Перед тем как перейти к рекомендациям по воспитанию самостоятельного ребенка, предлагаю разобраться, что же это такое.
Если заглянуть в толковые словари, то станет понятно, что самостоятельность — это способность к независимости, которая проявляется в критичности, инициативности, ответственности и сопровождается адекватной самооценкой. Поэтому воспитание ребенка должно идти в четырех направлениях.
- Формирование адекватной самооценки.
- Развитие инициативы.
- Формирование критического мышления (в подростковом возрасте).
- Воспитание ответственности.
Как сделать ребенка самостоятельным?
Важно постараться следовать следующим правилам.
Всему свое время
Очень важно понимать, что самостоятельный взрослый когда-то в детстве был очень зависимым малышом. Когда ребенок только рождается, он целиком зависит от своих родителей. Важно помочь ему уснуть, покормить его и позаботиться о настроении. Есть возрастные особенности развития, которые необходимо учитывать при формировании самостоятельности.
Ребенку в 3 месяца важно спать рядом с мамой, в 10 месяцев ходить с поддержкой, а в 5 малыш еще не может сам перейти дорогу. Поэтому пусть приучение к самостоятельности будет своевременным. А то получится как в том смешном комиксе: сначала ребенок сам засыпает, потом сам ест, а потом сам ползет к психотерапевту.
Не надо забегать вперед, это может навредить.
Позволяйте проявлять самостоятельность с младенчества
Такая формулировка может показаться странной. Но когда ребенок пытается сам перевернуться или поползти, поддерживайте его. Дайте ему на выбор 2-3 игрушки.
Когда малыш пополз, не сажайте его в манеж, а сделайте свою квартиру комфортной и безопасной для исследования. Это тоже проявление самостоятельности ребенка.
Казалось бы, такие совсем не значительные для нас действия — в какую сторону поползти или куда пойти самому — оказывают огромное влияние на развитие ребенка.
Оценивайте не личность ребенка, а его деятельность
Очень часто родители отбивают желание что-то делать, когда постоянно дают оценку ребенку с позиции «плохой/хороший».
Лучше прибегайте к следующим формулировкам: «Я вижу, как ты старался, когда мыл посуду» или «Я заметила, что ты сама прибралась в комнате, все разложила на свои места».
Это дает понять, что вы замечаете проявления самостоятельности и поддерживаете их. Вы любите своего ребенка несмотря на то, как он поступает. А вот поступок можете осуждать.
Сделайте вместе
Безусловно, чтобы сделать что-то самому, ребенку важно этому научиться. Покажите, как пользоваться столовыми приборами, карандашом или ножницами. Сделайте несколько раз вместе какое-то дело и только потом ожидайте от ребенка самостоятельного выполнения.
Принимайте помощь
Если трехлетка хочет помочь вам помыть посуду, соглашайтесь. Дети подражают родителям и хотят быть как мама и папа. Пусть вся посуда будет в пене, но зато ребенок получит удовольствие от процесса и почувствует себя более самостоятельным. Не бойтесь включать детей в приготовление еды, уборку, подключайте к выбору продуктов в магазине.
Пусть ребенок учится делать выбор и обслуживать себя. И вам легче, и к самообслуживанию детей приучите.
Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда взрослый мужчина не может приготовить суп или помыть окна — это очень простые занятия, которые не требуют специальных навыков, но корни отсутствия таких умений лежат в детстве, когда родители делают все за ребенка.
Не переделывайте за ребенка, если он не просит
Бывает, что малыш не очень аккуратно вытер со стола. Не надо сразу же переделывать. Поблагодарите, отметьте важность поступка, а потом незаметно сами доделайте начатое. Либо предложите закончить вместе.
Иногда ребенок в силу возраста не может сделать так же, как и вы. Это нормально. Учитесь отказываться от перфекционизма.
Выполнение ребенком какого-то задания, конечно, будет не на таком высоком уровне как у вас, но он должен знать, что его вклад важен.
Не вмешивайте в процесс
Вы видите, что ребенок уже 10 минут пытается завязать шнурки. Если вы никуда не торопитесь, то спокойно подождите. Малыш учится, это важно для него. Вы тоже смогли сделать многие вещи далеко не с первого раза. Помогайте только в том случае, если ребенок просит, либо когда вы на самом деле торопитесь. Но лучше всегда оставлять немного больше времени для самостоятельности.
Ошибки — это нормально
Важно понимать, что ошибаться — это нормально. Ошибка всегда сопутствует обучению чему-то новому. Если родители постоянно указывают на недочеты, это отбивает желание деятельности.
В первую очередь отметьте то положительное, что сделал ребенок, чему научился, что получилось. Попробуйте вместе проанализировать, какие уроки можно вынести из ситуации. Любая ошибка — это опыт.
Разумеется, важно контролировать безопасность ребенка, но в меру.
Составьте план обязанностей для членов своей семьи
У каждого члена семьи есть свои обязанности. Их можно занести в отдельную таблицу и повесить на видное место. Покупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды, уборка ванной комнаты — все эти дела могут выполнять, чередовать и делить разные члены семьи. Ребенок в 4 года в состоянии убрать за собой игрушки с вашей помощью, а в 7 это уже его обязанность.
