Задержка речевого развития у детей 3 лет: как самостоятельно определить норму

Речевое развитие детей от 3 до 4 лет

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста.

Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова.

Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3–4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях.

Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми.

Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни.

Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные.

«Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин).

Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

Задержка речевого развития у детей 3 лет: как самостоятельно определить норму

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка.

Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита.

Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:

Задержка речевого развития у детей 3 лет: как самостоятельно определить норму

Звукопроизношение

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.

Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки.

Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми.

Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Задержка речевого развития у детей 3 лет: как самостоятельно определить норму

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

  • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
  • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
  • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
  • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
  • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

  • Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
  • Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
  • Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
  • Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

  • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
  • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
  • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
  • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
  • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
  • Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет.

Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками.

Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

  • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
  • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
  • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
  • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
  • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Задержка речевого развития у детей 3 лет: как самостоятельно определить норму

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

  • сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
  • умеет ли перешагивать через предметы;
  • как он ловит мяч,
  • умеет ли он лазать;
  • сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
  • может ли застёгивать пуговицы,
  • в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения.

Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз.

Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература.

Читайте также:  Витамины для развития мозга ребенка: как подобрать подходящий комплекс

Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни.

Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

  • цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
  • открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
  • высунуть язык и убрать его обратно в рот;
  • сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
  • поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе.

Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу.

Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях.

Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности.

Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/1-3/rech-3-goda/

Задержка речевого развития: 8 признаков ЗРР у ребёнка до 3 лет

Задержка речевого развития у детей 3 лет: как самостоятельно определить норму

  • невропатолог;
  • психоневролог;
  • логопед;
  • отоларинголог (ЛОР);
  • дефектолог;
  • психолог.

Нередко задержка речевого развития (ЗРР) в раннем детстве сопровождается задержкой психического развития (ЗПР). В этом случае в медицинской карточке малыша может появиться отметка ЗПРР — задержка психо-речевого развития.

Задержка речевого, психического или их совместного развития — проблема медико-педагогическая, и диагностировать её могут только специалисты соответствующей квалификации.

Поэтому можно смело игнорировать попытки соседок, случайных знакомых и даже неравнодушных родственников записать вашего не особо разговорчивого малыша в аутсайдеры.

Но знать, когда индивидуальные особенности в речевом поведении ребёнка должны действительно насторожить внимательных родителей, можно и даже нужно.

Признаки задержки речевого развития у ребёнка до трёх лёт

Признак 1: Аномалии на доречевом этапе

Отклонения на подготовительном этапе развития речи в возрасте от рождения до года могут проявляться по разному:

  • Отсутствует или присутствует в малых дозах гуление и лепет по возрасту;
  • Ребёнок не интонирует;
  • Издаваемые звуки однотипны, их мало.

Как правило, на плановых осмотрах ваш участковый педиатр спрашивает, как малыш осваивает мир звуков и, в частности, человеческой речи. Но если по каким-либо причинам эти вопросы с вами не обсуждают, а вы стали тревожиться из-за молчаливости крохи, который кроме плача в одной тональности ничего не произносит ни в месяц, ни в полгода, не стесняйтесь обсудить проблему с доктором.

Признак 2: Ребёнок после года не реагирует на обращённую к нему речь

Если малыш, выйдя из периода младенчества, не отзывается на своё имя, не тянется к взрослым, которые зовут его на ручки (включая маму и папу), не показывает пальчиком знакомые объекты, когда их называют взрослые, есть все основания для консультации с педиатром, а затем и с узкими специалистами. Не путайте с детской застенчивостью и элементарным незнанием каких-то понятий. Но если кроха игнорирует любые обращения к себе, при этом не имея проблем со слухом, не откладывайте визит к доктору.

В возрасте 1,5-2 года ребёнок уже должен уверенно выполнять на слух некоторые последовательности действий: принести игрушку из другой комнаты, положить книжку на полку и т. п.

