Адаптация ребенка к образовательному учреждению: как преодолеть стрессовую ситуацию

С поступлением в дошкольное образовательное учреждение жизнь детей полностью изменяется: вносятся коррективы в режим дня, большую часть которого отсутствуют родители, появляется новое окружение, правила, стиль общения. Им сложно справиться с новыми испытаниями, и естественной реакцией на это становится стресс, вызывающий, в свою очередь, неврозы, страхи, нарушение аппетита и сна.

В стрессовой ситуации дети чаще болеют, становятся капризными и порой агрессивными. Естественно, что рано или поздно новый режим и окружение перестанут вызывать у них страх и тревогу. А со временем, когда пройдет период адаптации, перемены будут восприниматься малышами как нечто естественное и даже интересное.

Что такое адаптация в образовательных учреждениях и как ее ускорить? Под адаптацией подразумевают процесс активного приспособления к новым условиям. Цель ее — перестройка с учетом новых условий, с сохранением способности организма к полноценному развитию.

Нужно понимать, что адаптация в образовательном учреждении — это временное, имеющие свои пределы явление. Речь идет о социальной адаптации, а значит, проходить она будет в рамках существующих ценностей, целей и норм. Поговорим о том, как проходит адаптационный период в дошкольных и школьных учреждениях и что могут сделать взрослые, чтобы его упростить.

Основные эмоции при оформлении детей в детский сад

Поведение детей, привыкающих к условиям образовательного учреждения, меняется – и не всегда в лучшую сторону. Чтобы понимать, что чувствуют малыши, ознакомьтесь с их эмоциональным портретом в этот период.

Отрицательные эмоции — самые первые эмоции у детей при поступлении в детский сад. Они могут быть как еле заметными, так и настолько сильными, что состояние крохи приблизится к депрессивному. Остаточным явлением отрицательных эмоций является хныканье при расставании с родителями.

Страх — это часть негативных эмоций. Его испытывают даже социально адаптированные и общительныедети при поступлении в детский сад. Страх возникает перед встречей с новыми людьми и расставанием с родителями.

Злость — приступы злости возникают у ребенка на фоне стресса. Впадая в ярость, дети ведут себя агрессивно, провоцируют окружающих на конфликты.

Позитивные эмоции возникают в противовес негативным. В первые дни в саду они не настолько очевидны. Чем проще для малыша будет проходить адаптационный период, тем быстрее у него проявятся именно положительные эмоции. Он сможет радоваться новым игрушкам и впечатлениям, подтверждением чего станет улыбка или даже смех.

Социальный контакт. Чем более коммуникабелен ребенок, тем быстрее он сможет наладить контакт с детьми и воспитателями. В первые дни после поступления большая часть детей предпочитают замыкаться в себе, ограждая себя от общения. Со временем у них появляется желание сделать шаг навстречу окружающим взрослым, а позже и одногруппникам.

Любознательность является спутником позитивных эмоций. Поначалу, привыкая к условиям образовательного учреждения, малыш сознательно игнорирует игрушки и не соглашается принимать участие в играх. Но как только адаптационный период подойдет к концу, он начнет интересоваться происходящим в группе.

Речь. На фоне стресса у некоторых детей, поступивших в сад, наблюдаются нарушения речи. Они забывают уже знакомые им слова, в речи начинают преобладать глаголы, а предложения становятся простыми. Со временем это проходит.

Двигательная активность. Чаще всего в адаптационный период дошкольник становится излишне активным или, наоборот, медлительным.

Сон и аппетит. В первые дни адаптации тихого часа для детей не существует, они отчаянно протестуют и отказываются соблюдать режим.

То же касается и аппетита. В первые дни после поступления в сад одни дети имеют повышенный аппетит, а другие, наоборот, теряют его – это реакция на стресс. По нормализации аппетита можно будет судить о том, что ребенок успешно проходит адаптационный период.

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста

Адаптация детей в дошкольных учреждениях может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев. В этот период родителям важно придерживаться определенных правил, чтобы избежать затягивания и усугубления процесса. Адаптация пройдет проще, если родители смогут:

  1. Проявлять искреннюю заинтересованность к рассказам о детском саде.
  2. Играть дома в детский сад, стараясь вызывать у детей его позитивное восприятие.
  3. Смириться с негативными эмоциями крохи, терпеливо выдерживать его капризы.
  4. Позитивно настраивать малыша перед походом в сад, мотивируя его и подбадривая.
  5. Уходить из сада быстро, делая процедуру прощания максимально легкой и безболезненной.
  6. Заменить родителя, с которым ребенку расставаться по утрам особенно тяжело, другим членом семьи.
  7. Создать дома максимально комфортный и спокойный микроклимат.
  8. С пониманием относиться к нервным срывам малыша, быть для него поддержкой.
  9. Снизить нагрузку на нервную систему, на время ограничив посещения мест большого скопления народа.
  10. Одевать малыша по погоде.
  11. Придерживаться дома режима дня, аналогичного садовскому.