Уважайте интересы и желания ребенка
Это очень важный момент.
Если родители постоянно выбирают за ребенка не только то, чем ему заниматься, но и постоянно навязывают мнения и говорят, что он должен чувствовать в той или иной ситуации, то, безусловно, это не будет способствовать самостоятельности.
Во всем важна мера: хорошо, если мама и папа учитывают интересы ребенка в еде, в выборе кружка, одежды, друзей, интересуются его мнением по поводу поездок. С возрастом способность выбирать и ответственность должны увеличиваться.
Избегайте гиперопеки
Бывает, что по тем или иным причинам родители боятся отпускать от себя ребенка. Тогда включается гиперопека. Мама постоянно держит малыша за руку, папа не разрешает забираться на домик на площадке или слишком быстро ехать на велосипеде.
Возможно, за ребенка всегда решают, что он хочет есть, говорят, с кем дружить, и постоянно дают оценку чувствам ребенка: вот это чувствовать можно, а вот это — нет.
В таком случае ребенок вырастает с подавленной инициативой и не совсем адекватной самооценкой, что будет, соответственно, способствовать и его несамостоятельности.
Родителям важно проанализировать и понять, почему им страшно отпускать ребенка.
Возможно, есть какая-то своя детская травма либо повышенная тревожность, а, может быть, ребенок достался слишком тяжело? Например, мама не могла долго забеременеть, или это единственный поздний ребенок.
В любом случае родители не доверяют и формируют дополнительную зависимость от себя. Взрослому, который рос под гиперопекой, приходится сложно в жизни. Такие люди всегда ищут того, кто будет на них влиять и задавать направление.
Избегайте чрезмерной передачи обязанностей ребенку
Мы уже говорили о том, что всему свое время. Но важно заметить, что кроме обязанностей у ребенка должны быть и права.
Если вы оставляете пятилетку присматривать за новорожденным братом либо просите трехлетку менять памперс сестре, а ребенок в 7 лет вынужден постоянно прибираться во всей квартире, то это не совсем адекватные требования.
Обязанности должны увеличиваться постепенно, по мере возраста, а времени на свободную игру, общение и учебу нужно оставлять достаточно. Чрезмерная ответственность не по возрасту будет иметь обратный эффект — нежелание проявлять самостоятельность.
Верьте в своего ребенка
Когда вы поддерживаете ребенка в его начинаниях, верите в его силы, это будет иметь колоссальный эффект в развитии самостоятельности. Давайте поддержку, хвалите, говорите «У тебя все получится», «Чем я могу тебе помочь?». Иногда простого невмешательства и поддержки будет достаточно, чтобы хорошо выполнить дело.
Формируйте ответственность
Если вы будете заставлять ребенка формально извиняться или делать что-то ради похвалы, то самостоятельность вы не сформируете. Важно, чтобы ребенок видел связь между своим поступком и его результатом и понимал, что он может исправить. К примеру, малыш разлил воду. Говорить «мамочка устала» или «помоги маме» неправильно.
Надо сказать: «Ты разлил воду, смотри, пол мокрый, он может испортиться, потому что деревянный. А еще здесь кто-то может поскользнуться. Вот тряпочка, вытри за собой». Если ребенок категорически не хочет, вы можете настаивать. Но главное — понимать, что иногда лучше отступить, чем начать кричать или давить.
Пользы от этого будет мало.
Учить ребенка находить себе занятия
Пожалуй, с этого пункта надо было начинать. Он очень важен. Когда в очередной раз ребенок подходит к родителям со словами «Мне скучно», важно понимать, что это тоже в определенном возрасте может считаться несамостоятельностью.
Безусловно, тут нет четких временных границ и правил, но любой ребенок после года в состоянии сам себя занять на какое-то время. И чем старше ребенок, тем больше дел он может придумать и тем дольше ими заниматься.
Важно перестать постоянно развлекать ребенка, чтобы не оказаться потом в ситуации, когда нет времени на домашние дела.
Направлять, но не управлять
Чем старше становится ребенок, тем важнее, чтобы родители отпускали его все дальше. Но, безусловно, некоторые решения вам придется принимать за чадо.
И здесь важно разделять такие понятия как «направлять» и «управлять». Когда вы заботитесь о безопасности и здоровье ребенка, вы помогаете ему ориентироваться в этом мире.
Поэтому стоит отказаться от убеждения, что вы знаете, как сделать ребенка счастливым.
Будьте примером
Насколько самостоятельны вы сами? А ваш супруг? Очень важно, чтобы родители были примером для ребенка, но в то же время не делали за него дела.
Если мама сама не любит прибирать в квартире и постоянно об этом говорит, либо выполняет дела с недовольным лицом, то не стоит удивляться, что дети не горят желанием помогать.
Вы не обязаны любить уборку, но тогда стоит понимать, почему дети не проявляют инициативы в этом месте.
Мы рассмотрели 17 способов того, как воспитать ребенка самостоятельным. Важно понимать, что самостоятельность — это именно то качество, которое сопутствует успешности. Но не стоит забывать, что во всем хороша мера.
