Психомоторное развитие ребенка до года: на какие нормы ориентироваться

Поскольку опыт общения с маленькими детьми у людей неодинаков, а наблюдения за другими детьми на детской площадке явно недостаточно, понятно беспокойство многих родителей по поводу правильного развития своего малыша.

Справиться с данным беспокойством можно с помощью знаний о том, что должен уметь малыш в те или иные возрастные периоды.

Психомоторное развитие ребенка

Поскольку у грудного ребенка наблюдается тесная взаимосвязь между нервно-психическим и моторным развитием, оценка развития ребенка проводится с учетом моторных навыков.

Психомоторное развитие является развитием двигательных и интеллектуальных навыков, зависящих от возраста ребенка, а также определенных наследственных качеств. Для гармоничного и полноценного развития ребенка важно, чтобы:

  • одновременно и гармонично развивались органы зрения, слуха, осязания и обоняния;
  • наблюдалось развитие крупной и мелкой моторики;
  • тренировались все группы мышц;
  • наблюдались социальные контакты (узнавание маминого голоса и пр.);
  • были в норме сухожильные рефлексы и мышечный тонус.

Крупная моторика включает такие навыки, как:

  • переворачивание;
  • ползанье;
  • наклоны;
  • ходьбу и т.д.

Мелкая моторика требует скоординированной работы рук и глаз, а также развития мелких мышц. К мелкой моторике относятся такие способности, как:

  • манипуляция с мелкими предметами;
  • умение передавать предмет из рук в руки;
  • рисование;
  • застегивание пуговиц и т.п.

При задержке моторного развития часто наблюдается задержка психического развития, поскольку у ребенка в таком случае ограничивается возможность восприятия окружающего мира.

Этапы психомоторного развития ребенка

Первое полугодие

На протяжении первого месяца ребенок:

  • способен в положении лежа на животе приподнять и недолго удерживать голову;
  • может сосать кулачек;
  • ищет ртом грудь;
  • фиксирует взгляд и следит за объектом, не поворачивая головы;
  • реагирует на звуки двигательной активностью;
  • способен выражать эмоции с помощью крика и мимики;
  • хватает рефлекторно кольцо;
  • поворачивает голову к источнику света.

На протяжении второго месяца малыш учится:

  • лежа на животе удерживать голову;
  • лежа на животе выводить перед собой руки и раскачиваться на них;
  • улыбаться;
  • гулить при обращении к нему;
  • узнавать маму.

  • держать голову, опираясь на предплечья;
  • удерживать в руке вложенную игрушку;
  • тянуть игрушку в рот;
  • тянуть руку к игрушке и самостоятельно играть с висящими погремушками;
  • реагировать на звук поворотом головы;
  • гулить и смеяться сам по себе.

При обращении к ребенку у малыша наблюдается комплекс оживления.

Обратите внимание: Комплекс оживления начинает формироваться уже на 3-й неделе жизни. Включает сосредоточение и замирание при фиксации на объекте, улыбку, вокализацию и двигательную активность. Наблюдается учащенное дыхание и т.д. В полном составе комплекс наблюдается на втором месяце жизни.

Интенсивность проявления нарастает до 3-4 месяцев, а затем данный комплекс сменяется более сложными формами поведения.

  • умением брать и рассматривать игрушку, перекладывая ее;
  • длительным рассматриванием статичных предметов;
  • умением долгое время самостоятельно играть;
  • способностью переворачиваться на бок;
  • выбрасыванием ручек перед собой при приближении к опоре;
  • умением находить маму глазами и следить за ней;
  • способностью смеяться.

К пятому месяцу малыш хорошо различает своих и чужих, сопротивляется попытке отобрать у него игрушку и проявляет массу разнообразных эмоций.

Умеет:

  • переворачиваться на живот;
  • подползать на животе к объекту;
  • искать упавший предмет, перекладывать его и тянуть в рот;
  • отличать интонации голоса;
  • стоять с поддержкой;
  • прыгать в прыгунках;
  • певуче гулить;
  • длительное время рассматривать предметы и свои ручки.

Пробует встать на четвереньки.

  • способность самостоятельно садиться;
  • переворачиваться в любую сторону;
  • умение стоять на четвереньках;
  • хождение с поддержкой;
  • кратковременное стояние у опоры.

Полугодовалый ребенок уже реагирует на свое имя, лепечет (»ба-ба» и т.д.), прислушивается к музыке и к словам, и эмоционально реагирует на звук.

Малыш уже может пить из чашки и самостоятельно есть печенье, а также брать в руки крошечный предмет. Любит бросать игрушки, пытается достать удаленный предмет и активно требует грудь.

В этом возрасте у детей появляется пищевой интерес, поэтому ребенок с удовольствием пробует разнообразные продукты.

Второе полугодие

На протяжении седьмого месяца ребенок учится:

  • вставать с опорой, долго стоять возле нее и переступать;
  • ползать на четвереньках;
  • ходить за руки;
  • откликаться на имя и протягивает к близким ручки;
  • произносить слоги, которые повторяются. Лепет приобретает сложный эмоциональный характер – малыш старается копировать речь взрослых.

В этом возрасте ребенок хорошо различает людей и боится незнакомых, ест с ложки и умеет засовывать соску в рот. Узнает некоторые предметы, любит играть в прятки и ищет игрушку, которую спрятали. Обожает стучать предметом о предмет и размахивать игрушкой, может взять мелкий предмет двумя пальчиками, а также положить в коробку кубик. Умеет хлопать в ладошки, интересуется новыми предметами.

