Методики развития детей до года: как помочь ребенку лучше усваивать информацию

от 0 до 1 года

Published on Октябрь 2nd, 2017 | by [email protected]

Методики развития детей до года: как помочь ребенку лучше усваивать информацию

Этап жизни от 0 до 3-х лет это уникальный период для развития мозга детей. Более половины своего потенциала мозг осваивает в течение 1-го года жизни (точнее 6-ти месяцев), к 3 годам формирование его структуры достигает свыше 70%, к 7-ми годам рост мозговых структур практически завершен.

Ускоренное (раннее) развитие – польза или вред

Можно спорить о том, полезно развивать детей или это отнимает их детство. Есть педагоги и родители, которые считают, что ребенок научится познавать мир самостоятельно. Безусловно, формирование мозга ребенка, становление речи, мышления, самосознания будет происходить с вашим участием или без.

До трех лет ребенок – это «впитывающая губка», его «поглощающий ум» усваивает информацию окружающей среды. И эта информация носит либо обучающий, либо случайный характер.

Если вы смотрите телевизор в присутствии детей, их мозг усваивает данные, поступающие с экрана, а будет ли это «ужастик» или развивающий мультфильм – решать вам.

Современные методы в большинстве своем используют технологии тотального чтения, количественной математики, музыку, как катализатор формирования речи и мышления, и «подстройку» обучающих программ под периоды развития детей.

К сожалению, любой метод предоставляет выбор: или сенсорное развитие в сенситивные периоды («метод Монтессори»), или тренинг логического аппарата («Блоки Дьенеша»), или «грудничковое рисование», направленное на выработку творческого начала или метод доктора Г. Домана – призванный стимулировать накопление энциклопедических знаний ребенком.

Методики развития детей до года: как помочь ребенку лучше усваивать информацию

Потому выбирая программу раннего обучения, которую детский ум будет осваивать в домашних условиях, придется использовать несколько схем.

 Учить ребенка нужно тотально, равноценно тренируя правое и левое полушарие, и помогая малышу научаться выполнять действия самостоятельно.

Правое полушарие – тренируется методом быстрой смены изображений.

 Левое полушарие – совершенствуется методом медленного многократного повторения обучающего материала.

Основные задачи ускоренного развития детей

  1. Не дать угаснуть имеющимся у ребенка до года рефлекторным навыкам (хватание, плаванье, ползание).
  2. Развивать задатки, которые имеются у детей.

  3. Максимально использовать нестандартные виды деятельности (одевание с закрытыми глазами), для формирования дополнительных связей в мозгу, улучшения мнемических и познавательных его функций, формированию навыков речи.

    А также технологии чтения слова целиком (не по слогам) и количественной математики, музыкальное сопровождение обучающего материала. Эта работа должна быть начата до года.

Схема раннего развития ребенка должна быть всесторонней и охватывать сенсорную, моторную, эмоциональную сферы.

Принципы любой разевающей методики:

  1. Заниматься нужно начинать с самого раннего возраста, с момента, когда детский организм готов к определенной схеме научения.
  2. Малыш — это личность, индивидуальность, ее нужно уважать, ценить и доверять ей.
  3. Перед началом обучения следует подготовить все необходимые материалы, в том числе пакеты стимульных материалов, которые можно заменять друг другом.
  4. Начинать обучение лучше в комфортной и знакомой обстановке, малыш должен быть здоров, сыт, находиться в хорошем эмоциональном состоянии.
  5. Новые материалы нужно вводить с достаточной регулярностью.

Методики развития детей до года: как помочь ребенку лучше усваивать информацию

Обзор основных методик ускоренного развития

Методика М. Гмошинской «Грудничковое рисование» – рассчитана на детей от 6 мес. Малыши более раннего возраста физически не готовы к рисованию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Материал: краски для пальчикового рисования, бумага.

Выбор времени суток обусловлен желанием уберечь детей от эмоциональной перегрузки. Первые занятия длятся от 1 минуты. По достижении малышом возраста одного года время занятий увеличивается на порядок.

Маленький человечек трогает краски, мнет в кулачке, размазывает по бумаге пальчиками, ладошками и ножками.

Методики развития детей до года: как помочь ребенку лучше усваивать информацию

  • Как дополнение к этой системе после достижения ребенком возраста одного года ему можно предложить, рисовать с помощью нестандартных средств: крышки от пластиковых бутылок, фасоль, пуговицы, тряпочки.
  • Плюсы этой техники: прекрасный способ для дополнения к логическим программам, не требует больших финансовых вливаний и посещения специальных обучающих центров.
  • К минусам можно отнести узкую направленность метода на развитие творческого потенциала.

«Блоки Дьенеша» рассчитаны на тренировку аналитического и логического аппарата, способствуют тренингу речи, формируют мыслительные навыки, умение выявлять и удерживать в памяти несколько свойств предмета одновременно, манипулировать предметами в зависимости от выявленных свойств. (Пример, найти такиене такие фигуры по размеруцветуформе).

Плюсы этого способа обучения заключаются в большом возрастном диапазоне, его легко можно предлагать детям от 1-го года до 7-ми лет. Сами блоки можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Это позволяет использовать данный метод в домашних условиях, без дополнительных затрат.

Методика А.А. Сабурской «Интеллектуальная музыка», основана на способности музыки влиять на психофизиологию человека. Музыка способствует научению вербальной речи и формированию образного мышления.

Улучшает арифметические способности, стимулирует проявление эмоций.

Детьми самого раннего возраста информация, преподнесенная с музыкальным сопровождением (потешки, развивающие песенки) воспринимается и усваивается в значительно более высокой степени.

Методики развития детей до года: как помочь ребенку лучше усваивать информацию

Метод М. Монтессори – основан на использование сенситивных периодов развития детей, «подстройке» обучающих программ под эти периоды. Например, период становления вербальной речи от 0 до 6 лет.

