вот вторая — «дзын-н-нь», а вот третья — «дзын-н-нь». Сколько звуков? А струн? А вот четвертая: «дзынь-дзынь-дзынь». Сколько звуков? А сколько струн «продзынькало»?
  • Возня с тестом – какое удовольствие!
    Сначала нужно принести скалку, ту, что побольше, из второго ящика сверху в тумбочке за холодильником. Затем сосчитать, сколько шариков на доске, сколько колбасок под салфеткой. После решить: если три шарика убрать с доски – это отнять или прибавить?
  • Собираясь на прогулку, можно «нечаянно потерять» длинный шнурок от ботинка и подсунуть ребенку короткий. Пусть попыхтит немного. Потом вместе исследовать вопрос: почему ботинок не шнуруется? Сравнить длину, измерить обувной ложкой, посчитать, сколько каждый шнурок может захватить дырочек, сколько раз обвить ладошку, а сколько – пальчик.  Вот вам и комплексный подход: сравнение, измерение длин, счет плюс тренировка моторики.
  • На прогулке зацепок – сколько хочешь.
    Двор заставлен машинами? Приятного мало, но можно использовать: сколько машин слева от подъезда, какого цвета третий справа автомобиль во втором ряду?
    Считать деревья, сравнивать их толщину, сортировать опавшие листья по цвету, размеру, принадлежности к деревьям. Трава, щепки, снег, тучи на небе – пускайте все в дело.
  • Использовать детскую абсолютную веру в игру.
    Если сказать, что диван – это космический корабль, малыш сразу и безоговорочно в это поверит. А дальше – насколько хватит воображения. Ребенок увлеченно будет пересчитывать плафоны на люстре, принимая их за летающие тарелки, отважно сражаться с «чужими», отбивая их по одному.

Главное – играть с удовольствием, давать волю детскому воображению. Иногда надо позволить ребенку покомандовать, поиграть в «наоборот»: притвориться незнайкой, пусть он поучит старших. Удивляйтесь, задавайте уточняющие вопросы. Пользы будет вдвойне: в процессе объяснения ребенок глубже усваивает материал.

Время на игры найдется всегда. А как же иначе? И ничего не нужно форсировать: быстро не значит правильно. Только с таким обучением ребенок станет воспринимать математику как естественную, интересную, увлекательную часть жизни, а у родителей не будет болеть голова о том, как научить ребенка считать.

Отзывы и комментарии к статье

Источник: https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/vremya-izuchat-matematiku.html

Математика для малышей или Как научить ребенка считать

2016-02-10

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр.

Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление.

Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше).

Читайте также:  Развитие ребенка на 12 неделе беременности: какие обследования должна пройти мама

Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки.

Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры.

У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5.

Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь.

Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д.

Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

  • Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же, сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.
  • Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки, морковки, помидорки; вот еще пример шикарного набора).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые сюжетно-ролевые игры. Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем  «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.

  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее: выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала здесь. А вот здесь можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет.

Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем  самым показывая, что число колец уменьшается.

То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание.

Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две».

Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

  • Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.

9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры. Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

  • Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;
  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);
  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);
  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;
  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

или рамки-вкладыша (Ozon, My-shop,Read)

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик». Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon, Лабиринт, My-shop). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon, Лабиринт, My-shop), о нем я писала раньше здесь.

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • Пазлы по номерам. По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Читайте также:  Адаптация ребенка к образовательному учреждению: как преодолеть стрессовую ситуацию

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon, Лабиринт, My-shop)

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

  • Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Об этой книге я писала здесь.

  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Об этой книге я писала здесь.

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Источник: https://jili-blog.ru/kak-nauchit-rebenka-schitat-ili-matematika-dlya-malyshej.html

Математика с пеленок: запоминаем цифры и учимся считать

История игрушек 4 в Растишке! Уникальный дизайн на упаковках в творожках и йогуртах. Порадуйте детей полной коллекцией с любимыми героями! Йогурты и творожки «Растишка» обогащены Ca и D3.

100 г йогурта или творожка обеспечивают 20-27% суточной потребности в кальции детей дошкольного и школьного возраста.

Учить ребенка математике можно с пеленок.

Наш материал о том, как научить ребенка запоминать цифры непринужденно и быстро, так, чтобы в нужный момент полученные знания «всплыли» сами собой. Делимся секретами, опробованными на практике многими мамами. Результат вас поразит!

Точки 

content.foto.mail.ru

Возраст: 0+

Приготовьте листы бумаги А4 формата. Нарисуйте на них черные (жирные) точки. Для себя в уголке сделайте пометку, сколько точек изображено на каждой картинке (чтобы каждый раз не пересчитывать потом).

