5 й месяц развития ребенка: изменение физических показателей и обретение новых навыков

Пятый месяц жизни характеризуется новыми достижениями малыша, развитие которого протекает согласно запланированному природой графику.

Кроха продолжает активно расти, уже хорошо знает родителей и близких родственников, приветствует их появление дружественной улыбкой, пробует сам менять положение тела и забавляет себя в периоды бодрствования всеми доступными способами. Развитие малыша в этом возрасте преподнесет немало приятных сюрпризов как самому ребенку, так и его родителям.

Физические показатели ребенка

Пятый месяц характеризуется значительным увеличением роста и веса крохи, особенно если сравнивать показатели с теми, что были всего несколько месяцев назад, сразу после рождения. С момента появления на свет и до пятого месяца ребенок вырастает в среднем на 15 см, при этом становится тяжелее ровно в два раза!

Кроха уже умеет переворачиваться со спины на бок, берет в руки игрушки, что находятся в зоне его досягаемости. Но это далеко не все особенности. Физическое развитие на пятом месяце характеризуется следующими достижениями:

  • ребенок пробует делать первые шаги, если его поддерживать под руки;
  • в положении лежа на спине делает попытки сесть, поднимая торс;
  • переворачивается со спины на живот и назад;
  • тянется к игрушкам, расположенным от него на расстоянии;
  • в положении лежа на животе упирается руками в поверхность кровати.

Чтобы ускорить развитие малыша на пятом месяце, педиатрами были разработаны специальные игры для стимуляции двигательной активности, способствующие развитию координации, мышления и зрения.

Одна из них — это яркие игрушки на некотором расстоянии от выложенного на живот ребенка.

Желание потрогать и схватить предметы будет толкать малыша вперед, в результате чего он будет пробовать ползти всем телом.

Психоэмоциональное развитие пятимесячного ребенка

Сразу отметим, что после четырех месяцев эмоциональный мир малыша изменяется — становится глубже и шире. В этот период нужно быть особенно внимательными к эмоциям крохи: он может легко испугаться незнакомого человека или предмета, при этом проявляет повышенную наблюдательность и внимательность, реагируя на новые звуки, предметы, явления.

Пятый месяц развития крохи ярче всего охарактеризуют следующие его навыки:

  • малыш по-разному реагирует на громкие и тихие звуки, всегда ищет глазами их источники;
  • делает попытки различать цвета, отдавая предпочтение самым ярким;
  • узнает лица не только родных, но и знакомых, часто бывающих дома;
  • проявляет настороженность по отношению к посторонним, отказывается идти к ним на руки;
  • вслушивается в слова;
  • «агукает», смеется, пробует произносить звуки.

Нужно понимать, что перечисленные выше навыки действительно наиболее полно характеризуют пятый месяц развития ребенка, но при этом не являются абсолютной нормой. Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему графику, возможно, несколько отличному от стандартного. Кроме того, на поведение крохи в этом возрасте огромное влияние оказывает воспитание, а также тип темперамента.

Если вам все же кажется, что кроха может быть активнее и ему не хватает внимания, можно поиграть с ним в простые игры, стимулирующие психоэмоциональное развитие.

Игра «Кто это?». Довольно простая и интересная забава, для которой потребуется всего лишь цветная маска или, на худой конец, обычный шарф. Маску или шарф надевает на себя мама или папа малыша после того, как кроха поприветствует дружественной улыбкой их лицо без маски. Правильной реакцией ребенка на перевоплощение должно стать удивление и смятение, вызванные тем, что он не узнал человека в маске.

«Кто что говорит?» Пятый месяц жизни и развитие ребенка в этот период уже позволяют играть с ним в интересную игру, цель которой — знакомство с новыми звуками.

Для этого можно показывать малышу яркие картинки или игрушки животных или предметов, имитируя звуки, которые они издают.

Обычно такая игра особенно нравится малышам – конечно, если правильно подобрать время для этого занятия и не слишком его затягивать.

Особенности физического воспитания

Новые возможности на пятом месяце жизни ребенка говорят о том, что у крохи появятся и новые потребности. Так, например, еще недавно применявшийся комплекс развивающих упражнений в этот период уже не будет таким актуальным, и родителям необходимо будет придумать новый.

Дело в том, что моторные навыки ребенка нуждаются в постоянном развитии, ведь именно они станут базой для формирования основных навыков в самое ближайшее время. О том, какой комплекс упражнений наиболее подходит четырехмесячному малышу, с удовольствием расскажут педиатры на очередном приеме в поликлинике.

Как вводить прикорм?

Пятый месяц жизни ребенка связан с некоторыми изменениями в питании. Основное из них — это введение прикорма, намеченное на 4,5 месяца. Когда речь идет о прикорме, то подразумевается изначально небольшое количество пищи, полностью отличной от привычного ребенку грудного молока или молочной смеси.

