Музыка вокруг нас
Мы все слышали немало о том, что музыка является мощным инструментом воздействия на развитие живого организма. Например, на растения, которые под звуки Моцарта и Грига растут гораздо охотнее и лучше, чем без них или под грохот «Раммштайн».
Что уж тогда говорить о таком высокоразвитом организме, как человек. Любая мама знает, что пение колыбельной перед сном или распевание на два голоса любимых песенок из
мультфильмов – это прекрасный способ сблизиться, развлечься и хорошо провести время вдвоем с ребенком.
Музыка – искусство общедоступное, всем понятное, и ее влияние на развитие личности детей очень трудно переоценить. Ни один родитель мира не сможет сказать, что музыка – совершенно лишняя составляющая в воспитании ребенка. Она сопровождает нас с самого первого дня жизни. Можно сказать, что она повсюду.
У всех разные предпочтения и вкусы: шансон очень отличается от оперетты, а попсовые треки никогда не будут слушать люди, предпочитающие джаз или рок. То есть у каждой уникальной личности есть свои музыкальные пристрастия, и формируются они под воздействием окружающей обстановки, людей, образования и общего развития.
Музыка влияет на эмоциональное восприятие самым прямым образом. Она мотивирует, веселит, действует расслабляюще или, наоборот, возбуждает и заводит.
Музыкальное восприятие с первых месяцев жизни
На ребенка в раннем возрасте очень благотворно влияют мелодичные звуки, которые издает музыкальная шкатулка в его комнате, напевные мелодии маминых колыбельных перед сном. Слушая красивую музыку, малыш развивает слух, речь, восприятие окружающего. Вспомните, какие радостные эмоции излучает ваш ребенок, слушая знакомую мелодию из мультфильма.
Уже в самом нежном возрасте дети способны переживать под звуки музыки ничуть не меньше, чем взрослые. Тревожная
музыка заставляет их предчувствовать, что сейчас произойдет нечто пугающее, веселая песенка крокодила Гены создает отличное настроение в день рождения, а торжественные звуки фанфар говорят о том, что вот-вот наступит совершенно особенный момент, и малыш весь превращается во внимание.
Безусловно, говоря об эстетическом развитии личности, не обойтись без упоминания о том, какое влияние оказывает на ребенка музыка.
В наше время широкое распространение получили всевозможные медийные средства: телевидение, радио, интернет. Буквально в каждом доме стоит компьютер и музыкальные колонки, а треки на любой вкус можно слушать не только с виниловой пластинки или кассеты, но и просто выйдя во всемирную сеть со смартфона.
Благодаря этому родители имеют неограниченные возможности для развития музыкального вкуса ребенка. Дети любят слушать музыку, с удовольствием танцуют и поют под любимые песни. Даже крохотные младенцы вслушиваются в звуки окружающего мира и «поют», гулят, повторяя услышанное и пробуя свой голос, машут ручками и ножками, выражая свой восторг.
Более старшие детки уже с легкостью различают, веселую музыку они слышат или печальную, спокойную или оживленную. Они уже проявляют свои интересы, отдавая предпочтение тем или иным произведениям или жанрам музыки.
Влияние музыки на развитие личности детей непосредственно связано с их обучением. Развитие каждого ребенка очень индивидуально и требует самого пристального внимания преподавателей и родителей.
Основными моментами, оказывающими влияние на развитие ребенка с первых месяцев жизни, становятся предметы, их форма и цвет, а также звуки. Дети рассматривают картинки или игрушки, ощупывают их ручками, тянутся ко всему яркому, блестящему, красивому.
Звуки тоже могут быть красивыми. Особенно это заметно, когда ребенок испытывает радостные переживания, слушая музыку.
Для того чтобы повлиять на развитие эстетического вкуса ребенка, необходимо заниматься с ним, прививая любовь к различным жанрам музыки. Разумеется, речь идет в первую очередь о классической музыке. Великие композиторы прошлого создали прекрасные произведения для детей, без прослушивания которых нельзя оставить ни одного ребенка.
Несомненно, что сложные музыкальные такты оказываются более полезны для ребенка, чем незамысловатые эстрадные песенки. Однако всему есть определенный предел, и зацикливаться на классических произведениях не стоит. Нужно умеренно дозировать прослушивание такой музыки – она, несомненно, вдохновляет и действует успокаивающе, но ребенок есть ребенок, и он любит разнообразие.