Нужно понимать, что в период адаптации детки не всегда могут себя контролировать, и всплески эмоций – как позитивных, так и негативных – неизбежны. Родителям важно проявить терпение и помочь ребенку преодолеть сложный этап жизни.

Особенности психологической адаптации детей к школе

Адаптация детей в образовательных учреждениях школьного типа также редко бывает незаметной и быстрой. Показателями полной готовности школьников к первому классу станут хорошее настроение по утрам перед походом в школу, желание делать уроки и делиться с родителями событиями из школьной жизни. Если всего этого не наблюдается, то, скорее всего, адаптацию ребенок проходит не так просто, и ему требуется ваша помощь.

Родители должны проявлять понимание и внимательно вслушиваться в то, что рассказывает школьник после учебного дня.Если он не хочет разговаривать о школе, следует попробовать деликатно выяснить причину отказа и встретиться с учителем.

В период адаптации детей к условиям школьного образовательного учреждения родителям не рекомендуется:

  • кричать;
  • смеяться над ошибками;
  • стыдить за невнимание;
  • сравнивать ребенка с другими детьми.

Результатом такого поведения может стать замкнутое поведение школьника, который будет пытаться скрыть от родителей переживания и тревоги. Кроме того, побочным эффектом неправильного поведения родителей может стать агрессия ребенка по отношению к одноклассникам, которых ему постоянно приводят в пример.

Правильная линия поведения родителей в период адаптации детей к условиям школьного образовательного учреждения должна быть выстроена на поддержке и похвале, тихом и понимающем тоне. Даже если у первоклассника что-то не получается, родители должны помогать ему, поощряя за минимальные достижения.

Особенности физиологической адаптации детей к школе

Под физиологической адаптацией детей к условиям образовательного учреждения понимают физическое привыкание организма к новому ритму жизни и нагрузкам. Такая адаптация состоит из нескольких категорий:

  1. физиологическая буря;
  2. нестабильное приспособление;
  3. устойчивое приспособление.

Физиологическая буря продолжается до нескольких недель. Для детей этот период самый сложный, так как организму приходится перестраиваться с учетом новых нагрузок. В период физиологической бури у детей расходуется большая часть энергетических ресурсов, что приводит к ослаблению иммунитета и частым заболеваниям в первый месяц учебы в школе.

Нестабильное приспособление характеризуется адекватной реакцией детского организма на новые нагрузки. В период устойчивого приспособления дети способны самостоятельно справляться с нагрузками.

Как родители, так и педагоги часто недооценивают сложности, с которыми сталкиваются дети во время физиологической адаптации к условиям образовательного учреждения.

Между тем, по статистике педиатров у первоклассников к окончанию первого семестра часто наблюдаются потери в весе и скачки давления.

Все это является показателем сложной адаптации к условиям школьного учреждения в первые месяцы учебы.

Понять, что адаптация в школе прошла успешно, можно по следующим признакам.

  1. Ребенок с удовольствием ходит в школу и учится.
  2. В освоении программы не возникает сложностей, ребенок не требует помощи родителей.
  3. Школьник проявляет самостоятельность, выполняя домашнюю работу, не привлекает к процессу родителей.
  4. Налажен контакт с одноклассниками и учителями.

Если все это наблюдается у детей в первом семестре после поступления в школу, то можно утверждать, что адаптация прошла успешно.

Разновидности стрессов у детей в школе

Чтобы понять, испытывает ли первоклассник сложности в период адаптации к новым условиям образовательного учреждения, нужно знать, как классифицируются стрессы. Выделяют три вида стрессов у детей:

  • социальный (сложно наладить контакт с одноклассниками и учителями);
  • интеллектуальный (не удается успешно усваивать программу);
  • иммунологический (ребенок не справляется с нагрузками на физиологическом уровне).

Упростить процесс адаптации к условиям образовательного учреждения родители могут своими силами, если будут соблюдать следующие рекомендации.

  1. Придерживайтесь режима сна. Дети должны спать по 10-11 часов в сутки. Дополнительный плюс родителям — приучение школьника к дневному сну в период адаптации.
  2. Прогулки и умеренные физические нагрузки. Важно не зацикливать внимание детей только на учебе. Предлагайте им переключиться на другие виды деятельности: спортивные секции или кружки.
  3. Уроки должны выполняться с перерывом в 15 минут через каждые 30 минут выполнения задания. Дети наиболее активны в учебе в периоды с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов.

Будьте рядом со школьником в период адаптации к новым условиям образовательного учреждения, вовремя распознавайте признаки стресса, оказывайте помощь и поддержку – и процесс адаптации не затянется надолго.

Как дети адаптируются к школе после летних каникул?

Возвращаться к привычным условиям жизни и учебы в образовательных учреждениях после трех месяцев летнего отдыха детям сложнее, чем взрослым возвращаться к работе после месячного отпуска.