Признак 3: Ребёнок в возрасте 1,5-2 лет не хочет повторять слова и фразы за взрослым

Задержка речевого развития у детей 3 лет: как самостоятельно определить нормуЭхолалия — естественный этап овладения речью на ранней стадии. Малыш, словно эхо, воспроизводит услышанное сочетание звуков, как бы пробуя, каково это — говорить, произносить новые слова. Это своего рода проверка фонематического слуха и готовности артикуляционного аппарата. Такая проверка в преддошкольном возрасте (до 3 лет) является нормой.

Если малыш даже не пытается подражать вашей речи (пока мы не говорим о чистоте звуков), стоит насторожиться и следить за крохой внимательнее.

Признак 4: У ребёнка в 2 года нет самостоятельных слов

Конечно, многие родители с некоторой завистью слушают, как забавно, но уже вполне осмысленно болтают чужие детки, которым едва исполнился годик. Да, такое встречается, но всё же это скорее передовики. Нормально, если малыш произнесёт свои слова позже. Но если на именинном пироге уже задували пару свечей, а слова в активном лексиконе так и не появились, пора реагировать.

До трёх лет не ждите грамматически правильного употребления слов и, тем более, развёрнутых полноценных предложений. Это этап становления фразовой речи, и малыш уже должен уметь словами звать родственников, просить помощи или комментировать увиденное. Т. е.

лепетные слова, вроде «ляля» и «кака», считаются и дают основания подождать, как проявит себя накопленный пассивный словарный запас в ближайшие месяцы.

Если ребёнку 2 года и более, а он выражает свои эмоции и желания только жестами и мимикой, нужна профессиональная консультация.

Признак 5: Фразовая речь не сформирована к трём годам

Простые фразы могут появляться уже в полтора года, но чаще всего их время наступает в период с 30 по 36 месяц жизни ребёнка. Т. е.

как раз к окончанию преддошкольного возраста и вступлению в дошкольную фазу, во время которой словарный запас будет стремительно расти, речь приобретёт грамматическую правильность, станет богаче и фонетически чище.

Важно: в три года ребёнок может употреблять простые фразы, состоящие из 2-5 слов, но это должны быть фразы собственного сочинительства, а не исключительно воспроизведение заученных реплик родителей или персонажей любимых мультфильмов. Ребёнок должен понимать речь и правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

Если ребёнку уже три года, а он не употребляет в речи фразы, пора записываться на консультацию к специалисту. Вы можете начать с логопеда, который, по необходимости, направит вас к неврологу или иному врачу.

Признак 6: Ребёнок не заинтересован в том, чтобы его понимали

Задержка речевого развития у детей 3 лет: как самостоятельно определить нормуВнимательным родителям пора насторожиться и записаться на приём к специалисту, если:

  • Ребёнок говорит непонятно и не старается повторить лучше;
  • Он избегает речевого контакта со сверстниками и взрослыми;
  • Предпочитает самостоятельно решать свои проблемы, не обращаясь за помощью.

Вероятно, проблема кроется в вашем чрезмерном стремлении угодить малышу, предугадывая его желания ещё до того, как они оформятся в детском мозгу в отчётливый образ. Тогда педагогическими методами проблему можно решить самостоятельно. Но если перемены не наступают, не откладывайте решение задачи на туманное «потом». Чем старше малыш, тем сложнее поддаются коррекции некоторые формы ЗРР.

Если малыш старше двух лет упорно и активно говорит на своём «тарабарском языке», нисколько не принимая во внимание, что его не понимают, есть повод для тревоги.

Признак 7: После 3 лет речь ребёнка остаётся невнятной, малопонятной

Хотя мы выделили для рассмотрения возраст младенчества и преддошкольное детство, обратим внимание родителей на то, как важно правильно научить ребёнка говорить в три года.

Часто, привыкнув угадывать в «звуковой каше» истинные слова, которые ребёнком подразумевались, но в силу несовершенства речевого аппарата не произносились, родители продолжают воспринимать малопонятный «детский» язык как данность.

