Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей

Каждый родитель знает о том, как быстро растут дети. Кажется, что еще вчера ребенок появился на свет, а уже пора задуматься о том, как объяснить ребенку устройство окружающего мира. Человек является социальным существом, жизнь которого невозможна без общества.

Этим объясняется важность общения ребенка с другими детьми и взаимодействие с окружающей средой. Правильное воспитание позволяет человеку не только успешно интегрироваться в социум, но и определяет степень его взаимодействия с окружающими.

В этой статье, мы рассмотрим, как адаптировать ребенка к детскому саду.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителейДетский сад — новый период в жизни ребенка

Что нужно сделать на подготовительном этапе

Вопрос устройства ребенка в детский сад требует ответственности и внимания родителей. Очень важно изучить методики воспитания детей, ознакомиться с преподавательским составом и проанализировать основной контингент его воспитанников.

Воспитатель детской группы является первым наставником малыша, от которого зависит множество важных факторов психологического развития. Такой человек должен быть внимателен, аккуратен и ответственен. Перед устройством ребенка в сад важно понять, как воспитатель ведет себя с детьми и можно ли ему доверить собственного малыша.

По словам специалистов, маленькие дети, попав в незнакомые условия, значительно чаще взаимодействуют со взрослыми людьми, чем с ровесниками.

Также специалисты рекомендуют пройти профилактическое лечение, которое позволит укрепить иммунную систему и предупредить различные болезни. Дети дошкольного возраста нуждаются в ежедневном приеме витаминов, которые положительно отразятся на качестве их здоровья.

Употребление витаминов имеет важное значение в период адаптации к новым условиям, поскольку снижают риск заражения ОРВИ.

В данный период, малыш нуждается в повышенном внимании и заботе со стороны родителей. Важно проявлять интерес к распорядку дня малыша и помогать справиться с различными проблемами.

Многие психологи рекомендуют проявлять больше чуткости и восхищения к детским достижениям.

Подобный подход к воспитанию сделает посещение детского сада радостью для ребенка, ведь именно здесь он сможет достичь определенных успехов, которые обрадуют его родителей.

Снизить страх перед окружающими, можно при помощи различных игр, которые будут наглядной моделью различных ситуаций. В том случае, когда малыш еще плохо произносит различные слова, построение игр должно базироваться на развитии речевых навыков.

Дайте малышу возможность высказать свое мнение, касаемо испытываемых им чувств и тревог. Попросите его пересказать события текущего дня, рассказать о беспокойствах или проблемах. Психологии говорят о том, что не все детские эмоции заслуживают острой реакции.

Большинство детей знают, как «спровоцировать» родителей на определенные поступки и прекрасно пользуются приемами манипуляции.

Многие родители испытывают трудности при расставании с дитем. Плач и истерика, которые сопровождают сборы в сад, заставляют «сжиматься» родительское сердце.

Помните о том, что подобное поведение направлено на препятствие походу в садик. Это означает, что оказавшись в саду, ребенок не будет плакать на протяжении всего дня.

В большинстве случаев, после ухода родителей многие дети садятся за игрушки, и проводят весь день в отличном настроении.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителейДетский сад для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения

Как безболезненно адаптировать ребенка к детскому саду

Советы родителям по безболезненной адаптации к новым условиям представлены в виде списка рекомендаций, которые необходимо четко соблюдать:

  1. В первую очередь, следует отказаться от давления на малыша, поскольку адаптация к новым условиям является источником сильного стресса. Неизвестные люди и предметы, а также новая социальная роль становятся шокирующими факторами, которые сопровождают погружение в новую жизнь.
  2. На второй позиции в списке правил стоит плотный завтрак. В первые несколько дней, находясь под влиянием стресса, малыш может отказаться от приема пищи.
  3. Важно упомянуть, что каждый из родителей обладает правом, в течение первых нескольких дней, посещать детский сад вместе со своим чадом, для того, чтобы облегчить процесс погружения в новые условия. Многие специалисты рекомендуют прибегнуть к подобной практике. Совместное знакомство с детьми и воспитателями, а также постоянное чувство поддержки и заботы позволяют малышу гораздо быстрее найти общий язык с окружающими.
  4. После того как ребенок вернется домой, следует поговорить с ним обо всех событиях, которые произошли за время вашей разлуки. Постарайтесь разделить впечатление малыша об окружающих его людях, воспитателях или играх. Покажите малышу, что в новых условиях его ждут увлекательные занятия. Позитивный взгляд на жизнь в саду, имеет важную роль в период адаптации.

Важно понимать, что попытки запугать карапуза, создав в его сознании образ злых детей и строгих воспитателей, могут лишь негативно отразиться на его восприятии. Важно, чтобы родители были в полной уверенности о правильности своего выбора.

Помните, что большинство детей копируют манеру поведения родителей и подстраиваются её под ожидаемую реакцию. Возможность самостоятельной деятельности улучшает скорость привыкания к новым условиям. По прошествии первой недели, специалисты рекомендуют оставлять детей на вечерние прогулки.

