Современные дети и современное поколение прежде всего отличаются потрясающей нацеленностью на успех. Можно было бы пройти мимо этого момента, если бы дело ограничивалось только нацеленностью.
Давно уже собираюсь написать об отличительных особенностях современных детей, описать их сильные стороны, и обязательно со знаком плюс.
О недостатках современных детей написано достаточно. Да и я не раз писал об этом. Поэтому сегодня только о безусловных достоинствах, а в конце — немного об особенностях.
Особенности современного поколения
Современные дети и современное поколение прежде всего отличаются потрясающей нацеленностью на успех. Можно было бы пройти мимо этого момента, если бы дело ограничивалось только нацеленностью.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Современное поколение ещё и готово к этому успеху!
Успех воспринимается как заслуженный, достигнутый собственными усилиями, способностями, трудом. В хорошем смысле этого слова, как само собой разумеющееся.
Раньше человек был необычайно доволен собой и горд, если он, к примеру, получал первый разряд в любом виде спорта в 18, 25 и даже в 30 лет.
Сейчас дети и подростки воспринимают подобный успех намного более трезво, практично и рационально. Я бы сказал даже взросло.
Помню, как в 23 года я впервые играл в гроссмейстерском турнире и последнюю партию должен был сыграть с экс-чемпионом СССР Владимиром Савоном. Я играл чёрными и думал только о том, во сколько ходов проиграю.
- К 20-му ходу у меня каким-то чудом была совершенно выигранная позиция!
- Ночью я не смог сомкнуть глаз, ходил по комнате и анализировал партию почти каждый час.
- В какой-то момент мне казалось, что от такой эйфории я сойду с ума.
- Думаю, сейчас подобное невозможно даже представить.
- С одной стороны, современному поколению иногда не хватает пиетета и почитания, но с другой стороны, постоянный страх перед авторитетами не позволяет добиться успеха и объективно оценивать свои силы.
Это же касается и других сфер. Придумать идею, опровергнуть существующее ранее и сделать это аргументированно и убедительно, добиться успеха, рано зарекомендовать себя стало одной из самых ярких особенностей современного поколения.
Второй момент, который также нельзя не отметить — это знание своих желаний и целей. Разумеется, я не про капризы. Опять же, более взросло, трезво и рационально воспринимаются жизнь, перспективы.
Полететь на Луну уже не является мечтой. Зато дети и подростки очень хорошо представляют, какую профессию выбрать и сколько им нужно работать, чтобы заработать на осуществление своих потребностей и желаний.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
Ещё одна особенность, которая меня бесконечно удивляет — это как дети впитывают то, что называется «классическим наследием». Никогда раньше не сталкивался с тем, чтобы детей так интересовало «прошлое».
- Правда, если классическое наследие и прошлое преподносятся как лекция или нравоучение — оно не воспринимается.
- Но если это преподносится живо, образно и если сопровождается описанием той атмосферы, тех ценностей и обычаев, которые были актуальны тогда, в том прошлом — глядя на детей я так и вижу, как они переносятся в те времена и пытаются все это представить, понять, вжиться.
Кстати, подобный экскурс очень наполняет их! Опытом, знанием, лучшим пониманием, в том числе и современного.
- И я всегда отмечаю возросшую любознательность!
- Я бы даже сказал, что умение преподнести свой опыт, свои «прошлые» знания так, чтобы это было интересно и понятно, практически всегда обеспечивает уважение детей и устойчивую эмоциональную связь с ними.
- Современные дети потрясающе чувствуют честность и фальшь.
- Может быть, их можно обмануть, но они очень хорошо отзеркаливают взрослого и заставляют его задуматься.
- Они умеют очень трогательно привязываться, если чувствуют доверие и ощущают безопасность.
Лично я получаю огромное удовольствие, когда дети вслух поздравляют. Я даже часто прошу на занятиях высказаться всех, когда у кого-то из детей День Рождения или какой-то успех.
Вместе с тем современные дети намного больше нуждаются в мотивации, как это ни странно.
Они также не умеют эффективно отдыхать. Отдыхать так, чтобы набраться сил, восстановить энергию.
- Они не умеют переключаться.
- В этом им надо помогать.