Чтобы дети поскорее вошли в ритм школьной жизни, педиатры и психологи настаивают на изменении свободного режима дня детей уже со второй половины августа. Он должен быть максимально приближенным к школьному графику. Школьник должен будет рано ложиться спать и рано вставать. За несколько недель до начала занятий ему нужно будет повторить пройденный материал.

Имеет свои особенности и физиологическая адаптация детей к условиям школьных образовательных учреждений после летних каникул. Они отвыкают долго держать ручку, не способны концентрировать внимание. Важно перед началом учебы предлагать школьнику побольше читать, периодически писать с ним сочинения.

В первые недели школьных занятий после каникул ребенку стоит чаще бывать на свежем воздухе, исключить активные игры перед сном, заваривать на ночь успокаивающий чай на травах. Рацион школьника должен быть наполнен витаминами, включать максимальное количество фруктов и овощей.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/adaptatsiya-detej-k-obrazovatelnym-uchrezhdeniyam.html

Адаптация ребенка в детском саду: проблемы и пути решения

Дети растут невероятно быстро. И вот уже нужно возвращаться на службу из декретного отпуска, а малышу привыкать к другой обстановке в детском саду.

Образ жизни ребенка с момента вступления на порог сада кардинально изменится: строгий распорядок дня, отсутствие членов семьи рядом, постоянное общение с ровесниками, другие требования к поведению и много всего нового.

Непривычные условия обрушиваются на малыша, как «снег на голову», создавая для него стрессовую ситуацию.

Успешная адаптация – проблема не только персонала сада, но и семьи. Мама и папа дошкольника переживают и это вполне понятно. Родителей мучает множество вопросов: Как скоро их малыш привыкнет к чужой среде? Как помочь ребенку в этот непростой период? Какие могут возникнуть проблемы и каким способом их решить? Какие ошибки допускаются и как их избежать?

Читайте также:  Развитие ребенка в 11 12 месяцев: достижения малыша к первому дню рождения

Проблема адаптации и ее виды

Адаптация – это приспособление или привыкание малыша к чужим для него условиям в непривычной среде. Результат адаптации бывает позитивным или негативным. Первый приводит к принятию требований и проявлению нужной линии поведения. Второй – к стрессу и внутреннему конфликту.

Первые визиты в детский сад часто сопровождаются стрессом и невротическими реакциями. Ребенок капризничает, боится, может отказываться от еды и даже заболеть. Психологи выделяют три стадии адаптации, которые характеризуются тяжестью привыкания к непривычной среде:

Легкий уровень адаптации. Малыш привыкает к новым условиям и требованиям в течение двух недель. При этом он активно ведет себя в группе сверстников, болеет с привычной частотой и прибавляет в весе.

Средний уровень адаптации. Процесс длится около месяца. Малыш немного теряет в весе, его поведение имеет признаки эмоционального стресса. Возможно легкое заболевание длительностью не больше недели.

Тяжелый уровень адаптации. Срок привыкания к новой среде иногда затягивается до полугода. Малыш заболевает чаще обычного, не осваивает новые навыки или теряет уже имеющиеся. У ребенка иногда наблюдается физиологическое и эмоциональное истощение.

Перед родителями возникает множество проблем. Первая касается возраста для начала посещения малышом сада. Исследователи придерживаются мнения, что начало визитов в детсад должно приходиться на 3 года.

Однако в этом возрасте, несмотря на то, что навыков у ребенка больше и с ним можно поговорить, особенности и привычки уже практически сформированы. Это означает, что привыкнуть к чуждым требованиям и условиям крохе сложнее.

Кроме того, не все родители позволяют себе не возвращаться на службу до этого времени. Поэтому дети начинают посещать сад раньше на год.

Вторая проблема – выбор учреждения. Насколько гладко пройдет адаптационный период зависит и от воспитателя.

Прежде чем становиться на очередь в дошкольное учреждение, почитайте отзывы и поговорите с семьями, чьи дети посещают этот детский сад.

Посетите учреждение и пообщайтесь с педагогами-воспитателями и заведующей, посмотрите, как общаются и гуляют дети. То, к какому педагогу попадет ваш ребенок, невероятно важно.

Подготовка к детскому саду

Начинать готовиться к визиту в детсад стоит заблаговременно до предполагаемого первого посещения незнакомых условий. Не всем детям общение с посторонними доставляет радость и вызывает интерес. Если ваш ребенок стеснительный и сторонится чужих людей и незнакомых детей, даже самая профессиональная воспитательница не спасет малыша от стресса.

Что же делать?

Постепенно увеличивайте круг общения малыша. Ходите с ним к друзьям и близким, поощряйте разговоры с ровесниками на детской площадке, рассказывайте с кем нужно общаться, а с кем нет, обсуждайте с ним действия окружающих.