Начинают введение прикорма не с 12 капель свежевыжатого сока, как считают многие родители, а с овощных или злаковых блюд, которые впоследствии смогут стать заменой одного грудного кормления.

Впрочем, по поводу прикорма продолжаются бесконечные споры, и мнения относительно того, с чего начинать прикармливать малыша на пятом месяце, разделяются. Поэтому поговорим о том, какого мнения придерживается большинство педиатров – возможно, именно оно является наиболее правильным.

Прежде чем вводить в рацион крохи овощные или злаковые блюда так называемого основного прикорма, начать можно с прикорма обучающего. Цель его – оценка готовности ребенка к приему кардинально новой и непривычной для него пищи.

Кроме того, считается, что обучающий прикорм способствует сенсорно-оральному тренингу, что, в свою очередь, стимулирует развитие вкусовой рецепции малыша.

На роль обучающего прикорма подходят фруктовые блюда в небольшом количестве (до 20 г). Естественно, что обучающий прикорм никогда не станет основным и не сможет вытеснить грудное вскармливание. Но зато он поможет определить, насколько ребенок готов принимать густую пищу, отличную по вкусу от молока.

Если кроха будет плеваться и выталкивать пюре языком, то, скорее всего, об основном прикорме на некоторое время можно забыть. Все же пятый месяц жизни — это период, когда кроха вполне может обойтись без прикорма, и так будет вплоть до восьми месяцев жизни ребенка.

Развитие сенсорных навыков малыша

Стимулировать развитие малыша можно также целенаправленной работой над его сенсорными навыками. На пятом месяце жизни крохи уже можно проводить такие занятия – результат не заставит себя долго ждать.

Так, например, можно нагрузить зрительный анализатор крохи, показывая ему время от времени различные по цвету и форме предметы. Над кроваткой или в манеже ребенка должны также находиться яркие игрушки, ленты, мячики.

Красивые разноцветные ленты и погремушки вокруг малыша привлекут его внимание – он обязательно будет время от времени их рассматривать и пробовать схватить, что, в свою очередь, поспособствует развитию моторных навыков.

Чтобы помочь ребенку стать крепче, почаще носите его в вертикальном положении. Во-первых, так малыш научится хорошо и долго удерживать голову, а во-вторых, сможет увидеть гораздо больше, чем лежа в кроватке или в манеже.

Важное занятие — развитие у ребенка тактильной рецепции кожи. Предложите крохе потрогать предметы с разными поверхностями, чтобы он мог проанализировать и сравнить ощущения. Это могут быть мягкие, меховые, пластмассовые, деревянные и металлические предметы – естественно, обязательно санитарно безопасные.

Режим и вакцинации

Пятый месяц для крохи — это по-прежнему питание каждые 4 часа, то есть в среднем он получает пищу 5-6 раз в день. Сон остается трехразовым, ночной сон продолжается по 10-11 часов.

Важная информация для родителей малышей: на пятом месяце жизни кроха должен получить прививки против дифтерии, а также коклюша, столбняка и полиомиелита, которые до года делают три раза с интервалом менее месяца (сроки вам сообщит педиатр).

В заключение подведем итоги относительно новых навыков малыша, которыми характеризуется пятый месяц его жизни. Ребенок уже умеет:

  • осознанно брать игрушки и заниматься ими около 30 секунд;
  • узнает людей, предметы, обстановку в доме;
  • пробует манипулировать предметами;
  • узнает знакомые голоса, радуется их приближению;
  • «гулит» и «агукает», привлекая внимание взрослых;
  • подолгу лежит на животе на приподнятых руках, переворачивается со спины на живот;
  • делает шаги и стоит при поддержке под руки;
  • пробует есть перетертую пищу;
  • пьет из чашки-поилки или ложки.

Конечно же, в этот период нужно побольше общаться и заниматься с малышом и ежедневно бывать на прогулке.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/0-6-mesyatsev/navyki-i-dostizheniya-malysha-v-pyat-mesyatsev.html

Развитие ребенка в 5 месяцев

В первый год развитие младенца проходит очень стремительно. Кроха постоянно радует новыми умениями и маленькими достижениями. Пятимесячный ребенок очень сильно отличается от новорожденного карапуза. Чему научился малыш к 5-месячному возрасту и как родители могут стимулировать развитие крохи в 5 месяцев?

  • Телосложение младенца в 5 месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется.
  • Зрение ребенка продолжает развиваться. От взгляда малютки уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малышу нравится рассматривать картинки.
  • У ребенка 5 месяцев довольно обильно выделяется слюна, что не только связано с предстоящим прорезыванием зубов, но и помогает очищать ротовую полость, ведь малютка практически все попавшие в его ручки предметы тянет в рот.
  • Стул ребенка, которого кормят лишь грудным молоком, может быть как частым (5-6 раз в сутки), так и редким (раз в 2-5 дней). Малыши, которые вскармливаются смесью или начали получать прикорм, обычно испражняются 1-2 раза в день, а их каловые массы отличаются большей плотностью и резким запахом.
  • Мочеиспускания в 5-месячном возрасте бывают в норме до 15 раз в сутки.