В восемь месяцев малыш активно ползает, ходит с поддержкой. Предметы может брать с помощью большого и указательного пальца.

  • самостоятельно стоять;
  • ходить вдоль опоры и за одну ручку;
  • быстро ползать;
  • сидеть на горшке и держать чашку;
  • свободно менять положение тела;
  • выполнять разнообразные манипуляции с игрушкой и простые команды;
  • показывать знакомые предметы и части тела;
  • делать ладушки и махать ручкой («пока-пока»).

Наблюдается звукоподражание. Ребенок не только произносит много слогов, но и осознанно говорит «мама» и «папа».

В десять – двенадцать месяцев большинство детей самостоятельно встают и ходят, могут
подниматься и спускаться с поддержкой по лестнице, слезают с невысокого стульчика или дивана. В этот период малыш уже может:

  • есть густую пищу ложкой;
  • собирать пирамидку;
  • кидать мячик;
  • висеть на кольцах;
  • время от времени проситься на горшок;
  • без труда находить и показывать знакомые предметы;
  • выражать свое согласие и несогласие;
  • выполнять простые команды и играть в простые образные игры;
  • произносить простые слова;
  • двумя пальцами подобрать крошки.

Ребенок уже знает слово «нельзя» и проявляет интерес к другим детям.

Рекомендация: если вы заметили несоответствие развития вашего ребенка принятым стандартам, не стоит преждевременно переживать, поскольку каждый ребенок индивидуален.

Малыш может сесть не в 6, а в 7,5 месяцев, и это тоже будет считаться нормой.

Тревожным симптомом является серьезное отставание от нормы, и в таком случае надо обратиться к педиатру, который при необходимости назначит консультацию невролога.

Источник: http://puzikkarapuzik.com/kalendar-razvitiya-rebenka/kak-samomu-otsenit-psihomotornoe-razvitie-rebenka-vozrastom-do-1-goda.html

Психомоторное развитие ребенка до года

Радуясь успехам своего карапуза, молодые родители должны обязательно понимать, что психомоторное развитие ребёнка до года проходит очень интенсивно. Ежедневно ребёнок обретает новые умения и навыки и чтобы он не пропустил ни одной ступени, мама и папа должны зорко контролировать процесс и проявлять готовность включиться в него при необходимости более активно.

Помесячное психомоторное развитие ребенка до года

Мы уже писали о том, что умеет новорождённый: он жмурится при ярком свете, реагирует на громкие звуки и по привычке большую часть времени пребывает в позе эмбриона. Теперь настало время рассказать, чему он учится из месяца в месяц.

1 месяц

Ребёнок в 1 месяц умеет следить за движущимся предметом и фокусировать взгляд на чем-то неподвижном, показавшимся ему интересным. Малыш «пробует на вкус» звуки – сначала это «г» и «к», впрочем, пока весьма отдалённые. Крепкие младенцы учатся поднимать голову, лёжа на животе.

2 месяца

Зрительное внимание ребёнка привлекают предметы контрастных расцветок и/или с чёткими геометрическими узорами, а также, конечно, лицо матери. В поисках источника звука малыш вертит головой, а в речи появляется «гуление». Общаясь с близкими, карапуз проявляет эмоции – улыбается. К концу 2 месяца ребёнок уже может в течение нескольких секунд держать в руке игрушку.

3 месяца

Внимание малыша уже подолгу концентрируется на игрушках – некоторые он может рассматривать по нескольку минут и стараться не выпускать из поля зрения, даже если они «убегают».

Появляется желание схватить игрушки руками – самое время использовать мобиль на кроватку.

Особый интерес ребёнка начинают вызывать его собственные руки, речь оживляется – общаясь с близкими, к речевой и эмоциональной активности малыш прибавляет и двигательную.

4 месяца

Формируется бинокулярное зрение, ребёнок учится оценивать расстояние. Активно развиваются эмоции: малыш отличается своих по голосу, смеётся, демонстрируя удовольствие и пугается, если становится страшно. В плане моторики появляются ощутимые достижения – лёжа на животе карапуз уже пробует переворачиваться на бочок.

5 месяцев

Зрительного внимания ребёнка уже хватает на то, чтобы следить за двумя предметами попеременно. К интересам ребёнка добавляется музыка, «речь» становится более плавной – появляются слоги и, самое главное, потребность «поговорить». Лёжа на животе и опираясь на кисти рук ребёнок уже может высоко поднять верхнюю часть туловища, а лёжа на спине переворачивается на живот.

6 месяцев

Родители 6-месячного ребёнка с удовольствием фиксируют проблески целенаправленного общения: ребёнок уже понимает жесты, по-разному реагирует на звуки. Включается «самоговорение» — дети в этом возрасте могут подолгу «говорить» сами с собой, а также манипулировать игрушками. В двигательной активности тоже прорыв – ребёнок учится ползать.

7 месяцев

В 7 месяцев ребёнок уже уверенно сидит – самостоятельно или опираясь на руку, он становится любопытным, в связи с чем приходится вносить разнообразие в его игры. Развитие речи выражается появлением лепета, а зрительно внимание становится подспорьем для развития хватательного рефлекса.