Данный шаг нужен для того, что малыш привык, что его родители не всегда имеют возможность находиться рядом.

Адаптация ребенка в детском саду, советы психолога:

  1. Научите ребенка воспринимать новые условия в позитивном свете. После того как первый день окончится, скажите ребенку, что он стал более ответственным и взрослым.
  2. Многие родители допускают распространённую ошибку, затягивая прощание. Родительские переживания могут быть почувствованы карапузом, что сделает его более нервозным и создастся некомфортная обстановка.
  3. В вашем доме должны царить взаимопонимание, любовь и уважение к каждому члену семьи.
  4. Избегайте попыток манипуляции.
  5. Придерживайтесь правильного распорядка дня.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителейАдаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов

Для того чтобы снизить нагрузку на нервную систему, следует тщательно контролировать время, которое малыш проводит у компьютера или за просмотром телевизора. Данные действия приводят к возбуждению нервных окончаний, что может вылиться в нервозность и проблемы со сном.

Также рекомендуется уделять повышенное внимание в одежде. В личном шкафчике ребенка всегда должны иметься запасные вещи, которые можно одеть, когда карапуз испачкается или замерзнет. При появлении первых признаков заболеваний, следует незамедлительно посетить врача.

Отсутствие внимания к состоянию ребенка, может привести к тяжелой болезни и заражению окружающих детей.

Влияние стрессовых факторов

Период адаптации детей к детскому саду, часто сопровождается отрицательными эмоциями, вызванных необходимостью приспособления к новой среде. Так как до первого посещения детского сада малыш имел ограниченный круг общения (состоящий из родителей и близких родственников), то при посещении детского сада круг общения постоянно увеличивает свои границы.

В подобной ситуации, замкнутость является единственным способом справиться со стрессом. Под влиянием стресса могут развиться симптомы депрессии и синдром гиперактивности, бессонница и потеря аппетита, а также истерия. Однако вышеописанные симптомы не требуют проявления беспокойства, поскольку подобная ситуация является нормой для первого знакомства со стрессом.

Страх — одна из наиболее распространенных эмоций, которые сопровождают погружение в новые условия жизни. Неизвестность заставляет малыша испытывать страх и волнение.

Родительские «страшилки» могут лишь усугубить это состояние, что приведет к нежеланию посещать сад. Отсутствие жизненного опыта у ребенка, делает первое посещение детского сада пугающим событием.

Для того чтобы избавиться от этого чувства, следует уделять как можно больше родительского внимания и интересоваться достижениями малыша.

Чувство гнева часто сопровождает страх. Для того чтобы не показаться слабым, ребенок может отвечать агрессией на действие различных раздражающих факторов. Об этом следует помнить, когда сын или дочь проявят агрессию в отношении окружающих его людей.

Проблемы в построении контакта с окружающими могут оставить глубокий след на психике малыша. Коммуникабельность — является одной из важных составляющих человеческой жизнедеятельности.

Казалось бы, попытка завести общение с незнакомыми детьми и взрослыми, должна положительно отразиться на качестве адаптации. Однако в большинстве случаев, малыши заводят разговоры с окружающими людьми, чтобы спастись от растерянности и страха.

Чаще всего попытки первого общения превращаются во фразу «я хочу домой», что может негативно сказаться на отношении окружающих.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителейПроблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка

В первые дни, у многих детей наблюдаются трудности в устной речи. Даже в тех случаях, когда у малыша имеется богатый словарный запас, он предпочитает использовать односложные фразы в качестве ответов на различные вопросы.

По словам специалистов, подобные проблемы вызываются под влиянием стресса. В этот момент очень важно, проявлять как можно больше терпения и поправлять речь ребенка.

Попытки насильно заставить ребенка общаться с окружающими людьми, могут привести к появлению у карапуза желания отрешиться в собственном выдуманном мире.

Нарушения, связанные с двигательной активностью, являются самыми распространёнными признаками сложности адаптации к новым условиям. Стресс может проявляться в виде заторможенности или возбуждения нервной системы.

Для того чтобы подобные симптомы самостоятельно исчезли, малыш должен приспособиться к новой социальной роли. На фоне перевозбуждения дети испытывают проблемы со сном. Частое просыпание, тревожный сон и беспокойное поведение требуют от родителей понимания.

Помните, что погружение в новый образ жизни должно происходить постепенно. Специалисты рекомендуют создать четкий режим, который малыш должен соблюдать.

Изменение уровня аппетита малыша также не должно вызывать тревогу. Стресс, что испытывает мальчик или девочка, может отразиться на уровне калорий, которые сжигаются телом. Именно этот физиологический фактор является истиной причиной увеличения объема потребляемой пищи.

В некоторых случаях, во время привыкания к новым условиям, у малыша снижается аппетит. Для того чтобы предупредить возникновение негативных последствий, следует наблюдать за тем, чтобы в ежедневном рационе было богатое содержание полезных микроэлементов и витаминов.