Источник: https://1000sovetov.ru/article_kak-vospitat-samostoyatelnost-u-rebenka
«Я сам» или как воспитать в ребенке самостоятельность?
- Как часто от взрослых людей требуют самостоятельности в действиях: в университете, на работе, в быту.
- Но о том, что воспитывать это качество нужно еще с ранних лет, знают немногие.
- Зачастую родители задумываются о воспитании самостоятельности только тогда, когда ребенок уже переступает порог школы.
- Однако чем раньше начать прививать самостоятельность ребенку, тем проще ему будет потом во взрослой жизни.
Проявление самостоятельности имеет место быть уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому не нужно с этим тянуть!
Чувство независимости у крохи
Прежде чем давать практические советы о воспитании самостоятельности, нужно разобраться, что вообще из себя представляет это качество. Составляющие самостоятельности будут разными в зависимости от возраста малыша.
Как правило, самостоятельность ассоциируется с умением делать что-либо без посторонней помощи, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их последствия. Однако соотнести это определение с ребенком, который только появился на свет, невозможно. Для малышей понятие самостоятельности звучит так: это умение найти себе занятие без помощи родителей.
Чувство самостоятельности не возникает в один момент, оно развивается у ребенка постепенно, по основным этапам:
- Первые признаки самостоятельности появляются у карапуза одного двух лет.
Очень важно поддержать ребенка в этот момент, дать ему адекватную свободу в действиях и не мешать малышу заниматься тем, что ему интересно.
- В три года малыш уже ярко проявляет стремление к самостоятельности. Он громко кричит «Я сам!». Например, уже пытается одеваться без помощи взрослых.
- В возрасте 6-7 лет ребенок уже готовится к поступлению в школу и, как правило, посещает дополнительные курсы по подготовке.
В этот период важно поощрять стремление ребенка учиться, хвалить его, а ошибки разбирать совместно, не отбивая у ребенка желания самостоятельно принимать решения.
- Самый трудный для родителей этап – это подростковый возраст. Как правило, ребенок пытается быть полностью независимым и требует понимания от родителей. Часто это приводит к конфликтам в семье. Чтобы недопонимания не было, важно не упустить предыдущие этапы воспитания самостоятельности и выстроить с ребенком доверительные отношения.
Воспитание самостоятельного малыша
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был самостоятельным. Самостоятельность чада значительно облегчает их жизнь, ведь ребенок сам одевается, ест, занимает себя игрой. Но процесс воспитания самостоятельности очень сложный, так как взгляды ребенка и родителей не всегда совпадают.
Основная проблема заключается в традиционном подходе к воспитанию ребенка не как полноправного члена семьи со своими желаниями и целями, а как зависимого и неразумного существа, из которого родители обязуются воспитать человека.
И тут семья сталкивается с проблемой, когда ребенок уже готов к принятию собственных решений, но родители не хотят с этим мириться. И создается система «делай как хочешь, но только так, как я скажу».
Чтобы таких проблем не возникало и ребенок не вырос инфантильным и неуверенным в себе, важно изначально ставить цель: не вырастить «удобного для себя» ребенка, а воспитать полноценную самостоятельную личность.
Основные рекомендации по воспитанию самостоятельности у ребенка:
- Создание соответствующей его потребностям среды.
Ребенок должен чувствовать себя уверенным дома, в своей комнате. Не слышать от родителей бесконечные «НЕЛЬЗЯ», а распоряжаться своими вещами.
- Демонстрация для ребенка, как нужно выполнять те или иные действия, и постоянное мягкое вовлечение в процесс.
Например, малыш может поучаствовать в уборке дома, приготовлении пищи, но только в том случае, если он сам это захочет.
- Проявление терпения.
Поначалу ребенок будет выполнять задания очень медленно и неправильно, но ни в коем случае нельзя ругать его. Ваша цель – не сорваться на малыша, а поощрять его стремление быть самостоятельным.
Справка! На этом принципе базируется развивающая система Монтессори для детей от года до четырех лет.
Дошкольный возраст
- Детей дошкольного возраста (особенно 4-7 лет) рекомендуется вовлекать уже в интеллектуальную деятельность: изучать буквы, цифры, готовить руку к письму.
- Многие родители отдают своих чад на подготовительные курсы, где от ребенка уже требуются концентрация внимания и максимальная самостоятельность.
- Дошколят очень важно cмотивировать на учебу, поддержать интерес к самостоятельному изучению нового.
- Для этого нужно приучить ребенка рассказывать, что нового он узнал, показывать, чему научился на занятиях.
Также необходимо восхищаться новыми навыками и знаниями ребенка. Не менее важно рассказывать чаду, где он сможет применить полученные знания. Рекомендуется рассказывать дошколенку о том, как вы сами учились читать и считать, как вам это нравилось и как помогло вырасти успешным человеком.
Однако главная задача родителя – приучить своего дошколенка к мысли, что у него, как и у всех в семье, есть свои обязанности, правила и нормы. Можно закрепить за ребенком поручение: например, мытье посуды после себя, уборка в комнате, помощь в накрытии стола, помощь в уходе за питомцем.
Если ребенок сталкивается с проблемой, не следует его ограждать от этого. Нужно позволить малышу узнать о последствиях своих действий или своего бездействия.
