Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем.
Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки.
Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.
Что такое психомоторное развитие?
Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей.
Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются.
Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.
Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.
Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах.
При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями.
Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.
Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».
Основные периоды психомоторного развития
В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:
- с рождения до 1 месяца;
- с 1 до 3 месяцев;
- с 3 до 6 месяцев;
- с 6 до 9 месяцев;
- с 9 до 12 месяцев;
- с 1 года до 3 лет.
На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:
- генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
- наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
- экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
- сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
- тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
- социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
- материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
- недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.
На первом году жизни
На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.
- 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
- 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
- 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
- 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
- 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
- 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
- 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
- 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
- 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
- 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
- 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
- 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).
Нет ли отклонений?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них.
Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей.
Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст | Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие | Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев | Пассивная речь | Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие | Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры | Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения | Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь | Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие | Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры | Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения | Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки | Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года | Пассивная речь | Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь | Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие | Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры | Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения | Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки | Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице.
Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто.
Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану.
То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу.
Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
Динамика развития с точки зрения врачей
Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно.
Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту.
Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.
Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:
- слабая подвижность, вялость мышц;
- вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
- пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
- равнодушие к игрушкам, неумение играть;
- скудость или полное отсутствие эмоций;
- задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
- невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
- отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
- проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.
После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.
- Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
- Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
- Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.
В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.
Текст
Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/psihomotornoe-razvitie
Двигательно-моторное развитие ребенка первого года жизни. Важные моменты
Так сложилось, что в своей клинической практике я наблюдаю как детей, так и взрослых: детей – с периода новорожденности, а взрослых – до возраста ветеранов… Анализируя проявления болезней (симптомы, синдромы) задумываясь о причинах их возникновения, приходишь к мысли, что корни болезни уходят далеко… в детство, а именно – в первый год жизни…
Каждый ребенок уникален: у него своя – единственная – генетическая программа, своя история развития до рождения, в момент и после него… Ребенок индивидуален и его путь уже предначертан… но все же, не всегда все идеально; и тогда возникает вопрос, каким образом вернуться к естественности, как, возможно, восстановить нарушенное равновесие.
Одним из возможных путей такого воздействия является, как это ни парадоксально звучит – соблюдение этапности в формировании двигательного онтогенеза (развития) ребенка на первом году жизни.
Двигательно-моторное развитие это та область, в которой мы можем оказать воздействие на качество формирования систем регуляции в организме, а именно в нервной системе. Конечно, – в определенной степени, но все же. Я намеренно говорю именно о движении.
Это позволяет сузить рамки, быть более конкретным и не растекаться в нюансах.
Итак…
Ребенок рождается с комплексом безусловных рефлексов, обеспечивающих его функционирование в первые месяцы жизни. Регуляция их осуществляется на уровне спинного мозга, ствола головного и среднего мозга.
К ним относятся сосательный и хоботковый рефлексы, поисковый и ладонно-ротовой. Все они обеспечивают «пищевое» поведение. Целый комплекс рефлексов обеспечивает непроизвольные двигательные реакции.
К ним относятся рефлекс опоры и автоматической походки, рефлекс ползания, рефлекс Моро, защитный рефлекс, хватательный и некоторые другие. Важное место в функционировании безусловных рефлексов принадлежит вестибулярному аппарату.
По мере формирования нервной системы, её «верхних уровней регуляции», безусловные рефлексы оттормаживаются и постепенно угасают. Им на смену приходят произвольные моторные навыки.
Важным является то, что все эти события генетически детерминированы и являются результатом эволюционного развития человека.
Произвольные двигательные реакции начинают «проявлять» себя с 1,5 месячного возраста и первым из них является произвольный контроль головы – ребенок, выложенный на живот, поднимает и удерживает голову, поворачивает её с одной стороны на другую и обратно… Именно поэтому необходимо выкладывать ребенка на живот – как можно дольше – с конца первого месяца жизни.
С этого же возраста начинает проявлять себя и речевая функция – появляется «гуление», и продолжительность его составляет 1,5-2 месяца.
Как было сказано выше, развитие ребенка – естественный процесс, но для его реализации мы (взрослые) должны этому способствовать и, ни в коем случае, не мешать… Формирующиеся произвольные навыки «сцеплены» друг с другом.
И сформированная ранее функция способствует формированию последующей. Вслед за способностью контролировать положение головы в пространстве, ребенок начинает поднимать туловище с опорой его на руки-предплечья. Этот навык становится достоянием ребенка к 2-2,5 месяцам.
С 2,5 — 3 месячного возраста у ребенка начинают формироваться зрительно-моторные навыки – малыш начинает произвольно тянуться к игрушке, захватывает и тянет её в рот. Навык становится очевидно оформленным к 3,5-4 месяцам. Появляется бимануальное взаимодействие.
В этот же период ребенок активно начинает группировать ноги к животу, захватывать их в положении на спине.
Как говорилось выше, примерно к этому возрасту безусловные рефлексы практически угасают, и, благодаря этому, становится возможным реализация «глобального» навыка – поворота со спины на бок, а затем на живот.
Вначале ребенок отрабатывает какую-либо одну сторону, например, поворачивается через правое плечо. По мере автоматизации функции поворота в эту сторону, осваивается поворот и через левое плечо.
Важным на этом этапе является то, чтобы реакция поворота была сформирована симметрично, чтобы у ребенка не было предпочтения к какой-либо одной стороне, что бывает достаточно часто. Таким образом, ребенок к 3,5-4 месяцам осваивает навыки поворота со спины на живот.
И, начиная с этого периода, практически все время малыш проводит на животе, что способствует формированию произвольной мануальной активности в этом положении.
С этого возраста у ребенка меняется качество речи — появляется «лепетная» речь. Этот период речевого развития составляет около 3-х месяцев.
Важным на протяжении всего этого периода является минимальное по времени пребывание ребенка в положении отличном от горизонтального. Почему? Исходя из физиологических возможностей ребенка – самостоятельно он не способен занять какое-либо другое (кроме горизонтального) положение.
Что происходит, если мы предоставляем возможность ребенку пребывать в этом положении достаточно длительное время? Начинает преобладать разгибателный – экстензорный тонус.
И если его становится «слишком много», он оказывает влияние на дальнейшее формирование произвольных двигательно-моторных навыков.
С 6-6,5 месячного возраста ребенок начинает осваивать навык ползания – группируется в «четверенешную» позицию, раскачивается и, наконец, ползет… Это очень важный период.
Ползая, ребенок совершенствует свою тоническую организацию и её регуляцию. Также происходит тренировка вестибулярного аппарата, формируется зрительное пространство.
Всегда прошу родителей, чтобы они способствовали тому, чтобы этот период был максимально продолжительным – с 7-7,5 месяцев и до 12-13 месяцев.
С началом ползания, в речевом развитии ребенка мы отмечает появление слогов, которые к концу первого года становится первыми словами.
Большими событиями, происходящими во втором полугодии жизни ребенка (на фоне ползания) являются самостоятельная посадка и произвольная вертикализация, т.е. вставание ребенка. Происходит это в возрасте 6,5-7,5 месяцев и 8-9 месяцев соответственно.
Важно, чтобы навык посадки был самостоятельным – присаживать ребенка нежелательно, т.к. это может создавать дискоординацию в регуляции и, возможно, отставание (или опережение) формирования функции посадки.
То же можно сказать и о способствовании пребыванию малыша в вертикальном положении и ходьбе с поддержкой или у опоры.
Такой ход событий может повлиять на «сворачивание» функции ползания и более раннему началу произвольной, самостоятельной ходьбы…
Почему я об этом хотел еще раз рассказать? Что происходит, если нарушается – в той или иной мере – эта последовательность?
Примеров очень много….
Рассмотрим ситуацию, встречающуюся очень часто, а именно: ребенок мало ползает, рано начинает вставать и самостоятельно ходить… Именно так бывает у детей, которые в дальнейшем формируют неправильную осанку (например, сколиоз); также отмечается тенденция Х-образной деформации нижних конечностей, плоско-вальгусной установке стоп. Думаю, такая ранняя нагрузка на формирующуюся опорно-двигательную систему является в дальнейшем (к 30-40-50 годам…), предпосылкой к дегенеративным процессам в суставах (артрозы); конечно же – к болевым синдромам (мышечно-тоническим, дискогенным).
Нарушение формирования речевой функции у детей в первые годы жизни имеет прямую взаимосвязь с моторикой тела.
Как уже упоминалось выше, каждому этапу развития тела соответствует своя речь – гуление, лепет, слоги, слова… И если моторика ребенка развивается негармонично, то в дальнейшем велика вероятность задержек в формировании речи или различной степени её недоразвития, что сейчас встречается очень часто; нарушается качество речи (дислалии, дизартрии, заикание).
Перечень примеров можно продолжать и продолжать…: повышенная возбудимость, несбалансированность в эмоционально-волевой сфере, нарушения сна… соматоформные расстройства – сосудистые, бронхолегочные, мочеполовые, обменно-трофические…
Таким образом, если мы придерживаемся естественного хода событий на первом, очень важном году жизни ребенка, то, как минимум, профилактируем развитие разнообразных дисфункций, которые в дальнейшем могут стать вполне конкретными болезнями… Что же делать, если развитие ребенка было «непоследовательным»? Любые телесно-ориентированные нагрузки в домашних условиях, занятия спортом – для здоровья – вне всякого сомнения – ДА!
И, конечно, значимым лечебным эффектом обладает гомеопатический метод, глубоко воздействующий на регуляторные процессы, запускающий механизмы саморегуляции, способствующий восстановлению пошатнувшегося равновесия в организме.
Ерохин В.В., врач-невролог, врач-гомеопат, канд. мед. наук
Источник: http://gomeopatika.ru/first_year/
Основные этапы развития моторных навыков у детей до года
На протяжении всей жизни малыш больше никогда не будет изменяться столь интенсивно. Задача родителей на этом этапе — проконтролировать развитие моторных навыков у детей и при необходимости помочь быстрее освоить те или иные умения.
Особенности развития движений детей раннего возраста
Педиатры выделяют физическое (двигательное или моторное) и умственное развитие, но так как эти процессы взаимосвязаны, то такое разделение весьма условно.
Чтобы лучше понимать происходящие изменения, нужно знать некоторые моменты физиологии произвольных движений.
Главный орган, который их регулирует — кора головного мозга. В корковом слое прецентральной извилины находятся центральные мотонейроны — клетки, контролирующие сокращения скелетных мышц. Мотонейроны правой прецентральной извилины регулируют движения левой половины тела, и наоборот.
Электрические импульсы, возникшие в нейронах, по нервным путям передаются двигательным ядрам спинного мозга. Ядра — это небольшие скопления нервных клеток, отростки которых формируют периферические нервные волокна. По периферическому нерву импульс достигает мышечного волокна — человек совершает движение.
Важно понимать, что это очень краткое и упрощённое описание. На самом деле, всё намного сложнее — нервные пути разделяются на пучки, перекрещиваются между собой, образуют связи с другими отделами мозга. В результате человек может не просто сидеть, стоять и ходить, но и выполнять множество сложнейших манипуляций.
В 8–10 недель большинство детей хорошо держит голову
Первые три месяца
В период внутриутробного развития малыш двигался плавно и точно — этому способствовала водная среда. Первый месяц после рождения младенец двигается резко и хаотично, нередко вздрагивает во сне. Это объясняется незрелостью центральной нервной системы (ЦНС) и физиологическим повышением тонуса мышц.
К концу первого месяца ЦНС немного совершенствуется, тонус мышц приходит в норму, движения становятся плавными. При выкладывании на живот малыш пытается поднять голову, при этом у него рефлекторно сгибаются ноги в коленных суставах.
Двухмесячный ребёнок активно машет ручками и ножками, при выкладывании на живот уверенно поднимает голову и задерживается в таком положении на 1–2 минуты. В 8–10 недель большинство детей хорошо держит голову.
К концу третьего месяца кроха пытается дотянуться руками до яркой игрушки, уверенно держит голову, лёжа на животе опирается на руки и приподнимает верхнюю часть туловища. При поднятии головы ноги расслаблены.
От трёх месяцев до полугода
К началу четвёртого месяца жизни ребёнок хорошо управляет руками.
Малыш играет с подвешенными над кроватью игрушками, особенно если при ударе они издают интересный звук, удерживает вложенную в ладонь игрушку 15–20 секунд.
В положении на животе дети упираются на выпрямленные руки, пытаются перевернуться с живота на спину. Обычно от первых попыток до уверенных переворотов проходит 2–3 недели.
Пятимесячный малыш хватает пальцы взрослого, самостоятельно берёт игрушки и тянет их в рот. Мелкие предметы дети берут двумя пальчиками — указательным и большим, крупные — всей рукой. Разрешать своему чаду пробовать вещи на вкус или нет — личное дело каждого, но помните, что для малыша это один из способов познать мир.
Если пятимесячного взять за руки и слегка потянуть на себя, он приподнимет голову и напряжётся — это первые попытки сесть.
В шесть месяцев дети переворачиваются на живот и обратно на спину, пытаются встать на четвереньки. Лёжа или полусидя малыши способны провести довольно много времени, рассматривая, ощупывая и пробуя на вкус игрушки. Особый интерес вызывают погремушки — кроха быстро понимает, что нужно сделать, чтобы извлечь звук и способен повторять эти движения снова и снова.
Если шестимесячного посадить, он сможет удерживать тело в таком положении. Не так давно было принято усаживать детей между подушками. Бытовало мнение, что это развивает физические способности. Сейчас педиатры настаивают на том, что ребёнок должен сесть самостоятельно. Большинство детей делает это к концу первого полугодия жизни.
Основной навык, развивающийся в период от шести додевяти месяцев — ползание
От шести до девяти месяцев
Основной навык, развивающийся в этот период — ползание. Малыш учится выполнять синхронные движения, контролировать работу симметричных групп мышц, тренирует спину и пресс. Позвоночник и суставы будут хорошо подготовлены к ходьбе. По данным некоторых авторов, у детей, которые не ползали, вероятность нарушений осанки выше.
От шести месяцев до года
В это время дети осваивают ходьбу. Вначале они встают, хватаясь руками за перекладину в кроватке или край стула. Затем начинают ходить с опорой, удерживаясь за край дивана, опираясь на стену.
Следующий этап — ходьба со взрослым за руку.
Большинство родителей, обучая детей ходьбе, ставит их впереди спиной к себе и держит за обе руки, но гораздо безопаснее, если взрослый делает шаги назад, находясь лицом к ребёнку.
После освоения ходьбы с опорой наступает черёд самостоятельных шагов. Это серьёзное испытание. Многие малыши попросту боятся переступить с ноги на ногу. Дайте малышу в руки яблоко или игрушку — это создаст иллюзию опоры и уменьшит страх.
Массаж и игры типа «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» стимулируют развитие головного мозга и моторных навыков у детей
Игры и упражнения для развития движений у детей раннего возраста
Учитывая ранний возраст малыша, способов ускорить его развитие не так уж много, но они весьма эффективные. Основные из них — массаж и динамическая гимнастика.
Массаж начинают с лёгких поглаживающих движений. Затем кожу растирают и пощипывают немного интенсивнее, до лёгкого покраснения. Завершают массаж также поглаживанием. Общая длительность процедуры — 5–7 минут. Это не лечебный массаж, его могут делать родители после обучения у педиатра.
Массаж нельзя делать в области почек, печени, позвоночника и половых органов. В период острых заболеваний или обострения хронических от сеанса лучше отказаться.
Динамическая гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц. Так как все дети разные, лучше, чтобы их подбирал участковый педиатр, невролог или врач лечебной физкультуры.
Полезные свойства динамической гимнастики:
- укрепление мышц, суставов, связок;
- развитие гибкости и вестибулярного аппарата;
- улучшение аппетита и сна.
Также родители могут играть с малышом в забавные игры, стимулирующие развитие головного мозга и моторных навыков. Это всем известные «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», «Сороки-вороны», «Ладушки».
Общие рекомендации
Прежде всего помните, что ваш ребёнок — индивидуальность и совершенно не обязан развиваться по графику. Не случится ничего страшного, если он начнёт держать голову не в два с половиной, а в три месяца, сядет не в шесть, а в семь или в семь с половиной, а ходить начнёт в 13–14 месяцев.
Некоторые малыши сначала начинают ползать и только после этого учатся самостоятельно садиться. Многие не ползают, а сразу пытаются ходить. Есть дети, которым ползать удобнее, и они не спешат переходить в вертикальное положение. Есть «скороспелки», которые в 10–11 месяцев уже бегают. Это всё — вариант нормы.
Принимайте своего малыша таким, какой он есть.
Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.
Источник: https://mchildren.ru/kak-razvivayutsya-dvizheniya-u-detej-rannego-vozrasta/
Моторное развитие ребенка до года: основные нормы
Родители внимательно отслеживают развитие малыша на первом году жизни. И это не просто нетерпение увидеть первую улыбку или первый шаг крохи, а понимание того, что появление новых навыков — это сигналы о развитии ребенка. На них нужно чутко реагировать, чтобы оказать помощь, когда она необходима. Существуют примерные нормы развития, которые стоит отслеживать и маме, и педиатру.
Практически всем деткам первого года жизни нужна игровая и эмоциональная поддержка, чтобы тот или иной навык сформировался в срок. Важно, в какой среде находится ребенок, стимулирует ли она его к развитию. Даже в раннем возрасте крохе нужны и эмоции мамы, и сигналы внешнего мира, чтобы было желание совершать маленькие подвиги.
Ребенок, у которого есть возможность активно перемещаться в пространстве и привлекательные цели для исследования, скорее захочет научиться ползать, чем кроха, которого постоянно пересаживают из кроватки в коляску, из коляски в автокресло.
Нормы развития по этапам сигнализируют о становлении нервных связей и о развитии его мозга, поэтому уделяйте им особое внимание.
Как правильно выбирать игрушки для младенца?
В общих чертах
Говоря о двигательном, развитии крохи, выделим несколько наиболее значимых этапов.
В первые три месяца младенец овладевает крупной моторикой: постепенно понимает, что может управлять движениями своих конечностей и учится делать это, осознанно поставив себе цель.
От трех до шести месяцев основное внимание — на мелкую моторику. У малыша возникает желание что-то схватить, потянуть к себе, удержать, — и ему это постепенно удается.
От шести до девяти месяцев ребенок вновь осваивает крупную моторику, но на новом этапе. Перед ним стоит сложная задача: скоординировать движения рук, ног и корпуса, чтобы менять положение тела в пространстве. Кроха начинает переворачиваться, вставать на четвереньки и ползать.
От девяти месяцев до года малыш учится держать тело вертикально. Он пытается вставать, а потом и ходить — сначала с опорой, а потом и самостоятельно.
После года развитие мелкой и крупной моторики идет параллельно: ребенок будет одновременно учиться уверенно ходить, а затем бегать и прыгать. В это же время движения его пальчиков будут становиться все более точными и управляемыми.
Учим ребенка ходить: сроки, правила, рекомендации
От 0 до 3 месяцев
В первые недели жизни младенец адаптируется к жизни вне утробы, где все ново: от температурного режима, света, звуков, большого пространства, до ощущений, которые вызывают процессы в пищеварительном тракте.
Мозг крохи работает в необычайно интенсивном режиме, но до моторного развития дело не доходит. Лишь на третьей-четвертой неделе младенец привыкает к новому миру и начинает проявлять к нему интерес.
Он начинает осмыслять сигналы внешнего мира, которые получает от своих органов чувств: вздрагивает от резких звуков, реагирует на прикосновения и другой телесный контакт (например, доволен или негодует, когда его купают); жмурится от света.
Постепенно малыш учится следить за тем, что ему интересно, старается держать и поворачивать голову. Развивать этот навык помогает, например, вращающийся мобиль над кроваткой. Кроха реагирует и на сигналы «внутреннего мира».
Он пока не владеет моторикой, пугает себя хаотичными движениями, может удивляться процессам в животике, пузырю воздуха, который он отрыгивает после кормления.
Со временем неожиданностей становится меньше, и кроха реагирует плачем только на боль, голод и дискомфорт из-за холода, перегрева или раздражения на коже.
Постепенно малыш овладевает своими конечностями и получает удовольствие от этого. Ему нравится нарочно ударить по игрушке, которая висит над кроваткой. Стимулируйте его при помощи ярких предметов (например, мягкого мячика).
Не стоит «пичкать» кроху новыми впечатлениями, ему их предостаточно при простом семейном общении.
Если часто берете малыша на руки, разговариваете с ним, — для него это уже серьезный поток новой информации. Полагайтесь на свою интуицию: обычно мама понимает, когда кроха бодр и заинтересован чем-то — тогда можно помочь ему потрогать что-нибудь, показать.
Фольклорные потешки и пестушки с поглаживанием тельца малыша, — также отличная развивающая игра.
Сколько раз в день нужно обнимать ребенка и почему?
Внимание!Важно защищать малыша от травм шеи и позвоночника, аккуратно поддерживать головку крохи до того времени, когда он научится уверенно держать ее сам.
От 3 до 6 месяцев
Малыш может осмысленно двигать руками и ногами и начинает двигать пальчиками. Многие дети осваивают поворот корпуса, а в 6 месяцев уже могут переворачиваться со спины на живот и обратно. Вначале кроха играет с собственным телом и с удовольствием засовывает в рот руки и ноги. Затем в ход идут игрушки, особенно когда начинают резаться зубы.
Помогите малышу ухватить легкую погремушку — сначала он это сделает неосознанно, но получит удовольствие, а потом будет пытаться взять ее сам, уже намеренно.
После этого кроха начнет брать предметы и перемещать их в пространстве, хаотично размахивая, поэтому в этом возрасте выбирайте безопасные игрушки, которые не только можно засунуть в рот, но и от которых не больно неожиданно «получить по лбу».
Зона самостоятельности малыша расширяется, он может что-то делать сам и хочет получить результат. Стимулируют ребенка к действию предметы, которые издают звук в ответ на действие крохи: погремушки, подвесные игрушки с колокольчиком и т.п.
Для хорошей тренировки координации движений важно, чтобы малышу нужно было дотягиваться до предметов, которые находятся не только перед глазами, но и слева или справа, выше или ниже и т.п.
Чтобы кроха хотел повернуться на бок, предметы нужно располагать не только на подвесном модуле, но и на плоскости, где лежит малыш.
Внимание!Если в 4 месяца малыш не пытается играть со своими ножками, тянуться к предметам, а в 6 месяцев он все еще не освоил переворот, посоветуйтесь с врачом.
Возрастные нормы — это примерные ориентиры и далеко не все отклонения это проблема. Но важно знать, где проявляются особенности характера, а где крохе нужна мягкая медицинская поддержка
От 6 до 9 месяцев
Малыш уже может уверенно переворачиваться, учится ползать. Большинство детей стремятся самостоятельно сесть, это позволяет им играть и дает выгодный угол зрения на окружающий мир.
Все детки садятся по-разному из положения лежа, обычно они помогают себе руками и подтягивают ножки, а не делают это за счет мышц живота и спины, которые пока слабы. Не стоит постоянно присаживать ребенка: он может начать этого требовать, отказавшись от самостоятельных попыток.
Многие дети, которые научились садиться, не стремятся ползать, если родители создают им избыточный комфорт: обкладывают подушками и игрушками. Давайте малышу стимулы — заманчивые игрушки, к которым необходимо доставить собственное тело. Обычно, научившись быстро садиться, кроха быстро встает на четвереньки.
Поползти сразу у него не получится — это сложные с точки зрения координации движения. Какое-то время малыш раскачивается на месте или делает неудачные броски. Некоторые дети не встают на четвереньки, а долго ползают по-пластунски.
Кроха продолжает манипулировать с предметами, изучая их форму, структуру и вкус. Окружите его разнообразными вещами, причем не только игрушками: бытовые предметы интересуют его не меньше. Если они безопасны, позвольте малышу ими поиграть.
Внимание!Если ваш ребенок начал ползать, но отказывается сидеть, возможно, сидячая поза доставляет ему дискомфорт из-за проблем с тонусом мышц и ему необходим курс специального массажа.
От 9 до 12 месяцев
Ваш ребенок уже уверенно ползает и скоро начнет пытаться вставать с опорой. Не стоит торопить события и «вытягивать» малыша. Если он пока не решается: значит, его головной мозг не готов к прямохождению. Активно ползающий подвижный ребенок готовит свою мышечную и нервную систему к тому, чтобы самостоятельно встать, а затем и пойти.
Обычно дети начинают самостоятельно вставать у опоры из положения на четвереньках. Хотя бывают и более экзотические варианты: например, кроха залезает на диван, потом слезает с него и только после этого встает.
Ставить малыша на ножки не надо, важно, чтобы он привыкал это делать сам из разных положений. Именно так он научится хорошо координировать свои движения и владеть собственным телом.
Малыша можно стимулировать, выкладывая на стулья или диван интересные предметы, которые он будет видеть, играя на полу, и захочет достать. Для тренировки ходьбы с опорой выкладывайте предметы на разных концах дивана.
Вначале ребенок будет опускаться на четвереньки, чтобы добраться от одного предмета до другого, но в какой-то момент попробует сделать маленькие шаги с опорой. Если кроха сам просит «поводить» его за ручку, не отказывайте, но и не забывайте стимулировать и его самостоятельность.
Многим деткам в этом возрасте очень нравится пробовать есть самим — пока что руками, но постепенно ребенка начинают привлекать и столовые приборы в подражание взрослым.
Поддерживайте это желание, максимально избегая соблазна накормить ребенка «побыстрее и почище».
Смотрите на самостоятельный прием пищи как на тренировку координационных навыков (а это действительно так), тогда вам будет легче отнестись к уборке кухни.
Внимание!Не паникуйте, если к году кроха еще не ходит. Но если он не пытается вертикально перемещаться с опорой и ходить за ручку, поговорите с врачом.Как развивается речь ребенка?
Все нормы, в том числе и развития речи, очень условны. Одни малыши начинают лепетать и произносить первые слова раньше, другие несколько позже. Но все равно родители спрашивают, какова же норма?
• К концу 8-го месяца малыш начинает произносить простые слоги.
• В 9 месяцев он повторяет слоги за взрослыми, стараясь сделать это правильно. Конечно, не все получается. В первое время крохе удаются лишь твердые губные звуки, причем, сначала звонкие («ма», «ба»), и лишь потом — глухие («па»).
• В 10 месяцев малыш уже говорит простые двусложные слова и начинает называть предметы конкретными слогами: «му» — корова, «ав» — собака.
• В 11 месяцев его «словарный запас» расширяется. У ребенка могут быть и свои специальные слова — например, колготки он может называть «оты», и это будет понятно только ему и нескольким близким.
Одно и то же слово «бах!» может обозначать разные вещи и действия.
Задавайте ребенку побольше вопросов: «Где собачка?», «Как говорит киска?», активно общайтесь с ним — малыш понимает примерно в 6 раз больше, чем может произнести.
• В год некоторые малыши уже строят простые фразы. Если ваш кроха пока этого не делает, хотя явно понимает речь и реагирует на нее адекватно, не переживайте. Нужно немного подождать!
Самые интересные и популярные методики развития маленьких детей
Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/109772-motornoe-razvitie-rebenka-do-goda-osnovnie-normy/
Моторное развитие ребенка до года. Наблюдаем за малышом
Прошло уже двадцать лет с тех пор, как я окончила медицинский институт и получила диплом педиатра. За эти годы у меня самой родились и выросли трое детей, да еще сотни малышей появились у женщин, посещавших мои курсы подготовки к родам. Все это время я с интересом наблюдала за тем, как из крошечного беспомощного новорожденного всего за год вырастает человечек, который уже во многом похож на взрослого.
Сегодня я уже хорошо понимаю, как это происходит, по каким этапам идет двигательное развитие ребенка, и хочу, чтобы каждый родитель, которому интересен данный вопрос, мог с легкостью разобраться в последовательности овладения малышом двигательных навыков, вложенной в него самой природой. Осознав, что в моторном развитии младенцев существует простая логика, вы сможете легче оценить своевременность развития своего дитя.
Итак, после девятимесячного ожидания в вашей семье появился новый человек! Он еще совсем маленький, беспомощный и ничего не умеет делать.
Пройдет лишь год, и он, как все люди вокруг, будет ходить на двух ногах, а пока… А пока среди ваших забот и тревог частенько мелькает вопрос: «Нормален ли мой малыш? Правильно ли он развивается?» Конечно, за компетентным ответом стоит обратиться к профессионалам: педиатру и детскому неврологу. Однако и вы сами, при желании, можете кое-что уяснить в вопросе моторного развития вашего малыша.
Человеческий детеныш при рождении крайне беспомощен, но в него природой вложена мощная программа развития, благодаря которой он быстро совершенствуется. Мне кажется, каждой молодой маме полезно осознать этот факт, чтобы снять чрезмерную ответственность со своих плеч.
Многие родители почему-то полагают, что чем больше и упорнее они будут заниматься со своим ребенком (гимнастикой, плаванием, массажем), тем быстрее он сядет, поползет, пойдет.
А раз быстрее, раньше остальных, значит лучше, успешнее! Однако для ребенка бывает полезней, чтобы родители, создав и обеспечив необходимые условия для развития, сами просто с любовью за ним наблюдали.
Необходимые условия для правильного развития малыша до года
Под необходимыми условиями я понимаю очень простые вещи. К примеру, с самого рождения у малыша должна быть возможность по нескольку раз в день лежать на животике, на твердой поверхности (не в кровати и не на диване).
С трехмесячного возраста большее количество своего бодрствования ребенку необходимо проводить на полу (а значит, этот пол должен быть чистым и достаточно теплым), он не должен быть ограничен пространством кроватки, манежа и ходунков.
Хочется отметить, что во многих семьях в вопросах развития можно отследить явное противоречие: родители подчас тратят время и деньги, чтобы заниматься с ребенком самыми современными методиками, а вместе с тем не предоставляют ему элементарных условий для самостоятельного развития.
Развитие в первый месяц жизни
Вернемся, впрочем, к нашей сегодняшней теме.
Для того чтобы вам было проще понять, как развивается малыш на первом году жизни, предлагаю следующую схему: внимательно посмотрите на своего младенца, когда он лежит на спине, и с помощью моих пояснений попытайтесь сформулировать стоящую перед ним в данный момент задачу. Затем переверните его на живот и попробуйте оценить, на что устремлено развитие ребенка в этом положении.
Итак, перед вами малыш первого месяца жизни, лежащий на спинке. Как он выглядит в норме? Его поза крайне неравновесная, голова, ручки и ножки находятся в постоянном хаотичном движении. Чем младше ребенок, тем быстрее он начнет в такой позе плакать, призывая к тому, чтобы его взяли на руки.
Это происходит, потому что новорожденный, придя в мир, сталкивается с категорическим изменением в отношениях собственного тела и окружающей среды. В материнской утробе он развивался в условиях относительно тесного, замкнутого пространства, последние месяцы перед рождением его тело постоянно соприкасалось со стенками матки.
Кроме того, и сам «домик» малыша постоянно двигался, ведь женщина даже во сне часто меняет положение своего тела. Родившись, ребенок попадает в совсем другой мир. Теперь он лежит на неподвижной плоскости, и только половина его тела соприкасается с опорой, другая же половина (личико, грудь, живот, руки и ноги) как бы не искала границы, к которым можно прикоснуться, не находит их.
Поэтому-то мы и видим младенца, судорожно «ищущего» в окружающем пространстве опору. Три первых месяца жизни как раз и уходят на то, чтобы полностью адаптироваться к новой ситуации.
Развитие ребенка в три месяца
Наблюдая за трехмесячным малышом, мы отмечаем, что он спокойно и подолгу лежит на спинке, с интересом рассматривает свои ручки или то, что в эти ручки вложила мама. Ножки его при этом приподняты над поверхностью.
В следующие три месяца мышцы пресса и ног должны быть очень сильными, ведь нужно поднять ножки так высоко, чтобы они попали в поле зрения ребенка и вслед за ручками оказались у него во рту.
Получается, что в положении на спине ребенок должен (в соответствии с вложенной в него программой) сначала «довериться» опоре, на которой он лежит, овладеть равновесием, а затем приняться за освоение сложно координируемых движений.
В первые 3 – 4 месяца, лежа на спине, новорожденный координирует движение «рука – рот», и его кулачок в результате оказывается у него во рту. Многие мамы с волнением говорят мне: «Ах, мой малыш начал сосать свой кулачок! Это ведь плохо!» На самом деле данное наблюдение доказывает, что младенец хорошо развивается.
В следующие 3 – 4 месяца он будет отрабатывать координацию «рука – нога», а уже к 6 – 7 месяцам, схватив рукой свою ножку, дотянет ее до рта и с удовольствием пососет пальчики ног. Если вдуматься, это простое движение высоко координировано, ведь в нем участвуют одновременно три точки тела: рука – нога – рот.
Теперь ваш малыш, еще полгода назад ничего не умевший делать, достиг такого координационного совершенства!
Положение на спине
Итак, в положении на спине ребенок знакомится со своим телом и учится координировать свои движения, для того чтобы в будущем достать, рассмотреть и положить в рот любой заинтересовавший его предмет. Именно так в первые годы ребенок изучает окружающий его мир.
Кроме того, лежа на спине, младенец сталкивается с необходимостью менять свое положение в пространстве. Ведь это только собственные ручки и ножки будут двигаться в желаемую сторону, а другие объекты, оказавшиеся перед глазами малыша, могут вдруг исчезнуть из его поля зрения.
Так случается, например, с мамиными руками, которые сначала держат перед глазами ребенка яркую игрушку, а потом куда-то деваются.
Желание узнать, куда же это все переместилось, ставит перед ним задачу сначала следить за интересующим объектом глазами, затем повернуть голову, а в будущем и перевернуться к нему всем телом.
Нормально развивающийся малыш уже к четырем с половиной месяцам способен продолжать тянуться к объекту, который перемещается за среднюю линию его тельца. К 6-ти месяцам он уже может сопровождать удаляющийся от него объект всем телом.
Проще говоря, если вы поместите игрушку непосредственно в поле зрения трехмесячного ребенка, а потом уведете ее в сторону (допустим, влево), то малыш проследит за ней только поворотом глаз и головы.
Четырех – пятимесячный ребенок будет продолжать тянуться за ней правой ручкой и поворачивать свое тельце на левый бок, а полугодовалый и вовсе перевернется вслед за игрушкой в положение «на живот».
Положение на животе
Теперь поговорим о положении ребенка на животе, когда перед ним открывается хороший обзор. Это положение весьма удобно для разглядывания окружающего мира.
Именно из-за более широкой перспективы многие малыши с удовольствием лежат на животике, ведь в положении на спине они могут видеть лишь потолок или те объекты, которые показывают взрослые.
Не забывайте, что самостоятельно перевернуться на живот малыш сможет только к 6-ти месяцам, поэтому вашей задачей является выкладывать его на живот достаточно часто, как я уже говорила, на твердую, безопасную поверхность.
Сначала новорожденный лишь ненадолго отрывает свою голову от поверхности, чтобы посмотреть перед собой, уже к 3-ем месяцам он высоко удерживает голову в течение минуты, опирается при этом на предплечья и приподнимает от опоры грудку.
К концу 5-го месяца малыш сможет оторвать от опоры руки, чтобы поиграть, к полугоду он начнет отнимать от поверхности таз и ползать по-пластунски.
Семимесячный ребенок поднимется на карачки, а к 8 – 10-ти месяцам поползет на четвереньках и сядет, из положения сидя или стоя на четвереньках он будет хвататься за опору и вставать на ноги. К 12 – 14-ти месяцам пойдет.
Важность основных этапов развития
Итак, моторное развитие ребенка идет по этапам, последовательность которых предопределена природой, и на каждом предыдущем этапе тело подготавливается к новым достижениям последующего.
К примеру, четырехмесячный малыш, лежа на животе, опирается о поверхность кулачками, а полугодовалый – уже раскрытой ладонью, поскольку еще через месяц или два этот ребенок поползет, а передвигаться, опираясь на кулачки, очень неудобно.
Ребенок, конечно, может перескочить через какой-либо этап развития, особенно если взрослые (родители или врачи) не придадут этому значения или сами подтолкнут его к такому «скачку». Так, например, бывает, когда малыш, минуя стадию ползания, сразу начинает ходить.
Часто это обусловлено лишь тем, что ребенка не выкладывают надолго на пол, из-за того что он грязный или холодный. Малыш же, стремясь как можно полнее освоить пространство дома, «торопится» в таком случае научиться ходить. «Что в этом плохого?» – спросите вы.
Дело в том, что за несколько месяцев ползания происходит укрепление мышц позвоночника, окончательно формируются его изгибы (необходимые для амортизации при прямохождении) и, наконец, достигается идеальная координированность тела в пространстве.
Если вдуматься, координационно хождение на ногах есть ни что иное как ползание, перевернутое из горизонтальной плоскости в вертикальную. Та же координация, тот же вынос вперед попеременно разноименных ноги и руки.
Поэтому малыш, начавший ходить без предварительного ползания, рискует иметь в будущем проблемы с осанкой и координацией.
В заключение хочу обозначить критические временные этапы двигательного развития, каждому из которых в дальнейшем будет посвящена отдельная статья.
Итак, выделяют несколько возрастных точек, в которые принято оценивать моторные достижения младенца: это три, шесть, восемь и двенадцать месяцев.
Считается, что именно к этим рубежам ребенок приходит с новыми навыками, наличие которых и стоит отслеживать для своевременной помощи малышу в случае задержки его развития.
В следующей статье мы рассмотрим развитие новорожденного в первые три месяца жизни и разберемся, к каким достижениям он должен прийти к трехмесячному рубежу.
Источник: https://mamalara.ru/motornoe-razvitie-rebenka-do-goda/