Наиболее распространенные сложности адаптации

Погружение в новые условия часто сопровождается различными проблемами. Для того чтобы помочь справиться ребенку с нагрузками, следует тщательно исполнять рекомендации психолога.

В повышенном внимании нуждаются: качество здоровья и поведенческая модель дитя.

Если адаптация к новым условиям затянулась на срок более шести месяцев, требуется обратиться за психологической помощью.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителейДетям любого возраста очень непросто начинать посещать сад

Частые болезни у малыша являются важным поводом для беспокойства. Так как процесс адаптации сопровождается постоянным стрессом, снижение качества работы иммунной системы является вполне закономерной реакцией.

Помимо этого, окружающие дети могут выступать в роли распространителей вирусных инфекций, что делает ребенка уязвимым для многих болезней. Частые болезни являются весомым поводом для обращения за медицинской помощью.

Проконсультируйтесь с педиатром, касаемо дальнейшего посещения сада и узнайте о способах защитить здоровье малыша.

Хронический ОРЗ и частые ОРВИ являются поводом получить консультацию детского психолога. Многие дети, пытаясь снизить влияние стресса, совершают различные неосознанные действия, способствующие заболеванию. Усугубляет ситуацию тот факт, что ребенок на уровне подсознания не желает бороться с болезнью.

Вера в ребенка, забота и родительское внимание помогает малышу быстрее находить решения для возникающих проблем. В задачу родителей входит обучение детей умению общаться с окружающими людьми. Для того чтобы первая интеграция в социум прошла успешно, ребенок не должен ощущать сильного разрыва с родителями и испытывать тревогу по этому поводу.

Источник: http://ktovdepressii.ru/otnosheniya/adaptatsiya-detej-k-detskomu-sadu-sovety-roditelyam.html

Адаптация ребенка в детском саду

8 Октября 2018

Человек — самое адаптивное существо на нашей планете. Система адаптации, встроенная в каждого, начинает свою работу с момента появления ребенка на свет. То есть задолго до того, как ребенка отдают в сад. А значит садик для мозга малыша — всего лишь очередная ситуация, к которой требуется адаптироваться.

Читайте также:  Задержка моторного развития у детей: что делать при подозрении на диагноз

Но основным вопросом для родителей, как правило, является не само привыкание, тут сомнения небольшие- все привыкают и мой ребенок привыкнет. Но сколько времени это займет? И насколько сильно ребенок будет страдать? Узнаем у практикующего психолога, Елены Садовниченко.

Что происходит с ребенком в период адаптации?

Малыш постепенно проходит 3 фазы.

1. Дезадаптация

Главный вопрос — почему ребенок кричит и плачет перед садиком и в нем?

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителейВ первый день дети мало понимают, что будет происходить. Но как только ребенок столкнется с разделением с мамой, его мозг испытает тревогу об опасности сравнимую со смертельной. Кричать- для ребенка это единственный способ попытаться изменить ситуацию прямо сейчас. И он упирается, громко кричит в раздевалке перед дверью в группу. Так его мозг ищет обходные пути, чтобы не страдать от расставания с мамой. Любыми путями избегать испытывать тоску и горе разделения с любимой привязанностью. Крики в этот период- обычное явление для детей в ситуации стресса.

В этом периоде ребенок может сидеть на одном месте в группе, не играть, не участвовать в активностях, весь день беззвучно хныкать или громко плакать лишь при упоминании слова «мама». Есть дети, которые отказываются есть. Не могут сходить в туалет, терпят до дома. Дети ходят за воспитателем и спрашивают: «А моя мама придет?», стоят у двери, ревностно охраняют свои игрушки.

Ребенок начинает часто болеть по формуле: 1 неделю ходит в сад, 2 недели- дома. Когда случаются продолжительные болезни, ребенку приходится заново привыкать к обстановке, людям и системе. Вновь мозг проходит ту же самую адаптацию, что и до болезни.

Что больше всего беспокоит ребенка в этот период?

Необходимость расставаться с родителями утром. Это самое сложное. И каждая мама знает, насколько тяжело выносить душераздирающий крик. Как ни уговаривай, как ни игнорируй, а все равно- в мозге ребенка проходит процесс адаптации каждый новый день. Именно поэтому мамы удивляются, что уже давно пора ребенку привыкнуть к тому, что его ведут в сад. А он все никак не может.

Дело в том, что адаптацию никак нельзя назначить на определенное время. Никогда нельзя ожидать, что если родители все сделали правильно, то и результат будет правильным. С адаптацией это не работает. Она неподвластна логике, уговорам, положительным примерам, рациональным объяснениям.

Можно верить в подготовку к детскому саду, но она не оказывает 100% влияния. Мозг ребенка сам решит, когда подарить ему привыкание к обстоятельствам. Это всегда случается вдруг. И все попытки уложить период адаптации в 2-3 недели или в 2-3 месяца кажутся далекими от понимания процесса адаптации.