Гипертонус, присущий новорожденным, к 5-месячному возрасту обычно полностью проходит.

За пятый месяц жизни ребенок прибавляет около 700 грамм, а его рост увеличивается в среднем на 2 сантиметра. Обхват грудной клетки начинает преобладать над показателем окружности головы.

У каждого малыша развитие происходит своими темпами, но специалистами определены средние показатели, характерные для большинства деток определенного возраста. Узнав их, вы сможете сориентироваться, нормально ли растет ребенок и не нужна ли дополнительная консультация врачей.

Границы нормы и средние показатели для 5-месячных младенцев мы собрали в такую таблицу:

  • Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
  • Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
  • Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
  • Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
  • Речь малыша активно развивается и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
  • Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
  • Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.
Читайте также:  Этапы развития ребенка: особенности протекания и классификация

Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

  • Ежедневно уделяйте примерно 10 минут на гимнастику, поскольку это поможет крохе укрепить мышцы (особенно сейчас важно укреплять спинку малыша) и обучиться управлению собственным телом. Разводите руки малыша в стороны и скрещивайте их на груди, затем подтягивайте малютку за ручки, чтобы придать ему сидячее положение. После этого двигайте ножками малыша, переверните кроху на живот и позанимайтесь в такой позиции.
  • Для стимуляции ползания положите вблизи ребенка яркую игрушку так, чтобы малыш не мог дотянуться до нее руками, а был вынужден попробовать немного проползти. Под ножки карапуза подставьте ладонь, от которой ребенок сможет отталкиваться.
  • Массаж к 5-месячному возрасту немного усложняется. Тело малыша теперь можно не только поглаживать и растирать, но также пощипывать, разминать и поколачивать.
  • Продолжайте занятия на фитболе, ведь это не только помогает развитию мышц и вестибулярного аппарата ребенка, но и улучшает пищеварительную функцию. Также большой пользой для развития младенца обладают занятия в воде – в бассейне или в большой ванне.
  • Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть младенец увидит, что мячик можно покатать или бросить, колечки от пирамидки – разбросать или сложить, а плюшевого зайца погладить или обнять. Не забывайте о безопасности и чистоте всех игрушек, которые даете малютке, ведь кроха обязательно попробует их на вкус.
  • Во время бодрствования постоянно разговаривайте с младенцем, чтобы ребенок слышал новые слова и вашу интонацию. Часто называйте карапуза по имени, а показывая фото родственников, обязательно произносите и их имена.
  • Разговаривая с карапузом голосом, наклонитесь к ушку малыша и проговорите несколько слов шепотом.
  • Общаясь с малюткой, вдруг остановитесь и сделайте свое лицо неподвижным. Младенец удивится, а затем попытается заставить вас снова разговаривать с ним.
  • Поиграйте с крохой в игру, которую можно назвать «вверх и вниз». Поднимайте младенца и говорите «вверх», затем с другой интонацией скажите «вниз» и опустите малютку.
  • Подходите вместе с крохой к большому зеркалу, чтобы ребенок видел не только свое, но и ваше отражение и мог сравнить их. Пусть пока младенец и не понимает, что это лишь отражение, ему понравится видеть себя и маму в зеркале.
  • Не упускайте возможности сделать упражнения для обучения сидению и ползанию и во время купания, ведь в воде двигаться малышу намного легче. Вытирая младенца после ванны, называйте части тела карапуза, к которым дотрагиваетесь.
  • Играйте с малюткой в «ку-ку», используя разные вариации этой игры. Можете закрывать руками свои глаза или глазки малыша, прятать лицо под полотенцем или пеленкой, прятаться за шкафом или даже прятать под одеяло игрушку. Не менее интересны младенцу и игры в «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Предложите малышу рассматривать картинки с животными и при этом называйте зверей и подражайте их голосам.
  • Если есть возможность, сделайте или купите малышу книжку из ткани, на страницах которой будут разные аппликации, шнуровки, пуговицы, липучки. Такая вещица поможет в развитии органов чувств ребенка.
  • Можете познакомить карапуза и с пальчиковыми красками. Опускайте ручки младенца в баночки с яркими цветами и оставляйте следы на бумаге. Это непременно вызовет положительные эмоции и у крохи, и у вас.
  • На прогулку и во время домашних дел усаживайте кроху в слинг. Из него малыш сможет наблюдать все ваши действия и окружающий мир, одновременно ощущая ваше тепло и защиту.

При массаже лучше использовать потешки: так и вам, и ребенку будет интереснее.

