В первый год жизни младенец развивается особенно стремительно. Знание определенных законов, по которым происходит формирование мозга маленького ребенка, поможет маме понять и воспитывать малыша.
В статье рассказывается, какие особенности имеет психика ребенка в год, как преодолеть сложности в общении родителей с малышом. Нужно изменить отношения с крохой, свои взгляды на его поведение.
Этого требует быстро развивающаяся психика годовалого ребенка.
Чтобы малыш развивался полноценно, нужно суметь наладить с ним искреннее и доверительное общение.
Развитие психики малыша в 1 год — информация для родителей
Психическое развитие малыша – это непрерывный процесс установления связей между нейронами мозга, который формируется посредством воспитания. Поэтому так важен благоприятный моральный климат в доме, родственные связи и полноценная семья.
Что такое психика — определение
Факторы, влияющие на развитие психики ребенка в год
Психология ребенка в возрасте 1 год зависит от его физического развития. В 12 месяцев малыш уже научился прямо стоять и ходить.
Молодые родители должны понимать: для крохи это – огромное достижение, если принять во внимание, что вначале он ползал, опираясь на ножки и ручки.
Он начинает ощущать свое тело в пространстве и ориентироваться, познает расстояния до предметов и их расположение; осваивает такое понятие, как направление.
☝Ребенок учится обращаться с вещами, которые его окружают.☝
Он еще не знает назначения предметов, и в процессе игры постигает способы обращения с ними, беря пример со взрослых людей.
Шкафы, полки и стулья, чашки, кастрюли и тарелки привлекают его не меньше, чем игрушки. В познавательной деятельности малыш собирает разнообразные впечатления.
Кроха еще не умеет разговаривать, но он накапливает словарный запас, чтобы затем суметь построить предложения и овладеть речью.
Любовь и внимание родителей — самое важное для ребенка
Совет родителям: В играх с малышом нужно предоставить ребенку возможность делать самостоятельно то, что он умеет.
Развитие внимания и памяти ребенка в возрасте 12 месяцев
Оценка нервно-психического развития детей основывается на наблюдении и изучении таких характеристик, как память, мышление, внимание и восприятие.
Малыш уже умеет ориентироваться в квартире и знает расположение в ней мебели и других вещей, помнит место, где он играл в прошлый раз на прогулке.
Его мозг постоянно накапливает информацию об окружающих людях, именно поэтому малыши так внимательно смотрят на незнакомых людей на улице.
Ребенок способен вспомнить события, произошедшие 7 дней назад, узнает людей. Узнавание и память постоянно совершенствуются.
Стадии развития психики у детей
Особенностями внимания ребенка в год является то, что оно еще непроизвольно. Это происходит потому, что нервная система малыша еще несовершенна.
Он еще не способен продолжительное время концентрировать внимание на одном виде деятельности. Но его внимание развивается, становится более устойчивым.
Для сравнения: максимальное количество времени, которое маленькие дети могут удерживать на одной игрушке:
- в возрасте 12 месяцев – 10 минут,
- в возрасте трех лет – полчаса и больше, если игрушка его очень увлекла.
Считается, что возраст от 12 месяцев до 2-х лет – самый сложный период в воспитании ребенка.
Концентрация внимания в год может длиться до 10-15 минут
Малыш еще не может долго концентрировать свое внимание на каком-либо одном виде деятельности и поэтому постоянно требует внимания мамы.
Совет родителям: если малыш не интересуется каким-либо предметов, бывает сложно привлечь его внимание. Поэтому не надо действовать с принуждением, а только побуждать ребенка к действиям.
Восприятие и совершенствование мышления
Все действия малыша в этот период направлены на развитие и совершенствование восприятия мира и мышления.
Его интеллект развивается в таких действиях с предметами, как принятие пищи (действия с ложкой и кружкой), игра в складывание пирамиды (учится сравнивать предметы).
Ребенок в возрасте 12 месяцев еще не обладает умением последовательно изучать какой-либо предмет, чтобы выяснить его свойства. Но он может выделить единственный главный признак вещи, которая особенно привлекла его внимание.
В этом возрасте малыши отличаются повышенной эмоциональностью. Это связано с несовершенством нервной системы, а не с капризами. Поэтому родителям нужно проявлять терпение и не наказывать ребенка.
Как происходит развитие психических качеств
В этом возрасте ребенок учится делать обобщения, выделять главные признаки предметов, группировать предметы (например, мебель, посуда). С помощью игры, в действиях и наблюдениях развивается его мышление. Начиная с 12 месяцев и до двух лет малыш проводит «эксперимент»: бросает игрушку в одном направлении и наблюдает за результатом.
Слова родителей оказывают содействие формированию у ребенка наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Показывая малышу, как правильно действовать в какой-то ситуации, подкрепляйте это словами, понятными ему, давайте ему краткую и ясную «инструкцию».
Развитие речи годовалого ребенка
?Словарный запас годовалого ребенка – примерно 15 слов.?
С 12 месяцев малыш начинает переходить к освоению фонемной речи. Это длится до 4-х лет. В своем сознании ребенок накапливает словарный запас, его мозг анализирует услышанные предложения. Это пригодится ему, когда он начнет говорить сам. Процесс усвоения разговорных слов происходит медленно от года до полутора лет.
За этот период малыш может запомнить около 25 слов, но произносит их нечасто. После 18 месяцев ребенок начинает активно интересоваться названиями предметов, просит взрослых называть их и сам старается повторять. Так как речь ребенка в 1 год еще не развита, ограничиваются его возможности сотрудничества со взрослыми.
Этапы развития речи в возрасте до 2-х лет
Совет родителям: Поощряйте интерес малыша к окружающему миру, больше рассказывайте ему о предназначении вещей, с которыми ребенок сталкивается в своей жизни.
Легче всего сказать «нельзя», но лучше объяснить ребенку назначение предмета и, если есть такая возможность, позволить ему поиграть с ним.
?На нервно-психическое развитие (НПР) ребенка влияет состояние его здоровья. Если малыш часто болеет, темпы его развития снижаются. Постоянное и регулярное общение с малышом в спокойной обстановке помогает развитию его речи, способствует выработке у ребенка разнообразных умений и навыков.
Маленькие дети очень чувствительны к усвоению слов. Вначале речь малыша автономна.
Он пытается произносить то, что услышал от взрослых, и говорит необычные слова (не только по звучанию, но и по смыслу), а затем, по мере совершенствования, заменяет их словами взрослой речи.