С ребенком происходит каждый день одно и то же. И нужно набраться терпения и спокойно ждать. Адаптация случится, потому что просто нет причин ей не наступить.Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей

Если понаблюдать за ребенком, то несмотря на утренние страдания, социальные процессы все равно идут. Ребенок в этот период выделяет воспитателя, которая ему больше по душе. Выбирает себе дружочка. Обслуживает себя, просит помощи, изучает обстановку. Взаимодействует в группе, делает то, что его просят, следует за остальными.

  • Не нужно слушать тех, кто говорит, что пора бы вашему ребенку уже привыкнуть.
  • Не нужно слушать тех, кто говорит, что вы что-то делаете неправильно.
  • Не нужно слушать тех, кто говорит, что у всех дети быстро привыкли, а ваш ребенок почему-то нет.
  • Нужно просто ждать второго периода адаптации. 

2. Собственно адаптация

Что можно увидеть в этот период?

Интересное явление, знакомое многим родителям. Утром приводят ребенка в сад, он сильно кричит, в группу идти не хочет. Вечером забирать — а он не торопится домой.

Это начался период собственно адаптации. До этого времени мозг ребенка перепробовал абсолютно все попытки, что были ему доступны, чтобы как-то изменить ситуацию с садом. А теперь сопротивление сменилось на принятие.

«Пора бы уже смириться, что ничего невозможно изменить, придется принять все, как есть». И это произошло не потому, что родители объяснили это ребенку словами.

Этот процесс происходит сам из абсолютной безвыходности на что-то повлиять.

Ребенок начинает привыкать к условиям, в которых он оказался. Он как бы начинает «видеть» где он, что от него требуется, как следует подчиняться, улавливает правила и ограничения.

Становится более контактным со всеми, начинает по-настоящему чувствовать все, что с ним происходит. Поведение нормализуется. Ребенок постепенно углубляет связи с детьми и воспитателями.

И он может теперь поделиться впечатлениями с вами и пожаловаться: мы слушали песенку, я ел кашу, я съел весь салат, меня укусила Маша.

3. Фаза компенсации

Ребенок ведет себя ровно, спокойно. В группе он примкнул (или возглавил) к одному из объединений детей. У него устойчивая дружба и отношения со всеми ребятами.

Он выполняет поручения воспитателей, слушается их, поддается их влиянию. У него появляется «своя» жизнь в саду. Психологические процессы протекают в норме, темп развития ускоряется.

В этой фазе ребенок, наконец, показывается свои способности, склонности, таланты.

Адаптация в детском саду в 2 года и в 3 года

Различие не большое. Оно состоит в том, сам ли ребенок отпускает маму или его от мамы отрывают и забирают в группу? В 2 года ребенок вряд ли сможет добровольно отпустить маму от себя и уйти спокойно.

Рано ожидать этого. Все- таки период отделения от мамы начинается у детей к 3-м годам.

А вот после 3-х лет больше половины детей на адаптации способны отпустить маму, если до этого было нежное, теплое прощание в раздевалке.

Возможные проблемы и способы их преодоления

  1. После напряженного дня в садике, дома ребенок становится неуправляемым, агрессивным. Не принимайте выпады ребенка на свой счет. Ребенку небезопасно выплескивать напряжение непосредственно в садике, поэтому он несет это все вам домой.

    Сжальтесь над ним, он изо всех сил пытается уложить в голове и переварить то, что с ним происходит. Чем больше и быстрее эмоции выйдут, тем легче станет ребенку. Играйте больше с ним в бессмысленную возню, щекоталки, догонялки, в захват заложников, бой подушками.

    Пусть веселится!

  2. Частые болезни. Есть мнение, что если ребенка после очередной болезни, после выписки подержать еще дня 3-4 дома, а не отводить в сад, то следующий «здоровый» период продлится дольше. Но дети в саду все равно болеют. Это нужно выдержать.

  3. Агрессия других детей по отношению к вашему малышу. Укусы, синяки, оторванные детали одежды, поломанные игрушки- это то, что может происходить каждый день. Здесь каждый родитель решает проблему по своему привычному сценарию. От угроз воспитателю жалобой на недосмотр, разговора с родителями агрессора до понимания, что за всем не уследишь, и такое случается у детей.

  4. Долгое нытье. Когда прошло уже полгода- год, а ребенок все еще ноет и ни в какую не хочет идти в сад. Всегда нужно смотреть на то, что с ребенком, помимо нытья.

Задайте себе и воспитателю вопросы. Ребенок в саду веселый? Активный? Включенный в процессы? У него есть друзья? Он способен справляться с заданиями на развитие по возрасту? Если на все вопросы ответы положительные, то вам нужно набраться терпения. Как говориться: «Этот вой у нас песней зовется». А может с этой утренней песней ребенку легче выдерживать сад?