Научите маленького человека общению с людьми! Покажите, как стоит просить у ровесников игрушки, как попросить разрешения у детей поиграть с ними или пригласить другого малыша в свою игру.Научите малыша, как нужно знакомиться с ровесниками. Если ваш малыш стесняется, начините спрашивать имена детей сами.

Со временем малыш возьмет с вам пример и станет заводить знакомства самостоятельно.Организовывайте коллективные игры. Предположим, в мяч. Тем самым вы покажете ребенку, что играть в коллективе весело и занимательно.

Уточните в детском саду, есть ли у них возможность посещения ребенка вместе с мамой на несколько часов в неделю. Если есть – это замечательная возможность постепенно адаптироваться к новым условиям.

Узнайте ежедневный распорядок детей в детсаде и постепенно приучайте ребенка жить по такому распорядку. Особое внимание обратите на послеобеденный сон. Многие дети отказываются подчиняться «тихому часу» в детском саду, потому что дома днем они не спят. Если спать малыш категорически отказывается, приучайте его спокойно лежать это время.

Учите ребенка самостоятельным играм! Малыш, который может играть сам, быстрее адаптируется в детском саду и начнет общаться с окружающими. Придумывайте для ребенка в сюжетно-ролевые игры. Они научат ребенка общаться, познакомят с окружающим миром и разовьют эмоциональный диапазон.

Рассказывайте ребенку о детсаде в игровой форме.

Объясните, что, когда мама и папа уходят на работу, детки ходят в детский сад. Расскажите, как там нравится деткам и как им там весело. Уточните, что деткам в саду нужно кушать и спать, а у каждого малыша там есть своя кроватка и шкафчик. Придумайте игру в «детский сад». Пусть игрушки ребенка станут «детками», а малыш заботливой «воспитательницей».

Если вы будете обсуждать детский сад постоянно, ребенок захочет туда пойти и адаптируется быстрее.

Спросите у заведующей о возможности посетить детский сад с ребенком во время прогулки группы. Пусть чадо увидит, как гуляют ребятки и, как с ними общается воспитатель.Развивайте у ребенка усидчивость и концентрацию внимания. Для этого читайте ему сказки и стихи.

Пусть по началу на долго ребенка не хватит, но постепенно увеличивая время, вы добьетесь сконцентрированности малыша.Приучайте ребенка к самостоятельной гигиене.

Он почувствует себя уверенно в чужой обстановке, если будет знать, как пользоваться горшком, мыть руки и надевать обувь.

Научите ребенка кушать без помощи взрослых, не отвлекаясь на телевизор и другие развлечения. Если он придет в сад без навыков использования ложки, вы рискуете оставить ребенка голодным. Воспитатели кормят деток, но ребят много, а время приема пищи ограничено распорядком дня.

Укрепляйте иммунитет малыша. Одевайте его по погоде и начните процедуры закаливания.

Как облегчить период адаптации?

Ваше эмоциональное настроение и отношение к детскому саду играет важную роль. Если вы чувствуете вину из-за того, что отдаете ребенка на попечение чужим людям, ваш малыш будет ощущать тот же негатив. Относитесь к детскому саду положительно, это первый самостоятельный этап в жизни малыша.

Обсудите с воспитателем привычки вашего ребенка, особенности характера малыша, как он предпочитает проводить свободное время, какие воспитательские меры приняты в вашей семье. Уточните все, что считаете нужным. Воспитателю будет проще работать с вашим ребенком и найти к нему исключительный подход.

Поговорите с воспитателем о распорядке посещения детского сада в период привыкания. Он подбирается индивидуально. Каких-то детей оставляют в саду на сон уже через несколько дней, а кто-то месяцами посещает сад до обеда с непрерывными капризами и слезами. Привыкание к чужой обстановке происходит постепенно.

Не продлевайте время прощания с ребенком перед всей группой по утрам. Твердо сообщите ребенку, что сейчас он останется здесь, а вы заберете его после прогулки (или тогда, когда планируете). Можете придумать «традицию» ухода. Предположим, договоритесь с малышом, что махнете ему в окно рукой.

Если прощание с мамой переносится ребенком тяжело, ехать с ребенком в детский сад можно кому-нибудь другому (любому члену семьи). Снабдите малыша предметом, напоминающем о маме. Замечательный вариант – выдайте ему «ключ от дома», без которого никто не сможет зайти в квартиру, а значит обязательно заберете его вечером.

Не рассуждайте при ребенке о детском саде и сотрудниках учреждения с негативной точки зрения. Наоборот, хвалите его в компании родственников и друзей за то, что он такой взрослый и самостоятельно без мамы находится целый день в детском саду.

Чего делать нельзя, или главные ошибки мамы и папы при адаптации малыша

Семье хочется, чтобы ребенок скорее привык к детскому саду и как можно спокойнее принял изменения своей жизни. Но случается так, что родители ошибаются в своих действиях и сами оттягивают момент, когда период адаптации к детсаду останется в прошлом. Важно знать основные ошибки, чтобы не нанести вред ребенку.

Исчезновение мамы без предупреждения. В первый визит в группу детского сада ребенку интересно все вокруг. Без мамы находится долго ему скорее всего не приходилось, поэтому первый день в саду происходит спокойно, а последующие со слезами и капризами. Малыш смело отходит от матери, увлеченно изучая что-то неизведанное, но в его понимании мама ожидает его поблизости.

Что происходит дальше? Мама радуется, что ребенок отвлекся, и исчезает, не сказав, что ей нужно идти. Не сложно предположить, что ощущает ребенок, когда обнаруживает, что мама его «бросила». Даже если вы предупреждали ребенка тысячу раз, что в саду он будет без родителей, никогда не уходите «втихаря».

Ребенок после этого живет с убежденностью, что мама бросит его везде и становится буквально ее «хвостиком». После такого «исчезновения» малыш может впадать в истерику от каждого упоминания детского сада и поход в учреждение придется откладывать на неопределенное время.Неверный ежедневный распорядок.

Задумайтесь, насколько ежедневный режим малыша соответствует установленному требованиями дошкольного учреждения. Если малыш привык засыпать в 23.00, подъем в 7.00 станет для него пыткой. Что делают дети, когда хотят спать? Малышей, которых дома не приучили к режиму сада, видно в учреждении сразу. Они плачут, раздражаются, капризничают. Первые дни важны.

Именно от того, как ощущает себя малыш при первых посещениях зависит процесс адаптации. Не поленитесь выработать у ребенка привычку к правильному распорядку, и тогда он придет в сад в приподнятом настроении, готовый к интересным открытиям и знакомствам.

Быстрые сборы по утрам. Просыпайтесь заблаговременно, чтобы не торопить чадо и не паниковать самим. Неспешные сборы, внимание и нежное пробуждение – залог продуктивного дня и приподнятого настроения для всей семьи. Выходите из дома с тем расчетом времени, чтобы не бежать второпях и успеть создать для ребенка положительный настрой.

Если ваши действия были верны, а спустя полгода период адаптации все еще не остался позади, скорее всего проблема в воспитателе или группе. Смените учреждение или попросите заведующую о переводе ребенка в другую группу и, возможно, проблема будет решена.

Источник: https://sunmag.me/sovety/25-02-2014-adaptatsiya-rebenka-v-detskom-sadu-problemy-i-puti-resheniya.html

«Проблемы адаптации и пути их решения»

С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, заболевания).

Посещения детского сада с двух – двух с половиной лет с одной стороны и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания ребёнка к условиям детского сада особенно актуальной.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения маленького человека в новую для него среду и приспособления к её условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность, то есть совокупность всех полезных умений организма и психики), или негативных (стресс).

При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя активность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Учёными выделено три степени тяжести адаптационного периода:

1. Лёгкая адаптация – ребёнок привыкает к условиям детского сада в течение десяти – пятнадцати дней, прибавляет в весе, активно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

Читайте также:  Развитие ребенка: все для раннего развития детей

2. Адаптация средней тяжести – ребёнок привыкает к условиям детского сада в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью пять – семь дней, есть признаки психического стресса.

3. Тяжёлая адаптация – длится от двух до шести месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

В процессе формирования ребёнок проходит две стадии: биологическую и социальную в различных формах социального развития и воспитания. В возрасте от года до трёх лет один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребёнком социального опыта, развитие его физических функций, психических свойств и процессов.

Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым – воспитателем – во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми. С появлением воспитателя ребёнок получает опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения.

Работая с детьми раннего возраста в течение многих лет, и соприкасаясь с этой проблемой ежегодно, передо мной встала задача максимально улучшить работу с детьми и родителями в период адаптации. Поэтому я решила рассмотреть тему «Проблемы адаптации и пути их решения».

Из этой темы выделила следующие задачи:

1. Выделение основных критериев адаптации ребёнка в условиях яслей.

2. Организация предметно – развивающей среды.

3. Специфика организации деятельности детей в период адаптации.

4. Сотрудничество с родителями в адаптационный период.

При правильно организованной работе с малышами дети привыкают к условиям детского сада в течение двадцати – тридцати дней. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребёнок к жизни в организованном детском коллективе. К основным критериям адаптации относятся:

  • — поведенческие реакции;
  • — уровень нервно-психического развития;
  • — заболеваемость и течение болезни;
  • — главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

При нормальной адаптации у ребёнка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (две – три недели), не отмечается задержки нервно – психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений. Увеличение длины и массы тела соответствуют возрастным показателям.

Если поведенческие реакции ребёнка нормализуются лишь к шестидесятому дню пребывания в дошкольном учреждении, если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, в течение трёх шести месяцев, то можно этот период отнести к тяжёлой адаптации.

В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни, происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима укладывания, кормления и так далее, а также стереотипов общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребёнка, и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение.

Например: укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей произвести знакомое действие, как малыш начинает зевать, закрывать глаза, то есть реагировать на первый же раздражитель.

Стереотипы помогают действовать не задумываясь, не тратя лишней энергии.

Хочется отметить, что возникновение стереотипов не всегда оправдано. Часто при поступлении ребёнка в детский сад выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, если рядом ложиться мама, или мама укачивает малыша на руках.

Если ребёнок лишён общения со сверстниками и круг его общения – своя семья: мама, папа, старший брат. Придя в детский сад, ребёнок вообще не замечает вокруг него детей, видит только взрослых. У такого ребёнка навык общения со сверстниками отсутствует.

Даже в том случае, когда дома стараются воспитывать малыша правильно (с педагогической точки зрения), в каждой семье есть свои особенности, а в соответствии с этим, формируются и разные привычки.

Во многих семьях с детьми много занимаются, играют. Однако одни родители сажают при этом ребёнка к себе на колени, другие – за обеденный стол, третьи – за детский, маленький.

Именно так привыкает малыш играть и общаться со взрослыми, именно этого он требует и в детском саду.

Часто родители, несмотря на стремление ребёнка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему – так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребёнок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям.

Подготовительный этап к адаптационному периоду нужно начинать дома за один – два месяца до прихода ребёнка в детский сад. В это время необходимо сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни.

В первую очередь нужно привести в соответствие распорядок дня с режимом дня детского сада, то есть в одни и те же часы кормить, укладывать спать, гулять и так далее. Тогда с приходом ребёнка в детский сад он не будет испытывать неудобства. Его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки.

Дома нужно приучать ребёнка самостоятельно есть, самостоятельно засыпать, а также приучать есть разнообразные овощные блюда, супы и так далее.

Ребёнок, умеющий самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии.

Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту переживаний.

Самостоятельность ребёнка создаёт предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.

При играх с другими детьми полезно научить ребёнка делиться игрушками, ждать своей очереди, например: покачаться на качели или покататься на машине.

Советую, чтобы родители рассказывали ребёнку о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его будут учить рисовать, петь, слушать музыку. Ни в коем случае не запугивать ребёнка: не будешь слушаться – отведу в детский сад.

Ребёнка нужно заранее (хотя бы за неделю) предупредить о том, что он пойдёт в детский сад, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие. Тогда адаптация к детскому саду у ребёнка пройдёт легче.

И всё же, не смотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду – трудное для ребёнка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому. Во-вторых, детский сад для него дополнительная нагрузка: приходиться рано вставать, выполнять требования воспитателя, не всё так получается как у других детей.

В первый день маме трудно оставить малыша, особенно, когда он плачет. Это естественно… Однако, расставание не следует затягивать, так как ребёнок видит, что мама волнуется и начинает ещё больше плакать. Советую маме приободрить малыша, пообещать, что скоро придёт и уйти.

Чаще всего ребёнок откликается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее, находиться весь день в детском саду ребёнку трудно, по этому в первые дни советую забирать ребёнка раньше, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду.

Например: первый день – два часа; второй — четыре часа и так далее в зависимости от того как ребёнок чувствует себя на новом месте.

Родителям говорю, что ребёнок устаёт от новых для него условий и поэтому дома нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации ребёнка рекомендую родителям не ходить в гости с ребёнком и не принимать их у себя дома. Игры предпочтительно тихие, не возбуждающие.

Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстаётся на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него требуется другое поведение. Всё это может вызвать стресс в виде различных негативных реакций, плача и так далее. Можно ли избежать этого?

Конечно, забота и любовь родителей делают малыша более защищённым. Но ведь в жизни ему придётся преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность.

  1. Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо:
  2. — с одной стороны, сочетание определённых стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой – насыщенность жизни ребёнка в эмоциональной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности;
  3. — учёт индивидуально психологических особенностей;
  4. — учёт факторов риска, усложняющих адаптацию;
  5. — организация общения детей в совместной деятельности;
  6. — формирование самоконтроля, развития самостоятельности и инициативности.
  7. Для успешного социального развития ребёнка, требуется ещё и создание развивающей среды, соответствующей условиям микро социума, а также в установлении контактов с другими детьми и взрослыми.

Я стараюсь устранить всё, что может сделать среду враждебной детям (не достаточность игрового материала, не доступность, не соответствующие уровню развития игрушки) и предусматриваю предупреждение возможных конфликтов с детьми связанных с обращением с игрушками. В группе имеются игрушки: дидактические, сюжетно – образные, театральные, спортивные, игрушки – забавы. Все они доступны детям. Игровой зоне отвели светлое место. Организацию предметно-развивающей среды определили как зоновую.

Игровая зона (мебель, пособия, предметы заместители).

Зона сенсорного развития (шароброс, сенсорный слоник, мозаика, «Лего», крупный и мелкий строители, несколько видов пирамидок, «геометрик» и т.д.).