О том, как сделать массаж 5-месячному ребенку, смотрите в видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

В первый период бодрствования 5-месячного ребенка выполняются привычные уже ребенку гигиенические процедуры. Лицо крохи умывается, глазки протираются, а носик и уши очищаются по мере необходимости. Кроме того, младенцу нужно регулярно состригать ноготки, так как они быстро отрастают.

В 5-месячном возрасте ребенку продолжают делать ежедневные гимнастические упражнения и массаж. Купать малыша также следует каждый день, тем более что малютке такие вечерние процедуры очень нравятся.

Кроха пяти месяцев бодрствует около 2 часов после каждого сна, спит трижды в день общей длительностью до 5 часов и около 10 часов ночью. Многие 5-месячные дети перестают просыпаться в ночное время для кормлений.

Гулять с ребенком этого возраста по-прежнему рекомендуют дважды в день – утром и после обеда. Нередко малыши во время таких прогулок уже не спят, а рассматривают окружающий мир.

Длительность прогулок определяют в зависимости от погоды, например, если довольно прохладно или идет мелкий дождик, прогуляться с крохой можно лишь 1-2 часа, а в теплую летнюю погоду в тени деревьев можно проводить с малюткой до 6 часов в день.

Если у 5-месячного младенца исключительно грудное вскармливание, строгого режима кормлений нет. Кроха сосет во время укладывания на сон, а также после просыпания.

Особенностью кормлений в этом возрасте являются частые прерывания – малютку может отвлекать любой шорох или шум.

Прикорм деткам, получающим лишь мамино молоко, в 5-месячном возрасте еще не вводят, при условии, что малыш здоров, а количество молока у мамы достаточное.

У ребенка на искусственном вскармливании есть строгий режим приемов пищи, предусматривающий в 5-месячном возрасте 5 кормлений с паузами между ними по 3,5-4 часа.

Общее количество смеси для крохи рассчитывают на основе веса младенца (его делят на 7). Далее суточный объем питания разделают поровну на число кормлений.

В среднем младенец 5 месяцев получает в сутки от 900 до 1000 мл смеси, съедая за один раз примерно 160-200 мл пищи.

Количество продуктов прикорма для деток на искусственном вскармливании и грудничков, которым прикорм начали вводить раньше по показаниям, увеличивается. Младенцам начинают давать не только овощи и кашу, но и фруктовое пюре, а также растительное масло.

С 5-месячным карапузом общаться очень интересно, ведь каждый день с таким малышом может принести новые умения и много позитивных моментов. У каждого младенца режим дня будет индивидуальным и определяется в первую очередь биоритмами карапуза, однако для понимания, как примерно выглядит день с крохой 5 месяцев, мы предлагает такой вариант режима дня малыша этого возраста:

Какие упражнения с малышом способствуют ползанию, смотрите в следующем видео.

  1. Падения. В связи с возросшей подвижностью оставлять пятимесячного ребенка нельзя ни на минуту. В любой момент кроха может сделать переворот и оказаться на полу. Если это все же произошло, успокойте малютку и наблюдайте за поведением малыша. При любых настораживающих симптомах немедленно обратитесь за медицинской помощью.
  2. Капризное поведение вследствие начала прорезывания зубов. У многих 5-месячных малышей начинается процесс появления первых зубиков, доставляющий им немалый дискомфорт. Предлагайте малютке погрызть специальные прорезыватели, а также можете воспользоваться гелями с обезболивающим и охлаждающим эффектом.
  3. Проблемы со стулом после начала введения прикорма. У многих малышей первые пробы прикорма становятся причиной изменений стула – как разжижения, так и уплотнения. Чаще всего у крох, попробовавших прикорм, возникает запор, особенно, если новые блюда ввели в детский рацион слишком рано. К появлению запоров нередко приводит раннее знакомство с белковыми и молочными продуктами прикорма, а также недостаточное поступление жидкости. При появлении запоров продукты прикорма исключают из детского меню и следят за изменениями стула. Возвращение блюд, спровоцировавших запор, проводят очень медленно и маленькими порциями, а если стул снова уплотняется, их введение в меню крохи откладывают на несколько месяцев. Подробнее об этом читайте в статье про запор при введении прикорма.
  4. Недостаточная прибавка массы тела. Малютка на грудном вскармливании должен прибавлять минимум 500 грамм в месяц. Если вес крохи по сравнению с показателями в 4 месяца изменился меньше, чем на 0,5 кг, это может послужить поводом для докорма или начала введения прикорма.
  5. Наличие гипертонуса или рефлексов новорожденных. В 5-месячном возрасте подобные признаки указывают на неврологическую патологию и требуют осмотра и консультации невролога.

Источник: https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/5-mesyacev/

Все о развитии ребенка: месяц пятый — Беременность

Ребенку пятый месяц — что нового происходит в его жизни, как меняется поведение, какие навыки приобретает кроха? Конечно же, многое будет зависеть от того, сколько внимания ребенку уделяли родители в первые месяцы его жизни. Если с крохой занимались, общались, стимулируя его развитие, то 5-й месяц, вернее, достижения малыша, станут наградой для взрослых за старания.

