Гармоничное развитие малыша: как подобрать мотодику обучения

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок.

Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение.

Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития.

При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет.

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым.

В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков.

Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой.

Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия. Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста.

Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.

На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.

По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения.

Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей.

В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей.

Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.

Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет.

Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям.

Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный.

Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей.

А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/populyarnie-metodiki-rannego-razvitiya-detei

Топ 8 методик раннего развития детей

В настоящее время стало популярно среди родителей развивать своих детей практически с самого рождения. Методик раннего развития очень много, сложно все перечислить, а тем более рассказать о всех в одном обзоре. Мы выделили 8 самых популярных методик раннего развития. Давайте вкратце их рассмотрим.

1. Методика Марии Монтессори

Возраст детей: методика рассчитана для детей от 3 лет, но на сегодняшний день, в детских садах, где преподают по системе Монтессори, создаются Монтессори-группы для детей и младше 3 лет

Основные принципы: главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания.

Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!». Ребёнку предоставляется возможность полной свободы выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает чем, как и как долго ему заниматься.

Ребёнка не нужно заставлять обучаться, его нужно заинтересовать.

  • Плюсы методики:
  • Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
  • – На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
  • – Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающие за логику, моторику и аналитические способности.
  • Недостатки методики:

– Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.

Читайте также:  Как научить ребенка читать по слогам: советы для ответственных родителей

– Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.

– Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.

– Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

2. Методика семьи Никитиных

Возраст детей: методика подходит для детей от 2 до 17 лет.

Основные принципы: основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.

Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.

В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей.

  1. Плюсы методики:
  2. – Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах;
  3. – Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.
  4. Недостатки методики:
  5. – Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы;
  6. – Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике;
  7. – Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Методика Николая Зайцева

Возраст детей: методика подходит для детей от 1 до 10 лет

Основные принципы: в основе системы обучения Зайцва  — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

  • Плюсы методики:
  • – Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету;
    – У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию;
  • – На занятиях у детей развивается творческое мышление.
  1. Недостатки методики:
  2. – В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму;
  3. – Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике, развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

4. Методика Глена Домана

Возраст детей: по мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам, начиная с рождения.

Основные принципы: во время активного развития мозга ребенок запрограммирован природой поглощать информацию. Он делает это легко, просто и не нуждается в дополнительной мотивации.

Время развития мозга у ребенка: от 0 до 3 лет — наивысшая активность; от 3 до 6 лет — резкое торможение; после шести — почти полное замедление и окончание формирования.

Следовательно, наиболее интенсивной обучающая программа должна быть до 3 лет.

  • Плюсы методики:
  • – Обучение можно начинать с самого рождения;
  • – Заниматься достаточно просто;
  • – Материал для занятий (карточки Домана) можно сделать самим;
  • – Заниматься с ребёнком могут сами родители, не нужно привлекать специалистов;

– Получаем всесторонне развитие (карточки можем показывать на разную тематику – природа, еда, транспорт и т.д.).

  1. Недостатки методики:
  2. – В процессе обучения ребёнок пассивен – просто должен смотреть;
  3. – При этом малыш не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста;
  4. –  Творчество в процессе обучения проявить невозможно;
  5. – Процесс обучения формализован – нужно следовать инструкции и показывать карточки несколько раз в день без пропусков;
  6. – Дети старше 3х лет неохотно воспринимают обучение по методике Домана, если раньше с ними не занимались таким образом.

5. Методика «Вальдорфская педагогика»

Возраст детей: эта система подходит для школьников всех возрастов (от 6 до 17 лет).

Основные принципы: согласно с этой методикой, ребёнка до возраста семи лет (до периода смены молочных зубов) не следует нагружать обучением чтению и письму, а также логическими занятиями.

В раннем детском возрасте необходимо всячески раскрывать творческий и духовный потенциал ребёнка.

Главный принцип Вальдорфской системы: «Детство – полноценная жизнь, которая прекрасна!» Ребёнок воспитывается и развивается в гармонии с природой, он учится творить, слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь.