Важно! Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
Подробнее о младшем дошкольном периоде
Вечером в детском саду, когда все родители забирают своих малышей, можно наблюдать две картины: один ребенок, пыхтя и краснея от напряжения, натягивает ботинки и застегивает пуговицы, а другой – принц, за которого все делают родители. Или на детских утренниках: один малыш размазывает еду по лицу, но ест сам, а другого кормит мама с ложечки.
Разумеется, пока ребенок совсем маленький, родителям сложно поверить в то, что он повзрослеет и будет жить самостоятельно. Но чтобы эта будущая взрослая жизнь не стала для него ужасающей неожиданностью, готовить малыша к ней нужно уже с пеленок, воспитывая в нем самостоятельность:
- Не стоит выполнять за ребенка то, что он сможет сделать без помощи взрослых.
Если малыш уже научился самостоятельно держать ложку в руке или застегивать ненавистные пуговицы, нужно дать возможность делать это самостоятельно.
Разумеется, Вы гораздо быстрее оденете его и завяжете шнурки, но это будет препятствовать воспитанию самостоятельности ребенка.
- Оказывать помощь ребенку нужно только в том случае, если он попросит сам. Если он занят игрой или изучает какую-то вещь, не вмешивайтесь.
- Нужно поощрять его стремление к самостоятельности. Хочет помыть пол? Дайте малышу ведерко и тряпку, а сами незаметно вытирайте образовавшиеся лужи. Хочет постирать свои колготки? Пусть сделает это сам. И ничего страшного, что их придется перестирать, ведь в данном случае важнее развитие ребенка.
- Если малыш ошибается, нужно деликатно объяснить ему, что он сделал не так. Скажите, в следующий раз у него обязательно все получится!
Ответственность
Ответственность – это качество, которое сопутствует самостоятельности. Для того, чтобы сформировать чувство ответственности у ребенка, необходимо создать такие события, в которых у ребенка будут определенные задачи и поручения, где требуется его ответственность. Выполняя или не выполняя эти задачи, малыш будет получать определенные последствия.
Последствия – это далеко не всегда наказание. Скорее вполне естественное развитие ситуации, которое происходит, если ребенок принимает то или иное решение. Например, малыш не погулял с собакой, а она сделала свои дела прямо на пол в его комнате. Ребенок поймет, что это его вина, и ответственно избавится от последствий.
Важно! Поощрять ребенка за ответственное поведение. Формы поощрения могут быть самые разные. От похвалы, до подарков. В зависимости от задач и поручений.
От родителей требуется создание условий для формирования ответственности у ребенка:
- Личный пример взрослых. Если родители сами не держат слово, то требовать это от ребенка бессмысленно.
- Определенные поручения для ребенка.
- Уважение выбора, каким бы он странным ни казался.
- Поощрение ответственного поведения.
- Расставление приоритетов для ребенка.
- Пошаговое обучение чему-либо. Поручая что-то малышу, Вы должны быть уверены, что он это умеет.
- Режим дня для ребенка.
Многие пункты схожи с воспитанием самостоятельности ребенка, так как эти два качества неразрывно связаны.
Как сделать самодостаточным?
- Всему свое время.
Ребенку в 3 месяца важно спать рядом с мамой, в 10 месяцев ходить с поддержкой, а в 5 малыш еще не может сам перейти дорогу. Поэтому пусть приучение к самостоятельности будет своевременным. Не стоит торопиться.
- Позволять проявлять самостоятельность с младенчества.
Когда ребенок попытается перевернуться сам или начать ползти, нужно поддерживать его. Казалось бы, такие совсем незначительные для нас действия — в какую сторону поползти или куда пойти самому — оказывают огромное влияние на развитие ребенка.
- Оценивать действия ребенка, а не его личность.
Например, после того, как ребенок помыл посуду, не нужно говорить, что он «хороший», нужно сказать ему, что Вы заметили, как он старался, когда мыл посуду.
- Делать что-либо вместе.
Чтобы малыш научился делать что-то сам, его нужно научить. Лучший вариант в этом случае – совместная деятельность. Готовьте вместе, убирайтесь вместе, гуляйте с собакой вместе и только потом ожидайте от ребенка самостоятельного выполнения.
- Принимать помощь.
Если трехлетний ребенок хочет помочь Вам с приготовлением обеда, соглашайтесь. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда взрослый мужчина не может приготовить суп или помыть окна — это очень простые занятия, которые не требуют специальных навыков, но корни отсутствия таких умений лежат в детстве, когда родители делают все за ребенка.
- Не переделывать за ребенка, если он не просит.
- Дать возможность ошибаться.
Важно объяснить ребенку, что ошибки всегда сопутствуют обучению чему-то новому. Ошибаться – значит расти.
- Составить план обязанностей для всех членов семьи.
- Уважать интересы и желания ребенка.
Во всем важна мера: учитывать мнение ребенка при выборе еды, одежды, секций, совместных поездок. С возрастом способность выбирать и ответственность должны увеличиваться.
- Избегать чрезмерной передачи обязанностей ребенку.