8 месяцев

Малыши в этом возрасте невероятно заняты: они изучают новые предметы, активно болтают, шустро передвигаются на четвереньках, самостоятельно садятся. Самое время играть в «ладушки», разучивать «воздушный поцелуй» и «пока-пока».

9 месяцев

Такому взрослому карапузу уже вполне можно сказать «дай руку», «возьми мишку», поцелуй маму» — и рассчитывать на результат. Появляются первые слова, общение становится более разнообразным – ребёнок учится пользоваться жестами. Многие дети в этом возрасте уже ходят, используя подручную опору.

10 месяцев

10-месячные дети активно используют память и мышление: они учат части тела, узнают предметы и звуки, собирают пирамидку. Игры с игрушками становятся предметными: мячик ребёнок бросает, а машинку – катает. В речи малыш использует приёмы подражания, потому любит разговоры со взрослыми.

11 месяцев

В этом возрасте дети начинают понимать слово «нельзя», стартует процесс социализации – малыши проявляются интерес к играм со сверстниками. Развитая речь ребёнка используется им по назначению: малыш может сообщить вам, что голоден, или что ему пора сменить подгузник.

Читайте также:  Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога для родителей

12 месяцев

Годовалые дети – настоящие обезьянки. Они охотно копируют действия взрослых, активно пополняют словарный запас и уже могут узнать предмет, известный им в реальности, на картинке. К своему первому дню рождения почти все уже умеют самостоятельно ходить, приседать и ставать из любого положения.

Как правильно следить за психомоторным развитием ребенка до года?

Несмотря на то, что все родители считают своего ребёнка лучшим в мире, многие с опаской следят за тем, как он развивается. Бывает, что психомоторное развитие ребенка до года немного не совпадает с нарисованной педиатрами схемой, что делать в этом случае?

  • Наблюдать за развитием ребёнка с любовью, искренне радуясь его, пусть даже не своевременным успехам.
  • Направлять его развитие, предлагая необходимые упражнения и игры.
  • Помня о том, что каждый человек уникален, не торопить ребёнка в обретении новых навыков.
  • Не сравнивать успехи малыша с успехами других детей – только с ним самим в прошлом.

Хочется надеяться, что полученные вами знания помогут вам верно оценить психомоторное развитие ребенка до года и принять верное решение по тому, как себя с ним вести.

Источник: http://www.rebenokdogoda.ru/psixomotornoe-razvitie-rebenka-do-goda.html

Психомоторное развитие ребенка до 3-х лет

Развитие ребенка, пожалуй, одна из самых волнующих тем родительского сознания.

Какими ключевыми навыками для своего возраста он должен обладать и какие пути становления ему присущи, порой без базы знаний определить самостоятельно не под силу. Здесь большую роль играет многодетность.

В этом случае у вас есть наглядный пример для сравнения. Но если в вашей жизни пока только один ребенок, то компетентная литература – спасение.

На ранних этапах развития ребенка разделяют два вида патологий: врожденная и приобретенная. Если к первой вы носите косвенное причастие, то виной второй родители. Именно от них зависит адаптационный период ребенка.

Общение с матерью и членами семьи в детском возрасте несет огромное значение в формирование личности, его умений и навыков. В противном случае вы столкнётесь с задержкой психического развития на ранней стадии.

Если этот феномен ещё под силу исправить, то развившуюся в последствии полную социальную дезадаптацию – нет. Неспособность к жизни в окружающем мире – настоящая катастрофа для маленького человека.

Психомоторное развитие достаточно широкое в своем смысле слова, оно включает в себя оценку зрения, слуха, двигательных функций, социальный контакт и другие. Здесь учитываются многие факторы, начиная от положения головки малыша, до самостоятельного приема пищи.

Немаловажный аспект, это чрезмерно активная воспитательная функция. К примеру, ребенок не может самостоятельно удерживать игрушку, если ему никогда ее не давали, но также и из-за врожденной патологии. Если вы склоняетесь ко второму, то есть срочная необходимость в посещении педиатра, который сможет вынести профессиональный вердикт.

Двадцать восемь лет назад были разработаны наглядные таблицы психомоторного развития для быстрого определения результата. Что позволяет мгновенно сделать первую оценку наличия патологии. Таблицы легки в использовании и очень функциональны. Рассмотрим первые три года развития ребенка, основываясь на данные показатели.

До года:  

За двенадцать месяцев своей жизни ребенок учится самым главным вещам познания окружающего мира. С каждым днем багаж его знаний и навыков пополняется, что двигает психомоторное развитие.

На данном этапе не стоит основополагаться на табличные данные буквально. Ведь некоторые умения больше присущи девочкам, а другие мальчикам. Также дети делятся на «ранних» и «поздних».

Но не стоит слишком затягивать с оценкой, так как месячных сдвигов быть не должно.