  • Плюсы методики:
  • – Каждый ребенок – индивидуальная личность со своими способностями. И поэтому обучение происходит согласно потребностям каждого ученика, а не по единой системе, как это принято в большинстве других образовательных систем;
  • – С детьми младшего школьного возраста занимается один единственный педагог, который является для них другом и наставником. Педагоги проходят строгий отбор и должны проявлять гибкость и быть всесторонне развитыми;
  • – В Вальдорфских школах дается минимум академических знаний, особенно в младших классах, натомись больше познаний окружающего мира;

– В школе нет главных и второстепенных предметов. И творческим направлениям уделяется даже больше времени и внимания чем остальным предметам. Потому что считается, что именно они влияют на развитие личности, а не точные общепринятые предметы;

– Отсутствие учебников. При этом дети имеют свои рабочие тетради, общие на все предметы, которые затем скрепляются в одну единую. Таким образом получается, что ученики сами создают свои учебники и возвращаются к записям в случае необходимости, а не забывают и не забрасывают их;

  1. – Применяется междисциплинарный подход в обучение, так, чтобы дети не разделяли разные предметы, а имели общее представления о мире, как о едином целом. Поскольку все в мире очень тесно между собой взаимосвязано;
  2. – Внимание уделяется в равной степени как теории, так и практике, с целью избежать перекосов в какую-либо из сторон. И так, чтобы теоретические знания не терялись;
  3. – Культивируются семейные ценности. И не только среди учеников, но и среди родителей;
  4. – Дети учатся креативно мысли и работать в команде, у них хорошо развивается фантазия;

Источник: https://h-h.com.ua/top-8-metodik-rannego-razvitiya-detey/

10 универсальных правил гармоничного развития ребенка

Это правило развития ребенка первого года основано на простом принципе: все, что окружает малыша, может и должно его развивать. Рассматривая игрушки, подвешенные в кроватке, картинки и плакаты на стенах, иллюстрации в книжках, кроха развивает зрение.

Слушая всевозможные бытовые звуки, мамин голос, музыку, детские песенки, гремя погремушкой, ребенок развивает слух. Играя игрушками разной фактуры, трогая неровные поверхности, перебирая в пальчиках всяческие бусинки и шнурочки, младенец развивает тактильную чувствительность.

А пытаясь самостоятельно достать закатившийся под кровать мячик или открыть дверцу шкафа, ребенок развивает мышление, учится решать свои первые в жизни творческие задачки.

Но развивающая среда не ограничивается только домом. Она существует везде, нужно лишь научиться максимально использовать ее. Старайтесь почаще гулять с малышом в разных местах, чтобы он получал как можно больше впечатлений.

Рассказывайте крохе обо всем, что встречается на его пути, обращайте внимание на животных и птиц, насекомых и цветы, дома и машины, давайте потрогать камень, шишку, цветок, кусочек коры, мох, снег и т.п.

Чем больше впечатлений и ощущений вы подарите своему ребенку, тем лучше он будет развиваться вам на радость!

Правило №2: чтобы ребенок развивался, его нужно носить на ручках

Еще пару десятков лет назад в книгах и статьях для молодых родителей можно было отыскать советы о том, что брать на руки грудничка нужно не слишком часто. Мол, это его избалует. И многие мамы следовали подобным «полезным» советам, хотя сердце им подсказывало совсем другое, а в призывных криках малыша явно слышалось: «Мамочка, подойди ко мне! Мне плохо без тебя!»

К счастью, сейчас взгляды на детское воспитание во многом изменились. И мы вновь возвращаемся к естественным способам выхаживания малышей. В первые месяцы жизни большую часть времени кроха должен находиться у мамы на руках, в слинге, чувствовать ее запах, тепло, биение сердца, ласковые прикосновения.

Только так грудничок будет ощущать себя в безопасности, только так ему комфортно. Ребятишки, которых мамы много носят на ручках, в целом спокойнее, их в меньшей степени беспокоят колики. А в будущем такие малыш и растут более счастливыми и уверенными в себе.

Кроме того, «ручные» детки лучше развиваются физически, уверенно держат головку в срок, имеют более крепкий позвоночник. Это связано с тем, что мама, удерживая кроху на руках или в слинге, параллельно выполняет разные бытовые действия: поворачивается, приседает, наклоняется и т.п.

В результате у младенца постоянно меняется положение позвоночника, и к этим новым условиям ребенку нужно всякий раз приспосабливаться, напрягая шейку и спинку. Вот вам и первая зарядка!