В перекладывании обязанностей важно не переусердствовать. Если вы оставляете пятилетнего малыша присматривать за новорожденным братом либо просите трехлетнего ребенка менять памперс сестре, а ребенок в 7 лет вынужден постоянно прибираться во всей квартире, то это не совсем адекватные требования. Обязанности должны увеличиваться постепенно.
- Главное – вера в своего малыша.
Верить и поддерживать своего ребенка — обязательные условия для развития его самостоятельности. Важно хвалить, говорить: «У тебя все получится».
Источник: https://karapuz.fun/kak-vospitat-rebenka/vospitanie/samostoyatelnii-reb.html
Каким должно быть воспитание детей 3 4 лет — основные принципы
Добрый день, дорогие читатели! Когда ребёнок появился на свет, мы самостоятельно ухаживаем за ним. Нравится ему или нет, мы одеваем ту одежду, которая подходит по нашему мнению, сами выбираем игрушки. И даже не задумываемся, что скоро настанет тот момент, когда кроха будет хотеть решать сам. До совершеннолетия не нужно ждать. Всего пара лет нас отделяет от этого момента.
Да, мои дорогие, в 3 года у дитя случается первый возрастной кризис! Вы заметили изменения в поведении малыша? И перемена, скорее всего, не в лучшую сторону. Да? Тогда давайте поговорим сегодня о том, какое оно воспитание детей 3 4 лет.
А чтобы лучше разобраться, я расскажу об особенностях развития крохи в этом возрасте, советах специалистов и роли семьи и общества.
Особенности развития в 3 года
М-да… в один прекрасный момент малявочка начинает понимать, что он отдельная личность. В нём просыпается желание решать самостоятельно какие-то вопросы. Просто не всегда дитя попадает в точку.
Например, одеваясь на улицу, Вы не можете его убедить надеть шапку потеплее, потому что на другой карапузу понравилась аппликация. Некоторые родители не выдерживают такого поведения и срываются.
Но, поймите, малышу тоже нелегко в этой ситуации! Он всеми своими попытками показывает, что с ним тоже надо считаться! Не иначе. И здесь очень много зависит от нас с Вами.
Как мы отнесёмся к маленькой личности, такое развитие и будет в дальнейшем.
Попробуйте предоставить варианты выбора, покажите 2 шапки, которые устроят Вас по практичности, с предложением сделать крохе самостоятельный выбор между ними. Вы ничего не потеряете, а малышок останется доволен, что это он решил, какой гардероб одеть.
И ещё, в этом нежном возрасте, карапузу трудно быстро переключаться с одной деятельности на другую. Поэтому, когда игра в разгаре, а Вы настаиваете срочно идти чистить зубки и спать, ничего, кроме бури протеста, не ожидайте. Торопить и шуметь бесполезно.
Читала где-то, что если в этот период негодовать и требовать у крохотули побыстрее сделать что-то, он вырастет медлительным. Так что одно неосторожное действие и малышку будет сложно приспособиться к этой жизни в дальнейшем.
У непоседы в 3 4 года развивается самостоятельность. И это лучшее время для воспитания навыков уборки за собой, складывания аккуратно одежды в ящик. Если Вы не будете терпеливы и станете делать это за своего наследника, рискуете получить в итоге нерешительное существо.
Причины плохого поведения
Хотелось бы начать этот подзаголовок цитатой известного педиатра Е. Комаровского: «100% взрослых знают, как делать детей, но 99,9% не знают, что потом с ними делать». Если задуматься, это действительно так. Мало показать карапузу, как обращаться с ложкой, важно помочь выработать характер. И все проходят через это.
Так в чём же кроются причины проблемы? Может всё дело в психологии?
- Банально, но малышу недостаёт внимания. Взрослые часто увлечены своими важными делами. А поиграть с любимым крохой времени не остаётся. Ведь он уже может сам взять конструктор и собрать, чего ещё нужно? Человек по натуре своей хочет понимания родных и внимания. Вот взрослым разве не хочется порой с кем-то поговорить, да просто помолчать, но вместе с кем-то! Так и детишки. Предлагайте почитать вместе книжку, когда он этого не ждёт. Не отпихивайте человечка с его желаниями. Если родители переносят строительство игрушечного домика на потом, это и может стать причиной гнева крохотули.
- Месть. Да, от такого крохотного существа. Неосознанно, конечно. Например, после долгого пребывания с матерью кроху отдали в детский сад. А там другие люди и график тоже не устраивает. И малышок просто срывает плохое настроение на других.
- Личностное самоутверждение. Так знаменуется сей этап. Дитя личность, а если кто-то против, тот и по чайнику получит!
- Формирование низкой самооценки. И это с нашей, мои дорогие, подачи. К этому приводит слишком сильная или, наоборот, недостаточная опека. Карапуз становится в себе неуверен, пока он не понимает, что его ломают. Вот и выражает негативизм. В дальнейшем это станет неуверенный в себе человек, ищущий совета мамы.
Воспитание в семье
Мало кто не согласится, но основа характера закаляется в семье. Так как правильно относиться к капризам, и какие задачи нам нужно решить?
Основной целью становиться ― направление малыша в нужное русло, без наказаний. Ведь на почве истерики ничего не добьёшься.