В этот период жизни ребенка взрослые, общаясь с малышом, должны произносить все слова правильно, а не сюсюкать. Четкая и правильная речь, которую слышит ребенок от окружающих – залог правильного развития его речи.
Чтение — способ развития психики
Особенности развития психики малыша
В этом возрасте малыши могут проявлять качества, которые не нравятся родителям. Незнакомые с особенностями этапов развития маленького человека, родители воспринимают их поведение, как капризы. В возрасте 12 месяцев и старше малыш может вести себя:
- своевольно, то есть ребенок старается осуществить определенный замысел или намерение;
- строптиво; он проявляет упрямство и протест против каких-либо правил поведения;
- деспотично – диктовать свое поведение родителям, пытается властвовать над окружающим; сила проявлений этих качество может быть разной;
- протестовать и ссориться с родителями, конфликтовать с ними.
Основа воспитания годовалого малыша – понимание
Молодые родители ошибаются, когда пытаются подойти к маленькому ребенку со взрослыми мерками.
Малыш не способен понять все «правильно» по той причине, что у него свое восприятие мира и психика находится на стадии развития.
Случается, что поведение малыша вызывает раздражение, когда взрослый старается объяснить ребенку простую истину, а кроха не понимает. У ребенка еще не развита логика, и поэтому доводы взрослых понять ему не под силу.
Общение с ребенком должно быть ежедневным
Основа поведения родителей в общении со своим ребенком в этом возрасте – терпение.
При воспитании годовалого ребенка нужно всегда помнить, что он живет в настоящем моменте. Эмоции малыша связаны только с той ситуацией, которая с ним происходит сейчас. Он еще не может размышлять о будущем, чтобы спроецировать на него последствия своих действий.
Особенностью поведения малыша является неспособность долго думать об одном и том же предмете или ситуации. Он быстро забывает одну игрушку и переключает внимание на другую. Он способен расстроиться из-за незначительного повода и так же легко успокаивается.
Сознание малыша живет происходящим моментом, оно развивается и ребенок приобретает жизненный опыт.
Воспитание крохи на основе знания его нервно-психических особенностей
Научившись ходить, малыш начинает исследовать окружающее пространство и познает мир вокруг. Он старается доставать недоступные предметы, открывает все ящики и изучает их содержимое. Таким образом, малыш познает мир, ему все интересно. Он узнает функции предметов, их назначение в жизни, определяет их форму и учится распознавать цвета.
Поэтому родители поступают неверно, когда забирают у малышей из рук различные вещи, которые они взяли, чтобы изучить. Предметы, которые могут быть опасны для ребенка, нужно заранее надежно спрятать от малыша, а все другие вещи повседневного использования предоставить ребенку для исследования.
Можно делать это вместе с малышом, рассказывая ему о назначении предметов, их свойствах и цвете, показывать, как ими нужно пользоваться.
О важности психологического контакта
Совет родителям: когда кроха старается открыть на кухне шкафы, достает посуду и тянется к кастрюлям, дайте ему возможность поиграть под наблюдением взрослых.
В такие моменты не только малыш обучается и развивается, но также и родители учатся терпению в обращении со своим ребенком. Запрещать какие-либо действия ребенка нужно только в случае действительной необходимости. А если постоянно накладывать запрет на его действия, то малыш не сможет приобретать жизненный опыт, который поможет в развитии его интеллекта и психики.
Мозг малыша стремительно развивается в возрасте от года до трех лет. Его психика постоянно совершенствуется. В этот период родители должны уделять больше времени общению с крохой и подбирать соответствующие его уровню развивающие игрушки, которые способствуют формированию его интеллекта сейчас и в будущем.
Кризис 1-го года длится недолго
Существует понятие, которое называется «кризис одного года», когда в возрасте примерно 12 месяцев поведение ребенка резко меняется.
Это проявляется в:
- обидчивости;
- противоречивом поведении;
- стремлении к самостоятельности;
- в упрямстве и непослушании.
Малыша становится трудно воспитывать, и мамы начинают думать, что они его просто избаловали. На самом деле у ребенка в этот период начинает формироваться личность и воля.
Этим объясняются его протесты и стремление делать все самому. Ребенок начинает осознавать, что взрослым позволено все, а его ограничивают в действиях, отсюда и стремление к протесту.
Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/psihika-rebenka-v-1-god.html
Словно подменили: ищем причины резких перемен в ребенке
Дети умеют удивлять – их поступки иногда совершенно неожиданны для нас, взрослых. И это нормально, ведь ребенок растет и учится взаимодействовать с окружающим миром, пробуя при этом разные способы. Если же поведение меняется до такой степени, что вы просто не узнаете своего малыша, стоит подумать – почему?
Ребенок стал более тревожным
Трудности с засыпанием, страшные сны с пробуждением, после которого ребенок никак не может успокоиться, – самые заметные признаки тревожности. Малыш и днем может часто плакать по непонятной причине и в целом вести себя так, как будто чем-то озабочен: беспокойный взгляд, мгновенная реакция на изменения обстановки, порывистые движения.
Причины могут быть в том, что в семье происходит что-то для ребенка непонятное.
Дети очень чувствительны, они улавливают малейшие изменения семейной ситуации, причем даже в тех случаях, когда родители стараются это скрыть.
Конфликты, обсуждения предстоящего развода, трудная ситуация на работе, доставляющая вам серьезные переживания, болезнь одного из членов семьи – все это неосознанно передается малышу и рождает тревогу.
«Муж попал в аварию, и, хотя он был не виноват, это было очень тяжело для нас. Мы решили не говорить об этом сыну и даже не обсуждали при нем возникшие проблемы.
Про знакомого, который погиб, сказали, что он уехал, про машину – что она в ремонте, про поездки на судебные заседания – что папе нужно съездить по делам. Но на ребенке это все равно отразилось. Во-первых, он стал часто говорить о разных ужасах, которые могут случиться.
Во-вторых, почти перестал спать один – каждую ночь прибегает к нам в спальню. И очень боится ездить в машине – прямо впивается мне в руку…»
Способ снизить тревожность – прояснить ситуацию для ребенка. Детям нужно говорить правду – чего бы она ни касалась, ведь даже старые семейные тайны могут быть причиной плохого эмоционального самочувствия ребенка.
Другое дело – нужно хорошо подумать, как именно рассказать ребенку о том или ином событии.
Информация для детей должна быть:
Доступной для понимания ребенком такого возраста. Не стоит рассказывать, например, о супружеских изменах или о том, что один из супругов не хочет иметь ребенка, который уже ожидается.