Правило №3: дети, с которыми разговаривают, более развиты

Каждый здоровый ребенок рождается со способностью обучиться речи. Но этого никогда не произойдет без активной помощи любящих взрослых. На первых порах ласковые слова, обращенные к нему, напевные интонации – это своего рода сигнал, что все хорошо, мама рядом, она его любит.

Постоянно разговаривая с крохой, мы, сами того не ведая, формируем у малыша позитивное отношение к миру, чувство защищенности, что очень важно для гармоничного развития.

Пройдет совсем немного времени, и он начнет внимательно вслушиваться в ваши слова, запоминать их звучание, а чуть позже – пытаться повторять за вами и произнесет свои первые звуки и слоги.

Сначала он будет накапливать пассивный словарный запас – понимать множество обращенных к нему слов. А потом научится их говорить. И этот процесс будет идти постоянно, обогащая речь малыша все новыми и новыми словами.

Но, чтобы у нашего маленького говоруна не возникло проблем с речью в будущем, с ним необходимо разговаривать буквально с рождения! Потешки и пестушки, детские стишки и прибаутки, песенки и скороговорки – чем больше таких «звуковых игрушек» будет в вашем арсенале, тем лучше и правильнее будет развиваться речь ребенка.

Правило №4: для развития ребенка первого года покупаем «правильные» игрушки

Через игру и с помощью игрушек маленький человечек знакомится с новым и пока непонятным для него миром, познает его законы, развивается умственно, физически и даже эстетически! Но для того, чтобы игрушки максимально выполняли свои развивающие функции, важно правильно их подбирать.

Прежде всего, игрушка должна быть безопасной для малыша. Не менее важно, чтобы она соответствовала возрасту ребенка. Бесполезно давать семимесячному карапузу пазлы в надежде, что он научится их собирать.

Читайте также:  Особенности современных детей: находим подход к собственному ребенку

А вот пирамидка или ксилофон будут не только понятны и интересны малышу, но еще и полезны для развития. Для того чтобы игрушки были максимально развивающими, они должны чуть-чуть опережать возраст ребенка.

Например, если среднестатистический младенец пробует ставить кубик на кубик в 8–9 месяцев, предложите ему кубики в 7 месяцев. Таким образом вы будете стимулировать развитие ребенка

В арсенале малыша должны быть разнообразные игрушки. Ведь одни из них призваны развивать мелкую моторику, другие – мышление, третьи – спортивные навыки, четвертые – эмоции и т.п. И, конечно, чтобы игрушка принесла крохе максимальную пользу, нужно показать, как играть с ней.

Правило №5: развитие ребенка происходит в игровой форме

Пожалуй, даже взрослым куда интереснее, когда всяческие обучающие курсы и семинары проходят не в виде нудных лекций и зазубривания материала, а построены на ролевых играх и увлекательных тренингах. Так и учиться веселее, и информация усваивается лучше. Что уж говорить о малышах!

Любое обучение необходимо превращать в игру, каждый новый навык – обыгрывать. Только такой игровой подход сделает развитие ребенка гармоничным и не нанесет вреда.

Даже обучение простым бытовым навыкам лучше преподносить ребенку в виде игры.

Пусть сначала он покормит с ложки любимого мишку и умоет куколку, а потом с удовольствием попробует есть ложкой самостоятельно и сам помоет после еды свою измазанную мордашку.

Правило №6: развивая ребенка, не гонимся за рекордами

Наверное, каждый любящий родитель хочет, чтобы его ребенок развивался правильно, чтобы смог в будущем найти свое место в жизни и был счастлив.

Но эти вполне правильные цели хороши только тогда, когда, воспитывая и обучая малыша, мы руководствуемся его интересами.

На деле же нередко встречается, что нами руководят не детские потребности, а наши собственные комплексы и нереализованные мечты…

Чтобы избежать соблазна удовлетворять свои родительские амбиции за счет ребенка, постарайтесь следовать простому правилу: любая игра, любое занятие должны доставлять удовольствие и малышу, и вам.

Не нужно гнаться за рекордами, не стоит переутомлять свое чадо всевозможными занятиями и тренировками. Организм малыша – очень хрупкая система. Он весьма чувствителен к перегрузкам.