Вопросы, которые важно задать воспитателю перед тем, как вести ребенка в сад:

  1. Если ребенок будет отказываться есть в садике, что вы будете делать? Оставите его в покое или все же постараетесь накормить?

  2. Если ребенок будет все время сидеть на одном месте и не контактировать с детьми, что вы будете делать?

  3. Если ребенок будет все время плакать, что вы будете делать?

10 подсказок-советов в поддержку родителей по адаптации в саду от психолога

  1. Примите решение, что вы отдаете ребенка в сад и принимаете все последствия. Мозг малыша начнет работу по адаптации, и вы не должны мешать этому процессу. Например, поводили неделю, сердце ваше не выдержало, вы ребенка забрали в надежде, что чуть позже будет лучше. Никто не знает, как будет потом, в начале пути мы всегда стоим в темноте. Раз решили- ведите.

  2. Заранее планируйте период адаптации. Чтобы ребенка принимали и находились с ним рядом длительное время одни и те же воспитатели. Спросите, планируют ли они уходить на время адаптации вашего малыша в отпуск, на учебу, в запланированный больничный?

  3. Активно сватайте вашего малыша воспитателям. Разговаривайте с воспитателями сами, шутите, дарите вместе подарочки. Контактируйте с воспитателями на глазах ребенка, пусть видит, что вы этих людей знаете. Удобнее это делать не в начале рабочего дня (ведь многие дети плачут и воспитателям не до разговора), а в конце.

  4. Говорите ребенку эти фразы перед садом: «Мама про тебя помнит», «Мама по тебе скучает», «Мама обязательно придет за тобой».Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей

  5. Давайте ребенку с собой что-то домашнее, что-то свое. Иногда этот предмет помогает ребенку чувствовать связь с мамой.

  6. Не давайте ребенку с собой в группу много игрушек. Потому что много игрушек- это много желающих- это много беспокойства у ребенка их оберегать- это много слез.

  7. Делайте, по желанию, для ребенка перерыв в середине недели. Если есть с кем его оставить. Так ребенок чуть легче переносит сад.

  8. Ни о какой травме в саду речь не идет. Речь идет о временной «неспособности переносить разделение с привязанностью» (с).

  9. Само понятие адаптация – это и есть путь страдания. До тех пор, пока человек не смиряется с тем, что он не в силах изменить. Так и ребенок, он будет страдать в саду до тех пор, пока его мозг не смирится с тем, что сад- это новая часть жизни ребенка.

  10. Если вы видите, что после того, как ребенок пошел в сад, он стал заметно вялый, скучающий, пассивный, не видно никакой динамики в развитии… То вам нужно на время забрать ребенка из сада и «отогреть» его.

Автор статьи, Елена Садовниченко, практикующий психолог, мама двоих детей.

А как проходит или уже прошла адаптация у Ваших деток? Если остались вопросы — задавайте!

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/education/adaptatsiya-v-detskom-sadu.html

Адаптация в детском саду — информация для родителей 2019

Адаптация ребенка в детском саду — важный этап для родителей и их детей. Это первая ступенька к жизни без постоянного присутствия рядом с малышом мамы или папы. Она может затянуться, но может пройти быстрее и не так болезненно, если следовать несложным советам.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей

Информация для родителей по адаптации в детском саду

Что такое адаптация к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду — это способность малыша принять новую среду, новые условия жизни и новое окружение. Ребенок сталкивается с рядом изменений:

  • рядом с ним не находятся постоянно мама, папа или другие близкие люди;
  • ему приходится быть рядом с другими детьми;
  • нужно слушаться воспитателя, чужих взрослых;
  • от него требуют соблюдать распорядок дня детского сада;
  • личностное общение воспитателя с ним недолгое, воспитатели общаются одновременно со всей группой ребятишек.
Читайте также:  Cенсорное развитие детей раннего возраста: занятия для развития образного мышления

Все это приводит к внезапному стрессу у малыша. Он пытается протестовать или приспосабливаться к изменившимся условиям. Понять, что ребенок перегружен эмоционально и психологически, можно по признакам:

  • резкая смена поведения — активные малыши затихают, а спокойные начинают вести себя агрессивно;
  • откат в умениях ребенка — малыш, умеющий говорить, одеваться, ходить на горшок, после посещения детского сада
  • отказывается от всех или от одного из этих навыков;
  • у ребенка нарушается сон — он плохо засыпает и просыпается со слезами, отказываясь идти из дома в садик;
  • у малыша пропадает аппетит, он не хочет есть незнакомую ему еду в незнакомом месте;
  • у малыша на фоне общего стресса снижается иммунитет.

По мере того, как ребенок привыкает к детскому саду, все эти проблемы сглаживаются или полностью исчезают.

Как адаптируются дети: степени адаптации

По тому, как долго ребенок привыкает к детскому саду и как ярко выражены его реакции, проблемное поведение, выделяют степени адаптации.