По статистической оценке средних показателей психомоторного развития ребенок до года должен научиться:

  • Улыбаться и реагировать на обращения взрослых.
  • Повторять слоги и звуки.
  • Показывать свое недовольство на резкие звуки и яркий свет.
  • Поднимать голову и удерживать её не менее 20сек.
  • Фиксировать взгляд на предметах.
  • Поворачиваться со спины на бок и обратно.
  • Пружинить ножками, при поддержке за подмышки.
  • Поворачивать голову в сторону звука.
  • Тянуться к игрушке и хватать ее.
  • Громко смеяться.
  • Узнавать маму.
  • Самостоятельно сидеть.
  • Вставать на четвереньки и уверенно ползать.
  • Самостоятельно вставать у опоры и опираться на ноги.
  • Брать мелкие предметы двумя пальцами.
  • Сооружать пирамиду из кубиков.
  • Есть с ложки и пить из кружки.
  • Узнавать знакомых, и пугаться чужих.
  • Играть в «ладушки» и «прятки».
  • Кивать положительно и отрицательно головой.
  • Знать свое имя и откликаться на него.
  • Показывать пальцем на знакомые предметы.
  • Использовать по назначению расческу.
  • По просьбе обнимать родителей, стремиться к одобрению.
  • Подражать действиям других.
  • Умышленно бросать игрушки.
  • Показывать части лица и тела по просьбе.
  • Голосом или жестом сигнализировать о своих желаниях.
  • Понимать значение слов «можно» и «нельзя».

До двух лет:

На втором году жизни психомоторное развитие ничем не уступает годовалому. К уже приобретенным навыкам добавляется ряд более сложных и расширенных умений. Малыш учится:

  • Много ходить, приседать, перешагивать препятствия.
  • Самостоятельно кушать ложкой.
  • Повторять действия игр.
  • Понимать значения слов «круг», «шарик», «квадрат» и другие.
  • Различать предметы по цвету и величине.
  • Стремительно увеличивать словарный запас.
  • Применять более сложные слова в диалоге.
  • Самостоятельно надевать на себя детали одежды.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Использовать глаголы, прилагательные и местоимения в речи.
  • Уметь задавать вопросы.
  • Рисовать «каракули» карандашом.

До трёх лет:

Основные навыки этого возраста больше совершенствуются, нежели добавляются новые. Здесь важно уделять ребенку как можно больше внимания и помогать в его развитии. С двух до трех лет малышу необходимо научиться:

  • Перешагивать препятствия, равные высоте одной средней ступени.
  • Полностью самостоятельно одеваться.
  • Формулировать сложные предложения.
  • Задавать вопросы «Где?», «Когда?».
  • Различать события «вчера», «сегодня», «завтра».
  • Знать геометрические формы и основные цвета (белый, черный, красный, зеленый, синий).
  • Играть в игры с сюжетом.
  • Знать применение салфетки или носового платка.
  • Лепить фигурки из пластилина и рисовать простые рисунки на бумаге.

Полагаться в этом вопросе стоит на многие аспекты, которые подробно описаны в научной литературе. Немало великих российских и зарубежных авторов посвятили этой теме не одно свое издание.

Наука о детях очень интересная, она с каждым днем приобретает все новые краски, тем самым совершенствуя прежние показатели. Но не стоит забывать и о том, что психомоторное развитие напрямую связано с воспитанием.

И только от этих факторов зависит то, кем в будущем станет ваш ребенок.

Источник: https://blog.nils.ru/psihomotornoe-razvitie-rebenka-do-3-h-let/

Нормы психомоторного развития ребенка

31.07.2019

  • развитие способности видеть, рассматривать, исследовать, узнавать предметы и объекты окружающей среды;
  • способность узнавать и различать различные звуки;
  • развитие двигательной сферы, способности к овладению двигательными навыками;
  • развитие процессов внимания, памяти, мышления;
  • развитие способности к взаимодействию, формирование
  • психологической устойчивости.
  • появляется улыбка, вокализации, двигательное оживление в ответ на  общение со взрослым;
  • многократно повторяет слоги, звуки — гулит;
  • выражает неудовольствие на сильные звуковые и световые раздражители;
  • поднимает и удерживает голову в вертикальном положении тела и лежа на животе;
  • лежа на спине, поворачивается на бок;
  • фиксирует взгляд на лице, игрушке и прослеживает движение; 
  • ищет источник звука поворотом головы.
  • поворачивается со спины на живот, а затем и обратно;
  • в положении на животе – уверенная опора на предплечья, а позже – на ладони выпрямленных рук;
  • стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев;
  • при поддержке за туловище, на твердой основе пружинит ножками;
  • четко находит источник звука в пространстве поворотом головы;
  • тянется к игрушке и рассматривает ее, держа в своей руке, перекладывает из руки в руку;
  • частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками;
  • громко смеется в ответ на эмоциональное обращение;
  • узнает мать, радуется при ее появлении.

Играя с ребенком, выполняя необходимые процедуры по уходу за ним, ласково разговаривайте, старайтесь поймать его взгляд, вызвать на общение. Сопровождайте свои действия песенками, потешками. Берите малыша на руки, плавно покачивайте, улыбайтесь ему – все это укрепляет взаимосвязь между  мамой и ребенком.

Чему учится ребенок с 7 до 9 месяцев

  • при подтягивании за руки поднимает голову, садится;
  • самостоятельно сидит и встает на четвереньки, раскачивается, а затем ползет;
  • самостоятельно встает, держась за опору, хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки;
  • пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела;
  • берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку;
  • рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает и следит за игрушкой, которая упала вниз;
  • ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки;
  • ребенок  узнает знакомого взрослого,  появляется страх «чужого»;
  • внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт – появляется стойкий познавательный интерес;
  • появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги;
  • появляется интонационно-выразительный лепет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да»; общается жестами;
  • играет в «ладушки», «сороку», «прятки»;
  • кивает головой, показывая согласие «да», отрицание «нет»;   
  • знает свое имя, поворачивается на голос;
  • самостоятельно играет с различными игрушками, умышленно сбрасывает их и ждет, когда мама поднимет.