  • Развесьте листы по квартире на уровне глаз.

Когда вы носите малыша на руках и он не спит, подходите к этому самодельному пособию и показывайте лист с точками, называя количество точек, изображенных на нем.

Сначала вам может показаться, что занятие это бессмысленное, ничего не происходит. Но позже вы заметите, что малыш «узнает» точки, отличает один лист от другого. 

steshka.ru

  • Чуть позже на каждом листе с точками напишите соответствующую цифру (крупным шрифтом)

Малыш очень скоро научится зрительно соотносить количество точек с написанной цифрой.

  • По такому же принципу можно играть с доминошками (с детками постарше).

Ребенку очень легко запомнить именно такое расположение точек, как на костях или игральном кубике.

  • Добавьте в игру картинки с соответствующим количеством предметов.

Вы удивитесь, когда в нужный момент ваш малыш заговорит и правильно назовет количество голубей на дорожке или количество конфет на столе. Вот как это работает!

«Сорока-Белобока»

Возраст: 0+

Водим пальцем по ладошке ребенка и «варим кашу». Потом начинаем «кормить деток», перебирая при этом пальчики ребенка по одному.

Кашку варила,Детей манила,Этому дала,Тому дала… (загибаем пальчики),

А этому не дала.

  • livemaster.ru
  • Деткам постарше можно рассказывать другую версию этого стихотворения:

Сорока-воронаКашу варила,Детей кормила,Этому дала, Этому дала….,А этому не дала.— А ты где был?Дров не рубил, Печку не топил, Кашу не варил,

  1. Позже всех приходил.
  2. Захлопала, захлопала,И-и полетела.
  3. Или такая концовка:

Полетели, полетели, полетели,Шу! На голову сели.

Такие игры со стишками и считалочками развивают мелкую моторику пальцев, память, речь, готовят малышей к освоению счета до пяти. 

Изучаем понятия «один» и «много»

Возраст: 1-2 года. 

fotocdn.net

  • Найдите в книгах или в электронном варианте картинки, чтобы показать ребенку разницу между этими понятиями.  
  • Для закрепления усвоенных знаний почаще используйте в повседневной жизни эти понятия.

Просите ребенка принести какой-то один предмет, а потом — много.

Изучаем понятие «ноль»

Возраст: 1-2 года. 

Даже малыши быстро понимают, что предметы были и закончились, когда это происходит у них на глазах. Была 1 конфетка, мы ее съели, ничего не осталось — ноль конфеток. Разведите руками и активно показывайте мимикой, ребенок быстро усвоит это понятие.

Изучаем понятия «больше» и «меньше»

Возраст: 2+

Игровая ситуация: У куклы Маши день рождения. Гости (другие игрушки) сидят за столом. Задача ребенка — разложить угощения.

i.ytimg.com

  • Сравнение однородных предметов.

Выкладываем одному из гостей 2 печенья, а другому 5.  У кого больше? У кого меньше? Пусть малыш на глаз попробует определить. Если он ошибется, пересчитайте вместе вслух.

  • Сравнение разных предметов.

Выложите перед малышом, например, 4 большие пуговицы и 5 маленьких. Спросите, где больше. Малыш может указать на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

Изучаем понятие «столько же»

Возраст: 2+

  • В любые сюжетно-ролевые игры можно включать математические понятия.

www.bababum.ru

Игровая ситуация: У куклы день рождения.

Спросите у ребенка, кто пришел к кукле на день рождения, сколько гостей? Вместе сосчитайте: «Всего 4 гостя, а именинница пятая. Значит, и тарелок нам нужно поставить 5, чтобы всем хватило».

Пусть малыш сам расставит посуду и еще раз посчитает. Всем хватило?  Аналогично можно разложить приборы, поставить стульчики и т.п. Обязательно делать вывод, что «тарелок столько же, сколько игрушек», «ложек столько же, сколько гостей» и т.д.

«Катя, подай мне, пожалуйста, 3 конфетки. И себе возьми столько же, чтоб было по-честному».

Как научить ребенка соотносить число с количеством предметов

Возраст: 2+

Тут важна визуализация. 

  • Сделайте карточки (от 1 до 10) с откидным полем.
  • Развесьте их по квартире на уровне глаз ребенка.

Пусть ребенок играет с ними когда захочет. Например, пока сидит на горшке.

Можно собрать карточки в книжечку или блокнот и использовать во время игр и занятий с ребенком.