Игровые программы по Монтессори используют дидактический материал, направленный на все сферы жизни: сенсорную активность, становление речи письменной и устной, практику бытовых, когнитивных и мыслительных навыков, мелкую моторику. Ребенок научается на глаз отличать размер предметов, оценивать их объем и количество.

Достоинства: многофункциональная методика, способствующая развития речи, индивидуальности и самостоятельность ребенка.

Недостатки: не развивает творческий потенциал малыша.

Работа доктора Г. Домана – основана на блочном восприятии информации.

Обучающий материал представляет собой карточки с изображением животных и их название, цифры изображаются точками, количество точек соответствует цифре (это и есть принцип количественной математики). Изображения предъявляются в 2 секунд.

Достоинства: требует мало времени, один этап занятия составляет от 10 до 30 секунд, затем до 60 секунд.

Ребенок быстро накапливает большой объем информации.

Недостатки: ребенок запоминает названия животных целым словом в именительном падеже. При изменении падежа слово перестает быть узнаваемым. Ребенок усваивает знания, но не учится думать. Готовый дидактический материал отсутствует.

Это далеко не полный обзор существующих методик. Но если выбрать две или три приведенные методики, развитие ребенка будет полноценным, всесторонним и быстрым.

Источник: http://solnushkomoe.ru/metodiki-rannego-razvitiya-detej-do-goda/

Обзор методик раннего развития, помогающих правильно развить ребенка до года

Главная › Развитие ›

Методики развития детей до года: как помочь ребенку лучше усваивать информацию

Каждый желает, чтобы его ребенок развивался быстрей сверстников и добивался больших успехов, и это абсолютно нормальное желание. В помощь молодым мамам и папам приходит масса популяризированных и адаптированных для семейного воспитания методик раннего развития. Какую из них лучше выбрать и не способно ли преждевременное обучение навредить малышу?

Раннее развитие: «за» и «против»

Педагоги, педиатры, психологи и опытные родители разделились на два лагеря. Одни — за применение методик в семейном воспитании, другие безоговорочно против. У обеих сторон достаточно веские аргументы, поэтому вас самим придется решать, следовать ли вам популярным педагогам или ждать, когда младенец сам начнет осваивать необходимые навыки.

«Против»

  1. Малыш сам научится всем требуемым навыкам, когда придет время, поэтому не нужно торопить природу.
  2. Раннее развитие может нанести вред младенцу, вмешиваясь в естественный ход его формирования и адаптации.

  3. Большинство методик построено на интеллектуальном и физическом развитии крохи, но при этом они оставляют «за бортом» эмоции, социализацию и психику грудничка, поскольку на темпы их развития повлиять никак нельзя.

    У подросшего ребенка со временем накапливается дисбаланс между умениями и психо-эмоциональной сферой, который может помешать ему общаться с другими детьми и осваиваться в коллективе.

  4. Только комплексное и ежедневное следование методикам позволит вам добиться хороших результатов, а это — тяжелая и долгая работа с ребенком, требующая большой теоретической подготовки. Кроме того, такое обучение требует полной вовлеченности хотя бы одного из родителей, а ведь мамам, как правило, нужно работать.

  5. Упор на интеллектуальное развитие лишает ребенка детства, вместо того, чтобы постепенно познавать мир и свойства предметов на собственном опыте и играть, малыш вынужден учиться по картинкам и карточкам чтению и счету.
  6. Пожалуй, самый главный аргумент противников раннего развития — это несвоевременность полученных знаний.

    Зачем двухлетнему ребенку уметь читать, если его мозг не готов еще перерабатывать слова в образы, и к чему четырехлетнему крохе знать наизусть таблицу умножения? Полученные знания в итоге «законсервируются» до того, момента, когда пригодятся ему в школе, и таким образом дитя все равно интеллектуально сравняется с обычными ровесниками.

  7. Даже если ваш ребенок пойдет до конца и будет продолжать развиваться прежними темпами, это грозит ему проблемами с социализацией. Чрезмерно умных детей не любят и не принимают в обществе.

«За»

  1. Наш мир постоянно изменяется, и, чтобы ребенок успевал осваивать необходимые знания, его нужно развивать с младенчества.
  2. Последователи раннего развития считают, что не отнимают детство у малышей, а отнюдь, делают его насыщенным и разнообразным.

    Методики не призывают заменить простые игры на обучающие занятия, наоборот, они сливают эти виды деятельности воедино, и малыш получает образовательные прогулки и развивающие игры.

  3. Расширенные методики, всесторонне развивающие кроху, позволяют выявить у малыша яркие склонности к определенным занятиям, чтобы в дальнейшем развивать именно их.

Постулаты раннего развития

В первый год организм грудничка претерпевает колоссальные изменения, а развитие его идет быстрыми темпами. В этот период младенец активно познает мир, набирает пассивный словарный запас, строит свои первые логические связи.

Считается, что первые год-два являются «некомпенсируемыми»: если ребенок не узнает что-то вовремя, то в дальнейшем ему будет сложно освоить это.

Раннее развитие не дает младенцу «упустить шанс» и дает малышу максимум информации в этот период, закладывая надежный интеллектуальный фундамент.

Но все же следование развивающим методикам требует аккуратности и внимательности от родителей, поскольку их неосторожное и навязчивое применение может иметь обратный эффект.

  • Если младенцу не понравилось занятие, он протестует и плачет, — остановитесь и займите кроху чем-то другим;
  • не нужно отрывать грудничка от того, чем он занимается, ради обучения. Если дитя увлеченно играет с обычными кубиками, правильно будет дождаться, когда он закончит;
  • все занятия, которые рекомендует выбранная вами методика, должны быть понятны вам и вызывать ваше доверие, а ваши действия должны быть адекватными;
  • развитие ребенка должно проходить комплексно, нельзя делать упор только лишь на физические или интеллектуальные занятия, вы должны активно социализировать кроху и развивать его эмоционально.