Чему учится ребенок с 10 до 12 месяцев

  • появляются первые самостоятельные шаги без поддержки;
  • уверенно и быстро ползает на четвереньках;
  • появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами;
  • собирает пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики, играет в кубики и др.;
  • по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку;
  • выполняет простые поручения;
  • очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке;
  • легко вступает в контакт, подражает действиям других людей;
  • взаимодействует с другим ребенком, сопровождая это смехом или лепетом;
  • по просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, любят похвалу;
  • реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями по просьбе и самостоятельно;
  • с удовольствием выполняет разные известные действия: «сорока», «ладушки», «до свидания»;
  • по просьбе показывает части своего или чужого лица и тела; 
  • голосом или жестом сигнализирует о своих желаниях;
  • ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери».
Читайте также:  Как успокоить ребенка во время истерики:

На что обратить внимание родителям

  • отставание в росте, весе;
  • при общении с близкими взрослыми не проявляет положительной эмоциональной и двигательной реакции;
  • проявляет слабую или, наоборот, преувеличенно сильную реакцию на изменения внешнего мира (звуки, яркий свет и т.п.);
  • ребенок не выполняет и не усваивает двигательные навыки в соответствии с возрастом;
  • в выражении своих потребностей и желаний не используется указательный жест;
  • не проявляет заинтересованности в контакте с близкими людьми, не выделяет чужих.

Чему учится ребенок с 1 года до 1,5 лет

  • много ходит, приседает, может пятиться, перешагивает препятствия приставным шагом;
  • может самостоятельно есть ложкой густую и жидкую пищу;
  • повторяет ранее видимые действия в игре;
  • ориентируется в формах: (шарик, кубик, кирпичики пр.);
  • различает предметы по величине;
  • обобщает предметы по существенным признакам (машинки, кубики);
  •  быстро расширяется запас понимаемых слов, увеличивается словарный запас;
  • использует более сложные слова при общении.

Чему учится ребенок с 1,5 до 2 лет

  • прыгает, бегает, перешагивает и обходит препятствия;
  •  ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см;
  • частично надевает вещи с помощью взрослого;
  • понимает рассказ по картинке,
  • отвечает на простые вопросы;
  •  выполняет несложные постройки из  кубиков— домик, ворота и т.п.;
  •  обозначает действия двумя словами, использует глаголы.

На что обратить внимание родителям

  • ходит на носочках; походка неуверенная, покачивающаяся; часто натыкается на предметы;
  • низкий познавательный интерес к окружающему миру, стремление к одиночеству;
  • ребенок не интересуется игрушками, не подражает действиям взрослого;
  • не  откликается на свое имя, не использует речь для общения;
  • бурно реагирует на запреты (падает на пол, бьется головой …)

Чему учится ребенок с 2 до 2,5 лет

  • перешагивает препятствия высотой 15 – 20 см чередующимся шагом;
  • правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть
  • частично или полностью самостоятельно одевается;
  • употребляет в речи прилагательные и местоимения, а затем – сложные предложения с придаточными;
  • начинает задавать вопросы «где?» «когда?»;
  • понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого;
  • подбирает по образцу и просьбе предметы основных геометрических форм, основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый;
  • выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их;
  • усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии.

Чему учится ребенок с 2,5 до 3 лет

  • перешагивает препятствия высотой в 30 см, чередующимся и приставным шагом;
  • полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого;
  • при необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком;
  • часто задает вопросы «почему?», «зачем?»;
  • по назначению использует предметы в игре;
  • правильно показывает и называет основные цвета;
  • появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.;
  • появляются элементарные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина.

На что обратить внимание родителям

  • отставание в росте, весе, психическом и моторном развитии;
  • частые падения, неспособность перешагивать через препятствия;
  • потеря интереса к играм;
  • затрудненные манипуляции с мелкими предметами;
  • неспособность понимать и выполнять  простые просьбы;
  • трудности взаимодействия (речевого, жестового и т.д.);
  • трудности овладения навыками самообслуживания.

Организация развивающей среды

Развивающая среда должна быть:

  1. безопасной;
  2. доступной;
  3. в меру упорядоченной;
  4. с возможностью двигательной активности;
  5. легко транcформируемой;
  6. с местом для спокойных игр, творчества, рисования и т.п.;
  7. с достаточным количеством игрушек и бытовых предметов, которые можно использовать в игре.

Все дети растут и развиваются по-разному

Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека.

Благополучное психомоторное развитие ребенка является фундаментом для формирования гармоничной личности.

Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью и членами семьи, укрепление привязанности, создание безопасной, принимающей среды.

Родители всегда могут обсудить процесс развития своего ребенка с врачом, психологом, специалистом по раннему развитию.

Служба ранней помощи Лекотека

На базе отделения лечебной педагогики и реабилитации  Центра психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» г. Тулы работает  лекотека. Лекотека — это служба ранней помощи ребенку; служба психологического сопровождения, специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с особенностями развития (до 4-х лет).   