Для самых маленьких, новорожденных детей можно порекомендовать следующие произведения:
В.А.Моцарт
Divertimento in D Major, K. 205 3. Adagio
Lodron Night Music, K. 247 9. Allegro Assai
Rondo in C Major, K. 617
Serenade No. 3 in D Major, K. 185 5. AndanteGrazioso.
Занятия музыкой в дошкольном возрасте
Не будем забывать, что на общее развитие также оказывают влияние звуки природы. В условиях жизни мегаполиса родителям подчас очень трудно, а иногда и невозможно
выкроить время на поездку за город, где можно отдохнуть и расслабиться, прислушиваясь к умиротворяющим звукам природы.
Поэтому записи пения птиц, шума дождя, леса, морских волн, криков чаек и стрекота сверчков хоть и не сравнятся с пребыванием на природе, но всё-таки ненадолго отвлекут ребенка от привычных городских звуков, которые оказывают не самое здоровое влияние на его психику и развитие.
Подрастая, малыш уже может сам попросить вас включить ему музыку. Потешно танцуя или прыгая, пытаясь подпеть под знакомую мелодию, ребенок получает ни с чем не сравнимое удовольствие и сам себе помогает развиваться по многим параметрам.
Потанцуйте вместе под «Танец маленьких утят», пропойте песенку «Антошка, Антошка» и «В траве сидел кузнечик». Это отличное времяпрепровождение для родителей и ребенка, а также развитие речевых навыков, двигательной активности и творческих способностей.
А песенки из мультфильмов! Как здорово вместе посмотреть мультик «Львёнок и Черепаха», а потом, на даче или на пляже, вспомнить песенку: «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу…».
- В дошкольном возрасте классическая музыка остается замечательным средством, влияющим на становление и развитие личности ребенка. Рекомендуются следующие произведения:
- Вольфганг Амадей Моцарт — Соната № 11 «AllaTurca»
- Иоганн Себастьян Бах — Фуга ре минор BWV 565
- Иоганн Себастьян Бах — Хорошо темперированный клавир (Прелюдия и фуга №1)
- Пётр Ильич Чайковский — Щелкунчик (Танец Феи Драже)
- Эдвард Хагеруп Григ — Утреннее настроение
- Пётр Ильич Чайковский — Щелкунчик (Марш).
Посмотрите с детьми мультипликационный фильм «Щелкунчик» (режиссер Борис Степанцев, 1973 год). В нем удивительно красиво рассказана всемирно известная сказка Гофмана, которая сопровождается неподражаемой музыкой Петра Ильича Чайковского.
Не забудьте о праздниках. Новогодние песенки для Деда
Мороза и Снегурочки будут очень кстати. Отличный подарок для бабушки на праздник 8 Марта – песня о том, что «бабушка – самый надежный, верный друг» и так далее. Детских песен великое разнообразие и множество – выбрать можно на все случаи жизни.
Период дошкольного детства, возможно, самый важный в жизни человека. В этот период закладываются основы характера будущей личности.
Все, что окружает ребенка в эти моменты жизни, имеет влияние на его дальнейшее развитие.
Главные человеческие качества, интересы, способности – все зависит от того, насколько родители сумели повлиять на ребенка в процессе его воспитания и обучения на этом этапе.
Советы родителям
Не все родители считают нужным развивать своего малыша с помощью музыки, что является глубочайшим заблуждением. Всестороннее гармоничное развитие человека невозможно без знакомства с музыкой. Больше того, учеными доказано, что влияние музыки – это очень эффективное воздействие на нравственное становление личности.
Под музыку дети фантазируют, переживают, радуются, думают, веселятся. Найдите время, чтобы поиграть с ребенком в театральные игры, где под музыку можно обыгрывать
различные ситуации, сценки, придумывать своих персонажей.
Родители, как самые близкие и любящие люди, должны ввести ребенка в волшебный мир музыки, позволить почувствовать ему характер музыки, её силу и глубину. А дети способны на очень многое.
Они воспринимают окружающую действительность подчас точнее, чем взрослые.
Слушая музыку, они могут сложить в сознании такие фантазии и так обыграть их перед мамой и папой, что те только диву даются: «Откуда что берется!».