Методики раннего развития

Решая заниматься с грудничком, используя методики раннего развития, знайте, что подготовка и непосредственное обучение будут занимать у вас массу времени, а результат своего труда вы сможете оценить спустя года.

Не забывайте о естественных потребностях крохи, ведь ему намного важней адаптироваться к миру, вовремя освоить необходимые по возрасту навыки и посредством игр постепенно познавать свойства предметов, нежели научиться в полгода плавать, а в год — читать.

Подбирая методику раннего развития, которая должна подойти малышу до года, помните, что из них ни одна не универсальна, и каждая имеет ряд недостатков. Не нужно слепо следовать рекомендациям известных педагогов, все занятия должны применяться по отношению к ребенку обдуманно и объективно.

Вальдорфская методика

  1. Развивает эмоциональную сферу и раскрывает творческие наклонности малышей посредством занятий музыкой, выполнению ритмических упражнений.

  2. Согласно вальдорфским педагогам, ребенка должны окружать только натуральные предметы, игрушки следует делать из природных материалов.

  3. Эта методика в первую очередь формирует духовно-эмоциональный мир ребенка, а интеллектуальное развитие должно откладываться на довольно поздние сроки — на 11-12 лет.

Метод Монтессори

Это одна из популярнейших методик раннего развития, несмотря на довольно «преклонный возраст» (ей более 100 лет), педагоги до сих пор активно внедряют наработки Монтессори в свои практические занятия с детьми.

  1. Ребенок до года должен быть помещен в «развивающую среду», его должны окружать предметы, способствующие его познанию.
  2. Детям предоставляется свобода, малыши должны сами определять, когда, чем и сколько они будут заниматься. Но подобная демократия зачастую оборачивается определенными проблемами, у ребенка отсутствует понятие авторитета и он может перестать слушаться взрослых. И если в семье такое поведение еще может быть принято родными, то в детском саду и школе подобное свободолюбие будет строго наказываться.
  3. Методика, созданная Монтесори, рассчитана на детей от трех лет, хотя ее последователи опускают возрастную планку, занимаясь и с младенцами.
  4. Занятия, стимулирующие мелкую моторику, действуют на речевой центр и способствуют тому, что ребенок будет раньше и четче говорить.
  5. Изучение окружающего мира происходит с помощью пособий и разработанных педагогом игр на основании сенсорного опыта малышей.
  6. Подготовка к занятиям будет требовать от вас много времени и трат из-за многочисленности методических материалов и приспособлений.

Метод Домана

Американский врач Г.

Доман на протяжении нескольких лет проводил исследования и пришел к выводу, что рост мозга ограничен временными рамками — он увеличивается до 7 лет, а затем происходит развитие его отделов.

Считается, что именно в этот семилетний период происходит основное обучение ребенка, поэтому важно сделать его насыщенным, обучая малыша языкам, письму, счету, чтению и занимаясь с ним разными видами спорта.

Методика основывается в основном на визуальном воздействии на малыша, и требует от родителей и детей полной отдачи.

С помощью карточек с изображениями объектов, животных, растений, написанными на ними словами и нарисованными точками ребенку в голову словно «загружается» информация.

Но подобного обучения явно недостаточно, ведь крохе до года нужно получать опыт, чувствовать и видеть объекты вживую.

Метод Лупан

Сесиль Лупан немного доработала методику Домана и создала свою.

  1. Ребенка нужно постоянно обеспечивать новой информацией, так его мозг будет развиваться.
  2. Информацию, которую вы будете давать малышу до года, должна быть тщательно отобрана, вы должны сообщать ему только о самом ярком, интересном и важном.
  3. Помимо визуального воздействия, согласно этой методике, ребенку нужно предоставлять возможность тактильного и слухового познания, так его развитие будет проходить гармоничней.
  4. Карточки, которые родители должны показывать своему крохе, рассортированы по отраслям, и их, в отличие от рекомендации Домана, можно, и даже нужно, давать малышу до года в руки.

Методика Никитиных

Многодетные советские родители-педагоги, семья Никитиных, создали замечательную методику развития детей, которая позволяет вырастить физически и нравственно сильного человека. Их научные труды в 80х годах распространялись в «Самиздате» — перепечатывались на машинках и переписывались вручную, — пожалуй, это самый яркий знак родительского признания.

  1. Никитины провозглашают важность раннего развития, но границы «точки невозврата» значительно смещаются. Признанные педагоги считают, что правильно будет обучить ребенка всему необходимому и выявить его способности до 3 лет.
  2. Ребенку должна предоставляться определенная свобода действий в выборе занятий, но при этом родители должны мягко направлять дитя, чтобы он гармонично сочетал физические и интеллектуальные занятия.
  3. Разработанные Никитиными игры прекрасно развивают логику и стимулируют абстрактно-пространственное мышление.
  4. Их методические материалы рассчитаны именно на домашнее индивидуальное обучение, в отличие от методики Монтессори, которая создана для групповых занятий.
  5. Занятия по методике Никитиных выявляют в малышах склонность к точным наукам, но совершенно не развивают их «гуманитарную» сторону.
  6. Игры с кубиками предполагают активное участие родителей, если оставлять детей до года наедине с обучающим материалом — ничего из занятий не получится.

Метод Зайцева

Методика Зайцева направлена в основном на раннее обучение детей родному языку и счету. Для дошкольников педагог создал наглядные таблицы и карточки, а для малышей — интересные кубики.

Посредством игры дети изучают алфавит и быстро учатся читать по слогам, благодаря тому, что именно слоги написаны на гранях его кубиков.

Такой подход убирает из процесса обучения самый сложный для малышей этап — перестройку от произнесения букв к чтению звуков.