- И, к сожалению, современные дети не могут вдохновляться от всего того, что нас окружает, и совсем не умеют созерцать.
Они не замечают интересную дорогу, красивые виды вокруг, любопытные явления. А ведь все это способно расслабить, переключить, наполнить силами и вдохновить.
- Когда удаётся научить ребёнка умению обращать на это внимание и испытывать наслаждение — он обретает умиротворение, спокойствие и находится в более выигрышном положении.
- Последняя часть написана не о недостатках, а об особенностях современных детей.
- Учёт этих особенностей позволяет помочь им в сложных ситуациях и более чутко и внимательно относиться к ним.
Это, в конце концов, обеспечивает любящее отношение, которое было нужно детям во все времена, и в котором они особенно нуждаются. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Давид Маркосян
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/articles/179876-o-preimuschestvah-i-osobennostyah-sovremennyh-detey
Как я нашла подход к собственному ребенку в 3 года
Истерики с «крокодиловыми» слезами по несколько раз в день? Ребенок настолько активен, что от его беготни начинает кружиться голова? При этом крайне медлителен во время сборов на улицу и часто буквально застревает в проеме дверей? Глубоко вдохните, выдохните — вы не одна.
В современном мире дети рождаются многовекторными. Ведь теперь вместо древней саванны нас окружают высотные дома, тысячи автомобилей и гигабайты информации в интернете. Для выживания нам, конечно, не требуется ходить на охоту убивать мамонта, заниматься собирательством. Мы должны адаптироваться к современным реалиям, когда ежесекундно наш мозг одновременно проводит сотни операций.
- Наш мозг, а следовательно, и психика усложнились, усовершенствовались в соответствии с ландшафтом.
- Так, если у древнего человека мозг в основном состоял из подкорковых образований (базовые животные инстинкты), то у современного есть потрясающая надстройка в виде коры головного мозга.
- Пятьдесят тысяч лет назад люди в основной своей массе были одновекторными. Большего и не требовалось для выживания в саванне: обладатели кожного вектора были охотниками и алиментаторами древней стаи, анальники передавали накопленные знания и умения из поколения в поколение…
В современном мире информации нашей психике необходимо быть более «прокачанной» и более совершенной. Природа сделала «апгрейд» головного мозга человека, что выражается в появлении целых поколений детей, обладающих одновременно тремя-четырьмя, а то и шестью-семью векторами.
И психика таких детей, соответственно, усложнилась, собрав в себе свойства всех имеющихся векторов.
У детей вектора проявляются в их архетипе. Так, кожный ребенок сызмальства тяготеет к постоянному физическому контакту с матерью: ему нравится касаться кожи мамы, нравятся поглаживания мамы.
По мере своего развития он развивает «хаптильный» талант: познает мир через осязание кожей, через касания, а интересующие его предметы, игрушки он прежде всего хватает ручками и тащит в рот.
Когда такой ребенок научается ходить, то становится буквально неуловимым: выявляется любовь к бегу и подвижным играм.
Когда кожный ребенок начинает говорить, то часто будете слышать от него: «Я первый! Давай наперегонки! Поиграем в догонялки!».
Дети с анальным вектором медлительны, усидчивы. Им нравится долго сидеть на горшке, они могут часами собирать пазлы, слушать чтение книг. Они очень любознательны, отличаются хорошей памятью, обстоятельны, им важно доводить начатое до конца. А также они очень привязаны к маме.
Зрительный вектор у детей. Такие дети очень эмоциональны. Практически одновременно ребенок может рассердиться, заплакать и рассмеяться! Они замечают в окружающем их мире детали, которые проходят мимо взгляда остальных детей, не обладающих зрительным вектором.
У них очень подвижная мимика, по выражению на лице можно без труда прочесть любую эмоцию.
Они впечатлительны, часто восхищаются природой, красками, формами: «Смотри, как красиво! Какое солнышко, мама! Ой, а здесь листочки красные! Мама, это снег!» Зрительные дети могут привязаться к неодушевленному предмету, они восторгаются птичками, кошечками и собачками при встрече на улице.
Моя дочь появилась на свет со всеми тремя векторами.
Любимыми увлечениями моего чада являются активные игры (бег, прыжки на батуте, танцы под музыку), сбор пазлов и конструкторов (от блочных до магнитных), рисование, чтение и лепка, пение и пересказ стихов, кукольный театр.
Всё в соответствии с природными талантами, с заданными природой свойствами векторов. До «кризиса трех лет» — как говорят, проблем не было: послушная (анальный вектор), с ней всегда можно договориться (кожный), ласковая и улыбчивая (зрительный).
Что случилось в три года, спросите вы? Психологи говорят об этом возрасте как об очень важном периоде в жизни ребенка, когда у него появляется осознание себя «как отделенного от внешнего мира, от других людей».
Характерно, что в такой период ребенок все чаще называет себя не по имени, а использует в речи местоимение «я».
Ребенок начинает понимать: есть «Я» и есть другие люди, и я могу делать, что хочу я, а не то, что хотят другие люди (мама, папа и пр.)
На деле, моя дочь периодами стала превращаться в капризного, упрямого, способного на демонстративные истерики ребенка. Что делать? Следовать наставлениям бабушек и «показать, кто в доме хозяин», применяя физическое или вербальное насилие? Шлепать по месту ниже спины или обидно обзывать ребенка, всячески запугивая милиционерами, волками?
Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ответы на эти вопросы и освещает результаты привычного подхода к воспитанию. Любое насилие над детской неокрепшей психикой будет иметь свои последствия. Об этом на нашем портале написано много статей. В этой я хочу поделиться, как знания, полученные на полном тренинге, помогают справиться с кризисом трех лет.
Кожные капризы с манипулированием мы преодолеваем мини-договорами, в которых есть полезные и выгодные действия для обеих — и для меня, и для неё. Например, не хочет одеваться на улицу. А нам очень важно быть ко времени у врача, ехать к нему около часа.
Я ей как бы невзначай предлагаю сходить на ее любимый мультсеанс в кино в выходные и уточняю, что для этого сейчас надо быстро-быстро одеться и выйти из дома. Она, немного подумав, с радостью соглашается. Довольны все: я успеваю к врачу, дочка идет в кино.
НО! Тут надо знать меру: ни в коем случае не переходить на денежный эквивалент! Так как может сформироваться представление, что в этом мире всё можно обменять на деньги.
Анальное упрямство предотвращается тем, что даю доделать начатое до конца. Или доделать какой-либо этап. Важно ДАТЬ ЗАВЕРШИТЬ. Также, после моих системных наблюдений, я перестала торопить дочь при сборах в детский сад. Я просто бужу ее пораньше на 30-40 минут, чтобы она успела «раскачаться» и собраться в садик вовремя.
С демонстративными капризами и истериками, случающимися, как правило, в присутствии бабушек-дедушек, продавщиц, медсестер, дворников или просто прохожих, мы тоже научились справляться.
Признаюсь, что родителям со зрительным вектором придется сначала самим научиться преодолевать свои эмоциональные раскачки. Ведь в момент детской истерики самой хочется плакать.
Однако в такой ситуации важно быть спокойной и, не повышая голоса (а лучше шепотом), удерживать свою позицию, не поддаваться на эмоциональные провокации ребенка (типа: «плохая мамка!», «ты меня не любишь!», «не люблю тебя!»), цель которых — вывести взрослого из себя, из психологического равновесия.
Здесь, конечно, на руку непосредственность и ситуативность внимания малыша, которое можно отвлечь, чтобы переключить ребенка на другую эмоцию. Например, из последнего: не хотела уходить из частной клиники, потому что не дали желаемое.
Истерика была очень зрелищной: рыдала в коридоре, сидя на коленях, обливаясь выдавливаемыми «крокодиловыми» слезами, размазывая слюни и сопли по лицу и футболке. «Добрые» медсестры и санитарочки буквально плясали вокруг нее с конфетками, с разного рода «плюшками». А моя дочь, видя «благодарного зрителя», распалялась при появлении каждого нового доброжелателя.
Так продолжалось, пока мы с ней наедине не остались в кабинете врача (тот после осмотра быстро ретировался, дабы не слышать театральные рыдания малышки).
Что сделала я? Села на корточки рядом с ней, спокойно заговорила о ситуации, выяснила причины ее слез, предложила варианты выхода (тут пришли на помощь кожные уловки). В итоге мы вышли из кабинета совершенно спокойные, быстро оделись и поехали домой, заехав по дороге в ее любимый ресторан (это было частью нашего договора).
Благодаря знаниям, полученным на полном тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, я понимаю свойства психики своего ребенка. Я знаю, почему моя дочь ведет себя так или иначе в каждой конкретной ситуации. Системные знания дают мощную поддержку в воспитании современных многовекторных детей.
- Альфия Смакова
- Раздел: Истории из жизни
Источник: https://svp.expert/istorii-iz-zhizni/smakova-alfiya-zametki-sistemnoj-mamy-kak-ya-nashla-podxod-k-sobstvennomu-rebenku-v-3-goda/
Как найти подход к ребенку: 6 практичных советов
Итак, вы – родители и ваша задача воспитывать ребенка. Казалось бы, все понятно, но вопрос в том, как вы это делаете? Договариваетесь или кричите, давите авторитетом или пускаете все на самотек, распускаете руки или ищете точки взаимопонимания.
Если пока вы не определили свою стратегию воспитания или ни одна из выбранных раньше не сработала, не переживайте. Выход есть! О том, как найти подход к ребенку и снять с повестки дня вопрос послушания – в нашем сегодняшнем материале.
Родители в поиске
Немного истории. Пожалуй, каждый родитель помнит рассказы о том, как раньше, когда детей в семье было много, с ними по факту особо не церемонились. Главой семьи был родитель, его слово было непререкаемо, а авторитет – не поддавался сомнению даже в мыслях.
Сейчас все изменилось с точностью до наоборот – главной ценностью в семье стал ребенок, а мы, родители, вкладываем в него по максимуму. Стараемся дать все самое лучшее, развить таланты, не ограничивать его выбор и ни в коем случае не давить.
Легко ли нам дается все это? Нет, потому что в любом возрасте случаются ситуации, когда нужно, чтобы ребенок просто слушался. Но как этого добиться?
Специалист по семейным отношениям Франсуа Сенгли рассказывает: «В современной семье понятие родительского авторитета девальвировалось.
В наших семьях не говорят «Как я сказал, так и будет» и с одной стороны это хорошо.
Но что делать с импульсивными детскими эмоциями и желаниями? Некоторые родителям, которые справедливо уверены, что криком, угрозами и шлепками проблема не решается, просто не знают, как остановить ребенка по-другому».
Действительно добиться от ребенка послушания в эру свободного воспитания не так-то просто. В боевом арсенале родителей имеются различные манипуляции:
- задабривания «Давай так, ты сейчас собираешь свои игрушки, а я даю тебе конфету»;
- торговля «Или ты сейчас кушаешь все до последней крошки или я не куплю тебе новую игрушку»;
- шантаж «Если ты не сделаешь уроки, о компьютерных играх можешь забыть»;
- уговоры «Пожалуйста, я очень тебя прошу, убери в своей комнате».
Став подростком, воспитанный в таких неконструктивных условиях ребенок, ощутит свою непререкаемую власть и начнет вовсю пользоваться особым положением.
Читай также: Мамины хитрости: быть ближе к своим детям
Методы воспитания
Поиск золотой середины и баланса – основные правила успеха как в жизни вообще, так и в воспитании в частности.
У родителей должен быть авторитет в семье, но это не имеет ничего общего с авторитарностью, властностью и самодурством.
Ваши помощники – доброжелательность и конструктив. Ваши противники – бессмысленные запреты и принуждения.
Также мы подготовили для вас 6 простых правил-помощников:
1. Четкие просьбы. «Убери в комнате» очень расплывчатое требование, и если ребенок не настроен на работу (а чаще всего так и бывает) он может не обратить на него внимание, потому что ему не понятно, с чего начать. Постройте схему уборки: сначала скажите «Подними книги с пола», а затем просите (или требуйте) сделать что-нибудь еще.
2. «Я-высказывания». «Ты ужасный лентяй», «С тобой невозможно разговаривать», «Ты ничего не хочешь делать» — такие замечания никоим образом не мотивируют ребенка и совсем не помогают вам наладить коммуникацию.
Сначала он будет обижаться, а потом и вовсе перестанет обращать на них внимание. Волшебные «я-высказывания», например, «Мне с тобой трудно», «Я сегодня устала, не мог бы ты…
», звучат уважительнее, поэтому ребенок сможет их услышать и попробовать что-то изменить в себе.
3. Акцент на позитив. Говорить: «Я бы хотела, чтобы ты больше уважал своих родителей» лучше, чем «Я хочу, чтобы ты перестал с нами ругаться». Во фразах «не кричи» или «не плачь» частица «не» плохо воспринимается мозгом и вы получаете прямо противоположный результат – еще больше крика или слез. Правильно формируйте фразы и всегда делайте акцент на хорошем!
4. Искренняя похвала. И дети, и взрослые, хотят, чтобы их любили, уважали и признавали. Замечайте и хвалите ребенка за его поступки, выборы, решения, это позволит вам не потерять его доверие. И см.п.3 – делайте акцент на позитив.
Не стоит думать и тем более говорить – «его даже похвалить не за что»! Вовремя встал, меньше провел времени за компьютером, не вымазал свою одежду, ласково улыбнулся, а не набурчал на вас в ответ – все это тоже засчитывается! Чем реже вы будете это делать, тем меньше для этого будет реальных причин.
5. Объятия.Детям жизненно необходим тактильный контакт. Если ребенок уклоняется от объятий – это плохой знак, он вас боится или за что-то обижен.
Обязательно откровенно поговорите о причинах такого поведения, а если у ребенка нет проблем и негатива – вволю обнимайтесь! Даже если ребенок вырос и не хочет, чтобы его тискали, прикоснуться к руке, похлопать по плечу, взъерошить волосы – всегда допустимо, всегда приятно и всегда помогает общению.
6. Личный пример. Ни один из наших советов или ваших нравоучений не сработает, если вы сами не делаете то, чего требуете от своего ребенка.
Именно вы главный пример для своего сына или дочери, он будет делать то, что видит, а не то, что вы говорите.
Хотите, чтобы он правильно питался, интересовался учебой или занимался спортом – делайте это сами! Хотите, чтобы он был внимательным и открытым – общайтесь с маленьким человеком с детства уважительно, интересуйтесь его мнением, прислушивайтесь к его советам.
А у вас есть свои воспитательные хитрости? Делитесь своими находками в х к материалу.
- Читай также: Если ребенок грубит: как вести себя родителям?
- 7 привычек хороших родителей: сделай ребенка счастливым
- Как понять своего ребенка: советы родителям восьмилетки
Источник: https://uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-38732-kak-nayti-podhod-k-rebenku-6-praktichnyh-sovetov/
8 методик воспитания детей. Обзор
Мария Монтессори — в определенном смысле женщина-революционер. Ее отец не хотел, чтобы она получала образование, но несмотря на это она блестяще окончила школу и получила 2 высших образования. Она окончила медицинский факультет Римского университета, где стала первой девушкой-врачом и позже поступила на факультет философии.
Первые идеи по методике воспитания появились, когда Мария подрабатывала в больнице при университете. Там она столкнулась с особыми детьми и стала разрабатывать идею по развитию таких детей в специально оборудованной среде. Позже она переработала свою методику под обычных детей.
Как воспитывать
Методика воспитания по Марии Монтессори основана на свободе выбора и индивидуальном подходе к детям.
Система четкая и разработана до мельчайших деталей. Состоит из трех основных частей: ребенок, среда, воспитатель. Важен именно такой порядок. Задача воспитателя лишь наблюдать и помогать ребенку ориентироваться в специально созданной среде обучения.
Среда — это специальные Монтессори-классы. Просторное помещение разбито на 6 зон.
- Практическая жизнь — здесь собраны всякие бытовые предметы для развития мелкой и крупной моторики и получения простых навыков заботы о себе.
- Сенсорное развитие — предметы для изучения вкуса, запаха, цвета и формы.
- Математическая — предметы для обучения счету и простым вычислениям.
- Языковая — чтение и письмо.
- Космос — предметы для познания окружающего мира, истории культуры и т.д.
- Гимнастика — физическое развитие.
В системе Монтессори дети делятся на три возрастные группы:
- от 0 до 6 лет — ребенок готов к развитию основных навыков
- от 6 до 12 лет — ребенок исследует мир вокруг себя
- от 12 до 18 лет — ребенок размышляет, строит логические цепочки, увязывает факты, выстраивает общую картину мира.
Темп освоения материала, переход из класса в класс определяется только возможностями ребенка. Усвоил материал за полгода — хорошо, за 2 года — тоже хорошо.
Монтессори-школы сейчас распространены, их можно найти в любом более менее крупном городе мира. Например, самая большая Монтессори-школа находится в Индии.
Что почитать
Недостатки
Недостаток методики — дороговизна. Обусловлено это высокой стоимостью подготовки монтессори-преподавателей, оборудования монтессори-классов и приобретения специальных дидактических материалов. Не предусмотрено подвижных и сюжетно-ролевых игр, упор делается на развитие мелкой моторики, логики и аналитического мышления.
Монтессори-школы конечно дорогие, но применять эту методику можно и в домашних условиях. Реально оборудовать такую комнату и дома. Потратиться все равно придется, но зато один раз. Вот, посмотрите эту видео-инструкцию, как организовать монтессори-класс в домашних условиях, если вдруг этого видео недостаточно, то смотрите все, что будут рядом в выдаче и найдете подходящий вариант.
Методика А. Н. Макаренко
Кто такой
ЮНЕСКО включил Макаренко в список из 4 педагогов (Монтессори, Дьюи, Кершенштейнер), которые определили способ педагогического мышления в 20 веке. Антон Семенович разработал методику, которая творила чудеса, делая из беспризорников и малолетних преступников полноценных членов общества.
Как воспитывать
Не нужно забывать о том, когда и для кого преимущественно была разработана методика, но это особо не помешает использовать ее и сегодня просто с поправками на действительность.
Методику Макаренко можно изложить в 7 принципах.
- Дети — это не зародыши будущих личностей, а школа не подготовительный этап.
- Детей должен объединять коллектив. Каждый ребенок должен чувствовать себя причастным к чему-то большему, должен знать, что он за что-то отвечает. Коллектив должен постоянно развиваться ставить новые цели и идти к ним.
- У коллектива должны формироваться традиции большие и маленькие, которые помогают объединять детей, вырабатывать общие нормы поведения.
Источник: https://journal.matras-strong.ru/8-metodik-vospitaniya-detey-obzor/
Консультация на тему: Современный подход к дошкольному воспитанию детей | Социальная сеть работников образования
Консультация для педагогов
«Современный подход к дошкольному воспитанию детей»
Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько различных направлений. С одной стороны – это формирование общечеловеческих ценностей, необходимых для того, чтобы ребенок вырос толерантным, уверенным в себе и коммуникабельным. С другой стороны – это время, когда необходимо его подготовить к обучению в школе, заложить основные навыки и понятия.
Основные принципы дошкольного воспитания детей с переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей.
Если раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, то сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы.
Именно поэтому психологи и прогрессивные педагоги считают, что основные принципы воспитания детей дошкольного возраста должны быть пересмотрены с учетом произошедших в обществе перемен.
В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также для успешного дошкольного воспитания детей необходимо менять собственные стереотипы.
Можно выделить основные принципы, на которых базируется сегодня воспитание детей:
- Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
- Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых. Нужно создавать необходимые для всестороннего развития и дошкольного воспитания детей условия, позволяющие в безопасной обстановке максимально легко и просто получать знания и навыки;
- Помощь в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;
- Объяснение своих требований и поступков. Это позволит малышу понимать, что взрослый не давит на него, а старается уберечь от опасности или учит дисциплине, необходимой в жизни;
- Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;
- Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;
- Проявление чувств по отношению к ребенку. Многим родителям кажется, что ребенок априори знает о том, что его любят. Однако это не соответствует действительности, и малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят. Любовь может выражаться различными способами – ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением.
Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний. Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей.
Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.
Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей.
Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте.
Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.
Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.
Портрет современного ребенка
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового.
Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу ( в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7-8 лет). а это влечет за собой пересмотр методов обучения в младшей школе.
Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики – четырьмя. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.
Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематогрофа.
Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги дошкольных учреждений «нарисовали» портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
Дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам.
Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.
По нашему мнению, это «наслушанность», под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития.
Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бъют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи».
Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е.О.
Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.
Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых «середнячков». Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваювающих программу обучения.
Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами.
Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются.
Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки.
Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Для современного ребенка природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д.Б.
Эльконину игра не достигает). Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками.
Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.
Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д.И. Фельдштейн называет ориентацию общества, и соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями.
Итог – «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть.
исследования показали, что это происходит, из-за «наследования опыта семейных неудач», происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка.
Обобщив фундаментальные исследования последних лет, академик Д.И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей:
- резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;
- рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;
- уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы;
- снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;
- недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;
- значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;
- рост «экранной» зависимости;
- ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;
- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
- снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;
- ассенизация телосложения и снижение мышечной силы;
- рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;
- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение численности одаренных детей.
Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все более выраженными.
Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. Именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.
Старший воспитатель Зинченко Л.М.
Заведующий МБДОУ ЦРР-Д/C № 16 Рогова Р.Я.
Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/05/19/sovremennyy-podhod-k-doshkolnomu-vospitaniyu-detey
Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста
Илюхина Т. Г. Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 21-23. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13744/ (дата обращения: 31.10.2019).
Современное общество изменилось. Глобальные изменения затронули практически все области жизни, поэтому институт семьи, как социальная система, наиболее подверженная воздействиям окружающих ее социальных институтов, также претерпела видоизменения.
Семья наиболее остро реагирует на перемены в экономике, политике, социальной структуре общества. Очевидно, что даже самые незначительные перемены во внутрисемейных отношениях оказывают влияние на формирование, становление характера, жизненных установок и проекций ребенка.
Наиболее восприимчивы к таким изменениям дети дошкольного возраста. В этот период родители, закладывают духовно-нравственную основу, ценности, определяющие ориентиры в жизни. Родители как пример для подражания являются главным показателем хороших и плохих поступков. Все вместе это формирует отношение ребенка к жизни.
За последнее время наблюдается прогрессирующая тенденция обострения социальных проблем института семьи и родительства, кризиса воспитания. Последствия такой тенденции: увеличение случаев самоубийств среди подростков, наркомания, повышение подростковой преступности.
Многие педагоги, психологи, ученые признают, что старые методы воспитания уже не эффективны, морально устарели. Дети изменились, возникла необходимость модернизации форм и методов воспитания.
Все чаще мы слышим о детях «нового поколения», которые имеют выраженные особенности. Такие изменения изучают, отлеживают педагоги, психологи, специалисты помогающих профессий, ученые. Так, например, Р.
Джерард, доктор философии, изучая феномен «нового поколения», говорит о необходимости реформации образования в целом — все больше количество учителей подтверждают тот факт, что старые методы обучения и образования изжили себя, в настоящее время потерпели свою актуальность. [2, с. 19]
Так какие они, дети «нового поколения»? Доктор философии М. Мелвин, говорит о них как о личностях с обостренным чувством самоуважения, независимых, для которых важна свобода. [2, с. 17]
Для таких детей мотивация запугиванием и наказанием неэффективна. Новое поколение обладает врожденной способностью отличать, что есть правильно и хорошо, а что нет. Педагогам и родителям просто нужно дать возможность делать выбор. Таким детям нужна поддержка и принятие, а не то, чтобы их улучшали, меняли, подстраивали под существующие шаблоны.
Современные дети обладают чрезмерной энергией, гораздо активнее предыдущего поколения и это представляет проблему для многих педагогов и родителей. Исследования показывают, что такие дети осознают свои эмоции и внутренние потребности, они более чувствительные.
Очевидно, что изменилась социальная среда ребенка.
Если еще пару десятилетий назад дети в основном развивались в условиях определенного социума — семьи, как правило, патриархальной, дворового окружения, ближайшего окружения, при четкой привязанности к взрослому, то в современном обществе ребенок поставлен в новую ситуацию — нуклеарная семья, разорванные родственные связи, потеря преемственности, давление хаотичного, порой агрессивного информационного потока, идущего из Интернет, телевизора. При этом, информационный поток не упорядоченный, бессистемный, не имеющий структурно-содержательной связи. Все это фрагментарно вписывается в процесс формирования и развития ребенка, не представляя собой целостной, единой картины мира. Совместный семейный досуг зачастую связан с приобщением детей к телевизору. Экранная зависимость приводит к тому, что ребенок не способен концентрироваться на каком-либо действии, занятии, возникает потребность в постоянной экранной стимуляции. Такие дети, как правило, гиперактивны, рассеянны, с отсутствием интересов.
Дошкольный возраст — огромный, важный отрезок детства ребенка. Его не зря называют возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любознательности, любопытства. Это период значимых изменений и формирований в становлении личности ребенка.
У современных дошкольников отмечается сужение уровня сюжетно-ролевой игры, что в свою очередь приводит к недоразвитию произвольности, мотивационно-потребностной сферы личности. Это влияет на психологическую готовность ребенка к школе, проблемам в процессе обучения.
- Все чаще воспитатели говорят о низких показателях дошкольников, требующих в действиях удержания правила, внутреннего плана действий, оперирования образами.
- Тревогу вызывает недостаточная социальная компетентность — беспомощность в отношениях со сверстками, неспособность разрешить простейшие конфликты, самостоятельные решения часто имеют агрессивный характер, низкий уровень коммуникативной компетентности.
- Следует отметить, что изменения современного дошкольника связаны не только с социальными процессами, происходящими в обществе, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современной личности, которые сопровождаются комплексом признаков: независимостью мышлением, креативными способностями детей.
- Также, мы можем говорить о сдвиге возрастных границ детства.
- На наш взгляд, педагогам, воспитателям, специалистам, работающим с детьми важно тщательно анализировать изменения в развитии, становлении как личности современных детей.
В этом плане первостепенной выступает задача разработки и апробации новых методов диагностики и коррекции. Особо это относится к воспитателям и специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Считаем также, что в современных условиях возникает необходимость тесного контакта с семьей воспитанников, для личностно ориентированного взаимодействия семьи и образовательной организации.
В современном мире задача родителя уделить достаточное внимание своему ребенку, помогать ему решать возникающие проблемы, быть вовлеченным в процесс воспитания, и по возможности проводить как можно больше времени с ним.
Содержание распространяемой информации должно быть направлено на формирование общей культуры родительства, повышение уровня знаний, уверенности и веры в себя как родителя. [1, с. 187]
Не случайно, все чаще в современном обществе звучат высказывания о гуманной педагогике, согласно которой процесс воспитания и обучения должен быть выстроен так, чтобы направлять и наставлять ребенка на его духовный путь.
Самое время вспомнить слова Ш. А. Амонашвили, ученого и педагога: «Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее».
Литература:
- Бородина О. В. Роль семейных традиций в духовном воспитании детей дошкольного возраста. //Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (16 апреля 2015 г.) /Отв. Ред. Т. А. Семенова —М.: Издательство «Спутник+» 2015. —с.185–187.
- Грей Д. Дети с небес. М.: София, 2008, — 325.
- Кислицына Т. Г. Русская семья. От рождения к вечности. М.: Белый город, 2013, — 359.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, современное общество, доктор философии, изменение, педагог, процесс воспитания, родитель.
Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте
Современное общество все больше предъявляет требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.
Русский философ И. А. Ильин так писал об этом возрасте: «В этот период жизни — впечатлениям
Родители ждут от сада социальной адаптации своего ребёнка, воспитания коммуникативных качеств, приспособленности к требованиям современного общества.
родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.
Не смотря на то, что общество постоянно меняется, воспитание у детей любви к Родине, стране, гордости за свое Отечество очень
Русские педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста.
Вопросы дошкольной педагогики.
Если говорить о российском обществе, то в нем традиционно задачи воспитания формулировало государство.
Детей можно и нужно развивать в этом направлении с дошкольного возраста, обучать их, воспитывать социально…
ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты, проблема, педагог, защита, современный мир.
детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением…
родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов…
Безусловно, дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими…
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13744/