Но то, что было приемлемо до трёх лет, после уже становится тревожным звоночком.

Мы советуем почитать, какие ошибки совершают родители трёх- и четырёхлетних детей в развитии речи, и не повторять их в своём родительстве.

Признак 8: У ребёнка имеются органические (биологические) основания для ЗРР

Осложнения здоровья в перинатальном периоде или младенчестве относятся скорее к причинам, нежели к признакам ЗРР или ЗПРР. Но мы сознательно упоминаем этот фактор в данном аспекте, чтобы обратить внимание родителей на состояния (в анамнезе или в активной фазе), требующие более внимательного отношения к становлению речи в раннем детстве:

  • Внутриутробная гипоксия и/или внутриутробные инфекции;
  • Травмы в родах (в том числе асфиксия);
  • Черепно-мозговая травма;
  • Гипотрофия;
  • Тугоухость;
  • Патологии ЦНС;
  • Патологии ротовой области (короткая уздечка, расщепление нёба, аденоидные разрастания);
  • Поствакцинальные осложнения.

Мамы и папы, будьте внимательны к своим детям, уделяйте им время, проявляйте искреннюю заинтересованность в их развитии и успешности, и тогда жизнь ребёнка будет ярче, его обучение — плодотворнее, а ваше родительство — счастливее! Ну а мы, НИИ «Эврика», всегда готовы поддержать вас грамотным советом, интересной развивающей методикой или добрым словом.

Источник: http://nii-evrika.ru/8-priznakov-zrr-u-rebyonka-do-3-let/

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития у детей 3 лет: как самостоятельно определить норму

Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет.

Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР).

Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития у детей 3 лет: как самостоятельно определить норму

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией).

В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI

Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е.

с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.

Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша.

Читайте также:  Витамины детям с 3 лет: как понять что нужно для укрепления иммунитета

В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности.

В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии.

Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/speech-retardation

Задержка речевого развития у ребенка — 7 ошибок родителей

Статистика в мире говорит о постоянном росте числа детей с задержкой речевого развития, и к сожалению эта тенденция сохраняется.

Но когда родители спрашивают меня «А в чем по вашему мнению причина нарушений развития речи?», я ищу ответ на другой вопрос — «что же мешает ребенку заговорить?».

И несмотря на схожесть этих вопросов, они подразумевают разные ответы и совершенно разные сценарии действий.

Задержка речевого развития у детей 3 лет: как самостоятельно определить норму

Содержание статьи

Задержки речевого развития у ребенка — основные причины

Основные причины трудностей в речевом развитии можно условно разделить на 4 группы (М.Е. Хватцев):

Органические:

  • генетические нарушения;
  • особенности внутриутробного развития, болезни матери во время беременности;
  • особенности родов.

Функциональные:

  • функциональная незрелость нервной системы;
  • особенности соматического здоровья ребенка;
  • заболевания ребенка в раннем возрасте.

Психо-неврологические:

  • особенности работы сенсорных систем;
  • особенности работы психических функций;
  • неравномерность созревания звеньев речевой функциональной системы

Социально — психологические:

  • особенности семейной ситуации развития;
  • стрессовые ситуации, психологические травмы;
  • отсутствие родителей.

В большинстве случаев трудности развития речи в группах это следствие тех или иных негативных событий в жизни ребенка. Не смотря на значительные различия, всех их объединяет одно свойство – они все уже в прошлом. Эти события уже случились, и при всем желании отменить их или как-то повлиять на них уже не получится.

К сожалению, медицина не всегда в состоянии  диагностировать такие события в момент их наступления и предотвращать столь пагубные последствия. Поэтому, когда события наступили, родители становятся перед фактом – у ребенка нарушения речевого развития.