Комаровский по этой теме говорит, что когда наступает период истерично-плаксивого поведения, лучше дитя бойкотировать. Капризы не выполнять. Договариваться с ним нужно после наступления успокоения.
Спокойное поведение родителя в этой ситуации заставит скорее побороть приступ гнева у деточки.
Нам подчас бывает тоже непросто уговорить сыночка позаниматься. Ведь логопед даёт задания на дом. Хоть я стараюсь делать это в игровой форме, но у Доминика порой терпения не хватает. Тогда находим компромисс: сначала мы подуем пузыри, потом позанимаемся и уберём за собой игрушки. Когда есть возможность, предлагаю варианты выбора. С Ивоной проще, маленькая пока ещё.
Используйте желание карапуза делать всё самостоятельно в нужное себе русло. Попросите полить цветочки, так разовьёте бережное отношение к природе. Можно и кровать заправить, коряво, конечно, но ведь это период обучения! Со временем научится. Если трудовое воспитание начинать лет в 5, ещё дольше получится приучать к порядку.
В 3 года дитя любит повторять за взрослыми. Купите набор для уборки, миниатюрную гладильную доску. Не заставляйте, а начав уборку, услышите требовательное: «И я хочу тоже!». Мальчикам подойдут муляжные папины инструменты.
Сказкотерапия или воспитание сказкой: что это и как написать правильную сказку.
Гуляя, на улице решайте задачу экологического воспитания. Рассказывайте о растениях, как о живых персонажах. Одна моя подруга сравнивала веточки дерева с пальчиками, и говорила, что рвать их плохо.
Но этот период совпадает с вождениями малышка в детский сад. Как там решается проблема развития у крохи верного отношения к происходящему?
Роль детского сада
Во-первых, это уже коллектив подобных малышу созданий. И эту толпу детишек воспитатели условно делят по половым принадлежностям. Обучение происходит играми, девочек привлекают хозяйственной частью, посудка и т. д., Мальчиков машинками и тому подобным. Но есть и совместные занятия. Это обязательно. А решаются тут задачи такого плана.
- Большую роль отдают патриотическим аспектам. Словарный запас крохотули уже больше 1,5 тыс. слов. Он способен запоминать и логически рассуждать. Любовь к Родине зарождается с любви к семье и близким людям.
- Нравственность. Привить маленькому существу сострадание к другим, прощание обид, доброту очень важно на раннем этапе.
- Сенсорика. Дошколёнок должен знать значения предметов на ощупь: твёрдое ― мягкое, горячее ― холодное. Интересным упражнением является смешивание красок между собой. Кроме того, что это изучение цветов, дитя поражается, узнав, что так можно получить совершенно новый цвет. Такое ориентирование в пространстве помогает тренировать логику и мышление.
- Развитие физической активности учит правильному поведению в коллективе. Да и здоровье укрепляет! В каждом саду перед завтраком обязательна зарядка. Все детишки любят помахать ручками и ножками. Это вызовет только положительные эмоции.
- Бережное отношение к природе. Об этом я уже говорила. В дошкольных учреждениях этому тоже уделяется внимание и большое. Обучение бережливости и аккуратности неотрывно связано и с патриотизмом, добром, любви к близким.
Вообще, воспитатели должны проводить собрания по этому поводу. Доносить до родителей, как правильно направить малыша в нужное русло.
Но к сожалению, в большинстве садов собрания проходят только по причине «собрать деньги»! Но, конечно, это не значит, что с Вашим чадом там не занимаются.
Четырёхлетний карапуз, если что, сам доложит, что там делают они в своей группе и во что играют. Благо, сообразительности и набора слов уже хватает!
Литература
А вот вашему вниманию несколько популярных изданий, которые пригодятся в общении с чадами.
- Марта и Уильямс Сирс «Ваш ребёнок от рождения и до 10 лет». Популярное пособие пригодится не только для дошколят, но и для тех, кто уже переступил порог школы.
- Наталья Ильина, Диана Хорсанд «Растить ребёнка… Как?». Книга основана на личном опыте. Авторы повествуют о сыновьях и дочках от младенчества.
- К. Кволс «Как воспитывать детей без наказания». Описываются способы выхода из конфликтных ситуаций. Полезно будет вооружиться такой информацией!
Конечно, это советы общего плана. Каждое чадо индивидуально. Темперамент дан природой, а характер вырабатывается в семье и коллективе. Помогайте не навредив.
Книга-сборник волшебных и полезных сказок «93 сказки от 38 детских проблем» для вас в подарок!!!
Всего доброго, уважаемые читатели! Не забывайте использовать возможность подписаться на обновления блога, и оставить комментарий по теме. Быть может, Ваш опыт поможет ещё кому-то.
Чуть не забыла, дополните, пожалуйста, список литературы, которая на ваш взгляд может помочь в воспитании наших деток. Огромное спасибо всем откликнувшимся!
Источник: https://my-happybaby.ru/kakim-dolzhno-byt-vospitanie-detej-3-4-let
Как приучить ребенка к самостоятельности? Советы родителям
Наступает время, когда каждый родитель приучает своего ребёнка самостоятельно есть, пить, одеваться, чистить зубы. Казалось бы, такие простые и обыденные вещи, которые каждый ребёнок рано или поздно научиться делать.