В лекотеке взаимодействие родителей с ребенком происходит при содействии и под руководством специалистов — педагогов, психологов — в естественной для раннего возраста игровой среде, эффективными игровыми методами. Семьи с маленькими детьми получают в лекотеке разностороннюю квалифицированную помощь и поддержку, малыши – необходимую среду для полноценного общения.

Посредством игры специалисты  проводятся занятия:

  • по сенсомоторной коррекции, которые активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей; способствуют формированию пространственных представлений, развитию общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка;
  • по игровой терапии — в ходе игры у малыша развиваются основные формы мышления, воображение, коммуникативные навыки, речь; в игре малыш учится всему без усилий и с удовольствием;
  • по формированию коммуникативных навыков — у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения.

Важным направлением работы с детьми раннего возраста является организация детско-родительских групп, где дети вместе с родителями, используя игру, учатся эффективно взаимодействовать, общаться в процессе деятельности.

Что почитать по развитию ребенка

  1. Эрнест Кипхард. «Как развивается ваш ребенок».
  2. Яничева Т.Г. «Полезная книга для хороших родителей: ответы психологов на вопросы родителей».
  3. Жукова О.

    «Самоучитель для родителей» (от рождения до трех лет)

Подготовлено на основании материалов презентации Сапожниковой Галины Павловны, психолога службы ранней помощи Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и центра психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр».

Фото из свободных источников

Источник: https://www.mamcompany.ru/articles/normy-psikhomotornogo-razvitiya-rebenka/

Психомоторное развитие детей до года: Нормы и особенности развития

    Каждые родители мечтают о здоровом и счастливом ребенке. Но как определить что малыш здоров и правильно развивается? Существует множество показателей по который можно определить развивается ли ваш ребенок правильно.

Отношения к ним неоднозначны. Одни считают, что ребенок должен развивается за всеми показателями, другие говорят, что каждый развивается по-своему. Рациональнее будет получить знания о правильном развитии и сравнивать со своим собственным ребенком.

Психомоторное развитие детей до года

Развитие детей от 0 до 6 месяцев

    Начинать наблюдать на малышом нужно еще с роддома. Новорожденный ребенок много спит, просыпаясь только, когда пришло время поесть. Он еще находится в позе эмбриона и держит кулачки сжатыми, а при ярком свете поворачивается к нему. Двигается медленно и беспорядочно.

   В один месяц об особенностях психомоторного развития детей говорят гипертония мышц, сжатие руки, а ноги согнуты в коленях. Лежа на животе ребенок может держать головку на протяжении двух секунд.

Он хорошо слышит внешние звуки и уже выдает некоторые самостоятельно. В этот период он учится правильно брать грудь. Бытует мнение, что нужно вырабатывать режим, приемлемый для обоих – матери и малыша.

Врачи же советуют прикладывать к груди как можно чаще, чтобы лактация проходила хорошо. При необходимости  вы  можете повысить лактацию.

    Двухмесячный ребенок уже может дольше рассматривать предметы в черно-белой гамме, всматриваеться в лицо матери. Когда выдается резкий звук, он поворачивает голову. Уже начинается гуление и произношение некоторых гласных звуков.

Малыш держит голову, а когда в руку дают игрушку, он ею играет. В этот период нужно начинать плавать в большой ванне, так как ребенок уже может исполнять некоторые плавательные движения.

Питание составляет грудь матери по требованию малыша, но уменьшается частота ночных кормлений.

   Ребенок, которому три месяца хорошо держит голову, поднимает вверх руки и тянет игрушку в руке в рот.

  Лежать на спине стает для него неинтересным, и он поворачивается на живот, таким образом расширяя свое мировоззрение.

Особенностью психомоторного развития детей этого возраста является реакция на близких людей и узнавание своего имени, а в речи тянет согласные. Малыш имитирует интонации взрослых и улыбается, выражая позитивные эмоции.

     Если малышу уже четыре месяца, он может рассматривать разные игрушки, тянутся к ним, оценивать расстояние. При желании достать игрушку он переворачивается со спины на живот и опирается на руки под прямым углом. Родители уже могут садить его с поддержкой. В ответ на это ребенок будет издавать громкие звуки и смеяться.

     Деятельность пятимесячного малыша направлена более на игровую деятельность.

Он ищет наполовину спрятанный предмет, легко переворачивается со спины на живот, поднимается на разогнутые руки и с помощью родителей садится.

Ребенок различает «своих» и «чужих», а также насторожено относится к новым игрушкам. Реакция при этом может быть разная – от страха до восхищения и интереса.

     Шестимесячный малыш понимает отдельные руки взрослых, а также реагирует на повседневные звуки в помещении. Он может сам играть, перекладывая игрушки с руки в руку и при этом разговаривать сам с собой. Если надо достать предмет, может подползти.

Нормы психомоторного развития детей от 6 месяцев до года

    Полгода уже позади, а впереди неизведанные просторы исследований для малого шалуна. Он уже ползает и сидит с опорой на руку. Ребенок понимает, когда его хвалят, а когда ругают. Когда падает игрушка, он за ней следит. Игровая деятельность включает активную мелкую моторику, такую как шнурование, или рванее листов бумаги.

   Окрепший организм восьмимесячного малыша позволяет ему уже самому садится и устойчиво сидеть, стоять на четвереньках и стоять некоторое время держась за опору. Незнакомые предметы вызывают у него интерес, и он постоянно ищет себе занятие. Он понимает некоторые команды и может уже начинать разбирать пирамидку.  В этом возрасте проявляется лепет.