Легкая адаптация

Это наилучший вариант развития событий. Ребенок привыкает к изменениям быстро, в течение месяца он втягивается в новые условия. По каким признакам судят о легкой адаптации:

  • малыш без истерик и слез отпускает маму, не пытается выбежать из группы, остановить уходящего родителя;
  • он умеет контактировать с другими детками, не боится первым идти на контакт;
  • когда обращается к воспитателям, смотрит им в глаза;
  • может попросить о помощи;
  • рассказывает дома о том, как провел время в детском саду;
  • легко подстраивается под распорядок дня;
  • адекватно реагирует на похвалу или неодобрительные замечания воспитателей;
  • может заниматься чем-то самостоятельно, не требует постоянного внимания к себе.

Средняя адаптация

Средняя адаптация затягивается на срок не меньше полутора месяцев. Малыш показывает, что ему не нравится такая смена обстановки, он часто болеет, но постепенно подстраивается под изменившееся окружение и способен влиться в детский коллектив. Как ведет себя малыш при средней степени адаптации:

  • ему тяжело отпустить маму, после того, как родители ушли, он некоторое время плачет;
  • если ребенка отвлечь, он забывает о расставании и играет;
  • малыш общается с воспитателями, с другими детками;
  • он адекватно реагирует на обращение старших, на замечания;
  • ребенок соблюдает правила и распорядок дня;
  • он не часто конфликтует с другими детьми или воспитателями

Тяжелая адаптация

Детки, которым адаптация дается особо тяжело, привыкают к садику от двух месяцев до нескольких лет. Бывают случаи, когда ребенок не может никак адаптироваться и не может посещать садик. Как понять, что у малыша тяжелая адаптация к детскому саду:

  • ему очень сложно отпустить родителей, расставание затягивается, сопровождается слезами, истериками или оцепенением;
  • малыш отказывается заходить из раздевалки в помещение группы;
  • он не хочет общаться ни со взрослыми, ни с другими детками;
  • он не хочет кушать, спать днем, играть;
  • проявляет агрессию или замкнутость;
  • когда к нему обращаются воспитатели, реагирует неадекватно (пугается или плачет).

Что влияет на адаптацию

Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, нужно учитывать ряд факторов. На длительность адаптационного периода влияет возраст малыша, уровень его психологического, интеллектуального и физического развития, его здоровье и степень общительности, социализации.

Возраст малыша

По мнению психологов, оптимальный возраст для начала посещения детского сада — три года. Если малыша отдают в сад слишком рано, он просто еще не умеет общаться с другими детками и ему трудно принять новую обстановку.

В возрасте от года до трех лет формируются детско-родительские отношения. Разлука с мамой в это время нарушает у малыша базовое доверие к миру, ему страшно, что мама не вернется.

Более взрослым деткам поход в садик дается легче еще и потому, что у них есть навыки самостоятельности, необходимые для посещения садика: одеваться, кушать, пить, ходить на горшок. Когда у ребенка есть базовые навыки самообслуживания, привыкание к саду проходит легче.

Здоровье малыша

Деткам с хроническими заболеваниями тяжелее привыкнуть в детскому саду. Из-за особенностей здоровья, повышенной привязанности к родителям им тяжело расставаться надолго с близкими.

Ребятишкам, болеющим часто и подолгу, врачи рекомендуют не торопиться с садиком.

Психологическое развитие малыша

  • Если психологическое развитие ребенка отклоняется от средних показателей, это сказывается на успешном привыкании к саду.
  • Когда малыш отстает в развитии, ему нужна особая программа корректировки, компенсации, чтобы он смог догнать остальных деток в развитии и познавательной активности.
  • Если у ребенка развитие выше среднего, ему тоже сложно влиться в детский коллектив, трудно контактировать с остальными ребятишками из-за разных уровней развития познавательных способностей.

Степень социализации

Чем проще малышу заводить знакомства, общаться с другими детьми и взрослыми, тем проще проходит его адаптация. К садику быстрее привыкают те детки, которые не общались раньше только с родителями и ближайшими родственниками.

Деткам, у которых нет опыта общения с другими детьми, тяжело дается адаптационный период. Они не умеют общаться, не знают, как разрешать конфликты — это пугает и тревожит их.

Этапы адаптации

Адаптация — процесс сложный, состоящий из нескольких этапов. На протяжении каждого из периодов есть своя интенсивность негативных реакций малыша:

  1. Первый этап — острый период. Ребенок возбужден, он нервничает, капризничает, плачет, могут быть истерики. На этом этапе стресс приводит в снижению иммунитета малыша.
  2. Второй этап — умеренно острый период. Негативные реакции уже не так ярко выражены, ребенок начинает приспосабливаться к переменам. Возбуждение снижается, улучшается аппетит, сон, эмоциональное состояние малыша.
  3. Третий этап — компенсированный. В этот период формируется стабилизация состояния малыша. Он вливается в коллектив, восстанавливаются его привычные реакции. Появляются новые навыки самостоятельности.