Техника обучения счету также стала революционной и помогает малышам быстро освоить данный навык. Материалы, которые подготовил Зайцев, подходят для разновозрастных детей, поэтому вы можете начинать заниматься даже с годовалым ребенком. Наглядность воздействует на зрительную память, и малыши, которые учились читать и считать по данной методике, впоследствии пишут и считают правильно.

Методика Даниловой

Современный автор методики раннего развития предлагает родителям свое видение воспитания детей.

  1. Данилова настоятельно рекомендует родителям развивать двигательные навыки крохи до года и предоставлять больше времени для хватания, ползания и хождения.
  2. Методика рассчитана на развитие младенца с первых дней жизни. Родители должны не предвосхищать события, а обучать кроху до года только тому, к чему он физически и, что важнее, психологически готов.
  3. Занятия для детей расписаны по месяцам и в них прослеживается постепенное усложнение, к которому и родители, и малыши могут своевременно адаптироваться.
  4. Занятия не требуют больших затрат по приобретению материалов, автор приводит советы по изготовлению необходимых атрибутов в домашних условиях.

Обзор методик раннего развития, помогающих правильно развить ребенка до года Ссылка на основную публикацию Методики развития детей до года: как помочь ребенку лучше усваивать информацию Методики развития детей до года: как помочь ребенку лучше усваивать информацию

Источник: https://newbabe.ru/razvitie/metodiki-razvitiya-detej-do-goda.html

Возможности мозга ребенка

Методики развития детей до года: как помочь ребенку лучше усваивать информацию

В каком возрасте развивается мозг ребенка, а значит лучше всего усваиватся информация? Можем ли мы помочь ребенку развить память, логическое мышление и фотографическую память? Стоит ли «засорять» ребенку голову до школы? Ответы на все эти вопросы, в ынадете в данной статье.

Возможности нашего мозга

Недавно по телевидению был репортаж из дома престарелых для деятелей культуры. Удивительно, но факт: восьмидесяти-девяносто- летние старики показывали ясность ума и высокий интеллект, недоступные многим молодым людям.

Секрет открылся тут же: до сих пор эти люди ежедневно тренируют свой мозг: читают, пишут книги и так далее. Я невольно сравнила их со своими знакомыми пожилыми людьми.

Открытие, сделанное мною, было неутешительным: увы, с возрастом мозг стареет и дряхлеет, как и все тело, если его не тренировать.

Таким образом, постоянное получение знаний, непрерывная интеллектуальная деятельность — залог нашего долголетия. И начинать тренировать умственные способности нужно в буквальном смысле с пеленок. По мере взросления ребенка, ему все труднее и труднее будет получать новые знания.

Более того, с возрастом у него возникает все больше и больше поводов для того, чтобы пренебрегать обучением: друзья, улица, телевидение — все это не лучшие союзники родителей в деле интеллектуального развития.

Возраст до трех лет — самое оптимальное время, когда малыш не только открыт для новой информации, но также и стремится к ее получению. Не упустите это время, потом наверстывать будет очень непросто.

В то же время, ребенок, с которым занимались с самого раннего детства, не только обладает широким кругозором, но и привыкает к получению знаний, и впоследствии уже сам, без родительской помощи, изучает энциклопедии, стремясь узнать что-то новое.

Некоторые родители опрометчиво считают, что не стоит «засорять» мозг малыша ненужными ему знаниями, ведь придет время и в школе всему обучат. Однако среднее образование не зря назвали средним. Дело в том, что в школе ребенок получает самый минимум знаний, которого не хватит для того, чтобы прослыть эрудированным человеком.

Даже для поступления в ВУЗ этих знаний сейчас недостаточно. Вот почему родителям приходится прибегать к помощи репетиторов, чьи услуги обходятся недешево. А ведь всего этого вполне можно избежать, если уделить всего несколько минут в день своему пока еще крошечному чаду.

Если последовать этому нехитрому совету, вы научите ребенка добывать информацию, привьете ему стремление к самостоятельному получению знаний.

Вместе с тем, думается, не совсем правильным было бы заниматься с полугодовалым малышом при помощи энциклопедии. Даже детской. Множество картинок (пусть и крупных) на одной странице рассеивает внимание ребенка.

Усвоить материал таким образом нереально. Да и много информации поначалу ребенок запомнить не сможет. Вот почему во всем мире так популярны карточки Домана.

При их помощи дети легко усваивают любую информацию, демонстрируя впоследствии чудеса эрудиции.

Но самое главное то, что ребенок получает удовольствие от этих занятий.

Маленькие дети запоминают информацию со скоростью, поражающей наше воображение. Нужно лишь задать тон, направить ребенка, и дальше он будет обучаться всему и везде самостоятельно.

Результатом многолетних исследований Глена Домана стало удивительное открытие: стоит сообщить ребенку факты, и он сам станет отыскивать те правила, которым они подчиняются.

Такова удивительная природа человеческого мозга: получив несколько разрозненных, на первый взгляд, сведений, наш мозг начинает обрабатывать их, выявляя закономерность.

При этом, чем выше интеллект, тем лучше проходит этот процесс, Думается, не одному человеку до Ньютона упало на голову яблоко, но лишь он смог благодаря этому событию открыть закон всемирного тяготения. Конечно, ведь Ньютон был гений. Но Доман утверждает, что в нас всех заложена природа гениальности.

Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями. Только одни из нас используют свои задатки, а другие — нет. Задача любящих родителей как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малыше таланты.

И тут время играет не на нашей стороне: чем старше ребенок, тем глубже «прячутся» его способности, тем медленнее он усваивает информацию, тем меньше стремится к ее получению. Вот почему заниматься с ребенком нужно буквально с самого его рождения.

Ребенок узнает за первые три года жизни больше фактов, чем за всю оставшуюся жизнь. И тут уже от родителей зависит, ЧТО и В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ усвоит их чадо.