К концу пятого месяца жизни ребенок многое умеет, например, совершает целый ряд манипуляций с игрушками и предметами, качая их, кидая, толкая, рассматривая. Если понаблюдать за крохой, в руки которого попала новая игрушка, можно заметить много интересного. Во-первых, малыш станет рассматривать ее со всех сторон. Во-вторых, обязательно попробует на зуб.

Действия крохи, которому пошел 5-й месяц, не хаотичны, а последовательны и продуманны, что свидетельствует о скачке в его развитии.

Физические изменения

Для малыша 5-й месяц — это очередная прибавка в весе. Физическое развитие идет своим чередом, и к этому времени кроха весит около семи килограммов или немного больше. За 5-й месяц малыш наберет еще порядка 700 граммов и прибавит в росте до 3 см. С момента появления на свет кроха прибавит в росте до 14-15 см.

Родителям малышей, тщательно отслеживающих их развитие, нужно быть готовыми к тому, что показатели физического развития крохи не будут полностью соответствовать нормам. Небольшие отклонения не должны стать поводом для паники. Дети растут по индивидуальному графику и имеют свои особенности. Приведенные же выше нормы условны – об этом не стоит забывать.

Одно из самых важных событий, с которым ассоциируется 5-й месяц развития малыша, — это повышение уровня двигательной активности. К концу месяца кроха порадует родителей новыми навыками, научившись переворачиваться с живота на бок и обратно.

Естественно, что умения эти не станут внезапными. Им обязательно будут предшествовать долгие попытки крохи самостоятельно сменить положение. Родители помогут немного помочь ребенку, подперев его под бок валиком из пеленки.

Практически все малыши на пятом месяце жизни уже умеют самостоятельно переворачиваться со спины на живот, тогда как в обратном порядке переворот получается выполнить у единиц. Как правило, этот навык осваивается ближе к полугодовалому возрасту.

Переворачивания малыша — это существенное достижение, подтверждающее его физическое развитие. Такие переворачивания готовят кроху к скорому освоению навыков сидения и ползания.

Как изменяется психика малыша

В психическое развитие крохи 5-й месяц жизни приносит новые изменения. Самое важное достижение — это активная реакция на близких людей. Малыш уже четко различает своих и чужих, радуется, когда видит родителей, узнает их лица на расстоянии и всем своим видом показывает, что счастлив их видеть.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка до года: важные моменты на каждом этапе роста малыша

Стоит отметить, что малыши не просто узнают родителей – они становятся внимательными к деталям, подмечая макияж на лице мамы, новую прическу или цвет одежды. Именно поэтому родителям нужно постараться в этот период не слишком экспериментировать с внешностью, чтобы не напугать малыша.

Узнает малыш близких не только по внешности, но и по голосу. Если кроха слышит приближение незнакомых людей, он может проявить недоверие и отказаться идти на контакт.

Дети на пятом месяце жизни по-прежнему очень привязаны к маме, поэтому только в ее присутствии чувствуют себя уверенно и в безопасности. Мама, учитывая это, не должна оставлять кроху наедине с не внушающими ему доверия людьми, показывая, что она всегда рядом и готова прийти на помощь.

Развитие речи в 5 месяцев

На пятом месяце малыш четко различает интонации в голосах взрослых, окружающих его. Он четко понимает, когда мама сердится или расстроена, и может вместе с ней расстроится и даже заплакать.

  • Если взрослые обращаются к ребенку ласково, приветливо и дружелюбно, он чувствует волну позитива и старается поддержать разговор гулением.
  • Кстати, 5-й месяц — это заметное совершенствование гуления, которое переходит на новую стадию: начинаются «трели», в которых прослеживаются отдельные слоги.

Кроха лепечет, стараясь повторить то, что услышал от взрослых, при этом не использует язык и губы, задействуя исключительно гортань. Малыш лучше справляется с гласными звуками, которые начинают звучать более правильно. В целом, на 5-м месяце гуление — это серьезная подготовка к развитию речевых навыков в скором будущем.

Когда малыш гулит и зачем? Чаще всего кроха гулит, когда находится в хорошем расположении духа. Кроме того, малыш может гулением пытаться привлечь к себе внимание взрослых, пробует повторять услышанные от них звуки.

Развитие эмоциональной сферы

Какие еще достижения свидетельствуют о том, что эмоциональная сфера малыша переходит на новый этап развития? Интересно, что именно 5-й месяц является тем периодом, когда кроха начинает не только проявлять интерес к отражению в зеркале, но и отличать свое отражение от маминого. Кроха проявляет интерес к любой новизне, осматриваясь в новом помещении, рассматривая новые предметы, попадающие в его поле зрения.

Чувства малыша на 5 месяце — это фонтан эмоций. Кроха уже:

  • понимает, что плохо, а что хорошо (на примитивном уровне);
  • испытывает радость;
  • умеет веселиться;
  • боится;
  • раздражается;
  • возбуждается и пр.

Родители, наблюдая за развитием крохи, обязательно должны находить время на то, чтобы с ним поиграть, почитать ему и просто пообщаться.

Как развивать зрение малыша?

Как уже было отмечено выше, 5-й месяц открыл для крохи новые возможности. Если раньше он умел различать предметы и лица, расположенные на расстоянии 30-40 см, то к пятому месяцу способен разглядывать предметы с намеренной фокусировкой взгляда, независимо от расстояния, на котором они расположены.

Именно поэтому родители должны уделять время развитию зрения малыша, показывая ему предметы на разном расстоянии, карточки разных цветов, игрушки разных размеров.

Какие игрушки выбрать для малыша?

Естественно, что это должны быть погремушки из безопасных материалов, возможно, изображающие людей или животных. У каждой погремушки должна быть удобная ручка яркого цвета. Особенно полезными для развития зрения детей в этом возрасте считаются зеленый, голубой и оранжевый цвет. Дополнительный плюс — звуковые свойства игрушек.

Так же, как и несколькими месяцами раньше, малыша можно увлечь развивающим ковриком, лежа на котором, он сможет щупать, звенеть, трещать, рассматривать и, конечно же, запоминать новые ощущения. Чуть позже, когда кроха научится сидеть, ему можно будет купить кубики и пирамидку, с которыми он сможет проводить время, развивая внимание и моторику рук.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/0-6-mesyatsev/razvitie-rebenka-na-pyatom-mesyatse-ot-rozhdeniya.html

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: обзор основных навыков и 5 упражнений, нормы роста и веса

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

Набор веса уже не такой быстрый, как в предыдущие месяцы. Младенец начинает больше двигаться, следовательно, расходует больше энергии. Многим детям на этом этапе из-за возросших потребностей в энергии уже требуется введение прикорма.

Растет малыш приблизительно с той же скоростью – 2 — 3 сантиметра в месяц.

Распорядок дня пятимесячного ребёнка мало изменился за прошедший месяц. Малышу требуется всё то же время для сна – 15 часов, распределённое между ночным и тремя дневными снами. Увеличивается время для игр. Причем теперь ребёнок может 5 — 10 минут провести самостоятельно, посвящая их изучению частей своего тела или новой интересной игрушке.

Многие родители уже ввели или подумывают вводить ребёнку первый прикорм. Оценить готовность к нему помогут определённые признаки – интерес малыша к пище взрослых, готовность сидеть самостоятельно, отсутствие выталкивающих движений языком при попадании полужидкой пищи в рот.

Доктор Комаровский к этим признакам добавляет наличие зубов. Но сроки их прорезывания у детей различны. Некоторые обзаводятся ими далеко за рекомендуемый возраст введения прикорма (4 — 6 месяцев).

В качестве первого прикорма рекомендуется овощное пюре или каша. Если ребёнок мало весит, имеет проблемы со стулом, начинать надо с каш. При наличии избыточного веса или запоров предпочтительнее овощи.

Полезная и актуальная статья от педиатра, в которой рассказывается о том, как правильно вводить овощное пюре в детский рацион и как готовить этот продукт в домашних условиях.

Навыки ребёнка в 5 месяцев

То, что умеет ребёнок в 5 месяцев, немногим отличается от умений месяц назад. Отличие навыков в том, что делает ребёнок всё более уверенно и совершенно:

  • малыш уверенно переворачивается со спины на бочок, живот и обратно. Причем некоторые дети достигают таких успехов, что мгновенно могут скатиться с дивана или кровати на пол. Поэтому оставлять их наедине с самими собой не стоит;
  • захватывает погремушку. Может переложить ее из одной руки в другую;
  • при потягивании за ручки поднимается и присаживается.

Нельзя насильно садить ребёнка. Если не хочет – не надо.

5-месячный мальчик уже вполне может и сесть самостоятельно. В случае с девочкой – раньше шести месяцев садить не рекомендуется.

Если малыш уже сидит сам, не забывайте класть позади него подушку. Мышцы спины ещё не привыкли к такой нагрузке и быстро устают. Ребёнок в любой момент может откинуться назад.

  • при кормлении удерживает бутылочку со смесью. Если кормится грудью, поддерживает её, регулирует положение для своего удобства;
  • улучшается координация мышц тела. Малыш учится раскачиваться, может подтянуть ноги к голове, засунуть в рот пальчики;
  • большинство транзиторных рефлексов новорождённого к этому возрасту угасают;
  • при поддержке под мышки ребёнок становится на твёрдую опору, почти полностью выпрямив ноги.