Каждому числу предметов соответствует цифра. Эти карточки также вешаю на стене на уровне глаз ребенка. Они висят постоянно в детской. Когда ребенку интересно или пока сидит на горшке, мы рассматриваем какое количество предметов и какое число ему соответствует. 

Как выучить римские цифры с ребенком

Если вы хотите, чтобы ребенок без труда запомнил римские цифры, объясните их на примере пальцев.

www.karvin.ru

Как развить у ребенка «чувство числа»: советы родителям

У малышей есть врожденное «чувство числа» — способность правильно оценивать количество предметов с первого взгляда, не считая их. Если развивать это умение правильно, ребенок очень быстро научиться считать в уме, а в дальнейшем, будет успешным в школе, ему не придется зазубривать математику, он будет ее любить.

Даже не зная символов-цифр, ребенок может представить себе реальное количество предметов, почти мгновенно определить, где больше, где меньше и какое примерно количество. 

  • Учите ребенка не тому, «где какая цифра» и «какая цифра идет дальше», а старайтесь сразу сформировать представление и количестве. Помните, что до 5 лет у детей очень плохо развито абстрактное мышление, им нужны факты и примеры!

Когда ребенок слышит «два», он должен видеть ДВА объекта, а не один в виде цифры «2»!

Два яблока, два мяча, два карандаша или просто две точки — это уже не просто абстрактный знак. Поэтому ОЧЕНЬ ВАЖНО уделять внимание именно количественному счету, а не просто последовательному 1, 2, 3, 4…

Если взрослому назвать число «пять», то он скорее ПРЕДСТАВИТ ЦИФРУ пять, а не увидит пять бабочек. Так же и с точками на картинке. Взрослому нужно их пересчитать. У ребенка в этом плане есть преимущество — он сразу видит 5 предметов, не пересчитывая!

  • Цифры (значки, которые обозначают числа) показывайте ребенку позже, когда он хорошо усвоит количественные характеристики.

Образ цифры будет автоматически ассоциироваться с образом количества, у ребенка будет развиваться «чувство числа».

Любое обучение ребенок воспринимает как игру, пока мы сами не переубедим его, что это тяжкий и неприятный труд. Учеба — это не работа и не наказание. Если вы или ваш ребенок не получаете удовольствия от процесса, значит, вы делаете что-то не так. Пусть ваш малыш учиться весело и с интересом!

Уважаемые читатели! Нашли ли вы для себя полезные рекомендации в нашей статье, что опробовали на практике. Делитесь советами в х.

«Прекрати рыдать, а то….»? Часто говорите так сами? Слышали в свой адрес? Предлагаем порассуждать о таком понятии, как детский плач и …

В холодную погоду дети много времени проводят дома. Чтобы как-то их развлечь, предлагаем провести полезные опыты и наблюдения с живыми …

Как только наступят холода, пернатым станет сложно добывать пропитание. Нужно подумать о кормушках для птиц. Дети с радостью помогут сделать …

Источник: http://rastishka.by/articles/matematika-s-pelenok-zapominaem-cifry-i-uchimsya-schitat/

1, 2, 3, 4, 5, учим малышей считать

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», — всем известно это высказывание Ломоносова. В жизни математика помогает человеку решать разного рода задачи, видеть перспективу, планировать свои действия. Психологи подтверждают, что обучение детей счёту улучшает работу всех психических процессов, формирует логическое мышление и интеллект. Дети, умеющие оперировать числами и математическими понятиями, успешно обучаются в школе по всем предметам. Поэтому, как только малыш подрастет, заботливые родители сразу же начинают учить его считать. Однако обучение детей в домашних условиях требует специальной организации. Важно знать, когда и как правильно развивать элементарные математические представления. По мнению специалистов, возраст 2 -3 года считается лучшим периодом для начала обучения. Это объясняется тем, что у малышей уже есть опыт познания окружающего мира, понимание речи взрослого, умение наглядно представлять предметы и связывать с ними математические понятия, например: сколько, один — много, больше — меньше, поровну. На вопросы родителей, с чего начинать обучение малыша, ответ один: учимся считать от 1 до 5.

Читайте также:  Психологические особенности детей дошкольного возраста: как ребенок познает мир

Счет предметов в пределах 5

Главное, при обучении детей счёту в пределах 5 придерживаться основных правил, тогда работа по развитию элементарных математических представлений пойдет гораздо легче и быстрее. Итак, как научить ребенка считать?

Соблюдаем принципы обучения

Взрослые должны понимать, что маленьким детям не всегда удается быстро освоить новые знания. Чтобы у малышей не потерялся интерес к занятиям из-за сложности материала, обучение должно идти:

  • от простого к сложному;
  • постепенно и поэтапно;
  • длительность занятий на начальном этапе не превышает 10 минут;
  • не надо нагружать ребенка излишней информацией;
  • необходимо постоянно повторять полученные знания.

Программа домашнего обучения счету в пределах 5 состоит из следующих этапов:

  1. Составление количества предметов в пределах 5 и счет их в прямом и обратном порядке (сначала от 1 до 5, потом от 5 до 1).
  2. Количественный (вопрос: сколько предметов?) и порядковый (вопрос: который по счёту?) счёт в пределах 5.
  3. Соотнесение числа и цифры: соединяем слуховое восприятие числа с его обозначением (написанием).

Готовим к осмысленному восприятию математических знаний

Педагоги утверждают, что даже самый маленький ребенок может без труда считать предметы: один, два, три и т. д. Это успокаивает родителей, они думают, что их малыш умеет считать. Однако зачастую кроха просто повторяет за взрослым и механически запоминает название числительных. Оказавшись в иных условиях, он может элементарно путать их.

Родители поймут, осмысленно ли их малыш считает, если будут менять условия, например, составлять количество из разные игрушек, перемешивать их с бытовыми предметами, считать нарисованные объекты, счетные палочки. Для точности восприятия и осмысленности счета нужно учить ребенка действовать правильно: считать предметы, дотрагиваясь до них рукой, слева направо.

При назывании последнего числительного спрашивать, сколько всего предметов.

Не забывать! Числительное «один» нельзя подменять словом «раз»!

Считаем в прямом и обратном порядке

Обучая малыша количественному счету, важно показать ему, что можно считать в прямом и обратном порядке. Специалисты говорят, что такие навыки необходимы для дальнейших, более сложных, действий с числами, например, обучения вычитанию.

Научить ребятишек обратному счету в пределах 5 помогут простые игры, например: выложить из кубиков лесенку, по которой вверх — вниз шагают игрушки под счет 1, 2, 3, 4, 5 и 5, 4, 3, 2, 1. Или поиграть в игру «Что изменилось?» (взрослый составляет количество из 5 мелких предметов, малыш пересчитывает их, делает вывод: игрушек всего 5.

Затем закрывает глаза, а взрослый убирает игрушку, ребенок пересчитывает и делает вывод: всего игрушек 4 и т. д.).

После того как малыш усвоит количественный счет, необходимо переходить к порядковому. При таком счете каждый предмет получает свой порядковый номер: первый, второй… Считать по порядку можно только слева направо. Полезны при закреплении навыков порядкового счета пальчиковые игры, например, загибая пальцы, считать вместе с ребенком:

«Первый пальчик — самый большой, указательный — второй, третий палец — средний самый, а четвертый — безымянный, пятый пальчик — наш любимчик, а зовут его — мизинчик!».

Или «Первый пальчик — дедушка, второй пальчик — бабушка, третий пальчик — папочка, четвертый пальчик — мамочка, пятый пальчик — наш малыш и зовут его (имя ребенка)».

Полезна будет игра «Какой игрушки не стало?» (каждому предмету присваивается порядковый номер: первый — мишка, второй — мячик, третий — слоник, четвертый — кубик, пятый — домик. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый прячет одну из игрушек и спрашивает, какого по счету предмета не стало).

Соединяем число и соответствующую цифру

Дети могут научиться быстро соотносить число и цифру. Важно правильное обучение, в котором лучший прием, когда кроху учат числительным и соответствующим им цифрам постоянно, в повседневных ситуациях.

Например, дома пересчитывают и пронумеровывают книжки, расставляя их по порядку; считают ступеньки, обозначенные цифрами; голубей на площадке, деревья в парке. Полезно создавать для ребенка проблемную ситуацию, специально пропуская какое-то числительное, например: «Соберем листья для букета, первый листик, второй, … четвертый.

Правильно?» При этом обращать внимание, что число можно записать, искать цифры в окружающих предметах: в книжках, номерах дома, автобуса.

Обучаем действиям с числами

Запоминание чисел пойдет гораздо быстрее, если дошкольник научится активно действовать с ними, например, складывать. С детишками 2 — 3 лет переходят к сложению чисел только тогда, когда они овладеют осмысленным счетом. Не надо волноваться, если трехлетний малыш пока не понимает сложения.

Для этого умения необходимы знания по составу числа, оно может сформироваться и позже, к четырехлетнему возрасту, что тоже является нормой. Чтобы ребенок понял состав числа, используются счетные палочки как тренажер: «Положи одну палочку слева и две справа, сколько всего? Какое число получилось?».

Учим детей счету до 5 в играх

Педагоги рекомендуют: чтобы обучение математике приносило ощутимые результаты, оно должно быть доступным и интересным для ребенка.

Таким учебным требованиям отвечает детская математическая игра.

Особым успехом в усвоении и закреплении математических знаний пользуются дидактические (обучающие) игры, например, по типу знакомых всем лото, домино, пазлов.

Для закрепления нового материала полезны словесные и подвижные, сюжетные и творческие игры, которые могут стать хорошим подспорьем для родителей, чтобы упражнять ребенка в счете.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Для самых маленьких детишек подойдут пальчиковые игры, которые послужат не только гимнастикой мелких мышц руки, но и как тренажер счета от 1 до 5.

Взрослый предлагает крохе под ритмику стиха поработать пальчиками: сжимать и разжимать, поочередно загибать и считать. Не стоит забывать, что играем с пальчиками и учимся считать до 5 вместе с малышом.

Интересно игры с пальчиками будут проходить, если нарисовать колпачки со смешными рожицами для каждого пальца или использовать пальчиковый театр.

«Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять!

«Считаем пальчики»

Будем пальчики считать: Один, два, три, четыре, пять. Один, два, три, четыре, пять, Стали пальчики играть.

Все такие дружные, крепкие и нужные

Математические игры на счет

Любая игра может быть математическим занятием для дошколят, главное — соблюдать необходимые требования. Такое занятие поможет ребятишкам упражняться в количественном и порядковом счете, знакомиться с цифрами, математическими понятиями (один — много, больше — меньше), активно действовать с числами.

«Наш помощник»

Сюжетные действия позволяют малышу почувствовать свою значимость в семье, обогащают эмоционально, в то же время закрепляют навыки количественного счета. Ребенок по просьбе мамы пересчитывает и выкладывает необходимое количество столовых приборов для ужина. Можно попросить его принести два огурца, три помидора, один перец для салата.

«Составь фигуру»

Задание используется как тренажер для развития мелкой моторики, счета в пределах 5, закрепления цифр, названий геометрических форм. Взрослый заранее готовит несколько цветных геометрических фигур (квадрат, круг), которые разрезаются на 5 частей. Каждая часть помечается соответствующей цифрой. Дошкольник должен подобрать части и посчитать их количество для каждой фигуры. Для разнообразия можно предложить соревнование «Кто быстрее соберет фигуру!» Обязательно дать возможность выиграть малышу и поощрить его.

«Малыши — карандаши»

Дошколята знакомятся с составом числа из единиц, повторяют количественный счет. Для занятия нужны цветные карандаши.

Взрослый достает голубой карандаш, уточняет, что предмет один, затем еще один карандаш, желтого цвета: число 2 состоит из двух карандашей (единиц). Постепенно подкладываются другие карандаши, чтобы аналогично познакомить с составом последующих чисел.

В конце занятия для поддержания интереса взрослый читает стихи по мотивам произведения А. Степанова, а ребенок рисует картинку:

И на дереве – листва.

«Нарисуй число»

«Паровозик»

В сюжетной игре отрабатывается счет от 1 до 5 и закрепляется порядковый. Хорошо, когда играет вся семья. Если это невозможно, используются крупные игрушки: мишки, куклы, слоники. Взрослый ставит стульчики «паровозиком», малыш рассаживает игрушки по порядку. Можно спросить, всем ли пассажирам хватит места.

Ребенок считает стульчики, игрушки. Затем под веселую песенку из мультика поезд отправляется в путь. Сюжет игры может быть таким: «Игрушки отправляются в путешествие. Посчитай их и посади по порядку: первый, второй, третий, четвертый, пятый «. Можно разнообразить действие, закрепив на стульчиках картинки с цифрами.

Игра развивает память, внимание, пространственное мышление, тренирует в запоминании чисел.

Подготовить материал для такой настольной игры очень просто самим: подбираются картинки с крупным изображением, например, овощи, фрукты, предметы быта, домики. Картинки разрезаются на пять частей, и каждая часть обозначается цифрой.

Ребенок должен собрать картинку в соответствии с числовым рядом. В этой игре полезно поучиться называть «соседей» числа ( у 2 «соседи» 1 и 3).

Дети быстро и легко обучатся счету, если взрослые будут постоянно упражнять их!

Источник: https://myintelligentkids.com/1-2-3-4-5-uchim-malyshej-schitat

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]