Позвольте своему малышу развить свои таланты, которые могут быть сколь угодно разнообразными. Занятия музыкой облегчат овладение знаниями, умениями и навыками, помогут лучше сосредотачиваться, проявлять умственные усилия и инициативу.
Музыка сближает, помогает общаться со сверстниками, обрести новых друзей, заставляет сострадать и радоваться, а также мотивирует и поднимает на борьбу, если это вдруг потребуется.
Как всегда, в таких случаях многое зависит от вас, дорогие родители и педагоги. Помогите детям настроить свою жизнь на музыкальный лад и наслаждайтесь плодами своих усилий.
Источник
Источник: https://snovenie.ru/vliianie-myzyki-na-razvitie-lichnosti-rebenka-vajnyi-aspekt-v-vospitanii.html
Влияние музыки на развитие ребенка и становление его личности
Педагоги и психологи, занимающиеся изучением вопросов становления и развития личности ребенка в разном возрасте, всего мира издавна ведут спор — какова роль музыки в жизни ребенка. Музыка — предмет образования или воспитания?
Позицию советской педагогики в этом вопросе высказал композитор Кабалевский.
В своем вступительном слове на открытии Московской конференции Международного общества по музыкальному воспитанию он сказал: «Главной задачей массового музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность «Обучить детей искусству очень трудно, — пишет Кабалевский в одной из своих статей о музыкальном воспитании, — и основная трудность здесь заключается в том, что по настоящему научить ребят чему-нибудь в искусстве невозможно, если не увлечь их этим искусством эмоционально».
Музыка всегда признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Уже давно доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения.
При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. Воображение обогащает все творческие проявления детей. Все компоненты музыкально-эстетического сознания: интерес к музыке, эмоциональное ее переживание, мышление, воображение, вкус тесно взаимосвязаны.
Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах и эмоциях. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.
Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств.
Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.
Музыка развивает ребенка и умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей.
Она связана с музыкальным развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): Учебник для студентов вузов / Под ред. В.С. Волкова. — М.: Владос, 2008. — 257 с. — С. 21. .
Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего от качества используемого репертуара, т. е. от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего, — классика и народная музыка.
Ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении.
В том же случае, если он попадает в изолированную от общества среду, то после трехлетнего возраста ему трудно будет научится разговаривать и, соответственно, выражать свои чувства и эмоции.
Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Тот репертуар, который слышат дети, влияет на формирование отношений к музыке.
Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. В тех семьях, где родители изначально отрицают классическую и народную музыку, дети развиваются ограниченно, так как у них отсутствует возможность воспринять и, соответственно, расширить свой кругозор в эмоционально-чувственной сфере.
Прослушивание же преимущественно современной популярной музыки, отличающейся порой довольно резкими ритмами, может негативно сказываться на развитии организма ребенка, так как такая музыка может вызывать непроизвольные движения и негативные реакции со стороны центральной нервной системы.
В таком случае ребенок может вырасти раздражительным, а иногда даже проявлять агрессию и прочие негативные реакции на внешние раздражители из окружающего мира.
На протяжении всего дошкольного детства, круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируется начало музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Психологи, специализирующиеся на формировании детской психики, рекомендуют такие произведения для полноценного формирования ребенка как всесторонне развитой личности.
Из произведений классики для детей уже в раннем и младшем возрасте можно использовать альбомы фортепианных пьес для детей — П. Чайковского, Э. Грига, А. Гречанинова, Р. Шумана, С. Майкопара и др.
Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей, например, «Детская симфония» Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Визе, симфоническая сказка «Петя и волк» Прокофьева и др.
- Прослушивание ребенком произведений классических произведений всемирно известных композиторов, таких как Моцарт, Бах, Чайковский, Вивальди, формирует у него уже в раннем возрасте представления об эталонах красоты.
- Основные направления в музыкотерапии — это слушание музыки и исполнительство.
- К слушанию музыки относятся:
- — беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
- — специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
- — упражнения на внутреннее слышание.
- Как отмечается многими практиками, на успешность проведения занятий положительно влияют позитивная личность музыкального психотерапевта, владение им способами музыкального выражения — игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в лечебный и профилактический процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.
В период времени от трех лет происходит становление первых отношений между ребенком и его родителями. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Именно страх чаще всего мешает ребёнку чувствовать себя комфортно в той или иной ситуации. Далее будет описан пример методики, способной решить проблему страха при помощи использования музыки.
Время беседы с ребёнком должно быть согласованно заранее. Необходимо не менее 20-30 минут и спокойная обстановка, целесообразно предложить в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно под спокойную музыку (Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», М.
Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» и др.). Реквизит для игры самый разнообразный.
Эти предметы могут олицетворять собой страхи, испытываемые ребенком, а в том случае, если ребенок не в состоянии четко рассказать и определить предмет своего страха, то отношение к ним позволит обнаружить те страхи, которые будут забыты или скрыты при беседе.
После установления контакта переходят к беседе, цель которой — выявить страхи. Хорошо если ненавязчивым фоном в это время будут звучать, допустим, сонаты Моцарта. При общем положительном настрое в этой музыке присутствует некоторая смена образов, на которую ребёнок, сам того не замечая, откликнется.
Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, возможно присев на корточки. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении.
После диагностики страхов следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли, музыка должна нести ярко выраженное положительное начало («Маленькая ночная серенада» В. Моцарта, «Трепак» из «Щелкунчика» П. Чайковского и т.д.).
Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.
При угнетении, меланхолии, которое зачастую возникает у детей дошкольного возраста в период их адаптации к новым условиям детского сада, благотворное влияние на ребенка оказывает прослушивание произведений Л. Бетховена («К радости», 6 симфония); раздражение, гнев позволяет нейтрализовать музыка Р.
Вагнера («Хор пилигримов») или И. С. Баха; при нервном истощении можно использовать музыку Э. Грига («Утро»), некоторые концерты А. Вивальди. Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться. К ним относятся «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.
- В ходе подготовки к проведению занятий с детьми, связанных с использованием музыкальных произведений, необходимо уделить особое внимание следующим аспектам:
- — специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
- — использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
- — использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
- Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.
При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам — высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, — преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой.
Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию) Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера, 2002. — 510 с. — С. 120. .
Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия — ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру.
Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними — возникали коммуникативно — эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.
Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.
Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс.
В тоже время здесь большое значение имеет и момент «анонимности» чувств, «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.
Пение должно быть ориентировано на народные песни. Используя песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы.
Размещение группы — замкнутый круг. Ведущий поёт вместе со всеми. Когда достигается определённое состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу.
Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.
Для руководства этой работой требуется музыкальные знания и навыки, если психолог сам не музыкант, он работает совместно с музыкальным работником, который даёт необходимые консультации.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию терапевтическую ценность представляют ритмические колебательные движения под музыку в три такта.
Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного.
С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми.
Танцевально-двигательная терапия — это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства.
Источник: https://studbooks.net/2031691/psihologiya/vliyanie_muzyki_razvitie_rebenka_stanovlenie_lichnosti
Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры личности (стр. 1 из 5)
- Содержание:
- Введение
- Глава 1. Формирование нравственно-эстетического развития детей в процессе слушания музыки
- 1.1 Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников
- 1.2 Музыкально-эстетическая культура личности
- 1.3 Составляющие музыкально-эстетической культуры личности
- 1.4 Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности
- Глава 2. Применение игровых приемов на занятиях музыки
- 2.1 Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения
- 2.2 Использование игровых приемов в процессе ритмических движений
- Заключение
- Список литературы
- Введение
Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий.
Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека.
Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции.
Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.
В методике слушания ведущее место занимает выразительное исполнение песни, пьесы педагогом, эмоционально затрагивающее слушающих детей. Большой интерес у них вызывает инсценирование песни, применение игрушек, что позволяет зрительно представить динамику музыкального образа.
В рамках теории и методики музыкального образования был проведен ряд исследований по выявления путей развития музыкальной культуры учащихся. Так, плодотворно работали в этом направлении Н.А. Терентьева, И.В. Кошмина, В.В. Алеева, Ю.П. Лозицкая.
В результате проведенных исследований авторы пришли к заключению, что, несмотря на теоретическую и практическую значимость имеющихся методик обучения музыке, они отражают достаточно узкие вопросы, связанные с разработкой средств обучения и воспитания.
Именно поэтому, как справедливо замечают В.Г. Ражников, Н.И. Киященко, А.И. Коников, общеобразовательные школы по-прежнему ориентируются на развитие лишь отдельных составляющих музыкально-эстетической культуры учащихся. В частности, более всего уделяется внимание деятельностному аспекту – фрагментарному включению детей в разные виды музыкальной деятельности.
В целом можно констатировать, что в научных работах еще не накоплено достаточно материала, необходимого для успешного решения проблемы формирования музыкально эстетической культуры детей, а также достаточно поверхностно рассмотрены аспекты влияния музыки на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Учитывая вышеизложенные факты, целесообразно говорить об актуальности и важности на сегодняшний день рассмотрения данной темы.
Главная цель работы — показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной работы.
- Основными задачами, поставленными перед работой, являются следующие:
- 1. Рассмотреть задачи и принципы музыкального образования детей;
- 2. Проследить влияние процесса слушания музыки на становление нравственно-эстетической стороны личности ребенка;
- 3. Проанализировать особенности применения игровых приемов на занятиях музыки
- Глава 1. Формирование нравственно-эстетического развития детей в процессе слушания музыки
- 1.1 Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира.
Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность [2; 36].
Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Можно выделить общие задачи музыкального воспитания:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
2. Обогащать музыкальными впечатления, знакомя детей с разнообразными произведениями.
3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
4. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.
5. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.
6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная.
- Работу строится на основных принципах:
- 2. Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;
- 3. Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;
4. Интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
5. Принцип «от простого к сложному».
6. Максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, я считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
- Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа.
- Основные цели развития у детей музыкального восприятия:
- Расширять представления у детей о музыке, как виде искусства;
- Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки;
- Развивать восприятие музыки, как одну из форм приобщения к музыкальной культуре;
- Развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память.
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека [2; 98].
- К сожалению, до последнего времени место музыки в нравственном воспитании детей было не только неустойчиво, но испытывало постоянную тенденцию к все большему его сужению, к утере самостоятельной ценности.
- Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования, созвучностью идей настоящему времени.
- 1.2 Музыкально-эстетическая культура личности
- Формирование личности — сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.
Важнейшей задачей массового музыкально-эстетического воспитания является формирование способностей воспринимать и эстетически оценивать все явления жизни, действительности и музыкального искусства в свете эстетического идеала.
Характер эстетических идеалов ребенка является главным показателем уровня его оценочных музыкально-эстетических представлений, то есть развитости его способностей эстетического и музыкального восприятия, эстетического и музыкального вкуса.
Первоначально в своей непосредственной целостности музыкально-эстетическая культура личности предстает как часть общей духовной культуры. В ней выражается способность воспринимать и творить мир музыки не только в соответствии с нормами эстетического отношения, соприкасающимися с красотой, совершенством, гармонией.
Уровень музыкальной культуры личности характеризуется таким комплексом ее проявлений, как способности, установки, знания, умения, навыки, оценки. Все эти формы или слагаемые музыкально-эстетической культуры личности возникают на основе музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания [8; 14].
Музыкально-эстетическая культура личности выступает как единство способностей, музыкально-эстетических знаний, навыков поведения, чувств, оценок и убеждений.
Она выражается в наличии и развитости музыкальных задатков и способностей; в содержании эстетических позиций личности, инициативы, установок на музыкальную деятельность; в системности, проявляющейся в умениях, навыках как необходимых элементах музыкального творчества; в развитости чувственно-оценочного отношения и образного мышления, позволяющего ориентироваться в многообразии музыкальных ценностей, формировать через механизмы ценностных ориентаций восприятие, переживание, оценки, вкусы, идеалы и взгляды.
Источник: https://mirznanii.com/a/174011/vliyanie-muzykalnogo-vospitaniya-na-formirovanie-dukhovnoy-kultury-lichnosti
Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Воспитание современного человека на ряду с наукой искусство занимает важное место.
Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.
По этому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.
Нельзя говорить об эстетическом воспитании без учета возрастного развития человека. С раннего детства воспитывается способность воспринимать чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности.
У него вырабатывается определенное отношение к природе труду, общественной жизни, быту, ребенок учиться видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства. Искусства служат средством познания окружающего мира и средством воспитания.
Современному обществу нужны люди, откликающиеся на красоту жизни. А подлинная красота всегда человечна, гуманистична. Она облагораживает человека, делает его лучше, выше, чище. Человеческая личность не отделена от общественного прогресса, а он в свою очередь, неотделим от гуманизма.
Только в обществе, построенном на подлинно гуманистических началах, может быть сформирован поистине прекрасный человек.
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии.
Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она – по выражению Стендаля, — является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум.
Многие писатели композиторы, музыковеды не однократно подчеркивали, что работу по музыкально – эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми.
Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования.
Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание.
Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке.
Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшие музыкальное развития человека препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.
Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.
Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая – снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость. Но не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказать различное воздействие на человека.
Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при не одинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания.
Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремление ребенка понять и почувствовать ее содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, художественно конкретно отображающие близкую и доступную ему действительность.
Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организована ритмически, обогащенная динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.
Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональном отражением образов реального мира. Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни.
«Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь» — писал В.В. Ванслов. Психолог Б.М. Теплов говорил по этому поводу: «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств.
Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира.
Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению.
В результате всей суммы разнообразного музыкального воздействия в детстве человек должен стать подлинным любителем музыки, культурным слушателем способным иметь о ней собственное суждение. Но не всякое музыкальное произведение по-своему содержание соответствует этим важным воспитательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. Н.А.
Ветлугина пишет: «Крупнейшие музыканты мира — композиторы, музыковеды педагоги – раздумывали, какой должна быть музыка для детей.
По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую демократическую музыку, яркую в ее жанровой характеристике: детей, особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но совершенствуя ее приемы.
Вместе с тем музыка для детей строится не в отрыве от тех достижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, которыми отличаются современные произведения. Она создается профессионалами. Нельзя допустить примитивизма, предполагая, что детям он доступен».
Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Д.
Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроит вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.
Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое признание.
Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему.
Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченной возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов.
У детей развивается интерес к музыки, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.
Красота художественной формы, понятная ребенку содержанием музыкального произведения вызывают определенные отношения к художественному образы и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса.
Задача эстетического воспитания требует отношения к любому музыкальному произведению пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться эмоционально, выразительно, вызывать у них радость.
Небрежно исполненные песня или танец теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое — способствуют развитию детского творчества.
Кроме того, познание ребенком красоты музыки, ее богатейшей образности, средств выразительности приобщают его к миру прекрасного, развивает потребность вносить музыку в свой быт.
Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка. Сопереживание ребенком чувств выраженных в музыке, — путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания.
Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства.
Впечатление детства глубоки и сильны; использования музыкального искусства для углубления этих впечатлений – вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста.
Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира, формирования его личности. Цель ДОУ воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер, способствовать тому, чтобы музыка проникла в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s45067t17.html
Влияние музыкальной культуры на нравственное воспитание личности
- Влияние музыкальной культуры
- на нравственное воспитание личности
- Надеина Ирина Викторовна,
- МБУ ДО «Детская музыкальная школа»,
- г. Муравленко
- Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
- Если на десять лет вперёд – сажай лес,
- Если на сто лет вперёд – воспитывай детей.
- Народная мудрость
О том, что дети – наше будущее, что воспитание молодёжи – вопрос номер один, что, в конце концов, «что посеешь, то и пожнёшь», говорят давно и довольно часто.
Любой мыслящий человек, тем более учитель (занимающийся образованием и воспитанием детей) понимает, насколько остро сегодня стоит вопрос воспитания духовности и нравственности.
Что мы имеем сегодня? К сожалению, очень много отрицательного: экологические катастрофы, международный терроризм, религиозный экстремизм, экономический кризис, социокультурные проблемы, огромные экологические проблемы.
Это первая линия, за ней вторая и третья, когда одна проблема рождает другую, и все они тесно увязаны. Например, коммерциализация средств массовой информации может и не в первом ряду, но мы, наши дети с этим сталкиваемся каждый день.
То, что высокая нравственность и художественная ценность подаваемого материала часто остаётся на обочине «большой дороги» – это очевидно.
Другая огромная проблема «второй линии» связана с ранней компьютеризацией, которая сводит к минимуму потребность в общении, способность образно мыслить, в худшем случае, способствует возникновению компьютерной зависимости, вызывая нарушения психологического характера.
Надо быть страусом, засунувшим голову в песок, чтобы всего этого не видеть и не задумываться над этим. И если задачи нравственного воспитания всегда стояли во главе образования, то теперь – это палочка-выручалочка, за которую надо крепко ухватиться. Главное, чтобы эта задача осталась не только в планах, отчётах и докладах.
Абсолютно справедливо считается, что духовно-нравственное состояние общества – показатель его развития. Не так много государств сегодня может утверждать о высоком уровне этого показателя. Для российского общества вопрос духовно-нравственного состояния общества – ключевая проблема. Настолько важная, что отражена в государственном документе – законе Российской Федерации «Об образовании».
«Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…» (ст. 2).
Думается, что никого не нужно убеждать, что нравственное воспитание – фундамент, на котором должно выстраиваться мировоззрение ребёнка, его обучение. Одна из «палочек-выручалочек» и, уверена, очень действенная заключается в художественном образовании, когда ребёнок воспитывается через искусство, в частности через музыкальное искусство.
Конечно, это не панацея от нравственной беды, и музыка не может искусственно «поместить» нравственность в душу ребёнка.
Зато она способна «отыскать» нравственные силы, «достать» их, развить в ходе музыкального образования и сделать прививку на всю жизнь от бескультурья, хамства, подлости, жестокости и других страшных вещей, от которых любой думающий родитель, любой думающий учитель старается уберечь молодую, формирующуюся душу ребёнка.
Сравнивая характеристики понятий «нравственность», «мораль» и «духовность», понимаешь, что они переплетены в едином узле, одно без другого не существует. В целом, речь идёт об идеалах добра, долга, чести, справедливости и красоты.
Речь идёт о моральных ценностях и традициях, которые, с одной стороны, сконцентрированы в религиозных учениях и практиках, а с другой – в художественных образцах, шедеврах мирового искусства, в том числе музыкального.
И это сцеплено воедино, это взаимозависимо, это тот самый пласт, на котором должно стоять образование, воспитание, мировоззрение.
Вот почему музыкальное искусство (классическое!) – это самая удобная колыбель, в которой надо взращивать сознание и душу ребёнка от рождения до того момента, когда он уверенно пойдёт по пути нравственности и духовности, и не только пойдёт сам, но и сможет повести за собой других!
Хочу привести характеристики понятия «духовность», которые нашла в сети Интернет:
- духовность – это готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось;
- духовность – это свободный ум и способность воспринимать трудности и неудачи, как тренажёр духовного развития;
- духовность – это тонкое умение сострадать и приходить на помощь;
- духовность – это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения;
- духовность – это отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека.
Лучше не скажешь! И поскольку моральные ценности и традиции в равной мере присутствуют в двух ипостасях – религии и искусстве, как же не воспользоваться музыкальным обучением как мощнейшим средством нравственного воспитания.
А начать всё-таки нужно с семьи. Это главная инстанция, с которой начинается воспитание, в том числе нравственное.
После рождения маленького человека на руки родителей возложена святая ноша, жизнь, которую нужно не только сохранить, но сделать так, чтобы новая жизнь смогла обогатить мир красотой и радостью, чтобы сформировался стойкий и сильный характер, способный выжить в современном, сложном мире.
Это отдельная тема, и нельзя не вспомнить в связи с этим о проблеме воспитания самих родителей. Как часто в жизни бывает: родить – родили, а что дальше делать – не знают. Как тут не вспомнить ответ Б. Спока родителям годовалого ребёнка на вопрос, когда надо начинать воспитывать. Он ответил: «Вы опоздали на год».
Умные родители не просто ответственно относятся к воспитанию, но знают и умело сочетают христианские законы с законами светской жизни. Одни помогут сохранить чистоту души, другие воспитают умение выбирать нужное для жизни, обходить опасные «рифы» сложного современного мира.
Воспитание детей – большая и очень трудная работа для родителей, не в смысле «одеть, обуть, накормить», хотя и это непросто, а в смысле «сформировать мировоззрение, дать образование, воспитать духовность и нравственность». Вот тогда можно не переживать, как писала Д. Кирнарская, «что в старости некому будет поднести тот самый пресловутый стакан воды».
Возвращаясь к воспитанию нравственности через музыкальную культуру, в частности, через музыкальное обучение, те же родители изначально сами должны понимать, что оно (музыкальное образование) нужно, оно важно, ребёнка нужно туда направить, поддержать и потребовать послушания, если это будет необходимо. Всё это – ради будущего нравственного результата.
Так почему же я ставлю знак равенства между музыкальной культурой, занятием музыкальным искусством и воспитанием нравственности?
Источник: http://yamal-obr.ru/articles/vliyanie-muzikalnoy-kulturi-na-nravstven/