Полезная и всегда актуальная информация в статье детского доктора, описывающей, что умеет ребёнок в 1 месяц и как обеспечить полноценное развитие малыша.

Узнайте от врача-педиатра, что умеет ребёнок в 3 месяца и как стимулировать его развитие с помощью простых упражнений и занятий.

Информативная статья детского врача, из которой родители смогут узнать, что умеет ребёнок в 4 месяца и когда нужно беспокоиться по поводу задержанного развития.

Ребёнок в 6 месяцев проходит своеобразный рубеж. Узнайте, какие навыки малыш приобретает в этом возрасте из статьи детского доктора.

Поведение, эмоции и общение

  • продолжается развитие понимаемой и активной речи. Ребёнок различает интонации в разговоре взрослых. Знает, ласково к нему обратились или, наоборот, строго. «Гуление» становится всё продолжительнее. Различаются отдельные звуки и слоги;
  • малыш узнаёт близких и отличает их от незнакомых людей. Привязанность к матери остается такой же сильной. В её отсутствие ребёнок может стесняться окружающих, прекращать игру;
  • в зависимости от ситуации демонстрирует разнообразие эмоций – радость, страх, обида, любопытство;
  • младенец учится осознанно привлекать внимание, используя крик и близлежащую погремушку;
  • обозначается развитие предметной памяти. Если уже известную для малыша игрушку частично спрятать на видном месте, ребёнок, увидев только часть, с радостью её узнает и потянется, чтобы захватить;
  • из всех игрушек выделяет любимые, с которыми предпочитает играть чаще.

Занятия с ребёнком

Те действия, что должен уметь ребёнок в 5 месяцев, можно и нужно развивать. Родителям полезно знать, как это сделать.

Если вы хотите развивать малыша буквально с пелёнок, ознакомьтесь с психологической статьёй, в которой рассмотрены самые распространённые и популярные методики раннего развития детей.

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.

Для укрепления спинки младенца хороши занятия на фитболе. Малыш, лёжа на животе, будет стараться выпрямить ноги и направить руки вперед, напоминая своей позой самолетик. Из положения лёжа на спине удобно присаживать малыша, держа его за ладошки. Эти простые упражнения помогут укрепить мышцы спины и пресса.

В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц (грудничковое плавание).

Развитие мелкой моторики

Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.

Наполняя подобную коробку, обязательно следите за тем, чтобы там не оказались слишком мелкие или хрупкие вещи, которые ребёнок может сломать или проглотить.

Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.

Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.

Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.

Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.

Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.

В первую очередь – с картинками. Крохе будет интересно рассматривать красочные изображения. Особенно интересны в этом плане животные. Заодно, услышав простые «му», «гав», «мяу» и «кар», малыш будет пытаться повторить эти простые слоги, чем пополнит свой словарный запас.

Оценка статьи:

(1 5,00

Источник: https://beremennoch.ru/vse-o-razvitii-rebenka-mesyac-pyatyj.html

Все о развитии ребенка: месяц пятый

  • Реализация мини-программы и задач воспитания
  • Занятие 1
  • Материал.
  • Матрешка-неваляшка.
  • Ход занятия.

Взрослый создает специальные игровые ситуации, в которых осуществляются задачи воспитания. Он показывает ребенку, лежащему на спине, игрушку. Например, матрешку-неваляшку (1-2 мин.) с расстояния 50 см.

Затем перемещает игрушку так, что она оказывается сбоку. Раскачивает ее, привлекая внимание малыша.

Взрослый подтягивает край пеленки, на которой лежит ребенок, и таким образом стимулирует его поворот на бок. Вместе с тем малыш как бы делает его сам.

При этом методе «пассивного» обучения (с помощью пеленки) ребенок получает все те ощущения, которые соответствуют реальному самостоятельному действию, и очень скоро овладевает поворотами на бок (влево и вправо), со спины на живот и т.д.

Читайте также:  Ребенок в 7 месяцев: как протекает развитие крохи и налаживается питание

Когда малыш перевернется на бок, мама помогает ему высвободить ручку. Последнее совершенно необходимо, если ребенок делает поворот на живот. Когда малыш принимает устойчивую позу, взрослый придвигает к нему игрушку.

Ребенок тянет руки к матрешке, расположенной теперь уже перед ним, дотягивается рукой, дотрагивается до нее, отталкивает, раскачивает, т.е. приводит ее в действие.

Варианты

Взрослый показывает матрешку-неваляшку ребенку, находящемуся на руках у другого взрослого, т.е. из вертикального положения (сажать малыша не следует). Ребенка поддерживают под спинку.

Он «узнает» неваляшку с расстояния 50-80 см. Взрослый подносит малыша к игрушке, давая возможность исследовать ее из вертикального положения.

Занятие 2

Материал.