Нам не редко доводилось слышать фразу, что ученые, словно малые дети. Это выражение абсолютно правдиво: и тех, и других объединяет одна общая черта — неуемная жажда знаний, любопытство, толкающее их на новые открытия. Утолить эту жажду нереально, ведь информация неисчерпаема, но «подкормить» интеллект в силах каждого родителя. Не пренебрегайте этой своей возможностью!

Вместе с тем, не стоит допускать перекоса в какую-то одну сторону. Мы развиваем именно ШИРОКИЙ кругозор малыша, то есть даем ему информацию из различных областей человеческой жизни.

А ведь малышам интересно ВСЕ: просто что-то — в большей, а что-то — в меньшей степени. Вот почему так важно, чтобы в занятиях с ребенком вы использовали карточки из самых разных категорий: «Транспорт» и «Шедевры художников», «Природа» и «Памятники архитектуры».

Начав заниматься по методике Глена Домана, вам следует быть готовым к тому, что скорость, с которой ваш малыш будет запоминать факты, будет молниеносной. Вот почему так важно заранее запастись огромным количеством карточек.

Ребенок должен каждодневно получать новую информацию.

Более того, когда ее много, это интересно и вам тоже, а это значит, что вы соблюдаете одно из основных правил обучения по Дома- ну: ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ, КАК РЕБЕНКУ, ТАК И ЕГО РОДИТЕЛЮ.

Тем более, что когда вы сами увидите, как расширяется кругозор вашего малыша, почувствуете его радость от обучения и желание заниматься, вы сами захотите дать ему больше и больше информации. Не бойтесь этого своего желания, оно совершенно естественно.

Поэтому комплект карточек для обучения постоянно должен обновляться. Кроме собственно бумажного материала, воспользуйтесь материалом электронным: у вас всегда под рукой должны быть всевозможные диски с презентациями.

Используйте любую возможность, чтобы подарить своему ребенку новое знание.

При этом не следует огорчаться, если вдруг ваш малыш усвоит не весь материал. В любом случае даже 50% от нескольких тысяч фактов, с которыми вы его познакомите, это гораздо лучше, чем 0% от ничего.

Скорее же всего ваш ребенок запомнит все 100% подаваемой информации.

Ведь доказано, что занятия по методике Домана формирует у детей фотографическую память, и впоследствии им достаточно просто взглянуть на картинку, и она тут же крепко отпечатывается на подкорке.

Перед тем, как приступить к занятиям, вам нужно тщательно продумать собственное поведение, а также учебный материал, который вы будете использовать. Глен Доман рекомендовал организовать процесс с максимальной точностью. Возьму на себя смелость поспорить с мэтром. Все зависит от того, к какому типу личности относится родитель.

Так одни уверенно чувствуют себя, лишь все распланировав, выработав линию поведения и безукоризненно ей следуя. Для других узкие рамки какой-либо методики смерти подобны. Вместе с тем, мы не раз отмечали, что главным в процессе обучения является взаимное удовольствие от занятий.

Поэтому, если вашей творческой натуре претит высчитывание секунд, затрачиваемых на демонстрацию карточек, не считайте их.

Как бы то ни было, но выполнение программы должно быть регулярным и веселым. Под регулярностью следует понимать ежедневные занятия по несколько раз в день. Вместе с тем, нет ничего страшного в том, что иногда вам придется сделать перерыв на несколько дней. Единственное, не стоит делать это слишком часто.

Однако, если вы чувствуете, что не способны сейчас по каким-либо причинам заниматься со своим малышом, лучше отложить обучение на несколько недель и даже месяцев. Это лучше, чем заниматься урывками. Процесс обучения должен приносить радость. Если делать это через силу, ребенок неминуемо почувствует фальшь и раздражение. Вреда от таких занятий гораздо больше, чем пользы.

Кстати, когда вы чувствуете усталость, на помощь могут прийти компьютерные презентации. Ведь ваше участие при их демонстрации минимально: даже озвучивать картинки вам не придется.

Спортсмен или ученый? А что если все вместе!

По мнению Глена Домана нельзя пренебрегать физическим развитием ребенка в угоду интеллектуальному. И наоборот. Ведь развивая одно, мы стимулируем развитие другого.

В первую очередь нужно предоставить малышу свободу движения. С первых дней жизни не стоит ограничивать его в этом. Кстати, во всем мире давно не пеленают детей. Даже те родители, что и не слышали про методику Домана.

Ученый говорил, что если немного помочь ребенку, то уже в первый месяц ваше чадо сможет проползать несколько метров за день. Вроде бы, какая связь с интеллектом, но Доман доказал, что это очень сильно влияет на общие способности ребенка.

Правильность выводов ученого подтверждена временем. Если изучить биографию многих великих спортсменов прошлого и современности, то можно увидеть, что они начали свои занятия спортом в возрасте двух-трех лет. Вернее, именно в этом возрасте они начали занятия профессиональным спортом.

Как правило, о том, что было до этого, в официальных биографиях не описывается.

Вместе с тем, вполне можно предположить, что родители, которые отдали своего ребенка в три года в спортивную секцию, скорее всего, с самого рождения уделяли физическому развитию своего отпрыска серьезное внимание.

Многие родители во всем мире понимают важность физического развития младенца. Вот почему в последнее время так популярна динамическая гимнастика, плавание и ныряние с рождения (первые занятия все же лучше проводить в присутствии опытного инструктора). Не менее востребована и традиционная гимнастика, которой Вас научат в детской поликлинике.

Итак, развивая физически своего ребенка. Вы тем самым стимулируете его умственные способности. И эта теория подтверждена успешным опытом Глена Домана и миллионов родителей, воспитавших своих детей по его методике.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/edu/develop/292-vozmozhnosti-mozga-rebenka

Как ребёнок усваивает информацию

Методики развития детей до года: как помочь ребенку лучше усваивать информацию

Учеба — это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Вот их наиболее распространенное распределение.

Руки — 90% от того, что ребенок сделает сам, хотя бы один раз — он усваивает. Поэтому старайтесь, чтобы кроха не только слушал, но и пытался самостоятельно повторить пример, даже если ему кажется что ничего непонятно. Пусть попробует, а вы при необходимости поможете. Только не берите инициативу в свои руки при первой же ошибке.

Рот — 70% того, о чем мы говорим — откладывается в памяти. Пусть ребенок повторяет за вами вслух, а не молча слушает. Обсуждайте свои действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.

Уши — лишь 20% того, что ребенок слышит — он запоминает. Поэтому одних ваших объяснений будет недостаточно.

Глаза — 30% того, что малыш видит — он усваивает. Рисуйте ему наглядные картинки, объясняющие материал. Только рисунки должны быть не скучными, а веселыми и оригинальными, тогда у ребенка будут возникать ассоциации, и он легко поймет материал.

К какому типу относиться ваш ребенок?

Но у каждого человека какой-то из этих каналов, в той или иной степени преобладает. Выделяют три основных типа детей по способу усвоения информации. Рассказывает школьный психолог Лунина Римма:

Кинэстический тип. Люди этого типа обучаются преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Ребенку необходимо постоянно двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью.

Пусть подчеркивает, меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки, главное, чтобы его занятие не отвлекало окружающих. Кинэстетикам требуется спокойное окружение и возможность движения.

Попросите учительницу, чтобы она разрешала ребенку делать короткие передышки во время урока (пусть малыш сотрет с доски, сходит намочить тряпку или поможет раздать всем тетрадки). Так же не стоит тренировать у кинэстетика усидчивость во время выполнения домашнего задания.

Если такого ребенка насильно заставлять сидеть сложа руки и слушать учительницу (или маму), он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться следовать установленным нормам поведения.

Визуальный тип. Его основной канал восприятия — зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки и любит смотреть телевизор. Во время объяснения нового материала или раздумывая над чем-то, малыш постоянно рисует в тетрадки абстрактные картинки. Не запрещайте, так ему легче сосредоточиться.

Дети визуального типа учатся посредством письма, ему необходимо все самостоятельно записать, чтобы запомнить. Лучше всего такой ребенок будет воспринимать материал в виде таблиц, рисунков и с помощью образных ассоциаций. Детям этого типа, в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться.

Хорошим помощником в учебе станут компьютерные программы или обучающие видео кассеты.

Аудитивный тип. Усваивает информацию посредством слушания. Дети этого типа обладают обширным словарным запасом, а так же хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса и даже шепот мешают им сосредоточиться.

Поэтому позаботьтесь о создании спокойной обстановки во время выполнения домашних заданий. Некоторым малышам наоборот необходим фон — приглушенная спокойная музыка.

Пусть ребенок несколько раз проговорит вслух учебный материал, можно использовать мини-плейер или магнитофон.

Источник: https://kids.to-var.com/deti/school/483

Как помочь школьнику лучше усваивать информацию?

Все люди, и школьники тоже не исключение, отличаются по типу «ведущей системы восприятия информации». Основных систем у человека 3:

  1. кинестетическая – то есть через движение;
  2. визуальная – через зрение;
  3. аудиальная – на слух;

Какая-либо система восприятия информации может быть основной у человека, то есть через нее он воспринимает информацию лучше и легче запоминает ее. Все обучение в школе опирается в основном на аудиальный канал восприятия, и совсем чуть-чуть –  на визуальный. Учитель основной материал рассказывает и объясняет устно.

Конечно, с появлением в школах интерактивных досок учителя стали больше использовать схемы и рисунки. При этом большинство детей при поступлении в школу имеют ведущий визуальный канал восприятия. Это обусловлено возрастными особенностями развития психики ребенка. Поэтому важно научить ребенка воспринимать информацию из разных каналов.

А при освоении очень важного и сложного материала подключать его ведущий канал восприятия.

Дети-кинестетики запоминают информацию через движение. Например, им легче запомнить слово, написав его правильно много раз, чем просто произнося в слух. Такие дети любят массаж, сами активно используют прикосновения в общении, много жестикулируют.

Обычно для детей с кинестетической системой восприятия характерно раннее физическое развитие. При чтении им надо водить пальцем по тексту, не запрещайте это.

Детям с кинестетической системой восприятия в школе довольно тяжело, потому что учителя к данной системе в большинстве случаев не обращаются.

Но вы как родитель можете помочь своему ребенку: решайте задачи через эксперименты, игры (в том числе ролевые), используйте демонстрационную технику, с которой ребенок может активно оперировать. Такой ребенок лучше обучается, делая.

Если ваш ребенок аудиал, то ему легче воспринимать устную речь, он легко ее повторяет. Сам ребенок с аудиальной системой восприятия разговорчив, легко отвлекается на посторонние звуки.

Задумавшись, он разговаривает сам с собой, шевелит губами при чтении, проговаривая слова.

Чтобы такой ребенок лучше усвоил и запомнил какой-либо материал, попросите его рассказать этот материал устно;  сами объясняйте ему сложные вещи, чтобы он их слушал, а не читал.

Если ваш ребенок визуал,то, скорее всего, он организован, наблюдателен, как правило, спокоен. Такие дети с трудом понимают словесные инструкции (переспрашивают), но при этом  являются хорошими рассказчиками.

Ребенок с визуальной системой восприятия хорошо помнит то, что видел; имеет живую, образную фантазию. Такому ребенку легче всего понимать схемы, рисунки, он легко усваивает материал через фильмы и чтение.

Он должен видеть информацию глазами.

Бывает, что одна система явно лидирует, а бывают и смешанные типы. В любом случае старайтесь, чтобы при выполнении домашних работ ваш ребенок подключал разные системы восприятия, даже если это ему тяжело.