Только при разумном чередовании упражнений и отдыха ваши развивающие игры принесут ребенку пользу.

Правило №7: не сравниваем своего ребенка с другими детьми

Бывает так, что нами движет желание «догнать и обогнать» кого-то из друзей по песочнице, кому-то что-то доказать, чтобы нашего малыша ставили всем в пример, чтобы все вокруг им (и нами!) восхищались. Мы начинаем сравнивать своего кроху с другими детьми, которые, как нам кажется, развиваются быстрее, знают и умеют больше.

Мы расстраиваемся и начинаем усиленно заниматься со своим сыном или дочкой, требуя зачастую непосильных результатов.

При этом мы забываем, что наш ребенок – уникальный человечек, он ни на кого не похож, у него свои склонности и врожденные способности, и он вовсе не обязан быть лучшим среди лучших! Следует ориентироваться не на других ребятишек, а на средние нормы развития.

Правило №8: развиваться ребенок должен в безопасных условиях

Очень важно создать в доме, где живет маленький ребенок, безопасную среду.

Это означает чистоту и безопасность материалов, из которых выполнена детская мебель, игрушки и предметы ухода, отсутствие в зоне досягаемости мелких, острых и других опасных для крохи предметов, безопасное расположение мебели, недоступность электрических розеток и проводов, правильное хранение лекарств и бытовой химии и др. Такая среда будет способствовать полноценному развитию ребенка, давая ему возможность исследовать окружающий мир всеми доступными методами без опасности навредить здоровью. 

Правило №9: для развития ребенка первого года нужна… свобода

Быть свободной личностью – не просто красивая фраза, а необходимое условие гармоничной жизни в современном обществе. Только свободный человек может творчески развиваться, добиваться своих целей и при этом радоваться жизни! Детская свобода или несвобода начинается буквально с рождения.

Если мы кормим малыша по требованию, берем на ручки при плаче, то тем самым стараемся прислушиваться к желаниям и чувствам маленького человечка.

Если же пытаемся навязать ребенку свой собственный режим, не считаясь с естественными малышовыми потребностями, то уже с самых первых дней ограничиваем свободу крохи, все решая за него.

Старайтесь не ставить ребенку рамки там, где это возможно. Поменьше заграждений в виде кроватки и манежа, побольше свободного пространства для движения и исследования. Пусть игрушки и книжки всегда будут в зоне доступности ребенка. Пусть слово «нельзя» как можно реже употребляется в вашем лексиконе, относясь только к опасным и действительно нежелательным поступкам.

Правило № 10: создаем в доме спокойную атмосферу

Мы должны четко усвоить одну важную вещь: полноценно расти и развиваться ребенок может только в том доме, где царит атмосфера мира, любви и согласия! Даже совсем крошечный карапуз чувствует наше напряжение, обиду, злость.

И не просто чувствует, а начинает реагировать: он может стать капризным, раздражительным или, наоборот, вялым, плохо кушать и спать. Все это тут же отразится на его здоровье и развитии! Постарайтесь оградить ребенка от всяческих конфликтов.

Приложите все усилия, чтобы кроха не слышал повышенных тонов и особенно крика.

Проявляйте любовь к своему малышу всеми возможными способами: говорите ему об этом, гладьте, целуйте, ласкайте и даже немножко балуйте! Испортить любовью невозможно. А нелюбовью – да.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/5563/10-universalnyh-pravil-garmonichnogo-razvitiya-rebenka

Как подобрать методику раннего развития?

Саниям Коваль

15 февраля 2017

Современные родители уделяют развитию и воспитанию своих детей большое внимание: кто-то занимается самостоятельно дома, кто-то посещает различные студии, кто-то доверяет обучение детей гувернантке.

Что же правильнее? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Хорошо то, что подходит именно вашему малышу.

А как узнать? Сегодня существует несколько наиболее распространенных методик по раннему обучению детей, вот некоторые из них.

Система Монтессори

Задача методики – создать благоприятные условия для саморазвития ребенка. Основательница методики, Мария Монтессори, взяла за основу принцип, когда ребенок сам знает, в каком направлении «двигаться». Задача педагога или родителя – организация процесса обучения при помощи монтессори-материалов.

Плюс. Огромный выбор материалов, которые дают полное представление о форме, цвете, структуре окружающего мира.

Минус. Нет места ролевым и спонтанным играм. Подходит лишь вдумчивы детям, которые способны подолгу изучать один предмет.

Кубики Зайцева

Обучение чтению с 2-х лет. Материалы – кубики, таблицы и музыкальные записи, под которые ребенок пропевает «склады» – части слов.

Плюс. Помогает освоить чтение детям с задержкой психического развития, аутизмом и психоневрологическими проблемами. Пропевание «складов» улучшает качество речи здоровых детей, расширяет их словарный запас.

Минус. Cпециалисты считают, что обучать детей чтению нужно не раньше чем с 5–6 лет. У детей, научившихся читать по Зайцеву, в школе возникают трудности с разбором слова по составу и при фонетическом разборе.

Метод Гленна Домана

Разработана врачом-нейрохирургом для детей с поражениями центральной нервной системы. Основной принцип  – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребенку предлагаются карточки с изображением предметов разных тематических серий. Их показывают 1–2 секунды. Предполагается, что ребенок подсознательно запоминает изображение.

Плюс. Идеально подходит для детей с поражениями ЦНС. Помогает заучить большой объем информации.

Минус. Известны случаи, когда большой объем информации приводил к нервным срывам. Карточки с подписями не дают полного представления о всех предметах и явлениях.

Система Никитиных

Набор заданий как спортивных, так и развивающих, расположенных в порядке возрастания сложности. Ни способ, ни порядок решения их объяснять нельзя. Если ребенок не выполняет задания – нужно подождать, пока он подрастет.

Плюс. Позволяет рационально организовать время, способствует закаливанию и спортивной подготовке детей.

Минус. Отсутствует индивидуальный подход, нет упражнений на развитие речи, отсутствуют ролевые игры.

Как мы видим – ИДЕАЛЬНОГО МЕТОДА ПОКА НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Не стоит придерживаться какой-то одной методики.

Гармоничная личность малыша развивается из совокупности всех этих методик: где-то пошнуровали и собрали  вкладыши Монтессори, потом сложили длинный и короткий паровозик из кубиков Зайцева, собрали узор из кубиков Никитина, составили картину из блоков Дьенеша, посмотрели ролик Домана, конечно, между занятиями попели и потанцевали под музыку, сделали поделку из пластилина, глины на занятиях по прикладному искусству, создали свое государство в студии по песочной терапии,  поиграли с цветным кинетическим песком, поупражнялись на ортопедических ковриках, сделали дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. А еще превратились в настоящих артистов на занятиях по актерскому мастерству и сценической речи, показали свои звонкие голоса и знание музыкальных инструментов в студии эстрадного вокала и пообщались на английском языке, нашли две пересекающиеся прямые на занятиях по математике и, конечно же, научились делить слова на слоги, как настоящие первоклашки. А самое приятное для мам и пап – научились читать!

Но самое главное, не стоит забывать, что занятия должны иметь некую систематичность, если вы, конечно, настроены на результат.

В детском центре раннего развития «Санни Лэнд» занятия регулярны и построены именно так: педагог выбирает и подбирает элементы из различных методик, учитывая интересы и особенности малыша.

В этой солнечной стране детей ожидает все то, что приносит пользу, доставляет радость и удовольствие.

Маленькие жителя творят, играют, танцуют, поют, общаются, и конечно, не догадываются, что увлекательные занятия представляют собой тщательно продуманную систему упражнений, направленную на его развитие.

ВАЖНО! Помните, что высшая точка развития умственных и творческих способностей приходится на период от 1,5 до 3 лет.

Любите своих малышей! Балуйте, хвалите даже за маленькие успехи, гордитесь ими и обязательно общайтесь! И тогда их маленькие секреты будут с вами на протяжении всей жизни!

С уважением, руководитель детского центра Саниям Коваль

Источник: https://www.mama-journal.ru/articles/text/kak-podobrat-metodiku-rannego-razvitiya.html

8 методик воспитания детей. Обзор

Мария Монтессори — в определенном смысле женщина-революционер. Ее отец не хотел, чтобы она получала образование, но несмотря на это она блестяще окончила школу и получила 2 высших образования. Она окончила медицинский факультет Римского университета, где стала первой девушкой-врачом и позже поступила на факультет философии.

Первые идеи по методике воспитания появились, когда Мария подрабатывала в больнице при университете. Там она столкнулась с особыми детьми и стала разрабатывать идею по развитию таких детей в специально оборудованной среде. Позже она переработала свою методику под обычных детей.

Как воспитывать

Методика воспитания по Марии Монтессори основана на свободе выбора и индивидуальном подходе к детям.

Система четкая и разработана до мельчайших деталей. Состоит из трех основных частей: ребенок, среда, воспитатель. Важен именно такой порядок. Задача воспитателя лишь наблюдать и помогать ребенку ориентироваться в специально созданной среде обучения.

Среда — это специальные Монтессори-классы. Просторное помещение разбито на 6 зон.

  1. Практическая жизнь — здесь собраны всякие бытовые предметы для развития мелкой и крупной моторики и получения простых навыков заботы о себе.
  2. Сенсорное развитие — предметы для изучения вкуса, запаха, цвета и формы.
  3. Математическая — предметы для обучения счету и простым вычислениям.
  4. Языковая — чтение и письмо.
  5. Космос — предметы для познания окружающего мира, истории культуры и т.д.
  6. Гимнастика — физическое развитие.
Читайте также:  Развитие детей 3 4 лет: как воспитывать у ребенка самостоятельность

В системе Монтессори дети делятся на три возрастные группы:

  1. от 0 до 6 лет — ребенок готов к развитию основных навыков
  2. от 6 до 12 лет — ребенок исследует мир вокруг себя
  3. от 12 до 18 лет — ребенок размышляет, строит логические цепочки, увязывает факты, выстраивает общую картину мира.

Темп освоения материала, переход из класса в класс определяется только возможностями ребенка. Усвоил материал за полгода — хорошо, за 2 года — тоже хорошо.

Монтессори-школы сейчас распространены, их можно найти в любом более менее крупном городе мира. Например, самая большая Монтессори-школа находится в Индии.

Что почитать

Недостатки

Недостаток методики — дороговизна. Обусловлено это высокой стоимостью подготовки монтессори-преподавателей, оборудования монтессори-классов и приобретения специальных дидактических материалов. Не предусмотрено подвижных и сюжетно-ролевых игр, упор делается на развитие мелкой моторики, логики и аналитического мышления.

Монтессори-школы конечно дорогие, но применять эту методику можно и в домашних условиях. Реально оборудовать такую комнату и дома. Потратиться все равно придется, но зато один раз. Вот, посмотрите эту видео-инструкцию, как организовать монтессори-класс в домашних условиях, если вдруг этого видео недостаточно, то смотрите все, что будут рядом в выдаче и найдете подходящий вариант.

Методика А. Н. Макаренко

Кто такой

ЮНЕСКО включил Макаренко в список из 4 педагогов (Монтессори, Дьюи, Кершенштейнер), которые определили способ педагогического мышления в 20 веке. Антон Семенович разработал методику, которая творила чудеса, делая из беспризорников и малолетних преступников полноценных членов общества.

Как воспитывать

Не нужно забывать о том, когда и для кого преимущественно была разработана методика, но это особо не помешает использовать ее и сегодня просто с поправками на действительность.

Методику Макаренко можно изложить в 7 принципах.

  1. Дети — это не зародыши будущих личностей, а школа не подготовительный этап.
  2. Детей должен объединять коллектив. Каждый ребенок должен чувствовать себя причастным к чему-то большему, должен знать, что он за что-то отвечает. Коллектив должен постоянно развиваться ставить новые цели и идти к ним.
  3. У коллектива должны формироваться традиции большие и маленькие, которые помогают объединять детей, вырабатывать общие нормы поведения.

Источник: https://journal.matras-strong.ru/8-metodik-vospitaniya-detey-obzor/

Раннее развитие ребенка: советы эксперта

Системы раннего развития детей приобретают всё большую популярность в Беларуси. Педагоги утверждают, что чем раньше родители начинают обучать своих малышей, тем лучше раскроется потенциал ребенка, тем более многогранным станет он как личность.

О том, насколько ранним может быть раннее развитие, каждый ли ребенок способен к обучению с пеленок и что необходимо знать родителям, которые хотят заниматься развитием малыша с пеленок, рассказала Жанна Сешук, основатель и директор детского центра гармоничного развития «Игра».

Насколько ранним может быть раннее развитие? С какого возраста родители могут начать заниматься своими детками?

С ребенком нужно заниматься еще до его рождения: мама может разговаривать с ребенком, слушать музыку, смотреть красивые картины, делать то, что в данный момент ей хочется делать. Даже если мама никогда не брала в руки краски, но у нее есть желание рисовать, она должна попробовать. Такие на первый взгляд нехитрые мелочи уже оказывают влияние на ребенка.

Заниматься с ребенком можно сразу после его рождения, но занятие занятию рознь. Самым маленьким детям главное – чувствовать любовь мамы и людей, которые находятся рядом. И это уже занятие: улыбаясь, вы учите ребенка общаться, дотрагиваясь до его кожи, учите тактильным ощущениям. Подарив любовь и просто играя с ребенком, родители его развивают.

По целенаправленному, более скоординированному развитию работают специализированные центры, и основное, что делают сотрудники таких учреждений – учат мам общению с ребенком и игре с ним.

Обучение через игрушки – самое интересное, которое может быть, и для этого не обязательно нужны какие-то пирамидки: в обычный горох можно запрятать мелкие игрушки и попросить малыша их там поискать.

Когда он ищет в горохе игрушки, развивается тактильное восприятие, идет развитие пальчиков, которое влияет на развитие речи.

Самым маленьким детям главное – чувствовать любовь мамы и людей, которые находятся рядом. И это уже занятие: улыбаясь, вы учите ребенка общаться, дотрагиваясь до его кожи, учите тактильным ощущениям. Подарив любовь и просто играя с ребенком, родители его развивают.

У ребенка все процессы очень взаимосвязаны: занимаясь чем-то одним, он развивает что-то другое. Для того, чтобы ребенок заговорил, помимо общения с ним, нужно играть с пальчиками – это стимулирует чистую, хорошую речь. А для того, чтобы ребенок хорошо осваивал математику, логическое мышление, достаточно играть с пирамидками.

Методики развития разработаны давно, они работают и приносят свои плоды. Сенсорное восприятие, тактильное развитие положено на игру. В центре детки с мамами сидят на ковре, преподаватель подает игрушки и рассказывает, как играть. То же самое можно повторять и дома. Но преимущество занятий в центре – их систематизированность и сбалансированность.

Каждого ли ребенка можно развивать с пеленок?

Абсолютно все дети рождаются уникальными и талантливыми, и обучение для них – это игра и ознакомление с миром.

Многие мамы безумно боятся детского сада, и это, действительно, правильно. Представьте себе взрослого, которого вырвали из уютного, теплого пространства и поселили в чужую страну без близких и знакомых. Даже взрослому будет сложно адаптироваться в такой обстановке, не говоря уже о ребенке.

Он не знает правил, не знает, как себя вести, не понимает, что происходит – для ребенка это шок, для мамы – это шок вдвойне. Поэтому я рекомендую мамам, которые планируют к трем годам отдать ребенка в детский сад, найти возможность и начать посещать детские центры.

После занятий там ребенок проще адаптируется к детскому саду, так как подобная обстановка ему уже знакома.

Какие методики для развития детей используются чаще всего?

Самая уникальная методика, оспорить которую невозможно, — это методика Марии Монтессори, изобретенная больше ста лет назад. Причем, эту методику можно адаптировать к современным технологиям и использовать более яркие игрушки и пособия.

Глубинно разработанных методик как таковых очень мало. Например, года четыре-пять назад была очень популярна методика Глена Домана, и популярна она была из-за своей новизны. Но я не могу сказать, что эта методика предназначена для гармоничного развития ребенка.

Она может быть дополнением к какой-то другой системе, но делать основной упор на нее я бы не советовала. Доман рекомендует накачивать ребенка определенными знаниями, но использовать их в будущем очень сложно.

Основная же задача родителей – дать ребенку фундаментальные камешки, а как он ими будет пользоваться, ребенок решает сам. Это и есть гармоничное развитие.

Кстати, я бы не советовала пользоваться методикой Домана для обучения ребенка чтению, так как она ориентирована на англоязычных детей.

Разница между русским и английским языком очень большая, поэтому использовать у нас чтение словами практически невозможно.