Памятка для родителей: что делать для успешной адаптации малыша, и основные ошибки

Ребенку тяжело расставаться с мамой — самым близким и любимым человеком. Детки плачут утром в детском саду, потому что им грустно и страшно расставаться с мамой. Нельзя оставлять ребенка и уходить тайком или отрывать его от себя силой и заталкивать в игровое помещение. Малышу нужно понимать, что расставание — это нормально, и мама обязательно вернется.

Как помочь своему малышу — советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Подготовьтесь к саду. Расскажите ребенку, зачем ходят в садик, что там делают. Расскажите об игрушках, занятиях, новых друзьях. Обязательно объясните, как вести себя, если захотелось в туалет на прогулке, что делать, если малыша обидели, если он ударился или испачкался. Страх — в незнании. Когда ребенок знает, что его ждет, ему не так страшно.
  2. Будьте позитивны. Будьте готовы отпустить ребенка, доверить его чужим людям. Расставайтесь с малышом спокойно, с любовью, а не слезами на глазах и трепещущим сердцем. Не ругайте в присутствии ребенка ни садик, ни воспитателей.
  3. Создайте ритуалы, поддерживайте их. Однообразие, привычные и понятные действия очень успокаивают. Создайте со своим малышом особые ритуалы: как вы прощаетесь, обнимаете, целуете, что говорите. Как вы встречаетесь, что говорите и что делаете при встрече.
  4. Не говорите малышу грубостей. Не срывайте на нем свое раздражение. Не угрожайте, что оставите в саду и не придете за ним, если он не перестанет плакать и не отпустит вас. Сдерживайте себя, ваша злоба и несдержанность — опасные зерна. Ваша любовь и терпение — это то, что даст плоды любви и благодарности в будущем.
  5. Понимайте малыша. Жалейте его, поймите, как ему нелегко в этот период. Уделяйте ему больше внимания и ласки, и не перегружайте дополнительными занятиями, кружками и прочими развивающими играми.
  6. Будьте ответственны за свое решение. Не нужно ждать, что ваш ребенок легко и без проблем пойдет в садик. Будут слезы, будут негативные эмоции. Этого не нужно бояться. Важно понимать, для чего вы это делаете. Помогите ребенку пройти этот непростой период, поддерживайте его, дайте понять, что видите, как ему трудно, но он такой молодец, так хорошо справляется.
  1. Сравнивать. Ваш ребенок не обязан привыкнуть к садику так же быстро, как дети ваших друзей или знакомых.
  2. Обманывать. Если пообещали, что заберете ребенка через час, так и сделайте. Если будете обещать забрать пораньше, а приходить поздно вечером, ребенок перестанет вам доверять, будет чувствовать, что его предают.
  3. Наказывать долгим пребыванием в саду. Нельзя наказывать ребенка за провинности более долгим пребыванием в садике, от этого адаптация пойдет только хуже.
  4. Подкупать. Дарить игрушки и сладости только за хорошее поведение в саду. В дальнейшем это может привести к шантажу, когда дети требуют ежедневных подарков, а если их нет — устраивают истерики.
  5. Отводить в сад больного ребенка. Если малыш плохо чувствует себя, не нужно вести его в сад. Это только больше ослабит ребенка, и болезнь может затянуться на длительный срок.
  6. Уходить, не попрощавшись с малышом, тихо исчезнуть. Это подрывает базовое доверие ребенка к вам: раз мама может так внезапно исчезнуть, она может и не вернуться. В этом случае адаптация к саду только задерживается.

Категория: От 1 до 7 Семья

  1. 530

Источник: https://littleone.com/publication/0-6410-adaptaciya-rebenka-k-dou-sovety-roditelyam

Советы родителям по адаптации ребёнка в детском саду

                                     Адаптация ребёнка к детскому саду

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он
подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Однако взрослым
необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который
заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям
дошкольного учреждения.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша
это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,
незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.

Большинство из них
реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеров
дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу
начинают капризничать и плакать.

Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен
адаптироваться.

Существуют определённые причины, которые вызывают
слёзы у ребёнка:

— Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок
до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании).

При этом из привычной, спокойной
домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он
перемещается в незнакомое пространство (встречает, пусть и доброжелательных, но
чужих людей), и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни
группы, в которую он попал).

В детском саду приучают к определённой дисциплине,
а в домашних условиях она не была так важна. К тому же, личный режим дня
ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

— Избыток впечатлений. В ДОУ малыш
испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может
переутомиться и, вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

— Отсутствие навыков самообслуживания. Это
сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

— Психологическая неготовность ребёнка к
детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными
особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает
эмоционального общения с мамой.

— Отрицательное первое впечатление от
посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего
пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

— Личное неприятие контактирующих с вашим
малышом взрослых. Такое явление не следует рассматривать как обязательное,
но оно возможно.

                  Способы,
позволяющие уменьшить стресс ребёнка
.