Например, пусть сначала сам прочитает параграф, а потом сделает его конспект в виде схемы или рисунка, по которому перескажет его содержание вам. Так его психика будет развиваться.

Но при задаче понять или выучить сложный материал лучше опираться на ведущую систему восприятия информации.

Если ваш ребено учится в младших классах, для определения его системы восприятиния за  ним надо понаблюдать. Подростки уже сами могут проанализировать и оценить свои особенности, просто их внимание надо обратить на этот важный момент. Ведь знание своей системы восприятия информации весьма полезно в период подготовки к экзаменам.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-866024-kak-pomoch-shkolniku-luchshe-usvaivat-informaciyu

Методики раннего развития детей

Мир развивается стремительно быстро. Даже несмышленому ребенку в год приходится усваивать большие объемы информации. Однако каждый родитель мечтает, чтобы малыш запоминал ее не механически, а научился систематизировать знания, отделять главное от второстепенного. Другими словами, они мечтают о думающем, мыслящем человечке.

Существует множество признанных методик раннего развития, которые как раз и помогают вырабатывать интеллект детей с пеленок. Если применять их правильно, не увлекаясь, то можно принести огромную пользу ребенку. Сегодня психологи выделяют такие преимущества раннего подхода к обучению малышей:

  • Общение с родителями. Какие бы методики раннего развития не были выбраны, они предполагают общение родителей со своим ребенком. Их объединяет общее, интересное дело – игра! Взаимодействие в семье очень важно для положительного психоэмоционального становления личности.
  • Усвоение новой информации. Ребенок, занимающийся по одной из систем раннего развития, будто идет на шаг впереди своих сверстников. Пока остальные знакомятся со схематическими рисунками животных из детских сказок, ваш ребенок уже знает, как звери выглядят в реальности.
  • Тренировка для мозга. Главная задача систем по развитию ребенка – научить его учиться. Если не переусердствовать с занятиями, можно привить детям любовь к наукам, любознательность, желание учиться новому. Малыш до 3 лет запоминает информацию без напряжения. В школе ему будет намного проще справляться с потоком информации и заданий.
  • Приобретение навыков. В программах обучения предусмотрены приемы, которые развивают логику и мышление ребенка в год. Например, малыш не учится считать, а осваивает навыки, которые в будущем помогут ему с легкостью решать математические задачи. Главный принцип – не учить ребенка, а готовить к обучению.
  • Умение концентрировать внимание. Усидчивость – это навык, который нужно развивать постепенно. Если ребенок ничем не занимался до школы, переключиться на новый режим и «сесть за парту», ему будет крайне сложно. Регулярные, пускай короткие, занятия по одной из программ, научат его успокаиваться и концентрироваться на задании. Это умение пригодится ребенку и в школе, и в университете.
  • Адекватная самооценка. Занимаясь, ребенок в 1 год будет получать позитивные эмоции, от способности преодолевать трудности. Если вы будете хвалить его, это благотворно скажется на его восприятии себя.
  • Развитие талантов. Применение методик раннего развития помогает находить склонности и таланты ребенка. Возможно, в вашей семье растет маленький гений, и вы своевременно сможете выявить это.

Известно 4 наиболее популярные системы развития ребенка:

  • Марии Монтессори;
  • Глена Домана;
  • Николая Зайцева;
  • Сесиль Лупан.

Методика раннего развития Монтессори

Ранее развитие детей по Монтессори невозможно без предоставления им полной свободы. В основе системы лежит самостоятельное выполнение заданий. Родителям запрещается мешать ребенку делать упражнения. Допустима только незначительная помощь по необходимости. «Помоги мне сделать самому» – главный девиз системы обучения.

Впервые Мария Монтессори применила свой подход в работе с болезненными детьми. На то время она занималась с ними в детском саду с помощью развивающих игрушек, которые делала сама. Они выполняли две функции: веселили детей и вырабатывали моторику и мышление. Достижением Монтессори стало то, что ее подопечные, страдающие умственной отсталостью, научились читать, писать и считать.

Предлагая эту методику ребенку, вам потребуется много разных предметов, которые помогут развить сенсорный опыт малыша. Можно играть в следующие игры:

  • Сортировка предметов. Потребуются предметы, которые отличаются формой, цветом и размером. Отличный вариант – игра с пуговицами, но нужно следить, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет.
  • Башня из кубиков. Элементы игры должны быть разными по размеру. Подойдет готовая башня, купленная в магазине.
  • Пирамидка. Задача ребенка заключается в отыскивании одинаковых элементов, например, квадратов, кругов.
  • Разноцветные таблички. Основа игры – разноцветные, одинаковые по размеру таблички из дерева, которые отличаются только цветом. Требуется совмещать пары табличек одного цвета. Чем старше ребенок, тем больше цветовых пар потребуется.

Преимущества системы:

  1. Выработка самостоятельности, внимательности, наблюдательности ребенка.
  2. Активное развитие левого полушария мозга за счет проработки мелкой моторики.

Начинать развитие по Монтессори можно до года, в 8-10 месяцев. Система не подходит для чрезмерно активных детей.

Раннее развитие по Глену Доману

Глен Доман – военный врач. В свое время он занимался с детьми, пережившими ушиб головного мозга или страдающими поражениями ЦНС. Он придумал систему, на основании черно-белых карточек, с помощью которых учил своих подопечных. После того, как методика дала положительный результат, он решил попробовать ее на здоровых малышах.

Сегодня карточки используются для запуска развития ребенка до года. Они предлагают работу по трем направлениям: чтение, арифметика и интеллектуальное развитие. На карточки нанесены разные изображения. На материал для чтения – целые слова, для арифметики – красные точки, для общего развития – животные, растения, люди.