Особенности психомоторного развития детей в девять месяцев можно обозначить как активное стремление к познаванию мира. Ребенок ползает, может передвигается, держась за опору, реагирует на мимику и жесты взрослых.

Язык малыша составляют подражание звуков животных, отдельные короткие слоги или полнозначные слова. Игровая деятельность постоянно дополняется новыми возможностями. Он постукивает по игрушке, знакомится с музыкальными игрушками.

    В десять месяцев ребенок во многом имитирует поведение и интонацию родителей. Он уже может подать или показать предмет, о котором его спрашивают и в игре игрушки выполняют свое предназначение (машинку катает, мячик бросает). Этот возраст оптимальный для контакта малыша со сверстниками в игровой деятельности.

    Одиннадцатимесячный малыш уже может ходить за одну руку и делать самостоятельно несколько шагов. Он знает части своего тела и может собрать пирамидку. Такой малыш разговаривает со взрослыми на «своем» языке и может выполнить команды. Ребенок активно берет участие в игре самостоятельно или вовлекает в нее взрослых.

Как результат, годовалый ребенок самостоятельно передвигается, поднимает игрушку с земли. Он начинает разговаривать целыми словами (примерно 8-10 слов) и постоянно пополняет словарный запас. Такой ребенок использует большинство предметов быта по назначению.

 Психомоторное развитие детей до года не всегда происходит в соответствии с данными нормами, поскольку каждый ребенок особенный. Один начинает ходить в 11 месяцев, а другой уже в год может составлять предложения. Главное, чтобы ребенок был здоров и рос в счастливой семье.

  • Физическое Развитие Ребенка До Года
  • Режим Дня Ребенка До Года
  • ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЬ РЕБЕНКА
  • КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ХОДИТЬ 

Источник: http://razvitiedetei.info/fizicheskoe-razvitie/psixomotornoe-razvitie-detej-do-goda.html

Психомоторное развитие новорожденного ребенка до года: тест оценки психомоторного развития

На плановом приёме у педиатра с ребёнком до года очень часто спрашивают, что умеет, и что делает малыш. Или врач сам перечисляет навыки ребёнка, согласно его возрасту. С чем это связано и что врач таким образом выясняет. О чём говорят умения малыша на определённом месяце его жизни. Давайте попробуем ответить на эти вопросы в нашей статье.

На каждом приёме с новорожденным у педиатра вы слышите одно и то же: что умеет малыш в этом месяце? Что он делает из перечисленного врачом списка? Педиатр задаёт эти вопросы не из праздного любопытства. Он выясняет психомоторное развитие новорожденного. Это проявляется в умениях крохи свершать двигательную активность, жесты согласно возрасту.

Давайте рассмотрим психомоторное развитие младенца коротко по месяцам:

1 месяц характеризуется:

  • имеются рефлекторные действия;         
  • ребёнок прислушивается к голосам;         
  • сжимает руки в кулаки, подносит их ко рту;         
  • следит за родителем, яркой игрушкой.

На втором месяце отмечается:         

  • отвечает на звуки, поворачивая голову;        
  • улыбается;         
  • пытается удерживать голову;         
  • захватывает предметы;         
  • лёжа на голове хорошо держит голову.

Третий месяц знаменателен:         

  • хорошо удерживает голову;         
  • умеет переворачиваться;         
  • гулит;        
  • умеет сосредатачиваться;         
  • отвечает на общение взрослого улыбкой.

4 месяц характеризуется:         

  • узнаёт маму, реагирует на её голос;         
  • умело переворачивается;         
  • гуление более длительное, эмоциональное;         
  • умеет себя занять.

На пятом месяце появляется:         

  • может отличать своих от чужих;         
  • развит хватательный рефлекс;         
  • может есть прикорм;         
  • различает тона.

Шестой месяц знаменателен:         

  • может сидеть;         
  • активно играет с игрушками;         
  • поднимает упавшие игрушки;         
  • смеётся в голос.

На седьмом месяце отмечается:         

  • сидит самостоятельно;         
  • пытается ползать;         
  • активно гулит;         
  • ест с ложки;         
  • может себя занять.

Для восьмого месяца характерно:        

  •  может катать, стучать;         
  • ползает;         
  • встаёт у опоры;         
  • активно ест прикорм;         
  • играет в «ладушки»;        
  • узнаёт себя в зеркале.

На девятом месяце проявляются:         

  • ходит у опоры;         
  • самостоятельно сидит;         
  • ползает;        
  • откликается на своё имя;         
  • ест с ложки, пьёт из чашки;         
  • пытается говорить слова.

 Десятому месяцу соответствует:         

  • ходит, держась за руки;         
  • любопытен;         
  • выполняет простые просьбы;         
  • произносит первые слоги.  

11 месяц характеризуется:         

  • пытается ходить;         
  • ходит у опоры;         
  • ходит за одну руку;         
  • способен выполнять просьбы;         
  • определяет глаза, нос, рот, уши.  

Первый год жизни ребёнка проявляется:         

  • самостоятельно умеет ходить;        
  • играет с игрушками;         
  • произносит простые слова;        
  • выполняет простые действия;         
  • знает части тела.

Итак, мы вкратце рассмотрели психомоторное развитие детей раннего возраста на разных этапах жизни вашего малыша до одного года. Ребёнок развивается динамично, у него появляются новые навыки и умения.

Существует тест оценки психомоторного развития ребёнка.

Тест оценки психомоторного развития ребенка основан на способности ребёнка выполнять определённые задания, подходящие для его возраста. В результате должно получиться не меньше 3 выполненных и не выполненных заданий.

Если ваше чадо при прохождении теста допустило ошибок больше разрешённого, то тест считается не пройденным. Если, ребёнок прошёл тест, где справляются 25% детей – результат будет «с опережением».

Такой вид тестирования получил своё название «Денверский скрининговый тест»

Источник: https://DetStrana.ru/article/malysh-0-1/razvitie/psihomotornoe-razvitie-rebenka/

Психомоторное развитие ребенка до года

6 месяцев. Быстрыми темпами идет психическое развитие. Это возраст становления эмоционального общения. Малыш поворачивается в сторону звуков и голоса, умеет смеяться, хныкать, плакать, реагировать на эмоции окружающих, подражать звукам речи (лепетать).

Он пытается произносить слоги — «мама», «ба-ба», начинает искать исчезнувшие предметы, хватает их одной рукой, поднимает выпавшую игрушку, размахивает ею, пытается ползать. Если его поддерживать — поднимается на ножки и делает первые попытки переступить с одной ноги на другую.

К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно и есть с ложки.

7 месяцев. Его движения становятся целеустремленными. Например, он умеет перекладывать предметы из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе.

Малыш начинает уверенно неосознанно повторять слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» (не обращаясь к кому-либо конкретно), сидит, встает на колени, становится на четвереньки, начинает ползать, шагает при поддержке. В ответ на вопрос «Где?» находит предмет, находящийся на постоянном месте.

Он тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему, самостоятельно поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку. В этом возрасте его уже можно учить пить из чашки.

8 месяцев. Малыш начинает понимать слово «нет», слитно произносит слоги, издавая звуки, напоминающие слова, улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового, очень любит заводные игрушки, мячи, за которыми активно ползает.

Он сам садится и сидит без поддержки, встает из положения лежа и стоит, держась одной рукой, а при поддержке пытается пройтись. Он учится играть в «ладушки» — старается хлопать в ладоши. Подползая к опоре (краю манежа или стене), ребенок пробует встать на ноги, падает и снова повторяет попытку.

Некоторые дети уже достаточно хорошо стоят с опорой. Многие ползают так быстро, что с трудом удается их догнать.

К 9 месяцам ребенок уже знает свое имя и поворачивает лицо к тому, кто его зовет, начинает улавливать не только интонацию, но и значение отдельных слов: «дай», «на», «брось», «иди на ручки» и др.

, осваивает жесты, например качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет, машет ручкой при прощании. В возрасте 8-9 месяцев ребенок начинает испытывать тревогу при расставании с матерью.

Иногда произносит слова-обозначения: «кис-кис» (кошка), «ав-ав-ав» (собачка), «би-би» (машина).

С игрушками предпочитает играть сидя, совершая повороты корпусом, садится и встает из любого положения, глазами следит за падением предметов, сам их ищет и может собирать, захватывая всей кистью. Он делает попытки стоять самостоятельно и ходить с опорой (например, держась за спинку стула и двигая его вперед), уже может переступать при поддержке за одну или обе руки.

В 10 месяцев малыш поднимается без опоры и стоит в течение нескольких секунд, делает попытки передвигаться, держась за подвижную опору или мамину руку и переступая с ноги на ногу.

Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет объекты отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами.

Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение. По просьбе «Дай» дает знакомый предмет, играет в ладушки.

РекомендацияВ это время рекомендуется, по-называя ребенку новый предмет, громко и четко его называть. Ребенок пока еще не в состоянии повторить это название, но может его запомнить.

11-12 месяцев. Осознанно произносит первое слово (помимо «папа» и «мама») .

В конце первого года жизни малыш уже может положить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается, не приседая, чтобы поднять что-либо, хорошо ходит, держась за одну руку, делает первые шаги сам.

Он знает названия многих вещей, понимает слово «нельзя», различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова. Узнает на фотографии знакомых, с удовольствием имитирует действия других людей.

На втором году жизни малыш самостоятельно ходит, начинает бегать, сначала поднимается, а затем и спускается с лестницы, придерживаясь одной рукой за перила, сам может снять что-то из одежды.

Он учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых. Он знает и показывает, где находятся нос, глаза, различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка.

Его словарный запас постоянно расширяется, но следует отметить, что возраст, когда ребенок начинает разговаривать, может быть различным.

В возрасте 15 месяцев большинство детей правильно называют 4-6 предметов, когда им на них указывают. К двум годам они употребляют до 50 слов и начинают строить предложения из двух слов.

Но иногда и совершенно здоровые дети до 18-месячного возраста, а то и позднее могут вообще не произносить слов. В дальнейшем они быстро наверстывают упущенное и, как большинство их сверстников, к 2 годам способны произнести предложение из нескольких слов.

Мальчики несколько отстают в моторном развитии и по сравнению с девочками немного позже начинают сидеть, ходить, разговаривать.

Источник: https://www.sweli.ru/deti/do-goda/razvitie-rebenka/psihomotornoe-razvitie-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]