Такую же слоговую методику, которую предложила Монтессори, разработал и Лев Толстой специально для чистого русского языка. Нужно работать именно по слоговой системе – это связано со спецификой русского языка.

А что касается методики Зайцева, которую используют практически во всех детских садиках?

По моему мнению, у Зайцева нет методики как таковой. Слоговая система была придумана еще до него, а он лишь наполнил эти слоги звуками. Практика показывает, что эффект от обучения по системе Зайцева и по системе Толстого абсолютно одинаков.

Большая заслуга Зайцева в том, что он перевел систему на коммерческие рельсы и сделал ее доступной всем.

Что бы вы ответили на мнение о том, что методики раннего развития – это не больше, чем новомодные веяния, которые еще неизвестно как скажутся на самом ребенке?

Это зависит от методики, которую используют родители. Результаты применения системы Домана, которая вмешивается в психику и психологию ребенка, действительно, могут быть непредсказуемыми.

Основная задача родителей – чувствовать ребенка и не идти в противовес природе. Если вы будете чуть более внимательны к своему ребенку, вы увидите, что ребенок сам поведет вас в нужном направлении.

Но для этого нужно огромное количество игрушек, чтобы ребенок выбрал ту, которая ему необходима в данный момент, достаточно много времени у родителей и серьезная подготовка хотя бы по общим методикам.

Совместить все это достаточно сложно, поэтому и существуют центры, которые облегчают задачу родителей. Вы можете прийти, позаниматься, и уже дома работать с ребенком.

Кроме того, на занятиях в центре развития у ребенка закладываются навыки общения, он учится договариваться и делиться игрушками.

Какие проблемы помогают решить педагоги, которые работают с малышами в пеленках?

Абсолютно все. Специалисты показывают маме, как не навредить ребенку. Безусловно, все мамы любят своих малышей, но из-за того, что мы хотим сделать что-то очень большое для ребенка, мы начинаем ему вредить.

Иногда мамы перегружают ребенка знаниями: они хотят лучшего, хотят дать ребенку больше, но есть границы, переходить которые нельзя. Тогда у ребенка начинаются проблемы со сном, он перестает улыбаться. Как только ребенок перестал смеяться, маме нужно остановиться и подумать, что она делает не так.

Если малыш кричит: «Не хочу!», забудьте это знание напрочь, иначе кроме вреда оно ничего не принесет.

Кроме любви и добра ребенку нужны границы для того, чтобы правильно развиваться и не опасаться мира, в котором он живет. Если ваш ребенок лежит на полу и бьется в истерике, знайте – это не вина ребенка, а ваше упущение, и найти свою ошибку вам просто необходимо. Ребенок – это ваше зеркало, и если в его поведении что-то не так, значит, вы ошиблись.

Есть ли какие-то негативные стороны в раннем развитии? Некоторые считают, что, развивая малыша с пеленок, мы лишаем его детства.

Мы даем ему детство. Детство в нашем понимании – это любовь мамы и близких, возможность играть с игрушками, некоторая свобода. Причем, понятие свободы у ребенка очень своеобразное: если мама рядом с ним, ему тепло и хорошо, — для ребенка это свобода. Например, в нашем центре мы даем эту свободу: все детки до трех лет занимаются только с мамами – это обязательное условие.

Как выглядит наша страна в вопросах раннего развития детей по сравнению со странами-соседями?

Европа не склонна к особому вниманию по развитию детей вообще. Процесс мышления у людей очень своеобразный – они приветствуют абсолютную естественность. Если у ребенка текут сопли – это нормально. Детские сады, как правило, смешанные, и дети развиваются сами по себе.

Основной упор на образование делается тогда, когда ребенок идет в школу, а до этого родители, как правило, просто любят детей и специально с ними не занимаются.

Но у них есть очень большое преимущество: необходимых игрушек для развития ребенок получает в достаточном количестве, и лежа с ребенком и играя с ним, родители развивают малыша.

Мы вряд ли сможем позволить себе такое количество игрушек, вряд ли сможем позволить себе всей семьей улечься на пол и ползать и играть вместе с ребенком.о у нас развитие идет совершенно по-другому. На Западе все слишком правильно и просто, но все-таки более творческая нация – это жители СНГ.

Марина Шкиленок

Источник: https://obrazovanie.by/01_articles/a_10_102.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]