Необходимой, но достаточной. Некоторые нюансы поведения взрослых освещать не стоит – ребенку они будут непонятны. Иногда достаточно просто сказать: «Мы поссорились с папой, поэтому мы так разговаривали».
Успокаивающей. То, как вы трактуете события, происходящие в семье или вообще в мире, самым серьезным образом повлияет на восприятие жизненных трудностей ребенком в дальнейшем. Люди могут поступать жестоко или несправедливо, в мире есть болезни и смерть, но жизнь тем не менее прекрасна – пожалуй, это должно быть основной мыслью в трактовке негативных событий.
Поддерживающей. Ребенку бывает плохо не столько от того, что что-то произошло, сколько от того, что он оказался в это время в изоляции: погруженным в проблемы взрослым не до него. Не бойтесь проявить свои эмоции во время разговора с ребенком, не бойтесь, что он тоже заплачет, увидев ваши слезы, – это естественный способ реагирования, помогающий справиться с переживаниями.
Ребенок стал агрессивным
Проявляется это в том, что по каждому поводу вы слышите протест, и это не просто «Не хочу!», а гневные крики со слезами и ругательствами. Ребенок топает ногами, пинает подвернувшиеся предметы, а иногда нападает и на взрослых.
Причины такого поведения чаще всего в том, что малыш не получает чего-то очень важного. Есть периоды, когда агрессивность повышается, что называется, в рамках нормы.
Так, например, кризис трех лет проявляется повышенной агрессивностью, потому что ребенок, чувствуя себя взрослым, хочет расширить границы своей самостоятельности и влияния. Родители это желание не поддерживают и противодействуют попыткам малыша подчинить себе всю семью.
Возникает протест, который, однако, скоро проходит – особенно если взрослые помогли своему чаду научиться отделять ситуации, где он должен полностью довериться их мнению, от тех, где он может проявить свою самостоятельность.
В других же случаях агрессивность бывает связана с тем, что ребенку просто не хватает любви. Причем сами взрослые могут этот недостаток не ощущать, а потому не сразу найти истинные причины изменения в поведении ребенка.
Леночка – ласковая и послушная девочка. Она настолько обаятельная и милая, что все взрослые, от родителей до случайных прохожих, восхищаются сочетанием ее внешности с умением вести себя. Но в какой-то момент все изменилось – Лена стала грубить бабушке, обрывать домашние растения («Ненавижу эти плохие цветы!») и устраивать скандалы в магазинах.
Более того, даже воспитатели в садике стали замечать, что Лена по любому поводу вступает в ссоры и провоцирует конфликты. Например, может сломать построенную башню или отобрать игрушки. В случае замечаний плачет горько и долго, до рыданий, – и никак не может успокоиться.
Понять причину никто не мог: все хорошо, ребенка любят и о нем заботятся, в семье никаких изменений, кроме того, что купили маленькую собачку (по Лениной же просьбе и исключительно для нее). Но, оказалось, собачка и стала причиной переживаний, потому что именно на ней теперь сосредоточилась всеобщая забота и внимание.
Конечно, все по-прежнему любили Лену, но ревность – сильное чувство, и привыкнуть к тому, что у близких есть еще один объект для восхищения, оказалось трудно для ребенка, который воспринимал происходящее как утрату родительской любви.
Способ справиться с агрессивностью прост – дать ребенку больше любви, причем в том виде, в каком это ему необходимо. Маленькие дети не могут просто осознать родительские чувства – им нужны проявления в виде ласковых слов, поцелуев, поглаживаний, совместных бесед и объятий.
Ребенок стал слишком хорошо себя вести
Может показаться странным, но такое поведение тоже иногда беспокоит родителей.
Речь, конечно, не о тех случаях, когда ребенок действительно понял, в чем пре-имущество хороших поступков, и совершает их к всеобщей, и прежде всего своей, радости.
Правильное, слишком взрослое поведение может сочетаться с замкнутостью и боязливостью. Ребенок старается показать себя с хорошей стороны, но в то же время несколько сторонится общения и лишний раз не показывается на глаза.
Причины – чувство вины и страх быть отвергнутым. Ребенок сделал что-то плохое (или думал о чем-то плохом) и боится, что теперь ему нет прощения.
Так бывает, когда родители, прибегая к наказаниям, используют самые жестокие и несправедливые методы – бойкот и отвержение.
«Не подходи больше, когда маленький ребенок у меня на руках, – ты совсем не понимаешь, что можешь ему навредить» – такая фраза может вызвать протест у одних детей и страх у других, впечатлительных и ранимых.
«…Разбирая вещи детей, я нашла в игрушках кольцо – старинное кольцо, которое принадлежало еще моей прабабушке и которым дорожила вся наша семья. Оно было в ужасном состоянии – измазано красками, поцарапано, нескольких камней вообще не было. Я была просто в шоке – кто это мог сделать? И зачем? Я спрашивала детей, но они молчали.
Только вечером дочь рассказала, что Павлик обиделся на бабушку и, чтобы отомстить, взял кольцо и испортил его.
Мне стало еще хуже… Я позвала его и сказала самые плохие слова, которые только могла, – что он вор, что у нас в семье не было такого плохого человека… А самое ужасное – я не разговаривала с ним несколько дней и просто не замечала его присутствия.
Недавно он вспомнил этот случай (сейчас он взрослый, и у него свои дети), и я поняла, почему он так тщательно тогда стал убирать игрушки, целыми днями рисовал и ровно в девять ложился спать. Он просто боялся, что мы его бросим. Мне было очень стыдно – как я могла себя вести так по отношению к маленькому ребенку, которому и шести лет не было?»
Способ исправить ситуацию нужно найти как можно скорее – сразу, как только вы сами немного успокоились и поняли, что сказали лишнее. Не старайтесь продолжать объявленный нейтралитет в воспитательных целях. Подойдите к ребенку, обнимите и успокойте – ведь ваше поведение могло его напугать.
Объясните, что вызвало такой ваш гнев и почему вы сказали именно то, что сказали. Скажите о том, что именно поступок был таким плохим, а не он сам – ребенок в состоянии понять разницу.
И, конечно, заверьте его в том, что, желая исправить отдельные моменты в его поведении, вы продолжаете любить его самого – всегда и независимо от обстоятельств.
Ребенок совершает плохие поступки…
…и делает это будто специально. У всех на виду вытирает испачканные краской руки о диван или рвет учебник старшей сестры, в присутствии посторонних произносит ругательства или демонстративно присваивает себе чужие вещи. И все это невзирая на объяснения родителей, что так делать нельзя.
Причины – в желании привлечь внимание. Ребенок, с которым взрослые недостаточно общаются, постоянно не находя для него времени, использует самые разные приемы.
Он рассказывает о том, что было в детском саду, – но родители просят помолчать; он показывает нарисованную картинку, но слышит стандартное «Молодец, иди поиграй».
Но, как только он сделает что-то, чего делать нельзя, он добивается внимания на целый день. Дети быстро это усваивают. И иногда для них лучше такое внимание, чем никакого.
Мама Лизы устала извиняться перед родителями других детей, перед воспитателями и устала объяснять своей дочке, что брать чужое нельзя. Лиза упорно продолжала открывать чужие сумки и шкафчики и перекладывать взятые оттуда вещи на свою полку.
То же самое – в гостях и даже дома… Мама боялась даже обратиться к психологу – ждала самых неприятных объяснений и прогнозов на будущее. Но все изменилось к лучшему само по себе. Мама вышла замуж.
Новый папа (Лиза сразу начала называть его так) просто обожал девочку и все вечера посвящал ей, даже когда родился второй ребенок. Почему это не получалось у мамы? Возможно, потому, что, пережив тяжелый развод с Лизиным папой, она подсознательно избегала общения с дочкой, напоминавшей ей мужа.
Или потому, что сама находилась не в лучшем эмоциональном состоянии. Или потому, что ей пришлось гораздо больше работать. Так или иначе, но проблема решилась, как только нашелся человек, способный уделять ребенку внимание.
Способ борьбы с плохими поступками – в подкреплении поступков хороших и в постоянной поддержке. Наказания, запреты будут неэффективны, если от этого ребенок получает какую-либо психологическую выгоду. Исчезнет потребность в достижении внимания таким путем – исчезнет и привычка.
Ребенок стал часто болеть
Жизнерадостный и веселый, он становится вдруг слабым и без конца подвергается разным напастям. Психологи, изучающие состояние часто болеющих детей, уверены: детьми движет подсознательное желание быть больным.
Причиной болезни, например, может стать страх ребенка перед детским садом и нежелание туда ходить (то же самое может быть, когда ребенок начинает ходить в школу).
Проанализируйте, может, ребенок хочет что-либо «сказать» своим заболеванием? Что он получает в результате – какие плюсы? Если это в ваших силах, займитесь искоренением причин.
Бывает, что проблема решается относительно легко: ребенок, который часто болеет при посещении группы с чрезмерно строгой воспитательницей, выздоравливает, будучи переведенным в другую группу – где дисциплина понимается не так жестко.
В других же случаях все происходит сложнее, а иногда может понадобиться и профессиональная психологическая помощь.
Болезнь может стать следствием желания сохранить семью, отношения родителей. Ребенок чувствует, как влияют на родителей его проблемы, – они забывают о своих разногласиях, заботясь о его здоровье.
…На приеме у психотерапевта мальчик, которого беспокоит боль в руках и ногах. Обследования не показали никаких отклонений, но боль периодически возобновляется, иногда до такой степени, что ребенку трудно ходить. Задача психолога в таком случае – выявить скрытые мотивы заболевания.
И вот на вопрос, что изменится, если он совсем выздоровеет, мальчик перечисляет: «Мне купят собаку, и я буду с ней гулять; мне не будут делать уколы; я смогу играть с мальчиками в футбол; папа уйдет в другую семью…» Это и есть, вероятно, мотив болезни – сдержать распад семьи, который неминуемо случится, когда все будет в порядке.
Дети, особенно маленькие, зависимы от взрослых – и физически, и эмоционально. А потому и проблемы в поведении ребенка не появляются сами по себе – за них тоже отвечают взрослые. Конечно, жизнь такова, что мы не всегда можем предусмотреть все негативные влияния – даже собственного поведения. Но ведь можно постараться все исправить. Это в наших силах.
Как из плохих детей вырастают хорошие: эволюция «плохого» поведения Если ваши дети периодически шалят, хулиганят и безобразничают, ничего cтрашного – это их естественные занятия, признанные детьми всего мира и во все времена.
Но то, как именно они это делают, очень важно. Ведь любое поведение является показателем развития – даже очень плохое. Значит, в каждом возрасте у ребенка должны появляться новые плохие поступки. А у взрослых – новые методы работы с ними.
Читать далее
Вредные детские привычки: откуда что берется То, что малыш после игры педантично складывает свои машинки – в определенной последовательности! – в коробку, нас восхищает: «Смотри, какой аккуратный».
Но если он ругается, когда младший брат посягает на его сокровища, мы возмущаемся: «Вот хулиган! Где только нахватался?» И сразу решаем: нужно отучать, ведь сквернословие – дурная привычка.
Как и привычка разбрасывать вещи, ковырять в носу, чуть что – кусаться, лазить по чужим карманам… Что это вообще такое – вредные детские привычки – и как с ними правильно бороться? Читать далее
10 фраз из нашего детства, которые не стоит говорить ребенку Мы часто произносим эти фразы бездумно, не отдавая себе отчета, какие последствия они будут иметь для ребенка.
Чаще всего это происходит, когда мы расстроены, устали, в общем – в состоянии стресса. Они будто сами вылетают изо рта. Ведь это те самые фразы, которые глубоко ранили нас в детстве.
Повторяя их ребенку, мы передаем ему собственный негативный опыт. Читать далее
Источник: http://www.parents.ru/article/slovno-podmenili/
Психология поведения ребенка. От рождения до 18 месяцев
Несмотря на то, что новорожденный ребенок обладает замечательными умениями и способностями, все же создается впечатление, что им управляют некие «встроенные» системы, обусловливающие способы, в соответствии с которыми младенец смотрит, слушает, изучает мир и относится к другим.
Одним из действительно замечательных фактов, связанных с этими системами управления, является их удивительная направленность к единой цели: вовлечь ребенка и родителей в «танец» взаимодействия и привязанности.
Возьмем младенца, которого кормят грудью: он обладает поисковым, сосательным и глотательным рефлексами, необходимыми для регулярного потребления молока.
Во время кормления лицо матери находится практически на оптимальном расстоянии от глаз ребенка, что позволяет ему наилучшим образом сфокусировать внимание.
Черты лица матери, особенно ее глаза и рот, представляют собой именно те виды визуальной стимуляции, которые ближе всего малышу, младенец проявляет наибольшую чувствительность к диапазону звуков человеческого голоса, особенно на верхних частотах, поэтому высокий и воодушевленный голос, принадлежащий почти всем матерям, легко воспринимается младенцами. Кроме того, выделение в материнском организме гормона, называемого кортизоном, происходящее в период грудного вскармливания, вызывает расслабляющий эффект и делает мать в большей степени восприимчивой к сигналам, посылаемым ребенком. Как взрослый, так и младенец обладают, таким образом, врожденной предрасположенностью к взаимному общению.
Видимо, по достижению ребенком возраста примерно 6-8 недель в этих автоматических, рефлекторных реакциях происходят изменения, благодаря которым ребенок начинает демонстрировать более произвольное поведение.
Ребенок теперь по-разному смотрит на объекты, явно стараясь определить, что это такое.
Кроме того, в этом возрасте малыш начинает уверенно отличать одно лицо от другого, чаще улыбается, спит всю ночь и вообще становится более отзывчивым существом.
- Восьмимесячная Лаура уже многое умеет и понимает: она может ползать, в состоянии понять некоторое количество слов и начинает осознавать постоянство объектов. Все эти более или менее одновременные изменения кардинально изменяют целостную систему.
Вследствие этих происходящих с младенцем изменений, а также вследствие того, что на восстановление после родов матери требуется от 6 до 8 недель, в соответствующий период времени мы наблюдаем большие изменения в материнско-младенческих взаимодействиях.
Конечно, необходимость в рутинной заботе о ребенке никуда не исчезает, но, по мере того как ребенок начинает проводить больше времени в бодрствующем состоянии, улыбаться и активнее общаться при помощи взглядов, взаимодействия между родителем и ребенком становятся более игривыми и гармоничными.
После изменений данного переходного периода, по-видимому, наступает недолгий период консолидации, длящийся, возможно, 5 или 6 месяцев. Конечно, изменения продолжаются и во время периода консолидации.
Особенно быстрыми являются неврологические изменения, так как продолжается развитие моторной и перцептивных зон коры головного мозга.
Перцептивные умения ребенка в данный период также претерпевают значительные изменения:
- ребенок начинает воспринимать глубину объекта;
- происходит явственный кросс-модальный переход;
- начинается идентификация паттернов звуков и визуальных образов.
Однако, несмотря на все эти изменения, рассматриваемый возрастной период характеризуется определенным равновесием, которое нарушается серией изменений, происходящих примерно в 7 и 9 месяцев:
-
ребенок формирует сильную первичную привязанность, за которой, спустя несколько месяцев, следуют тревога при разлуке и страх перед незнакомым человеком;
-
младенец начинает самостоятельно передвигаться;
-
общение между младенцем и родителями существенным образом изменяется по мере того, как ребенок начинает использовать осмысленные жесты и понимать отдельные слова;
-
постоянство объектов скачкообразно переходит на новый уровень, и ребенок теперь понимает, что объекты и люди могут продолжать существовать, даже будучи вне поля зрения.
По меньшей мере, эти перемены основательно изменяют систему взаимодействий родителя и ребенка, требуя установления нового равновесия, новой консолидации, нового уровня взаимодействия.
Затем ребенок продолжает постепенно осваивать этот новый набор умений, овладевая некоторым количеством слов, учась ходить и консолидируя базовую привязанность. Это происходит до возраста 18-20 месяцев, когда в речевом и когнитивном развитии ребенка совершается другой мощный скачок, означающий ряд изменений, которые я кратко опишу ниже.
Основные процессы
Что обусловливает все эти изменения? Любое перечисление соответствующих причин неизбежно приводит к чрезмерному упрощению.
Очевидно, что в течение этих нескольких первых месяцев жизни, прежде всего, и во весь голос заявляют о себе биологические факторы. Действительно, только в период полового созревания, а затем в старости индивид наблюдает работу столь явно выраженного физиологического паттерна.
В младенчестве ключевым является врожденно обусловленный рост нервных дендритов и синапсов.
Например, резкое изменение поведения, наблюдаемое в 2-месячном возрасте, по-видимому, обусловлено именно такими врожденно обусловленными изменениями, происходящими по мере того, как синапсы коры головного мозга достигают уровня развития, достаточного для более полного контроля над поведением.
Несмотря на важность этой биологически детерминированной программы, она тем не менее зависит хотя бы от минимального наличия «ожидаемой» окружающей среды.
Мозг может быть «запрограммированным» на создание определенных синапсов, но данный процесс должен быть запущен соответствующей внешней стимуляцией.
Вследствие того что такое «минимально допустимое» окружение является реальностью практически для всех младенцев, они в сущности не различаются в плане перцептивного, моторного и когнитивного развития. Но это не означает, что можно пренебречь фактором окружающей среды.
- Исследовательская активность ребенка.
Вторым ключевым процессом становится собственная исследовательская активность ребенка, изучающего окружающий мир.
Дитя рождается готовым исследовать и учиться на собственном опыте, однако ему все же необходимо усвоить специфические связи между тем, что он видит, и тем, что он слышит, научиться узнавать мамино лицо и лица остальных, начать обращать внимание на звуковые ударения в воспринимаемой речи, обнаружить, что его действия влекут за собой последствия, и т. д.
Можно было бы перевернуть эту гипотезу и возразить, что процесс формирования безопасной привязанности может обусловливать или по крайней мере стимулировать когнитивное развитие ребенка.
Например, малыши, обладающие безопасной привязанностью, как выясняется, упорнее продолжают игру и быстрее развивают представление об объекте. Такая связь могла бы существовать, ибо ребенку с безопасной привязанностью просто комфортнее исследовать мир, опираясь на своего надежного взрослого как на безопасную основу.
Поэтому такой ребенок приобретает более разнообразный и насыщенный опыт, который может стимулировать более быстрое когнитивное развитие.
- Внутренние рабочие модели.
Кроме того, можно рассмотреть формирование привязанностей как некую категорию, входящую в более широкий процесс создания внутренних рабочих моделей. Сеймор Эпштейн предполагает, что происходящее с младенцем может быть описано не иначе как начало создания им «теории реальности». С точки зрения Эпштейна, такая теория включает в себя по крайней мере 4 элемента:
- Представление о соотношении удовольствия и боли в нашем мире.
- Вера в то, что мир является осмысленным – предсказуемым, контролируемым и справедливым.
- Представление о том, что от других людей может исходить и радость, и угроза.
- Представление о ценности или бесполезности своего Я.
Согласно Эпштейну и другим авторам, корни этой «теории реальности» произрастают из младенческих переживаний, особенно из опыта общения с родителями и другими человеческими существами.
В самом деле, Эпштейн предполагает, что появившиеся в детстве представления о реальности, скорее всего, станут основополагающими, наиболее прочными и в наименьшей степени поддающимися изменениям в дальнейшей жизни.
Не все психологи согласились бы с Эпштейном в вопросе о широте младенческой «теории реальности». Однако сегодня практически все они сошлись бы на том, что младенец начинает создавать, по крайней мере, две значительные внутренние модели: себя и взаимоотношений с другими.
Модель привязанности достигает наиболее полного развития к 18-24 месяцам. Модель же Я претерпевает множество усложнений в последующие за данным возрастом годы. Известно, что только в возрасте 6-7 лет ребенок приобретает чувство общей ценности своего Я.
Воздействия на базовые процессы
Четыре описанных выше процесса вполне устойчивы. Тем не менее, развитие младенца может быть отклонено от обычной траектории вследствие нескольких типов воздействий.
Наиболее очевидным из потенциальных факторов искажения развития является какое-то органическое поражение организма, происходящее либо в результате генетических аномалий, наследственной болезни, либо вследствие тератогенных воздействий в пренатальный период.
Однако даже в этом случае происходит взаимодействие природы и воспитания: многим уже известно, что долговременные последствия некоторых повреждений могут быть более или менее серьезными в зависимости от стимулирующей насыщенности и поддерживающей силы окружения, в котором находится развивающийся ребенок.
Специфическое семейное окружение, в котором воспитывается ребенок, также влияет на траекторию его развития.
На одном конце континуума мы можем видеть положительные эффекты оптимального окружения, включающего в себя разнообразие объектов, которые может исследовать ребенок, по крайней мере, некоторую свободу исследования, предоставленную малышу, и любящих, отзывчивых и сенситивных родителей, которые часто говорят с ребенком и отзываются на его сигналы.
Кроме всего прочего, такая обогащенная семейная среда может способствовать развитию и упрочению более совершенных и сложных нервных соединений. С другой стороны, иногда семейное окружение настолько плохое, что выпадает из диапазона «приемлемых» и соответственно не обеспечивает условий для развития ребенка.
В эту категорию попали бы серьезное пренебрежение ребенком или жестокое обращение с ним, как и глубокая или продолжительная родительская депрессия или постоянные пертурбации или стрессы в семейной жизни. Между данными крайностями находится множество вариаций семейной обстановки, отличающихся степенью отзывчивости и эмоциональной поддержки.
Все это в той или иной степени оказывает влияние на паттерн привязанности ребенка, его мотивацию, содержание Я-концепции, готовность к исследованию окружающего мира и в не меньшей степени на его специфические знания. Последствия таких различий проявляются в ходе дальнейшего развития, когда ребенок встречается с необходимостью адаптации к школе.
Влияние, оказываемое на семью. Семья является колыбелью младенца, но сама она представляет собой часть более широкой экономической, социальной и культурной системы, все аспекты которой могут оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на малыша.
Наиболее очевидный пример – влияние бедности или богатства. Эффект среднего экономического статуса родителей может проявиться очень во многих сферах жизненного опыта ребенка. Бедные семьи обладают меньшими возможностями для обеспечения безопасного и надежного окружения ребенка.
Дети из таких семей в большей степени подвержены воздействию различных токсинов, например свинца, они реже получают регулярную медицинскую помощь, включая прививки, и не получают достаточного питания.
В случае необходимости альтернативного дневного ухода за ребенком родители с низким уровнем доходов не имеют возможности выбрать соответствующее учреждение хорошего уровня и чаще, чем более обеспеченные родители, вынуждены менять место жительства. В совокупности эти различия весьма значительны.
Последствия не обнаруживаются сразу же: младенцы, воспитываемые в бедных семьях, не сильно отличаются от младенцев, растущих в более благоприятных условиях. Однако к 2,3 или 4 годам различия становятся более явными.
Источник: http://doctoroff.ru/psihologiya-povedeniya-rebenka
Ребенок в 12-18 месяцев: умения и нормы развития
Плюшевая привязанность
У ребенка в этом возрасте начинает развиваться особая привязанность к таким предметам, как мягкие игрушки или одеяло. Эти предметы дают ему ощущение комфорта и защищенности. Обычно малыш выбирает какой-то один предмет и непременно тащит его с собой в кровать перед сном или же в ванну на купание…
Если он выбрал игрушку, которую нельзя мочить или же вы не хотите брать с собой на обед или и вовсе за пределы дома, объясните крохе, что эта игрушка живет только к примеру, в той комнате, в которой он спит. А в ванну можно взять влаголюбивую резиновую квакшу, она всегда будет рада водным процедурам.
Левша или правша?
К году дети, как правило, начинают демонстрировать предпочтение левой или правой руки как доминантной в выполнении действий. Усадите ребенка за стол и дайте ему ложку. Каждый раз берет правой ручкой? Значит, вероятность того, что он будет левшой совсем мала.
Любит играть в игры
Даже если это простая игра в прятки — ребенок просто светится от счастья и удовольствия играя с вами. Очень часто он придумывает игры сам, устанавливая правила. Например, ребенок подает вам строительные кубики и командует куда вы должны их поставить. Ослушаетесь и получите порцию праведного гнева от отпрыска.
Помогает одеваться
Отныне координация движений работает все лучше и лучше. И вот одеваться по утрам уже намного проще, ведь ребенок сам протягивает ручки и перешагивает с ножки на ножку чтобы облегчить вам бой со штанишками.
Мастерски использует 2 слова
Это могут быть самые простые «мама», «папа», «дай», «пока». Разговаривайте с малышом почаще, чтобы улучшить развитие речи ребенка.
Зеркальные забавы
Ребенку нравится смотреть на себя в зеркало, он с удовольствием проводит время у него. Подберите ему детское зеркальце и пусть чадо играет.
Наклоняется за предметом чтобы его поднять
И при этом даже не падает! Теперь малышу не нужно садиться чтобы поднять предмет или становится на четвереньки.
Мозг ребенка растет и развивается семимильными шагами. Дайте крохе простые указания и он сможет им следовать. Еще немного и ему будут доступны и более сложные игры.
Ест руками
Ребенок все лучше и лучше пользуется пальчиками, теперь он может использовать их для того, чтобы захватывать пищу. Ничего страшного, если ребенок наотрез отказывается есть с ложки/вилки и стремиться принимать пищу самостоятельно — так он будет чувствовать себя более независимым и навык будет развиваться быстрее.
Быстрее отвлекается
Да-да, вам не показалось, в этом возрасте у ребенка действительно гораздо более короткий период сосредоточенности, чем прежде. Немудрено что пока вы читаете ему сказку он отвлекается и игрушки надоедают ему быстрее.
Показывает пальцем на предметы
Полезный навык общения — теперь ребенок показывает пальцем на те предметы, которые хочет достать или рассмотреть ближе, или просто находит интересными. Просите время от времени показать вам папу/маму/бабушку/собачку, любой знакомый ребенку предмет.
Встает из позиции сидя
Усадите ребенка посреди комнаты, сможет ли он встать самостоятельно? Это один из основных показателей развития крупной моторики в этом возрасте.
Хватает мелкие предметы
Родители, берегитесь! Монетки, бусинки, даже крошки, вашему крохе подвластно все и он невероятно любопытен (а что если засунуть этот мелкий предмет в рот/нос и т. д.). Это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторике, а также о том, что нужно быть предельно внимательными во время уборки и следить за малышом с двойным усердием.
Каляка-маляки
Дайте ребенку карандаш и он сосредоточенно будет возить им по бумаге. Это супернавык, который он будет отрабатывать еще несколько лет для того, чтобы научиться правильно и красиво писать.
Может прожевывать кусочки пищи
Безусловно, еще рано интересоваться как ребенку понравилась отбивная, однако, он уже способен прожевывать более крупные кусочки пищи. Более того, многие дети, даже при отсутствии должного количества зубов, наотрез отказываются есть перетертую пищу и настаивают на том, чтобы пища была подана в нарезанном, а не пюреобразном, состоянии.
Слушается взрослых
Наконец-то настает момент, когда ребенок понимает и выполняет инструкции и приказы.
Любит помогать маме
Иногда дети такого возраста — лучшие помощники, просто нужно научиться направлять их неуёмную энергию и любопытство в нужное русло. Он с интересом будет раскладывать носочки или же сбрасывать вещи в стирку, загружать стиральную машину вместе с вами, складывать игрушки, список бесконечен.
Бегает
Пора маме и папе покупать пару беговых кроссовок, ведь теперь ваш ребенок будет не просто ходить, он будет очень быстро бегать. При этом особое удовольствие ему будет доставлять игра в догонялки — либо вы бегаете за ним, либо он за вами.
Разборчив в еде
Да, малыши от года до трех бывают маленькими снобами, что касается еды. При этом единогласных предпочтений, как правило, нет.
Сегодня он плачет от одного вида овощей и налегает на мясо, а завтра он исключительный вегетарианец и отталкивает вилку с котлеткой.
Проявите терпение и не настаивайте, лучше подумайте как можно разнообразить его меню, чтобы его требования и потребности совпадали в одном блюде и оно было принято благосклонно.
Стремится покорять новые вершины
Это новое умение порой пугает, иногда раздражает, но ребенку очень нравится — виснуть на перилах, переступать через низкие заборы, пытаться карабкаться вверх по любому большому предмету, как горная коза. Чтобы позволить ребенку насытиться вдоволь новым умением — отведите его на детскую площадку, оснащенную для таких целей. Пусть кроха практикуется.
Любит играть с друзьями
Ребенку нравится общаться со взрослыми и детьми, последних он может иногда стесняться, но не нужно расстраиваться. Практика общения и время исправят эту ситуацию. Такое времяпрепровождение также полезно и тем, что дети учатся новым навыкам друг у друга быстрее, чем когда в процесс вовлечены взрослые.
Источник: http://krohi.net/rebenok-v-12-18-mesyatsev-umeniya-i-normy-razvitiya.html
Календарь развития ребенка: что должен уметь малыш в 15-18 месяцев
Нет таких родителей, которые бы не переживали, хорошо ли развивается их малыш. Мамочки делают все возможное, чтобы любимое чадо не отставало от соседских Маши и Пети, которые, по словам гордых бабушек, уже в 10 месяцев начали хорошо разговаривать, а в год уже писали буквы. Но не стоит сравнивать своего ребенка с рассказами подруг и знакомых! В предыдущей статье о навыках детей в 12-15 месяцев мы перечислили основные возрастные особенности годовалых карапузов. Теперь поговорим о тех, кому вот-вот стукнет полтора года.
Необходимо изучить календарь развития ребенка и узнать, какие умения должны уже быть у малыша на определенном этапе развития, чтобы не переживать попусту.
Малыш к 18 месяцам уже очень хорошо ходит, практически не спотыкаясь и не падая. Сам встает, приседает, наклоняется. Сидит на стуле, залазит на него сам. Бросает мяч – вперед, вверх, вниз (если ему покажут). Катает колясочку и тянет машинки за веревочку. Поднимается по лестнице, но с опорой. Хорошо ест ложкой густую еду. Пьет из чашки, сам берет ее и ставит на место.
В 15-18 месяцев ребенок сам может снимать тапочки, перчатки и шапку. Расстегивает застежки (хотя бы пытается), стягивает с себя колготки перед купанием. С помощью мамы может надеть перчатки, шапочку, ботинки.
Карапуз может по просьбе выбросить мусор в мусорное ведро, принести по просьбе предметы из одной комнаты в другую. Закрывает за собой дверь. Дает знать, если сходил в туалет. Можно начинать учить малыша чистить зубы.
Психологическое развитие детей тоже происходит быстро в этот период. Ребенок наконец может играть сам, без присутствия мамы. Строит башенки из нескольких кубиков, мостики и поезда из кубиков.
Естественно, после того, как его этому научат. Собирает пирамидку в 3-5 колец (размер могут еще не учитывать).
Начинает различать геометрические формы, продолжает игры-вкладыши (квадраты, треугольники и круги – в соответствующие отверстия).
Важно обратить внимание на развитие речи на втором году жизни. Инструкции может выполнять уже и двойные («пойди в комнату и принеси книжку»). Знает 3 части тела (50% детей 1,5 лет показывают не меньше, чем 3 части тела на себе и других). Знает основные цвета. Узнают на картинках не менее 1-2 объектов (кошка, птица, машина и пр.), сопоставляя, что нарисованная машина аналогична настоящей.
Развитие ребенка после года в плане активной речи – один из самых важных этапов. В 18 месяцев карапуз должен говорить 8-9 слов, а может и намного больше. С 1,5 до 2 лет активнее всего копится словарный запас. Вместо облегченных слов «ту-ту», «би-би», «ам-ам» в 1,5 года малыш уже называет настоящие слова. Может начать произносить первые простые фразы из 2-х слов.
Главное – помните: каждый малыш индивидуально развивается, и поднимать панику из-за малейших несоответствий не стоит. К тому же, никогда не поздно начать активнее заниматься с ребенком, и скачок в развитии может быть очень быстрым.
Елизавета Радванская
Источник: https://joinfo.ua/lady/mother/910287_Kalendar-razvitiya-rebenka-dolzhen-umet-malish-15.html
Календарь развития ребенка. От 15 до 18 месяцев
Советы для мам и пап
Неоценимое значение для развития речи ребенка оказывает ваш разговор. Для того чтобы ребенок заговорил или улучшил «качество речи» вы должны вести с ним постоянный разговор. Даже если вам кажется, что он односторонний (скорее всего так и будет), и малыш не обращает внимания на ваши слова.
Сейчас малыш не только чувствует интонацию, но и понимает смысл слов, поэтому ни в коем случае не сюсюкайте с ребенком, не искажайте слова. Это может помешать освоению правильной речи. Ясно и четко называйте предметы, повторяйте их названия по несколько раз.
Разговаривайте с ребенком обо всем, ведь его любопытство не имеет границ. Солнце, ветер, деревья, животные, играющие дети – замечательные темы для разговоров. Называйте ему предметы одежды, части тела, посуду.
В этом возрасте детки любят книги с большими, яркими картинками. И для развития речи нужно не только читать малышу, но и рассказывать по картинке, описывать ее. Старайтесь, чтобы ребенок принимал в этом участие.
Можно попросить его, например, показать собачку. А после того, как малыш покажет ее пальчиком, несколько раз повторить: «правильно, это собака, собака».
Можно немного рассказать про нее: «она черная, бегает на 4-х лапах и лает».
Очень нравятся малышам короткие несложные стихотворения. Конечно, у вас в доме не должна быть одна-единственная книга, но помните, малыши любят помногу раз слушать одну и ту же историю.
Поощряйте попытки вашего малыша говорить, даже если вы ничего не поняли. Если вы поняли желание вашего малыша, обязательно выразите его словами. Например, если кроха принес вам мячик, спросите его: «ты хочешь поиграть?». Если он тянется к тарелке: «ты хочешь есть?». Даже если вы ничего не поняли из сказанного малышом, ответьте: «давай поиграем» или «да, это интересно».
Задавайте больше вопросов: «тебе дать зайку?», «что ты хочешь?» и др. Ничего, если он ответит вам кивком головы или лепетом, главное, что малыш вас понял.
Учите малыша общепринятым нормам поведения. Он должен здороваться при встрече, прощаться, благодарить. Но помните, что малыш копирует взрослых, учится, глядя на них.
И если в вашей семье нет заботы и внимания, любви и ласки, малышу будет сложно запомнить эти простые истины.
И наоборот, если вы внимательны друг к другу, заботитесь друг о друге, малыш будет говорить «спасибо» просто потому, что так говорят его мама и папа.
- Расскажите о том, как развивается ваш ребенок в данный отрезок времени.
- Если вам не хватает общения с молодыми мамами -добро пожаловать на наш форум «Все о малышах».
- Почерпнуть дополнительную информацию на интересующую вас тему можно также на сайте Parenting.ru
Источник: https://www.passion.ru/mama/kalendar-razvitiya-rebenka/kalendar-razvitiya-rebenka-ot-15-do-18-mesyacev-15721.htm
Вашему ребенку от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
В возрасте от 15 до 18 месяцев ребёнок начинает проявлять свою независимость и самостоятельность, чем иногда смешит или сердит родителей.
Девочки к 18 месяцам весят 7,2 – 15,1 килограммов, рост имеют 72 – 89,4 сантиметров, окружность головы 42,4 – 50,7 сантиметров, окружность груди 47,1 – 54,5 сантиметров.
Мальчики к 18 месяцам весят 7,8 – 15,3 килограммов, рост имеют 74,2 – 90,4 сантиметров, окружность головы 43,4 – 51,4 сантиметров, окружность груди 46,5 – 55,6 сантиметров.
Я – независим!
В этом возрасте можно видеть, как ребёнок идёт, заложив руки за спину. Это одно из первых проявлений независимости: он идет, не держась за руку мамы или папы, он – сам!
1
К 1,6 годам ваш ребенок
- Ходит, заложив руки за спину
- Начинает капризничать
- Охотно танцует под ритмичную или плавную музыку
- Заводит любимую игрушку
Теперь малыш хочет быть самостоятельным во всём, всегда и везде! Пусть сам надевает носки, шапку – обязательно хвалите за это, даже если носки надеты пяткой вверх, а шапка задом наперёд. В другом случае, например, идя вдоль дороги, нужно брать ребёнка за руку и объяснять, что здесь – опасно, поэтому всегда нужно держаться за руку.
Про «да» и «нет»
Кстати, действия родителей должны быть согласованными и последовательными. Малыш постоянно определяет границы своих возможностей, если родители не договорятся заранее о них – у ребёнка теряются ориентиры. Почему мама разрешает то, что запрещает папа? А как на самом деле? Отсюда возникают капризы и нытьё. Поэтому «нет» — должно звучать по одному и тому же поводу от всех членов семьи.
Сам карапуз теперь тоже осваивает это важное слово, по поводу и без говоря «нет» всем подряд. Если ему не дают то, что он хочет, малыш начинает злиться. Это тоже – этап развития.
Бегун и танцор
Если раньше ребёнок ходил, то теперь – бегает. Мало того, он теперь начинает лазать и покоряет ступеньки, лесенки и шведские стенки на улицах. А значит – опасность травм значительно возрастает. Маме теперь приходится активно бегать за малышом и вовремя подставлять руки, уберегая от серьёзных повреждений.
На улице и дома под ритмичную мелодию ребёнок начинает танцевать. Чем больше его за это хвалят, тем охотнее он танцует, осваивая всё новые «па».
Примерно в это же время появляется любимая игрушка, с которой ребёнок укладывается спать. Из других игрушек малыша привлекают крупные, на которых можно покататься верхом.
Бутылочка и грудь
Ребёнок ест вместе со взрослыми, дополнительно получая на ночь кашу из бутылочки. Не стоит пытаться лишать его этой радости, заставляя есть из тарелки. Пройдёт немного времени, бутылочка перестанет играть важную роль в жизни ребёнка и он сам от неё откажется. Происходит это в возрасте от двух до четырёх лет.
У тех детей, которые находятся на естественном вскармливании, нужно продолжать формировать навыки поведения за столом, не акцентируя внимания на количестве съеденной пищи, так как он продолжает получать молоко матери в достаточном для себя объёме.
В 18 месяцев ребёнка осматривает педиатр в поликлинике.
Источник: http://www.happy-giraffe.ru/childCalendar/month18/