2 гладких цветных кольца (например, красного и белого цвета) диаметром 10-12 см и сечением 1-1,5 см, к которым прикреплены маленькие колокольчики или бубенчики. Можно использовать также шарик-погремушку, укрепленный на кольце.

Ход занятия.

Ребенок лежит на спине. Мама показывает малышу колечко, встряхивает его, приводя в движение колокольчик.

Затем осторожно вкладывает кольцо в руку малыша между большим и четырьмя другими пальцами и помогает удержать предмет, обхватив руку ребен­ка своей рукой. Встряхивает кольцо. Говорит: «Динь-динь!», имитируя голо­сом звук колокольчика.

Делает паузу (15 сек.). Убедившись, что дитя удерживает предмет, постепенно отпускает его руку, давая возмож­ность действовать самостоятельно.

Аналогичные действия проводятся с колечком другого цвета.

Во второй части занятия мама укрепляет на ленточке эту же игрушку. Теперь игрушка зависает на высоте 10-15 см над грудью ребенка слева или справа от него. Мама подводит на ленте кольцо к руке малыша, чтобы оно косну­лось его пальцев, побуждая ребенка схватить и притянуть к себе предмет.

В третьей части занятия, если ребенок овладел действием захватывания кольца, мама может повторить это упражнение, положив ребенка на живот.

Аналогичные занятия проводятся с другими игрушками (цветными трубочками, шариками, вертушками и пр.), расположенными перед ребенком на низко натянутом шнуре (на уровне его полусогну­тых или поднятых вверх рук). Ребенок может не только захватывать предметы, но и смещать их влево или вправо.

Занятие 3

Материал.

3 разноцветных шарика (диаметром 3-4 см) и 3 разноцветных кубика (3x3x3 см), пластиковые или деревянные, имеющие сквозное отверстие. Их цвет выбирается произвольно, но так, чтобы при нанизывании на ленту (длиной 150 см), получилась красочная гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов.

Ход занятия.

Ребенка кладут на живот так, чтобы его туловище наполовину оказалось в кольце, очерченном лентой. Все предметы на другой части ленты располагаются полукругом перед малышом. Мама дает возможность ребенку рассмотреть лежащие перед ним шарики и кубики.

Если малыш не делает попыток протянуть руку к предмету, взрослый передвигает шарик или кубик к нему поближе, а при необходимости выполняет это действие рукой малыша в замедленном темпе, давая возможность рассмотреть предмет.

«Ш-а-р-и-к, ш-а-а-а-р-и-к! К-у-у-у-б-и-к!» — говорит мама, интонируя голосом, повышая и понижая его, выделяя гласные звуки «а», «у», которые входят в состав речевых звуков при гулении. Через 2-3 мин. следует перевернуть ребенка на спину и дать возможность немного отдохнуть.

Во второй части занятия взрослый помогает ребенку сделать поворот со спины на бок и на живот. Лежа на животе, он вновь захватыва­ет и подтягивает к себе игрушки. Так дитя действует 2-3 мин., после чего мама поворачивает его на спину.

Аналогичные занятия проводятся с игрушками, которые ранее (в 2-3 мес.) использовались как вкладыши (ягодка, грибок, куколка, морковка, огурчик, груша и т.п.), а также с разноцветными колокольчиками.

1. Близкий человек подходит к малышу. Затем сразу же подходит незнакомый.

Ребенок при виде близкого человека радуется, оживляется. При виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения. Если знакомый взрослый уходит, малыш хмурится и может заплакать.

Незнакомый взрослый ласково разговаривает с малышом, лежащим на спине (30-60 сек.), после паузы (30 сек.) с ребенком заговаривает близкий человек. После следующей паузы вновь подходит и разговаривает с малышом незнакомый взрослый.

Ребенок прислушивается к незнакомому голосу, ищет говорящего глазами. При повторных обращениях малыш демонстрирует нейтральное отношение.

К голосу близкого человека прислушивается, ищет его, улыбается.

«Призывает» его, беспокоится. Если взрослый замолкает и не подходит к малышу, может заплакать.

1. Взрослый создает атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя вокализациями и речевыми реакциями.

Источник: https://materinstvo.ru/art/1509

Развитие ребёнка от 4 до 5 месяцев

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца.

За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди — на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2–2,5 сантиметра.

Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов.

Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток — это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Каковы двигательные умения малыша в этот период? 

Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот.

Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати.

Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.

Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.

Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам.

А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций.

Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, — обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа. 

Несколько слов о кормлении ребенка 

В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре. 

Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три недели). 

Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов.

Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре.

Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца — не редкость.

Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, — возможно, у крохи режутся зубы. Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца.

Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул.

 Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей — помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей.

Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет.

В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений.

Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их.

Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте? 

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их.

Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка.

Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди. 

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание.

Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот.

Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать.

Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари.

Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его.

Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша — манеж

Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки.

Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки.

Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/cr4

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]