Коррекция ЛЮБЫХ, подчеркиваю ЛЮБЫХ трудностей развития речи у детей проводится в двух направлениях:

Медицинское

  • Обследование
  • Диагноз
  • План лечения (препараты, медикаменты, процедуры)
  • Контроль динамики

Психолого — педагогическое

  • Обследование
  • План работы с ребенком
  • Ежедневные занятия
  • Контроль динамики

Очень часто на практике  эти два процесса не пересекаются, и каждый живет своей жизнью. Если для медицинской сферы важен диагноз и не очень важна скорость, ибо обследования и уточнения диагноза могут занимать годы. То для психолого- педагогической сферы все наоборот. Чем раньше приступите, тем больше и быстрее наступит эффект от занятий.

Для родителей такое положение дел открывает дополнительные возможности. Они могут начать помогать своему ребенку сразу же, здесь и сейчас. Все необходимое для этого есть изначально – это ребенок, с его сильными и слабыми сторонами. Его родители, которые хорошо знают, что он может делать и чего не может. И специалист дефектолог.

Приступать к занятиям можно практически сразу, не дожидаясь диагноза. Тут диагноз не нужен и вот почему – для подготовки плана работы с ребенком достаточно понять, в чем основная трудность при его попытках общения. Вот на какие параметры стоит обратить внимание:

Контакт:

  • с ребенком сложно установить контакт, он постоянно «ускользает» или раздражается от попыток совместного общения;
  • с ребенком сложно удержаться в совместной игре и занятиях;
  • сложности с взаимопониманием и совместным познанием ново

Пониманием речи

  • трудности с выполнением просьб;
  • трудности с фонематическим анализом;
  • трудности с лексико-грамматическим строем речи.

Активная речь

Если рассмотреть трудности речевого развития в данном подходе, то уже сейчас можно определить шаги, которые нужно делать вместе с ребенком. Либо определить проблемную область и самим подобрать хорошего специалиста в этой сфере.

То есть переход от медицинского диагноза к диагностике элементов построения речи (контакт, понимание речи, активная речь) позволяет начать действовать незамедлительно.

Если провести аналогию между задержкой психического развития и обычным заболеванием, то работа в психолого — педагогической сфере, это скорее реабилитация после тяжелой травмы, чем лечение этой самой травмы. И как в реабилитации тут два подхода – восстановление утраченной функции «мышцы», либо распределение функции среди других соседних «мышц».

Например, у ребенка диагностировали задержку речевого развития. «Травма» уже случилась, последствия для ребенка очевидны — сложности с пониманием речи. Можно используя его сильные стороны, в игровой форме «тренировать» напрямую навык понимания через работу с картинками любимых мультипликационных героев (восстановление утраченной функции).

А можно используя другие его сильные стороны, так организовать игровой процесс, чтобы он был вынужден учиться понимать речь, чтобы играть. Например, если он любит играть в контактные игры, то играя в них, необходимо использовать речь в игровом процессе. Через игру, ребенок получит положительный стимул осваивать навык понимания речи (распределение утраченной функции среди соседних мышц).

Краткий итог первой части:

  • чтобы заниматься развитием речи с ребенком диагноз не важен;
  • можно заниматься самим дома или ездить к специалисту, или учиться в онлайн-школе;
  • важно понять – чего ребенку не хватает или что ему мешает общаться. Понять самому или проконсультироваться со специалистом;
  • составить план работы, с учетом его сильных и слабых сторон;
  • ежедневно заниматься со своим ребенком;
  • корректировать план работ по его успехам.

7 ошибок родителей, препятствующих развитию речи

Но если все так просто, и отсутствие диагноза не препятствие для начал работы с ребенком то, почему немногие родители используют эту возможность?

Существует множество причин, почему ситуация складывается таким образом. Давайте вместе попробуем разобрать наиболее часто встречающиеся причины и подумаем, как их можно было бы устранить.

Часто родители,чей ребенок не говорит, или говорит хуже сверстников, задаются вопросом –   все ли в порядке с моим ребенком? Не отстает ли он в развитии?