Читайте также:  Развитие ребенка от 2 лет до 3 лет:

Несложные действия способны уменьшить тревожность и
положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так,
рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно.

Родителям стоит
заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного
учреждения.

Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры
и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.

— В выходные стоит придерживаться режима дня,
принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
Придерживаясь данного совета все режимные моменты в группе не вызовут у
вашего ребенка реакции протеста, что в свою очередь положительным образом
скажется на его поведении.

— Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше,
побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике, рассматривая все
положительные моменты.

— В первые дни не следует оставлять малыша в детском
саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По
прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка),
учитывая желание малыша и рекомендации воспитателя можно оставить его на
целый день в ДОУ.

— Если малыш плачет, стоит взять его на руки,
успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавно
было намного больше. Но будьте внимательными – не стоит самим
«расчувствоваться», ведь дети на интуитивном уровне чувствуют какое настроение
у родителей. Этим вы сами можете навредить своему малышу.

— Каждый раз после прихода из детского сада необходимо
спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления (если
ваш малыш сможет с вами объясниться). Обязательно нужно акцентировать внимание
ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими
замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному
учреждению.

Типичные ошибки родителей

Родители,
отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями.
Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В
первую очередь это психологическая неготовность родителей к
негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение.
 Родители
бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался
идти в детский сад.

Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог
заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние
дошкольника в период адаптации к детскому саду.

При терпеливом отношении
взрослых она может пройти сама собой.

Частой
ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы.
Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Всё,
что нужно малышу, — это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского
сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В
первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не
стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу.
Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

Ещё
одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности,
тревожности. Забота об общественном мнении, внутренний дискомфорт,
волнение, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, нужно
успокоится, дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние
передаётся им.

Родителям очень важно понимать, что ребёнок проходит адаптацию к
новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими
членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие
и не понимают взрослых разговоров.

Но дети на тонком душевном уровне чувствуют
обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное
внимание к ребёнку
 также является
типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённо
вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Мы
рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот
период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всё
также рядом.

Когда
малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события,
случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился.

Сколько по
времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все
дети проходят его по-разному.

Но привыкание к дошкольному учреждению – это
также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать
ребёнка, помогать ему, преодолевать трудности.

  • Рекомендации родителям по подготовке ребёнка
  • к детскому саду.
  • 1)
    Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад,
    зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие
    дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).

2)
Заранее спланируёте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание
малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на
том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и
воспитателем.

3)
С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже
подрос и готовится ходить в детский сад.

4)
Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там
делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в
свою жизнь.

5)
Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите
его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим
друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

6)
Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают,
что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к
воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

7)
Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичных
ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько
вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже
будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив –
вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

8)
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с
кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни
малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных
детско-родительских взаимоотношений.

9)
Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в
присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками
работы дошкольного учреждения при ребёнке.

Что надо знать о своем ребенке
?

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок.
Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не
дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети — глупые,
невоспитанные. И совершаем роковую ошибку.

Чтобы избежать этого, а также чтобы
правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические
особенности своих детей.

Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения
вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать
особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность
(наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон,
качеств и свойств личности.

Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: «Я
знаю, что нужно моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка по своему
образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Беда в том, что такой стереотип отношений между
поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании.
Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка.

Очень часто
они программируют систему взглядов, профессию своих детей, тем самым подавляя в
них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только
ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема.

А чему? Потому что
многие родители не способны сказать себе: Это мой ребенок, но у него свои
ценности, мой долг помогать их реализовать. Родители видят свою задачу в
другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый,
не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и они могут помочь
сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет
уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком
отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это
неосознанно.

Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в
своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив:
«Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!». А когда же у
сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном
учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что виноваты сами.

Чтобы воспитать человека

НУЖНО!

1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при
любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет,
почему ведет себя так, а не иначе.

3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит
в себя и будет работать.

4. Понимать, что в любых проступках ребенка следует
винить прежде всего себя.

5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним
общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего
ребенка.

7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш
личный пример.

НЕЛЬЗЯ!

1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым
лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

2. Относиться к ребенку как к сбербанку, в который
родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с
процентами.

3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его
родили и выкормили: он вас об этом не просил.

4. Использовать ребенка как средство для достижения
пусть самых благородных, но своих целей.

5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши
интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку,
которого родители могут по своему усмотрению лепить.

7. Перекладывать ответственность за воспитание на
педагогов бабушек и дедушек.

Как отвечать

на детские вопросы?

1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не
отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос,
постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о
котором он спрашивает.

3. давайте краткие и доступные пониманию дошкольника
ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями,
побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность
ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?»

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его
в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами
иллюстративный материал.

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его
чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка,
не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать,
узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос.

Источник: https://domoddou24.edumsko.ru/activity/preschool_groups/post/23110

Ссылка на основную публикацию