Театральная зона (пальчиковый театр, кукольный театр).

При поступлении новичка в ясли, я придерживаюсь установки: теперь все проблемы ребёнка – мои проблемы и не перекладываю вину на родителей, если они не сумели соответствующим образом подготовить его к жизни в организованном детском коллективе. А начинается решение проблемы адаптационного периода с организации приёма вновь поступающих детей.

Приём вновь поступающих, проводиться по графику в период с июня по сентябрь. Начинается с беседы с заведующей.

Разговор сводиться к тому, чтобы родители увидели, что ребёнку будет хорошо в стенах дошкольного учреждения, что родители – всегда желанные гости, к их мнениям и пожеланиям охотно прислушиваются воспитатели; что в детском саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребёнке и вместе искать индивидуальный подход к нему.

Другая задача разговора – убедить родителей в том, как важно дать ребёнку возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке. Следующий этап работы – знакомство родителей с воспитателями группы.

Во время знакомства я беседую с родителями об особенностях поведения, о привычках ребёнка, о состоянии здоровья, о том, чем больше всего любит заниматься ребёнок, как ласково называют его дома, как ребёнок кушает дома, как приучен засыпать, есть ли у него любимая игрушка, и если есть, разрешаю приносить её с собой.

Знакомлю малыша и его родителей с группой, показываю, где он будет есть, спать, с какими игрушками играть. Родителям рассказываю о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, о навыках, которые необходимо формировать у детей.

С приходом ребёнка в детский сад стараюсь установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Заведующая принимает в группу одного-двух детей в неделю, чтобы мы могли уделить каждому ребёнку максимум внимания.

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. Стараюсь продемонстрировать малышу достоинства его «нового мира»; с тем, чтобы ребёнок мог убедиться, что он гораздо шире и интереснее. Показываю дошкольное учреждение.

Читайте также:  Нервно психическое развитие детей: зачем нужно наблюдать за этапами развития ребенка

Сотрудники вступают в дружеский контакт с малышом, угощают, ребёнок должен чувствовать, что его здесь любят. Ласкаю ребёнка, особенно, во время укладывания. Если вижу, что ребёнок всё же расстроен, переключение на пищевую реакцию, на время помогает забыться ему. Предлагаю ребёнку попить или погрызть сухарики.

В группе всегда стоит блюдо с сухариками.

Учитываю индивидуальные привычки ребёнка, в том числе и вредные и ни в коем случае не перевоспитываю его. Еда и сон относятся к наиболее критическим моментам. Промахи в их организации могут вызвать невроз, стресс.

Помню, что с поступлением ребёнка в ясли все проблемы ребёнка становятся лично моими профессиональными проблемами. Максимально учитываю вкусы, привычки и желания детей, оказываю помощь во всех сложных для него ситуациях, связанных с различными бытовыми процессами.

Стараюсь сделать каждый режимный момент интересным, используя игровые приёмы, художественное слово: песенки, потешки, прибаутки.

В адаптационный период беседую с родителями о том, как ребёнок ведёт себя дома по приходу из детского сада, как ест, спит. С каким настроением просыпается, как реагирует на то, когда говорят ему, что сейчас пойдём в детский сад. Также информирую родителей о том, как провёл ребёнок день в детском саду, чем мы занимались, в какие игры играли.

Ниже представлен график адаптации детей, посещающих группу в которой я работаю в 2010 — 2012 учебных годах, в процентном соотношении от общей численности детей.

Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/4034-problemy-adaptatsii-i-puti-ikh-resheniya.html

Консультация по теме: Как преодолеть трудности адаптации. | Социальная сеть работников образования

Как преодолеть трудности адаптации.

Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, а другие с первых дней чувтвуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми людьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш воспримет это как лишение родительской любви, внимания и защиты. Важно, чтобы этот переход был плавным, мягким. Много здесь зависит от педагога, необходимо «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в д/с.

  Адаптация является актитвным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутрений комфорт — эмоциональная удовлетворенность, и внешняя адекватность поведения-способность легко выполнять новые требования. С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.

  Как показывают исследования, постепенный переходребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, мы, воспитатели сможем быстро найти индивидуальный подход к нему.

  •   Выделяем 3 фазы адаптационного процесса:
  • -Острая фаза или период адаптации.
  • Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем месяц).
  • -Подострая фаза или собственно адаптация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев).

  1. -Фаза компенсации или период адаптированности.
  2. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
  3.   Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
  4. -легкая адаптация — к 20-дню пребывания в д/с, нормализуется сон, ребенок хорошо ест, сам идет на контакт.

-средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются к 30-дню пребывания в д/с.  Замедляется речевая активность.

-тяжелая адаптация – характеризуется значительной длительностью от 2 до 6 месяцев. И тяжестью всех проявлений.

  Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к д/с на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

  Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

  Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального физического развития ребенка, возникновени. Отрицательных форм поведения.

  Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

  1. Отрицательные эмоции – при ней малыш подавлен, угнетен, весь погруженный сам в себя, не ест, не пьет .И вдруг, он безумно мечется по группе, вырывается из рук воспитателя, мчится к выходу. Там замирает, потом рыдая,  зовет маму. И так по несколько раз в день.

В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает «новичков», и составляет дуэт. Дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями.

  1. Страх – спутник отрицательных эмоций. Малыш боится неизвестной обстановки, новых воспитателей, незнакомых детей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из д/с….Малыш боится…И очень часто мы сами провоцируем его страх. А страх – источник стресса, а приступы его расцениваются как пусковые механизмы стрессовых реакций.
  2. Гнев – порой на фоне стресса, у ребенка вспыхивает гнев. В такой момент малыш готов пантерой прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок настолько ранним, что поводом для гнева служит все.
  3. Положительные эмоции – противовес всем отрицательным эмоциям и главный вывключатель их. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше они появляются. Улыбка, смех, радость – главные  «лекарства» вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
  4.  Социальные контакты – коммуникабельность ребенка – благо для успешного исхода адаптационного периода. В первые дни ребенок нелюдим и замкнут, на смену приходит «компромиссная контактность», ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми. Однако так бывает не всегда, в какой-то момент ребенок, плача, тянется к входной двери и молит, чтобы его отвели домой, вывели из группы, потому что он не может и не хочет дружить с другими детьми. Как только ребенок сумеет наладить контакты в группе – это и будет завершающим.
  5. Познавательная деятельность – верный друг всех положительных эмоций, она снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. Эта деятельность связана с игрой. Малыш словно в зимней спячке, и позновательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется, или вы его « разбудите», актавность стресса станет минимальной и в скором исчезнет на совсем.
  6. Социальные навыки – под прессом стресса ваш малыш может «растерять» все навыки самообслуживания, которыми он пользовался дома. Его приходиться кормить, умывать, помогать одеваться, раздеваться. Однако при адаптации к условиям организованного коллектива, он вспоминает забытые навыки и легко усваивает новые.
  7. Особенности речи – у многих детей на фоне стресса меняется речь, словарный запас скудеет, почти нет существительных, прилагательтных, встречаются одни глаголы. Такая речь – итог тяжелой адаптации. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.
  8. Двигательная активность – ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Постарайтесь не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.
  9. Сон – вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как «ванька – встанька». Его не успеешь уложить, как он уже сидит, рыдая на кровати. По мере привыкания ребенок начинает засыпать. Но сон еще беспокойный, порою кажется, что малыша преследуют кошмары. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он на самом деле сможет тихо провести свой тихий час.
  10.  Аппетит – чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, как будто ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш малыш впадает в другую крайность, и ест не меньше, чем взрослый, пытаясь своим аппетитом удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и скоро нормализуется все другие показатели.

На фоне стресса ваш ребенок может похудеть, но адаптировавшись, он быстро восстановит свой вес, и начнет поправляться.

Вам надо также знать, что у ребенка во время адаптации, без каких-либо причин, возможно кратковременное повышение температуры. Обычно врачи говорят об «адаптационных свечах». Такие «свечи» лишний раз подчеркивает тяжесть адаптационного периода.

 Наверное, вы уже поняли, что адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Теперь вы знаете, что происходит у ребенка с поведением, причины изменения его.

Стало ясно, что всему виновник стресс.

Стресс, превращающий ребенка, в другого человека, стресс разрушающий его защитные барьеры, извращающий ряд важных физиологических реакций, необходимые для поддержки состояния здоровья.

А пока страдает реактивность, снижается сопротивляемость ребенка, и нет больше панциря, который охранял бы малыша от всех болезней.

Что же все- таки провоцирует стресс у ребенка?

В огромной степени – отрыв от матери, внезапное прекращение поступления необходимого ему для жизни витамин «М». Конечно, малыш ваш неразрывно  связан с вами и мама – это главное, что было у него, вернее, есть и будет: его озон, погода, атмосфера…Точнее – это просто «три кита», удерживающие на себе ребенка.

И вдруг, его любимая мама нашла себе работу и бросила его на произвол судьбы среди новой обстановки. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома.

Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь что что-то сделает не так.

А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг – отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее любви.

Итак, разлука – страх – стресс – срыв адаптации – болезнь. Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией в д/с.

При этом типе адаптации процесс, затягивается на длительное время и ваш ребенок приспособиться совсем.

Поэтому детей с тяжелой адаптацией, желательно не отдавать в 3 года в д/с, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.

Итак, теперь вы, видимо, имеете уже хотя бы самое малейшее, но представление о том, что ваш малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать вам назло. Все то, что вы видите всего – навсего издержки адаптации, ее «цена» и «плата» для ребенка. От вас зависит, чтобы эта «плата» была минимальной.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/03/kak-preodolet-trudnosti-adaptatsii

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]