Определить это не сложно и любой родитель при помощи наших советов может сказать – есть ли проблемы у ребенка или нет? Как это сделать напишу ниже.

А пока предлагаю рассмотреть 7 наиболее распространенных ошибок родителей, у детей которых есть сложности развития речи и социальных навыков общения:

Ошибка 1. Смотреть на мир сквозь розовые очки

«У нас нет проблем, с ребенком все в порядке»

Принять мысль о том, что с моим любимым чадом что-то не так, порой бывает непросто. Родители до последнего не могут признаться себе в этом, поскольку природой заложена безусловная любовь к детям. Иногда эта любовь не только не помогает, но и создает дополнительные трудности.

Ребенок может говорить не понятно для окружающих, может вовсе не говорить. Может ходить по потолку, убегать от родителей на улице и устраивать истерики в публичных местах. Но любящие его всем сердцем родители всё списывают на его сложный характер, или отсутствие настроения или другие внешние причины.

Как исправить– будьте внимательны к своему ребенку, если вас что-то беспокоит лучше перестраховаться и сходить к нескольким специалистам, получить дифференцированное мнение, чем упустить время. Время – самый важный, и невосстановимый ресурс.

Ошибка 2. Немного подождем

«Есть проблемы с ребенком, но надо подождать. У наших знакомых/родственников было также, а потом все само прошло»

Почему родители предпочитают подождать? Потому что проблемы с развитием ребенком это всегда стресс. Инстинктивно родители откладывают принятие решения – а вдруг все обойдется, а вдруг он еще догонит… Чтобы прямо сейчас начать действовать, это же надо столько изменить в своей жизни!

По-человечески это понятно и близко. Так сложно поверить, что момент, когда надо действовать уже наступил. Хочется, чтобы все-таки обошлось, чтобы не коснулось, не с моим ребенком…

Сложность ситуации еще и в том, что проблемы не носят острый характер, все родные и сами родители уже как-то привыкли к этим странностям своего чада. Для них он понятный, свой, родной. Вдруг само пройдет, у тех же прошло…

Наверное, есть случаи, когда само проходит. Но я предпочитаю действовать наверняка. Я точно знаю, если работать над решением проблемы методично и целенаправленно, то она решится быстрее, чем если ждать, когда само пройдет. Ведь может само и не пройти…а время уходит…

Как исправить – не стесняться сходить на консультацию к специалисту, лучше к нескольким. Работать над проблемой, не ждать, когда само решится.

Ошибка 3. Сравнивать детей

«Все дети разные, кто-то развивается чуть раньше, кто-то чуть позже»

Это действительно так, и нельзя всех детей мерить одним аршином. Кто-то маленький, кто-то большой. Кто-то веселый, кто-то грустный. Один живчик, другой спокойный.

Все дети разные, у каждого свой характер. Но даже у самого широкого допуска на индивидуальные различия есть пределы.Эти пределы понятные, простые и четкие. Если ребенок выходит за эти рамки, то родителям необходимо помогать своему ребенку, больше чем обычно.

Как исправить–если вы видите отставание в развитии своего ребенка, приложите усилия, помогите ему. Займитесь его развитием, тем более, что существует огромное количество материалов и методик, для развития в игровой форме. Играйте с ребенком больше и чаще. Играйте в интересные и полезные игры.

Ошибка 4. Искать «нужные» слова

«Этот специалист ничего не понимает»

Часто услышав мнение от одного специалиста, родители им пренебрегают, при этом продолжают игнорировать нарастающий ком проблем. Причины могут быть разными – специалист не понравился по субъективным причинам.

Или сами родители не готовы принять правду. Или родители не придают значение тем тонким сигналам, которые им подает их ребенок. Считая, что все в порядке, а специалист перестраховывается.

Как исправить – сходить к нескольким спецам. Если 3-4 специалиста вам скажут – да, у вас проблемы, ими надо заниматься. Может ими действительно стоит заниматься.

Ошибка 5. Опираться в занятиях по развитию речи только на диагноз ребенка

«Какой у нас диагноз?»

В силу своей неинформированности иногда родители занимаются только исследованиями и уточнениями диагноза. Они ждут точного диагноза, чтобы на его основе начать работу с дефектологом. Или сразу после постановки диагноза опускают руки и никак не работают с ребенком в психологической сфере, а только в медицинской.

Хотя нарушения в развитии ребенка могут быть следствием огромного ряда причин, и не только заболеваний. Любая работа с ребенком строится из двух частей – медицинская и психолого-педагогическая. Идеальный вариант,когда они связаны друг с другом. Это возможно если родителям удастся найти невролога и дефектолога/логопеда, которые хорошо общаются друг с другом.

Но как правило они (эти две части) существуют независимо друг от друга. Поэтому чтобы дефектолог или сами родители эффективно работали с ребенком не нужен диагноз, в отличии от медицины. Нужен дефектолог, сам ребенок и его родители. Которые хорошо знают, как он себя ведет, что он может и чего не может, как общается с окружающими.

Могут быть одинаковые диагнозы и совершенно разные дети, и у них будут разные методы работы. Могут быть разные диагнозы и одинаковые дети, у них будут одинаковые методы работы.

Как исправить — начать работать со своим ребенком. Для этого диагноз не нужен.Помните — безнадежных детей нет.В любой, даже сложной ситуации есть возможность двигаться вперед. Да, маленькими шагами, постепенно, но и море «соткано» из мелких капелек воды.

Читайте также:  Особенности развития детей с дцп: признаки недуга и реабилитация

Ошибка 6. Нужно найти самый эффективный подход

«Поиск волшебной таблетки»

Часто родители бьются в поисках универсального быстрого средства, «волшебной таблетки». Как всякие нормальные родители, они готовы отдать свои последние, за «таблетку», которая вылечит их ребенка раз и навсегда.

В моей практике не было случая, когда ребенку помогло какое-то одно средство или процедура или операция. Все те родители, дети которых догнали своих сверстников, занимались со своими детьми много и долго, и самостоятельно и со специалистами. И всегда это был комплекс – дефектология, физио-, медицина, и прочие.

Кто-то достиг результатов за полгода, а кто-то за несколько лет. Но не было ни разу случая, когда ребенку дали «волшебную таблетку» и все стало на свои места за неделю, либо даже за месяц, без ежедневной работы с ребенком.

Как исправить – настраиваться на долгий путь и ежедневные занятия. Проводить всегда комплекс мероприятий, больше заниматься с ребенком самостоятельно.

Ошибка 7. Опустить руки

«Чувство вины»

Оно съедает силы и время родителей. Напрасно тратиться их ресурс. На самом деле нет смысла себя винить, нужно собрать волю в кулак и работать с ребенком. Чем раньше начнете, чем более методично и системно будете работать, тем быстрее и больших результатов вы добьетесь. Тем быстрее ваш ребенок заговорит.

Как исправить – только хорошая динамика развития вашего ребенка избавит вас от чувства вины. Сконцентрируйтесь на занятиях с ребенком.

Как узнать, все ли в порядке с моим ребенком?

Все просто, надо ответить на 3 вопроса:

  • Вас что-то беспокоит в ребенке? Его поведение, его питание, его общение с окружающими, его речь или ее отсутствие, его привычки, его игры и т.п.
  • Ваш ребенок отстает от сверстников? По речи, по логике мышления, по количеству слов, по четкости дикции, по играм, по выполняемым заданиям и т.п.
  • Как меняется динамика развития ребенка? Замедляется, либо останавливается, либо происходит регресс.

Первые два пункта понятны и просты. Третий пункт давайте разберем чуть подробнее.