Задача педагога или родителя – демонстрировать рисунки ребенку в течение дня по несколько секунд. Постепенно он научится запоминать изображения, и когда вы увидите, что он запомнил все карточки, можно будет добавлять новые.

Это несложное упражнение способствует запоминанию изображений и тренировке мозговой активности ребенка. Благодаря методике дети раньше учатся читать и писать. Они быстрее осваивают энциклопедические знания в старшем возрасте.

Для обучения ребенка арифметике используются белые карточки с хаотично нарисованными точками. Постепенно количество точек увеличивается до 100. Когда счет до ста будет понятен, можно переходить на решение примеров и изучение цифр. Система дает первые, впечатляющие результаты уже через несколько месяцев. Она позволяет осваивать не только математику, но и развивать память и внимание.

Положительные стороны раннего развития по Доману:

  • Развивается умение запоминать большие объемы информации;
  • Тренируется зрительная память;
  • Техника не требует много времени. Можно заниматься с ребенком по несколько минут в течение дня.

По мнению ученого, дети очень любознательны и нужно приложить усилие, чтобы отбить у них охоту учиться. Они впитывают знания, как губка. Предложив методику ребенку в возрасте 3-6 месяцев, вы восполните его «информационный голод». Однако, каждое упражнение должно длиться ровно до тех пор, пока ребенок не устанет. Нельзя, чтобы занятия вызывали у него скуку.

Готовые карточки продаются в детских магазинах и на интернет сайтах. Их можно скачать и распечатать самостоятельно, или купить готовые. Заниматься по системе Г. Домана можно с рождения ребенка. Оптимальный возраст – 6 месяцев.

Методика Зайцева

Николай Александрович Зайцев – петербуржский педагог, который придумал популярную систему обучения чтению по слогам.

По его мнению, именно слог является элементарной частью речи, а не слово или буква. Когда ребенок только начинает говорить, он произносит слоги «ма», «да», «ка», «ба».

Искусственное разделение слогов на буквы закрепощает речевые навыки детей, вызывает трудности с чтением.

В основе системы развития ребенка до года лежат наглядные пособия – кубики и карточки. Она также предполагает разучивание веселых, коротких песенок, распевание которых помогает быстрее усваивать материал. Основной принцип развития – игра, как основной вид деятельности детей раннего возраста.

Оптимально начинать работать с детьми по программе Зайцева после 1.5-2 лет. Можно заниматься раньше других детей, но как показывает практика, чем старше малыш, тем быстрее он учится читать. Например, если двухлетний кроха начинает читать через 6 месяцев, то пятилетний – через 2 недели.

Хотя слогов в 7 раз больше, чем букв, учить их совсем несложно. Вместе с чтением дети осваивают грамотное письмо. Например, они сразу запоминают, что «жи» и «ши» пишется через «и». Более того, при классическом обучении чтению по буквам, дошкольники часто отвлекаются на рисунки. Кубики содержат исключительно буквы, без отвлекающих элементов.

В данной методике на развитие ребенок получает такие преимущества:

  • Учиться писать без ошибок;
  • Избегает логопедических недостатков;
  • Учится говорить чисто;
  • Расширяет запас слов;
  • Развивает логическое мышление;
  • Тренирует зрительную память.

Заниматься по методике раннего развития Зайцева очень просто. Нужно приобрести готовые кубики и организовать короткие занятия в удобное ребенку время. Он должен быть здоровым, в хорошем настроении, отдохнувшим. Не должно быть принудительного обучения. Важно заинтересовать малыша, тогда система обучения даст наилучшие результаты. После изучения слогов, можно учиться читать вывески.

Метод Сесиль Лупан

С. Лупан – автор бестселлера «Поверь в свое дитя». По сути, ее система является продолжением наработок Г. Домана.

Чтобы достичь успеха в развитии по методике Сесиль Лупан до года, нужно следовать таким принципам:

  • Если ваш ребенок проявляется интерес к чему-либо, помогите ему получить новые знания;
  • Не стройте преграды на пути познания окружающего мира;
  • Обучайте ребенка через игру, но заканчивайте ее того момента, как малыш устанет;
  • Не надо устраивать проверки знаний;
  • Чтобы поддерживать любознательность, активно предлагайте новую информацию к изучению.

Ребенок в год – индивидуальность. Не обязательно следовать абсолютно всем советам программы. Важно почувствовать, что работает именно с вашим малышом. Главный учитель ребенка – его родители. Не стоит придерживаться строгого графика в обучении. Нужно наблюдать за малышом и постепенно развивать врожденные способности.

В этой методике развития ребенок не находится под постоянной опекой. Чрезмерный контроль притупляет творчество. Навязчивая помощь родителей – это нарушение личного пространства малыша. Обучение должно вызывать радость, интерес. Запоминание осуществляется легко и непринужденно.

По мнению автора системы, ранее развитие будет эффективней, если общение с ребенком будет строиться на любви и терпении. Лупан считает, что первый год жизни – самый важный этап, поэтому роль родителя сводиться к выполнению 4 задач в этот период:

  1. Помочь крохе сформировать позитивное отношение к себе и миру. В период раннего развития нужно максимально проявлять свою любовь: физически, словесно.
  2. Стимулировать зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
  3. Поощрять двигательную активность.
  4. Заложить основы речи.

Предлагая данную методику своему ребенку, вы даете ему такие преимущества:

  • Малыш растет в любви и гармонии;
  • Система охватывает все стороны становления его личности: физическую, умственную и психоэмоциональную.
  • Заниматься по методике можно раньше, чем по другим системам – с первого дня рождения.

Выбирая методику ребенку, ориентируйтесь на его темперамент и интересы. Нельзя навязать конкретную систему обучения. Занятия будут эффективными только в том случае, если они будут ему интересны.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/metodiki-rannego-razvitiya-detey/

Ссылка на основную публикацию