Но самостоятельность заключается не только в обыкновенных физических навыках. Чтобы воспитать в ребенке самостоятельность, необходимо также уделять особое внимание и воспитанию волевой самостоятельности.
Чтобы малыш мог принимать правильные решения в своей жизни и не боялся сделать ошибку.
Задача родителей- научить своего карапуза делать осознанный выбор. Приучить ребенка к самостоятельности следует с ранних лет, ведь именно в этот период формируется личность человека. В этой статье мы поговорим о том, как научить ребенка самостоятельности, какие бывают стили воспитания, какие ошибки допускают родители.
Что такое самостоятельность
Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.
Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.
Самостоятельность — это не только физические навыки и умения, самостоятельность — это образ жизни, умение делать правильный выбор, решать задачи, нести ответственность за свои действия, не зависеть от мнения других людей.
Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:
- необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
- Развивать у своего крохи инициативность
- Развивать критическое мышление, особенно у подростков
- Воспитывать чувство ответственности
Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.
Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.
Почему дети не самостоятельные. Как это начинается
Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку.
Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.
Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.
Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».
В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.
Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать. Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.
Стили воспитания
50 лет назад психолог Диана Баумринд высказала мнение о том, что воспитание в семье строится на таких основных качествах, как отзывчивость и требовательность.
Благодаря различным комбинированиям этих качеств появляются различные типы воспитания.
Несмотря на это, всего лишь один из них позволяет воспитать у малыша адекватное чувство ответственности, при этом не нанося вреда для его личности.
Авторитарный стиль
Родители, которые воспитывают своих детей по такому типу, очень требовательны к своему крохе. Особое внимание они уделяют правилам и контролю.
Они прекрасно понимают, как правильно и неправильно, что может быть разрешено и запрещено, что вредно, а что полезно. Родители убеждены, что только строгие правила способны уберечь их чадо от различных неудач.
В случае, если малыш делает что-то не по правилам, его обязательно следует наказать, иначе он «сядет на шею».
В данном типе воспитания сочетаются высокая требовательность и низкая отзывчивость. Специалисты в сфере психологии утверждают, что такие дети вырастают людьми трудолюбивыми, но не уверенные в себе, безынициативными, с довольно низкой самооценкой. Дети авторитарных родителей не способны принять решение, они полагаются на мнение более авторитетного человеке.
Потакающий стиль
Родители, которые воспитывают своих детей согласно потакающему стилю, всегда прислушиваются к пожеланиям крохи и идут на встречу. Они верят, что различные запреты или наказания давно не актуальны и такие методики в воспитании устарели.
Чаще всего такие родители сами в детстве не получали достаточно заботы от своих родных. И таким образом они пытаются восполнить недостаток родительской ласки.
К примеру, взрослые могут помнить, что их отец или мать были достаточно холодны к своему ребёнку, и они думают : «я буду воспитывать своего малыша иначе».
Потакающие родители желают показать своему крохе, что они не только мама и папа, но и его друзья.
В данном стиле приоритетом является высокая отзывчивость. Требовательность здесь минимальна. Потакающий стиль воспитания не является правильным, поскольку родители, которые отказались от наказаний за проступки малыша, рискуют вырастить эгоистичного, самовлюблённого человека, который будет считать, что ему все должны, а его желания должны исполняться сию минуту.
Демократический стиль
Наиболее приемлемый тип воспитания — демократический. Здесь равномерно сочетаются требовательность и отзывчивость. Демократические родители умеют слышать своего малыша, принимают во внимание его мнение.
В то же время они могут применить наказание за определённое поведение и поступки (например, когда ребёнок обижает другого, некорректно себя ведёт). Такие родители всегда могут объяснить малышу, что именно их огорчило, почему последовало наказание или запрет.
Взаимоотношения всегда строятся на разговоре.
Демократичные родители отличаются от авторитарных тем, что первые всегда дают ребёнку некую свободу в рамках разумного. К примеру, родители, воспитывающие детей демократичным стилем скажут малышу: «ты можешь посмотреть мультики, но сначала убери свои игрушки». Такие дети учатся правильно воспринимать границы и нести ответственность за свои поступки.
В действительности, стили воспитания родителей могут отличаться. Например, папа строгий, а мама довольно мягко относится к своему малышу. Родителям важно придти к одному определенному типу воспитания. Только в этом случае, карапуз начнёт осознавать, что можно делать, а что — нет. Не забывайте о том, что малыш должен знать, что его слышат и его мнение также важно.
Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка
Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности.
Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка.
Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.
Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка
- Повелительный тон. В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
- Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
- Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
- Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.
Как воспитать самостоятельного ребенка
Занимаясь развитием самостоятельности у детей раннего возраста, родителям необходимо запастись терпением. Ведь иногда проще взять и покормить малыша, убрать за него игрушки и т.д., тем самым препятствуя его собственной инициативе. Только от родителей зависит, насколько самостоятельным, независимым и ответственным вырастит карапуз.
Основные рекомендации, как помочь ребенку стать самостоятельным:
- Позволяйте малышу делать самостоятельный выбор. Не нужно все решать за ребёнка, предоставьте ему выбор: «сегодня пойдём гулять в парк или на детскую площадку?», «что будешь на завтрак: омлет или запеканку?», «какую кофточку оденем: зеленую или синюю?». Таким образом, малыш учится думать и принимать решение.