Частое явление среди детей с нарушениями развития – остановка или регресс навыков.  Такие дети могут развиваться согласно норм, но в какой-то момент может быть остановка или даже регресс (утрата ранее приобретенных навыков).

Это не происходит в один день, но, если вы будете внимательны к своему ребенку –заметите тревожные признаки.

Сократился перечень продуктов, сократился словарный запас, сократился круг общения с другими детьми или взрослыми, ребенок постоянно задумчивый, не реагирует на просьбы родителей, разучился делать то, что раньше умел (одеваться, раздеваться, наливать себе, кушать самостоятельно и т.п.).

Важно это заметить и начать действовать.

Купить вебинар «Секреты развития речи от логопеда-дефектолога». Вебинар о том, как вызвать появление первых звуков и слов у ребенка, как улучшить качество речи. Какие основные причины трудностей развития речи у детей и когда необходима помощь специалистов. Как родителям и специалистам быстрее преодолеть сложности с развитием речи у ребенка.

Что делать если есть сложности с развитием речи?

Если хотя бы на один из трех вопросов теста  вы отвечаете «да», лучше сходить на консультацию к специалисту.

Если так случилось, что консультация специалистов подтвердила ваши опасения.Ивам нужно заниматься с ребенком, то есть 3 принципиально разные возможности, как это можно сделать. Какую выбрать, зависит от вашей ситуации:

  • Найти специалиста и ездить на занятия от 2 до 7 раз в неделю.
  • Найти необходимые материалы по вашей проблеме прочитать, понять, найти то, что относится к вашему случаю, отсеять лишнее, составить план и действовать самостоятельно.
  • Присоединиться к нашей онлайн-школе, где специалисты подготовят вам план занятий, а заниматься вы будете дома самостоятельно, в удобное время, при методической поддержке специалистов школы.

До скорых встреч! Успехов в работе.

Логопед-дефектолог Андрей Шевченко

Источник: http://si-speech.ru/razvitie-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-rebenka-7-oshibok-roditelej.html

Задержка речи нормы речи в 4 года | Метки: зрр, лечение, развитие, форум

Задержка речевого развития у ребенка — это отставание от возрастной нормы Речевое развитие детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводузадержки речевого развития речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Причинызадержки речевого развития у детей :

  • Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
  • Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
  • Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
  • Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.

Нормы речевого развития у детей в возрасте до 3-х лет.

Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.

Нормы речевого развития: первый год жизни.

  • 2 месяца. Ребенок произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
  • 3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
  • 4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
  • 5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
  • 6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
  • 7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
  • 8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
  • 9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
  • 10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
  • 11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
  • 12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.

Нормы речевого развития на второго году жизни.

Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых.

С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» — кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать.

Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».

Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.

К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).

Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения.

Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен.

Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе.

Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.

Речевое развитие на третьем году жизни

Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста.

Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит.

Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).

Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.

На что необходимо обращать пристальное внимание?

Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши произносят различные звуки «а-а-а», «м-м-м»). Если малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.

Понимание слов обращение к ребенку в возрасте 10-14 месяцев. Если малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для привлечения внимания к себе использует плач.

Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18меясцев дети различают на слух предметы и могут показать на картинке предметы («Где мишка?», «Где ушки?», «Где кукла?»)

Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш способен удовлетворить просьбу взрослого («Возьми мяч и дай его мне», «подними кубик и да его мне»).

Произнесение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем гулять»).

Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно и в возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.

Диагностика и лечение задержки развития речи у детей

Диагностика задержки речевого развития у ребенка происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три — четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению речи надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).

Диагноз задержка речевого развития у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.

Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка развития.

Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами.

Если проблема неврологического характера, и задержка развития речи происходит в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др.), их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.

Также задержка речевого развития неврологического характера лечится методом транскраниальной микрополяризации.

Участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию постоянного электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе), это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие речи, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).

Если у ребенка задержка развития речи вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированный детский

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/165945114-146970568/

Ссылка на основную публикацию