- Просите помощь у ребёнка, доверяйте несложные дела по дому. Например, помочь разобрать сумку с продуктами, выбросить ненужный мусор во время уборки. Всегда хвалите ребёнка, даже если результат вас не совсем устроил. Малыш будет знать, что мама ценит его помощь, и ему снова захочется помочь.
- Позвольте малышу заниматься исследованием, получать опыт. Ребёнок может разобрать новую игрушку не потому что хочет сломать её, ему интересно, как она устроена. Старайтесь избавиться от таких слов, как «не трожь!», «не бегай!», «не прыгай!».
- Ребёнку постарше поручите выполнять ежедневные обязанности, прививайте трудолюбие, например, поливать цветы или менять воду для кошки или собаки. Первое время его нужно будет контролировать и напоминать. Не забывайте поощрять малыша, а когда приходят гости, рассказывайте, какой у вас ответственный и самостоятельный ребёнок и, что благодаря ему, у вас на подоконнике растут такие красивые цветы.
- Не нужно делать за малыша то, что он сам уже умеет. Если ребёнок уже может держать ложку и доносить до рта, позвольте ему самостоятельно есть.
- Учите ребёнка, показывайте на собственном примере. Сначала покажите, как заправлять свою постель, потом сделайте вместе, а уже после дайте малышу делать это самостоятельно.
- Позвольте ребёнку совершать ошибки. После завтрака предложите своему крохе помыть за собой тарелку. И неважно, насколько качественно он это сделает. Не критикуйте, наоборот, похвалите его, а сами, пока малыш увлечён игрой, помойте как следует.
- Думайте над каждыми своими запретами. Конечно, есть необходимые запреты для безопасности малыша (переходить дорогу в неположенном месте, объедаться сладостями), но иногда слово «нельзя» родители произносят для своего же удобства. Ведь проще запретить малышу трогать швабру, чем показать, как правильно мыть пол.
- Помогайте, когда ребёнок просит. Научите малыша, чтобы в случае, когда он самостоятельно не в силах что-то сделать, просил вас о помощи. Но это не должно выглядеть так, что ваше чадо не хочет убирать игрушки, потому что устал, и вы тут же начинаете заниматься уборкой. Нет, здесь помощь родителей совершенно не нужна. Ребёнку необходимо помогать, если действительно он не может справиться самостоятельно с какой-то задачей.
- Создайте условия для самостоятельного занятия или игр. К примеру, заниматься творчеством. Если ребёнок уже достаточно взрослый, ему необязательно лепить, рисовать, либо делать аппликации под присмотром взрослого. И не забывайте о свободе выбора, пусть малыш сам решит, хочет ли он сегодня лепить или рисовать. Учите ребенка самостоятельно находить себе занятия.
- Просите у ребёнка совета или мнения. Когда малыш был ещё совсем маленький, родители все решали за него. Если придерживаться такого поведения и дальше, то ребёнок привыкает к тому, что за него могут решить любую проблему. А если вы советуетесь со своим ребёнком, он чувствует свою значимость.
- Верьте в своего ребенка. Если вы поддерживаете малыша, верите в его силы, то впоследствии это даст огромный успех в воспитании самостоятельности. Хвалите, говорите ему. что у него все получится, спрашивайте. нужна ли ему ваша помощь.
- Постарайтесь избегать гиперопеки. Не нужно постоянно водить ребенка за руку, запрещать быстро ездить на велосипеде и так далее. Тем самым вы подавляете его инициативу и у малыша может развиться не совсем адекватная самооценка.
- Подавайте правильный пример. Ведь малыши всегда копируют поведение близких. Если вы никогда не моете посуду после принятия пищи, то и ребенок, вероятней всего, никогда этого делать не будет.
Подводя итоги, можно сказать, что самое главное для воспитания самостоятельного ребёнка — это просто не мешать ему и не делать за него то, что он сам может, а только показывать и направлять.
Не нужно искать оправдания в нехватки времени (легче малыша накормить или одеть), или что малыш ещё совсем маленький.
Тем самым родители постепенно с каждым разом все больше и больше препятствуют развитию самостоятельности и инициативности малыша.
Сейчас существует очень много полезных книг и уроков на тему «как приучить ребенка к самостоятельности«. Рекомендуем вам пройти онлайн-интенсив Елены Даниловой по развитию самостоятельности и ответственности «Я сам». Автор дает очень много интересной информации о воспитании самостоятельности у детей с 1 года и до 12 лет.
Источник: https://vdecrete.ru/vospitanie/kak-priuchit-rebenka-k-samostoyatel-nosti
Как научить ребенка самостоятельности?
Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.
Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.
Распространенные родительские заблуждения:
- «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
- «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
- «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.
Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.
Воспитание самостоятельности у детей: практические советы
Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.
Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:
- Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
- Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
- Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
- Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
- Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
- Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
- Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
- Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.
Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.
Табу при воспитании самостоятельности у ребенка
Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:
- Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
- Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
- Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
- Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
- Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.
Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.
Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?
В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:
- Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
- При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
- Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
- Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
- Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.
Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.
Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnos/